23.08.2019

Торпеда – смертоносная стальная «сигара. Торпеды: от самой первой до самой быстрой


Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова торпеда

торпеда в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

торпеда

торпеды, ж. (от латин. torpedo - оцепенение).

    Самодвижущаяся подводная мина сигарообразной формы (воен. мор.).

    Автомобиль сигарообразной формы с открытым кузовом (спец.).

    Рыба из группы скатов, с округлым телом, способная производить электрические удары (зоол.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

торпеда

Ы, ж. Самодвижущийся и самоуправляемый подводный взрывной снаряд. Противолодочная т. Реактивная т. Авиационная т. (сбрасываемая в воду с самолета).

прил. торпедный, -ая, -ое. Торпедная батарея. Т. аппарат (для выбрасывания торпед). Т. катер (вооруженный Торпедами). Т. удар.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

торпеда

    ж. Самодвижущийся и самонаводящийся подводный снаряд сигарообразной формы, а также особый вид авиационной бомбы.

    ж. Название легковой машины сигарообразной формы с открытым кузовом (в СССР в 20- 30-х годах).

    ж. Рыба округлой формы семейства скатов, способная производить электрические удары.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

торпеда

ТОРПЕДА (от лат. torpedo - электрический скат) самодвижущийся и самоуправляемый подводный снаряд сигарообразной формы, несущий в головной части боевой заряд (обычный или ядерный) для поражения кораблей, разрушения причалов, доков и других объектов. Торпедами вооружены подводные лодки, надводные корабли, торпедные катера, самолеты, вертолеты. На кораблях выпускаются при помощи торпедных аппаратов.

Торпеда

[от лат. torpedo ≈ электрический скат (рыба)], вид оружия, представляющий собой самодвижущийся, самоуправляемый подводный снаряд сигарообразной формы, несущий заряд взрывчатого вещества (обычного или ядерного). Предназначен для выведения из строя подводных лодок, надводных кораблей, разрушения причалов, доков и др. объектов, расположенных у уреза воды. Состоит на вооружении подводных лодок, противолодочных кораблей, эскадренных миноносцев, торпедных катеров, а также самолётов и вертолётов. На кораблях Т. выпускаются с помощью торпедных аппаратов.

Первый образец Т. был построен в 1866 англичанами Р. Уайтхедом и М. Лупписом. Она была похожа на веретено, длина 3,5 м, общая масса 140 кг (масса взрывчатого вещества около 8 кг), имела дальность хода до 800 м при скорости 6≈8 уз (11≈15 км/ч). С 70-х гг. Т. быстро поступали на вооружение флотов многих государств и вскоре составили основное оружие миноносцев, подводных лодок, торпедных катеров; имелись также на линейных кораблях и крейсерах. Впервые применены русскими кораблями во время русско-турецкой войны 1877≈78. Использовались в русско-японской войне 1904≈05 (выпущено 263 Т.) и 1-й мировой войне 1914≈18 (выпущено 1500 Т.). До 2-й мировой войны 1939≈45 в качестве двигателя Т. служила поршневая машина, работавшая на парогазовой смеси, во время войны ≈ турбина. В начале 30-х гг. появилась торпедоносная авиация . Во 2-й мировой войне только подводными лодками, надводными кораблями и торпедоносной авиацией США и Великобритании было выпущено около 30 тыс. Т. В вооруженных силах Японии использовались Т., управляемые человеком (см. Кайтен).

Т. современных флотов в зависимости от типа двигателя делятся на парогазовые, электрические и реактивные. Длина корпуса Т. составляет от 2,6 до 9 м и более. Т. имеет контактный взрыватель, срабатывающий при ударе Т. о корпус корабля, или неконтактный, срабатывающий при воздействии на него различных физических полей корабля на определённом расстоянии, обеспечивающем поражение корабля от взрыва заряда под его днищем. Т. оборудованы сложной аппаратурой, которая автоматически управляет их движением по направлению и глубине. В зависимости от характера траектории Т. делятся на самонаводящиеся, маневрирующие и прямоидущие. Универсальные Т. способны поражать подводные лодки и надводные корабли.

Ф. И. Козлов.

Википедия

Торпеда

Торпе́да - самодвижущийся боевой снаряд. В случае с морской торпедой - самодвижущийся подводный снаряд. Морская торпеда состоит из цилиндрического обтекаемого корпуса с оперением и гребными винтами, или с реактивным соплом в хвосте (ракета-торпеда). В боевой части торпеды заключён ядерная или неядерная боевая часть , топливо, двигатель и приборы управления.

Наиболее распространённый калибр морских торпед - 533 мм (21 дюйм) (также известны образцы от 254 до 660 мм). Средняя длина - около 7 м, масса - около 2 т, заряд взрывчатого вещества - 200-400 кг.

Морские торпеды состоят на вооружении надводных (торпедных катеров, миноносцев и пр.) и подводных кораблей, самолётов и вертолётов, как составная часть входят в состав противолодочных ракетных комплексов.

Примеры употребления слова торпеда в литературе.

Поэтому попадание торпед полностью могло уничтожить оба ангара, но сам авианосец при этом не получал смертельных повреждений, двигатели, как правило, оставались целыми, как и большая часть вооружения.

Операторы, видимо, уже получили подробные инструкции, поэтому уточнять не пришлось - авианосец выпустил четыре торпеды , которые умчались к астероиду.

