13.06.2019

Заказ на проектирование. Сравнительная характеристика моделей



Ан-225 «Мрия» самый большой самолёт в мире, который когда-либо поднимался в воздух («мрия» с украинского «мечта»). Максимальная подъемная масса самолета 640 тонн. Воздушное судно Ан-225 построили специально для транспортировки советского многоразового космического корабля «Буран». Самолет был выпущен в единственном экземпляре.


Проект самолёта был разработан в СССР и построен на Киевском механическом заводе в 1988 году.
«Ан-225» установил мировой рекорд грузоподъемности. 22 марта 1988 года самолёт поднялся в воздух с грузом 156,3 тонны и побил 110 авиационных рекордов.


За все время эксплуатации самолет налетал 3740 часов. Если считать среднюю скорость самолета 500 км/ч, время взлета и посадки, выходит примерно 1 870 000 километров или 46 вокруг Земли по экватору.


Габариты Ан-225 поражают: длинна – 84 метра, высота -18 метров.


На фото наглядный пример самолет Ан-225 и Боинг-747.
Если сравнивать самый большой Боинг-747-800, то самолёт Ан-225 длиннее на 8 метров, а размер крыльев на 20 метров.


Не все аэропорты могут припарковать у себя такого гиганта, в таких случаях воздушное судно стоит прямо на запасной взлетно-посадочной полосе.


Размах крыла 88,4 метра. В мире есть один самолет, который превосходит Ан-225 по размаху крыла, это Hughes H-4 Hercules поднимался в воздух один раз в 1947 году.


На Самолете Ан-225 были предусмотрены крепления снаружи для транспортировки крупногабаритных грузов, например космический корабль «Буран» и блоки ракеты-носителя «Энергия». Грузу закрепляются наверху самолета.


Закрепленные наверху грузы могли создавать спутные струи, что потребовало установить хвостовое оперение двухкилевым, чтобы избежать аэродинамического затенения.


На самолете установлены шесть двигателей Д-18Т, при взлете каждый развивает тягу 23,4 тонны.


Каждый двигатель при взлете развивает мощность 12500 л.с.


Двигатель Д-18Т самолёта Ан-225 «Мрия», также устанавливается на Ан-124 «Руслан». Вес двигателя 4 тонны, а высота 3 метра.


Полный объем топливных баков 365 тонн. Самолет может пролететь 15 тысяч километров и находиться в воздухе 18 часов.


На заправку такого гиганта уходит от 2 до 36 часов, все зависит от объема заправщиков (от 5 до 50 тонн).


Расход топлива 15,9 тонн в час (крейсерский режим полета). При полной загрузке, самолет может находиться в воздухе без дозаправки не больше 2 часов.


Шасси состоит из 16 стоек, на каждой стойке 2 колеса, итого 32 колеса.


90 посадок, это ресурс всех колес, после чего их нужно менять. Колеса производят в Ярославле, цена одного колеса около 30 тысяч рублей.


Размер колес: на главной стойке 1270 х 510 мм, на передней 1120 х 450 мм. Давление колес 12 атмосфер.


Ан-255 с 2001 года выполняет коммерческие перевозки.


Грузовая кабина: длинна-43 метра, ширина-6,4 метра, высота-4,4 метра.
Грузовая кабина полностью герметична, это позволяет перевозить любые виды грузов. Что можно вместить в самолет, например: 80 легковых автомобилей, 16 контейнеров или грузовики гиганты «БелАЗ».


Грузовой отсек открывается поднятием носовой части вверх.


Требуется 10 минут, чтобы открыть доступ к грузовому отсеку.


Шасси подгибаются под себя, передняя часть самолета опускается вниз на специальные опоры.


Вспомогательная опара.


Пульт управления «система опускания» воздушного судна.


Данный вид загрузки имеет ряд преимуществ перед Боингом 747, у которого загрузка производится в боковой части фюзеляжа.


Самолёт Ан-225 перевозит грузы: коммерческие 247 тонн (в 4 раза больше чем Boeing-747), а рекорд грузоподъёмности 2538 тонны. В 2010 году был доставлен самый длинный груз в авиаперевозках, 2 лопасти ветряка по 42.1 м.


В целях безопасности полета, грузы размещаются строго по инструкции, соблюдая центр тяжести, после чего второй пилот проверяет правильность размещения груза и докладывает командиру.


Самолет оснащен собственным погрузчиком из 4 подъемников, каждый поднимает по 5 тонн. Полы оборудованы двумя лебедками, для погрузки несамоходных грузов.


Услугами самого большого воздушного судна пользуются во всем мире, например: сейчас нужно перевести 170 тонн груза французской машиностроительной компании из Цюриха в Бахрейн. Потребуется дозаправка в Афинах и Каире.


