16.06.2019

Требования к введению в проекте. Основные требования к социальному проекту. Основные разделы текста проекта


Работа добавлена на сайт сайт: 2016-06-20

">Лекция " xml:lang="en-US" lang="en-US">6

">Параллельная обработка данных

">Параллелизм – это возможность одновременного выполнения нескольких арифметических, логических или служебных операций. Причем операции могут быть как крупноблочные, так и мелкоблочные.

В основу параллельной обработки могут быть положены различные принципы:

Пространственный параллелизм;

Временной параллелизм:

  1. Конвейеризация.
  2. ">Векторизация.
  3. ">Матричный.
  4. ">Систолический.
  5. ">Организация структуры обработки потока данных.
  6. ">Организация системы на основе структуры гиперкуб.
  7. ">Динамическая перестройка структуры ВС.

">Описание любого алгоритма является иерархическим, основанным на свойстве вложенности. При программировании выделяют уровни вложенности: задания, задачи, подзадачи (процессы), макрооперации, операции.

">1. Ярусно-параллельная форма алгоритма

">Наиболее общей формой представления алгоритмов является информационно-управляющий граф алгоритма. Более определенной формой представления параллелизма задач является аппарат ярусно-параллельной формы (ЯПФ).

">Алгоритм в ярусно-параллельной форме представляется в виде ярусов, причем в нулевой ярус входят операторы (ветви) независящие друг от друга.

">На графе можно обозначить переходы, означающие передачу результатов вычисления примитивной операции из одного яруса к операции из следующего яруса. Ярусы делятся по переходам. Могут быть «пустые» переходы и «пустые» примитивные операции.

">При построении ЯПФ опираются на базовый набор примитивных операций (БНО). Ярусно-параллельная форма характеризуется следующими параметрами:

">1. Длина графа (количество ярусов) – " xml:lang="en-US" lang="en-US">L ">.

">2. Ширина " xml:lang="en-US" lang="en-US">i ">-го яруса - " xml:lang="en-US" lang="en-US">b ;vertical-align:sub" xml:lang="en-US" lang="en-US">i ">.

">3. Ширина графа ярусно-параллельной формы – " xml:lang="en-US" lang="en-US">B ">= " xml:lang="en-US" lang="en-US">max ">(" xml:lang="en-US" lang="en-US">b ;vertical-align:sub" xml:lang="en-US" lang="en-US">i ">).

">4. Средняя ширина графа ЯПФ – В ;vertical-align:sub">ср "> – ">.

">5. Коэффициент заполнения " xml:lang="en-US" lang="en-US">i ">-го яруса – " xml:lang="en-US" lang="en-US">k ;vertical-align:sub" xml:lang="en-US" lang="en-US">i "> – ">.

">6. Коэффициент разброса операций в графе - " xml:lang="en-US" lang="en-US">Q ;vertical-align:super" xml:lang="en-US" lang="en-US">j ;vertical-align:sub" xml:lang="en-US" lang="en-US">i "> – ">, " xml:lang="en-US" lang="en-US">j ">БНО, где ">- количество " xml:lang="en-US" lang="en-US">j ">-го типа операций в " xml:lang="en-US" lang="en-US">i ">-м ярусе.

">7. Минимальное необходимое количество вычислителей (из БНО) для реализации алгоритма, представленного данным графом в ЯПФ.

">8. Минимальное время решения алгоритма (сумма времен срабатывания вычислителей с максимальным объемом вычислений по каждому ярусу) – Т ;vertical-align:sub" xml:lang="en-US" lang="en-US">min ">.

">9. Связность алгоритма (количество промежуточных результатов, которое необходимо хранить в процессе реализации алгоритма) – С.

">2. Автоматическое обнаружение параллелизма

">Возможны два пути построения параллельного алгоритма: непосредственно из постановки задачи или путем преобразования последовательного алгоритма.

">Методы построения параллельного алгоритма из последовательного основаны на выделении в последовательном алгоритме типовых часто встречающихся конструкций, которые по определенным правилам заменяются параллельными.

">Несмотря на меньший уровень параллелизма, достигаемый при построении параллельного алгоритма путем преобразования из последовательного, такой метод находит широкое применение, так как обеспечивает возможность использовать дорогостоящие прикладные программы, разработанные и отлаженные для последовательных СОД.

">В последовательной программе различают явную и скрытую параллельную обработку.

">При анализе программы строится граф потока данных. Чтобы обнаружить явную параллельность процессов, анализируются множества входных (считываемых) переменных " xml:lang="en-US" lang="en-US">R "> и выходных (записываемых) переменных " xml:lang="en-US" lang="en-US">W "> каждого процесса.

">Скрытая параллельная обработка требует некоторой процедуры преобразования последовательной программы, чтобы сделать возможным ее параллельное выполнение. Преобразование может быть следующим:

">а) уменьшение высоты деревьев арифметических выражений (рис.6.3);

">б) преобразование линейных рекуррентных соотношений;

">в) замена операторов;

">г) преобразование блоков условных переходов и циклов к каноническому виду;

">д) распределение циклов.

">Параллельные архитектуры достигают высокой производительности, если преобразование параллелизма учитывает особенности архитектуры ВС, на которой предполагается выполнение алгоритма.

">В качестве примера учета схемы размещения в памяти возьмем память с диагональной адресацией. Для обеспечения параллельной обработки матриц элементы их строк и столбцов должны быть распределены между запоминающими устройствами процессоров таким образом, чтобы можно было их одновременно считывать и обрабатывать. При этом матрица храниться со сдвигом (рис.6.4).

">Любой алгоритм содержит последовательные (скалярные) участки. Доказано, что длина этих скалярных участков является определяющим фактором при реализации алгоритма на параллельной ВС.

">3. Степень и уровни параллелизма

">Степень параллелизма "> (" xml:lang="en-US" lang="en-US">D ">) "> – это порядок числа параллельно работающих устройств в системе при реализации алгоритма задач, при условии, что количество процессоров (обрабатывающих устройств) не ограничено.

">1) Низкая степень: от 2 до 10 процессоров.

">2) Средняя степень: от 10 до 100 процессоров.

">3) Высокая степень: от 100 до 10 ;vertical-align:super">4 "> процессоров.

">4) Сверхвысокая степень: от 10 ;vertical-align:super">4 "> до 10 ;vertical-align:super">6 "> процессоров.

">Графическое представление параметра " xml:lang="en-US" lang="en-US">D ">(" xml:lang="en-US" lang="en-US">t ">) как функции времени называют профилем параллелизма программы. На рис.6.5 показан типичный профиль параллелизма.

