13.06.2019

Наружные и внутренние конструкционные особенности. Самолет «Ястреб» на рулежке


Битва за звезды-2. Космическое противостояние (часть I) Первушин Антон Иванович

Разведывательный самолет «Ту-123» («Ястреб»)

В конце 1950-х годов в связи с нарастанием угрозы внезапного ядерного удара со стороны США руководство Советского Союза приняло решение создать систему дальней беспилотной фото- и радиоразведки под шифром «Ястреб». Ответственность за решение этой задачи возложили на ОКБ Андрея Туполева.

Конструкторам ОКБ поручалось на основе опытного беспилотного самолета «Ту-121» спроектировать дальний беспилотный разведчик. В отличие от исходного самолета, в соответствии с новым назначением этот аппарат должен был оборудоваться аппаратурой фото- и радиоразведки, системами привода в заданную точку и спасения полученных разведывательных материалов. Дополнительно бюро поручалось проработать возможность многоразового использования перспективного разведчика.

Постановлением Совета министров от 16 августа 1960 года задавались необычайно жесткие сроки на создание системы заводские летные испытания должны были начаться в третьем квартале 1960 года, совместные испытания - через год, а уже в 1961 году завод № 64 в Воронеже должен был выпустить 18 серийных машин.

Новый беспилотный самолет-разведчик получил по ОКБ старое обозначение: самолет «123» («Ту-123») или «ДБР-1» («Дальний беспилотный разведчик»).

При проектировании «Ту-123» и системы «Ястреб» конструкторы столкнулись с целым рядом специфических проблем.

Помимо необходимости создания высокоточной разведывательной аппаратуры, сложнейшего навигационного комплекса и эффективной парашютной посадочной системы спасения носового отсека, нужно было продумать и обеспечить автономность базирования и применения самолета в условиях, «неподготовленных в инженерном отношении», решить задачу перебазирования его элементов своим ходом на расстояние до 500 километров с сохранением боеспособности, создать ряд систем автоматической проверки бортового оборудования, разработать и проверить на практике идеологию различных этапов эксплуатации разведчика, подготовить на этой базе необходимую эксплуатационную документацию для строевых частей.

В результате на свет появился уникальный разведывательный комплекс, ставший прототипом для ракетопланов конструкции Туполева.

«Ту-123» представлял собой цельнометаллический моноплан нормальной аэродинамической схемы с треугольным крылом. Габариты: длина самолета - 27,835 метра, высота - 4,781 метра, размах крыла - 8,414 метра, взлетная масса с ускорителями - 35 610 килограммов, масса пустого - 11 450 килограммов.

Крыло «Ястреба» не имело механизации и каких-либо рулевых поверхностей, его внутренние объемы не использовались.

Снизу-сзади на консолях крыла крепились антенны аппаратуры радиоуправления. Хвостовое оперение состояло из трех цельноповоротных рулевых поверхностей, ориентированных под углом 120° друг к другу и установленных на специальных наплывах, в которых размещались электрические рулевые машинки с водяным охлаждением. Эти поверхности управляли самолетом по трем каналам.

Фюзеляж типа монокок изготавливался из шести секций.

Носовая часть массой 2800 килограммов выполнялась спасаемой на парашютной системе. Она соединялась с хвостовой частью четырьмя пневмозамками. В ней размещалась разведывательная аппаратура, система кондиционирования, часть агрегатов воздушной системы, электро- и радиооборудование, четыре опоры шасси и основной посадочный парашют.

Для обеспечения доступа к этому оборудованию носовая часть имела два эксплуатационных разъема. Она хранилась и транспортировалась отдельно, в специальном закрытом полуприцепе с необходимым для разведаппаратуры микроклиматом, а при подготовке к полету с помощью подъемного крана пристыковывалась к самолету.

В неспасаемой хвостовой части фюзеляжа находились силовая установка, топливные баки, автопилот, агрегаты воздушной системы, энергоузел и тормозной парашют.