Несмотря на то, что авианосец находился от него почти в километре, была хорошо видна каверна, прожженная в левом флайдеке взрывом торпеды .

Это был человек, каким он виделся обитателю морских глубин: ноги-плавники, сросшиеся, как у русалки, чуть утолщенное, как у аквариумной золотой рыбки, тело, покатые плечи пловца, тонкая шея и голая голова, напоминающая наконечник торпеды .

Тем временем эсминец-цель, зная, что по нему должен был показательно стрелять лучший специалист флота и что на атакующем корабле находится командующий, решил, что отсутствие следов торпед под килем означает только безобразное состояние собственной службы наблюдения.

Если мы сами напоремся на мину или торпеда угодит нам в борт, тогда даже валерьяновые капли не помогут: от нас останется пепел.

Космоглиттер, уходя от очередной торпеды , шел прямо на вращающийся сгусток камней, каждый из которых весил несколько тонн и при таких скоростях был бы в состоянии пробить ракету навылет.

Счетчик продолжал отсчитывать уменьшающееся расстояние, и, когда до цели осталось две с половиной тысячи километров, Блейр выпустил торпеду , заметив красно-синий выхлоп ее двигателя.

Удрать гардиан не успел - финн выпустил торпеду , та в мгновение преодолела расстояние между ними, и гардиан взорвался, разбрасывая обломки вокруг хвостового плавника.

Тем временем торпеды стремительно приближались и Джи Гегемон вывел на экран схему матричной защиты.

Торпеда перешла в режим активной гидролокации, подает сигнал и прислушивается, подает сигнал и прислушивается.

А тут было ясно, что уже через минуту Голдсмит получит возможность засадить по супостату торпедой .

Используй Брор торпеды или ракеты, дефлектор убережет и от этой напасти, но потом придется его восстанавливать.

В ночь на 4 июля, около трех часов, конвой был атакован самолетами-торпедоносцами и потерял свое 104первое судно -- транспорт, поврежденный торпедой противника, но добитый кораблями эскорта.

Проведенный мною анализ сенсорных схем в торпеде , которую демонтировал Марк, показал, что они представляют собой дуплексную систему.

Парогазовые торпеды, впервые изготовленные во второй половине XIX столетия, стали активно использоваться с появлением подводных лодок. Особенно преуспели в этом германские подводники, потопившие только за 1915 год 317 торговых и военных судов с общим тоннажем 772 тыс. тонн. В межвоенные годы появились усовершенствованные варианты, которые могли применяться самолетами. В годы Второй мировой войны торпедоносцы сыграли огромную роль в противоборстве флотов воюющих сторон.

Современные торпеды оснащены системами самонаведения и могут оснащаться боеголовками с различным зарядом, вплоть до атомного. На них продолжают использоваться парогазовые двигатели, созданные с учетом последних достижений техники.

История создания

Идея атаки вражеских кораблей самодвижущимися снарядами возникла в XV веке. Первым задокументированным фактом стали идеи итальянского инженера да Фонтана. Однако технический уровень того времени не позволял создать рабочих образцов. В XIX веке идею доработал Роберт Фултон, который и ввел в использование термин «торпеда».

В 1865 году проект оружия (или как тогда называли «самодвижущегося торпедо») предложил российский изобретатель И.Ф. Александровский. Торпеда оборудовалась двигателем, работающим на сжатом воздухе.

Для управления по глубине использовались горизонтальные рули. Спустя год аналогичный проект предложил англичанин Роберт Уайтхед, который оказался проворнее российского коллеги и запатентовал свою разработку.

Именно Уайтхед начал использовать гиростат и соосную гребную установку.

Первым государством, взявшим на вооружение торпеду, стала Австро-Венгрия в 1871 году.

В течение последующих 3 лет торпеды поступили в арсеналы многих морских держав, в том числе и России.

Устройство

Торпеда представляет собой самоходный снаряд, движущийся в толще воды под воздействием энергии собственной силовой установки. Все узлы расположены внутри удлиненного стального корпуса цилиндрического сечения.

В головной части корпуса размещен заряд взрывчатого вещества с приборами, обеспечивающими подрыв боеголовки.

В следующем отсеке расположен запас топлива, вид которого зависит от типа установленного ближе к корме двигателя. В хвостовой части установлен гребной винт, рули глубины и направления, которые могут управляться автоматически или дистанционно.


Принцип работы силовой установки парогазовой торпеды основан на использовании энергии парогазовой смеси в поршневой многоцилиндровой машине или турбине. Возможно использование жидкого топлива (в основном керосин, реже спирт), а также твердого (пороховой заряд или любое вещество, выделяющее значительный объем газа при контакте с водой).

При использовании жидкого топлива на борту имеется запас окислителя и воды.

Горение рабочей смеси происходит в специальном генераторе.

Поскольку при сгорании смеси температура достигает 3,5-4,0 тыс. градусов, то имеется риск разрушения корпуса камеры сгорания. Поэтому в камеру подается вода, снижающая температуру горения до 800°C и ниже.

Основным недостатком ранних торпед с парогазовой силовой установкой стал хорошо различимый след выхлопных газов. Это стало причиной появления торпед с электрической установкой. Позднее в качестве окислителя стали использовать чистый кислород или концентрированную перекись водорода. Благодаря этому отработавшие газы полностью растворяются в воде и след от движения практически отсутствует.

