20.05.2019

Учет импорта из белоруссии. Поставки из Белоруссии: оцениваем налоговые последствия


Продовольственные санкции, введенные в отношении стран — членов ЕС, заставили импортеров искать новых поставщиков. Многие из них обратили свое внимание на соседнюю Беларусь. Это государство входит в состав Таможенного союза. Поэтому при работе с белорусскими поставщиками есть свои нюансы налогообложения. Их мы и рассмотрим.

Непростой НДС

В рамках Таможенного союза основными до­кумен­тами, регулирующими порядок взимания НДС между государствами-участниками, являются:

■ Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (далее — Соглашение);

■ Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее — Протокол).

Общие положения

В статье 2 Протокола приведен перечень случаев, когда российские налогоплательщики — собственники товаров уплачивают НДС при ввозе товаров в Россию. Напомним, что собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором.

Взимание НДС по товарам, импортируемым на территорию одного государства — члена Таможенного союза с территории другого, производится налоговиками государства — члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет собственников товаров. То есть, когда товар ввозится в Россию из Белоруссии, НДС придется уплатить российскому покупателю.

Ввозим товары в Крым

Весной этого года Республика Крым и город Севастополь вошли в состав Российской Федерации (п. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Новые субъекты РФ образованы 18 марта 2014 г.

В связи с этим возник вопрос у российских организаций, имеющих представительство на территории Республики Крым: как быть с НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию Республики Крым с территории Республики Беларусь, приобретаемых у белорусских компаний?

Ответ на этот вопрос содержится в письме Минфина России от 02.06.2014 № 03-07-13/1/26356. Финансисты указали, что в данной ситуации при ввозе товаров из Белоруссии на территорию Респуб­лики Крым будут действовать правила взимания НДС при реализации товаров в рамках Таможенного союза.

Таким образом, как мы уже отметили выше, взимание НДС будет осуществляться российскими налоговыми органами. При этом российская компания должна представить в налоговые органы декларацию по НДС и до­кумен­ты, перечисленные в п. 8 ст. 2 Протокола, включая заявление о ввозе товаров.

Специалисты Минфина России также отметили, что на основании ст. 143 НК РФ обособленные подразделения российских организаций плательщиками НДС не являются. Поэтому исчислить НДС по товарам, ввозимым из Белоруссии на территорию Республики Крым, и отразить соответствующую сумму налога в декларации должна российская организация, имеющая представительство на территории Крыма. Декларация и необходимые до­кумен­ты представляются по месту учета именно организации, а не ее представительства.

Определяем ставку НДС

Суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства — члена Таможенного союза с территории другого, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством того государства — члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары. То есть при ввозе товаров из Белоруссии берутся налоговые ставки, установленные ст. 164 НК РФ.

В письме от 01.09.2014 № 03-07-15/43576 Минфин России отметил, что коды видов продовольственных товаров, облагаемых по ставке НДС в размере 10%, определяются Правительством РФ в соответствии с ОКП и единой ТН ВЭД ТС. Данные коды утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908 .

Порядок применения пониженной налоговой ставки был разъяснен Пленумом ВАС РФ в постановлении от 30.05.2014 № 33 . В пунк­те 20 данного до­кумен­та арбитры указали, что при рассмотрении споров, касающихся обоснованности применения 10-процентной ставки, судам необходимо учитывать следующее.

Применение данной ставки в отношении конкретного вида товара не может быть поставлено в зависимость от того, имела ли место реализация этого товара на территории РФ либо товар был ввезен на территорию РФ. Ведь из п. 2 ст. 164 НК РФ не вытекает возможность различного налогообложения операций с одним и тем же товаром в зависимости от приведенного критерия. Поэтому для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством РФ, со ссылкой хотя бы на один из двух источников — ОКП или ТН ВЭД ТС.

До­кумен­тооборот

Конечно же это налоговая декларация по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств — членов Таможенного союза. Ее форма утверждена приказом Минфина России от 07.07.2010 № 69н. Декларацию необходимо сдать не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.

Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик должен представить в налоговую инспекцию до­кумен­ты, перечисленные в п. 8 ст. 2 Протокола. В их число входят:

■ заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде. Один экземпляр остается у налоговиков, один возвращается налогоплательщику и два экземпляра нужно передать белорусскому партнеру, чтобы он смог доказать свое право на применение нулевой ставки НДС;

■ выписка банка (или другой подобный до­кумен­т), подтверждающая фактичес-кую уплату НДС по импортированным товарам;

■ транспортные (товаросопроводительные) до­кумен­ты, подтверждающие перемещение товаров с территории одного члена Таможенного союза на территорию другого члена Таможенного союза. Налоговые органы в письмах ФНС России от 16.09.2011 № ЕД-4-3/15167@ , 17.12.2010 № ШС-37-3/17909@, от 29.06.2010 № ШС-37-3/5424@ привели образцы таких транспортных (товаросопроводительных) до­кумен­тов;

■ счета-фактуры, оформленные при отгрузке товаров, в случае если их выставление предусмотрено законодательством государства — члена Таможенного союза;

■ договоры, на основании которых приобретены импортированные товары;

■ договоры комиссии, поручения или агентский договор (в случаях их заключения);

■ информационное сообщение, представленное российскому налогоплательщику поставщиком, если он реализует товары, ввезенные с территории третьего государства — члена Таможенного союза;

■ договоры, на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства — члена Таможенного союза с территории другого члена Таможенного союза по договорам комиссии, поручения или по агентскому договору. Эти до­кумен­ты нужно представить, если товары приобретаются российским налогоплательщиком у продавца или посредника из другой страны Таможенного союза, а импортируются с территории третьей страны Таможенного союза.

Указанные до­кумен­ты (кроме заявления) могут быть представлены в копиях, заверенных в порядке, установленном российским законодательством.

Интернет vs бумага

С 1 января 2014 г. подача общей декларации по НДС должна производиться только в электронной форме. А как быть с декларацией при импорте товаров из государств Таможенного союза?

В письме ­УФНС России по г. Москве от 11.03.2014 № 16-15/021948 налоговики согласились, что указанная налоговая декларация может подаваться на бумажном носителе. Но при выполнении двух условий. Первое — среднесписочная численность работников компании за предшествующий календарный год должна превышать 100 человек. Второе — компания не является крупнейшим налогоплательщиком.

