11.07.2019

100 акций у государства. Общая характеристика акционерных обществ с государственным участием. Банки с государственным участием


Государство является крупнейшим акционером российского рынка. Доля компаний с госучастием, раскрывающих свою структуру владельцев, в индексе МосБиржи достигает как минимум 45% и во многих наиболее крупных и ликвидных активах существенной частью акций владеет Российская Федерация.

Под компанией с государственным участием в этой статье подразумевается организация, в которой пакет акций принадлежит государству напрямую или косвенно через зависимые предприятия, институты или субъекты РФ, что предоставляет права на получение части прибыли от деятельности акционерным обществом в виде дивидендов, а также на участие в управлении АО. Для понимания степени влияния субъектов государственной власти на каждую отдельную организацию будем рассчитывать эффективную долю государства.

Эффективная доля государства — это часть голосующих акций эмитента, которая находится в прямом или косвенном владении государственных структур.

Как устроена система

Система управления публичными государственными активами довольно децентрализована. Номинальными владельцами имущества РФ являются Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), подведомственное Правительству РФ, ГК Ростех и ГК Внешэкономбанк, являющиеся некоммерческими организациями, а также Центральный Банк РФ. Также в список компаний включены доли субъектов РФ и муниципальных органов, хотя в чистом виде госкомпаниями их называть, конечно, нельзя.

Самая большая доля федеральной собственности приходится на Росимущество. Под контролем этого органа исполнительной власти находятся более 30 публичных компаний с учетом зависимых обществ.

Компании, акции которых торгуются на Московской бирже

АЛРОСА — Совокупная доля государственного влияния составляет 66%. Из них 33% акций ПАО принадлежит Росимуществу. 25% приходится на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и 8% на администрации районов этой же Республики.

АЛРОСА-Нюрба — на 87,47% принадлежит материнской компании АЛРОСА. 10% находится во владении регионального уровня, эффективная доля государства составляет 67,76%.

Аэрофлот — контрольным пакетом владеет Росимущество (54,7%), также в акционерах присутствует Ростех (3,5%).

Башнефть-ао — самый крупный пакет находится у Роснефти 57,7% от уставного капитала или 69,3% от голосующих акций, которая относится к Росимуществу. Блокирующий пакет принадлежит республике Башкортостан (25,8%). Эффективная доля государства 60,5%.

ВТБ — на сайте банка заявлено, что Росимущество владеет 60,93% акционерного капитала, сформированного обыкновенными акциями, но кроме этого 3,1% голосов приходится на ФК Открытие и 6% на Бинбанк, которые на текущий момент подконтрольны Центральному Банку.

Газпром — контрольный пакет «национального достояния» находится в руках Росимущества через пакеты принадлежащие Росимуществу (38,4%), и контролируемым им организациям: Роснефтегазу (11%) и Росгазификации (1%). Общий пакет составляет чуть более 50%.

Газпром нефть — на 96% принадлежит Газпрому, а следовательно на 47,8% государству.

Интер РАО — 27,6% компании сосредоточено у Роснефтегаза, т.е. Росимущества. 9,2% находится на балансе ФСК ЕЭС. Учитывая квазиказначейский пакет эффективная доля государства составляет 44,3%.

Иркут авиастроительная корпорация имеет одну из самых высоких эффективных долей государства — 95,7%. 87% Акций компании находятся на балансе Объединенной авиастроительной компании (ОАК), еще 8,7% принадлежит ПАО «Компания Сухой», большая часть которой также контролируется ОАК.

Камаз — 49,9% контролирует госкорпорация Ростех. С учетом квазипакета эффективная госдоля составляет 51,8%.

Корпорация ВСМПО-АВИСМА — 25% акций принадлежит 100%-ой дочерней организации Ростеха ООО «РТ-РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА».

Московская биржа — Московская биржа была учреждена крупнейшими банками в 1992 г. С тех пор около 25% акций биржи принадлежат ЦБ, Внешэкономбанку и Сбербанку с долями 11,8%, 10% и 8,4% соответственно.

Мосэнерго — часть Газпром энергохолдинга, принадлежащая ему на 53,5%. 26,5% находятся на муниципальном уровне в собственности г. Москва. Эффективная доля государства — 53,2%.

НМТП — После недавнего приобретения Транснефти, совокупная эффективная доля государства в НМТП составила 80,6%, 20% из которых обеспечиваются акциями порта на балансе Росимущества.

