18.06.2019

Значение письменности в развитие общества. Значение письменности в человеческой культуре (реферат). Федеральное агентство по образованию


Сегодня мы не представляем свою жизнь без газет, журналов, книг, потока информации, с которой сталкиваемся в повседневной жизни. И вряд ли мы задумываемся о значении письменности в нашей жизни, мы принимаем это, как данность. А ведь появление письменности является одним из важнейших, фундаментальных открытий в истории развития человечества, которое по значимости можно сравнить с добыванием и использованием огня. Письменность в отличие от речевого общения способна закрепить, сохранить и передать информацию с помощью письменных знаков, позволяет общаться в пространстве и во времени.

Труден и долог был процесс становления письменности, длившийся тысячелетия. Первой попыткой передачи информации неречевым способом принято считать предметное письмо, которое составлялось из совокупности предметов одним человеком для передачи информации другому человеку. Такими предметами мог быть пучок стрел, означавший объявление войны или дым костра, предупреждающий об опасности и многое другое. Однако такая информация не всегда могла быть истолкована верно. Следующим шагом в становлении письменности явилась пиктография — закрепление и передача с помощью рисунков информации. Считается, что этот самый древний способ письма появился в эпоху палеолита. Правда, не все специалисты признают пиктографию началом письменности, т. к. такое письмо можно было трактовать по-разному. В течении тысячелетий пиктографическое письмо перерастает в идеографическое, где рисунки заменялись условными знаками, определенными символами, например, воду изображали в виде волнистой линии и т. д. Такие изображения греки назвали иероглифами. Такое письмо уже широко использовали в IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Египте, Древнем Шумере, немного позже — в Древнем Китае. На протяжении III-II тысячелетий до н.э. иероглифическое письмо превратилось в слоговое письмо клинописного типа (письмо писали на глиняных табличках заостренной палочкой из камыша, затем таблички обжигали в печи и сушили), которым уже пользовались в Восточном Средиземноморье. Клинописное письмо было очень сложно для усвоения, т. к. насчитывало тысячи специальных знаков, что требовало профессионализма и привело к возникновению целого социального слоя писцов.

Важнейшим этапом на дороге упрощения письменности стало звуковое, буквенное письмо, в котором определенный знак соответствует каждому звуку речи. Знаки обозначали уже не предметы, а звуки и слоги и графически передавали звуковые обозначения. Теперь следовало запомнить всего два-три десятка букв и та точность, с которой будет письменно воспроизведена речь, не идет ни в какое сравнение с другими способами. Первыми буквенное звуковое письмо стали применять народы, у которых гласные звуки имели меньшее значение, чем согласные.

В конце II тысячелетия до н. э. у финикийцев, древних евреев возник алфавит. Финикийский алфавит положен в основу древнегреческого письма, а также арамейского, который позже ляжет в основу индийской, арабской и персидской письменных систем. Греческое письмо берет начало от финикийского. В греческом алфавите стало больше букв, которые передавали все звуковые оттенки речи, они ввели знаки для всех гласных, изобрели полную письменную систему. Вряд ли найдется ответ на вопрос: кто первым из людей изобрел буквенно-звуковое, алфавитное письмо или систему письменности. Возникновение письменности было продиктовано требованиями жизни и развитием человеческого общества.

Вступление


Для своей работы я выбрала тему «Значение письменности в человеческой культуре» потому, что считаю данный вопрос очень важным и актуальным. Уже многие века человек использует письмо для общения друг с другом, но вряд ли кто-нибудь кроме специалистов всерьез задумывался над тем, насколько важна письменность для каждого отдельного человека с одной стороны и для всей человеческой цивилизации с другой.

Я думаю, что значение письменности трудно переоценить. Без письменности никогда бы не возникли цивилизации, а уж о развитии было бы просто нельзя говорить. Мне кажется, что письменность очень важна для человеческого общества, поскольку именно она помогает отчасти связать между собой людей различных рас и национальностей, людей, находящихся друг от друга на большом расстоянии. Именно после появления письменности были созданы первые своды законов, которые и соединили отдельные и разрозненные части государств между собой.

Считается, что письменность возникла очень давно, на Древнем Востоке, но точный возраст возникновения до сих пор неизвестен. От неясных рисунков и иероглифов до появления настоящей скорописи прошло много тысяч лет. Многие века люди создавали письмо, владеть искусством которого долгое время удавалось лишь немногим, для того, чтобы мы, потомки, сейчас в совершенстве могли пользоваться письменностью. Поэтому я в своей работе собираюсь не только раскрыть тему значения письменности в человеческой культуре, но и осветить такой важный момент, как возникновение и развитие письма, подробно остановиться на развитии письменности у славянских народов, в том числе и на значении письма в их жизни, поскольку данный вопрос, на мой взгляд, очень интересен и до сих пор до конца не изучен.

«Переломным моментом в научном понимании теории письма и его возникновения явилось появление книги И.Е. Гельба «Опыт изучения письма (Основы грамматологии)». До тех пор существовали либо частные исследования по отдельным письменностям (иногда с теми или иными генетическими построениями), либо всеобъемлющие обзоры по возможности всех или хотя бы важнейших видов письма. В работе И.Е. Гельба впервые письмо как специфический тип знаковой системы со своими особыми задачами и законами, как особая отрасль мировой культуры предстало в качестве предмета самостоятельной науки».



Источники сведений о письме


Когда ученые изучают зарождение и развитие письма, они прежде всего обращаются к источникам Древнего Востока. Считается, что именно там впервые появилась письменность, а кроме того, там обнаружили самые старые из найденных археологами документов.

«Письменное наследие таких примитивных народов, как американские индейцы, африканские бушмены или аборигены Австралии дает ценную основу, позволяющую понять, каким путем люди научились общаться друг с другом при помощи зримых меток. В наших изысканиях мы не должны пренебрегать искусственными письменностями, созданными аборигенным населением под влиянием европейцев, чаще всего миссионеров. История этих письменностей, самыми интересными из которых являются системы эскимосов Аляски, африканского племени бамум и индейцев чероки позволяет увидеть разные ступени, через которые они прошли, прежде чем достигли своего окончательного вида. Последовательность этих ступеней во многом сходна с той, которая наблюдается в истории письма при его естественном развитии.

Другой весьма плодотворный метод изучения может быть подсказан исследованием детской психологии. Не раз наблюдалось, что существует сходство между складом мышления младенцев и детей и складом мышления целых обществ, стоявших на самых примитивных ступенях развития. Одним из наиболее важных моментов этого сходства является тенденция к конкретности. Подобно тому, как ребенок рисует вертикальную линию и объясняет, что это дерево, которое растет перед домом, так и примитивный человек часто ассоциировал свои рисунки с конкретными предметами и событиями окружающего мира. Эта тенденция, проявляющаяся в письме и рисунке, проистекает из самого характера языка первобытных людей, которому была свойственна склонность к чрезвычайно конкретным и узким обозначениям. Другая интересная точка соприкосновения может быть выявлена путем изучения направления и ориентации знаков в детских рисунках и в примитивных письменностях. Замечено, что дети изображают предметы, искажая существующие между ними пропорции, не соблюдая какого-либо порядка и не проявляя сколько-нибудь заметного чувства направления. Даже ребенок, которого уже учат письму, часто изображает буквы то слева направо, то справа налево, не отдавая себе отчета в существовании какой-либо разницы между обоими направлениями. Подобное отношение к направлению и к ориентации знаков наблюдается почти во всех примитивных письменностях.

Тенденция к конкретности и детализации, отмеченная у детей и у первобытных народов, недавно выявлена также и у взрослых, страдающих умственной неполноценностью, проявляющейся по типу амнестической афазии. Путь, по которому такие лица заново учат язык, подобен пути естественного языкового развития детей. Таким образом, детальное изучение больных амнестической афазией может способствовать изучению происхождения языка и письма».


Эволюция письма


«Пиктография, то есть рисуночное письмо, как способ фиксации и передачи той или иной информации, применялась многими народами на стадии родового общества. При этом каждый рисунок – пиктограмма – обозначал только тот предмет, который изображал». «Предполагается, что пиктография была широко распространена у различных народов на последней стадии каменного века. Это письмо очень наглядно, и поэтому ему не надо специально учиться. Оно вполне пригодно для передачи небольших сообщений и для записи несложных рассказов. Но когда возникала потребность передать какую-нибудь сложную абстрактную мысль или понятие, сразу ощущались ограниченные возможности пиктограммы, которая совершенно не приспособлена к записи того, что не поддается рисунчатому изображению (например, таких понятий, как бодрость, храбрость, зоркость, хороший сон, небесная лазурь и т.п.)». Гельб, изучая историю развития письма, предполагал, что рисунки явились первой ступенью в появлении письменности.

Предписьменности

«К "предписьменностям" следует отнести разнообразные приемы, с помощью которых человек впервые пытался передать свои мысли и чувства. Все эти приемы, вместе взятые, обозначают термином “сехмасиография”. В соответствии со словами, из которых составлен этот термин, рисунки могут на данной ступени развития письма передавать общий смысл, подразумеваемый пишущим. При этом видимые рисуночные формы выражают значение непосредственно, без вмешательства языковых форм, точно так же, как это происходит в языке жестов.

