13.06.2019

Самолет миг 29уб. Чемпион по маневру. Состоит на вооружении



Миг-29УБ — учебно-боевой истребитель.

ТТХ МиГ-29УБ:

Размах крыла, м 11.36

Длина, м 17.42

Высота, м 4.73

Площадь крыла, м2 31.80

Масса, кг

пустого самолета 10800

нормальная взлетная 14600

максимальная взлетная 17700

Тип двигателя 2 ТРДДФ РД-33 Тяга, кгс 2 х 8300

Максимальная скорость, км/ч

на высоте 2230 (М=2.1)

у земли 1500

Практическая дальность, км на малой высоте 680

на большой высоте 1410 большой высоте с одним ПТБ 2000

Максимальная скороподъемность, м/мин 19800

Практический потолок, м 17500

Макс. эксплуатационная перегрузка 9

Вооружение:

одна 30-мм пушка ГШ-301 (боекомплект 150 патронов)
боевая нагрузка — 2000 кг на шести подкрыльевых узлах
до 6 ракет ближнего воздушного боя Р-73 или Р-60М
бомбы 250- или 500-кг, контейнер КМГУ-2, ЗБ-500
НАР 80 С-8 в блоках Б-8М1 и С-24Б
2 контейнера УПК-23

Модификации самолёта:

МиГ-29УБ («изделие 9-51») — учебно-боевой самолёт. Выпускается с 1985 года.

МиГ-29УБТ («изделие 9-52») — модернизированный. Отличается 2 накладными топливными баками. Состав оборудования аналогичен МиГ-29СМТ. В 1998 году переоборудован из МиГ-29УБ. Первый полёт в августе 1998 года.

МиГ-29М2 (МиГ-29MRCA) — ударный самолёт. Отличается РЛС «Жук-М». Разработан для ВВС Малайзии. Первый полёт 26 сентября 2001 года.

19 января 1976 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР, поручавшее ОКБ им. А.И.Микояна разработку учебно-боевого истребителя на базе МиГ-29. Самолёт получил обозначение МиГ-29УБ («изделие 9-51»). Для размещения второй кабины была заново сконструирована передняя часть фюзеляжа. При этом длина самолёта увеличилась на 100 мм. РЛС пришлось демонтировать, но оптоэлектронный прицел был сохранён. В 1978 году макетной комиссии был представлен полноразмерный макет самолёта. Изготовление первого прототипа было завершено в 1980 году. 29 апреля 1981 года летчик-испытатель А.Г.Фастовец впервые поднял его в воздух. Серийное производство началось в 1985 году на Горьковском АПО им. С.Орджоникидзе. Принят на вооружение в 1991 году.

Конструкция МиГ-29УБ аналогична базовому самолёту. Отличие заключается в двухместной кабине, закрываемой общим фонарём. Обучаемый в кабине распологается спереди, инструктор — сзади. Кабина оборудована катапультными креслами К-36ДМ. Над рабочим местом инструктора на фонаре установлен перископ с выпускаемым в поток зеркалом для наблюдения вперёд (используется при взлёте и посадке). Управление двойное, обе кабины оснащены полным комплектом средств индикации. Из состава вооружения исключены ракеты с радиолокационным наведением, из-за чего МиГ-29УБ может выполнять только часть боевых задач одноместного истребителя.

МиГ-29УБ предназначен для подготовки лётчиков-истребителей. От также может выполнять перехват неманеврирующих воздушных целей с задней полусферы, вести ближний маневренный воздушный бой, действовать по площадным и малоразмерным наземным целям неуправляемыми средствами поражения.

Всего изготовлено 197 самолётов МиГ-29УБ. 160 из них принадлежат ВВС России. Поставлялся на экспорт в Болгарию, Венгрию, ГДР, Польшу, Румынию, Финляндию, Чехолсловакию, Югославию.

Для обеспечения эффективной подготовки летчиков ВВС и быстрого освоения ими нового типа самолета ММЗ им. А.И.Микояна в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 19 января 1976 г. и приказом МАП от 22 марта 1976 г. разработал двухместный учебно-боевой вариант истребителя, получивший обозначение МиГ-29УБ . Чтобы разместить вторую кабину (для инструктора) без существенного изменения конструкции фюзеляжа, решено было демонтировать все оборудование РЛПК, включая бортовую РЛС Н019, а для отработки задач прицеливания и применения оружия на "спарке" сохранили в полном составе оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс с квантовой оптико-локационной станцией КОЛС и НСЦ, несколько модифицировав его с учетом установки дублированной системы индикации и управления (ОЭПрНК-29УБ). В соответствии с таким упрощением СУВ из состава вооружения МиГ-29УБ исключили РСД с ПАРГС Р-27Р, оставив ракеты с ТГС (Р-73 и Р-60), авиабомбы и НАР, размещаемые на шести подкрыльевых точках подвески, а также встроенную пушку ГШ-301.

