23.08.2019

«Торпеда»: кого так называют в российской тюрьме. Значение слова торпеда


«Торпеда» — так называют исполнителя воровского приговора. По сути, это палач. Это рискованные, дерзкие, но иногда наивные и бесхитростные люди, где-то даже далекие от преступного мира. Исходя из специфики своих действий, многие из них подолгу не живут и почти всегда умирают насильственным путем.

Возникновение профессии

Профессия тюремного киллера появилась почти одновременно с возникновением воровского закона, с появлением блатных, то есть в сталинских лагерях 1930-х годов. В то время зоны были забиты совершенно разными людьми. Возникло множество группировок, но основная борьба развернулась между ворами и «суками». Она нередко выливалась в массовую резню. В мирное, так сказать, время особенно активных и жестоких «активистов» (добровольных помощников лагерной администрации) резали именно лагерные палачи.

Техника убийства

Убийства часто совершались ночью как голыми руками, так и любыми подручными средствами: ложками, гвоздями, авторучками. Чаще всего острейший стилет (или даже просто заточенный карандаш) палач загонял приговоренному в ухо. Это – фирменный почерк лагерного киллера. В советские времена на протяжении нескольких лет в уголовном законодательстве не предусматривалась возможность смертной казни, так что киллер, и без того имевший 25 лет срока, ничем не рискуя, резал врагов воровского хода открыто, у всех на глазах. Во многом именно из-за этого позже была введена расстрельная статья за дезорганизацию работы исправительных учреждений.

Времени на исполнение приговора отводится достаточно – до полугода. Если палач выдаст себя случайно, он должен сообщить следствию, что убийство – это его личная инициатива. После этого он получает новый срок, но на новой зоне все знают о его профессии и пользуются его услугами. Тем более узнать лагерного киллера нетрудно – такие люди накалывают себе характерные татуировки. Как правило, это палач в колпаке и с топором в руке, реже – оскаленный тигр, волк. Киллеры наносят эти татуировки обязательно, поскольку это почетно.

Статус палача в тюремной иерархии

В лагерной иерархии палач располагался достаточно высоко. Отчасти его можно назвать карающей рукой вора в законе. Палач убивает по решению воровской сходки. Авторитетные блатные приговаривают к смерти «ссученных» (бывших воров и авторитетов, ставших на сторону администрации), стукачей, «красных» беспредельщиков (самых рьяных активистов), «крыс» (тех, кто ворует у своих). Иногда, чтобы не подставлять братву, палачи являлись в кабинет начальника колонии с отрезанной головой или другими частями тела «суки», и им добавляли немалый срок.

Известные палачи

По психотипу тюремные палачи — очень уравновешенные личности, с сильным и волевым началом, не склонные к лидерству одиночки. Однако многие из них были авторитетными заключенными, некоторые даже достигали статуса вора в законе. Это, например, ныне живущий известный белорусский вор в законе Александр Кушнеров (Саша Кушнер), начинавший свою карьеру киллером в группировке «Морозовцы». Тот же легендарный вор в законе Вася Бриллиант 20 мая 1950 года вместе с другими заключенными ударами заточек убил осужденного. В ходе следствия брал вину на себя. А в августе того же года он совместно с одним из осужденных задушил в СИЗО другого зэка. За это он был осужден на 25 лет.
Другой пример, вспоминал вор в законе Александр Егоров (Кошелек). «Помню один случай по Шожме. Мужиков постоянно притеснял нарядчик. Досиживал там свой последний год правильный арестант – Торбой звали. Надоело ему смотреть на издевательства. Пообещал мужикам отрезать у нарядчика уши. Через час вернулся, из кармана уши достал и бросил на пол. Заколол он нарядчика. Торбу через месяц приговорили к расстрелу. Он совершил правильный поступок, по понятиям. Всегда может найтись какой-нибудь дед и заштырить активиста. Об этом они знают и помнят», — рассказывал Егоров.

Российская оборонная промышленность продолжает реализацию новых проектов в области минно-торпедного вооружения. Не так давно стало известно о получении новых результатов в этой области: по итогам всех необходимых испытаний на вооружение была принята перспективная торпеда, известная под шифром «Футляр». При этом некоторые факты, указанные в последних сообщениях на этот счет, могут быть поводом для оптимизма.

Изделие «Футляр» является самой новой из известных отечественных разработок в сфере торпедного вооружения. По имеющимся данным, целью этого проекта было дальнейшее совершенствование существующей торпеды УГСТ «Физик», принятой на вооружение несколько лет назад. В частности, в связи с этим новый проект также носит наименование «Физик-2». Работы по новому проекту стартовали в недавнем прошлом и со временем привели к реальным результатам в виде готовности принятия на вооружение.


В марте текущего года РИА « » со ссылкой на неназванные источники в оборонно-промышленном комплексе писало о текущих успехах проекта «Футляр». Тогда указывалось, что новая торпеда к тому времени успела на испытания. Кроме того, часть необходимых проверок уже была с успехом завершена. Также неназванный источник раскрыл дальнейшие планы промышленности и министерства обороны. Так, в обозримом будущем торпеду «Физик-2» / «Футляр» планировалось принять на вооружение. Соответствующий приказ должен был появиться в 2018 году.

Торпеда УГСТ "Физик"

Через несколько месяцев, 12 июля издание «Известия» опубликовало новые сообщения о ходе перспективного проекта. Из опубликованных данных следовало, что к настоящему времени промышленность успела выполнить все требуемые работы. Конструктор торпедного вооружения НИИ Морской теплотехники, осуществлявшего разработку нового проекта, Александр Григорьев рассказал «Известиям», что торпеда УГСТ «Физик-2» уже была принята на вооружение военно-морского флота России. Также участник создания торпеды отметил, что в будущем это изделие должно будет заменить все состоящие на вооружении аналоги существующих типов, оснащенные электрическими силовыми установками.