При использовании твердого топлива, состоящего из одного или нескольких компонентов, не требуется использование окислителя. Благодаря этому факту снижается вес торпеды, а более интенсивное газообразование твердого топлива обеспечивает увеличение скорости и дальности хода.

В качестве двигателя применяются паротурбинные установки, оснащенные планетарными редукторами для снижения частоты вращения вала гребных винтов.

Принцип работы

На торпедах типа 53-39 перед применением следует вручную установить параметры глубины движения, курса и примерной дистанции до цели. После этого необходимо открыть предохранительный кран, установленный на магистрали подачи сжатого воздуха в камеру сгорания.

При прохождении торпедой трубы пускового аппарата происходит автоматическое открытие главного крана, и начинается подача воздуха непосредственно в камеру.

Одновременно начинается распыл керосина через форсунку и розжиг образовавшейся смеси при помощи электрического прибора. Установленная в камере дополнительная форсунка подает пресную воду из бортового резервуара. Смесь подается в поршневой двигатель, который начинает раскручивать соосные гребные винты.

Например, в германских парогазовых торпедах G7a использован 4-цилиндровый двигатель, оборудованный редуктором для привода соосных винтов, вращающихся в противоположном направлении. Валы полые, установлены один внутри другого. Применение соосных винтов позволяет уравновешивать отклоняющие моменты и поддерживается заданный курс движения.

Часть воздуха при пуске подается на механизм раскрутки гироскопа.

После начала контакта головной части с потоком воды начинается раскрутка крыльчатки предохранителя боевого отделения. Предохранитель оснащен прибором задержки, обеспечивающим взвод ударника в боевое положение через несколько секунд, за которые торпеда отойдет от места пуска на 30-200 м.

Отклонение торпеды от заданного курса корректируется ротором гироскопа, воздействующим на систему тяг, связанную с исполнительной машиной рулей направления. Вместо тяг могут использоваться электрические приводы. Ошибка в глубине хода определяется механизмом, уравновешивающим усилие пружины давлением столба жидкости (гидростат). Механизм связан с исполнительной машинкой руля глубины.


При ударе боевой части о корпус корабля происходит разрушение стержнями ударника капсюлей, которые вызывают детонацию боевой части. Немецкие торпеды G7a поздних серий оснащались дополнительным магнитным детонатором, срабатывавшим при достижении определенной напряженности поля. Аналогичный взрыватель использовался с 1942 года на советских торпедах 53-38У.

Сравнительные характеристики некоторых торпед подводных лодок периода Второй мировой войны приведены ниже.

Параметр G7a 53-39 Mk.15mod 0 Тип 93
Производитель Германия СССР США Япония
Диаметр корпуса, мм 533 533 533 610
Вес заряда, кг 280 317 224 610
Тип ВВ Тротил ТГА Тротил -
Предельная дальность хода, м до 12500 до 10000 до 13700 до 40000
Рабочая глубина, м до 15 до 14 - -
Скорость хода, уз до 44 до 51 до 45 до 50

Наведение на цель

Простейшей методикой наведения является программирование курса движения. Курс учитывает теоретическое прямолинейное смещение цели за время, необходимое для прохождения расстояния между атакующим и атакуемым кораблем.


Заметное изменение скорости хода или курса атакуемым кораблем приводит к прохождению торпеды мимо. Ситуацию отчасти спасает запуск нескольких торпед «веером», что позволяет перекрывать больший диапазон. Но подобная методика не гарантирует поражения цели и ведет к перерасходу боекомплекта.

До Первой мировой войны предпринимались попытки создания торпед с корректировкой курса по радиоканалу, проводам или иным способам, но до серийного производства дело не дошло. Примером может служить торпеда Джона Хаммонда Младшего, которая использовала для самонаведения свет прожектора вражеского корабля.

Для обеспечения наведения в 30-е годы стали разрабатываться автоматические системы.

Первыми стали системы наведения по акустическому шуму, издаваемому гребными винтами атакуемого судна. Проблемой являются малошумные цели, акустический фон от которых может оказаться ниже шума винтов самой торпеды.

Для устранения подобной проблемы создана система наведения по отраженным сигналам от корпуса корабля или создаваемой им кильватерной струи. Для корректировки движения торпеды могут применяться методики телеуправления по проводам.

Боевая часть

Боевой заряд, расположенный в головной части корпуса состоит из заряда взрывчатого вещества и взрывателей. На ранних моделях торпед, применявших в Первую мировую войну, использовалось однокомпонентное взрывчатое вещество (например, пироксилин).

Для подрыва применялся примитивный детонатор, установленный в носовой части. Срабатывание ударника обеспечивалось только в узком диапазоне углов, близком к перпендикулярному попаданию торпеды в цель. Позднее стали применятся усы, связанные с бойком, которые расширили диапазон этих углов.


Дополнительно стали устанавливаться инерционные взрыватели, срабатывавшие в момент резкого замедления движения торпеды. Использование таких детонаторов потребовало введения предохранителя, которым стала крыльчатка, раскручиваемая потоком воды. При использовании электрических взрывателей крыльчатка соединяется с миниатюрным генератором, заряжающим конденсаторную батарею.

Взрыв торпеды возможен только при определенном уровне заряда батареи. Подобное решение обеспечило дополнительную защиту атакующего корабля от самоподрыва. К моменту начала Второй мировой стали применяться многокомпонентные смеси, обладающие повышенной разрушающей способностью.

Так, в торпеде 53-39 используется смесь тротила, гексогена и алюминиевой пудры.

Применение систем защиты от подводного взрыва привело к появлению взрывателей, обеспечивавших подрыв торпеды вне зоны защиты. После войны появились модели, оснащенные ядерными боеголовками. Первая советская торпеда с ядерной боеголовкой модели 53-58 была испытана осенью 1957 года. В 1973 году ее сменила модель 65-73 калибра 650 мм, способная нести ядерный заряд мощностью 20 кт.

Боевое применение

Первым государством, применившим новое оружие в деле, стала Россия. Торпеды использовались во время русско-турецкой войны 1877-78 года и запускались с катеров. Второй крупной войной с использованием торпедного вооружения стала русско-японская война 1905 года.

В ходе Первой мировой войны оружие использовалось всеми воюющими сторонами не только в морях и океанах, но и на речных коммуникациях. Широкое использование подводных лодок Германией привело к большим потерям торгового флота Антанты и союзников. В ходе Второй мировой войны стали применяться усовершенствованные варианты вооружения, оснащенные электродвигателями, усовершенствованными системами наведения и маневрирования.

Любопытные факты

Были разработаны торпеды больших размеров, предназначенные для доставки крупных боеголовок.

Примером такого вооружения может служить советская торпеда Т-15, имевшая вес около 40 т при диаметре 1500 мм.

Оружие предполагалось использовать для атаки побережья США термоядерными зарядами мощностью 100 мегатонн.

Видео

В свое время торпеды принципиально изменили характер сражений на море. Даже в век современных авианосцев с их оборонительной начинкой, это оружие представляет наибольшую опасность для военных кораблей всех типов.

Новинка от «Стабилименте техника Фьюмано»

Общепринятая версия гласит, что создателем первой торпеды является англичанин Роберт Уайтхед. Согласно другой, не столь популярной теории, ее придумал австро-венгерский офицер Иван-Бланж Луппис, который еще в 1860 году, то есть за шесть лет до демонстрации торпеды Уайтхеда, показал императору Францу-Иосифу I самодвижущий по воде снаряд. Однако изобретение Лупписа было далеко от совершенства и содержало в себе ряд нерешенных технических проблем. Именно поэтому он обратился в фирму «Стабилименте техника Фьюмано», расположенную в средиземноморском городе Фиуме. Её возглавлял тот самый Роберт Уайтхед, который и вошел в историю. Произошло это в 1864 году.

Англичанин Уайтхед сразу же осознал перспективность нового оружия, и к тому же в отличие от Иван-Бланжа Лупписа, хорошо разбирался в механике. Помогал ему в этом деле его двадцатилетний сын Джон Уайтхед. Они оснастили снаряд гидростатом, горизонтальными рулями, гироскопическим прибором системы Обри, резервуаром сжатого воздуха с давлением до 150 атм., поршневым пневмодвигателем и, конечно же, зарядом. Всё это позволило торпеде, со средней скоростью 5.7 узлов, плыть на трехметровой глубине почти 700-800 метров. В конечном счете, Уайтхед сконструировали подводные самодвижущие снаряды двух типов: нормальный и малый. Первый имел длину 4,28 м и нес взрывчатку весом 27 кг, второй – был на полметра короче и имел тринадцатикилограммовый заряд.

Управляемые мины Бориса Якоби


Аналогичные работы велись и в России. Известно, что торпедам предшествовали мины. Уже в 1807 году это пассивное, но грозное оружие успешно применялось для защиты береговых укреплений. Идея управляемой транспортировки этих зарядов к эскадрам противника была вполне логичной. В частности, на Адриатике пытались создать управляемые с берега винтовые лодки с пироксилином. Однако использование вместо полноценных двигателей часовых механизмов делало такие плавучие мины медленными и ограниченными по дистанции.

Между тем эти проблемы были решены в России. Создатель гальванотехники Борис Семенович Якоби еще в сентябре 1838 года на Неве продемонстрировал ботик с электродвигателем, самостоятельно проплывший 14 км. Позднее Якоби создал управляемые мины, которые не срабатывали, если они касались наших кораблей, но взрывались при контакте с судами противника. В 1847 году в районе Ораниенбаума он показал императору Николаю I принцип действия такой системы.

В 1873 году, за год до своей смерти, Борис Якоби написал: «Изобретенные мною и улучшенные (управляемые) мины не уступают новейшим торпедам других государств, несмотря на приложенные там старания к усовершенствованию этого снаряда, которым Россия владела задолго до того, как подобное средство военной обороны стало известно за границей».

Параллельно с разработками Якоби свои торпеды сконструировал другой русский инженер И.Ф. Александровский, который в 1865 году представил в военное ведомство России своей вариант торпеды. Однако вместо денег изобретатель получил резолюцию «преждевременно».

Как океанограф торпедировал канонерку

Кем только не был Степан Осипович Макаров. И кораблестроителем, и океанографом, и полярным исследователем и даже автором русской семафорной азбуки. В историю он вошел как прославленный вице-адмирал и изобретатель бронебойных наконечников артиллерийских снарядов. Эксперты убеждены, что, если бы царское правительство прислушалось к доводам «неудобного» человека во дворе, каким был Макаров, то дуэль между «Варягом» и «Асамой» закончилась бы победой русского крейсера.

Степан Макаров совершил первую в мире успешную торпедную атаку, будучи еще лейтенантом. Произошло это в ночь на 25 января 1878 года во время похода на Батум. Являясь командиром катеров «Чесма» и «Синоп», он атаковал турецкую сторожевую канонерскую лодку «Интибах». Из двух торпед, пущенных с расстояния 60 метров в боевой корабль противника, взорвалась только одна. Но и этого оказалось достаточно, чтобы сорокаметровая канонерка легла на правый бок и в считанные минуты затонула.

Удача – награда за смелость

Если в Первой мировой войне по части торпед Россия была на уровне с ведущими странами мира, то в начале Великой Отечественной войны мы значительно уступали в этом Германии. В арсенале немецких подводников были бесследные торпеды G–7E, самонаводящиеся – Т–5, сверхточные «Лерхе», управляемые с помощью гидрофонов, а также залповые торпедные аппараты.

Историки справедливо утверждают, что основные морские баталии развернулись между подводными лодками Kriegsmarine и королевским флотом Великобритании. До 1943 года суммарный тоннаж потопленных кораблей союзников был запредельным, но уже во второй половине войны три из четырех подлодок Германии шли ко дну. Причем, по большей части благодаря флоту США и Великобритании.

Именно поэтому так остры споры вокруг торпедной атаки «Лунин против Тирпица». Основные контраргументы сводятся к формуле «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Мол, профессионализм советских подводников был не достаточным для того, чтобы на расстоянии 35-40 кбт попасть в корабль, идущий со скоростью 20 узлов. Между тем факты говорят о том, что немецкий «Тирпиц» получил повреждение именно там, где находилась подлодка «К-21» под командованием Николая Лунина. Кстати, сам командир счастливой подлодки не утверждал, что попал в линкор. Так в вахтенном журнале записано:

«18.01.30. «Пли!» Ш = 71° 22" 2"", Д = 24° 34" 3"". Залп произведен четырьмя кормовыми торпедами с установкой глубины 2 м с интервалом 4 секунды. Дистанция залповая 18-20 каб., угол упреждения = 28°, угол встречи = 100°. Скорость цели Vц = 22 уз; скорость ПЛ 3,5 уз». быстроходной торпеды 53–39. Американскую торпеду Мк-48 образца 1972 года в Советском Союзе догнали в 1980 году, когда приняли на вооружение УСЭТ–80.

В СССР параллельно шла разработка принципиальной иной торпеды. Некоторые эксперты считают, что рывок в торпедостроении произошел после того, как американская противолодочная ракета «Асрок» была утеряна в Тихом Океане и, по некоторым сведениям, подобрана кораблем, с пропиской во Владивостоке. Именно тогда и начиналась разработка противолодочного комплекса «Шквал», который был принят на вооружение ВМФ 29 ноября 1977 года. Его боевые возможности были поразительны: при скорости 100 метров в секунду торпеда ВА-111 «Шквал» могла уничтожить корабли на дистанции до 20 км. В то же время в СМИ появилась информация о немецкой «Барракуде» с аналогичными характеристиками, и даже об иранской «Hoot», которую, впрочем, многие эксперты считают клоном «Шквала».

  Человек подошёл к развалившемуся на скамейке Юрию, спросил:
  - Ты Юра Б.?
  - Ну, я.
  Человек сделал движение рукой, как будто здороваясь. Через секунду он медленно, спокойной походкой двинулся к выходу из парка.
  Юрий Б. Остался сидеть на скамейке, но только поза его приняла более вальяжный вид, и казалось, что алкоголь сморил его окончательно. Прошло не менее пяти-десяти минут, прежде чем раздался девичий визг. На скамейке с незаметной ранкой в груди сидел труп.

  (Я понимаю, что очень похоже на «Место встречи изменить нельзя», только нож, естественно, из груди не торчал. Но, то, что я пишу, было в действительности. И этот труп на скамейке я наблюдал лично. Как потом говорили, при этом убийстве был использован нож-выкидуха на кнопочке, поэтому никто ничего не заметил.)

  «Торпеда» - человек на зоне проигравшийся в карты на жизнь. Неважно на чью. Если не забираешь чужую, отдаешь свою. Выбор небогатый.

  «Торпеда» выбрал жизнь «бывшего мента».
Как надо было служить этому Юре, что на него так ополчились зека, приговорив его к своей высшей мере? Это случается очень редко. Я думаю, в этом Юрии, в его серой до армейской жизни, тихом омуте, водились такие бесы, что он сам о них не подозревал. Получив власть над заключёнными людьми, он дал волю этим своим бесам.
  Что привело к закономерному концу.

  Человек, совершивший убийство, решил «обмануть» ментов и рванул на север.

  Необходимое пояснение. С моего города есть только два направления по ж/д и автостраде: или в сторону Петрозаводска (юг), или в сторону Мурманска (север).
  Южное направление, в центр страны, конечно, предпочтительнее для беглеца из-за возможности в дальнейшем скрыться по непредсказуемому маршруту. Бежать в сторону Мурманска – бежать в одну сторону, которую без сомнения, тоже перекроют. Но перекроют не в такой степени и не теми силами, которые, как он должен был понимать, кинутся его искать после этого громкого дела. Человек-торпеда решил рискнуть, проскользнув на север, и там «лечь на дно».

