25.09.2019

Скотт Белски «Воплощение идей. Воплощение идеи


Чтение книг, подобных той, что читатель держит сейчас в руках, может не дать никаких результатов, либо привести к осложнению супружеских отношений, если не будут соблюдены правила обращения с прочитанным.

Первое - правило бережного отношения к осмыслению прочитанного.

Нередко прочитанное, как опыт другого человека, дает что-то новое, ранее мною не пережитое. Оно входит в меня как облако ощущений, образов, мыслей. Что-то схвачено ярко и отчетливо, что-то запомнилось смутно, а что-то бродит во мне в виде глубоких непроявленных ощущений, вызревая и ожидая своего часа. Эти сложные переживания, многие из которых могут вообще мною не сознаваться, создают сокровенную ткань человеческого преображения. Будет ли она соткана из тончайших движений душевных переживаний или превратится в грубую мешковину из толстых и крепко скрученных ниток, зависит теперь от меня самого.

Именно этим объясняется возможность возврата к книге, спустя некоторое время. Повторное чтение начинает открывать в ней новые смыслы, иные значения.

Более того, есть в столь поспешном пересказе и другая отрицательная сторона. Проговариваются прежде всего ярко запечатленные образы и мысли. Но в пылу рассказа забываются и полностью стираются в сознании все неясные и мало проявленные чувства и слова. Тогда как именно последние и призваны в человеке задавать главную, самую необходимую работу – сознание прочитанного, т. е. усвоение в свое мировоззрение и проживание. Тончайшие движения душевных переживаний, которые вызревают затем в человеческие поступки, происходят прежде всего в сфере неясных ощущений.

Здесь центр внутренней борьбы преодоления греховных чувствований и смыслов в чувства очищенные и смыслы ясные. Здесь возникает наибольшее напряжение разумных сил души, чтобы обрести истину, здесь напрягается воля, чтобы сочетаться с волей Божией, здесь сердце ищет благодатных чувствований и чистоты. Из этой области неясного с опытом жизни вызревает ясный и простой образ поступков, согласных с волей Бога.

«В греховном сознании, - говорит святитель Феофан Затворник, - многие истины содержатся в уме, как нечто чуждое, туда положенное совне, но не сорастворившееся с самою природою ума. Оттого далее, даже и после полного их изучения, значение их все еще перебивается сомнениями и недоумениями, нерешительностью, готовою всем колебаться, как стебель от легкого дыхания ветра». Преподобный Макарий Египетский прибавляет: «Если Бог и дарует им хотя несколько почувствовать то, о чем они говорят, то они, конечно, узнают, что истина и дело не походят на их рассказ, но весьма – много различествуют от него».26 Поэтому минует время и придет к человеку озаренное понимание действительных смыслов тех слов и фраз, которые вроде бы схвачены были точно.

Может быть, поэтому при серьезном чтении люди стремятся уходить от разговоров на темы прочитанного, либо присутствуют в кругу друзей в качестве слушателей, но не говорящих по данной теме. Может быть, поэтому и святые отцы настойчиво советуют больше молчать о прочитанном или услышанном. "Надобно тебе, - говорит авва Нестерой, - постановления и наставления принимать внимательным сердцем, и как бы с немыми устами; и прилежно сохраняя в своей груди, спеши лучше к выполнению их, нежели к научению других".27

Прочитанному нужно дать время войти в человека. Отсюда и первое правило - бережности к прочитанному. Правило второе – бережности к ближнему. Чтобы раскрыть содержание этого закона попробуем развернуть представление о том, как любая идея воплощается в реальность, т.е. перестает быть идеей, становится действительностью.

Через чтение книг происходит встреча каждого из нас с миром идей. Идеи межличностных отношений - это образы человеческих поступков, присущих, как мы думаем, идеальным людям. Зовущая сила идеи - это сила стремления подражать внутреннему и внешнему облику чистого человека, быть таким, как он, созидать себя по его образу и подобию. Встреча с таким человеком в реальной жизни рождает в нас удивительный источник устремленности, вдохновения и озаренной работы над собой. Рядом с ним мы становимся другими, даже порой не задаваясь специальной задачей переделки себя, не замечая, как и когда мы это делаем. В нас живет лишь постоянное желание делать все так же прекрасно, как делает он. Видеть в ближнем зовущий свет и питаться силой этого зова - свойство всякого человека. Оттого и тянемся мы к людям, несущим в себе красивое, тянемся к идеям, к Евангелию, в которых сконцентрирован, как в живом символе, облик подобного рода людей.

Способность эта вложена Богом в душу человека как потребность уподобления своему Творцу, приближения к Нему по нраву. Совершается это уподобление в Таинствах Церкви, где душа, жаждущая Евангельского образа поступков, получает этот образ в непосредственном общении со Христом. Удовлетворение этой потребности уподобиться нраву Христа человек получает также в общении с ближними. В них и через них он слышит чувством живой образ деятельной добродетели.

Понять внутреннее движение человека, рождающее красоту его поступков, помогает нам непосредственное общение с ним. Душевная чуткость, внимательность, проявленные нами, позволяют увидеть, почувствовать в нем многое, но не все.

Несколько иное происходит при встрече с идеей. Она, обладая порой большой окрыляющей силой, требует от нас и больший труд уразумения. Идею, символ нужно раскрыть, а, значит, наполнить реальным движением жизни.

Процесс наполнения идеи реальным движением жизни проходит обычно в три ступени.

Первая ступень - встреча с идеей. Это состояние радости, внутренней наполненности и вдохновления, отчетливое ощущение знания - так должно быть. Оно приходит, потому что человек отождествляется с идеей. Признанная им, она начинает задавать тон всем его размышлениям и, главное, становится той центральной призмой, через которую он начинает воспринимать мир и себя в мире.

В жизнь семьи в разное время приходит множество разных идей: сбор макулатуры для обмена на книги, покупка или изготовление каких-либо вещей домашнего обихода (начиная от мебели, заканчивая кухонными приборами), новые способы воспитания детей, новый порядок питания, новый режим дня, новый характер отношений между супругами и т.д. О каких идеях здесь идет речь? Отвечая на этот вопрос, разложим все перечисленное на три группы.

Идеи, связанные с приобретением или изменением вещей и предметов обихода можно отнести к первой. Связанные с перестройкой физиологического режима самого человека будут отнесены к группе второй. И, наконец, третья группа - это идеи, в основу которых положено нравственное и духовное развитие человека. Мы будем говорить здесь только о третьей группе идей.28

С идеями же, увы, нередко происходит следующее. Я воспринял идею. Увлечен ею, живу чистым (так я думаю) стремлением воплотить ее в реальность. Теперь я отчетливо вижу поступки окружающих меня людей. Каждое неправильное с их стороны и несогласное с идеей действие рождает во мне немедленное желание поправить человека. Первое время бережно, а затем все более настойчиво, резко, наконец, категорично, я начинаю требовать от людей определенного поведения.

Сам я целиком и полностью следую идее, поступаю так, как она диктует. Подробно, точно, с пунктуальностью до последней запятой, исполняю предписанное… и все более жестко обращаюсь с близкими - как могут они не следовать ей с такой же устремленностью, с какой следую ей я? Если же близкие согласны с идеей и признали ее, но в исполнении допускают небрежность или забывчивость, я начинаю нервничать, раздражатся, досадовать или особенно резко поправлять.

Ты же читал(а)! Ты же знаешь! Разве ты забыл(а), что сказал по этому поводу (называется тот или иной авторитет)? Почему же делаешь все наоборот? Как смеешь ты так поступать?!

Возмущение всякий раз возникает естественно, льется спонтанно.

В ином случае, отождествленный с идеей, я предаюсь ей целиком и полностью, забывая об окружающем мире и об окружающих меня близких людях. Но этой внутренней требовательностью к себе я невольно, одним присутствием своим задаю ситуацию жесткого требования к другим, потому что в таких случаях не я к ним, а они ко мне вынуждены как-то приспосабливаться.

С другой стороны, я становлюсь очень словоохотливым. О своей идее я говорю везде и всюду, проповедую каждому встречному. А иногда начинаю указывать людям, где они поступают не так и советовать как нужно поступать. Сколько таких действий мы совершаем, когда начинается наше воцерковление.

С флагом идеи я иду в наступление на человеческое невежество в церковных вопросах. И в этом наступлении вижу центральный смысл всего моего служения не просто идее, но даже Самому Богу.

Но во всех этих многообразных формах проявления моей "идейной преданности" нет главного. Моего собственного воплощения в идею. То есть реального воплощения идеи в мое собственное "я". Есть отождествление, но нет исполнения на деле. Причина такого положения одна: я просматриваю сквозь призму идеи поведение прежде всего окружающих меня людей, но не самого себя. И пока есть рожденное таким действием требование к другим, не может быть никакого нравственного становления в себе. Нравственное развитие возможно лишь в том случае, когда этическое правило направленно от начала и до конца на самого себя. Пока этого не произошло, идея остается в форме символа. Она не может стать внутренним движением человека.

Лишь с того момента, когда человек поворачивает действие ее в себя и только в себя, начинается движение по второй ступени. Здесь человек не требует проявления доброго отношения к себе, он сам устремлен к проявлению такого отношения, независимо от того, как относятся к нему окружающие.

Вся действительная сложность становления в себе доброты и любви к близкому человеку заключается именно в последнем - в необходимости быть добрым - на зло, любящим - на гнев. При этом не требовать ни внутренне, ни внешне, чтобы другой прекратил гневаться на меня и по всем правилам работы над собой стал проявлять противоположное гневу состояние. К сожалению, в острых ситуациях семейных неурядиц нередко возникает желание ответить другому его же средством, либо упрекнуть и укорить его в несоблюдении этических законов. Проявление такого желания означает падение и возврат на первую ступень проживания идеи. То есть на ступень, где нет преображения, где происходит только разрушение.

Каждую минуту в жизни человека происходит либо созидание, либо разрушение нравственных основ. Любая эмоция есть либо первое, либо второе. Поэтому так важно пронаблюдать свои отношения с любой нравственной идеей, свои отношения с Евангелием и учением святых отцов.

Можно многие годы активно занимать позицию первой ступени, провозглашая принципы добра и любви, и не замечать в себе проявлений нетерпимости к близкому человеку, отсутствие бережности к нему, завышенную требовательность, душевную черствость, бессердечие и т.п. Именно поэтому рассматриваемое правило отчетливо утверждает одно - бережность к другому, особенно там, где нравственная идея становится основой моей жизненной позиции. Не требование к другому, завышенное с позиций идеи, а бережность к нему. При этом - предельная требовательность к самому себе, внимательная и чуткая требовательность к себе. "Да будет украшением вашим … сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом"(1Петр, 3,4).

Выход на третью ступень проживания начинается с того момента, когда идея становится плотью и кровью самого человека. С этого времени идея как символ исчезает из его сознания. Она растворяется в самом человеке и присутствует в нем в виде естества, зовущего подчинить себе все его поведение, в виде личного, ему присущего способа отношения к людям. Человек не отдает себе отчета, почему он так поступает, но по-другому поступить у него уже не получается.

