27.06.2019

Что делать, если начальник орет и унижает подчиненного на работе? Под действием тока



Какие полномочия руководитель не имеет права делегировать

"Ружье, ложку и жену — не доверю никому" — гласит народная пословица. Руководителям не стоит пренебрегать этой вековой мудростью в стремлении делегировать подчиненным все возможные функции и задачи.

Светлана Луговая , HR менеджер компании Lantex (производство упаковочного оборудования, штат — ок. 80 чел. ), вспоминает, как ей довелось работать под началом босса, раздававшего поручения подчиненным фактически наугад.

"Руководитель только пришел в компанию, он был завален огромным объемом работы и не владел полной информацией о своих подчиненных, их способностях и особенностях. Сотрудники были поставлены в ситуацию, когда порученное задание выходило за рамки и их знаний, и полномочий. Подразделение было фактически на грани бунта".

Исход этой ситуации оказался положительным: сотрудники нашли в себе смелость обсудить ситуацию с новым боссом, а управленцу хватило мудрости прислушаться к подчиненным.

Но такой итог — большая редкость. Чаще всего настолько негативно и непоправимо сказываются на репутации самого управленца, что избегать их стоит любой ценой.

Выбрать делегата

"Тема делегирования полномочий является одной из самых топовых у тренин­говых компаний, разрабатывающих программы для руководителей. Сама практика делегирования — это тот инструмент, который нужно освоить руководителю, — говорит Виктория Закарчевная , консультант по рекрутингу компании Newbreed (штат — 12 чел. ). — Однако, как показывает практика, не все обязанности можно делегировать. Существуют зоны ответственности и функции, которые должны управляться и разрабатываться исключительно руководителем".

В первую очередь успех делегирования зависит от человеческого фактора. "Если делегировать в доступной для подчиненного форме, при этом убедившись, что он понял задачу и выбранные им ресурсы и инструменты эффективны, то вреда не будет. При этом стоит помнить, что человеческий фактор никто не отменял, и форс-мажор возможен, — говорит Юрий Исаков , директор по персоналу компании "КорпусГрупп" (штат — ок. 13 тыс. чел. ). — Прежде чем делегировать полномочия, руководитель должен понять, сможет ли сотрудник "потянуть" необходимую работу, сумеет ли он выполнить данные задачи".

Именно здесь и кроется одно "но", которое может помешать боссу делегировать полномочия с пользой для дела, — в окружении может просто не оказаться человека, способного "потянуть" задание.

"Когда речь идет о сформировавшемся коллективе, руководителе, который давно возглавляет этот коллектив, то проблем с распределением и передачей функций не возникнет. Другая ситуация, когда либо отделение только сформировано, либо управленец только получил под свое руководство людей, — рассказывает Светлана Луговая. — В такой ситуации делегирование становится делом практически ювелирной тонкости. Ошибки делегирования могут стоить боссу репутации и "кресла".

Однако даже в случае, когда есть нужные люди и знает все сильные и слабые стороны своих подчиненных, существует ряд ситуаций, когда делегирование не принесет пользу.

Ружье, ложка...

Побеседовав с самими управленцами, тренерами и специалистами по кадровой политике, "ВД" составила список конкретных заданий, которые нельзя делегировать даже при условии, что в команде управленца исключительно компетентные и нужные люди.

Формирование основных политик . "В функциональные задачи коммерческого директора, к примеру, помимо управления отделом продаж, входит формирование ключевых ориентиров: организация, контроль, формирование и расширение. Для того чтобы эти бизнес-процессы шли слаженно и цели компании достигались, ему необходимо самостоятельно сформировать основные политики, вести переговоры, подготовить почву для делегирования задач своей команде, — считает Виктория Закарчевная. — Например, задача "формирования клиентской политики и проведение переговоров с ключевыми клиентами компании" является исключительно задачей комдиректора. Ее полное делегирование подчиненным может стоить компании контракта".

