15.06.2019

Авиастроение продукция. Специфика авиационной промышленности россии. Краткая история самолетостроения в России


Российская федерация на сегодняшний день занимает одну из лидирующих позиций на мировом авиационном рынке. В России выпускается большое количество всех видов воздушного транспорта, как гражданского, но в большей степени военного. В этой отрасли машиностроения задействовано 250 предприятий, общая численность всего персонала составляет 400 тыс. человек, из которых 300 тыс. человек трудятся на самом производстве.

Авиастроительные заводы специализируются на изготовлении сложнейших деталей, проходящие высокоточную обработку. Все заводы этой отрасли очень тесно связаны и регулярно сотрудничают, закупают друг у друга различные полуфабрикаты, конструкционные детали, которые необходимы для создания конечной продукции каждого предприятия.
Описание авиационного производства будет представлено на примере выпуска российского регионального пассажирского 100-местного самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ100). Это первый самолет при проектировании которого использовались исключительно цифровые технологии. Полет первого самолета этой модели был совершен в 2008 году, а в настоящее время в производстве находится уже сотый экземпляр.

Поэтапная схема производства самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ100), которое осуществляется филиалом ЗАО «Гражданские самолеты сухого» в г. Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край) при непосредственном участии других авиационных заводов.

  1. Изначально создаются «цифровые» модели деталей, которые в электронном виде пересылаются из Москвы в Комсомольск-на-Амуре, а уже инженеры завода адаптируют чертежи к производству.
  2. Цех механической обработки снабжен станками с ЧПУ (числовое программное обеспечение). Здесь из тяжелых алюминиевых заготовок создаются детали будущего самолета. Характеристики этого процесса:
  • Металлическая стружка, полученная в процессе обработки заготовки, перенаправляется в дальнейшую переработку благодаря автоматическому попаданию в стружкопровод;
  • Обработка заготовки происходит исключительно самим станком без участия человека. Но оператор обязан наблюдать за процессом по монитору и производить управление станком;
  • Благодаря специальным программам, станки способны фрезеровать самые сложные детали разных размеров.
  • Производство деталей отсеков фюзеляжа, оперения и их агрегатную сборку осуществляется в г. Новосибирске филиалом ОАО Компании «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова». На клепальном станке лазером производится сверление дырок и установка заклепок в панелях фюзеляжа и крыла.
  • Специальный автоматический пресс используют для придания нужной формы всем необходимым деталям. А обшивку крыла преобразуют до нужной формы в ручном режиме на отдельном прессе.
  • Готовые детали покрываются грунтом с целью защиты от коррозии.
  • В цехе сборки фюзеляжа происходит стыковка готовых отсеков. Подробности этого этапа:
    • Каждая панель фюзеляжа имеет свой набор оснастки, который устанавливается на отдельной паллете и поступают на станок автоматической клепки. Этим процессом руководят два человека;
    • После самой стыковки устанавливается каркас пола, монтаж всех дверей, антенны фюзеляжа и стекла в окна пассажирского салона;
    • Термоизолируется пассажирский салон;
    • Все выполняемые действия имеют несколько уровней контроля.
  • В цех окончательной сборки поступает уже собранный фюзеляж. Цех разделен на несколько производственных участков, на которых выполняются такие действия:
    • Установка оперения самолета;
    • Монтаж шасси;
    • Установка двигателей;
    • Проверка работоспособности систем самолета, функционирования шасси;
    • Подготовка самолета к постановке под ток;
    • Оформление интерьера багажного отсека и кабины пилотов;
    • Общетехнический осмотр воздушного судна.
  • Отработка всех систем самолета под током.
  • Действующий самолет для тестирования поступает на летно-технические испытания, состоящие из восьми полетов.
  • Протестированный самолет совершает перелет в Ульяновск, где производится установка салона и покраска. Оформление внешнего вида воздушного транспорта выполняется согласно требованиям авиакомпании-заказчика.
  • Готовый самолет летит в Центр поставки.
  • Важным аспектом развития авиастроения является подготовка перспективных и высококвалифицированных специалистов. В России с каждым годом увеличивается число абитуриентов, поступающих в авиационные учебные заведения, в которых ведется обучение и практика в таких направлениях:

    • Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей;
    • Техническая эксплуатация пилотажно- навигационных комплексов и авиационных электросистем;
    • Двигатели летательных аппаратов;
    • Аэронавигация;
    • Самолето- и вертолетостроение;
    • Авиастроение;
    • Гидроаэродинамика и баллистика;
    • Двигатели летательных аппаратов.

