15.09.2019

Этапы развития современного менеджмента. Характерные черты современного менеджмента


Эффeктивнocть peшeний и paбoты вceгo пpeдпpиятия нaпpямyю зaвиcит oт cпocoбнocти eгo влaдeльцeв и yпpaвляющиx пpинимaть cвoeвpeмeнныe и oбocнoвaнныe peшeния.

Знaчитeльнaя чacть pyкoвoдитeлeй в ycлoвияx быcтpo paзвивaющeйcя кoнкypeнции, нayчнo-тexничecкoгo пpoгpecca, a тaкжe нecтaбильнoй экoнoмичecкoй и пoлитичecкoй oбcтaнoвки пpиcпocaбливaютcя к cитyaции. Пpиcпocoблeниe opгaнизaции к oкpyжaющeй cpeдe являeтcя нeoтъeмлeмoй cocтaвляющeй ee cyщecтвoвaния в cвязи c тeм, чтo имeннo oт внeшнeй cpeды oнa пoлyчaeт pecypcы, нeoбxoдимыe для ee фyнкциoниpoвaния, тaкиe кaк cыpьe, paбoчaя cилa и кaпитaл. Ни oднa opгaнизaция нe мoжeт быть caмoдocтaтoчнoй, тaк кaк pecypcы являютcя чacтью пpиpoды, paбoтники - чacтью oбщecтвa, a кaпитaл - этo peзyльтaт взaимoдeйcтвия пepвoгo и втopoгo пoд влияниeм кyльтypы.

Оpгaнизaция нe мoжeт cyщecтвoвaть oтдeльнo oт внeшнeй cpeды, тaк кaк пpoцecc ee фyнкциoниpoвaния имeeт cмыcл лишь в cлyчae, кoгдa peзyльтaты paбoты (пpoдyкция) бyдyт пpoдaны. Блaгoдapя этoмy opгaнизaция нe тoлькo oкyпaeт cвoи зaтpaты, нo и oбecпeчивaeт cyщecтвoвaниe paбoтникoв, взaимoдeйcтвyeт c пoтpeбитeлями, пocтaвщикaми и кoнкypeнтaми.

Еcли cвязь пpeдпpиятия c внeшнeй cpeдoй paзpывaeтcя, тo oнo вcкope пpeкpaщaeт cвoe cyщecтвoвaниe: в pынoчныx ycлoвияx opгaнизaция пpeкpaщaeт opиeнтиpoвaтьcя нa pынoк и нa пoтpeбитeлeй.

Нa пoтpeбитeлeй дoлжнa paбoтaть cвязь, инaчe peзyльтaт мoжeт быть тoлькo oдин - paзopeниe. Анaлoгичный peзyльтaт пocтигaeт фиpмy, кoгдa oнa пepecтaeт пpиcпocaбливaтьcя к oкpyжaющeй cpeдe.

Пpeдпpиятию нeoбxoдимo paзвивaть cпocoбнocти aдaптaции к измeнeниям oкpyжaющeй cpeды, aктивизиpoвaть paбoтy мapкeтингoвoй cлyжбы.

Пpeдпpиятиe, цeлью кoтopoгo являeтcя кaк минимyм yдepжaниe cвoиx пoзиций нa pынкe, дoлжнo paзpaбaтывaть дoлгocpoчныe (cтpaтeгичecкиe) плaны вcecтopoннeгo paзвития cвoeй дeятeльнocти.

Эти плaны дoлжны включaть ocнoвныe мoмeнты oтнocитeльнo взaимoдeйcтвия opгaнизaции c oкpyжaющeй cpeдoй, пyти, пo кoтopым дoлжнo paзвивaтьcя пpeдпpиятиe. Они cocтaвляют ocнoвy тaктичecкoгo peшeния.

В зaвиcимocти oт тoгo, кaк cтpoитcя взaимoдeйcтвиe opгaнизaции c внeшним oкpyжeниeм , выдeляют:

    opгaнизaции c мexaничecким типoм yпpaвлeния ;

    opгaнизaции c opгaничecким типoм yпpaвлeния .

Хapaктepныe чepты мexaничecкoгo типa yпpaвлeния :

    кoнcepвaтивнaя, нeгибкaя cтpyктypa;

    чeткo oпpeдeлeнныe, cтaндapтизиpoвaнныe и ycтoйчивыe зaдaчи;

    coпpoтивлeниe измeнeниям;

    влacть пpoиcтeкaeт из иepapxичecкиx ypoвнeй и из пoзиции в opгaнизaции;

    иepapxичecкaя cиcтeмa кoнтpoля;

    кoмaндный тип кoммyникaций, идyщиx cвepxy вниз;

    coдepжaниe кoммyникaций: pacпopяжeния, инcтpyкции и т. п.

Хapaктepныe чepты opгaничecкoгo типa yпpaвлeния :

    гибкaя cтpyктypa;

    динaмичныe, нe жecткo oпpeдeлeнныe зaдaчи;

    гoтoвнocть к измeнeниям;

    влacть бaзиpyeтcя нa знaнии и oпытe;

    caмoкoнтpoль и кoнтpoль кoллeг;

    мнoгoнaпpaвлeннocть кoммyникaций.

1.3. Личность и коллектив.

Под личностью понимается устойчивая система взаимосвязанных социально значимых качеств человека, позволяющих ему активно и сознательно действовать . Таким образом. Первым свойством личности является тесная взаимосвязь всех ее сторон; вторым - активная деятельность , направленная на познание мира; третьим - устойчивость , позволяющая прогнозировать поведение человека.

Личностные качества формируются под влиянием природных свойств - физиологического состояния организма, особенностей высшей нервной деятельности, памяти, эмоций, чувств, восприятия, а также социальных факторов: роли, статуса, образования, опыта, привычек, круга общения и т.п.

Личность имеет направленность, которая обеспечивает независимо от конкретной ситуации. Выделяется три типа направленности личности: на взаимодействие, на задачу и на себя.

Направленность способностей бывает технической, организационной, педагогической и пр.

Принято считать, что способности, как склонность к тому или иному виду деятельности, даются человеку от природы. На самом деле таковыми психологическим феноменом являются задатки, которые превращаются в способности под воздействием жизненных условий и воспитания. Таким образом, способности представляют собой уже сплав природного и приобретенного личностью в результате развития и саморазвития.