">В прикладных программах имеется широкий диапазон потенциального параллелизма. В вычислительно интенсивных программах в каждом цикле параллельно могут выполнятся от 500 до 3500 арифметических операций, если для этого имеется существующая вычислительная среда. Однако даже правильно спроектированный суперскалярный процессор способен поддерживать от 2 до 5,8 команды за цикл. Такое падение связано в первую очередь с коммуникационными и системными издержками.

Более сильное влияние на производительность вычислительных средств, чем степень параллелизма, оказывает уровень параллелизма.

Рассматривают алгоритмический и схемный уровни параллелизма.

Выделяют следующие алгоритмические уровни параллелизма:

1. Уровень заданий:

а) между заданиями;

б) между фазами заданий.

2. Программный уровень:

а) между частями программы;

б) в пределах циклов.

3. Командный уровень (между фазами выполнения команд).

4. Арифметический и разрядный уровень:

">а) между элементами векторной операции;

">б) внутри логических схем АЛУ.

">Каждый из уровней характеризуется определенными свойствами, исходя из которых, разработаны специальные структуры вычислительных средств. Командный уровень реализуется в любых современных ЭВМ, включая и персональные ЭВМ.

">Схемный уровень параллелизма – это аппаратный уровень, на котором осуществляется распараллеливание обработки данных или организация параллельных вычислений.

">Параллельная обработка может быть реализована на следующих схемных уровнях:

">1. На уровне логических вентилей и элементов памяти (рис.6.6).

">2. Уровень логических схем и простых автоматов с памятью (рис.6.7).

">3. Уровень регистров и интегральных схем памяти (рис.6.8).

4. Уровень элементарных микропроцессоров (рис.6.9).

">5. Уровень макропроцессоров, реализующих крупные операции (рис.6.10).

6. Уровень вычислительных машин, процессоров и программ (рис.6.11).

">4. Виды параллелизма

">4.1. Естественный параллелизм и

">параллелизм множества объектов

В информационном графе могут быть выделены «вертикальные» независимые подграфы, которые не используют взаимно каких-либо промежуточных результатов, полученных при реализации примитивных операций другого подграфа. Такой вид параллелизма получил название естественного параллелизма независимых задач.

Задача обладает естественным параллелизмом, если в её исходной постановке она сводится к операции над многомерными векторами, многомерными матрицами или над решётчатыми функциями (рис.6.12).

Параллелизм множества объектов представляет собой частный случай естественного параллелизма. Его смысл в том, что задача состоит в обработке информации о различных, но однотипных объектах, обрабатываемых по одной и той же или почти по одной и той же программе (рис.6.13).

">Здесь сравнительно малый вес занимают так называемые интегральные операции. При параллелизме множества объектов чаще, чем в общем случае, встречаются ситуации, когда отдельные участки вычислений должны выполняться различно для разных объектов.

">4.2. Параллелизм независимых ветвей

Суть параллелизма независимых ветвей состоит в том, что в программе решения задачи могут быть выделены независимые части, называемые ветвями. При наличии в ВС соответствующих аппаратных средств ветви могут выполняться параллельно (рис.6.14).

">Ветвь программы Y не зависит от ветви X, если:

">- между ними нет функциональных связей, т.е. ни одна из входных переменных ветви Y не является выходной переменной ветви X либо какой-нибудь ветви, зависящей от X;

">- между ними нет связи по рабочим полям памяти;

">- они должны выполняться по разным программам;

">- независимы по управлению, т.е. условие выполнения ветви Y не должно зависеть от признаков, вырабатываемых при выполнении ветви X или ветви, от нее зависящей.

">4.3. Параллелизм смежных операций или

">локальный параллелизм

Параллелизм смежных операций имеет место тогда, когда входные данные для текущих операций получены на более ранних этапах вычисления и построение вычислительных средств позволяет совместить выполнение нескольких операций, не связанных между собой выходными данными и результатами.

Локальная оптимизация программ состоит в том, что просматриваются несколько команд, которые должны выполняться подряд, и изменяется порядок следования некоторых из них, возможно, изменяются номера регистров и ячеек памяти, чтобы обеспечить максимально возможный параллелизм смежных операций.

В большинстве случаев показатель связности смежных операций зависит не столько от задачи, сколько от качества выполнения локальной оптимизации.

">5. Модель задачи

Модель задачи строится для сравнительного анализа структур параллельных ЭВМ. Поэтому она должна иметь достаточно общий характер и описывать только состав форм параллелизма и типов связей.

Как правило, любая модель задачи строится на основе анализа моделируемого класса задач. По результатам анализа проводится преобразование алгоритмов к параллельному виду. Исследуемый алгоритм можно представить в виде программы, состоящей из последовательности участков трех типов (рис.6.15):

  1. скалярных участков (СК);
  2. участков с параллелизмом независимых ветвей (ВТ);
  3. векторных участков (ВК).

Модель задачи – это совокупность параметров, характеризующих параллельную программу

При построении модели задачи главная цель – определение относительного времени ее выполнения при реализации исследуемым алгоритмом.

">Рис.6.15. Соотношение общего числа вычислений, приходящихся на разные участки алгоритма в модели задачи

" xml:lang="en-US" lang="en-US">W ">ск

" xml:lang="en-US" lang="en-US">Wвт

" xml:lang="en-US" lang="en-US">W ">вк

" xml:lang="en-US" lang="en-US">m ;vertical-align:sub">ск

" xml:lang="en-US" lang="en-US">m ;vertical-align:sub" xml:lang="en-US" lang="en-US">вт

" xml:lang="en-US" lang="en-US">m ;vertical-align:sub">вк

" xml:lang="en-US" lang="en-US">А

" xml:lang="en-US" lang="en-US">В

" xml:lang="en-US" lang="en-US">C

объем вычислений

относительная длина

Оформление проекта осуществляется по определенным правилам. Отдельно необходимо уделить внимание титульному листу, так как его, по праву, можно считать любой творческой или проектной работы. Как осуществляется оформление титульного листа проекта? Попробуем найти ответ на поставленный вопрос.

Требования к заглавной странице

Для начала необходимо выбрать размер шрифта. В зависимости от предназначения проекта, его вида, могут быть некоторые отличия в размере шрифта. В основном применяется шрифт Times New Roman с размером 16. Главный текст располагается по центру страницы. Правила оформления проекта предполагают размещение полного наименования учебного заведения (организации). Важным моментом является установка полей на странице. В зависимости от требований, которые предъявляются к конкретному проекту, размер полей может быть выбран автоматически, а также настроен вручную.

Критерии

Классическим вариантом считают верхние и нижние параметры по двадцать мм, отступ с правой стороны составляет пятнадцать миллиметров, слева - тридцать мм. Увеличение слева необходимо для того, чтобы сданную работу можно было прикрепить к скоросшивателю.

