06.07.2019

Новые кассовые аппараты с года сроки. Онлайн-кассам быть: готовимся к новым требованиям. Составьте график замены эклз


Рассмотрим, как изменится в следующем году порядок применения ККТ, а также контроль со стороны налоговых органов и меры ответственности за неприменение или неправильное применение ККТ.

С 15 июля 2016 года вступили в силу поправки ( (далее — Закон № 290-ФЗ)) в Закон о ККТ (Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — Закон о ККТ)), которые вводят новые требования к порядку регистрации и использования кассовой техники, расширяют сферу ее применения, а также права налоговых органов по контролю и получению информации.

Кроме того, внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые ужесточают ответственность за неприменение или неправильное применение ККТ и вводят новые виды наказаний.

Порядок применения ККТ: новые требования

Закон о ККТ теперь предъявляет более жесткие требования к контрольно-кассовой технике и порядку расчетов с покупателями (клиентами). Цель изменений — обеспечить возможность передачи через кассовый аппарат информации о расчетах (фискальных данных) в налоговые органы в режиме реального времени.

Напомним, что в 2014—2015 годах на территории ряда субъектов РФ проводился эксперимент по применению онлайн-касс (пост. Правительства РФ от 14.07.2014 № 657). Его признали удачным, и теперь полученный опыт распространяют на всю страну.

Организации и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), которые осуществляют наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг (именуемые в Законе о ККТ «пользователи» (абз. 17 ст. 1.1 Закона о ККТ)), должны будут приобрести и зарегистрировать по новым правилам кассовые аппараты, соответствующие новым требованиям (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/reestrkkt/), а также заключить договор на обработку фискальных данных, передаваемых через кассовый аппарат, с оператором фискальных данных — специализированной организацией, имеющей соответствующее разрешение, выданное налоговыми органами (ст. 4.4 Закона о ККТ). В функции оператора входит обработка, хранение и передача в налоговые органы информации. Его услуги платные.

Применение ККТ, не отвечающей новым требованиям, допускается до 1 июля 2017 года, а ее регистрация по старым правилам — до 1 февраля 2017 года ().

Новый порядок регистрации ККТ заключается в подаче пользователем в налоговый орган заявления о регистрации на бумажном носителе или в электронной форме через кабинет контрольно-кассовой техники на сайте ФНС России. В фискальный накопитель кассового аппарата (блок, предназначенный для защиты фискальных данных) пользователь заносит полученный от налогового органа регистрационный номер ККТ, а также сведения о себе и о ККТ и затем передает в налоговый орган отчет о регистрации, сформированный в ККТ. Особо отметим, что осуществления технической поддержки ККТ для регистрации теперь не требуется.

Изменился порядок применения БСО. Теперь это первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением ККТ в момент расчета с покупателем, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления (абз. 5 ст. 1.1 Закона о ККТ). С 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом ().

Появились принципиальные нововведения в части информации о расчетах. Во-первых, на кассовом чеке или БСО теперь будет печататься двухмерный штриховой код (QR-код размером не менее 20 × 20 мм), содержащий в кодированном виде реквизиты проверки документа (дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа) (п. 1 ст. 4 Закона о ККТ).

Во-вторых, у организаций и ИП появилась обязанность в случае предоставления покупателем (клиентом) до момента расчета абонентского номера телефона либо адреса электронной почты направлять на них сведения, идентифицирующие выданный на бумажном носителе кассовый чек или БСО (регистрационный номер кассового аппарата, сумму, дату и время расчета, фискальный признак документа), а также информацию об адресе интернет-ресурса, по которому кассовый чек или БСО может быть бесплатно получен. Причем полученный документ в распечатанном виде приравнивается к чеку или БСО, выданному кассовым аппаратом (пп. 2, 3 ст. 1.2 Закона о ККТ).

Сфера применения ККТ расширена

Перечень видов деятельности и особых обстоятельств, при которых применение ККТ не требуется (п. 3 ст. 2 Закона о ККТ), практически не изменился. Однако новая редакция Закона о ККТ не предусматривает льготы, ранее предоставлявшиеся организациям и ИП, оказывающим услуги населению, плательщикам ЕНВД и ИП, применяющим патентную систему налогообложения (далее — ПСН).