А если численность работников компании больше 100 человек или же организация является крупнейшим налогоплательщиком? Будет ли она оштрафована по ст. 119.1 НК РФ за нарушение установленного способа представления налоговой декларации?

С одной стороны, согласно ст. 7 НК РФ, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров. Протокол не устанавливает ни конкретного способа представления налоговой декларации, ни мер ответственности за его нарушение. Значит, в этом вопросе нужно руководствоваться национальным законодательством.

С другой стороны, в Протоколе обозначены случаи, когда применяются меры ответственности, предусмотренные российским законодательством (п. 9 ст. 2). Это:

■ неуплата либо неполная уплата косвенных налогов по импортированным товарам;

■ уплата косвенных налогов в более поздний срок по сравнению с установленным;

■ непредставление налоговых деклараций;

■ представление деклараций с нарушением сроков;

■ несоответствие данных, указанных в налоговых декларациях, данным, полученным в рамках обмена информацией между налоговиками государств — членов Таможенного союза.

Вот в этих случаях налоговики могут наложить штрафные санкции, установленные законодательством того члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, а также применять способы обеспечения исполнения обязательств по уплате НДС. Так как ответственности за подачу бумажной декларации вместо электронной в приведенном выше списке нет, то применение ст. 119.1 НК РФ необоснованно.

Но хотим предупредить, что арбитражная практика по данному вопросу не сложилась. Поэтому мы не советуем вступать с налоговиками в конфликт, а все же отчитаться в электронной форме.

Вычет НДС

НДС по товарам, ввозимым с территории Республики Беларусь, можно принять к вычету. При условии, конечно, что импортер сам является плательщиком НДС. Если же налогоплательщик применяет ­ЕНВД, УСН, ­ЕСХН или ПСН, о вычете можно забыть (письмо Минфина России от 26.01.2012 № 03-07-14/10). Уплаченный при ввозе товара НДС в этом случае согласно п. 2 ст. 170 НК РФ нужно учесть в стоимости импортированных товаров.

Обратите внимание: суммы НДС, подлежащие вычету, отражаются в книге покупок, форма которой утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, после получения заявления о ввозе товаров с отметкой налоговой инспекции (письмо Минфина России от 20.01.2011 № 03-07-13/1-03). Суммы НДС, подлежащие вычету, отражаются в графе 16 книги покупок при наличии заявления, само заявление регистрируется в графе 3. Кроме того, в графе 7 указываются реквизиты до­кумен­тов, подтверждающих фактическую уплату НДС.

Сумма вычета отражается в разделе 3 обычной декларации по НДС, утвержденной приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н, по специально преду­смотренной строке 190.

На практике возможна ситуация, когда НДС придется начислить в налоговой декларации в одном квартале, а вычет отодвинется на целый квартал, из-за того что заявление будет получено позже и может быть отражено только уже в следующей налоговой декларации. Ведь налоговики имеют десять дней на то, чтобы проставить отметку на указанном заявлении.

Некоторые специалисты советуют за­явить вычет по НДС, не дожидаясь получения заявления с отметкой инспекции. Аргументируется такая позиция тем, что ни в НК РФ, ни в международных соглашениях такого условия для вычета нет. При этом по действовавшим до 1 июля 2010 г. соглашениям с Республикой Беларусь ситуация была похожей, и суды поддерживали наших налогоплательщиков (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 14.02.2012 № А62-2431/2011, Московского округа от 25.07.2011 № КА-А41/7408-11).

Однако мы не советует рисковать. Решения, которые принимались на основе ранее действовавшего законодательства, не всегда автоматически используются судами при рассмотрении аналогичного вопроса в рамках действующего законодательства. Тем более что высший суд своего мнения по этой проблеме не высказывал.

Пересчет условных единиц

При покупке товара в Белоруссии есть еще одна сложность. Довольно часто до­говоры на поставку товаров заключаются в условных единицах, а оплата производится в рублях. На какой момент нужно брать курс валюты, чтобы определить налоговую базу для расчета НДС?

В пунк­те 2 ст. 2 Протокола сказано следующее: «Для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров <...> на основе стоимос­ти приобретенных товаров <...>. Стоимостью приобретенных товаров <...> является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги), согласно условиям договора (контракта)».

Как показывает практика, налоговики делают упор на первом предложении процитированной нами нормы. Они требуют брать курс валюты на дату оприходования товаров. Косвенно в поддержку их позиции говорит то, что в графе 13 заявления о ввозе товаров требуется указать дату принятия товаров на учет. А в графах 6 и 7 — стоимость товара и код валюты на основании сведений из счета-фактуры или транспортных (товаросопроводительных) до­кумен­тов.

Однако многие налогоплательщики считают, что они имеют право использовать курс валюты на дату, установленную договорами.

пример 1

ООО «Агромир» приобрело у белорусского поставщика продовольственные товары на сумму 100 000 долл. США. Ставка НДС — 10%. Оплата товара должна производиться российскими рублями.

Общество произвело полную предоплату товара 25 августа 2014 г. Курс доллара США к рублю на эту дату был равен 36,0027 руб./долл. США.

Оприходован же импортированный товар был 9 сентября 2014 г. В этот день курс был равен 37,0866 руб./долл.

По мнению налогоплательщика, сумма НДС, которую он должен уплатить по импортированным товарам, равна 360 027 руб. (100 000 долл. х х 36,0027 руб./долл. США х 10%).

По мнению налоговиков, сумма НДС, которую должно уплатить общество, равна 370 866 руб. (100 000 долл. х х 37,0866 руб./долл. США х 10%).

Как видите, разница получается существенная — 10 839 руб.

Обратите внимание: последующие колебания курса на расчет НДС никак не влияют. Ведь налоговая база определяется только один раз и корректировки не требует.

Арбитражной практики по этому вопросу нам найти не удалось, поэтому во избежание рисков советуем придерживаться требований налоговиков.

пример 2

Продолжим пример 1. В бухгалтерском учете общества должны быть сделаны следующие проводки.

Август 2014 г.

Дебет 60 Кредит 51

— 3 600 270 руб. (100 000 долл. США х 36,0027 руб./долл. США) — произведена предоплата белорусской компании.

Сентябрь 2014 г.

Дебет 41 Кредит 60

— 3 600 270 руб. — оприходован товар в учете покупателя;

Дебет 19 Кредит 68

— 370 866 руб. — исчислен НДС исходя из курса доллара на дату оприходования товара.