Далее курсор устанавливается на середине страницы, меняется размер шрифта с 16 на 24. Автор указывает творческий, научный, реферативный. В следующей строке указывается название работы без кавычек и точки, используется 28 размер шрифта.

Отступив около шести строчек к низу страницы, нужно ввести информацию об авторе работы, а также о его научном руководителе.

Последняя строка титульного листа отводится на указание года выполнения работы. Это классическое оформление проекта. Образец титульного листа представлен на фото.

В зависимости от тех правил, которые установлены учебным заведением либо организатором конференции (конкурса), допускаются некоторые нюансы в оформлении титульного листа.

Заголовки в проекте

Требования к оформлению проекта предполагают написание заголовков полужирным шрифтом. Печатается он с заглавной буквы, в конце предложения точка не ставится. Отметим, что не допускается перенос слов в заголовках отдельных глав проектной работы. Между основным текстом и названием раздела нужно сделать отступ в два интервала.

Оформление творческого проекта предполагает написание каждой главы на новой странице. Нумерация глав выполняется арабскими цифрами, а параграфы указываются двойной нумерацией. Если в них есть дополнительные пункты, используется тройная нумерация арабскими цифрами.

Использование сокращений в оформлении

Оформление проекта предполагает использование сокращений только в исключительных случаях. Например, можно использовать их при указании литературного источника, на который ссылается в своем проекте автор. При использовании информации о соавторах, сначала указывают их инициалы, затем пишут фамилию человека.

Оформление проекта допускает использование экономических и математических формул, но они должны иметь расшифровку каждого символа.

Специфика оформления приложений

Правила, разработанные для творческих проектов, допускают использование эскизов, диаграмм, графиков, фотографий, рисунков в конце проекта. Сначала указывается литературный список, после него на отдельных листах размещаются приложения. Каждое из них должно иметь название. В верхнем правом углу указывают номер (например, приложение 1), затем его наименование.

Нумерация страниц

Сопровождается указанием номера каждого листа. На первом листе его не ставят, поэтому нумерация идет с оглавления. Классическим вариантом считается расположение номера по центру внизу страницы.

Никаких дополнительных украшений: рамок, изменений шрифтов, подчеркиваний, различных цветов при оформлении проектной работы не должно быть. В этом требовании авторы часто ошибаются.

Особенности школьного проекта

Пример оформления проекта приведем ниже, сначала остановимся на некоторых особенностях школьной творческой работы. В его структуре используются те же требования, которые предъявляются к научным и дизайнерским взрослым работам. На главном листе указывают название школы, а также информацию об учителе-консультанте, под руководством которого был сделан проект. В основном тексте ставятся ссылки на литературные источники. В проекте допускается использование пяти приложений, которые указываются в конце проекта, нумеруются, имеют названия.

Пример оформления оглавления

1.Введение. Стр. 3-4

2. Виды двигателей, используемых в современных транспортных средствах.

2.1 Характеристика бензинового двигателя. Стр. 4

2.1.1 Состав выхлопных газов. Стр. 5

2.1.2 Влияние отработанных газов (СО/СН) на экологию и здоровье человека. Стр. 5

2.2. Характеристика электрического двигателя. Стр. 5-6

2.2.1 Преимущества электрического двигателя. Стр. 6

2.2.2 Экологические характеристики электрического двигателя. Стр. 6-7

3. Экспериментальная часть работы. Стр. 7-10

4. Заключение.

4.1 Выводы по проблеме исследования. Стр. 10-11

5. Библиографический список. Стр. 12

6. Приложения.

Приложение 6.1. Внешний вид бензинового двигателя. Стр. 13

Приложение 2. Внешний вид электрического двигателя. Стр. 14

Пример тезисов по проекту

Помимо самой проектной работы важно правильно выделить его основное содержание с помощью тезисов. В зависимости от предназначения проекта, к тезисам также есть определенные требования. Предлагаем вариант тезисов по школьному проекту.

Продемонстрируем вариант работы на тему: «Влияние темперамента на выбор профессии в подростковом возрасте». На титуле необходимо указать всю информацию об авторе:

  • фамилию, имя и отчество, адрес, должность, место его учебы, электронные контакты;
  • аналогично конкретизируются данные о научном руководителе;
  • не стоит забывать о том, что на главной странице проекта публикуется организация, где будет происходить его демонстрация или защита.

В обязательном порядке необходимо продемонстрировать актуальность работы. На примере заданной темы можно уточнить, что проблема профессионального самоопределения является актуальной в современной школе. Многие ребята хотят получить востребованные специальности независимо от наличия к ним интереса, склонностей и способностей. Дети получают желаемую профессию, но не могут в ней состояться, реализовать свои таланты. Поэтому важной частью профильной подготовки учащихся является своевременная диагностика их склонностей, личностных качеств, способностей и интересов. Она поможет ребятам сделать правильный выбор будущей профессии.

Также проговаривается и конечная Как вариант ее можно оформить таким образом: «Исследование взаимосвязи между темпераментом и выбором профессии среди учащихся школы».

Задачи работы прописываются отдельно:

Изучить историю учения о типах темперамента;

Ознакомиться с методиками изучения типов темперамента;

Выявить и обосновать влияние темперамента на профессиональный выбор;

Изучить типы темперамента у учащихся;

Установить зависимость между определённым типом темперамента учащихся и выбираемыми ими профессиями, видами профессиональной деятельности;

Информировать о полученных результатах школьного психолога, классного руководителя, педагогов и родителей.

Теоретический анализ психологической, методической и специальной литературы, наблюдение, индивидуальное тестирование участников эксперимента, статистический и сравнительный анализ полученных данных относятся к методам выполнения работы.

В обязательном порядке следует выделить основные результаты работы, которые продемонстрируют ее итог. Формулировка может выглядеть, как сравнительный анализ тестирования, показавшего единую взаимосвязь между типом темперамента и склонностью к определенным профессиональным направлениям. Особенно это важно, если автору удалось доказать, что тип темперамента в подростковом возрасте оказывает существенное влияние на выбор будущей профессии.

Заключение и возможные пути развития - это итоговая часть всего проекта. В этом разделе списывается результат эксперимента. В нашем примере, он звучит как свидетельствование того, что, имея представление о сфере своих склонностей и интересов, в подростковом возрасте можно сделать правильный выбор будущей специальности. Это позволит избежать разочарований во взрослой жизни. Предложенные автором варианты диагностики помогут педагогам, родителям выявить профессиональные области школьников, вместе сделать выбор их будущей специальности.