Наиболее примитивные способы коммуникации при помощи зримых символов были достигнуты путем применения описательно-изобразительного и идентифицирующе-мнемонического приемов. Так как оба эти приема часто переплетаются между собой, то строгое определение принадлежности отдельных примитивных письменностей к одной из этих категорий вызывает трудности.

К числу описательно-изобразительных приемов относятся такие средства коммуникации, которые аналогичны рисункам, выполненным по художественно-эстетическому побуждению, но в отличие от них содержат только элементы, существенные для передачи сообщения; к тому же рисунок как средство коммуникации лишен эстетического оформления, составляющего существенную часть рисунка или картины как произведения искусства.

Однако применение описательно-изобразительного приема не имеет никакого отношения к развитию письма в собственном смысле слова. Рисунки, выполненные с помощью этого приема, следуют условным принципам искусства, ограничивающим их возможности как средства взаимной коммуникации людей. Сковывающие традиции искусства, сложившиеся за сотни и даже тысячи лет до того, как человек сделал первую попытку коммуникации посредством условных, знаков, были слишком сильны, чтобы допустить возможность развития описательно-изобразительного приема в нужном направлении.

При употреблении идентифицирующе-мнемонического приема, как и при применении описательно-изобразительного приема, тоже делаются рисунки, но их назначением является не описание события, а помощь при воспоминании о нем, при отождествлении предмета или существа.

Прием, который предусматривает передачу отдельных слов, должен естественным образом привести к развитию законченной системы словесных знаков, то есть к словесному письму, или логографии. Примитивное логографическое письмо может развиться в систему собственно письма только при том условии, что его знаки приобретут фонетическое чтение, независимое от значения, которое они имеют в качестве слов. Это и есть фонетизация - наиболее важный, исключительный по своему значению шаг в истории письма».

Словесно слоговые системы

«Самой ранней из всех древневосточных систем письма является шумерская, засвидетельствованная в Южной Месопотамии около 3100 г. до н. Отсюда основные принципы шумерского письма могли распространиться в восточном направлении, сначала по соседству, к протоэламитам, а затем, возможно через посредство протоэламитов, к протоиндийцам, в долину Инда. Далее, одна из ближневосточных письменностей могла в свою очередь оказаться тем стимулом, который привел к созданию китайского письма: Около 3000 г. до н. э. шумерское влияние предположительно проникло и на запад, в Египет. Египетское влияние в свою очередь распространилось на эгейские области, где около 2000 г. до н. э. возникло критское письмо, а несколько "веков спустя, в Анатолии, хеттское иероглифическое письмо.

Так как из семи систем три - протоэламская, протоиндская и критская - не дешифрованы или дешифрованы лишь отчасти, мы можем рассматривать принципы письма только в том виде, в каком виде их застаем в остальных четырех системах - шумерской, египетской хеттской и китайской.

Образование словесных знаков во всех четырех системах идентично или очень сходно. Один знак или одна комбинация знаков выражает одно слово или одну комбинацию слов. Идентичны также и принципы употребления вспомогательных знаков, таких, как детерминативы, разделительные и пунктуационные знаки, хотя между различными системами могут быть расхождения по внешней форме. Только в отношении употребления слоговых знаков расхождения столь значительны, что позволяют нам провести точное разделение по типам.

Тип I - шумерский

Тип II - египетский

Тип III - хеттский

Тип IV- китайский.

Слоговые системы

Из четырех словесно-слоговых систем со временем развились четыре силлабария, достигшие различной степени упрощения.

Тип I - эламский клинописный

Тип II - западносемитский

Тип III - кипрский

Тип IV - японский

Относительно новых слоговых письменностей можно сделать любопытное наблюдение: все они были созданы неместными, чуждыми первоначальной письменности народами».

Алфавитные системы.

«Если под словом "алфавит" мы понимаем письмо, выражающее отдельные звуки языка, то первый алфавит был создан греками. Именно греки, полностью восприняв формы знаков западносемитского силлабария, создали систему гласные которые, будучи присоединены к слоговым знакам, превратили их просто в знаки для согласных».

«Как в научных, так и в популярных книгах часто говорится об изобретении письма. Любое так называемое "изобретение" на деле является не более как усовершенствованием чего-либо известного ранее. Письмо, подобно деньгам или паровой машине, не было изобретено определенным человеком в определенном месте и в определенное время. История и предыстория письма длятся столько же, сколько длится сама цивилизация. Разумеется, во всех великих культурных достижениях всегда следует учитывать решающий вклад гениальных людей, сумевших либо порвать со священными традициями, либо придать практическую форму тому, о чем другие могли только рассуждать. К сожалению, нам не известен ни один из тех гениев, которым мы обязаны наиболее важными реформами в истории письма. Их имена, как и имена других великих людей, тех, кому принадлежат решающие усовершенствования в практическом применении колеса, или лука, или стрелы, или паруса, исчезли во мраке древности и утрачены для нас навеки.

Обзор развития письма доказывает, что в поступательном движении от примитивных ступеней к собственно алфавиту письмо прошло три важных этапа; в хронологическом порядке это были: (1) шумерский принцип фонетизации, (2) западносемистское слоговое письмо и (3) греческий алфавит».

Таким образом, письмо развивалось очень долго, от примитивных рисунков до настоящих алфавитных систем, что впервые появились у греков. Ни один из этапов развития письма не был резко отличен от предыдущего: развитие происходило плавно от одного этапа к другому. Мне кажется, что именно по этой причине промежутки между этапами достаточно велики. Кроме того, изучение письменностей различных народов показало, что все они развивались по схожему пути. Поэтому, опираясь на результаты, полученные при изучении одной из систем, можно получить некое представление о развитии всех остальных.


Славянская письменность


Предыстория славянской письменности

«Ученые-культурологи, как отечественные, так и зарубежные, в отношении к письменности часто разделяют народы на две категории: письменные и бесписьменные. А.А. Формозов полагал, что какая-то письменность состоящая из условных знаков, оформленных в строки, существовала в степной полосе России уже в середине II тысячелетия до н. э. А.С. Львов и Н.А. Константинов датировали зарождение славянской письменности концом I тысячелетия до н. э., причем первый выводил ее из клинописи, второй через причерноморские знаки из кипрского слогового письма. На чем основаны эти заявления? Существует целая группа археологических памятников, содержащих знаки обрывки текстов древнего, не прочитанного еще письма. Это прежде всего памятники русского Причерноморья (Херсонес, Керчь, Ольвия) -.каменные плиты, надгробья, амфоры, монеты и т.д. Указания на славянскую письменность, существовавшую до Константина и Мефодия, содержатся в летописных и иных литературных источниках IX-X вв. Важнейший из них - сказание Черноризца Храбра «О племенах», касающееся ряда славянских племен, в том числе, возможно, и восточных. Здесь указывается, что славяне до принятия ими христианства книг не имели, но для гадания и счета использовали «черты и резы». Точность этого наблюдения подтверждается тем, что следы гадания «резами» (нарезывание известных знаков) уцелели в более позднее время, например, о них упоминается в былинах. После принятия христианства, продолжает Храбр, славяне записывали свою речь латинскими и греческими буквами, правда, неточно, так как латинское и греческое письмена не могли передать многих славянских звуков. Показательно, что инициативу освоения античных алфавитов Храбр приписывает самим славянам, а не пришедшим в славянские страны христианским миссионерам. Одна из ранних русских летописей «Повесть временных лет» документально свидетельствует о том, что Киевская Русь в начале X в. имела письменность. По мнению академика Б.А. Рыбакова, первые реальные следы киевского летописания относятся к 60-м годам IX в. и связываются с деятельностью киевского князя Осколда. Ярким свидетельством наличия на Руси письменности еще до принятия христианства являются тексты договоров русских князей с Византией X в.

Размышляя об эволюции славянского письма, Л.В. Черепнин предположил, что оно прошло «путь, общий всем народам, - от рисунка, изображающего определенный образ или понятие, через изображения, соответствующие словам, к слоговому и, наконец, звуковому (или фонетическому) письму» - т. е. на первых шагах ему были свойственны и пиктографические, и идеографические (символические) знаки. В.А. Истрин выразил сомнение в том, чтобы один народ мог пройти все эти стадии самостоятельно, без заимствований у соседей, так как при этом история письма должна бы растянуться на века и даже тысячелетия 3ЛНедавние исследования Б.А. Рыбакова снимают это возражение: ясные следы протослявянской культуры просматриваются с конца III тысячелетия до н. э., праславянской - середины II тысячелетия до н.э. Итак, безусловным историческим фактом является то, что накануне деятельности Константина и Мефодия славяне имели и одновременно пользовались тремя видами письма. Отсюда следует, что подвиг Константина и Мефодия, состоящий в «создании славянской письменности», нельзя понимать таким образом, будто они создали ее на пустом месте, «с нуля», превратив славян из народа бесписьменного в народ письменный. Но они действительно «создали письменность» - ту, которая сразу вошла в культурный фонд большинства славянских народов, ту, развитым вариантом которой пользуемся сейчас мы»(славянская азбука).