Объединенная авиастроительная компания — 96,8% этой компании контролируется государством. Росимущество сконцентрировало у себя 92,3% ценных бумаг компании, еще 4,5% принадлежат Внешэкономбанку.

Объединенная вагонная компания — 24,3% принадлежат ФК Открытие, которое полностью перешло под крыло ЦБ РФ.

ОГК-2 — эффективная доля государственных структур находится на уровне 38,5%. Такое влияние обеспечивается за счет 77% бумаг компании во владении дочерних обществ Газпрома.

Роснефть — крупнейшая российская нефтяная компания на чуть более чем 50% принадлежит акционерному обществу «Роснефтегаз», которое, в свою очередь, находится в 100% владении Росимущества.

Россети-ао — крупнейший энергетический холдинг России, находится в руках государственных органов на 88,9%. Имеет множество дочерних организаций, которые за счет высокого государственного участия в материнской компании также имеют высокую зависимость от госструктур.

Ростелеком-ао — один из крупнейших телеком операторов РФ, держателями акций которого выступают Росимущество и Внешэкономбанк. Наличие квазипакета на балансе ООО «Мобител» обеспечивает эффективную государственную долю в 54,9%

Русгидро — гидрогенерирующий холдинг, эффективная госдоля в котором составляет 75,4%. 60,6% контролирует Росимущество, 13,3% удерживает ВТБ. Также в структуре акционеров находится дочерняя организация ВСМПО-АВИСМА, контролирующая пакет в 6%.

Сбербанк-ао — банк заявляет о том, что 50% + 1 акция принадлежит ЦБ РФ, но это с учетом привилегированных акций, которые не имеют права голоса. При этом доля ЦБ от голосующих бумаг составляет 52,3%, т.е. влияние мегарегулятора чуть сильнее. Остальные доли самого крупного российского банка находится в свободном обращении.

Татнефть-ао — эту компанию нельзя в полной мере назвать акционерным обществом с госучастием. 34% от уставного капитала общества принадлежит уровню субъекта РФ, республике Татарстан, структуру владельцев голосующих акций эмитент не раскрывает.

ТГК-1 — еще один актив Газпром энергохолдинга. Доля акций генерирующей компании принадлежащей Газпрому составляет 51,8%, соответственно эффективная госдоля — 25,9%.

Транснефть — государственная компания в чистом виде, 100% голосующих акций этой естественной монополии принадлежит РФ через Росимущество. На Московской бирже можно приобрести только привилегированные бумаги эмитента.

Общая картина публичной государственной собственности выглядит примерно так:

Отдельный индекс

Московская биржа выделила отдельный индекс для компании с государственным участием — MOEX SCI. В основе индекса на 2018 г. лежат 16 акций: АЛРОСА, Ростелеком, Газпром, Россети, ВТБ, РусГидро, Роснефть, ФСК ЕЭС, Татнефть, Транснефть, Интер РАО, Башнефть, Аэрофлот, Сбербанк и НМТП.

Примечательно то, что С 2012 по 2017 гг. индекс МосБиржи вырос на 43%, в то время как индекс компаний с государственным участием показал рост в 72%. При этом относительно отраслевых индексов MOEX SCI также выглядит неплохо.

На графике видна довольно сильная корреляция индексов MOEX SCI и MICEX O&G. С учетом того, что более 50% индекса SCI приходится на добывающие компании, нельзя однозначно сказать, что опережающая динамика госкомпаний обусловлена их эффективностью, а не общим ростом в нефтегазовом секторе.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Указанное в вопросе общество в 2017 году при осуществлении закупок товаров, работ и услуг обязано руководствоваться требованиями N 223-ФЗ. N 44-ФЗ распространяется на это ООО только в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 15 этого Закона.