Кабину инструктора разместили за кабиной обучаемого и оснастили ее полным комплектом органов управления и системы индикации и таким же катапультируемым креслом К-36ДМ. Общий для обеих кабин фонарь открывался вверх-назад и был снабжен над местом инструктора перископом с большим экраном и зеркалом, выпускаемым в поток на посадке и при рулении. Длина "спарки" составила 17.42 м и увеличилась по сравнению с серийным МиГ-29 всего на 100 мм. Неизменным остался вырабатываемый запас топлива (3200 кг). По летно-техническим данным двухместная машина тоже почти не отличалась от одноместной: при нормальной взлетной массе (без подвесок) 14600 кг максимальная скорость полета МиГ-29УБ у земли составляла 1500 км/ч, максимальная эксплуатационная перегрузка - 9, а скороподъемность -330 м/с. Несколько уменьшились максимальная скорость при полете на большой высоте (2230 против 2450 км/ч), практический потолок (17500 против 18000 м) и дальность полета (у земли -680 и 710 км, на большой высоте - 1410 и 1430 км соответственно).

Наличие на МиГ-29УБ комплекса ОЭПрНК-29УБ позволило обучать летчиков, а при необходимости и вести на нем ближний маневренный воздушный бой с применением УР с ТГС и пушки, а также наносить удары по визуально видимым наземным целям бомбами и неуправляемыми ракетами, как на одноместном боевом самолете. Для подготовки к полетам на перехват, работе с БРЛС и применению УР с ПАРГС, а также к действиям в особых случаях при отказах оборудования на "спарке" была установлена соответствующая имитационная аппаратура. Контрольно-записывающая аппаратура и средства объективного контроля (СОК) призваны были повышать достоверность и ускорять процесс анализа учебных полетов.

Тактико-технические требования к учебно-боевому самолету были согласованы в 1977 г., и в следующем году развернулось его проектирование. В 1979 г. выпустили эскизный проект и изготовили макет МиГ-29УБ. В том же году состоялось заседание макетной комиссии и началась постройка первого опытного образца "спарки", получившего 951 (бортовой 51). В 1980 г. сборка машины была завершена, и она поступила на наземные испытания. В первый полет МиГ-29УБ 951 поднял 29 апреля 1981 г. летчик-испытатель ММЗ им. А.И.Микояна А.Г.Фастовец. Обязанности ведущего инженера по испытаниям спарки выполнял В.Н.Уткин, обязанности техника самолета - В.М.Стручков. Первая двухместная машина летала долго и много, принимая участие в самых разнообразных программах летных исследований. На ее счету, в частности, 22 полета на море в районе Очакова, выполненные в июне 1987 г. в рамках программы создания корабельного истребителя МиГ-29К. В 1981-1983 гг. самолет-951 активно использовался в программе государственных совместных испытаний МиГ-29. к моменту подписания акта о завершении этапа "Б" ГСИ 27 ноября 1983 г. на нем совершили 192 полета. Последний, 1066-й полет на МиГ-29УБ -951 состоялся 15 сентября 1993 г.. однако и сейчас машина находится на летной станции АНПК МИГ в Жуковском.

В 1982 г. опытное производство ММЗ им. А.И.Микояна выпустило второй опытный двухместный самолет, получивший -952 (бортовой -52). Первый вылет его состоялся 23 августа 1982 г. Машина также участвовала в ГСИ (к 27 ноября 1983 г. она выполнила 70 полетов). Испытания 952-й продолжались до 10 апреля 1986 г., когда на ней был произведен последний. 213-й полет, после чего она была разобрана, а консоли ее крыла использовали на опытном самолете МиГ-29 -916.

В 1985 г. МиГ-29УБ был запущен в серийное производство на Горьковском авиационном производственном объединении (ГАПО) им. С.Орджоникидзе (ныне АООТ Нижегородский авиастроительный завод (НГАЗ) Сокол). При этом в первое время основные части планера (крыло, кили, стабилизатор, большинство элементов конструкции фюзеляжа) изготавливались в Москве, на заводе Знамя труда, и отправлялись в Горький, где строили переднюю часть фюзеляжа, производили окончательную сборку самолета и монтаж оборудования. Позднее на НГАЗ Сокол был освоен полный цикл производства самолета - от изготовления всех деталей и агрегатов до окончательной сборки. Официально на вооружение МиГ-29УБ был принят в 1991 г. В Горьком к этому времени построили уже почти две сотни таких машин.

НГАЗ Сокол так же, как и МАПО, имел давние традиции сотрудничества с ОКБ МИГ. Это предприятие, введенное в строй в 1932 г., специализируется на выпуске самолетов-истребителей. Долгое время оно носило название завод -21, затем именовалось Горьковский авиационный завод им. С.Орджоникидзе, а в 1985 г. было преобразовано в производственное объединение (ГАПО). Миги завод выпускает уже полвека. Первыми были МиГ-15, в 1951 г. их сменили МиГ-17, а в 1954 г. - МиГ-19. С 1960 г. за два десятилетия предприятие изготовило более 5000 истребителей МиГ-21 различных модификаций, начиная с МиГ-21Ф и кончая МиГ-21МФ и МиГ-21бис. В 1969 г. здесь приступили к серийному выпуску скоростных высотных перехватчиков и разведчиков МиГ-25 (до 1985 г. было построено почти 1200 самолетов разных вариантов), а в 1979 г. - перехватчиков 4-го поколения МиГ-31. Сейчас МиГ-31 и МиГ-29УБ составляют основу производственной программы НГАЗ Сокол, ведутся также работы по созданию модернизированного истребителя МиГ-21-93 и ряду конверсионных программ.