«В средневековой Руси основными центрами развития письменности и распространения грамотности по-прежнему оставались крупнейшие церковные приходы и монастыри, где создавались различные летописные своды, книги церковного и даже светского содержания, разнообразные грамоты, сборники церковного права, всевозможные прошения и многое другое. Развитие письменности естественным образом сопровождалось изменением техники письма. В XIV в. на смену уставу пришел полуустав. Во многом благодаря южнославянскому влиянию все буквы русского алфавита потеряли прежнюю стройность и геометричность, стали неровными и более вытянутыми, появилось большое количество выносных букв, а сами слова стали писаться раздельно. Кроме чисто графических признаков, отличительной особенностью полуустава стало наличие большого разнообразия самих приемов сокращения слов, когда над хорошо известным и часто повторяемым словом ставилось так называемое титло.

Несколько позднее, в начале XV в. наряду с полууставом в обиход стала входить скоропись, которая постепенно заняла лидирующее положение в официальном делопроизводстве. А полуустав сохранил свои позиции как преимущественно книжное письмо.

В условиях образования единого Русского государства, потребность в грамотных и знающих людях значительно возросла. Это было связано как с развитием феодального хозяйства, городского ремесла и торговли, так и особенно с развитием аппарата центральной и местной государственной власти, активным развитием международных отношений и укреплением влияния Русской Православной церкви в обществе и государстве. В XVI в. существенно изменилась техника и графика письма. Отныне скоропись полностью вытеснила полуустав не только в государственных канцеляриях, но и в монастырях. Где по-прежнему создавалось большинство светских и богослужебных книг.

В XVII в. основная масса населения страны по-прежнему оставалась неграмотной, однако, именно в этот период количество грамотных людей существенно возросло, особенно среди посадского населения крупных административных и торговых центров. Причиной такого положения вещей стали не только значительно возросшие потребности в развитии административного делопроизводства, но и существенные изменения в социально-экономическом развитии страны, в частности, заметный рост оборота внутренней и внешней торговли. Широкое распространение рукописных и печатных книг дало положительный импульс дальнейшему развитию системы образования в стране, и, прежде всего, обучению грамоте и письму. Первостепенное значение в этом сыграло издание целого ряда учебных пособий и, в частности, знаменитой «Азбуки» патриаршего дьякона Василия Бурцева (1634), «Грамматики» Мелентия Смотрицкого (1648), «Лексикона речений языка славенска и греченска со инеми языки... в научение и разумение учащихся» (1650) Епифания Славенецкого и многочисленных учебных «Псалтырей» и «Часословов» (история русской культуры)»


Значение письменности в истории славянских народов


«Кирилло-мефодиевской письменности суждено было сыграли значительную культурную и политическую роль. Созданная ими письменность расценивается как фундамент новой славянской культуры - той культуры, которая выводит славянство на уровень «великих» народов. Таким образом, Константин и Мефодий, положив начало христианской образованности славян, дав христианский импульс их национальному духовному развитию, предрешили тем самым их особую культурно-историческую роль среди Других европейских народов. Через все дошедшие до нас памятники красной нитью проходит идея, что все народы равны между собой и что все они имеют право черпать лучшие ценности из сокровищницы мировой культуры, - идея, придающая подвигу Первоучителей высокое гуманистическое звучание. Возникновение старославянского языка было огромным событием и в мировой истории: на путь цивилизации вступили новые народности, которым предстояло славное будущее».


Значение письменности для человечества


«Джеймс Г. Брестед, знаменитый чикагский историк и востоковед, сказал однажды: «Изобретение письма и удобной системы для записи на бумаге имело большее значение для дальнейшего развития человеческого рода, чем какое бы то ни было другое интеллектуальное достижение в истории человека». К этому утверждению можно присоединить мнение многих других великих людей, среди них Карлейля, Кантя, Мирабо и Ренана, веривших, что изобретение письма положило подлинное начало человеческой цивилизации. Такого рода взгляды получили поддержку этнографов, неоднократно утверждавших, что, подобно тому, как язык отличает человека от животного, так письмо отличает цивилизованного человека от варвара».

«Невозможно даже представить себе, каким путем могло пойти развитие цивилизации, если бы на определенном этапе своего развития люди не научились фиксировать с помощью определенных символов нужную им информацию и таким образом передавать и сохранять ее. Очевидно, что человеческое общество в таком виде, в каком оно существует сегодня, просто не могло бы появиться».

«В нашем современном обществе трудно представить себе интеллигентного и культурного человека, который не умел бы читать и писать. Искусство письма стало столь распространенным, что оно составляет теперь органическую и необходимую часть нашей культуры. Мы прошли долгий путь с той поры, когда гордые, но неграмотные короли средневековья ставили вместо своего имени крест. В наши дни неграмотный человек не может рассчитывать на успешное участие в прогрессе человечества, и это касается как отдельных индивидуумов, так и любых групп индивидуумов, а также целых социальных слоев или этнических единиц. Значение письма нетрудно понять, если попытаться представить себе наш мир без письма. Что бы мы делали без книг, газет, писем? Что бы произошло с нашими средствами коммуникации, если бы мы вдруг утратили способность писать, или с нашими знаниями, если бы мы не смогли прочесть о достижениях прошлого? Письмо имеет такое значение в нашей повседневной жизни, что я готов утверждать, что наша цивилизация скорее могла бы существовать без денег, металлов, радио, парового двигателя или электричества, нежели без письма».

На мой взгляд, важность письменности заключается также и в том, что на сегодняшний день каждый из нас имеет возможность узнать не только о традициях своей нации, но и прочитать о жизни и традициях практически любого народа мира. Чтение книг о других государствах может расширить кругозор человека. Благодаря письменности мы можем без искажения (которое непременно бы появилось, если бы информация передавалась от человека к человеку на словах) прочитать интересующие нас книги.

Однако вследствие широкого распространения письма нанесен непоправимый ущерб устной традиции. Если сравнить знания современного человека о своих предках со знаниями о предках народа, у которого нет письменности, то мы увидим большую разницу. У народов, у которых нет письменности, нет возможности фиксировать информацию, поэтому они просто ее запоминают. Мне кажется, что из-за этого у народов без письменности намного сильнее развита память и больше возможностей к запоминанию разнообразных вещей и текстов.

Письменность также очень тесно взаимосвязана с языком. Без языка письменность просто не могла бы существовать. Но и язык тоже неотделим от письменности. Я считаю, что, например, в настоящее время современному человеку будет очень сложно выучить иностранный для него язык без письменных источников.

Кроме того, письменность оказывает непосредственное воздействие на сам язык. Она отчасти тормозит его развитие, поскольку многие вновь появившиеся в языке слова просто не употребляются в письме. Это доказывает тот факт, что мы можем с легкостью прочитать документы столетней и даже двухсотлетней давности.


Письмо как искусство


«Изучением письма с художественной точки зрения до сих пор сильно пренебрегали. Хотя основным назначением письма является не достижение, художественного эффекта, а запись и передача сообщения, все же письмо во все времена включало в себя элементы эстетического воздействия. Письмо в этом отношении сходно с фотографией, так как первичными для них обоих являются практические задачи, но они, кроме того, могут оказывать и эстетическое воздействие. Эстетическая сторона письма бывает иногда так преувеличена, что письмо начинает служить только целям орнаментации в ущерб своему основному назначению быть средством коммуникации: достаточно, например, взглянуть на арабское орнаментальное письмо, такое красивое, но такое трудное для чтения, или на вычурные надписи некоторых вывесок и реклам нашего времени. Письмо в своем эстетическом, а не утилитарном аспекте является одной из форм искусства вообще. В этом качестве оно разделяет общие закономерности развития искусства и часто проявляет свойства, которые присущи другим формам последнего».


Письмо и религия


«Представление о божественном происхождении письма засвидетельствовано повсеместно, как в древности, так и в наше время, как среди цивилизованных, так и среди примитивных народов. Оно связано главным образом с широко распространенной верой в магическую силу письма. Повсюду, как на Востоке, так и на Западе, введение письма приписывается божеству. У вавилонян письмо изобрел бог Набу - покровитель наук и писец богов, который тем самым занял место, отводившееся в более древней месопотамской традиции отчасти богине

Нисабе Египтяне верили, что изобретателем письма был бог Тот. Вера в священный характер письма особенно сильна в странах, где знание письма является привилегией особого класса или особой касты писцов. Древний Ближний Восток, где писать обычно умели только жрецы-писцы, особенно богат всякими мистическими легендами о происхождении письма. С другой стороны, Греция, где знание письма не было привилегией жрецов, а представляло собой достояние всех граждан, почти совершенно не знает мифов такого рода. У примитивных народов письмо и книги вызывают удивление и становятся поводом для самых фантастических догадок. По книгам можно гадать. Книга может предсказать будущее и раскрыть тайное, она может указать путь и дать совет и вообще обладает мистической силой. Обучение чтению и письму для примитивного человека равносильно посвящению в новый религиозный ритуал, обращению в новую религию. Книга рассматривается как живое существо, которое может "говорить. Примитивный человек боится магической силы ее "слов". Вера в универсальные символы в том виде, в каком она исповедуется пифагорейцами, гностиками, астрологами, чернокнижниками и кабалистами, восходит к мистической интерпретации алфавита».

