28.04.2019

Реорганизация учреждений культуры путем слияния. Реогрганизация муниципального учреждения путем слияния


Реорганизация государственных и муниципальных учреждений - явление довольно распространенное. В большинстве случаев она связана с изменением типа учреждения и объединением нескольких учреждений в одно. И часто такое объединение сопровождается сокращением штата или численности сотрудников, что на практике вызывает немало вопросов. В статье расскажем, на что обратить внимание работодателю в случае реорганизации учреждения и каких ошибок не допускать по отношению к работникам.

Что такое реорганизация?

Основные положения о реорганизации установлены ГК РФ, при этом формулировки, что же такое реорганизация, не дается. Основным признаком реорганизации является изменение правового положения юридического лица, влекущее за собой правопреемство, в результате которого происходит одновременное создание одного или нескольких новых юридических лиц и прекращение одного или нескольких прежних юридических лиц.
В силу п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразование может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
А что касается конкретно реорганизации некоммерческих организаций (к которым в том числе относятся государственные и муниципальные учреждения), ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных или казенных учреждений, если иное не предписано актом Правительства РФ, осуществляются в порядке, установленном:
- Правительством РФ - в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;
- местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
Решение о преобразовании автономной некоммерческой организации принимается ее высшим органом управления в соответствии с Законом N 7-ФЗ в порядке, предусмотренном уставом автономной некоммерческой организации (ч. 5 ст. 17 Закона N 7-ФЗ).
Некоммерческая организация считается реорганизованной, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций).
При реорганизации некоммерческой организации в форме присоединения к ней другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации.
Государственная регистрация вновь возникшей в результате реорганизации организации (организаций) и внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованной организации (организаций) осуществляются в порядке, установленном федеральными законами.
Что касается трудовых отношений с работниками в случае реорганизации, им посвящена единственная ст. 75 ТК РФ, в которой уделяется внимание двум основным моментам:
1) в случае реорганизации трудовые договоры с работниками не расторгаются;
2) работник имеет право расторгнуть трудовой договор из-за реорганизации. Основанием расторжения в таком случае будет п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Прежде чем обсуждать нюансы трудовых отношений с работниками при реорганизации, отметим, что положения ст. 75 ТК РФ распространяются не только на случаи реорганизации, но и на другие, которые и рассмотрим ниже.

Иные виды изменения правового положения учреждения

Итак, в силу ст. 75 ТК РФ трудовые договоры с работниками не расторгаются также при:
1) смене собственника имущества организации. Согласно п. 32 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" под сменой собственника понимается переход (передача) права собственности на имущество организации от одного лица к другому лицу или лицам, в частности, при:
- приватизации государственного или муниципального имущества, то есть при отчуждении имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст. 217 ГК РФ);
- обращении имущества, находящегося в собственности организации, в государственную собственность (ст. 235 ГК РФ);
- передаче государственных предприятий в муниципальную собственность и наоборот;
- передаче федерального государственного предприятия в собственность субъекта РФ и наоборот.
Смена собственника имущества государственного учреждения - это фактически реорганизация в форме преобразования;
2) изменении подведомственности (подчиненности) организации. Оно заключается в передаче организации из ведения (подчинения) одного органа в ведение (подчинение) другого;
3) изменении типа государственного или муниципального учреждения.

Обратите внимание! Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные (ст. 9.1 Закона N 7-ФЗ).

В силу ст. 17.1 Закона N 7-ФЗ изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При таком изменении в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения.

Реорганизация не является ликвидацией

Иногда работодатели путают реорганизацию организации с ее ликвидацией и увольняют работников по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (ликвидация организации), что является нарушением законодательства. Давайте разберемся. Как уже было сказано, реорганизация может осуществляться в формах слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
При слиянии из нескольких юридических лиц, прекращающих свою деятельность, образуется новое юридическое лицо.
В случае присоединения к одному юридическому лицу присоединяется другое, прекращающее свою деятельность, и в результате остается одно.
При разделении одно юридическое лицо делится на несколько.
При выделении из одного юридического лица выделяется другое, при этом оба продолжают свою деятельность.
И наконец, преобразование: юридическое лицо одного вида преобразуется в юридическое лицо другого вида, при этом первое прекращает свою деятельность (изменение организационно-правовой формы).
Получается, что одно из юридических лиц при реорганизации практически в любой форме прекращает свою деятельность. Но тем и отличается ликвидация от реорганизации, что при последней осуществляется правопреемство, то есть права одной организации переходят к другой, ее правопреемнику. При ликвидации же происходит прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК РФ). Порядок ликвидации установлен ст. 63 ГК РФ. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, если работодатель неосознанно или, наоборот, сознательно подменит реорганизацию ликвидацией и уволит работников организации, прекращающей свою деятельность, они будут судом восстановлены.
Так, в суд с исковыми требованиями о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе и взыскании среднего заработка обратилась Г.И.
Г.И. была назначена руководителем отдела образования Администрации Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - АЮРМО РК). В связи с реорганизацией отдела путем преобразования в муниципальное учреждение "Управление образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия" (далее - Управление образования) переведена начальником отдела образования Управления образования.
Постановлением главы АЮРМО РК Управление образования ликвидировано. Г.И. предупреждена о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией Управления образования и в дальнейшем уволена по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Суд установил, что Управление образования было не ликвидировано, а реорганизовано путем разделения на Отдел образования АЮРМО РК и Сектор культуры, молодежной политики и спорта при АЮРМО РК, к которым перешли права и обязанности реорганизованного учреждения. Основные цели, задачи и функции отдела образования не изменились.
Факт передачи имущества Управлением образования отделу образования ответчиками не оспаривался.
При фактической реорганизации Управления образования с Г.И. трудовые отношения продолжены не были, она незаконно уволена, несмотря на то что от продолжения работы в отделе образования не отказывалась, сокращение штатов не имело места.
Суд принял решение о восстановлении Г.И. начальником отдела в Учреждении "Отдел образования Администрации Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия" и взыскании в ее пользу среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда (Апелляционное определение ВС Республики Калмыкия от 06.09.2012 по делу N 33-604/2012).