По диапазону способности классифицируются по трем уровням: одаренность, талантливость, гениальность .

Одаренность - это совокупность факторов, обусловливающих особо успешно деятельность в определенной области и выделяющих человека из остальных лиц. Обычно она проявляется в наличии возможности что-то улучшать, совершенствовать. Талант представляет собой задатки, реализуемые через творчество, создание нового, необычно. Гениальность является высшей степенью одаренности, когда ее обладатели создают новые идеи, а результаты творчества имеют общеисторическое значение.

Способности людей во многом связаны с их типом мышления, который может быть художественным, логическим или смешанным.

Степень развития способностей и возможность занятия в связи с этим определенных должностей в системе управления зависит в основном от двух обстоятельств: полученного образования и данного от природы уровня мышления, для развития которого образование создает определенную базу.

Хорошее знание и понимание руководителем этих мотивов, а также разновидностей темперамента, типов характера, факторов, влияющих на поведение людей, открывает дорогу успешному управлению подчиненными. Знание личности помогает руководителю в предсказании поведения сотрудников, эффективном использовании кадрового потенциала.

В управленческой иерархии индивид имеет роль, которая характеризуется совокупностью действий, ожидаемых от него в соответствии с психологическими особенностями. Роль диктует правила поведения ее носителя и делает предсказуемыми поступки.

Статус - это оценка окружающими личности индивида и роли, исполняемой им, определяющая его реальное или ожидаемое место в системе социальных связей. Он бывает формальным и не формальным. Первый определяется должностью его обладателя, привилегиями, заработком, значимостью решаемых им задач; второй - личными свойствами, позволяющими влиять на окружающих: возрастом, знаниями, опытом, культурой, связями, нравственными качествами.

Статус личности связан со служебным положением, отражающим ее место в профессионально-должностной иерархии. Служебное положение руководителя характеризуется обеспеченностью обслуживающим персоналом, транспортом, доступом к источникам информации, а также прямыми контактами с вышестоящими руководителями, допуском в те или иные круги общения. Статус бывает формальным и неформальным. Неформальный статус получил название авторитет.

Люди как правило работают не в одиночку, а в составе группы. Чтобы группа считалась коллективом, у всех ее членов должна быть общая цель. Другим признаком коллектива является психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею. Такое психологическое признание делает возможным практическое взаимодействие людей, в результате чего потенциал коллектива оказывается существенно большим, чем каждого его члена.

Взаимодействие позволяет преодолеть ограниченность физических и интеллектуальных способностей каждого человека в отдельности. На его основе удается выполнить гораздо больший объем обычной работы вследствие разделения и специализации труда, и возникновения помимо воли участников духа соревнования, мобилизирующего скрытые резервы и существенно повышающего интенсивность их деятельности. А также создаются условия успешно решить проблемы там, где по тем или иным причинам невозможно распределить обязанности между отдельными членами группы.

В рамках коллектива удовлетворяется естественная потребность людей в общении и деловом взаимодействии, в принадлежности к группе себе подобных; у коллектива человек в необходимых случаях обретает поддержку и защиту; в своем коллективе он в первую очередь находит признание успехов и достижений.

Коллектив изменяет человека, ибо ему приходится учиться жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. В коллективе человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства своих членов, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству.

В то же время люди хотят отличиться от других, оставаться индивидуальностями, достойными уважения, какими они есть.

В зависимости от характера самого коллектива его влияние на личность бывает как позитивным, так и негативным. Так, сплоченный, но не настроенный на конструктивное поведение коллектив. Может разлагающе на нее влиять, вынуждать к антисоциальному поведению. В свою очередь человек также пытается воздействовать на коллектив, делать его более «удобный» для себя.

Результативность такого воздействия зависит от силы обеих сторон. Сильная личность может подчинить себе коллектив, в том числе и в результате конфликта с ним; слабая, наоборот сама ему подчиняется и растворяется в нем, а последний берет взамен на себя заботу о ее благополучии.

Идеальная с управленческой точки зрения ситуация располагается где-то посередине и характеризуется доверительными партнерскими отношениями между трудовым коллективом и его участниками, не отказывающимися от собственных позиций, но уважительно относящимися к общим целям и нуждам.

В зависимости от целей коллективы имеют различные виды. Одним из важнейших характеристик коллектива является внутренний психологический климат. Психологическое состояние коллектива характеризуется степенью удовлетворенности его участников своим положением в организации. Психологическое единство людей по важнейшим вопросам приводит к сплоченности коллектива, к организованности.

Работоспособному сплоченному коллективу предшествует длительный процесс становления и развития.

Началом формирования официального коллектива является решение о его создании, надлежащим образом оформленное юридически. Затем определяется его функциональная структура, права, обязанности и ответственность для каждого сотрудника. На привлекаемых работников официально сообщают персональные задачи с учетом их способностей.

Отношения между людьми начинают складываться в результате технических контрактов и наблюдений, в процессе которых субъекты накапливают информацию друг о друге, служащую основной взаимной заинтересованности, симпатии, или наоборот, антипатии. В настоящее время в западных фирмах часто практикуется способ создания трудовых коллективов, основу которого составляет добровольный выбор партнеров из лиц, с кем человеку дают предварительно определенное время общаться, в результате чего к одним из них возникает стойкая симпатия; к другим – антипатия; к третьим – безразличие.

Если коллективы формируются «сверху», в основе отношений лежит необходимость исполнять служебные обязанности, то есть в какой-то мере принуждение. Такие коллективы часто оказываются малоэффективными, поскольку отношения в них могут быть «замешанными» на антипатии.

В процессе работы в рамках коллектива между его членами возникают следующие типы отношений:

    дружеская кооперация, взаимопомощь, основанные на полном доверии;

    дружеское соревнование в виде соперничества в отдельных сферах, в рамках в целом позитивных взаимоотношений;

    невмешательство, дистанцирование друг от друга при отсутствии как сотрудничества, так и соперничества;

    соперничество, ориентация на индивидуальные цели даже в условиях совместной работы, основанное на общем взаимном недоверии;

    кооперация антагонистов-соперников в рамках общей деятельности и негативных отношений друг к другу.

Люди работают лучше, если есть конкуренция, и в коллективах, где она существует, выше производительность, особенно, если оценка производится по личным результатам.