Я считаю, что подобная вера в божественное происхождение письма, которая существует и по сей день, послужила источником для создания множества легенд, мифов и историй, что, в свою очередь, обогатило культуру человечества.



Письменность и наука


Я думаю, что появление письменности оказало решающее влияние на развитие науки. Трудно себе представить развитие таких научных дисциплин, как химия, физика, математика, биология и др. без письменности. Если бы не существовало письменности, был бы очень затруднен обмен информацией между различными учеными, поскольку с развитием науки объемы знаний также увеличиваются. В случае, если бы не было письма вообще невозможно было бы говорить о науке, как таковой, существовали бы отдельные, обрывочные знания. А без науки был бы просто невозможен прогресс человечества. А на мой взгляд это означает, что не было бы тех условий, в которых сейчас живет большинство народов мира. Не было бы электричества, отопления, многоэтажных домов, медицины, какой мы ее сейчас знаем.




Таким образом значение письменности в человеческой культуре очень велико. Благодаря совокупности факторов – географических, социальных и экономических и возникновению письма появились первые цивилизации. Причем, в данных условиях человек уже не мог обходиться без письменности. Мне кажется, что письменность может существовать только в условиях цивилизации, в то время как цивилизация также не может существовать без письма.

Значение изобретения письма нельзя переоценить. Поскольку на возможности читать и писать строится вся культура, а знания не теряются во времени. Благодаря этому они доходят до будущих поколений через века и тысячелетия. В итоге у человечества копится опыт, растет знание.

Я думаю, что даже исчезнувшие сейчас с лица Земли письменности имеют огромное значение для человечества. Отчасти потому, что когда-то влияли на развитие культуры, а также потому, что послужили основой для последующих письменностей. Благодаря письменности мы имеем возможность «заглянуть» в древние времена и узнать о жизни людей в самых первых государствах, о том, каковы были их законы и понимание жизни. В то время, как без письменности большинство достижений человеческой мысли и почти весь жизненный опыт предыдущих поколений исчезли бы бесследно.



Список использованной литературы


1. Гельб И.Е. Опыт изучения письма М.:Радуга, 1982. – с. 30 – 223.

2. Жириновский В., Синицин Е. История русской культуры IX – XIX веков,

2004. - с.92 – 191.

3. Власов В.Г. Славянская азбука и славянские просветители. М.:Знание, 1989. – с. 6 – 62.

4. Соцкультурные исследования, 2004. – с. 51-54.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

«Кирилло-мефодиевской письменности суждено было сыграли значительную культурную и политическую роль. Созданная ими письменность расценивается как фундамент новой славянской культуры -- той культуры, которая выводит славянство на уровень «великих» народов. Таким образом, Константин и Мефодий, положив начало христианской образованности славян, дав христианский импульс их национальному духовному развитию, предрешили тем самым их особую культурно-историческую роль среди Других европейских народов. Через все дошедшие до нас памятники красной нитью проходит идея, что все народы равны между собой и что все они имеют право черпать лучшие ценности из сокровищницы мировой культуры, -- идея, придающая подвигу Первоучителей высокое гуманистическое звучание. Возникновение старославянского языка было огромным событием и в мировой истории: на путь цивилизации вступили новые народности, которым предстояло славное будущее».

Значение письменности для человечества

«Джеймс Г. Брестед, знаменитый чикагский историк и востоковед, сказал однажды: «Изобретение письма и удобной системы для записи на бумаге имело большее значение для дальнейшего развития человеческого рода, чем какое бы то ни было другое интеллектуальное достижение в истории человека». К этому утверждению можно присоединить мнение многих других великих людей, среди них Карлейля, Кантя, Мирабо и Ренана, веривших, что изобретение письма положило подлинное начало человеческой цивилизации. Такого рода взгляды получили поддержку этнографов, неоднократно утверждавших, что, подобно тому, как язык отличает человека от животного, так письмо отличает цивилизованного человека от варвара».

«Невозможно даже представить себе, каким путем могло пойти развитие цивилизации, если бы на определенном этапе своего развития люди не научились фиксировать с помощью определенных символов нужную им информацию и таким образом передавать и сохранять ее. Очевидно, что человеческое общество в таком виде, в каком оно существует сегодня, просто не могло бы появиться».

«В нашем современном обществе трудно представить себе интеллигентного и культурного человека, который не умел бы читать и писать. Искусство письма стало столь распространенным, что оно составляет теперь органическую и необходимую часть нашей культуры. Мы прошли долгий путь с той поры, когда гордые, но неграмотные короли средневековья ставили вместо своего имени крест. В наши дни неграмотный человек не может рассчитывать на успешное участие в прогрессе человечества, и это касается как отдельных индивидуумов, так и любых групп индивидуумов, а также целых социальных слоев или этнических единиц. Значение письма нетрудно понять, если попытаться представить себе наш мир без письма. Что бы мы делали без книг, газет, писем? Что бы произошло с нашими средствами коммуникации, если бы мы вдруг утратили способность писать, или с нашими знаниями, если бы мы не смогли прочесть о достижениях прошлого? Письмо имеет такое значение в нашей повседневной жизни, что я готов утверждать, что наша цивилизация скорее могла бы существовать без денег, металлов, радио, парового двигателя или электричества, нежели без письма».

На мой взгляд, важность письменности заключается также и в том, что на сегодняшний день каждый из нас имеет возможность узнать не только о традициях своей нации, но и прочитать о жизни и традициях практически любого народа мира. Чтение книг о других государствах может расширить кругозор человека. Благодаря письменности мы можем без искажения (которое непременно бы появилось, если бы информация передавалась от человека к человеку на словах) прочитать интересующие нас книги.

Однако вследствие широкого распространения письма нанесен непоправимый ущерб устной традиции. Если сравнить знания современного человека о своих предках со знаниями о предках народа, у которого нет письменности, то мы увидим большую разницу. У народов, у которых нет письменности, нет возможности фиксировать информацию, поэтому они просто ее запоминают. Мне кажется, что из-за этого у народов без письменности намного сильнее развита память и больше возможностей к запоминанию разнообразных вещей и текстов.

Письменность также очень тесно взаимосвязана с языком. Без языка письменность просто не могла бы существовать. Но и язык тоже неотделим от письменности. Я считаю, что, например, в настоящее время современному человеку будет очень сложно выучить иностранный для него язык без письменных источников.

Кроме того, письменность оказывает непосредственное воздействие на сам язык. Она отчасти тормозит его развитие, поскольку многие вновь появившиеся в языке слова просто не употребляются в письме. Это доказывает тот факт, что мы можем с легкостью прочитать документы столетней и даже двухсотлетней давности.

Вступление

Для своей работы я выбрала тему «Значение письменности в человеческой культуре» потому, что считаю данный вопрос очень важным и актуальным. Уже многие века человек использует письмо для общения друг с другом, но вряд ли кто-нибудь кроме специалистов всерьез задумывался над тем, насколько важна письменность для каждого отдельного человека с одной стороны и для всей человеческой цивилизации с другой.

Я думаю, что значение письменности трудно переоценить. Без письменности никогда бы не возникли цивилизации, а уж о развитии было бы просто нельзя говорить. Мне кажется, что письменность очень важна для человеческого общества, поскольку именно она помогает отчасти связать между собой людей различных рас и национальностей, людей, находящихся друг от друга на большом расстоянии. Именно после появления письменности были созданы первые своды законов, которые и соединили отдельные и разрозненные части государств между собой.

Считается, что письменность возникла очень давно, на Древнем Востоке, но точный возраст возникновения до сих пор неизвестен. От неясных рисунков и иероглифов до появления настоящей скорописи прошло много тысяч лет. Многие века люди создавали письмо, владеть искусством которого долгое время удавалось лишь немногим, для того, чтобы мы, потомки, сейчас в совершенстве могли пользоваться письменностью. Поэтому я в своей работе собираюсь не только раскрыть тему значения письменности в человеческой культуре, но и осветить такой важный момент, как возникновение и развитие письма, подробно остановиться на развитии письменности у славянских народов, в том числе и на значении письма в их жизни, поскольку данный вопрос, на мой взгляд, очень интересен и до сих пор до конца не изучен.

«Переломным моментом в научном понимании теории письма и его возникновения явилось появление книги И.Е. Гельба «Опыт изучения письма (Основы грамматологии)».До тех пор существовали либо частные исследования по отдельным письменностям (иногда с теми или иными генетическими построениями), либо всеобъемлющие обзоры по возможности всех или хотя бы важнейших видов письма. В работе И.Е. Гельба впервые письмо как специфический тип знаковой системы со своими особыми задачами и законами, как особая отрасль мировой культуры предстало в качестве предмета самостоятельной науки».


Источники сведений о письме

Когда ученые изучают зарождение и развитие письма, они прежде всего обращаются к источникам Древнего Востока. Считается, что именно там впервые появилась письменность, а кроме того, там обнаружили самые старые из найденных археологами документов.

