26.06.2020

Тор зрк зенитно-ракетный комплекс малой дальности фото. Снайперский «Тор»: почему российские зенитные комплексы считаются ювелирным средством ПВО Зрк тор м3 что дальше


Работы по созданию нового ЗРК малой дальности 9К331 «Тор-М1» в СССР были завершены в 1983 году, испытания комплекса проходили в 1984 году, а в 1986 году новый комплекс поступил на вооружение Советской Армии. В состав ЗРК входят: боевая машина (БМ) 9АЗЗО, зенитная управляемая ракета (ЗУР) 9МЗЗО, транспортно-заряжающая машина, транспортная машина и ремонтные средства. БМ 9АЗЗО представляет собой гусеничную легко бронированную машину ГМ-355 Минского транспортного завода с вращающейся башней большого размера, в которой размещено радиоэлектронное оборудование и 8 ЗУР.

ЗРК Тор-М1 - видео

Электронное оборудование зенитно-ракетного комплекса 9К331 «Тор-М1» включает: 1) станцию обнаружения целей (СОЦ) с системами опознавания и стабилизации антенны; 2) станцию наведения (СН) с фазированной антенной решеткой (ФАР) с одним целевым каналом, двумя ракетными каналами и каналом координатора захвата ЗУР; 3) специальную ЭВМ; 4) устройство вертикального пуска для 8 ЗУР; 5) аппаратуру стартовой автоматики и предстартового контроля ЗУР; 6) навигационную систему; 7) систему документирования процесса боевой работы; 8) автономную систему электропитания на основе газотурбинного двигателя (ГТД).

ЗРК «Тор-М1» способен вести разведку целей в движении и открывает огонь с короткой остановки. БМ 9АЗЗО может одновременно обстреливать одну цель двумя ракетами, запущенными с интервалом не менее 4 секунд. Защита от противорадиолокационных ракет обеспечивается уничтожением их в полете. После модернизации в 1991 году появился ЗРК 9К331 «Тор-М1». На БМ 9М331 была установлена более мощная ЭВМ, обеспечивающая возможность одновременного обстрела двух целей, а в СОЦ вошли более мощная система помехозащиты и более чувствительный приемник, а также аппаратура сопряжения и связи с более современным, чем ПУ-12М, подвижным пунктом управления «Ранжир» 9С737. После распада СССР машины «Тор-М1»стали строиться на базе гусеничного транспортера ГМ-5955 Мытищинского машиностроительного завода. 8 ЗУР 9М331 теперь собраны в два пусковых ракетных модуля 9М334.

СОЦ 9К331 «Тор-М1» осуществляет круговой обзор и способна обнаруживать самолеты на дальностях до 27 км, а беспилотные средства - до 15 км. ЭВМ осуществляет обработку 24 целей и выдает целеуказание на станцию наведения, которая, используя ФАР, начинает сопровождать указанные цели. При пуске ракеты выбрасываются вертикально вверх катапультой и двигаются в направлении обстреливаемой цели. На высоте 20 м происходит запуск маршевого двигателя. Станция наведения быстро сканирующим лучом ФАР одновременно начинает сопровождать и летящие ракеты с дальности 250 м.

Передача команд управления полетом на борт ракет обеспечивается этим же лучом ФАР. Ракеты 9МЗЗО и 9М331 имеют твердотопливные двигатели, осколочно-фугасные боевые части и неконтактные радиовзрыватели. ЗРК «Тор» и «Тор-М1» находятся на вооружении зенитных ракетных полков (танковых дивизий), состоящих из командного пункта (оснащен машинами боевого управления МП22 и обработки информации МП25, РЛС обнаружения 9С18 «Купол», П-19, «Каста-2-2»), четырех батарей (по 4 БМ 9АЗЗО или 9А331 и одному пункту управления ПУ-12М или «Ранжир») и подразделений обеспечения.

Тактико-технические характеристики ЗРК 9К331 Тор-М1

Разработчик: Алмаз-Антей
- Годы разработки: с 1972 по 1983
- Годы производства: с 1983
- Годы эксплуатации: с 1986

Экипаж, чел.: 4 (9А330). 3 (9А331)

Вес ЗРК 9К331 Тор-М1

Боевая масса, т: 32

Габаритные размеры ЗРК 9К331 Тор-М1

База, мм: 5055
- Клиренс, мм: 450

Вооружение ЗРК 9К331 Тор-М1

Ижевский электромеханический завод «Купол» впервые поставил полковой комплект ЗРК малой дальности 9К331М «Тор-М2» для оснащения 538-го зенитного ракетного полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии Западного военного округа. Об этом сообщил в ходе Единого дня военной приемки командир полка Константин Демидов.

После завершения обучения личного состава в учебном центре в Ейске и прохождения боевых стыковочных стрельб полк переместится в пункт постоянной дислокации.

Поставки комплекса начались в прошлом году. Тогда завод «Купол», входящий в концерн «Алмаз-Антей», передал в Сухопутные войска РФ два дивизионных комплекта. Соответственно, в этом году серийное производство новых «Торов» расширилось.

Самоходный ЗРК «Тор», несмотря на то, что был уже неоднократно модернизирован, — сравнительно молодой комплекс. Эта разработка московского Научно-исследовательского электромеханического института (НИЭИ) была внедрена в производство на ижевском заводе «Купол» в начале 80-х годов. А на вооружение первый «Тор», без индекса, был принят в 1986 году.

В 1991 году в войска начал поступать «Тор-М1». Затем появилось еще несколько модификаций, в которых варьировалось шасси — и гусеничное, и колесное. Были также созданы буксируемый и стационарный комплекс. А также морской для установки на кораблях.

«Тор-М2» был принят на вооружение в этом десятилетии, и сейчас им начинают интенсивно комплектовать вооруженные силы для противовоздушной обороны в ближней зоне мотострелковых и танковых дивизий. Примерно в это же время появилась и еще одна модификация — «Тор-М2У», два дивизиона которых уже тоже поступили в войска.

«Тор-М2» предназначен для эффективной борьбы с ракетами класса «воздух-земля», управляемыми и корректируемыми авиабомбами, противорадиолокационными ракетами и другим высокоточным оружием нового поколения, самолетами тактической и армейской авиации, крылатыми ракетами, вертолетами, беспилотными летательными аппаратами.

Ракеты комплекса способны поражать цели в условиях радиоэлектронного противодействия, а также отражать массированные атаки.

Существенным отличием новой модификации комплекса от предыдущих является повышение возможностей обнаружения и сопровождения целей станции обнаружения, которая оснащена новой антенной на базе щелевой фазированной антенной решетки. В совокупности с обновленным программным обеспечением это позволяет обнаруживать цели, при создании которых максимально использовались стелс-технологии. Одновременно новая станция обладает повышенной, в сравнении с «Тор-М1», помехозащищенностью. Также работу ЗРК обслуживает новая электронно-оптическая аппаратура обнаружения целей.