На 42-м авиасалоне в Ле Бурже ОАО Фазотрон-НИИР представило предложение по модернизации и двухместного учебно-боевого самолета МиГ-29УБ. Как известно, серийные спарки не имеют бортовой РЛС, что существенно ограничивает их боевые возможности (в режиме "воздух-воздух" СУВ самолета МиГ-29УБ обеспечивает применение ракет только с ТГС).

Суть предложения Фазотрона сводится к оснащению МиГ-29УБ малогабаритной БРЛС, которая может быть создана на базе радиолокаторов нового поколения Суперкопье и Москит, разрабатываемых для самолетов типа МиГ-21, МиГ-АТС и Як-131. С помощью таких станций, имеющих массу всего 50-100 кг, можно обнаруживать воздушные цели на дальности до 60-75 км, причем реализованный в них принцип электронного сканирования обеспечивает сопровождение не менее 10 целей и атаку двух-четырех целей одновременно. Оборудование МиГ-29УБ бортовой РЛС позволит эффективно применять их не только в ближнем маневренном бою, но и в воздушном бою на средних дистанциях, где основным оружием самолета могут стать ракеты с радиолокационными ГСН типа Р-27Р (РЭ) и РВВ-АЕ.

Модификации самолёта:

  • МиГ-29УБ (“изделие 9-51″) - учебно-боевой самолёт. Выпускается с 1985 года.
  • МиГ-29УБТ (“изделие 9-52″) – модернизированный. Отличается 2 накладными топливными баками. Состав оборудования аналогичен МиГ-29СМТ. В 1998 году переоборудован из МиГ-29УБ. Первый полёт в августе 1998 года.
  • МиГ-29М2 (МиГ-29MRCA) – ударный самолёт. Отличается РЛС “Жук-М”. Разработан для ВВС Малайзии. Первый полёт 26 сентября 2001 года.

Технические характеристики

Размах крыла, м 11.36
Длина, м 17.42
Высота, м 4.73
Площадь крыла, м2 31.80
Масса, кг пустого самолета - 10800; нормальная взлетная - 14600; максимальная взлетная - 17700
Тип двигателя 2 ТРДДФ РД-33
Тяга, кгс 2 х 8300
Максимальная скорость, км/ч на высоте - 2230 (М=2.1); у земли - 1500
Практическая дальность, км на малой высоте - 680; на большой высоте - 1410; большой высоте с одним ПТБ - 2000
Максимальная скороподъемность, м/мин 19800
Практический потолок, м 17500
Макс. эксплуатационная перегрузка 9
Экипаж 2
Запас топлива, л 4300
2000
Скороподъёмность, м/с 330

МиГ-29УБ (9-51),бортовой номер: 005,схема такая приятная. Сколько таких бортов летающих осталось в России?

Для обеспечения эффективной подготовки летчиков ВВС и быстрого освоения ими нового типа самолета ММЗ им. А.И.Микояна в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 19 января 1976 г. и приказом МАП от 22 марта 1976 г. разработал двухместный учебно-боевой вариант истребителя, получивший обозначение МиГ-29УБ (изд. 9-51). Чтобы разместить вторую кабину (для инструктора) без существенного изменения конструкции фюзеляжа, решено было демонтировать все оборудование РЛПК, включая бортовую РЛС Н019, а для отработки задач прицеливания и применения оружия на спарке сохранили в полном составе оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс с квантовой оптико-локационной станцией КОЛС и НСЦ, несколько модифицировав его с учетом установки дублированной системы индикации и управления (ОЭПрНК-29УБ). В соответствии с таким упрощением СУВ из состава вооружения МиГ-29УБ исключили РСД с ПАРГС Р-27Р, оставив ракеты с ТГС (Р-73 и Р-60), авиабомбы и НАР, размещаемые на шести подкрыльевых точках подвески, а также встроенную пушку ГШ-301.

Кабину инструктора разместили за кабиной обучаемого и оснастили ее полным комплектом органов управления и системы индикации и таким же катапультируемым креслом К-36ДМ. Общий для обеих кабин фонарь открывался вверх-назад и был снабжен над местом инструктора перископом с большим экраном и зеркалом, выпускаемым в поток на посадке и при рулении. Длина спарки составила 17.42 м и увеличилась по сравнению с серийным МиГ-29 всего на 100 мм. Неизменным остался вырабатываемый запас топлива (3200 кг). По летно-техническим данным двухместная машина тоже почти не отличалась от одноместной: при нормальной взлетной массе (без подвесок) 14600 кг максимальная скорость полета МиГ-29УБ у земли составляла 1500 км/ч, максимальная эксплуатационная перегрузка - 9, а скороподъемность -330 м/с. Несколько уменьшились максимальная скорость при полете на большой высоте (2230 против 2450 км/ч), практический потолок (17500 против 18000 м) и дальность полета (у земли -680 и 710 км, на большой высоте - 1410 и 1430 км соответственно).

