19.06.2019

Новый закон об акционерах по предоставление данных. Каких документов АО касается? Обязательное раскрытие обществом информации


Информация об обществе предоставляется им в соответствии с требованиями настоящего Федеральным законом и иных правовых актов Российской Федерации.

4.3.1. Предоставление обществом информации акционерам

Общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 Федерального закона. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.

В случае использования в отношении открытого общества специального права на участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в управлении указанным обществом ("золотая акция") такое общество обеспечивает представителям Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования доступ ко всем своим документам.

Документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, предоставить им копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление.

4.3.2. Обязательное раскрытие обществом информации

Открытое общество обязано раскрывать:

Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Глава V. Структура создания открытого акционерного общества

Определяется состав учредителей (количество юридических и физических лиц), форма (вид) внесения в уставной фонд - натуральная или денежная форма, определяется предполагаемый размера уставного фонда и размеры вкладов каждого учредителя. Направляется запрос в Комиссию по ценным бумагам о необходимости согласования с Комиссией до начала создания ОАО (до 30-и дней). Проводится аудиторская проверка финансового состояния учредителей (кроме физических лиц) по вопросам их возможности осуществить соответствующие взносы в уставной фонд. Порядок оценки взносов в уставной фонд оговаривается в учредительных документах. Оценка производится отдельно по каждому взносу (более детальное определение порядка оценки стоимости вносимых взносов возможно тогда, когда будет известен конкретный их перечень). Акционеры отвечают по обязательствам общества только в границах принадлежащих им акций. Собственник акций имеет право на доход АО (дивиденды), на участие в управлении обществом (кроме собственника привилегированных акций), а также иные права. Граждане, как правило, могут быть собственниками именных акций.

Привилегированные акции дают собственнику преимущественное право на получение дивидендов (порядок такого получения дивидендов определяется в уставом АО), а также на приоритетное участие в разделе имущества акционерного общества в случае ликвидации ОАО. Привилегированные акции не могут быть выпущены на сумму, которая превышает 10 % уставного фонда АО. Собственники привилегированных акций не имеют право брать участие в управлении АО, если иное не предусмотрено Уставом. Выплата дивидендов по привилегированным акциям проводится в размере, определенном в акции, не зависимо от размера полученного дохода обществом в соответствующем году.

Собственники несут солидарную ответственность по обязательствам, которые возникли до регистрации АО.

Между учредителями заключается учредительный договор, в котором определяется порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию акционерного общества, ответственность перед лицами, которые подписались на акции и третьими лицами (нотариально заверенный).

Открывается временный счет на формирование уставного фонда в одном из учреждений банка (приложив заявление, копию учредительного договора, письмо, поясняющее открытие временного счета как счета для формирования уставного фонда).

Проведится регистрации информации о проведении открытой подписки на акции в Комиссии по ценным бумагам и фондовой бирже (в соответствии с “Положением о порядке регистрации выпуска акций и облигаций предприятий и информации об их эмиссии“). Для этого предоставляются следующие данные и документы:

1) заявление, которое оформляется в соответствии с приложением № 3 к Положению;

2) полное название будущего акционерного общества;

3) данные об учредителях, уполномоченных проводить действия по подписке на акции, с указанием номеров телефонов и телефаксов;

4) предмет и цель деятельности;

5) дата проведения учредительного собрания;

6) размер предполагаемого уставного фонда;

7) наименование учреждения банка, номер расчетного счета, на который должны быть внесены начальные взносы;

8) данные об эмиссии ценных бумаг (определенные в п.”е” п.18 Положения), а именно:

Общая стоимость (номинальная) акций, на которые планируется осуществить подписку;

Форма выпуска акций (документарная или бездокументарная);

Состав учредителей с указанием количества, типа и категорий акций, которыми они владеют;

Права, которые предоставляются собственникам простых и привелегированных акций;

Адрес мест, даты начала и прекращения подписки на акции;

Запланированный курс продажи и акций;

Детальное описание порядка на акции и их оплаты с указанием наименонования учреждения банка и номер расчетного счета, на который должна быть внесена оплата за акции.

Срок регистации информации - до 30 дней.

Обязательная публикация информации о выпуске акций, которые предлагаются на открытую продажу, в органах прессы Верховного Совета Украины и Кабинета Министров Украины (газеты “Урядовий кур’ер”, “Голос Украiни“) и официальном издании фондовой биржы (газета “Цiннi папери“).

Информация о выпуске акций, которые предлагаются для открытой продажи, публикуется не менее как за 10 дней до начала подписки на эти ценные бумаги. При опубликовании указываются следующие данные:

Фирменное наименование акционерного общества;

Предмет, цели и срок деятельности общества;

Состав учредителей;

Дата проведения учредительного собрания;

Размер уставного фонда, который предполагается;

Номинальная стоимость акций, их количество и вид;

Преимущества и льготы учредителей;

Место проведения, начальный и конечный сроки проведения подписки на акции;

Состав имущества, которое вносится учредителями в уставной фонд в натуральной форме;

Название учреждения банка и номера счета, на который должны быть внесены начальные взносы.

Проведение открытой подписки на акции, которая организуется учредителями. Учредители в любом случае обязаны быть держателями акций на сумму не менее 25% уставного фонда и сроком не менее 2-х лет. Срок открытой подписки не может превышать 6 месяцев. Лица, которые желают преобрести акции, должны внести на счет учредителей не менее 10 % стоимости акций, на которые они подписались, после чего учредители выдают им письменное обязательство о продаже соответственного количества акций. После окончания указанного в публикации срока подписка прекращается. До дня созыва учредительного собрания лица, которые подписались на акции, должны внести с учетом предыдущего взноса не менее 30 % номинальной стоимости акций. В подтверждение взноса учредители видают временное свидетельство.

Предоставление в орган регистрации Отчета о последствиях подписки на акции (не позднее 15 дней после завершения срока подписки на акции). В Отчете должна быть следующая информация:

Фактическая дата начала и прекращения подписки на акции;

Количество акций, на которые была осуществлена подписка;

Общая номинальная стоимость акций, на которые была произведена подписка по сравнению с запланированной величиной;

Общая стоимость договоров, заключенных при осуществлении подписки на акции;

Общая стоимость средств, полученных в ходе подписки на акции в таком разделении:

а) денежные средства как оплата за акции, с указанием количества акций;

б) стоимостная оценка имущества, внесенного как плата за акции, с указанием количества акций;

в) оценка инностранной валюты, внесенной как плата за акции, с указанием количества акций.