Нюансы отношений с работниками при реорганизации

Итак, в силу ст. 75 ТК РФ трудовые договоры с работниками не расторгаются не только в случаях реорганизации, но и при изменении подведомственности и типа государственного или муниципального учреждения. А что касается смены собственника имущества организации, здесь ситуация несколько отличается, в частности новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером.
При смене собственника имущества организации следует иметь в виду, что по смыслу ст. 75 ТК РФ в ее системном толковании со ст. ст. 132 и 559 ГК РФ под сменой собственника имущества организации понимают смену собственника имущества организации в целом, то есть всего имущественного комплекса, включающего недвижимое и движимое имущество, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги и исключительные права. Такой вывод сделан в Апелляционном определении Калининградского областного суда от 15.05.2013 по делу N 33-1970/2013. Данным Определением было оставлено без изменений решение суда первой инстанции, которым в том числе была признана недействительной запись в трудовой книжке Ц.С. об увольнении в связи со сменой собственника имущества организации.
Ц.С. работала в детском саду N 21, который являлся структурным подразделением (филиалом) Федерального государственного казенного учреждения "1409 Военно-морской клинический госпиталь" (далее - ФГКУ). Детский сад находился в отдельном здании и являлся одним из объектов недвижимого имущества ФГКУ. В дальнейшем здание детского сада было передано из федеральной собственности в муниципальную. Право собственности было зарегистрировано на МО "Балтийский муниципальный район". Деятельность детского сада была прекращена, а работники детского сада были лишены права трудиться дальше.
Руководствуясь ст. 75 ТК РФ, работодатель внес запись в трудовую книжку Ц.С. о смене собственника имущества и предложил обратиться по вопросу продолжения работы к новому собственнику.
Но в данном случае произошла смена собственника части имущества ФГКУ в виде отдельных объектов недвижимости, в том числе здания детского сада, а не всего имущественного комплекса организации, то есть законных оснований для применения работодателем приведенных выше положений ст. 75 не имелось.
Передача одной организацией части своего имущества другой организации не является сменой собственника имущества по смыслу ст. 75 и основанием для продолжения трудовых отношений работника с новым собственником имущества. Запись в трудовой книжке была признана судом недействительной, и был сделан вывод о том, что истица по вине работодателя незаконно лишилась возможности трудиться, в связи с чем работодатель обязан возместить ей не полученный за этот период заработок.
Согласно ч. 3 ст. 75 при смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.
Однако сокращением численности или штата может сопровождаться не только смена собственника имущества организации, но и реорганизация учреждения. На это, в частности, указывается в Письме Роструда от 05.02.2007 N 276-6-0 (далее - Письмо Роструда N 276-6-0). Как говорится в данном Письме, при этом, как правило, изменяется штатное расписание, в него могут вводиться новые структурные подразделения, должности, отдельные должности могут из него исключаться.

Примечание. Если в новом штатном расписании должность работника сохранена, оснований для увольнения по сокращению штата не имеется (Письмо Роструда N 276-6-0).

И в этом случае можно говорить не о приоритетном праве приема на работу сотрудников, а о преимущественном праве на оставление на работе при сокращении численности или штата работников. Преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
Отдельного внимания при реорганизации заслуживает вопрос предоставления отпуска. Поскольку трудовые отношения продолжаются, у работника сохраняется право на отпуск. То есть работодатель должен предоставить работнику отпуск согласно графику, составленному в конце календарного года, даже если отпуск совпадает с периодом реорганизации или последующим.

Действия работодателя при реорганизации

Никаких обязанностей по отношению к работникам учреждения при проведении реорганизации (уведомление, перевод и т.п.) ст. 75 ТК РФ не установлено, поэтому нужно руководствоваться иными нормами Трудового кодекса.
Прежде всего следует разобраться, в каких случаях работодатель обязан уведомлять работников о реорганизации, а в каких такой обязанности законодательством не установлено. Можно выделить два случая, когда работодатель обязан это сделать:
- планируется сокращение численности или штата работников;
- изменяются условия трудового договора работника.
И в том, и в другом случае за два месяца до предстоящих изменений необходимо направить работникам уведомление. При этом сокращаемым следует предложить существующие в учреждении вакантные должности (ч. 3 ст. 81 ТК РФ). Уведомления оформляются в письменном виде и направляются каждому работнику под роспись.
А вот нужно ли уведомлять работников в случаях, когда реорганизация никак не отражается на трудовых отношениях с работниками? Если нужно, то когда?
Сначала обратимся к судебной практике.
Муниципальное учреждение "Редакция газеты "Амурская заря" (далее - МУ) было реорганизовано путем преобразования в Муниципальное унитарное предприятие "Редакция газеты "Амурская заря" (далее - МУП). Работница обратилась в суд с иском о возмещении морального вреда, поскольку не была извещена о прошедшей реорганизации и считала, что состоит в трудовых отношениях с МУ, а не с МУП. Такими действиями работодателя были грубо нарушены ее права и причинен моральный вред.
Однако суд пришел к выводу, что факт нарушения трудовых прав работника в результате реорганизации не установлен. Трудовые обязанности и место работника не изменились, оплата труда не уменьшилась. Решение о реорганизации было принято на общем собрании коллектива, а доказательств того, что в проведении этого собрания работник не принимал участия, не представлено.
Также в трудовые книжки работодатель внес соответствующие записи о реорганизации, с которыми могли ознакомиться все работники.
В удовлетворении исковых требований работнице было отказано. Решение суда первой инстанции осталось без изменений (Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 06.11.2013 по делу N 33-6800/2013).
Таким образом, обязанности по уведомлению работников о реорганизации, если у работников не изменятся условия труда, у работодателя нет.
Однако ст. 75 и п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ работнику предоставлено право отказаться от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией, с изменением типа государственного или муниципального учреждения. Поэтому уведомить работников об изменении правового положения учреждения все же нужно. Как видим из приведенного решения суда, делать это не обязательно в письменном виде, можно и устно, например на собрании коллектива.
Но чтобы в дальнейшем избежать судебных споров, рекомендуем довести данную информацию до работников в наглядной форме путем размещения на доске объявлений учреждения или в каждом подразделении (кабинете). Сделать это нужно сразу после внесения записи о реорганизации в Единый государственный реестр.
Факт реорганизации следует отразить в трудовых книжках работников. При этом Инструкция по заполнению трудовых книжек, утвержденная Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69 (далее - Инструкция), порядок внесения подобных записей не регламентирует. Поэтому производится запись, аналогичная записи об изменении наименования организации (п. 3.2 Инструкции). Например: "Муниципальное учреждение "Редакция газеты Амурская заря" реорганизовано в форме преобразования в "Муниципальное унитарное предприятие "Редакция газеты Амурская заря" с 14.08.2014".
Если в результате реорганизации изменились условия трудового договора, в том числе если работник, например, переведен на другую должность или в другое структурное подразделение, заключается дополнительное соглашение к трудовому договору. Запись о переводе также вносится в трудовую книжку после записи о реорганизации.
Если работник отказался работать в связи с произошедшей реорганизацией, в трудовую книжку вносится запись об увольнении по п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Обратите внимание! Увольнение оформляется по п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ после государственной регистрации изменений или вступления в силу нормативного правового акта об изменении подведомственности.