Наличие на МиГ-29УБ комплекса ОЭПрНК-29УБ позволило обучать летчиков, а при необходимости и вести на нем ближний маневренный воздушный бой с применением УР с ТГС и пушки, а также наносить удары по визуально видимым наземным целям бомбами и неуправляемыми ракетами, как на одноместном боевом самолете. Для подготовки к полетам на перехват, работе с БРЛС и применению УР с ПАРГС, а также к действиям в особых случаях при отказах оборудования на спарке была установлена соответствующая имитационная аппаратура. Контрольно-записывающая аппаратура и средства объективного контроля (СОК) призваны были повышать достоверность и ускорять процесс анализа учебных полетов.

Тактико-технические требования к учебно-боевому самолету были согласованы в 1977 г., и в следующем году развернулось его проектирование. В 1979 г. выпустили эскизный проект и изготовили макет МиГ-29УБ. В том же году состоялось заседание макетной комиссии и началась постройка первого опытного образца спарки, получившего 951 (бортовой 51). В 1980 г. сборка машины была завершена, и она поступила на наземные испытания. В первый полет МиГ-29УБ 951 поднял 29 апреля 1981 г. летчик-испытатель ММЗ им. А.И.Микояна А.Г.Фастовец. Обязанности ведущего инженера по испытаниям спарки выполнял В.Н.Уткин, обязанности техника самолета - В.М.Стручков. Первая двухместная машина летала долго и много, принимая участие в самых разнообразных программах летных исследований. На ее счету, в частности, 22 полета на море в районе Очакова, выполненные в июне 1987 г. в рамках программы создания корабельного истребителя МиГ-29К. В 1981-1983 гг. самолет 951 активно использовался в программе государственных совместных испытаний МиГ-29. к моменту подписания акта о завершении этапа Б ГСИ 27 ноября 1983 г. на нем совершили 192 полета. Последний, 1066-й полет на МиГ-29УБ 951 состоялся 15 сентября 1993 г.. однако и сейчас машина находится на летной станции АНПК МИГ в Жуковском.

В 1982 г. опытное производство ММЗ им. А.И.Микояна выпустило второй опытный двухместный самолет, получивший 952 (бортовой 52). Первый вылет его состоялся 23 августа 1982 г. Машина также участвовала в ГСИ (к 27 ноября 1983 г. она выполнила 70 полетов). Испытания 952-й продолжались до 10 апреля 1986 г., когда на ней был произведен последний. 213-й полет, после чего она была разобрана, а консоли ее крыла использовали на опытном самолете МиГ-29 916.

В 1985 г. МиГ-29УБ был запущен в серийное производство на Горьковском авиационном производственном объединении (ГАПО) им. С.Орджоникидзе (ныне АООТ Нижегородский авиастроительный завод (НГАЗ) Сокол). При этом в первое время основные части планера (крыло, кили, стабилизатор, большинство элементов конструкции фюзеляжа) изготавливались в Москве, на заводе Знамя труда, и отправлялись в Горький, где строили переднюю часть фюзеляжа, производили окончательную сборку самолета и монтаж оборудования. Позднее на НГАЗ Сокол был освоен полный цикл производства самолета - от изготовления всех деталей и агрегатов до окончательной сборки. Официально на вооружение МиГ-29УБ был принят в 1991 г. В Горьком к этому времени построили уже почти две сотни таких машин.

НГАЗ Сокол так же, как и МАПО, имел давние традиции сотрудничества с ОКБ МИГ. Это предприятие, введенное в строй в 1932 г., специализируется на выпуске самолетов-истребителей. Долгое время оно носило название завод 21, затем именовалось Горьковский авиационный завод им. С.Орджоникидзе, а в 1985 г. было преобразовано в производственное объединение (ГАПО). Миги завод выпускает уже полвека. Первыми были МиГ-15, в 1951 г. их сменили МиГ-17, а в 1954 г. - МиГ-19. С 1960 г. за два десятилетия предприятие изготовило более 5000 истребителей МиГ-21 различных модификаций, начиная с МиГ-21Ф и кончая МиГ-21МФ и МиГ-21бис. В 1969 г. здесь приступили к серийному выпуску скоростных высотных перехватчиков и разведчиков МиГ-25 (до 1985 г. было построено почти 1200 самолетов разных вариантов), а в 1979 г. - перехватчиков 4-го поколения МиГ-31. Сейчас МиГ-31 и МиГ-29УБ составляют основу производственной программы НГАЗ Сокол, ведутся также работы по созданию модернизированного истребителя МиГ-21-93 и ряду конверсионных программ.

На 42-м авиасалоне в Ле Бурже ОАО Фазотрон-НИИР представило предложение по модернизации и двухместного учебно-боевого самолета МиГ-29УБ. Как известно, серийные спарки не имеют бортовой РЛС, что существенно ограничивает их боевые возможности (в режиме воздух-воздух СУВ самолета МиГ-29УБ обеспечивает применение ракет только с ТГС).
Женя Сологубов как специалист полез в самое нутро.

Суть предложения Фазотрона сводится к оснащению МиГ-29УБ малогабаритной БРЛС, которая может быть создана на базе радиолокаторов нового поколения Суперкопье и Москит, разрабатываемых для самолетов типа МиГ-21, МиГ-АТС и Як-130. С помощью таких станций, имеющих массу всего 50-100 кг, можно обнаруживать воздушные цели на дальности до 60-75 км, причем реализованный в них принцип электронного сканирования обеспечивает сопровождение не менее 10 целей и атаку двух-четырех целей одновременно. Оборудование МиГ-29УБ бортовой РЛС позволит эффективно применять их не только в ближнем маневренном бою, но и в воздушном бою на средних дистанциях, где основным оружием самолета могут стать ракеты с радиолокационными ГСН типа Р-27Р (РЭ) и РВВ-АЕ.