Напомним, до 15 июля 2016 года от обязанности применения ККТ были освобождены организации и ИП, оказывающие услуги населению. Вместо кассового чека они могли выдавать клиенту БСО с установленными Правительством РФ реквизитами (пп. 3, 5—6 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утв. пост. Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее — Положение)). БСО изготавливались типографским способом или формировались с помощью автоматизированной системы. Если автоматизированная система по своим параметрам функционирования отвечала требованиям, предъявляемым к ККТ (пп. 11, 12 Положения; письма Минфина России от 25.11.2010 № 03-01-15/8-250, от 03.02.2009 № 03-01-15/1-43, от 26.11.2008 № 03-01-15/11-362, от 22.08.2008 № 03-01-15/10-303), то, по сути, организации и ИП, использующие такие системы, применяли особую разновидность ККТ. БСО, изготовленные типографским способом, обычно заполняли от руки.

Как было отмечено выше, с 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом (ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). В свою очередь, автоматизированная система для формирования БСО согласно изменениям — это ККТ, используемая для формирования в электронной форме БСО, а также их печати на бумажных носителях. Таким образом, практическая разница между выдачей кассового чека и выдачей БСО исчезла. Поэтому организация или ИП, оказывающие услуги населению, должны будут приобрести и зарегистрировать кассовый аппарат, соответствующий новым требованиям, и заключить договор на обработку фискальных данных с оператором фискальных данных.

Аналогичным образом ИП, применяющие ПСН, а также организации и ИП — плательщики ЕНВД с 1 июля 2018 года утрачивают право осуществлять наличные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Применение ККТ теперь предполагает больше ответственности

Законодатели существенным образом изменили систему наказаний в сфере применения ККТ.

Ранее Кодекс об административных правонарушениях предусматривал за все нарушения (неприменение ККТ; применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям; нарушение порядка регистрации ККТ; невыдача покупателю кассового чека) единую меру ответственности (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в прежней редакции): предупреждение либо штраф в размере 1500—2000 рублей — для граждан, 3000—4000 рублей — для должностных лиц и 30 000— 40 000 рублей — для юридических лиц.

С вступлением в силу Закона № 290-ФЗ в Кодексе об административных правонарушениях появился целый набор новых составов административных правонарушений и видов штрафов. Кроме того, размеры штрафов установлены не просто в рублях, а в сумме, кратной размеру платежа, осуществленного с нарушением.

Так, неприменение ККТ в установленных законодательством случаях влечет наложение штрафа (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

На должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;

На юридических лиц — от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.

Повторное совершение указанных выше правонарушений в случае, если сумма расчетов составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет, а в отношении ИП и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 2, 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

Отметим, что ответственность физических лиц — исполнителей (то есть обычных продавцов) из статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях исключена. Наказание будут нести только должностные лица.

Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1500 до 3000 рублей;
  • на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей.
Отметим, что данная мера ответственности будет применяться только с 1 февраля 2017 года ().

Введена ответственность за непредставление или нарушение сроков представления информации и документов по запросам налоговых органов: предупреждение или штраф в размере от 1500 до 3000 рублей для должностных лиц и предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 рублей для юридических лиц (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ).

Установлена ответственность за ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе по его требованию: предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере 2000 рублей, на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере 10 000 рублей (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).

Вступили в силу поправки в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники»: с 2018 года введение кассовых аппаратов затронуло даже предпринимателей на спецрежимах. В 2019 установить ККТ должны уже все.

Переход на новую кассу - процесс поэтапный. Купить новую технику недостаточно. Для печати в чеках наименований товаров нужна кассовая программа . Попробуйте бесплатное приложение Касса МойСклад - оно поддерживает это и все остальные требования 54-ФЗ.

Кто должен применять кассовые аппараты с 2019 года?

Ввели ли с 2018 года кассовые аппараты для ИП? Что делать ИП в 2019 году?

  • оказывает услуги населению, оформляя их бланками строгой отчетности. Подробнее о
  • применяет ЕНВД и ПСН, работает в рознице или общепите и не имеет наемных сотрудников.

Остальные должны были поставить новую ККТ уже к лету 2018 года.

С 1 июля 2019 года ни один предприниматель не вправе совершать расчеты без использования новых кассовых аппаратов.

Кассовый аппарат для ИП с 2018 года: последние новости

  • С 1 января 2019 онлайн-касса должна поддерживать формат фискальных данных 1.05 и ставку НДС 20%. Без обновлений работать будет нельзя.
  • Изменено понятие расчетов. Теперь к ним относится не только движение денежных средств, но и зачет предоплаты и получение за товар других вещей.
  • После получения онлайн-платежа чек нужно сформировать не позднее следующего рабочего дня.
  • С 1 июля 2019 года при зачете предоплаты нужно будет пробивать два чека: при получении денег и при передаче товара.
  • ИП на вмененке или патенте могут вернуть до 18 000 рублей в виде налогового вычета за покупку или настройку новой кассы.
  • Предпринимателей и компании на спецрежимах (УСН, ЕНВД и патент) будут штрафовать до 10 000 рублей за использование фискальных накопителей на 13 месяцев. Налоговая разъяснила - малый бизнес может применять только ФН на 36 месяцев.
  • Зарегистрировать ККМ с 2017 года можно через интернет - это удобно и быстро. Подробнее о регистрации кассы >>
  • Если предприниматель не будет соблюдать требования 54-ФЗ, ему грозит штраф до 50% от суммы, полученной за время работы без кассы (но не меньше 10 000 рублей). С июля 2018 года ИП могут оштрафовать на 10 000 рублей за проведение через ККТ расчетов, которых на самом деле не было, а также за неправильно указанный в чеке маркируемый товар - на 50 000 рублей. Такой же штраф грозит и за несвоевременную передачу фискальных данных.

Что можно сделать прямо сейчас?

В 2018 году почти все предприниматели должны были зарегистрировать кассу. Всего, по оценкам экспертов, в этом году перешли на новый порядок около 1 млн бизнесменов. Остальные предприниматели должны поставить кассу уже к 1 июля 2019 года. Рекомендуем уже сейчас задуматься о кассовой техники: возможен дефицит фискальных накопителей и моделей нового образца. Откладывать покупку опасно: как показала практика прошлого года, тянут до последнего большинство предпринимателей - а их более 1 млн!

Коснутся ли новые правила интернет-магазинов и вендинговых фирм?

Да, интернет-магазины тоже должны установить ККТ. Чек нужен всегда - даже когда клиент дистанционно оплачивает покупку картой. В такой ситуации надо отправить документ на email покупателя. Если происходит доставка за наличные - чек выдает курьер.

Вендинговые автоматы могли работать без ККТ до 1 июля 2018 года. Но если вы - ИП без сотрудников, можете не ставить кассу до 1 июля 2019 года.

Какие кассы можно использовать в 2019 году?

Все разрешенные к использованию модели ККТ есть в реестре на сайте ФНС. Онлайн-ККТ с 2017 года должны подключаться к интернету - добавился Ethernet-порт, встроенный GPRS- или WiFi-модем. Самые бюджетные образцы используют интернет на компьютере, к которому подключаются по USB-порту. В новой ККМ с 2017 года должен быть фискальный накопитель - аналог электронной ленты (ЭКЛЗ). Сама ЭКЛЗ ушла в прошлое - кассы с ней уже не выпускают.

Сколько стоят новые кассовые аппараты в 2019 году?

Менять ККТ предпринимателям приходится за свой счет. Часто покупка новой кассы выходит дешевле, чем доработка старой. Стоимость модернизации зависит от количества техники и ее моделей.

Еще одна статья расходов - услуги ОФД. Они обходятся около 3 000 рублей в год за одну кассу. Стоит учесть и затраты на подключение к интернету - закон предполагает, что каждая торговая точка должна быть подключена к сети. Кроме того, раз в 13 месяцев надо менять фискальный накопитель. Юрлицам на ЕНВД, УСН или патенте - раз в три года.

Новые кассовые аппараты требуют и расходов на обслуживание. Но сегодня предприниматель может выбирать: платить за постоянное обслуживание в сервисном центре или обращаться туда только по факту поломки.

Как происходит замена кассовых аппаратов в 2019 году?

Для перерегистрации уже имеющейся кассы необходимо узнать, можно ли ее модернизировать - у ККТ должна быть возможность подключаться к интернету. Надо также проверить, можно ли установить на ККТ фискальный накопитель. Узнайте подробнее в своем сервисном центре. Если вашу кассу доработать нельзя, придется покупать новую. Затем нужно заключить договор с ОФД и поставить ККТ на учет , это можно сделать через интернет.

Как теперь проходит фискализация?

Фискализацию можно пройти в интернете - предпринимателю не нужно идти в налоговую или обращаться в центр технического обслуживания. Для этого потребуется квалифицированная электронная подпись (КЭП) - аналог личной подписи.

Получить КЭП можно в удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязи. Адреса опубликованы на сайте ведомства - забирать электронную подпись надо лично.

Обязательно ли обслуживать новые кассовые аппараты в ЦТО?