Маршевый турбореактивный двигатель «КР-15» (короткоресурсный вариант двигателя «Р-15Б») имел нерегулируемое эжекторное сопло и работал на форсажном режиме на протяжении всего полета, развивая тягу в 10 тонн. На нижней поверхности хвостовой части располагался нерегулируемый сверхзвуковой воздухозаборник с неподвижным полуконусом.

Для обеспечения устойчивой работы двигателя на дозвуковых скоростях к обечайке воздухозаборника снаружи пристыковывался специальный коллектор в форме полукольца, который при достижении околозвуковых скоростей отстреливался. Одновременно с маршевым турбореактивным двигателем на начальном этапе полета работали два твердо топливных ускорителя тягой по 75 тонн, установленные под крылом у бортов фюзеляжа. Оканчивалась хвостовая часть эжекторным соплом. Сверху был установлен контейнер с тормозным парашютом, снизу - подфюзеляжный гребень.

Предполетная подготовка и запуск «Ястреба» производились на стартовой установке «СУРД-1», которая могла буксироваться тягачом «МАЗ-537». Перед пуском выполнялись предусмотренные проверки бортовых систем и в автопилот вводилась заранее рассчитанная программа полета. Самолет поднимался в стартовое положение под углом 12° к горизонту.

Включался маршевый двигатель и выводился на максимальный, затем на форсажный режим работы. Самолет при этом удерживался на установке единственным специальным болтом.

Далее командир стартового расчета производил пуск. Одновременно срабатывали оба пороховых ускорителя, и аппарат, срезая спецболт, сходил с установки. Через несколько секунд после старта отработавшие ускорители отстреливались.

На завершающем этапе полета самолет управлялся, как правило, в ручном режиме, с помощью бортовых и наземных радиотехнических средств. Это позволяло точнее вывести аппарат в район посадки. Над выбранным местом подавались радиокоманды на выключение маршевого двигателя, слив остатков топлива, перевод «Ястреба» в набор высоты для гашения скорости и выпуск тормозного парашюта. После этого производилось отделение от самолета носовой части, выпуск ее посадочных опор и основного парашюта, обеспечивающих безопасное приземление этого отсека.

Хвостовая часть самолета опускалась на землю на тормозном парашюте с большой вертикальной скоростью и при ударе о землю деформировалась так, что повторно быть использована не могла. При проектировании «Ту-123» предполагалось многократное использование его носовой части.

Однако на практике для каждого полета целиком готовился новый самолет.

Существовавший задел по беспилотному самолету «Ту-121» позволил в короткие сроки подготовить к испытаниям первые экземпляры «Ястреба» для заводских и совместных испытаний. Заводские испытания были закончены в сентябре 1961 года, государственные испытания - в декабре 1963 года.

На основании положительных результатов этих испытаний постановлением Совета министров от 23 мая 1964 года система дальней беспилотной фото- и радиотехнической разведки «Ястреб» была принята на вооружение советских ВВС.

Серийное производство беспилотного самолета «Ту-123» и других элементов системы продолжалось в Воронеже до 1972 года; всего было построено 52 экземпляра. Полеты «Ястреба» с целью проверки и поддержания практических навыков специалистов обслуживающих частей проводились, как правило, только на крупных советских полигонах, а маршрут прокладывался над малонаселенными районами СССР.

Если из-за отказа бортовой аппаратуры самолет отклонялся от маршрута с тенденцией ухода за пределы полигона, производилась его ликвидация: с земли поступала радиокоманда на выключение двигателя и перевод машины в пикирование с глубоким креном.

Система состояла на вооружении разведывательных подразделений ВВС, дислоцировавшихся в западных приграничных военных округах, до 1979 году. После принятия на вооружение в 1972 году разведчика «МиГ-25Р» комплексы «ДБР-1» постепенно стали снимать с эксплуатации.

Создание самолетов «Ту-121», «Ту-123» и системы «Ястреб» заложило основы по аэродинамическим расчетам беспилотных самолетов с учетом законов автоматического управления, специфики проектирования и изготовления бортового оборудования и, прежде всего, по системам навигации и управления, технологии изготовления и отработки в производстве беспилотных летательных аппаратов, их испытаний и доводки.