Станция определения не только находит и опознает цели, подлежащие уничтожению, но и оценивает воздушную обстановку, в автоматическом режиме определяет наиболее опасные из них, производит автосопровождение и фиксирует момент вхождения целей в зону обстрела. После пуска ракет производится их автоматическое наведение на цели радиокомандным способом.

Старт одноступенчатой твердотопливной ракеты осуществляется катапультным способом за счет порохового ускорителя. Маневрирование ведется при помощи газодинамических рулей. Осколочно-фугасная боевая часть может срабатывать как контактным способом, так и за счет срабатывания индукционного датчика, определяющего подлет к объекту значительной массы.

При этом ракета развивает скорость до 800 м/с и способна маневрировать с ускорением до 30g. Максимальная скорость сбиваемых целей — 750 м/с, а перегрузка — 12g.

Зона поражения цели по дальности — от 100 м до 15000 м, по высоте — от 10 м до 10000 м.

Количество обнаруживаемых целей — до 48, одновременно сопровождаемых — 10, одновременно обстреливаемых — 4. При этом боевые машины дивизиона могут обмениваться информацией об обнаруженных целях и перераспределять их между собой.

И командир полка Константин Демидов, принявший на вооружение полковой комплект ЗРК, и разработчики, и высшие чины Министерства обороны утверждают, что «Тор-М2» не имеет аналогов в мире по своим боевым возможностям. Если сравнивать с лучшим американским ЗРК ближней зоны, то тут, действительно, наблюдается многократное превышение.

ЗРК M1097 Avenger был создан компанией Boeing Aerospace Company в 1989 году. Разработчики сильно не напряглись, установив на армейский внедорожник HMMWV два транспортно-пусковых контейнера на 4 ракеты «Стингер» в каждом. Также в комплект входит пулемет калибра 12,7 мм. Дальность стрельбы — 5,5 км, максимальная высота цели — 3,8 км.

Безусловно уступает российскому комплексу и франко-немецкий ЗРК «Роланд» как на колесном, так и на гусеничном шасси, эксплуатирующийся с 1977 года. Принцип наведения и сопровождения ракеты на цель такой же, как и у «Тора». Однако характеристики комплекса слабее. Ракета имеет максимальную скорость, не превышающую 1,2 М. Дальность стрельбы — 6,3 км, максимальная высота цели — 5,5 км.

Немцы около 15 лет назад приняли на вооружение новый комплекс — LeFlaSys/ASRAD, который считается совершеннее «Роланда». Но в нем присутствует некоторая несбалансированность. У комплекса прекрасные средства обнаружения и сопровождения целей по РЛС и инфракрасным каналам, основанные на мощном аппаратном и программном оснащении. Их дальность превышает 20 километров, число сопровождаемых целей — до 20. Но при этом используются ракеты от ПЗРК — «Мистраль» и «Стингер», имеющие слишком низкий потолок, чтобы бороться с высотными целями. К тому же комплекс, установленный на гусеничное шасси, вооружен лишь четырьмя ракетами.

А вот при сравнении «Тора» с израильским ЗРК Spyder-SR не все столь очевидно. Прежде всего, следует сказать, что средства обнаружения у Spyder более эффективны. Цели засекаются на расстоянии до 35 км. И при этом число сопровождаемых целей может достигать 60-и. Однако не вполне понятно, для чего нужна такая гигантомания, поскольку боевая машина вооружена лишь четырьмя ракетами. Шестиосное колесное шасси слабовато, больше ракет оно не потянет.

Любопытно решен вопрос используемых зенитных ракет. Они класса «воздух-воздух», используемые в истребительной авиации. К ним приделали пороховые ускорители и поместили в транспортно-пусковые контейнеры.

Spyder использует два типа ракет. Одна имеет радиолокационную головку самонаведения, вторая — инфракрасную. Этим обеспечивается всепогодность использования комплекса. «Слабая» ракета — инфракрасная, она имеет дальность, равную 20 км, высоту — 9 км. «Сильная» — радиолокационная с дальностью до 35 км и высотой стрельбы до 16 км. Сильной стороной «слабой» ракеты является то, что она имеет инфракрасную ГСН матричного типа с разрешающей способностью 320×240 пикселей. Обмануть ее довольно затруднительно.

Что же касается динамических характеристик израильских ракет, то известно, что они имеют максимальную скорость в 4 М. Но эта скорость исчисляется при запуске с летящего со сверхзвуковой скоростью самолета, то есть две скорости складываются. Что соотносится со скоростью ракеты «Тора» — она превышает 2,5 М. Но вот по маневренности наша ракета более эффективна, она имеет перегрузку в 30g. Израильская выдерживает лишь 12g.

Из чего можно сделать вывод, что если российский «Тор» и не имеет в мире аналогов, то далеко не по всем характеристикам.

20 июня 1957 года постановлением Совета министров СССР в Ижевске было основано новое уникальное предприятие по производству аппаратуры радиоуправления, сегодня это АО «Ижевский электромеханический завод «Купол» (ИЭМЗ «Купол»). С момента основания ими были освоены более 40 видов военной продукции, от блоков для первого войскового зенитного ракетного комплекса «Круг» до новейшего ЗРК «Тор-М2ДТ». Да, в том числе именно благодаря их работе, мы можем сейчас видеть мирное небо над нашей головой. Мне недавно удалось попасть на этот завод, но начать я всё же хотел с их музея.


У проходной завода установлена боевая машина ЗРК малой дальности «Оса» (индекс ГРАУ - 9К33, по классификации МО США и НАТО: SA-8 Gecko («Геккон»)). ЗРК «Оса» является всепогодным автономным самоходным средством ПВО, который предназначался для борьбы с пилотируемыми и беспилотными средствами воздушного нападения в условиях активного радиоэлектронного противодействия. Короче говоря, они прикрывали наши войска от низколетящих целей. Их разработка (на стадии проработки требований проект носил название «Эллипсоид») началась 27 октября 1960 года. Параллельно разрабатывался и аналогичный комплекс ЗРК «Оса-М» для защиты кораблей военно-морского флота. ЗРК «Оса» был принят на вооружение 4 октября 1971 года. Широкой общественности эти машины впервые показали на военном параде на Красной площади в Москве в ноябре 1975 года. Их серийное производство было развёрнуто на 2-х предприятиях. Сама боевая машина производилась на Ижевском электромеханическом заводе, а зенитные управляемые ракеты делали на Кировском машиностроительном заводе. Всего же с момента начала серийного производства было выпущено около 1,2 тыс. единиц данной техники. Кстати, ЗРК «Оса» и его модификации до сих пор состоят на вооружении ряда стран.