Характерные черты современного менеджмента

Традиционное определение менеджмента "управлять - это значит предвидеть и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать" уже не в полной мере отвечает реальной ситуации, сложившейся в современной экономике, основными характеристиками которой являются:

изменения в характере современного менеджмента, который, с одной стороны, превращается в интегрированный процесс, объединяющий все вышеуказанные функции, а с другой стороны, приобретает модульную структуру, включая появление множества видов менеджмента - маркетинговый менеджмент, инновационный, бюджетный и др.;

появления ряда новых функций, таких как развитие культуры менеджмента, постоянные инновации, интеллектуальный творческий процесс развития и использования индивидуальных внутренних ресурсов менеджера и человеческого капитала организации, интеллектуальное лидерство в управлении командами и проектами, влияние менеджера на имидж своей организации;

нестабильность и динамичность внешних и внутренних условий, которые приобрели турбулентный характер, вынуждают менеджеров самостоятельно постоянно реорганизовывать и изменять свои цели;

внимание к конечным результатам и эффективности управленческой деятельности, а не к функциям, деятельности, процессу;

радикальное изменение взаимоотношений между персоналом и руководством: никто не должен "управлять людьми"; задача - вести людей за собой; цель - сделать продуктивными специфические сильные стороны личности и знания каждого индивида;

качественно новый вид децентрализации управления, создающей максимальную свободу менеджеру-преобразователю, формирование новых внутренних сетевых структур управления в виде команд, рабочих групп для решения проблем развития;

новые интеллектуальные факторы современного управления, проявляющие себя в изменении уровня квалификации кадров менеджеров, используемых ими новых методах планирования и новых высоких информационных технологиях и технических средствах (высокопроизводительные ЭВМ и их сети, телекоммуникации, Интернет);

фактор риска, который в современной экономике стал одним из приоритетных в принятии управленческих решений.

Этапы развития современного менеджмента

В своем развитии менеджер проходит девять основных этапов. Эти этапы подобны лестнице - чтобы пройти на следующую ступень, необходимо полностью завершить предыдущую. При этом этап, на котором мы смогли закрепиться, станет основой, базисом для следующего шага менеджера и его команды.

На каждом этапе менеджеру приходится проводить ревизию своих привычек, людей в своем окружении и избавляться от тормозящих его путь к цели. Это нелегкая, но необходимая часть работы менеджера, чтобы достигнуть следующего уровня развития.

Итак, рассмотрим основные этапы развития менеджера и его команды:

1. Множество суетливых и часто бесполезных действий. Менеджер пытается доказать себе и окружающим его людям, что он настоящий руководитель. Это начальный этап.

2. На следующем этапе менеджер начинает лично участвовать во всех делах фирмы. За этот период он должен досконально изучить все нюансы работы компании. Теперь он начинает подтверждать свой статус руководителя.

3. Отход от управления людьми и начало управления ролями. Этап обезличивания и бюрократизации. Максимально исключается человеческий фактор. Управляем не конкретными людьми, а процессами.

4. Стандартизация выполнения приказов подчиненными. Необходимо сформировать опыт выполнения типичных приказов. Это выполнение должно стать привычным и автоматическим, на уровне команд.

5. На этом этапе часть подчиненных начинает пытаться использовать установленные руководителем правила игры против него самого. Начинает затягивать рутина. Руководитель начинает использовать нестандартные, нешаблонные решения, которые часто становятся совершенно неожиданными для сотрудников, но от этого не теряют своей эффективности.

6. Команда сформирована. Необходимо проверить ее на прочность. Ликвидируются мелкие отклонения и недоработки. Поиск возможных проблем и формулировка ответных действий всех членов команды.

7. Обучение команды. Поиск и регламентация решений по ликвидации проблемных мест организации. Цель - однажды заданный вопрос о возможных действиях при проблеме должны перестать задавать.

8. На этом этапе руководитель перестает формулировать возможные решения. Это становится прерогативой подчиненных. Запрет на обращение к менеджеру за ответами на вопрос или проблему. Подчиненный должен сам найти варианты решений, а руководитель только выбирает наиболее эффективные из них.

9. Превращение руководителя в легенду. Его мало кто видит из подчиненных, но все знают, что он есть. И одно это является стимулом для их эффективной работы.

Характерные для менеджмента черты включают экономический, социально-психологический, правовой и организационно-технический аспекты.

Экономический аспект имеет своим содержанием уп­равление процессом производства, в ходе которого дости­гается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.

Социально-психологические аспекты характеризуют деятельность особой группы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала фирмы для достижения поставленных целей. Сюда относится система власти, по­средством которой регулируются отношения между руко­водителем и подчиненными, а также социальная функ­ция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и обычаи. Правовой аспект менедж­мента отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство.

Важнейшее значение имеют положения торгового пра­ва по вопросам создания фирм, заключения контрактов, промышленной собственности, а также государственное регулирование бизнеса, включающее антитрестовское за­конодательство, налоговую политику, торгово-политические средства и др.

Организационно-технический аспект менеджмента включает рациональную оценку ситуации и систематиче­ский отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для достижения этих задач, упорядочение тре­буемых ресурсов, рациональное проектирование, органи­зацию, руководство и контроль за действиями, необходи­мыми для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждение людей, осуществляющих эту работу.

Менеджмент в зависимости от видов я последователь­ ности деятельности можно разделить на три стадии: стра­тегическое управление; оперативное управление; конт­роль.

Стратегическое управление включает: выработку цели менеджмента; прогнозирование как предвидение резуль­татов развития, совершающегося под действием сущест­вующих факторов; перспективное планирование как сис­тему мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели.

Оперативное управление включает деятельность по ре­ализации вышеуказанных мер. Эта деятельность подраз­деляется на:

организацию как создание нужной структуры и необ­ходимых ресурсов;

руководство как распорядительство (мотивация) в ус­ловиях созданной структуры.

Контроль включает анализ достигнутых результатов (обратная связь) и выступает как исходный пункт нового цикла управления.

Эффективный менеджмент предполагает единство всех видов и стадий процесса управления как единство экономического, организационно-технического и социально-психологического аспектов управления.

1.5. Основные принципы менеджмента

Принципы менеджмента- это общие закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношен между различными структурами (элементами) yпpaвленческой системы, отражающиеся при постановке практиче­ских задач управления.