Обоснование вывода:
В соответствии с Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) этот Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в частности, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%. К хозяйственным обществам относятся в том числе общества с ограниченной ответственностью ( ГК РФ).
На сегодняшний день не принято федеральных законов, которыми бы в Закона N 223-ФЗ вносились изменения, исключающие из сферы действия этого Закона общества с ограниченной ответственностью (далее также - ООО) со стопроцентной долей участия государства в уставном капитале. Поэтому в настоящее время ООО, в уставном капитале которого доля участия государства превышает 50% (в том числе составляет 100%), при осуществлении закупок товаров, работ и услуг должно применять положения N 223-ФЗ. Если в упомянутую норму не будут внесены изменения, эта обязанность сохранится и в 2017 году.
Что касается от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), то с 01.01.2017 в этот Закон вносятся изменения, дополняющие перечень заказчиков, которые обязаны будут при осуществлении закупок руководствоваться требованиями N 44-ФЗ, государственными и муниципальными унитарными предприятиями (см. от 03.07.2016 N 321-ФЗ).
Федеральных законов, в соответствии с которыми действие N 44-ФЗ с 01.01.2017 или с иной даты будет распространяться на хозяйственные общества с преобладающим участием государства, на сегодняшний день не принято. Единственный случай, когда ООО обязано применять нормы N 44-ФЗ, предусмотрен ч. 5 ст. 15 этого федерального закона. Согласно указанной норме (каких-либо изменений в нее на сегодняшний день не внесено) при предоставлении в соответствии с РФ бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения N 44-ФЗ, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством РФ в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.
Таким образом, в 2017 году ООО со 100% долей участия государства при осуществлении закупок товаров, работ и услуг по-прежнему будет обязано руководствоваться требованиями Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В целом можно выделить шесть вариантов формирования уставного капитала Центрального банка:
вариант: 100% капитала банка находится в собственности государства (например в Великобритании, Дании, России, Франции, ФРГ и др.).
вариант: 43% капитала банка находится в собственности частных лиц, а 57% - в собственности кантона (в Швейцарии).
вариант: 100% капитала банка находится в собственности банков и страховых компаний (в Италии).
вариант: 100% капитала банка находится в собственности федеральных банков - членов Федеральной резервной системы (в США).
вариант: 55% капитала банка находится в собственности государства, а 45% - в собственности частных лиц (в Японии).
вариант: 50% капитала банка находится в собственности федерации, а 50% - в собственности физических и юридических лиц-резиденюв (с согласия Министерства финансов государства).

Еще по теме 1. Участие государства в капитале Центрального банка:

  1. Назначение руководителя Центрального банка государства
  2. Право государства на вмешательство в денежно-кредитную политику Центрального банка
  3. 11.2. Цели и направления кредитно-денежной политики государства. Роль Центрального банка в ее осуществлении
  4. Задача и цели центрального банка. Функции центрального банка
  5. 18. Кредитно-денежная политика государства: сущность, цели, инструменты, результаты. Норма обязательных резервов. Роль учетных ставок процента Центрального Банка. Операции на открытом рынке.

Помимо рассмотренных выше классификаций также следует ос­тановиться на делении капитала на государственный и частный. Од­нако информация о реальных государственных капиталовложениях за рубежом не всегда доступна из статистики национальных счетов. Более того, часто инвестиции государственных компаний классифи­цируются как частные.

Не вызывает сомнения тот факт, что государственные инвести­ции более значимы в экономике развивающихся стран, особенно в наименее развитых из их числа. Государственные капиталы часто называют официальными капиталовложениями, имея в виду не толь­ко займы и кредиты, финансовую помощь, предоставляемые прави­тельствами, но и аналогичные потоки по линии международных ор­ганизаций - МВФ, МБРР, ЕБРР и других, а также гранты «офици­альной помощи развитию».

В целом в совокупном притоке капиталов в экономику развиваю­щихся стран произошли значительные изменения, в основе которых лежит рост доли частных и, напротив, падение доли официальных инвестиций. Удельный вес официальных потоков уменьшился с 32%

1975-1982 гг. до 20% в 1990-1998 гг., в том числе доля официальной помощи развитию сохранилась на прежнем уровне -11%, а доля прочих официальных капиталов снизилась с 21 до 9%.

Удельный вес частных инвестиций возрос с 68 до 80% за рассмат­риваемый период, в том числе доля ПИИ увеличилась с 9 до 34%, до­ля банковских займов уменьшилась с 50 до 24%, доля портфельных инвестиций возросла с 2 до 21%, доля прочих кредитов уменьшилась с 7 до 1 %

Соотношение долей частных и государственных вложений можно проследить по странам с разными среднедушевыми доходами и тем­пами экономического роста. Если развивающиеся страны сгруппи­ровать в зависимости от среднедушевых доходов: в страны с доходом выше среднего (3031-9360 долл.), ниже среднего (761 долл. -3030 долл.) и низкими (менее 760 долл.), то можно констатировать интересную закономерность. В первых двух группах стран доля част­ных инвестиций почти в два раза превышает долю государственных вложений, а в третьей группе оба показателя примерно одинаковы. Аналогичный результат получается при делении развивающихся стран на три группы в зависимости от темпов роста: страны с высоки­ми темпами (более 5% в год), со средними темпами (в пределах 3-5%), с низкими темпами (менее 3%). В странах с высокими и сред­ними темпами роста доля государственных ПИИ в ВВП составляет соответственно 9,5% (для сравнения удельный вес частных ПИИ -15,0%) и 8,0% (частных - 11,9%). В государствах с низкими темпами роста доли государственных и частных инвестиций в ВВП составля­ют 8,4 и 9,9%.



В 90-е годы частные капиталовложения в развивающиеся страны росли более быстрыми темпами по сравнению с государственными инвестициями, что привело к падению доли государственных инвестиций до 20% и увеличению удельного веса частных капиталов до 80%. Во второй половине 70-х годов 3/4частных инвестиций прихо­дилось на банковские кредиты, и только 1/4 на ПИИ. В 80-е годы под влиянием долгового кризиса это соотношение изменилось: про­изошло падение дачи банковского кредитования и рост доли прямых инвестиций. В 90-е годы вновь наблюдается оживление банковского кредитования, но одновременно быстро растут ПИИ. Основной формой частных являются портфельные инвестиции.

В целом, частные инвестиции вкладываются в те страны, которые отличаются более благоприятным предпринимательским климатом, что содействует привлечению именно частных капиталов и стимулированию высоких темпов роста. Особое место принадлежит приобретенным знаниям и инновациям. Частные капиталовложе­ния, как правило, несут с собой передачу передовой технологии, способствуют формированию новых капитальных фондов. Напро­тив, государственные капиталы имеют более длительный срок оку­паемости, так как вкладываются главным образом в инфраструкту­ру или базовое образование. Правда, в последние годы наблюдает­ся рост частных капиталов также и в сферу инфраструктуры. В частности, Международная финансовая корпорация (МФК), входящая в группу Всемирного банка, предоставляет займы и кре­диты на строительство дорог, портов, электростанций, телекомму­никационных систем.

В целом четырехкратное превышение доли частных вложений над государственными означает тенденцию роста объема накоплен­ных капиталов, замены старых технологий новыми и более эффек­тивными, а также формирование новых (с точки зрения морального износа) капитальных фондов.

минимальными.

Воздействие развитых государств на движение капитала осуществляется, например, путем стимулирования экспорта-импорта капитала па национальном и межгосударственном уровнях. Политика государства в отношении перемещения капитала в форме займов, портфельных инвестиций и т. п. строится на основе устранения всех Возможных ограничений в его движении. В отношении прямых ино­странных инвестиций государство оставляет за собой право принимать любые ограничения, направленные на защиту национальных интересов в экономике. Характерно, что вывоз капитала за границу регулируется в меньшей степени, чем приток иностранных капита­лов.

Государство использует следующие меры регулирования :

Методы финансового воздействия: ускоренная амортизация, налоговые льготы, предоставление субсидий, займов, страхо­вание и гарантирование кредитов;

Нетарифные методы: предоставление земельных участков, обеспечение необходимой инфраструктуры, оказание техни­ческой помощи.

Важным практическим документом по регулированию ино­странных капиталовложений является разработанный в рамках Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций. В этом кодексе, который, как полагают специалисты, будет в перспективе использован ВТО, заключены следующие инвестиционные принципы:

§ недискриминационный подход к странам-донорам;

§ национальный режим для иностранных инвесторов;

§ сочетание инвестиционных стимулов с обеспечением требований о здравоохранении, безопасности и охраны окружающей среды;

§ минимизация регулирующих инвестиции требований, ограничивающих рост торговли и капиталовложений;

§ обеспечение регистрации и конвертируемости;

§ устранение барьеров при вывозе капитала;

§ избежание двойного налогообложения;

§ соблюдение иностранными инвесторами наравне с собствен­ным национальным законодательством законов, администра­тивных правил и положений страны-реципиента;

§ разрешение на выезд и временное пребывание ключевого иностранного персонала в связи с реализацией инвестицион­ного проекта;

§ разрешение споров путем консультаций и переговоров между сторонами либо через арбитраж.