Причин на то несколько. Во-первых, недостаточно опытные менеджеры могут попросту не учесть особенностей клиента, его стиля ведения бизнеса, не знать нюансов работы над проектом; во-вторых, в силу особенностей сферы, лицо, принимающее решение, может отказать в сделке специалисту по уровню ниже, особенно, если начальный этап переговоров проводил руководитель.

Дела, связанные с мотивацией . Любые управленческие решения по результатам контроля (поощрение и наказание) должны приниматься единолично боссом.

"Нельзя делегировать дела, связанные с мотивацией персонала, — считает Светлана Луговая. — Начисление заработной платы, начисление бонусов и премий, а также наказание (депремирование и увольнение) — должно лежать на плечах исключительно руководителя".

Также единолично должны приниматься вопросы кадрового перемещения, разработка комплексной программы (системы показателей) мотивации персонала, направленной на повышение эффективности работы; распределение должностных обязанностей.

Долгосрочное планирование . "У каждой должности свои горизонты видения, и это не значит, что подчиненный не хорош", — утверждает Юрий Исаков.

В первую очередь, это касается планирования стратегии на период времени от двух лет и выше. Ответственность за стратегию лежит сугубо на руководителе, а, следовательно, лучше приложить собственную руку, чем три-пять лет расхлебывать чужой план.

"Нельзя делегировать такие функции, как постановка целей или плана стратегического развития компании, окончательный контроль результатов. План развития основных показателей деятельности компании (оборот, затраты на персонал, расходы по сбыту, прибыль компании) в средне- и долгосрочной перспективе", — считает Светлана Луговая.

Продажи на начальном этапе нового проекта . Когда речь идет о стартапе, то самой главной ошибкой, по мнению наших экспертов, является делегирование процесса продаж. Наемный сотрудник, а тем более фрилансер, не может быть ответственным за продажи на этапе создания бизнеса.

Личные дела . Поручение решения личных вопросов подчиненным — не редкое явление в наших компаниях. Особенно этим грешат небольшие фирмы. Важно помнить, что, поручая секретарю съездить домой, вы резко увеличиваете риск распространения негативной информации о руководителе.

Причем восприниматься она будет как истинная, поскольку исходит от источника, вхожего в дом. Кроме того, вы­полнение именно личных поручений формирует ощущение чувства "босс мне должен и обязан".

Под действием тока

Самый спорный вопрос делегирования — необходимость перепоручить подчиненным вместе с полномочиями еще и ответственность.

Доказать свою правоту взялись американские социологи с помощью необычного эксперимента. Они выбрали 200 участников, представителей различных слоев населения США. Люди должны были изучить новый предмет и после обучить другого и провести экзамен.

Экзамен проходил необычно: за неправильный ответ "экзаменатор" наказывал "ученика" все большим разрядом тока, начиная с 9 вольт и заканчивая 360. Происходило это под наблюдением врача-ученого, который, как было объявлено, нес ответственность за жизнь ученика.

Удивительно, но 180 экзаменаторов из 200 продолжали включать рубильник до финальной отметки 360, даже когда ученик терял сознание, поглядывая на ученого и с его согласия. Лишь 20 отказались участвовать в эксперименте.

Естественно "ученики" были актерами, а рубильники не настоящими, но эксперимент доказал, полномочия без ответственности могут привести к печальным последствиям.

...и жена...

Помимо конкретных задач, делегирование которых может обернуться для босса большой проблемой, существует и ряд ситуаций, где самоустранение управленца может дорого ему стоить.

1. Вассал моего вассала . "Можно рассмотреть ситуацию, когда делегируются полномочия управления департаментом руководителю смежного отдела в компании, — делится Виктория Закарчевная. — Например, в компании существует отдел закупок и отдел продаж. Если начальнику одного отдела дать полномочия и позволить "командовать" напрямую другим начальником отдела, могут возникнуть проблемы. То же касается и участия в формировании заработных плат/премий, если кому-то из менеджеров в компании позволить участвовать в этом процессе, а кому-то нет, могут возникнуть конфликты".