Недавние сообщения о принятии торпеды «Футляр» на вооружение позволяют предполагать, что испытания удалось завершить досрочно – на несколько месяцев раньше указанных сроков. Как следствие, не позднее середины 2017 года изделие было принято на вооружение, хотя ранее эти события относили к следующему 2018-му. Таким образом, серийные изделия могут поступить во флотские арсеналы с определенным опережением существовавших графиков.

Известно, что новое изделие «Футляр» представляет собой модернизированный вариант более старой торпеды УГСТ «Физик». Напомним, опытно-конструкторская работа с шифром «Физик» стартовала в середине восьмидесятых годов; ее целью было создание перспективной глубоководной самонаводящейся тепловой торпеды. Головным разработчиком назначили НИИ Морской теплотехники, которому должны были помогать несколько других организаций. Опытные изделия УГСТ вышли на испытания в середине девяностых годов, а в начале следующего десятилетия торпеду приняли на вооружение. В этот период состоялась и первая публичная демонстрация нового , площадкой для которой стал Международный военно-морской салон в Санкт-Петербурге.

Несколько лет назад институт-разработчик приступил к созданию модернизированной версии существующего «Физика». Новая торпеда на базе существующей получила рабочее обозначение «Физик-2». Кроме того, вскоре появилось альтернативное название «Футляр». В настоящее время оба обозначения используются параллельно и не вызывают какой-либо путаницы.

До определенного времени подробные сведения о торпеде «Физик-2» / «Футляр» отсутствовали. Лишь несколько месяцев назад были опубликованы некоторые данные технического характера. Кроме того, часть публикаций в прессе, посвященных развитию торпедного вооружения, раскрыла определенные подробности нового проекта. По понятным причинам, чаще всего упоминались отличия от существующего оружия базовой модели, а также преимущества, полученные в рамках нового проекта. Все опубликованные к настоящему времени данные позволяют составить достаточно подробную картину, в которой, однако, по-прежнему остаются некоторые «белые пятна».

Как и все современные отечественные торпеды, УГСТ «Футляр» имеет цилиндрический корпус большого удлинения со срезанным полусферическим головным обтекателем и конической хвостовой секцией, служащей основанием для движителя и рулевой системы. Общая длина изделия, по имеющимся данным, 7,2 м, калибр – 533 мм. Масса боеготовой торпеды – 2,2 т.

По своей компоновке торпеда, вероятно, повторяет конструкцию базового «Физика». Напомним, УГСТ первой версии имела головной отсек с аппаратурой самонаведения, за которым последовательно располагались зарядное и резервуарное отделения. Хвостовой отсек отдавался под установку двигателя и исполнительных механизмов системы управления. По всей видимости, в новом проекте подобная архитектура торпеды не изменялась и не дорабатывалась.

Согласно опубликованным данным, «Футляр» комплектуется аксиально-поршневым двигателем внутреннего сгорания, использующим однокомпонентное топливо. Тип двигателя и его основные характеристики пока не оглашались. При этом известно, что базовый «Физик» имел двигатель мощностью 350 кВт (469 л.с.), в составе которого использовалась вращающаяся камера сгорания. Подача топлива осуществлялась высоконапорным насосом. Баки для транспортировки горючего находились в центральной части корпуса. Запуск двигателя предлагалось производить с использованием стартового порохового заряда.

Вал двигателя проходит через хвостовой отсек корпуса и выводится наружу, где соединяется с водометным движителем. Крыльчатка последнего помещена внутри кольцевого канала, что повышает производительность, параллельно снижая шумность. Рядом с кольцевым каналом водомета располагаются рули. Любопытной особенностью проектов семейства УГСТ «Физик» является использование управляемых поверхностей, раскладываемых после выхода из торпедного аппарата. Для большей эффективности рули имеют коробчатую конструкцию с парой крупных плоскостей и небольшой перемычкой между ними, выводимых в поток. Такая конструкция повышает эффективность рулей и в определенной мере упрощает управление.

Известно, что изделие «Физик-2» имеет средства самонаведения, однако тип такой системы не уточнялся. При этом имеются определенные сведения о системах управления предыдущей торпеды УГСТ. По имеющимся данным, в рамках ОКР «Физик» предприятиями отечественной оборонной промышленности было создано сразу два варианта активно-пассивных систем самонаведения, имеющих определенные отличия. Вместе с самонаведением может использоваться телеуправление с соответствующего пульта подлодки-носителя. Для передачи команд бортовым системам торпеды используется кабель, размещенный на двух катушках. Одна из них оснащается 25 км провода и располагается внутри торпеды, а буксируемая с 5 км кабеля в транспортном положении помещается возле водометного движителя. Третья катушка может устанавливаться на борту носителя. При помощи кабеля и телеуправления торпеда может выводиться в заданный район предполагаемого местонахождения цели, после чего поиск и наведение возлагается на автоматические системы.

Система самонаведения «Физика» имеет плоскую носовую приемно-излучающую антенну, в составе которой присутствует большое количество отдельных элементов. Торпеда способна находить как сами цели, так и их кильватерный след. Автоматика обнаруживает надводные корабли на дистанциях до 1,2 км, подлодки – до 2,5 км. Время индикации кильватерного следа – 350 с. Подрыв боевой части производится при помощи неконтактного взрывателя. Он срабатывает на дистанциях до нескольких метров от цели.

Позади головного отсека в корпусе торпеды «Футляр» находится боевое зарядное отделение. Торпеды нового семейства несут схожий заряд в виде 300 кг взрывчатого вещества. Мощность такого боевого отделения достаточна для нанесения самых серьезных повреждений надводным кораблям и подводным лодкам противника. Вероятно, одновременно с боевыми торпедами, несущими мощный заряд взрывчатого вещества, могут производиться изделия практического типа. В таком случае зарядное отделение должно заполняться балластом требуемой массы.