Если в процессе реорганизации работник был сокращен, основанием увольнения будет п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
В последний день работы с работником производится полный расчет, в том числе выплачивается компенсация за все неиспользованные отпуска.
Если работник увольняется по сокращению численности или штата, ему выплачивают выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также сохраняют средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ст. 178 ТК РФ).
При этом если трудовой договор расторгается ранее двухмесячного срока, работнику выплачивается дополнительная компенсация в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
В случае расторжения трудового договора с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером в связи со сменой собственника имущества организации новый собственник обязан выплатить указанным работникам компенсацию в размере не ниже их трехкратного среднего месячного заработка (ст. 181 ТК РФ).

Подводя итог, отметим, что сама по себе реорганизация учреждения практически не отражается на трудовых отношениях с работником, если только она не влечет сокращение численности или штата работников или изменение условий трудового договора. Но и в этом случае нужно просто руководствоваться положениями Трудового кодекса. Тем не менее судебных разбирательств, связанных с реорганизацией, не становится меньше. Надеемся, что если вашей организации предстоит реорганизация, данная статья поможет вам избежать ошибок.

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2009, N 13
РЕОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПУТЕМ
ПРИСОЕДИНЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ОТРАЖЕНИЕ
В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
Вопрос о проведении реорганизационных мероприятий, последовательности их проведения и о правильности отражения реорганизации в учете длительное время остается одним из наиболее проблемных вопросов в бюджетном учете. Очень часто понятие реорганизации путают с ликвидацией учреждения. Самым главным различием этих двух мероприятий является наличие правопреемственности. При реорганизации юридического лица предусмотрена правопреемственность по всем активам и обязательствам (ст. 58 части первой Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ)). Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 части первой ГК РФ). Реорганизация может быть произведена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования (ст. 57 части первой ГК РФ).
Одним из распространенных видов реорганизации является реорганизация путем присоединения к одному учреждения одного или нескольких учреждений. В своей статье я рассматриваю основные мероприятия, проводимые в процессе реорганизации в форме присоединения, и нормативные документы, их регламентирующие.
Своим Постановлением от 10.02.2004 N 71 Правительство РФ определяет, что решения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений принимаются Правительством РФ на основании проектов, подготовленных федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). После принятия решения о реорганизации Правительство РФ издает распоряжение о реорганизации федеральных учреждений путем присоединения к ним других федеральных учреждений. На основании данного распоряжения федеральный орган исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), издает приказ по своему ведомству о проводимой реорганизации с указанием присоединяемых федеральных учреждений, сроков проведения реорганизации, а также назначает председателей комиссий по реорганизации.
После доведения приказа о реорганизации федеральное государственное учреждение обязано создать комиссию по реорганизации, разработать план мероприятий по проведению реорганизации, а также сроки проведения данных мероприятий.
В плане мероприятий, по мнению автора, может быть выделено три этапа:
- подготовительный;
- непосредственно мероприятия по передаче имущества и обязательств;
- заключительные мероприятия.
Во время подготовительного этапа необходимо произвести следующие мероприятия.
1. Направить налоговому органу по месту нахождения организации (в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц) сообщение о реорганизации юридического лица с указанием формы реорганизации. Сообщение заполняется по форме С-09-4, утвержденной Приказом ФНС России от 17.01.2008 N ММ-3-09/11@. Сообщение о реорганизации должно быть направлено в налоговый орган в течение трех дней со дня принятия решения о реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, пп. 4 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ)). К сообщению прикладывается копия приказа о реорганизации органа исполнительной власти, принявшего решение о реорганизации. Данное сообщение должно быть направлено в налоговые органы каждым из реорганизуемых юридических лиц.
2. Осуществить публикацию в "Вестнике государственной регистрации" о реорганизации юридического лица и присоединяемых к нему учреждений. Данную публикацию должно дать каждое из реорганизуемых юридических лиц. Публикация делается дважды с периодичностью один раз в месяц, это требование предусмотрено в абз. 2 п. 1 ст. 60 ГК РФ. Без данной публикации документы на исключение из Единого государственного реестра юридических лиц не принимаются. Представитель заявителя, представляющий бланк-заявку на публикацию, должен иметь доверенность на представление данной публикации и сопроводительное письмо. Сведения, необходимые для осуществления данной публикации, можно найти на сайте "Вестника государственной регистрации" по адресу: http://www.vestnik-gosreg.ru. На этом сайте размещен порядок приема сообщений для публикаций, перечень необходимых документов и адреса региональных представителей.
3. Направить уведомление о предстоящей реорганизации во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Для данного уведомления специальная форма не утверждена, оно делается в простой письменной форме, на бланке учреждения в двух экземплярах, один экземпляр с отметкой фонда о получении остается в учреждении.
4. Направить уведомление кредиторам, а также постоянным контрагентам, с которыми заключены долгосрочные договоры о предстоящей реорганизации, в простой письменной форме. Уведомление кредиторов и постоянных контрагентов необходимо сделать в первую очередь для сообщения об изменении информации об учреждении, в том числе об изменении платежных реквизитов. На основании данных бухгалтерского учета составляется список кредиторов присоединяемого учреждения на день принятия решения о реорганизации. В список кредиторов включаются кредиторы по следующим кодам счетов бюджетного учета: 020500000, 020800000, 030200000, 030300000, 030401000 - 030403000.
Подготовить сообщение о реорганизации, публикацию и письма во внебюджетные фонды можно одновременно, в течение одного дня.