«Письменное наследие таких примитивных народов, как американские индейцы, африканские бушмены или аборигены Австралии дает ценную основу, позволяющую понять, каким путем люди научились общаться друг с другом при помощи зримых меток. В наших изысканиях мы не должны пренебрегать искусственными письменностями, созданными аборигенным населением под влиянием европейцев, чаще всего миссионеров. История этих письменностей, самыми интересными из которых являются системы эскимосов Аляски, африканского племени бамум и индейцев чероки позволяет увидеть разные ступени, через которые они прошли, прежде чем достигли своего окончательного вида. Последовательность этих ступеней во многом сходна с той, которая наблюдается в истории письма при его естественном развитии.

Другой весьма плодотворный метод изучения может быть подсказан исследованием детской психологии. Не раз наблюдалось, что существует сходство между складом мышления младенцев и детей и складом мышления целых обществ, стоявших на самых примитивных ступенях развития. Одним из наиболее важных моментов этого сходства является тенденция к конкретности. Подобно тому, как ребенок рисует вертикальную линию и объясняет, что это дерево, которое растет перед домом, так и примитивный человек часто ассоциировал свои рисунки с конкретными предметами и событиями окружающего мира. Эта тенденция, проявляющаяся в письме и рисунке, проистекает из самого характера языка первобытных людей, которому была свойственна склонность к чрезвычайно конкретным и узким обозначениям. Другая интересная точка соприкосновения может быть выявлена путем изучения направления и ориентации знаков в детских рисунках и в примитивных письменностях. Замечено, что дети изображают предметы, искажая существующие между ними пропорции, не соблюдая какого-либо порядка и не проявляя сколько-нибудь заметного чувства направления. Даже ребенок, которого уже учат письму, часто изображает буквы то слева направо, то справа налево, не отдавая себе отчета в существовании какой-либо разницы между обоими направлениями. Подобное отношение к направлению и к ориентации знаков наблюдается почти во всех примитивных письменностях.

Тенденция к конкретности и детализации, отмеченная у детей и у первобытных народов, недавно выявлена также и у взрослых, страдающих умственной неполноценностью, проявляющейся по типу амнестической афазии. Путь, по которому такие лица заново учат язык, подобен пути естественного языкового развития детей. Таким образом, детальное изучение больных амнестической афазией может способствовать изучению происхождения языка и письма» .

Эволюция письма

«Пиктография, то есть рисуночное письмо, как способ фиксации и передачи той или иной информации, применялась многими народами на стадии родового общества. При этом каждый рисунок – пиктограмма – обозначал только тот предмет, который изображал» . «Предполагается, что пиктография была широко распространена у различных народов на последней стадии каменного века. Это письмо очень наглядно, и поэтому ему не надо специально учиться. Оно вполне пригодно для передачи небольших сообщений и для записи несложных рассказов. Но когда возникала потребность передать какую-нибудь сложную абстрактную мысль или понятие, сразу ощущались ограниченные возможности пиктограммы, которая совершенно не приспособлена к записи того, что не поддается рисунчатому изображению (например, таких понятий, как бодрость, храбрость, зоркость, хороший сон, небесная лазурь и т.п.)» . Гельб, изучая историю развития письма, предполагал, что рисунки явились первой ступенью в появлении письменности.

Предписьменности

«К "предписьменностям" следует отнести разнообразные приемы, с помощью которых человек впервые пытался передать свои мысли и чувства. Все эти приемы, вместе взятые, обозначают термином “сехмасиография”. В соответствии со словами, из которых составлен этот термин, рисунки могут на данной ступени развития письма передавать общий смысл, подразумеваемый пишущим. При этом видимые рисуночные формы выражают значение непосредственно, без вмешательства языковых форм, точно так же, как это происходит в языке жестов.

Наиболее примитивные способы коммуникации при помощи зримых символов были достигнуты путем применения описательно-изобразительного и идентифицирующе-мнемонического приемов. Так как оба эти приема часто переплетаются между собой, то строгое определение принадлежности отдельных примитивных письменностей к одной из этих категорий вызывает трудности.

К числу описательно-изобразительных приемов относятся такие средства коммуникации, которые аналогичны рисункам, выполненным по художественно-эстетическому побуждению, но в отличие от них содержат только элементы, существенные для передачи сообщения; к тому же рисунок как средство коммуникации лишен эстетического оформления, составляющего существенную часть рисунка или картины как произведения искусства.

Однако применение описательно-изобразительного приема не имеет никакого отношения к развитию письма в собственном смысле слова. Рисунки, выполненные с помощью этого приема, следуют условным принципам искусства, ограничивающим их возможности как средства взаимной коммуникации людей. Сковывающие традиции искусства, сложившиеся за сотни и даже тысячи лет до того, как человек сделал первую попытку коммуникации посредством условных, знаков, были слишком сильны, чтобы допустить возможность развития описательно-изобразительного приема в нужном направлении.

При употреблении идентифицирующе-мнемонического приема, как и при применении описательно-изобразительного приема, тоже делаются рисунки, но их назначением является не описание события, а помощь при воспоминании о нем, при отождествлении предмета или существа.

Прием, который предусматривает передачу отдельных слов, должен естественным образом привести к развитию законченной системы словесных знаков, то есть к словесному письму, или логографии.Примитивное логографическое письмо может развиться в систему собственно письма только при том условии, что его знаки приобретут фонетическое чтение, независимое от значения, которое они имеют в качестве слов. Это и есть фонетизация - наиболее важный, исключительный по своему значению шаг в истории письма».

Словесно слоговые системы

«Самой ранней из всех древневосточных систем письма является шумерская, засвидетельствованная в Южной Месопотамии около 3100 г. до н. Отсюда основные принципы шумерского письма могли распространиться в восточном направлении, сначала по соседству, к протоэламитам, а затем, возможно через посредство протоэламитов, к протоиндийцам, в долину Инда. Далее, одна из ближневосточных письменностей могла в свою очередь оказаться тем стимулом, который привел к созданию китайского письма: Около 3000 г. до н. э. шумерское влияние предположительно проникло и на запад, в Египет. Египетское влияние в свою очередь распространилось на эгейские области, где около 2000 г. до н. э. возникло критское письмо, а несколько "веков спустя, в Анатолии, хеттское иероглифическое письмо.

Так как из семи систем три - протоэламская, протоиндская и критская - не дешифрованы или дешифрованы лишь отчасти, мы можем рассматривать принципы письма только в том виде, в каком виде их застаем в остальных четырех системах - шумерской, египетской хеттской и китайской.

Образование словесных знаков во всех четырех системах идентично или очень сходно. Один знак или одна комбинация знаков выражает одно слово или одну комбинацию слов. Идентичны также и принципы употребления вспомогательных знаков, таких, как детерминативы, разделительные и пунктуационные знаки, хотя между различными системами могут быть расхождения по внешней форме. Только в отношении употребления слоговых знаков расхождения столь значительны, что позволяют нам провести точное разделение по типам.

Тип I - шумерский

Тип II - египетский

Тип III - хеттский

Тип IV- китайский.

Слоговые системы

Из четырех словесно-слоговых систем со временем развились четыре силлабария, достигшие различной степени упрощения.

Тип I - эламский клинописный

Тип II - западносемитский

Тип III - кипрский

Тип IV - японский

Относительно новых слоговых письменностей можно сделать любопытное наблюдение: все они были созданы неместными, чуждыми первоначальной письменности народами».

Алфавитные системы.

«Если под словом "алфавит" мы понимаем письмо, выражающее отдельные звуки языка, то первый алфавит был создан греками. Именно греки, полностью восприняв формы знаков западносемитского силлабария, создали систему гласные которые, будучи присоединены к слоговым знакам, превратили их просто в знаки для согласных» .

«Как в научных, так и в популярных книгах часто говорится об изобретении письма.Любое так называемое "изобретение" на деле является не более как усовершенствованием чего-либо известного ранее. Письмо, подобно деньгам или паровой машине, не было изобретено определенным человеком в определенном месте и в определенное время. История и предыстория письма длятся столько же, сколько длится сама цивилизация.Разумеется, во всех великих культурных достижениях всегда следует учитывать решающий вклад гениальных людей, сумевших либо порвать со священными традициями, либо придать практическую форму тому, о чем другие могли только рассуждать. К сожалению, нам не известен ни один из тех гениев, которым мы обязаны наиболее важными реформами в истории письма. Их имена, как и имена других великих людей, тех, кому принадлежат решающие усовершенствования в практическом применении колеса, или лука, или стрелы, или паруса, исчезли во мраке древности и утрачены для нас навеки.

Обзор развития письма доказывает, что в поступательном движении от примитивных ступеней к собственно алфавиту письмо прошло три важных этапа; в хронологическом порядке это были: (1) шумерский принцип фонетизации, (2) западносемистское слоговое письмо и (3) греческий алфавит».

Таким образом, письмо развивалось очень долго, от примитивных рисунков до настоящих алфавитных систем, что впервые появились у греков. Ни один из этапов развития письма не был резко отличен от предыдущего: развитие происходило плавно от одного этапа к другому. Мне кажется, что именно по этой причине промежутки между этапами достаточно велики. Кроме того, изучение письменностей различных народов показало, что все они развивались по схожему пути. Поэтому, опираясь на результаты, полученные при изучении одной из систем, можно получить некое представление о развитии всех остальных.