Турбинный ротор компании «Alston» для производства электричества.


Буксировка самолета Ан-225 «Мрия»


Очень большой вес самолета оставляет такие следы на асфальте.


Технический отсек, находится в задний части кабины экипажа. Здесь много различных систем, но их работу контролируют 34 бортовых компьютера, вмешательства человека сводится к минимуму.


Экипаж самолета Ан-225 из шести человек: командира самолета, второй пилот, штурман, старший бортинженер, бортинженер по авиационному оборудованию, бортрадист.


Штурвал, им управляют самым большим самолетом в мире.


Для взлета пустого самолёта, достаточно 2400 метров взлетной полосы. Если самолет полностью загружен, требуется взлетная полоса 3500 метров.


Прогрев двигателя перед взлетом занимает 10 минут, что обеспечивает максимальную тягу.


Скорость взлета и посадки зависит от массы самолета (с грузом и без) и составляет от 240 до 280 км/ч.


Самолёт набирает высоту со скорость 560 км/ч.


После наборы высоты более 7 тысяч метров, скорость увеличивается до 675 км/ч и дальше растет, судно набирает высоту до эшелона полета.


Крейсерская скорость составляет 850 км/ч. Скорость рассчитывается с учетом перевозимого груза и дальности полета.


Приборная доска летчиков (средняя панель).


Приборная доска старшего бортинженера.


Приборы для контроля работы двигателей.


Штурман.


Бортинженер.


Капитан корабля и второй пилот.


Посадка на скорости 295 км/ч, торможение шасси происходит на скорости 145 км/ч и до самой остановки самолета.


Ресурс самолета: 25 лет, 8 тысяч летных часов, 2 тысячи взлетов и посадок. Самолет выработал срок службы в 2013 году и был направлен на тщательное исследование и ремонт, после чего срок службы увеличится до 45 лет.


Услугами перевозки самого большого самолета Ан-225 «Мрия» очень дорогие. Воздушное судно заказывают, когда нужно перевести очень тяжелые и длинные грузы, только если перевозка по земле и воде невозможна. В компании хотят сделать второй такой самолет, но это только разговоры. Стоимость постройки второго самолета Ан-225 около 90 миллионов долларов, с учетом всех испытаний увеличивается до $120 млн.


Самый большой самолет в мире Ан-225 принадлежит компании «Antonov Airlines».

Такой гигантский транспортный самолёт с символическим названием «Мрия» был разработан в СССР прежде всего для доставки воздушным путём космических челноков «Буран» и частей ракеты-носителя «Энергия» на космодром запуска.

Громадные размеры челнока и элементов носителя делали невозможным размещение их внутри самолёта и конструкторы нашли грамотное решение – разместили крепления для них снаружи, изменив конструкцию хвостового оперения. Так родился воздушный гигант .

История создания Ан 225 «Мрия»

В 1984 году на совещании в ЦК КПСС установили жёсткие сроки для проектирования и создания самого крупного в мире транспортного самолёта. Они были настолько краткими, что пришлось подключать к работе над проектом конструкторов, учёных, военных, пилотов, технологов и рабочих со всех республик бывшего СССР.

Ан 225 «Мрия»

Главным конструктором воздушного гиганта стал В.И. Толмачёв и под его грамотным управлением в Киеве началась работа над проектом и сборка самолёта. Запорожский моторостроительный завод разрабатывал и изготовлял двигатели Д-18, в Ташкенте выпускали центроплан и консоли, силовые части корпуса изготавливали в Ульяновске, московский завод производил оборудование управления самолётом, в Нижнем Новгороде собирали шасси, а воронежские специалисты занимались покраской планера.

Короткие сроки изготовления обуславливались и тем, что большинство частей планера, управления и узлов самолёта унифицированы с такими же узлами и агрегатами, которые уже использовались на Ан 124 «Руслан» . И уже в конце 1988 года 21 декабря, только что собранный гигантский транспортный самолёт оторвался от полосы и выполнил пробный полёт.

Ан 225 и «Буран»

Характеристики Ан 225

По своей аэродинамической компоновке – это самолёт с высокорасположенным крылом стреловидной формы и широко разнесённым двухкилевым оперением. Силовая установка состоит из шести двигателей, размещённых на пилонах под крылом по по обе стороны фюзеляжа. Шасси трёхопорное с четырёхколёсной носовой стойкой и семиколёсными парами по каждому борту.