    Основные учебные центры авиационного образования в России существуют в Москве (Московский авиационный институт), в Ульяновске (Ульяновский высший авиационный институт), в Самаре (САУ им. С. П. Королева), в Санкт- Петербурге (Университет аэрокосмического приборостроения и Госуниверситет гражданской авиации) и в Казани (Авиационно-технический университет).
    Развитие конкурентоспособности российского авиационного машиностроения происходит путем достижения таких целей:

    1. Развитие корпорации мирового уровня, производящее высококачественные продукты.
    2. Налаживание системы послепродажного обслуживания.
    3. Достижение прозрачной системы корпоративного управления.
    4. Наличие современных технологий, постоянное обновление научно-технического задела и квалифицированного персонала.
    5. Активная интеграция в мировой рынок.
    6. Государственное регулирование и поддержка.

    Sukhoi Superjet 100 95 и Sukhoi Superjet 100 95b

    Самолет Сухой Суперджет-100 (Sukhoi Superjet-100, раннее название RRJ — Russian Regional Jet) является первым самостоятельно разработанным в России самолетом (после распада СССР). Самолет ориентирован на эксплуатацию по малозагруженным авиалиниям протяженностью до 3000-4500 км. Sukhoi Superjet 100 фото:

    Самолет Sukhoi Superjet 100 салон

    Sukhoi Superjet 100 схема салона

    Sukhoi Superjet 100 отзывы пассажиров

    1. В Суперджете больше свободного пространства, 175й Эмбраер здесь далеко позади. Суперджет дает ощущение, что ты в А320.
    2. Кресла в SSJ удобные и широкие. Намного шире, чем кресла на Эмбраере, и даже на А330. Нет ощущения что кпираешся локтями.
    3. В сравнении с А320 заметна плохая шумоизоляция, в остальном разницы не заметил.

    Современное авиастроение стало совершенно самостоятельной отраслью транспортного машиностроения, в которой путем внедрения новых технологии и решений человек открывает для себя новые возможности.

    История авиационной промышленности берёт своё начало в первых десятилетиях XX века. Главными целями и заданиями авиационной промышленности есть: разработка, изготовление, испытание авиатехники. В результате эксплуатации, техника имеет свойство ломаться, поэтому ремонтом и утилизацией также занимается авиапром.

    Структура авиапрома

    Как и все отрасли авиационной промышленности, она имеет внутриотраслевое разделение. И оно имеет следующий вид:

    • Самолётои вертолётостроение. Разработка, апробация, модернизация, ремонт.
    • Разработка и опытное строение космических кораблей, аппаратов, ракет.
    • Разработка, конструирование и производство частей и узлов выше названных летательных аппаратов.

    Авиапром производит аппараты, части и узлы для: гражданских авиакомпаний, государственных космических станций, для военных целей. Кроме, разработки и внедрения произведённых аппаратов и узлов, авиационная промышленность занимается их обслуживанием в процессе эксплуатации, проведением ремонтных, восстанавливающих работ, модернизацией и, в конечном счете, утилизацией непригодных аппаратов, узлов и частей.

    Большую часть в структуре занимают самолёто и вертолётостроение, так как летательные аппараты востребованы как в гражданской авиации, так и в военной. Свою значительную нишу занимает также производство космических кораблей, это связано с возрастающим количеством полётов в космос для его исследования. Ракетостроение не отстаёт – большое количество военных конфликтов с использованием авиации позволяет держать ракетостроение в тонусе. Ну и, естественно, все машины ломаются, поэтому значительное место в отраслевой структуре авиационной промышленности имеет производство частей и узлов.

    Пути развития авиационной промышленности

    Эта отрасль активно начала развиваться во времена Второй мировой войны, это было связано с необходимостью разработки новых способов ведения военных действий. Активное увеличение количества авиа перелётов потребовало больший объем производства летательных аппаратов для этих целей. Соответственно увеличились заказы для авиапрома. Вместе с этой ситуацией возникают новые требование к качеству, возможностям и дизайну железных птиц.

