15.06.2019

Внешнеэкономические связи франции с другими странами. Экономическое сотрудничество франции с другими субъектами мировой экономики. Экономические связи Франции с Россией


Торговый баланс Франции активен, экспорт превышает импорт, однако темпы роста импорта превышают темпы роста экспорта. Доля экспорта в ВВП в 2000 г. составляла 23,5%. Франция – четвертый в мире экспортер и импортер товаров. Товарный экспорт в 2000 г. составлял 307 млрд долл. – 5,7 мирового экспорта; товарный импорт – 287,2 млрд долл. – 5,2 мирового импорта. Что касается услуг, то общий объем их экспорта в 2000 г. превысил 78,6 млрд долл. (6,1% мирового), а импорта – 62,8 млрд долл. (4,9%). Торговый баланс положителен, его сальдо в 2000 г. составило 35,6 млрд долл.

Примерно 1/7 часть ее национального продукта экспортируется. На долю промышленности приходится около 4/5 национального экспорта товаров и услуг.

Внешняя торговля страны характеризуется следующими особенностями:

– торговля с относительно небольшой группой стран, прежде всего, со странами ЕС;

– в торговле промышленными товарами с экономически развитыми странами (Японией, США) торговый баланс пассивен;

– низкий уровень товарной диверсификации;

– довольно высокая зависимость от импорта топлива и сырья.

Таким образом, основная сфера приложения французского капитала – страны Западной Европы, особенно Бельгия, Люксембург, Германия и Швейцария, а также страны Африки. Растет значение экспорта в страны ОПЕК и Латинской Америки.

Проникновение во Францию иностранного капитала больше всего из стран ЕС и США. Французское правительство активно и целенаправленно стимулирует приток иностранного капитала в промышленные предприятия страны, особенно если эти инвестиции сопровождаются ввозом передовой зарубежной технологии, расширением экспорта, созданием новых рабочих мест, ускорением развития отсталых районов страны. Страна занимает третье место по объему американских инвестиций после Великобритании и ФРГ.

Товарный состав французского экспорта отличается большим разнообразием. Это свидетельствует не только о разносторонности ее экономики, но и об относительно слабой специализации страны в международном разделении труда, особенно в сравнении с Германией и Великобританией. В экспорте Франции доля продовольствия и промышленного сырья выше, чем в экспорте Германии и Великобритании, и ниже доля готовых изделий (промышленного оборудования, машин).

В товарной структуре экспорта страны преобладает транспортное машиностроение (автомобили, самолеты, вертолеты, локомотивы), оружие, оборудование для АЭС, космическая техника, электротехника, сталь и алюминий, ткани и одежда. Благодаря успешному развитию ядерной энергетики Франция занимает первое место в регионе среди экспортеров электроэнергии. Вместе с тем доля товаров повышенной и высокой технологии в экспорте страны ниже, чем в экспорте США, Японии и Германии. По стоимости экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров Франция уступает только США. Это мировой лидер в экспорте спиртных напитков, зерна, молочных продуктов, сахара и др. и в то же время крупный покупатель дешевых вин из средиземноморских стран.

Импорт Франции превышает 50% объема производства продукции таких важнейших отраслей современной промышленности, как основная химия, производство электротехнического и электронного оборудования; около 60% объема импорта приходится на инвестиционные товары. Громадный импорт нефти – главная причина дефицита торгового баланса.

Ввозятся также кофе, какао, чай и другие продукты тропического сельского хозяйства.

Многие французские изделия отличаются высоким качеством и новизной, но не все они выдерживают конкуренцию иностранных изделий даже на внутреннем рынке, поэтому около 1/3 продаваемых в стране

товаров – импортные.

После второй мировой войны сильно изменилась география внешней торговли Франции. Несколько уменьшилась доля торговли с бывшими колониями – странами «зоны франка», но выросли торговые связи со странами ЕС (более 60%), США и странами ОПЕК. Главный торговый партнер Франции – Германия (20% оборота внешней торговли), затем Италия, Бельгия, Люксембург.

В сфере услуг отмечается значительное превышение экспорта над импортом. По экспорту услуг Франция находится на втором месте в мире после США.

краски, фармацевтика, бытовая химия), Лионский (нефтехимия, полимерные материалы, лаки, краски, фармацевтика, бытовая химия), Парижский(полимерные материалы, лаки, краски, фармацевтика, бытовая химия), Нижняя Сена (нефтехимия, кислоты, щелочи, соли, кальцинированная и каустическая сода, минеральные удобрения), Северный (нефтехимия, кислоты, щелочи, соли, кальцинированная и каустическая сода, минеральные удобрения, лаки, краски, фармацевтика, бытовая химия). Районы текстильной промышленности Эльзас (хлопчатобумажная), Лионский (шелк, искусственные и синтетические ткани), Северный (хлопчатобумажная, шерстяная, пенько-джутовая, льняная).

  1. Зависимость страны от экспорта и импорта промышленной продукции.

Экспорт продукции машиностроения превышает импорт, значит он может приносить доход. Но Франции для развития сельского хозяйства и транспорта необходимо приобретать продукцию железнодорожного машиностроения и тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Продукцию цветной металлургии в большинстве своем импортируют, т. к. в самой Франции есть лишь центры алюминиевой металлургии (2 крупных) и металлургии свинца и цинка (1 крупнейший). Добыча железной руды (если и есть) недостаточна, поэтому это сырье необходимо импортировать. Нефть тоже необходимо импортировать.

  1. Характеристика сельского хозяйства
  2. Специализация страны.

Во Франции всегда делались великолепные вина (то же Шампанское происходит от области во Франции, называемой Шампань). Большая часть страны специализируется на зерновом хозяйстве и животноводстве. В конце 90-х годов Франция занимала пятое место по размерам валового сбора зерновых (60 млн т, 1000 кг на душу населения).

  1. Основные районы.

Возле Клермон-Феррана ведется горнопастбищное животноводство. На реке Луаре и на полосе от Бордо до Тулузы, от Тулузы до Марселя ведется овощеводство, плодоводство и виноградарство. В окрестностях Парижа развиты полеводство (зерновые культуры, сахарная свекла, картофель) и животноводство. На северо-западе и юго-западе от Тулузы, южнее Сент-Этьена, вокруг Нанта и восточнее Бреста развито животноводство и полеводство. Южнее Руана и Гавра расположены районы мясо-молочного животноводства на естественных и культурных лугах.

  1. Зависимость страны от экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции.

Страна нуждается в импорте технических культур. Культуры, характерные для тропического пояса необходимо ввозить (сахарный тростник, кофе, какао, каучук), также, вероятно, недостаточное производство культур субтропического пояса (хлопчатник, чай, табак, финики…)

  1. Особенности аграрных отношений.