По сообщениям отечественной прессы, торпеда УГСТ «Физик-2» / «Футляр» способна развивать скорость до 50 узлов (более 90 км/ч) и двигаться на глубинах до 400 м. Дальность стрельбы – до 50 км. В различных публикациях неоднократно отмечалось, что перспективное изделие по дальности хода превосходит существующие отечественные и зарубежные торпеды. Эта особенность нового оружия заметным образом повышает вероятность успешного своевременного уничтожения цели с минимальными рисками для его носителя.

Согласно ранее опубликованным данным, новая торпеда «Футляр», прежде всего, предназначена для вооружения современных атомных подводных лодок последних проектов. Таким образом, первыми носителями этого оружия могут стать многоцелевые АПЛ проекта 885 «Ясень» и стратегические крейсера проекта 955 «Борей». При этом нельзя исключать, что в дальнейшем такие торпеды войдут в боекомплект иных отечественных подлодок, построенных по более старым проектам.

Производство «Футляров» должно быть развернуто на заводе «Дагдизель» в г. Каспийск. По имеющимся данным, это предприятие в настоящее время производит изделия УГСТ «Физик», а в ближайшее время освоит массовую сборку его модернизированной версии. Согласно некоторым сообщениям, запуск серийного производства торпед «Физик-2» приведет к остановке выпуска изделий базовой модели. По всей видимости, такая замена не приведет к сложностям технологического или эксплуатационного характера, но при этом позволит в определенной мере повысить потенциал подводных сил.

Разработка новой версии самонаводящейся тепловой торпеды для замены имеющихся изделий «Физик» стартовала всего несколько лет назад. К настоящему времени торпедостроители успели завершить проектирование и провести необходимые испытания. По сообщениям весны этого года, проверки шли успешно и позволяли делать оптимистичные оценки. При этом, однако, анонимные источники отечественных средств массовой информации называли достаточно скромные планы: новая торпеда должна была поступить на вооружение только в следующем году.

Всего через несколько месяцев после этого один из авторов нового проекта рассказал, что торпеда «Физик-2» уже была принята на вооружение российского ВМФ. Началось ли серийное производство – пока не уточнялось. Прочие аспекты нового проекта тоже не оглашаются. При этом поступили сообщения, согласно которым новая торпеда сменит в производстве изделия базовой модели.

Развитие отечественного минно-торпедного вооружения продолжается и дает определенные результаты. Всего за несколько лет был создан обновленный и улучшенный вариант существующего изделия УГСТ «Физик», отличающийся рядом преимуществ. Эта торпеда не так давно была принята на вооружение, а в ближайшем будущем должна будет поступить в арсеналы военно-морского флота и попасть в боекомплект самых новых атомных подводных лодок.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://iz.ru/
http://vpk-news.ru/
http://bastion-opk.ru/
http://bmpd.livejournal.com/

По ленд-лизу. В послевоенные годы разработчикам торпед в СССР удалось значительно повысить их боевые качества, в результате чего ТТХ торпед советского производства были значительно улучшены.

Торпеды Российского флота XIX века

Торпеда Александровского

В 1862 году российский изобретатель Иван Федорович Александровский спроектировал первую российскую подводную лодку с пневматическим двигателем. Первоначально лодка должна была вооружаться двумя связанными минами , которые должны были отпускаться, когда лодка проплывает под вражеским кораблем и, всплывая, охватывать его корпус. Подрыв мин планировалось производить с помощью электрического дистанционного взрывателя.
Значительная сложность и опасность такой атаки заставили Александровского разработать иной тип вооружения. Для этой цели он проектирует подводный самодвижущийся снаряд, по конструкции аналогичный подводной лодке, но меньших размеров и с автоматическим механизмом управления. Александровский называет свой снаряд «самодвижущимся торпедо», хотя позже в российском флоте общепринятым выражением стало «самодвижущая мина».

Торпеда Александровского 1875 года

Занятый постройкой подводной лодки, Александровский смог приступить к изготовлению своей торпеды только в 1873 году, когда торпеды Уайтхеда уже стала поступать на вооружение. Первые образцы торпед Александровского были испытаны в 1874 году на Восточном Кронштадтском рейде . Торпеды имели сигарообразный корпус, изготовленный из 3,2-мм листовой стали. 24-дюймовая модель имела диаметр 610 мм и длину 5,82 м, 22-дюймовая - 560 мм и 7,34 м соответственно. Вес обоих вариантов составлял около 1000 кг. Воздух для пневматического двигателя закачивался в резервуар объемом 0,2 м3 под давлением до 60 атмосфер. через редуктор воздух поступал в одноцилиндровый двигатель, напрямую связанный с хвостовым винтом . Глубина хода регулировалась с помощью водяного балласта , направление хода - вертикальными рулями .

На испытаниях под неполным давлением в трех пусках 24-дюймовая версия прошла расстояние в 760 м, выдерживая глубину около 1,8 м. Скорость на первых трехстах метрах составила 8 узлов , на конечных - 5 узлов. Дальнейшие испытания показали, что при высокой точности выдерживания глубины и направления хода. Торпеда была слишком тихоходная и не могла развить скорость более 8 узлов даже в 22-дюймовая варианте.
Второй образец торпеды Александровского был построен в 1876 году и имел более совершенный двухцилиндровый двигатель, а вместо балластной системы выдерживания глубины был применен гиростат, управляющий хвостовыми горизонтальными рулями. Но когда торпеда была готова к испытаниям, Морское министерство направило Александровского на завод Уайтхеда. Ознакомившись с характеристиками торпед из Фиуме, Александровский признал, что его торпеды значительно уступают австрийским и рекомендовал флоту закупить торпеды конкурентов.
В 1878 году торпеды Уайтхеда и Александровского были подвергнуты сравнительным испытаниям. Российская торпеда показала скорость 18 узлов, уступив всего 2 узла торпеде Уайтхеда. В заключении комиссии по испытаниям был сделан вывод, что обе торпеды имеют схожий принцип и боевые качества, однако к тому времени лицензия на производство торпед уже была приобретена и выпуск торпед Александровского был признан нецелесообразным.

