20.06.2019

Устная презентация. Презентации исследования в устной форме. Характеристики устной речи


Одним из ключевых моментов, придающим завершающий штрих образу невесты, является мейк-ап. Помимо модных тенденций, цветотипа внешности существуют некоторые особенности свадебного макияжа, которые нужно учитывать при его выборе. Он используется для коррекции лица при помощи косметических средств. Делает безупречный внешний вид на фото, придает выразительности глазам и привлекательности губам, подчеркивает красоту новобрачной.

Правила свадебного макияжа

Для начала необходимо определиться с образом новобрачной, отталкиваясь от личных предпочтений, наряда девушки. Если стиль невесты несет в себе эпатажные нотки, макияж должен быть соответствующий. Для нежного образа подойдет менее броский make-up, выполненный в пастельных тонах с использованием элементов вечернего макияжа. Перед нанесением мейк-апа необходимо удостоверится в том, что он соответствует некоторым правилам:

  1. Смотрится одинаково привлекательно при любом освещении: на улице, в помещении, на фотографии.
  2. Стойкий. Используйте качественную косметику известных торговых марок или профессиональной серии.
  3. Подчеркивает свежесть лица новобрачной.
  4. Гармонично сочетается с остальными элементами наряда.
  5. Соответствует сезону.

Свадебный макияж не должен привлекать особого внимания к лицу невесты, быть нейтральным, но при этом смотреться интересно. Для этого выбирайте сатиновые или шиммерные оттенки теней нюдовых тонов, подчеркивая глаза стрелками, накладными ресницами. Это создает комбинацию умеренности дневного макияжа с выразительностью вечернего, придавая элегантности новобрачной.

При создании мейк-апа важно учитывать то, что свадебный день насыщенный событиями: выкуп, загс, прогулка, фотосессия, банкет. Для этого, помимо качественной косметики и руки профессионала, необходимо соблюдать некоторые хитрости по нанесению косметических средств:

  1. Чтобы смотреться на фото эффектней, сделайте коррекцию недостатков кожи консилером, выровняйте цвет лица тональным кремом, а скулы подчеркните бронзером или пудрой более темного оттенка.
  2. Учитывайте наличие видео- и фото съемки. Камера имеет способность «съедать» яркость макияжа, делая контуры лица плоскими. Поэтому необходимо подобрать качественный тональный крем для создания безупречного тона кожи, и чувствовать себя уверенно при съемке крупным планом.
  3. Свадебный макияж делается утром, а носится целый день без существенного исправления. Поэтому немаловажную роль играет качество выбранных косметических продуктов. Желательно использовать профессиональные марки. Их тональные средства имеют более плотную консистенцию, а тени обладают прекрасной цветовой палитрой, хорошей цветопередачей.
  4. Чтобы макияж лучше ложился, позаботьтесь о состоянии кожи заранее. Исключите слишком жирную и вредную пищу за несколько недель до торжества, это обеспечит коже более здоровый вид. Пилинги, чистки лица лучше делать за 7-14 дней, а непосредственно в вечер перед знаменательным днем сделайте витаминизированную или увлажняющую маску. Пропейте курс витаминов, особенно группы В и С, или рыбьего жира. Эти препараты прекрасно сказываются на внешнем виде кожи, минимизируют последствия стрессов, вызванных изнурительной подготовкой к мероприятию.

Очистка кожи лица

Это важный этап в подготовке кожи невесты к свадебному макияжу. Умойтесь привычным средством, подходящим вашему типу кожи. Легкими круговыми движениями помассируйте, ополосните прохладной водой. Воспользуйтесь тоником, который закроет поры. Как альтернативный вариант протрите лицо кубиком льда из отваров трав. Особое внимание уделяйте зоне вокруг глаз, если наблюдается небольшая отечность, тогда лучше воспользоваться кубиком льда, «темные круги» убирает осветляющий крем, а при сухости кожи поможет увлажняющий гель. Нанесите крем под глаза и на все лицо тонким слоем.

Идеальный тон и румяна

Выравнивание цвета кожи – это первый этап нанесения свадебного макияжа. Для начала наносится база, которая улучшает сцепление с тональным кремом. При этом лицо не выглядит перегруженным, а мейкап держится целый день. При необходимости, в макияже используются основы, направленные на исправление определенных недостатков кожи: «затирка пор», матирующая, силиконовая, сглаживающая поверхность, прочие.

Во время нанесения макияжа, тон тонального крема подбирается максимально приближенный к оттенку кожи и наносится руками, кистью или специальной губкой. Некоторые визажисты пользуются аэрографами. Это аппараты, распыляющие тональное средства тонким слоем на лицо, шею. После маскировки корректором проблемных участков, припудрите кожу легким слоем прозрачной пудры. «Яблочки» на щеках освежите румянами, скулы выделите бронзером. Воспользуйтесь хайлайтером, он придаст эффект здорового «сияния» кожи.

Коррекция бровей

Оформление бровей – это важный этап в макияже, они выделяют глаза, придавая выразительности. Перед этим их необходимо выщипать, придав нужную форму. Для коррекции и придания густоты подойдет карандаш, тени или тушь для бровей. Ни в коем случае не пользуйтесь черным цветом, даже если вы жгучая брюнетка, брови делаются светлее цвета волос на тон-два. В конце закрепите их прозрачным гелем, чтобы они всегда имели нужную форму.

Мейкап глаз

Он станет особенностью вашего свадебного макияжа. Начните с нанесения основы, которая позволит теням держаться весь день. Выбирайте сатиновые или матовые, они смотрятся благородно. Оттенок теней должен быть контрастным с цветом глаз (голубые – с коричневыми, карие – с фиолетовыми). Тушь и подводку предпочтительнее использовать классических черных или коричневых цветов. Чтобы придать взгляду глубину и выразительность, используйте накладные ресницы средней длины.

Оформление губ

Стойкая помада – это лучшее решение на вечер, ведь даже после страстных поцелуев во время съемки и банкета она останется на губах. Как альтернативный вариант закрасьте губы карандашом, поверх нанесите помаду, так она будет держаться дольше. Можно использовать блеск для большей выразительности, но помните главное правило макияжа: акцент делать нужно на глазах или губах, но не одновременно. Если выбранные тени яркие, то накрасьте губы помадой более светлого оттенка.

Варианты свадебного макияжа

Существуют некоторые беспроигрышные сочетания для макияжа невесты, которые всегда выгодно смотрятся. Дуэт серебристых, кремовых теней и ярко-розовой помады подойдёт одинаково блондинкам и брюнеткам, а на загорелой коже смотрится потрясающе. Выделите глаза граничными стрелками, накладными ресницами и макияж готов. При таком мейкапе волосы лучше убрать от лица, сделав прическу повыше.

Особенностью свадебного макияжа может стать стилизация под ретро. Мейкап в духе кинодивы Одри Хепберн, увеличивающий зрительно глаза, подойдет в таком случае идеально. Нарисуйте четкие стрелки, используя карандаш-каял или гелевую подводку, добавьте нейтральные тени и накладные ресницы, а для губ выбирайте помаду на тон светлее, чем ваш естественный цвет.

Комбинация фарфорового тона кожи и яркой помады создает мейкап невесты в стиле «Мулен Руж». Образ яркий, отличающийся экстравагантностью. Помаду лучше сочетать с элементами декора в наряде или прически невесты. Попробуйте этот макияж заранее, оцените, хорошо ли он будет сочетаться с вашим платьем. Не бойтесь экспериментировать и быть неординарной.

Нужно ли делать пробный макияж перед свадьбой

Чтобы мейк-ап соответствовал всем вышеперечисленным требованиям и лучше подходил невесте, сделайте репетицию его нанесения. Если новобрачная решила прибегнуть к услугам визажиста для выполнения свадебного макияжа, это поможет предварительно оценить его умение, качество используемых косметических средств, а также понять его профессионализм, подобрать цветовую гамму. Самостоятельное нанесение макияжа на свадьбу и подавно требует репетиции. В такой важный день вы должны четко продумать свой визаж, чтобы сделать его хорошо.

Фото красивого свадебного макияжа невесты

Чтобы быть яркой, праздничной, привлекательной невестой, нужно подобрать макияж, который должен идеально подойти, подчеркнуть естественную красоту девушки, ее индивидуальность. Помните, что разные макияжи не всегда одинаково хорошо смотрятся на разных женщинах. Чтобы выглядеть привлекательно, необходимо заранее примерить на себя несколько образов и выбрать самый удачный.

Только некоторые люди имеют идеальную кожу лица, а ведь всем хочется быть красивыми и ухоженными.

Каждая девушка знает, что отличный макияж сделает ее красивой. Нужно научится делать его с учетом особенностей именно проблемной кожи. Если он профессионально сделан, то удачно замаскирует главный бич всех девушек - проблемную кожу лица. С таким очень часто сталкивается молодежь - прыщи и разнообразные воспалительные процессы в этом возрасте просто неизбежны.

Последовательность наложения макияжа для проблемной кожи

Вы вполне в силе сделать профессиональный макияж, который не будет течь и размазываться, а также не потребует от вас лишних затрат времени по утрам. Для этого просто необходимо приобрести проверенные и надежные косметические средства, которые в мгновение ока замаскируют недостатки, а также подчеркнут красоту лица.

Нанесение макияжа состоит из таких этапов:

Подготовка кожи лица;

Нанесение тонального крема и коррекция недостатков;

Макияж глаз;

Макияж губ;

Нанесение румян и рассыпчатой пудры.

Эти этапы могут претерпевать незначительные изменения, смотря какой тип макияжа и способ нанесения используется.

Самым трудным при выборе косметики является ее подбор. Чтобы позже не жалеть о своем выборе, необходимо воспользоваться методом пробы на определенном месте, а это значит, чтобы корректно выбрать оттенок, нужно распределить средство на некотором участке тела. В том случае, если нет ожидаемого эффекта совпадения оттенка, то значит, что он просто не подходит к вашему цвету кожи лица и оттенку глаз и губ.

Качественные средства косметики всегда снабжены необходимыми инструментами для их нанесения.

Отличная косметика без специальных приспособлений не принесет должного результата в макияже.

Как выбрать крем для проблемной кожи

Идеальными являются сухие крема

Для начала необходимо подготовить кожу лица. Этот этап являет собой осторожную очистку кожи щадящим средством-очистителем с последующим нанесением дневного крема.

  • Последний, кстати, не обязательно наносить, но только, если кожа нормального типа , а наносится только тональное средство или база, ведь в большинстве случаев они уже обладают функциями дневного крема и отлично справляются с увлажнением лица.
  • При наличии сухой шелушащейся кожи лица, дневной крем обязательно нужно нанести, так как в ином случае макияж приобретет неестественный и театральный вид.
  • При наличии кожи жирного и комбинированного типа дневной крем с эффектом матирования просто показан, ведь он сокращает в значительной мере появление из-под поверхности кожи сала и прекрасно справляется с улучшением ее внешнего вида.

Большое количество косметики обладает очень жирной консистенцией, поэтому она удваивает все шансы на то, что лицо получит в виде подарка угревую сыпь.

Жирные крема, какой марки бы они ни были, только усугубляют ситуацию. Развитие прыщей продолжается в ускоренном темпе, так как поры закупориваются и, вследствие этого, возникают все новые и новые угри, ведь кремы с увлажняющим эффектом в своем составе имеют масла.

Жирная кожа для своего ухода требует кремов совсем другой консистенции. Наиболее идеальными являются сухие крема , которые имеют в своем составе спирт или не напичканы огромным количеством ингредиентов.

О правильной технике нанесения крема на лицо, читайте

Выбор тонального крема и корректора для проблемной кожи

Нанесение тона на кожу лица придает ему в результате ровный тон и красивый цвет, делает кожу более мягкой и шелковистой, еще к тому же скрывает маленькие недостатки на лице, такие, как широкие поры, раздражение и т.д.

Акне очень часто оставляют после себя заметные рубцы, которые довольно тяжело поддаются маскировке, поэтому нужно использовать необходимое средство-корректор . Оно часто содержит такие вещества, как силикон, заполняющий впадины и выравнивающий тем самым верхний слой кожи.

Прежде, чем использовать корректор, необходимо, для начала, на проблемную кожу нанести немного тонального крема, дать ему подсохнуть, а уже потом заретушировать морщины, темные круги под глазами, пятна и прыщи.

Отлично маскирует воспаленные участки тональный крем зеленого оттенка, так как зеленый цвет подавляет красный.

Его необходимо нанести на воспаленное место и слегка втирать, а в завершение сделать себе привычный макияж.

Необходимо отдавать предпочтение корректору на один пункт светлее тонального средства. Что касается темных кругов под глазами, то для них лучше использовать корректоры в жидком состоянии , ведь в сухом чаще всего подчеркивают небольшие складки кожи.

О выборе тонального средства в зависимости от типа кожи, читайте

Пудра для проблемной кожи

Остановить свой выбор следует на специальной антисептической пудре

Румяма могут сделать лицо более здоровым на вид и свежим, к тому же корректируют его овал и придают ему красивый контур. Румяна имеют разную консистенцию. Они бывают как в жидкой форме, так и сухие и в шариках, при этом остается неизменным правило их применения - прозрачный, еле уловимый слой.

Как выбрать тон румян именно для своего лица, читайте

Пудра является настоящим спасением при наличии проблемной кожи. Остановить свой выбор следует на специальной антисептической пудре. Лучше при проблемной коже лица выбрать рассыпчатую пудру, так как она лучше наносится и при этом не утяжеляет макияж.

Инструментом нанесения должен выступать именно ватный спонж или широкая щеточка из натурального ворса, но никак не пуховка, так как последняя плохо очищается и в результате становится причиной возникновения новых угрей.

О том, как правильно подобрать и наносить пудру, читайте

Маскируем особенности кожи

Как замаскировать веснушки

Большинству женщин и девушек подходят веснушки, но другие почему-то хотят всеми силами от них навсегда избавиться, поэтому они лишь выборочно делают кожу проблемной.

Для начала, нужно постараться использовать средства, предупреждающие появление нежелательных веснушек или пигментных пятен. Также можно делать следующее: избегать солнца, используя солнцезащитные крема, а также иногда стараться потратить немного времени на осветляющие процедуры.

Процедуры по отшелушиванию и депигментации кожи лица помогают в значительной мере уменьшить проявление негативных последствий и осветлить лицо.

Постоянно маскировать веснушки, нанося тонну макияжа, вы точно не сможете, поэтому воспользуйтесь следующим трюком -

всегда старайтесь выбирать для себя полупрозрачные тональные крема.

Их необходимо наносить ровным слоем с помощью влажной косметической губки. Потом можно нанести светлую пудру. На глазах прекрасно смотрятся приглушенные цвета теней, а на щеках стоит сделать акцент с помощью румян розового цвета. Пастельные оттенки как нельзя кстати подойдут к нежной коже губ.

Как замаскировать купероз

Женщины в возрасте часто имеют проблемы, связанные с расширением на коже лица кровеносных сосудов. Это явление носит название купероз. Их легко аннулировать, воспользовавшись зеленым кремом-корректором . Данный крем нужно нанести на те места, на которых видно расширенные сосуды. Дальше нанесите легкий макияж, подходящий к оттенку кожи вашего лица.

При наличии смуглой кожи лица купероз наблюдается не так сильно. Можно, конечно, применить косметику с эффектом автозагара. Так даже лучше, ведь лицо не пострадает от солнечных ожогов и приобретет тот цвет, который отлично спрячет расширенные кровеносные сосуды.

Если на лице - волоски

Лучше использовать косметику в полужидком состоянии

При наличии на лице волосков, ни в коем случае нельзя их удалять, а в макияже необходимо отказаться от нанесения пудры и от всей косметики, которая содержит ее слишком много.

Такие средства только усугубляют видимость этих волосков.

Вместо пудры лучше использовать косметику в полужидком состоянии. Например, такой консистенции тональный крем необходимо аккуратно нанести на кожу, учитывая направление роста волос.

Наличие аллергии на косметику

При наличии аллергии, кожа у девушки становится весьма чувствительной, поэтому она нуждается в определенных косметических средствах с гипоаллергенным эффектом.

Перед нанесением косметики, ее нужно попробовать на согнутой части локтя . В том случае, если кожа локтя будет такой, как и раньше, то можно с полной уверенностью и дальше использовать выбранную косметику.

А если видны участки красного или другого цвета, то необходимо отказаться от применения этой косметики.

Кожа является зеркалом, отражающим состояние внутренних органов человека и его душевного равновесия.

Для красивой кожи без угрей и других недостатков необходимо придерживаться сбалансированного питания и стараться вести здоровый образ жизни.

Лечение кожи привнесет здоровье в целый организм, а он в свою очередь поспособствует излечиванию кожи.

Не так уж много людей могут чувствовать себя уверенно, выступая перед большой толпой людей, и особенно если все эти зрители незнакомые вам люди. Большинству выступающих становится неловко, когда, поднимая глаза, они видят сотни глаз, смотрящих на них. В самом начале их речи уже становится заметна дрожь в их голосе, что ясно говорит о том, что им становится не по себе перед всей этой публикой. Умение выступать перед большим количеством зрителей - очень редкий дар. Нервозность и волнение очень часто берут верх над хладнокровностью и спокойствием.

Если это очень похоже на вас, то не волнуйтесь, у многих из нас есть та же самая проблема. Мы начинаем нервничать, даже когда нам надо обратиться к группе наших собственных друзей, совсем не говоря уже о группе незнакомцев. Самое лучшее решение этой проблемы - это подготовка. Ваша подготовка в очень многом зависит от вашей веры в себя. Вот несколько советов, которые помогут вам максимально улучшить ваши презентации:

1. Организация: хорошей идеей будет упорядочить вашу презентацию, разделив её не несколько частей:

А) Тщательно спланируйте весь процесс презентации и уделяйте особое внимание на самые важные детали, не забывая при этом указывать возможные решения проблем, указанных в презентации;
б) Изложите главную тему презентации чётко и ясно;
в) Приведите пару примеров, относящихся к главной теме презентации, доказывающих актуальность данной темы на сегодняшний день;
г) Изложите свою точку зрения со специфическим подходом к проблеме;
д) И в завершение презентации вы должны сделать точные и понятные выводы;
е) Обязательно не забудьте выделить дополнительное время для вопросов.

2. Использование визуальных оформлений презентации: расскажите и покажите. Постарайтесь найти самые яркие, красочные и запоминающиеся эффекты для того, чтобы донести свою точку зрения до зрителей. Для этого вы можете использовать:

Визуальное оформление всегда служит для дополнения той информации, которую вы намереваетесь передать устным путём. Соответствующие картины, рисунки и фотографии в конечном итоге обязательно смогут привлечь внимание ваших зрителей. Следующие советы окажутся полезными для вас при выборе способа визуального оформления вашей презентации.

Всегда старайтесь выбрать визуальные эффекты попроще и максимально соответствующие теме презентации.

Убедитесь в том, что всем и каждому вашему зрителю будет легко их понять. Никогда не вкладывайте всё, что вы должны будете сказать в визуальные эффекты для того, чтобы позже с них это считывать.

Попытайтесь заинтересовать своих слушателей, раздав им копии самых информативных и важных слайдов, с которых будет понятен общий смысл вашей презентации.

3. Говорите со слушателями так, чтобы они были заинтересованы в каждом вашем последующем слове. Попробуйте поставить себя на их место и решить для себя, что вам было бы интересно услышать на данной презентации. Постарайтесь избегать монотонности всеми путями. Старайтесь говорить всегда искрящимся голосом.
Даже если все презентации разные, и каждая из них имеет свои специфические свойства и особенности, присущие только ей, мы можем дать вам несколько общих советов, которые будут действительны для любого вида презентации и без сомнения внесут что-то особенное в ваше выступление.

Представление результатов исследования: технологии и идеология Лекция-проповедь, но предполагающая проблематизацию:) Темы курса «Основы академической работы»: Работа с информацией Введение Конспектирование Поиск в Интернете Аргументация Итоговый коллоквиум Введение Тема – визитная карточка исследователя в научном сообществе Работа с источником Работа с научной литературой (ср. конспектирование и поиск в Интернете) Составление и правка своего текста Представление результатов исследовательского проекта Итоговый контроль: презентация диссертационного проекта Конвенции академического сообщества См. также сайты http://kursakadrab.narod.ru/ (курс «Основы академической работы», ГУ-ВШЭ и http://aperlov.narod.ru/ar.htm (курсы «Работа с информацией», «Стратегии исследовательской работы», ВШЕК РГГУ) План презентации I. Устное выступление: идеология и технология (Что я говорю студентам) II. Зачем я говорю студентам Это: дефициты, компетенции, задания III. Что за этим стоит: Антропология гуманитарияисследователя как «ответственного субъекта, участника социального контракта». I. Устное выступление О чем должно быть устное (научное) выступление. Первый абзац. Первая страница – блок введения. Чего еще могут ждать от устного выступления. Советы, каким должно быть устное (научное) выступление. Научное и квалификационное, европейское и американское. 1. Рефлексия и мониторинг собственного опыта. 2. Читать и/или говорить; использование PowerPoint, визуального и раздаточного материалов. 3. «Быть хозяином» своего выступления. 4. Время и регламент. Ограничения сказанного. «Фабула» выступления Первый абзац: Повторение темы – в одном предложении, со своими акцентами. Первое предложение – уточнение темы (если тезисы рассылались заранее или аудитория знакома с ранее утвержденной формулировкой темы – приходится пользоваться подзаголовком). Постановка проблемы = актуальность. Зачем Вы занимаетесь, что получат слушатели. В двух предложениях. (ср. КБУ: Я изучаю … , потому что хочу узнать … для того чтобы …). Другие необходимые части начальной части выступления: Формулировка цели – одно предложение. Задачи – Этапы выполнения или элементы речи. Принято формулировать в инфинитивах. Описать структуру доклада. Увеличивает внимание. Хотя гуманитарии часто заявляют, что когда докладчик выходит на метауровень, они пытаются отдохнуть. По-моему, надо их воспитывать. На счет возражений о том, что систематические указания на то, в каком месте рассуждений находишься, примитивизируют доклад: 1. Понятность и глупость разные вещи. 2. Понятность лишней не бывает. 3. Как правило (по крайней мере, у меня): - Отсутствие таких связок идет от лени и неумения организовать свое время. Все это понимают (так что хотя бы не позорьтесь псевдооправданиями на счет примитивизации). Необязательные, но часто встречающиеся элементы (устного) выступления Формулировка рабочей гипотезы (у КБУ – идеитрамплина). Соответственно – и с выводами по итогам ее проведения, с осознанием границ своего достижения. И с пояснением дальнейших перспектив исследования. Имеющийся задел (в особенности, в письменных, заявочных формах) – что Вы уже сделали, к какому развитию должно повлечь решение Вашей задачи. Обзор источников. Обзор литературы. Что сделано до меня. От типологии использованной литературы – к аналитике. Методология. Если знаете, в какой работаете – отлично. Если нет – обрисуйте, как именно Вы будете работать. Словарь рабочих (т.е. собственных, не предмета) терминов. Возможный ход – в качестве одной из задач упомянуть выработку метода для работы с данным типом источников. Уместно – если тип источников действительно новый. Структура письменного исследования. Т.е. объекта Вашего доклада. И еще обязательно Должны быть выводы. Доклад (допустим, итоговая презентация «обоснование темы») – не обязательно окончательное представление проблемы. Если Вы рассказываете о состоянии своего диплома на настоящий момент, то выводы – не ответ на вопрос, а его формулировка. Как и у КБУ, вышеприведенные советы по отношению к тексту всего выступления в целом, могут быть спроецированы на его отдельные, крупные и/или недостаточно структурированные части. Состав выступления (предзащита диплома) Блок официальной информации о дипломе (формулировка темы, подзаголовок, руководитель, оппоненты). Проблема (обоснование постановки, цель, задачи, вопросы). Источники (жанры и способы работы). Исследовательская литература и электронные ресурсы (корпус, основные направления исследования Вашей темы, доступность, освоенность). Промежуточные рабочие материалы (словники, Интернет-запросы). План работы. Итоги (предварительные содержательные выводы, проблемы, перспективы, состояние проделанной работы). Технология устного (научного) выступления Два ключевых противопоставления: Научное (доклад на конференции среди равных) и квалификационное (защита диплома или степени, заявка на грант). В первом случае слушатели пришли потому, что им интересно. Во втором – проверяют Вас на соответствие (хотя бы самим себе), следовательно – допустимо меньше вольностей. Информировать vs. завлекать (европейское vs. американское, представление об аудитории как о мотивированной и ответственной vs. установка на создание своей аудитории). 1. Рефлексия и мониторинг собственного опыта Вы должны знать, что делаете и что собираетесь делать, четко определять цель или иерархию целей. Просто отстоять мероприятие. Донести до аудитории содержание – следовательно, нужно раздавать handout. Вступить в коммуникацию или понравиться определенным людям. Проговорить свои мысли, отработать содержание с конкретными людьми – значит, заранее поставьте перед ними вопросы. Смотрите на свой предшествующий опыт. Что и почему не получилось и получилось. Все остальные вопросы Вы решаете как технические, в зависимости от своих целей. 2. Читать и/или говорить; использование PowerPoint, визуального и раздаточного материалов Читать – в принципе, можно. Особенно если нервничаете. В этом случае старайтесь, чтобы в тексте предложения были короткими (ср. «статистика удобочитаемости» MS Word. Неплохо проставить интонационную разметку, маркеры интерактивности (вопросы, свои вопросы аудитории, паузы для раздачи и т.п.). Ни в коем случае – не тараторить! Очень просто освоить промежуточную форму: визуальный контакт с аудиторией во время чтения. В любом случае, лучше нормально читать, чем плохо (непредсказуемо или решительно не в регламент) говорить. Информация, которая не воспринимается со слуха – цитаты, даты, имена. Предложения со сложным синтаксисом и сложные логические структуры (например, доклада в целом). Практически стандарт – использование Power Point. Альтернатива (или дополнение) – раздаточный материал (handouts). Чтобы не зачитывались вместо Вашего выступления – раздавать в конце (или порциями, структурируя таким образом выступление). 3. «Быть хозяином» своего выступления. Не отвечать сразу (тем более по ходу доклада), а записывать и собирать вопросы. По содержанию: берегу время и группирую ответы. Отдаю приоритет самым интересным и важным для меня вопросам (и людям). Уклоняюсь от ненужных вопросов. Довольно сложный вопрос: с каким количеством оппонентов коммуницировать. С одной стороны, от неудобной или заставляющей принять слишком резкую позицию реплики можно уйти, столкнув ее с репликой кого-нибудь еще из участников. С другой стороны, позволив ти спорить друг с другом, Вы рискуете, что слушатели переключатся с Вашей позиции на их спор. Называть число и характер своих реплик. Помимо подсказки слушателям, смысл еще и в том, что прежде чем сказать: «У меня 11 реплик», Вы их подсчитаете (и решите, сколько из них на самом деле нужно). А также определите их правильный (= выигрышный для изложения и поясняющий проблему) порядок, а не тот, в котором они пришли в голову. Короче, начиная говорить, надо знать, чем это должно кончиться. Высший пилотаж: реплика не для высказывания своей позиции, а для помощи докладчику или оптимизации дискуссии. Право (изредка) говорить: «не знаю», «я отвечу на это позже». Обратная связь Придумывайте (заранее, из числа конкретных людей, представляйте себе его реакцию) подразумеваемого слушателя. И/или – назначайте его из аудитории и за ним следите. Если человек отвлекается или перестал слушать, значит, надо принимать меры. Прием, имеющий отношение и к теме «время». Промежуточные пункты (успеваю или нет, где я должен быть спустя 7 минут, где – за 3 минуты до конца). Скругления – переходы к следующей части сообщения или к выводам (следовательно - выводы должны быть по возможности автономны) Какими сюжетами можно пожертвовать. В других жанрах (например, лекция) – обратная связь и планирование времени под отступления. Но главное – не дать застать себя врасплох, чтобы не было паники или конфликта с аудиторией. По мере возрастания занятости и самоуверенности и снижения требований к себе, становится лень 4. Время и регламент Американский формат: 8-10 минут устного выступления; российский – 15. Полезно ударное начало, разве что не слишком сложное, чтобы могли начать следить за Вашей аргументацией. Знать соотношение между письменным текстом и хронометражем своего повествования. И ориентироваться на меньшее время, на 2/3 предлагаемого. По крайней мере, до тех пор, пока экспериментально не будет доказано, что Ваш метроном работает иначе. Репетировать, особенно, пока не считаете себя мастером. Ограничения того, что было сказано Если говорить ближе к шаблонам классической риторики (в частности, выделение inventio, compositio, performatio – придумывание, расположение, исполнение), то я скорее говорил об исполнении, и чуть меньше – о расположении. Не было темы выбора модели: аргументация, метафора.. Я гораздо лучше знаком с теми жанрами, которые практикую я сам – лекция, реплика, значительно меньше - доклад. И это оказывает влияние на содержание моих советов. Все равно все очень индивидуально, и критерии успеха тоже индивидуальны. Все равно получится, как получится. Лучше делать лучше чем хуже, и не проигрывать на самой простой стадии – презентации своей работы. Возможные пособия по подготовке устного выступления: Основы научной речи. М., СПб., 2004. С. 184 – 221. (главы 5 и 6 – обучение устному профессиональному общению, культура диалога) Александров Д.Н. Риторика. Учебное пособие. М., 2002. С. 7 – 65. Далецкий Ч. Заговори, и я скажу, кто ты. М., 2003. А также: Уэстон Э. Аргументация. Десять уроков для начинающих авторов. М., 2005. Басовская Е.Н. Я иду на занятия. Стилистика и литературное редактирование. Рабочая тетрадь. М., 2004. Поварнин С.И. Искусство спора. М., 2003, 2009 (репринты издания: М., 1923). Несколько советов о программе MS Word (у меня – MS Office 2003 под Windows XP) Сохранения в разных форматах Режим исправлений Хитрости верстки Стили. Оглавления. Статистика удобочитаемости Предуведомление: кто все это знает – разумеется, пролистывайте! II. Почему говорится именно это? Дефициты Компетенции Задания Представление результатов исследования: технологии и идеология. Дефициты Понимание исследовательской работы как собственной деятельности: от выбора (интересной только себе) темы и до права не адаптировать (сложное, неструктурированное, длинное и т.п.) высказывание к чужим потребностям и способностям. в центре – стремление по максимуму избежать «отчетности» и контроля над собственной исследовательской / трансформаторской кухней (как правило, при сохранении желания социального одобрения и признания) Понимание исследовательской работы как «желания понравиться», сказать то, за что похвалят С этим приходится бороться не в «Представлении результатов исследования», а в работе с источником, на методологии Задание Презентация дипломного / диссертационного проекта Описание своей темы как отвечающей на личные запросы, на историографическую ситуацию, на вопросы сообщества Подгонка под формат и по возможности – под реальные запросы слушателей Представление результатов исследования: технологии и идеология. Компетенции. Частные Обратная связь при подготовке и исследовательского проекта в целом и презентации в частности Слушатели пришли квалифицировать Вас или узнавать новое, Вам надо информировать их, убедить или развлечь. Что они должны получить в результате знакомства с Вашим проектом? (что-то надо пообещать в самом начале) Фигуры «лояльного», «обобщенного» и «критического» слушателя. Композиция выступления или текста – концентрическая – анонс в первом предложении заголовке, саммари на первой странице. Ключевая компетенция – контроль над ходом презентации. Зрительный контакт, предусмотренные отступления или возможности перейти сразу к выводам, накопление и администрирование (в т.ч. неудобных) вопросов и т.п. Представление результатов исследования: технологии и идеология. Компетенции. Универсальные Рефлексия и мониторинг. Трезвое понимание того, каковы были цели участия в состоявшемся мероприятии, что получилось и что – нет. Видеть не то, что Вы хотели сделать, а то что получилось Что не = упиваться тем, что что-то не получилось Предварительное взвешивание высказывания: начиная говорить, надо знать, чем это должно кончиться. «У меня 11 реплик». Системный / проектный взгляд на сделанное (или только разрабатываемое) исследование В частности: умение различать тему и проблему; разные задачи, подчиненные общей цели; место в истории исследования проблемы и т.п. Ключевая социальная компетенция: Признавать право на, искать, предлагать и корректировать баланс между своими и чужими интересами и ожиданиями. Адаптация под уровень восприятия слушателей и тип их интереса В определении темы – воображение себе исследовательского сообщества, его (относительно) реальных интересов и т.п. Сохранение своего интереса к теме, уважения к удачным для себя методам работы и т.д. Социальный контракт – ценность (и что важнее – само значение!) высказывания (гуманитария) устанавливается в коммуникативном акте III. Исследователь – участник «социального контракта» Термин «социальный контракт» взят из Бут У.К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж.М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М., 2004. Соглашение, в которое автор любой научной работы безмолвно вступает со своими будущими читателями: «Я сделаю свою часть, если вы сделаете свою». Контракт означает, что надо делать не только то, что делается само собой, что «легко и приятно». Смысл - именно в преодолении себя, в том, что одна сторона контракта знает, что у другой тоже есть интересы. Обязательства автора: 1. Целостно исследует сюжет – не только то, что ему доступно, нравится и удобно для концепции. 2. (в той мере, в какой автор не справляется с 1). Исследование помещается в функциональный для читателя контекст. Ограничения, самоидентификация при помощи определенного методологического направления, школы. 3. Обязательство участия в командной работе. Пример: предлагая свой текст для квалификации, автор исходит из того, что достойные тексты читают. Но достойным будет только тот текст, который является результатом знакомства с другими достойными текстами. Квалификация и полезность удостоверяются не случайной, хоть бы и правильной, догадкой, а тем, что автор соблюдал правила научного сообщества по отношению к другим текстам и поэтому может надеяться на то же по отношению к себе. Поэтому же все так настаивают на формулировке проблемной темы, на проговаривании компонентов Введения (вплоть до предмета и объекта) и т.п. Цель грамотного «Введения» (каталожной карточки, рецензии на свою или чужую работу): экономия труда Вашего читателя. Две задачи: 1. Вам надо объяснить, что читатель Вашего текста найдет, а что он может даже и не искать. Поясняете, на что читателю следует обратить внимание, где искать произведенное Вами перемещение. А А’ 2. Вам в рамках общего разделения труда доверили некий сектор. Детализируйте алгоритм Вашей работы: что Вы считали непонятным и двусмысленным, на чем делали акцент, а что оставляли без внимания. Цель – чтобы читатель мог решить, нужно ли перепроверять за Вами работу с источниками и можно ли доверять Вашему обобщению. Что автор получает по социальному контракту? Только то, что его прочтут, и еще немножечко репутации. Репутации вне сообщества Его продолжают держать в корпорации и выделяют ему содержание, которое общество распределяет все равно корпоративно, если не через институции и государство, так через экспертов, которые присуждают гранты. Репутации внутри сообщества. Очень зависимо от статуса: к студенту отнесутся со снисхождением, но блестящую мысль сочтут плагиатом. У профессора больше кредит доверия, его будут читать дольше, но потом за глаза станут критиковать намного сильнее. Что еще получает исследователь по социальному контракту? Помимо мнения о нем коллег, он получает еще и собственное мнение о самом себе. Одна из ключевых характеристик – ради этого или стоит оставаться в профессии гуманитария, или стоит уходить. (поскольку (очень большими) деньгами гуманитарии не оперируют, они могут торговать только своим счастьем и ЧСД. Если гуманитарий еще и не счастлив, то совсем непонятно, зачем он в это пошел. Теория экзистенциальных эстафет: гуманитарий решает свои проблемы (самореализации, прежде всего) тем, что учит других людей решать свои экзистенциальные проблемы тем же способом, каким их решает он сам. Т.е. учить дальше. Однако – эта пирамида работает -) Даже идентичность исследователя является вопросом научного сообщества То, что Вы должны уметь предъявить по первому требованию (КБУ: поездка в лифте – «Я изучаю … , потому что хочу узнать … для того чтобы …»). Тема исследований возникает и определяется в ответ на (представляемые себе) ожидания сообщества: что ему интересно, какие у него дефициты, что оно в состоянии понять и оценить. Описание себя (как профессионала) возможно только в соотнесении с описаниями других, со словарем и грамматикой этих описаний и т.д. III. Какая антропология гуманитарияисследователя за этим стоит? «Ответственный субъект, участник социального контракта» 2) устанавливает свои, 3) ориентированные на других, 1) правила Субъективно у такого выбора есть очень серьезные издержки Проблематизируется лояльность По отношению к начальству – довольно быстро натыкается на «правила». По отношению к коллегам – не работает контракт «я не трогаю тебя за то, что ты не трогаешь меня». В практике гуманитариев на признании взаимного эскапизма, права заниматься «интересненьким» за очень маленькие деньги строится довольно много. Признается собственная ответственность По отношению к студентам – преподаватель не волен менять установленные правила игры. По отношению к коллегам – приходится интересоваться (за пределами собственной темы) их работой. Следовательно, это весьма трудоемко. Оправдано только по отношению к основной деятельности. Т.е. быть ответственным означает, прежде чем быть снисходительным, быть критическим – к другим и к себе. И это проявлять. Очень серьезный вопрос – насколько позволительно и эффективно не только руководствоваться этим как нормой, но и транслировать это (студентам, которые): не обязательно будут работать профессиональными интеллектуалами; не обязательно будут нуждаться в компетенции именно критического мышления. Но иначе не получается найти смысл, ни в правилах, которым подчиняешься и обучаешь подчиняться других, ни в самой деятельности, если представить себе возможность произвольного манипулирования с правилами. Сноска: сюжет о симуляции неизбежно возникает «Осознание» «По одну сторону прилавка»: 1. Осознавать свои цели. Хочешь стать благородной девицей (независимо от пола) с мало кому нужным дипломом? ОК, но тогда понимай, что благородной девицей делает не бумажка о кандидатской степени, а лекции и объем знаний. 2. Осознавать, в какого типа социальную игру ты играешь. Можно решить симулировать, но надо понимать трудность задачи. Абстрактным проверяющим ничего не надо (и настолько ли ничего, им же тоже надо симулировать свою работу того, что они что-то проверяют), или они настолько глупые, что вы их так легко проведете? Проблема ассиметрии - предъявления к другим требований, которым сами удовлетворять не собираетесь. Кто сильный, тот и прав? Оказывается, что это вопрос Вашего выбора, и, в общем, часто именно того выбора, который и побудил уйти от этой системы в гуманитарное знание или в науку вообще. «По другую сторону прилавка»: Стратегически выбрав симуляцию (пренебрежение другими) как основную стратегии жизни в научном сообществе, лишаешься критериев для (корректировки) оценки собственной работы и успеха. Ограничения Естественно, трансляция и освоение этой позиции не достигается ни за лекцию, ни за курс. Просто показать модель. Отдаю себе отчет в том, что все вышесказанное было не про науку, не про отношение к реальности и истине. Довольно разные основания: 1. 2. 3. Гуманитарное знание – не наука. Вполне уважаемая практика, но, с моей точки зрения, другая (www.aperlov.narod.ru/gumzna.htm). Принципиальна для этого вида практики именно специфика (интер)субъективности, отношения с людьми, а не с истиной - реальностью. Наука – тоже в первую очередь коммуникативная практика, и только во вторую – корреспондентная. Как устроено (мое как сотрудника, преподавателя или исследователя) время? За что мне платят – за две статьи в год, за аудиторное преподавание и дипломное руководство, или за хорошее самочувствие при общении с людьми? ИМХО, целесообразно говорить, что исследовательская деятельность осуществляется в четырех горизонтах: 1. 2. 3. 4. «Истина». Изучить / описать то, что на самом деле «Самореализация», «творчество». «Экономия сил». «Конвенция / сообщество» Я совсем не собираюсь расставлять приоритеты между этими горизонтами для всех случае и для всех коллег. Я лишь хочу предположить, что эта расстановка приоритетов должна осуществляться сознательно. И показать тот аппарат, при помощи которого я об этом думаю – чтобы свои размышления скорректировать, сопоставить с чужим опытом, подтолкнуть к составлению собственных моделей Примеры вопросов для обсуждения Удачно ли опознаны / названы выше характеристики антропологии исследователягуманитария, в каких проекциях они получают практическое значение? До какой меры при преподавании определенных технических или содержательных навыков надо видеть антропологическую модель и прочую философию? Что в этой позиции от социального вызова, который бросает современная ситуация университетской модели: то, что исследовательскими имеет право остаться очень маленькое число ВУЗов, а остальные должны обучать 12-15 классы школы? … Иметь наготове слайд с тем, что моя лекция дает слушателям Технические советы, что включать в свое выступление и как его организовывать Проблематизацию лекции про устное выступление как преподавательское высказывание, пример технологии продумывания лекции Проблематизацию мотиваций (гуманитарного) преподавания / исследования и аппарата проговаривания и обдумывания этих мотиваций

Весь проект маркетингового исследования предоставляется руководству фирмы-клиента. Эта презентация поможет ему понять и принять письменный отчет, На презентации руководство фирмы может задать любые возникшие у него вопросы. Поскольку у многих руководителей первое и последнее впечатление о проекте складывается на основе презентации, ее важность нельзя переоценить.

Залог эффективной презентации -- тщательная подготовка. Текст выступления или его подробный конспект должен соответствовать логике письменного отчета. Презентацию надо готовить с учетом аудитории. Нужно определить заинтересованных лиц, участников и просто слушателей проекта, а также попытаться выяснить, в какой степени их могут затронуть результаты выполненного проекта. Перед выступлением следует несколько раз прорепетировать.

Таблицы и графики необходимо показывать разными способами. Доски для написания мелом или фломастером позволяют проводить необходимые вычисления. Они особенно полезны при ответах на специальные вопросы. Магнитные и картонные доски позволяют быстро представить заблаговременно подготовленный материал. Перевернутые на обратную сторону листы с диаграммами, установленные на подставке, используются как чистые листы для написания необходимой информации. С помошью проекционной аппаратуры можно представить простые графики, а также сложные схемы, последовательно выводя их на экран. Существует несколько компьютерных программ для получения привлекательных слайдов. Цветные плакаты, слайды, видеомагнитофоны и проекционные аппараты особенно эффективны при представлении результатов работы фокус-групп и других аспектов полевых работ. Можно также использовать подсоединенные к персональным компьютерам компьютерные проекционные аппараты, которые проектируют изображение монитора на экран.

Во время презентации важно поддерживать тесное общение с аудиторией. Необходимо обеспечить присутствующим возможность задавать вопросы как во время, так и после презентации. Презентация должна быть интересной и убедительной с использованием подходящих историй, случаев, примеров из жизни и цитат.

Стараться избегать слов как: "э-э", "вызнаете", "ладно". Принцип "говорите им" (“tell them” principle) эффективен для проведения презентации. Он гласит: говорите (рассказывайте) слушателям то, что вы намерены сказать им; говорите для них и говорите им то, что вы уже говорили.

Другое полезное правило заключается в следовании принципу KISS them, который гласит: "Держись просто и открыто".

При чтении доклада следует применять жестикуляцию. Наглядные жесты уточняют или усиливают устную передачу информации. Выразительные (эмфатические) жесты используют, чтобы подчеркнуть сказанное. Суггестивные жесты -- символы идей и эмоций. Побудительные жесты вызывают у аудитории желательный для докладчика отклик. Докладчику рекомендуется менять громкость голоса, тембр и артикуляцию. Презентацию нужно закончить сильной концовкой. Чтобы подчеркнуть важность презентации, ее необходимо устраивать в организации клиента при руководителях самого высокого уровня.

Фирма Elric & Lavidge выполнила исследовательский проект, чтобы определить относительную эффективность рекламы фирмы-клиента на телевидении, в печати и радио. Кроме того, оценивалась эффективность 10 телевизионных рекламных роликов, рекламных объявлений по радио и в печати. Учитывая структуру проекта, при сообщении полученных результатов особенно важна устная презентация доклада. В дополнение к проекционному аппарату и диапроектору использовали видеомагнитофон (для показа телевизионных рекламных роликов), магнитофон (для представления рекламных объявлений по радио) и доску (для показа печатных рекламных объявлений). Презентацию устроили на одном из ежемесячных совещаний корпорации для ее высших должностных лиц, в число которых входили президент корпорации, все вице-президенты и все заместители вице-президентов.

После презентации топ-менеджерам фирмы-заказчику дается время для детального ознакомления с отчетом. При чтении отчета предлагается следовать некоторым общим правилам.