На основе самолета «Ту-123» было подготовлено несколько интересных проектов. Среди них - беспилотный caмолет-мишень «Ту-123М» («Ястреб-М»), полностью спасаемый самолет «Ту-139» («Ястреб 2»), проект самолета «Ту-123» с ядерной силовой установкой, проект самолета «Ту-123» с прямоточными воздушно-реактивными двигателями, рассчитанный на скорости в 3 или 4 Маха. Рассматривался и пилотируемый вариант возвращаемого разведчика «Ту-123П» («Изделие 141», «Ястреб-П»). Однако для нас наибольший интерес представляет проект использования самолетов «Ту-123» в качестве последней ступени ударной ракетной планирующей системы «Ту-130».

Из книги Битва за звезды-2. Космическое противостояние (часть I) автора Первушин Антон Иванович

Самолет-разведчик «SR-71» Заказчиком «А-12» выступало ЦРУ, поэтому ударные возможности для этой машины представлялись излишними. Однако Келли Джонсон хотел в полной мере реализовать потенциал своего детища он считал, что ВВС также необходим скоростной высотный разведчик,

Из книги Битва за звезды-2. Космическое противостояние (часть II) автора Первушин Антон Иванович

Гиперзвуковой самолет «Х-15» Программе создания самолета, способного превысить скорость звука в пять и более раз, был дан серьезный толчок 23 декабря 1954 года, когда представители ВВС, ВМС и НАКА подписали Меморандум о сотрудничестве, согласно которому создавался

Из книги Боевые корабли мира на рубеже XX - XXI веков Часть III Фрегаты автора Апальков Юрий Валентинович

Самолет-снаряд «М-44» Еще один проект Павла Цыбина - крылатая ракета «РСС» - получил развитие в ОКБ-23 Владимира Мясищева. Здесь этот аппарат, являющийся по сути прототипом космоплана, проходил как самолет-снаряд «Изделие 44» («М-44»).Беспилотный самолет «М-44»,

Из книги Обозрение отечественной бронетанковой техники автора Карпенко А В

Ракетный самолет Х-34 Ракетный самолет Х-34 создавался в рамках программы «РЛВ» для проверки выполнимости запуска небольших коммерческих и научных полезных грузов на борту «Вентура Стар».В июне 1996 года компания «Орбитал Саенсес Корпорейшен» («Orbital Sciences Corporation») получила

Из книги Секретные автомобили Советской Армии автора Кочнев Евгений Дмитриевич

Проект 11540 («Ястреб») -1 + 1 единиц СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ НЕУСТРАШИМЫЙНазвание № Завод-строитель Закладка Спуск на воду Вступление в строй Зав. № ФлотНеустрашимый 712 ССЗ «Янтарь и, Калининград 01 04.86 01.05.88 24.01.93 401 БФЯрослав Мудрый (до 30.08.95 Неприступный) - То же 27.05.88 06.90 -

Из книги Воздушный бой (зарождение и развитие) автора Бабич В. К.

ПОДВИЖНЫЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ ПУНКТ ПРП-3 "Вал" (объект 767) Состояние принят на вооружение в 1970 г.Разработчик ЦНИИАГ иКБ ЧТЗИзготовитель. ЧТЗПроизводство. серия с 1972 г.Боевая масса, т 13,2+2,5%Длина, мм 6735Ширина, мм 2940Высота, мм. 1827Клиренс, мм. 370Ср. уд. давление на грунт, кг/см #178; .

Из книги Авиация 2000 04 автора Автор неизвестен

ПОДВИЖНЫЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ ПУНКТ ПРП-4 Состояние принят на вооружение в 80-х годахИзготовитель Рубцовский МЗБоевая масса, т 13,2+2%Длина, мм 6735Ширина, мм 2940Высота, мм. 2146Клиренс, мм. 370Ср. уд. давление на грунт, кг/см #178; . 0,6Преодолеваемые препятствия:– подъем,град. 35– ров, м

Из книги Человек, который летал быстрее всех автора Эверест Ф. К.

ПОДВИЖНЫЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ ПУНКТ ПРП-4М Состояние принят на вооружение в 1988г.Изготовитель Рубцовский МЗПроизводство серияБоевая масса, т 13,2+2%Длина, мм 6735Ширина, мм 2940Высота, мм..2146Клиренс, мм. 370Ср. уд. давление на грунт, кг/см #178; . 0,6Преодолеваемые препятствия:– подъем,

Из книги Траектория жизни [с иллюстрациями] автора Феоктистов Константин Петрович

Разведывательный комплекс ВР-3 «Рейс» (1972 – 1989 гг.) Более распространенной системой, которую монтировали на шасси 135МБ, являлся комплекс воздушной разведки ВР-3 «Рейс» ВВС СССР тактического назначения. Его главной составной частью являлись малогабаритные реактивные

Из книги Мост через время автора Чутко Игорь Эммануилович

3. Самолет и летчик У наших летчиков, первыми вступивших в бой в небе Кореи, опыт полетов на самолетах МиГ-15 был еще небольшим. Однако переучившиеся на него с поршневых «лавочкиных» и «Яковлевых» не испытывали трудностей ни в пилотировании, ни в эксплуатации материальной

Из книги ЛаГГ-3 автора

Самолет 31 Владимир Котельников (Москва)10 января 1936 г. на берлинском аэро дроме Темпельхоф в первый раз публично продемонстрировали новый пассажирский самолёт «Люфтганзы» - Хейнкель Не 111. Специалисты отметили, что пассажирские салоны (их было два) скомпонованы очень

Из книги автора

ГЛАВА 6 Самолет Х-1 В начале января 1949 года полковник Альберт Бойд, в то время начальник летно-испытательного центра в Райт-Филде, вызвал меня к себе. Я тогда с головой ушел в работу по испытанию реактивных истребителей и думал, что он хотел обсудить вместе со мной

Из книги автора

ГЛАВА 10 Самолет Х-2 Вопрос о создании ракетного самолета Х-2 был поднят в октябре 1945 года. Фирма «Белл эйркрафт» обратилась к ВВС с предложением провести исследовательскую работу по созданию высокоскоростного самолета со стреловидным крылом. Новый самолет в отличие от

Из книги автора

Ракета как самолет Не только выбор цели, удачные или неудачные решения конструктивных проблем самих космических аппаратов определяют возможности и перспективы космической техники. Не меньшее значение будет иметь и экономическая сторона дела: а во сколько то или иное

Из книги автора

САМОЛЁТ-НЕВИДИМКА Игорь ЧуткоСегодня мы печатаем отрывок из книги авиационного инженера и журналиста Игоря Чутко «Мост через время», готовящейся к выпуску в Политиздате. Автор специализируется в литературе по истории науки и техники. Он автор повести «Красные

Из книги автора

Самолет «К» Во второй половине тридцатых годов XX века лучшим советским истребителем считался самолет И-16, созданный конструкторским коллективом под руководством Н. Н. Поликарпова. В момент принятия на вооружение он действительно был одним из лучших истребителей в мире.

Легкий многоцелевой самолет F-32 «Ястреб».

Разработчик: Аэро-Самара
Страна: Россия
Первый полет: 2003 г.

Легкий самолет F-32 «Ястреб» специально разработан, как многоцелевой самолет c высокой грузоподъемностью для российских условий эксплуатации. Широкая кабина (740 мм) спроктирована под пилота ростом до 1,9 м. Самолет имеет прочное шасси, позволяющее летать как с бетонки так и с грунта. Устанавливается отопление салона и спассистема. Управление самолетом простое и пропорциональное. Все управление дублировано.