2.

Помимо того, что данный комплекс может передвигаться своим ходом, он готов летать на грузовых самолётах ИЛ-76 или перемещаться на железнодорожном транспорте. Мощный двигатель способен обеспечить ЗРК максимальную скорость до 80 км/ч по шоссе. При этом по грунтовым дорогам едет со скоростью до 55 км/ч. В случае необходимости, ЗРК «Оса» способен даже сам плыть со скоростью до 10 км/ч. В данном случае, двигатель обеспечивает работоспособность специального водомёта. Их шасси может буксировать прицепы весом до 7 200 кг. Сам комплекс был оснащён четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9M33, модификация «Оса-АК» имеет 6 ракет 9М33М2, а «Оса-АКМ» - 6 ракет 9М33М3. Такие машины способны обнаруживать и опознавать воздушные цели в движении. С короткой остановкой, способны обстреливать одну цель двумя ракетами. Время развёртывания и свёртывания боевой машины не более 5 минут. Разработкой подобного зенитного комплекса занимались и в других странах. Первыми были англичане. Им удалось создать наземные ЗРК «Тайгер Кэт» и «Рапира», но по своим тактико-техническим характеристикам (ТТХ) они значительно уступали нашей «Осе».

3. Модель БМ ЗРК «Оса-АКМ» в музее.

4. Мемориал "Честь и слава участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг"

Работы по созданию дивизионного автономного самоходного ЗРК «Тор» начались в НИЭМИ в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР, от 4 февраля 1975 года. Первый ЗРК 9К330 «Тор» появился только в 1983 году, но и то после ряда испытаний, его пришлось дорабатывать. Комплекс был окончательно принят на вооружение 19 марта 1986 года. Серийный выпуск «Торов» был налажен опять-таки на Ижевском электромеханическом заводе, но некоторые узлы поставлялись с других предприятий. Так, Минский тракторный завод (МТЗ) поставлял гусеничные шасси или платформу, Кировский машиностроительный завод занимался производством управляемых ракет, ещё несколько предприятий отвечали за другие более мелкие узлы.

5. Ещё одна серьёзная машина, которая установлена, но уже на территории завода, это ЗРК «Тор-М1» (индекс ГРАУ - 9К331, по классификации МО США и NATO - SA-15 Gauntlet («Латная рукавица»)).

Базой для размещения всех агрегатов ЗРК 9К330 «Тор» является боевая машина 9А330, которая производилась на шасси ГМ-355, производства Минского тракторного завода. На шасси размещалось специальное оборудование, а также поворотное пусковое устройство, на котором кроме пусковой установки для управляемых ракет размещались специальные антенны и локаторы. Масса боевой машины 9А330 составляла 32 тонны. Благодаря мощнейшему 840-сильному дизелю, боевая машина могла поддерживать высокий темп движения и не отставать от танков и БМП. Запас хода «Тора» достигал 500 км, а максимальная скорость по трассе - 65 километров.

Реакция мобильного комплекса на цель составляла 8,7 секунды, если система находилась в неподвижном состоянии, и 10,7 - при сопровождении войск. Переход мобильного комплекса из походного положения в боевое состояние происходил за 3 минуты. Чтобы загрузить комплекс новыми ракетами взамен израсходованных, нужно было затратить около 18 минут, причём загрузка управляемых ракет происходила с помощью специальной заряжающей машины - 9Т231. Ракеты, которыми оснащались ЗКР «Тор», назывались 9М330. Данные ракеты, имея вес в 165 кг и длину в 2,9 м, несли осколочно-фугасный заряд весом 14,8 кг. Поражение цели производилось многочисленными осколками боевой части. Вероятность поражения самолетов одной ракетой достигала 0,3-0,77 (где под единицей понимается 100 процентов), для вертолетов этот параметр составлял 0,5-0,88, для дистанционно пилотируемых летательных аппаратов - 0,85-0,955.

Сразу после принятия на вооружение комплекса 9К330 «Тор» началась разработка его модернизированного варианта под обозначением 9К331 «Тор-М1». Данный Комплекс был принят на вооружение в 1991 году. Он быстрее реагировал на цель (всего на 1-2 секунды) и появилась возможность обстрела сразу двух целей.

6.

7. Модель боевой единицы ЗРС «Тор-М1Т» буксируемый вариант

Музей был открыт в 2007 году, повод был серьёзней некуда, заводу исполнилось 50 лет. Сегодня на площади 470 кв. метров разместились более 100 тематических стендов, около 500 различных экспонатов, много альбомов, фотографий, наград, продукции. Всё это по полной погружает в историю и настоящую жизнь завода. Особенно впечатляют модели военной техники, которые завод производил и делает сейчас. Они не только копируют оригиналы, пусть и в меньших масштабах, так они могут ездить и даже стрелять. Очень круто!

8.

9.

Зенитная управляемая ракета ЗУР 9М330. Её стартовая масса составляла 165 кг (в том числе БЧ -14,8 кг), длина ракеты - 2898 мм, диаметр корпуса -235 мм, размах крыла - 650 мм. В ракете используется твердотопливный ракетный двигатель. ЗУР 9М330 выполнена по конструктивной схеме «утка». Ракеты находились в пусковом устройстве боевой машины без транспортных контейнеров и запускались вертикально с помощью пороховых катапульт. Дальность поражения цели ракетой 12 км. Время готовности ракеты к пуску составляло 5 сек. Максимальная скорость ракеты - 850 м/с

10.

Зенитная управляемая ракета ЗУР 9М33 для зенитного комплекса «Оса». Масса ракеты составляла 128 кг, в том числе 15 кг - боевая часть, Средняя скорость ЗУР равнялась 500 м/с. Длина ракеты составляла 3158 мм, диаметр - 206 мм, размах крыла - 650 мм. Дальность поражения цели 10 км.

11.

С 2012 года вместо 9К331 «Тор-М1» наша армия начинает закупать зенитные ракетные комплексы «Тор-М2У» и далее «Тор-М2Э». В их системе обнаружения целей уже используется новейшая оптико-электронная система. Мощные современные процессоры комплекса способны одновременно отследить 48 целей, распределив их по степени опасности. Одновременно комплекс может атаковать до 4 целей, используя для этого до 8 ракет.

«Тор-М2К» (9К332МК) - это зенитный ракетный комплекс с боевой машиной на колесном шасси. Шасси разработано белорусским предприятием «Минский завод колёсных тягачей». В состав боевых средств комплекса входят: боевая машина 9А331МК, зенитный ракетный модуль 9М334 с восемью зенитными управляемыми ракетами 9М9331 управляемых по четырем каналам.

12. Модель БМ ЗРК «Тор-М2К».