Франция постиндустриальная страна, доля сельского хозяйства в ее ВВП составляет 2% (промышленность 27%, услуги 71%). Основной тип сельскохозяйственного предприятия высокомеханизированная ферма. Среднеевропейский тип сельского хозяйства (преобладание молочного и мясо-молочного животноводства, свиноводства и птицеводства). Растениеводство удовлетворяет потребности населения в продовольствии и работает на животноводство.

  1. Характеристика инфраструктуры
  2. Транспорт

Густота сети автомобильных дорог превышает 110 км на 100км2 территории. Плотность железных дорог также достаточно велика. Водные пути по Роне, Сене и Луаре. Порт с грузооборотом более 90 млн тонн Марсель, от 20 до 90 Гавр и Руан. Наибольшую долю в общем грузообороте занимает морской транспорт, в пассажирообороте автомобильный.

  1. Туризм.

В 1998 году Франция занимала 1-е место по объему туризма. Число прибытий в этом году достигало 70 млн человек. Во Франции есть на что посмотреть: Лувр, Эйфелева башня, Собор парижской богоматери, Версальский дворец, пещера Ласко…

  1. Образование

Из-за того, что Франция является настолько развитой страной, что входит в Большую семерку, можно предположить, что уровень образованности людей очень высок. Удельный вес учащихся: начальное образование 106%, среднее 111%, высшее 50.

  1. Главные экономические районы.

Крупнейшие промышленные районы: Парижский, Ронский. Крупные промышленные районы: Нижняя Сена, Нижняя Луара, Северо-Французский, Марсельский, Эльзас и Лотарингия, Южно-Французский.

  1. Роль и география внешних экономических связей.

Франция входит во множество организаций. Она является членом Европейского Сообщества, что облегчает пересечение границ с соседями. Единое таможенное и экономическое пространство. Входила в НАТО. В 60е годы (при генерале Де Голле) вышла. НАТО это объединенное военное командование для всех его членов. Член ООН, организации, созданной в целях укрепления и поддержания мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами.

Список литературы:

  1. Янис Турлайс Географический атлас мира.- Рига: Яня Сета, М.: Росмен, 1998.
  2. Н. Н. Полункина Атлас. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. М.: ФГУП Картография, 2003.
  3. В. С. Автономов, А. П. Кузнецов… Мир и Россия. С.П.: Экономическая школа, 1999.
  4. Максаковский В. П. География.10 класс.- М.: Просвещение

Экономика Франции глубоко встроена в мировое хозяйство. Внешнеэкономические связи Франции в послевоенные годы расширились, укрепились международные позиции французских финансово-промышленных групп, в том числе в ЕС, где Франция наряду с Германией является лидером.

Растет экспортная квота французской экономики. Франция увеличила свой удельный вес в мировой торговле. Объем экспорта товаров составил 509,1 млрд. долл. Франция экспортирует примерно половину продукции промышленности (автомашины, электротехника, авиационная и аэрокосмическая техника, оружие, оборудование для скоростного железнодорожного транспорта, химические товары, изделия парфюмерии, высокой моды и др.), экспортируется значительная часть продукции сельского хозяйства (вина, коньяки, продукция птицеводства, сыры, пшеница и др.). Импорт (в 2016 г. - 539,0 млрд. долл.) состоит в основном из нефти, природного газа, цветных металлов, деловой древесины и бумажной массы, продовольствия, промышленного оборудования.

Наибольшее значение во внешней торговле Франции имеют связи со странами ЕС (особенно с Германией, Италией, Бельгийско-Люксембургским экономическом союзом, Великобританией). Важную роль играет торговля с США, Японией, Китаем, странами Африки. Укрепляются связи со странами Среднего и Ближнего Востока и Латинской Америки.

Французские компании прилагают большие усилия для расширения внешнеэкономической экспансии. Важным средством ее выступает экспорт капитала. На долю Франции приходится 5% общего объема заграничных прямых инвестиций.

Франция также является крупным импортером капитала. Инвестиции каждой в отдельности европейской страны значительно уступают им. Иностранный капитал сконцентрирован в ключевых, новейших отраслях промышленности, где он занимает нередко лидирующие позиции. Так, в нефтеперерабатывающей промышленности он контролирует 52% оборота отрасли, в химической - 55%, сельскохозяйственном машиностроении - 50%, производстве ЭВМ и средств информатики - 49%, точном приборостроении - 36%. Большинство иностранных инвестиций вложено в крупные предприятия, многие из которых входят в число первых десяти фирм в отрасли. В производстве ЭВМ ведущее положение занимают американские "ИБМ" и "Хэниуэлл", в сельскохозяйственном машиностроении - "Интернэшнл Хавестер", "Катерпиллер", "Дир энд К".

В обеспечении внешнеэкономической экспансии компаний на внешних рынках развивающихся стран важная роль отводится экономической помощи. С финансовой поддержки со стороны государства компании компенсируют свою слабость при освоении внешних рынков. По объему помощи Франция уступает только США и Японии, а по ее доли в ВВП превосходит все ведущие страны. Объем иностранных инвестиций Франции в других странах в 2015 г. составил 44 млрд. долл. (десятое место в мире).

Состояние платежного баланса страны в последние годы улучшается, и текущий платежный баланс положителен.

4.2 Экономические отношения с Российской Федерацией

Несмотря на санкции и контрсанкции, в 2015 году Франция стала одновременно и главным европейским инвестором в экономику России, и главным европейским работодателем для российских граждан. От западных бизнесменов особенно ждут инвестиций в несырьевой сектор. Предвосхищая вопросы о коррупции, неэффективности или административных барьерах, губернаторы пообещали французам «систему одного окна».

Франция поддерживает достаточно устойчивые экономические отношения с Российской Федерацией. По размерам товарооборота она занимает девятое место среди партнеров России.

В российском экспорте во Францию 40% приходится на нефть и нефтепродукты, 30% - на природный газ. Важное место занимают также металлы, лесные, целлюлозно-бумажные и потребительские товары, некоторые химические продукты. Машино-техническая продукция составляет лишь 2-3% стоимости экспорта.

Доля оборудования во французских поставках в Российскую Федерацию составляет 15-20%. Важное место в импорте занимают потребительские товары, в частности ткани, обувь, одежда, парфюмерия, продовольствие, напитки.\Как по объему, так и по структуре торговые связи не соответствуют возможностям и потребностям экономики обеих стран.

В последние годы во Франции и России растет заинтересованность в расширении торговли и других форм сотрудничества.