  Но середина восьмидесятых, ещё не девяностые. По тревоге были подняты все оперчасти зон. Как-никак, уничтожен был их «коллега» и если не поймать «торпеду» сейчас, в будущем казни сотрудников УИС (сейчас: уголовно-исполнительная система) могли участиться. Это тоже понимали. Поэтому перекрыли всё. Проверяли даже рыбацкие лодки и безлюдные острова многочисленных озёр. В городе ходили патрули ВВ с собаками. Одно из общежитий «химиков» брали приступом отряд людей, которых позже обзовут ОМОН-ом. Прохождение отряда по этажам здания можно было проследить по летящим вниз из разбитых окон стёкол, горящих матрасов и обломков мебели.

  Как в таких условиях, парень доехал до Мурманской области и умудрился скрываться там ещё два дня непонятно. И это при условии, что его личность была установлена, буквально в течении получаса после дерзкого убийства. Но его взяли, как ходили слухи, простые менты, дежурившие на вокзале какой-то деревни. И здесь ему повезло. Попадись он в руки работникам УИС, вряд ли они доставили его в СИЗО (следственный изолятор) живым. Стрельбу при попытке к бегству ещё никто не отменял.
  Конвою с зоны даже не доверили этапировать схваченного человека до города, где он совершил преступление. Его в милицейском «козлике» привезли ночью в райотдел милиции города.
  И лишь два-три дня спустя его доставили (отдали) в СИЗО, т.е. в эту самую УИС.

* * *   При водворении убийцы в СИЗО в город начала поступать «достоверная» информация о случившемся за те дни, что «торпеда» был в бегах.   Надо здесь отметить, что самые болтливые люди на земле мл. персонал пеницитарной системы. Любят они за рюмкой чая, придавая себе значимость осведомлённого крупного «гражданина начальника» выдавать слухи, факты, события происходящие в их учреждениях откровенно и даже, я бы сказал, вдохновенно привирая и приукрашивая. Впрочем, тем же самым не отличается и сторона другая. Зека, которые не заслужили большого авторитета среди заключённых, тоже могут много и красочно разговаривать на «тему».

  Вот таким образом и начала поступать информация гражданскому населению. Информация такая. Юру Б., срочника ВВ, что вообще невероятно, (первый случай в практике 70-80гг.) приговорили к смерти с полгода назад «авторитеты» зоны, где он служил. Моё предположение. Что нужно было сделать солдату срочной службы на охраняемом объекте, что бы заслужить такой приговор? Мне кажется, это может быть выполнение незаконных распоряжений администрации зоны или тюрьмы. Организация и участие в наказаниях особо отличившихся з/к в «отрицалове». Для этого (кажется, примерно в это время) начали создаваться . «Опускание авторитетов по беспределу». Если он принимал в этом участие – неудивителен и приговор. Но, это, я повторяю, только моё предположение.
  Решили «солдата» «кончать» в родном его городе и показательно.
  Именно поэтому труп видело столько много людей. Даже я, тогда ещё подросток.
  Подготовили «торпеду» здесь, благо далеко ходить не надо – полгорода бывшие заключённые. Потом произошли события, что я описывал в первой части истории.

  По поимке убийцы версия простая: сдался сам, поняв, что если его схватят сотрудники УИС ему не жить. Поэтому и вышел на маленьком полустанке и сам пришёл в отделение милиции на ж/д. Логически этот шаг можно понять. Или пуля в лоб сразу, или возможность избежать «вышки», получив свой «пятнарик» и уважаемым человеком «сидеть на подогреве» у «авторитетов»

  Но жизнь это совершенно не те планы, что мы строим. То, что «торпеда» за добровольную сдачу может избежать «вышку» по суду понимали и сотрудники УИС. Этого они допустить не могли. Следствие по делу шло примерно месяц, когда однажды утром в одиночной камере СИЗО, где сидел подследственный, нашли труп. Человек висел с узлом на шее, сделанном из тюремного полотенца. В самоубийство никто не поверил. Однако оформили это происшествие как факт тюремного суицида. Дело закрыли.

  Версии ходящие по городу после убийства «торпеды».

  Официальная – самоубийство. Все усмехались, всё понимали, но молчали. В данном случае эта версия не учитывается и не рассматривается.

  1) Близкая к официальной, но за разговор о которой можно было получить в морду. Именно тогда (может быть и ранее были, но в нашем городе именно тогда). В этом предположении говорили, что человек-торпеда прошёл через такую , созданную именно для него, а потом быстро расформированную. Покончил жизнь самоубийством, так как не мог оставаться «опущенным». Опытные сидельцы эти разговоры пресекали посредством «коррекции вестибулярного аппарата» распространяющего такие слухи человека. Их «герой» не мог уйти из жизни «петухом». Скорее всего, они были правы. В СИЗО из той шпаны, что там находилась (а это подследственные из районов Карелии, провинциалы-бакланы), создать «пресс-хату» было бы затруднительно.

  2) На допросах начал говорить лишнее, почему и был задавлен «авторитетами». Версия очень слабая и непохожая на правду. Что «торпеда» мог знать? Ему показали человека (даже и не показывали, он этого Юру в лицо не знал), просто назвали имя и обусловили место казни.

  3) Самая вероятная – месть и показательное устранение палача сотрудниками УИС для всего мира тюрьмы. Понятно, что сделано это руками какого-либо уголовника за снисхождение в приговоре или даже за свободу. Но этого никто, никогда не узнает.