Этапы работы над проектом

Помимо определенных требований к оформлению проекта, существует алгоритм самой деятельности. Сначала необходимо определиться с тематикой, которая будет интересна не только самому автору, но и рецензентам. Далее ставится основная цель проекта, определяются его задачи.

На следующем этапе предполагается обзор литературных источников по той проблеме, которая будет рассматриваться в проекте. Самой сложной частью творческого проекта является экспериментальная. Автор, проанализировав существующую по теме информацию, предлагает свои расчеты, чертежи, рисунки.

Важным этапом составления любого проекта является формулировка выводов, анализ целесообразности внедрения полученных результатов в практику.

Проект сопровождается списком литературы, правила оформления которого, были представлены выше. Для технической работы, в качестве пронумерованных приложений, будут выступать разные чертежи и схемы, а для творческого проекта можно использовать красочные фотографии, рисунки, макеты.

1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) эта характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по чётко определенным этапам на основании результатов каждого этапа. Ограниченность проекта означает, что он содержит:

  • этапы и конкретные сроки их реализации;
  • четкие и измеряемые задачи;
  • конкретные и измеряемые результаты;
  • планы и графики выполнения работ;
  • конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

2. Целостность - общий смысл проекта очевиден и ясен, каждая его| часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

3. Последовательность и связность - логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

4. Объективность и обоснованность - доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на неё.

5. Компетентность авторов и персонала - адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностям решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

6. Жизнеспособность - определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, как и чем он может быть продолжен.

Основные разделы текста проекта

Если проект предоставляется для участия в конкурсе, то авторами заполняются строго в соответствии с указанными образцами формы заявок и информационных карт (паспортов и т.п.), запрашиваемых организаторами конкурса, а также сметы финансирования.

Организаторами различных конкурсов могут быть также предъявлены требования к расположению и названиям основных разделов, что облегчает администрирование конкурсов и оценку, рецензирование проектов.

Наиболее часто используется следующая форма структурирования проектов.

Название проекта - должно быть броским, кратким, выражающим основную идею содержания, может быть дана расшифровка названия.

Организация-исполнитель - название, адрес, телефон, реквизиты; в этом разделе отдельной строкой указывается организация-заявитель (если это не одна и та же организация), поддерживающая организация (учреждение, которое содействует выполнению проекта либо является учредителем исполнителя).

Руководители проекта - фамилия, имя, отчество, должность, место работы, адрес, телефон, звание.

География - территория, на которой будет проходить реализация проекта, координаты участников.

Сроки выполнения - если проект проходит по этапам, указываются сроки выполнения каждого из них.

Учреждение/организация-исполнитель - указывается дополнительная информация, доказывающая компетентность исполнителей, род деятельности заявителей, наличие достижений в сфере деятельности по проекту, опыт реализации аналогичных проектов и программ.

Постановка проблемы (введение) - актуальность проекта определяется значимостью проблемы, решению которой призван способствовать ваш проект. При этом социальной проблемой можно назвать обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе (сообществе) напряженность и которое оно намеревается преодолеть.

Схема составления проблемы состоит в сжатой формулировке ситуации, которая требует изменений (штампы-предложения: «До сих пор ничего не сделано для того, чтобы...» или «Все меры по... оказываются малоэффективными» или «То, что делалось до сих пор, не принесло результатов…»)

И этом разделе разъясняется актуальность и новизна данного проекта по сравнению с аналогами, дается ответ на вопросы, чьи интересы затрагивает эта проблема, каковы ее масштабы и что может произойти, если она не найдет решения.

Одной формулировки недостаточно, требуется аналитическое осмысление, проблему необходимо представить в количественных и качественных показателях, ее структурных характеристиках.

В этом разделе важно также выделить сферы применения проекта,

его функциональное назначение, стратегию как основной способ решения проблемы. С точки зрения проектирования, стратегия определяет назначение проекта, его долгосрочные цели, это - последовательная схема принятия решений, логически продуманная миссия проекта, обоснование его существования.

· он раскрывает необходимость выполнения проекта;

· в нем описаны обстоятельства, побудившие написать проект;

· проблема выглядит значимой для вашей территории, в целом для общества;

· исполнитель является достаточно компетентным для реализации проекта;

· масштабы проекта разумны, он не делает попытки решить все мировые проблемы сразу;

· проект поддерживается статистическими и аналитическими дан­ными, ссылками на экспертов, ключевые научно-методические ис­точники;

· проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам служит проект, а не с точки зрения «удобства» исполнителя;

· четко определен способ решения проблемы.

Цель проекта

Это осознанное представление результата деятельности по проекту.

Цель возникает при выявлении проблемы и рисует образ желаемого результата. Формулировка цели должна быть увязана с выявленной проблемой и по возможности решать ее, указывая путь от реального состояния дел до идеального или предполагаемого после реализации данного проекта.

Основные требовании к формулировке цели таковы:

· достижимость в рамках этого проекта;

· безусловность, так как для проектной деятельности изучение возможных условий должно быть завершено до начала работ;

· предусмотрение итогового результата проекта;

· соответствие компетентности, подготовленности финансово-экономическим, материально-техническим, организационным условиям реализации проекта.

Определение цели - важный момент процесса проектирования, нельзя подходить к нему формально. Добиться результата в любом деле можно, если четко знаешь, чего именно хочешь добиться. Псевдоцели (неточно поставленные или неверные) в процессе реализации проекта не позволяют добиться положительных результатов.

Задачи проекта

В работе над проектом важно дифференцировать понятия «цель» и «задачи». В жизни и в справочной литературе эти понятия, к сожалению, трактуются как синонимы, но в процессе проектирования они наполня­ются специфическим смыслом.

Задача - это частная цель, или мини-цель. Это конкретизация об­щей цели, шаг на пути ее достижения. Слово «задача» означает также «поручение, задание», вопрос, требующий решения по известным данным с соблюдением условий.

Задача в проекте - это конкретная часть цели (пункт), которую предстоит реализовать, или это действие, которое вы предпринимаете, чтобы достичь цели проекта. Лучше избегать глаголов несовершенного вида (содействовать, поддерживать, усиливать), а применять слова: под­готовить, уменьшить, увеличить, организовать, изготовить (глаголы со­вершенного вида). При формулировке задач рекомендуется использовать международный критерий SMART (англ. specific, measurable, area-specific, realistis, time-bound - конкретность, исчисляемость, территори­альность, реальность, определенность во времени).

  • описывает предполагаемые итоги выполнения проекта, под­дающиеся оценке;
  • цель является общим итогом проекта, а задачи - промежуточ­ными, частными результатами;
  • из раздела ясно, какие произойдут изменения в социальной си­туации;
  • по каждой проблеме, сформулированной в предыдущей части, есть хотя бы одна четкая задача;
  • цели в принципе достижимы, а результаты поддаются измерению;
  • постановку целей и задач авторы не путают с методами их решения;
  • язык ясен и четок, нет лишних, ненужных пояснений и ссылок.