5. Провести инвентаризацию имущества в каждом из реорганизуемых юридических лиц, инвентаризацию расчетов по налогам и сборам и прочим платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а также инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами по доходам и с поставщиками и подрядчиками. Инвентаризация проводится в соответствии с требованиями Приказа Министерства финансов РФ от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств". Об инвентаризации в связи с реорганизацией в присоединяемом учреждении руководителем издается приказ. В случае наличия расхождения между результатами инвентаризации и данными бухгалтерского учета в бухгалтерский учет должны быть внесены соответствующие исправления. На данном этапе рекомендуется со всеми контрагентами по доходам и с поставщиками и подрядчиками подписать акты сверок, во избежание возможных недоразумений. В ходе проведения инвентаризации дебиторской задолженности присоединяемое учреждение должно провести работу по выявлению и списанию безнадежных долгов. При исчислении срока исковой давности следует учитывать, что общий срок исковой давности установлен в три года (ст. 196 ГК РФ). Кроме того, при исчислении срока исковой давности следует учитывать положения ст. ст. 200 и 203 ГК РФ. В процессе инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности в обязательном порядке выявляется взаимная задолженность учреждений, участвующих в реорганизации.
Все исправления в учет в случае обнаружения отклонений фактического наличия активов и обязательств от учетных данных должны быть внесены до составления передаточного акта. Особое внимание хочу обратить на инвентаризацию объектов недвижимости. Необходимо проверить не только фактическое наличие самих объектов, но и наличие правильно оформленных правоустанавливающих документов на сами объекты недвижимости и на земельные участки, на которых они расположены, - свидетельств о государственной регистрации, технических паспортов, кадастровых планов и т.д. Во время проведения инвентаризации рекомендуется составить специальную опись для объектов, не пригодных к дальнейшей эксплуатации и не подлежащих восстановлению, с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин непригодности (порча, полный износ), а также опись объектов, по которым недооформлены правоустанавливающие документы, с указанием недостающих документов.
6. Уведомить сотрудников присоединяемых учреждений о предстоящей реорганизации, в письменной форме, не позднее чем за два месяца (ст. 74 ТК РФ) до момента изменений существенных условий договора.
Все мероприятия подготовительного этапа, за исключением инвентаризации, как правило, осуществляются юридическим отделом учреждения.
Второй этап - это передача имущества, прочих активов, включая нематериальные, прав и обязательств учреждению-правопреемнику. Во время этого этапа передаются не только имущество, денежные средства и задолженности, но и осуществляется перевод сотрудников присоединяемых учреждений в учреждение-правопреемник, передаются архивы реорганизуемых учреждений. Этот этап, пожалуй, самый сложный и с точки зрения определения последовательности действий, и с точки зрения согласования документов. Лучше всего данный этап приурочить к дате составления промежуточной отчетности: 1 апреля, 1 июля текущего финансового года.
На данном этапе необходимо произвести следующие операции и составить следующие документы:
1. Составить передаточные акты на недвижимое имущество, движимое имущество в виде реестров, с указанием инвентарных номеров, года ввода в эксплуатацию, первоначальной (балансовой) стоимости, суммы начисленной амортизации и остаточной стоимости. Для недвижимого имущества указывается адрес (месторасположение). Передаточный акт на объекты недвижимости должен быть согласован с территориальным управлением государственной собственностью или иным исполнительным органом, полномочным вести реестр государственного имущества.
2. Составить перечень земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, с указанием правоустанавливающих документов о землепользовании.
3. Составить перечень объектов интеллектуальной собственности, в том числе тех, на которые охранные документы находятся на стадии оформления или отсутствуют.
4. Составить передаточную смету доходов и расходов федерального бюджета в разрезе предметных статей в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, утвержденных бюджетному учреждению на текущий финансовый период.
5. Составить и подписать передаточный акт, на основании которого юридическое лицо, к которому производится присоединение, становится правопреемником по всем правам и обязательствам присоединяемого учреждения, в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые третьими лицами. По данному акту передаются основные средства, нематериальные активы, денежные средства, дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, прочие активы и обязательства, права на объекты интеллектуальной собственности, находящиеся на хранении, и подлежащие хранению подлинники документов, а также работники, принятые в порядке реорганизации. К данному акту прилагаются передаточные акты движимого и недвижимого имущества, передаточные сметы, передаточный баланс, расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности по счетам учета, опись передаваемых объектов интеллектуальной собственности, опись передаваемых подлинников документов, список сотрудников, принимаемых в порядке реорганизации, с указанием занимаемой должности, ставок и разряда по ETC. Передаточный акт с приложениями к нему подписывается руководителями и главными бухгалтерами реорганизуемых учреждений, прошивается, пронумеровывается, скрепляется печатью и представляется на утверждение соответствующему органу государственной власти или местного самоуправления, создавшему учреждение. Передаточные акты с приложениями к ним составляются как минимум в 6 экземплярах. Вместе с передаточными актами (общими) должны быть составлены, подписаны и согласованы у главного распорядителя бюджетных средств акты приема-передачи недвижимого имущества и транспортных средств на каждый инвентарный объект учета. Данные акты необходимы для переоформления свидетельств о собственности на недвижимое имущество и перерегистрации транспортных средств в ГИБДД. Акты приема-передачи объектов учета составляются в 5 экземплярах - по одному для каждой из сторон, осуществляющих прием-передачу, один для территориального управления государственной собственностью, один для управления имуществом органа государственной власти, еще один экземпляр необходимо будет представить в органы ГИБДД или орган, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию сделок с недвижимостью.
Необходимо отметить, что баланс по форме 0503230, предусмотренный Приказом Минфина России как разделительный (ликвидационный) баланс, в случае реорганизации в форме присоединения и слияния применять совершенно бессмысленно.
При реорганизации в форме присоединения и слияния необходимо утвердить вступительный баланс, который будет представлять собой построчную сумму входящих остатков на начало текущего периода. Форму 0503230 в случае слияния и присоединения можно порекомендовать как форму промежуточной отчетности для учреждений, деятельность которых в результате реорганизации как самостоятельных юридических лиц прекращается. Передаточный баланс в случае слияния и присоединения должен выглядеть несколько иным образом.
По своему опыту проведения реорганизации могу сказать, что лучше всего сделать не менее 10 экземпляров передаточного акта. Передаточный акт с прилагаемыми к нему документами представляется главному распорядителю бюджетных средств для его утверждения, если реорганизация проводится в рамках одного ГРБС, и двум главным распорядителям, если реорганизуемые учреждения подведомственны разным ГРБС.
После утверждения передаточного акта начинается третий, заключительный, этап присоединения.
Заключительный этап включает в себя следующие мероприятия:
1. Исключение присоединяемых юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц. В Федеральную налоговую службу, в отдел, занимающийся ведением Единого государственного реестра юридических лиц, представляется следующий комплект документов: передаточный акт (прошитый, пронумерованный, заверенный руководителем учреждения), утвержденный органом исполнительной власти (ГРБС); заявление о прекращении деятельности присоединенной некоммерческой организации (форма N РН0009, утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 N 212); копия приказа о реорганизации; копия бланка-заявки публикации в "Вестнике государственной регистрации" с отметкой о принятии публикации о реорганизации; копии уведомлений внебюджетных фондов с отметкой о получении, заверенные печатью учреждения; письмо в произвольной форме на бланке учреждения со сведениями о правопреемстве. Копия Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц направляется главному распорядителю бюджетных средств.
2. Составление передаточной сметы, в случае если до момента исключения из ЕГРЮЛ присоединенного учреждения была корректировка утвержденных лимитов бюджетных обязательств. На основании передаточной сметы и сведений об исключении присоединенных учреждений из ЕГРЮЛ ГРБС направляет в органы, осуществляющие кассовое обслуживание бюджета, уведомление о бюджетных ассигнованиях (лимитах бюджетных обязательств) из федерального бюджета на текущий финансовый год с минусом на присоединенные учреждения, с плюсом на учреждение-правопреемник.
3. Передача кассовых расходов по бюджетным средствам и средствам по приносящей доход деятельности по акту формы КФД 0531728, доведенной Приказом Минфина России от 30.09.2008 N 104н (Приложение N 7).
4. Закрытие расчетных и валютных счетов в банке и других кредитных организациях, если такие были открыты, перечисление остатков средств на счета учреждения-правопреемника. В связи с тем, что расчеты в иностранной валюте между организациями, находящимися на территории Российской Федерации, запрещены, банки конвертируют средства в иностранной валюте и перечисляют на лицевой счет учреждения в казначействе в рублях на основании представленного в банк платежного поручения. Для закрытия валютного счета необходимо составить заявление о закрытии счета и направить в банк письмо в произвольной форме с уведомлением о реорганизации и перечислении средств на счет учреждения-правопреемника. К письму должна прилагаться копия приказа федерального органа исполнительной власти о реорганизации путем присоединения.
5. Издание приказа о закрытии лицевых счетов, открытых для учета средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в органах, осуществляющих кассовое исполнение бюджета.
6. Составление передаточных актов кассового дохода и расхода по лицевому счету с начала года. Акты составляются по форме, предусмотренной для отчета об исполнении бюджета получателя средств бюджета (форма 0503127 по ОКУД с пометкой "передаточная"). Данная форма подписывается руководителем и главным бухгалтером передающего учреждения, учреждения-правопреемника, а также согласовывается с руководителем и главным бухгалтером отделений Федерального казначейства, в которых открыты лицевые счета учреждений. Данные акты составляются как минимум в шести экземплярах - по одному для каждого из учреждений, по одному в отделения Федерального казначейства, по месту нахождения лицевых счетов, один как приложение к передаточному акту в вышестоящую организацию и один как приложение к передаточному акту, представляемому в ФНС для внесения изменений в ЕГРЮЛ. Остатки денежных средств на лицевом счете перечисляются на лицевой счет учреждения-правопреемника.
7. Издание приказа о сотрудниках присоединяемых учреждений с указанием даты, с которой они являются сотрудниками учреждения, к которому происходит присоединение. Передача по акту личных карточек формы Т-2 и трудовых книжек, а также лицевых карточек работников по учету заработной платы.
8. Составление итоговой бюджетной отчетности на дату исключения из Единого государственного реестра юридических лиц присоединенных учреждений. Отчетность составляется в объеме форм годовой отчетности с подробной расшифровкой показателей дебиторской и кредиторской задолженности, а также с полной информацией о результатах проведенной инвентаризации.
9. Составление итоговой налоговой отчетности по налогу на доходы физических лиц, персонифицированному учету по взносам в Пенсионный фонд РФ, отчетов в Фонд социального страхования, итоговых расчетов по налогам и сборам в бюджет.
10. Доведение информации об исключении из ЕГРЮЛ присоединенных учреждений до внебюджетных фондов, закрытие лицевых счетов по налогам и сборам присоединенных учреждений с одновременным переносом остатков на лицевой счет учреждения-правопреемника.
Следует отметить, что основным документом о порядке отражения в бухгалтерском учете проводимой реорганизации, в том числе в форме присоединения одного юридического лица к другому, является Приказ Министерства финансов РФ от 20.05.2003 N 44н "Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций". Данный Приказ (по тексту самого Приказа) на бюджетные учреждения не распространяется. Тем не менее другого документа нормативного характера, за исключением нескольких писем Министерства финансов РФ, регламентирующего отражение в учете реорганизации в форме присоединения, в настоящий момент не существует. Сам Приказ не содержит норм, противоречащих нормативно-правовым актам, регламентирующим ведение бюджетного учета, и, на мой взгляд, может быть принят за основу, с уточнениями, внесенными Письмом Минфина России от 16.06.2003 N 03-01-01/08-176.
В соответствии с данными документами составление передаточного акта рекомендуется приурочивать к концу отчетного периода (года) или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности (квартала, месяца), являющейся основанием для характеристики и оценки передаваемого имущества и обязательств реорганизуемой организацией. На мой взгляд, более целесообразно составлять передаточный акт на дату составления промежуточной отчетности - на 1 апреля или на 1 июля текущего финансового года. Это связано с тем, что процедура реорганизации в учреждениях бюджетной сферы несколько более трудоемка, требует оформления большего количества документов, чем при реорганизации юридических лиц другой формы собственности. Большой объем составляемых документов связан в первую очередь с передачей лимитов бюджетных обязательств, которая осуществляется Министерством финансов РФ на основании данных, представленных главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находятся реорганизуемые учреждения, и передачей имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, с согласованием в управлении государственной собственностью. И если передача лимитов через органы Федерального казначейства Министерством финансов РФ осуществляется оперативно, то управление имущества согласовывает любые документы по движению нефинансовых активов учреждения в срок от 30 до 90 дней. Промежуточная и итоговая отчетность составляется присоединяемыми учреждениями в объеме, предусмотренном для представления годовой отчетности. В состав годовой отчетности бюджетополучателей включаются следующие формы.
- Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130).
- Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125).
- Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127).
- Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503137).
- Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121).
- Пояснительная записка (ф. 0503160).
- Порядок составления и представления отчетности бюджетными учреждениями регламентируется Приказом Минфина России от 13.11.2008 N 128н.
Отчеты ф. 0503127, ф. 0503137 и Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178) составляются дважды:
- первый раз - на дату составления передаточного акта, по произведенному кассовому расходу, чтобы подтвердить размер кассового расхода, и остаткам денежных средств на счетах, в том числе валютных;
- передаточные, датой передачи кассового расхода за период с 1 января текущего финансового года до даты закрытия лицевого счета. На основании данных передаточных актов кассовый расход передается из присоединяемого учреждения в учреждение-правопреемник. Передача осуществляется путем простого сложения. По выписке присоединяемого учреждения проводятся операции на суммарный кассовый расход со знаком "минус", по выписке правопреемника - со знаком "плюс".
Основную проблему составляет отражение в учете операций по передаче данных балансов присоединяемых учреждений. До даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяющегося учреждения все операции, связанные с его текущей деятельностью, отражаются в бюджетном учете присоединяющегося учреждения. Датой исключения из ЕГРЮЛ присоединенного учреждения необходимо изменить входящие остатки на начало года и обороты по всем счетам бюджетного учета. Согласно нормативно-правовым документам данная передача должна осуществляться путем простого добавления остатков на начало года по реорганизуемым учреждениям и их суммарных оборотов по счетам на основании данных передаточных балансов и главной книги, без составления бухгалтерских проводок. На практике же редко какие из учреждений ведут ручной учет. При машинной обработке данных для внесения остатков и оборотов по передаваемым учреждениям целесообразнее всего использовать вспомогательные счета типа 00.00, суммарный оборот по которым после полной передачи остатков по дебету и кредиту должен быть равен нулю. При переносе остатков и оборотов присоединяемого учреждения не должны включаться числовые показатели, отражающие взаимную дебиторскую и кредиторскую задолженность между реорганизуемыми учреждениями. Остатки по счетам взаимной дебиторской задолженности и обязательств, оставшиеся на момент проведения реорганизации, необходимо перенести на счет 30404000 "Внутренние расчеты":
Дт 30404510 Кт 20619660 (по авансам, перечисленным в счет поставки оборудования);
Дт 30404510 Кт 20503660 (по задолженностям по оказанным услугам);
Дт 30209830 Кт 30404610 (по обязательствам по оказанным услугам).
При формировании заключительных оборотов на отчетную дату 31.12.2009 остатки по счетам внутренних расчетов будут перенесены на счет 40103000.
В некоторых случаях присоединяемые учреждения включаются в состав правопреемника с выделением в отдельное обособленное структурное подразделение с открытием лицевого счета в органах, организующих кассовое исполнение бюджетов, и наделением имуществом, которое ранее числилось на балансе присоединенного государственного учреждения. Такие передачи должны быть оформлены накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств формы 0306032 ОКУД, этой же формой можно пользоваться для передачи материальных запасов. При таком выделении присоединенного учреждения на обособленный баланс возникают определенные сложности методологического характера. Дело в том, что имущество в таком случае может быть передано в созданное структурное подразделение, остатки денежных средств перечислены на его лицевой счет, а обороты по кассовому расходу останутся на лицевом счете учреждения-правопреемника. В такой ситуации, на мой взгляд, более целесообразно использовать счет 30404000 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств". Тогда оформление операции по передаче кассового расхода нужно отразить в корреспонденции со счетом 30404000:
Переданы кассовые расходы по бюджетному счету:
по суммам на расходы по оплате труда - Дт 30405211 Кт 30404211;
по суммам по начислению на оплату труда - Дт 30405213 Кт 30404213;
по суммам, перечисленным на приобретение ОС, - Дт 30405310 Кт 30404310.
Аналогично передается кассовый расход по внебюджетному счету:
по суммам на расходы по оплате труда - Дт 20101510 Кт 30404211;
по суммам по начислению на оплату труда - Дт 20101510 Кт 30404213;
по суммам, перечисленным на приобретение ОС, - Дт 20101510 Кт 30404310.
Суммы остатков денежных средств, перечисленных на лицевой счет по учету средств от приносящей доход деятельности, а также обороты по кассовому доходу отразить на счете расчетов с дебиторами по доходам:
Дт 20101510 Кт 20503660, при этом лучше завести отдельный вид аналитического учета - обороты по реорганизуемым НИИ. Таким образом, сумма кассового расхода по счету 30404000 по передаче кассового расхода будет равна сумме переданных остатков и оборотов по счету 20503000 с аналитикой по видам контрагентов. Обороты по переданному имуществу в обособленное подразделение, а также дебиторскую и кредиторскую задолженности отразить в корреспонденции:
Дт 30404000 Кт 10104310;
Дт 30219730 Кт 30404000 - в головном учреждении и обратными проводками в обособленном структурном подразделении. При составлении консолидированного отчета в целом по учреждению данные обороты должны быть тщательно выверены и исключены из сводной отчетности.
В связи с тем что по хозяйственным договорам, заключенным до принятия решения о реорганизации, очень часто платежи продолжают поступать на лицевые счета учреждений, которые уже закрыты, учреждения казначейства по письму перечисляют денежные средства на лицевой счет учреждения-правопреемника. Данные суммы зачисляются на счет и отражаются проводкой Дт 20101510 Кт 20503660. При составлении консолидированного баланса остатки этих денежных средств должны быть также тщательно выверены и исключены из сводной отчетности, для того чтобы избежать "задвоения" оборотов и остатков по счету 20503000.
При составлении пояснительной записки к годовому балансу учреждение-правопреемник отражает изменение валюты баланса, связанной с реорганизацией, в форме 0503173 "Сведения об изменении остатков валюты баланса" по ОКУД.
В данной статье мной не преследовалась цель описать все юридические тонкости оформления документов по реорганизации, указаны лишь документы, влекущие за собой необходимость отразить этапы реорганизации в бюджетном учете, составить необходимые формы отчетности и сделать бухгалтерские записи. Кроме перечисленных выше процедур, должны быть внесены изменения в устав и предприняты действия по сокращению штатов и приведению их в соответствие с новым статусом учреждения (к примеру, не может быть двух главных бухгалтеров, двух начальников отдела кадров и т.д.).
Г.А.Селезнева
Заместитель главного бухгалтера
по методологии, организационной
и контрольно-ревизионной работе
Томского государственного университета
Подписано в печать
19.06.2009