Самолет разработан в соответствии с нормами JAR-VLA специалистами Самарского государственного Аэрокосмического Университета (СКБ ЛА СГАУ — КБ АэроСамара), на базе опыта постройки и эксплуатации самолетов F-02 «Кречет», F-22, С-400 «Капитан» , Че-25м и других. Применение современных методов проектирования и опыт работы в области разработки легкой авиационной техники с 1992 года позволили создать самолет с лучшими в своем классе летными характеристиками. При этом самолет отличается удобством в эксплуатации и простотой управления. Применение композиционных материалов позволяет добиться хорошего качества аэродинамических поверхностей, долговечности и высокой ремонтопригодности при эксплуатации в полевых условиях.

Самолет выполнен по схеме свободнонесущий низкоплан. Крыло с удлинением более 8 имеет щелевые закрылки большого размаха, щелевые элероны и специальные законцовки крыла. Вся конструкция самолета, за исключением стабилизатора и рулей, выполнена из стеклопластиковых трехслойных панелей. Оперение крестообразное, подкосное, металлическое. Все рули имеют весовую балансировку. Шасси с хвостовым колесом рассчитано на эксплуатацию самолета с неподготовленных площадок. Высота стоек шасси позволяет подвешивать под фюзеляж химаппаратуру и различные грузы, а так же применять винт большого диаметра. Кабина экипажа имеет панорамное остекление. Козырек фонаря кабины имеет одинарную кривизну, что позволяет уменьшить искажения. Компоновка кабины спроектирована для размещения пилотов, ростом до 1,95 м. Кресла пилотов регулируемые по высоте.

Самолет имеет комплект приборного оборудования для визуальных полетов, СПУ, систему спутниковой навигации GPS и УКВ-радиостанцию. Возможна установка второго комплекта приборов для инструктора. Предусмотрена противокапотажная рама и установка спассистемы. Привод выпуска закрылков- электромеханический. Самолет оборудован системой управления хвостовым колесом и системой раздельного торможения основных колес с гидравлическими тормозами. На руле высоты установлен триммер с механическим приводом. Управление самолетом дублированное. Возможна установка дополнительных топливных баков, фар, и другого оборудования. В случае установки винта изменяемого шага ожидается значительный прирост летных характеристик.

Выпускается в следующих вариантах:
1) Спортивный (одноместный). Самолет может использоваться в одноместном варианте со взлетной массой до 450 кг. В этом случае эксплуатационная перегрузка может доходить до 5,2 ед. На крыле и под фюзеляжем могут крепиться дымовые шашки, вымпелы, контейнеры с фото- и видеокамерами, что позволяет проводить зрелищные авиашоу, особенно в группе. Съемный фонарь кабины позволяет получить максимальное удовольствие от пилотирования, а так же производить видеосъемку, сбрасывать парашютистов и грузы. В этом варианте самолет может даже буксировать двухместный планер. Рекомендуется установка винта изменяемого шага.

2) Учебно-тренировочный и патрульный. Самолет разработан специально для использования в аэроклубах. Он позволяет не только проводить первоначальное обучение,полеты с воды и обучение простому пилотажу, но и производить авиаработы. При использовании на патрулировании трубопроводов и авиахимработах, самолет окупается за один год. В учебно- тренировочном варианте устанавливается приборное оборудование на месте инструктора. Самолет оборудуется СПУ и УКВ- радиостанцией. Все управление самолетом дублировано. Прочное шасси позволяет эксплуатировать самолет с грунтовых площадок, на лыжах и поплавках. Высокая устойчивость и пропорциональность управления по всем каналам позволяет использовать самолет как для первоначального обучения, так и для совершенствования техники пилотирования. Профиль крыла обеспечивает предсказуемое и безопасное поведение самолета при сваливании. В учебно-тренировочном варианте возможна установка шасси с носовой опорой, двигателя «Jabiru 2200», а так же конверсионных двигателей «Субару» и «Сузуки».