Внешняя торговля Франции с Россией 2016 году(млрд.евро)

2016 (9 мес.)
Оборот 21,42 21,07 18,27 17,05 8,37
Изменение (%) 15,41 -1,63 -13,29 -6,67 -37,16
Экспорт 7,47 9,12 7,68 6,75 3,25
Изменение (%) 18,76 22,09 -15,76 -12,14 -36,27
Импорт 13,95 11,95 10,59 10,30 5,12
Изменение (%) 13,69 -14,34 -11,40 -2,70 -37,71
Сальдо -6,48 -2,83 -2,90 -3,55 -1,87

За 9 месяцев 2016 г. 42,3% экспорта Франции в Россию составили машины, оборудование и транспортные средства, всего свыше 1100 позиций номенклатуры (по 8 знакам ТН ВЭД), в том числе: космические аппараты и спутники, авиационные двигатели, газовые турбины, двигатели внутреннего сгорания, комплектующие для авиационной и космической промышленности.

Разделы ТН ВЭД Продукция Сумма (млн. евро) Доля
84-90 Машины, оборудование, ТС. 1376,06 42,3%
28-40 1232,58 37,9%
01-24 254,99 7,8%
72-83 Металлы, изделия из них 108,23 3,3%
50-67 107,30 3,3%
68-70,91-97,99 Другие товары 80,76 2,5%
44-49 Древесина и целлюлозно – бумажные изделия 37,98 1,2%
41-43 29,19 0,9%
25-27 Минеральные продукты 14,89 0,5%
Жемчуг, драгоценные камни, металлы 7,46 0,2%
Всего 3249,43

На 2-м месте во французском экспорте в Россию с долей 37,9% находится продукция химической промышленности и каучук. В этой группе в 2016 г. основные поставки составили фармацевтическая продукция (группа 30), эфирные масла и растворимые смолы, парфюмерные, косметические и туалетные средства (группа 33).

В 2016 г. 7,8% французского экспорта составили продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (в 2015 г.- 8,5%), в т.ч. алкогольные напитки (24%), пищевые продукты для приготовления и готовые корма для животных (22%), семена сахарной свеклы, подсолнечника, овощей (11%), разные пищевые продукты (10%).

Структура импорта Франции из России в 2016 г.

Разделы ТН ВЭД Продукция Сумма (млн.евро) Доля
25-27 Минеральные продукты, в том числе: 4282,44 83,6%
Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битумированные вещества; воски минеральные 4276,23 83,4%
72-83 Минералы, изделия из них 257.10 5,0%
28-40 Продукция химической промышленности, каучук 253,93 5.0%
84-90 Машины, оборудования, транспортные средства 165,35 3,2%
01-24 Производственные товары и с/х сырье 78,33 1,5%
44-49 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 67,94 1.3%
68-70,91-97,99 Другие товары 12,70 0,2%
50-67 Текстиль, изделия из него, обувь 5,17 0,1%
41-43 Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 1,44 0,03%
Жемчуг, драгоценные камни, мкталлы 0,5 0,01%
Всего 5124,89

За 9 месяцев 2016 г. 83,4% импорта Франции из России пришлось на нефть и минеральное топливо (группа 27), при этом сырая нефть заняла только вторую позицию в группе после газойлей.

Основные поставки товаров группы 27 из России во Францию в 2016 г.

(млн. евро)
Товарнаяпозиция Наименование 2014 г. 2015 г. (9 мес.)
Сумма Доля Сумма Доля
Группа 27 Всего 8765,34 100% 4276,23 100%
Газойли для прочих целей с содержанием серы не более 0,001% 2516,67 28,7% 1983,72 46,4%
Нефть сырая и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород, прочие 3173,72 36,2% 1311,61 30,7%
Газойли для прочих целей с содержанием серы не более 0,002% 561,79 6,4% 279,62 6,5%
Топлива жидкие из нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, для специфических процессов переработки 1145,87 13,1% 190,10 4,4%
Масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических, прочие 237,86 2,7% 152,24 3,6%
Легкие масла из нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород 509,23 5,8% 124,99 2,9%
Уголь битуминозный прочий 90,37 1,0% 69,66 1,6%
Газойли для специфических процессов переработки 255,61 2,9% 5,90 0,1%

На втором месте в импорте Франции из России – металлы и изделия из них и продукция химической промышленности и каучук (по 5%).

Третье место в импорте заняли машины, оборудование и транспортные средства с объемом 165,35 млн. евро (в 2014 г. - 168,27 млн. евро). С учетом поступления данных за последний квартал 2015 г. эта сумма может превысить показатель предыдущего года.

Подробные данные по товарной структуре торговли Франции с Россией в 2015 г. направляются в приложении к настоящей справке.

7 февраля 1992 г. Франция признала РФ как страну-правопреемницу СССР. Главным документом, закрепляющим отношения между Россией и Францией, является Договор от 7 февраля 1992 года. Он утверждает стремление обеих стран развивать «новые отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве». С тех пор договорно-правовая база российско-французских отношений значительно расширилась - заключено более двух десятков соглашений в различных сферах двустороннего сотрудничества.

Отношения между РФ и Францией активно развиваются во многих областях, что выражается в регулярных взаимных визитах высших лиц двух государств. Сотрудничество в сфере обороны является одним из приоритетных направлений, его регулируют следующие документы:

· Французско-российско-германское соглашение относительно использования в мирных целях оружейного плутония (02 июня 1998);

· Соглашение о создании российско-французского Совета сотрудничества по вопросам безопасности (8 июля 2002);

· Договор относительно защиты прав интеллектуальной собственности в рамках военного и технического сотрудничества (14 февраля 2006);

· Межправительственный договор о сотрудничестве в сфере уничтожения химических вооружений (14 февраля 2006).

Общий контекст отношений Франции и РФ[править | править вики-текст]

Президент России Владимир Путин и Президент ФранцииФрансуа Олланд

Ещё во времена существования СССР Франция в соответствии с голлистскими установками занимала особое положение в западном мире, пытаясь преодолевать противоречия между НАТО и ОВД и развивая сотрудничество с Москвой в различных сферах.

В 1990-е гг. динамика двусторонних отношений была положительной, однако во многом основывалась на личных отношениях Б. Ельцина с президентами Франции Ф. Миттераном (1981-1995) и Ж. Шираком (1995-2007).

К концу 1990-х наметилось резкое ухудшение отношений, обусловленное двумя главными проблемами - критикой Парижаотносительно контртеррористической операции в Чечне и проблемой российских долгов Франции. Примерно с 2000 г. отношения приобрели более конструктивный характер; особенно сблизились позиции Франции и РФ в 2003 г., когда два государства резко высказались против операции США в Ираке. У Жака Ширака были плохие отношения с проамериканскими странами Центральной иВосточной Европы.