Славянская письменность

Предыстория славянской письменности

«Ученые-культурологи, как отечественные, так и зарубежные, в отношении к письменности часто разделяют народы на две категории: письменные и бесписьменные. А.А. Формозов полагал, что какая-то письменность состоящая из условных знаков, оформленных в строки, существовала в степной полосе России уже в середине II тысячелетия до н. э. А.С. Львов и Н.А. Константинов датировали зарождение славянской письменности концом I тысячелетия до н. э., причем первый выводил ее из клинописи, второй через причерноморские знаки из кипрского слогового письма.На чем основаны эти заявления? Существует целая группа археологических памятников, содержащих знакиобрывки текстов древнего, не прочитанного еще письма.Это прежде всего памятники русского Причерноморья (Херсонес, Керчь, Ольвия) -.каменные плиты, надгробья, амфоры, монеты и т.д. Указания на славянскую письменность, существовавшую до Константина и Мефодия, содержатся в летописных и иных литературных источниках IX-X вв. Важнейший из них - сказание Черноризца Храбра «О племенах», касающееся ряда славянских племен, в том числе, возможно, и восточных. Здесь указывается, что славяне до принятия ими христианства книг не имели, но для гадания и счета использовали «черты и резы». Точность этого наблюдения подтверждается тем, что следы гадания «резами» (нарезывание известных знаков) уцелели в более позднее время, например, о них упоминается в былинах. После принятия христианства, продолжает Храбр, славяне записывали свою речь латинскими и греческими буквами, правда, неточно, так как латинское и греческое письмена не могли передать многих славянских звуков. Показательно, что инициативу освоения античных алфавитов Храбр приписывает самим славянам, а не пришедшим в славянские страны христианским миссионерам.Одна из ранних русских летописей «Повесть временных лет» документально свидетельствует о том, что Киевская Русь в начале X в. имела письменность.По мнению академика Б.А. Рыбакова, первые реальные следы киевского летописания относятся к 60-м годам IX в. и связываются с деятельностью киевского князя Осколда. Ярким свидетельством наличия на Руси письменности еще до принятия христианства являются тексты договоров русских князей с Византией X в.

Размышляя об эволюции славянского письма, Л.В. Черепнин предположил, что оно прошло «путь, общий всем народам, - от рисунка, изображающего определенный образ или понятие, через изображения, соответствующие словам, к слоговому и, наконец, звуковому (или фонетическому) письму» - т. е. на первых шагах ему были свойственны и пиктографические, и идеографические (символические) знаки. В.А. Истрин выразил сомнение в том, чтобы один народ мог пройти все эти стадии самостоятельно, без заимствований у соседей, так как при этом история письма должна бы растянуться на века и даже тысячелетия 3ЛНедавние исследования Б.А. Рыбакова снимают это возражение: ясные следы протослявянской культуры просматриваются с конца III тысячелетия до н. э., праславянской - середины II тысячелетия до н.э.Итак, безусловным историческим фактом является то, что накануне деятельности Константина и Мефодия славяне имели и одновременно пользовались тремя видами письма.Отсюда следует, что подвиг Константина и Мефодия, состоящий в «создании славянской письменности», нельзя понимать таким образом, будто они создали ее на пустом месте, «с нуля», превратив славян из народа бесписьменного в народ письменный. Но они действительно «создали письменность» - ту, которая сразу вошлав культурный фонд большинства славянских народов, ту, развитым вариантом которой пользуемся сейчас мы»(славянская азбука).

«В средневековой Руси основными центрами развития письменности и распространения грамотности по-прежнему оставались крупнейшие церковные приходы и монастыри, где создавались различные летописные своды, книги церковного и даже светского содержания, разнообразные грамоты, сборники церковного права, всевозможные прошения и многое другое. Развитие письменности естественным образом сопровождалось изменением техники письма.В XIV в. на смену уставу пришел полуустав. Во многом благодаря южнославянскому влиянию все буквы русского алфавита потеряли прежнюю стройность и геометричность, стали неровными и более вытянутыми, появилось большое количество выносных букв, а сами слова стали писаться раздельно. Кроме чисто графических признаков, отличительной особенностью полуустава стало наличие большого разнообразия самих приемов сокращения слов, когда над хорошо известным и часто повторяемым словом ставилось так называемое титло.

Несколько позднее, в начале XV в. наряду с полууставом в обиход стала входить скоропись, которая постепенно заняла лидирующее положение в официальном делопроизводстве. А полуустав сохранил свои позиции как преимущественно книжное письмо.

В условиях образования единого Русского государства, потребность в грамотных и знающих людях значительно возросла. Это было связано как с развитием феодального хозяйства, городского ремесла и торговли, так и особенно с развитием аппарата центральной и местной государственной власти, активным развитием международных отношений и укреплением влияния Русской Православной церкви в обществе и государстве.В XVI в. существенно изменилась техника и графика письма. Отныне скоропись полностью вытеснила полуустав не только в государственных канцеляриях, но и в монастырях. Где по-прежнему создавалось большинство светских и богослужебных книг.

В XVII в. основная масса населения страны по-прежнему оставалась неграмотной, однако, именно в этот период количество грамотных людей существенно возросло, особенно среди посадского населения крупных административных и торговых центров. Причиной такого положения вещей стали не только значительно возросшие потребности в развитии административного делопроизводства, но и существенные изменения в социально-экономическом развитии страны, в частности, заметный рост оборота внутренней и внешней торговли.Широкое распространение рукописных и печатных книг дало положительный импульс дальнейшему развитию системы образования в стране, и, прежде всего, обучению грамоте и письму. Первостепенное значение в этом сыграло издание целого ряда учебных пособий и, в частности, знаменитой «Азбуки» патриаршего дьякона Василия Бурцева (1634), «Грамматики» Мелентия Смотрицкого (1648), «Лексикона речений языка славенска и греченска со инеми языки... в научение и разумение учащихся» (1650) Епифания Славенецкого и многочисленных учебных «Псалтырей» и «Часословов» (история русской культуры)»

Значение письменности в истории славянских народов

«Кирилло-мефодиевской письменности суждено было сыграли значительную культурную и политическую роль. Созданная ими письменность расценивается как фундамент новой славянской культуры - той культуры, которая выводит славянство на уровень «великих» народов. Таким образом, Константин и Мефодий, положив начало христианской образованности славян, дав христианский импульс их национальному духовному развитию, предрешили тем самым их особую культурно-историческую роль среди Других европейских народов. Через все дошедшие до нас памятники красной нитью проходит идея, что все народы равны между собой и что все они имеют право черпать лучшие ценности из сокровищницы мировой культуры, - идея, придающая подвигу Первоучителей высокое гуманистическое звучание.Возникновение старославянского языка было огромным событием и в мировой истории: на путь цивилизации вступили новые народности, которым предстояло славное будущее».

Значение письменности для человечества

«Джеймс Г. Брестед, знаменитый чикагский историк и востоковед, сказал однажды: «Изобретение письма и удобной системы для записи на бумаге имело большее значение для дальнейшего развития человеческого рода, чем какое бы то ни было другое интеллектуальное достижение в истории человека». К этому утверждению можно присоединить мнение многих других великих людей, среди них Карлейля, Кантя, Мирабо и Ренана, веривших, что изобретение письма положило подлинное начало человеческой цивилизации. Такого рода взгляды получили поддержку этнографов, неоднократно утверждавших, что, подобно тому, как язык отличает человека от животного, так письмо отличает цивилизованного человека от варвара» .

«Невозможно даже представить себе, каким путем могло пойти развитие цивилизации, если бы на определенном этапе своего развития люди не научились фиксировать с помощью определенных символов нужную им информацию и таким образом передавать и сохранять ее. Очевидно, что человеческое общество в таком виде, в каком оно существует сегодня, просто не могло бы появиться» .

«В нашем современном обществе трудно представить себе интеллигентного и культурного человека, который не умел бы читать и писать. Искусство письма стало столь распространенным, что оно составляет теперь органическую и необходимую часть нашей культуры. Мы прошли долгий путь с той поры, когда гордые, но неграмотные короли средневековья ставили вместо своего имени крест. В наши дни неграмотный человек не может рассчитывать на успешное участие в прогрессе человечества, и это касается как отдельных индивидуумов, так и любых групп индивидуумов, а также целых социальных слоев или этнических единиц.Значение письма нетрудно понять, если попытаться представить себе наш мир без письма. Что бы мы делали без книг, газет, писем? Что бы произошло с нашими средствами коммуникации, если бы мы вдруг утратили способность писать, или с нашими знаниями, если бы мы не смогли прочесть о достижениях прошлого? Письмо имеет такое значение в нашей повседневной жизни, что я готов утверждать, что наша цивилизация скорее могла бы существовать без денег, металлов, радио, парового двигателя или электричества, нежели без письма».

На мой взгляд, важность письменности заключается также и в том, что на сегодняшний день каждый из нас имеет возможность узнать не только о традициях своей нации, но и прочитать о жизни и традициях практически любого народа мира. Чтение книг о других государствах может расширить кругозор человека. Благодаря письменности мы можем без искажения (которое непременно бы появилось, если бы информация передавалась от человека к человеку на словах) прочитать интересующие нас книги.