г) разделение (разбивка) средств на уставной фонд (в сумме номинальной стоимости акций, на которые осуществлена подписка) и дополнительные собственные средства (в сумме превышения фактической цены продажи акций над их номинальной стоимостью).

Отчет подписывается подписями учредителей и аудиторской фирмой, скрепляется печатью. Аудиторская фирма заверяет результаты проведения подписки. К Отчету прилагается заявление, составленное в соответствии с приложением № 4 к вышеуказанному Положению, и экземпяр печатного органа с публикацией информации об эмиссии акций.

Созывается учредительное собрания, которое проводится не позднее 2-х месяцев с момента прекращения подписки на акции, на котором в обязательном порядке, кроме прочих вопросов, должны решаться следующие:

1) принимается решение о создании акционерного общества и утверждение его устава;

2) принимают или отклоняют предложение о подписке на акции, которые превышают количество акций, объявленные для подписки (в случае принятия решения о подписке, которая превышает размер объявленной подписки, соответственно увеличивается предусмотренный уставной фонд). Отклонение в подписке проводится согласно перечня предоплатчиков, с конца перечня и внесенные суммы излишней подписки возвращаются не позднее как через 30-ть дней с момента прекращения подписки на акции;

3) принимают решение об уменьшении размера уставного фонда в случае, когда в установленный срок подпиской на акции покрыта не вся необходимая сумма, указанная в объявлении;

4) определяют льготы, которые предоставляются учредителям;

5) утверждают оценку взносов, внесенных в натуральной форме.

Проводится государственная регистрация открытого акционерного общества в соответствующих государственных органах Украины. (срок регистрации - до 30-ти дней, но конкретизировать можно только в соответствующих органах г.Николаева).

Постановка ОАО на обслуживание у фирмы-регистратора для ведения ими реестра ценных бумаг общества. (срок - после подготовки и предоставления необходимых документов, с момента подписания договора и Акта приема-передачи данных документов между АО и фирмой-регистратором).

На сайте Высшего Арбитражного Суда РФ опубликовано информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ". Прокомментировать этот документ мы попросили начальника Управления частного права ВАС РФ, члена редакционного совета журнала "Юрист предприятия в вопросах и ответах" и нашего постоянного автора - канд. юрид. наук Романа Бевзенко.

Действительно ли ранее, до выхода разъяснений Президиума ВАС РФ, компании имели право отказать миноритариям в предоставлении той информации, которая была прямо указана в законе? Или же речь идет о некоем спорном толковании этих норм закона, в которое информационное письмо внесло единообразие?

Идеологически нормы Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" в плане предоставления информации довольно либеральны и в них нет никаких ограничений на предоставление информации. Закон № 208-ФЗ в этой части вообще очень хорош для акционеров. Его даже можно назвать "проакционерским".

Но практика показала, что очень часто общества по разным причинам не хотят предоставлять информацию и используют различные приемы, которые позволяют правомерно отказать или затруднить доступ акционерам к информации. И акционеры столкнулись с проблемой доказывания того обстоятельства, что их права на получение информации в действительности были нарушены.

Приведу пример. Я обращаюсь в акционерное общество за информацией и, получив устный отказ, подаю к нему иск с требованием предоставить информацию. Но согласно АПК РФ я должен доказать те обстоятельства, на которые я ссылаюсь. А таких доказательств у меня нет.

В суде компания заявляет, что закон она не нарушала, готова предоставить информацию по первому требованию и мне отказывают в иске со ссылкой на то, что мои права не нарушены.

Как быть в такой ситуации, когда в реальной жизни нарушение имело место, но доказать его в суде так, чтобы оно стало юридически существующим для суда, невозможно?

Ответ на поставленный вопрос содержится в п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ, который посвящен тому, что должен доказать участник хозяйственного общества, обратившийся в суд с иском о предоставлении информации хозяйственным обществом. Этот пункт имеет, я бы даже сказал, общеправовое значение.

Работая над этим пунктом информационного письма, его разработчики учитывали разумность истцов. Согласитесь, в данной ситуации акционер просто так за судебной защитой не обратится. Если он пошел в суд, то это, по всей видимости, означает, что у него есть некий нарушенный интерес и просто отказать истцу в защите его интереса, ссылаясь только на то, что он не может доказать наличие нарушенного права, нельзя. В связи с этим Президиум ВАС указал, что дату принятия решения, а не дату предъявления иска судам следует учитывать, что для удовлетворения требования участника хозяйственного общества о предоставлении информации необходимо, чтобы такое нарушение имело место на момент принятия решения. В том случае, когда участник не может доказать, что до предъявления иска он обращался в общество с требованием о предоставлении информации, однако к моменту принятия судом решения указанная информация так и не предоставлена обществом истцу, суд удовлетворяет заявленное требование. Если же после получения обществом искового заявления участника о предоставлении информации, которое в такой ситуации само по себе может рассматриваться как требование о предоставлении информации, общество в установленный срок предоставит эту информацию участнику, суд, если истец не заявит об отказе от иска, отказывает в удовлетворении иска; в таком случае судебные расходы относятся на истца как на проигравшую сторону (ч. 1 ст. 110 АПК РФ).

Предоставление обществом информации истцу после принятия решения само по себе не может являться основанием для отмены этого решения судом вышестоящей инстанции.

Поэтому я призываю всех уделить особое внимание на второй пункт информационного письма и попытаться проникнуться той правовой идеей, которая в нем заложена. Это действительно очень плодотворная правовая идея, которая может оказаться полезной в самых неожиданных сферах практической юриспруденции. Посмотрим, какое развитие она получит в дальнейшем.

Многие СМИ оценивали данное информационное письмо как победу миноритариев в споре с крупными компаниями, не желавшими предоставлять им информацию о своей деятельности. Согласны ли Вы с такой точкой зрения?

Это не так. Данные разъяснения - попытка найти баланс между интересами хозяйственного общества и его участников. Особенно четко это видно из п. 1 письма. С одной стороны, участник не должен обосновывать наличие надлежащей цели, то есть для чего ему эта информация. С другой стороны общество вправе доказать, что участник злоупотребляет правом на информацию для того, например, чтобы причинить ущерб обществу.

Кроме того, я хотел бы обратить внимание на то, что задача высшей судебной инстанции - вносить единообразие в судебную практику, устанавливать единое понимание норм права. Собственно Президиум ВАС РФ это и сделал, приняв рассматриваемое информационное письмо.

Не означает ли указание в информационном письме на возможность отказа в предоставлении информации ввиду злоупотребления правом возложение на миноритария дополнительного бремени доказывания наличия должной цели в истребовании документов? Если из закона следует, что одного лишь статуса акционера достаточно для получения сведений, то с учетом положений информационного письма не придется ли ему еще и указывать цели, для которых запрашивается информация, надеясь, что общество (а затем и суд) сочтут их достаточно убедительными?

Когда обсуждался проект этого информационного письма, то рассматривался еще один вариант п. 1, в котором была заложена идея, что лицо, обращающееся за информацией, должно доказать, что у него есть разумная деловая цель или разумный деловой интерес в ее получении.

Эта идея возникла не у нас, она вытекает из американских корпоративных практик и прецедентов. Европейцы, кстати, не смотрят на предоставление информации так широко, как мы.

Итак, в первом варианте п. 1 проекта разъяснений говорилось о том, что участник общества не должен доказывать, что у него есть специальный интерес, а второй вариант подразумевал, что участник должен доказать разумную деловую цель получения им необходимой информации.

Второй вариант очень быстро отпал. Почему? Потому что пока, на мой взгляд, корпоративная культура в России находится в зачаточном состоянии, корпоративные нарушения и злоупотребления со стороны мажоритариев и менеджмента таковы, что заставляют дать приоритет защите интересов миноритарных акционеров. Именно они, как правило, и являются истцами по такого рода делам.

В разъяснениях приводятся примеры, цель которых - напомнить акционерам о том, что они не должны злоупотреб- лять своим правом на информацию. Между тем, всем известно, что запрет на злоупотребление правами - общеправовой. Зачем об этом упоминать? Как определить - есть ли факт злоупотребления правом или его нет?

Действительно, с одной стороны, то, что акционер не должен злоупотреблять своими правами, очевидно. С другой стороны, в разъяснениях мы попытались описать ситуации, при которых право на информацию используется явно не во благо, поэтому в реализации этого права должно быть отказано. На мой взгляд, такие примеры будут только на пользу.

В данном случае мы хотим обратить внимание не на то, что у акционера может не быть права на информацию (это право у него, безусловно, есть), а на то, что оно используется неправильно и данный факт является правонарушением.

Хочу особо подчеркнуть, что злоупотребление - основной и самый распространенный случай использования права на информацию не по целевому назначению. Поэтому в информационном письме приведены несколько примеров таких злоупотреблений. Например, описан случай, когда покупается одна акция конкурирующей компании для того, чтобы получить доступ к коммерческой тайне.

При этом обязанность доказать факт злоупотребления акционером своим правом на информацию лежит на ответчике.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать несколько очень важных выводов:

  • акционер не должен доказывать деловую цель получения информации;
  • акционер не должен злоупотреблять своими правами;
  • доказывать факт злоупотребления истца должен ответчик.

Совпадает ли правовая позиция, отраженная в информационном письме в отношении квалификации запроса информации как злоупотребления правом, с позицией, содержащейся в определении КС РФ от 18.01.2011 № 8-О-П «По жалобе открытого акционерного общества «Нефтяная компания "Роснефть"» на нарушение конституционных прав и свобод положением абзаца первого пункта 1 статьи 91 Федерального закона "Об акционерных обществах"»?

Выводы, сделанные Конституционным Судом РФ, совпадают с разъяснениями, данными в информационном письме Президиума ВАС РФ. Я, по крайней мере, серьезных расхождений не обнаружил, разница лишь в стиле этих двух актов.

Таким образом, КС РФ указал, что нормы Закона № 208-ФЗ в их нынешнем виде Конституции РФ не противоречат, а Президиум ВАС РФ объяснил смысл этих положений закона.

В пункте 14 информационного письма дан ответ на достаточно сложный и болезненный вопрос о предоставлении доступа к информации бухгалтерского учета. Во-первых, в информационном письме отсутствует толкование понятия "бухгалтерские книги", которого нет в законе о бухучете, и не ясно, что понимать под ним. Во-вторых, информационное письмо, с одной стороны, предписывает обеспечить доступ ко всем сведениям, содержащимся в системе ведения бухгалтерского учета, но с другой стороны, предлагает сохранять их в виде "общедоступного текстового файла", что на практике не облегчит, а наоборот, резко усложнит работу с данными. Была ли у данного подхода Президиума ВАС РФ определенная цель или же здесь кроется техническая недоработка?

Это очень хороший вопрос, связанный с существующей путаницей между понятиями "бухгалтерский учет" и "документы бухгалтерской отчетности". В пункте 16 информационного письма говорится о том, что при оценке правомерности требований акционера о получении доступа к документам общества и (или) изготовления их копий судам необходимо учитывать, что в силу абз. 19 п. 1 ст. 89 Закона № 208-ФЗ помимо прямо перечисленных в данном пункте документов общество обязано хранить иные документы, предусмотренные названным Законом, а также документы, предусмотренные правовыми актами РФ. Под таким правовым актом имеется в виду, прежде всего, постановление ФКЦБ России от 16.07.2003 № 03-33/пс "Об утверждении Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ". Однако это не все. В постановлении ФКЦБ России есть отсылка еще к одному акту, содержащему перечень документов, которые подлежат хранению, а стало быть, подлежат раскрытию, - это Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558.

Поэтому на сегодняшний день нет ограничений по документам, которые подлежат хранению и раскрытию по правилам о предоставлении информации. Почему я бы сделал такой вывод? Дело в том, что в указанном Перечне поименованы практически все бумаги, которые образуются в процессе деятельности общества.

Если следовать толкованию, которое дал Президиум ВАС РФ в п. 16 информационного письма, то получается, что акционер имеет право доступа к любым документам общества. И в данной ситуации вопрос о толковании понятий "книга документов бухгалтерского учета" и "документ первичной бухгалтерской отчетности" просто теряет смысл.

Теперь перейдем к вопросу о формате сведений. В чем смысл такого толкования закона?

Объясню на примере. Допустим, прихожу я в компанию и прошу предоставить мне определенные бухгалтерские документы. Мне могут предоставить необходимую информацию в формате, читаемом программой 1С. Но у меня нет такой программы, и покупать ее, чтобы открыть один документ, я точно не собираюсь. Поэтому я хочу получить необходимую информацию в общедоступном формате текстового файла, который можно открыть практически на любом компьютере. Таким образом, цель данных разъяснений - не усложнить чью-то работу, а упростить доступ к информации в электронном виде.

Хочу еще раз обратить внимание на гибкость подхода, который продемонстрировал Президиум ВАС РФ. Документ будет предоставлен акционеру именно в таком виде, в каком он его запросит, - не больше и не меньше.

В пункте 15 информационного письма указано на отсутствие необходимости получения согласия лиц, чьи персональные данные передаются миноритарию. Если вопрос с предоставлением такой информации для защиты нарушенных прав миноритария в законе отражен, то как быть в случаях, когда миноритарий запрашивает сведения не для защиты своего нарушенного права? Или при любом запросе данных миноритарию целесообразно указывать, что он запрашивает их для защиты своих нарушенных прав, чтобы не ставить общество в неразрешимую ситуацию?

С персональными данными, действительно крайне сложно. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" как спрут порой невольно вторгается своими щупальцами в различные правовые сферы, которые к защите персональных данных вообще никакого отношения не имеет. Полагаю, что его разработчики об этом и не подозревали. Рассматривая корпоративные споры, многие арбитражные суды оказываются намертво скованными положениями этого Закона.

Приведу пример. Закон № 208-ФЗ позволяет предоставлять информацию о лицах, имеющих право принимать участие в общем собрании акционеров (Ф.И.О. акционера). А Закон № 152-ФЗ в то же время запрещает предоставлять подобную информацию другим участникам общества. Над сферой действия Закона № 152-ФЗ законодателю следует еще раз очень хорошо подумать.

В пункте 15 информационного письма Президиум ВАС РФ обращается к этой сложной теме и дает следующие разъяснения: если физическое лицо вступает с обществом в корпоративные правоотношения, то его согласие на раскрытие информации, содержащей персональные данные, не требуется. На мой взгляд, Президиум ВАС РФ оправданно сузил сферу применения Закона № 152-ФЗ.

Стоит заметить, некоторые истцы сейчас жалуются в Россвязьнадзор на то, что суды обрабатывают персональные данные, принимая иски. На мой взгляд, это абсурдная, безумная ситуация. Я понимаю, что защита частной жизни - модная сейчас тема, но во всем нужна мера. Особенно когда речь идет о корпоративных правоотношениях. И чем дальше мы будем наблюдать за применением Закона № 152-ФЗ, тем больше будем обнаруживать сфер, где абсолютное действие принципа защиты персональных данных должно быть ослаблено.

Какие острые вопросы предоставления обществом информации своим акционерам не вошли в информационное письмо и почему?

В первоначальном проекте информационного письма, который был размещен на сайте ВАС РФ, содержалось положение о том, что акционер может запросить у общества информацию, касающуюся деятельности его дочернего общества. Но после острых дебатов на Президиуме ВАС РФ этот пункт был удален из текста информационного письма. Участники Президиума ВАС РФ не смогли найти нормы права, опираясь на которые можно было бы уверенно сказать, что сегодня такое право у акционера есть.

Хочу также обратить внимание читателей на то, что Президиум ВАС РФ не высказался отрицательно по этому вопросу. Сам факт его исключения из текста информационного письма не говорит о том, что так делать однозначно нельзя. Наверное, можно, но законодательно подкрепить подобное утверждение в тот момент оказалось трудно.

Второй момент, по которому Президиум ВАС РФ также решил сейчас не высказываться, - это вопрос о возможности включения в устав общества положения о штрафах, неустойке в виде штрафа за нарушение права на информацию.

Мне кажется, серьезного обоснования для введения запрета на такие действия нет. Тем более нам известны дела, когда Президиум ВАС РФ допускал включение в устав различного рода оговорок, например третейских оговорок. Если уж это возможно, то почему нельзя включить в устав условие о неустойке? Но Президиум ВАС РФ решил пока своих оценок данной ситуации не давать. Тем более что подобных дел в нашей практике еще не было.

Интервью подготовил Алексей КАШИРИН

Д ействующее корпоративное законодательство претерпевает значительные изменения. Причем дело не только в активном нормотворчестве законодательных органов власти, но и во все возрастающей активности «мегарегулятора» - Центрального банка РФ. Одним из проявлений такой активности стало Указание Банка России от 22.09.2014 № 3388-У «О дополнительных требованиях к порядку предоставления документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 Федерального закона . Данный документ, вступивший в силу накануне нового года (21.12.2014), призван упорядочить взаимодействие между акционерами и акционерными обществами по вопросу предоставления его документов.

Каких документов АО касается?

В преамбуле Указания перечень документов очерчен более чем четко - документы, предусмотренные п. 1 ст. 89 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ . Напомним, данная норма содержит открытый список документов. При этом в его ­обязательной части находятся:

Кроме того, общество обязано хранить (и, соответственно, предоставлять) любые иные документы, если их хранение предусмотрено действующим законодательством, уставом и внутренними документами общества, решениями органов управления АО. По сути отсылкой к открытому списку в своих Указаниях Банк России ставит точку в давно идущей полемике между АО и акционерами о составе информации и документов, обязательных для предоставления.

Дополнительный перечень документов, которые общество обязано хранить и предоставлять по требованию акционера, установлен также в:

  • Положении о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденном постановлением ФКЦБ России от 16.07.2003 № 03-33/пс;
  • Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденном приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558.

Кому предоставляем?

Согласно п. 1 ст. 91 ФЗ «Об АО» возможностью ознакомиться с базовыми документами акционерного общества обладают все акционеры. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), владеющие в совокупности не менее 25% голосующих акций общества.

Запрашивать информацию, связанную с определением действительной цены выкупленных акций, вправе бывшие акционеры публичного АО, акции которых были выкуплены в порядке, предусмотренном ст. 84.4 ФЗ «Об АО».

Специальные права управления «золотая акция» дают их обладателю (Российской Федерации? субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию) право доступа к документам АО.

В терминологии Указаний такие лица именуются «правомочными лицами» , то есть лицами, обладающими правом требовать предоставления информации / документов от АО. Для упрощения восприятия материала в дальнейшем мы будем называть все 3 категории правомочных лиц акционерами .