Когда мы садимся за стол, и начинаем есть из тарелок, используя вилки, ножи и ложки, мы не сознаем своей "культурной продвинутости" по отношению к другим животным, которые едят без всякой посуды. Мы садимся и едим. Если же нам предложат поесть прямо с пола, без ложек, из общей тарелки, мы почувствуем внутреннее возмущение и отстранение от такого способа поведения. Произойдет это только потому, что идея пользоваться посудой стала плотью и кровью нас самих. Когда-то, может быть в детстве, она была для нас всего лишь правилом культурного, значит, высокого, красивого поведения. Но тогда она была еще идеей.

Из книги "Шесть сотниц"

о. Петра Серегина

О жизни сердца

«От сердца бо исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы… хулы» (Мф. 15, 19)«Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50, 12).

Из создавшейся "настроенности" нашего сердца возникают и наши отдельные поступки (как бусы, нанизываясь на нить). Причем эта настроенность может быть как кратковременной, так и более глубокой и длительной. К "глубокой настроенности" относятся и наши страсти, которые из-за долговременной привычки мы считаем своим "я" и (или) не считаем за грехи, или уже не в силах и не пытаемся бороться с ними.

Чем же создается наша "настроенность"? Только нашей доброй волей.

Мы по собственному желанию избираем и собираем "сокровища" нашего сердца и ими живем, почитая их источником жизни. И, называя Бога в молитве "Сокровищем благих и жизни Подателем", уже лжем, ибо живем не Богом, а тварным и игрой страстей наших.

Если отдельные наши поступки, как грехи и добродетели, наказуемы и награждаемы, все же они являются только характеристикой нашего сердца (отдельные наши поступки обнаруживают глубокие и давние страсти). А в деле нашего внутреннего устройства мы всегда должны иметь цель глубокое внутреннее исправление нашего сердца. Поэтому некто сказал о "Добротолюбии", что это "не система спасения, а указатель средств для борьбы со страстями".

Мы часто жалуемся на неблагоприятную обстановку нашей жизни, жалуемся на то, что люди нас обижают, унижают, притесняют, недооценивают и т.д. Но все это только потому, что нет в нас терпения, кротости, смирения. Если всегда удовлетворять наши страсти, то они будут неудовлетворимы и неукротимы. А свобода от страстей дает нам покой и радость в Боге, независимо ни от каких тварных сокровищ мира.

«Ищите же прежде Царства Божия (в сердце вашем) и правды Его (оправдания, очищения от страстей), и это все приложится вам» к Царствию Божию, как неотъемлемое его свойство (Мф. 6, 33). Ибо какое может быть недостаточество жизни и радости там, где будет присутствовать Бог Животворящий, Всеблаженный?

Итак, большинство наших горестей и трудностей есть горькие плоды страстей нашего сердца. А время всегда благоприятно, и каждый день может быть днем нашего спасения от греха и страдания.

Марина САРЫЧЕВА

Порой бывает так, что, сам того не зная, писатель становится оракулом, нечаянно предсказывая появление того или иного феномена или давая название еще не существующему явлению. А через 50, 100 и более лет эта его идея вдруг становится реальностью.

Предлагаем некоторые идеи известных писателей, которые воплотились в жизнь.

В своих многочисленных произведениях французский писатель-фантаст Жюль Верн описал огромное количество «вещей», такие как самолеты, акваланги, видеофоны, а также полеты в космос и электрический двигатель - всего не перечислить. Только творил писатель в конце XIX века, когда всего этого не было.

Прочитайте его книги «Путешествие к центру Земли», «С Земли на Луну», «Таинственный остров», «20 000 лье под водой» и др., и вы в этом убедитесь.

Вот уже, чьи идеи опережали время, так это английского писателя Герберта Уэллса! Писатель в своих литературных произведениях подробно описал телевидение, эскалаторы, генетические эксперименты, летающие передвижные средства, лазерное оружие, расщепление атома и даже атомную бомбу. А еще писатель, разглядев потенциал телефонов, предсказал, что в будущем они станут для людей средством номер один, объединив в себе функции Интернета и компьютера. Естественно, что о них Уэллс никак знать не мог, так как писал свои произведения в начале ХХ века.

Самые известные произведения писателя: «Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров», «Остров доктора Моро».

Задолго до гениального Стива Джобса известный английский писатель и изобретатель Артур Кларк в своем произведении «Космическая одиссея 2001 года», опубликованном в 1968 г., подробно описал прототип электронного планшета. Кларк также предусматривал повальное помешательство на онлайн-играх, хотя само понятие виртуальности в его времена отсутствовало. Но это не помешало автору в своих книгах описывать то, что сегодня мы называем Интернетом. Именно Кларк впервые в 1945 г. озвучил идею радиолокации и отслеживания местонахождения объектов.

Известные произведения писателя: «Космическая одиссея 2001 года», «Город и звезды», «Свидание с Рамой».

Американский писатель-фантаст Рэй Брэдбери еще в 1953 г. описал прототип современных социальных сетей. В его видении пользователи могут общаться друг с другом удаленно с помощью специального телевизора. Что еще придумал Брэдбери? - наушники, банкоматы, плоские телевизоры, комнаты виртуальной реальности, плеер и даже автомобили с искусственным интеллектом.

Не верите? Прочитайте лучшие его произведения: «451 градус по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков», «Марсианские хроники» и др.

Кроме политических предсказаний, английский писатель и публицист Джордж Оруэлл предсказал появление видеонаблюдения. Помните: «Большой Брат следит за тобой!»? Также писатель предусмотрел управление общественным мнением и поведением в целом с помощью средств массовой информации, манипулирования историей в свою пользу и многое другое.

Известные произведения писателя: «1984», «Скотный двор».