Необязательно. Кассовую технику поддерживает производитель, который может привлекать партнерские сервис-центры, которым теперь не надо получать разрешения в налоговой. Таким образом, нет ничего страшного, если с 1 января 2017 года новые кассы не обслуживаются там на постоянной основе. Для регистрации ККТ в налоговой договор с ЦТО больше не является обязательным условием.

Кому можно вообще не ставить новые кассовые аппараты?

Есть виды деятельности, которых 54-ФЗ не коснулся. И не важно, ведет такой бизнес ИП или ООО, - кассовый аппарат в 2019 году ему не нужен.

  • бахчевыми, овощами и фруктами вразвал, а также живой рыбой;
  • мороженым и прохладительными напитками в киосках и лотках;
  • вразнос и на розничных рынках и ярмарках (кроме торговли в отдельных крытых павильонах или магазинах);
  • молоком, маслом или керосином в розлив;
  • газетами и журналами;
  • изделиями художественных народных промыслов.

Освобождены от применения ККТ и те, кто оказывает услуги:

  • по вспашке огородов и распилу дров;
  • по ремонту и покраске обуви;
  • по изготовлению ключей и мелкому ремонту ювелирных изделий и очков.
  • нянь и сиделок;
  • носильщиков на вокзалах;

Также в списке освобожденных от использования ККТ - точки по приему утильсырья и стекла, аптечные и фельдшерские пункты в сельской местности и прочие медицинские учреждения.

Как новые правила будут работать в труднодоступных местностях, где нет интернета?

В отдаленных деревнях и поселках можно работать без передачи данных в налоговую через интернет. Но замену кассовых аппаратов в 2018 году никто не отменял даже там: во всех кассах все равно должен быть фискальный накопитель. Список населенных пунктов, в которых можно работать без подключения к интернету, определяют местные власти.

Предприятия любой организационной формы до 1.07.2019 обязательно должны поменять старые контрольно-кассовые машины на новые , которые способны получать и передавать всю необходимую информацию с помощью интернет-связи.

Кроме этого, предприниматели, уплачивающие единый налог на временный доход (ЕНВД) или стоящие на патенте, должны будут до 01.07.2019 производить свою предпринимательскую деятельность при наличии онлайн-кассы .

Согласно действующим нормативно-правовым актам, применение кассового оборудования нового образца необходимо будет для следующих категорий лиц, занимающихся реализацией товаров/услуг :

Определение

Контрольно кассовой машиной, называется электронное оборудование, которое применяется для официального денежного взаиморасчета между продавцом и клиентом . Данная техника может использоваться при осуществлении наличных платежей и с помощью банковских карточек.

К такому оборудованию относятся все электронно-вычислительные и программно-технические устройства, которые имеют установленную фискальную память. Помимо этого кассы оснащаются клавиатурой, встроенным денежным ящиком и принтером для печатания чеков .

Таким образом, предприятие поставщик должно пропускать все полученные финансовые средства от потребителя за проданный товар или оказанную услугу, только через счетную машину. После чего клиенту в обязательном порядке должен быть выдан соответствующий чек, который подтверждает произведенную сделку между ним и продавцом.

Все предприятия осуществляющие продажу продукции или реализацию услуг, с 01.02.2017 могут провести регистрацию в налоговом госоргане, только новых моделей чеко-печатающих машин, которые способны передавать в госучреждения сведения о взаиморасчетах в режиме настоящего времени.

Еще одним условием для предпринимательской деятельности является обязательное заключение соглашения между бизнесменом и операторами фискальных данных (ОФД) . Которые в свою очередь принимают и хранят всю информацию от каждого кассового устройства в отдельности, и дальше передают ее в налоговые органы.

Регистрация в налоговой

Чтобы зарегистрировать обновленный ККТ, его владельцу нужно предоставить в налоговый орган следующие документы :

  1. Соответствующее заявление с просьбой о . При этом заявление составляется на специальном бланке налоговой инспекции.
  2. Паспорт приобретенной кассовой техники, который выдается при покупке аппарата.
  3. Соглашение о технической поддержки со стороны специализированной организации. Данный договор должен быть заключен сразу после приобретения устройства.

Если по каким-либо причинам собственник не может лично представить вышеперечисленные документы в госучреждение, он имеет полное право передать их через доверенное лицо.

После принятия пакета документов сотрудники налоговой инспекции:

  • осматривают контрольно-кассовую машину;
  • тестируют ее;
  • устанавливают свою номерную пломбу.