13. Модель Артиллерийский радиолокационный комплекс разведки и обслуживания стрельбы наземной артиллерии, АРК-1М «Рысь».

14. Модель Автономного боевого модуля ЗРК «Тор-М2КМ» и Боевая машина Зенитно-ракетной системы «Тор-М1».

«Тор-М2ДТ» (9K331МДТ) - это арктический вариант зенитного ракетного комплекса с боевой машиной на базе двухзвенного гусеничного транспортёра ДТ-30. Впервые представлен был широкой публике на военном параде Победы на Красной площади 9 мая 2017 года.

15. Макет боевой единицы ЗРК «Тор-М2ДТ»

16. В истории завода были разные времена. Например, в непростые 90-е приходилось выпускать даже игрушки. Завод свою историю хорошо помнит и совсем не стесняется. Отдельные стенды посвящены и этой теме.

"Хочешь жить, умей вертеться! И предприятие начинает производить в широком ассортименте товары народного потребления: большим спросом у населения стали пользоваться их светильники, электронные игрушки, детский настольный теннис, пьезозажигалки Искра, отопительные системы обогрева садовых домиков, коттеджей, теплиц и и т.д.

17.

Кроме изделий стратегического назначения, завод активно работает и сейчас по направлению гражданской продукции. Сегодня «Купол» - это одно из самых диверсифицированных предприятий Удмуртии. Они с головой ушли в нишу тепло- и климатотехники, систем кондиционирования и вентиляции, оборудования для пищевой промышленности и нефтянки, изделий из пластмассы для косметики и медицины, производство нанокомпозитов и инфузионных растворов и т.д.

18.

19. Вот, например, Карусельный разливной автомат ижевского завода «Купол», который успешно работает на Сарапульском ЛВЗ, на котором я также побывал:

20.

21.

22.

23. Большое спасибо всей пресс-службе АО «Ижевский электромеханический завод «Купол» за отличную экскурсию по предприятию и музею! А в следующий раз я покажу сам завод.

Вся моя история под флагом «Сделано в Удмуртии»:





В начале 70-х перед военными встал вопрос улучшения войсковой противовоздушной обороны. Существующая «Шилка» имела уже неудовлетворительный радиус действия, и надо было что-то делать. Как дальнейшее развитие «Шилки» был создан комплекс «Тунгуска», имеющий не только пушки большего калибра, но и ракеты. Однако развитие средств нападения, таких как корректируемые бомбы или крылатые ракеты, требовало пересмотреть взгляды на оборону войск и объектов.

В дополнение к ракетно-пушечной «Тунгуске» требовалось создать чисто ракетный зенитный комплекс малой дальности. Основная его цель – сопровождать войска на марше и, если есть такая необходимость, прикрывать от атак с воздуха стационарные объекты. Создание ЗРК поручили московскому Научно-исследовательскому электромеханическому институту (НИЭМИ); созданием ракеты занялось МБК «Факел». И уже в 1986 году на вооружение приняли ЗРК «Тор». Новый самоходный ЗРК, как и «Тунгуска», получил боекомплект из восьми ракет, но ЗУР 3М330 «Тора» имеет больший радиус поражения – до 12 километров против восьми у «Тунгуски». Также «Тор» обладает большей высотой поражения целей – до 6 км.

В качестве ходовой части для «Тора» было избрано гусеничное шасси ГМ-335 Минского тракторного завода. Как и в случае «Шилки», ракетный комплекс должен был иметь возможность сопровождать войска на марше, в том числе и на пересеченной местности. Еще на стадии создания облика ЗРК из техзадания исключили требование по преодолению водных преград вплавь: в таком случае комплекс получился бы гораздо сложнее и дороже. Характерными чертами «Тора» стали вертикальное расположение ракет и вращающаяся «башня» - антенно-пусковое устройство, несущее на себе две антенны РЛС (станции обнаружения целей и наведения), также в нем вертикально расположены пусковые установки для восьми ракет.

В конце 80-х была проведена модернизация комплекса. Помимо обновленной аппаратуры «Тор-М1» получил новый транспортно-пусковой контейнер под индексом 9Я281 для ракет. Теперь они загружались не по одной, но «пакетами» по четыре. За счет нового ТПК удалось сократить время перезаряжания ЗРК до 20-25 минут. Также на основе ракеты 9М330 была создана 9М331: она получила новую боевую часть и некоторые усовершенствования конструкции.

С начала 2000-х идет работа над следующей модификацией «Тора» - «Тор-М2». В очередной раз был пересмотрен состав электронной аппаратуры комплекса. Главная цель, которую преследовали конструкторы, – обеспечение работы ЗРК в условиях радиоэлектронного противодействия, в том числе и атака целей с низким ЭПР. Для этого «Тор-М2Э» получил некоторое количество новых модулей оборудования (точный состав замены, естественно, засекречен), щелевую фазированную решетку и новое программное обеспечение станции обнаружения целей. Список потенциальных целей «Тор-М2Э» теперь включает в себя не только самолеты и вертолеты, но и высокоточное (ракеты и бомбы), беспилотные летательные аппараты и т.д. Так, для атаки целей теперь используется не два канала, как у «Тор-М1», а четыре, а высота поражения целей увеличена до 10 км.

Состав «Тор-М2Э» выглядит следующим образом:

Боевая машина. Либо 9А331МУ на гусеничном шасси, либо 9А331МК на колесном МЗКТ-6922. Обе ходовые части изготовляются на Минском тракторном заводе. При этом «башня» с пусковыми установками и антеннами РЛС, а также оборудование полностью аналогичны.

Зенитно-ракетный модуль 9М334, состоящий из контейнера, четырех ракет 3М331 и двух специальных балок для соединения его с другими контейнерами. Ракета 3М331 может поражать аэродинамические цели, летящие со скоростями до 700 м/с и маневрирующие с перегрузкой до 10 единиц. Для противодействия «пляскам» цели ракета может маневрировать с перегрузкой до 30 единиц. Пуск ракеты производится минометным образом, а на высоте около 15-20 метров происходит запуск ее маршевого двигателя. Также двигатель может включаться через 1 секунду после выброса ракеты из ТПК либо при отклонении ракеты от вертикали на угол более 45-50°.

Транспортно-заряжающая машина 9Т244, комплект такелажного оборудования и т.д.

Аппаратура боевой машины позволяет обнаруживать, опознавать и сопровождать цели как на стоянке, так и на ходу. Для пуска ракеты, в свою очередь, требуется остановка машины. После пуска ракеты «Тор-М2Э» может снова трогаться с места и догонять сопровождаемое подразделение. Одновременно «Тор-М2Э» может «видеть» 48 целей и сопровождать десять из них, попутно определяя их опасность. Для повышения эффективности работы «Тор-М2Э» имеет т.н. конвейерный режим работы: для атаки одной цели используется один целевой канал; как только ракета по командам с земли выводится на цель и поражает ее, канал может быть моментально переключен на атаку другой. Таким образом, «Тор-М2Э» имеет большие возможности по отражению массированных атак противника, чем его предшественники.