Все те современные роботы, которые с таким энтузиазмом изготавливают японцы, были описаны американским писателем и ученым Айзеком Азимовым еще в середине ХХ века. А еще он был первый, кто в своих произведениях описал прототип проектора - именно того, которым мы все с удовольствием пользуемся на всевозможных конференциях, презентациях и других массовых собраниях.

В повести классиков современной научной фантастики - братьев Стругацких «Полдень, XXII век» упоминается система «Каспаро-Карпова» - метод, который использовали для снятия «копии» мозга и построении его математической модели. В чем парадокс? Это произведение было опубликовано еще в 1962 г. Тогда известному гроссмейстеру Анатолию Карпову было всего 11 лет, а Гарри Каспаров еще не родился.

Прочитайте лучшие книги Аркадия и Бориса Стругацких - «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине» и др. И, может быть, вы найдете еще не одно пророчество.

Скотта Белски, посвящённую проблеме преодоления «проектного плато», то есть момента, когда красивая идея переходит в разряд обычного проекта с ежедневными рутинными заданиями. Белски пишет о том, как предпринимателю и его команде не потерять запал на полпути и найти силы для завершения проекта.

Проектное мышление

Лучшие методы управления проектами, как правило, просты и интуитивно понятны. Они помогают вам схватить идею и что-то с ней сделать. Эта нехитрая эффективность крепко привязывает вас к задаче. Метод, которым нужно руководствоваться, основан на простом посыле: ко всему относитесь как к проекту. Неважно, идёт ли речь о масштабной рекламной кампании или о личном профессиональном развитии (каждый из ваших подчинённых представляет собой «проект», эффективность которого отслеживаете вы). Одним словом, что бы вам ни предстояло - подготовка к переезду или покупка новой машины, - воспринимайте это как проект.

Как большинство творческих людей, вы изо всех сил пытаетесь добиться успеха во всех своих проектах, и главным препятствием на вашем пути является именно их количество. Но когда вы рассматриваете ваши занятия как проекты, вы можете разбить их на первичные составляющие: рабочие этапы, дополнительные материалы и второстепенные задачи. Рабочие этапы - это конкретные действия, которые медленно продвигают вас вперёд: отредактировать и выслать какое-нибудь напоминание, оплатить счёт за электричество и т.д. Дополнительные материалы - любые связанные с проектом рекламные проспекты, эскизы, заметки, протоколы совещаний, руководства или сайты, к которым вы могли бы обратиться за справкой. Наконец, второстепенные задачи - это соображения, которые в данный момент не имеют практического значения, но могут обрести его потом. Например, какая-нибудь идея, которую вы хотите предложить клиенту, когда появится необходимый бюджет.

Западня «проектного плато»

Исполнение задуманного - это, конечно, прежде всего, напряжённый труд. Организация элементов каждого проекта, планирование, распределение энергии, а затем неуклонное следование рабочим этапам - в этом состоит львиная доля успеха. И всё же, двигаясь к намеченной цели, легко затеряться на «проектном плато». Понимание того, что мы именно там и находимся, приходит, когда мы перегружены рабочими этапами и не видим конца-края своего проекта. Наши энергия и преданность делу и, следовательно, готовность преодолеть все трудности непростого рабочего процесса остаются на должном уровне лишь тогда, когда главная идея проекта глубоко осознана.

Новые идеи быстро возвращают нам энергию и увлечённость,
но могут привести к потере концентрации

«Медовый месяц» быстро проходит, рабочие этапы накапливаются и громоздятся друг на друга, конкурируют с другими обязательствами и задачами. Наши идеи становятся менее интересными, когда мы осознаем груз ответственности и объём работы, необходимый для их выполнения. Самый лёгкий, наиболее соблазнительный и одновременно самый опасный выход с «проектного плато» - новая идея. Новые идеи быстро возвращают нам энергию и увлечённость, но могут привести к потере концентрации. По мере того как новая «звезда» будет разгораться, работа над воплощением первоначальной идеи сначала даст сбой, а затем и вовсе прекратится. Результат? «Плато» заполняется «останками» брошенных идей. Наша влюблённость в новые идеи - один из факторов, встающих на пути реализации замыслов.

Страх действия

Во время движения по «проектному плато» вы должны развивать в себе выдержку. Силы, которые нужны, чтобы скорректировать «прицел» и пополнить запасы энергии, сами собой не появятся. Между тем ни в работе, ни в жизни не следует затягивать паузы и прекращать активно действовать. Но почему мы так часто медлим и откладываем дела? На это есть множество причин. Помимо желания произвести побольше идей воплощать уже имеющиеся нам мешает страх. Всем свойственно опасаться критики, пренебрежительных отзывов, отказов. Многие писатели и художники признают, что у них полно «сырых» замыслов, которыми они ни с кем не хотят делиться. Почему? Потому что считают свои творения не готовыми к тому, чтобы их видели другие. А если ощущение готовности так никогда и не наступит?

Иногда, чтобы отложить действие на ещё более долгий срок, мы обращаемся к банальной бюрократии. Она родилась из человеческого желания обеспечить полную гарантию успеха перед тем, как будут предприняты какие-то действия. Когда мы не хотим действовать, мы ищем причины подождать. Используем такие формулировки, как «ожидание одобрения», «соблюдение процедуры», «дальнейшее исследование» или «достижение согласия». Но даже когда следующий шаг не совсем ясен, лучший способ прояснить его - действовать. Постоянное движение - ключ к осуществлению проекта.

вы не должны исключать первых, пусть и опрометчивых, шагов
в русле новых идей, даже если

они не оправдают себя

Необходимость оперативно предпринимать действия, когда нет стопроцентной убеждённости ни в своей правоте, ни в конечном успехе, бросает вызов мудрости «семь раз отмерь, один раз отрежь». Но для творческого ума цена простоя может оказаться слишком высокой. Простой вызывает апатию и увеличивает вероятность того, что нашим воображением и энергией завладеет какая-нибудь другая идея.

К тому же если уверенность в себе окажется результатом кропотливого анализа, вы можете слишком сильно привязаться к единственному плану действий и не суметь сменить курс, если это потребуется. Общепринятые методы (составление бизнес-плана - в общем-то, негибкого документа, в который при возникновении непредвиденных обстоятельств нужно будет вносить изменения) не должны исключать первых, пусть и опрометчивых, шагов в русле новых идей, даже если они не оправдают себя. Действие помогает понять быстрее и точнее, чем наблюдение или теоретический анализ, на правильном ли мы пути.

Убивайте идеи, как Уолт Дисней

Выявить пороки или усомниться в достоинствах новой идеи - важнейший навык творческих команд. Зачастую продуктивный скепсис исходит от тех её членов, которые склонны усматривать в идеях недостатки, а не потенциал. Некоторые назвали бы таких скептиков занудами, но их точка зрения невероятно ценна. Те из нас, кто работает в одиночку, должны позаботиться о том, чтобы в их распоряжении был такой источник скепсиса. Можно самому сыграть роль скептика, можно поручить её кому-то ещё, но сомнение нужно непременно включить в свой арсенал.

Уолт Дисней был известен своим безграничным творческим потенциалом, а не скепсисом. Однако он всячески способствовал тому, чтобы его команды безжалостно разбирали идеи по косточкам и в случае необходимости отбрасывали их. Кейт Трики, специалист по персональному развитию, в одной из своих статей рассказывает, как у Диснея был организован процесс работы над полнометражными фильмами. Частью этого процесса были три отдельных помещения, где идеи рождались, обсуждались и подвергались самой строгой оценке.

фактически существовали
три различных Уолта: мечтатель, реалист и вредитель

Комната № 1. В этой комнате можно было генерировать абсолютно любые идеи. Истинная сущность мозгового штурма - свободные размышления и выдача неограниченного числа новых идей - получала здесь неограниченную поддержку.

Комната № 2. Сюда направлялись отобранные в Комнате № 1 потрясающие (и порой бредовые) идеи. В конечном счёте из этого возникали варианты сценария и общие наброски персонажей.

Комната № 3. Известная как «камера пота», она представляла собой место, где команда критически анализировала проект в целом. Учитывая, что некоторые идеи уже были аккумулированы в Комнате № 2, критика в Комнате № 3 никогда не адресовалась отдельному человеку, а только определённому элементу проекта. Подобная Комната № 3 нужна каждому.

В творческом процессе мы склонны предоставлять любые привилегии «открытому всем ветрам» потенциалу Комнаты № 1. Но идейные кровопускания, происходящие в Комнате № 3, столь же важны, как и всплески необузданного воображения в Комнате № 1. Мультипликаторы, работавшие с Диснеем, говорили, что «фактически существовали три различных Уолта: мечтатель, реалист и вредитель. Вы никогда не знали, кто из них идет вам навстречу».

Мозг ящерицы

Предприниматель и писатель Сет Годин полагает, что источником препятствий на пути превращения идеи в продукт является «мозг ящерицы». С точки зрения анатомии мозг ящерицы есть у всех нас - он известен под названием «мозжечковая миндалина». «Он вечно голоден, он боится, он эгоистичен и сексуально озабочен». Конечно, благодаря эволюции человеческий мозг развился в сложную систему, способную к более экспансивному - и креативному - мышлению. Но основные черты мозга ящерицы - инстинкт самосохранения, стремление избегать опасности и риска - являются по-прежнему определяющими.

По мере нашего приближения к завершению проекта мозг ящерицы начинает придумывать разные поводы, чтобы отдалить этот момент. Зачастую мы вспоминаем о переменах в последнюю минуту. Годин назвал «пробуксовкой» состояние, когда все становятся критиками и начинают придираться к плану, продуктам или обслуживанию. На ранней стадии, в процессе разработки, «пробуксовка» полезна для того, чтобы обнаружить недостатки и скорректировать идею. Но в момент завершения проекта «пробуксовка» становится главной причиной бесконечных задержек и раздутых бюджетов. Поэтому Годин предлагает хорошенько «побуксовать» в начале, чтобы избежать изменений и поправок в последние минуты.

Да здравствуют ограничения!

Иногда я прошу, чтобы команды рассказали мне о проектах, которые было особенно трудно реализовать. Многие истории начинаются на удивление одинаково: «Клиент оказался очень пассивным», «Не было принято никакого определённого бюджета. Нам сказали, что мы можем особенно себя не ограничивать», «Задание было невнятным, не было установлено никаких сроков». Одним словом, в начале своих самых кошмарных проектов команды чувствовали себя слишком свободно. Иногда такая свобода в действительности говорит о её нехватке. Возможно, клиент всё ещё колеблется, размышляя, в каком направлении ему двигаться, или ждёт дополнительной информации от своих боссов.

Чем более сырым и открытым выглядит бриф вначале,
тем больше неожиданных условий придут от заказчика позже

Чем более сырым и открытым выглядит бриф вначале, тем больше неожиданных условий придут от заказчика позже. Скорее всего, что-то придётся переделывать.

Но это не главная причина того, почему открытые проекты терпят неудачу. Ограничения разного рода - сроки исполнения, бюджет или специфические творческие задания - помогают управлять нашей энергией и реализовывать идеи. В то время как наша творческая сторона интуитивно ищет свободы и открытости (то есть неопределённых, оторванных от действительности долгосрочных проектов), продуктивность и нацеленность на конечный результат отчаянно требуют ограничений. Ограничения служат своего рода искрой, зажигающей проект. Если вам не установили рамок, вы должны отыскать их сами. Можно начать с ресурсов, которых, как правило, часто не хватает, - времени, денег и рабочей силы. Кроме того, чем чётче вы определите стоящую перед вами проблему, тем большее число полезных ограничений обнаружите.

Визуализируйте завершение каждого этапа

Нам всем необходимо видеть позитивное движение и рост, чтобы чувствовать себя уверенными в наших творческих путешествиях. Подтверждением тому может служить простая аналогия: ожидание в очереди. Если вы оказываетесь в длинной веренице людей, например у входа в театр, вы заметите, что все продолжают топтаться на месте или хотя бы на шаг продвигаются за впередистоящим по мере того, как очередь медленно продвигается. Если впередистоящий человек окажется не в состоянии двигаться с остальной частью очереди, это вызывает спонтанное раздражение.

Даже если вы знаете, что тот, за кем вы стоите, двинется чуть позже и без труда нагонит очередь, вы всё равно расстроены, поскольку видите впереди него пустующее пространство. Очень трудно почувствовать прогресс, стоя на месте. Чтобы ощущать себя продуктивными, вы хотите двигаться вместе со своей «очередью». Движение в «очереди», возможно, и не приведёт к цели быстрее, но сам процесс перемещения делает нас более терпеливыми. Двигаясь, мы способны дольше ждать какого-то определённого события. Если вы от природы склонны генерировать идеи, а не разрабатывать уже существующие, окружите себя признаками прогресса. Это поможет вам лучше сосредоточиться. Когда вы добьётесь по-настоящему большого успеха, отпразднуйте это событие, сделайте его значимым.

У вас есть много хороших идей, но вы никак не можете довести их до реализации? Эта книга просто клад для вас. Я был невероятно увлечен книгой и даже купил вторую на английском языке, чтобы проверить, не упустил ли я что-то, читая перевод. Но можно сказать, я потратил деньги впустую: перевод издательства «Манн, Иванов и Фербер » на высшем уровне.

У всех нас в голове постоянно возникает множество идей. Часть из них сумасшедшие, часть нереальны, но есть и «изюминки». Автор книги рассказывает, почему мы так и не реализовываем наши «изюминки» и как их можно реализовывать. Сразу отмечу, что дело не только в человеческой лени.

Скотт Белски

Скотт Белски - основатель и СЕО Behance: компании, производящей продукты и предоставляющей услуги для творческих отраслей. В 2008 году Behance запустила «Action Method» - революционную систему «действенного управления», которая заменила традиционную практику управления проектами. В 2010 году Скотт Белски был включен в рейтинг «100 самых творческих людей в бизнесе» по версии Fast Company.

Книга «Воплощение идей» строится вокруг одного уравнения:

Способность генерировать идеи = правильная организация + общественные силы + лидерские способности.

Давайте остановимся на каждом из слагаемых и поймем, как можно увеличить результат целиком.

Организация упорядочивает творческий процесс. Самым важным элементом организации является структура. Без структуры наши идеи не в состоянии «зацепиться» друг за друга и образовать нечто целое. Только при хорошей организации можно составить вектор движения и не отклоняться от него. У автора в запасе есть еще одна формула:

Творческий_потенциал × организация = эффективность_идей.

Чем лучше вы продумаете организацию всех шагов при достижении конечного результата, тем проще его добиться. На реализацию большинства идей уходит далеко не несколько дней и важно понимать, что нужно делать на каждом из этапов движения.

Скотт Белски предлагает рассматривать все наши занятия как проекты и дальше разбивать их на 3 составляющих:

Рабочие этапы – конкретные действия, которые медленно подвигают вас вперед.

Дополнительные материалы – любые связанные с проектом рекламные проспекты, заметки, протоколы совещаний, к которым можно обратиться за справкой.

Второстепенные задачи – соображения, что в данный момент не имеют практического значения, но могут обрести его потом.

Вы можете выделить для себя другие составляющие, но важно хорошо организовать свою деятельность. Лично я для себя разбиваю рабочие этапы еще на более мелкие составляющие. Все рабочие этапы нужно фиксировать, так вы не забудете ничего.

Умение правильно организовать свою работу – лишь первый из трех компонентов процесса создания и воплощения идей. Другой, не менее важный, — окружающие люди , которые всегда играют заметную роль в продвижении идей. Одиночке тяжело добиться успеха.

Родственники, близкие, друзья, коллеги и даже случайные знакомые – все они влияют на вас и, следовательно, на ваши идеи. Они не только могут помочь дельным советом, но и принять участие в реализации идеи. Имея хорошие связи добиться своего намного проще и быстрее.

Ну и третий компонент процесса создания и воплощения идей – лидерские качества . Во всех сферах деятельно катастрофически не хватает лидеров. Проекты выходят из под контроля, команды распадаются, компании закрываются. А все потому, что процесс плохо контролируется, люди плохо мотивируются, и нету взаимопонимания. Часто это происходит оттого, что, руководя другими людьми, мы боимся доверить им свои идеи и утратить контроль над ними.

Это совсем не так. Идея сама по себе – ничто. Процесс воплощения идеи в жизнь очень кропотливый и нелегкий. У других людей полно своих идей, которые они не могут реализовать, а вы боитесь, что они крадут ваши.

В книге процесс мотивации описан многими способами, но я приведу лишь пару примеров:

  1. Создать систему прогрессивно растущих наград и поощрений.
  2. Не пренебрегать моральными поощрениями.
  3. Помогайте сотрудникам повышать свой профессиональный уровень.
  4. Гибкость помогает увеличивать производительность.

И последнее – не бойтесь убивать плохие идеи! Реализуйте только лучшие.

Обустройство комнатки для новорожденного мальчика осложнялось маленькой площадью, на которой следовало разместить все необходимое для малыша и мамы. Комнату предполагалось использовать как спальню и место для ухода за малышом в первые 2 года. Основной идеей было создать гармоничное пространство для мальчика нежного возраста, избежав при этом излишней сладости. Детская находится в старинном доме, и ремонт заключался в переделке абсолютно всего: от пола до потолка, включая электрику, но с сохранением и восстановлением аутентичных элементов (дверей и карниза). Ремонтно-восстановительные работы выполнил будущий папа.

Стул для кормления будущие молодые родители нашли на улице и отреставрировали. Балдахин мама изготовила своими руками. На полочке над пеленальным столиком размещен компактный музыкальный центр с подборкой классической музыки. Диммер позволяет регулировать яркость освещения.

При ремонте ванной основополагающим принципом также было уважение к истории дома. К сожалению, подлинных деталей осталось немного, поэтому максимально использовали старинные материалы и предметы: напольную плитку 1890-1900 гг., викторианский смеситель, бронзовый шпингалет, антикварную люстру и бра, мебель и чугунный радиатор.

Комментарий редакции

Вера Калинина представила на конкурс два замечательных помещения (ванную комнату и детскую), расположенные в доме XIX в. На фото видно, что хозяева обустраивают свой дом с любовью (ремонтно- восстановительные работы продолжаются уже два с половиной года и пока не завершены). Интерьеры комнат отличаются изысканным европейским дизайном, где продумана до мелочей каждая деталь и сохранены аутентичные предметы быта той эпохи, когда дом был построен. Ремонт, в ходе которого используют старинные отделочные материалы (плитку конца XIX в.) или старинные бронзовые предметы (смеситель и оконный шпингалет), а также грамотно выбирают новые материалы (настенную плитку, изготовленную по технологии, применяемой в викторианскую эпоху), с легким сердцем можно назвать грамотной реставрацией.

Двухкомнатную хрущевку (45 м 2) мы купили в кредит и ремонт реализовали сами. Всю мебель в квартире сделал муж своими руками по моему проекту. Главное место гостиная. Хотелось сохранить максимальное пространство для игр двоих маленьких детей и в то же время разместить много ящиков и большой шкаф. Комната предназначена для семейного отдыха, поэтому остановились на спокойных пастельных тонах. Визуально старались расширить пространство за счет глянцевых поверхностей и аксессуаров. Особо горжусь стеклянным украшением в углу комнаты. Это и светильник, и подсвечник, и еще его можно использовать как подвесную вазу. Планирование кухни напоминало ювелирную работу, просчитывали каждый миллиметр. Нам удалось реализовать мои сверхзадачи: большой холодильник, нагревательный бак, техника, удобная рабочая поверхность. Очень радуют стол и мойка возле окна веселее выполнять рутинную работу. Детскую старались сделать нежной и в то же время яркой. Малышам нравится их пространство, особенно довольны цветной подсветкой. Ванная белоснежная глянцевая. Благодаря добавлению красного цвета помещение стало более ярким и бодрящим. В прихожей очистили пространство за счет кладовки. Люблю, когда вход в квартиру не захламлен вещами.

Комментарий редакции

Особенностью квартиры, представленной Еленой Радченко, является лаконичный сдержанный интерьер и функциональное использование площади жилища. Елена применила оттенки пастельной гаммы в отделке стен, пола и мебели, создав иллюзию расширения пространства и тем самым визуально увеличив крошечную квартиру (ведь здесь всего 45 м 2). Изготовление мебели супругом Елены позволило вписаться в ограниченный бюджет. И еще один плюс такого решения: они подумали о безопасности подрастающих детей отсутствует выступающая фурнитура на фасадах шкафчиков. Эргономика в квартире учтена, используется каждый сантиметр. Так, мебель в кухне размещена вдоль двух стен, тем самым увеличен рабочий фронт. Для конвекции теплого воздуха от радиатора в столешнице сделаны вентрешетки. Понравилось авторское творение - стеклянный подсвечник. А сочные акценты в интерьере всегда кстати!

Финалист 1 этапа

Мотивом приобрести большую четырехкомнатную квартиру послужило пополнение в нашей семье рождение второго ребенка. Ремонт длился 6 мес. Наши с мужем представления об идеальном интерьере, мягко говоря, расходились. Спасением стал любимый журнал. Прочитав о стиле фьюжн сочетай несочетаемое, твори и дерзай, мы так и поступили. Результатом остались довольны. Интерьер получился ярким, смелым и современным. Основополагающими цветами для гостиной и столовой выбрали баклажан и ваниль, для спальни и детских спокойные оттенки голубого и бирюзового. Мой любимый коралловый решили использовать в ванной. Классическое сочетание беленого дуба и венге применили в прихожей, а также для пола, дверей и плинтусов. Квартира разделена на две части приватную и парадную. Много внимания уделили системе освещения. Количество мебели минимальное. Чтобы сделать шкаф в прихожей, пожертвовали гостевым туалетом. Всегда мечтали о джакузи, поэтому расширили ванную за счет спальни. Предметом нашей гордости стали ниши в ванной. Бортики у них зеркальные, по периметру встроена светодиодная лента. Под закаленным стеклом уложены раковины и песок, привезенные с различных курортов. Спасибо редакции журнала ИВД! Лучшие и оригинальные идеи почерпнуты из вашего журнала!

