30.06.2019

Сценка по химии квн. Внеклассное мероприятие «Химия – наука чудес. III тур. Что исчезло


Внеклассное мероприятие

«Химия - наука чудес»

Разработку подготовила

Яцина Виктория Сергеевна

учитель химии

Внеклассное мероприятие по теме « Химия - наука чудес!»

Цель мероприятия: пробудить у обучающихся познавательный интерес к химии, развить творческие способности учащихся, стимулировать самостоятельное изучение нового предмета.

Оборудование и реактивы: в описании опытов даны необходимые реактивы и оборудование.

План мероприятия:

Вступительное слово учителя.

Сценка «Спор металлов и неметаллов»

Заключение.

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя:

Ведущий 1:

Мне хочется привести слова А.М.Горького: «Химия - область чудес. В ней скрыто счастье человека; величайшие завоевания будущего будут сделаны именно в этой области» . И действительно, посмотрите вокруг. Весь окружающий нас мир - сложное сочетание химических элементов, сложных и простых химических и физических процессов. Желтеют и опадают листья на деревьях, а весной вновь возрождается жизнь, люди плавят сталь, строят дома, водят корабли по морям и океанам, покоряют космос и везде, во всем присутствует великая химия, могучая наука - химия!

Ведущий 2:

С ее помощью не только проникают в тайны природы, но и создают вторую природу - искусственные материалы. Ваша одежда и обувь - это нейлон и капрон, это искусственные мех и кожа, искусственный каучук, которые по своим свойствам и внешнему виду не уступают природным материалам. И какие бы чудесные превращения не происходили в природе и в лабораториях, они подвластны людям, вооруженным знаниями химии.

Ведущий 1:

Химия - наука старая и вместе с тем молодая. Старая потому, что ещё в древнем Египте люди умели осуществлять разные превращения веществ. Ведь уже тогда они научились добывать огонь, лепить и обжигать посуду из глины, окрашивать ткани, печь хлеб... А ведь всё это - химические явления.
Ведущий 2:

Химия-наука молодая, потому что, в подлинном смысле наукой, со своими законами, она стали всего два с лишним века назад, правда, за эти два столетия она достигла значительных успехов, чем в предыдущие тысячелетия. С помощью химии человек раскрыл немало природных тайн.
Ведущий 1:

Ребята! Посмотрите на периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева. Что изображено на ней? Правильно, знаки химических элементов.

Ведущий 2:

Периодическую систему можно представить в виде большого дома, в котором «дружно живут» абсолютно все химические элементы, известные человеку. Но и среди 109 химических элементов, иногда, бывают разногласия. Вашему вниманию представляем сценку «Спор металлов и неметаллов».

Сценка «Спор металлов и неметаллов».

(Выходят обучающиеся, одетые в костюмы, изображающие химические вещества: медь, серу, железо, золото, кислород, алюминий, водород).

Медь:

Вы знаете кто я? Правильно - я медь. Уже много веков я верой и правдой служу людям. На смену каменным орудиям пришли орудия из бронзы, в которую входим я и мой старый друг олово.

Сера:

А что сейчас из тебя делают?

Медь:

Как что? Из меня вытягивают проволоку, делают электрические провода, которые несут свет людям. Изготавливают части машин, сантехнику и даже самовары.

Железо:

Бр-р! Я ни за что бы ни согласилось стать самоваром. Как это неприятно, когда в тебя наливают воду. Я ужасно боюсь сырости, быстро становлюсь больным и покрываюсь ржавчиной.

Медь:

Я не так капризна и сырости не боюсь. Недаром из меня делают водопроводные краны и другие предметы, которым приходится иметь дело с водой. Стоит, право же, побывать на корабле, чтобы увидеть, как я сверкаю в ярко начищенных рукоятках приборов, ручках дверей.

Железо:

Подумаешь, важность: медные ручки, какие-то части машин. Из меня изготавливают целые машины и станки, и то я не важничаю. А из чего делают инструмент рабочего? Как не говорите, а я сейчас самый нужный металл!

Золото:

Что правда, то правда. Железо всегда с людьми. Оно уже им так надоело, что и смотреть на него не никто не хочет. Не то, что я! Как за мною гонялись. Из-за меня всегда разгорались войны, гибли люди. А как сейчас меня ценят и берегут. Еще бы! Ведь я не валяюсь под ногами. Я - редкий металл.

Железо:

Подумаешь, редкий! Да я в древние века тоже было редким металлом. Из меня делали лишь мелкие украшения, а железную посуду можно было встретить только на королевских кухнях.

Кислород:

И о чем они спорят, эти металлы? Просто смешно слушать. Кто важнее: медь, золото или железо? Чепуха! Каждый ребенок знает, что важнее всех на земле Я! Ведь мною дышат все живые существа. И если бы не я, то некому было бы гоняться за этим чванливым золотом.

Золото:

Как ты смеешь ничтожный газик, не имеющий даже цвета, не говоря уже о блеске, так непочтительно говорить обо мне? Да знаешь ли ты, кто я? Я - царь металлов! Люди давно поняли это и награждают своих героев Золотой Звездой. А разве не золотой медалью награждают отличников, окончивших школу? А не слышали вы, как родители хвалят своих детей? «Он у меня золотой ребенок», обратите внимание: зо-ло-той, а не какой-нибудь там медный или железный. Я ничего не боюсь! Ни сырости, ни кислоты. Я даже не боюсь этого зубастого кислорода, от которого теряют свой блеск другие металлы, а железо покрывается безобразной ржавой коркой. О, я стою очень дорого, очень.

Алюминий:

Какое зазнайство! Вот я, например, каких-либо сто лет назад стоил очень дорого. Даже очень трудно поверить, что за один килограмм алюминия люди платили 1200 рублей золотом. Конечно, тогда из меня делали только очень мелкие вещи. Представьте себе: небольшое колечко из алюминия считалось очень ценным подарком. Но я же не зазнался! Наоборот, я дешевел и дешевел. И теперь очень доволен, что живу в каждом доме. Что кастрюли, вилки, ложки и бачки недорого стоят и отлично служат людям.

Медь:

Да, это правда. Недаром этот дешевый выскочка постепенно везде заменяет меня.

Железо:

Позвольте, позвольте! Мы, кажется, уклонились в сторону. Уважаемое золото выразилось так, будто я уже ничего не стою, не имею никакого значения, всем надоело и, более того, валяюсь под ногами. Вы слышали? Это очень обидно. Да знаете ли вы все, что было бы, если бы я совсем исчезло? Вот представьте себе, что над Землею пронесся гигантский магнит! Мгновенно срываются со своих мест и уносятся за ним все железные предметы: машины, утюги, швейные машины. Рассыпаются по листочкам книги, тетради. Поднимаются в воздух крыши домов, разваливаются стены, так как они лишились бы гвоздей, болтов, крюков. Не было бы заводов, фабрик.

Водород:

Интересно, а что было бы тогда с людьми?

Железо:

Люди? Они бы умерли мгновенно, так как лишились бы того железа, которое входит в состав их крови. Вот теперь судите сами, какое я имею значение!

Сера:

Уважаемые металлы! Как вам не стыдно спорить? Только и слышишь: я важнее, я важнее. Не люблю хвастунов. Я элемент скромный. Металлического блеска не имею, конечно, но кое-что могу рассказать о себе (обращается к водороду). Скажите, пожалуйста, что нужно сделать, чтобы получить огонь?

Водород:

Огонь? Ну, конечно же: чиркнул спичкой и все.

Сера:

Нет, не все. Если я не буду сидеть на своем месте, в головке спички, то она не загорится (обращается к железу). А вы не скажите, что необходимо, чтобы ружье выстрелило?

Железо:

Ну, насколько я понимаю, нужен порох.

Сера:

Совершенно верно. В состав пороха тоже вхожу я, правда не одна, а в почтенной компании с углеродом и бертолетовой солью. Хочу напомнить и о том, что из меня готовят краски и лекарства. Я никогда не отказываюсь вступить в борьбу с вредителями сельского хозяйства.