НДС при возврате товаров

Самая распространенная причина для возврата товара обратно поставщику — это брак. Если товар возвращается белорусскому партнеру по этой причине, то в соответствии с п. 9 ст. 2 Протокола нужно представить налоговикам уточненную налоговую декларацию по НДС. В случае возврата по подтвержденной участниками договора причине ненадлежащего качества или комплектации товаров в том же месяце, когда они были ввезены и приняты на учет, отражение этих товаров в налоговой декларации не производится.

Если налогоплательщик заявил весь ранее начисленный НДС к вычету, он должен налог восстановить. Сделать это нужно в том квартале, в котором возвращенные товары были списаны с учета (письмо Минфина России от 05.07.2012 № 03-07-13/01-38).

Если вычет начисленного ранее НДС по каким-либо причинам не был заявлен, то у налогоплательщика образуется переплата начисленного НДС. Так как этот налог уплачивается не таможне, а налоговикам, то его можно или вернуть, или зачесть в счет налоговых платежей.

Налог на прибыль

При ввозе товаров из Белоруссии возникают вопросы и по налогу на прибыль.

Бонусы и компенсации

Первый вопрос связан с налогообложением бонусов, которые получают российские покупатели от белорусских поставщиков за выполнение условия о покупке определенного количества товаров.

В своих разъяснениях Минфин России рассматривал порядок обложения налогом на прибыль бонусов, которые выплачивают российские организации белорусским покупателям. Сделанные выводы можно спроецировать и на обратную ситуацию. Расскажем подробнее.

Начнем с письма Минфина России от 11.08.2009 № 03-08-05. В нем финансисты заявили, что бонусы (премии) по договорам поставки — это доход, полученный белорусскими покупателями от поставщиков в России, который подпадает под ст. 18 «Другие доходы» Соглашения между Правительством РФ и Правительством РБ об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.95. Так что этот доход должен облагаться налогом в России по ставке в размере 20%.

Однако буквально через год финансисты изменили свою позицию. В совместном письме Минфина России и ФНС России от 05.10.2010 № ЯК-20-3/1445 сказано, что при предоставлении скидок, в том числе в виде премий (бонусов), выплачиваемых белорусским организациям при достижении ими планового объема закупок у российских продавцов, у белорусских организаций — покупателей не возникает на территории РФ дополнительного дохода в размере скидки. И облагать налогом у них нечего.

В информационном сообщении Минфина России от 23.06.2011 финансисты окончательно определились со своей позицией. Они указали, что выплаты в виде бонусов (премий) по договорам поставки товаров должны учитываться при определении налогооблагаемой прибыли предприятия-резидента соответствующего договаривающегося государства, так как упомянутые премии (бонусы) следует рассматривать не как отдельный вид доходов, а как компенсацию (уменьшение) расходов, произведенных в связи с закупкой товаров.

Так что спорные премии для белорусских покупателей будут облагать налогами белорусские налоговики, ну а у российских покупателей белорусских товаров — соответственно, российские.

НДС при перевозке

В соответствии с Протоколом при оказании услуг перевозки косвенные налоги взимаются по законодательству того государства — члена Таможенного союза, налогоплательщиком которого оказываются услуги по перевозке (письмо Минфина России от 28.10.2011 № 03-07-13/01-44). Соответственно, если импортируемый товар ввозит в Россию белорусская транспортная компания, она выставит российскому покупателю за свои услуги белорусский НДС.

Возникает вопрос: можно ли включить сумму этого НДС в расходы при расчете налога на прибыль?

На сегодняшний день специалисты финансового ведомства придерживаются следующей позиции. Суммы налогов, уплаченные на территории иностранного государства, нельзя включить в расходы на основании подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Напомним, что по этой норме Кодекса в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются суммы налогов и сборов, начисленных только в соответствии с законодательством РФ.

Но финансисты отметили, что перечень прочих расходов является открытым. Согласно подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам относятся и другие расходы, связанные с производством и реализацией. В статье 270 НК РФ, устанавливающей перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения, не содержится прямого указания на то, что налоги, уплаченные на территории иностранного государства, не принимаются в качестве расходов.

Таким образом, расходы в виде иностранных налогов могут быть отнесены к другим расходам, связанным с производством и реализацией, на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Такая позиция высказана в письме Минфина России от 04.10.2013 № 03-03-06/2/41278.

Заметим, что ранее специалисты Минфина России не допускали возможности учета сумм налогов, уплаченных на территории иностранного государства, в числе других прочих расходов (письма от 12.11.2010 № 03-03-06/1/708, от 16.12.2009 № 03-03-06/1/813, от 27.10.2009 № 03-03-06/1/697, от 06.10.2009 № 03-03-06/1/644). Аргумент — раз уже существует норма подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, то иные нормы в отношении того же вида затрат применять нельзя.

Что касается судебной практики, то она на стороне налогоплательщиков. Арбит­ры полагают, что произведенные на территории иностранного государства расходы российской компании при расчете налога на прибыль включают иностранный НДС, который можно учесть на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. В статьях 311, 264, 252 НК РФ нет указаний на то, что указанные расходы учитываются за вычетом НДС, уплаченного иностранным партнерам. А в статье 270 НК РФ не говорится о том, что налоги, уплаченные на территории иностранного государства, нельзя учесть в составе расходов российского налогоплательщика. (см., например, постановления ФАС Московского округа от 29.05.2012 № А40-112211/11-90-466, Центрального округа от 13.10.2011 № А62-439/2011).

Множество сложностей возникает и у российских импортеров, ввозящих товары из стран Таможенного союза (ТС). Рассмотрим вопросы, связанные с применением "импортных" положений Протокола о товарах (Протокол от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе"). Но сначала рассмотрим общий порядок действий российского импортера товаров из Беларуси и Казахстана, касающихся НДС.