Ниша уборки основных шасси

Общий вид,Боря Тылевич куда то целенаправленно двигается:-)))

Хвостовое оперение

Вид сзади

Фото 15.

фонарь

отряд отбойников

двигатель,Женя то хоть специалист,а я то чего внутрь поперся?:-)))

это вид сзади

а это через воздухозаборник

Фото 41.

осторожно углепластик!!!

правильные звезды

все готово в ожидании экипажа

всяческие антенки

руль высоты

посадочная фара

основная стойка

колесо носовой стойки

Но вот летчики в кабине,в первой Сергей Кара,во второй Сергей Томбак

все готово

техники что-то обсуждают

это такая система вентиляции?

на предварительный

сопла движков

Фото 31.

Не сдуло бы...

На аэродроме полно и всяческой другой летающей...

исполнительный

Фото 50.

короткий разбег

Фото 52.

Фото 53.

солнышко

Фото 55.

оторвались они по полной,я к сожалению был неготов передать всю красоту и экспрессию полета

Фото 57.

Фото 58.

Фото 59.

Фото 60.

Фото 61.

Фото 62.

кверху пузом

Фото 64.

Фото 65.

Фото 66.

Фото 67.

Фото 68.

Фото 69.

Фото 70.

Фото 71.

Фото 72.

Фото 73.

Фото 74.

Фото 75.

Башня РП

Фото 77.

посадка с тормозным парашютом

Техники готовы выпустить экипаж на волю,если они конечно ничего не поломали:-)))

Фото 33.

Томбак Сергей Викторович летчик-испытатель, старший военный представитель на авиазаводе "Сокол".

Фото 35.

Кара Сергей Иванович
налет: 4700
Летчик-испытатель первого класса, заслуженный летчик – испытатель РФ, шеф-пилот летно-испытательного комплекса ОАО НАЗ "Сокол",зам. начальника
летно-испытательного комплекса по летной службе АО "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол"

Родился 5 февраля 1965 года в Нижнем Новгороде. После окончания средней школы в 1982 году поступил в Харьковское Высшее Военное Училище ВВС. Здесь он получил навыки пилотирования самолетами Л-39 и МИГ-21.

Обсуждение:-)))

Первый полёт Сергей Кара выполнил 10 мая 1983 г.
После окончания училища служил в ВВС Советского Союза и летал на различных типах воздушных судов:на МИГ-23, МИГ-25 и МИГ-29. Уволившись из ВВС в звании капитана, становится летчиком-испытателем авиазавода "Сокол".
Сергей пилотировал более 40 типов ВС, включая МИГ-15, МИГ-21, МИГ-25, МИГ-29, МИГ-31, ЯК-52, ЯК-130, АН-24, М-101Т, Як-55, Як-40, Л-410, Л-29, Ми-8, Ил-103, Ан-2

ЛТХ:
Модификация МиГ-29УБ
Размах крыла, м 11.36
Длина, м 17.42
Высота, м 4.73
Площадь крыла, м2 31.80
Масса, кг
пустого самолета 10800
нормальная взлетная 14600
максимальная взлетная 17700
Тип двигателя 2 ТРДДФ РД-33
Тяга, кгс 2 х 8300
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 2230 (М=2.1)
у земли 1500
Практическая дальность, км
на малой высоте 680
на большой высоте 1410
большой высоте с одним ПТБ 2000
Максимальная скороподъемность, м/мин 19800
Практический потолок, м 17500
Макс. эксплуатационная перегрузка 9
Экипаж 2
Вооружение: одна 30-мм пушка ГШ-301 (боекомплект 150 патронов)
боевая нагрузка - 2000 кг на шести подкрыльевых узлах
до 6 ракет ближнего воздушного боя Р-73 или Р-60М
бомбы 250- или 500-кг, контейнер КМГУ-2, ЗБ-500
НАР 80 С-8 в блоках Б-8М1 и С-24Б
2 контейнера УПК-23

Первой модификацией истребителя, созданной в 1981 году, стал двухместный учебно-боевой МиГ-29УБ (изделие «9-51»). Его разработка началась в соответствии с январским 1976 года постановлением правительства. До появления двухместного самолета обучение полетам на МиГ-29 проходило на МиГ-21УМ, лучшего не было. Отличием от боевой машины, кроме двух кабин пилотов, стало отсутствие бортовой PJ1C и как следствие из арсенала исключили ракеты Р-27Р, оставив лишь Р-73 и Р-60, поскольку сохранилась станция ОЭПС-29.

Для размещения кабины инструктора пришлось пожертвовать одним из фюзеляжных баков, а для улучшения обзора вперед на взлетно-посадочных режимах у инструктора, находящегося в задней кабине, предусмотрели перископ. Самолет позволял не только обучать полетам на МиГ-29, но и в случае необходимости решать отдельные боевые задачи. Первый экземпляр МиГ-29УБ построили на ММЗ «Зенит», и его полет состоялся 29 апреля 1981 года (летчик-испытатель А. Г. Фастовец).