Однако вследствие широкого распространения письма нанесен непоправимый ущерб устной традиции. Если сравнить знания современного человека о своих предках со знаниями о предках народа, у которого нет письменности, то мы увидим большую разницу. У народов, у которых нет письменности, нет возможности фиксировать информацию, поэтому они просто ее запоминают. Мне кажется, что из-за этого у народов без письменности намного сильнее развита память и больше возможностей к запоминанию разнообразных вещей и текстов.

Письменность также очень тесно взаимосвязана с языком. Без языка письменность просто не могла бы существовать. Но и язык тоже неотделим от письменности. Я считаю, что, например, в настоящее время современному человеку будет очень сложно выучить иностранный для него язык без письменных источников.

Кроме того, письменность оказывает непосредственное воздействие на сам язык. Она отчасти тормозит его развитие, поскольку многие вновь появившиеся в языке слова просто не употребляются в письме. Это доказывает тот факт, что мы можем с легкостью прочитать документы столетней и даже двухсотлетней давности.

Письмо как искусство

«Изучением письма с художественной точки зрения до сих пор сильно пренебрегали. Хотя основным назначением письма является не достижение, художественного эффекта, а запись и передача сообщения, все же письмо во все времена включало в себя элементы эстетического воздействия. Письмо в этом отношении сходно с фотографией, так как первичными для них обоих являются практические задачи, но они, кроме того, могут оказывать и эстетическое воздействие.Эстетическая сторона письма бывает иногда так преувеличена, что письмо начинает служить только целям орнаментации в ущерб своему основному назначению быть средством коммуникации: достаточно, например, взглянуть на арабское орнаментальное письмо, такое красивое, но такое трудное для чтения, или на вычурные надписи некоторых вывесок и реклам нашего времени.Письмо в своем эстетическом, а не утилитарном аспекте является одной из форм искусства вообще. В этом качестве оно разделяет общие закономерности развития искусства и часто проявляет свойства, которые присущи другим формам последнего» .

Письмо и религия

«Представление о божественном происхождении письма засвидетельствовано повсеместно, как в древности, так и в наше время, как среди цивилизованных, так и среди примитивных народов. Оно связано главным образом с широко распространенной верой в магическую силу письма.Повсюду, как на Востоке, так и на Западе, введение письма приписывается божеству. У вавилонян письмо изобрел бог Набу - покровитель наук и писец богов, который тем самым занял место, отводившееся в более древней месопотамской традиции отчасти богине

Нисабе Египтяне верили, что изобретателем письма был бог Тот. Вера в священный характер письма особенно сильна в странах, где знание письма является привилегией особого класса или особой касты писцов. Древний Ближний Восток, где писать обычно умели только жрецы-писцы, особенно богат всякими мистическими легендами о происхождении письма. С другой стороны, Греция, где знание письма не было привилегией жрецов, а представляло собой достояние всех граждан, почти совершенно не знает мифов такого рода. У примитивных народов письмо и книги вызывают удивление и становятся поводом для самых фантастических догадок. По книгам можно гадать. Книга может предсказать будущее и раскрыть тайное, она может указать путь и дать совет и вообще обладает мистической силой. Обучение чтению и письму для примитивного человека равносильно посвящению в новый религиозный ритуал, обращению в новую религию. Книга рассматривается как живое существо, которое может "говорить. Примитивный человек боится магической силы ее "слов".Вера в универсальные символы в том виде, в каком она исповедуется пифагорейцами, гностиками, астрологами, чернокнижниками и кабалистами, восходит к мистической интерпретации алфавита» .

Я считаю, что подобная вера в божественное происхождение письма, которая существует и по сей день, послужила источником для создания множества легенд, мифов и историй, что, в свою очередь, обогатило культуру человечества.


Письменность и наука

Я думаю, что появление письменности оказало решающее влияние на развитие науки. Трудно себе представить развитие таких научных дисциплин, как химия, физика, математика, биология и др. без письменности. Если бы не существовало письменности, был бы очень затруднен обмен информацией между различными учеными, поскольку с развитием науки объемы знаний также увеличиваются. В случае, если бы не было письма вообще невозможно было бы говорить о науке, как таковой, существовали бы отдельные, обрывочные знания. А без науки был бы просто невозможен прогресс человечества. А на мой взгляд это означает, что не было бы тех условий, в которых сейчас живет большинство народов мира. Не было бы электричества, отопления, многоэтажных домов, медицины, какой мы ее сейчас знаем.


Таким образом значение письменности в человеческой культуре очень велико. Благодаря совокупности факторов – географических, социальных и экономических и возникновению письма появились первые цивилизации. Причем, в данных условиях человек уже не мог обходиться без письменности. Мне кажется, что письменность может существовать только в условиях цивилизации, в то время как цивилизация также не может существовать без письма.

Значение изобретения письма нельзя переоценить. Поскольку на возможности читать и писать строится вся культура, а знания не теряются во времени. Благодаря этому они доходят до будущих поколений через века и тысячелетия. В итоге у человечества копится опыт, растет знание.

Я думаю, что даже исчезнувшие сейчас с лица Земли письменности имеют огромное значение для человечества. Отчасти потому, что когда-то влияли на развитие культуры, а также потому, что послужили основой для последующих письменностей. Благодаря письменности мы имеем возможность «заглянуть» в древние времена и узнать о жизни людей в самых первых государствах, о том, каковы были их законы и понимание жизни. В то время, как без письменности большинство достижений человеческой мысли и почти весь жизненный опыт предыдущих поколений исчезли бы бесследно.


Список использованной литературы

1. Гельб И.Е. Опыт изучения письма М.:Радуга, 1982. – с. 30 – 223.

2. Жириновский В., Синицин Е. История русской культуры IX – XIX веков,

2004. - с.92 – 191.

3. Власов В.Г. Славянская азбука и славянские просветители. М.:Знание, 1989. – с. 6 – 62.

Изобретение человеком письма, как системы фиксации речи для передачи ее в пространстве и во времени явилось одним из самых важных открытий, во многом определившим прогресс современного общества. Главное достоинство письма заключается в том, что оно позволяет преодолеть барьер времени, дает возможность общаться людям разных поколений, передавать потомкам свои знания о мире. В настоящее время изобретено множество уникальных технических средств, приспособлений, с помощью которых можно передавать, или транслировать человеческую речь на расстоянии или во времени: современный человек повсеместно использует телефон, радио, телевидение и целый ряд других средств массовой коммуникации. Однако все эти технические приспособления были изобретены лишь в ХХ веке, а до этого люди общались друг с другом с помощью письма - писали друг другу письма, создавали различные деловые бумаги (документы), фиксировали свои знания и переживания в книгах.

Дифференциация человеческой деятельности привела к тому, что в настоящее время существуют тексты, которые предназначены именно для зрительного восприятия, или чтения, они содержат чрезвычайно сложную, системно и логически организованную информацию, которую невозможно полностью освоить при прослушивании, необходимо иметь возможность прочитать ее. Несмотря на огромные достижения, научно-технический прогресс в области накопления, хранения и передачи информации,человечество до настоящего времени так и не придумало другой системы, равной письму и способной в той же мере выполнять эти функции.

Созданные человеком тексты являются лишь одной из форм существования языка, другой основной формой его существования является устная речь. Устная и письменная речь являются воплощением, материализацией человеческого языка - основного средства общения. Однако нам известны и другие средства коммуникации, которые использовались в доисторическую эпоху существования человечества и продолжают использоваться в наши дни. Например, широко известен язык жестов, которым пользуются в тех случаях, когда говорить или писать невозможно. Различные произведения искусства, такие как картина, нарисованная художником, мелодия, созданная композитором, танец, поставленный балетмейстером, также в определенной мере являются средствами общения, ведь через них художник пытается передать нам определенные мысли, чувства, эмоции, состояние души. Предметы, сделанные человеком, или используемые им, также могут о многом информировать нас. Но, как легко увидеть, данные способы коммуникации ни в какой степени не могут сравниться с языком по универсальности, точности и объему передаваемой информации.

Исследователи письменного языка употребляют большое количество терминов, которые следует пояснить. Прежде всего различают письмо и письменность. Когда говорят о письменности , то прежде всего имеют в виду совокупность письменных памятников, текстов какого-либо языка, или документов, выполненных с помощью письма того или иного народа. Под письмом же имеют в виду средство общения, или средство коммуникации; более же точно следует определить письмо как знаковую систему фиксации речи, позволяющую с помощью графических знаков осуществлять коммуникацию на расстоянии и во времени. Иногда в качестве синонима слова письмо употребляют термин графика, по значению они чрезвычайно похожи, но у последнего более узкое значение: слово графика произошло от греческого grapho > "пишу" и обозначает совокупность начертательных средств того или иного языка , буквы, или графемы, знаки препинания, а также данный термин обозначает науку, изучающую соотношение между знаками письма и элементами звукового строя языка . Графемой называют минимальный знак письменной системы языка, обозначающий ту или иную единицу языка – фонему, морфему, слово . Обычно графема соотносится с буквой в алфавитном письме, с иероглифом в иероглифическом, с силлабемой в слоговом, однако это не всегда так, более подробно этот вопрос будет рассмотрен ниже. Неоднозначность соотношения звук - графема для алфавитного письма весьма характерна для известных нам алфавитов, так например, диграф – письменный знак, состоящий из двух букв и обозначающий одну фонему - ch в английском языке обозначает звук [ш], а в немецком [х].

