24.08.2019

Миг 31 максимальная высота. МиГ–31. Сорок лет, полёт нормальный


Самолеты являются одними из самых быстрых воздушно-транспортных средств, способных развивать скорость свыше 1500 км/ч. Огромное значение скорость имеет в первую очередь для военных самолетов, которые должны мгновенно реагировать и выполнять опасные, повышенной сложности задачи. Они способны преодолевать рубеж скорости в 2000 км/ч, что составляет более 2 Махов.

В топ-10 вошли самые быстрые истребители в мире , которые в настоящее время находятся на вооружении многих государств.

Скорость 1 900 км/ч

Французский военный самолет «» (Rafale ) открывает список самых быстрых истребителей в мире. Воздушное судно способно выполнять широкий спектр задач, как на близких, так и дальних расстояниях. Так же в его задачи входит поражение морских и наземных целей, разведка, завоевание превосходства в воздухе, нанесение высокоточного удара. Максимальная скорость на большой высоте составляет 1900 км/ч (1,8 Маха). Rafale был специально разработан для французских ВМС и ВМФ компанией Dassault Aviation. Истребитель принят на вооружение ВМС Франции в 2004 году. Всего произведено 145 воздушных единиц.

Скорость 2 200 км/ч

» (Saab JAS 39 Gripen) занимает девятую строчку среди самых быстрых многоцелевых истребителей в мире, разработанный шведской компанией СААБ Авмоникс в 1988 году. Он был введен в эксплуатацию в 1997 году и поставлен на вооружение ВВС Швеции. Также модификация эксплуатируется и за рубежом: Gripen стоит на вооружении ВВС Чехии, Венгрии, Таиланда и ЮАР. Военный самолет может быть использован как штурмовик, разведчик и истребитель. На большой высоте он способен развивать максимальную скорость до 2200 км/ч (2.0 Маха). Компанией выпущено порядка 270 воздушных единиц JAS 39, 204 из которых эксплуатируются исключительно ВВС Швеции.

Скорость 2 415 км/ч


Многоцелевой военный самолет - один из самых быстрых советских истребителей. Максимальная скорость воздушного судна при большой высоте составляет порядка 2415 км/ч (2.3 Маха). Истребитель способен взлетать и садиться на неподготовленные аэродромы со слабо развитой инфраструктурой для обеспечения полетов. МиГ-29 применялся во многих военных конфликтах и хорошо зарекомендовал себя, как защитник неба. Истребитель может вести активный бой и при этом выполнять активные маневры. Он способен выполнять перехват самолетов-разведчиков даже на очень низких высотах. Производство МиГ-29 продолжается и по сей день. Всего выпущено более 1500 воздушных единиц.

Скорость 2 445 км/ч


Среди самых быстрых истребителей в мире советский военный самолет занимает седьмое место. Многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности принимал участие во многих вооруженных конфликтах 80-х годов прошлого века. Максимальная его скорость на большой высоте составляет порядка 2445 км/ч, что равно примерно 2.35 Махам. МиГ-23 был введен на вооружение в 70-х годах и до сих пор стоит на вооружении таких стран, как Индия, Сирия и Ливия. Всего было произведено 3 630 истребительных модификаций.

Скорость 2 450 км/ч


Шестую позицию занял немецкий «» (Typhoon), введенный на вооружение ВВС Германии в 2003 году. Максимальная скорость воздушного судна на высоте составляет 2450 км/ч или 2.0 Маха. Самолет маловидимый для радаров за счет использования технологий Стелс. Часть корпуса самолета покрыта специальными материалами, которые не отражают электромагнитные волны. Боевой радиус в режиме истребителя равен 1390 км. Многоцелевой истребитель также стоит на вооружении Великобритании, Италии, Австрии, Испании и Саудовской Аравии. На данный момент произведено около 500 воздушных единиц «Тайфун».

Скорость 2 875 км/ч


Пятая строчка достается советскому военному судну . Советский многоцелевой всепогодный истребитель четвертого поколения, создававшийся для завоевания превосходства в воздухе, был сконструирован ОКБ «Сухой» в 1977 году. В 1985 году самолет встал на вооружение ВВС СССР. Сейчас он находится в эксплуатации в ВВС России, являясь основным истребителем. Модификации Су-27 состоят на вооружении КНР, Украины, Индии и других государств. Максимальная скорость, на которую способен самолет - 2876,4 км/ч (2,35 Маха). Всего было произведено порядка 809 таких воздушных единиц.

Скорость 2 485 км/ч


(Grumman F-14 Tomcat) является одним из самых быстрых истребителей в мире. Он был разработан в 70-х годах прошлого века американской компанией Grumman Aircraft Engineering Corporation. В 2006 году истребитель был выведен из эксплуатации ВМС США. В настоящее время поставляется в Иран, где и состоит на вооружении государства. Истребитель-перехватчик четвертого поколения имеет систему, позволяющую сопровождать 24 цели, а также совершать захват и запуск по 6 из них одновременно на различных высотах и дальностях. Всего было произведено 712 воздушно-военных единиц. Крейсерская скорость «Томкэт» - 2485 км/ч (2.34 Маха).