Машина имеет удобную для погрузки носовую часть, которая поднимается вверх и впечатляющие размеры грузовой кабины, длина которой равна 43 метрам, высота и ширина соответственно 4,4 и 6,4 метра. В таком объёме можно разместить до 80 легковых автомобилей или 16 стандартных контейнеров, большегрузные самосвалы Коматцу, Юклид и БелАз.

Технические данные Ан 225 следующие:

  • Площадь крыла – 905 м 2
  • Размах крыла – 88,4 м
  • Длина самолёта – 84 м
  • Вес пустого самолёта – 250 т
  • Максимальный взлётный вес – 600 т
  • Запас топлива – 300 т
  • Скорость крейсерского режима – 850 км/ч
  • Наибольшая дальность – 15600 км
  • Потолок – 11 тыс. м
  • Экипаж – 7 чел

Этот гигантский транспортный самолёт сделан полностью в одном экземпляре и принадлежит авиационной компании «Авиалинии Антонова» и является на данный момент востребованным транспортным самолётом для перевозки длинномерных грузов и моногрузов с весом до 250 тонн.

Ещё один борт со времён Советского Союза остался недостроенным, у него есть фюзеляж, крыло и центроплан, но в связи с очередным украинским майданом финансирование прекратилось. Второй экземпляр готов лишь на 70% и ждёт своего заказчика.

Ан 225 и «Буран»

Не загруженный вылетел с украинского аэродрома в Гостомеле 10 мая 2015 года в Чехию. В аэропорту Праги воздушный гигант загрузили генератором для электростанции общим весом 130 тонн. Выполнив по пути посадки в Туркмении, Индии и Малайзии направился на австралийский континент. Вылетевший из Малайзии борт исчез с экранов локаторов. За полчаса до расчётного времени прибытия в аэропорт Перт на связь не вышел.

Как позже выяснилось, вылет задержался на два часа и пропавший самолёт благополучно приземлился в 11.50 по местному времени на аэродроме посадки Перт.

Транспортный самолёт запечатлён на украинской монете из серебра достоинством в 20 гривен.

Свыше 250 мировых рекордов зарегистрировано на «Мрия», из них большинство мировых достижений воздушный гигант установил по грузоподъёмности. В марте 89 года самолёт взлетел с грузом 156,3 т. за один раз перекрыв сразу 110 мировых рекорда, а в августе 2004 года перевозит из столицы Чехии в Туркмению оборудование, суммарный вес которого составляет 250 тонн.

Впервые в истории перевозок по воздуху 10 июня 2010 года доставлен самый длиномерный груз – это две лопасти ветрового устройства, каждая длинною по 42,1 метра.

В настоящее время существует огромное количество самолетов, отличающихся особыми характеристиками. Эти уникальные машины создаются в основном для реализации особых проектов или для испытания работоспособности инновационных конструкций и нестандартных технических разработок. Большое количество подобных летательных аппаратов в итоге не получает серийного производства. К числу таких воздушных судов относится и знаменитый Ан-225. Многих интересуют технические характеристики самолета Мрия Ан-225. Известно, что данная модель конструировалась для грузоподъемных перевозок особой сложности . На настоящий до конца построена только одна модель данного самолета. Примечательно, что Ан-225 все еще используется людьми, не переставая удивлять экспертов своей мощностью и размерами.

Первоначально планировалось создание двух самолетов модели «Мрия», но до конца была достроена только одна машина. Второй лайнер готов примерно на 70% и может быть завершен в любое время, но при условии обеспечения хорошей финансовой поддержки, на которую способны далеко не все инвесторы.

Ан-225 поражает своей мощностью и размерами

Несмотря на кажущуюся масштабность проекта, на его создание и реализацию ушло совсем мало времени. Первые чертежи появились в 1985 году , и спустя три года самолет уже был построен.

Как же удалось завершить работу по созданию нового летательного аппарата в такие сжатые сроки? Это достаточно легко объяснить. Самолет Ан-225 технические характеристики имеет почти такие же, что и Ан-124 «Руслан» , потому что «Мрию» создавали на его базе.

Сравнительная характеристика моделей

  1. Фюзеляж лайнера Ан-225 несколько длиннее, чем у его предшественника, но при этом он имеет такие же поперечные габариты.
  2. Каждое крыло «Мрии» выполнено на основе той же конструкции, что и крылья «Руслана», но при этом имеет дополнительные секции. За счет этого увеличился общий размах и площадь крыльев Ан-225.
  3. Шасси «Мрии» имеет семь стоек, а шасси «Руслана» – пять.
  4. Самолет Ан-225 получил пару дополнительных двигателей и видоизмененный грузовой отсек.

Существуют также другие сходства и отличия между «Мрией» и «Русланом». Но необходимо отметить, что улучшенные характеристики Ан-225 позволяют ему справляться с решением более сложных задач.