3) Гидровариант. При установке поплавков масса полной нагрузки может составлять до 300 кг, что при весе пилотов по 75 кг позволяет перевозить до 100 кг груза. Дополнительно устанавливается подфюзеляжный грузовой контейнер, и герметичные грузовые отсеки в поплавках. При этом возможна перевозка грузов, длиной до 4м. Установка двигателя Rotax-914 и винта изменяемого шага позволяет повысить крейсерскую скорость до 180 км/ч, а установка дополнительного топливного бака доведет дальность полета до 1500 км. Благодаря низкому расположению крыла, поплавковое шасси и груз почти не влияют на управляемость самолета, что позволяет эксплуатировать его при ветре, до 10 м/с и высоте волны до 0,5 м. Возможна установка амфибийного шасси, убираемого в поплавки, позволяющего производить посадку на дорогах, ровных грунтовых и бетонных ВПП.

4) Сельскохозяйственный (одноместный агрохимический). Большая грузоподъемность и хорошая энерговооруженность дают возможность использования самолета на авиахимработах. Для этого на самолет устанавливается химсистема форсуночного типа с баком, емкостью до 260 л. Установка бака под фюзеляжем снижает риск попадания химикатов в кабину пилота и защищает пилота при аварийной посадке. Обеспечен удобный доступ к агрегатам химсистемы и заправка. Дополнительно устанавливается противокапотажная рама, фары и наддув кабины фильтрованным воздухом. Прочное шасси с управляемым хвостовым колесом и раздельными гидравлическими тормозами основных стоек допускает эксплуатацию с дорог и неподготовленных площадок. Установлен уровнемер химбака и GPS-навигатор.

5) Скоростной (одноместный). При установке крыла, уменьшенного размаха (9,152 м) и уменьшенной площади (12,2 кв.м) и более мощного двигателя Rotax-914 с турбонаддувом, крейсерская скорость возрастает до 210 км/ч, а максимальная скорость — до 250 км/ч. При этом дальность полета достигает 1000 км, а с установкой подвесного бака — до 2000 км. В этом варианте может быть установлено шасси с носовой опорой.

Модификация: F-32 «Ястреб»
Размах крыла, м: 10,80
Длина, м: 7,40
Высота, м: 1,90
Площадь крыла, м2: 14,00
Масса, кг
-пустого: 390
-максимальная взлетная: 600
Топливо, л: 80
Тип двигателя: 1 х ПД Rotax 912ULS
-мощность, э.л.с.: 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч: 230
Крейсерская скорость, км/ч: 180
Практическая дальность, км: 1000
Скороподъемность, м/мин: 300
Практический потолок, м: —

Легкий самолет «Ястреб» на стоянке.

Легкий самолет «Ястреб» на стоянке.

Легкий самолет «Ястреб» на стоянке.

Легкий самолет «Ястреб» на стоянке.

Легкий самолет «Ястреб» на стоянке.

Легкий самолет «Ястреб» на стоянке.

Легкий самолет «Ястреб» на стоянке.

Самолет «Ястреб» на рулежке.

«Ястреб» заходит на посадку.

«Ястреб» на лыжном шасси.

«Ястреб» на лыжном шасси.

«Ястреб» на лыжном шасси.

  • Дата изменения данных: 23.12.2015
Легкий многоцелевой самолет F-32 "ЯСТРЕБ"

НАЗНАЧЕНИЕ
Самолет предназначен для выполнения учебно-тренировочных, спортивных, туристических полетов, участия в авиашоу, а так же выполнения авиахимработ, патрулирования и перевозки грузов, буксировки планеров.

МОДИФИКАЦИИ
Самолет оснащается шасси с хвостовым колесом. Возможно применение шасси с носовой опорой. Самолет оборудуется лыжным и поплавковым шасси, в том числе и встроенным в поплавки амфибийным шасси.
Для выполнения авиахимработ самолет оснащается форсуночной химсистемой с баком на 230 л., подвешиваемым под фюзеляж. Это позволяет минимизировать риск попадания химикатов в кабину пилота и защищает экипаж при аварийной посадке. Форсунки химсистемы крепятся на штангах, установленных в следе крыла.
При использовании в туристическом и поплавковом вариантах, под фюзеляжем может подвешиваться дополнительный топливный бак, или грузовой контейнер, емкостью до 300л.
Для проведения патрульно-мониторинговых работ возможно применение контейнеров подвесного оборудования, общей массой до 280 кг и установка дополнительных топливных баков.
Съемный фонарь кабины позволяет производить фото- и видеосъемку, а так же сброс парашютиста или груза.