Торпеды Российского флота начала ХХ века и Первой мировой войны

В 1871 году Россия добилась снятия запрета держать военно-морской флот в Черном море . Неизбежность войны с Турцией заставила Морское министерство форсировать перевооружение Российского флота, поэтому предложение Роберта Уайтхеда приобрести лицензию на производство торпед его конструкции оказалось как нельзя кстати. В ноябре 1875 года был подготовлен контракт на приобретение 100 торпед Уайтхеда, спроектированных специально для Российского флота, а также исключительно право на использование их конструкций. В Николаеве и Кронштадте были созданы специальные мастерские по производству торпед по лицензии Уайтхеда. Первые отечественные торпеды начали производиться осенью 1878 года, уже после начала русско-турецкой войны.

Минный катер Чесма

13 января 1878 года в 23:00 минный транспорт «Великий князь Константин» подошел к рейду Батума и от него отошли два из четырех минных катеров: «Чесма» и «Синоп». Каждый катер был вооружен пусковой трубой и плотиком для для пуска и транспортировки торпед Уайтхеда. Примерно в 02:00 ночи 14 января катера приблизились на расстояние 50-70 метров к турецкой канонерской лодке Intibah, охранявшей вход в бухту. Две пущенные торпеды попали практически в середину корпуса, корабль лег на борт и быстро затонул. «Чесма» и «Синоп» вернулись к русскому минному транспорту без потерь. Эта атака стала первым успешным применением торпед в мировом военном деле .

Несмотря на повторный заказ торпед в Фиуме, Морское министерство организовало производство торпед на котельном заводе Лесснера, Обуховском заводе и в уже существовавших мастерских в Николаеве и Кронштадте. К концу XIX века в России производилось до 200 торпед в год. Причем каждая партия изготовленных торпед в обязательном порядке проходила пристрелочные испытания, и лишь затем поступала на вооружение. Всего до 1917 года в Российском флоте находилось 31 модификация торпед.
Большинство моделей торпед являлись модификациями торпед Уайтхеда, небольшая часть торпед поставлялась заводами Шварцкопф, а в России конструкции торпед дорабатывались. Изобретатель А. И. Шпаковский, сотрудничавший с с Александровским, в 1878 году предложил использовать гироскоп для стабилизации курса торпеды, еще не зная, что аналогичным «секретным» прибором снабжались торпеды Уайтхеда. В 1899 году лейтенант русского флота И. И. Назаров предложил собственную конструкцию спиртового подогревателя. Лейтенант Данильченко разработал проект пороховой турбины для установки на торпеды, а механики Худзынский и Орловский впоследствии усовершенствовали и ее конструкцию, но в серийное производство турбина принята не была из за низкого технологического уровня производства.

Торпеда Уайтхеда

Российские миноносцы и миноноски с неподвижными торпедными аппаратами оборудовались прицелами Азарова, а более тяжелые корабли, оснащенные поворотными ТА - прицелами, разработанными заведующим минной частью Балтийском флоте А. Г. Нидермиллером. В 1912 году появились серийные торпедные аппараты «Эриксон и К°» с приборами управления торпедной стрельбой конструкции Михайлова. Благодаря этим приборам, которые использовались совместно с прицелами Герцика, прицельную стрельбу можно было вести с каждого аппарата. Таким образом впервые в мире русские миноносцы могли вести групповую прицельную стрельбу по одной цели, что делало их безоговорочными лидерами еще до Первой мировой войны .

В 1912 году для обозначения торпед стало применяться унифицированное обозначение, состоявшее из двух групп чисел: первая группа - округленный калибр торпеды в сантиметрах, вторая группа - две последние цифры года разработки. Например, тип 45-12 расшифровывался как торпеда калибра 450 мм 1912 года разработки.
Первая полностью российская торпеда образца 1917 года типа 53-17 не успела попасть в серийное производство и послужила основой для разработки советской торпеды 53-27.

Основные технические характеристики торпед российского флота до 1917 года

Торпеды ВМФ СССР

Парогазовые торпеды

Морские силы РККА РСФСР были вооружены торпедами, оставшимися от российского флота. Основную массу этих торпед составляли модели 45-12 и 45-15. Опыт Первой мировой войны показал, что дальнейшее развитие торпед требует увеличение их боевого заряда до 250 и более килограмм, поэтому наиболее перспективными считались торпеды калибра 533 мм. Разработка модели 53-17 была прекращена после закрытия завода Лесснера в 1918 году. Проектирование и испытание новых торпед в СССР было поручено «Особому техническому бюро по военным изобретениям специального назначения» - Остехбюро, организованному в 1921 году, во главе которого стоял изобретатель изобретатель Владимир Иванович Бекаури. В 1926 году в качестве промышленной базы Остехбюро был передан бывший завод Лесснера, получивший название завод «Двигатель».

На базе имевшихся разработок моделей 53-17 и 45-12 было начато проектирование торпеды 53-27 , вышедшей на испытания в 1927 году. Торпеда была универсальной по базированию, но имела большое колличество недостатков, в том числе - малую дальность автономного хода, из за чего на вооружение крупных надводных кораблей поступала в ограниченных количествах.

Торпеды 53-38 и 45-36

Несмотря на сложности при производстве, выпуск торпед к 1938 году было развернут на 4 заводах: «Двигатель» и имени Ворошилова в Ленинграде, «Красный Прогресс» в Запорожской области и заводе № 182 в Махачкале. Испытания торпед проводились на трех станциях в Ленинграде, Крыму и Двигательстрое (в настоящее время - Каспийск). Торпеда выпускалась в модификациях 53-27л для подводных лодок и 53-27к для торпедных катеров.