Государственные банки или банки с господдержкой, конечно, вызывают большее доверие у населения. Они относятся к самой безопасной категории кредитных организаций, так как госучастие обеспечивает им некоторые преимущества.

Способы государственного участия

Список государственных банков России практически не меняется и классифицируется по степени участия государства:

  • В силу закона
  • Полное участие
  • Частичное участие
  • Косвенное участие
  • Контроль государства

К первому варианту относятся банки, которые сами созданы на основании соответствующих федеральных законов. И государство в них не участвует, а они сами олицетворяют государство: Центральный банк.

Ко второму способу относятся банки, где государство владеет 100% акций банка. Например, Россельхозбанк или РНКБ.

Частичное – это наличие у государства контрольного пакета акций. Классический пример такого банка – это Сбербанк. Хотя все и считают его государственным, на самом деле государству принадлежит лишь 52,32% его акций в лице Банка России. Но при этом никто не считает Банк Российский капитал государственным, а ведь доля участия в нём государства в лице АСВ – 100%.

Косвенное – это когда государственное участие происходит через одну из подконтрольных организаций, а не на прямую. Самый понятный пример это банки группы ВТБ. Так, более 99% акций ВТБ24 принадлежало ВТБ. В свою очередь государству принадлежит 60,9% самого ВТБ. Следовательно, государству принадлежало и ВТБ24.

Есть и более сложные конструкции – Почтобанк. Более 96% его акций принадлежало 96,784% Связь-Банку. Акции самого Связь-Банка принадлежат Внешэкономбанку (более 99%). А Внешэкономбанк уже является государственным действуя на основании специального федерального закона.

Контроль. В эту категорию можно отнести те организации, в которых назначена временная администрация, например, на время санации АСВ или после отзыва лицензии .

Банки с господдержкой список 2019

Банк Доля участия

В силу закона

Банк России (Центральный банк Российской Федерации) 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
Внешэкономбанк (Банк развития и внешнеэкономической деятельности) (деятельность регулируется специальным законом №82-ФЗ "О банке развития")

Полное участие

АО "Россельхозбанк" 100% акций, имеющих право голоса (Росимущество)
РНКБ Банк (Российский Национальный Коммерческий Банк) 100% (Росимущество)
АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» 100% Агентство ипотечного жилищного кредитования» (АО «АИЖК»)

Частичное участие

АО "МСП Банк" 100% Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства
АО РОСЭКСИМБАНК 100% Внешэкономбанк
АО "ГЛОБЭКСБАНК" 99,99% у Внешэкономбанка
ПАО АКБ "Связь-Банк" 99,7745% - акций у Внешэкономбанка
Акционерное общество «Всероссийский банк развития регионов» (ВБРР) 84,67% принадлежит НК «Роснефть»
ОИКБ "Русь" 48,5972 % Оренбургская область
51,2747% банк «ОРЕНБУРГ» (99,73% Оренбургская область)
ВТБ (ПАО) 60,93% акций принадлежит государству (Росимущество)
АК БАРС 64,222% Республика Татарстан
Сбербанк 52,32% принадлежит Центробанку
АКБ "НОВИКОМБАНК" 53,83613% «Ростех»
46,16387% Рособоронэкспорт
КБЭР "Банк Казани" 42,1724% Город Казань
АО Газпромбанк 87,5955% - ПАО Газпром, вкл. дочерние компании
8,5341% - Внешэкономбанк
Хакасский Муниципальный Банк 33,362% г. Абакан

Косвенное участие

РНКО "Нарат" 100% АК БАРС
ПАО "Крайинвестбанк" 99,99% - РНКБ

Контроль государства

Банк ФК Открытие 99,99% Центральный банк
Генбанк 72,45% АСВ
6,89% Республика Крым
6,89% город Севастополь
ТРАСТ 99,99% Банк России
Промсвязьбанк 99,99% АСВ
Автовазбанк 100% Банк России
Рост банк 99,99% Банк России (начато присоединение к банку ТРАСТ)
Азиатско-Тихоокеанский Банк 99,99% Банк России (публикация от 28.09.2018)
БИНБАНК 99,99% Банк России (публикация от 25.10.2018)
ФОНДСЕРВИСБАНК 99,76% Роскосмос (публикация от 07.12.2018)
Также на санации:

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter