28.08.2019

Административная ответственность за нарушение закона о рекламе. Штрафы фас за нарушение закона о рекламе и способы их избежать


Благодаря статье вы сможете описать преимущества товара и компании, не нарушая закон, разработать маркетинговую акцию, за которую не будет стыдно, создать идеальный, с точки зрения сотрудников антимонопольной службы, рекламный модуль.

Прежде, чем вы прочитаете статью, предлагаем пройти тест, который отнимет не более четырех минут. Предлагаем оценить, может ли ваша компания попасть на штрафы за нарушения в рекламе . Для этого ответьте, какая реклама, по вашему мнению, нарушает законодательство? Правильные ответы в конце статьи.

Лучшая статья месяца

Мы опросили бизнесменов и выяснили, какие современные тактики помогают увеличить средний чек и частоту покупок постоянных клиентов. Советы и практические кейсы мы опубликовали в статье.

Также в статье Вы найдете три инструмента, чтобы определить потребности клиентов и повысить средний чек. С помощью этих методов сотрудники всегда выполняют план по допродажам.

Эксперты отмечают: юридическая грамотность бизнесменов растет с каждым годом. Однако законодательство меняется динамично, а некоторые поправки трактуются двояко. Уследить за новшествами или увидеть брешь в нормативных актах может только опытный юрист. К примеру, Федеральный закон №38‑ФЗ «О рекламе» приняли еще в 2006 году, однако споры вокруг него в бизнес-среде не утихают до сих пор. Предприниматели считают закон жестким и неудобным: ограничений столько, что отвечать всем требованиям нереально.

Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев в одном из интервью заявил, что ведомство выигрывает 98 % «рекламных» разбирательств (таблица). Причина: продвигая продукцию, компании не учитывают нюансов, которые в итоге приводят к жалобам конкурентов и дотошных клиентов в антимонопольную службу и штрафам (рисунок 1). Пугает предпринимателей и Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», нарушениями которого также занимается ФАС. Однако страх часто порождается незнанием. Продвигая продукцию, компании не учитывают нюансов, которые в итоге приводят к жалобам конкурентов в антимонопольную службу и штрафам ФАС за нарушение закона о рекламе. Рассмотрим распространенные нарушения (рисунок 2) и разберемся, как компаниям обезопасить себя (образец документа).

Уникальные, но неочевидные услуги

Смоленский медицинский центр запустил на радио ролик с таким текстом: «Моментальная электрокардиограмма с расшифровкой всего за две-три минуты? Да! Это реально! Только в медицинском центре «Гинея» вы можете пройти ЭКГ и получить результаты в тот же день!». Но такую услугу оказывали и в других медучреждениях города: расшифровывали кардиограмму в день обращения.

«Гинея» пыталась доказать, что ее предложение уникально: расшифровку делают в онлайн-режиме, результат с комментариями готов уже к концу процедуры. Но этой информации в тексте ролика не было, так что компанию обязали снять рекламу с эфира в десятидневный срок.

Вывод. Если хотите подчеркнуть конкурентное преимущество продукта, тщательно выбирайте формулировки. Четко опишите особенности вашего товара или услуги. Только сначала убедитесь, что другие компании не предлагают то же самое.

  • Скрытая реклама: кому она подходит и когда эффективна
  • l&g t;

    Первый, прекрасный… но неподтвержденный

    На сайте iceberry.ru появился баннер: «Лучшее антикризисное мороженое! Самое вкусное из доступных! Самое недорогое из натуральных!». Управление ФАС признало эту информацию недостоверной - и сочло, что «Айсберри» ущемляет права других производителей лакомства. Компания обжаловала решение. Но суд согласился с антимонопольным органом, поскольку превосходные качества продукции ничем не подтверждались. Баннер пришлось снять с сайта.

    Мнение эксперта

    Как доказать, что ваша компания лучшая, и не попасть на штраф ФАС за нарушение закона о рекламе

    Михаил Завьялов,

    Совет 1. Если рекламируете обувь, не пишите «Самые лучшие ботинки». Вместо этого укажите: «Удобные, легкие, экологичные». Такие эпитеты допустимы. Даже если потребитель пожалуется на рекламу, ФАС не посчитает использование подобных характеристик товара нарушением.

    Совет 2. Если товар компании действительно в чем‑то превосходит продукцию конкурента, в рекламе обязательно подробно опишите его преимущества. Например, вы говорите: «У нас дешевле». В этом случае укажите под звездочкой, какой именно товар дешевле, на какой период времени, по отношению к каким ценам. В противном случае ФАС признает такую рекламу незаконной.

    Совет 3. Если вы все же используете превосходную степень, то под звездочкой обязаны указать, какими объективными данными готовы подтвердить свои слова. Подходят: итоги официального и профессионального исследования социологической службы. Не подходят: результаты субъективного опроса, проведенного компанией среди прохожих на улице или посетителей сайта. В этом случае компания может сформулировать вопросы так, чтобы подсказать потребителям «правильные» ответы, поэтому такой опрос ФАС не учтет.

    Шрифт для людей с хорошим зрением

    Сеть «МегаФон» продавала смартфон MegaFon Login+ за 4990 руб. В ролике, который транслировали по ТВ, эти цифры бросались в глаза. Правда, специальная цена действовала только для тех, кто подключал тариф «Все включено М» или опцию «Интернет S». Иначе смартфон обходился в 6990 руб. Важное условие изложили мелким шрифтом в нижней части экрана. Заметить его мог разве что очень внимательный и быстрый зритель: текст появлялся в ролике на пять секунд. На этом основании ФАС сочла рекламу недобросовестной и выписала штраф за нарушение закона о рекламе на 400 тыс. руб.

    Вывод. Не прячьте важные условия за мелким шрифтом и бледными надписями. Если дотошный клиент заподозрит неладное, он не поленится подать жалобу.

    Мнение эксперта

    Как ФАС определяет читаемость шрифта

    Михаил Завьялов,

    заместитель руководителя Ярославского УФАС России

    Помните: если надписи мелким шрифтом нечитаемы или человеку приходится специально рассматривать рекламу вблизи, ФАС посчитает это нарушением.

    Когда в ведомство поступает жалоба на недостоверную рекламу (скажем, на билборде или плакате), сотрудник ФАС фотографирует объявление с расстояния в 50, 200 и 500 м. Если комиссия сможет рассмотреть текст на всех снимках, то признает его читаемым. Если не разглядит - посчитает, что нужные дополнительные сведения об условиях продажи товара или услуги отсутствуют. Поэтому, прежде чем публиковать текст, набранный мелким шрифтом, убедитесь в его читаемости таким же способом.

    • Коммерческая эффективность рекламы: 5 ловушек рекламщиков, которые разоряют компании

    Штраф ФАС за громкие слоганы в рекламе

    Компания «МТС» продвигала услугу «Защищенный интернет» на примере «Аэрофлота» и «ТАСС». В видеоролике звучала фраза: «Благодаря 4G-интернету от «МТС» корреспонденты «ТАСС» молниеносно передают материалы из любой точки страны в редакцию». Она и привлекла внимание ФАС. Проверка показала: интернет от «МТС» не покрывает территорию РФ полностью, хотя это и утверждается в ролике. Компании назначили штраф за нарушение закона о рекламе в размере 400 тыс. руб.

    Вывод. Не покупайтесь на громкие слоганы, которые предлагают вам креативные агентства. Любую фразу проговорите про себя. Подумайте, нет ли в ней двойного смысла. И проверяйте сведения о продукте и компании, которые включаете в рекламу.

    Подарок, который надо попросить

    Сети Burger King грозит штраф ФАС за нарушение закона о рекламедо 500 тыс. руб. из‑за пирожка с вишней, не выданного клиенту по акции. Житель Санкт-Петербурга рассчитывал на бесплатный десерт, о котором прочитал в объявлении. Посетитель ожидал, что подарок ему предложат без напоминаний. Но кассир не приложил пирожок к заказу. Когда клиент возмутился, старший менеджер ему отказала. Разочарованный покупатель обратился в местное управление ФАС. Рекламу признали недостоверной. На заседании комиссии представитель компании заявил, что провинившейся сотруднице объявили выговор. Но антимонопольная служба встала на сторону обиженного клиента.

    Вывод. Если предлагаете покупателям подарки и бонусы, помните: клиент не обязан напоминать вам об акции. Проинструктируйте продавцов: их дело - рассказывать о предложении каждому посетителю. Иначе из‑за одного нерадивого сотрудника пострадает компания. Излагайте условия акции максимально точно. Например, авиаперевозчик «Победа» не предоставил в ФАС информацию о льготных билетах ценой в 1 руб., которые предлагал по акции. Основанием для проверки стало обращение гражданина, получившего рекламу по электронной почте. В письме говорилось, что стоимость билета составит 1 руб. плюс таксы и сборы. Мужчина соблазнился предложением, но билет обошелся ему в 3 тыс. руб. В отношении авиакомпании возбудят административное дело.

    заместитель руководителя Ярославского УФАС России

    В законе о рекламе указано: недопустимо умалчивать о существенных условиях использования услуги или товара, которые искажают содержание рекламного сообщения. Поэтому, если вы не приводите в рекламе всю информацию о продукте, посмотрите, насколько скрываемые сведения способны изменить общий смысл объявления. Если умалчивание существенное, лучше укажите в рекламе все нужные данные (разборчиво мелким текстом или под звездочкой). Не хватает места (например, на билборде) - пожертвуйте лишним изображением или уменьшите шрифт рекламного слогана. Соразмерность основного и дополнительного текста - первое, на что обратит внимание ФАС, рассматривая жалобу.

    Пример 1. Медцентр указал в рекламе, что прием в клинике ведет известный в городе врач. Однако сотрудники учреждения говорили потребителям, которые звонили в компанию, что этот доктор действительно принимает, но записаться к нему невозможно из‑за длинной очереди. Пациентам предлагали прийти на прием к другим специалистам. ФАС при проверке выяснила, что из 100 приемов известный врач провел всего один. Налицо - обман клиентов.

    Пример 2. Оператор «Ростелеком» в рекламе телефонного тарифа «Навсегда» обещал, что стоимость услуги в 500 руб. останется неизменной. Однако вскоре компания повысила цену на 50 руб. Ярославское УФАС проводит проверку в отношении провайдера.

    Чрезмерный креатив как основание для штрафа ФАС за нарушение закона о рекламе

    В Санкт-Петербурге агентство недвижимости «Александра» распространяло в домах Невского района рекламу с неудачным каламбуром (рисунок 3). Дизайнеры поиграли с размером шрифта, но крупные буквы Я и Ё в сочетании со словом «бывают» читались как нецензурные слова. К этому выводу пришло и управление ФАС. Компания отрицала бранные выражения. Оправдывалась тем, что в районе живут малообеспеченные люди, которым нужны бесхитростные слоганы. Но антимонопольная служба все равно передала дело в суд.

    Вывод. Хотите блеснуть креативностью - обойдитесь без непристойностей. Сделайте ставку на доказанные достоинства продукта, интересный дизайн и бойкий слоган без брани. Той же сети Burger King удалось отстоять каламбуры на грани: «Смотри не обострись!» и «Похоже на какое‑то наедалово». Но решение в таких ситуациях зависит от экспертов-лингвистов. Каким оно окажется в вашем случае, предсказать невозможно.

    Использовать нецензурные слова и выражения на иностранном языке тоже запрещается. Например, ФАС признала ненадлежащей и неэтичной рекламу волгоградского кафе Snowberry со слоганом «Антисанкционые бургеры… F*ck the MAC 260 с говядиной 300 гр.». Владельцы заведения заявили, что имели в виду не ругательство, а слово fake (англ. «ненастоящий»). И вообще не хотели рекламировать продукт, а взывали к патриотическим чувствам. Однако эти аргументы не убедили ФАС.

    «Вымарывать» отдельные слова или буквы с помощью звездочек тоже не стоит. Антимонопольная служба расценит этот значок как маскировку непристойности.

    • 7 нестандартных решений в рекламе, которые повысили продажи и узнаваемость бренда

    Мнение эксперта

    Как ФАС определяет степень этичности рекламы

    Михаил Завьялов,

    заместитель руководителя Ярославского УФАС России

    В практике приняты два способа, которые использует ФАС.

    Рекламу выставляют на общественное обсуждение. Например, проводится голосование среди посетителей сайта ФАС или пользователей соцсети. Однако результат может быть двояким. Если голоса опрошенных потребителей распределятся примерно поровну (например, 55% - за и 45% - против), ФАС может вынести обвинительное заключение. Обоснование - достаточно большое количество пользователей, которые сочли рекламу неэтичной. Поэтому, если вы захотите подстраховаться и заранее провести подобное обсуждение среди собственных клиентов, учтите, что рекламу должны положительно оценить не меньше 70–80 % потребителей. Однако и это не панацея. Возможно, результаты исследования ФАС России не совпадут с итогами опроса, который провел рекламодатель.

    Сотрудники ФАС самостоятельно оценивают рекламу. Этот метод субъективен, но широко распространен. При этом предугадать, как в ведомстве отнесутся к сомнительному объявлению, невозможно: это зависит от личного восприятия сотрудником рекламных образов. Поэтому, прежде чем использовать двусмысленные слоганы или изображения полуобнаженных девушек, задумайтесь, к каким последствиям это может привести. Однако если компания рекламирует нижнее белье, то фотографии полураздетых моделей допустимы.

    За рекламу в рассылке тоже можно получить штраф от ФАС

    В 2014 году только УФАС по Ярославской области возбудило 200 дел за неправомерную рассылку SMS-сообщений. Из них рассмотрено 160. В 2015 году спама стало меньше, поэтому в регионе завели 112 дел за незаконное распространение рекламы по сетям электросвязи. За первое полугодие 2016‑го возбуждено уже 60 дел.

    Аналогичная ситуация в других регионах России. Причина - брешь в законодательстве в области интернет-торговли. Согласно федеральным законам №149‑ФЗ и 63‑ФЗ, единственно верным доказательством того, что человек согласен получать ту или иную информацию, служит его физическая или электронная подпись. Компании, приглашая клиентов получать e-mail-сообщения, не могут требовать такой формы согласия. Поэтому ФАС не рассматривает как достаточное доказательство галочку, которую покупатель ставит под предложением о подписке.

    Если ваши клиенты заполняют анкету вручную в точке продаж, не забывайте, что они могут указать и чужой номер телефона. Кроме того, покупатель может сменить контакты, а его номер перейдет к другому владельцу, который никакого согласия на рассылку не давал. Новый собственник может пожаловаться в ФАС. Избежать штрафа за нарушение закона о рекламеудастся в том случае, если в анкете, подписанной первым владельцем телефонного номера, указано: клиент, оставляя свои персональные данные, несет ответственность за их достоверность и соглашается на обработку и хранение информации.

    Туристическая компания Travelata отправляет постоянным клиентам e-mail-сообщения дважды в неделю. В апреле 2016 года постоянный клиент подал жалобу в Управление ФАС по Удмуртской Республике. В заявлении указал, что регулярно получает письма от туроператора, хотя не соглашался на рассылку. Выяснилось, что при бронировании первой путевки пользователь не убрал галочку в поле «Согласен получать рассылку» и поэтому ему стали приходить письма от компании. Недовольный этим покупатель отписался от сообщений, но вскоре снова заказал тур и опять не убрал галочку. История повторялась пять раз. После этого клиент написал заявление в ФАС.

    Чтобы оправдаться, компания подготовила скриншоты формы подписки, из которой взяла электронный адрес клиента; листа в системе рассылки с контактами пользователя; переписки с менеджером, в которой клиент просил отписать его от рассылки; страницы, подтверждающей, что адрес покупателя находится в стоп-листе, и пр. Клиент, в свою очередь, отправил в ФАС скриншот формы заявки без галочки, который легко мог сделать во время заказа тура. Ведомство приняло решение не в пользу компании, предписав прекратить рассылку и предоставить подтверждение.

    Вывод. Подготовьте однозначное доказательство того, что клиент давал согласие на подписку. Для этого используйте опцию double opt-in. Потребитель дважды подтверждает согласие на рассылку: когда ставит галочку и когда отвечает на письмо-подтверждение. Сохраняйте историю действий подписчиков и переписку с ними. Добавьте на сайт и в рассылку пользовательское соглашение. При этом включите в него пункт, в котором предупреждаете, что можете использовать адреса клиентов для рассылки. Включите в общий договор с пользователем пункты об обработке персональных данных и об информировании клиента по электронной почте, SMS и пр.

    Иногда потребители хитрят: оставляют выдуманные телефонные номера, чтобы не получать рассылку. Если сообщение придет другому человеку, у него будут все основания подать жалобу в управление ФАС. Прежде чем запускать рассылку, проверьте, что все номера принадлежат людям, которые указали их в анкете.

    Разные цены на одинаковый товар

    Федеральный закон №135‑ФЗ «О защите конкуренции» запрещает устанавливать различные цены или тарифы на один и тот же товар, если это не обосновано экономически, технологически или иным образом. Это требование содержится в п. 6 ст. 10 закона. Вместо того чтобы стимулировать и поддерживать поставщиков, компании не оставляют им выбора. Результат - д искриминация, которая строго преследуется по закону. За непрозрачные условия ценообразования и ограничение деятельности полагается штраф от ФАС за нарушение закона о рекламев размере от 1 до 15% суммы выручки реализованного товара.

    Санкт-Петербургское УФАС оштрафовало производителя молочных продуктов «Данон Россия» (бывшее ОАО «Компания Юнимилк») почти на 162,5 млн руб. Повод - жалоба поставщика, для которого «Данон» необоснованно снизил закупочную цену молока с 20 до 17,5 руб. за литр. Эта сумма оказалась ниже себестоимости продукта - и поставщику пришлось работать в убыток. ФАС сделала выводы: компания незаконно установила различные цены на один и тот же товар и поставила в невыгодное положение других игроков агрорынка. В «Данон» заявили, что предоставили экономические обоснования такой цены, чтобы подтвердить добросовестное поведение. Однако это не спасло компанию от штрафа штрафам ФАС за нарушение закона о рекламе.

    Торговую сеть «Лента» сотрудники ФАС наказали на 2 млн руб. за создание дискриминационных условий для компании «Алтайская крупа». Это решение поддержали суды трех инстанций. ФАС выяснила, что «Лента» не предоставила алтайской фирме информацию о порядке и условиях отбора поставщиков в полном объеме. Сеть препятствовала выходу поставщика на рынок.

    В «Ленте» заявили, что компания заключает договор с новым поставщиком в двух случаях. Либо сеть расширяет территорию присутствия, либо получает предложение о поставке более популярного товара на лучших условиях. Но ФАС и суды не сочли эти доводы основательными.

    • 6 креативных идей для рекламы, которые доказали эффективность

    Мнение эксперта

    Аделина Мельк,

    руководитель отдела юридического консалтинга компании «Приоритет»

    Судебная практика сформировала несколько аргументов, обосновывающих цены.

    1. Цены зависят от месячных и годовых объемов закупок, регулярности поставок в различные сезоны, расходов на доставку и приемку. При этом контрагент может участвовать в формировании цен (постановление ФАС Уральского округа от 10.09.2013 №Ф09-9169/13).

    2. В договоре указана не фиксированная цена, а способ ее определения. Например, стоимость рассчитывается по формуле исходя из средневзвешенной цены и результатов биржевых торгов (определение ВАС от 23.11.2009 №ВАС-4158/09).

    3. Цены для разных категорий потребителей (например, для физлиц и юрлиц) различаются из‑за низкой платежеспособности населения (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.10.2014 по делу №А06-8190/2013).

    4. Стоимость одной и той же продукции для разных покупателей может различаться из‑за разницы в затратах продавца на производство и реализацию товара. Покупатели приобретают продукцию в разных объемах, с разной периодичностью. При этом стоимость доставки может различаться, как и способы оплаты (предоплата или отсрочка платежа).

    К примеру, компания Microsoft Corporation обосновала разные цены на Windows Vista тем, что операционную систему устанавливают на компьютеры разных мощностей (решение ФАС России от 07.10.2009 по делу №110/96-09).

    Сговоры на торгах

    Самое опасное нарушение антимонопольного законодательства: конкуренты не соперничают, а объединяются. Конкуренция на рынке ограничивается, и создается искусственная монополия - картель. Так игроки сдерживают цены на торгах и перераспределяют доли рынка. По выявленным сговорам на торгах ущерб составляет до 40% от начальной цены контракта. Причем значительная часть картелей организуется при участии чиновников. ФАС в этом случае рассматривает жалобу и выносит решение. Последнее слово остается за судом. Ответственность за такое нарушение предусмотрена ст. 14.32 КоАП РФ: штраф за нарушение закона о рекламе в размере от 10 до 50 % начальной (максимальной) цены контракта. В особо тяжелых случаях, согласно ст. 178 Уголовного кодекса РФ, участник картеля может оказаться в тюрьме на семь лет. ФАС в этой ситуации занимает жесткую позицию: ведомство настаивает на уголовном наказании, начиная со штрафов в 300 тыс. руб. и заканчивая лишением свободы.

    Пример. Две московские компании - «ЦентрПоставка» и «МАЗКОМ» - в 2014 году выиграли 11 тендеров на поставку 440 единиц автомобильной техники крупным госструктурам в течение полугода. Общая стоимость госзакупок составила 1,179 млрд руб. Через полтора года ФАС выяснила, что компании вступили в сговор. Участники картеля договорились не снижать на торгах максимальную цену, которую заявил заказчик, или уменьшать ее по минимуму. Сумма штрафа ФАС за нарушение закона о рекламе для обеих компаний - 600 млн руб.

    Летом 2016 года ФАС вынесла решение по поводу беспрецедентного по размаху картеля. Виновными в сговоре признали 90 компаний, которые перераспределяли контракты на поставку вещевого имущества для госструктур. Они участвовали в 18 электронных аукционах, общая сумма контрактов - 3,5 млрд руб. Компании использовали принцип «живи и дай жить другому». Ценовое предложение подавала одна организация, остальные отказывались от борьбы. Участники разработали систему «квот», которые можно было обменять или накопить. Накопив определенное число «квот» и договорившись с другими участниками картеля, одна из компаний становилась держателем контракта. Решение и материалы по делу ФАС отправила в МВД, чтобы возбудить уголовное дело.

    • Маркетинг в кризис: 3 креативных подхода к созданию рекламы

    Мнение эксперта

    Сергей Варламов,

    партнер адвокатского бюро «Деловой фарватер»

    Картельные соглашения заключаются в устной форме, поэтому доказать их непросто. В большинстве случаев в качестве косвенных доказательств используют электронную переписку между участниками аукциона и выписку от провайдера, подтверждающую, что заявки нескольких организаций подавали с одного IP-адреса.

    В ст. 14.32 КоАП РФ говорится, что руководителю удастся избежать административной ответственности, если соблюдаются сразу три условия:

    1) ФАС на момент обращения не владеет информацией и документами о совершенном нарушении;

    2) руководитель отказался от участия в картеле;

    3) представленные сведения и документы достаточны и свидетельствуют об административном правонарушении (доказательства добровольного признания).

    Подавать жалобы следует в центральный аппарат ФАС России или ее территориальные органы. Обращения рассматривают в течение пяти рабочих дней с момента их регистрации.

    Если конкуренты опередят вас, избежать наказания не удастся. Напомню, что за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность по ст. 178 УК РФ в виде лишения свободы на срок до семи лет.

    Отказавшись от тендера и не заявив о нарушении антимонопольного законодательства, добросовестная компания просто лишится потенциальной прибыли.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

<ПИСЬМО> РОСПОТРЕБНАДЗОРА ОТ 05.10.2004 n 0100/1731-04-27"О ПРАВОПРИМЕНЕНИИ СТАТЬИ 14.3 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"(ВМЕСТЕ С "МЕТОДИЧЕСКИМ ПИСЬМОМ ПО ПРАВОПРИМЕНЕНИЮ СТАТЬИ 14.3 КОАП РФ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ, УПОЛНОМОЧЕННЫМИ НА СОСТАВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПРОТОКОЛОВ")

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
5 октября 2004 г.
N 0100/1731-04-27
О ПРАВОПРИМЕНЕНИИ СТАТЬИ 14.3 КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет для соответствующего использования в работе Методическое письмо по правоприменению уполномоченными должностными лицами территориальных управлений Госторгинспекции статьи 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель руководителя
Н.А.НАЗИНА

Приложение
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
ПО ПРАВОПРИМЕНЕНИЮ СТАТЬИ 14.3 КОАП РФ
ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ, УПОЛНОМОЧЕННЫМИ НА СОСТАВЛЕНИЕ
СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПРОТОКОЛОВ
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которой среди прочих были переданы функции в сфере надзора на потребительском рынке Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, определившее в пункте 5.1. исчерпывающий перечень контрольно-надзорных полномочий (функций) в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В то же время, согласно пункту 5.18. Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе также осуществлять "иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации".
В Министерстве экономического развития и торговли функции в сфере надзора на потребительском рынке (перешедшие к Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) на практике реализовывала Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (далее - Госторгинспекция), к числу полномочий которой в том числе относится закрепленное пунктом 63 части 2 статьи 28.3. КоАП РФ правомочие по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3. КоАП РФ, определяющей ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (в части ненадлежащей рекламы или отказа от контррекламы).
Учитывая вышеизложенное, а также исходя из положений статьи 22.3. КоАП РФ впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушений соответствующих изменений и дополнений, при правоприменении статьи 14.3. КоАП РФ должностными лицами, определяемыми в порядке, установленном частью 4 статьи 28.3. КоАП РФ, необходимо исходить из нижеследующего.
Согласно статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") настоящий закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.
Целями Закона "О рекламе" являются:
- защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
- предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.
В соответствии со статьей 26 Закона "О рекламе" государственный контроль за его соблюдением осуществляет федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы), каковым в настоящее время является Федеральная антимонопольная служба - ФАС (его территориальные органы).
Особенности рекламы отдельных видов товаров (продукции) определены в статье 16 Закона "О рекламе". Кроме того, особенности рекламы отдельных видов товаров могут быть определены соответствующими федеральными законами.
Так, в частности, отдельные правовые особенности рекламы алкогольной продукции закреплены в статье 17 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", а лекарственных средств - в статье 44 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах".
Помимо этого, особое внимание следует уделить введенному в действие с 6 сентября 2004 года Федеральному закону Российской Федерации от 20.08.04 N 115-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О рекламе".
Согласно этому законодательному акту распространяемая любыми способами реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна:
"содержать информацию о том, что их употребление имеет важное значение для достижения общественного, спортивного и личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния;
содержать информацию о том, что их употребления является одним из способов утоления жажды;
содержать информацию об их безвредности и (или) положительных терапевтических свойствах;
использовать образы людей и животных (вступает в силу с 01.01.2005);
распространять в любой форме в радио- и телепередачах, при кино- и видеообслуживании, в печатных изданиях для несовершеннолетних;
распространяться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, спортивных организациях, организациях культуры, а также ближе 100 метров от них;
распространяться в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени;
оформляться в виде мультипликационных (анимационных) фильмов;
дискредитировать воздержание от их употребления;
распространяться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
распространяться в средствах массовой информации, зарегистрированных в качестве специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья.
Во всех случаях распространение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, должно сопровождаться предупреждением о возможном вреде их употребления, причем в радио- и телепрограммах данному предупреждению должно быть отведено не менее десяти процентов эфирного времени трансляции каждой такой рекламы, при распространении такой рекламы другими способами - не менее десяти процентов рекламной площади (пространства)".
Согласно общего правила, закрепленного частью 4 статьи 28.3. КоАП РФ, полномочиями по выявлению соответствующих нарушений законодательства о рекламе и составлению протокола об административном правонарушении по статье 14.3. КоАП РФ могут обладать только те должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которые будут уполномочены на это соответствующим перечнем, утвержденным Службой.
Рассмотрение же протоколов о нарушении рекламного законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3. КоАП РФ, статьей 23.48. КоАП РФ отнесено к компетенции Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов.
Согласно статье 14.3. КоАП РФ объектом правонарушения может служить ненадлежащая реклама, которой согласно статье 2 Закона "О рекламе" является недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации, а также отказ от контррекламы. При этом понятия недобросовестной, недостоверной, неэтичной и заведомо ложной рекламы приведены соответственно в статьях 6, 7, 8, 9 Закона "О рекламе", а понятие контррекламы - в статье 2.
Субъектами указанного правонарушения могут быть рекламодатели, рекламопроизводители или рекламораспространители, определение которых также содержится в статье 2 Закона "О рекламе":
рекламодатель - юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы;
рекламопроизводитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме;
рекламораспространитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами.
В соответствии со статьей 30 Закона "О рекламе" основаниями ответственности для вышеназванных субъектов являются:
для рекламодателя - нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя;
для рекламопроизводителя - нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы;
для рекламораспространителя - нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части, касающейся времени, места и средства размещения рекламы.
При составлении протокола об административном правонарушении необходимо иметь в виду, что согласно статье 28.5. КоАП РФ он составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, - в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения соответствующего административного расследования (по основаниям, установленным частью 1 статьи 28.7. КоАП РФ) протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные частью 5 статьи 28.7. КоАП РФ.
При составлении протокола об административном правонарушении, содержание которого регламентировано статьей 28.2. КоАП РФ, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему (при наличии такового) вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Согласно статье 28.8. КоАП РФ протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3. КоАП РФ, направляется в ФАС (его территориальный орган) в течение суток с момента составления.
При осуществлении практических действий, направленных на выявление административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3. КоАП РФ, следует в качестве доказательств использовать любые фактические данные (в том числе документы, вещественные доказательства и т.д.), на основании которых может быть установлено наличие события административного правонарушения, с последующим их отражением (фиксированием) в протоколе об административном правонарушении (см. статью 26.2. КоАП РФ).
При описании события административного правонарушения и его квалифицирующих признаков следует, по возможности, основываться исключительно на понятийном аппарате, принятом в Законе "О рекламе".

1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, —

3. Превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до ста тысяч рублей.

4. Прерывание рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

5. Нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

6. Распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 14.3 КоАП РФ

1. Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в сфере рекламы, ее содержания и установленного порядка распространения на территории РФ.

Объективная сторона рассматриваемых деяний в рамках ч. 1 отражается в общем порядке как нарушение законодательства о рекламе, в первую очередь Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», а также иных, принятых в соответствии с ним нормативных актов. Наряду с общим составом правонарушения, нормы настоящей статьи конкретизируют отдельные виды нарушений в сфере рекламы, устанавливая за них специальные меры ответственности. Объективная сторона указанных нарушений сводится к:

— нарушению установленного порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещению рекламы с телепрограммой;

— трансляции агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут;

— превышению допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а также в периодических печатных изданиях;

2. Субъектами деяний, определенных настоящей статьей, признаются физические и юридические лица, а также их руководители и иные работники, действиями которых обусловлено нарушение законодательства о рекламе. Указанные лица выступают в качестве субъектов правонарушения, если они выступают в качестве рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя.

Субъективная сторона характеризуется умыслом виновного.

Навигация по записям

    Е.Д. НОСКОВА

    Для продвижения бренда, товаров, работ или услуг, привлечения внимания потребителей и повышения спроса организации используют рекламу. Без рекламы достаточно сложно представить современный мир. Реклама уже давно заполонила улицы, СМИ, Интернет. При этом организации, размещающие или заказывающие рекламу, редко задумываются о возможных последствиях, возникающих при распространении ненадлежащей рекламы.

    КоАП РФ устанавливает несколько составов правонарушений, связанных с нарушением в сфере рекламы - статьи 14.3, 14.3.1, 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ.
    Достаточно внушительный список.
    В данной статье мы разберем, за что происходит привлечение к административной ответственности по вышеперечисленным статьям, в частности состав, предусмотренный статьей 14.3 КоАП РФ.
    Так, нарушение законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа для юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
    Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рекламы. Объективной стороной данного правонарушения является нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем действующего законодательства о рекламе (Постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 N 04АП-768/2015 по делу N А19-17913/2014, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015 по делу N А64-6843/2014).
    Реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").
    Соответственно, при квалификации правонарушения как нарушения законодательства о рекламе определяющими факторами будут являться:
    - направленность на неопределенный круг лиц;
    - направленность на привлечение внимания;
    - ее способность стимулировать интерес к объекту рекламирования;
    - формирование положительного отношения к объекту рекламирования.
    Под неопределенным кругом лиц понимаются те, кто не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации (письмо ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624 (доведено письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@)). В рекламе нет конкретного указания на лицо или лица, для которых эта реклама создана и на кого она направлена. Например, в Постановлениях Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2007, 15.05.2007 N 09АП-5225/2007-АК, ФАС Московского округа от 23.08.2007 N КА-А40/8398-07 суды указали, что раздача сувенирной продукции с логотипом организации признается рекламой.
    При этом, рассматривая дела о привлечении к административной ответственности в судебном порядке, суд может квалифицировать данное правонарушение в качестве малозначительного (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 по делу N А28-12706/2012).
    Но не только суд, в том числе и должностное лицо антимонопольного органа, рассматривающего дело о данном правонарушении, вправе вынести постановление о прекращении дела и объявлении устного замечания.
    Суды в качестве обстоятельств, свидетельствующих о признании правонарушения малозначительным, выделяют:
    - небольшой масштаб рекламной кампании - один или незначительное количество номеров СМИ (или иных рекламоносителей), в которых распространялась реклама, один или незначительное количество дней, в которые распространялась реклама;
    - отсутствие жалоб со стороны потребителей или организаций-конкурентов о введении их в заблуждение или о нарушении их прав рекламой;
    - отсутствие ранее вынесенных в отношении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушения Закона "О рекламе" в данной сфере (факт совершения правонарушения впервые);
    - отсутствие пренебрежительного отношения к положениям законодательства при распространении рекламы.
    См. письмо ФАС России от 30.09.2013 N АК/38198/13 "О малозначительности в рекламе".
    Соответственно, нарушение действующего законодательства о рекламе является основанием для привлечения к административной ответственности.

    За что могут оштрафовать?