Управление и кадры

В данном разделе авторам необходимо кратко описать схему или механизм управления проектом и квалификацию основного персонала, обеспечивающего его реализацию. Если проект предполагает систему обучения и рост кадрового состава, необходимо прописать механизм и

тематику обучения.

  • четко распределены сферы и функции деятельности между персоналом;
  • ясно, кто кому подчиняется и кто несет ответственность за оп­ределенные виды работы;
  • персонал, реализующий проект, обладает достаточной квалифи­кацией или получает дополнительное обучение до или в процес­се реализации;
  • механизм управления является эффективным, действенным, не тормозит, а увеличивает эффективность работы;
  • описание четкое, краткое, содержание - ясное и понятное.

Основной компонент проектирования - выбор содержания, форм, методов деятельности. Это технологический этап, который подразумевает подбор оптимальной системы действий, направленных на решение каждой из поставленных задач.

Подбор технологического инструментария предполагает, что вы достататочно подробно прописываете, в каких направлениях, каким обра­зом, когда, в какой последовательности, что и как будет сделано для получения желаемых результатов.

Если же мы структурируем содержание, то нужно продумать «вертикальные» и «горизонтальные» связи между частями. Чтобы разобраться, можно все содержание сначала изобразить в виде схемы. Составление схем дело не обязательное, но полезное. Схема (или текстовая инфор­мация) работы по проекту и план действий являются базовыми понятия­ми в технологии разработки содержания и механизма реализации, так как достаточно четко показывают, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последова­тельности, какие ресурсы будут привлечены.

Контрольными характеристиками к этому разделу могут служить:

· четкость структурирования проекта на части и видение их взаимосвязей;

· доступное описание основных мероприятий и причин выбора именно этих форм работы;

· из раздела понятно, как, с кем, когда и где будет проходить/реализовываться проект;

· естественность логической цепочки: проблема - цель - задача - метод;

· нет лишней «воды», то есть ненужных описаний, приложений и прочего отягощения текста.

Планирование

Является самой важной частью механизма реализации.

План в проекте требует установления перечня и порядка действий по реализации. Мероприятия логически выстраиваются в соответствии с задачами по направлениям, этапам, модулям и др. Все виды работ увязы­ваются с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители. Конкретизация плана ведется различными способами, в том числе в гра­фической форме, например:

План должен быть последователен и убедителен, в нем ясен состав ответственных, исполнителей, средств. Мероприятия плана логически связаны, понятны причины выбора именно этих форм работы.

Оценка результативности проекта

Очень важно отразить систему показателей эффективности проекта

Показатели - инструмент, позволяющий точнее определить и разъяснить цель проекта и измерить его эффект. Когда в предполагаемых peзультатах мы говорим об «усилении», «улучшении» или «увеличении»,то не совсем ясно, какой конкретно результат позволит считать задачи выполненными и проект осуществленным. Для того, чтобы не быть голословными, нужны показатели.

Показатель - это характеристика отдельной стороны объекта или процесса, имеющая количественно-качественное выражение. Однако в социальной сфере, а тем более в психолого-педагогической практике показатели приобретают специфические черты.

Достаточно мало универсальных критериев, которые однозначно подтвердили бы успешность того или иного социально полезного деяния. Абсурдно и смешно было бы утверждать, например, что «по итогам реализации проекта более милосердными стали 15%населения» или «население стало на 15% милосерднее».

Поэтому мы предлагаем примерные ориентиры для оценки выполнения проекта:

Количественные показатели (востребованность проекта, охват общественности, количество конкретных дел: акций, мероприятий и др.).

Показатели социального развития личности (динамика уровня развития личности: не умел - научился, не знал - узнал, не имел - приобрел и т.п., качество продуктов социально-творческой деятельности (поделок, рисунков, походов, акций), характер реализованных инициатив и др.).

Показатели социальной адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников, активность).

Показатели общественного мнения (популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнёров, отклик в средствах массовой информации).

Технологические показатели (уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников).

Экономические показатели (соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов).

Утверждать, что результативность нельзя измерить, равносильно признанию, что проект не дает заметного эффекта.

Критерии эффективности призваны:

· выражать действенность всех видов, форм и методов реализации

· отражать качество управленческой и содержательной деятельности.

Можно также пользоваться следующей таблицей критериев.

Рекомендуемые критерии Да Скорее да Скорее нет Нет
Проект отвечает концепции, программе, их приоритетам, его осуществление содействует становле­нию открытого общества в России, плюрализму, демократии
Проект новаторский, во многом уникален, мало кто пытался осуществить что-то подобное
Осуществление проекта существенно изменит ситуацию к лучшему или принесет пользу значитель­ному числу людей
Четко показано, кем и как проект будет осуществ­ляться, ясны обязанности и функции каждого уча­стника проекта
Исполнители проекта достаточно опытны и квалифицированны, чтобы эффективно достичь поставленной цели
Бюджет проекта реален, сбалансирован, хорошо обоснован, нет завышенных требований ни по од­ной из статей бюджета
Вознаграждение, выплачиваемое участникам проекта, не чрезмерно и соответствует потраченному времени и квалификации исполнителей работы
Запрашиваемое оборудование в указанном коли­честве и заявленной спецификации действительно необходимо для осуществления проекта
Планируемые поездки действительно необходимы для осуществления проекта
Если бы я мог распоряжаться запрашиваемой суммой для поддержки проектов в данной области, я бы предпочел выделить средства именно в таком количестве на осуществление именно этого проекта
Авторы проекта сумели найти финансовую поддержку других фондов или организаций
После прекращения финансовой поддержки проект может развиваться дальше самостоятельно либо ясны будущие альтернативные источники финан­сирования
Проект не носит политического или коммерческого характера, он не направлен на поддержку одной из политических партий или на извлечение прибыли
В соответствии с предлагаемыми критериями, а также в связи с собственной экспертной оценкой данный проект должен быть поддержан

Предполагаемые результаты

I Результаты проекта - это то, чего предполагалось достичь, воплотить проект в жизнь.

По объему раздел лаконичен, так как по существу результатом каждого грамотного, обоснованного проекта являются его цели и задачи. Напомним, что цель -это образ предполагаемого результата.

При описании результатов следует руководствоваться требованиями к формулировке блока целей и задач: конкретность, реальность, достижимость. Эффективность проекта оценивается по его результативности. Одна из заповедей авторов любого проекта: «Проект начинается с цели. А цель с вопроса: «Чего же я хочу добиться?» Значит, проектирование начинается с осмысления результата».