Общий порядок НДС-расчетов при импорте товаров из стран ТС

Если вы ввезли в Россию товары с территории Беларуси или Казахстана - значит, вы должны в бюджет (Статья 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при , выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Соглашение ТС)). Причем налог при импорте из этих стран платится в налоговую инспекцию, а не на таможне.
Поступать так нужно, даже если:
- вы - спецрежимник (Пункт 1 ст. 2 Протокола о товарах);
- ваш контрагент не из Беларуси или Казахстана, но товары ввозятся в Россию с территории одной из этих стран (Пункт 1.5 ст. 2 Протокола о товарах);
- с территории Беларуси или Казахстана ввозятся товары, произведенные за пределами ТС, но ранее импортированные на его территорию (Статья 1 Соглашения ТС; Письмо Минфина России от 08.09.2010 N 03-07-08/260).
Не нужно платить НДС только в отношении ввезенных из Беларуси или Казахстана товаров, импорт которых по российскому законодательству не облагается НДС (Статья 3 Соглашения ТС; ст. 150 НК РФ).
Для наглядности покажем все вышесказанное на схеме.

Примечание
Если вы ввозите иностранные товары в Россию через территорию Беларуси или Казахстана из других государств, то речь идет об обычном импорте и НДС нужно платить на таможне (Письмо Минфина России от 07.07.2011 N 03-07-13/01-24).

Теперь перейдем к порядку уплаты НДС.
Шаг 1. Определяем налоговую базу и начисляем "ввозной" НДС
Налоговую базу по "импортному" НДС вам нужно рассчитать на дату принятия товаров на учет. Она определяется как цена сделки, подлежащая уплате поставщику (увеличенная на сумму акцизов, если вы ввезли в Россию подакцизные товары) (Пункт 2 ст. 2 Протокола о товарах).
Начислить "импортный" НДС вам нужно по ставке (Пункт 5 ст. 2 Протокола о товарах; п. п. 2, 3, 5 ст. 164 НК РФ):
(или ) 10% - если вы ввозите продовольственные, детские, медицинские товары или печатную периодику и книги, коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ТС (ТН ВЭД ТС) которых указаны в специальных правительственных перечнях (Перечень кодов видов продовольственных товаров и Перечень кодов видов товаров для детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908; Перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 N 41; Перечень кодов медицинских товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688);
(или ) 18% - при ввозе остальных товаров (кроме необлагаемых).
Шаг 2. Платим "импортный" НДС
"Ввозной" НДС нужно уплатить не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия товаров на учет (Пункт 7 ст. 2 Протокола о товарах).
Перечисляют этот налог на КБК 182 1 04 01000 01 1000 110 (Информация ФНС России "Коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации, администрируемые Федеральной налоговой службой в 2011 году").
Вы можете не платить "импортный" НДС, если у вас есть налоговая переплата (Подпункт 2 п. 8 ст. 2 Протокола о товарах):
(или ) по НДС. Причем не только по "ввозному" НДС, но и по "внутреннему";
(или ) по другим федеральным налогам (Статья 13, п. 1 ст. 78 НК РФ).
Заявление о зачете лучше подать в налоговую заранее, чтобы в случае отказа у вас была возможность своевременно уплатить "ввозной" НДС. Имейте в виду, что на принятие решения о зачете инспекции отводится 10 рабочих дней с момента получения заявления (Пункт 4 ст. 78 НК РФ).
Шаг 3. Отчитываемся по импорту из стран ТС
Также не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором товары были приняты на учет, вам необходимо отчитаться перед налоговой (Пункт 8 ст. 2 Протокола о товарах). Для этого нужно подать в свою инспекцию декларацию по косвенным налогам при импорте товаров из Беларуси и Казахстана (Утверждена Приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н). К ней нужно приложить:
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Приложение 1 к Протоколу от 11.12.2009 "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов" (далее - Протокол об обмене информацией)) (в четырех экземплярах на бумаге и в электронном виде);
- выписку банка, подтверждающую уплату "ввозного" НДС (не требуется в случае зачета);
- транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие ввоз товаров в Россию. Вид транспортного документа зависит от способа перевозки импортируемых товаров. Например, при автоперевозках из Беларуси таким документом будет международная товарно-транспортная накладная (CMR) (Письмо ФНС России от 29.06.2010 N ШС-37-3/5424@);
- счет-фактуру, если его составление предусмотрено белорусским или казахским налоговым законодательством;
- договор на покупку товаров;
- посреднический договор, если он заключался;
- в особых случаях - иные документы. Например, при ввозе товаров с территории Казахстана по договору, заключенному с белорусским владельцем товаров (Пункт 1.2 ст. 2 Протокола о товарах), необходимо представлять информационное сообщение с данными о казахском контрагенте, у которого белорусский экспортер приобрел товар, и сведениями о договоре, заключенном между ними (Подпункт 6 п. 8 ст. 2 Протокола о товарах).
Все документы, кроме заявления о ввозе, можно представлять в виде заверенных копий.
Если в ходе камеральной проверки инспекция не выявила каких-либо несоответствий, она должна в течение 10 рабочих дней с даты подачи заявления поставить на всех его экземплярах отметку об уплате налога (Пункт 6 Правил заполнения заявления о ввозе товаров (Приложение 2 к Протоколу об обмене информацией) (далее - Правила заполнения заявления о ввозе товаров); п. 5 Порядка проставления налоговыми органами отметок на заявлениях о ввозе товаров, утв. Приказом Минфина России от 20.01.2005 N 3н (далее - Порядок проставления отметок); Письмо ФНС России от 13.08.2010 N ШС-37-2/9030@).
Налоговая вернет вам три экземпляра заявления с отметкой. Два из них нужно будет отдать экспортеру, а третий экземпляр предназначен для вас (Пункт 1 Правил заполнения заявления о ввозе товаров).
Шаг 4. Принимаем "ввозной" НДС к вычету
"Импортный" НДС вы можете поставить к вычету (Пункт 11 ст. 2 Протокола о товарах) после его уплаты и принятия на учет ввезенных товаров (Пункт 1 ст. 172 НК РФ).
Вместе с тем проверяющие считают, что применить вычет можно не ранее периода, в котором НДС по ввезенным товарам уплачен и отражен в налоговой декларации, а на заявлении о ввозе товаров проставлена отметка об уплате налога (Письмо Минфина России от 17.08.2011 N 03-07-13/01-36; Письмо УФНС России по г. Москве от 27.06.2008 N 19-11/60709; вопрос 3 Письма ФНС России от 10.10.2005 N ММ-6-03/842@; п. п. 5, 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов фактур, книг покупок и книг продаж, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила)).
Поэтому если вы не готовы спорить, то в случае, когда уплата налога и получение отметки приходятся на разные кварталы, заявляйте НДС-вычет в декларации за тот квартал, в котором налоговая проставила отметку об уплате НДС. Если же вы готовы спорить, то суд вас поддержит (Постановления ФАС СЗО от 29.12.2008 по делу N А52-1178/2008; ФАС ЦО от 07.11.2006 по делу N А09-5040/06-31; ФАС МО от 01.08.2006, 03.08.2006 N КА-А40/7168-06; ФАС ПО от 11.07.2006 по делу N А55-34285/05; ФАС ВВО от 10.05.2006 по делу N А17-6251/5-2005; ФАС ЗСО от 22.03.2006 N Ф04-2454/2006(20507-А02-31)). Ведь отметка на период уплаты НДС не указывает. К тому же Протокол о товарах и гл. 21 НК РФ не связывают возникновение права на вычет ни с датой проставления отметки, ни вообще с ее наличием (Пункт 11 ст. 2 Протокола о товарах; п. 1 ст. 172 НК РФ).
В книге покупок для отражения вычета "ввозного" НДС вам нужно зарегистрировать заявление о ввозе и реквизиты платежки на перечисление НДС (Пункт 10 Правил; Письмо Минфина России от 20.01.2011 N 03-07-13/1-03).
В обычной декларации по НДС сумму "импортного" налога, подлежащую вычету, отражают в строке 190 разд. 3 (Утверждена Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н; п. 9 Письма Минфина России от 06.10.2010 N 03-07-15/131).
Теперь переходим к ответам на конкретные вопросы.