Порядок предоставления

Комментируемое Указание Банка России содержит 23 пункта, 22 из которых регламентируют порядок общения АО с акционером. И регламентация эта весьма детальна. Также хотелось бы отметить, что Указания по целому ряду своих положений солидарны с информационным письмом Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ», а соответственно, сохранится и преемственность судебной практики по этой проблеме.

Рассмотрим ряд положений Указаний более детально.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Указание Банка России от 22.09.2014 № 3388-У «О дополнительных требованиях к порядку предоставления документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 Федерального закона «Об акционерных обществах», и порядку предоставления копий таких документов»

3. Предоставление документов акционерного общества может осуществляться в форме предоставления документов для ознакомления в помещении исполнительного органа общества (по адресу места нахождения исполнительного органа общества) (далее - ознакомление с документами) и (или) в форме предоставления копий документов (далее - получение копий документов). Форма предоставления доступа к документам определяется правомочным лицом.

Документы акционерного общества предоставляются акционерным обществом в течение семи рабочих дней со дня предъявления требования о предоставлении документов правомочного лица (далее - Требование).

Оформление требования о предоставлении документов

Итак, для получения доступа необходимо направить акционерному обществу требование . Согласно п. 3 Указаний оно должно содержать:

  1. Ф.И.О. для физических лиц, полное фирменное наименование и ОГРН для юридических (если акционер - иностранная компания, то указывается иной уникальный идентификационный номер, присваиваемый в соответствии с законодательством страны, по праву которого создано такое юридическое лицо).
  2. Обратный почтовый адрес (обратите внимание, что вне зависимости от того, кто подписывает требование, - сам акционер или его доверенное лицо - в нем надо указать адрес акционера). Если требование предоставляется по доверенности, то имеет смысл указать данные не только правомочного лица, но и его представителя.
  3. Перечень документов, предоставления которых требует акционер. Причем Указания особо подчеркивают, что перечень должен быть конкретизирован по видам и периоду создания документов.
  4. Форму предоставления документов АО:
    • если истребуются копии, то необходимо указать:
    • если акционер решил ознакомиться с оригиналами документов, то должно быть обязательное указание на возможность самостоятельного копирования документов (если такого указания нет, ­подразумевается, что копирование осуществляться не будет).
  5. Дату подписания требования и подпись правомочного лица.
  6. В требовании могут содержаться дополнительные сведения, конкретизирующие документы АО, подлежащие предоставлению, а также форму их предоставления.

Если требование подписывает не сам акционер, то к нему необходимо прикладывать документы, подтверждающие наличие полномочий подписанта (доверенность; выписка, подтверждающая количество акций, находившихся на счете акционера на дату, предшествующую выкупу, для акционеров, чьи акции были выкуплены; копия договора доверительного управления; определение о назначении в качестве конкурсного управляющего и т.п.). Как мы видим из указанного перечня, действующий акционер не обязан сообщать какую-либо информацию о количестве, виде, типе принадлежащих ему акций, а только данные, способные его идентифицировать. Все остальное общество может почерпнуть из информации, предоставляемой ему регистратором, ­ведущим реестр акционеров.

Пример 1

Требование предоставить заверенные копии документов АО на руки акционеру (физлицу)

Свернуть Показать

Пример 2

Требование акционера (юрлица) направить ему по почте заверенные копии документов АО

Свернуть Показать

Пример 3

Требование представителя акционера предоставить ему для ознакомления и копирования оригиналы документов АО

Свернуть Показать

В Примере 1 мы показали требование акционера (физического лица) предоставить ему на руки заверенные копии документов АО, при этом он на всякий случай предусмотрел возможность их получения своим представителем по доверенности, если приезд самого акционера сорвется ­(обратите внимание: «координаты» представителя здесь пока не ­указаны).

В Примере 2 копии документов затребует акционер - юридическое лицо (ООО «Орион») и просит направить их ему по почте. Посмотрите, как меняются в этом случае «шапка» требования и его подписант.

А в Примере 3 уже представитель акционера просит предоставить ему оригиналы документов в офисе АО и планирует сам снять с них копии.

Конкретный срок предоставления документов может быть не указан в требовании (как это сделано в Примерах 1 и 2), а может быть и четко обозначен (см. отметку «!» в Примере 3). Если срок не написан, то он исчисляется согласно положениям Указаний Банка России. Акционер может конкретизировать срок предоставления документов, но во всех случаях он не может быть раньше установленных ЦБ РФ сроков. Просто при личном визите установление конкретной даты становится удобным для «гостя», и АО знает, когда его ждать.

Свернуть Показать

С 1 сентября 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации...». Он изменил систему юридических лиц, действовавшую в нашей стране с 1994 года. Начиная с 1 сентября 2014 г. все хозяйственные общества делятся на публичные и не публичные. Публичным является АО, акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к АО, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Практически все ранее существовавшие открытые АО в соответствии с требованиями данного закона признаются теперь публичными. В примерах статьи мы рассматриваем взаимоотношения между акционером и АО, уже приведшим свои документы в соответствие с изменениями в законодательстве.

Как направить требование в АО и когда должны предоставить запрошенные документы?

Документы акционерного общества предоставляются в течение 7 рабочих дней со дня предъявления ему требования .

Порядок предъявления требования строго регламентирован Указаниями. Требование может быть направлено акционерному обществу следующими способами:

  1. Направлением почтовой связью или через курьерскую службу по адресу:
    • места нахождения исполнительного органа, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, либо
    • по адресам, указанным в уставе АО или
    • раскрытым в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте АО.
    Форму курьерской службы о приеме документов на отправку см. в статье «Организация работы курьерской службы »

    При наличии адресов, отличающихся от адреса, указанного в ЕГРЮЛ, требование разумно направлять как минимум по двум адресам (по тому, что содержится в ЕГРЮЛ, и по одному из указанных самим Обществом для связи с ним).

    Требование считается направленным с даты:

    • указанной на оттиске календарного штемпеля почты либо
    • передачи курьерской службе для отправки (дата подписи на документе о передаче корреспонденции, у каждой курьерской службы своя форма).
  2. Вручением представителю АО под подпись:
    • лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа АО (например, генеральному директору);
    • председателю совета директоров (наблюдательного совета) АО;
    • корпоративному секретарю (если такая должность предусмотрена);
    • иному лицу, уполномоченному принимать письменную корреспонденцию, адресованную АО.

    Соответственно, в этом случае датой направления считается та дата, что проставлена получателем.