Если имеет место нарушение принципа единоначалия и субординации "вассал моего вассала не мой вассал", то это может подорвать лояльность сотрудников, а конкуренция и личные мотивы могут негативно сказаться на климате в коллективе".

2. Неприятные и щекотливые поручения , для выполнения которых у подчиненного недостаточно ресурсов и полномочий, должен выполнять непосредственно руководитель.

"Нередки случаи, когда в ситуации конфликта, например, между подразделениями, руководитель выбирает политику самоустранения, — рассказывает Светлана Луговая. — Я была свидетелем ситуации, когда в ситуации "войны" босс упорно отправлял своих подчиненных и на переговоры, и с поручениями во "враждебный" лагерь. Такая политика привела к эскалации конфликта и резкому падению авторитета босса, чьи подчиненные вынуждены были решать вопросы, не имея на то ни полномочий, ни рычагов влияния".

3. Дела особой важности . Главным критерием "важности" для босса может служить возможность изменения его собственной деятельности и деятельности компании.

Такая ситуация возникает, например, при реорганизации компании, внесении изменений в структуру организации. Подобные вопросы руководитель должен решать самостоятельно и держать руку на пульсе.

Просчеты, упущенные момент и информация, которые сложно, а иногда вообще невозможно, контролировать подчиненным, могут стоить боссу частичной потери власти или вообще места.

4. Необычные, исключительные, эксклюзивные дела , которые происходят один раз, стоит делать самому. Здесь не стоит вопрос безопасности бизнеса или угрозы имиджу руководителя.

Ключевым моментом здесь является возможность дополнительного развития, получения нового опыта и знаний, что повышает компетенцию и квалификацию управленца. Вопрос участия в подобных заданиях — это вопрос повышения собственной ценности.

5. Срочные и рисковые дела , которые не оставляют времени на промежуточный, а тем более на окончательный контроль, также необходимо делать самому боссу.

Нельзя делегировать специфические и рискованные задачи, где сам руководитель не может спрогнозировать результат и сам не знает, как правильно поступить. Подобные задачи, которые касаются риска, должны оставаться на совести руководителя.

6. Психологическая обстановка . "Если в коллективе происходит борьба за лидерство и делегирование определенных полномочий одному из участников конфликта приведет к усилению его позиций, а боссу это не на руку, от делегирования принципиальных вопросов стоит отказаться", — считает Светлана Луговая.

В такой ситуации функцию промежуточного контроля, ответственность, распределение лучше оставить руководителю. Делегирование в условиях может быть лишь на уровне узких, невзаимосвязанных задач.

7. Нарушение субординации . "Нельзя перепоручать своим подчиненным исполнение решений, нарушающих служебную субординацию. Например, менеджер по продажам не должен продавать напрямую генеральному директору фирмы, которая является потенциальным крупным клиентом фирмы, — считает Юрий Исаков. — То есть нельзя делегировать то, что не может находиться в рамках здравого смысла их полномочий".

Самое главное, что должен помнить босс, по мнению нашего эксперта: руководитель должен сам нести ответственность за все принятые решения.

Классный руководитель - это учитель по любому предмету, который руководит всей жизнью (в школе и вне школы) одного прикрепленного к нему класса и общается с родителями.

Рассмотрим подробнее, чем занимается классный руководитель.