Использование счета 15 позволит отложить уплату "ввозного" НДС по сырью в пути

Наша организация покупает сырье в Казахстане. Право собственности переходит к нам на дату поставки сырья на железнодорожную станцию на российско-казахской границе. Если сырье в собственность мы получаем, скажем, в сентябре, а приходуем его на склад уже в октябре (и в этом же месяце получаем товаросопроводительные документы), то за какой месяц нам нужно платить "ввозной" НДС?

За сентябрь, не позднее 20 октября. Правда, в Минфине считают, что при определенных обстоятельствах обязанность по уплате НДС может возникнуть и позже - в октябре.
Момент определения налоговой базы по "ввозному" НДС - это не дата оприходования товаров на склад, а дата их принятия на учет (Пункт 7 ст. 2 Протокола о товарах). А по правилам бухучета на счете 10-1 "Сырье и материалы" отражается, в числе прочего, и принадлежащее организации сырье, которое находится еще в пути (Комментарий к счету 10 разд. II Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). Поэтому, как только вы учтете на счете 10 сырье, право собственности на которое к вам перешло, у вас возникнет обязанность заплатить "импортный" НДС и отчитаться по ввозу сырья. Однако, если на дату подачи декларации у вас еще не будет на руках товаросопроводительных документов, вы не сможете получить отметку об уплате НДС на заявлении о ввозе товаров (Пункты 2, 8 Порядка проставления отметок).
В более выгодном положении оказываются те организации, которые отражают поступление сырья в бухучете с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".

Из авторитетных источников
Лозовая Анна Николаевна, советник отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
"Обязанность по уплате НДС при ввозе на территорию РФ сырья и материалов возникает в момент принятия их на учет на счет 10 "Материалы", а при ввозе товаров - на счет 41 "Товары".
Если на момент перехода права собственности, скажем, в сентябре, находящиеся в пути сырье, материалы, товары будут учтены на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", а на счете 10 (41 - для товаров) отражены уже после оприходования на склад, допустим, в октябре, то уплатить НДС при ввозе сырья (товаров) нужно будет за октябрь".

Стоимость доставки, выделенная отдельной строкой, в базу по "ввозному" НДС не попадает

В контракте на поставку белорусских товаров стоимость доставки выделена отдельной строкой и в общей цене поставки не учтена. Нужно ли расходы на доставку включать в базу по НДС по ввезенным товарам?

Нет, не нужно. Ведь база по НДС - это договорная цена сделки, которую вы должны заплатить поставщику (Пункт 2 ст. 2 Протокола о товарах). А в вашем договоре в цену сделки (стоимость товара) стоимость доставки не включена. Увеличение же этой цены на какие-либо суммы Протоколом о товарах не предусмотрено.

Примечание
Ранее, в период действия российско-белорусского Соглашения об уплате косвенных налогов, для определения налоговой базы по НДС цену сделки требовалось увеличивать, в частности, на расходы по доставке, если они не были в нее заложены (Пункт 2 разд. I Приложения к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг").

Из авторитетных источников
Лозовая А.Н., Минфин России
торговых отношениях государств - членов Таможенного союза база по НДС при ввозе товаров определяется как их стоимость (с учетом акциза по подакцизным товарам). При этом стоимостью является цена сделки, подлежащая уплате поставщику по условиям договора. Поэтому в базу по НДС не следует включать стоимость доставки ввезенных товаров, если в договоре она выделена отдельной строкой и не учтена в стоимости товаров.
Однако когда по условиям договора стоимость товаров изначально определена с учетом расходов по их доставке, налоговая база по НДС должна определяться исходя из такой стоимости. Даже если в договоре будет отдельно указана включенная в стоимость товаров сумма расходов на доставку".

Примечание
Место реализации услуг по перевозке определяется по месту нахождения перевозчика (Статья 2, пп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе" (далее - Протокол об услугах)). То есть если товар доставляет белорусская (казахская) организация, местом реализации услуг по перевозке будет Беларусь (Казахстан). И, следовательно, российским НДС эти услуги облагаться не будут.

Стоимость шефмонтажа, не заложенная в цену оборудования, базу по НДС не увеличивает

Наша организация ввезла из Казахстана оборудование. Монтировать его у нас на заводе будут представители поставщика. Стоимость работ по шефмонтажу и пусконаладке в стоимость оборудования не включена и определена в отдельной спецификации к договору. Нужно ли при расчете "ввозного" НДС учитывать стоимость этих работ?

Нет, не нужно. При определении базы по НДС вы должны учитывать контрактную стоимость оборудования. Протокол о товарах не предполагает ее увеличение на какие-либо дополнительные расходы (Пункт 2 ст. 2 Протокола о товарах).
Однако это не означает, что стоимость работ по шефмонтажу и пусконаладке вовсе не будет облагаться российским НДС. Местом реализации этих работ будет Россия. Ведь они непосредственно связаны с оборудованием, находящимся на территории нашей страны (Подпункт 2 п. 1 ст. 3 Протокола об услугах). А значит, вы как налоговый агент должны будете рассчитать, удержать и перечислить в бюджет НДС со стоимости работ по шефмонтажу и пусконаладке (Пункт 2 ст. 161 НК РФ).