Золото:

Обратите внимание на эти легкомысленные элементы. Вертятся, кружатся, ну просто не имеют никакой солидности.

Кислород:

Мы тоже нужны людям!

Железо:

Не понимаю. Разве из вас можно сделать станок или оружие? Вас нельзя использовать даже в роли гвоздя для башмаков.

Медь:

Ведь даже самый маленький водопроводный краник из вас не получится.

Водород:

Обидно слушать, как иные все меряют на свой аршин. Из меня, конечно, нельзя сделать машину, но я могу залезть в воздушный шар и унести его выше облаков. Недаром я самый легкий газ на земле. Скажите, а может ли кто-нибудь жить без воды? Без меня и моего старого друга? Так что мы - самые необходимые газы для людей. И нас называть легкомысленными просто невежливо, ваше величество.

Алюминий:

Хватит спорить! Без сомненья

Элементы все нужны.

И для пользы примененье

Люди каждому нашли.

Занимательные опыты «Чудеса своими руками».

Ведущий 1:

Химию называют наукой чудес. Чудесные превращения предлагают вам посмотреть ребята, которые уже изучают предмет «Химия». Придет время и вы, также, сможете проводить такие интересные и занимательные опыты.

Ведущий 2:

Хоть чудес на свете нет.
Химия дает ответ.
«Чудеса на свете есть.
И, конечно, их не счесть!»
Мы вам несколько покажем …
И, конечно, все расскажем

(Опыты-чудеса выполняются участниками сценки «Спор металлов и неметаллов»)

Опыт 1 . «Заживление раны»

На столе три пузырька: «йод», «спирт», «живая вода».

На сцену приглашают самого смелого мальчика. Ваткой смазывают руку «йодом», по руке проводят тупым ножом, смоченным в «спирте». На руке видна «рана» и «кровь». Затем смазывают место пореза «живой водой», рана исчезает.

«йод» - раствор FeCl 3 , «спирт» - KCNS, «живая вода» - NaF.

Опыт 2. «Вода - молоко - газированная вода».

На столе стоит стакан и три пузырька с прозрачными растворами. В 1 пузырьке раствор CaCl 2 , во втором - NaCO 3 , в третьем - HCl. Наливаем раствор из первого пузырька в пустой стакан и к нему прибавляем содержимое второго пузырька. Образуется «молоко». В этот же раствор добавляем раствор из третьего пузырька. Выделяется углекислый газ и образуется «газированная вода».

Опыт 3. «Волшебная палочка»

На столе стоит свечка. Ученик прикасается к фитилю свечи стеклянной палочкой. Свеча загорается. Предварительно на фитиль свечки нанесите кристаллики KMnO 4 и спирт. Конец стеклянной палочки смочите концентрированной H 2 SO 4 .

Опыт 4 . Превращение «воды» в «вино» и обратно!

Наливаем в пустой стакан прозрачную жидкость и она сразу окрашивается в малиновый цвет (вино). Затем добавляем также прозрачную жидкость - раствор обесцвечивается. Предварительно на дно стакана капнуть 2-3 капли фенолфталеина. Первый раз добавить раствор NaOH. Второй раз - раствор соляной кислоты HCl.

Опыт 5. «Несгораемый платок»

Смачивают платок сначала водой, немного отжимают, а затем ацетоном. Берут платок щипцами, поджигают его и, когда пламя охватит весь платок, начинают вращать его по кругу, пока не прекратится горение. Ацетон сгорает, а платочек, смоченный водой, цел и невредим.

Опыт 6. «Эскимо»

10 г сахарной пудры высыпают на дно узкого, высокого химического стакана и ставят его на кусок асбеста. Затем вливают в стакан 8 мл концентрированной серной кислоты и быстро перемешивают эти вещества стеклянной палочкой. Через 1-1,5 мин. масса в стакане начинает чернеть, вспучиваться, поднимается все выше и выше и, наконец, выползает далеко за пределы стакана. На палочке получается «эскимо».

Опыт 7. « Разжигание костра «водой».

На асбестовой сетке лежит деревянная стружка. Посередине «костра» незаметно нанесена смесь марганцовки и концентрированной серной кислоты. Ученик смачивает ватку «водой» (спиртом) и капает на стружку. «Костер» вспыхивает и горит.

Опыт 8. «Дым без огня»

Ученик берет два «пустых» цилиндра, закрытых стеклами. Убрав стекла, совмещает их отверстиями. Появляется густой белый дым. Один стакан был смочен 25% раствором NH 4 OH, а другой - концентрированной HCl.

Опыт 9. «Вулкан»

На асбестовую пластинку горкой насыпают 2 чайные ложки бихромата аммония (NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 . Стеклянную палочку нагревают над спиртовкой и вставляют ее в самую середину горки. После начала реакции палочку вынимают. Происходит бурный выброс зеленого порошка с воспламенением. Эта картина напоминает по внешнему виду извержение миниатюрного вулкана. Эффект можно усилить, если бихромат смешать с набольшим количеством опилок металлического магния. При этом наряду с «лавой» будут вылетать «раскаленные камни» ((NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 = Cr 2 O 3 + N 2 + 4H 2 O)

Опыт 10. «Таинственная надпись».

На листе белой бумаги деревянной палочкой медным купоросом делают какую-либо надпись. Когда бумага высохнет, нужно подержать ее над крепким раствором аммиака. Появляется надпись, окрашенная в синий цвет.

Заключение.

Ведущий 1.

Без химии жизни, поверьте, нет,
Без химии стал бы тусклым весь свет.
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, и с прическами ходим.

Ведущий 2.

Химией лечимся, клеим и шьем
С химией мы бок обок живем!
Так что вы без нее пропадете,
Если значение ее не поймете!

А чтобы больше и лучше все знать,
Надо химию понять.

Учитель: Дорогие ребята! Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты. Надеемся они вам понравились! Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты «чудес». Подрастайте и приходите к нам изучать эту очень интересную науку - химию. До новых встреч!

Литература:

Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. - М.: Просвещение, 1995.

Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006.

Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс / О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В.Яшукова. - М.: Дрофа, 2003.

Справочник школьника. Химия /Сост. М. Кременчугская, С. Васильев; Под ред. И. Пышнограевой. - М.: Филолог. об-во «Слово», Компания «Ключ-С», 1995.

Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии. - М.: 5 за знания, 2006.

Штремплер Г.И. Дидактические игры при обучении химии. - М.: Дрофа 2005.

«Я иду на урок химии». Книга для учителя. - М.: ИД «Первое сентября», 1999.

Цели:

  • Популяризация предмета химии.
  • Привитие интереса к предмету, расширение кругозора учащихся.
  • Профориентационная работа среди младших школьников с целью привлечения в профильные химико-биологические классы.

На сцену выходит ученик 10 класса, он читает стихотворение «Химия»

Вот кажется будто недавно
Жил человек и не знал,
Что из серого камня
Выплавить можно металл
Что обычный песок под ногами
Огонь превращает в стекло.
Трудно сейчас и представить
Как это было давно
Назад убегают года за годами,
За веком проносится век.
И сколько практических знаний
Сумел накопить человек
Энергия атома нам покорилась
Что скрыто таилось в веках.
Ядер состав мы менять научились
Химия в наших руках.
Сказка ли то в самом деле –
Из смолы получают капрон.
Красивый каракуль из ели,
Из газа – нарядный нейлон
И тоньше, чем нить паутины.
Научились сейчас получать
Из еловой древесины
Шёлка красивую прядь
Вперёд ли посмотришь,
Назад ли оглянешься –
Пройдено столько пути
Русской науке звездой путеводной
Желаю я быть впереди.

На сцену выходит ведущая, она опрыскивает лист бумаги хлоридом железа (III). Появляется надпись «Волшебнику не под силу» (На листе эта надпись заранее написана жёлтой кровяной солью и была практически не видна)

Ведущяя 1. Дорогие ребята вечер назван не совсем обычно «Что волшебнику не под силу».

Ведущий 2. Сегодня пойдет разговор об одной из древнейших наук – науке о веществах и их превращениях – химии.

Ведущяя 1. Первые практические сведения по химии появились, как полагают в Древнем Египте. По цвету, почвы в долине Нила Египет называли «хель», что значит «темный» или «черный». Отсюда и появилось название «химия».

Ведущий 2. Другие исследователи связывают слово химия с древнегреческими «Хемейя» –искусство выплавки металлов. Ведь металлургия на протяжении веков была и остается по сей день обширной областью практических приложений химии.

Ведущая 1. Итак, что же волшебнику не под силу, то под силу...

Гаснет свет. Входит Хоттабыч держа в руке зажженный бенгальский огонь.

Хоттабыч. (перебивая) Прерви же на мгновение свои высокоученые речи, о достопочтейнейший.

Ведущий 2. Что случилось?

Ведущая 1. Почему вы нарушаете ход нашего вечера? Кто вы такой?

Хоттабыч. Я могучий джин Гасан Абдурахман ибн Хоттабыч.

Ведущий 2. Что вы хотите уважаемый Хоттабыч?

Хоттабыч. Моих ушей, о достойнейшая, соскучилась одна дерзкая фраза.

Ведущая 1. Какая фраза?

Хоттабыч. «Что волшебнику не под сил».

Ведущий 2. Так называется сегодняшний вечер и посвящена она...

Хоттабыч. О, мудрая ведущая, прежде чем, ты произнесешь имя того, кому посвящен вечер, ответьте на несколько вопросов.

Ведущая 1. Пожалуйста.

Хоттабыч. Знаете ли вы, что Гасан Абдурахман может построить дворец из воздуха?

Ведущий 2. Конечно.

Хоттабыч. А то, что он летом сможет сделать снег, по которому вы, достойнейшие, будете кататься на замечательных дощечках, именуемых лыжами?

Ведущая 1. И это нам известно. И многое другое.

Хоттабыч. Тогда ответьте, о самонадеянные отроки, что же волшебнику не под силу?

Ведущий 2. Прежде чем ответить на вопрос, я тоже хочу спросить вас кое о чем.

Хоттабыч. Спрашивай, о ведущий. Гасан Абдурахман ибн Хоттабыч ответит на любой вопрос, ибо в уголке его собрана мудрость веков и тысячелетий.

Ведущая 1. Скажите, вы могли бы наделить своей волшебной силой всех, сидящих в этом зале.

Хоттабыч. Это один из самых нелепых вопросов, которые мне приходилось слышать. Конечно, нет. Если я наделю всех волшебной силой, то все станут волшебниками, а волшебники будут обычными людьми. Нет, нет. Я этого не могу сделать.

Ведущий 2. Вот вы и ответили сами себе. Есть, значит то. что не под силу волшебнику. А та, кому посвящен наш вечер сможет любого наделить чудесной силой.

Ведущая 1. Садитесь, дорогой Хоттабыч и будьте гостем на нашем вечере.

Ведущий 2. Друзья, п родолжаем наш вечер. Ребята, а у нас новые гости, только что-то спорят они. Послушаем о чём они спорят.

1-й ученик. Нет ничего лучше лимонада. Я его так люблю, что одной бутылки мне мало и я пью из двух сразу.

Берет со стола стакан и наливает в него одновременно из двух бутылок желтоватую жидкость – растворы хлорида железа и роданида калия. Образуется раствор красно-бурого цвета:

FeCl 3 + 4KCNS = K +

Первый ученик. Здорово! У меня пепси-кола получилась. Я ее тоже очень люблю.

Показывает зрителям стакан с "пепси-колой".

Второй ученик. А я люблю фанту. Что может быть вкуснее малиновой фанты?! Кстати, я могу получить ее из воды. Вот.

Доливает в стакан с "водой" – раствором фенолфталеина немного "воды" из колбы – раствор гидроксида натрия. Демонстрирует всем "фанту" малинового цвета.

Фокусник. Все-таки, я считаю, что самый полезный напиток – молоко.

Приливает к раствору карбоната натрия раствор хлорида кальция:

Na 2 CO 3 + CaCI 2 = CaCO 3 + 2HCI

Третий ученик. А я вам говорю, что лучше воды нет! Давайте-ка сюда ваши стаканы.

Наливает в "пепси-колу" немного "воды" из одной колбы (раствор фторида натрия), в "молоко" и "фанту" добавляет "воду" из другой колбы (раствор соляной кислоты). Во всех стаканах образуется "вода":

NaOH + HCI = NaCl + H 2 0;
СаС0 3 + 2НС1 = СаС1 2 + Н 2 0 + С0 2

Третий ученик. Минеральная вода и вкусна, и не вредна!

Первый ученик обиженно уходит. Фокусник демонстративно отходит в сторону.

Второй ученик (вредничая). А я, все-таки, предпочитаю фанту.

Доливает в свой стакан раствор гидроксида натрия, снова получает "фанту".

Третий ученик. Нет, вода – лучше!

Опять наливает в "фанту" соляную кислоту, малиновая окраска исчезает. Спор может продолжаться, пока стакан не заполнится до краев.

Ведущий 2. Давайте, ребята, не будем спорить. Все напитки хороши, да и время рекламы истекло. Пусть лучше фокусник зажжет для нас фейерверк в честь недели химии.

Опыт «извержение вулкана»

На керамическую плитку горкой насыпаем дихромат аммония, делаем углубление, в это углубление помещаем немного порошка магния, затем перманганат калия. Из пипетки капаем концентрированной серной кислотой. Через несколько секунд начинается «извержение вулкана».

На сцену поднимается королева ХИМИЯ, она украшена короной, на которой изображение знаков химических элементов.

Королева о химии: «Она подошла к нам и дружески протянула руку. Здравствуйте, сказала она, Я – химия. Пойдемте за мной и я поведу вас в свое царство. Я открою вам сотни тайн. Загадаю вам сотни загадок и помогу их разгадать. «Простите уважаемая кудесница» – удивились мы, а почему ваше лицо так знакомо. Химия улыбнулась и поправила прическу. Да ведь мы встречаемся с вами каждый день. Я – везде. Правда, вы, люди привыкли, чтобы я вам служила и не замечаете меня. Но я не обращаю внимания на такие пустяки и не сержусь на вас. Главное, что вы уважаете меня и доверяете мне. Вы выпустили меня на поля – и урожай быстро возрос, заглянули на завод и увидели множество машин и других механизмов. Из моих чудесных волокон делают прекрасные шерстяные костюмы и легкие непромокаемые плащи. Я помогаю лечить больных и выращивать хлеб. Я кормлю и одеваю людей. И недаром они так любят меня и называют волшебницей"

На сцене фокусник, он проводит опыт «Горящий снег»

В стакан насыпаем снег, уплотняем его, и незаметно помещаем в него карбид кальция. Поджигаем лучинкой. Горит выделяющийся ацетилен.

Сценка: «Страшный сон»

Стол покрыт скатертью, сидит ученик и монотонно заучивает произношение знаков, постепенно засыпает. Свет приглушен. Музыка вальса. На сцену входят фигуры в костюмах. Четко выступают металлы. Затем появляются в костюмах из марли газы, железо в доспехах средневекового рыцаря. С копьями и мечами в шлеме. На нем символ железа. Алюминий в шлеме, воротник, манжеты. Символ на груди. Золото одето в красную мантию, обшитую по краям ватой, на голове корона, в руках посох, увенчанный символом. Медь в длинно-зеленом сарафане, отделанный желтыми блестками, на голове кокошник с символом меди. Элементы медленно движутся по сцене. Особенно подвижны газы. Включается яркий свет.

Медь: Вы знаете кто я? Правильно, я медь. Уже много веков и верой и правдой служу людям. На смену каменным орудьям пришли орудья из бронзы, в которую входил я и мой старый друг олово.

Сера: А что сейчас из тебя делают?

Медь: Как что? Из меня вытягивают проволоку, делают электрические провода, которые несут людям свет, изготавливают также части машин, примусы, самовары.

Железо: (подергивает плечами) Б-р-р я не за что не согласилась бы стать самоваром. Как это неприятно, когда в тебя наливают воду. Я ужасно боюсь сырость быстро становлюсь больным и покрываюсь ржавчиной.

Медь: Я не так капризна и сырости не боюсь, недаром из меня делают водопроводные краны и другие предметы, которым приходится иметь дело с водой. Стоит право же, побывать на корабле, чтобы увидеть, как я сверкаю в ярко начищенных рукоятках приборов и дверных ручек.

Железо: Подумаешь, важность: медные ручки, какие то там части машин. А из меня вот изготовляют целые машины и станки, и то я не важничаю. А из чего делают инструмент рабочего, оружие солдата? Как не говорите, а я сейчас самый нужный металл. Я всегда с людьми и в борьбе и в мирном труде.

Золото: Что правда, то правда. Железо с людьми. Оно уже им так надоело, что и смотреть никто не хочет. Не то, что я! Как за мной гонялись! Из-за меня всегда разгорались войны, гибли люди. А как меня сейчас ценят и берегут. Еще бы. Ведь я не валяюсь под ногами. Я – редкий металл!

Железо: Подумаешь редкий! Да я в древние времена тоже был редким металлом. Из меня делали лишь мелкие украшения, а железную посуду можно было встретить только на королевских кухнях (Гордо поднимает голову и отходит в сторону)

Кислород: И о чем они спорят, эти металлы! Кто важнее медь, золото или железо. Каждый ребенок знает, что важнее всех я! Ведь мною дышат все живые существа на земле. И если бы не я, то некому было бы гоняться за этим сварливым золотом (презрительно указывает в сторону золота)

Золото: (с возмущением) Как! Как ты смеешь, ничтожный газик, не имеющий даже цвета, не говоря уже о блеске, так непочтительно говорить обо мне! Да знаешь ли ты, кто я! Я царь металлов! Люди давно поняли это и награждают своих героев золотой звездой. А разве не золотой медалью награждают отличников, окончивших школу!? А не слышали ли вы как родитель хвалят своих детей? (он у меня золотой ребенок) Обратите внимание он золотой, а не какой-нибудь медный, железный. Я не боюсь даже вот этого (показывает) зубастого кислорода, от которого теряют свой блеск другие металлы, а железо (показывает) покрывается безобразной ржавой коркой... О! Я стою очень дорого, (выпрямив грудь, опираясь на посох, отходит в сторону)

Алюминий : (выходит на середину) Какое зазнайство! (показывает на Аи) Вот я, например каких-нибудь сто лет назад стоял очень дорого. Даже трудно было поверить что за 1 кг люди платили 1200 рублей золотом. Конечно, тогда из меня делали только мелкие вещи. Представьте себе небольшое колечко (показывает на палец) из алюминия считалось очень ценным подарком. Но я же так не зазнался. Наоборот, я дешевел и дешевел. И вот теперь очень доволен, что живу в каждом доме, что кастрюли, ложки и бочки стоят и отлично служат людям.

Медь: (насмешливо) Да. Это правда. Недаром этот дешевый выскочка везде заменяет медь.

Железо: О, позвольте, позвольте! Мы, кажется, уклонились в сторону. Уважаемое золото, выразилось так, будто я уже ничего не стою, не имею никакого значения всем надоело и более того валяюсь под ногами. Вы слышали? (пауза) Это очень обидно! Да знаете ли вы что было бы, если бы я совсем исчезло! Вот представьте себе, над землею пронесся гигантский магнит. Мгновенно срывается со всех мест и уносятся за ним все железные предметы: исчезают машины, самолёты, поезда и корабли. Рассыпаются по листочкам тетради и книги. Поднимаются в воздух крыши домов, разбиваются стены, т.к. они лишились бы гвоздей, крюков, болтов.

Водород: Интересно, а что было бы тогда с людьми?

Железо: Люди? Они бы умерли мгновенно, т.к. лишились бы того железа, которое входит в состав крови. Вот теперь судите сами, какое я имею значение.

Сера: Уважаемые металлы! Как вам не стыдно спорить. Только и слышу, я важнее, я нежнее... Не люблю хвастунов. Я элемент скромный, металлического блеска не имею, но кое-что могу рассказать о себе. Скажите, пожалуйста, что нужно сделать, чтобы получить огонь?

Водород: Огонь? Ну, конечно, чиркнуть спичкой и все.

Сера: Нет не все! Если я не буду сидеть на своем месте в головке этой спички, то она не загорится. (к железу) А вы не скажите, что нужно сделать, чтобы ружье выстрелило?

Железо: Ну, конечно, насколько я понимаю, нужен порох.

Сера: Совершенно верно. В состав пороха вхожу тоже я, правда не одна, а в почетной компании с углеродом и бертолетовой солью. Хочу напомнить еще о том, что из меня готовят краски, лекарства. Я ещё вас вожу на машинах, так как без меня бы не было резины и не поехала бы ни одна машина.

Золото: (указывает на газы, которые медленно кружатся) Обратите внимание на эти легкомысленные элементы. Вертятся, кружатся, ну никакой солидности.

Водород и кислород: (хором) И мы тоже нужны людям.

Железо: He понимаю разве из вас можно сделать самолёт или машину? Вас нельзя использовать даже в роли гвоздя для башмаков.

Медь: Даже маленький водопроводный кран из вас не получится.

Водород: Обидно слышать как иные все меряют на свой аршин. Из меня, конечно, нельзя сделать машину, но я могу залететь в шар и унести его выше облаков. Недаром я самый легкий на земле. Скажите, а сможет ли жить кто-нибудь без воды? Конечно, нет. А из чего состоит вода? Из меня и моего старого друга. Так что мы самые необходимые газы для людей. И назвать нас легкомысленными просто не мысленно ваше величество!

Золото: (выходит на середину) Хватит споров! Без сомнения элементы все нужны. И для пользы примененье люди каждому нашли. (Уходят)

Ведущая 1.

Вот вам еще развлечение:
Кто руку даст на отсеченье?
Жаль руку на отсеченье,
Тогда нужен больной на излеченье!

(Вызывает желающего)

Ведущий 2.

Оперируем без боли.
Правда будет много крови.

Ведущая 1.

При каждой операции
Нужна стерилизация,
Помогите, ассистент
Дайте спирт

Ведущий 2. Один момент.

Ведущая 1.

Спиртом смажем мы обильно,
Чтобы было всё стерильно.
Не вертитесь, пациент,
Дайте скальпель, ассистент!

Ведущий 2.

Посмотрите, прямо струйкой
Кровь течёт, а не вода.
Но сейчас я вытру руку –
От порезов ни следа.

Проводят опыт «Кровь из раны и исцеление». На руку ватным тампоном наносят раствор хлорида железа (III), скальпель смачивают в растворе роданида калия и скальпелем «делают надрез». Появляется «кровь». «Лечат» фторидом натрия».

Ученица читает стихотворение Степана Щипачева «Читая Менделеева»

Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там в космических глубинах
Все от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых
Как формула, как график трудовой
Строй Менделеевской системы строгий
Вокруг тебя творится мир живой
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
Есть просто газ – легчайший водород.
Есть кислород, а вместе это воздух
Июньский дождь от всех своих щедрот
Сентябрьский туман на рассвете.
Кипит железо, серебро, сурьма,
И черно-бурые растворы брома.
И, кажется, вселенная сама
Одной лабораторией огромной.
Тут оптика едва ль поможет глазу,
Тут мысль пытливая всегда верней
Пылинку увидишь и то не сразу,
Глубины мирозданья открыть в ней.

На сцене выходят химики. Они демонстрируют опыты:

«Хамелеон»

В цилиндр помещаем жёлтый раствор хромата калия, приливает несколько капель серной кислоты, раствор изменяет цвет на оранжевый. В полученный раствор приливаем сульфид натрия, раствор становится зелёным.

«Огонь с неба»

На керамическую плитку насыпаем перманганат калия, добавляет несколько капель концентрированной серной кислоты. Горкой накладываем древесные стружки. Смачивает ватный тампон спиртом, зажимаем тампон в руке. Держим руку на горкой и незаметно капаем спирт.

Ведущий: Ребята, вы сегодня познакомились с некоторыми чудесами, которые можно осуществить, имея определенные знания и навыки по химии. Мы надеемся, что наш вечер приоткрыл завесу над такой удивительной наукой, как химия. И мы ждем, что со следующего года вы все с удовольствием, упорством и терпением будете изучать ее и придёте в химико-биологический класс.

Литература:

1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М. Просвещение. 1996.
2. Интернет-ресурсы.

Сценарий занимательного вечера по химии «Химический фейерверк».

В настоящее время, когда особое значение приобретает выбор каждым учеником исходя из его возможностей и интересов учебного предмета для углубленного изучения, занятия во внеурочное время становится особо значимыми. Среди такого рода занятий большое место принадлежит химическим вечерам.

Цели:

Образовательные:

    В игровой форме сформировать знания учащихся о химических веществах, реактивах и их превращениях.

    Продолжить формирование умения учащихся пользоваться химической посудой и химическими веществами.

Развивающие:

    Развить наблюдательность, память (при показе занимательных опытов)

    Развить умение сравнивать (на примере сравнения и анализа различных опытов)

    Развивать интерес учащихся к химической науки (через показ занимательных и интересных опытов)

Воспитательные:

    Продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе представлений о значимости химической науки для жизни человека.

Время: 40мин – 60 мин.

Химики: Здравствуйте!

1-химик: Мы химики! А химия – это бессонные ночи

2-химик: Это постоянные разговоры о химии.

3-химик: Это химические лаборатории.

4-химик: Это родители, которые говорят: «А наш ребенок – химик».

Все: И это жизнь!

1-химик: Но вы можете спросить: почему же не все становятся химиками? Да потому, что химия – это бес-сон-ные ночи.

2-химик: Это пос-то-ян-ные разговоры о химии.

3-химик: Это химические лаборатории (говорит, зажимая нос).

4-химик: Это родители, которые говорят: «А наш ребенок (тьфу!) – химик».

Все: И это жизнь!

1-химик: (гордо) Но все- таки мы – химики потому, что химия – это бессонные ночи!

2-химик: Это постоянные разговоры о химии!

3-химик: Это химические лаборатории!

4-химик: Это родители, которые говорят «А наш ребенок (бьет себя в грудь и гордо произносит) – химик!

Все: И это жизнь!

1-химик: Ну конечно, без сомненья

Надо химию учить,

Без познанья всех явлений

Невозможно нынче жить.

2-химик: Надо лучше успевать

Нам, друзья, в учении

И не следует вздыхать

Что химия – мучение!

3-химик: Если б химии не знали,

Топали б пешком всегда:

Без горючего автобус

Не поедет никогда!

4-химик: Чтобы мы росли нормально,

Крепкими и сильными,

Витамины выпускает

Тоже наша химия!

1-химик: Чтоб растения росли,

Вещества изобрели.

Хорошо бы нам такие –

Быстро б выросли большие.

2-химик: Каучук в природе редок,

Без него не проживешь.

Мы ходили бы по лужам

В валенках и без калош!

3-химик: Широко вошли к нам в быт

Разные пластмассы

За короткий очень срок

Их признали массы!

4-химик: Полимер пусть, для волос,

Стимулирующий рост,

Поскорей изобретут

Тогда косы вырастут.

Демонстрационный опыт: «Марсианский пейзаж». (На плакате, заранее фенолфталеином написать «химия – волшебная страна», а затем при показе опыта бесцветную надпись протереть тампоном, смоченным щелочью. Надпись окрасится в малиновый цвет.)

1-химик: Почему же химия – волшебная страна? Да потому что химия, – как ни одна другая наука – способна творить чудеса.

2-химик: Химия – позволяет человеку добывать металлы из руд и минералов, извлекать из природного сырья - вещества одно чудесней и удивительней другого, она рождает сотни тысяч веществ, даже не встречающихся в природе, со свойствами полезными и важными.

3-химик: Она превращает нефть в каучук, бензин; газ – в ткань; уголь – в духи, красители и лекарственные вещества.

4-химик: Перечень добрых дел, которые творит химия, поистине неисчерпаем. Химия нас кормит и одевает, обувает. Каждый человек (сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички и газ, приготавливая пищу).

1-химик: Сегодня – мы хотим пригласить вас на химический фейерверк и показать лишь небольшую часть химических опытов, которые возможно покажутся вам чудесными. Но мы – люди – и мы сами творим эти чудеса.

Демонстрационный опыт: «Зажигание костра без спичек». (Для опыта приготовить кашицу из КМпО 4 и Н 2 SO 4 (конц.). Эту кашицу поместить на плитку и на нее незаметно накапать спирта. Происходит реакция с выделением большого количества теплоты и избыток спирта воспламеняется.)

2-химик: Я недавно прочел книгу о том, что раньше жили люди, которые пытались все металлы превратить в золото, а еще они пытались получить «эликсир жизни».

3-химик: Да, их называли алхимиками, они пытались получить «философский камень».

4-химик: А я недавно нашел рецепт получения «философского камня», хотите, прочту (разворачивает манускрипт и читает):

Чтобы сделать эликсир мудрецов называемый «философским камнем», возьми сын мой, свинец и накаливай его, пока он не превратится в «зеленого льва». После этого накаливай сильнее, и он превратится в «красного льва». Кипяти его на песчаной бане в кислом виноградном спирте, выпари продукт и получишь камедистое вещество, которое можно резать ножом. Положи его в замазанную глиной реторту и медленно дистиллируй. «Кимварийские тени» покроют реторту своим «покрывалом», и ты найдешь внутри ее «истинного дракона», потому что он пожирает свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, очисти заботливо, и ты увидишь появление жгучей жидкости и человеческой крови».

1-химик: А знаете, я и сам могу получить этот удивительный эликсир.

Демонстрационный опыт: «Хамелеон». (В стакан налить раствор хромата калия, подкислив несколькими каплями серной кислоты. Помешивая раствор стеклянной палочкой, прилить раствор пероксида водорода: появляется синяя окраска, которая вскоре становится зеленой.)

2-химик: Тоже мне чудо – эликсир, вот посмотри, я моментально могу получить вино или молоко из воды.

Демонстрационный опыт: «Получение вина и молока». (Получение вина – взаимодействие фенолфталеина и щелочи; получение молока – взаимодействие серной кислоты и хлорида бария.

3-химик: Да, вода, действительно может вытворять различные чудеса, а слышали ли вы о том, что вода – может быть поджигателем.

Демонстрационный опыт: «Взаимодействие калия с водой».

Демонстрационный опыт: «Самовоспламеняющаяся жидкость». (В фарфоровую чашку поместить растертые кристаллы КМпО 4 , а затем из пипетки на них накапать 3 – 4 капли глицерина. Через некоторое время глицерин воспламеняется.)

Демонстрационный опыт: «Зажигание костра водой». (Измельчить йод в ступке, смешать 4 части йода с 1 частью порошка цинка. Хорошо перемешать, сделать горку и капнуть на эту горку несколько капель воды.)

Демонстрационный опыт: «Огненное облако» (Воспламенение парафина в воде)

4-химик: А вы когда-нибудь видели горящий снег? Вот смотрите:

Демонстрационный опыт: «Горящий снег». (В банку насыпать снега и уплотнить его. Затем в нем сделать углубление, в который поместить кусочек карбида кальция. Поднести к снегу зажженную спичку – снег начинает гореть.)

1-химик: Да, оказывается, все может гореть, но, однако не все может сгорать.