Классный руководитель должен знать :

  • Имя, фамилию, адрес, телефон каждого ребёнка в своём классе, и эти же данные для каждого родителя или законных представителей ребёнка + место работы и рабочий телефон. Вы наверняка уже видели бумажки, которые часто приходится заполнять под названием «Согласие на обработку персональных данных». Не пугайтесь этих бумажек. Школа выполняет закон «Об персональных данных», так же и как все учреждения. Вспомните хотя бы поликлинику или свою собственную работу, там вам обязательно давали заполнить такой бланк. Данные о месте работы и телефоне берутся на случай «несчастного случая» (извините за тавтологию). Если что случится, могут позвонить вам на работу.
  • медицинские показания и противопоказания каждого ребёнка (данные о здоровье, что ему можно, а что нельзя). К примеру, у вашего ребёнка сильная аллергия на шоколад. Учитель от себя решает подарить детям ко дню рождения шоколадку. Дети они такие, разве откажутся от сладкого? Вот и беда случается, а учитель (который отвечает за жизнь и здоровье ребёнка ) в панике и не знает что делать.
  • особенности характера ребёнка (по возможности) (какие-то черты ребёнок может при вас и не демонстрировать, но если вы очень хорошо знаете его, то расскажите своему классному руководителю, это во многом может помочь в работе). Знала одного ребёнка, который с виду казался очень спокойным и трудолюбивым. К середине года видимо из-за усталости он начал раздражаться. Если что-то не слышал или не успевал, не понимал, мог бросить тетрадь, разрисовать контрольную работу или просто броситься в слёзы. Всё, что можно бы было объяснить учителю, подняв руку, он выражал подобным образом. Спрашивать о переломах психики у родителей учитель не всегда считает удобным, а проблема никак не решается.
  • Уважаемые родители! Вы лучше знаете своих детей! Учителя изучают психологию в институте, но в маленьких объёмах и не всегда могут понять, что происходит с ребёнком (многое в характере зависит от семьи, которое учитель за два занятия в неделю понять не может!)
  • социальный статус семьи (является ли семья малоимущей (официально), сколько в семье детей, находятся ли родители в разводе). Одни родители жаловались, что в анкете для родителей (которую вас просят заполнить для выяснения социального статуса семьи - обобщённые данные затем передаются социальному педагогу школы) был вопрос: «Опишите материальное положение семьи». Такой вопрос не выражает социальный статус семьи, а материальный (что является личной информацией) и не имеет права находиться в такой анкете. Вы не обязаны сообщать об этом классному руководителю! Скорее всего, администрация школы вместе или отдельно с классным руководителем хотят выяснить, кто из родителей имеет больше денег, сами понимаете для чего. Классный руководитель отвечает за ребёнка во время занятий. Поэтому с вас и просят записки, справки и т.д.

Что же обязан делать классный руководитель:

помогать решать конфликты в классе (между учениками); — помогать решать конфликты ученика и учителя ; — готовить и проводить собрания и ; — вести учёт в столовой школы (в старших классах этим могут заниматься сами учащиеся); —проверять дневники раз в неделю (выставлять оценки, вклеивать важную для родителей информацию, сообщать о дате проведения родительского собрания и т.д.). — все проблемы , связанные с конкретным учеником , обсуждать только с его родителями (законными представителями), а не в присутствии других детей или других родителей (если их дети в конфликте не участвуют); — в случае возникновения несчастных случаев, конфликтных ситуаций сообщать родителям всю информацию .

Классный руководитель может :

— приглашать учеников и их родителей на индивидуальные беседы; — звонить родителям по причинам, касающимся обучения, воспитания, поведения и жизни ребёнка в школе; по просьбе родителей: — помочь в закупке , тетрадей, пособий; — в организации досуга детей (если платный, например, поход в кино). Но вправе и отказаться, так как школа и её работники не должны иметь дело с деньгами родителей.

Классный руководитель не вправе

собирать деньги с детей или родителей по собственной инициативе или по просьбе администрации школы; — раскрывать личную информацию об учениках, родителях, учителях посторонним лицам (всему классу, на родительских собраниях); — в одиночку выводить класс за пределы школы , если в классе больше 10 человек (на каждые 10 человек требуется один взрослый сопровождающий, поэтому могут пригласить родителей или других учителей).