Купил товар у посредника - представь информационное сообщение о собственнике товара

Поскольку мы ввезли товары из Казахстана по договору с казахским посредником, действующим в интересах другой казахской организации, нам нужно заполнять разд. 3 заявления о ввозе товаров. Необходимые для этого данные о собственнике товаров и посредническом договоре казахский экспортер прислал в информационном сообщении. Нужно ли нам это информационное сообщение подавать в налоговую вместе с декларацией? Вроде бы такая обязанность Протоколом о товарах не предусмотрена...

Безопаснее приложить к декларации это информационное сообщение. Действительно, положения Протокола о товарах, требующие представлять информационное сообщение, можно прочитать двояко. С одной стороны, они позволяют сделать вывод, что при импорте товаров по договору, заключенному с посредником, информационное сообщение с данными об их собственнике нужно подавать лишь в особых случаях (например, при ввозе товаров с территории одной страны ТС по договору, заключенному с экспортером, не являющимся налогоплательщиком этой страны) (Пункты 1.2 - 1.5, абз. 1, 7 пп. 6 п. 8 ст. 2 Протокола о товарах). Ваша ситуация к их числу не относится.
А с другой стороны, можно прочитать нормы Протокола о товарах и таким образом, что приобретение товаров у посредника само по себе является основанием для представления информационного сообщения (Абзац 7 пп. 6 п. 8 ст. 2 Протокола о товарах) с данными об их собственнике (его наименовании и местонахождении, номере налогоплательщика) и посредническом договоре (Абзацы 2 - 6 пп. 6 п. 8 ст. 2 Протокола о товарах). Как мы выяснили, именно так читают положения Протокола о товарах в Минфине.

Из авторитетных источников
Лозовая А.Н., Минфин России
"Исходя из смысла норм Протокола о товарах, информационное сообщение должно представляться в налоговый орган российским импортером, в частности, в случае, когда поставщик из государства - члена Таможенного союза, у которого приобретаются товары, является посредником, а не собственником этих товаров. На основании этого сообщения российский импортер должен заполнять разд. 3 заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов".

При автоперевозках товара из Беларуси ТТН-1 не нужна, если есть CMR и ТН-2

Скажите, какие транспортные (товаросопроводительные) документы нужно представлять в налоговую при автоперевозках товара из Беларуси. Нам дают только товарную накладную ТН-2 и международную товарно-транспортную накладную CMR. А налоговая требует еще и товарно-транспортную накладную ТТН-1. Но наши поставщики говорят, что при перевозках в Россию ТТН-1 они не выписывают.

Представлять товарно-транспортную накладную ТТН-1 для декларирования импорта белорусских товаров вам не требуется. В вашем случае транспортным документом является международная товарно-транспортная накладная CMR, а товаросопроводительным - товарная накладная ТН-2 (Письмо ФНС России от 29.06.2010 N ШС-37-3/5424@).

Счета-фактуры при отгрузке товаров белорусы не выставляют

Мы ввезли товары из Республики Беларусь. Среди документов, переданных поставщиком, не оказалось счета-фактуры, и составлять его белорусы отказались. Сможем ли мы без этого документа получить отметку на заявлении о ввозе?

Сможете. Отсутствие счета-фактуры не помешает получить отметку налогового органа на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Ведь белорусским законодательством составление такого документа при отгрузке товаров не предусмотрено. При заполнении заявления о ввозе в графах 11 и 12 вам нужно указывать реквизиты документов, в которых указана стоимость товаров. Например, реквизиты накладных ТН-2 или ТТН-1 (Письмо ФНС России от 10.05.2011 N АС-4-2/7439@).

"Ввозной" НДС у упрощенца: уплата без права на вычет

В Протоколе о товарах сказано, что НДС, уплаченный по ввезенным товарам, принимается к вычету. Подскажите, как наша организация, применяющая УСНО (с объектом "доходы"), может воспользоваться вычетом.

Никак. Ведь в Протоколе о товарах указано, что вычеты предоставляются в порядке, предусмотренном законодательством страны импортера. А гл. 21 НК РФ предусматривает возможность вычета НДС, уплаченного при ввозе товаров в Россию, только для плательщиков НДС (Пункт 11 ст. 2 Протокола о товарах; п. 1 ст. 171 НК РФ). Упрощенцы же плательщиками НДС в общем случае не являются (речь не идет об обязанности заплатить НДС при ввозе товаров и в рамках договора простого товарищества или доверительного управления имуществом) (Пункт 2 ст. 346.11 НК РФ).

"Ввозному" НДС - особые проводки

Мы первый раз импортировали товары из Казахстана. Можно ли для начисления "ввозного" НДС использовать счет 76?

Использовать счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" нет оснований. Ведь речь идет о налоговых расчетах с бюджетом. А в Плане счетов (Утвержден Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) для учета налогов есть специальный счет 68 "Расчеты по налогам и сборам". К нему целесообразно открыть специальный субсчет для учета расчетов по "ввозному" НДС. Тогда начисленную сумму налога вы сможете отразить по дебету счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" в корреспонденции с кредитом счета 68, субсчет "Расчеты по НДС при ввозе товаров из стран ТС".

При возврате брака в Казахстан корректируем "импортный" НДС

Нужно ли декларировать как экспорт возврат бракованного товара, ранее ввезенного из Республики Казахстан?

Нет, не нужно. Все НДС-расчеты при возврате брака производятся в рамках импорта. Как именно, зависит от того, когда вы вернете некачественный товар - в месяце принятия его на учет или позднее:
(если) и ввоз товара, и вывоз брака произошли в одном месяце - вы просто не станете отражать в декларации по косвенным налогам (Утверждена Приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н) импорт бракованных товаров. Вам также не нужно будет указывать некачественные товары и в заявлении о ввозе и платить по ним "ввозной" НДС;
(если) брак был возвращен не в месяце принятия товаров на учет - вам придется подать уточненную "импортную" декларацию (Пункт 9 ст. 2 Протокола о товарах). В ней вы уменьшите налоговую базу по НДС на стоимость некачественных товаров, возвращенных поставщику. А если вы уже успели заявить к вычету "ввозной" НДС в отношении бракованных товаров, то вам придется уточнить и эту декларацию по НДС (Утверждена Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н), уменьшив сумму вычетов.