Второй планер в агрегатах из Москвы направили в Горький, где в 1984 году завершили его сборку. Осенью 1985 года самолет передали на летно-испытательную станцию. Первым из заводских летчиков-испытателей спарку облетал В.А. Херодинов.

Сборка МиГ-29УБ на заводе в Горьком началась в 1985 году. При этом НАЗ «Сокол» освоил изготовление головной части фюзеляжа до шпангоута №4, остальные агрегаты планера поступали из МАПО имени П. Дементьева. Первая серийная машина поднялась в воздух в декабре 1985 года. Самолет приняли на вооружение в 1991 году. Выпущено свыше 220 учебных МиГ-29.

Параллельно с созданием МиГ-29СМТ в МАПО «МиГ» приступили к модернизации учебно-боевого самолета в вариант МиГ-29УБТ с учетом технических решений, включая накладной топливный бак, заложенных в МиГ-29СМТ. По желанию заказчика возможна установка накладного модуля системы дозаправки топливом в полете. При этом практически полностью заменили радиоэлектронное оборудование, в состав которого включили PJ1C «Оса-2» с фазированной антенной решеткой. РЛС способна обнаруживать истребители противника на удалении до 85 км, сопровождать до восьми целей и одновременно стрелять по четырем из них.

Под фюзеляжем возможно размещение контейнеров с навигационно-прицельной РЛС миллиметрового диапазона, предназначенной для действия по наземным целям. В хвостовой части фюзеляжа располагается РЛС бокового обзора. Кроме этого на самолете появилась возможность установить станцию радиоэлектронной борьбы.

Интерьер передней кабины аналогичен МиГ-29СМТ с двумя многофункциональными жидкокристаллическими индикаторами. В задней кабине установлены три таких индикатора. Поэтому самолет может использоваться как для учебных целей, так и для решения боевых задач на малых высотах. Первый полет МиГ-29УБТ состоялся 10 августа 1998 года.

В обеих кабинах, как и в МиГ-29УБ, имеются катапультные кресла К-36ДМ. На МиГ-29УБТ в боевой конфигурации в передней кабине находится летчик, а в задней - штурман-оператор. При этом пилотирование самолета возможно из обеих кабин.

Вооружение самолета аналогично МиГ-29СМТ и включает встроенную пушку ГШ-301, ракеты Р-27Р, Р-27Т, Р-27ЭР, Р-27ЭТ, РВВ-АЕ и Р-73, а также Х-29Л, Х-29Т и X-59М, Х-31. Предусмотрено использование корректируемых и баллистических авиабомб калибра до 500 кг, а также неуправляемых ракет.

В таком виде МиГ-29УБТ может решать боевые задачи на большом удалении от линии фронта, в том числе и на предельно малой высоте. По оценкам специалистов, его

боевая эффективность превышает соответствующий показатель МиГ-29УБ в 6,5 раза при действии по воздушным целям и в 8 раз - по наземным. Летные испытания МиГ-29УБТ начались летом 2000 года.

В 2010 году у МиГ-29УБ неожиданно объявился конкурент - чехословацкий учебно-тренировочный самолет (УТС) L-39M с приборным оборудованием и ручкой управления самолетом в передней кабине курсанта, аналогичными истребителю МиГ-29. Насколько удачна эта доработка, покажет время, хотя вполне очевидно, что стоимость подготовки будущих пилотов МиГ-29 должна сократиться. Впрочем, с таким же успехом кабину УТС можно адаптировать под любой одноместный боевой самолет.

Двухместный учебно-боевой вариант самолета МиГ-29СМТ получил название МиГ-29УБ модернизированный. Он имеет такую же структуру бортового радиоэлектронного оборудования и аналогичный состав информационно-управляющего поля кабины экипажа, но без бортовой РЛС. По составу вооружения МиГ-29УБ модернизированный также соответствует МиГ-29СМТ, за исключением применения ракет с радиолокационными головками самонаведения (для отработки их применения предусмотрен имитационный режим).

Как говорилось выше, серийное производство МиГ-29 началось в 1982 году, и по 1984-й самолеты выпускались с подфюзе-ляжными килями. Точных данных о выпуске МиГ-29 не опубликовано, но, судя по имеющейся информации, к настоящему времени изготовлено около 1500 самолетов разных модификаций и производство его продолжается. Правда, в отечественные ВВС они практически не поступают и основным потребителем истребителей стали зарубежные заказчики.

К моменту сдачи рукописи книги в издательство пришло сообщение о завершении работ по проекту перераспределения производственной загрузки предприятий, изготавливающих самолеты семейства МиГ-29. Распределение загрузки между площадкой РСК «МиГ» в подмосковных Луховицах и ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» планируется в соотношении 40% на 60%, при этом финальная сборка машин будет вестись в Луховицах. Это связано с закрытием к 2013 году завода «Знамя труда», находящегося на границе Ходынского поля в Москве.

В перспективе в Луховицах может быть создана и единая летно-испытательная база РСК «МиГ» и АХК «Сухой». В Луховицах сегодня ведется сборка «корабельных» МиГ-29К для Индии, фюзеляжи туда поставляются с московской площадки, а носовые части - с «Сокола». На бывшем заводе «Знамя труда» пока собираются одноместные самолеты семейства МиГ-29.