В 1932 году СССР закупил в Италии несколько типов торпед, в том числе - 21-дюймовую модель производства завода в Фиуме, которая получила обозначение 53F. На базе торпеды 53-27 с использованием отдельных узлов от 53F была создана модель 53-36, но ее конструкция оказалась неудачной и за 2 года производства было построено всего 100 экземпляров этой торпеды. Более удачной стала модель 53-38 , которая по сути была адаптированной копией 53F. 53-38 и ее последующие модификации, 53-38У и 53-39 , стали самыми быстрыми торпедами Второй мировой войны, наряду с японской Type 95 Model 1 и итальянской W270/533,4 x 7,2 Veloce. Производство 533-мм торпед было развернуто на заводах «Двигатель» и № 182 («Дагдизель»).
На базе итальянской торпеды W200/450 x 5,75 (обозначение в СССР 45F) в Мино-торпедном институте (НИМТИ) была создана торпеда 45-36Н, предназначенная для эсминцев типа Новик и как подкалиберная для 533-мм торпедных аппаратов подводных лодок. Выпуск модели 45-36Н был налажен на заводе «Красный прогресс».
В 1937 году Остехбюро было ликвидировано, взамен его в Наркомате Оборонной промышленности создано 17-е главное управление, в которое вошли ЦКБ-36 и ЦКБ-39, а в Наркомате ВМФ - Минно-Торпедное Управление (МТУ).
В ЦКБ-39 были проведены работы по увеличению заряда ВВ 450-мм и 533-мм торпед, в результате чего на вооружение стали поступать удлиненные модели 45-36НУ и 53-38У. Помимо увеличения поражающей способности, торпеды 45-36НУ оснащались неконтактным магнитным взрывателем пассивного действия, создание которого началось в 1927 году в Остехбюро. Особенностью модели 53-38У было использование рулевого механизма с гироскопом, позволявшим плавно изменять курс послен запуска, что позволяло вести стрельбу «веером».

Силовая установка торпеды СССР

В 1939 году на базе модели 53-38 в ЦКБ-39 было начато проектирование торпеды CAT (самонаправляющаяся акустическая торпеда). несмотря на все усилия, акустическая система наведения на шумной парогазовой торпеде не работала. Работы были прекращены, но возобновились после доставки в институт трофейных образцов самонаводящихся торпед Т-V. Немецкие торпеды были подняты с затопленной под Выборгом лодки U-250. Несмотря на механизм самоуничтожения, которым немцы оснащали свои торпеды, их удалось извлечь с лодки и доставить в ЦКБ-39. В институте составили подробное описание немецких торпед, которое было передано советским конструкторам, а также британскому Адмиралтейству.

Поступившая на вооружение уже в ходе войны торпеда 53-39 была модификацией модели 53-38У, но выпускалась в крайне ограниченном количестве. Проблемы с производством были связаны с эвакуацией заводов «Красный Прогресс» в Махачкалу, а затем. вместе с «Дагдизелем» в Алма-Ату. Позже была разработана маневрирующая торпеда 53-39 ПМ, предназначенная для уничтожения кораблей, идущих противоторпедным зигзагом.
Последними образцами парогазовых торпед в СССР стали послевоенные модели 53-51 и 53-56В, оснащенные приборами маневрирования и активным неконтактным магнитным взрывателем.
В 1939 году были построены первые образцы торпедных двигателей на базе спаренных шестиступенчатых турбин противоположного вращения. До начала Великой Отечественной эти двигатели проходили испытания под Ленинградом на Копанском озере.

Экспериментальные, паротурбинные и электрические торпеды

В 1936 году была предпринята попытка создать торпеду с турбинным двигателем, которая по расчетам должна была развить скорость в 90 узлов, что вдвое превышало скорость самых быстрых торпед того времени. В качестве топлива планировалсь использовать азотную кислоту (окислитель) и скипидар. Разработка получила условное наименование АСТ - азотно-скипидарная торпеда. На испытаниях АСТ, оснащенная стандартным поршневым двигателем торпеды 53-38, развила скорость 45 узлов при дальности хода до 12 км. Но создание турбины, которая могла быть размещена в корпусе торпеды, оказалось невозможным, а азотная кислота была слишком агрессивной для использования в серийных торпедах.
Для создания бесследной торпеды велись работы по исследованию возможности применения термита в обычных парогазовых двигателях, но до 1941 достичь обнадеживающих результатов не удалось.
Для повышения мощности двигателей в НИМТИ велись разработки по оснащению обычных торпедных двигателей системой обогащения кислородом. Довести эти работы до создания реальных опытных образцов не удалось из за крайней нестабильности и взрывоопасности кислородо-воздушной смеси.
Значительно более эффективными оказались работы по созданию торпед на электрической тяге. Первый образец электромотора для торпед был создан в Остехбюро в 1929 году. Но промышленность не могла в то время предоставить для торпед аккумуляторных батарей достаточной мощности, поэтому создание действующих образцов электроторпед началось только в 1932 году. Но даже эти образцы не устраивали моряков из за повышенной шумности редуктора и низкого КПД электромотора производства завода «Электросила».

В 1936 году благодаря усилиям Центральной аккумуляторной лаборатории в распоряжение НИМТИ была предоставлена мощная и компакнтная свинцово-кислотная батарея В-1. Завод «Электросила» был готов к производству биротативного двигателя ДП-4. Испытания первой советской электроторпеды проводились в 1938 году в Двигательстрое. По результатам этих испытаний были созданы модернизированная батарея В-6-П и электродвигатель повышенной мощности ПМ5-2. В ЦКБ-39 на базе этой силовой и корпуса паровоздушной торпеды 53-38 была разработана торпеда ЭТ-80 . Электроторпеды были встречены моряками без большого энтузиазма, поэтому испытания ЭТ-80 затянулись и на вооружение она стала поступать только в 1942 году, да и благодаря появлению информации о трофейных немецких торпедах G7e. первоначально производство ЭТ-80 было развернуто на базе эвакуированного в Уральск завода «Двигатель» и им. К. Е. Ворошилова.

Реактивная торпеда РАТ-52

В послевоенные годы на базе трофейных G7e и отечественных ЭТ-80 было налажено производство торпед ЭТ-46. Модификации ЭТ-80 и ЭТ-46 с акустической системой самонаведения получили обозначение САЭТ (самонаводящаяся акустическая электроторпеда) и САЭТ-2 соответственно. На вооружение советская самонаводящаяся акустическая электроторпеда поступила в 1950 году под индексом САЭТ-50 , а в 1955 году ей на смену пришла модель САЭТ-50М.

Еще в 1894 году Н. И. Тихомиров проводил эксперименты с самодвижущимися реактивными торпедами. Созданная в 1921 году ГДЛ (газодинамическая лаборатория) продолжила работы над созданием реактивных аппаратов, но позже стала заниматься только ракетной техникой. После появления реактивных снарядов М-8 и М-13 (РС-82 и РС-132) НИИ-3 получил задание на разработку реактивной торпеды, но реально работы начались только в конце войны, в ЦНИИ «Гидроприбор». Была создана модель РТ-45, а затем ее модифицированная версия РТ-45-2 для вооружения торпедных катеров. РТ-45-2 планировалось оснащать контактным взрывателем, а ее скорость в 75 узлов практически не оставляла шансов уклониться от ее атаки. После окончания войны работы над ракетными торпедами были продолжены в рамках проектов «Щука», «Тема-У», «Луч» и других.

Авиационные торпеды

В 1916 году товарищество Щетинина и Григоровича начало постройку первого в мире специального гидросамолета-торпедоносца ГАСН. После нескольких испытательных полетов морское ведомство было готов разместить заказ на построку 10 самолетов ГАСН, но начавшаяся революция разрушила эти планы.
В 1921 году году в Кронштадте проводились испытания циркулирующих авиационных торпед на базе модели Whitehead обр. 1910 г. тип «Л». С образованием Остехбюро работы над созданием таких торпед были продолжены, они были рассчитаны на сброс с самолета на высоте 2000-3000 м. Торпеды комплектовались парашютами, которые сбрасывались после приводнения и торпеда начинала движение по кругу. Помимо торпед для высотного сброса, велись испытания торпед ВВС-12 (на базе 45-12) и ВВС-1 (на базе 45-15), которые сбрасывались с высоты 10-20 метров с самолета ЮГ-1. В 1932 году в производство была передана первая авиационная советская торпеда TAB-15 (торпеда авиационная высотного торпедометания), предназначенная для сброса с самолетов МДР-4 (МТБ-1), АНТ-44 (МТБ-2), Р-5Т и поплавковом варианте ТБ-1 (МР-6). Торпеда TAB-15 (бывшая ВВС-15) стала первой в мире торпедой, предназначенной для высотного бомбометания и могла выполнять циркуляцию по кругу либо разворачивающейся спирали.

Торпедоносец Р-5Т

В серийное производство ВВС-12 пошла под обозначением ТАН-12 (торпеда авиационная низкого торпедометания), которая предназначалась для сброса с высоты 10-20 м при скорости не более 160 км/ч. В отличии от высотной, торпеда ТАН-12 не оснащалась прибором для выполнения маневрирования после сброса. Отличительной особенностью торпед ТАН-12 стала система подвеса под заранее установленным углом, что обеспечивало оптимальное вхождение торпеды в воду без применение громоздкого воздушного стабилизатора.

Помимо 450-мм торпед, велись работы над созданием авиаторпед калибра 533 мм, которые получили обозначение ТАН-27 и ТАВ-27 для высотного и обычного сброса соответственно. Торпеда СУ имела калибр 610 мм и оснащалась светосигнальным устройством контроля траектории, а самой мощной авиаторпедой стала торпеда СУ калибра 685 мм с зарядом 500 кг, которая предназначалась для уничтожения линкоров.
В 1930-х годах авиаторпеды продолжали совершенствоваться. Модели ТАН-12А и ТАН-15А отличались облегченной парашютной системой и поступали на вооружение под обозначениями 45-15АВО и 45-12АН.

Ил-4Т с торпедой 45-36АВА.

На базе торпед корабельного базирования 45-36 в НИМТИ ВМФ были спроектированы авиационные торпеды 45-36АВА (авиационная высотная Алферова) и 45-36АН (авиационная низкого торпедометания). Обе торпеды стали поступать на вооружение в 1938-1939 годах. если с высотной торпедой проблем не возникло, то внедрение 45-36АН встретило ряд проблем, связанных со сбросом. Базовый самолет-торпедоносец ДБ-3Т оснащался громоздким и несовершенным подвесным устройством Т-18. К 1941 году лишь несколько экипажей освоило сброс торпед с помощью Т-18. В 1941 году боевой летчик, майор Сагайдук разработал воздушный стабилизатор, который состоял из четырех досок, усиленных металлическими полосками. В 1942 году был принят на вооружение разработанный НИМТИ ВМФ воздушный стабилизатор АН-42, который представлял из себя трубу длиной 1,6 м, которая сбрасывалась после приводнения торпеды. Благодаря применению стабилизаторов, удалось увеличить высоту сброса до 55 м, а скорость - до 300 км/ч. В годы войны модель 45-36АН стала основной авиационной торпедой СССР, которой оснащались торпедоносцы Т-1 (АНТ-41), АНТ-44, ДБ-3Т, Ил-2Т, Ил-4Т, Р-5Т и Ту-2Т.

Подвеска реактивной торпеды РАТ-52 на Ил-28Т

В 1945 году был разработан легкий и эффективный кольцевой стабилизатор СН-45, который позволял производить сброс торпед под любыми углами с высоты до 100 м при скорости до 400 км/ч. Доработанные торпеды со стабилизатором СН-45 получили обозначение 45-36АМ. а в 1948 году им на смену пришла модель 45-36АНУ, оснащенная прибором Орби. Благодаря этому устройству торпеда могла маневрировать и выходить на цель под заранее заданным углом, который определялся авиационным прицелом и вводился в торпеду.

В 1949 году велись разработки экспериментальных реактивных торпед Щука-А и Щука-Б, оснащенных ЖРД . Торпеды могли сбрасываться с высоты до 5000 м, после чего включался ЖРД и торпеда могла выполнять полет на расстояние до 40 км, а затем погружаться в воду. Фактически эти торпеды являлись симбиозом ракеты и торпеды. Щука-А оснащалась системой наведения по радиоканалу, Щука-Б - радиолокационным самонаведением. В 1952 году на базе этих экспериментальных разработок была создана и принята на вооружение реактивная авиационная торпеда РАТ-52.
Последними парогазоваыми авиационными торпедами СССР стали 45-54ВТ (высотная парашютная) и 45-56НТ для низковысотного сброса.

Основные технические характеристики торпед СССР

Парогазовые торпеды, впервые изготовленные во второй половине XIX столетия, стали активно использоваться с появлением подводных лодок. Особенно преуспели в этом германские подводники, потопившие только за 1915 год 317 торговых и военных судов с общим тоннажем 772 тыс. тонн. В межвоенные годы появились усовершенствованные варианты, которые могли применяться самолетами. В годы Второй мировой войны торпедоносцы сыграли огромную роль в противоборстве флотов воюющих сторон.

Современные торпеды оснащены системами самонаведения и могут оснащаться боеголовками с различным зарядом, вплоть до атомного. На них продолжают использоваться парогазовые двигатели, созданные с учетом последних достижений техники.

История создания

Идея атаки вражеских кораблей самодвижущимися снарядами возникла в XV веке. Первым задокументированным фактом стали идеи итальянского инженера да Фонтана. Однако технический уровень того времени не позволял создать рабочих образцов. В XIX веке идею доработал Роберт Фултон, который и ввел в использование термин «торпеда».

В 1865 году проект оружия (или как тогда называли «самодвижущегося торпедо») предложил российский изобретатель И.Ф. Александровский. Торпеда оборудовалась двигателем, работающим на сжатом воздухе.

Для управления по глубине использовались горизонтальные рули. Спустя год аналогичный проект предложил англичанин Роберт Уайтхед, который оказался проворнее российского коллеги и запатентовал свою разработку.

Именно Уайтхед начал использовать гиростат и соосную гребную установку.

Первым государством, взявшим на вооружение торпеду, стала Австро-Венгрия в 1871 году.

В течение последующих 3 лет торпеды поступили в арсеналы многих морских держав, в том числе и России.

Устройство

Торпеда представляет собой самоходный снаряд, движущийся в толще воды под воздействием энергии собственной силовой установки. Все узлы расположены внутри удлиненного стального корпуса цилиндрического сечения.

В головной части корпуса размещен заряд взрывчатого вещества с приборами, обеспечивающими подрыв боеголовки.

В следующем отсеке расположен запас топлива, вид которого зависит от типа установленного ближе к корме двигателя. В хвостовой части установлен гребной винт, рули глубины и направления, которые могут управляться автоматически или дистанционно.


Принцип работы силовой установки парогазовой торпеды основан на использовании энергии парогазовой смеси в поршневой многоцилиндровой машине или турбине. Возможно использование жидкого топлива (в основном керосин, реже спирт), а также твердого (пороховой заряд или любое вещество, выделяющее значительный объем газа при контакте с водой).

При использовании жидкого топлива на борту имеется запас окислителя и воды.

Горение рабочей смеси происходит в специальном генераторе.

Поскольку при сгорании смеси температура достигает 3,5-4,0 тыс. градусов, то имеется риск разрушения корпуса камеры сгорания. Поэтому в камеру подается вода, снижающая температуру горения до 800°C и ниже.

Основным недостатком ранних торпед с парогазовой силовой установкой стал хорошо различимый след выхлопных газов. Это стало причиной появления торпед с электрической установкой. Позднее в качестве окислителя стали использовать чистый кислород или концентрированную перекись водорода. Благодаря этому отработавшие газы полностью растворяются в воде и след от движения практически отсутствует.

При использовании твердого топлива, состоящего из одного или нескольких компонентов, не требуется использование окислителя. Благодаря этому факту снижается вес торпеды, а более интенсивное газообразование твердого топлива обеспечивает увеличение скорости и дальности хода.

В качестве двигателя применяются паротурбинные установки, оснащенные планетарными редукторами для снижения частоты вращения вала гребных винтов.

Принцип работы

На торпедах типа 53-39 перед применением следует вручную установить параметры глубины движения, курса и примерной дистанции до цели. После этого необходимо открыть предохранительный кран, установленный на магистрали подачи сжатого воздуха в камеру сгорания.

При прохождении торпедой трубы пускового аппарата происходит автоматическое открытие главного крана, и начинается подача воздуха непосредственно в камеру.

Одновременно начинается распыл керосина через форсунку и розжиг образовавшейся смеси при помощи электрического прибора. Установленная в камере дополнительная форсунка подает пресную воду из бортового резервуара. Смесь подается в поршневой двигатель, который начинает раскручивать соосные гребные винты.