Российская оборонная промышленность продолжает реализацию новых проектов в области минно-торпедного вооружения. Не так давно стало известно о получении новых результатов в этой области: по итогам всех необходимых испытаний на вооружение была принята перспективная торпеда, известная под шифром «Футляр». При этом некоторые факты, указанные в последних сообщениях на этот счет, могут быть поводом для оптимизма.

Изделие «Футляр» является самой новой из известных отечественных разработок в сфере торпедного вооружения. По имеющимся данным, целью этого проекта было дальнейшее совершенствование существующей торпеды УГСТ «Физик», принятой на вооружение несколько лет назад. В частности, в связи с этим новый проект также носит наименование «Физик-2». Работы по новому проекту стартовали в недавнем прошлом и со временем привели к реальным результатам в виде готовности принятия на вооружение.


В марте текущего года РИА « » со ссылкой на неназванные источники в оборонно-промышленном комплексе писало о текущих успехах проекта «Футляр». Тогда указывалось, что новая торпеда к тому времени успела на испытания. Кроме того, часть необходимых проверок уже была с успехом завершена. Также неназванный источник раскрыл дальнейшие планы промышленности и министерства обороны. Так, в обозримом будущем торпеду «Физик-2» / «Футляр» планировалось принять на вооружение. Соответствующий приказ должен был появиться в 2018 году.

Торпеда УГСТ "Физик"

Через несколько месяцев, 12 июля издание «Известия» опубликовало новые сообщения о ходе перспективного проекта. Из опубликованных данных следовало, что к настоящему времени промышленность успела выполнить все требуемые работы. Конструктор торпедного вооружения НИИ Морской теплотехники, осуществлявшего разработку нового проекта, Александр Григорьев рассказал «Известиям», что торпеда УГСТ «Физик-2» уже была принята на вооружение военно-морского флота России. Также участник создания торпеды отметил, что в будущем это изделие должно будет заменить все состоящие на вооружении аналоги существующих типов, оснащенные электрическими силовыми установками.

Недавние сообщения о принятии торпеды «Футляр» на вооружение позволяют предполагать, что испытания удалось завершить досрочно – на несколько месяцев раньше указанных сроков. Как следствие, не позднее середины 2017 года изделие было принято на вооружение, хотя ранее эти события относили к следующему 2018-му. Таким образом, серийные изделия могут поступить во флотские арсеналы с определенным опережением существовавших графиков.

Известно, что новое изделие «Футляр» представляет собой модернизированный вариант более старой торпеды УГСТ «Физик». Напомним, опытно-конструкторская работа с шифром «Физик» стартовала в середине восьмидесятых годов; ее целью было создание перспективной глубоководной самонаводящейся тепловой торпеды. Головным разработчиком назначили НИИ Морской теплотехники, которому должны были помогать несколько других организаций. Опытные изделия УГСТ вышли на испытания в середине девяностых годов, а в начале следующего десятилетия торпеду приняли на вооружение. В этот период состоялась и первая публичная демонстрация нового , площадкой для которой стал Международный военно-морской салон в Санкт-Петербурге.

Несколько лет назад институт-разработчик приступил к созданию модернизированной версии существующего «Физика». Новая торпеда на базе существующей получила рабочее обозначение «Физик-2». Кроме того, вскоре появилось альтернативное название «Футляр». В настоящее время оба обозначения используются параллельно и не вызывают какой-либо путаницы.

До определенного времени подробные сведения о торпеде «Физик-2» / «Футляр» отсутствовали. Лишь несколько месяцев назад были опубликованы некоторые данные технического характера. Кроме того, часть публикаций в прессе, посвященных развитию торпедного вооружения, раскрыла определенные подробности нового проекта. По понятным причинам, чаще всего упоминались отличия от существующего оружия базовой модели, а также преимущества, полученные в рамках нового проекта. Все опубликованные к настоящему времени данные позволяют составить достаточно подробную картину, в которой, однако, по-прежнему остаются некоторые «белые пятна».

Как и все современные отечественные торпеды, УГСТ «Футляр» имеет цилиндрический корпус большого удлинения со срезанным полусферическим головным обтекателем и конической хвостовой секцией, служащей основанием для движителя и рулевой системы. Общая длина изделия, по имеющимся данным, 7,2 м, калибр – 533 мм. Масса боеготовой торпеды – 2,2 т.

По своей компоновке торпеда, вероятно, повторяет конструкцию базового «Физика». Напомним, УГСТ первой версии имела головной отсек с аппаратурой самонаведения, за которым последовательно располагались зарядное и резервуарное отделения. Хвостовой отсек отдавался под установку двигателя и исполнительных механизмов системы управления. По всей видимости, в новом проекте подобная архитектура торпеды не изменялась и не дорабатывалась.

Согласно опубликованным данным, «Футляр» комплектуется аксиально-поршневым двигателем внутреннего сгорания, использующим однокомпонентное топливо. Тип двигателя и его основные характеристики пока не оглашались. При этом известно, что базовый «Физик» имел двигатель мощностью 350 кВт (469 л.с.), в составе которого использовалась вращающаяся камера сгорания. Подача топлива осуществлялась высоконапорным насосом. Баки для транспортировки горючего находились в центральной части корпуса. Запуск двигателя предлагалось производить с использованием стартового порохового заряда.