Еще одно нововведение «Тор-М2Э» касается взаимодействия боевых машин. При необходимости две машины могут быть объединены в звено и обмениваться информацией о целях. Иными словами, о цели, обнаруженной одной машиной, сразу же узнает другая и наоборот. Также режим «звено» позволяет распределить окружающее пространство между двумя машинами и, как следствие, обеспечить более эффективное прикрытие объекта. Кроме того, ракета, выпущенная одной машиной, может наводиться на цель средствами второго комплекса. Помимо совместной работы «звено» позволяет не выходить из боя машине с поврежденной станцией определения целей – в таком случае вся нужная информация будет идти с другого «Тора», состоящего в звене.

За счет большой автоматизации оборудования удалось сократить экипаж с четырех человек у «Тора» до трех у «Тор-М2Э».

Впервые широкая общественность узнала о «Торе-М2Э» на авиасалоне МАКС-2007, а уже в следующем году комплекс приняли на вооружение российской армии. Последняя на данный момент модификация «Тора» заинтересовала и зарубежные страны: с Белоруссией уже подписан контракт на дивизион ЗРК, а контракт с Ливией от 2008 года, похоже, вряд ли будет выполнен по объективным политико-экономическим причинам.

Работы по созданию зенитного ракетного комплекса "Тор" (9К330) были начаты в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 04.02.1975 в кооперации, которая сложилась при разработке зенитного ракетного комплекса "Оса". Работы были закончены в 1983 году. Как и при разработке комплексов "Оса" и "Оса-М", параллельно с разработкой комплекса для Сухопутных войск развернули работы по корабельному комплексу "Кинжал", частично унифицированному с ним.

За полтора десятилетия, которые прошли от начала разработки ЗРК "Оса", изменились не только задачи, стоящие перед войсковыми зенитными ракетными комплексами, но и возможности их решения.

Кроме решения традиционной задачи по борьбе с пилотируемой авиацией, войсковые зенитные ракетные комплексы должны были обеспечить уничтожение авиационных средств поражения – планирующих авиабомб типа "Уоллай", ракет класса "воздух-земля", крылатых ракет типа ALCM и ASALM, ДПЛА (дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов) типа BGM-34. Для эффективного решения данных задач требовалась автоматизация всего процесса боевой работы, использования более совершенных РЛС.

Изменившиеся воззрения на характер вероятных боевых действий стали причиной того что требования по возможности преодоления войсковыми ЗРК водных преград вплавь были сняты, однако была определена потребность в обеспечении для всех составляющих данных зенитных ракетных комплексов одинаковой скорости и степени проходимости с БМП и танками прикрываемых частей. Учитывая данные требования и необходимость увеличения боекомплекта зенитных управляемых ракет, осуществлялся переход дивизионного комплекса с колесного шасси на более тяжелое гусеничное.

Схема вертикального запуска ракет отработанная при разработке ЗРС С-300 позволила реализовать аналогичное тех. решение в зенитном ракетном комплексе "Тор", вертикально разместив 8 управляемых ракет по оси башни БМ, защитив их от поражения осколками бомб и снарядов, а также неблагоприятных погодных воздействий.

Головным разработчиком зенитного ракетного комплекса "Тор" определили НИЭМИ МРП (ранее НИИ-20 ГКРЭ). Ефремов В.П. был назначен главным конструктором комплекса в целом, а Дризе И.М. – боевой машины 9А330 данного комплекса. Разработкой зенитной управляемой ракеты 9М330 для "Тор" занималось МКБ "Факел" МАП (ранее ОКБ-2 ГКАТ). Руководил данной работой Грушин П.Д. К разработке ЗУР и боевых машин, средств тех. обеспечения и обслуживания привлекались и другие организации промышленности.

В состав боевой машины 9А330 входили:
- станция обнаружения целей (СОЦ) с системами стабилизации основания антенны и опознавания государственной принадлежности;
- станция наведения (СН), с каналом координатора захвата зенитной управляемой ракеты, двумя ракетными каналами и одним целевым каналом;
- специальная ЭВМ;
- пусковое устройство, которое обеспечивает вертикальный поочередный старт 8 управляемых ракет, размещенных на боевой машине, и аппаратура различных систем (стартовой автоматики, топопривязки и навигации, документирования процесса боевой работы, функционального контроля боевой машины, жизнеобеспечения, автономного электропитания в которой использован газотурбинный электрогенератор).

Все указанные тех. средства размещались на самоходном гусеничном шасси имеющем высокую проходимость. Шасси было разработано Минским тракторным заводом ГМ-355, и было унифицированным с шасси зенитного пушечно-ракетного комплекса "Тунгуска". Вес боевой машины, включая восемь управляемых ракет и боевой расчет из 4 человек, составлял 32 тонны.

Боевая машина 9А331-1 на репетиции парада победы в Москве

Станция обнаружения целей (СОЦ) – когерентно-импульсная радиолокационная станция кругового обзора сантиметрового диапазона, имеющая по углу места частотное управление лучом. Парциал (луч) шириной 1,5 градуса по азимуту и 4 градуса по углу места мог занимать в угломестной плоскости восемь положений, перекрывая таким образом сектор в 32 градуса. По углу места мог производиться одновременный обзор в трех парциалах. Для установки очередности обзора по парциалам служила специальная программа ЭВМ. Основным режимом работы предусматривался темп обзора зоны обнаружения в течение 3 секунд, причем нижнюю часть зоны просматривали два раза. При необходимости мог обеспечиваться обзор пространства в трех парциалах со скоростью 1 секунда. Отметки с координатами 24-х обнаруженных целей были завязаны в трассы (до 10 трасс одновременно). На индикатор командира выводились цели в виде точек с векторами, характеризующими направление и величину скорости ее движения. Около них отображались формуляры, которые содержали номер трассы, номер по степени опасности (определялась минимальным временем вхождения в зону поражения), № парциала, в котором находится цель, а также признак производимой в данный момент операции (поиск, сопровождение и так далее). Во время работы в сильных пассивных помехах для СОЦ предусматривалась возможность бланкирования сигналов из направления забитого помехами и участка расстояния до целей. При необходимости существовала возможность введения в ЭВМ координаты цели находящейся в секторе бланкирования для выработки целеуказания за счет ручной накладки маркера на цель прикрытую помехами и ручного "скалывания" отметки.

Разрешающая способность станции обнаружения по азимуту была не хуже 1,5-2 градуса, по углу места – 4 градуса и 200 м – по дальности. Максимальная ошибка определения координат цели составляла не более половины величин разрешающей способности.

Станция обнаружения целей при коэффициенте шума приемника 2-3 и мощности передатчика 1,5 кВт обеспечивала обнаружение летящих на высотах 30-6000 метров самолетов F-15, на дальностях до 27 км с вероятностью минимум 0,8. Беспилотные средства воздушного нападения на дальностях 9000-15000 м обнаруживались с вероятностью 0,7. Вертолет с вращавшимся винтом, находящийся на земле, обнаруживался на дальности 7 км с вероятностью от 0,4 до 0,7, зависавший в воздухе на дальности 13-20 километров с вероятностью от 0,6 до 0,8, а осуществлявший подскок на высоту 20 метров с земли на дальности в 12 тыс. м с вероятностью минимум 0,6.

Коэффициент подавления сигналов отраженных от местных предметов в аналоговых каналах приемной системы СОЦ 40 дБ, в цифровом канале – 44 дБ.

Защиту от противорадиолокационных ракет обеспечивало их обнаружение и поражение собственными зенитными управляемыми ракетами.

Станция наведения - когерентно-импульсная радиолокационная станция сантиметрового диапазона с малоэлементной ФАР (фазированная антенная решетка), формировавшей по углу места и по азимуту луч шириной 1 градус и обеспечивавшей электронное сканирование в соответствующих плоскостях. Станцией обеспечивался поиск цели по азимуту в секторе 3 градуса и по углу места 7 градусов, автосопровождение по трем координатам одной цели моноимпульсным методом, запуск одной или двух зенитных управляемых ракет (с интервалом 4 секунды) и их наведение.

Передача на борт управляемой ракеты команд осуществлялась за счет единого передатчика станции через фазированную антенную решетку. Этой же антенной за счет электронного сканирования луча обеспечивалось одновременное измерение координат цели и 2 управляемых ракет наводимых на нее. Частота обращения луча к объектами – 40 Гц.

Разрешающая способность станции наведения по углу места и по азимуту не хуже - 1 градус, по дальности - 100 метров. Среднеквадратические ошибки автосопровождения истребителя по углу места и по азимуту составляли не более 0,3 д. у., по дальности – 7 м и по скорости – 30 м/с. Среднеквадратические ошибки сопровождения управляемых ракет по углу места и по азимуту были того же порядка, по дальности – од 2,5 метров.

Станция наведения при чувствительности приемника 4 x 10-13 Вт и средней мощности передатчика 0,6 кВт обеспечивала дальность перехода на автоматическое сопровождение истребителя, равную 20 километров с вероятностью 0,8 и 23 километрам с вероятностью 0,5.

Ракеты в ПУ боевой машины находились без транспортных контейнеров и запускались при помощи пороховых катапульт вертикально. Конструктивно антенное и пусковое устройства боевой машины объединялись в антенно-пусковое устройство, которое вращалось относительно вертикальной оси.

Твердотопливная зенитная управляемая ракета 9М330 выполнялась по схеме "утка" и оснащалась устройством, которое обеспечивало газодинамическое склонение. В ЗУР применялись складные крылья, раскрывающиеся и фиксирующиеся в полетные положения после запуска ракеты. В транспортном положении правые и левые консоли были сложены навстречу друг другу. 9М330 оборудовалась активным радиовзрывателем, радиоблоком, автопилотом с приводами рулей, осколочно-фугасной боевой частью с предохранительно-исполнительным механизмом, имела систему электропитания, систему газодинамических рулей на стартовом участке и газопитания рулевых приводов на маршевом участке полета. На внешней поверхности ракетного корпуса размещались антенны радиоблока и радиовзрывателя, а также монтировалось пороховое катапультирующее устройство. В боевую машину ракеты загружались при помощи транспортно-заряжающей машины ЗРК.

Ракета при старте выбрасывалась со скоростью 25 м/с катапультой вертикально. Склонение управляемой ракеты на заданный угол, направление и величина которого вводилась со станции наведения в автопилот перед стартом, осуществлялось до пуска ракетного двигателя в результате истечения продуктов сгорания спец. газогенератора через 4 двухсопловых блока газораспределителя, смонтированного у основания аэродинамического руля. В зависимости от углов поворота руля перекрываются газоходы, ведущие к соплам направленным противоположно. Объединение газораспределителя и аэродинамического руля в единый блок дало возможность исключить использование спец. привода для системы склонения. Газодинамическим устройством ракета заклоняется в нужном направлении, а потом приостанавливает ее поворот перед включением твердотопливного двигателя.

Запуск двигателя управляемой ракеты осуществлялся на высоте от 16 до 21 метра (или по истечении заданной задержки в одну секунду от старта, или по достижении 50 градусов угла отклонения ракеты от вертикали). Таким образом, весь импульс твердотопливного ракетного двигателя расходуется на придание ЗРУ скорости в направлении цели. Набор скорости ракеты начинался после запуска. На дальности 1500 м скорость составляла 700-800 метров в секунду. С дальности 250 метров начинался процесс командного наведения. В связи с широким разбросом параметров движения целей (по высоте – 10-6000 м и по скорости – 0-700 м/с) и линейных размеров (от 3 до 30 метров) для оптимального накрытия осколками боевой части высоколетящих целей на борт управляемой ракеты со станции наведения выдавались параметры задержки срабатывания радиовзрывателя, которые зависят от скорости сближения ракеты и цели. На малых высотах обеспечивалась селекция подстилающей поверхности, а также срабатывание радиоврывателя исключительно от цели.


Стартовый вес зенитной управляемой ракеты 9М330 – 165 кг (включая массу боевой части – 14,8 кг), диаметр корпуса -235 мм, длина ракеты - 2898 мм, размах крыла - 650 мм.

Разработка комплекса несколько задержалась в связи с трудностями в разработке гусеничного шасси. Совместные испытания зенитного ракетного комплекса "Тор" проходили на Эмбенском полигоне (руководитель Унучко В.Р.) в период с декабря 1983 по декабрь 1984 года под руководством комиссии, возглавляемой Асадулиным Р.С. ЗРК приняли на вооружение постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 19.03.1986.

Комплекс "Кинжал" частично унифицированный с комплексом "Тор" поступил на вооружение спустя еще 3 года. К этому времени на протяжении почти десяти лет в море корабли, для которых был предназначен данный комплекс, выходили практически безоружными.

Серийное производство БМ 9А330 организовали на Ижевском электромеханическом заводе МРП, зенитной управляемой ракеты 9М330 - на Кировском машзаводе им. XX съезда партии МАП, гусеничных шасси – на Минском тракторном заводе МСХМ.

Комплексом обеспечивалось поражение цели, летящей на высотах 0,01-6 км, со скоростью 300 метров в секунду, в диапазоне дальностей 1,5..12 километров при параметре до 6000 м. Максимальная дальность поражения при скорости цели 700 м/с уменьшалась до 5000 м, диапазон высот поражения сужался 0,05-4 км, а параметр до 4000 м. Эффективность поражения самолетов одной зенитной управляемой ракетой составляла 0,3-0,77, вертолетов - 0,5-0,88, дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов – 0,85-0,955.

Время перевода из походного в боеготовое положение – 3 минуты, реакции комплекса составляло от 8 до 12 с, заряжания боевой машины при помощи транспортно-заряжающей машины – до 18 минут.

Организационно зенитные ракетные комплексы "Тор" сводили в зенитные ракетные полки дивизий. В состав полков входили командный пункт полка, четыре зенитных ракетных батарей (состоящих из 4 боевых машины 9А330, батарейного командирского пункта), подразделений обслуживания и обеспечения.

Батарейным командирским пунктом временно служили пункты управления ПУ-12М, в качестве командного пункта полка – ПУ-12М или машина боевого управления МП22 и машина сбора и обработки информации МП25 разработанные в составе средств АСУВ (автоматизированная система управления войсками) фронта и также входившие в комплект средств автоматизированного ПУ начальника противовоздушной обороны дивизии. С командным аунктом полка сопрягалась радиолокационная станция обнаружения П-19 или 9С18 ("Купол") входящая в состав радиолокационной роты полка.

Основной вид боевой работы зенитного ракетного комплекса "Тор" – автономная работа батарей, однако не исключалось централизованное или смешанное управление данными батареями командиром зенитно-ракетного полка и начальником ПВО дивизии.

Одновременно с принятием зенитного ракетного комплекса "Тор" на вооружение начались работы по модернизации ЗРК.


Доработкой существовавших и разработкой новых средств зенитного ракетного комплекса, получившего инд. "Тор-М1" (9К331) занимались:
- Научно-исследовательский электромеханический институт Минрадиопрома (ведущее предприятие научно-производственного объединения "Антей") - головной по зенитному ракетному комплексу "Тор-М1" в целом (Ефремов В.П. – главный конструктор) и боевой машине 9А331 (мод. 9А330) – зам. главного конструктора комплекса и главный конструктор БМ 9А331 – Дризе И.М.;
- ПО "Ижевский электромеханический завод" Минрадиопрома - по конструктивной доработке БМ;
- Кировское машиностроительное ПО им. XX съезда партии Минавиапрома – по проектированию четырехракетного модуля 9М334, используемого в БМ 9А331 (Жарый О.Н. – главный конструктор модуля);
- НИИ средств автоматизации Минрадиопрома (ведущие предприятие научно-производственного объединения "Агат") - по разработке в рамках отдельной опытно-конструкторской работы унифицированного батарейного КП "Ранжир" 9С737 (Шершнев А.В. – главный конструктор), а также МКБ "Факел" Минавиапрома и другие организации.

В результате модернизации в зенитный ракетный комплекс ввели второй целевой канал, в зенитной управляемой ракете использована боевая часть из материала, имеющего повышенные поражающие характеристики, реализовано модульное сопряжение зенитной управляемой ракеты с БМ, увеличение вероятности и зоны поражения низколетящих целей, обеспечено сопряжение БМ с унифицированным батарейным КП "Ранжир" для обеспечения управления входящими в состав батареи боевыми машинами.

Боевые средства зенитного ракетного комплекса "Тор-М1":
- боевая машина 9А331;
- батарейный командирский пункт 9С737;
- ракетный модуль 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М331 (в боевой машине два модуля).

В состав средств тех. обеспечения и обслуживания данного зенитного ракетного комплекса входили средства, используемые в ЗРК "Тор", с доработкой транспортной машины 9Т245 и транспортно-заряжающей машины 9Т231 в связи с применением в комплексе "Тор-М1" ракетного модуля 9М334.

Боевая машина 9А331 по сравнению с 9А330 имела следующие отличия:
- использовалась новая двухпроцессорная вычислительная система, имеющая повышенную производительность, реализующая защиту от ложных трасс, двухканальную работу, расширенный функциональный контроль;
- в станцию обнаружения целей ввели: трехканальную цифровую систему обработки сигналов, обеспечивающую улучшенное подавление пассивных помех без дополнительного анализа помеховой обстановки; во входных устройствах приемника избирательный фильтр, переключаемый автоматически, обеспечивавший более эффективные помехозащищенность и электромагнитную совместимость станции за счет частотной селекции парциала; усилитель для повышения чувствительности заменен во входных устройствах приемника; введена автоматическая регулировка мощности, поступавшей при работе станции в каждый парциал; изменен порядок обзора, что уменьшало время завязки трасс целей; ввели алгоритм защиты от ложных отметок;
- в станцию наведения ввели новый тип зондирующего сигнала, который обеспечивает обнаружение и автоматическое сопровождение зависающего вертолета, в телевизионно-оптический визир введен автомат сопровождения по углу места (повышает точность ее сопровождения), ввели улучшенный индикатор командира, ввели аппаратуру сопряжения с унифицированным батарейным КП "Ранжир" (аппаратура передачи данных и радиостанции).

Впервые в практике создания зенитного ракетного комплекса вместо пусковой установки использован четырехместный транспортно-пусковой контейнер 9Я281 для управляемых ракет 9М331 (9М330) с корпусом который изготавливался из алюминиевых сплавов. Транспортно-пусковой контейнер в совокупности с данными управляемыми ракетами составил ракетный модуль 9М334.

Вес модуля с 4 управляемыми ракетами с катапультами и транспортно-пусковыми контейнерами составлял 936 кг. Корпус транспортно-пускового контейнера разделялся на четыре полости диафрагмами. Под передней крышкой (снималась перед загрузкой в БМ) размещалось четыре пенопластовых защитных крышки, герметизировавших каждую полость транспортно-пускового контейнера и разрушавшихся ходом ракеты во время ее старта. В нижней части корпуса устанавливались механизмы электроразъемов служащих для соединения электроцепей ТПК и ЗУР. Транспортно-пусковой контейнер с электроцепями боевой машины соединялся через бортовые электрические разъемы, расположенные с каждой стороны контейнера. Рядом с крышками данных разъемов имелись закрываемые пробками люки для переключения частотных литеров управляемых ракет при их установке на БМ. Ракетные модули для хранения и транспортировки собирались в пакеты при помощи балок – в пакете до шести модулей.

Транспортная машина 9Т244 могла перевозить два пакета состоящих из четырех модулей, ТЗМ – два пакета состоящая из двух модулей.

Зенитная управляемая ракета 9М331 была полностью унифицирована с ракетами 9М330 (кроме материала поражающих элементов боевой части) и могла использоваться в зенитных ракетных комплексах "Тор", "Тор-М1", а также в корабельном комплексе "Кинжал".

Значительным отличием зенитного ракетного комплекса "Тор-М1" от "Тор" было наличие унифицированного батарейного КП "Ранжир" в составе его боевых средств. В частности "Ранжир" предназначался для автоматизированного управления боевыми действиями зенитного ракетного комплекса "Тор-М1" в составе ракетного полка, вооруженного данным комплексом. В состав зенитного ракетного полка входили пункт боевого управления (командный пункт), четыре зенитных ракетных батарей (в каждой по унифицированному батарейному КП и четыре боевых машины 9А331), подразделения обеспечения и обслуживания.

Основным предназначением унифицированного батарейного КП "Ранжир" применительно к зенитному комплексу "Тор-М1" являлось управление автономными боевыми действиями батарей (с постановкой, контролем выполнения боевым машинами боевых задач, целераспределением, выдачей целеуказаний). Централизованное управление осуществлялся через унифицированный батарейный командирский пункт батареями с командного пункта полка. Предполагалось, что на командном пункте полка будет использоваться командно-штабная машина МП22-Р и специальная машина МП25-Р, разработанные в составе автоматизированной системы управления войсками фронта. С командного пункта полка в свою очередь должен был сопрягаться вышестоящий КП – пункт управления начальника противовоздушной обороны дивизии, состоящий из указанных машин. С этим командным пунктом сопрягались радиолокационная станция обнаружения "Каста-2-2" или "Купол".

На индикаторе унифицированного батарейного КП 9С737 отображалось до 24 целей по информации от вышестоящего КП (командного пункта полка или пункта управления начальника противовоздушной обороны дивизии), а также до 16 целей по информации от БМ своей батареи. Также отображалось минимум 15 наземных объектов, с которыми КП вел обмен данными. Темп обмена составлял 1 секунда с вероятностью доведения донесений и команд не менее 0,95. Работное время унифицированного батарейного КП по одной цели в полуавтоматическом режиме составляло менее 5 секунд. На пункте обеспечивалась возможность работ с топографической картой и неавтоматизированным планшетом воздушной обстановки.

Информация, которая принималась от БМ и других источников, выводилась на индикатор в масштабе 12-100 километров в виде точек и формуляров целей. В состав формуляров целей входили признак гос. принадлежности цели и ее номер. Также на экран индикатора выводилось положение реперной точки, вышестоящего командного пункта, радиолокационной станции и зоны поражения БМ.

Унифицированный батарейный КП осуществлял целераспределение между БМ, выдачу целеуказаний им и при необходимости команд запрета открытия огня. Время развертывания и подготовки батарейного командирского пункта к работе составляло менее 6 минут. Вся аппаратура (и источник питания) устанавливалась на шасси легкого гусеничного бронированного многоцелевого плавающего тягача МТ-ЛБу. Расчет командного пункта состоял из 4 человек.

Гос. испытания зенитного ракетного комплекса "Тор-М1" проводились в марте-декабре 1989 года на Эмбенском полигоне (руководитель полигона Унучко В.Р.). Зенитный ракетный комплекс приняли на вооружение в 1991 г.

По сравнению с зенитным ракетным комплексом "Тор" вероятность поражения типовых целей с помощью одной управляемой ракеты была увеличена и составляла: при стрельбе по крылатым ракетам ALCM – 0,56-0,99 (в ЗРК «Тор» 0,45-0,95); по дистанционно-пилотируемым летательным аппаратам типа BGM – 0,93-0,97 (0,86-0,95); по самолетам типа F-15 – 0,45-0,80 (0,26-0,75); по вертолетам типа "Хью Кобра" – 0,62-0,75 (0,50-0,98).

Зона поражения ракетного комплекса "Тор-М1" при одновременной стрельбе по двум целям оставалась практически такой же, как у ЗРК "Тор" при стрельбе по одной цели. Это обеспечивалось благодаря сокращению времени реакции "Тор-М1" при стрельбе с позиции до 7,4 секунд (с 8,7) и при стрельбе с коротких остановок до 9,7 секунд (с 10,7).

Время заряжания БМ 9А331 двумя ракетными модулями – 25 минут. Это превышало время раздельного заряжания БМ 9А330 боекомплектом из 8 зенитных управляемых ракет.

Серийное производство технических и боевых средств зенитного ракетного комплекса "Тор-М1" организовали на предприятиях, производящих средства комплекса "Тор". Новые средства – унифицированный батарейный КП 9С737 и четырехместный ТПК для управляемых ракет 9А331 производились соответственно на Пензенском радиозаводе Минрадиопрома и в Производственном объединении "Кировский машиностроительный завод им. XX съезда партии" Минавиапрома.

Зенитные ракетные комплексы "Тор" и "Тор-М1", не имеющие в мире аналогов и способные поражать воздушные объекты высокоточного , множество раз демонстрировали свои высокие боевые возможности на войсковых учениях, учебно-боевых стрельбах и выставках современного оружия в различных странах. На мировом рынке вооружений данные комплексы обладали отличной конкурентоспособностью.

Комплексы и сегодня продолжают совершенствоваться. Например, проводятся работы по замене гусеничных шасси ГМ-355 на шасси ГМ-5955, разработанное в подмосковных Мытищах.

Также проводятся работы по вариантам ЗРК с размещением элементов на колесной базе – в самоходном варианте "Тор-М1ТА" с размещением на автомобиле "Урал-5323" аппаратной кабины, а на прицепе ЧМЗАП8335 – антенно-пускового поста, и в буксируемом варианте "Тор-М1Б" (с размещением на двух прицепах). Благодаря отказу от проходимости по бездорожью и увеличению времени свертывания/ развертывания до 8-15 минут достигается уменьшение стоимости комплекса. Кроме того ведутся работы по стационарному варианту ЗРК – комплексу "Тор-М1ТС".

Основные характеристики зенитного ракетного комплекса типа "Тор":
Наименование – "Тор"/"Top-M1"
1. Зона поражения:
- по дальности – от 1,5 до 12 км;
- по высоте – от 0,01 до 6 км;
- по параметру – 6 км;
2. Вероятность поражения истребителя с использованием одной управляемой ракетой – 0,26..0,75/0,45..0,8;
3. Максимальная скорость поражаемых целей – 700 м/с;
4. Время реакции
- с позиции – 8,7 с/7,4 с;
- с короткой остановки – 10,7 с/9,7 с;
5. Скорость полета зенитной управляемой ракеты – 700..800 м/с;
6. Масса ракеты – 165 кг;
7. Масса боевой части – 14,5 кг;
8. Время развертывания (свертывания) – 3 минут;
9. Число целевых каналов – 1/2;
10. Число управляемых ракет на боевой машине – 8;
11. Год принятия на вооружение – 1986/1991.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter