19.09.2019

Как повысить концентрацию внимания - эффективные советы. Что это такое? Учитесь терпеть ожидание


Зачастую сбой в концентрации внимания вызвано низким уровнем кислородного насыщения головного мозга. Гипоксия, так называется данное нарушение, влечет за собой дисфункцию. Ввиду этого все медикаменты, направлены на то, чтобы и концентрацию внимания, лишь возвращают в исходное состояние.

То, что дано природой с помощью лекарств улучшить невозможно. Поэтому тем у кого, стоит вопрос повысить уровень концентрации для улучшения трудовой деятельности и образа жизни, этот материал будет полезен.

В первую очередь подчеркнем, что внимание не является процессом, как, например, мышление. Внимание – это состояние, при котором происходит возбуждение в одной или нескольких областей коры головного мозга.

Когда есть необходимость в длительном удержании внимания, зачастую человек ощущает утомление, и внимательность снижается. Человек даже не может припомнить, что конкретно он слышал, например, на лекции.

Виды внимания

Существует два типа внимания: медленный и немедленный

Существует два вида внимания, которые зависят от времени:

  • Немедленный вид внимания, т. е. быстрая концентрация – позволяет мгновенно реагировать на окружающую реальность, анализировать информацию и, соответственно, концентрироваться на одной задаче или событии.
  • Медленный вид внимания необходим человеку во время обучения или трудовой деятельности. Эта способность дает возможность не спеша поразмыслить над проблемой или усвоить информацию во время образовательного процесса.

Способность растет до 25 лет и вплоть до 45 лет остается стабильной и даже может улучшаться. После 50 лет начинается постепенная деградация. И это заставляет многих людей начинать прием препаратов по лечению нарушения концентрации внимания. Такие медикаментозные препараты относятся к ноотропному виду. Заметим, что на деятельность психики влияет и образ жизни (пагубные пристрастия), развитие опухолей и заболевания в хронической форме.

Причины, способствующие ухудшению концентрации внимания

Кроме вышеупомянутой гипоксии, есть еще ряд причин, которые вызывают нарушение концентрации внимания у детей и взрослых. Попробуем разобраться, какие факторы влияют на снижение внимания и, по возможности, оперативно их ликвидировать.

Стрессы, плохой сон и вредные привычки могут стать причиной нарушения концентрации внимания

  • Вредные привычки. Курение, злоупотребление алкогольными напитками и многое другое не только снижают концентрацию, но и ухудшают память.
  • Информационная перегрузка. Если головному мозгу приходится обрабатывать большое количество материала, то нарушается фокусировка внимания на одном источнике и информация воспринимается поверхностно.
  • Неправильное питание. Для стимуляции работы клеток и ускорения биохимических процессов в головном мозге необходим набор витаминов и микроэлементов, которые поступают в организм со здоровой пищей.
  • Стрессовое состояние. Человек, которого беспокоит стресс, депрессия или плохое самочувствие, часто не может сконцентрироваться на информации.
    Дефицит сна. Стремительный темп современной жизни часто мешает здоровому сну. Недосыпания являются одной из доминирующих причин, способствующих ухудшению внимания.
  • Симптомы заболеваний. Ухудшение концентрации внимания может стать предвестником заболеваний центральной нервной системы. Чтобы исключить осложнения, стоит обратиться к специалисту.

Как повысить уровень концентрации у взрослых

Уровень концентрации внимания зависит от способности сосредоточиться на нужном стимуле. При хорошей концентрации человек способен блокировать отвлекающие факторы - посторонние звуки и даже свои мысли.

Препараты, улучшающие память и концентрацию внимания

Ноотропы способны стимулировать мозговую деятельность

Ноотропные препараты назначаются, если требуется медикаментозное лечение. Их название говорит о том, что они предназначены стимулировать мозговую деятельность. Чаще всего они рекомендованы школьникам или студентам в процессе интенсивного обучения, требующего постоянной концентрации внимания.

Однако не только школьники жалуются: «Не могу сконцентрироваться!». Аналогичная проблема возникает и у людей пожилого возраста, у которых деятельность мозга нуждается в регулярной стимуляции.

Видео: препараты, улучшающие кровоснабжение и обмен веществ

Перечислим лекарства, которые в аптеках можно приобрести без рецепта:

  • Нобен. Данный препарат имеет в своей основе синтетический коэнзим Q10. Основной способностью препарата является наращивание концентрации этого вещества в головном мозге, стимуляция памяти и способствуют улучшения концентрации внимания.
  • Билобил. Этот препарат основан на экстракте гинкго билоба. Данное растение известно положительным воздействием на работоспособность маленьких сосудов, также стимулирует нервные клетки и обладает небольшим антидепрессивным воздействием. Перед употреблением рекомендуется, как минимум внимательно прочитать инструкцию.
  • Глицин. Довольно популярные таблетки и относится к безопасным ноотропам. На нервную систему препарат оказывает седативное воздействие, снижает влияние стресса, повышает концентрацию внимания. Основным действующим веществом является аминокислота глицин. К преимуществам можно отнести быстрый вывод из организма естественным путем и отсутствие привыкания.
  • Аминалон. Таблетки, которые имеют основное действующие вещество гамма-аминомасляная кислота. Препарат способствует оптимальному ускорению по усвоению глюкозы. Часто назначают после инсульта, т. к. глицин способствует ускорению реабилитационного периода.
  • Биотредин. Комплексный витаминный препарат, состоящий из В6 и аминокислоты треонина. Воздействуя на нервную систему, укрепляет её, тем самым улучшая память и внимательность.
  • Интеллан. Препарат для снижения нервного напряжения и усталости. Как правило, назначают детям в качестве лечения при физической и умственной утомляемости. Медики рекомендуют принимать лекарство в виде сиропа.
  • Экстракты элеутерококка, родиолы розовой, лимонника китайского. Являются общеукрепляющими средствами не только для нервной системы и мозга, но и для иммунной системе. Перед применением необходима консультация с доктором, т.к. есть противопоказания.

Некоторые средства можно приобрести в аптеке без специального назначения врача

Теперь о лекарствах, которые должен выписывать врач, чтобы вы могли сконцентрировать внимание:

  • Пирацетам. (другие названия – луцетам, мемотропил, стамин, ноотропил, эскотропил). Выпускаются таблетки или растворы для инъекций. Лечение может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев.
  • Энцефабол. Таблетки, улучшающие память. Могут назначаться даже новорожденным.
  • Фенотропил. Основная форма выпуска – таблетки. Показания – лечение проблем мозгового кровообращения, имеет выраженный общеукрепляющий эффект, не назначается детям. Помогает тем, кто жалуется «не могу уснуть».
  • Фезам. Нельзя принимать детям в возрасте до шести лет. С его помощью проводится лечебные мероприятия при раздражительности, умственном отставании и при снижении концентрации.
  • Пикамилон. Эффективность доказана при лечении острых нарушениях кровообращения в головном мозге. Как правило, назначают пациентам при вегетососудистых заболеваниях и приступах тревожности. При правильном употреблении повышает выносливость организма, а также направлен на стимуляцию умственной деятельности.
  • Мемоплант. Препарат для стимуляции кровообращения во всем организме, включая кровоснабжение в мозгу и мелких сосудах. Рекомендовано для пациентов с нарушениями памяти и при низком развитии интеллектуальных способностей.
  • Фенибут. Препарат от бессонницы. Также улучшает физическую и интеллектуальную деятельность. Снижает приступы тревоги и панические атаки.
  • Витрум мемори. Комплекс витамин разработан для людей пожилого возраста. Способен улучшать память и концентрацию. Назначают в виде курсом от трех месяцев. Необходимо проконсультироваться с медицинским специалистом.

Прежде чем начать принимать лекарственные препараты, можно попробовать упражнения, развивающие умение сконцентрировать внимание, а также простые средства, применение которых дает неплохой результат.

Сбалансированное питание поможет улучшить работу мозга

К их числу относятся некоторые продукты, а также травы:

  • Продукты на основе кофеина. Развивают быстрый тип концентрации. Но при длительном употреблении эффект значительно снижается. Проконсультируйтесь с врачом перед приемом, т. к. есть ряд противопоказаний.
  • Ежедневный рацион питания необходимо обогатить полезными продуктами: молочные, зерно, а также фрукты и овощи. Такие продукты, как банан, картофель и мука грубого помола 3-го сорта позволяют не только улучшить краткосрочной вид памяти при нарушении концентрации внимании, а также помогают быстрее просыпаться по утрам.
  • Сладости. Отметим, что черный шоколад является мощнейшим антиоксидантом, а сахар в сладком быстро насыщает энергетический запас при психических процессах. Однако следует руководствоваться правилом: всё хорошо в меру.
  • Орехи и семечки являются отличным источником витамина «Е», а также антиоксидантов, которые улучшают деятельность головного мозга, позволяя легко концентрироваться на насущных задачах.
  • Рыба. Рекомендуется включать в рацион минимум 2 раза в неделю, т.к. содержащиеся в ней жирные кислоты улучшают кровоснабжение мозга, стимулируя интеллектуальную деятельность.
  • Пряности и ароматические масла такие, как шафран, горчица, паприка, лаврушка не только придают блюдам аромат, но также улучшают память, умственную деятельность, борются с бессонницей и успокаивают нервную систему.
  • Черника и другие витамины. Отметим, что перед приемом витаминов, необходимо проконсультироваться с врачом и пройти диагностику, т.к. избыток тех или иных витаминов может привести к различных последствиям.
  • Травы. Народная медицина гласит, что девясил и сосновые почки – самые лучшие средства при нарушениях внимания. Можно применять как водные настои, так и спиртовые экстракты. И те, и другие улучшают память и внимание.

Видео: Как улучшить концентрацию внимания

Можно ли обойтись без лекарств

Избавиться от нарушений внимания не прибегая к помощи специалистов можно и другими доступными способами.

Медитации

Медитации позволят развить концентрацию внимания

Простая практика длительностью 5 минут поможет развить концентрацию внимания.

Фокусировка. Выбрать объект - любой предмет, который нужно поместить перед собой. Занять удобную расслабленную позу сидя с прямой спиной, руки опустить на колени, плечи расслабить. Сначала нужно просто смотреть на предмет, который перед вами. Очень скоро появятся отвлекающие мысли. Тогда нужно снова сфокусировать внимание на объекте, не оценивая и не анализируя. Теперь можно немного расширить фокус внимания, позволяя попасть в него тому, что окружает предмет. Затем снова сконцентрироваться на объекте. Повторить описанные шаги несколько раз.

Активный образ жизни

Голландские учёные провели эксперимент со школьниками 10-13 лет и доказали, что спорт повышает концентрацию внимания. Между уроками ученики делали перерывы по 20 минут для аэробных упражнений показали лучшие результаты в тестах, чем дети, которые занимались без перерыва.

Занятия динамичными видами спорта и подвижные игры помогают развить внимание, благоприятно влияют на наш мозг и способны повысить IQ.

Наиболее полезными из доступных видов физических нагрузок являются:

  • Гимнастика. Даже самая облегчённая гимнастика, выполняемая регулярно, усиливает питание мозга.
  • Плавание. Нагрузка на все группы мышц в сочетании с дыхательной нагрузкой значительно улучшают кровоснабжение мозга.

Несколько способов собраться с мыслями

Многие люди не имеют прогресса в жизни лишь потому, что они не знают как собраться с мыслями.

  1. Обозначить желаемый результат. Определив показатели завершенной задачи, можно не сомневаться в правильности своих действий в процессе реализации.
  2. Установить временные рамки. Установленное время для выполнения задачи поможет работать в нужном темпе.
  3. Убрать отвлекающие факторы. Чтобы максимально сфокусировать внимание, нужно оградить себя от лишних предметов и звуков.
  4. Большое дело разбить на несколько задач и составить план. Для наглядности можно нарисовать или написать план действий. Это помогает увидеть ситуацию более чётко.

Обустройство рабочего места

Хотите повысить производительность труда - наведите порядок на своём столе

Правильно организованное рабочее место помогает повысить производительность и эффективность труда. Чтобы не отвлекаться от трудового процесса, необходимо обеспечить рабочее место нужными средствами и предметами.

Тайм-менеджмент

Способность эффективно планировать рабочее время и правильно расставлять приоритеты поможет сконцентрировать внимание на главном. Грамотный тайм-менеджмент даёт возможности:

  • видеть общую картину и чувствовать себя целостно;
  • правильно выделять преимущества;
  • избегать стрессовых ситуаций;
  • повысить производительность.

Организация здорового сна

При нарушении сна погибают клетки нервной системы и мозга. Это ведёт к падению работоспособности, концентрации внимания, ослабляет мыслительные процессы и т.д. Средняя продолжительность сна для взрослого человека должна быть от 7 до 9 часов в сутки.

Учёные из американского Национального общества изучения сна после проведённого исследования обнародовали такие данные:

Упражнения для концентрации внимания

  1. Внимание на точку. На этом занятии необходимо смотреть в точку на однотонном фоне, которая должна быть расположена на уровне взгляда. Заняв удобную позу на диване или в кресле нужно сосредоточить внимание только на точке, освобождаясь от посторонних мыслей. Как только в мозг начинают приходить мысли, упражнение заканчивается и фиксируется время сосредоточения. Действие выполняется несколько раз, каждый раз стараясь увеличить время фокусировки.
  2. Часы. Чтобы выполнить упражнение потребуются часы с секундной стрелкой. Часы разместить так, чтобы было удобно следить за идущим временем. Необходимо следить за стрелкой до тех пор, пока не возникнут посторонние мысли. Хорошие показатели концентрации - 2 минуты.
  3. Линия. Задача проста - на чистом листе бумаги мягко и неторопливо вести линию, сосредоточившись только на ней. Как только появляются посторонние мысли, делается маленький пик, как на кардиограмме. Вновь сконцентрировавшись, продолжить вести линию. Ни одной вершинки за 3 минуты - хороший уровень концентрации.
  4. Рефлексивное чтение. Человек, страдающий слабой концентрацией зачастую читает бегло, думая о чём-то постороннем. Улучшить внимание можно с помощью рефлексивного чтения. Для тренировки следует выбирать достойную литературу с глубоким смыслом. Суть упражнения в том, чтобы полностью углубиться в смысл текста, вчитываясь в каждое предложение. Если заметили, что отвлеклись - собрать волю и вновь сконцентрироваться на основной задаче.

Отдых и прогулки

Чтобы восполнить силы, нужно отдыхать

Пешие прогулки по улице имеют прекрасный эффект. Ходьба на свежем воздухе обогащает клетки кислородом. Кислородное голодание для мозга равноценно деградации. Без поступления кислорода мозг не может прожить долго. Часто во время такого променада приходят новые мысли, идеи и озарение.

Мотивация

Концентрация и удержание внимания происходит за счет сильной мотивации. Если человеком руководит индивидуальная потребность, есть стимул, то это продуктивно сказывается на деятельности и даёт хорошие результаты.

Как улучшить концентрацию внимания у детей и школьников

Дети так же, как и взрослые могут уставать. Нагрузки в школе, уроки, дополнительные занятия рано или поздно способны привести к переутомлению и как следствие, к ухудшению активности мозга.

Лекарственные средства для мозговой активности

Для успешного развития ребёнка необходимы внимание и память. Когда эти показатели не соответствуют нормам, назначаются ноотропы.

Медикаменты для улучшения стимуляции нервной системы отпускаются без рецепта, но принимаются строго под наблюдением врача. Самолечение может пагубно отразиться на здоровье ребёнка. Самыми назначаемыми препаратами являются глицин, пирацетам, фенибут, пантогам, тенотен.

Подсказки родителям

Чтобы ребёнок не переутомлялся, нужно обязательно делать перерывы

  • соблюдать норму сна;
  • уменьшить потребление сахара и увеличить уровень протеина, употребляя мясо, яйца и орехи;
  • организовывать перерывы для физических упражнений;
  • устранить элементы, влияющие на концентрацию: громкую речь, шум от бытовых приборов, голод и усталость;
  • создать в доме созерцательную и спокойную атмосферу. Этому способствует тихая релаксирующая музыка или наблюдение за рыбками в аквариуме.

Упражнения

Развивать внимание и повышать концентрацию можно с помощью специальных упражнений. Некоторые из них рассмотрим ниже:

  • Слежение за игрушкой. Для занятия понадобится игрушка небольшого размера. Нужно попросить ребенка следить за предметом глазами, не поворачивая головы. Скорость и траекторию перемещения можно менять, но не переусердствовать при этом. Ребенок должен успевать следить за перемещением игрушки.
  • Новый сосед. Поставить три игрушки перед ребенком и попросить запомнить их. Затем предложить ребёнку отвернуться или выйти из комнаты, а в это время поменять игрушки местами или добавить новую. Затем поинтересоваться, что изменилось.
  • Запомни предметы. Подготовить для упражнения несколько предметов, например канцтовары: карандаш, маркер, ластик, линейку и др. Дать ребенку от 3 до 5 секунд на то, чтобы запомнить их. Затем накрыть вещи тёмной тканью и попросить назвать то, что скрыто. С каждым разом можно добавлять по одному новому предмету.

Настольные игры

Настольные игры тренируют усидчивость и память

Заручившись поддержкой настольных игр и конструкторов можно весело тренировать внимание и память.

  • Новый вариант мозаики - настольная игра “Кванты” тренирует внимание и усидчивость.
  • Игра “Хамелеон” для детей 5-6 лет тренирует внимание с помощью цветов и цифр.
  • Семейная игра “Головоноги” с простыми правилами развивает не только внимание и память, но и фантазию.
  • Захватывает дух игра “Ратуки” для весёлой компании детей от семи лет.
  • Динамичная игра с простыми правилами “Доббль” развивает внимательность и реакцию.
  • Азартная и шумная игра “Дикие Джунгли” не имеет ограничений по количеству игроков.

Рукоделие

Занятия творчеством и рукоделием благоприятно влияют на усидчивость, развивают мелкую моторику рук, внимание, память и это далеко не весь список полезных эффектов.

Факт положительного воздействия рукоделия на развитие обоих полушарий мозга официально признан медициной.

Совместно с детьми, взрослые могут заниматься шитьём, вышивкой, вязанием, бисероплетением, мыловарением, лепкой из обычной или полимерной глины, делать декупаж и т. д.

Презентация: Развитие памяти и внимания

При появлении первых признаков нарушения концентрации внимания нужно пересмотреть режим, нагрузки и питание. Найдите время и на отдых, старайтесь высыпаться и больше бывайте на свежем воздухе.

Вспомни школу. Любой урок, допустим – географию. Марьиванна работает – с сосредоточенным видом повествует о чем-то важном, тыча указкой в карту на доске. А что с аудиторией? Кто-то прилежно слушает. Кто-то – смотрит в окно. А кто-то (как правило, на задней парте) – развлекается, складывая из тетрадных листов бумажные самолетики и запуская их по классу, или «незаметно» крадется через ряд, чтобы передать записку. Учитель негодует – неужели трудно послушать?

Оказывается, бывает трудно. Невозможность долго усидеть на месте или сконцентрироваться на каком-то процессе может быть признаком так называемого синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ, иногда его еще кличут синдромом рассеянного внимания). Раньше об этом говорили только как о проблеме, встречающейся у детей, как правило, не старше 16. Но в последние пару десятков лет исследователи признают: неприятность, вызывавшая проблемы в учебе в нежном возрасте, может проявляться и у взрослых, мешая им жить, работать и строить отношения.

Что это такое?

СДВГ – это неврологическо-поведенческое расстройство, с такими симптомами :

  • трудности в концентрации внимания,
  • повышенная активность,
  • плохо управляемая импульсивность.
При этом интеллект может быть развит хорошо – и даже, бывает, лучше, чем у сверстников. «Клинические проявления способны протекать по трем основным сценариям: с преобладанием гиперактивности, с преобладанием невнимания и комбинация этих двух вариантов, что указывает на один и тот же диагноз», – поясняет Константин Махинов, врач-невролог медицинского центра «Столица».

Опять же традиционно считалось, что среди мальчиков СДВГ встречается в 2 раза чаще, чем у девочек. Современные изыскания показывают, что это не совсем так. Дело в том, что юные дамы, как правило, более прилежны. Они, говоря другими словами, больше стремятся быть хорошими – послушными дочками, хорошими ученицами. Поэтому кто-то из нас, возможно, пережил этот синдром в детстве, даже не подозревая об этом, – бывает, что девочки, стараясь правильно себя вести и лучше учиться, так или иначе перебарывают симптомы СДВГ. И – о чудо – трудности с концентрацией внимания могут уйти навсегда. Но в некоторых случаях – по разным данным, так бывает у 50–60% тех, кто столкнулся с синдромом в детстве, – проблемы способны напомнить о себе и когда мы становимся взрослыми.

«По статистике, частота проявления СДВГ среди школьников составляет в разных странах от 3 до 12%, во взрослой популяции – 4–5%. Известно, что за развитие синдрома отвечает как генетическая предрасположенность, так и окружающая обстановка, в которой растет и развивается ребенок. Учитывая, что подросло поколение непростых 90-х, можно предполагать рост распространенности синдрома среди взрослых , однако эпидемиологических исследований в нашей стране не проводилось», – рассказывает Константин Махинов.

«Синдром возникает из-за некоторых особенностей на уровне устройства мозга, – продолжает к. м. н., психотерапевт Европейского реестра Марк Сандомирский. – У таких детей немного иначе идет развитие согласования деятельности разных его участков: левое, «логическое», и правое, «эмоциональное», полушария недостаточно согласуются между собой, может возникнуть некоторый «перекос» в их работе. Кроме того, не полностью координируется активность коры мозга, его высших отделов (которыми мы, скажем так, думаем) и глубинных структур (ствол мозга), которые активизируют, «пробуждают» эти высшие отделы. Если такой ребенок или взрослый долго сидит на месте, сосредоточен на чем-то одном, он может просто заснуть, поэтому «будоражит» сам себя неусидчивостью или переключением внимания».

Что происходит с ребенком: он не может долго усидеть на месте, начав выполнять задание, быстро отвлекается, в разговоре – перебивает, пытается дать ответ на вопрос, не дослушав до конца, с трудом дожидается своей очереди в чем бы то ни было. А уже вышедшим из детского возраста зачастую приходится еще сложнее.

В чем минусы

«Изнутри это ощущается, как если в дождь вести машину со сломанными дворниками. Или как слушать радио, в котором одновременно транслируются все каналы», – так, например, описывают свое состояние люди с СДВГ в Сети. Потерянные или забытые где-то вещи, неоплаченные вовремя счета, хаос в доме и на рабочем столе, опоздания, несданные дела, невыполненные обещания… Плюс добавляются другого рода «взрослые» проблемы, связанные с эмоциональной неустойчивостью.


«У таких людей бывают не только резкие перепады, но и длительные периоды сниженного настроения, склонность к депрессиям», – говорит Марк Сандомирский. По словам Константина Махинова, граждане с СДВГ входят в группу риска развития различного рода зависимостей, включая алкогольную и от табака. С неврологом согласен и психотерапевт Сандомирский: «Они порой используют спиртное или другие вещества, чтобы справиться с эмоциональными трудностями. Надо иметь в виду, что это не алкоголизм или наркомания в обычном понимании, а именно попытка помочь себе». И мы уж молчим о возможных проблемах с лишним весом: усевшись на диван с большим пакетом чипсов или печенья, человек может и не заметить, как съест все до крошки, хотя вообще ничего такого не планировал.

Продолжим список – возможными трудностями в отношениях с окружающими. Так, детям обычно прощают непосредственность и эмоциональную нестабильность. Но вот малолетка выросла – и что все вокруг наблюдают? Люди с СДВГ обидчивы, конфликтны, им кажется, что их не понимают , – и порой это действительно так. Ну правда, экстравагантность поведения, неординарность мышления, перепады настроения не у всякого встречного вызовут щенячий восторг. И потом, людям вокруг невдомек, что все описанные «ужасы» поведения – это просто особенности человека, а не, грубо говоря, пофигизм и нежелание быть собранным. «Добавьте сюда непростые, по понятным причинам, отношения с самим собой – и все это приведет к проблемам с самооценкой, чаще всего – к ее занижению», – говорит Марк Сандомирский.

«Легкой» личной жизни (а точнее, поддержанию стабильных отношений) все это тоже не способствует. «Нередки «серийные браки», когда люди создают и расторгают союзы раз в несколько лет, – сообщает Марк. – Мужчины страдают от этого меньше. У женщин же самооценка падает еще сильнее . «Со мной что-то не так, я не могу создать семью», – думает дама». А что на работе? Даже будучи хорошими специалистами, люди с СДВГ часто меняют места службы. Если отношения в коллективе не складываются, коллеги не понимают и не принимают их поведения, то женщины переживают особенно сильно – для них этот микроклимат важнее, чем для мужчин.

Есть плюсы

Впрочем, не будем продолжать сгущать краски. Тем более что в этом состоянии есть и отменные плюсы. Во-первых, человек с СДВГ – это зачастую яркая, необычная личность, привлекающая (по иронии судьбы) внимание к себе. «В мозге заложены мощные механизмы компенсации, – объясняет Марк Сандомирский. – В попытке преодолеть трудности особенности становятся сильными сторонами». Такие люди часто находят себя в творческой работе или, наоборот, в сфере IT (вспомним про перекосы в сторону левого полушария). Из них получаются хорошие кризис-менеджеры или стартаперы. Выполнять рутинную, однообразную работу этим персонажам вряд ли придется по нраву, зато сделать новый проект или найти интересное решение – задача по их части. Правда, быстро (как правило) добившись успеха в очередном деле, данные граждане так же быстро охладевают к нему и стремятся на поиски неизведанного.

Как быть?

А для начала, как понять, что у тебя или кого-то из близких СДВГ? «Диагностика данного состояния строится на клинической картине (однако иногда для подтверждения диагноза требуется проведение дополнительных обследований). Недуг проявляется двумя основными симптомами: невнимание (человек легко отвлекается на посторонние стимулы, ему тяжело сконцентрироваться, он часто теряет вещи) и гиперактивность-импульсивность (болтлив, не может спокойно стоять в очереди, отвечает на вопрос, не задумываясь и не дослушав его), – разъясняет Константин Махинов. – При этом данные признаки выявляются не только в школе, на рабочем месте, но и дома». Поскольку первые симптомы возникают в возрасте до 7 лет, то специалистом, который поможет с этим разобраться, должен быть детский невролог. Для возмужавшей особы стратегия немного меняется – лучше быть под наблюдением психотерапевта/психолога и плюс того же невролога.

Во взрослом возрасте СДВГ проявляется только при условии, что он уже был в детстве – даже если тогда диагноз не поставили. Поэтому на приеме у врача придется вспоминать, были ли подобные проблемы в школе и до нее. Интересно, что их повторное появление может спровоцировать какая-то перемена в жизни: например, замужество или, наоборот, развод, переход на более ответственную должность, обзаведение потомством.

«Существует ряд подходов к лечению, включащих в себя медикаментозную, поведенческую и обучающую терапию, – говорит Константин. – Вторая обычно дополняет медикаментозную и включает в себя работу над организационными навыками. Может быть полезно и обучение пациента ряду методик, направленных на концентрацию внимания. Но порой все это – длительная работа».

Марк Сандомирский дает несколько советов.

  1. Обратить детские трудности во взрослые достоинства, развивать свои особенности.
  2. Работать с самооценкой, изживать комплекс неполноценности (ты ну совершенно не обязана быть «такой как все», каждый имеет право на индивидуальность).
  3. Бороться с перепадами настроения, развивать навыки и приемы эмоциональной саморегуляции, учиться расслабляться.
  4. Помогает возрастная регрессия. Это упражнения, при которых взрослый снова чувствует себя ребенком, заново перепроживает свои детские состояния, – работа, как правило, проводится под руководством психолога или психотерапевта.

Концентрация внимания

Эти советы врачей, психологов и людей, живущих с СДВГ, призваны помочь всем, у кого порой бывают трудности с концентрацией.

  1. Записывай
    Составляй списки всех дел, важных и неважных, срочных и не очень. При этом лучше начинать с глобальных опусов (например, на месяц), потом разбивать их на недельные, дальше – на каждый день. Список дел на завтра стоит проверять накануне вечером, а потом отмечать выполненное по пунктам. Некоторым помогает нарядная доска с листочками post-it или квадратиками бумаги, прикрепленными кнопками. Ее можно повесить перед рабочим столом или у кровати. Закончено дело – листок снят с доски.
  2. Разделяй
    Набрасываясь на каждую новую задачу, разбей ее на несколько целей попроще и определи, в каком порядке их логичнее всего выполнить. Примитивный пример – разобрать заваленный стол. Первое: отложить ненужные бумаги и мусор. Второе: собрать нужные бумажки. Третье: рассортировать последние, и так далее. Так задача, кажущаяся поначалу сложной – то есть такой, что приступать к ней вообще не хочется (и стол остается заваленным неделями), перестает выглядеть неприступной.
  3. Устраивай перерывы
    Во время работы отдыхай каждые час-полтора (кому-то нужны передышки с промежутками в 30 минут). Не для того, чтобы еще чаще отвлекаться от дел, а с целью научиться заниматься ими не когда придется, а когда это нужно. В это «свободное» время лучше отвлечься, пройтись, сделать наконец зарядку. Погружаясь в работу снова, оцени, что сделано и осталось, – это подбодрит.
  4. Напоминай себе
    Боишься покинуть свое жилище, оставив его незапертым или с невыключенным прибором? Повесь на дверь записку: «Утюг, свет, ключи, окно, вода» – и сверяйся с ней, оставляя квартиру. Главное – чтобы бумажка не промелькнула мимо глаз на выходе. И время от времени переписывай список на листке нового цвета и в новом порядке, чтобы не привыкнуть и не воспринимать действие как формальность.
  5. Прояви предусмотрительность
    Узнай (и запиши в нескольких местах) телефоны бюро находок метро и наземного транспорта. Старайся не брать с собой без необходимости документы – пользуйся копиями.
  6. Положись на окружающих
    Допустим, ты часто теряешь телефоны, кошельки, записные книжки и другую важность. Подпиши все предметы, которых ты не хотела бы лишиться. Опыт общественности показывает: в большей части случаев человек, в чьих руках окажется потерянный предмет, с радостью вернет его владельцу, если обнаружит контакт, по которому можно обратиться.
  7. Отбрось все лишнее
    Если трудно сконцентрироваться во время работы, перед тем как приступать к делу, постарайся нейтрализовать отвлекающие факторы. Закрой на компьютере вкладки с соцсетями и мессенджеры. Убери со стола ненужные книги и бумаги. Отвлекают разговоры коллег – абстрагируйся берушами. Кому-то музыка мешает еще больше, другим не прислушиваться к переговорам соседей помогает спокойная мелодия в наушниках. Установи себе определенное время, когда будешь проверять личную почту и читать френд-ленту, – скажем, трижды в день: утром, в обед и вечером.
  8. Найди выход избыточной энергии
    Это если твои навязчивые друзья – импульсивность и гиперактивность. Попробуй найти хобби, дающее энергопару выход. Это могут быть танцы, бег, другая физическая активность. Наш эксперт Марк Сандомирский советует кундалини-йогу и динамический цигун. Правда, при СДВГ, прежде чем серьезно заняться каким-то видом спорта, стоит проконсультироваться с врачом.
  9. Попроси о помощи
    Переживаешь, что забудешь важную вещь, – попроси подругу позвонить тебе в определенное время и «проследить», чтобы штука оказалась в сумке. Боишься задуматься и проехать нужную остановку – обратись с просьбой к приятному на вид соседу в транспорте, чтобы подсказал, когда тебе выходить. И при этом совсем не обязательно рассказывать всем подробности твоей тонкой душевной организации. Некоторые взрослые с СДВГ признаются, что дела, требующие особенной концентрации, лучше удаются им, когда кто-то близкий просто стоит рядом, как бы беззвучно напоминая, что не нужно отвлекаться. Но, конечно, если какое-то дело не удается раз за разом, несмотря на все приемы и уловки, стоит обратиться за консультацией к неврологу, психологу или психотерапевту.

помогите, пожалуйста, решить проблему. Под катом много и сумбурно.
Я панически боюсь быть центром внимания. Говорить тосты, поздравлять,выступать на сцене, торжественно вручать подарки - все возможные ситуации, когда на меня направлено внимание всех присутствующих, будь то 15 близких друзей и приятелей или 90 человек на свадьбе. В последний раз попытка заставить меня сказать тост после защиты диплома закончилась истерикой на 2 часа. Недавно на свадьбе заранее уговорила ведущего меня не трогать, и то пока уговаривала - чуть не расплакалась. На ДР друга все вручали подарки, выходя из круга к имениннику по-одному. Меня бросало в жар и в холод, я еле-еле заставила себя всучить подарок в наиболее суматошный момент, раз уж нельзя было избежать.
Что странно, на презентации это особо не распространяется(возможно, потому что презентации я делаю по работе, на английском языке. А раз я говорю на неродном языке, то это вроде как и не я, а кто-то другой. Наверное.), на разговоры с незнакомыми людьми - тоже. Только на поздравления, тосты и творческие выступления. Я не хожу танцевать за редким исключением, не участвую в конкурсах, почти не могу быть "моделью", хотя раньше постоянно фотографировалась и в студии, и на природе. Жутко стесняюсь, боюсь и переживаю.
Явление усилились после истерики на кафедре, потому что теперь я знаю, чем это закончится, и боюсь ещё больше. Я пробовала пить успокоительное перед мероприятием, где возможно повышенное внимание, но это как-то нехорошо, с алкоголем не сочетается и вообще мешает веселиться. Алкоголь мне не помогает не бояться. Пробовала представлять, что это не я и вокруг не люди - не помогает. Мантра что все вокруг мои друзья,адекватные люди и смеяться не будут не работает.
Получается, что я доверяю коллегам-учёным, потому что думаю, что в интернациональной научной среде более вежливые и терпимые люди, чем те, с кем я встречаюсь здесь. Я не знаю, может быть, если мне придётся оказаться в неформальной компании зарубежом, на меня тоже нападёт ужасная стеснительность, но пока больше 5 человек мы там не собиралисьи проблем не возникало.
В итоге, имеем замкнутый круг: я стесняюсь повышенного внимания, паникую и "проваливаюсь" как раз когда всё внимание на меня. От провала мне ещё хуже и страшнее, потому что переживаю, что они все про себя смеются. Поэтому, в следующий раз мне ещё страшнее... И заодно начинаю очень переживать ещё и перед каким-нибудь особенно важным разговором с начальством, например. Тоже краснею, бледнею, заикаюсь, говорю очень тихо и сбивчиво и слёзы наворачиваются.
Откуда это взялось - не знаю. Я всегда не особо любила выходить на сцену, но не помню, чтобы когда-то с особым треском проваливалась.

Здравствуйте. Помогите пожалуйста определить то,что со мной происходит это результат длительных стрессов, или нечто другое.
Далее распишу объемно о том, что со мной произошло.
Довольно долгое время испытывал стресс, периодически впадая в депрессию. Началось это когда расстались родители. Причем это было не постоянно, были и светлые моменты, моменты когда депрессия пропадала и наступали моменты радости. В общем все могло закончиться благополучно, но что-то пошло не так... Последние 2 недели депрессия усилилась вследствие того,что оценки в школе были не очень хороши и под конец четверти нужно было напрячься, учить очень много. Были сильные нагрузки на мозг +переживания. Как назло в это же время случились кое-какие проблемы личностного характера из за которых появились навязчивые мысли усилилась депрессия . Напряжение нарастало и в итоге достигло пика. В воскресенье 28 числа мозг мозг просто взял и как будто отключился. Произошло это во время просмотра одного смешноготупого видео (не знаю важно ли это пишу на всякий случай). Сильно уменьшилась концентрация внимания, сильно ухудшилась память и общая способность мыслить. Перестали радовать вещи, до этого радовавшие, почти пропало чувство юмора, тело стало расслабленным, исчезла мышечная радость. После этого сильно испугался и на следующий день от всего этого чуть не впал в панику. В голове начали копошиться мысли о том, что могу стать инвалидом и тд. Исчезли эмоции. Стало просто плевать на все. Перестала нравиться музыка (для меня это важно я профессионально занимаюсь ей). В голове вообще не было мыслей. Бывало такое,что просто смотрел в одну точку и ни о чем не думал. Днем этого же дня не медля сходил к неврологу Обследовав меня она, немного подумав, сказала, что у меня паническо-фобическое расстройство (вроде так). Назначила пропивать успокоительное "атаракс" и колоть кортексин и мексидол. Она сказала,что это просто побочный эффект вследствие депрессии ,который в скором времени пройдет. Мне кажется, что это не так и тут дело в чем то другом... . Колол кортексин 2 дня. От него 0 эффекта. Колол мексидол. От него была сильная возбудимость, которая только ухудшила мое состояние."атаракс" помог. На данный момент удалось побороть депрессию . Я успокоился, но умственные способности лучше не стали.
Застронута преимущественно концентрация внимания, память и банальная способность думать. Не получается взять и например составить план чего-то. У меня именно снизился интеллект и вследствие этого притупились эмоции. Теперь доставляют радости только самые банальные вещи (вкусная еда). Мне стало сложно разговаривать с людьми. Могу сидеть и просто смотреть в одну точку при этом без мыслей в голове. Исчезло чувство юмора, которое ранее было просто превосходно. Снизилось полове влечение. И что самое важное когда пытаюсь вдуматься, "расшевелить мозги" в -передней части головы- начинается тяжесть. В моей голове как бы кирпич которые придавил все мои мысли и который я не в силах сдвинуть. На основании симптомов подготовил нескоько теорий относительно того,что со мной стало. Один раз была пульсирующая боль в левой передней части головы.
Хочется заметить, что пишу все это я интуитивно. У меня например не получается задуматься о чем то, обдумать план всего этого сочинения. Я от природы грамотный и еще сказалась хорошая подготовка по русскому языку. НИКОГДА НЕ УПОТРЕБЛЯЛ НАРКОТИКИ, НЕ ПИЛ НЕ КУРИЛ. Я веду сидячий образ жизни (знаю что плохо стараюсь искоренять в себе это) часто сижу за компом. При этом занимаюсь спортом дома. Есть спортивный инвентарь. Что касается умственной активности то она очень неравномерна. В основном бывают 2 варианта: либо я надрываюсь изо всех сил, чтобы сделать что-то, либо валяю дурака. Хочется сказать,что память и до этого становилась хуже и бывали такие моменты когда я мог смотреть в книгу и читать, при этом думая о чем то другом и не понимая того, что читаю. Есть странные привычки: мыть руки часто, крутить волосы, нюхать пальцы после того, как прикоснусь ими к чему то. ПРИСУТСТВУЕТ СМЕЩЕНИЕ ШЕЙНЫХ ПОЗВОНКОВ.
Я знаю, что возможно не туда обратился и что такими проблемами занимаются преимущественно неврологи, но на сайте неврологов модератор по непонятной мне причине отказался публиковать сообщение. К тому же невролог к которому я ходил посоветовала обратиться к психологу . Я вас прошу, пожалуйста помогите мне как сможете. Я не знаю к кому мне еще обратится. Моератор я прошу опубликуй это.
Далее я называю возможные причины этого. Можете не читать хотя я рекомендую ознакомиться.
1)У меня смещение шейных позвонков. Диагностировали уже давно. Поначалу я лечился, делал упражнения, носил корсет,но позже забыл про это. Меня беспокоили боли в районе позвоночника и шейных позвонков последнее время. Бывало такое,что вспыхивала боль, причем сильная, но она довольно быстро проходила потому я не придал этому особого значения. Возможно,что произошло что-то с сосудами голоного мозга и нарушилось кровообращение, приток крови в головной мозг. Чего только я не вычитал об этом заболевании. И с самого начала мне казалось, что это наиболее вероятное предположение.
У меня и до этого несчастного события было такое, что я мог просто смотреть в одну точку и,как бы, отключать мозг, чтобы убрать все дурные мысли. Но я не знал,что все настолько серьезно.
З.Ы Стряхнул пыль с корсета и стал снова носить. Хотя может уже и поздно.
2) Приобретенная деменция или ранняя стадия этого заболевания. У меня сильно ухудшилась конц. внимания, умств. способности и память. Тем не менее я еще способен адекватно делать все, заниматься привычными мне делами. Просто не в силах обдумывать все это как раньше.
3) Невроз. Поначалу был можно сказать уверен на 100 процент,что это он. Симптому налицо. Однако сейчас все более или менее улучшилось. Пропала депрессия. И вообще на данный момент (на данный момент. Может это лекарства подействовали) в психологическом плане все устаканилось. У меня получилось собрать в себе остатки силы воли и перестать думать о вещах которые пугают меня (а что если мозг не вернется в прежнюю норму, а что если все станет хуже и я стану инвалидом) Осталось снижение рабоспособности.

Поможем справиться с рассеянностью и невнимательностью! Простые техники и действенные советы, которые вы можете начать применять прямо сейчас. Выполняйте упражнения на развитие внимания, регулярно употребляйте продукты повышающие концентрацию и результат не заставит вас ждать! Подробности читайте в статье.

Что такое внимание?

Внимание, с точки зрения психологии, это процесс, при котором сознание человека направлено и сосредоточено на определенном предмете. Для того чтобы рассмотреть картину, или проезжающую мимо машину, мы задействуем внимание. Этот процесс - часть жизни. Если бы человек не обладал вниманием, мы бы никогда не узнали о теории Ньютона, или о периодической системе химических элементов Менделеева.

Органы чувств «показывают» нам информацию о внешнем мире, но без внимания мы бы просто не успевали замечать этот поток информации, и наша познавательная сфера осталась бы неразвитой.


Какие свойства внимания?

Внимание, как психический процесс, включает в себя такие свойства:

  • устойчивость
  • переключаемость
  • отвлекаемость
  • объем
  • концентрация
  • распределение

Концентрация внимания - наиболее важное свойство для тех, кто в своей работе постоянно задействует интеллектуальную сферу. Когда вы сконцентрированы на определенной задаче, то легко видите возможные пути решения, способны быстро оценить сложившиеся обстоятельства и принять правильное решение.

Не зря многие руководители, менеджеры специально посещают тренинги на улучшение концентрации внимания. Упражнения, которые там демонстрируют, помогают мыслить четко, ясно, замечать любые детали, и использовать для достижения своих целей.

Как повысить концентрацию внимания?

Для повышения концентрации внимания применяются специальные техники. Они не очень сложные, не требуют специальных материалов. Наоборот, их простота может удивить вас. Но помните, для достижения результатов нужно время. Их одноразовое выполнение ничего не даст, необходимы регулярные занятия.

Упражнения на развитие концентрации внимания

1. Упражнение «Часы».

Для выполнения необходимы часы, с секундной стрелкой. Положите их перед собой, сядьте удобно, следите за секундной стрелкой. Как только поняли что отвлеклись, или в голову полезли посторонние мысли – фиксируйте, сколько времени удалось концентрироваться, и начинайте заново следить. Хорошим результатом будет удержание внимания на 2 минуты.

2. Упражнение «Кардиограмма».

Для выполнения необходим чистый лист бумаги, ручка. Сядьте так, чтобы вам было удобно писать, начните медленно вести линию на листе бумаги. Следите только за ней, если отвлеклись – делайте пик вверх (как это обычно выглядит на кардиограмме), и обратно возвращайтесь на прямую линию. Продолжайте 3 минуты. По окончанию подсчитайте количество пиков (отвлечений). При хорошем уровне концентрации за 3 минуты не будет ни одного пика.

3. Упражнение «Рефлексивное чтение».

Когда вам необходимо усвоить неинтересный, или сложный текст, используйте эту технику. Работа в ней идет не на количество, а на качество восприятия материала. Разместитесь удобно, читайте, вдумываясь в каждое слово. Как только отвлеклись – делайте карандашом пометку на полях. Пара глубоких вздохов – и начните с того места где стоит пометка. Для первого раза прочтите 1 страницу, просмотрите количество отвлечений. Если вы будете так читать регулярно, то через 1-2 недели уже увидите, что намного реже отвлекаетесь, а материал запоминается лучше.

4. Упражнение «Цветные слова».

Для выполнения распечатайте на листе бумаги названия цветов, разными цветами. Например: Черный , Белый , Зеленый , Красный , Голубой . Положите этот лист перед собой, называйте цвета слов, а не то, что написано. С первого раза это сделать трудно, но ежедневная тренировка позволит повысить концентрацию, и выполнять задание без ошибок.

5. Упражнение «Бусы».

Для выполнения необходимы бусы с большим количеством бусинок. Сядьте удобно, посмотрите на бусы. Выделите одну, от нее считайте остальные. Как только отвлеклись, или сбились – фиксируйте, сколько бусин было сосчитано, и начинайте заново.

Помните, проблема решается быстрее, когда к ней применяется комплексный подход. Если вы замечаете за собой рассеянность, невнимательность к деталям, то следует не только выполнять задания на повышение концентрации, а . Сколько времени вы уделяете на сон? Правильно ли питаетесь? Включаете ли в рацион витамины? Выходите ли на свежий воздух?

Полноценный сон и сбалансированное питание – это тоже средства повышающие внимание. Употребляя определенные витамины, или продукты, в которых они содержатся, улучшается работа мозга, благодаря чему сконцентрироваться намного легче. Помимо того, что представлено в этой статье, узнайте , они тоже выполняют похожую функцию для нашего мозга.

Какие витамины влияют на концентрацию внимания?

  • витамины группы В (В1, В2, В3, В5, В6, В9, В12)
  • витамин Е
  • витамин С
  • витамин D
  • витамин Р

Продукты, повышающие концентрацию внимания:

1. Морская рыба (семга, горбуша, хек, сардина). Она богата насыщенными жирными кислотами Омега-3 и Омега-6, содержат витамин D.

2. Натуральные, нерафинированные масла (оливковое, кукурузное, подсолнечное). Содержат в себе витамин Е, который улучшает восприятие новой информации.

3. Продукты, в состав которых входят цельные злаки (ржаной хлеб, овсяные хлопья, цельнозерновые каши). Содержат в достаточном количестве витамины группы В, которые наиболее важны для мозга.

4. Горох и бобовые. Содержат витамины группы В.

5. Продукты животного происхождения (яйца, печень, красное мясо, молочные продукты). Содержат витамины группы В.

6. Свежие фрукты и овощи (апельсин, киви, смородина, щавель, цветная капуста). Богаты витаминами С, Р.

Если вы серьезно нацелены повысить концентрацию внимания, действуйте комплексно, во всех направлениях:

1. Сбалансированное питание, включающие в себя необходимые для мозга витамины.

2. Регулярное выполнение специальных упражнений.

3. Контроль физического состояния. Будьте спокойны, неторопливы, беспорядочные движения и суетливость не способствуют сосредоточенности. Для снятия стресса вам подойдет регулярная .

4. Установление приоритетов. Определите для себя, что важно, а что подождет. Действуйте согласно выбранным приоритетам.