Скорость 2 650 км/ч


Американский всепогодный тактический истребитель (McDonnell Douglas F-15 Eagle) открывает тройку самых быстрых самолетов в своем классе. Он был передан в эксплуатацию в 1976 году. В настоящее время состоит на вооружении ВВС США, где пробудет вплоть до 2025 года. Создавалась данная модификация американской компанией для завоевания превосходства в воздухе. Максимальная скорость, на которую способен Макдоннел-Дуглас F-15 «Игл» на предельной высоте, составляет 2650 км/ч (2,5+ Маха). Всего было произведено порядка 1500 воздушных единиц. Помимо США, истребители эксплуатируются Израилем, Японией и Саудовской Аравией.

Скорость 2 700 км/ч


занимает второе место среди самых быстрых истребителей в мире. Рекордные показатели, которые были зарегистрированы при полете на военном судне, составили 2700 км/ч (3.2 Маха). Советский сверхзвуковой истребитель третьего поколения создавался для перехвата американских разведывательных суден. Скорость звука МиГ-25 равняется 3,2 скорости звука, что позволяет ему поражать цели на высоте до 25 км. Военно-воздушное судно активно принимало участие во многих военных конфликтах. Сейчас истребитель состоит на вооружении ВВС России и Украины. Всего было произведено около 1200 воздушных единиц.

Скорость 3 000 км/ч

Всепогодный истребитель-перехватчик возглавляет рейтинг самых быстрых в мире. Его основным назначением является перехват и уничтожение воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Воздушное судно поступило на вооружение ВВС СССР в 1981 году. Сейчас МиГ-31 эксплуатируется ВВС России. Максимально развиваемая истребителем скорость на большой высоте - 3000 км/ч (2.82 Маха). Всего было произведено 519 воздушных единиц.

Когда рядом с тобой на летном поле стоит МиГ-31, то первым делом отмечаешь, насколько он велик. От легкого истребителя МиГ-29 его отделяют всего две единицы в индексе, но 31-й на 5 м длиннее и в два раза тяжелее. Эту величавую птицу сконструировали в 1970-е годы, а одним из ее «отцов» был знаменитый Глеб Лозино-Лозинский — творец «Бурана». И это не случайно — МиГ-31 гораздо ближе к космосу, чем все другие боевые самолеты. Принятому на вооружение в 1977 году всепогодному истребителю-перехватчику дальнего радиуса действия предстояло работать в диапазоне высот от предельно малых до стратосферы (20 000 м и более). Большой практический потолок потребовался для того, чтобы, во‑первых, иметь возможность стремительно перемещаться на крейсерском сверхзвуке (2500 км/ч) в относительно экономичном режиме и, во‑вторых, иметь как можно больший обзор для поиска целей. Главной задачей МиГ-31 стало прикрытие наших обширных арктических территорий от атаки дозвуковых крылатых ракет, в том числе от низколетящих типа «Томагавка» (в 1970-е как раз шла разработка этого оружия). Для борьбы с воздушными целями самолет оснастили четырьмя управляемыми ракетами большой дальности класса «воздух-воздух» Р-33.

Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» имеет давнюю историю: он приступил к работе 1 февраля 1932 года. Первым детищем предприятия стал истребитель-биплан И-5. В цехах завода до сих пор можно увидеть исторические панно и плакаты.

Дорога к возрождению

Поскольку наша арктическая зона весьма протяженна, самолетов для прикрытия севера от ракет было изготовлено более 500 единиц. На самом деле по советским меркам это немного — истребители тиражировались тысячами, но надо помнить, что речь идет о необычном самолете. Впрочем, в 1990-х и такое количество оказалось чрезмерным. В этот период, сложный для армии и оборонки, МиГ-31 фактически был выведен из эксплуатации. Налет по отдельным машинам составлял 10−15 часов в год. Части, в которых находились МиГи, переформировывались и расформировывались, некоторые самолеты были попросту списаны. Правда, уже в 1998 году была разработана программа модернизации — основная серийная модель МиГ-31-Б преобразовывалась в МиГ-31БМ. Активные работы по радикальному переоснащению высотного истребителя-перехватчика начались, однако, только несколько лет назад на Нижегородском авиастроительном заводе «Сокол», где нам и довелось недавно побывать. Приходящие на капитальный ремонт и модернизацию МиГи здесь разбирают едва ли не до винтика, и по внешнему виду отдельных комплектующих, еще не подвергнутых ремонту, можно заключить, что некоторые машины прибывают на завод в состоянии далеком от идеального. На выходе же МиГи выглядят как новые. Но насколько «созвучна времени» конструкция 1970-х?


«В конце концов самолет — это транспортная платформа, которая должна доставить груз из точки А в точку Б. А груз может быть различным, — говорит Владимир Кирасиров, первый заместитель технического директора НАЗ «Сокол». — В процессе проектирования этого самолета в него были заложены такие возможности для модернизации и такой запас прочности, что его можно эксплуатировать и 20, и 30 лет. Электроника и бортовое оборудование меняются сейчас с необыкновенной частотой, так что, устанавливая новое БРЭО, мы получаем совсем иное качество самолета».

Пять штук на Францию

МиГ-31 барражирует над Арктикой, высматривая возможные цели, — мчатся ли они в стратосфере, идут на средних высотах или крадутся у поверхности, а значит, главное для него — бортовая РЛС, способная обнаружить все эти цели. Поэтому ключевым моментом модернизации высотных перехватчиков стало оснащение их новой РЛС «Заслон-М» с фазированной антенной решеткой. Таким образом, значительно (до 320 км) повысилась дальность обнаружения ЛА вероятного противника, со 120 до 280 км выросла дальность поражения. Теперь самолет может одновременно отслеживать 24 цели и атаковать восемь из них. МиГ-31 вполне готов к «сетецентрической» войне, так как имеет возможность работать с наземной автоматизированной системой управления «Рубеж» и координировать свои действия с другими боевыми объектами. Например, обнаружив далекую цель, экипаж перехватчика способен передать ее координаты многофункциональным истребителям, не имеющим РЛС с таким дальним обзором, или другому МиГ-31. При этом один перехватчик может контролировать небо на фронте 500 км и более. Как говорят на заводе, достаточно пяти МиГ-31, чтобы прикрывать с воздуха территорию размером с Францию. В рамках модернизации самолет также оборудуется новой кабиной с современной индикацией. Точнее, кабинами: экипаж самолета состоит из двух человек — командира и штурмана. Обновлен навигационный комплекс — теперь в нем есть система спутниковой навигации и международная система посадки.


Немного о родстве

В том же, что касается планера, МиГ-31 обнаруживает родство с МиГ-25. Оба самолета — высотные сверхзвуковые перехватчики, оба имеют цельносварной корпус с широким применением деталей из стали и титана. Использование этих металлов вместо более традиционных алюминиевых сплавов связано с необходимостью придать корпусу высокую термостойкость — при движении на сверхзвуке корпус подвергается интенсивному аэродинамическому нагреву, вплоть до того, что кромки воздухозаборников начинают светиться.

«С МиГ-25 определенно есть преемственность, — говорит ведущий инженер-конструктор ОКБ Нижегородского авиастроительного завода «Сокол» Виктор Степанов, — и в плане материалов, и во внешнем виде, и в аэродинамике, но самолет это другой, с другим БРЭО, другими двигателями, сделанный под другие задачи».


Характерные черты модернизированного МиГ-31 — РЛС с большей дальностью обнаружения, повышенное быстродействие всего комплекса БРЭО, прогрессивные средства навигации. На базе старой, проверенной временем платформы появляется современный самолет с новыми задачами.

МиГ-25 начинали разрабатывать еще в 1950-х годах в ответ на планы США создать сверхзвуковые бомбардировщики (типа North American Valkyrie) и сверхзвуковые высотные разведчики SR-71. Поэтому приоритетом была скорость, и МиГ-25 мог разгоняться до 3,2 Маха. Для МиГ-31, как уже говорилось, главной задачей считается патрулирование арктического воздушного пространства и прикрытие его от крылатых ракет. В связи с этим для барражирования перехватчику потребовался экономичный дозвуковой режим. И если на МиГ-25 стояли турбореактивные Р15Б-300, то МиГ-31 оснастили силовыми установками Д-30Ф6. Это более экономичный (в силу двухконтурности) двигатель, построенный на основе Д-30, который устанавливали на гражданские самолеты (в частности, на Ту-134). Для сверхзвукового режима двигатель получил форсажную камеру.


«МиГ-31 — чисто оборонительный самолет, самолет, охраняющий мир, — говорит ведущий инженер по летным испытаниям НАЗ «Сокол» Яков Исаенко. При этом задачи у 31-го гораздо сложнее: он должен обеспечивать перехват целей в диапазоне от минимальных и до максимальных высот. Машина устойчивая, хорошо пилотируется. В барражирующем режиме самолет использует механизацию крыла. Изменившиеся аэродинамические параметры позволяют увеличить подъемную силу и летать во время дежурства на большой высоте с меньшей скоростью».

Еще одним важным отличием от одноместного МиГ-25 можно считать экипаж из двух человек. Управление системами самолета и прицеливанием настолько сложно, что несовместимо с пилотированием. Обычно двухместные истребители («спарки») — это учебно-боевые самолеты, в которых предполагается дополнительное место для инструктора, и только в МиГ-31 два расположенных тандемно кресла — это и есть стандартная боевая комплектация.


Посреди неподвижности

«МиГ-31 с максимальной взлетной массой свыше 46 т уже подходит под классификацию «корабль», — добавляет заслуженный летчик-испытатель Сергей Томбак. — Если сравнивать с легким истребителем типа МиГ-29, у которого усилие на ручке не превышает 3,5 кг, то на МиГ-31 это значение может доходить до 15 кг. То есть 31-й определенно не пилотажная машина. Однако в целом управлять самолетом легко. Мой отец, тоже летчик-испытатель, шутя называл МиГ-31 «самолетом для пенсионеров»: в нем много автоматики, отличная навигация, сам приведет к полосе — только выровняй машину и садись. Конечно, для высшего пилотажа этот перехватчик мало подходит, хотя несложные фигуры можно выполнять и на нем. Вот только петля Нестерова получится гораздо больше, чем у пилотажного самолета. Ну и, разумеется, воздушный бой не стихия МиГ-31, хотя на всякий случай 23-мм автоматическая пушка на борту имеется».