Особенности реорганизации бюджетного образовательного учреждения в форме присоединения

В первую очередь руководитель ОУ должен издать приказ об инвентаризации с указанием даты ее проведения, а также назначить и утвердить состав инвентаризационной комиссии. Как правило, в состав комиссии включаются представители администрации учреждения, работники бухгалтерской службы и другие специалисты (экономисты, техники и т. д.). Кроме них, к проведению инвентаризации рекомендуется привлечь представителей службы внутреннего контроля учреждения, аудиторов независимых аудиторских организаций, а также представителей учреждения-правопреемника.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Важно

Результаты проверки необходимо занести в инвентаризационные описи, подробно описав вид имущества, количество и сумму. Инвентаризационные описи должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки, результаты которых оформляются актом.

______________________________________________________________________________________

Поскольку НК РФ не установлены специальные сроки уплаты налогов в случае реорганизации, то налоги должны быть уплачены в сроки, предусмотренные НК РФ.

В соответствии с п. 1 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Проблема

Специальных правил представления налоговой декларации при реорганизации налоговым законодательством не предусмотрено. Более того, по этому поводу имеются разъяснения контролирующих органов, однако они не дают однозначного ответа на вопрос, кто должен эту декларацию представлять.

______________________________________________________________________________________

С одной стороны, существует мнение, что отчитываться в инспекции по налогам, для которых налоговый период установлен как год (уплата налога на прибыль, налога на имущество и т. д.), должна организация-правопреемник (письма ФНС России от 06.07.2007 № 23-3-04/546, УФНС по г. Москве от 05.03.2008 № 18-11/020810@). Иными словами, к присоединяющей организации переходит обязанность не только по уплате налогов, но и по сдаче соответствующих налоговых деклараций, которые присоединенная организация не представила и не имеет возможности представить, поскольку юридически уже не существует.

С другой стороны, налоговые органы допускают возможность, в частности по налогу на имущество, самостоятельного представления реорганизованной организацией налоговой декларации за последний налоговый период до момента завершения реорганизации (письмо УФНС России по г. Москве от 07.06.2008 № 09-14/054957). В такой декларации реорганизуемая организация должна определить сумму налога, которую перечислит в бюджет самостоятельно либо передаст в составе своих обязательств правопреемнику.