Жизнеспособность проекта (перспективы)

Задача этого раздела - спрогнозировать возможный дальнейший путь развития проекта. Возможно, в дальнейшем будет расширение географии проекта, освоение новых видов деятельности.

При этом важно предусмотреть социальные и ресурсные стороны продолжения развития проекта.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30

Существуют три основные характеристики, позволяющие количественно оценить полезность любого проекта для предприятия в целом (если проект не выполняется ради соблюдения установленных законом и иных обязательных требований к организации):

  • – производительность – стоимость продукции и услуг, поставленных потребителям, за вычетом прямых расходов на приобретение товаров и услуг у сторонних поставщиков, за определенный период времени;
  • – объем инвестиций – все капитальные вложения и вложения средств в запасы на всех уровнях. В них входят любые затраты, срок амортизации которых превышает один финансовый год;
  • – текущие расходы – любые средства, расходуемые организацией для преобразования инвестиций в готовый продукт.

Следовательно, любой проект, полезный для организации, должен отвечать хотя бы одному из следующих требований:

  • – содействовать повышению производительности организации;
  • – способствовать сокращению объемов инвестиций;
  • – содействовать сокращению текущих расходов;
  • – комплексно влиять на все три характеристики, обеспечивая заметное улучшение текущих и будущих основных показателей организации.

Большое значение в менеджменте проектов отводится магическому треугольнику , состоящему из угловых точек затрат, сроков и качества (рис. 2.3). Его задача состоит в том, чтобы показать, что затраты и сроки находятся в противоречивой зависимости, то же касается затрат и качества, а также сроков и качества. Посредством этих трех основных компонентов, входящих в состав менеджмента проектов, нужно показать, что в идеале менеджер проекта должен ориентироваться по всем трем показателям, и, несмотря на то, что угловые точки треугольника частично находятся в диаметральной противоположности, пытаться добиться рациональных значений всех трех. Для того чтобы, находясь под давлением времени, суметь выдержать сроки или ускорить их, необходимо повышение затрат. Одновременно продление сроков также может быть связано с повышением затрат, поскольку возможно последующее улучшение сделанного или обеспечение результатов проекта. Таким образом, изменение какого-то одного из ограничений обычно приводит к изменению хотя бы еще одного. Управление проектами, с этой точки зрения, представляет собой поиски баланса между такими ограничениями.

Рис. 2.3.

Из получающихся соотношений между затратами, сроками и качеством невозможно вывести абсолютно верный алгоритм действий. Необходимо определить, какой из элементов составляет наиболее узкое место. Проекты, как правило, подчиняются аспекту снижения их стоимости, поэтому, вероятнее всего, именно затраты окажутся искомым узким местом (design to cost). Итак, менеджмент проектов в процессе планирования и осуществления должен попытаться уделить наибольшее внимание именно этому фактору.

В некоторых проектах возникает необходимость обязательного соответствия определенным срокам. Здесь задачей менеджмента проекта становится выдвижение на первый план именно этого аспекта (design to time).

Если целью проекта является достижение именно определенного уровня качества (так называемые бездефектные проекты), основное внимание обращается на этот фактор (design to quality).

Эти три политики дают менеджменту проектов ориентир в том, в каком направлении в ходе осуществления проекта следует действовать в первую очередь. Если при этом менеджмент не слишком запустит остальные аспекты и будет двигаться на приемлемом расстоянии от идеальной точки, которая представляет собой гравитационную точку магического треугольника, то проект вероятнее всего можно будет в разной степени оценить как удачный, очень удачный или чрезвычайно удачный. Успех проекта в данном случае определяется местом его расположения в системе концентрических кругов треугольника. Следовательно, возможны три варианта менеджмента проектов.

  • 1. Направленность на гравитационный центр тяжести в середине концентрических кругов магического треугольника для достижения идеальной точки в менеджменте проекта.
  • 2. Реализация точки внутри концентрических кругов с легким предпочтением одной из угловых точек треугольника и отдачей ей некоторого предпочтения.
  • 3. Реализация точки за пределами концентрических кругов со значительным предпочтением соответствующего приоритета, т.е. сроков, затрат или качества.

Примером последнего варианта может считаться недостаток времени, ощущающийся, например, в процессе строительства спортивных сооружений, приуроченных к проведению определенных мировых спортивных событий – чемпионатов мира по футболу, Олимпийских игр. Новые космические программы явно ограничены в возможности затрат и четко очерчены имеющимся бюджетом. Так, например, проект полета на Луну, осуществлявшийся NASA, был прекращен ввиду недостаточности финансовых ресурсов и заменен на более дешевые программы беспилотных полетов в космос. В области искусства к окончательному качеству работ очень часто предъявляются самые высокие требования. Поэтому люди искусства нередко находятся в поиске идеального произведения в той области, в которой они работают. Эти примеры показывают, что целевая направленность проектов вполне может быть односторонней, вследствие чего остальные цели более или менее отодвигаются на задний план. Здесь необходимо выяснить с заказчиком, в какой степени необходимо стремиться к выполнению поставленной цели, а также следует определить приоритеты и узкие места проекта.

Примером проекта, ориентированного на сроки, является проведение зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи.

Проведение Олимпиады потребовало строительства спортивных объектов, а также объектов инфраструктуры, которые должны были быть введены в эксплуатацию к началу Олимпиады. Инвестиционный бюджет Олимпиады 2014 г. в Сочи составляет на сегодняшний день порядка 200 млрд руб. По сравнению с первоначальными расчетами затраты на Олимпиаду выросли в три-четыре раза. Для того чтобы уложиться в намеченные сроки, пришлось жертвовать и качеством проекта. По оценкам экспертов, некоторые из олимпийских объектов, возводимых к Олимпиаде в Сочи, не будут построены, а 76 из 393 объектов отстают от графика. Однако в данном проекте именно сроки приоритетны по сравнению с остальными требованиями.

Магический треугольник менеджмента проектов может быть расширен до магической пирамиды, основанием которой являются угловые точки, охватывающие сроки, затраты, персонал и качество. Вершиной вертикали этой пирамиды является качество (рис. 2.4).

Рис. 2.4.

Целевые элементы магического треугольника или пирамиды в форме затрат, сроков, персонала и качества могут стать объектами тщательного контроля проекта. В этих областях посредством заданных величин и их проверки после реализации в конечной фазе проекта могут быть сформулированы, и предприняты меры по регулировке результатов.

«Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексных характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени» (Хуторской).

Основные требования к проекту

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Однако в роли заказчика может выступать и сам преподаватель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами студенты (проект, нацеленный на разработку и проведение праздника).

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать педагогу-руководителю проекта вместе со студентами- проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы , иными словами - с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности , и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

То есть проект - это «шесть П» :

Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация - Портфолио.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Алгоритм работы над проектом

Этапы

Задачи

Деятельность студентов

Деятельность педагога

1 . Подготовка

Определение темы, целей, исходного положения. Выбор рабочей группы.

Собирают информацию. Получают при необходимости дополнительную информацию. Обсуждают задание.

Мотивирует студентов.

Объясняет цели проекта. Помогает в постановке целей. Наблюдает.

2. Планиро-

вание

Анализ проблемы. Определение источников, способов сбора информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формируют задачи. Уточняют информацию (источники). Вырабатывают план действий.

Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Предлагает идеи (при необходимости). Наблюдает.

3. Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование.

Наблюдает. Консультирует

4. Выполне-ние

Работа над проектом. Оформление

Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект.

Наблюдает. Советует (по просьбе). Косвенно руководит деятельностью.

5. Защита проекта.

Подготовка доклада; обоснование проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка.

Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.

6. Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). Анализ достижения поставленной цели.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

Оценивает усилия, креативность, неисполь-зованные возможности, потенциал продолжения проекта. Направляет процесс анализа.

Организация работы над проектом складывается из шести этапов.

Этап 1-й , поиск или формулирование проблемы, которую необходимо решить. Источниками проблемы могут быть:

Экскурсия на предприятие и анализ его деятельности, определение нерешенных проблем;

Изложение преподавателем конкретной социальной, производственной ситуации, в которой выявляется проблема;

Конкретная задача совершенствования учебного процесса (разработка методических и дидактических средств, пособий, рекомендаций, материалов для самостоятельной работы студентов, видеофильмов по отдельным вопросам и темам курса);

Заказ производственного предприятия на разработку определенной проблемы;

Недостаточная разработанность определенной научной проблемы, необходимой для решения практических задач.

Основная задача преподавателя на данном этапе - вывести студентов на осознание проблемы, создать мотивацию к ее решению и получению конкретного результата - продукта учебного проектирования.

Организация творческих групп для работы над проектом, осуществляется в условиях парного и группового проектирования. Выбор должен быть добровольным или альтернативным - один из предлагаемых проектов. Создаются творческие группы разного характера в зависимости от вида проекта (творческие лаборатории, творческие мастерские, конструкторские бюро и т.д.).

Этап 2-й, планирование работы над проектом. На данном этапе

определяются:

Возможные источники информации;

Способы сбора и анализа информации;

Способы представления результатов (отчет, конкретный продукт и т. д.);

Критерии оценки продукта;

Обязанности участников творческой группы.

Этап 3-й, поиск и сбор информации. На этом этапе организуется исследовательская деятельность студентов в соответствии с планом. Основное требование - наличие разнообразных источников информации, использование различных методов ее получения (изучение литературы, анкеты, интервью, опросы, наблюдения, чтение и анализ средств массовой информации, эксперимент и т.д.).

Этап 4-й, анализ информации. На этом этапе осуществляется совместное обсуждение полученных исходных материалов, разработка проекта.

Этап 5-й, оформление и представление (защита) проекта. Способы оформления результатов учебного проектирования зависят от его вида и могут быть разными: письменный отчет, издание практических рекомендаций (компьютерный вариант), видеофильм, изготовление макета, технического устройства и т.д. Отчет о работе представляется на занятии в группе, может быть также устроена открытая защита проекта с приглашением специалистов-практиков, заказчиков.

Этап 6-й, анализ и оценка результатов работы над проектом. Данный этап обязательно должен включать в себя:

  1. групповую рефлексию авторов проекта;
  2. анализ и оценку проекта другими студентами, преподавателями, экспертами.

Основные правила по использованию метода проектов:

Не следует упрощать идею проекта, смешивать его с сообщениями, тезисами, рефератами; проект - это план, замысел, в результате которого авторы должны получить что-то новое: программу, модель, изделие, сценарий;

Метод проектов должен использоваться не вместо систематического предметного обучения, а как его органический компонент;

Необходимо обеспечение приоритетного базирования проектов на учебном предмете или на нескольких учебных предметах;

Определение тематики проектов должно вестись с учетом учебных ситуаций по конкретным дисциплинам;

Проекты должны обеспечивать возможность комплексного изучения различных тем дисциплин, вокруг которых мобилизуется и концентрируется внимание студентов;

Процесс выбора тем проектов, организация самостоятельной работы студентов и презентация результатов выполнения проектов должны управляться педагогами;

Тематика проектов, выбираемых или предлагаемых студентам, должна обеспечивать интегрирование знаний и умений из различных сфер знаний, техники, технологии и творческих областей предстоящей деятельности студентов.

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ

Вид проекта

Краткая характеристика процесса

По доминирующей деятельности студентов

Практико-ориентированные

Изготовление продукта, который можно использовать в жизни группы, техникума, города, семьи, отдельного человека. Нацелен на социальные интересы самих участников или внешних заказчиков.

Исследовательские

Выдвижение первоначальной гипотезы и проверка её с помощью методов современной науки: социологического опроса, наблюдения, эксперимента и т.д.

Информационные

Сбор, анализ и представление информации о каком-либо объекте, явлении в виде реферата, видеоролика, альбома, плаката и т.п.

Творческие

Разработка альманахов, игр, сценариев, коллажей, рисунков, выставок, музыкальных произведений. Максимально свободный подход к оформлению результатов.

Ролевые

Подготовка и разыгрывание спектакля, принятие на себя ролей различных персонажей.

По комплексности

Монопроекты

Проводятся в рамках одного предмета или области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний.

Межпредметные

Выполняются во внеурочное время под руководством нескольких преподавателей.

По характеру контактов

Внутригрупповые, внутриколледжные, региональные, межрегиональные, международные.

По продолжительности

Мини - проекты

Укладываются в одно занятие

Краткосрочные

Требуют выделения 4 – 6 занятий

Недельные

Выполняются в ходе проектной недели

Годичные

Выполняется как в группах, так и индивидуально, во внеурочное время.

Выход проектной деятельности и ее оценка.

Формы продуктов проектной деятельности

Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме проекта. Но чаще всего выбор продукта - непростая творческая задача. Проект под названием: «Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир» может завершиться защитой обыкновенного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку Атласа несуществующего материка.

Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:

Анализ данных социологического опроса;

Атлас;

Атрибуты несуществующего государства;

Бизнес-план;

Видеофильм;

Видеоклип;

Выставка;

Газета;

Действующая фирма;

Журнал;

Законопроект;

Игра;

Карта;

Коллекция;

Макет;

Модель;

Мультимедийный продукт;

Оформление кабинета;

Письмо в...;

Праздник;

Публикация;

Путеводитель;

Серия иллюстраций;

Система студенческого самоуправления;

Сказка;

Справочник;

Сравнительно-сопоставительный анализ;

Статья;

Сценарий;

Учебное пособие;

Экскурсия.

Оформление проектной папки

Проектная папка (портфолио проекта) - один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.

Задача папки на защите - показать ход работы проектной группы. Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

Четко организовать работу каждого участника проектной группы;

Стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;

Объективно оценить ход работы над завершенным проектом;

Судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;

Сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

1) паспорт проекта;

2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов;

3) промежуточные отчеты группы;

4) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;

5) результаты исследований и анализа;

6) записи всех идей, гипотез и решений;

7) отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;

8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;

9) эскизы, чертежи, наброски продукта;

10) материалы к презентации (сценарий);

11) другие рабочие материалы и черновики группы.

В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.

Записи студентов должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций.

В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.

Виды презентаций проектов

Выбор формы презентации проекта - задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов - артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т. д.).

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

Деловая игра.

Демонстрация видеофильма - продукта, выполненного на основе информационных технологий.

Диалог исторических или литературных персонажей.

Защита на Ученом Совете.

Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций...

Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

Научная конференция.

Научный доклад.

Отчет исследовательской экспедиции.

Пресс-конференция.

Путешествие.

Ролевая игра.

Спортивная игра.

Экскурсия.

Система оценки проектных работ

Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного ответа на следующие вопросы:

Предполагается ли включение самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта?

Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т. д.)?

Предполагается ли оценка проектов по предметным секциям (например, лингвистической, естественно-научной, гуманитарной), или «единым списком»?

Проблемными местами в оценке проектных работ обычно являются:

- предметная компетентность жюри (жюри должно обязательно включать специалистов по всем предметам, охватываемым проектами данной секции);

- все участники проектной работы приложили усилия, но не все получили места и номинации.

Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10).

Критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в целом. Итоговая оценка за проект выставляется с учетом текущих оценок на этапах осмысления проблемы, выдвижения идей и т.д.

Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.

Приведем примерный перечень критериев:

1) самостоятельность работы над проектом;

2) актуальность и значимость темы;

3) полнота раскрытия темы;

4) оригинальность решения проблемы;

5) артистизм и выразительность выступления;

6) как раскрыто содержание проекта в презентации;

7) использование средств наглядности, технических средств;

8) ответы на вопросы.

Первые четыре критерия - оценка проекта, последние четыре (т. е. № 5-8) - оценка презентации.

Общеучебные умения и навыки,

формирующиеся в процессе проектной деятельности

1. Рефлексивные умения:

Умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

Умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

Умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

Умение запросить недостающую информацию у эксперта (преподавателя, консультанта, специалиста);

Умение находить несколько вариантов решения проблемы;

Умение выдвигать гипотезы;

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

Умения коллективного планирования;

Умение взаимодействовать с любым партнером;

Умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

Навыки делового партнерского общения;

Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

4. Менеджерские умения и навыки:

Умение проектировать процесс (изделие);

Умение планировать деятельность, время, ресурсы;

Умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

5. Коммуникативные умения:

Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;

Умение вести дискуссию;

Умение отстаивать свою точку зрения;

Умение находить компромисс, конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа;

Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

6. Презентационные умения и навыки:

Навыки монологической речи;

Умение уверенно держать себя во время выступления;

Артистические умения;

Умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

  1. умение отвечать на незапланированные вопросы.

Роль преподавателя

Проектная деятельность требует от педагога не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов студентов, и на этой базе - возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.

Именно поэтому преподаватель - руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей . Авторитет преподавателя базируется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний.

Как именно педагогу предстоит создавать условия для развития студентов в ходе проектной деятельности?

Ответ на этот вопрос даст список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом:

1) энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и студентов, направляя их в сторону достижения цели);

2) специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких - не во всех! - областях);

3) консультант (организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к другим специалистам);

4) руководитель (особенно в вопросах планирования времени);

5) «человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту - тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь);

6) координатор всего группового процесса;

7) эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).

Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие - сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве? В этом плане нельзя отклонятся ни в одну сторону (брать все на себя), ни в другую (отдавать работу на откуп студентов).

Педагог перестает быть основным источником и контролером знаний, он становиться консультантом, организатором.

Может быть открытая координация проекта. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа в содружестве со студентами, сохраняя консультирующие функции, но, не навязывая свое решение. Со скрытой координацией (возможны, главным образом, в телекоммуникационных проектах): координатор выступает как полноправный участник проекта и не обнаруживает свой истинный статус преподавателя в период деятельности групп-участников. Свое влияние он осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности.

В целом при работе над проектом преподаватель:

  • помогает студентам в поиске источников, способных помочь им работе над проектом;
  • сам является источником информации;
  • координирует весь процесс;
  • поддерживает и поощряет студентов;
  • поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы способствовать продвижению студентов в работе над проектом.
  • реализует деятельностный подход;
  • обеспечивает личностно ориентированное профессиональное обучение;
  • реализует требования принципа проблемного обучения;
  • содействует формированию навыков самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
  • обучает взаимодействию в групповой деятельности;
  • -формирует целенаправленность, толерантность, ответственность, инициативность и творческое саморазвитие;
  • содействует связи теории с практикой;
  • повышает мотивацию учения и труда;
  • учит способам самостоятельного познания;
  • формирует умения практического применения имеющихся знаний и умений;
  • учит проектированию деятельности, проблематизации, целеполаганию, самоанализу и рефлексии, поиску надлежащей информации, выбору технологии изготовления продукта проектирования, проведению исследования, презентации процесса своей деятельности и результатов проектирования.

Приступая к организации проектной деятельности, преподаватель должен ответить на вопросы:

  1. какая проблема вызовет интерес у студентов?
  2. Сколько свободы дать студентам при принятии решений?
  3. Какие результаты можно ожидать?
  4. Сколько времени потребуется для выполнения проекта?
  5. Какие материалы потребуются для выполнения проекта?
  6. Какие знания будут необходимы?

Несмотря на то, что проектная методика предполагает самостоятельное решение проблемы студентами, весьма эффективны методические рекомендации или инструкции, в которых указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов проектирования. Иногда можно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности. Таким образом, создаётся информационно-методический пакет проекта.

Студент:

  1. определяет цель своей деятельности;
  2. открывает новые знания;
  3. экспериментирует;
  4. выбирает пути решения возникающих проблем;
  5. несет ответственность за свою деятельность и т.д.