Из-за большого количества сходств между двумя моделями самолетов, многие задаются вопросом: какой самолет больше Мрия или Руслан? Оба авиалайнера отличаются громадными размерами . В некоторых источниках их даже называют воздушными тяжеловесами без будущего, так как производство этих машин требует больших капиталовложений и грамотной организации строительства. По факту можно сказать, что Мрия несколько больше своего предшественника, но Руслан заслуживает звание самого большого в мире серийного воздушного судна .

Ан-225 всегда справлялся с решением разных трудновыполнимых задач

Предназначение и функционал Ан-225

Планировалась полномасштабная эксплуатация воздушного судна для реализации целей космической отрасли СССР . Грузоподъемность самолета Мрия позволила организовать особую транспортную систему, способную обеспечить транспортировку грузов, отличающихся немалыми размерами и весом. В число таких грузов вошли части космического корабля «Буран» и ракеты «Энергия» . Необходима была организация надежной транспортировки этих грузов с той точки, где они производились до пункта завершения сборки. Мрии для этого требовалось преодолеть расстояние от центральных районов СССР до Казахстана, где как раз расположился космодром Байконур.

Мрия также должен был служить нуждам народного хозяйства. Стоит подчеркнуть, что Мрия даже сейчас выполняет транспортировку негабаритных грузов на дальние дистанции.

Первая демонстрация самолета широкой публике произошла в феврале 1989 года. А уже весной Мрия совершил беспосадочный перелет из Байконура в Киев, осуществив транспортировку «Бурана», весил который 60 тонн . Чуть позже авиалайнер был отправлен с тем же грузом в парижский авиасалон, где стал сенсацией. Летательный аппарат установил более 200 мировых рекордов , связанных с перевозками тяжеловесного и крупногабаритного груза.

Перед Мрией всегда стояло много благородных целей, связанных с реализацией космических проектов, но он также используется для выполнения более общих задач:

  • осуществления грузоперевозок широкого назначения;
  • беспосадочных грузоперевозок внутри континента;
  • транспортировки грузов между континентами;
  • грузоперевозки на внешней подвеске;
  • используется для организации воздушного старта космических аппаратов.

Лайнер выполнил огромное количество рейсов и справился с транспортировкой очень сложных грузов. Большую часть операций, произведенных самолетом, можно назвать уникальными. С большинством из них за всю историю авиации не смог справиться ни один другой авиалайнер.

Ан-225 был модернизирован в 2009 году, за счет чего срок его службы несколько увеличился.

Модернизация пошла Ан-225 на пользу

Технические показатели самолета «Мрия»

Чтобы точно ответить, сколько весит самолет Мрия, следует больно подробно познакомиться с его основными техническими данными. Размах крыла авиалайнера составляет 88,4 метра, длина – 84 метра, а высота – 18,2 метра. Пустой Ан-225 весит 250 тыс. кг. Максимальная взлетная масса самолета равняется 600 тыс. кг. Масса топлива составляет 300 тыс. кг. Шесть двигателей ТРДД Д имеют общую массу , равную 18 тоннам. Удельный расход горючего колеблется от 0,57 до 0,63 кг/кгс ч. Лайнер достигает крейсерской скорости , равной 850 км/ч. Практическая дальность самолета равняется 15 600 км. Дальность действия – 4 500 км. В самолете может находиться 6 человек экипажа . Мрии составляет 250 – 450 тыс. кг.

Авиалайнер Ан-225 «Мрия», фото которого расположены ниже, представляет собой самый тяжёлый по грузоподъёмности самолет из всех, которые когда-нибудь взлетали в воздух. Наибольший его взлётный вес равняется 640 тоннам. Создание модели было связано с необходимостью строительства воздушной транспортной системы для нужд проекта многоразового советского космического корабля «Буран». Нельзя не отметить тот факт, что на данный момент это существует всего лишь в одном экземпляре. Обо всём этом более подробно и пойдёт речь далее.

Заказ на проектирование

В средине 1988 года правительство Советского Союза поручило Конструкторскому бюро имени Антонова разработать проект и построить новый самолёт. Главным требованием, которое к нему выдвигалось, была возможность перевозить космический корабль «Буран». Кроме этого, воздушное судно планировалось использовать в такой сфере деятельности, как транспортная авиация, где бы за счёт него осуществлялись перевозки крупногабаритного оборудования для нефтяной, строительной и

Предшественник

Помимо всех остальных требований, перед конструкторами стояла задача как можно сильнее удешевить стоимость нового авиалайнера. Кроме этого, необходимо было максимально сократить сроки его строительства. В связи с этим ими было принято решение взять за основу конструкцию, а также основные агрегаты и узлы у другой крупной модели - АН-124 «Руслан». Следует отметить, что на тот момент она уверенно возглавляла рейтинг «Лучшие самолеты Украины» (фото судна приведено ниже).