Основным принципом менеджмента является принятия оптимального сочетания централизации и децентрализа­ции в управлении. Проблема сочетания централизации децентрализации в менеджменте - это проблема распре­деления полномочий на принятие конкретно определенных решений на каждом уровне управленческой иерархии Оптимальным вариантом считается подход, когда центра­лизованными являются решения, относящиеся к разра­ботке политики- целей и стратегии фирмы в целом, а де­централизованными- решения, относящиеся к оперативному управлению.

Под децентрализацией понимается передача при принятия решений низовому оперативно-хозяйственному звену - производственным отделениям, пользующиеся хозяйственной самостоятельностью. Это предполагает высокую степень координации деятельности на всех уровнях управления фирмой, выступающей как единое целое.

Принцип сочетания централизации и децентрализации в менеджменте предполагает необходимость умелости использования единоначалия и к единоначалием понимается предоставление высшему ру­ководителю фирмы или подразделения такой полноты власти, которая необходима для принятия решений, и персональной ответственности за порученное дело.

Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня и прежде всего исполнителей конкретных решений - руководителей производственных отделений. Кол­легиальность повышает объективность принимаемых решений, их обоснованность и способствует успешной реа­лизации таких решений. Однако принятие коллегиальных решений происходит намного медленнее, чем индивиду­альных.

Разновидностью коллегиальности является коллектив- часть принятия решения. Коллективные решения, как правило, принимаются большинством голосов, например,

собрании акционеров. Роль руководства здесь сводится к подготовке и обоснованию решений, предлагаемых к об­суждению и принятию на коллективной основе.

Другим важным принципом менеджмента является принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности.

В американских фирмах используется принцип един­ства команды. Менеджеры обычно осуществляют свои связи на один уровень вверх или вниз от своего уровня. Каждый подчиненный должен выполнять поставленные ему задачи и периодически отчитываться за их выполне­ние. Каждая должность в иерархии управления наделяется конкретными предоставленными ей правами, и менеджер, занимающий соответствующую должность, несет полную ответственность за возложенные на него задачи и выпол­няет определенные функции. Ни один руководитель не может передавать задание по выполнению решения, ми­нуя непосредственного подчиненного. Отрицательным моментом в реализации такого принципа является то, что руководитель может оказаться изолированным от сферы своей ответственности, поскольку его непосредственные подчиненные могут препятствовать его личным и пря­мым контактам с низовыми звеньями управленческой структуры.

Одним из важнейших принципов современного ме­неджмента является демократизация управления, основан­ная на корпоративной организации собственности, когда денежные средства многих людей, вложенные в акции, поставлены под единое административное управление.

МЕНЕДЖМЕНТ

1) особого рода умелость;

4) административная единица.

1) основные функции;

3) методы;

4) принципы.

Три группы функций:

2) социально-психологические;

3) технологические.

6) сопротивление изменениям;

5) гибкая структура;

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА. ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА

Задача менеджмента как науки заключается в развитии теории управления. Практика менеджмента имеет связь с использованием теоретических положений в конкретной работе по управлению предприятиями и обобщением этой практики для развития теории.

В менеджменте выделяют общие и специфические цели.

Общие (стратегические цели) определяют концепцию развития организации в целом. Они направлены на длительную перспективу (прогнозирование, планирование деятельности предприятия).

Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности предприятия.

Менеджмент – синтетическая наука.

В нем используются результаты многих научных исследований, в первую очередь экономической теории.

Главной целью менеджмента является управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку. Целью менеджмента является выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени. Если рассматривать менеджмент как науку, то в его задачи входят: разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающее устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива или же индивидуума путем выпуска конкурентоспособного товара.

Основными задачами менеджмента являются:

1) организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей;

2) использование работников, обладающих высокой квалификацией;

3) стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и системы его оплаты;

4) определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

5) разработка стратегии развития организации и реализация;

6) определение целей развития организации;

7) выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;

8) осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.

Субъект менеджмента представляет собой человека или группу людей, осуществляющих управленческие воздействия в рамках организации и для реализации ее целей и задач.

Объект менеджмента – все то, на что направлены управленческие воздействия субъекта менеджмента в рамках организации и для реализации ее целей и задач.

Объекты менеджмента:

1) человеческие ресурсы организации;

2) поставщики ресурсов для организации;

3) конкуренты организации (реальные и потенциальные);

4) информационное обеспечение;

5) финансы организации (т. е. непосредственно финансово-денежные потоки) и управление ими.

ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Можно выделить следующие принципы менеджмента, с которыми осуществляется управленческая деятельность:

1) сочетание научности и творчества заключается в том, что деятельность руководителя основывается на профессиональных знаниях и навыках. Но в некоторых случаях в связи с невозможностью их использовать принятие управленческого решения основывается на интуиции или импровизации;

2) целенаправленность предполагает, что управленческая деятельность должна быть направлена на достижение определенной цели, разрешение создавшихся проблем;

3) сочетание специализации и универсальности предусматривает необходимость индивидуального подхода к решению проблемы. Однако разрешение проблем является составляющей деятельности организации и строится на общих принципах ее функционирования;

4) последовательность базируется на строго определенной последовательности выполняемых действий во времени и пространстве, нарушение которой может привести к неразберихе в работе и, как следствие, затягиванию выполнения задач.

Некоторые работы имеют циклический характер, т. е. повторяются периодически;

5) непрерывность предполагает, что каждый вид деятельности является основой для следующего вида;

6) сочетание централизованного руководства и самоуправления выражается в принятии решений на местах в соответствии распоряжениями и указаниями менеджера;

7) концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников, а также способностях их взаимодействия в коллективе ориентируется на создание благоприятной психологической атмосферы, определенной организационной культуры, с помощью которых облегчается процесс принятия решений, следовательно, увеличивается эффективность работы;

8) обеспечение целостности прав и ответственности на каждом уровне работы выражается в недопустимости превышения прав над ответственностью, так как подобная ситуация сопряжена с произволом руководящих лиц, но превышение ответственности над правами подавляет рабочую инициативу и активность сотрудников, так как инициатива оказывается наказуемой;

9) состязательность участников управления позволяет лично заинтересовать работников на основе материального, морального и организационного поощрения работника, достигшего наиболее высоких результатов;

10) предельно широкое привлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений основывается на том, что при участии вданном процессе руководителей (работников) разных уровней принятое решение более охотно и легко выполняется, чем приказ, спускаемый сверху от руководства.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Методы менеджмента – это способы воздействия на объект управления для достижения поставленных перед ним целей. Но при этом одна и та же цель может быть достигнута с помощью различных методов, или несколько целей может быть достигнуто с помощью одного какого-либо метода. Также они позволяют управлять производственно-сбытовой деятельностью, строить ее в соответствии с требованиями рынка.