Истребитель МиГ-29 есть и остается в числе самых распространенных современных боевых самолетов в мире. История у МиГ-29 большая. За годы производства было произведено 1600 штук МиГ-29. На сегодняшний день в ВВС России эксплуатируется примерно 270 истребителей, ВМФ России имеет дополнительно 40 истребителей. Истребитель МиГ-29 побывал на вооружении, как у наших бывших союзников, так и в странах НАТО. Истребитель МиГ-29 довольно хорошо продавался за рубеж.

Истребитель МиГ-29, бесспорно, является одним из наиболее удачных истребителей времен СССР. Уникальность самолета кроется в том, что он демонстрировал уникальные технические характеристики. Он мог летать на больших углах атаки. Чтобы резко уйти вверх или поразить ракету, летчик мог потянуть за пределы ограничителей рычаги управления, что западным аналогам истребителя было недоступно. История рождения и принятие самолета на вооружение была длительной.

История создания МиГ-29

Первые наработки и чертежи по созданию легкого фронтового истребителя новейшего поколения начались в конце 1960-х. СССР в 1969 году узнал о программе ВВС США F-X. Руководство СССР осознало, что новейший американский самолет значительно превосходит существующие советские истребители. Стоявший тогда на вооружении МиГ-21 был современным истребителем, однако он уступал в бою по вооружению, дальности полета и возможности совершенствования. МиГ-23 был достаточно быстрым, однако недостаточно поворотливым и маневренным в ближнем воздушном бою. Требовался высокотехнологический и сбалансированный истребитель с отличной поворотливостью в бою.

В 1969 году объявили конкурс на разработку и создание подобного самолета ПФИ. Будущий самолет получил следующие тактико-технические требования:

  • большой радиус действия;
  • быстрый взлет, возможность применения коротких взлетно-посадочных полос;
  • превосходная поворотливость;
  • надежный и неприхотливый двигатель;
  • тяжелое вооружение;
  • скорость выше 2М.

Аэродинамическое проектирование нового перспективного фронтового истребителя выполнял ЦАГИ вместе с КБ Сухим. В конкурсе также приняли участие КБ Яковлева и КБ Сухого, в том числе показали свои чертежи Гуревич и Микоян. Победителем признали ОКБ «МиГ».

Однако в 1971 году стало понятно, что самолет ПФИ слишком дорог под потребности ВВС. Поэтому проект поделили на ТПФИ и ЛПФИ. Чертежи под тяжелый самолет стало разрабатывать КБ Сухого, а за разработку легкого отвечал Микоян. К работе над ЛПФИ приступили в 1974 году. Результатом работ стал Продукт 9, который получил обозначение МиГ-29А. В 1977 году он совершил первый полет.

Серийное создание из-за задержек, вызванных потерей двух прототипов, было развернуто лишь в 1982 году на заводе № 30 «Знамя труда» г. Москва. В августе 1983 года серийные МиГ-29Б стали поставлять на авиабазу Кубинка на вооружение. Самолет успешно прошел государственную приемку в 1984 году, затем начались его поставки на вооружение во фронтовую авиацию. К 1985 году два авиаполка с самолетами МиГ-29 были полностью укомплектованы.

МиГ-29 в 1988 году был представлен на авиасалоне в Фарнборо, где он поразил западных обозревателей. Двигатель РД-33 позволял демонстрировать быстрый взлет, выдающуюся подвижность и высокие ттх, но имел повышенную дымность. МиГ-29 активно экспортировался и принимался на вооружение во множестве стран. Впоследствии было разработано и произведено множество различных модификаций истребителя, в том числе и палубные. МАПО им. П. В. Дементьева было выпущено примерно 1200 истребителей МиГ-29. К тому же почти 200 МиГ-29УБ было произведено заводом в Нижнем Новгороде. Сегодня модернизация МиГ 29 и производство МиГ-29КУБ и МиГ-29К ведется на РСК «МиГ» в подмосковных Луховицах.

Технические характеристики истребителя

  • Размах крыла – 11,36 м.
  • Длина самолета вместе со штангой ПВД составляет 17,32 м.
  • Высота самолета составляет 4,73 м.
  • Площадь крыла составляет 38,06 м2.
  • Масса пустого самолета составляет 10900 кг.
  • Нормальная взлетная масса самолета составляет 15300 кг.
  • Максимальная взлетная масса самолета составляет 18100 кг.
  • Внутреннее топливо — 4300 л.
  • Топливо ПТБ — 1500 л.
  • Двигатель – 2хТРДДФ РД-33.
  • Тяга максимальная — 2х5040 кгс.
  • Тяга форсированная — 2х8300 кгс.
  • Максимальная скорость на высоте составляет 2450 км/ч.
  • Максимальная скорость у земли составляет 1500 км/ч.
  • Практическая дальность на большой высоте составляет 1430 км.
  • Практическая дальность на малой высоте составляет 710 км.
  • Практическая дальность с ПТБ составляет 2100 км.
  • Максимальная скороподъемность составляет 19800 м/мин.
  • Практический потолок составляет 18000 м.
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка – 9 g.
  • Экипаж – 1 человек.