    Использование ракет не ограничивается военными конфликтами, также они нашли широкое применение при проведении учений на полигонах всего мира. Частое применение ракет в космической сфере – ракеты-носители, ракетные двигатели. Значительно возросло количество полётов в космос, а, значит, и количество изготовленных аппаратов для этого.

    Все эти факторы непременно привели к тому, что развитие авиационной промышленности начало набирать обороты. Ведь то, что было приемлемо в авиа сфере ещё несколько лет назад, сейчас уже устарело, и требует постоянной модернизации.

    С развитием авиастроения возникла потребность в расширении возможностей этого процесса. К примеру, ракетные или космические комплексы достаточно сложно производить в одной стране, по причине того, что не всегда удаётся в одном месте сосредоточить изготовление качественных комплектующих. По этой причине широкое распространение на сегодня имеют транснациональные предприятия. Корпус самолёта, вертолёта, ракеты или космического корабля может изготовляться в одной стране, двигатель в другой, электроника в третьей, а собраться в четвёртой. Это очень эффективная стратегия развития авиационной промышленности. Ведь кроме цены на материалы значительно влияет стоимость разработки проектов, материалов и рабочей силы, что повышает цену изготовленного аппарата или детали.

    Наибольшее развитие авиационная промышленность имеет в США. Соединённые штаты экспортируют свою продукцию в страны Европы и Азии.

    Маленькие, легкие самолёты или вертолёты выпускаются во многих странах мира по лицензии крупной фирмы. Самые известные производители в сфере гражданской техники Boing, AirBus. Самые популярные авиадвигатели Дженерал Электрик, Роллс-Ройс. Самыми конкурентоспособными в сфере военной авиации и в разработке, а также производстве космических аппаратов и ракет есть США и Россия.

    Авиастроение в России начало формироваться в рамках оборонного комплекса. Именно поэтому в настоящее время данная отрасль считается высокомилитаризованной. Военное авиастроение в России формировалось в соответствии с объемом постоянных госзаказов и возможностями экспорта техники в большую часть стран мира. Выпуск самолетов для обычных перевозок пассажиров не такой стабильный. Рассмотрим далее, как создавалось авиастроение в России, в каких городах существовали основные производственные предприятия этой отрасли.

    Историческая справка

    В советское время гражданское авиастроение занимало всего 20% от общего промышленного объема в отрасли. При этом страна полностью обеспечивала потребности собственных ВВС и осуществляла экспорт машин в разные государства. В мире существовало на тот момент два крупных поставщика техники – Советский Союз и США. С 1961 г. самолеты СССР были экспортированы в 60 стран. До 90-х годов Советский Союз обеспечивал техникой 40% воздушных парков мира.

    Годы СССР

    Научные достижения советской эпохи обеспечили успехи отрасли. В стране начали формироваться крупнейшие центры авиастроения. В России сегодня одним из ведущих является КнААПО. В советское время были организованы ставшие впоследствии всемирно известными конструкторские бюро Яковлева, Ильюшина, Туполева. В стране сформировалась многоотраслевая промышленность. Она выпускала самолеты как для гражданских перевозок, так и для ВВС. В СССР, кроме этого, был разработан комплекс эффективных методов и моделей организации производства. В авиастроении было занято больше миллиона работников. Но в рамках советской экономической школы не велась разработка маркетинговых методов, и это при том, что на рынках техники существовала достаточно жесткая конкуренция.

    Упадок производства

    С распадом Советского Союза возникло несколько независимых и конкурирующих друг с другом предприятий. Многие из них оказались за границами России. Это привело к разрушению установившихся ранее внутрихозяйственных взаимодействий. В результате была нарушена целостность отраслевого комплекса. Процесс перехода страны к новым экономическим условиям существенно ограничил возможности осуществлять прямое управление работой хозяйствующих субъектов. Это, в свою очередь, потребовало создания новых подходов к вопросу госрегулирования отрасли. Кроме этого, появились проблемы, связанные с корпоративным управлением предприятиями, реструктуризацией, привлечением инвестиций в развитие авиастроения в России. Существенно сократились заказы оборонного комплекса, закупки пассажирской техники. Все это привело к упадку производства. Между тем в стране созданы все условия для создания самолетов, которые успешно конкурировали бы с продукцией производителей других государств.