Главная цель деятельности организации – это получение прибыли. Работа должна быть структурирована и не должна регулироваться принципами ведения управленческой деятельности, в соответствии с которыми разрабатываются методы достижения целей.

Методы управления делятся на административные, организационно-правовые, экономические и социально-психологические.

1. Административный метод управления. Такой метод основывается на том, что вся деятельность организации проводится на жестком подчинении работников и на их беспрекословном выполнении указаний.

Этот метод применяется, если велик вес традиций, в соответствии с которыми может быть принято только однозначное решение.

В результате применения административного метода достигается поставленный результат, но не предоставляется возможность его развития. Еще одной отличительной чертой данного метода является поощрение исполнительности, а не инициативности. Эффективность этого метода значительно ограничивается, так как не учитывает и не использует все возможности организации.

2. Организационно-правовой метод. Определяет организационно-правовую форму фирмы, условия функционирования, структуру организации, регламентирует права и ответственность персонала и т. д. Данный метод является своеобразным каркасом, в рамках которого функционирует предприятие.

3. Экономический метод. Метод основан на материальной заинтересованности работников и позволяет активизировать их деятельность. Фирма получает дополнительную прибыль за счет снижения издержек, из которой выплачиваются премии сотрудникам. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты (заработная плата, премии) привязываются к прибыли или достигнутым результатам.

4. Социально-психологические методы.

Подразделяются на виды воздействия:

1) создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и доверительных отношений между руководителем и подчиненными;

2) предоставление возможности развития и реализации личных способностей работников, что приведет к повышению удовлетворенности и эффективности работы сотрудников и предприятия в целом.

Все перечисленные методы не противопоставляются, так как наибольшего результата фирма может добиться только при их взаимодействии.

МИССИЯ И ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ

Миссия – это сама причина существования предприятия.

Миссия определяется в процессе стратегического планирования.

Ее принятие позволяет определить назначение деятельности данного предприятия или фирмы, не дает руководителям возможности ориентироваться на личные интересы.

Так, например, Генри Форд определил миссию своего предприятия как предоставление людям дешевого автотранспорта.

Для выбора миссии необходимо четко и ясно определить, какие люди будут являться конкретными клиентами фирмы, какие потребности она будет удовлетворять.

Выбор миссии нормализует стабильность какой-либо деятельности, определяет основные принципы работы. На основе миссии обозначаются цели деятельности.

Наиболее удачным можно назвать такое определение миссии компании, в основе которого лежит идеальное представление о цели компании, «неосуществимая мечта», задающая направление для развития организации на ближайшие 10–20 лет.

Цель деятельности – это желаемое состояние объекта управления через определенное время. От правильного формулирования цели зависит общая работа персонала.

Но как бы хорошо ни были сформулированы цели предприятия, их необходимо довести до персонала, что на наших предприятиях зачастую не происходит.

Цели могут устанавливаться на основе таких принципов, как:

1) достижимость и реальность. Цели должны соответствовать способностям работников;

2) конкретность и измеримость;

3) наличие сроков исполнения;

4) эластичность целей, возможность их корректировки. Этот принцип особо актуален в наших постоянно меняющихся условиях. Цели предприятия подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

1. Краткосрочные цели определяются не больше чем на квартал или 1 год. Это может быть и увеличение ассортимента на торговом предприятии, и продажа залежавшегося товара в определенные сроки и т. д.

2. Среднесрочные цели. Устанавливаются на срок от 1 года до 3 лет. Это и увеличение мощностей, и улучшение качества.

3. Долгосрочные цели. Такие цели определяются на срок от 3 до 10 лет. Они включают освоение новых рынков и универсализацию производства.

Время выполнения целей определяется каждым предприятием в соответствии с его возможностями.

Только в том случае, если у предприятия установлены миссия и цель, оно может приступать к дальнейшей деятельности.

КОНТРОЛЬ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

Контроль – это главная функция управления, которая воспринимается как принуждение и ограничение. Функция контроля, которую выполняет менеджер, состоит в обеспечении подчинения кому-то или чему-то.

Предварительный контроль осуществляется перед началом выполняемой работы (проверка качества сырья, готовности оборудования и др.). Выявление и устранение на начальном этапе значительной массы препятствий в дальнейшем способствует снижению количества брака в производстве. Различают три направления проведения предварительного контроля:

1) при подборе персонала, когда работодатель выдвигает ряд жестких требований, которым должен соответствовать кандидат. Это касается, прежде всего, профессиональных навыков (квалификации);

2) при разработке материально-технической базы, когда работа строится на основе существующих стандартов (ГОСТов, ОСТов, ТУ и др.), предъявляемых к качеству сырья, продукции и техническим характеристикам оборудования;

3) при решении финансовых вопросов, когда составляется бюджет предприятия с указанием всех доходов и расходов, а также бизнес-плана на основе текущей деятельности предприятия.

Текущий контроль проводится в ходе выполнения работы (в процессе производства). Такой контроль проводится с целью выявления недостатков в процессе выполняемой работы и позволяет устранять возникающие недоработки и причины, вызывающие их.

Недостаток этого вида контроля – его дороговизна, что может привести к увеличению цены на готовую продукцию.

Итоговый контроль проводится по результатам деятельности предприятия. Его основной целью является выявление недоброкачественной продукции на этапе ее окончательного производства, с тем чтобы предотвратить выход на рынок некачественной продукции.

Все перечисленные выше виды контроля осуществляются в три этапа.

1. Установление планируемых показателей. Это этап контроля, на котором ставятся определенные цели и задачи, которые необходимо решить для достижения той или иной цели.

2. Сопоставление планируемых результатов с действительными. На этом этапе осуществляется сравнение планируемых показателей реально полученными в результате завершения работы.