Вал двигателя проходит через хвостовой отсек корпуса и выводится наружу, где соединяется с водометным движителем. Крыльчатка последнего помещена внутри кольцевого канала, что повышает производительность, параллельно снижая шумность. Рядом с кольцевым каналом водомета располагаются рули. Любопытной особенностью проектов семейства УГСТ «Физик» является использование управляемых поверхностей, раскладываемых после выхода из торпедного аппарата. Для большей эффективности рули имеют коробчатую конструкцию с парой крупных плоскостей и небольшой перемычкой между ними, выводимых в поток. Такая конструкция повышает эффективность рулей и в определенной мере упрощает управление.

Известно, что изделие «Физик-2» имеет средства самонаведения, однако тип такой системы не уточнялся. При этом имеются определенные сведения о системах управления предыдущей торпеды УГСТ. По имеющимся данным, в рамках ОКР «Физик» предприятиями отечественной оборонной промышленности было создано сразу два варианта активно-пассивных систем самонаведения, имеющих определенные отличия. Вместе с самонаведением может использоваться телеуправление с соответствующего пульта подлодки-носителя. Для передачи команд бортовым системам торпеды используется кабель, размещенный на двух катушках. Одна из них оснащается 25 км провода и располагается внутри торпеды, а буксируемая с 5 км кабеля в транспортном положении помещается возле водометного движителя. Третья катушка может устанавливаться на борту носителя. При помощи кабеля и телеуправления торпеда может выводиться в заданный район предполагаемого местонахождения цели, после чего поиск и наведение возлагается на автоматические системы.

Система самонаведения «Физика» имеет плоскую носовую приемно-излучающую антенну, в составе которой присутствует большое количество отдельных элементов. Торпеда способна находить как сами цели, так и их кильватерный след. Автоматика обнаруживает надводные корабли на дистанциях до 1,2 км, подлодки – до 2,5 км. Время индикации кильватерного следа – 350 с. Подрыв боевой части производится при помощи неконтактного взрывателя. Он срабатывает на дистанциях до нескольких метров от цели.

Позади головного отсека в корпусе торпеды «Футляр» находится боевое зарядное отделение. Торпеды нового семейства несут схожий заряд в виде 300 кг взрывчатого вещества. Мощность такого боевого отделения достаточна для нанесения самых серьезных повреждений надводным кораблям и подводным лодкам противника. Вероятно, одновременно с боевыми торпедами, несущими мощный заряд взрывчатого вещества, могут производиться изделия практического типа. В таком случае зарядное отделение должно заполняться балластом требуемой массы.

По сообщениям отечественной прессы, торпеда УГСТ «Физик-2» / «Футляр» способна развивать скорость до 50 узлов (более 90 км/ч) и двигаться на глубинах до 400 м. Дальность стрельбы – до 50 км. В различных публикациях неоднократно отмечалось, что перспективное изделие по дальности хода превосходит существующие отечественные и зарубежные торпеды. Эта особенность нового оружия заметным образом повышает вероятность успешного своевременного уничтожения цели с минимальными рисками для его носителя.

Согласно ранее опубликованным данным, новая торпеда «Футляр», прежде всего, предназначена для вооружения современных атомных подводных лодок последних проектов. Таким образом, первыми носителями этого оружия могут стать многоцелевые АПЛ проекта 885 «Ясень» и стратегические крейсера проекта 955 «Борей». При этом нельзя исключать, что в дальнейшем такие торпеды войдут в боекомплект иных отечественных подлодок, построенных по более старым проектам.

Производство «Футляров» должно быть развернуто на заводе «Дагдизель» в г. Каспийск. По имеющимся данным, это предприятие в настоящее время производит изделия УГСТ «Физик», а в ближайшее время освоит массовую сборку его модернизированной версии. Согласно некоторым сообщениям, запуск серийного производства торпед «Физик-2» приведет к остановке выпуска изделий базовой модели. По всей видимости, такая замена не приведет к сложностям технологического или эксплуатационного характера, но при этом позволит в определенной мере повысить потенциал подводных сил.

Разработка новой версии самонаводящейся тепловой торпеды для замены имеющихся изделий «Физик» стартовала всего несколько лет назад. К настоящему времени торпедостроители успели завершить проектирование и провести необходимые испытания. По сообщениям весны этого года, проверки шли успешно и позволяли делать оптимистичные оценки. При этом, однако, анонимные источники отечественных средств массовой информации называли достаточно скромные планы: новая торпеда должна была поступить на вооружение только в следующем году.

Всего через несколько месяцев после этого один из авторов нового проекта рассказал, что торпеда «Физик-2» уже была принята на вооружение российского ВМФ. Началось ли серийное производство – пока не уточнялось. Прочие аспекты нового проекта тоже не оглашаются. При этом поступили сообщения, согласно которым новая торпеда сменит в производстве изделия базовой модели.

Развитие отечественного минно-торпедного вооружения продолжается и дает определенные результаты. Всего за несколько лет был создан обновленный и улучшенный вариант существующего изделия УГСТ «Физик», отличающийся рядом преимуществ. Эта торпеда не так давно была принята на вооружение, а в ближайшем будущем должна будет поступить в арсеналы военно-морского флота и попасть в боекомплект самых новых атомных подводных лодок.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://iz.ru/
http://vpk-news.ru/
http://bastion-opk.ru/
http://bmpd.livejournal.com/