Например, в германских парогазовых торпедах G7a использован 4-цилиндровый двигатель, оборудованный редуктором для привода соосных винтов, вращающихся в противоположном направлении. Валы полые, установлены один внутри другого. Применение соосных винтов позволяет уравновешивать отклоняющие моменты и поддерживается заданный курс движения.

Часть воздуха при пуске подается на механизм раскрутки гироскопа.

После начала контакта головной части с потоком воды начинается раскрутка крыльчатки предохранителя боевого отделения. Предохранитель оснащен прибором задержки, обеспечивающим взвод ударника в боевое положение через несколько секунд, за которые торпеда отойдет от места пуска на 30-200 м.

Отклонение торпеды от заданного курса корректируется ротором гироскопа, воздействующим на систему тяг, связанную с исполнительной машиной рулей направления. Вместо тяг могут использоваться электрические приводы. Ошибка в глубине хода определяется механизмом, уравновешивающим усилие пружины давлением столба жидкости (гидростат). Механизм связан с исполнительной машинкой руля глубины.


При ударе боевой части о корпус корабля происходит разрушение стержнями ударника капсюлей, которые вызывают детонацию боевой части. Немецкие торпеды G7a поздних серий оснащались дополнительным магнитным детонатором, срабатывавшим при достижении определенной напряженности поля. Аналогичный взрыватель использовался с 1942 года на советских торпедах 53-38У.

Сравнительные характеристики некоторых торпед подводных лодок периода Второй мировой войны приведены ниже.

Параметр G7a 53-39 Mk.15mod 0 Тип 93
Производитель Германия СССР США Япония
Диаметр корпуса, мм 533 533 533 610
Вес заряда, кг 280 317 224 610
Тип ВВ Тротил ТГА Тротил -
Предельная дальность хода, м до 12500 до 10000 до 13700 до 40000
Рабочая глубина, м до 15 до 14 - -
Скорость хода, уз до 44 до 51 до 45 до 50

Наведение на цель

Простейшей методикой наведения является программирование курса движения. Курс учитывает теоретическое прямолинейное смещение цели за время, необходимое для прохождения расстояния между атакующим и атакуемым кораблем.


Заметное изменение скорости хода или курса атакуемым кораблем приводит к прохождению торпеды мимо. Ситуацию отчасти спасает запуск нескольких торпед «веером», что позволяет перекрывать больший диапазон. Но подобная методика не гарантирует поражения цели и ведет к перерасходу боекомплекта.

До Первой мировой войны предпринимались попытки создания торпед с корректировкой курса по радиоканалу, проводам или иным способам, но до серийного производства дело не дошло. Примером может служить торпеда Джона Хаммонда Младшего, которая использовала для самонаведения свет прожектора вражеского корабля.

Для обеспечения наведения в 30-е годы стали разрабатываться автоматические системы.

Первыми стали системы наведения по акустическому шуму, издаваемому гребными винтами атакуемого судна. Проблемой являются малошумные цели, акустический фон от которых может оказаться ниже шума винтов самой торпеды.

Для устранения подобной проблемы создана система наведения по отраженным сигналам от корпуса корабля или создаваемой им кильватерной струи. Для корректировки движения торпеды могут применяться методики телеуправления по проводам.

Боевая часть

Боевой заряд, расположенный в головной части корпуса состоит из заряда взрывчатого вещества и взрывателей. На ранних моделях торпед, применявших в Первую мировую войну, использовалось однокомпонентное взрывчатое вещество (например, пироксилин).

Для подрыва применялся примитивный детонатор, установленный в носовой части. Срабатывание ударника обеспечивалось только в узком диапазоне углов, близком к перпендикулярному попаданию торпеды в цель. Позднее стали применятся усы, связанные с бойком, которые расширили диапазон этих углов.


Дополнительно стали устанавливаться инерционные взрыватели, срабатывавшие в момент резкого замедления движения торпеды. Использование таких детонаторов потребовало введения предохранителя, которым стала крыльчатка, раскручиваемая потоком воды. При использовании электрических взрывателей крыльчатка соединяется с миниатюрным генератором, заряжающим конденсаторную батарею.

Взрыв торпеды возможен только при определенном уровне заряда батареи. Подобное решение обеспечило дополнительную защиту атакующего корабля от самоподрыва. К моменту начала Второй мировой стали применяться многокомпонентные смеси, обладающие повышенной разрушающей способностью.

Так, в торпеде 53-39 используется смесь тротила, гексогена и алюминиевой пудры.

Применение систем защиты от подводного взрыва привело к появлению взрывателей, обеспечивавших подрыв торпеды вне зоны защиты. После войны появились модели, оснащенные ядерными боеголовками. Первая советская торпеда с ядерной боеголовкой модели 53-58 была испытана осенью 1957 года. В 1973 году ее сменила модель 65-73 калибра 650 мм, способная нести ядерный заряд мощностью 20 кт.

Боевое применение

Первым государством, применившим новое оружие в деле, стала Россия. Торпеды использовались во время русско-турецкой войны 1877-78 года и запускались с катеров. Второй крупной войной с использованием торпедного вооружения стала русско-японская война 1905 года.

В ходе Первой мировой войны оружие использовалось всеми воюющими сторонами не только в морях и океанах, но и на речных коммуникациях. Широкое использование подводных лодок Германией привело к большим потерям торгового флота Антанты и союзников. В ходе Второй мировой войны стали применяться усовершенствованные варианты вооружения, оснащенные электродвигателями, усовершенствованными системами наведения и маневрирования.

Любопытные факты

Были разработаны торпеды больших размеров, предназначенные для доставки крупных боеголовок.

Примером такого вооружения может служить советская торпеда Т-15, имевшая вес около 40 т при диаметре 1500 мм.

Оружие предполагалось использовать для атаки побережья США термоядерными зарядами мощностью 100 мегатонн.

Видео