При несовпадении сравниваемых показателей определяется уровень отклонений от заданных параметров, который может быть отрицательным и положительным.

3. Процесс осуществления корректирующих мер. Это заключительный этап контроля, на котором осуществляется работа над ошибками. Предпринимается ряд действий, направленных на улучшение конкретного показателя в будущем.

ПОНЯТИЕ И РОЛЬ КОНФЛИКТА

Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Это отсутствие согласия между какими-то сторонами и наличие противоречивых позиций между ними по некоторым причинам. Возникновение конфликта может произойти там, где сталкиваются разные желания, интересы, манеры поведения.

Цель конфликта – это возможность отстоять свое мнение, добиться того, чтобы была принята во внимание определенная точка зрения.

Субъекты конфликта – это сами участники конфликта. В их качестве выступают какие-то определенные личности, группы людей и даже организации.

Объект конфликта – это то, на чем сосредоточено внимание и на что направлены действия каждой из сторон, вступивших в конфликт.

Разногласия между какими-то лицами, наделенными определенной ответственностью, могут вызвать нежелательные явления в их деятельности.

Возникновение конфликтных ситуаций особенно нежелательно для руководителей, менеджеров.

Конфликты бывают двух видов:

1) функциональные, т. е. имеющие определенное направление на повышение эффективности организации;

2) дисфункциональные. Такие конфликты могут привести к снижению личной удовлетворенности, эффективности работы организации. Роль конфликта имеет зависимость от того, насколько эффективно им управляют.

Практически у всех сложилось мнение, что конфликт – это явление негативное, нежелательное, которого по возможности следует избегать.

У конфликта наблюдаются отрицательные черты. Они заключаются в следующем:

1) конфликт может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности;

2) конфликт может мешать достижению целей как отдельной личности, так и организации в целом;

3) конфликт практически всегда сопровождается угрозами, враждебностью и непониманием.

Также конфликт обладает следующими положительными особенностями:

1) предоставляет возможность выразить свои мысли;

2) выявляет разнообразие точек зрения и большее число альтернатив или проблем;

3) дает дополнительную информацию.

Если правильно управлять конфликтом, то его вполне можно использовать на благо организации.

Отсюда можно сделать своеобразный вывод, что конфликт – это борьба конкурентов, которая возникает из-за дефицита власти или средств, необходимых для удовлетворения ценностей.

Но при этом следует различать:

1) конфликт как средство достижения определенного результата;

2) конфликт как самоцель.

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ

В настоящее время существует некоторое количество способов управления конфликтной ситуацией. Эти способы показали свою эффективность.

Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.

Из-за того что конфликты отрицательно влияют на организованность и деятельность персонала компании, их необходимо разрешать. Такой процесс делят на шесть этапов, таких как:

1) определение основной причины конфликта. Это заключается в выявлении предпосылок и факторов, послуживших для его возникновения;

2) определение вторичных причин конфликта в себе подразумевает, что после выяснения основной проблемы необходимо выявить повод;

3) обязательный поиск путей разрешения конфликта;

4) совместное решение о выходе из конфликта заключается в разработке компромиссного решения для всех участников конфликта;

5) разрешение конфликта осуществляется за счет устранения причин конфликтной ситуации. Именно в этом процессе немаловажно, чтобы у участников конфликта не возникло сомнений в искренности друг друга;

6) оценка эффективности предпринятых усилий, приложенных для разрешения конфликта. Именно по ее окончательным результатам делается вывод о степени разрешенности проблемы.

Существует несколько стратегий поведения оппонентов в конфликтной ситуации. Их основные типы:

1) мирное сосуществование. Используется в тех случаях, если стороны, вступившие в конфликт, слабо заинтересованы в его разрешении. Такая стратегия является эффективной, если в основе конфликта лежат субъективные причины, ведь только здесь могут появиться различные возможности проанализировать ситуацию;

2) приспособление. Обычно применяется в таком конфликте, где не принимает участия более высокая сторона;

3) силовое решение. Применяется, если одна из сторон, вступивших в конфликт, занимает более высокую должность. Результатом данной стратегии является подавление более слабой стороны;

4) поиск компромисса. Подобное может успешно использоваться, если силы участников конфликта примерно равны, они зависят друг от друга;

5) окончательное разрешение. Заключается в устранении его причин оппонентами. Данная стратегия дает возможность ликвидировать неизбежные при компромиссе потери. Она применима только в том случае, если стороны, участвующие в конфликте, отличаются рассудительностью и при этом изначально ХОРШО ОТНОСЯТСЯ ДРУГ К ДРУГУ.

ЛИТЕРАТУРА

1.Менеджмент:учебник/Г.Б.Казначевсая 2014г.в.

2.Менеджмент:Е.Н.Кнышова 2010г.в.

3.Психология делового общения и управленческих воздействий В.В.Гаранчука 2003г.в.

МЕНЕДЖМЕНТ

Слово «менеджмент» (management) в переводе с английского языка означает «управление»,управление людьми, умение добиваться поставленных целей, используя их труд и мотивы поведение. Из фундаментального «Оксфордского словаря» можно извлечь следующие его значения:

1) особого рода умелость;

2) власть и искусство толкования;

3) способ, манера общения с людьми;

4) административная единица.

Менеджмент – это отрасль знаний, которая с помощью управленческого искусства достигает успеха в таких областях, как экономика, социология, психология, право и др. Во-вторых, менеджмент – это профессиональная деятельность, направленная на формирование и обеспечение целей организации путем рационального использования ресурсов.

Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Для определения содержания менеджмента необходимо выделить:

1) основные функции;

3) методы;

4) принципы.

Три группы функций:

2) социально-психологические;

3) технологические.

Все функции менеджмента тесно связаны между собой. Их взаимодействие составляет четкую структуру.

Виды менеджмента – определенные области управленческой действительности, связанной с решением определенных задач менеджмента.

Методы менеджмента – это система правил и различных процедур, решение различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.

Три группы методов в исследованиях:

1) методы управления функциональными подсистемами организации;

2) методы управления функциями менеджмента;

3) методы подготовки и принятия управленческих решений.