Вооружение:

  • 30-мм пушка ГШ-301.
  • боевая нагрузка на шести подкрыльевых узлах — 2000 кг.
  • две ракеты Р-27Р, а также 6 ракет Р-60М или Р-73.
  • бомбы 500 или 250 кг, КМГУ.
  • НАР 80 С-8, установленные в блоках С-24Б и Б-8М1.

Чемпион по маневру

МиГ-29 отличается уникальными летными ттх, что предопределяет:

  • прекрасно спроектированный планер;
  • мощный двигатель РД-33;
  • крыло большой площади и прекрасная аэродинамика.

В результате истребитель показывает следующие уникальные технические характеристики:

  • быстрый взлет;
  • высокую скорость и маневренность, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях;
  • прохождение виражей с малыми радиусами;
  • выполнение уникальных фигур пилотажа. МиГ-29 в частности выполняет «сваливание на хвост»;
  • высокая скороподъемность, равная 330 м/с.

В результате в воздушном бою МиГ-29 показывал великолепные технические характеристики и был вне конкуренции. Еще одним достоинством данной машины является относительная неприхотливость в обслуживании, а также способность производить взлет с коротких малоподготовленных полос.

Особенности конструкции самолета

  1. МиГ-29 выполнен с разнесенными двигателями по интегральной аэродинамической схеме, двухкилевым оперением и низкорасположенным крылом. Планер в основном выполнен из стали и алюминиевых сплавов, также применяются композитные материалы и титан.
  2. Угол стреловидности крыла составляет 42 град. по передней кромке, на крыле имеются отклоняемые носки, элероны и щелевые закрылки. Кили имеют внешний «развал» в 6 градусов и обшивку из углепластика. Стабилизатор дифференциально отклоняемый и цельноповоротный. Шасси трехопорное с двухколесной передней и одноколесными основными стойками.
  3. В самолете используется двигатель ТРДДФ РД-33. Есть газотурбинный энергоузел ГТДЭ-117, обладающий мощностью 66,2 кВт. На взлете и посадке регулируемые воздухозаборники закрываются защитными панелями, в результате забор воздуха осуществляется посредством пятисекционных верхних входов. Топливная система включает два крыльевых и пяти фюзеляжных баков суммарной емкостью 4300 л. Имеется возможность подвески двух крыльевых ПТБ и фюзеляжного ПТБ (1150 л + 1500 л).
  4. На истребителе установлена САУ-451, система автоматического управления, а также СОС-3М, система ограничительных сигналов. Вооружение управляется системой СУВ-29, которая включает радиолокационный прицельный комплекс БЦВМ Ц100 и РЛПК-29 (Н0-19 «Сапфир-29»).
  5. Кабина пилота оснащена комплексом ОЭПрНК-29, который включает ОЭПС-29, система управления БЦВМ Ц-100, СУО-29, навигационная система СН-29. Система индикации с фотоконтрольным прибором расположена на лобовом стекле. Также в систему входят аппаратура КРУ Э502-20 «Бирюза», система выброса ложных целей ППИ-26, «Гардения-1ФУ», станция радиоэлектронных помех, СПО-15ЛМ «Берёза».
  6. Кабина пилота оснащена катапультным креслом К-36ДМ. Катапультируемое кресло дает возможность покинуть машину в критической ситуации даже на нулевой высоте. Именуемая пилотами «Рита», система речевой индикации, предупреждает об угрозе со стороны противника и опасном режиме полета, выдавая речевые сообщения женским голосом типа: «сзади противник» или «слишком низкий заход на совершение посадки».

Модификации МиГ-29

На базе МиГ-29 спроектированы и созданы следующие модификации:

  • МиГ-29УБ , двухместный учебно-боевой самолет;
  • МиГ-29 с аппаратурой активных помех и увеличенным запасом топлива;
  • МиГ-29С с новыми ракетами РВВ-АЕ и модернизированной системой управления;
  • МиГ-29СЭ — модификация МиГ-29С для поставки на экспорт;
  • МиГ-29М – отличается широкой номенклатурой средств поражения наземных и воздушных целей, системой управления вооружением, повышенной дальностью полета и рядом конструктивных отличий;
  • МиГ-29К , палубный истребитель, который имеет складывающиеся крылья ля более компактного размещения истребителя на корабле, усиленным шасси и посадочным гаком;
  • МиГ-29КУБ — учебно-боевой палубный истребитель и другие;
  • МиГ-29AS — модернизация самолета для ВВС Словакии, который включает измененный БРЭО, а также без системы дозаправки;
  • МиГ-29МУ1 — украинская модернизация истребителя. В БРЭО установлена система спутниковой навигации;
  • МиГ-29БМ , белорусская модернизация. Дополнительно установлены станция спутниковой навигации, средства дозаправки топливом, доработана РЛС для использования вооружения воздух-земля;
  • MiG-29 Sniper , модернизация для румынской армии. Модернизацию по стандартам НАТО/ИКАО выполняли компании DASA (Германия), Aerostar Bacău (Румыния), Elbit Systems (Израиль).

На экспорт в 30 стран мира было поставлено примерно 800 истребителей МиГ-29 различных модификаций. Всего было построено более 1600 истребителей.

Видео: МиГ-29

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них