Свой первый полёт совершил в конце 1982 года. Его транспортные характеристики были одними из наилучших на планете. Ярким доказательством того стал тот факт, что после появления «Руслана» некоторые мировые космические компании начали активно дорабатывать свои воздушные транспортные судна. Это касается и американцев, которые в срочном порядке принялись совершенствовать свой проект «Локхид» - С-5А «Гэлэкси».

Предварительные проработки показывали, что этот тяжелый транспортный самолет по такому показателю, как грузоподъёмность, способен был перевозить составные элементы не только системы «Буран», но даже кислородный и водородный баки ракеты «Энергия» в состыкованном виде. С другой стороны, из-за его хвостового однокилевого оперения внешняя перевозка длинномерных грузов стала невозможной.

Ключевые изменения

Конструкторы изменили для «Мрии» конструкцию крыльев. В связи с добавлением дополнительных секций по центру увеличился их размах. Конструкция креплений для крыльев на пилонах осталась прежней, однако их количество выросло до шести. Если размер поперечного сечения фюзеляжа, по сравнению с предыдущей модификацией, остался прежним, то общая длина корпуса увеличилась. С целью уменьшения веса было принято решение о ликвидации грузового заднего люка со всеми приспособлениями, предназначенными для осуществления погрузки и разгрузки. Для доступа в грузовое отделение носовая часть лайнера поднимается. В общей сложности на открытие или закрытие рампы требуется около десяти минут. На модели «Руслан» устанавливались пять отдельных стоек с парными колёсами, которые были основной опорой для шасси, в Ан-225 их число повысилось до семи. Хвостовое оперенье для возможности перевозки грузов за пределами кузова было выполнено двухкилевым.

Презентация

Самолет Ан-225 «Мрия» был представлен советской общественности генеральным конструктором бюро имени Антонова, П. В. Балабуевым, 30 ноября 1988 года. Тогда же инженеры впервые выкатили авиалайнер из сборочного цеха. Через несколько дней машина выполнила свои первые манёвры на аэродроме завода, а именно пробежки на скорости до 200 км/ч, развороты и подъёмы шасси. 1 февраля 1989 года в аэропорту «Борисполь» он впервые был показан зарубежным экспертам и журналистам.

Первый взлёт

Изначально конструкторы планировали совершить дебютный взлёт в воздух 20 декабря 1988 года. Однако по причине плохих погодных условий (сильный ветер и низкая облачность) это мероприятие было отложено. Аналогичной была ситуация и на следующий день. Несмотря на это, после разбега в 950 метров, судно легко оторвалось от земли и начало набирать высоту. Первый полёт лайнера длился 1 час и 14 минут. Главное, что хотели определить во время него конструкторы Ан-225 «Мрия» - характеристики системы управления судном, а также правильность и надёжность функционирования бортового оборудования. Кроме этого, инженерам необходимо было уточнить аэродинамические поправки машины. По результатам полёта они пришли к выводу, что все системы и узлы работают в полном соответствии с расчетными данными. 28 декабря 1988 года лайнер выполнил ещё один контрольный полёт.

Рекорды

На 22 марта 1989 года был намечен очень необычный рейс самолёта «Мрия» (Ан-225). лайнера давали все предпосылки к тому, чтобы побить несколько мировых рекордов. В подготовке к этому событию активное участие принимали многие специалисты - испытатели, конструкторы, техники, инженеры и пилоты. После комиссионного взвешивания груза, масса которого составила 156,3 тонны, заливные горловины топливных баков были опломбированы. Далее судно без проблем взлетело в воздух, а через 45 минут после этого успешно приземлилось. За этот короткий промежуток времени Ан-225 «Мрия» побил 110 рекордов мира. Предыдущее достижение американского «Боинга 747-400» в таком показателе, как максимальная взлётная масса, было превышено на целых 104 тонны. Отзывы экспертов свидетельствовали о том, что Ан-225 ждёт большое и светлое будущее.

Выполнение главной цели

Как бы там ни было, установка мировых рекордов была далеко не основной целью при строительстве новинки. Как уже было отмечено выше, перед самолётом ставилась цель внешней перевозки космического комплекса «Буран». Свой первый рейс с таким грузом на «спине» лайнер совершил 13 мая 1989 года, когда доставил его на космодром «Байконур». Экипажу, возглавляемому А. Галуненком, удалось проверить управляемость судна с «Бураном» на борту, а также замерить топливное потребление и скорость лёта в различных условиях. Через десять дней после этого самолёт осуществил беспересадочный перелёт по маршруту «Байконур-Киев». Дистанция в 2700 километров в этом случае была преодолена за 4 часа и 25 минут. Фото самого большого самолета на планете с «Бураном» на борту приведено ниже.

Первый коммерческий рейс

Свой дебютный коммерческий полёт Ан-225 произвёл в мае 1990 года. Тогда авиалайнер перевёз специальный трактор «Т-800» (его вес составлял более 100 тонн) из Челябинска в Якутию. После того как он приземлился на аэродроме, моментально попал в окружение восторжённой толпы. Следует отметить, что данная экспедиция стала далеко не случайной. Она имела огромное значение не столько для народного хозяйства страны, сколько несла в себе цель проведения проверки транспортных способностей самолёта в таких сложных условиях, как в Заполярье. По результатам конструкторами был проведён целый ряд полезных исследований и сделаны ценные выводы.

Основные характеристики

Одни из главных достоинств самолета «Мрия» (Ан-225) - технические характеристики и лётные данные. Лайнер оборудован шестью которые называются Д-18Т. Вес каждого из них превышает отметку в четыре тонны. Суммарная их тяга равняется 1377 кН, что является небывалой до этого величиной. Во время взлёта каждый из них развивает мощность, которая составляет 12 500 лошадиных сил. Размах крыла у этого воздушного судна составляет 88,4 метра, в то время как площадь - 905 метров квадратных. Что касается габаритов, то его длина и высота равняется 84 и 18,1 метра соответственно.

Крейсерская скорость Ан-225 установлена на отметке 850 км/ч. При условии полной заправки топливных баков судно способно преодолевать 15 тысяч километров в пустом состоянии и 4,5 тысячи километров с максимальной загрузкой. Полезная нагрузка авиалайнера равняется 250 тоннам. При этом он способен осуществлять перелёты на высоте до 11 тысяч метров. Что касается требований к взлётно-посадочной полосе, то ее минимальная длина должна составлять 3 километра. Топливное потребление машины составляет почти 16 тонн в час (при условии эксплуатации на крейсерской скорости и с полной загрузкой).

Возможности

Воздушное судно способно осуществлять беспересадочные внутриконтинентальные перевозки грузов, вес которых составляет до 200 тонн, а также межконтинентальную транспортировку грузов весом до 150 тонн. Снаружи на фюзеляже самолётом можно перевозить крупногабаритные элементы, которые весят до 200 тонн. Грузовая кабина у Ан-225 является довольно вместительной. В частности, внутри фюзеляжа без проблем разместятся 16 авиационных универсальных контейнеров УАК-10 (по 10 тонн), 50 легковых машин либо моногрузы весом до 200 тонн (самосвалы, генераторы, турбины и прочее). Для осуществления погрузки и выгрузки модель оборудована целым комплексом, в состав которого входят четыре подъёмных механизма грузоподъёмностью по пять тонн. Помимо этого, конструкторы судна предусмотрели две лебёдки.

Экипаж

Управление самолетом Ан-225 «Мрия» осуществляется экипажем, в состав которого входят шесть человек. Для того чтоб облегчить доступ в кабину, кресла первого и второго пилотов оборудованы целой системой регулировок и способны вращаться. Сзади за ними находится рабочее место специалиста по навигации и связи. Справа в кабине расположены сидения бортовых инженеров. Следует отметить, что внутри авиалайнера предусмотрено помещение для резервного экипажа. В главной кабине в общей сложности оборудовано шесть мест, а во вспомогательной - двенадцать. Для того чтоб стать командиром экипажа этой машины, пилот должен иметь стаж руководства моделью Ан-124 «Руслан», составляющий не менее пяти лет.

Авионика

В авионику модели Ан-225 «Мрия» входит автоматическая система контроля характеристик полёта, а также дисплей с динамической картой. При этом электронные мониторы, которые предназначены для электронного контроля, здесь отсутствуют. Носовой отсек разбит на две диэлектрические зоны. Они предназначены для обеспечения защиты радара наземной навигации, а также радиолокационной системы переднего обзора. В роли резервных приборов здесь выступают указатель высоты и авиагоризонт. Кроме этого, в кабине есть указатель положения топливных рычагов, индикаторы тяги силовых установок, датчики отклонения взлётно-посадочных устройств и рулевых поверхностей.