    Ниже мы рассмотрим конкретные случаи, когда организации привлекаются к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе.
    В сезон распродаж организации часто вывешивают объявления, содержащие слово "sale" без перевода на русский язык. Данное слово сообщает потребителям о наличии скидок на товары, услуги в организации. При этом размещение слова "sale" без перевода на русский язык является основанием для привлечения к административной ответственности на основании статьи 14.3 КоАП РФ.
    Это связано с тем, что Законом о государственном языке не допускается использование слов, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
    Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе (ч. 6 ст. 1 и п. 10 ч. 1 ст. 3 Закона о государственном языке).
    В рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно в рекламе присутствует их идентичный перевод на русский язык.
    Так, суд привлек организацию к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.3 КоАП РФ, за размещение на витрине магазина слова "sale" без перевода на русский язык.
    Суд пояснил, что информация "sale" содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующими рекламодателями.
    Используемое в рекламе иностранное слово "sale" имеет несколько значений.
    Имя существительное - 1) продажа, реализация, сбыт, 2) продажа с аукциона, с торгов, 3) распродажа по сниженной цене.
    Оно также существует в различных языках мира и имеет самые различные переводы: с французского - "грязный, нечистый, гнусный"; с итальянского - "соль, остроумие"; с испанского - "солить, засаливать".
    Суд пришел к выводу, что в связи с тем, что отсутствует перевод иностранного слова на русский язык, потребитель не может в полном объеме уяснить смысл данного выражения.
    Знание иностранного языка не является обязательным для российских граждан. Потребителями рекламы являются представители самых разных слоев нашего общества, социального положения, образования и возраста. Использованные в рекламе выражения на иностранном языке потребитель рекламы может не уяснить, и для него рекламная информация будет не полной и искаженной (см. Определение ВАС РФ от 18.02.2013 N ВАС-1040/13 по делу N А65-19639/2012).
    Аналогичная позиция отражена в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 по делу N А28-12706/2012. При этом суд квалифицировал данное нарушение как малозначительное, поскольку само по себе нарушение законодательства о рекламе не влечет безусловной угрозы жизни и здоровью населения.
    В то же время не только размещение "sale" в рекламе без перевода на русский язык является нарушением КоАП РФ, но и другие иностранные слова без перевода (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2006 по делу N А44-5938/2005-14а).
    Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 14.3 КоАП РФ, образует размещение в рекламе, на витрине магазина иностранных слов без соответствующего перевода на русский язык.
    Еще одним популярным способом рекламирования является направление физическим лицам SMS. При этом СМС-реклама также может повлечь за собой административную ответственность.
    Так в Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 N 04АП-768/2015 по делу N А19-17913/2014 рассматривалось дело о признании ненадлежащей рекламой СМС-сообщения, полученного гражданином. Как установил суд, гражданин не давал согласия на получение СМС-рекламы. Суд пришел к выводу, что по своему содержанию текстовое СМС-сообщение привлекает внимание неопределенного круга лиц к объекту рекламирования - продукции, реализуемой компанией, так как сообщение не содержит указания конкретного субъекта его получения, а следовательно, обладает признаками рекламы.
    Аналогичный вывод отражен в Постановлениях Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по делу N А12-15079/2014, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2014 N 07АП-11880/14 по делу N А27-8590/2014, Первого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 по делу N А43-28790/2013.
    Основным обстоятельством, при котором СМС-сообщение признается ненадлежащей рекламой и основанием для привлечения к административной ответственности, является отсутствие согласия абонента, который получил СМС (см., например, Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012 N 09АП-15429/2012-АК, от 15.07.2011 N 09АП-13978/2011).
    Соответственно, организация перед тем, как направлять СМС-сообщение рекламного характера, должна убедиться в достоверности номера телефона, а именно: принадлежит ли он лицу, который давал данный номер телефона. Если гражданин указал неправильный номер телефона, то отправление СМС на данный номер является основанием для привлечения к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2013 N 09АП-37235/2012-АК N А40-114200/12-122-633).
    Согласно письму ФАС России от 19.05.2006 N АК/7654 "Об особенностях отдельных способов распространения рекламы", требование, указанное в ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, распространяется в равной мере и на рекламу, распространяемую по сетям связи Интернет.
    То есть не допускается распространение спама посредством направления писем на электронные почты.
    При этом в данном случае также необходимо получение согласия адресата.
    Кроме того, положения ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе не могут быть применены к случаям обращения пользователей сети Интернет к сайтам по адресам их доменов, на которых владельцами (администраторами) сайтов размещена реклама.
    В Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2009 по делу N А64-6021/08-15 разъяснено, что распространение рекламы в сети Интернет посредством адресных рассылок в электронном виде пользователям (распространение спама) является нарушением ч. 1 ст. 18 Закона N 38-ФЗ, суд пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ.
    Рассмотрим еще один вариант неправомерного размещения рекламы, образующего состав административного правонарушения.
    В Постановлении от 23.09.2008 N 6327/08 по делу N А57-5741/07-6 Президиум ВАС РФ указал, что довод, приведенный нижестоящими судами в обоснование незаконности принятого антимонопольным органом постановления о том, что автомобиль с размещенной на нем рекламной конструкцией не создавал угрозы безопасности дорожного движения, не аргументирован. Использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций является самостоятельным нарушением. Запрет на размещение рекламы на транспортных средствах, создающее угрозу безопасности движения, предусмотрен ч. 5 ст. 20 Закона о рекламе. Данное нарушение обществу не вменялось.
    Аналогичная позиция отражена в Апелляционном определении Московского городского суда от 18.06.2012 по делу N 11-10054.
    Соответственно, использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций является нарушением КоАП РФ.
    При этом административной ответственности за размещение рекламы на автомобиле можно избежать, если на автомобиле указано только коммерческое обозначение.
    Так, например, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2011 N А56-42800/2010 рассматривалось дело о ненадлежащем размещении на транспортном средстве организации коммерческого обозначения; суд разъяснил, что при нанесении коммерческого обозначения на имущество предприятия преследуется цель его обособления от имущества других лиц, его сохранности и указания на принадлежность соответствующему предприятию, а не цель привлечения внимания к организации, которой принадлежит это предприятие, или продвижения на рынке ее товаров, работ и услуг
    Соответственно, не относится к рекламе размещение отличительных знаков организации на автомобиле, например, коммерческого обозначения, поскольку указание на транспортном средстве коммерческого обозначения не преследует цели привлечения внимания к объекту и продвижения товара на рынке, а отражает принадлежность транспортного средства к организации, следовательно, привлечение к административной ответственности по данному основанию не происходит.