Принципы менеджмента – какие-либо закономерности, устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. Большое внимание на современном этапе уделяется человеческому фактору в управлении. В связи с этим появилось много трудов, связанных со спецификой личности человека, развитием его лидерских качеств и способностей, работ, посвященных управлению как одним человеком, так и группой людей. Особое внимание уделяется мотивации труда персонала.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Эффективность работы всего предприятия во многом зависит от способности ее владельцев и управляющих принимать своевременные и обоснованные решения.

Множество руководителей в условиях быстро развивающейся конкуренции, научно-технического прогресса, а также нестабильной экономической и политической обстановки приспосабливаются к ситуации.

Приспособление организации к окружающей среде является неотъемлемой составляющей ее существования в связи с тем, что именно от внешней среды она получает ресурсы, необходимые для ее функционирования, такие как сырье, рабочая сила и капитал.

Ни одна организация не может быть самодостаточной, так как ресурсы являются частью природы, работники – частью общества, а капитал – результатом взаимодействия первого и второго.

В случае, когда связь предприятия с внешней средой по каким-либо причинам разрывается, т. е. в рыночных условиях оно прекращает ориентироваться на рынок и на потребителей, оно вскоре прекращает и свое существование. Предприятию необходимо развивать умение адаптироваться к изменениям окружающей среды, активизировать работу маркетинговой службы.

Предприятие, целью которого является, как минимум, удержание своих позиций на рынке, должно разрабатывать долгосрочные (стратегические) планы всестороннего развития своей деятельности.

Эти планы должны в себя включать основные моменты относительно взаимодействия организации с окружающей средой, пути, по которым должно развиваться предприятие. Они составляют основу тактического решения.

В зависимости от того, как строится взаимодействие организации с внешним окружением, выделяют организацию с механическим типом управления и организацию с органическим типом управления.

Характерными чертами механического типа управления являются следующие:

1) четко определенные, стандартизированные и устойчивые задачи;

2) консервативная, негибкая структура;

3) командный тип коммуникаций, идущих сверху вниз;

4) власть проистекает из иерархических уровней и из позиции в организации;

5) иерархическая система контроля;

6) сопротивление изменениям;

Характерными чертами органического типа управления являются следующие:

1) самоконтроль и контроль коллег;

2) динамичные, не жестко определенные задачи;

3) готовность к разным видам изменений;

4) власть базируется на знании и опыте;

5) гибкая структура;

6) многонаправленность коммуникаций.

Русское слово «менеджмент» происходит из английского языка: management можно перевести на русский как «управление», «руководство». Слова заимствовали для того, чтобы обозначать при его помощи что-то новое.

Существует множество определений менеджмента. Наиболее употребляемые.

Менеджмент - 1) способ, манера общения с людьми; 2) власть и искусство управления; 3) особого рода умелость и административные навыки; 4) орган управления, административная единица.

Менеджмент - теория и практика управления производством и сбытом, ориентированные на повышение эффективности и увеличение прибыли. менеджмент конфликт межличностный

Менеджмент - управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности.

Менеджмент можно рассматривать одновременно как: 1) процесс, в ходе которого профессионалы создают организации, формулируют цели и методы достижения этих целей, планируют, координируют деятельность организации в целом, ее структурных подразделений и отдельных сотрудников; и как: 2) специальный орган управления современных коммерческих и некоммерческих организаций.

Менеджмент - это форма общественной практики людей, обеспечивающая функционирование и развитие предприятий, реализацию стоящих перед ними целей. Высокая степень овладения практикой управления предприятиями может оцениваться как искусство .

Поскольку деятельность организации складывается из взаимодействия огромного количества элементов, колеблющихся от воздействия внутренней и внешней среды, а главным элементом системы выступают люди, то управление организацией можно считать не только наукой, но и искусством. Дело в том, что полностью просчитанный научный подход в некоторых ситуациях может дать непрогнозируемый результат из-за неискусного его применения. Существует мнение, что действительно эффективно может управлять организацией только человек, обладающий управленческим талантом, разумеется, использующий научные методы и действующий на основе опыта.

Наука управления возникла на основе многолетнего накопления эмпирических знаний, сформировавшихся теорий управления. Предметом науки менеджмента являются общественные отношения между людьми в сфере управления, выявление факторов и условий, непосредственно либо опосредованно влияющих на эффективность организованной трудовой деятельности. Основы науки базируются на философии; очевидна связь менеджмента с политологией, социологией и другими науками. Наука управления обязательно должна опираться на нормы гражданского и административного права, огромное значение имеют и должны учитываться положения трудового права. Как самостоятельная наука, со своим предметом и методом, менеджмент сформировался в конце ХIХ века.

Менеджмент дает нам возможность управлять организацией таким образом, что ее деятельность оптимизируется - дает максимальный результат в данных конкретных условиях.

Цели менеджмента :

  • - получение (увеличение) прибыли;
  • - повышение эффективности хозяйствования;
  • - удовлетворение потребностей рынка;
  • - решение социальных вопросов.

Задачи менеджмента :

  • - организация производства конкурентоспособных товаров;
  • - совершенствование производственного процесса;
  • - внедрение новейших наукоемких технологий;
  • - повышение качества продукции;
  • - снижение затрат на производство.

Почему возник менеджмент?

Современное общество пришло к тому, что возвращение всех функций, связанных с производством какого-то материального блага или услуги, к одному человеку оказалось просто невозможным. Попросту говоря, мы живем в мире, где для производства гвоздя необходимы усилия сотен людей: тех, кто добывает металл, тех, кто плавит его, тех, кто продает, тех, кто транспортирует. И, конечно, тех, кто всем этим руководит. Существует множество причин, которые сделали необходимым возникновение социального управления:

  • 1) основная причина - разделение труда. На ранних этапах человеческой истории выполнение любого процесса изготовления какого-либо материального блага в целом зависело от одного человека, который проводил его от начала до конца. С развитием производства это положение кардинально изменилось. Те функции, которые раньше выполнял один человек, были распределены между членами коллектива; наиболее ярким проявлением этого процесса является, например, конвейерное производство, разработанное одним из основателей менеджмента Генри Фордом;
  • 2) технологическое усложнение процесса производства. По мере того как процесс производства усложнялся, требуя учета все большего и большего числа факторов, усложнялась и сама совокупность функций, которые важны с точки зрения производственного процесса. Естественно, эти функции распределялись между участниками производственного процесса;
  • 3) усложнение структуры производства привело к тому, что перед руководством предприятий возникла задача управления этим сложным процессом, причем не только стратегическое (связанное с установлением долгосрочных целей и координацией деятельности подразделений), но и оперативное, направленное на выполнение текущих задач и решение возникающих проблем.