  3. Иным способом, прямо поименованным в Уставе или локальных нормативных актах АО. К наиболее распространенным из «дополнительных» способов можно отнести:

    Дата направления и получения требования в этом случае также определяется во внутренних документах общества (см. Пример 4).

Пример 4

Фрагмент устава акционерного общества

Свернуть Показать

18.4. Требование о предоставлении информации должно быть направлено акционером Обществу одним из следующих способов:

18.4.1. Почтовой или курьерской службой по одному из адресов:

159648, Тверская область, г. Крыжопль, ул. Ягодная, д. 78/5 на имя Генерального директора Общества;

159648, Тверская область, г. Крыжопль, ул. Центральная, д. 7, офис 547, Офисный центр «Тверская Плаза», Председателю Наблюдательного Совета (Совета директоров) Общества;

159648, Тверская область, г. Крыжопль, ул. Центральная, д. 7, офис 552, Офисный центр «Тверская Плаза», Корпоративному секретарю Общества;

18.4.2. Вручено под подпись одному из лиц, занимающих следующие должности в Обществе:

  • Генеральный директор Общества;
  • Председатель Наблюдательного Совета (Совета директоров) Общества;
  • Корпоративный секретарь Общества;
  • Директор Секретариата Общества.

18.4.3. Направлено электронной почтой по адресу [email protected] в виде вложения файла в формате pdf в электронное письмо. Требование должно быть отсканировано в цветном изображении с четко читаемым сканом подписи. В электронной форме может быть направлено только Требование ознакомления с документами Общества либо предоставление копий документов на руки акционеру Общества. При этом оригинал Требования предъявляется при получении доступа к документам либо при получении их копий. Дата предъявления Требования в данном случае определяется в следующем порядке:

Срок, в течение которого АО обязано предоставить доступ к своим документам, начинает течь с даты предъявления требования (она не всегда совпадает с датой его направления). Дата предъявления, согласно п. 10 Указаний, зависит от способа отправки требования:


Если в требовании отсутствуют какие-либо обязательные сведения , то АО в течение 7 рабочих дней с даты его предъявления направляет акционеру письмо с указанием недостающей информации и документов (образец показан в Примере 5). Срок предоставления документов АО в этом случае начинает течь с даты предоставления акционером всех ­необходимых сведений и полного пакета документов.

Пример 5

Общество запрашивает недостающие сведения / документы

Свернуть Показать

В ряде случаев запрашиваемых акционером документов может не оказаться у общества . Тогда АО обязано в течение 7 рабочих дней с даты предъявления требования направить ответ, сообщив об отсутствии интересующих акционера документов, а также указать на причины их отсутствия, место их нахождения и о предполагаемой дате, когда они будут возвращены в АО или восстановлены (см. Пример 6). При этом акционер вправе потребовать, чтобы АО уведомило его о возвращении или восстановлении отсутствующих документов (Пример 7). Без такого отдельного письма от акционера АО вправе не направлять подобные уведомления (ведь в первичном ответе АО уже сообщило приблизительные сроки).

Пример 6

Общество уведомляет акционера об отсутствии части затребованных им документов

Свернуть Показать

Пример 7

Просьба акционера уведомить о возвращении в АО интересующих его документов

Свернуть Показать

Данную переписку в крупных организациях обычно ведет не генеральный директор, тогда эти письма подписывает не он, а например, корпоративный секретарь (как в Примерах 5 и 8). В противном случае конкретного исполнителя лучше указывать в нижнем левом углу (см. отметку «!» в Примере 6), чтобы акционер знал, к кому можно обратиться за дополнительными разъяснениями (сюда можно добавить его ­должность и ­внутренний или мобильный телефон).

Ознакомление с документами на территории АО и особенности предоставления документов ограниченного доступа

Ознакомление с документами Общества обычно осуществляется в специальном помещении на территории организации. Такие помещения, как правило, оборудуются минимумом необходимой офисной ­техники (стол, стул, розетки для подключения электроаппаратуры).

В ряде случаев в целях безопасности данные помещения оборудуются также видеонаблюдением. При этом необходимо оговориться, что такое наблюдение не может носить скрытый характер. О наличии камеры в помещении должно быть сообщено акционеру перед предоставлением ему доступа к документации.

Акционеры при ознакомлении с документами могут самостоятельно осуществлять копирование документов только в случае, если АО было своевременно извещено об этом. Уведомление о намерении снимать копии с документов должно содержаться в требовании о предоставлении таких документов для ознакомления (см. Пример 3). Если предоставляемые к ознакомлению документы содержат конфиденциальную информацию, например, о кандидатах в органы управления АО, то самостоятельное копирование может осуществляться только с согласия АО. Данное требование связано с ограничениями, наложенными действующим законодательством на распространение персональных данных . АО не может представлять доступ третьим лицам к персональным данным, если ­отсутствует согласие на это субъекта персональных данных.

Вообще, здесь наблюдается небольшая коллизия. При предоставлении копий таких документов АО обязано скрыть в них соответствующие персональные данные за исключением фамилии, имени и отчества субъекта персональных данных. То есть в копиях персональные данные просто вымарываются (корректором или заклеиванием соответствующей строчки при снятии ксерокопии). С оригиналами так поступить невозможно. Поэтому при предоставлении акционеру доступа к данным документам с возможностью их копирования есть риск утечки информации о персональных данных. Самым простым способом решения этой проблемы является предоставление акционеру для ознакомления не оригиналов, а надлежащим образом ­заверенных копий с вымаранными ­персональными ­данными.

В отношении коммерческой, банковской и государственной тайны вопрос в Указаниях Банка России решен более однозначно. Согласно п. 21 документы акционерного общества, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну , предоставляются акционеру только после получения от него расписки, подтверждающей, что он предупрежден о конфиденциальности получаемой информации и об обязанности ее сохранять. Если такая расписка не была приложена к требованию, АО в течение 7 рабочих дней с даты предъявления требования направляет соответствующий запрос в целях получения указанной расписки от акционера (показан в Примере 8). При этом срок предоставления копий начинается с момента получения ­расписки акционерным обществом. Исключение в этом случае сделано только для тех акционеров, которые предпочитают знакомиться с документами лично в офисе организации (они могут подписать расписку непосредственно перед ознакомлением с документами).

Пример 8

Затребование у акционера расписки с обязательством сохранять коммерческую тайну, содержащуюся в запрошенных им документах

Свернуть Показать

С государственной, банковской или иной охраняемой законом тайной Центробанк поступил еще более жестко: при предоставлении документов из них исключаются те сведения, которые содержат подобную тайну. При этом АО обязано представить объяснения, содержащие перечень исключенной информации и основания ее отнесения к охраняемой ­законом тайне (Пример 9).

Пример 9

Уведомление акционера о причине изъятия сведений из запрошенных им документов

Свернуть Показать

Как уменьшить аппетиты акционера?

Безосновательное и зачастую бессмысленное требование о предоставлении большого объема копий документов достаточно давно известно миноритарным акционерам как один из способов корпоративного давления на общество и его мажоритарных акционеров. Как видно из Указаний, их разработчики тоже с ним сталкивались. Поэтому они предусмотрели небольшое послабление в сроках предоставления информации для АО. Согласно п. 15 Указаний, если в требовании (или в одновременно поступивших требованиях) одним лицом запрошены копии значительного объема документов акционерного общества (более 10 документов и / или более 200 страниц , если большее количество и / или объем документов не установлен уставом или иным внутренним документом АО), то срок исполнения требования акционера может быть продлен, но не ­более чем на 20 рабочих дней .

О продлении срока АО обязано уведомить своего акционера в рамках первоначального срока предоставления информации. Порядок продления срока устанавливается в уставе или локальных нормативных актах общества.

Пример 10

Уведомление об увеличении срока предоставления запрошенных акционером копий

Свернуть Показать

Если акционер не явился в назначенное время или не оплатил изготовление копий

Акционер может запросить копии документов, но при этом не явиться за ними. В этом случае АО вправе направить их на почтовый адрес, указанный в требовании. Однако это право, а не обязанность общества.

На наш взгляд, это связано с тем, что предоставление копий - не бесплатное удовольствие. Организация несет расходы, а если акционеров очень много и все они активно запрашивают копии документов, то ­расходы выливаются в кругленькую сумму.

По той же причине действующее законодательство определяет, что акционер обязан оплатить изготовление копий (в размере затрат на их изготовление). Однако АО не вправе требовать от акционера предоплату, поэтому ему предоставляется на выбор 2 варианта:

  • не отправлять копии документов до оплаты акционером расходов по их изготовлению;
  • второй способ можно назвать довольно оригинальным - в соответствии с п. 19 Указаний АО вправе в уставе или ином локальном нормативном акте предусмотреть, что в случае неоплаты акционером затрат АО на изготовление копий по ранее поступившим требованиям срок предоставления документов по последующим требованиям исчисляется со дня поступления в АО оплаты за копии, изготовленные ранее (возможную формулировку в уставе мы показали в Примере 11).

Пример 11

Фрагмент устава об оплате изготовления копий запрашиваемых акционерами документов

Свернуть Показать

18.23. Предоставление копий документов по требованиям правомочных лиц (акционеров) осуществляется за плату. Размер платы определяется решением Наблюдательного совета (совета директоров) Общества. Размер оплаты за предоставление копий документов не может превышать затрат на их изготовление. Акционерное общество не вправе требовать предварительной оплаты расходов на изготовление копий документов. В случае неоплаты правомочным лицом (акционером) затрат Общества на изготовление копий по ранее полученному и выполненному Требованию такого акционера срок предоставления копий документов акционерного общества по любым последующим Требованиям исчисляется с даты поступления полной ­оплаты по ранее исполненному Обществом Требованию.

В каком виде предоставить копии?

Акционер при направлении запроса самостоятельно определяет формат предоставления копий и порядок их заверения. По умолчанию АО вправе направить обычные, не заверенные копии документов. Это ­следует из положений п. 17 Указаний.

Если акционер желает получить заверенные подписью и печатью копии , он должен особо оговорить данный момент (см. отметку «!» в Примерах 1 и 2).

Заверение производится в обычном порядке, то есть путем оформления заверительной надписи на каждом листе (показана в Примере 12) либо путем заверения сшива листов (Пример 13).

Пример 12

Заверительная надпись на листе копии документа

Свернуть Показать

В этой надписи первое предложение «навеяно» указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 № 9779-Х, положения которого относительно заверения копий документов, судя по судебной практике, активно применяются. А второй «абзац», начиная со слова «Верно» и до текста в скобках, - результат следования рекомендациям ГОСТа Р 6.30-2003 (выхода в свет его нового варианта мы ждем в ближайшее время). Текст в скобках можно добавить для объяснения полномочий данного лица ­заверять копии документов (такие варианты встречаются на практике).

Пример 13

Заверительная надпись на сшиве многостраничного документа (либо нескольких документов)

Свернуть Показать

На практике часто все предоставляемые акционерам документы сшиваются вместе. С формальной точки зрения это, безусловно, не правильно (каждый документ должен быть прошит и заверен). Однако метод активно используется для экономии времени во многих крупных АО и, как правило, не вызывает нареканий ни у акционеров, ни у судей.

Банк России особо предусмотрел порядок взаимодействия с «продвинутыми электронными» акционерами, которых пока не очень много, но представляется, что их количество год от года будет расти. Специально для таких акционеров, опережающих в своем развитии акционерное общество, п. 17 Указаний особо оговаривает, что если в требовании указано, что копии документов должны быть заверены и представлены на электронном носителе , а у АО отсутствует электронная подпись, то копии запрашиваемых документов представляются на электронном носителе незаверенными. При этом акционеру должны быть разъяснены причины выдачи ему копий документов не в том виде, в каком он их ­запрашивал («объяснительную» для такого случая см. в Примере 14).

Пример 14

«Объяснительная» акционеру об отсутствии у АО электронной подписи

Свернуть Показать

Нам хотелось бы обратить внимание читателей еще и на следующий момент. Нигде в Указаниях при предоставлении документов речь ни разу не заходит о возможности предоставить акционеру копии . На наш взгляд, такой подход вызван переоценкой здравого смысла.

При предоставлении оригиналов возникает масса самых разных затруднений. Начиная с того, что оригиналы ряда запрошенных документов могут находиться в обособленных подразделениях в других регионах и заканчивая рисками утраты данных документов в процессе транспортировки, кроме того, документы ведь элементарно истрепываются, приходя в негодность от частого просмотра. При этом мы даже не рассматриваем варианты, когда акционер, запросивший документы, имеет целью их уничтожение, а ведь и такие случаи вероятны. На наш взгляд, при предоставлении документов необходимо руководствоваться здравым смыслом: акционер должен получить интересующую его информацию, такая информация может быть предоставлена ему по почте как в заверенных, так и в обычных копиях, более того, она может быть предоставлена и в электронной форме. Соответственно, аналогичным ­способом документы могут быть предоставлены и при ознакомлении лично.

Акционерному обществу можно рекомендовать создать заверенный пакет наиболее часто истребуемых акционерами документов и предоставлять для ознакомления именно такие (заверенные) копии. Более того, на наш взгляд, не будет существенным нарушением, если акционеру во время ознакомления документы будут предоставлены в электронной форме с возможностью незамедлительно их распечатать. В любом случае акционер должен получить доступ к документам таким способом, ­который бы гарантировал, что информация будет защищена от ­искажений.

Как доказать АО факт исполнения обязательств?

За нарушение прав акционера в части получения информации АО может быть привлечено к административной ответственности. Она предусмотрена ст. 15.19 Кодекса об административных правонарушениях. В соответствии с п. 1 ст. 15.19 КоАП РФ нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на ­финансовых рынках, влечет штрафы:

  • для должностных лиц - в размере от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок до 1 года;
  • для юридических лиц - от 500 000 до 700 000 рублей.

Как видите, санкции для организации более чем существенные. Поэтому не праздным является вопрос, каким образом организация может подтвердить выполнение своих обязанностей по предоставлению документов акционеру . Для этого необходимо создать систему фиксации фактов. В рамках делопроизводства корпоративного секретаря фиксируются три различных типа фактов:

  • связанные с запросом;
  • связанные с направлением акционеру копий документов;
  • связанные с ознакомлением с документами лично.

Наиболее простой способ фиксации фактов в данном случае - это ведение журналов. Их может быть 3, 2 или 1. Все зависит от того, какой из способов представляется сотрудникам АО более удобным. То есть может быть по 1 журналу для каждого вида фактов, 1 комбинированный журнал для всех фактов сразу или 2 журнала (для входящих запросов и для фиксации фактов, связанных с ответами на них). Для большей наглядности мы будем рассматривать случай с 3 журналами:

Пример 17

«Шапка» Журнала ознакомления акционеров с документами на территории АО

Свернуть Показать

Обратите внимание: в третьем журнале отсутствуют какие-либо персональные данные акционера (либо представителя) , кроме его фамилии, имени и отчества. Это связано с тем, что мы рекомендуем в данном журнале проставлять собственноручную подпись данного лица, которой он подтверждает факт ознакомления с документами . Если в журнал будут включены персональные данные акционера, то такой журнал уже будет подпадать под требования законодательства о запрете ­распространения персональных данных, что усложнит работу с ним.

Чтобы фиксировать в журнале персональные данные, можно предложить следующее: создать журнал не в виде традиционной «разлинованной тетради», а использовать тот же принцип, что предложен законодателем для протоколов совета директоров (наблюдательного совета). То есть каждый документ (в данном случае - каждая страница) готовится отдельно, затем по готовности (получение подписи акционера, что все прошло удачно) страничка подшивается в папку. В конце года все страницы журнала сшиваются и заверяются подписью ответственного лица. В этом случае в журнале ознакомления будет разумно указывать не только Ф.И.О., но и дату, место рождения, а также реквизиты документов, по которым ­представитель АО установил личность обратившегося.

Прокомментированные нами Указания представляют собой цельный документ, в значительной мере дополняющий и обобщающий практику взаимодействия между акционерами и акционерными обществами в современной России. Он является еще одним шагом к повышению общего уровня корпоративной культуры и служит выработке все более высоких стандартов поведения в рамках взаимодействия инвесторов и корпораций.

См. статью «Изменились требования к хранению и порядок предоставления документов участникам АО и ООО» в №10 за 2017 г. журнала «Делопроизводство и документооборот на предприятии». Уже вступили в силу поправки в законы об АО и ООО. Для этих организаций изменились требования к месту хранения их документов. Скорректирован состав документов, предоставляемых по запросу акционеров в АО и участников в ООО. Причем в АО он стал еще больше зависеть от количества акций, принадлежащих акционеру. Изменилась и сама процедура предоставления оригиналов для ознакомления и заверенных копий «в пользование»: место передачи, срок для ООО и др. Что грозит за нарушение предписанного порядка организации и ее должностным лицам, вам тоже объясним.

1. Общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 настоящего Федерального закона. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.

В случае использования в отношении открытого общества специального права на участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в управлении указанным обществом ("золотая акция") такое общество обеспечивает представителям Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования доступ ко всем своим документам.

2. Документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, предоставить им копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление.

Статья 92. Обязательное раскрытие обществом информации

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

1. Открытое общество обязано раскрывать:

годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность;

проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации;

сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

2. Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Статья 93. Информация об аффилированных лицах общества

1. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

2. Аффилированные лица общества обязаны в письменной форме уведомить общество о принадлежащих им акциях общества с указанием их количества и категорий (типов) не позднее 10 дней с даты приобретения акций.



3. В случае, если в результате непредставления по вине аффилированного лица указанной информации или несвоевременного ее представления обществу причинен имущественный ущерб, аффилированное лицо несет перед обществом ответственность в размере причиненного ущерба.

4. Общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Глава XIV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 94. Введение в действие настоящего Федерального закона

2. С момента введения в действие настоящего Федерального закона правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

3. Учредительные документы обществ, не соответствующие нормам настоящего Федерального закона, с момента введения в действие настоящего Федерального закона применяются в части, не противоречащей указанным нормам.

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

Абзац исключен. - Федеральный закон от 07.08.2001 N 120-ФЗ.

По вкладам государства или муниципальных образований права акционеров осуществляют соответствующие комитеты по управлению имуществом, фонды имущества или иные уполномоченные государственные органы или органы местного самоуправления, за исключением случаев передачи акций, находящихся в государственной собственности, в доверительное управление или в уставный капитал унитарных предприятий.

4. Положения абзацев второго и третьего пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона не применяются к закрытым обществам, созданным до введения в действие настоящего Федерального закона.



(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

5. Впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов перечисленные в пункте 4 статьи 1 настоящего Федерального закона общества действуют на основании правовых актов Российской Федерации, принятых до введения в действие настоящего Федерального закона.

6. Предложить Президенту Российской Федерации в срок до 1 марта 1996 года привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им правовые акты.

привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им правовые акты;

принять правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
26 декабря 1995 года
N 208-ФЗ