Демонстрационный опыт: «Несгораемый платок». (Прополоскать платок в воде, затем слегка отжать и хорошо пропитать спиртом. Платок захватить тигельными щипцами и поджечь его. Спирт вспыхнет, но платок не сгорает.)

2-химик: Вы слышали пословицу «Нет дыма без огня», а я могу доказать обратное.

Демонстрационный опыт: «Дым без огня». (Взаимодействие концентрированной соляной кислоты и аммиака.)

3-химик: Вот смотрю я на вас и думаю: если бы мы жили в алхимический период, то мы были бы великими волшебниками, и смогли бы при помощи этих опытов дурачить людей. Но более того, мы без труда смогли бы получить золото, даже не используя «философский камень».

Демонстрационный опыт: «Золотой нож». (Приготовить, очищенный наждачной бумагой железный нож. Этот нож опустить в концентрированный раствор сульфата меди. Нож становится «золотым».)

4-химик: Вот, если бы я жил в алхимический период, я стал бы великим хирургом и проводил все операции совсем без боли.

Демонстрационный опыт: «Нанесение раны и ее исцеление». (Руку смочить раствором хлорида железа (III ). После этого какой-нибудь предмет (нож) смочить раствором роданистого калия и легко провести этим предметом по руке. Образуется кроваво-красный след.)

Оперируем без боли, правда, будет много крови.

При каждой операции нужна стерилизация.

Йодом смочим мы обильно, чтобы было все стерильно.

Не вертитесь, пациент! Нож подайте, ассистент!

Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода

Но сейчас я вытру руку – от пореза – ни следа!

1-химик: А, вот если бы я жил в алхимический период – я бы был великим факиром; так как без труда могу проделывать различные фокусы.

Демонстрационный опыт: «Горение пороха». (Заранее приготовить порох: смесь 7 частей нитрата калия, 1 части серы и 1 части угля. Смесь выложить горкой и поджечь.)

Демонстрационный опыт: «Вулкан». (Разложение дихромата аммония)

Демонстрационный опыт: «Огненная метель». (В круглодонной колбе заранее смочить стенки аммиаком. В ложечку для сжигания поместить оксид хрома (III ), накалить его и сбросить в колбу с аммиаком. Образуется целый сноп искр.)

2-химик: Ну и на последок мы попробуем удивить вас этим:

Демонстрационный опыт: «Получение и взрыв гремучего газа». (Методом вытеснения воды в банку собрать 2 объема водорода и 1 объем кислорода. Когда банка заполнится, смесь газов поджечь лучинкой.)

3-химик: Ну, что ж мы показали лишь некоторые химические чудеса. А закончить наш химический фейерверк хотим гимном химиков:

Нам суждено пролить все то, что льется.

Просыпать то, чего нельзя пролить!

Наш кабинет химическим зовется!

Мы рождены, чтоб химию любить!

Все выше, и выше, и выше

Летит рыжий бром к небесам

И кто этим бромом подышет,

Тот рыжим становится сам!

4-химик: До новых встреч!

Номинация: Организация внеклассной работы

Работу выполнила: Кожура Екатерина Викторовна

КЦО (краевой центр образования) «Школа космонавтики»

Учитель химии, работаю по стандартной государственной программе и учебнику Ф.Г. Фельдмана, Г.Е. Рудзитиса.

Домашний адрес: 662973 г. Железногорск – 3, ул. Белорусская 49а кв. 42.

Адрес КЦО «Школа космонавтики»: 62990 г. Железногорск, ул. Красноярская 36.

Электронный адрес: root @ shk . krasnoyarsk . su

Телефон: в г. Железногорске 8 – (297) – 9 – 45 – 65.

Факс: 231 (20202) – 9 – 45 – 65.

Сценарий внеклассного мероприятия по химии

«Вечер на хуторе близ Диканьки»

(по мотивам повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»)

Этот химический вечер с постановкой многочисленных занимательных опытов проводится с целью закрепления знаний учащихся и привлечения их внимания к необходимости изучения химии – волшебной науки, объясняющей множество таинственных явлений.

Перед началом вечера зрители получают задание вести наблюдения за всем происходящим на сцене и делать необходимые пометки. Это даст возможность правильно ответить на вопросы учителя и тем самым помочь главному герою разобрать в увиденных во сне опытах.

Картина 1

(За столом сидит ученик, читает журнал «Химия и жизнь». Входит ученица.)

Ученица. Ну что, братец, все уроки выучил?

Ученик. Да не все ещё! Вот, зачитался. Химия – изумительная наука. Хочешь фокус покажу? (Берёт у ученицы носовой платок и проводит опыт «Несгораемый платок».)

Смачивает платок ацетоном. Затем берёт его пинцетом, поджигает и вращает. Ацетон сгорает, платок – нет.

Ученица. (забирает платок) Опыт конечно, интересный, но ты ещё по сочинению не подготовился. Вот я тебе книгу принесла. Повторяй!

Ученик. (открывает книгу) Так, Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством». (Читает)

«Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо, посвятить добрым людям и всему миру». (Зевает, засыпает) (Гаснет свет)

Картина 2

(Включают свет. Звучит музыка. На метле появляется Солоха.)

Солоха. Ох и холодно! Надо печку растопить. Но где же спички? Опять сынок Вакула забрал! Ладно, я и так могу огонь разжечь. (Колдует)

(Проводит опыт «Самовозгорание лучинок»)

Сложенные горкой лучинки смочены бензином. За лучинками стоит небольшая фарфоровая чаша, в которую помещено несколько кристалликов перманганата калия, смоченных концентрированной серной кислотой. В руке Солоха держит кусок ваты, смоченной спиртом, незаметно выжимает спирт (руку держит высоко!). Костёр загорается

Солоха. Ну, вот и теплее стало. Ох, скучно мне что-то. Приворотное зелье приготовить, что-ли? (Колдует) (Проводит опыт «Хамелеон»)

Наливает в пробирку 3 мл насыщенного раствора перманганата калия и 1 мл 10 %-ного раствора гидроксида калия. К смеси при помешивании добавляет 1-15 капель разбавленного раствора сульфита натрия до получения зелёной краски. При сильном размешивании зелёный раствор становится синим, а затем фиолетовым:

2KMnO 4 + 2KOH+Na 2 SO 3 =2K 2 MnO 4 +Na 2 SO 4 +H 2 O

Синяя окраска присуща малоустойчивому катиону 3- , который на воздухе окисляется фиолетово-малиного перманганата калия. На избытке сульфита натрия и недостатке гидроксида калия манганат не образуется!

Солоха. Ох, качественное зелье! Сейчас что будет!

Картина 3

(Из-за кулис появляется белый дым и выживает чёртик)

В широкий сосуд (блюдце, тарелку) наливаем немного концентрированной соляной кислоты столько же 25 %-ного раствора нашатырного спирта: NH 3 +HCl=NH 4 CL.

Появляется «дым без огня».

Чёртик. (поёт) Здравствуй, милая моя!

Ты меня заждалась!

Я с химическим букетом.

Что ж ты растерялась?

Цветы из плотной бумаги заранее смачивают раствором щелочи (бумага белая). В нужный момент обрызгивает их из пульверизатора фенолфталеином.Цветы окрашиваются в малиновый.

Чёртик. Ох, несравненная Солоха! Я так вас скучал! Вот, даже письмо вам написал. (Подаёт листок)

Солоха . Да тут же ничего не написано!

Чёртик. А вы над пламенем подержите, Солоха! Я и огонёк вам разожгу волшебной палочкой.

Стеклянную палочку смачивают в смеси карбоната калия и концентрированной серной кислоты и подносит к фитилю спиртовки. Он задымляется.

(Солоха держит бумагу над пламенем. На нём получается рисунок)

Заранее на бумаге разбавленной серной кислотой делают рисунок (например, пронзённое стрелой сердце) . При нагревании вода испаряется, и концентрированная серная кислота обугливает бумагу.

Чёртик. Ну, как вам моё письмо?

Солоха. Замечательно! Ой, а мне и угостить-то вас нечем. Одна водица холодная.