Возрождение

После того как распался Советский Союз, крупнейший в мире самолёт оказался никому не нужным. В 1994 году его полёты были прекращены. Более того, двигатели и прочее оборудование с него вообще были сняты с целью дальнейшего применения в «Русланах». Как бы там ни было, с каждым годом всё больше ощущалась потребность реанимации проекта под названием «Мрия»: большие самолёты от других ведущих мировых производителей неспособны были справиться с теми заданиями, которые были под силу только модели Ан-225. Как результат, конструкторы доработали лайнер с целью обеспечения его соответствия существующим стандартам в гражданской авиации.

7 мая 2001 года считается вторым днём рождения «Мрии». Именно тогда, после ряда пробежек, разворотов и испытаний, лайнер опять поднялся в воздух. На его борту было нанесено обозначение UR-82060, а экипаж возглавил лётчик А. В. Галуненко. Машина провела около пятнадцати минут в воздухе, после чего благополучно приземлилась. 23 мая 2011 года судно получило все необходимые сертификаты, в том числе и международные. Это позволяет использовать его для коммерческих перевозок грузов.

Второй экземпляр

С самого начала строительства самолета Ан-225 «Мрия» планировалось создание двух его экземпляров. Несмотря на это, вторая машина достроена так и не была. Причиной этого стало отсутствие должного финансирования проекта. В настоящее время она находится на территории завода имени Антонова. Специалисты оценивают общую степень её готовности в 70 процентов. Если конкретнее, то еще с советских времён остался фюзеляж, одно крыло и центроплан. По словам конструкторов, достроить эту машину вполне реально, однако на это требуется денежная сумма, составляющая около 150 миллионов американских долларов. Это возможно лишь при появлении заказчика или спонсора.

Некоторые особенности самолета «Мрия»

С целью обеспечения безопасности при полёте центр тяжести у этого авиалайнера с грузом необходимо размещать по длине в определённых пределах. В связи с этим погрузка осуществляется в соответствии с инструкцией. Проверка правильности этого процесса входит в обязанность второго пилота. Водило от других производителей для транспортировки этого судна использовать невозможно, поэтому на его борту перевозится собственный экземпляр этого устройства. Это тяжелый транспортный самолет, из-за огромного веса машины на асфальте всегда остаются следы от шасси. При этом стоимость одной их шины стартует с отметки в одну тысячу американских долларов.

Cверхтяжелый транспортный самолет Ан-225 «Мрия» был спроектирован, разработан и построен по заказу Главкосмоса СССР для обеспечения выполнения космических программ в части перевозки крупногабаритных грузов, а именно многоцелевых орбитальных кораблей «Буран» и частей ракетного комплекса «Энергия». Воздушный корабль мог использоваться и для других целей, как военных, так и народнохозяйственных. Способ укладки груза применялся комбинированный, возможен вариант погрузки как в грузовой отсек, так и креплением сверху.


Создание самолета

Работы по проектированию транспортного воздушного судна производились с 1985 г. Времени на создание «транспортника» понадобилось всего 3 с половиной года. Так произошло, благодаря применению унифицированных агрегатов и механизмов с самолета Ан-124. К 1 декабря 1988 г. на авиационном заводе г. Киева была завершена окончательная сборка образца самолета для проведения испытаний, и через три недели Ан-225 впервые поднялся в воздух.

Установление рекордов

Знаменательным событием стал фиксированный полет, состоявшийся 22 марта 1989 г. Ан-225 «Мрия» в одном полете с предельном взлётным весом свыше 500 тонн, за 3.5 часа побил 106 мировых рекордов для аппаратов данного типа. Вот основные из них:

Предельная скорость по замкнутому маршруту дальностью 2000 км с грузом 155 т - 815,09 км/ч
Предельная высота полета с грузом 155 т - 12430 м
Предельная масса самолета с грузом на высоте 2000 м – 508, 2 тн.
13 мая 1989 г. «Мрия» доставила ВКС «Буран» из г. Жуковский на космодром Байконур.
Демонстрационные полеты на авиасалонах
В июне 1989 г спецкомплекс, который состоял из самолета (б/н CCCP-82060) и космического челнока, был представлен на авиашоу в Париже. Осенью 1990 г. Ан-225 «Мрия» осуществил выставочный полет на авиасалоне в английском Фарнборо, а в 1991 «транспортник» снова «отметился» в Ле-Бурже. В конце лета 1993 г на авиавыставке МАКС-93 в Жуковском (Россия) самолет был уже представлен с украинской символикой и другим бортовым номером UR-82060.

Участие в космических программах и иных проектах

Кроме перемещения негабаритных грузов, «Мрия» могла использоваться, как воздушный комплекс для запуска коммерческих аппаратов в космическое пространство. Она могла выполнять функцию первичной доставки для последующего старта.. Это варианты воздушно-ракетной системы «Свитязь» (Украина), который давал возможность вывода до 9 т космического такелажа на низкие орбиты вокруг Земли, и многофункционального комплекса МАКС. Этот комплекс создает перспективу вывода на низкие околоземные орбиты 2 космонавтов и 10 тонн груза, а на « беспилотнике»- до 17 т груза.

В годы становления государственности Украины конструкторы Киевского ОКБ работали над 2 похожими проектами: Hotol (Украина –Англия совместно с British Aerospace) и «Ориль»(Украина). Эти разработки по их реализации давали возможность участия воздушного транспортного судна в выгодных проектах по перемещению крупногабаритных грузов. Но все осталось только на бумаге из-за отсутствия денег.

Не менее замечательным был и проект поискового аварийно-спасательного комплекса (АМПСК) «Мрия-Орленок» воздушно – морского базирования. Этот комплекс быстрого реагирования, в который входил «Мрия» и экраноплан, должен был дислоцироваться на аэродромах различной подчиненности. При получении сигнала SOS АМПСК «Мрия-Орленок» должен был появляться на месте крушения или аварии. Конструкция экраноплана давала возможность осуществлять приводнение и посадку на воду. Экраноплан был оборудован спецсредставми для оказания неотложной медпомощи. Там могло размещаться до 70 человек.

События середины 90-х- начала 2000 годов

По данным издания « космонавтики», к середине 90-х годов единственный пригодный к работе экземпляр Ан-225 был разобран на запчасти. Двигатели с этого воздушного судна были поставлены на Ан-124 «Руслан». Второе воздушное судно было на консервации.
В середине лета 2000 г. президент авиакомпании «Авиалинии Антонова» Константин Лушаков довел до сведения журналистов, что Ан-225 будет переделан для коммерческих целей. Он сообщил, что начало использования «транспортника» состоится во второй половине 2001 года. Переоснащение воздушного корабля обошлось в сумму более чем 20 млн долларов. Финансирование проекта восстановления проводила запорожская компания «Мотор Січ», изготовившая шесть новых двигателей в ОКБ им.Антонова. Бизнесмены надеются, что самолет можно будет использовать в транспортировке грузов общей массой около 250 тонн.

Был осуществлен комплекс летно-профилактических работ по реставрации уникального изделия и его соответствия условиям эксплуатации, которые предъявляет Международная организация гражданской авиации ICAO для коммерческой эксплуатации воздушных транспортных средств в настоящее время. Дополнительно были установлены аварийные профилактические системы и обновленные средства радиосвязи. Современные условия эксплуатации воздушных судов предусматривают оборудование самолета шумопоглощающими модулями, что и было сделано. С таким оснащением «транспортник» мог совершать авиарейсы по всему миру.

Возрождение «Мрии»

7 мая 2001 года реставрированная «Мрия» снова поднялась в небесную высь с киевского аэродрома Гостомель.. Генконструктор АНТК им.Антонова Петр Балабуев заметил, что до конца июня 2001 г. «Мрия» закончит весь комплекс летно - технических тестов, всего осталось 10 пробных вылетов. После этого Ан-225 будет сертифицирован для коммерческих авиарейсов, и стартовый рейс может быть уже совершен не позже, чем через полтора месяца.

О перспективах на будущее П. Балабуев лишь сказал, что, вскоре в Украине может появиться второй самолет этой серии, готовность в демонтированном виде составляет две трети агрегатов.

Свой интерес к эксплуатации «Мрии» проявила авиакомпания «Волга-Днепр», которая является лидером на рынке перевозок супертяжелых и негабаритных грузов. Гендиректор А. Исайкин сообщил о перспективах использования воздушных кораблей такого типа, которых требуется 2-3 единицы. По его мнению, перспективны развития рынка перевозок в этом сегменте составляют около 2-3 млрд. долларов.

Возможная конкуренция

Президент авиакомпании «Авиалинии Антонова» К.Лушаков заявил, что запуск спутниковых аппаратов с Ан-225 будет обходиться значительно дешевле, чем использование инфраструктуры космодрома. При этом Ан-225 не будет составлять конкуренцию проекту «Полет», которая предполагает запуск спутниковых систем с «Руслана». Истина состоит в том, что проект «Полет» предусматривает запуск т.н. «легких» спутников массой до 3,5 тонны, а с «Мрии» можно выпускать в космос конструкции среднего типа массой до 5,5 тонны.

А вот с обновленными проектами Запада - самолетом A3ХХ-100F фирмы Airbus и воздушным кораблем 747-X корпорации Boeing (грузоподъемность – не больше 150 тонн) - Ан-225 начнет честную конкурентную борьбу. Шансов победить их достаточно много. Производителем самый большого «транспортника» будет, наверное, авиазавод в г.Ульяновске.