Если некачественный товар не возвращается...

Часть товаров, ввезенных нашей организацией из Беларуси, оказалась некачественной. С поставщиком мы договорились так: некондицию мы ему не возвращаем и не оплачиваем. Мы уже заявили ввоз всей партии товаров и заплатили НДС. Можем ли мы подать уточненку и уменьшить сумму налога к уплате?

Попытаться стоит. Но вот примет ли ее налоговая или нет, сказать сложно. Дело в том, что порядок корректировки "ввозного" НДС в вашей ситуации Протоколом о товарах не предусмотрен. В нем сказано лишь, как действовать в случае возврата бракованных товаров (см. ответ на предыдущий вопрос).
Однако в период действия российско-белорусского Соглашения об уплате косвенных налогов (которое, кстати, вообще не регламентировало вопрос НДС-расчетов при обнаружении брака) ФНС разъясняла, что корректировка НДС-обязательств возможна и в ситуациях, когда бракованные товары не возвращаются поставщику. Уточненную декларацию в таком случае следовало подавать не ранее периода, в котором были отражены в бухучете расчеты по претензии к поставщику (Письмо ФНС России от 15.05.2006 N ММ-6-03/490@). Мы уточнили в Минфине, можно ли сейчас корректировать обязательства по НДС в аналогичном порядке.

Из авторитетных источников
Лозовая А.Н., Минфин России
"По моему мнению, товары могут не возвращаться российским импортером поставщику из страны - участницы Таможенного союза в случае, например, подписания участниками договора акта об уничтожении товаров в связи с невозможностью их дальнейшего использования. При этом для корректировки обязательств по уплате НДС, на мой взгляд, можно руководствоваться правилами, которые применялись при возникновении таких ситуаций в российско-белорусских торговых отношениях".

Налогообложения любая организация при ввозе в РФ товаров, приобретенных в Белоруссии, Казахстане и других странах ЕАЭС , должна платить НДС п. 13 Протокола о взимании косвенных налогов, Письмо Минфина от 26.02.2016 N 03-07-08/10882 .

Перечень товаров, при ввозе которых не надо платить НДС, приведен в ст. 150 НК РФ Письмо Минфина от 19.03.2015 N 03-07-13/1/14936 . К ним относятся, например, медицинские товары по Перечню , утвержденному Правительством. Если вы ввозите только такие товары, вам все равно необходимо подтвердить импорт, подав в свою ИФНС декларацию по косвенным налогам, а также заявление и документы о ввозе товаров п. 20 .

"Ввозной" НДС рассчитайте на дату принятия ввезенных товаров к бухгалтерскому учету отражения на счете 07 "Оборудование к установке", "Вложения во внеоборотные активы", "Материалы", "Товары" по формуле п. п. 14 , Протокола о взимании косвенных налогов, Письма Минфина от 25.07.2016 N 03-07-13/1/43356 , от 26.02.2016 N 03-07-08/10882 :

Цену в иностранной валюте нужно пересчитать в рубли по курсу Банка России на дату принятия товаров к учету п. 14 Протокола о взимании косвенных налогов .

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия импортированных товаров к учету, сделайте следующее п. 4 ст. 72 Договора о ЕАЭС, п. п. 19 , Протокола взимания косвенных налогов .

Уплатите начисленный НДС по реквизитам вашей ИФНС (КБК 182 1 04 01000 01 1000 110).

Подайте в свою ИФНС следующие документы:

если ввозимый товар ранее был импортирован в Казахстан из другого государства - члена ЕАЭС - копию заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;

устанавливается законодательством. В нашей статье приводятся основные нюансы, которые необходимо знать при подаче заявки на получение налогового вычета по НДС при ввозе товаров в РФ из Беларуси, а также особенности данной процедуры. Под импортом при этом понимается ввоз товарно-материальных ценностей, которые затем не подлежат обязательному вывозу с территории России.

Основные положения расчета и уплаты НДС при импорте из Белоруссии

Мы не будем рассказывать о том, как рассчитывается НДС в Беларуси (подробно об НДС в Белоруссии можно узнать непосредственно из ее законодательства), а поговорим о расчете НДС в России при импорте товаров из этой страны. НДС на ввозимый в Россию товар уплачивают в бюджет компании, работающие не только по основной системе налогообложения, но и на специальных режимах.

При импорте товаров из Беларуси импортер со стороны России обязан заплатить НДС за ввозимый товар вне зависимости от страны - его производителя (основой служит письмо Минфина России от 08.09.2010 № 03-07-08/260). Такая обязанность возникает у организации-импортера в момент, когда декларация регистрируется таможенным органом. Оплата НДС должна быть произведена до того, как товар выпустят с таможни. Исключения не допускаются ни для кого. В этой ситуации НДС при импорте из Белоруссии уплачивается вне зависимости от системы налогообложения, по которой работает налогоплательщик. Одновременно с этим существует ряд определенных товаров, которые освобождены от НДС. Данный список приведен в ст. 150 НК РФ.

Импорт из Беларуси НДС в 2015 году: сколько процентов

Рассчитывая ставку, необходимо придерживаться обычного правила: 10 либо 18% в зависимости от типа ввозимого товара.

Понижение ставки до 10% предусматривается для тех категорий товаров, которые входят в отдельный реестр, утвержденный Правительством РФ. Это, к примеру, продукты и детская продукция. Остальные товары, для которых льгот на импорт не предусмотрено, облагаются по ставке 18%.

Когда предусмотрено перечисление в бюджет НДС на ввозимые из Беларуси в Россию ТМЦ?

Выплата НДС при импорте из Белоруссии предусмотрена до 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором были учтены импортируемые товары. Если организация переплачивает по какому-то федеральному налогу, она получает право не оплачивать НДС на импорт вовсе. Чтобы воспользоваться этим правом, компания должна подать налоговому инспектору заявление, в котором ходатайствовать о вычете налога с переплаты.

Необходимо учитывать, что на основании п. 4 ст. 78 НК РФ данное заявление обязательно к рассмотрению в 10-дневный срок от даты его регистрации. В связи с этим организации необходимо учитывать, что при направлении заявления позже необходимого для рассмотрения срока данный вычет будет произведен тогда, когда срок для уплаты НДС уже наступил. В этом случае будут насчитаны пени.