1. Одноместный (спортивный) вариант
Экипаж - 1 человек;
Масса пустого снаряжённого самолета - 360 кг;
Нормальная взлетная масса - 450 кг;
Диапазон эксплуатационных перегрузок +5,2g/-2,6g;
Запас топлива - 40 л;
Дальность полета - 400 км;

Скороподъемность - 7 м/с;
Скорость отрыва (закрылки 20 градусов) - 55 км/ч;
Посадочная скорость (закрылки 35градусов) 65 км/ч;
Длина разбега 70 м.

2. Учебно-тренировочный, патрульный вариант
Экипаж 2 человека;
Масса пустого снаряжённого самолета 390 кг;
Нормальная взлетная масса 600 кг;
Диапазон эксплуатационных перегрузок +4g/-2g;
Запас топлива 100 л;
Дальность полета 1100 км;
Скороподъемность 5 м/с;
Скорость отрыва (закрылки 20 градусов) 60 км/ч;
Посадочная скорость (закрылки 35 градусов) 70 км/ч;
Длина разбега 90 м.

3. Гидровариант (поплавковое шасси)
Экипаж 2 человека;
Масса пустого снаряжённого самолета 450 кг;
Нормальная взлетная масса 660 кг;
Диапазон эксплуатационных перегрузок +3,8g/-1,9g;
Запас топлива 100 л;
Дальность полета 1100 км;
Скороподъемность 4 м/с;
Скорость отрыва (закрылки 20 градусов) 65 км/ч;
Посадочная скорость (закрылки 35градусов) 75 км/ч;
Длина разбега 100 м.

4. Агрохимический вариант
Экипаж 1 человек;
Масса пустого снаряжённого самолета 430 кг;
Максимальная взлетная масса 750 кг;
Диапазон эксплуатационных перегрузок +3,5g/-1,7g;
Объем химбака 230 л;
Тип ситемы распыления - форсуночная;
Запас топлива 40 л;
Дальность полета 400 км;
Скороподъемность 3,5 м/с;
Скорость отрыва (закрылки 20 градусов) 70 км/ч;
Посадочная скорость (закрылки 35 градусов) 75 км/ч;
Длина разбега 120 м.

РАЗМЕРЫ.
Размах крыла - 10, 8 м;
Площадь крыла - 14 кв.м;
Длина самолета на стоянке - 7,4 м;
Высота самолета на стоянке - 1,9 м;
Профиль крыла - NACA GA(W)-1, 17%;
Угол установки крыла - 3 град;
Угол поперечного V крыла - 4 град;
Хорда крыла - 1,3 м;
Размах стабилизатора - 3,3 м;
Ширина колеи шасси 1,9 м;
База шасси - 4,8 м.

РАЗМЕРЫ КАБИНЫ.
Ширина - 0,71 м;
Высота - 1,23 м.

ЧИСЛО МЕСТ.
"Ястреб" выполнен по схеме двухместный тандем. Самолет может эксплуатироваться в одноместном и двухместном варианте.

  • Ширина кабины 700мм.

    ДВИГАТЕЛЬ.
    Марка двигателя - Rotax-912 ULS;
    Тип двигателя - Поршневой, четырехтактный, четырёхцилиндровый, оппозитный;
    Тип охлаждения - воздушно-водяное;
    Мощность двигателя - 74.5 (100) кВт(л.с.);
    Максимальные обороты двигателя - 5800 об/ мин;
    Степень редукции - 2,4286;
    Вид топлива - автобензин АИ-95;
    Спецификация масла по API - не ниже "SF" или "SG";
    Расход топлива - 11 л/ч;
    Тип воздушного винта - трехлопастный "КиевПроп";
    Диаметр воздушного винта - 1,8 м.