После выборов президента Н. Саркози, приступившего к исполнению обязанностей 16 мая 2007 г., речь зашла о повороте во внешней политике Франции в сторону США, тем не менее воля Парижа к поддержке европейских оборонных инициатив, оппозиция немедленному присоединению Грузиии Украины к Плану доступа к членству в НАТО, сохранение стратегического союза с Германией говорят о сохранении фундаментальных основ внешней политики Пятой Республики, важных и для России. Тем не менее, Саркози значительно улучшил отношения со странами ЦВЕ. В последнее время Пятая республика проводит активнейшую политику по сближению с Россией. На данный момент идут переговоры о продаже России французских вертолетоносцев типа Мистраль.

Торгово-экономические отношения[править | править вики-текст]

Франция является одним из основных торгово-экономических партнеров России. Франция занимает среди европейских стран восьмое место по объёму товарооборота. Притом имеется значительная положительная динамика в торговых отношениях двух стран: так, в 2001-2008 годах товарооборот обеих стран вырос более чем в 5 раз.

К примеру, в 2008 году товарооборот России и Франции составил 22 млрд 250,2 млн долларов, в том числе российский экспорт 12 млрд 193,2 млн долларов, импорт - 10 млрд 057,0 млн долларов, то есть при положительном сальдо у России.

Товарооборот России и Франции в 2009 году упал по сравнению с 2008 годом по причине мирового кризиса и достиг 17,148 млрд долларов, в том числе российский экспорт составил 8,723 млрд долларов, импорт - 8,425 млрд долларов. Положительный торговый баланс у России сохранен.

Наиболее крупными позициями российского экспорта во Францию являются минеральное топливо, нефть и продукты; продукция химической промышленности; металлы, изделия из них; древесина и целлюлозно-бумажные изделия; машины, оборудование, транспортные средства.

Структуру импорта из Франции в Россию формируют, в основном, три группы товаров: машины и оборудование, транспортные средства; продукция химической промышленности, включая фармацевтическую и парфюмерную; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.

Формы оборонного сотрудничества Франции и РФ[править | править вики-текст]

Оборонное сотрудничество Франции и РФ развивается во многих формах. Проходят совместные учения, заседания российско-французской Рабочей группы по борьбе с международным терроризмом (последнее прошло 21 декабря 2007 г., произошёл обмен информацией по борьбе с терроризмом в мировом масштабе и в регионахСеверной Африки, Ближнего Востока, афгано-пакистанской границы, Центральной и Юго-Восточной Азии); консультации в МИД России с Генеральным Директором по политическим вопросам и вопросам безопасности МИД Франции (последние прошли 04 июля 2007, с Ж. Аро российские дипломаты обсудили отношения РФ-НАТО, РФ-ЕС, ПРО, ДОВСЕ, Иран, Косово, Ливан); важную роль играют межпарламентские контакты (например, в апреле 2008 г. прошла встреча председателя комитета Госдумы по обороне В. Заварзина с делегацией комитета по иностранным делам, обороне и вооруженным силам Сената Франции, Заварзин подчеркнул, что отношения с Францией в оборонной сфере находятся на высоком уровне, что позволяет ожидать улучшения таких отношений между РФ и ЕС в целом после перехода председательства в Союзе к Франции с 1 июля 2008).

Главным органом двустороннего сотрудничества в сфере обороны является Совет сотрудничества по вопросам безопасности, последнее заседание которого состоялось11 марта 2008 г. в Париже. В нём приняли участие министры иностранных дел и обороны РФ С. Лавров и А. Сердюков и их французские коллеги - Б. Кушнер и Эрве Морен, в тот же день прошла неформальная встреча двух российских министров с президентом Франции Н. Саркози. Главным итогом заседания органа, формально занимающегося оборонными вопросами, стало политическое решение о том, что Франция в качестве председателя ЕС сделает всё, чтобы до конца 2008 г. было подписано новое рамочное соглашение между РФ и ЕС взамен Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1997 г. Что касается непосредственно безопасности, то были обсуждены следующие вопросы:

· изучен ход реализации проекта 4 пространств сотрудничества РФ и ЕС, запущенный в 2003 г. (2 из этих пространств - внешней безопасности и свободы, правосудия и внутренней безопасности - затрагивают вопросы безопасности).

· РФ изъявила желание активно сотрудничать с ЕС по операции в Чаде, которую он проводит в восточных районах страны для защиты лагерей беженцев в Дарфуре.

· Обсуждались также вопросы ДОВСЕ, ПРО, Косово, нераспространения ОМУ, Ближнего Востока, взаимодействие в других сферах сотрудничества. Россия ещё до саммита НАТО в Бухаресте 02-04.04.2008 г. предоставляла свою территорию для транзита французских и германских грузов в связи с участием этих стран в операции в Афганистане. Франция поддерживает заключение договора между Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и НАТО о транзите грузов в Афганистан, достижение которого тормозится рядом членов НАТО и за который выступает Россия.

Существуют также многочисленные договоры между французскими и российскими научно-исследовательскими организациями (КАЭ и Росатом, Институт Курчатова, РАН) и компаниями (АРЕВА, ФРАМАТОМ, Электриситэ де Франс и Радон) на предмет повышения безопасности ядерной энергетики.

Подводя итоги, следует отметить, что ТЭО между Россией и Францией имеют не только экономическое значение, в виде обмена товарами, услугами и капиталами, но и значение политическое - это важное средство, которое закрепляет политическое взаимодействие на ином, материальном уровне и создает объективные условия для вывода политического сотрудничества на новый, более высокий уровень. Тем самым дальнейшее поступательное развитие ТЭО между Парижем и Москвой с максимально внимательным учетом нужд каждой из сторон вполне способно стать основой, продвигающей вперед не только политическое взаимодействие России с Францией, но и России с ЕС.

Заключение

Таким образом, Франция - государство на юго-западе Европы с населением 57,1 млн.чел., представляет собой президентскую республику. Это экономически высокоразвитая капиталистическая страна. Сфера услуг представляет собой важнейшую по значению отрасль экономики Франции. Для успешного глобального развития необходима либерализация экономики, отмена внутреннего регулирования, а также новые технологии, которые могут служить научно - технической базой экономического роста.

В данном реферате было рассмотрено административно- территориальное устройство Франции, ее экономическая политика, поэтому можно сказать, что экономическая политика Франции нацелена на укрепление международного политического и экономического влияния Франции.

Здесь мы выявили основные отрасли экономики и внешнеэкономические связи Франции (в том числе и с РФ).