Современный этап развития производства характеризуется тем, что важную роль стали играть очень крупные производства и корпорации, обладающие огромной структурной сложностью. Естественно, это привело к разделению труда и в управляющей подсистеме, поскольку принятие управленческих решений оказалось очень сложным процессом, требующим учета множества факторов.

Впервые идея менеджмента как особой специализации, особой профессии была высказана в 1866 г. Американским бизнесменом Г. Тауном. Таун выступил на собрании американского общества инженеров-механиков с докладом, в котором говорил о необходимости подготовки специалистов-управленцев.

Школа научного управления (1885 - 1920) как этап в развитии менеджмента. Основана на работах Фредерика Унислоу Тейлора. Представители этой школы обосновали необходимость подбора конкретных работников для выполнения определенной работы (расстановки кадров) обосновали необходимость обучения работников, их подготовку и переработку как внутри предприятия, так и в сторонних организациях, рационализации труда и ее мотивации.

В рамках данной школы были разработаны основные принципы управления , которые не потеряли своего значения до сих пор:

  • 1) отчетливо поставленные цели - это исходный пункт управления;
  • 2) здравый смысл, предполагающий признание сделанных ошибок и поиск причин;
  • 3) компетентная консультация профессионалов и совершенствование процессов управления на основе их рекомендаций;
  • 4) дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ее исполнением, своевременным поощрением;
  • 5) справедливое отношение к персоналу;
  • 6) быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет;
  • 7) диспетчирование;
  • 8) нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;
  • 9) нормализация условий труда;
  • 10) нормирование операций;
  • 11) письменные стандартные инструкции;
  • 12) вознаграждение за производительность.

Административная (классическая) школа управления (1920 - 1950). Это направление связано с именем Анри Файоль (отец менеджмента). Специалисты этого направления исследовали эффективность работы всей организации. Представители данной школы свели всю работу предприятия к основным видам деятельности: технической; коммерческой; финансовой; защитной; бухгалтерской; администрированию.

Итогом многих работ и проведенных исследований Файоля является создание принципов управления всей организации: разделение труда ; неотделимость власти от ответственности; дисциплина; единоначалие (единство распоряжения); единство направления (каждая группа должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя); подчиненность индивидуальных интересов общим (интересы одного работника, даже руководителя, не должны превалировать над интересами компании); вознаграждение персонала по справедливости; централизация (соотношение между централизацией и децентрализацией); иерархия; порядок; справедливость; стабильность рабочего места для персонала; инициатива; корпоративный дух.

Школа человеческих отношений (1930 - 1950) и поведенческих наук (1950 - по настоящее время). Наибольший вклад в развитие школы внесли два ученых - Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо. Эксперименты Э. Мэйо на заводе «Вестерн Электрик» открыли дорогу новому направлению в теории менеджмента. Четкий алгоритм рабочих операций даже в сочетании с хорошей заработной платой не всегда вел к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия начальников, консультации с работниками и представление им более широких возможностей взаимного общения на работе. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Однако в некоторых ситуациях данный подход оказывался несостоятельным.

Современные школы менеджмента (1950 г.). Основные направления, в которых в настоящее время развивается наука об управлении:

  • 1) исследования, посвященные организационной культуре. Если этого не будет, у человека может возникнуть внутренний конфликт, связанный с тем, что принципы общественной жизни противоречат тем принципам, которые установились внутри организации;
  • 2) исследование аспектов управления, связанных с международным сотрудничеством;
  • 3) рост исследований управления как системы;
  • 4) влияние технического прогресса на управление.

Ключевой характеристикой науки управления является замена ключевых рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Использование компьютера позволило конструировать модели возрастающей сложности.

Современные подходы в менеджменте.

Процессный подход . Данный процесс состоит из 4-х функций:

  • - планирование - функция, определяющая цели организации, а также задачи для членов организации, которые они должны выполнить, чтобы добиться поставленных целей;
  • - организация. Организовать - значит создать определенную структуру;
  • - мотивация - совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей;
  • - контроль - процесс обеспечения эффективной работы на основе владения информацией об уровне достижения запланированных результатов и своевременной коррекции возникающих отклонений от первоначального плана.

Системный подход . Рассматривает организацию как систему, состоящую из многочисленных взаимозависимых подсистем, а также как систему открытую, постоянно взаимодействующую с внешней средой.

Производственные системы - особый класс систем, состоящих из трудящихся, орудий и предметов труда и других элементов, необходимых для функционирования системы, в процессе которого создаются продукция или услуги.

Системы могут быть открытые (взаимодействует с внешней средой) и закрытые (аудио-видео техника, работающая на автономном энергопитании).

Организация - открытая система:

Входы: информация, материалы, капитал, трудовые ресурсы.

Преобразования: обработка и преобразования входов (зависит от эффективности управления).

Выходы: продукция и услуги, прибыль, социальная ответственность, рост, удовлетворенность работников.

Организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем (цех - участок, смена - бригада).

Ситуационный подход. Использует возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Данный подход пытается увязать конкретные приёмы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы наиболее эффективно достигать целей организации.

Процесс ситуационного подхода:

  • 1) руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность;
  • 2) каждая из управленческих методик имеет свои сильные и слабые стороны. Руководитель должен предвидеть вероятные последствия (положительные и отрицательные);
  • 3) руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию;
  • 4) руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и имели бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями.

Основные разновидности менеджмента.

Стратегический менеджмент направлен на определение глобальных целей, к которым стремится организация.

Производственный менеджмент направлен на принятие решений, касающихся использования тех или иных технологий, загрузки оборудования, объёмов и структуры выпуска продукции.

Менеджмент персонала направлен на то, чтобы повысить эффективность использования персонала.

Маркетинговый менеджмент «отвечает» за организацию взаимоотношений организации с рынком.

Инновационный менеджмент направлен на создание и внедрение новых видов товаров и услуг, а также технологий.

Снабженческо-сбытовой менеджмент направлен в основном на сбытовые операции.

Финансовый менеджмент занимается регулировкой денежных потоков.