Чёртик. А вы поколдуйте, дорогая Солоха!

Солоха. Да и правда! (Колдует) Ну, вот вам и сок, дорогой гость!

В стакан наливают раствор щелочи, добавляют несколько капель фенолфталеина.

Чёртик. (делает вид, что пьёт). Ох, спасибо! Ну просто «инвайт» и «ЮПИ» в одном стакане! (Раздаётся стук в дверь)

Солоха. Ой! Неровен час – Вакула! Спрячься, спрячься скорее! (Прячет чертика в мешок)

Картина 4

(Входит Дьячок)

Дьячок. Добрый вечер, великолепная Солоха! Вот с тех пор как увидел вас давеча на ярмарке, так и забыть не могу, всё об вас думаю.

А что это у вас, дрожайшая Солоха? (Показывает на стакан с малиновой жидкостью)

Солоха. Да сок!

Дьячок. Не люблю я его, уж лучше водицы чистой попить!

Солоха. Да пожалуйста, Осип Никифорович! К раствору щелочи с фенолфталеином приливают кислоту. Малиновая окраска исчезает: NaOH+HCl=NaCl+H 2 O

Дьячок. Спасибо. А я бы, драгоценная Солоха, и от молочка не отказался.

Солоха. Нет ничего проще, дорогой гость!

К раствору хлорида бария приливают щелочь:

2NaOH+BaCl 2 =2NaCl+Ba(OH) 2

Дьячок. Вот уважили, милейшая Солоха! (Стук в дверь)

Ой, спрячьте меня скорей! Я ни за что на свете не хочу показываться на глаза Вакуле.

Картина 5

(Входит Вакула)

Вакула. Что так долго не открывали, мама?

Солоха. Да я тут немножко заколдовалась. Вот, смотри, золотишко получилось! (Загораживает мешки юбкой.)

К 20 мл 0,5 н. раствора нитрата свинца приливают 40 мл 0,5 н. раствора иодида калия. В осадок выпадают кристаллы иодида свинца:

Pb(NO 3) 2 +2Kl=Pbl 2 +2KNO 3

Вакула. Золотишко, оно, конечно, хорошо! Да зачем тут лежат эти мешки? Давно пора всякую дрянь из хаты выбросить! (Подходит к мешкам и вытаскивает дьяка за чуб, а чёртика за хвост.) Это ещё что такое? (С криками все разбегаются в разные стороны. Чёртик колдует у стола.)

На керамическую плитку заранее горкой насыпают дихромат аммония. Его зажигают с помощью длинной лучины:

(NH 4) 2 Cr 2 O 7 =Cr 2 O 3 +4H 2 O+N 2

Картина 6

(Включает свет, входит ученица. Она подходит к спящему у стола ученика.)

Ученица. Вставай, соня! Так-то ты к сочинению готовишься?

Ученик . (просыпаясь) Так это мне всё приснилось? Ох и замечательный сон! Только я не всё там понял. Может, ребят помогут разобраться?

Учитель проводит со зрителями беседу по следующим вопросам:

    Почему не сгорел платок в первом опыте?

    В чём секрет «волшебной палочки» и «самовозгорания лучинок»?

    Из каких веществ Солоха готовит «приворотное зелье»?

    Как получить «дым без огня»?

    Почему белые цветы стали малиновыми, а «вода» превратилась в «сок»

    Как Солохе удалось превратить «сок» в «воду», а «воду» в «молоко»?

    Каким реактивом сделана невидимая надпись, и почему она стала видимой при нагревании?

    С помощью какого реактива удалось провести опыт «Извержение вулкана»?

    Во время обсуждения учащиеся записывают на доске уравнения предполагаемых реакций. Наиболее активные участники вечера получают отметки, которые выставляются в журнал.

Георгий: Внимание! Внимание!
Фанфар победных звон!
И к нам на состязание
Спешат со всех сторон,
Те, кто предметом химия
Не просто увлекается,
А асом стать в науке сей
Уже сейчас пытается!

Юлия: Те, для кого не страшен он
Химический наш марафон!
Кому вопросы не преграда
Кому знать много очень надо!
Кто силы чувствует в себе
Кто знает: ЧТО? ЗАЧЕМ? и ГДЕ?

Георгий: Химия, какая емкость слова!
Химия для нас не просто звук.
Химия – опора и основа
Всех без исключения наук».

Юлия: Химия – реакции, пробирки,
Химия – поэма вещества.
Химия – пусть на одежде дырки –
Познает основы существа.

Юлия: Добрый день! Мы рады приветствовать вас на химическом КВНе. Сегодня померятся своими знаниями, покажут свой талант и испытают свою удачу самые юные химики – восьмиклассники.

Георгий: Темой сегодняшнего КВНа мы выбрали: «Химия вокруг нас».
Юлия: Перед тем, как открыть наш клуб веселых и находчивых химиков хотелось бы представить участников – это команды 8-х классов:
8 «А» класс – Шамрай Лидия Андреевна
8 «Б» класс – Шулепов Дмитрий Михайлович
8 «В» класс – Дудина Елена Владимировна
Георгий: Болельщики 8 «А» класса здесь?
Болельщики 8 «Б» класса здесь?
Болельщики 8 «В» класса?
Отличная поддержка у всех команд!
Юлия: Сегодня вам предстоит пройти различного рода конкурсы. Их будет оценивать наше компетентное жюри. Это ученики 11-х классов.
Георгий: Асланова Эльмира
Юлия: Леонтьев Александр
Георгий: Анохин Владислав
Юлия: Шишкин Максим
Георгий: Воложанина Дарья,
Юлия: Антипов Алексей и
Георгий: Усольцев Вячеслав.
Юлия: Отдельно хочется представить наставников восьмиклассников. Они помогали им в подготовке к сегодняшнему мероприятию и, наверное, переживают за них больше остальных. Наставники команды 8А класса – Гостюхин Тихон и Каторгина Ольга.
Георгий: Наставники 8Б класса – Цамбунарис Николетта и Пашенцева Елена.
Юлия: Наставники 8В класса – Волков Никита и Перепонина Полина.
Георгий: Для проведения жеребьевки на сцену приглашаются капитаны команд.

Визитная карточка
Юлия: Первый конкурс «Приветствие». За 2 минуты командам надо себя представить. Форма представления – не оговаривается.
Георгий: Максимальная стоимость 5 баллов. Учитывается внешний вид, название, девиз, сплоченность команды, оригинальность исполнения и использование на данном этапе химической атрибутики.
Юлия: По итогам жеребьевки первыми на сцену приглашается команда 8____ класса.
Георгий: Команда 8___ класса.
Юлия: Команда 8___ класса.
Георгий: По итогам первого конкурса баллы распределись следующим образом…. (жюри выставляет баллы)

Разминка
Юлия: Мы уравнения реакций учились писать,
Соли, кислоты и щелочи распознавать…
Атомы, ядра, молекулы – нет им числа,
Химия так незаметно с ума нас свела!

Георгий: Химия моя, ты наука века,
Ты продуктами кормишь человека,
Чтобы я не пил, чем бы не питался,
Я всегда и везде с химией встречался.