Импорт из Беларуси в Россию: подаем декларацию

При ввозе из Беларуси импортных товаров необходимо наличие определенных документов. В первую очередь требуется заполнить декларацию по косвенным налогам. Кроме того, налоговым инспекторам следует отправить ряд документов, которые подтвердят факт ввоза и уплаты налога на добавленную стоимость в пользу бюджета.

Образец декларации утвержден приказом Минфина России от 07.07.2010 № 69н. Заполнять ее следует за тот месяц, в котором импортируемые ТМЦ были учтены. Но когда факта ввоза нет, заполнять декларацию со ставкой 0% не нужно. Это оговаривается в п. 1 порядка заполнения деклараций, который также утвержден вышеуказанным приказом.

Данную декларацию следует подать в налоговую до 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором товары были оприходованы. В случае если в предыдущем году в организации было трудоустроено меньше 100 работников, она может подать декларацию в бумажном виде.

Согласно действующим нормам НК РФ декларацию по НДС следует подавать только в форме электронного документа. Однако на декларацию на «ввозной» налог это правило не распространяется, ее сдача возможна и на бумаге при соблюдении указанного выше условия. Это следует из письма УФНС по г. Москве от 11.03.2014 № 16-15/021948.

Если импортируемый товар является безакцизным, данные о нем отображаются только на титульном листе, а также в 1-м разделе декларации. Итоговую сумму НДС на импорт, которая будет уплачена в бюджет, необходимо указать в строке 030 того же раздела.

Импорт из Беларуси: подтверждаем НДС документально

Одновременно с подачей декларации налоговикам следует представить следующие документы (допустимы заверенные копии, за исключением заявления об импорте товаров):

    Банковскую выписку, которая является подтверждением уплаты НДС на ввозимый товар (если было принято положительное решение по зачету переплаты, такая выписка не требуется). В реальности налоговые инспекторы отдают предпочтение не выпискам, предоставляемым банком, а копиям платежных документов, на которых сделана отметка банка, заверенным печатью.

    Договор на поставку ТМЦ, который был заключен с контрагентом Беларуси. В ситуациях, когда товар поставляется при участии посредников, следует приложить договор с посредником и информацию, содержащую сведения о поставщике.

    Счета-фактуры.

    Сопроводительные и транспортные документы.

    4 экземпляра заявления в бумажном виде на импорт ТМЦ и оплату косвенных налогов, 1 экземпляр в электронном виде (форма утверждена приказом ФНС России от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590@).

Заявление о ввозе

Организации, ввозящие товар, вносят в 1-й раздел заявления данные о покупателе товара и поставщике, а также стоимости ввозимого товара. 2-й раздел заполняется налоговиками (в нем же они делают отметку, что НДС уплачен). В определенных ситуациях, к примеру когда товар поставляется при участии посредников, 3-й раздел заполняется импортером.

Срок рассмотрения заявления исчисляется 10 рабочими днями. 1 копию оставляют у себя контролеры, другие возвращают организации-импортеру, проставив отметку об уплате НДС. 1 из этих документов остается в организации, а 2 экземпляра вручаются поставщику из Беларуси для подтверждения им нулевой ставки по вывозу товара у себя в стране.

Следует также знать, что при импортировании товаров отметку об уплате НДС проставляет российская сторона, а не налоговая инспекция Беларуси.

Как фиксируется заявление на вычет?

Когда организации-импортеру вручается ее заявление, ей дается право на оформление налогового вычета. В НК РФ (п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172) предусмотрены 3 критерия, при одновременном соблюдении которых стороне, импортирующей товар, предоставляется право заявить о получении вычета НДС на ввозимый товар:

1) товар приобретался для операций, облагаемых НДС;

2) товар был учтен;

3) уплачен НДС при ввозе.

Но согласно предписаниям, являющимся основанием для ведения книги покупок, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, необходимо соблюдение еще 1 обязательного условия - наличия заявления об импорте ТМЦ с отметкой таможенного контролера. Товар обязательно вносится в книгу покупок с указанием номера платежки, согласно которой НДС уплачивался в пользу бюджета, дата и номер заявления указываются в 3-й графе книги, а реквизиты платежки - в 7-й. Регистрация заявления в журнале учета счетов-фактур не требуется.

ВНИМАНИЕ! Вычет импортного налога на добавленную стоимость необходимо заявлять в обычной (квартальной) декларации, в строке 190 раздела 3 (согласно письму ФНС России от 20.10.2010 № ШС-37-3/13778@).

Когда принять к вычету белорусский НДС?

В существующей практике обычно происходит так, что при импорте из Белоруссии в Россию НДС выплачивают в одном квартале, а отметку инспектора ставят в другом. Чиновники считают, что в этой ситуации НДС должен браться к вычету только тогда, когда отметка проставлена (см. письмо Минфина России от 17.08.2011 № 03-07-13/01-36).

Но суды в этом случае встают на сторону плательщика налога, который заявляет вычет в тот период, когда НДС фактически уплачен в бюджет, не дожидаясь соответствующей отметки. Если вы не хотите затевать спор с налоговиками, проще дождаться проставления отметки.

Какие изменения произошли в расчете НДС при импорте из Беларуси в 2015 году?

В 2015 году начал действовать договор о Евразийском экономическом союзе, на основании которого регламентируются операции по ввозу товаров из стран, относящихся к бывшему Таможенному союзу.

В результате этого произошли некоторые изменения:

    Изменена форма заявления об импорте ТМЦ и уплате косвенных налогов (п. 3 ст. 72 данного договора).

    Организация-импортер теперь имеет право сдавать документы в электронной форме для подтверждения ввоза (п. 20 приложения 18 к договору).

    На официальном уровне закреплена обязательность проведения пересчета стоимости ввозимого товара с валюты в рубли на день постановки товара на учет. Стоит оговориться, что это происходило всегда, но только в 2015 году такую процедуру прописали документально (п. 14 приложения 18 к договору).

В остальном никаких существенных изменений при импорте из Беларуси в НДС-2015 и его учете не было.

Следите за всеми изменениями законодательства по данному вопросу. В противном случае могут возникнуть проблемы, которые потребуют серьезных денежных затрат либо долгих споров.