Напоследок…

Но кроме обязанностей и запретов, классный руководитель всё же имеет и личную жизнь. Многие родители забывают про это и могут названивать учителю поздним вечером или даже ночью. Ладно, если случилось что-то или срочно что-то надо сообщить. Но часто некоторые мамочки и папочки предъявляют разные претензии и в не особо вежливой форме(почему не посадил ребёнка ближе к доске, хотя учитель впервые узнает об этой просьбе; написал несправедливое замечание в дневнике и т.д. и т.п.). Неужели об этом нельзя поговорить днём или при личной встрече? Учителя тоже люди и тоже хотят побыть дома в спокойной обстановке. Сами понимаете, что школа не рай. Конечно, есть учителя, которые в любое время готовы вас выслушать, но делайте это в разумных пределах (в вежливой форме, в не позднем времени). После звонков с отрицательными эмоциями родителей, я должна была садиться делать уроки на следующий день. Создание уроков - творческий процесс по обучению и воспитанию ваших деток. Впитав вашу отрицательную энергию, учитель может создать гениальные уроки?

Если вы чем-то возмущены, то, пожалуйста, прислушайтесь к этим советам, прежде чем гневно звонить классному руководителю:

  • звоните в рабочее время (спросите о рамках звонка у вашего классного руководителя);
  • говорите вежливо, не создавайте конфликт (учителя бывают разные, могут злость выразить на ребёнке); вопросы, касающиеся детей, можно решить только в доброжелательной обстановке, а не в гневе и раздражении;
  • во всех проблемах опирайтесь на интересы ребёнка (как ситуация влияет на ребёнка, страдает он от этого и т.д.), а не на своё мнение, вы ведь решаете проблемы для улучшения жизни ребёнка!

Классный руководитель - ваш помощник и коллега в воспитании ребёнка. Относитесь к нему с уважением. Люди бывают разные, не всегда можно хорошо поладить. Но если случается какая-то проблема с вашим ребёнком в школе, дома, вы вполне можете с ним посоветоваться. В интересах классного руководителя помочь своему подопечному вырасти человеком в полном смысле этого слова. А теперь вы знаете об этой дополнительной должности учителя немного больше.

Основные обязанности классного руководителя

Общие требования к объему и качеству работы классного руководителя вытекают из Кодекса законов о труде (КЗоТа) РФ (ст. 130), Закона РФ "Об образовании", а также Устава и концепции деятельности школы настоящего Положения о классном руководителе.
1. Минимальное рабочее время, которое классный руководитель обязан посвящать воспитанникам в течение недели - 6 часов (30 процентов от ставки учителя).
2. Час классного руководителя ("классный час") проводится один раз в неделю по расписанию, о чем делается запись в журнале.
3. Количество воспитательных мероприятий - не менее двух дел в месяц, одно из которых может быть общешкольным.
4. Количество родительских собраний - не менее одного в четверть.
5. Содержание, объем, технология и конкретные цели деятельности с конкретным классом должны быть заложены в плане воспитательной работы на учебный год.
6. Отчеты о проделанной работе предоставляются администрации по окончании учебного года по установленному графику.
7. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.
Примечание: любая дополнительная работа классного руководителя, требующая больших усилий и временных затрат (походы, экскурсии, творческие клубы и т.д.) по договоренности с администрацией может быть оплачиваема отдельно.

Права классного руководителя

Классный руководитель имеет право:
1. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы, профсоюзных и других органов школы.
2. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы.
3. Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь гуманным принципом "не навреди".
4. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления.
5. Принимать участие в выработке документов, определяющих систему материальных доплат и стимулов за разные объемы и результаты труда.

Классный руководитель не имеет право:
1.Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом.
2.Использовать отметку (школьный балл) для наказания ученика.
3.Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово.
4.Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка.
5.Обсуждать "за глаза" своих коллег, представлять их в невыгодном свете.

Классный руководитель должен знать

Закон РФ "Об образовании" (1992 г.).
- Конвенцию о правах ребенка (1993 г.).
- Педагогику детскую, возрастную, социальную психологию.
- Школьную гигиену.
- Педагогическую этику.
- Теорию и методику воспитательной работы.
- Основы трудового законодательства.

Классный руководитель должен уметь

Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример активности и ответственности.
- Видеть и формулировать свои воспитательные цели.
- Составить план воспитательной работы в классе.
- Организовать классную деятельность, взаимодействие воспитанников; провести воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер
и т. д.
- Анализировать собственную деятельность и ее результаты.
- Организовать и провести родительское собрание.
- Пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе.

Примечание: все вышеназванные знания и умения являются предметом изучения на семинарах МО классных руководителей школы.

Документация и отчетность

Классный руководитель отвечает за ведение следующей документации:
1. Классный журнал.
2. Планы воспитательной работы с классным коллективом.
3. Личные дела учащихся.
4. Карты развития личности воспитанника.
5. Протоколы родительских собраний.
6. Дневники учащихся.
7. Папки с разработками воспитательных мероприятий, с итогами социально-психологических исследований в классе, с детскими работами и т.д.

Эмоциональные руководители довольно часто грозят уволить своих провинившихся подчиненных «по статье». Однако угрозы эти чаще всего голословны. Прежде чем впадать в панику, проштрафившемуся работнику следует тщательно разобраться в ситуации - насколько вескими основаниями обладает начальник для подобного шага. Рассказать о возможных вариантах преодоления подобных проблем мы попросили Анну Веселову, консультанта Студии управленческого консалтинга «Новел Групп».

Статья 81 ТК РФ п.п. 5-11 ч. 1 увольнение за «виновные действия работника» предполагает множество нюансов, зная о которых человек достаточно легко сможет защитить свои права. Так, среди наиболее типичных нарушений, которые допускают работодатели, пытаясь избавиться от неугодного человека, можно назвать:

  • попытки увольнения за однократное нарушение трудовых обязанностей в случаях, не предусмотренных законом;
  • отсутствие документально подтвержденных доказательств вины работника или увольнение без учета тяжести совершенного работником проступка;
  • нарушение процедуры увольнения, в т. ч. несоблюдение сроков издания приказа об увольнении;
  • увольнение лиц, которые в соответствии с законом не могут быть уволены по инициативе работодателя.

Что следует знать работнику

Увольнение работника по виновным основаниям является мерой дисциплинарного взыскания. При наложении любого дисциплинарного взыскания (замечание, выговор и увольнение) работодатель должен соблюдать единый порядок, предусмотренный ст. 192-194 ТК РФ. За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

По общему правилу, для увольнения работника должно иметь место неоднократное нарушение с его стороны трудовых обязанностей. Исчерпывающий перечень однократных нарушений, за которые может быть уволен любой работник, установлен трудовым законодательством: прогул; появление в состоянии опьянения; разглашение охраняемой тайны; совершение по месту работы хищения; грубое нарушение правил охраны труда. За отдельные однократные нарушения могут быть уволены только специально предусмотренные законом категории работников (утрата доверия работником, обслуживающим материальные ценности; аморальный проступок воспитателя и некоторые другие). Неоднократность имеет место в случае, если работник уже имеет дисциплинарное взыскание (замечание или выговор) и в течение года с момента наложения взыскания вновь нарушает трудовые обязанности. Следовательно, работнику следует стремиться обжаловать любое дисциплинарное взыскание, не только увольнение.

Обязанность доказать вину работника лежит на работодателе. Как правило, для документальной фиксации нарушений работодатель составляет соответствующие акты. Работнику не следует уклоняться от подписания таких актов, наоборот, целесообразно заявлять свои пояснения, возражения, замечания и т. п. и стремиться к тому, чтобы они были зафиксированы в акте.