«Особенности пилотирования МиГ-31 проявляются и во время полета в стратосфере. Когда ты несешься там на больших скоростях, стихает шум и появляется ощущение, что все вокруг абсолютно неподвижно. МиГ-31 — это очень надежный самолет. Он и сегодня способен противостоять любым силам и средствам воздушного нападения», — говорит Виктор Степанов.

МиГ-31 БМ - новейшая модификация высотного истребителя-перехватчика, аналогов которому в мире нет. Перехватчик МиГ-31БМ является частью системы противоракетной обороны (ПРО), самолёт берёт на себя самые трудновыполнимые функции – уничтожение крылатых и баллистических ракет в любом диапазоне высот в тяжёлых метеоусловиях, доводя оборону до 100% надёжности.

Перехватчик МиГ-31БМ является частью системы противоракетной обороны (ПРО), самолёт берёт на себя самые трудновыполнимые функции – уничтожение крылатых и баллистических ракет в любом диапазоне высот в тяжёлых метеоусловиях, доводя оборону до 100% надёжности. Перед истребителем поставлены и дополнительные задачи по уничтожению спутников, обнаружению и уничтожению самолётов-невидимок 5-го поколения, низколетящих целей с траекторией полёта, огибающей рельеф, беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Сверхзвуковой истребитель-перехватчик с трапециевидным крылом МиГ-31БМ – двухместный высокоплан не имеющий аналогов. Скорость на высоте составляет 2,83 М, у земли 1500 км/ч. Невысокая эксплуатационная перегрузка 5 g не случайна, маневренности недостаточно, но она и не нужна, этот самолёт моментально и точно выпускает свой запас ракет и уходит настолько же быстро, насколько и приближается.

История создания перехватчиков МиГ-31

Конец 1960-х положил начало работам КБ микояновцев, трудившимся над проектом истребителя-перехватчика Е-155МП, прославившегося под наименованием МиГ-31. Совмин СССР постановил от 24.05.1968 г. начать разрабатывать этот проект. Вначале Г.Е. Лозино-Лозинский проработал над ним до 1976 года, пока его не перевели разрабатывать космический челнок «Буран». Дело было передано новому главному конструктору К.К. Васильченко, которого сменяли в процессе времени А.А. Белосвет, Э.К. Кострубский, А.Б. Аносович, Б.С. Лосев. Поставленные на то время задачи, были такими:

Перехват воздушных целей на всех высотах (низкой, средней, высокой) как в простых, так и в сложных метеоусловиях.

Поражение маневрирующего противника и оказывающего активное сопротивление.

Самолёт получил новейшее электронное оборудование, расширившее диапазон возможностей, впервые в мире используется фазированная антенная решётка ФАР, которая открыла новые границы для РЛС. Это один из 29 мировых рекордов перехватчика №1. Передовые зарубежные страны смогли повторить это на рубеже 2000-х годов. Работы велись не на пустом месте, за основу был положен МиГ-25П, с поправкой, что экипаж будет состоять не из одного, а из двух человек. Проектная модель была с двухконтурным движителем Д-30Ф6 в количестве двух единиц, тяга каждого 15,5 тыс.кгс. Тогда уже был установлен и новый рекорд скорости М=2,83. Малая высота покорилась скорости 1500 км/ч.

Под кодом «83» 16 сентября 1975 г. в воздух поднялся планер Е-155ПМ с лётчиком-испытателем А.В. Федотовым. Готовый проектный образец совершил полёт через год, сойдя с Горьковского авиазавода, доработавшего его конструктивно. Там же и организовалось производство этих машин. Первая боевая единица поступила в распоряжение армии 6 мая 1981 под обозначением МиГ-31. Истребитель значительно разнится с разработанным одновременно с ним малым истребителем МиГ-29, его основные цели скоростные, а не маневренные. Перехватчик изначально служит в истребительной авиации войск ПВО, аналогично спецназу.

Что нового в модификации БМ

Вначале 2000-х руководство МиГ обратилось с предложением к новому аппарату власти продолжить работы по модернизации МиГ-31 и получило положительный ответ. Важно, что военное ведомство решило сохранить назначение основных боевых задач, и перехватчик не стал ещё одной версией многофункционального истребителя. От ВКС прозвучало требование улучшить характеристики предшественника по перехвату целей, а также обеспечить возможность качественно модернизировать бортовой электроникой и программным обеспечением и вооружением большой парк устаревающих машин.

В работу включилось множество предприятий и научных институтов, часть из них широко известны в стране – это КБ Вымпел, ГЛИЦ им.Чкалова, НИИ Приборостроения им.Тихомирова, завод Сокол. Порадовали приборостроители разработкой системы управления вооружением (СУВ) «Заслон-АМ», работающей с модернизированной РЛС РП-31АМ, исчисляющий боровой компьютер уникальный, со специальным программным обеспечением (ПО). Эти возможности нового «Заслона» позволяют находить малозаметные цели с ЭПР 3 м2 (истребители 4-го поколения) на расстоянии 320 км и поражать их на 280 км.

Установлена русская спутниковая навигация ГЛОНАСС. Вдвое выросла вероятность поражения гиперзвуковых целей и крылатых ракет. Самолёт стал эффективнее в бою в 1,5 – 4 раза. На его радарах отображаются стелс-самолёты 5-го поколения до входа в ближний бой, что заставит пилотов F-22 задуматься о своей безнаказанности. Первый показ МиГ-31БМ состоялся в 2007-м на выставке МАКС. После доработки перехватчиков видели в 2008-м уже два самолёта, при облёте военного аэродрома в Саваслейке, лётчики 3958-го Керченского Гвардейского Краснознамённого авиаполка дали им хорошую характеристику. Интерьер кабины был сохранён по максимуму, добавился лишь монитор.

С 2006 года у КБ Микояна действует долгосрочный контракт с Министерством обороны РФ. Выпуск серийных самолётов ведётся с 2009 года. До 2016 года проект дорабатывался и выпуск был ограничен. К 2020 прибавиться ещё минимум 60 крылатых машин МиГ-31, обновлённых на заводе «Сокол» до модификации БМ.

Class="eliadunit">

Возможности самолета

Главная угроза миру исходит от авианосных ударных группировок НАТО, несущих к берегам какого-либо региона планеты крылатые американские ракеты «Томагавк». Эти низколетящие цели (2 м – 5 м над поверхностью моря и суши) недоступны противоракетам системы ПРО, но они по силами МиГ-31БМ, оснащённому оборудованием с видимостью в верхней и нижней полусфере. Став всевидящим и многофункциональным, перехватчик цепко держит на своих радарах 24 объекта. Неся на себе несметное вооружение (ракеты воздух-воздух, воздух-море, воздух-земля) массой до 9 т, самолёт готов поразить одновременно до 6 из них. Истребитель перехватывает гиперзвуковые цели до 6 чисел Маха.

Хорошее взаимодействие с зенитно-ракетными комплексами противовоздушной обороны (ПВО) является ещё одним важным преимуществом этого перехватчика. Помимо борьбы с объектами, находящимися на земле, на воде и в воздухе, Миг-31БМ может стать координационным командным пунктом (ККП) для остальных самолётов группы с маломощными РЛС.

В нынешних возможностях нашего МиГа – это наводка ракет, выпущенных с других истребителей, которые в режиме радиомолчания сблизились на дистанцию пуска ракеты. В результате работа группы становится наиболее эффективной. Важно ещё раз отметить, что только МиГ-31 способен побороть незаметные на дальних радарах ПВО низколетящие ракеты «Томагавк» или «ALCM», причём с первого раза. Именно эти ракеты заокеанских маньяков из Пентагона разрушили жизнь в Ираке и Ливии, эти страны не имели в составе вооружения российских перехватчиков.

Конструкция МиГ-31БМ

Устойчивости полёту придают подфюзеляжные кили. Обшивка сверхзвукового самолёта состоит из жаропрочных марок сталей и лёгкого прочного титанового сплава, который сделан из 50% нержавеющей стали, 33% алюминия, 16% титана и 1% композитных материалов. Шасси усиленные, из 3-х стоек, носовая конструкция с тележкой на 2-х колёсах. В дополнение к тормозному парашюту, находящемуся в контейнере, как тормозные щиты, используются створки главных стоек, чтобы максимально сократить тормозной путь.Самолёт вырос за период модернизаций до 22,7 м длины. Высота его 6,15 м. размах крыльев скоростной 13,45 м. Значительная взлётная масса составляет 50 т, удивительно большая и нагрузка вооружением 9 т. Двигатели Д-30Ф6.

Специально для последней версии МиГ-31БМ была разработана принципиально новая схема комплектации кабин для пилота и штурмана от ЗАО «Русская авионика», теперь экипаж может обмениваться информацией. Аналогично фронтовому истребителю МиГ-29СМТ , в кабине пилота справа появился цветной ЖК-монитор с удобным размером экрана 6х8 дюймов.Штурман-оператор видит у себя в кабине три аналогичных монитора для получения и обработки тактической, навигационной информации, телеизображения с управляемых средств поражения и другое, что касается обстановки и состояния самолёта.