Существует и третья точка зрения, объединяющая две первые: налоговые декларации присоединяемой организации за последний налоговый период должны быть представлены организацией-правопреемником в налоговый орган по месту своего учета, если указанные декларации не были представлены присоединяемой организацией в налоговый орган до снятия ее с учета в установленном порядке (письма Минфина России от 13.02.2007 № 03-02-07/1-67 и УФНС России по г. Москве от 27.04.2009 № 16-15/041230). На титульном и других листах налоговой декларации в этом случае указываются реквизиты учреждения-правопреемника.

К сведению

Бюджетная отчетность представляется ОУ в составе форм годовой отчетности согласно приказу Минфина России от 25.03.2011 "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений".

______________________________________________________________________________________

Образовательное учреждение закрывает лицевые счета в органах казначейства. Данная процедура осуществляется в порядке, установленном соответствующими региональными или муниципальными финансовыми органами. Остатки, имеющиеся на лицевых счетах, перечисляются на счета учреждения-правопреемника.

После завершения реорганизации руководитель ОУ, к которому перешли права и обязанности, или иное уполномоченное им должностное лицо принимает документы по личному составу присоединенного учреждения: трудовые книжки, личные карточки и т. п. В бухгалтерию учреждения-правопреемника передаются лицевые карточки работников.

Название: Особенности реорганизации бюджетного образовательного учреждения в форме присоединения

©2013 МЦФЭР. Все права защищены.

389 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (7)

    получен
    гонорар 50%

    Юрист, г. Барнаул

    Общаться в чате
    • 10,0 рейтинг

    Здравствуйте, Анастасия.

    Порядок реорганизации примерно следующий.

    Учреждение, в отношении которого принято решение о его реорганизации, обязано:

    Уведомить регистрирующий орган в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения в письменной форме о начале процедуры регистрации. На основании этого уведомления регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что учреждение находится в процессе реорганизации (п. 1 ст. 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ);

    Поместить в СМИ, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации.Такое уведомление публикуется дважды с периодичностью один раз в месяц после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (п. 2 ст. 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ);

    Сообщить о начале реорганизации известным ему кредиторам в письменной форме в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в регистрирующий орган (п. 2 ст. 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ). Важно, что при реорганизации казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков (п. 2.2 ст. 16 Закона о некоммерческих организациях);

    Работники о предстоящей реорганизации уведомляются не менее чем за 2 месяца.

    Трудовой кодекс

    Статья 74. Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда

    О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

    Статья 180. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации

    О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

    С уважением! Г.А. Кураев

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Юрист, г. Краснодар

    Общаться в чате

    РФ, Статья 75. Трудовые отношения при смене собственника имущества
    организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации,
    изменении типа государственного или муниципального учреждени
    При с мене собственника имущества организации новый собственник не позднее
    трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право
    расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером.

    Смена собственника имущества организации не является основанием для
    расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.
    В случае отказа работника от продолжения работы в связи со сменой
    собственника имущества организации трудовой договор прекращается в
    соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.

    При смене собственника имущества организации сокращение численности или
    штата работников допускается только после государственной регистрации
    перехода права собственности.
    Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может
    являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками
    организации или учреждения

    При реорганизации учреждения трудовые отношения с работниками продолжаются, в трудовой книжке делается запись о том, учреждение реорганизовано и делается запись о новом наименовании Если работник не согласен продолжать работу в реорганизованном учреждении, то лучше принять от него письменное заявление об этом, т.к в этом случае он подлежит увольнению по ст. 77 ч.6 ТК РФ

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    получен
    гонорар 50%

    Юрист, г. Барнаул

    Общаться в чате
    • 10,0 рейтинг

    Трудовые отношения прекращаются, если работники не пожелают работать в созданной организации.

    Трудовой кодекс

    Статья 75. Трудовые отношения при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации, изменении типа государственного или муниципального учреждения

    При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером.

    Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.

    В случае отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.

    При смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.

    Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.

    При отказе работника от продолжения работы в случаях, предусмотренных частью пятой настоящей статьи, трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    получен
    гонорар 25%

    Юрист, г. Кемерово

    Общаться в чате
    • 8,3 рейтинг

    Добрый день!

    акты (по статейно) регулируют дольнейшее взаимоотношения работника с работодателем? Спасибо!
    анастасия

    Данный процесс описан в ФЗ «О некоммерческих организациях»:

    ст. 16 ФЗ: 2.1. Принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных или казенных учреждений, если иное не установлено актом Правительства Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном:
    1) Правительством Российской Федерации - в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;
    2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта Российской Федерации;
    3) местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.4. Государственная регистрация вновь возникшей в результате реорганизации организации (организаций) и внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованной организации (организаций) осуществляются в порядке, установленном федеральными законами.

    Также ГК РФ:

    ст. 57: 4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
    При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

    Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц - первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1).

    Порядок установлен

    ФЗ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
    И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: 1. Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица.
    В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, а также государственная регистрация прекращения в результате реорганизации деятельности юридических лиц осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица, направившего в регистрирующий орган уведомление о начале процедуры реорганизации.
    ст. 9 ФЗ:1. В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый порталгосударственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
    Представление документов в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.
    (абзац введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 107-ФЗ)
    Представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено по просьбе заявителя нотариусом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной регистрации. Указанные документы направляются в регистрирующий орган нотариусом в форме электронных документов, подписанных электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
    ст. 8 ФЗ:1. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
    2. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

  • Юрист, г. Москва

    Общаться в чате
    • 10,0 рейтинг
    • эксперт

    Здравствуйте!
    Дополню, что если речь идет об образовательных организациях, то этому посвящена ст.22 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций
    1. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
    2. Духовные образовательные организации создаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.
    3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности, о государственной регистрации образовательной организации.
    4. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.
    5. Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.
    6. Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).
    7. Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.
    8. Образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией.
    9. Образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа) (далее - учебно-воспитательные учреждения), создаются Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.
    10. Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.
    11. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.
    12. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.
    13. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
    14. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
    15. Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.