Помимо графики в письме обычно выделяют еще две составляющих: алфавит и орфографию . Слово алфавит пришло из греческого языка: "альфа" и "вита" - названия двух первых букв греческого алфавита, "вита" ранее называлась "бета", отсюда слово аlphabet в других современных европейских языках. Любой алфавит представляет собой упорядоченную систему письменных знаков, передающих звуковой состав слов языка посредством символов - графем, изображающих отдельные звуковые элементы. Изобретение алфавита позволило людям записывать любые, даже самые сложные тексты на своем родном языке, хранить их, передавать на расстоянии, это, в свою очередь, способствовало повсеместному распространению грамотности, сделало образование одним из наиболее важных открытий цивилизации. Однако открытие алфавита не привело бы таким результатам, если бы одновременно с ним не развивалась орфография, исторически сложившаяся система правил, обеспечивающих единообразие написаний. Никто не будет спорить, что одно и то же слово можно записать по-разному, но для того, чтобы написанное было понятно всем, необходим целый комплекс правил, благодаря которым любой текст был бы понятен различным людям. Термин орфография также произошел из греческого и буквальное означает "правильное написание" из греч. orthos - "правильный" и grapho - "пишу".

Письменность на земле существует уже около трех тысячелетий, поэтому ее изучает множество наук. Так, палеография – историко-лингвистическая дисциплина, изучающая историю создания письменных знаков; исследует памятники письменности с целью выявления закономерностей развития письменных систем различных народов; описывает процесс создания знаков письменности и их развитие; устанавливает закономерности, соответственно которым меняется письмо; практическая и описательная палеография исследует индивидуальные особенности писцов и самих древних рукописей с целью определения их подлинности, времени и места создания. Это очень серьезная наука, которой посвятили свою жизнь такие крупные русские ученые как В.Н. Щепкин, И.И. Срезневский, И.В. Ягич, П.А. Лавров, исследовавшие памятники древнеславянской и русской письменности. Палеография преимущественно занимается изучением рукописных текстов. Зарождение научной палеографии тесно связано с именем монаха-бенедиктинца Бернара де Монфокона, который и ввел в научный обиход и сам термин. Опираясь на датированные рукописи, он составил наглядные таблицы, показывающие историю изменения во времени отдельных греческих букв, и на основании этих таблиц составил первое научное описание рукописей. Главной задачей палеографии является установление и систематизация хронологических и локальны особенностей письма датированных рукописей с целью последующей оценки других, которые не имеют в своем тексте ни прямой даты, ни указания на место написания. Объектом палеографии являются письменные знаки, главным образом буквы и составляющие их элементы, а также надстрочные, разделительные знаки, приемы сокращенного написания слов, орудия и материалы письма. Достижения палеографического анализа рукописей используются в историческом языкознании, литературоведении, искусствознании и истории. Эпиграфика - дисциплина, изучающая древнейшие надписи, сохранившиеся на камнях, металле и керамике и пр., найденные при археологических раскопках. Ее основные задачи - установление времени и места, где была сделана надпись, ее расшифровка, установление типа письма, значения письменных знаков. Письменные тексты изучает и культурология , которую в большей степени интересует их содержание, так как основная цель этой науки проследить, как изменялись человеческие знания о мире, оценки тех или иных явлений действительности с течением времени. Относительно новой наукой является грамматология, поставившая перед собой цель установить на основе сравнения различных систем и типов письма общие принципы, управляющие его развитием. Термин грамматология также пришел из греческого языка - gramma(tos)"буква" и logos "слово, суждение, наука". Буквально его можно понять как "наука о буквах", и действительно, основным предметом изучения данной науки является письменный знак, обозначающий ту или иную единицу языка, слово, морфему, слог, звук, фонему и под. В грамматологии изучается внешняя форма письменного знака, то есть история его начертания, происхождение, эволюция его внешнего облика, а также и внутренняя форма письменного знака, то есть то, с какой единицей языка он соотносится, соотносился ранее, в каком направлении проходила его семантическая эволюция. Таким образом, грамматология это наука, изучающая историю письма, логику развития типов письма, историю написания отдельных знаков, их внутреннюю форму; а также занимающаяся сравнительным анализом графики различных народов. Первые серьезные исследования в данной области появились только в середине нашего века, к ним следует отнести монографии И. Гельба, Д. Дирингера, Й. Фридриха и целый ряд других работ.

Итак, письменный текст является одной из форм существования языка, он обладает своей спецификой и в настоящее время автономностью. Выдающийся немецкий ученый В. Гумбольдт писал: «Только звучащее слово является как бы воплощением мысли, письмо - воплощение звучания. Его наиболее общим значением является то, что оно фиксирует речь и этим делает возможным совсем иное размышление о ней, чем отзвучавшее слово, которое только находит себе место в памяти". Сравнивая особенности устной и письменной форм речи, все ученые подчеркивают вторичность, несамостоятельность письменной речи. Так, в работе "Об отношении русского письма к русскому языку" И.А. Бодуэн де Куртене выделяет два вида речевой деятельности - "произносительно-слуховую и писанно-зрительную". "Произносительно-слуховое может возникать и мыслиться совершенно независимо от писанно-зрительного: писанно-зрительное же имеет смысл, осмысливается только в связи с произносительно-слуховым".

Однако вторичность письменной речи совсем не означает ее второстепенности, несамостоятельности. Между устной и письменной речью существуют серьезные различия, которые связаны с особенностями их порождения и восприятия. Так, устная речь спонтанна, говоря что-л. мы произносим звуки, из которых состоят предложения и слова неосознанно, иными словами устная речь недискретна, она не членится на мельчайшие составляющие. Письменная же речь дискретна, так как создавая какой-л. текст, мы осознанно пишем букву за буквой, для чего первоначально расчленяем слово на звуки. При восприятии же речи это соотношение меняется, так, слушая какой-л. отрывок, мы воспринимаем отдельно звук за звуком, а лишь затем отождествляем данный набор звуков с каким-л. смыслом, искушенный же читатель может читать целыми словами, или словосочетаниями.

Итак,письмо является своеобразным кодом, который переводит звуковой поток речи в линейную систему воспринимаемых с помощью органов зрения оптических сигналов . Неоднократно указывая на вторичность письма по сравнению с устной речью, следует отметить и тот факт, что люди, которые много читают, делают это без мысленного проговаривания текста, а опытные машинистки печатают текст спонтанно, механически, то есть также без внутреннего проговаривания. Иными словами, с течением времени и приобретением достаточного опыта чтение и письмо становятся более автономными, независимыми от слушания и говорения. Приблизительно то же происходит и с письменной речью, она все более и более обособляется от устной, и даже оказывает на нее сильное влияние.

С развитием письменности у каждого народа складывается литературный язык, нормы языка. Мы говорим "говорит как по писанному", "говорит как пишет", когда хотим подчеркнуть правильную бойкую речь говорящего. Л.В. Щерба писал: "Несомненно, что при известных условиях жизни в той или другой мере развивается письменный язык, не рассчитанный на произнесение, и я глубоко убежден, что возникновение некоторых явлений литературных языков, как, например известные сложные синтаксические построения и многие другие явления, объясняются именно таким путем". Письменная форма языка постепенно становится все более независимой от устной, ее элементы, графические знаки, начинают функционировать наравне с фонетическими как различные формы материализации значений. Складывается особый книжный стиль языка, тексты которого рассчитаны не на произнесение, а на прочтение, что дает возможность оперировать более сложными логическими понятиями, абстрактными значениями. Не следует все же представлять себе, что устная и письменная речь, автономизируясь, отдаляются друг от друга. Законы, на основе которых организуются, выстраиваются письменные и устные тексты, являются общими для обеих форм языка. Й. Вахек делает следующее замечание: "Устную и письменную норму следует считать координированными величинами, которые не подчинены более высокой норме и сопринадлежность которых следует приписать лишь тому факту, что они используются в одном и том же языковом сообществе в комплиментарных функциях". Иными словами, нормы книжной речи регулируют текст, рассчитанный на прочтение, они отличаются от норм разговорной речи прежде всего этим, а во вторую очередь они отталкиваются от них, так как разговорная и книжная речь должны отличаться друг от друга в той степени, в какой отличаются и ситуации их применения. Отметим, что следует различать термины письменная и книжная речь , а также устная и разговорная речь . Вторые термины из каждой пары (книжная и разговорная) прежде всего характеризуют стили языка, первые - материальную форму фиксации текста. Так, разговорный отрывок может быть письменным, то есть являться написанным, записанным, например, текст диалога героев художественного произведения - рассказа, романа, драмы, но при этом он рассчитан либо на устное воспроизведение (драматический отрывок), либо на его имитацию (отрывок романа), книжный же текст может быть произнесен, однако для того, чтобы он был адекватно усвоен, он либо должен быть некоторым образом изменен, либо подкреплен его дополнительным прочтением.