Работнику не следует уклоняться от написания объяснительной. В ней работник может подробно изложить свои оправдания, сослаться на уважительные причины, которые впоследствии могут быть учтены судом. Например, по факту нарушения трудовых обязанностей работник может заявить следующие оправдательные доводы: перегруженность, противоречие требований работодателя трудовому договору, противоречие между требованиями непосредственного и вышестоящего руководителя, тяжелые семейные обстоятельства и другие. Отсутствие объяснительной работника не препятствует наложению на него взыскания, однако если работодатель не потребовал от работника письменных объяснений, - это нарушение со стороны работодателя, и взыскание может быть признано незаконным.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Некоторые работники даже при совершении дисциплинарного проступка не могут быть уволены по инициативе работодателя. К ним относятся беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другие лица, воспитывающие указанных детей без матери (ст. 261 ТК РФ).

Несовершеннолетние работники могут быть уволены по инициативе работодателя только с согласия Государственной Инспекции труда и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 269 ТК РФ).

Увольнение членов профсоюза производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 82 ТК РФ).

Неделегируемые задачи руководителя предприятия следующие:

Решение о постанове общей цели предприятия и ее приспособление к изменяющейся ситуации;

Долго-, средне- и краткосрочное общее планирование, а также соответствующая стратегия;

Определение организационной структуры предприятия;

Концепция маркетинга;

Направление финансовой политики;

Кадровая и социальная политика;

Направление организации и управления;

Координирование подчиненных им полномочий;

Выбор сотрудников, подчиняющихся непосредственно руководству предприятия.

Руководитель несет ответственность в сфере управления персоналом и предприятием (ответственность руководителя). Он ответственный за ошибки и просчеты сотрудника лишь в том случае если:

Подобрал сотрудника без необходимой тщательности, т.е. не учитывая его профессиональные навыки и соответствие занимаемой должности;

Неверно ввел сотрудника в дело, не информировал в процессе работы о том, что ему необходимо знать для выполнения вверенных ему задач;

Не предъявил сотруднику программу-минимум (норму) в пределах целевой установки его должности и не определил основные пункты его работы, а также, при необходимости, не распорядился задать ему некоторые параметры выполнения этих задач;

Не координировал подчиненные ему сферы;

Не осуществлял в необходимой мере служебный надзор и контроль над успехами сотрудника в профессиональном и управленческом отношении;

Не сделал необходимых выводов из результатов контроля.

Руководитель не должен говорить с сотрудниками о его коллегах и об их достижениях, не должен также обсуждать с сотрудником свои взаимоотношения с начальником.

1. При управлении с делегированием ответственности руководитель должен обращать внимание на границы сферы действия своих сотрудников и не в коем случае не имеет права произвольно вмешиваться.

Это положение характеризует следующие моменты поведения начальника:

- Никаких действий и решений в диапазоне делегирования сотрудника. В своем диапазоне сотрудник сам решает все возникающие проблемы в рамках своей компетенции и соответствующей ей ответственности, при этом он не обязан согласовывать свои действия с начальником. Начальник имеет право вмешиваться в исключительных случаях, когда сотрудник ведет себя не в соответствии с установленными нормами.

- Не проводить свое мнение вопреки мнению сотрудников. Начальник не имеет права навязывать свое мнение сотруднику, если тот действовал в рамках своих полномочий.

- Не допускать случаев делегирования задач из собственной сферы компетенции в область компетенции сотрудника.


- Начальник не должен вмешиваться в поиск решений, осуществляемый сотрудником, т.е. не должно быть никакой совместной разработки решений.

- Никакого «согласования» по решениям, которые касаются сотрудника. Когда сотрудник докладывает начальнику о своих решениях, то начальник пытается убедить его в целесообразности своего решения и сотрудник вынужден согласиться с вариантом, предложенным начальником.

- Со стороны начальника не должно быть никакого влияния на подчиненного посредством совета и побуждения. Для подчиненного советы и побуждения начальника всегда носят распорядительный характер. При руководстве с делегированием ответственности исключается любое, даже замаскированное вмешательство в диапазон сотрудника.

1. Так как делегирование ответственности подразумевает самостоятельное принятие решений в делегируемом диапазоне, то необходимо, чтобы на этом участке находились кадры, которые могут действовать квалифицированно и в соответствии с общими задачами предприятия. Начальник должен внимательно следить за тем, что бы на каждом участке находились соответствующие кадры.

2. Внутри диапазона делегирования сотрудника начальник имеет право определять отдельные цели, которые сотрудник должен реализовать за определенный срок. Начальник может определять и основные задачи в работе сотрудника. Но все должно происходить при участии сотрудника, т.е. сотрудник принимает участие как консультант.

3. Все случаи, которые возникают в диапазоне делегирования, но входят в рамки его компетенции (исключительный случай) должны обсуждаться начальником вместе с сотрудником. Кроме того, начальник перед принятием решения должен проконсультироваться с сотрудником и должен обсудить все исключительные случаи в действиях руководителя, которые оказывают значительное влияние на делегированные полномочия сотрудников. При этом начальник должен давать возможность своим сотрудникам высказывать свое мнение по всем вопросам.

4. Начальник обязан информировать своего сотрудника обо всех событиях в сфере его полномочий, которые ему нужно знать для того, чтобы он мог правильно выполнять переданные ему функции (информационный поток идет сверху вниз). Информирование является прямой и необходимой обязанностью начальника.

5. Начальник осуществляет контрольные функции за деятельностью своих сотрудников в их диапазонах делегирования. Контроль направлен на то, обращает ли сотрудник внимание на основные положения принципа руководства с делегированием ответственности. Имеются две различные формы контроля: служебный контроль и контроль результатов.

Служебный контроль (выборочный контроль) - начальник посредством выборочного контроля проверяет правильность выполнения работ.

Контроль успеха (контроль результатов) - начальник регулярно контролирует результат деятельности сотрудника. Тем самым начальник определяет баланс деятельности сотрудника.

6. Начальник должен корректировать поведение и эффективность подчиненного с помощью критики. При этом критика не должна повлиять на инициативу сотрудника и на его способность самостоятельно мыслить и действовать сообща. Более того, критика должна обеспечить в будущем позитивную совместную работу.

7. Начальник обязан признать эффективность работы подчиненных с профессиональной точки зрения.

8. Начальник обязан координировать деятельность сотрудников в направлении общей цели, находящейся в рамках диапазона его руководства. Это означает необходимость согласовывать между собой действия отдельных сотрудников.

В обязанности руководителя входит продвижение сотрудников по службе. Руководитель должен следить за тем, как сотрудник соответствует всем необходимым требованиям, кроме того, он всячески должен способствовать увеличению эффективности работы сотрудника, устраняя недостатки в поведении перспективного сотрудника. Начальник ходатайствует перед руководством предприятия о повышении сотрудникам оклада.

Начальник имеет не только права, но и обусловленные своими функциями права:

- непосредственный начальник имеет право на то, чтобы он и только он руководил в пределах делегированных ему полномочий, а не его начальник или более высокопоставленное лицо. В этом выражается принцип единоначалия. Он не должен допускать того, что его подчиненный критиковал или контролировал кто-либо из начальства. Он должен защищаться от вмешательства вышестоящих начальников, используя в качестве защиты жалобу;

- начальник имеет право требовать, чтобы в сфере его полномочий все должности были заняты людьми с соответствующей квалификацией. Он имеет право требовать у вышестоящих руководителей замены сотрудника, если считает его недостаточно квалифицированным;

- начальник имеет право определять своему подчиненному цель в рамках общей цели, а также он имеет право определять направление деятельности сотрудника, давать ему рекомендации, информировать, координировать диапазон его действий и осуществлять служебный контроль или контроль результатов его деятельности. При рассмотрении обязанностей речь идет не об этических требованиях, а о действительных обязанностях, осуществление или неосуществление которых позволяет судить о том, действительно ли человек, занимающий штатную должность, имеет квалификацию руководителя.