    МАССЫ И НАГРУЗКИ.
    Масса пустого самолета - 400 кг;
    Нормальная взлетная масса - 600 кг;
    Максимальная взлетная масса - 750 кг;
    Диапазон эксплуатационных перегрузок с нормальной взлётной массой +4g/-2g;
    Запас топлива - 40 л;
    Диапазон допустимых центровок - 22- 30 %САХ;
    Максимальная масса полезной нагрузки - 280 кг.

    ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ.
    Крейсерская скорость - 120-180 км/ч;
    Скорость отрыва (закрылки 20 градусов) - 60 км/ч;
    Посадочная скорость (закрылки 35 градусов) - 70 км/ч;
    Макс. скорость горизонтального полета - 230 км/ч;
    Предельно допустимая скорость - 260 км/ч;
    Скороподъемность с нормальной взлётной массой - 6 м/с;
    Длина разбега с нормальной взлётной массой - 90 м;
    Практический потолок - 4000 м;
    Дальность полета - 400 км.

    ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет имеет комплект приборного оборудования для визуальных полетов, СПУ, систему спутниковой навигации GPS и УКВ-радиостанцию.
    Возможна установка второго комплекта приборов для инструктора.
    Предусмотрена противокапотажная рама и установка спассистемы.
    Привод выпуска закрылков- электромеханический.
    Самолет оборудован системой управления хвостовым колесом и системой раздельного торможения основных колес с гидравлическими тормозами.
    На руле высоты установлен триммер с механическим приводом.
    Управление самолетом дублированное.
    Возможна установка дополнительных топливных баков, фар, и другого оборудования.
    В случае установки винта изменяемого шага ожидается значительный прирост летных характеристик.

    КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
    Самолет выполнен по схеме свободнонесущий низкоплан.
    Крыло с удлинением более 8 имеет щелевые закрылки большого размаха, щелевые элероны и специальные законцовки крыла.
    Вся конструкция самолета, за исключением стабилизатора и рулей, выполнена из стеклопластиковых трехслойных панелей.
    Оперение крестообразное, подкосное, металлическое. Все рули имеют весовую балансировку.
    Шасси с хвостовым колесом рассчитано на эксплуатацию самолета с неподготовленных площадок. Высота стоек шасси позволяет подвешивать под фюзеляж химаппаратуру и различные грузы, а так же применять винт большого диаметра.
    Кабина экипажа имеет панорамное остекление. Козырек фонаря кабины имеет одинарную кривизну, что позволяет уменьшить искажения.
    Компоновка кабины спроектирована для размещения пилотов, ростом до 1,95м. Кресла пилотов регулируемые по высоте.

    СТОИМОСТЬ самолета в базовой комплектации от 45 000 уе.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Самолет разработан в соответствии с нормами JAR-VLA специалистами Самарского государственного Аэрокосмического Университета, на базе опыта постройки и эксплуатации самолетов F-02 "Кречет", F-22, С-400 "Капитан", Че-25м и других. Применение современных методов проектирования и опыт работы в области разработки легкой авиационной техники с 1992 года позволили создать самолет с лучшими в своем классе летными характеристиками. При этом самолет отличается удобством в эксплуатации и простотой управления. Применение композиционных материалов позволяет добиться хорошего качества аэродинамических поверхностей, долговечности и высокой ремонтопригодности при эксплуатации в полевых условиях.

    ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.

  • Собственная информация "АвиаПорт.ру", сентябрь 2003 г.

    Мониторинг:

    07.08.2015

    ПАО "ОДК - Сатурн" , пресс-релиз: Итоги работы компании в июле и за семь месяцев 2015 года были рассмотрены и поло…

    30.04.2015

    Газета.Ru: Власти Словакии одобрили сделку по покупке девяти американских вертолетов "Черны…

    03.02.2015

    ПАО "ОДК - Сатурн" , пресс-релиз: Губернатор Ярославской области посетил НПО "Сатурн" и принял
    участие в сов…

    19.12.2014

    Международный аэропорт Стригино, пресс-релиз: Для повышения авиационной безопасности полетов Международный аэропорт Нижний Нов…

    19.05.2014

    Российская газета, статья: В составе МВД России - около сотни летательных аппаратов