Комментарий редакции

Отрадно узнать от читательницы Светланы Антипиной, что наш журнал подсказал ей удачные решения. Владельцы этой квартиры постарались на базе почерпнутых из ИВД идей выработать свой собственный стиль и на этом пути осуществили плодотворные эксперименты, смело сочетая различные материалы, рисунки, текстуры в рамках сдержанной цветовой палитры. Это позволило создать элегантную кухню-столовую, очаровательную спальню, репрезентативную прихожую. Обилие бликующей мозаики и глянцевых вставок на потолках помогло визуально расширить пространство, создать оптический эффект более высоких стен. Оформлению потолков уделено особое внимание: для них подобраны разнообразные плафоны с воздушным дизайном, световой сценарий дополнен разнообразными точечными светильниками, создающими интересную игру бликов.

Финалист 1 этапа

В трехкомнатной квартире (107,5 м 2) мы хотели создать открытый, пронизанный воздухом и светом интерьер и уйти от стандартных решений. При входе первое впечатление создают яркие графичные фотообои. Справа в прихожей встроенный шкаф-купе, где спрятаны роутер, электрощиток, ключница и сушка для обуви. Кухню, гостиную и коридор мы объединили. Потолок здесь белый крашеный с балками под дерево, в которые вставлены светодиодные светильники. Ламинат имитирует широкие доски. Стены покрыты штукатуркой с неровной фактурой, словно выщербленной временем. В чил-ауте шведские обои расположили горизонтально, и получился эффектный акцент. Обстановка этой зоны минималистична: модульный диван, телевизор, биокамин, старинный сундук, доставшийся от прабабушки, и передвижной столик (он сделан из телеги-цветочницы). Спальню и детскую оставили изолированными. Детская самая большая и солнечная комната, яркая, дающая простор для игр и творчества. Торцевые стены оклеены обоями разных цветов (желтый в учебной зоне, синий в спальной). В центре игровая зона и спортивный комплекс. Кровать в виде пиратского корабля с штурвалом, рындой, якорем выполнена на заказ. Квартира получилась креативной и жизнерадостной. А чудо - это рождение второго ребенка (как раз по окончании ремонта).

Комментарий редакции

Можно не сомневаться, что в этой квартире хозяина Алексея Шишакова, членов его семьи и гостей не покинет приподнятое настроение: многоцветные детали отделки, точно солнечные лучи, проходящие через цветное стекло, наполняют свечением все уголки интерьера. Однако использованы цветовые акценты сбалансированно: так, всего несколько штрихов преображают студию, в которой загородное настроение поддержано деревянными балками под потолком, необычной столешницей, антикварным сундуком. Замечательно, что стены при этом оставлены белыми это оттеняет яркие панно из обоев, красиво сочетается с темно-коричневыми деталями. Автор проекта сумел придать индивидуальность детской, нестандартный дизайн потолка и люстры создает в ней игровое и озорное настроение. Отзвуки поп-арта и кантри, уравновешенные лаконичным урбанистическим дизайном, составили удачный микс.

Финалист 1 этапа

Увидев на форуме ИВД фотографии интерьеров в английском духе, я была покорена их уютом, сочетанием цветов, подбором деталей. А когда узнала, что они созданы нашими российскими девушками, то подумала, что это могу сделать и я. В моем распоряжении был недавно купленный таунхаус с ремонтом в стиле нужно-быстрее-переехать. Ремонт я делала покомнатно, но так, чтобы помещение было отремонтировано и декорировано полностью. Помимо воссоздания духа Англии еще одной задачей было по возможности минимизировать затраты. Например, в комнате бабушки дорогими американскими обоями оклеена половина стены, а остальная часть отделана обычной вагонкой. В детской использованы не обои, а мелкозернистая декоративная краска-штукатурка. Шкаф в детской собирали и красили по моему проекту из готовых мебельных щитов и фасадов, продающихся в строительных магазинах. Плитка, использованная для гостевого санузла, российская. Я подумала и о функциональности. Так, телевизор в детской поворачивается во все стороны и устанавливается в разных положениях, а когда не нужен, его можно убрать под лестницу. Антресоль дополнительное место для игр. Пока отремонтированы несколько помещений. Хочется верить, что достичь хотя бы присутствия духа Англии мне удалось.

Комментарий редакции

Приятно удивила находчивость Юлии Кондратовой. Она умело сочетает бюджетные и относительно дорогие предметы мебели, светильники, обои, что позволяет найти золотую середину в расходах на ремонт квартиры и дизайн. Интерьер решен в стиле ретро с элементами модерна, а предметы позаимствованы из современного английского жилища. Такая эклектика очень хорошо прижилась в подмосковном таунхаусе. Большой плюс помещений высокие потолки: можно подвесить ретро-светильники на длинных металлических цепочках. Потолки и стены обшиты вагонкой, это недорогой способ отделки, но благодаря созданному эффекту рустовки поверхности выглядят очень выразительными. Кстати, маленький совет: чтобы еще больше приблизиться к английскому стилю, можно использовать высокий плинтус (9-11 см).

Вот мы и обзавелись квадратными метрами на берегу Черного моря. Метраж квартиры 45 м 2 , и главной задачей было устроить отдельную спальню. Наша давняя мечта круглая кровать, нужно было, чтобы она вписалась в помещение для спальни. В итоге зародилась идея о круглой комнате. В исходной планировке ванная была миниатюрной, и мы хотели увеличить ее размеры. Вот, собственно, все задачи по перепланировке, которые нам предстояло решить. В итоге мы довольны результатом. Оказалось, что спать на круглой кровати чрезвычайно удобно, а в комнате без окна отдыхать днем очень комфортно. Удалось сделать вместительную гардеробную. Ванная получилась просторной. За счет скругления стены спальни кухня-гостиная выглядит достаточно большой. А роспись на стенах придает интерьеру особый шарм.