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 22690
  • Длина фюзеляжа: 20620
  • Высота: 6150
  • Размах крыла: 13460
  • Площадь крыла: 61,60 м²
  • Масса пустого: 21820 кг
  • Масса с полной заправкой: 39150 кг
  • Максимальная взлетная масса: 46750 кг
  • Максимальный запас топлива: 17330 кг
  • Масса полезной нагрузки полезной нагрузки: до 5000 кг
  • Двигатель: 2 × ТРДДФ Д-30Ф6
  • тяга:
    • максимальная бесфорсажная: 2 × 9500 кгс
    • на форсаже: 2 × 15500 кгс
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: 5G

Летные характеристики

  • Максимальная допустимая скорость - 3400 км/ч
  • Крейсерская скорость дозвуковая - 950 км/ч
  • Крейсерская скорость сверхзвуковая -: 2500 км/ч
  • Практическая дальность -1450 км
  • Боевой радиус - 720 км
  • Практический потолок - 20600 м
  • Динамический потолок - 30000 м
  • Скороподъёмность: у земли 160 м/с:
  • Разбег: 950-1200 м
  • Пробег: 800 м
  • Посадочная скорость - 280 км/ч

Оборудование

Важной частью вооружения является радиолокационная станция РЛС «Заслон-М». Истребитель 4-го поколения обнаруживается на расстоянии 320 км, можно сопровождать эту цель на поражаемом расстоянии 280 км ракетами с инерциальной системой наведения К-37М (русская версия Р-37М на выставках это РВВ-БД, выпускается с 2014 для МиГ-31БМ), на вооружении есть и Р-33С, Р-77, достигающая врага на 120 км. Проводились испытания, подтверждающие данные характеристики, превосходящие аналоги зарубежных стран. К сравнению стоит отметить, что лучший перехватчик СШАF-14D «Томкэт» способен заметить и поразить истребитель противника с ЭПР 3 м2 на расстоянии до 160 км (в 2006-м заменен недоработанным ещё F/A-18E/F «Супер Хорнет», уступающим предшественнику).

Вооружение

На одном из показов в Жуковском МиГ-31БМ продемонстрировал своё вооружение, было видно 4 дальних ракеты Р-33С с радиолокационным наведением, прикрепленные под фюзеляжем на конформных узлах, на левой консоли была одна противолокационная ракета УР Х-31П. В состав вооружения входили 4 ракеты средней дальности РВВ-АЕ, крепились к подкрыльевым узлам.

Используются и устаревающие ракеты Р-40 ТД, сделанные для предшественника МиГ-25 П. Из двухсот стоящих на вооружении 31-х МиГов около 60-ти пройдут модернизацию до уровня МиГ-31БМ к 2020 году. Такие самолёты смогут вооружиться 6-ю ракетами Х-25МП, Х-25МПУ, Х-31П (противолокационными), 3-мя самонаводимыми ракетами типа Х-59 и Х-29 (для поражения движущихся наземных целей).

Для бомбардировки укреплённых стационарных объектов (в т.ч. шахты с баллистическими ракетами противника, штабы) использоваться могут 6 корректируемых авиабомб КАБ-1500 или 8 КАБ-500.

class="eliadunit">

В Приморском крае, летчики катапультировались, сообщил РИА Новости источник в силовых структурах региона. Причиной крушения, по предварительным данным, стала техническая неисправность.

МиГ-31 — сверхзвуковой истребитель-перехватчик дальнего действия. Стал первым в мире серийным истребителем, оснащенным бортовой радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой.

Работы по созданию дальнего перехватчика нового поколения, предназначенного для замены самолета Ту-128, начались в середине 1960-х годов в ОКБ Микояна, Яковлева и Туполева. В начале 1970-х годов приоритет был отдан проекту глубокой модернизации истребителя-перехватчика МиГ-25П с системой "Заслон" ОКБ Микояна (ныне Российская самолетостроительная корпорация "МиГ").

Полномасштабное проектирование самолета началось в 1972 году. Первый опытный истребитель был построен весной 1975 года, 16 сентября на нем был совершен первый полет. Государственные испытания полностью завершились осенью 1980 года, когда первые серийные самолеты уже начали поступать в строевые части авиации войск ПВО.

Самолет МиГ-31 с системой управления вооружением "Заслон" официально был принят на вооружение авиации войск ПВО в 1981 году, а в сентябре 1983 года новые перехватчики начали боевое дежурство на Дальнем Востоке (аэродром "Сокол", остров Сахалин). Всего было построено более 500 МиГ-31 различных модификаций. Серийное производство прекратилось в 1994 году.

МиГ-31 состоит на вооружении России и Казахстана.

Перехватчик является двухместным , выполнен по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным высокорасположенным крылом, цельноповоротным стабилизатором и двухкилевым оперением. Планер самолета изготовлен на 50% из нержавеющей стали, 16% — титана, 33% — из алюминиевых сплавов и 1% — других конструкционных материалов.

Экипаж — летчик и оператор системы вооружения — размещается в двухместной кабине на катапультных креслах. Фонарь кабины имеет две откидывающиеся вверх-назад створки.

МиГ-31 оснащен двумя двухконтурными турбореактивными двигателями Д-ЗОФ-6 с форсажной камерой.

Основу системы управления вооружением самолета составляет РЛС с фазированной антенной решеткой РП-31 Н007 "Заслон", разработанная НИИ приборостроения (ныне ОАО "Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В.Тихомирова"). Станция способна обнаружить истребитель типа F-16 в передней полусфере на дальности 120 километров, а стратегический бомбардировщик типа В-1В — на дальности 200 километров.

РЛС имеет возможность одновременного сопровождения десяти воздушных целей.

Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТК, размещенный под носовой частью фюзеляжа. Теплопеленгатор сопряжен с РЛС и предназначен для скрытного (пассивного) обзора воздушного пространства, а также для выдачи целеуказания ракетам с тепловыми головками самонаведения.

В состав вооружения МиГ-31 входят четыре ракеты Р-33, встроенная пушечная установка, другое вооружение класса "воздух-воздух". Ракеты Р-33 размещаются парами одна за другой под фюзеляжем на авиационных катапультных устройствах.

Целевое оборудование позволяет использовать истребитель-перехватчик МиГ-31 автономно, в составе группы из однотипных самолетов или в качестве самолета-лидера для управления действиями других истребителей.

Перехват воздушных целей возможен по информации, получаемой от наземной автоматизированной системы управления, по разовой координатной поддержке этой системы, а также при ведении полуавтономных действий в разрывном радиолокационном поле или полностью автономных действий в группе. Имеющаяся на борту самолета аппаратура передачи данных обеспечивает взаимный обмен тактической информацией в автоматическом режиме внутри группы из четырех самолетов, один из которых ведущий, при этом группа из четырех самолетов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство в полосе шириной до 800 километров по фронту. Кроме того, бортовая аппаратура способна выдавать целеуказание взаимодействующим самолетам при действиях МиГ-31 в составе смешанной группы.

Технические характеристики:

Длина самолета — 22,688 м.

Высота самолета — 6,150 м.

Размах крыла — 13,464 м.

Дальность перегоночная с подвесными топливными баками (ПТБ) — 3300 км,

Практическая дальность без ПТБ — 2500 км.

Практический потолок — 20600 м.

Максимальная продолжительность полета:

— с подвесными баками — 3,6 ч,

— с дозаправкой в воздухе — 7,0 ч.

Время набора высоты 10 км — 7,9 мин.

Рубеж перехвата:

— на сверхзвуковой скорости — 720 км,

— на дозвуковой скорости без ПТБ — 1000 км,

— на дозвуковой скорости с ПТБ — 1400 км.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

МиГ-31, либо самолет Е-155МП, либо изделие 83, кодификация NATO – Foxhound – это всепогодный сверхзвуковой двухместный истребитель-перехватчик с дальним радиусом действия. Разработка произведена в 70-х, в Опытном конструкторском бюро-155 (в настоящее время – ОАО «РСК «МиГ»). Является первым в СССР боевым самолетом, относящимся к четвертому поколению.

Функционал самолета состоит в ликвидации и перехвате воздушных целей во все времена суток, на малых, предельно малых, средних и больших высотах, при любых метеорологических условиях, когда противник применяет пассивные и активные радиолокационные помехи, а также ложных тепловых целей. Четыре таких истребителя имеют возможность осуществлять контроль над воздушным пространством протяженностью по фронту в 800-900 км. Сначала применение его рассматривалось только в отношении перехвата низколетящих спутников и крылатых ракет на любых скоростях и высотах. Также несколько лет полки истребителей занимали статус спецназа в противовоздушной обороне.

1. Фотографии

2. Видео

3. История создания

Создавать МиГ-31 начали в 1968 году в Опытном конструкторском бюро им. А. И. Микояна.

Боевые возможности самолета планировалось значительно увеличить с помощью электронного оборудования, например, радиолокационной станции с фазированной пассивной антенной решеткой. Истребитель был выполнен по схеме МиГ-25, но отличия были в количестве экипажа, двух человек, штурмана-оператора и летчика. Располагались эти специалисты по схеме «тандем». Прототип самолета поднялся в воздух осенью 1975 года.

Весной следующего года истребитель приступил к госиспытаниям. Их первый этап закончился спустя два года. Второй этап длился в 1979-1980 годах.

Весной 1981 года МиГ-31 был взят на вооружение.

4. Техническое описание

Главной в системе управления вооружением истребителя стала импульсно-допплеровская РЛС с фазированной пассивной антенной решеткой. МиГ-31 оставался единственным серийным истребителем, оснащенным таким оборудованием, вплоть до 2000 года, когда во Франции поступил на вооружение Dassault Rafale.

МиГ-31 и самолёт авиационного комплекса радиообнаружения и наведения А-50 способны производить между собой автоматический обмен целеуказаниями.

4.1 Конструкция планера

Корпус истребителя способен производить подъемную дополнительную силу до 25%, ракеты в нем находятся в полуутопленном состоянии. Наполовину он состоит из стали, на треть из алюминиевых сплавов, на 16% из титана.

4.2 Двигатели

Разработка модульных двигателей была произведена на базе гражданского двигателя от Ту-134, с соплом и форсажной камерой. Чтобы ее запустить, используется впрыск топлива «огненная дорожка». Двигатель создан из сплавов титана, никеля и железа.

4.3 Дальность полёта

Для самолетов с четырьмя ракетами и двумя подвесными баками, запуском ракет на середине пути, сбросом подвесных баков после их выработки и выпущенной ПМК практическая дозвуковая дальность и время полёта равняются соответственно 3000 км и 3 ч 38 мин.