Таким образом, было получено довольно полное представление о работе экономики Франции и были замечены такие тенденции как: стремление Франции к концентрации и централизации капитала, его экспорту и импорту; интернационализация производства, сокращающееся воздействие государства на все уровни экономики, с помощью отмены валютного контроля, снижения налогов; импорт технологических новинок и другие. Экономическая политика правительства Франции может в какой то степени послужить и отечественной экономике, в частности в таком аспекте как поощрение мелкого бизнеса, на который во Франции тратится довольно много средств.

Современное развитие французской экономики обусловлено следующими основными факторами: влиянием научно-технического прогресса, ростом внешнеэкономических связей и подготовкой страны к завершению формирования.

Изучив большое количество материала, я могу представить общую картину экономики страны, и какие внешнеэкономические связи она имеет. В результате доля сельского хозяйства составляет 2% в ВВП страны, строительства - 8, торговли и товарных услуг - 25, финансовых и других нетоварных услуг - 20, промышленности (в том числе обрабатывающей) - 42%.

Ведущее место в структуре промышленного производства занимают общее машиностроение (12) и транспортное (10%). Сегодня Франция является крупнейшим производителем сельскохозяйственной продукции.

Франция стабильно удерживает второе после США место в мировом экспорте сельскохозяйственных и продовольственных товаров. Для Франции характерен высокий уровень концентрации и централизации производства и капитала. Франция играет значительную роль в мировом экспорте следующих промышленных товаров: электротехнического оборудования (9%), цветных металлов, цветных металлов и продуктов органической химии (около 9%), продукции черной химии и цветной металлургии (10%), фармацевтических товаров (более 12%), изделий из каучука и пластмасс (около 13%), стекла (второе место после Германии - 14%).

Франция давно сотрудничает с Россией. В российском экспорте во Францию главными позициями являются нефть, нефтепродукты и природный газ. В импорте Росси из Франции преобладают машины и оборудование (более 14%), продовольствие (67%), продукция черной металлургии. Существует заинтересованность ряда французских фирм и организаций в расширении внешнеэкономических связей с Россией. Францию рассматривают в качестве перспективного партнера для России.

Список литературы

1.Абрамов Е. Л. Краткая характеристика экономики Франции //Вопросы экономики. 2004. № 6.

Басовский Л. Е. Мировая экономика: Курс лекций. - М., 2006.

Веснин Н. Р. Экономическая политика Франции //Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 4.

Забелин В. Г. Внешняя торговля России: Учебник. - М., 2008.

Кудров В. М. Мировая экономика: Учебник / Рос. ин-т социал. связей. - М., 2005.

Орешкин В. А. Мировое хозяйство и внешнеэкономические связи России. - М., 2006.

Рогов А. П. Экономическое положение Франции //БИКИ. 2006. № 105.

Страны мира: Краткий политико-экономический справочник. - М., 2007.

Ширай В. И. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учеб. пособие. - М., 2003.

1. А.С. Булатова «Мировая экономика» учебник, Москва изд. «Экономист», 2003 г.

2. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой «Мировая экономика. Экономика зарубежных стран» учебник, Москва изд. «Флинта» Московский психолого-социальный институт, 2001г.

3. И.П. Николаева «Мировая экономика» 2-е издание, Москва изд. «Юнити», 2002 г.

4. А.П. Киреев «Международная экономика» учебное пособие для вузов, Москва изд. «Равноденствие», 2004 г.

5. В.Г. Шемянков «Европейская интеграция» учебное пособие. - Международные отношения, 2003 г.

6. С.П. Гурко, Е.П. Целехович, Г.А. Примаченок и др.; под ред. А.К. Корольчука, С.П. Гурко. - Мн. «Экоперспектива», 2003 г.

7. www.europa.eu.int

8. www.pochta.ru.regform

1. Арсеньев, Э.А., Франция под знаком перемен. М., 2007.- 156 с.

2. Борисов, Е., Рыжков, О., Современная инфраструктура рынка ценных бумаг: опыт реформ во Франции/ /Рынок ценных бумаг. – 2006. - №1.–40-43с.

3. Васильева, И., Ультраправые Франции и европейское строительство // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - №10 - 98-107 с.

4. Верт, А., Франция 1940-1955. М., 2006. – 124с.

5. Виноградов, В.А., Экономические преобразования во Франции накануне XXI века. М., 2007.- 243с.

6. Вутянов, В., Новые тенденции организации международного бизнеса французскими ТНК // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - №9. - 110-112с.

7. Глазьев, С.Ю., Экономика и политика. М., 2007. – 47с.

8. Денисова, М.В., Стратегия Европейского центрального банка// Банковское дело.-2006-№ 6- 18-20с.

9. Европейская интеграция: экономические и политические аспекты // Экономика и управление в зарубежных странах. - 2009. - №8. - 3-18с.

10.Зверев, Ю. М. Мировое хозяйство и международные экономические отношения. - Калининград: Изд-во КГУ, 2007.- 321 с..

11. Кейнс, Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.,2001.-32с.

12. Киреев, А. Международная экономика. В 2-х частях. Часть I. - М.: Международные отношения, 2007.- 68с.

13. Кирьян, П. Транснациональные французы // Эксперт. - 2008. - №17. -18с.

14. Козырин, А. Таможенное право Франции/ /Российская юстиция. – 2006. - №2. – 47-49с.

15. Кузьминская, А. Председательство Франции в ЕС // Вестник СПб Университета. Серия 5. - 2010. - №2. - 130-133с.

16. Купцов, В.И. Радикальная экономическая реформа. М., 2010.-379с.

17. Кураков, Л.П. Современные банковские системы. Учебное пособие. М. «Гелиос», 2010.- 28с.

18. Линдерт П., Экономика мирохозяйственных связей.-М.:Прогресс,2009.-47с.

19. Ломакин, В.К., Мировая экономика. – М.: ЮНИТИ, 2008. - 727 с.

20. Лукьянова, Г.И., Современные трудовые отношения во Франции //Труд за рубежом. – 2007. - №3 (63)

21. Мааг, Р. Изменения в макроэкономике и европейской финансовой системе после введения евро // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - №2. - 15-18с.

22. Малкова, И. В., Мировая экономика – М.: Проспект, 2008.- 215с.

23. Матук, Ж. Финансовая система Франции и других стран. М., 2008.- 653с.

24. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / Под ред. В.П.Колосова, М.Н.Осьмовой. - М.: 2007. – 438 с.

25. Островская, Е., Франция // Мировая экономика и международные отношения, 2008, № 8, с. 89 – 97

26. Россия-Франция: 10 веков вместе. История отношений [Электронный документ]//Российская газета. – 2011. - №3

27. Спиридонов, И.А., Мировая экономика. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 256 с.

28. Чичкин А. Стратегический интерес. Россия и Франция развивают евроазиатское экономическое партнерство [Электронный документ]//Российская газета. – 2011.-№ 2

29. Мировая экономика/ Экономические показатели Франции/ http://www.ereport.ru

30. Географический сайт/ характеристика Франции/www.geo2012.da.ru

Пургина Анастасия Александровна
Бакалавр СПБГЭУ, Санкт-Петербург, Россия
E-mail: [email protected]
Научный руководитель: Сафина Сажида Сарваровна
Доцент кафедры региональной экономики и природопользования СПБГЭУ, к.г.н.
Санкт-Петербург, Россия

В современном мире внешнеэкономическая деятельность государства является неотъемлемой частью международной глобализации экономики. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) является важной составляющей, формирующей структуру, динамику и устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство.

На сегодняшний день Франция – одна из крупнейших экономик мира с высоким уровнем жизни и хорошо развитыми высокими технологиями. Ее естественные преимущества – центральное географическое положение в Европе и обладание выходами на главные торговые пути Западной Европы: Ла-Манш, Средиземное море, Атлантика. Сегодня Франция играет одну из решающих ролей в качестве члена Совета безопасности ООН, НАТО, «Группы восьми» и «Группы двадцати», Европейского союза и многих других международных организаций.

Изучение внешнеэкономической деятельности Франции чрезвычайно актуально в силу того, что Франция является ярким примером страны, которой на протяжении многих десятилетий удается вести успешную внешнеэкономическую деятельность, оказывающую самое непосредственное влияние на экономическое развитие и национальное богатство страны.

Показатели интеграции страны в мировую систему хозяйствования, или открытость экономики Франции

Для того чтобы оценить степень интеграции страны в мировую систему хозяйствования, рассчитываются экспортная, импортная и внешнеторговая квоты. Делается это таким образом: квотой будет выраженная в процентах величина экспорта (импорта) по отношению к ВВП. Показатель экспортной квоты характеризует ту долю производимого в стране ВВП, которая поступает в каналы международного экономического обмена. На сегодняшний день экспортная квота в среднем по мировой экономике – 26%. Совокупность экспортной и импортной квот дает нам представление о связи отдельных национальных экономик с мировой экономикой.

Таблица 1 – Показатели открытости экономики Франции

Экспортная квота

Eq = (E / GDP) x 100%,

(формула 1)

где Eq – экспортная квота;

E – объем экспорта;

GDP – ВВП страны.

Eq (Франции) = (509 100 000 000 / 2 423 000 000 000) x 100% = 21%

Импортная квота

Iq = (I / GDP) x 100%,

(формула 2)

где Iq – импортная квота;

I – объем импорта;

GDP – ВВП страны.

Iq (Франции) = (539 000 000 000 / 2 423 000 000 000) x 100% = 22,3%

Как мы видим, показатель экспортной квоты Франции немного отстает от среднего уровня по мировой экономике. Но необходимо отметить, что страна входит в число государств со средним уровнем экспортной квоты (20-50%), по классификации В.П. Максаковского, присоединившись к другим крупным странам Западной Европы.

В развивающихся странах: с 16% до 37%. Ниже всего этот показатель в Северной Америке (10%), выше всего в Западной и Восточной Азии (более 40%). В Западной Европе и Африке экспортная квота равна 35-37%, в Латинской Америке – 27%.

Отношение ВТ / ВВП показывает, насколько внешнеэкономические связи данной страны стимулируют ее общий экономический рост. Как правило, внешнеторговый оборот оказывает стимулирующее воздействие на хозяйство, когда он достигает уровня около 25% от ВВП.

ВТК = (ВТ / ВВП) x 100%,

(формула 3)

где ВТК – внешнеторговая квота;

ВТ – объем внешнеторгового оборота страны.

ВТК (Франции) = (1 048 100 000 000 / 2 423 000 000 000) x 100% = 43,3%

Для того чтобы оценить место Франции по интеграции в мировую систему хозяйствования на мировой арене, был составлен рейтинг среди десяти стран с сильнейшей экономикой в мире, среди которых Франция на сегодняшний день занимает 6-е место (см. рис.1).

Для этого были посчитаны три вышеперечисленные квоты для всех 10-ти стран, а затем с помощью ранжирования данных был составлен рейтинг стран по открытости их экономики (см. табл.2, рис.2).


Рисунок 1 – Ведущие экономические державы мира по размеру ВВП за 2014 г., в трлн. долл.

Таблица 2 – Показатели интеграции в мировую систему хозяйствования ведущих экономических держав мира

Страна Экспортная квота Импортная квота Внешнеторговая квота
США 8,9% 13,1% 22%
Китай 19,9% 14% 34%
Япония 15,1% 15,2% 30,3%
Германия 38,3% 29,2% 67,5%
Великобритания 15,4% 21,5% 37%
Франция 21% 22,3% 43,3%
Индия 13,2% 19,8% 33%
Италия 25% 21,4% 46,4%
Бразилия 10,5% 9,7% 20,2%
Россия 27,3% 16% 43,3%

Рисунок 2 – Показатели интеграции в мировую систему хозяйствования ведущих экономических держав мира, 2015 г., в %

    Германия

    Италия, Франция

  1. Великобритания

  2. Бразилия

Анализ полученных данных показал, что открытость национальной экономики не является гарантом ее успешного экономического развития. Развитые страны с очень большим экономическим потенциалом и очень ёмким внутренним рынком обычно меньше зависят от внешнеэкономических связей, это подтверждают, например, США, оказавшиеся почти в конце данного рейтинга.

Торговля Франции – как один из основных секторов экономики страны

Внешнеэкономическая деятельность играет в экономике страны одну из ключевых ролей. Торговля в стране составляет более 60% от ВВП. К сектору торговых услуг во Франции относят транспорт, торговлю, гостинично-ресторанный сектор, информатику и связь, финансовые операции, риэлтерскую деятельность, услуги предприятиям, научно-технические услуги и др. Сектор неторговых услуг включает государственные услуги, образование, здравоохранение и социальные услуги.

На торговлю во Франции приходится 10% от общего производства товаров и услуг, причем на торговые услуги – 41%.

Показатели объема внешнеэкономических связей Франции

Несмотря на то, что с 2014 г. наблюдается снижение объемов экспорта и импорта на ряд товаров и снизился товарооборот (см. рис.3), Франция продолжает занимать место 6-го крупнейшего экспортера в мире после Китая, США, Германии, Японии и Южной Кореи. По объему импорта тоже 6-е место после США, Китая, Германии, Японии и Великобритании.

У Франции наблюдается отрицательное сальдо внешней торговли, то есть импорт превышает экспорт (см. рис.4). Импорт быстро растет, поскольку население покупает много импортных товаров, которые на местном рынке стоят относительно дешево в сравнении с продукцией «made in France». Отрицательное сальдо свидетельствует о доминантности импортной составляющей в общем балансе страны.


Рисунок 3 – Динамика внешней торговли Франции, 1970-2015 гг.



Рисунок 4 – Внешняя торговля Франции в 2010-2014 гг. Изменение внешнеторгового сальдо в %

Товарная структура

Основными предметами экспорта Франции стабильно являются: автомобили и транспортное оборудование, авиация, пластмассы, химикаты, фармацевтическая продукция, железо и сталь, напитки. Основными предметами импорта являются: машины и оборудование, транспортные средства, сырая нефть, самолеты, пластмассы, химикаты.

Географическая структура

Основные внешнеторговые партнеры Франции – это страны Евросоюза, прежде всего – Германия, Бельгия, Италия, Великобритания и Испания. В список основных партнеров Франции по экспорту, кроме стран ЕС, входят США, Китай и Польша. Торговые партнеры по импорту не сильно отличаются, но здесь фигурируют Швеция и Россия. В отношениях с Россией наблюдается снижение основных показателей, которое стало особо заметно с развитием противостояния на Украине и санкциями западных стран против экономики РФ (в период с 2012 по 2014).

Результативность ВЭД Франции

Результативность ВЭД характеризует небольшой ряд показателей, среди которых наибольший вес имеют: экспорт и импорт на душу населения. Для того чтобы дать оценку эффективности ведения ВЭД Франции, были проанализированы вышеперечисленные показатели в динамике с 2005 по 2015 гг. (см. рис.5). Для этого необходимы показатели экспорта, импорта и внешнеторгового оборота Франции, а также численность населения Франции.



Рисунок 5 – Динамика показателей результативности ВЭД Франции с 2005 по 2015 гг., долл.

Исходя из получившихся данных можно заключить, что результативность ведения ВЭД во Франции постепенно снижается с 2014 года. Это связано с общей экономической ситуацией в стране, на которой не могла не отразиться политическая нестабильность в современном мире (приток мигрантов, теракты в Париже, конфликт в Сирии и т.д.); а также с уменьшением объемов внешнеэкономических связей (снижение экспорта и импорта наблюдается также с 2014 г.).

Чтобы иметь возможность оценить уровень результативности ВЭД Франции на международной арене, вышеперечисленные показатели были посчитаны для крупнейших стран ЕС и некоторых других экономически-развитых государств (см. рис.6) с помощью тех же показателей, что и для Франции.


Рисунок 6 – Показатели результативности ВЭД некоторых стран, 2015 г.

Влияние ВЭД на региональное развитие Франции

В заключительной части работы была выявлена связь между экономическим развитием регионов и их участием в ВЭД.

Начать необходимо с упоминания о том, что в 2014 году Парламент Франции (http://haa.su/GNm/), Национальное собрание Франции (http://haa.su/GNn/) и Сенат (http://haa.su/GNo/) подписали закон (опубликован 16 января 2015 г.), который сокращает количество регионов Франции с 22 до 13. Новое территориальное деление вступило в силу с 1 января 2016 года. Регионы, оставшиеся без изменений: Бретань, Центр, Долина Луары, Корсика, Иль-де-Франс, Прованс (Альпы – Лазурный берег).

Уже на протяжении многих лет в десятку самых экономически-развитых регионов Франции входят: Иль-де-Франс, Рона-Альпы, Прованс-Альпы-Лазурный берег, Нор – Па-де-Кале, Долина Луары, Аквитания, Бретань, Южные Пиренеи, Центр и Лангедок-Руссильон, только в разной последовательности.

Регион Иль-де-Франс стабильно занимает лидирующую позицию и является мощнейшим экономическим центром Франции. Иль-де-Франс является одним из регионов с наиболее высокими темпами роста среди десяти ведущих регионов по уровню ВВП.

Даже учитывая новое распределение регионов Франции по уровню экономического развития после территориальной реформы, в итоговый рейтинг все равно войдут практически те же самые регионы только в другом порядке (см. рис.7).


Рисунок 7 – Ранжирование обновленных регионов Франции по PIB total в млн. евро, 2014 г.

Участие регионов в ВЭД

Степень участия регионов в ВЭД определяется объемом их внешнеэкономических связей, а именно: объемами экспорта и импорта (см. рис.8).


Рисунок 8 – Регионы Франции после территориальной реформы по объемам экспорта и импорта в млрд. евро, конец 2015-начало 2016 гг.

Лидеры по объему экспорта, 2014 г. (млрд. евро) Лидеры по объему импорта 2014 г. (млрд. евро) Лидеры по объему торгового оборота, 2014 г. (млрд. евро) Лидеры среди обновленных регионов по объему торгового оборота, 2015-16 гг. (млрд. евро)
1) Иль-де-Франс 1) Иль-де-Франс 1) Иль-де-Франс 1) Иль-де-Франс
2) Рона-Альпы 2) Рона-Альпы 2) Рона-Альпы 2) Эльзас – Шампань-Арденны – Лотарингия
3) Юг-Пиренеи 3) Нор-Па-де-Кале 3) Юг-Пиренеи 3) Овернь – Рона-Альпы
4) Нор-Па-де-Кале 4) Верхняя Нормандия 4) Нор-Па-де-Кале 4) Лангедок-Руссильон – Юг-Пиренеи
5) Эльзас 5) Прованс-Альпы-Лазурный берег 5) Эльзас 5) Нор-Па-де-Кале – Пикардия
6) Верхняя Нормандия 6) Эльзас 6) Верхняя Нормандия 6) Нормандия
7) Юг-Пиренеи 7) Прованс-Альпы-Лазурный берег 7) Прованс-Альпы-Лазурный берег
8) Долина Луары 8) Долина Луары 8) Долина Луары 8) Аквитания – Лимузен – Пуату-Шаранта
9) Центр 9) Центр 9) Центр 9) Долина Луары
10) Лотарингия 10) Пикардия 10) Лотарингия 10) Центр

    8 из 10 регионов (а после территориальной реформы 9 из 10 регионов), вхоящих в рейтинги наиболее экономически-развитых, совпадают с теми регионами, кто осуществляет на территории страны наиболее активную внешнеэкономическую деятельность;

    Исходя из этого, можно сделать положительный вывод о результативности их внешнеэкономической деятельности и его влиянии на экономическое развитие и процветание регионов.

Заключение

На примере Франции было доказано: реализация ВЭД государства оказывает непосредственное влияние на его экономическое развитие, и в то же время состояние экономики страны и ее действия на международной арене влияют на развитие внешнеэкономических связей и успешное функционирование торговли, а также реальной прибыли от нее.

Территория Франции

Самое большое государство в Западной Европе общей площадью 545 тыс. кв. км. Имеет владения в Карибском бассейне:

Мартиника и Гваделупа, а также остров Реюньон (к востоку от Мадагаскара). Площадь с учетом этих территорий составляет 640,05 тыс. кв. км. Западные и северные районы Франции — равнины, в центре и на востоке — сред невысотные горы, на юго-востоке — Альпы, на юго- западе — Пиренеи.

Население Франции

Численность населения без заморских департаментов 62 млн человек (2008 г.), с зависимыми территориями — 64,05 млн человек. Для Франции характерны: высокая рождаемость и высокая ожидаемая продолжительность жизни. По мнению экспертов IN SEE, по этим показателям Франция может оказаться лидером среди других стран Европейского союза. Средняя продолжительность жизни составляет 80,98 года (мужчины — 77,79 лет, женщины — 84,33 года) (на 2009 г.). Франция — страна массовой иммиграции, особенно велико количество эмигрантов из бывших французских колоний в Африке. Французы составляют около 90% всего населения, однако окраинные области заселены этническими группами, которые отличаются языком и культурой (в частности, бретонцы — 1,5 млн человек). Преобладающая религия — католицизм (84% населения).

Государственное устройство Франции

Президентская республика, глава государства и исполнительной власти — президент, избираемый сроком на пять лет. По согласованию с парламентом он назначает премьер-министра и членов правительства. Парламент состоит из двух палат: Национального собрания и Сената.

Административно-территориальное деление Франции

22 региона и 96 административных единиц. Столица — Париж. Другие крупные города: Марсель, Лион, Страсбург, Тулон.

Объем ВВП, темпы экономического роста и другие статистические показатели

Показатель

Темпы прироста, %

Численность населения, млн человек

Прирост населения

ВВП, млрд долл. США (по обменному курсу)

Рост реального ВВП (с учетом инфляции)

ВВП, млрд долл. США (по паритету покупательной способности)

Рост внутреннего спроса

ВВП на душу населения, долл. США (по рыночному обменному курсу)

Темпы инфляции

ВВП на душу населения, долл. США (по паритету покупательной способности)

Дефицит текущего баланса. % ВВП

Средний обменный курс, евро/долл. США

Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ). % ВВП

Франция является членом многих международных экономических организаций: ООН (с 1945 г.), МВФ и Всемирного банка (с 1947 г.), НАТО (1949-1966 гг.), ОЭСР (с 1961 г.), ЕС (с 1957 г.), «Большой семерки» (с 1975 г.), ЕБРР (с 1990 г.), ВТО (с 1995 г).

Налогово-бюджетная сфера Франции

Через бюджет перераспределяется свыше половины национального дохода (в 1913 г. — 20%). Налоговые взимания составляют свыше 44% ВВП страны. По этому показателю страна занимает одно из ведущих мест в ЕС (наряду с Швецией). Налоговое бремя в 90-е годы увеличилось и превышает средний показатель но ЕС. Стандартная ставка НДС составляет 19,6%. Стандартная ставка корпоративного налога составляет 33,3%, но есть льготы для малых предприятий. Подоходный налог очень высок, особенно его верхние ставки. В 2008 г. самая верхняя ставка была снижена с 60 до 50%.

Для французской экономики характерны следующие особенности:

  • дефицит государственного бюджета;
  • высокий государственный долг;
  • дефицит внешнеторгового баланса;
  • французский рынок труда отличается негибкостью, а уровень безработицы — один из самых высоких по сравнению с другими странами — участницами ЕС;
  • уровень налогообложения французских компаний и социальных отчислений считается одним из наиболее высоких в Европе;
  • высокоразвитый банковский сектор;
  • эффективный механизм распределения финансовых потоков и, как следствие, незначительные масштабы теневой экономики;
  • высокий уровень забастовок.

На повестке дня правительства и законодателей числится целый пакет мер, охватывающих социально-экономические, юридические, политические и международные вопросы.

Сердцевиной намечаемых реформ станет комплекс финансовых и налоговых мер, направленных на реализацию главного лозунга программы Н. Саркози: «Больше работать — больше получать». «Реабилитировать работу» и улучшить покупательную способность французов должны следующие меры:

  • Освобождение от налогообложения сверхурочной работы (по данным статистики, 37% наемных работников во Франции трудятся сверх нормативного времени).
  • Вычет из налогооблагаемой базы сумм, уплачиваемых по ссудам, взятым на приобретение жилья.
  • Снижение или полная отмена (в случае передачи наследства в рамках семьи) налога на наследство.
  • Уменьшение налога на крупные состояния в случае инвестирования средств в малые предприятия.
  • Отмена налогов для работающих студентов.
  • Расширение возможности заработка для работающих пенсионеров.
  • Ограничение практики так называемых золотых парашютов — «финансовых подарков» ведущим менеджерам крупных компаний при выходе на пенсию.
  • Отмена практики авансовой оплаты налогов на предприятия.

Одной из самых трудных реформ, планируемых правительством на ближайшее время, обещает стать принятие закона о так называемых минимальных услугах в общественном секторе в случае забастовки. Речь идет главным образом о работниках общественного транспорта (метро, автобусы, пригородные поезда), забастовки которых не раз приводили к полнейшей дезорганизации транспортной системы больших городов, создавая крайнее неудобство их жителям. Предполагается, что по новому закону забастовщики будут обязаны обеспечить транспортное обслуживание на минимальном уровне, предупредить власти о начале забастовки за два дня до ее начала, а также провести тайное голосование о продолжении забастовки через восемь дней после ее начала.

Но, по подсчетам экспертов, задачи достижения «нового экономического роста» равно как и снижения государственного долга до менее 60% ВВП, выхода на бездефицитный бюджет к 2012 г. и соблюдения «пакта стабильности» ЕС могут оказаться труднореализуемыми.

Внешнеэкономические связи Франции

Страны, импортирующие продукцию из Франции: Германия — 14,9%, Испания — 9,3%, Италия — 8,9%, Великобритания — 8,1% (2007 г.).

Страны, экспортирующие продукцию во Францию: Германия — 18,9%, Бельгия — 11,4%, Италия — 8,4%, Испания — 7,1% (2007 г.).

Объем экспорта в 2008 г. составил 761 млрд долл., объем импорта — 838 млрд долл.

Основные позиции в экспорте в 2006 г.

Процент от общей суммы

Промежуточная продукция

Средства производства

Машины и оборудование

Потребительские товары

Продукты и напитки, прошедшие обработку

Основные позиции в импорте в 2006 г.

Процент от общей суммы

Промежуточная продукция

Средства производства

Потребительские товары

Машины и оборудование