Юлия: Второй конкурс – «Разминка».
Георгий: Для проведения конкурса на сцену приглашаются по 2 представителя от каждой команды. (дождаться когда поднимутся на сцену участники) Вам нужно вспомнить и дать определения некоторым терминам из курса химии 8 класса. Отвечать будете по очереди в соответствии с жеребьевкой. Если участник не ответил на вопрос, то он переходит к другому участнику. Прошу болельщиков соблюдать тишину и не подсказывать своим одноклассникам. За любое нарушение мы будем штрафовать команду. На обдумывание вопроса дается 20 секунд.
Юлия: Первый вопрос к команде 8… класса. 1) Химия – это… (наука о веществах их свойствах и превращениях, которые протекают с веществами)
Георгий: Вопрос к команде 8… класса. 2) Вещества – это…. (из чего состоят физические тела)
Юлия: Вопрос к команде 8… класса. 3) Свойства – это…(признаки вещества)
Георгий: 4) Электронная формула – это… (распределение электронов по орбитам и орбиталям)
Юлия: 5) Бинарные соединения – это… (соединения, состоящие из двух элементов, имеющие суффикс ИД)
Георгий: 6) Сульфиды – это… (бинарные соединения, состоящие из двух элементов, один из которых сера)
Юлия: 7) Кислота – это… (сложное вещество, в котором на первом месте стоят атомы водорода, а на втором – кислотный остаток)
Георгий: 8) Чему равен молярный объем? (22,4 л/моль)
Юлия: 9) Что такое количество вещества? (Моль – количество вещества, которое содержит столько структурных единиц, сколько содержится в 6 граммах (6 1023 частиц) вещества).
Одноногий Менделеев
Георгий: Следующий конкурс – «Одноногий Менделеев». Приглашаем на сцену по одному участнику от команды.
Юлия: Это задание требует от вас не только знаний Периодической системы, но и хорошей физической подготовки. Прыгая на одной ноге, вам надо назвать химические элементы Периодической системы на букву…К.
Георгий: Как только вы будете стоять на двух ногах, испытание для вас закончится. Называть элементы будете по очереди. Победит тот, кто назовет наибольшее количество химических элементов. Согласно жеребьевке, начинает это задание участник команды … класса. Внимание, начали!
Юлия: Подведем итоги этого конкурса. Уважаемое жюри, оцените наших участников.
Георгий: Итак, по итогам 3-х конкурсов участникам присваиваются баллы по следующей схеме:….
Конкурс Болельщиков
Юлия: А теперь конкурс для болельщиков. Мы поочередно называем по 1ой загадке, на которую вы можете ответить. За каждую правильно угаданную загадку вы получаете по 1 баллу. Ответ засчитывается при поднятой руке. Наставники и гости нашего КВН, вы тоже можете принять участие в этом конкурсе. Внимание, мы начинаем!

Георгий: Я не горюю, а горю,
И воду вам я подарю.
Пусть будет дождь, и снег, и град –
Я напоить природу рад. (Водород)
Юлия: У меня дурная слава:
Я – известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит». (Мышьяк)
Георгий: – «По прозванью инвалид,
Но крепок в деле и на вид» (Хром)
Юлия:- Вы, ребята, мне поверьте –
Этот газ вполне инертен.
Он спокойный и ленивый,
В трубках светится красиво.
Для рекламы нужен он,
Незаметный газ …(неон)
Георгий: Я коварный поджигатель.
Вы огня хотите – нате!
Я всесильный окислитель
(Если только дров дадите). (Кислород)
Юлия: Хоть составчик мой и сложный,
Без меня жить невозможно.
Я отличный растворитель,
Жажды лучший утолитель.
А разрушите, так сразу
Два получите вы газа. (Вода)
Георгий: Быть символом не каждому дано,
Но именем моим не без причины
Назвали руки, дождь, тельца, руно,
Сечение и мнений середину.
И в честь меня был назван даже век,
Когда был очень счастлив человек.
Что нынче в имени моем? А встарь
Считали все, что я – металлов царь… Золото
Юлия: Он яркой звездой загорится,
Белый и легкий металл,
В тринадцатой клетке таблицы
Почетное место занял.
Для легкости в сплавы дается,
Мощь самолета создал.
Тягуч и пластичен, отлично куется
Серебряный это металл.
В составе багровых рубинов,
В сапфировой силе огней,
В серой обыденной глине,
В виде наждачных камней. Алюминий
Георгий: Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша! Медь
Юлия: Нрав у газа, ох, непрост!
Много жизней он унес,
А сейчас нам помогает,
От микробов защищает. Хлор

Химический эксперимент
Георгий: Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность – хорошо,
А халатность – плохо.

Юлия: Чай и вкусный бутерброд
Очень просятся в твой рот.
Не обманывай себя –
Есть и пить у нас нельзя!

Георгий: Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет.
Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе – будто мармелад,
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.

Юлия: Как же нюхать вещества?
В колбу нос совать нельзя!
Что может случиться?
Ты можешь отравиться!

Георгий: Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность – хорошо,
А халатность – плохо.
Юлия: С каким интересом люди вот уже миллионы лет наблюдают за превращениями веществ в природе, быту, в химической лаборатории. Химия – наука экспериментальная. И, наверное, не интересно было бы изучать предмет, не проводя никаких опытов. В актовом зале сложно проводить химический эксперимент, поэтому ограничимся распознаванием веществ.
Георгий: Приглашаем на сцену по одному участники от каждой команды. Вам предстоит угадать на вкус и по запаху некоторые химические вещества. Сразу скажем, что вам будут предложены для определение на вкус пищевые продукты. Для усложнения эксперимента мы завяжем вам глаза.
Юлия: Согласно жеребьевке первым распознавать химические вещества будет представитель команды….
По запаху – аммиак, этиловый спирт, вода, уксусная кислота
На вкус – сахар, поваренная соль, пищевая сода, крахмал
Георгий: В конкурсе «Химический эксперимент» команда 8А класса заработала … баллов, 8Б класса – … баллов и команда 8В класса – … баллов. По итогам четырех конкурсов лидирует команда … класса с результатом баллов. На втором месте – 8.. класс и у них – баллов, На третьем месте – 8… класса – … баллов. (жюри подводит итоги)

Музыкальный конкурс
Юлия: А теперь Музыкальный конкурс. Условия этого конкурса просты: вы вспомнили песню, в которой есть зашифрованное слово, спели хотя бы одно предложение из нее и получили 1 балл.
Георгий: Угадаете загадку, угадаете зашифрованное слово! Угадавший приносит 1 балл своей команде. Что это: в воде не тонет и в огне не горит? Лед
Все команды просим подняться на сцену. Молодцы, команда 8… класса зарабатывает 1 балл.
Юлия: Прошу команды подняться на сцену. Вы отвечаете поочередно, согласно жеребьевке, та команда, которая пропустит свой ответ более 2-х раз – выбывает из данного конкурса. Стоимость каждого ответа – 1 балл. Начинаем!
Георгий: Музыкальный конкурс закончен. Просим жюри подвести предварительные итоги по всем прошедшим конкурсам.

Конкурс капитанов
Юлия: А теперь состязание самых сильных, самых знающих и самыми решительных – конкурс капитанов. Приглашаем их на сцену.
Георгий: Вам нужно поочередно угадать выбранный вашим соперником химический элемент, задавая вопрос таким образом, что ваш оппонент смог ответить на него: «Да или нет». Побеждает тот, кто угадает химический элемент соперника на наименьшее количество вопросов.
Юлия: Вниманию зрителей и жюри. Капитаны загадали химический элемент первых трех периодов.
Георгий: Вниманию капитанов. Жюри будет оценивать оригинальность заданных вопросов. Капитан 8… задает вопрос капитану … класса.
Юлия: Подведем итоги конкурса капитанов. Наибольшее количество баллов принес своей команде капитан 8.. класса. … балла заработал капитан 8.. класса. И … баллов внес в копилку своей команды капитан 8… класса. Поздравляем капитанов.

Домашнее задание
Георгий: И в заключении нашего КВН – один из самых увлекательных и интригующих конкурсов – «Домашнее задание». Это инсценировка, песня или танец на химическую тему: «Химические явления вокруг нас». Максимальная оценка за этот конкурс – 5 баллов. Первыми на сцену приглашается команда 8.. класса. Поддержим ребят!
Юлия: Знаем мы, что встреча наша – лишь игра,
И расставаться нам пришла пора.
Будем мы с улыбкой вспоминать,
Как пытались баллы добывать,
Но не важен в баллах результат,
Дружба побеждает – это факт.
А находчивость по жизни нас ведет,
Знатокам всегда, везде везет!
Георгий: Просим жюри оценить последний конкурс и объявить результаты сегодняшней встречи.
Поприветствуем победителей! (Музыка).
До свидания! До новых встреч!