    Выводы

    Реклама, нарушающая законодательство о рекламе, влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
    Решение о привлечении к административной ответственности выносит должностное лицо антимонопольного органа.
    При этом никогда не пренебрегайте своим правом обжаловать данное решение, поскольку суд может вынести решение о малозначительности правонарушения.
    К обстоятельствам, свидетельствующим о малозначительности, можно отнести небольшой масштаб рекламной кампании, отсутствие жалоб со стороны потребителей или организаций-конкурентов, факт совершения правонарушения впервые и иные.
    В то же время в судебной практике уже выработалась позиция по некоторым нарушениям в рамках статьи 14.3 КоАП РФ. В частности, размещение слова "sale" без перевода на русский язык является основанием для привлечения к административной ответственности на основании статьи 14.3 КоАП РФ.
    В связи с этим избегайте употребления иностранных слов без соответствующего перевода.
    Распространение рекламы посредством СМС-сообщений, а также в сети Интернет посредством адресных рассылок по электронной почте пользователям почтовых адресов допускается при условии получения предварительного согласия абонента или адресата.
    Рекомендуется перед отправлением СМС-сообщений удостовериться в достоверности телефонного номера, ведь получение СМС-рекламы без согласия является административным правонарушением.
    Не используйте транспортное средство в качестве рекламной конструкции, это является административным правонарушением.
    При этом указание на транспортном средстве названия организации или коммерческого обозначения не влечет административной ответственности, поскольку отражает принадлежность транспортного средства к организации, а не направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц.
    В следующей статье мы также разберем конкретные примеры, образующие состав административного правонарушения за незаконное размещение рекламы.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Каждому, кто задумался о размещении своей рекламы, необходимо ознакомится с нормами Федерального Закона «О рекламе», так как размеры штрафов за нарушение требований закона достигают миллиона рублей.

Из материала ниже Вы узнаете, предусмотрены ли наказания за размещение объявлений в неположенном месте, реален ли штраф 15000 р за рекламу на асфальте в Москве в 2018 году, можно ли размещать рекламу на авто, а также какие еще штрафы существуют за нарушение закона о рекламе.

Есть ли штраф за расклейку объявлений в неположенном месте

В КоАП РФ нет статьи, предусматривающей ответственность за размещение объявлений в неположенном месте. Однако на региональном уровне такие штрафы существуют.

Например, согласно ч. 1 ст. 8.13 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 расклейка информационных материалов в неположенных местах влечет предупреждение или наложение штрафа в размере:

    1000 – 5000 руб. для граждан;

    25000 – 50000 руб. для должностных лиц;

    50000 – 100000 руб. для юридических лиц.

«Размещение объявлений и иных информационных материалов вне специально отведенных для этого мест, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи и статьей 10.8.1 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей».

То же наказание предусмотрено за размещение рекламы вне специально отведенных для этого мест в Санкт-Петербурге. Однако здесь у нарушителей нет возможности получить предупреждение:

«Размещение объявлений и иных информационных материалов вне специально отведенных для этого мест влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей» (ст. 37.1 Закон Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 г. N 273-70)

Какой штраф за рекламу на асфальте в Москве


    500 – 2500 руб. для граждан;

    5000 – 7500 руб. для должностных лиц;

    7000 – 15000 руб. для юридических лиц.

«Нанесение на покрытия дорог (улично-дорожной сети), тротуаров, пешеходных зон, велосипедных и пешеходных дорожек надписей и изображений, выполненных стойкими материалами, кроме относящихся к порядку их эксплуатации и наносимых в рамках исполнения государственного или муниципального контракта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до семи тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от семи тысяч пятисот до пятнадцати тысяч рублей».

Какой штраф за использование наружной рекламы без разрешения


За несоблюдение этого требования нарушитель привлекается к административной ответственности. Штраф за размещение наружной рекламы без разрешения по ст. 14.37 КоАП РФ составляет:

    1000 – 1500 руб. для граждан;

    3000 – 5000 руб. для должностных лиц;

Штрафы за рекламу на автомобилях


    ТС используется преимущественно в целях распространения рекламы;

    ТС было переоборудовано и частично утратило свои первоначальные функции;

    Кузов ТС был переоборудован, чтобы придать ему вид какого-либо товара.

Согласно ч. 2 ст. 14.38 КоАП РФ за нарушение этих требований положен штраф в размере:

    3000 – 5000 руб. для граждан;

    30000 – 50000 руб. для должностных лиц;

    500000 – 1000000 руб. для юридических лиц.

Также по п. 5 ст. 20 ФЗ от 13.03.2006 N 38 реклама на авто запрещена, если она закрывает обзор водителю либо мешает другим участникам дорожного движения. Так, реклама на заднем стекле автомобиля допустима при условии исправных боковых зеркал заднего вида. Штраф за незаконную рекламу на заднем стекле автомобиля ожидает, если она была размещена на ТС:


    Федеральной почтовой службы и других спецслужб;

    Осуществляющих транспортировку опасных грузов.

    2000 – 2500 руб. для граждан;

    10000 – 20000 руб. для должностных лиц;

    200000 – 500000 руб. для юр. лиц.

Какой штраф за нарушение закона о рекламе

    2000 – 2500 для граждан;

    4000 – 20000 для должностных лиц;

    100000 – 500000 для юридических лиц.

Если Вы не согласны с наложенным на Вас штрафом, Вы вправе его оспорить. Чтобы успешно обжаловать штраф за незаконную рекламную вывеску, обратитесь за консультацией к адвокату.