Практическая дозвуковая дальность и время полета с убранной ПМК и без подвесных баков равняется:

  • без ракет: 2480 км, 2 ч 44 мин;
  • с четырьмя ракетами и пуском их на середине пути: 2400 км, 2 ч 35 мин;
  • с четырьмя ракетами: 2240 км, 2 ч 26 мин.

5. Модификации

  • МиГ-31Б. Оснащен системой дозаправки в воздухе, взят на вооружение в 1990 году.
  • МиГ-31БС. МиГ-31Б, у которого снята штанга дозаправки в воздухе.
  • МиГ-31БМ (1998). До 2020 года планируется переоборудовать шестьдесят МиГ-31 в эту модификацию. Госиспытания проводились до 2012 года. МиГ-31БМ оснастятся бортовой радиолокационной системой, обновленной системой управления вооружением. Такие меры позволят находить цели на расстоянии до 320 км и в то же время сопровождать до десяти воздушных целей.
  • МиГ-31Д. Экспериментальный образец. Может нести противоспутниковую ракету 79М6 «Контакт».
  • МиГ-31И. Используется для воздушного старта небольших космических аппаратов.
  • МиГ-31ЛЛ. Летающая лаборатория.
  • МиГ-31М (1993). Усилены радиолокационная станция, бортовое радиоэлектронное оборудование и вооружение.
  • МиГ-31Ф. Фронтовой многоцелевой истребитель, также используемый в атаках наземных целей.
  • МиГ-31ФЭ. МиГ-31БМ, для продажи зарубежным государствам.
  • МиГ-31Э. Для продажи зарубежным государствам. Упрощено радиоэлектронное оборудование.
  • Миг-31ДЗ. Оснащен системой дозаправки в воздухе. Отличия от МиГ-31Б заключаются в нахождении в другом месте штанги дозаправки и наличии второй кабины.
  • Миг-31БСМ (2014). Снята штанга дозаправки в воздухе.

6. Тактико-технические характеристики

6.1 Технические характеристики

  • Экипаж, чел.: 2
  • Длина, см: 2162
  • Размах крыла, см: 1345
  • Высота, см: 650
  • Площадь крыла: 61,60 м²
  • Общий вес, т: пустого – 21,82; при полной заправке – 39,15; наибольшая взлетная масса – 46,75; топлива — 17,33.
  • Двигатель: два ТРДДФ Д-30Ф6. Общий вес, кг: 4832. Тяга, на один двигатель, кгс: на форсаже – 15500; наибольшая бесфорсажная – 9500.
  • Наибольшая эксплуатационная перегрузка: 5G.

6.2 Лётные характеристики

  • Наибольшая допустимая скорость, км/ч: на большой высоте – 3000 (М=2,82), а на малой – 1500.
  • Крейсерская скорость, км/ч: сверхзвуковая – 2500 (М=2,35); дозвуковая: 950 (M=0,9).
  • Практическая дальность, км: на высоте 10 км, при M=0,8 – 1450; на высоте 18 км, при М=2,35 — 720.
  • Боевой радиус, км: 720.
  • Время полёта, ч: до 3,3.
  • Практический потолок, км: 20,6.
  • Нагрузка на крыло, кг/м²: при наибольшей взлетной массе – 759; при полной заправке – 635.
  • Тяговооружённость: при наибольшей взлётной массе: 0,66; при полной заправке: 0,79
  • Скороподъёмность, м/с: на сверхзвуковой скорости, на Н=11км – 250; у земли 160

6.3 Вооружение

Один из вариантов комплекта вооружения:

  • пушка калибра 23 мм ГШ-6-23М, на 260 снарядов
  • четыре универсальные ракеты большой дальности Р-33;
  • две универсальные ракеты средней дальности Р-40Т;
  • четыре универсальные ракеты малой дальности Р-60, Р-60М.

Ударные комплексы.

  • Пушечное: 1 × 6 23мм ГШ-6-23. Боекомплект: 260 снарядов.
  • Ракетное: ракеты класса воздух-воздух: большой дальности — шесть Р-37, четыре Р-33, Р-33 и Р-33С; средней дальности – четыре Р-77, Р-40 и Р-40РД; малой дальности: 4 Р-73 и 4Р-60(М).

Возможно ведение стрельбы средствами воздух-поверхность. Такими как противокорабельными/противорадиолокационными ракетами, бомбами с лазерным наведением 0,5 т, X-58 и X-31П. Наибольшая масса боевой нагрузки – 9 тонн.

7. Эксплуатация

Поступление на вооружение истребителей началось в 1980 году. В следующем году они начали производиться в Горьком. Самолеты первых трех серий были изготовлены для летных испытаний. Новые перехватчики стали пополнять противовоздушную оборону в 1983 году.

Истребители заменили собой Ту-128 и Су-15. Осенью 1984 года они встали на боевое дежурство на Сахалине.

К концу их производства, в 1994 году, было выпущено в свет более полутысячи МиГ-31Б и МиГ-31.

Использовались во время Второй Чеченской войны.

По состоянию на сегодняшний день проводится модернизация находящихся на вооружении истребителей до состояния МиГ-31БМ. Поступление на вооружение таких самолетов началось в 2008 году.