    Ключевые элементы отрасли

    Фундамент, на котором стоит авиастроение в России, - заводы и конструкторские бюро. Большая их часть объединена в ОАО "ОАК". Опытно-конструкторскими бюро являются научные организации, осуществляющие разработку новой техники. К наиболее развитым следует отнести КБ, которые сохранились после развала СССР. Именно на них фактически держится гражданское авиастроение в России.

    ОКБ Илюшина

    Это конструкторское бюро считается одним из ведущих в стране. К проектам последних лет следует отнести такие самолеты, как Ил 96-300/400, Ил-114, Ил-62, Ил-112. Конструкторское бюро считается основным разработчиком проектов широкофюзеляжных самолетов. В настоящее время ОКБ в качестве приоритетного направления выбрало разработку образцов военно-транспортной техники.

    КБ Туполева

    За время работы этого конструкторского бюро было создано более 300 проектов разных видов летательных аппаратов, аэросаней и малых воздушных судов. Около 90 из них были реализованы в металле, а порядка 40 производились серийно. По проектам было изготовлено 18 тыс. самолетов. Сегодня конструкторское бюро преобразовано в акционерное общество открытого типа "Туполев". Оно включено в состав ОАК. К проектам пассажирских лайнеров последних лет следует отнести Ту-214, Ту-444, Ту-330, Ту-204-100/-200, Ту-334. ОАО "Туполев" считается отечественным лидером по производству среднемагистральных самолетов. На сегодняшний день на предприятии ведется разработка новейших образцов техники, соответствующей всем современным стандартам. ОАО ставит перед собой цель расширять пассажирское авиастроение в России.

    ОКБ Яковлева

    За весь период своей работы конструкторским бюро было создано более 200 модификаций и типов летательных аппаратов, в числе которых больше 100 – серийные. ОКБ включено в состав ОАК. Среди проектов последних лет стоит отметить Мс-21, Як-40, Як-42. В конструкторском бюро ведется разработка ближнемагистральных самолетов. Свои основные заказы ОКБ получает от ВС РФ. В этой связи приоритетным направлением считается создание образцов техники военного назначения. Вместе с этим в течение последних лет идет работа над созданием проектов перспективных среднемагистральных лайнеров.

    ОКБ Сухого

    Это предприятие считается сегодня одним из ведущих в стране. В течение многих десятилетий в конструкторском бюро было создано порядка 100 типов и модификаций самолетов. Из них больше 60 были направлены в серийный выпуск. Общее количество произведенных самолетов – больше 10 тыс. Свыше 2 тысяч машин было экспортировано в 30 стран. На самолетах, произведенных по проектам ОКБ, было установлено больше 50 мировых рекордов. В начале 2000-х гг. было сформировано предприятия ЗАО "Гражданские самолеты" для разделения пассажирских и оборонных программ. К проектам последних лет относится Sukhoi Superjet 100.

    Авиастроение в России: факторы размещения

    Важнейшими условиями существования отрасли выступают наличие квалифицированных специалистов, потребности в продукции, собственного производства либо возможности получения конструкторских материалов. Выпуск сложной техники, отвечающей современным требованиям, концентрируется в районах, отличающихся высокоразвитой научно-исследовательской базой. Особое значение имеет близость к металлургическим предприятиям, компаниям, занимающимся выпуском высокоточной аппаратуры. Авиастроение в России – одна из самых трудоемких отраслей. В ней работают высококвалифицированные специалисты. Предприятия, выпускающие самолеты, располагаются преимущественно в регионах с высокой плотностью населения, особенно там, где нет недостатка в инженерно-технических кадрах.

    Производственные площадки

    В качестве них выступают специализированные авиастроительные заводы. К крупнейшим производственным предприятиям относят:


    Предпосылки для объединения предприятий

    Кризис 90-х гг. затронул все экономические отрасли, в том числе и авиастроение. В России многие КБ и производственные площадки оказались в крайне сложном положении. В экономике страны начиналась новая эра, по законам которой предприятиям только предстояло учиться работать. Последствия кризиса очень быстро отразились на состоянии отрасли. Значительное снижение госзаказа привело к уменьшению объема выпуска, повышению себестоимости техники и уменьшению прибыли. Заводам пришлось искать способы снижения издержек. Это привело к старению и сокращению рабочих кадров, износу оборудования, уменьшению затрат на НИОКР и так далее. На сегодняшний день авиастроение в России считается одной из самой устаревшей отрасли. Каждый год списывается более 100 самолетов.

    Пополнение парка при этом практически не осуществляется. С 90-х гг. промышленностью было выпущено только 36 лайнеров 1-3 класса. Отечественные предприятия функционируют сегодня в условиях сниженной нагрузки мощностей (около 30%). При таком объеме производства весьма проблематично обеспечивать даже простое воспроизводство собственной технической базы. Негативно отразилось на состоянии отрасли общее снижение качества жизни населения. Поскольку доходы граждан уменьшились, они стали пользоваться более дешевым железнодорожным и автомобильным транспортом. В результате отрасль оказалась раздробленной и не могла больше конкурировать с западными производителями. Программа по объединению всех КБ и заводов должна способствовать восстановлению авиастроения в России.

    Заключение

    Следует признать, что в настоящее время авиастроение в России переживает далеко не лучшие свои времена. Во многом на это повлиял распад СССР, а затем переход к рыночным условиям хозяйствования. Парк пассажирских самолетов сегодня очень устарел. При этом выпускается крайне мало новой техники. Вместе с тем продолжает развиваться военное авиастроение. Это происходит за счет постоянных госзаказов, усиления обороноспособности государства. Тем не менее созданные еще в советское время предприятия продолжают функционировать, хоть и работают далеко не на всю мощность. Конструкторские бюро разрабатывают новые проекты, создают образцы современной техники. Хотелось бы верить, что такая крупная отрасль сможет восстановиться и Россия вновь будет одним из лидеров авиастроения в мире. Для этого необходимо выработать соответствующую программу, обновить оснащение конструкторских бюро и производственных площадок, привлечь инвестиции.

    Одной из отраслей российского машиностроения является авиационная промышленность. Российская Федерация является страной, которая выпускает большое количество самолетов, вертолетов и других видов воздушного транспорта. Поэтому можно отметить, что авиационная промышленность России находится на высоком уровне, а предприятия, работающие в этой сфере деятельности, выпускают транспорт, который обладает высокими характеристиками и свойствами, поэтому является востребованным во всем мире.

    Предприятия, занимающиеся созданием авиационной техники, тесно сотрудничают с другими отраслями, такими как радиотехническая промышленность, а также электронная. К основным задачам авиационной промышленности можно отнести проектирование авиационной техники, ее создание и испытание, а также ремонт и утилизация. Следует отметить, что в этой сфере деятельности задействовано огромное количество специалистов, которые используют в процессе работы исключительно высококачественные, надежные и модернизированные технологии, технику и оборудование. Поэтому авиационная промышленность России является развитой и известной во многих странах.

    В Российской Федерации существуют специализированные центры автомобилестроения, которые известны во всем мире. К ним относится НИАТ (национальный институт авиационных технологий) и ЦАГИ (центральный аэрогидродинамический институт), а также множество других центров, которые постоянно внедряют в процесс создания авиационной техники инновационные технологи, методы и способы.

    Авиационная промышленность относится к приоритетным сферам деятельности, поэтому ей уделяется большое внимание со стороны государства. Поэтому в 2005 году была принята специальная стратегия Стабилизации, направленная на развитие этой отрасли. Заканчивается этот проект в 2015 году, в результате чего авиационная промышленность России выйдет на принципиально новый уровень.

    К основным проблемам данной отрасли можно отнести то, что в процессе создания авиационной техники возникает необходимость в использовании только новейших и точных технологий, а также дорогостоящего специализированного оборудования, что ведет к необходимости крупных финансовых вложений со стороны государства. Также возникает необходимость в создании специальных исследовательских центров, чтобы авиационная промышленность в РФ никаким образом не отставала от промышленности других стран.

    Чаще всего компании, которые специализируются на создании авиационной техники, располагаются рядом с металлургическими базами, чтобы все комплектующие изделия транспортировались оперативно и в нужном размере. Поэтому приходится много денег затрачивать на создание инфраструктуры, а также на строительстве заводов в отдаленных районах страны.

    Сам процесс создания техники считается трудоемким, поэтому работать на таком предприятии смогут только высококвалифицированные специалисты, что приводит к тому, что необходимо привлекать в эту сферу деятельности профессионалов, требующих высоких заработных плат.

    На основании стратегии Стабилизации авиационная промышленность в будущем будет современной, качественной и развитой. Это обусловлено тем, что будет завершено соединение различных отраслей, будет определен продуктовый ряд, сформирован особый портфель заказов, а также все предприятия выйдут на конкретный уровень рентабельности, а также будут постоянно разрабатываться новые программы и мероприятия, создаваться уникальные центры и предприятия. В результате авиационная промышленность в РФ на сегодняшний момент находится на высоком уровне, а в будущем ситуация будет только улучшаться.

    «Сделано в России» – развитие авиационной промышленности, видео

    1. Место и роль Авиационной промышленности в экономике России

    Авиационная промышленность - отрасль промышленности, в которой осуществляются разработка, производство, испытания, ремонт и утилизация авиационной техники.

    Говоря о роли и месте авиационной промышленности в экономике страны, Слюсарь Юрий Борисович, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации, отметил: "Мы подчеркиваем уникальную роль отрасли, как некоего мультипликативного паровоза, который будет вытаскивать за собой другие отрасли, интеллектуризировать структуру ВВП. По опыту наших коллег из Евросоюза и Америки, до четверти экономики и промышленности этих стран ориентировано на авиационные стандарты. То есть, авиация - это еще и некий эталон, который задает правила игры для значительной части экономики"…

    Авиационная промышленность является одной из наиболее высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики. Традиционно при создании новых образцов авиационной техники в работу вовлекались десятки крупнейших научно-исследовательских институтов, опережающие исследования проводились институтами Академии наук.

    По объёму выпускаемой продукции военного самолётостроения Россия находится на 2-м месте в мире, вертолётостроения - на 3-м месте в мире (6 % мирового рынка вертолётов)

    Машиностроительный комплекс играет важную роль в российской экономике. На долю машиностроения приходится около 20 % всей выпускаемой промышленной продукции и примерно 25 % основных промышленно-производственных фондов.

    В ходе реформ российское машиностроение уступило лидирующее положение отраслям, производящим топливо, сырье и полуфабрикаты. Сократилась доля машиностроения в российской внешней торговле.

    2. Основные места размещения

    Главные факторы размещения производственных предприятий - удобство транспортных связей и наличие квалифицированной рабочей силы. А проектирование почти всех видов российских самолётов осуществляет КБ Москвы и Подмосковья. Единственное исключение - КБ имени Бериева в Таганроге, где производятся самолёты-амфибии.

    Вообще производство авиационной промышленности подразделят на несколько подотраслей.

      Предприятия по производству авиационных двигателей (Пермь, Самара, Казань, Москва, Омск)

      Авиастроительные предприятия (Иркутск, Новосибирск, Воронеж, Ульяновск)

      Вертолетостроительные (Москва, Казань, Ростов)

    Объединённая авиастроительная корпорация (в неё входят крупнейшие самолётостроительные предприятия) и Оборонпром (в неё входят крупнейшие вертолётостроительные и двигателестроительные предприятия). Эти компании включают в себя 214 предприятий и организаций, в том числе 103 - промышленные, 102 - НИИ и Оборонные конструкторские бюро. Общая численность занятых в российской авиационной промышленности - более 411 тыс. человек.

    3. Основные факторы размещения предприятий авиационной промышленности:

    Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии:

      Наукоемкость. Производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал – основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

      Металлоемкость. Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как, например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.

      Трудоемкость. машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры.

    4. Проблемы и перспективы авиационной промышленности

    Авиапромышленный комплекс переживает общие для всего промышленного комплекса проблемы:

      Острую нехватку финансовых средств.

      Heвозмещение затрат на незавершенное производство, которое приобрело хронологический характер корректировки государственного оборонного заказа.

      Превышение накопленной задoлжeнности заказывающих министерств годовых paзмepoв финансирования предприятий,

      Ослабление кадрового потенциaлa и т.д.

    Председатель редакционного совета журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Комаров