По завершению всех необходимых процедур госорган выдает акт №КМ-1, который свидетельствует об обнулении счетчиков и, соответственно, регистрации ККМ.

Весь процесс регистрации от момента подачи заявления до получения заключения занимает порядка пяти рабочих дней .

Стоимость

Наличие и использование кассы предусматривает определенные расходы для ее владельца. Таким образом:

  • покупка нового кассового оборудования будет составлять не менее 20000 рублей;
  • ее усовершенствование специалистами обойдется приблизительно в 15000 рублей;
  • предусмотренная плата за интернет.

Согласно действующему законодательству, при применении ККТ необходимо участие ОФД, которое является платным:

  • для ИП стоимость услуг составляет от 3000 до 7000 рублей в месяц;
  • для юрлиц такая колеблется от 8000 до 20 000 рублей ежемесячно;
  • для крупных организаций оплачиваемая сумма равняется 30 000 — 70 000 рублей.

К иным расходам можно отнести:

  • оплата интернет-услуг;
  • ремонт оборудования в случае ее поломки;
  • заправка печатающего картриджа;
  • покупка чековой ленты.

Стоимость таких затрат напрямую зависит от правильной эксплуатации устройства. В целом, за один отчетный год содержание чеко-печатающей машины будет составлять:

  • для малого бизнеса – около 15 000 рублей;
  • для среднего бизнеса – приблизительно 5000 рублей;
  • для крупного бизнеса – до 100 000 рублей.

Штрафы

Действующие в 2018 году нормативно-правовые акты за неиспользование ККМ предусматривают такие штрафные санкции :

  • для физических лиц — от 1500 рублей до 60 000 рублей.
  • для юридических лиц — от 40 000 рублей до 70 000 рублей.

При этом, если нарушение выявлено впервые, то контролирующие службы обычно выносят предупреждение. А в случае повторных правонарушений со стороны собственника к нему будут приняты наиболее жесткие санкции в виде административного взыскания .

Положительным нюансом нововведения является разработка электронных чеков, которые потребитель может получить на свой мобильный номер телефона с помощью «СМС» или на личную электронную почту.

Плюсы и минусы

К плюсам относятся:

  • отпадает необходимость в сдаче «зет-отчетов»;
  • минимизируются выездные проверки налоговых сотрудников;
  • постоянное онлайн контролирование за осуществляемыми взаиморасчетами.

Отрицательные моменты:

  • значительные затраты на переоснащение;
  • финансовые и временные затраты на обучение кассиров;
  • круглосуточный контроль со стороны налоговых органов.

Введение новых кассовых аппаратов с 2017 года

Введение новых кассовых аппаратов с 2017 года

Введение новых кассовых аппаратов с 2017 года волнует участников профильного рынка, потому что до наступления дедлайна 54-ФЗ с каждым днем остается все меньше времени. А сделать предстоит многое:

  1. Во-первых, необходимо выбрать и приобрести онлайн-кассу, главным отличием которой от устройств старого образца является встроенный фискальный накопитель. Именно он отвечает за выполнение основного требования 54-ФЗ – транспортировка данных о продажах в ФНС;
  2. Во-вторых, для работы онлайн-касс требуется устойчивое и бесперебойное интернет-соединение, поэтому все магазины должны быть своевременно подключены к сети;
  3. В-третьих, данные с контрольно-кассовой техники будут транспортироваться не напрямую в налоговую. Сначала они отправляются с онлайн-кассы к Оператору фискальных данных – это компания, которая занимается сбором, хранением и передачей электронных чеков на сервера налоговой. До наступления дедлайна по введению новых кассовых аппаратов с 2017 года, необходимо выбрать одного ОФД, заключить с ним договор и оплатить услуги;
  4. В-четвертых, необходимо подготовиться к тому, что в соответствии с 54-ФЗ изменения претерпит и чек как главный кассовый документ. В нем должны будут содержаться данные о выделенном НДС как на каждую товарную позицию в чеке, так и на всю покупку.

Первая итерация по 54-ФЗ прошла 1 февраля, потому что с этого дня налоговая в одностороннем порядке приостановила постановку на учет и перерегистрацию контрольно-кассовой техники. Другими словами, все предприниматели, которым необходимо поставить в своих магазинах новые аппараты, должны купить онлайн-кассы. То же касается и компаний, в которых на устройствах заканчивается срок эксплуатации ЭКЛЗ.

  • Остальные компании могут продолжать использование старого оборудования вплоть до 1 июля 2017 года. Все юридические лица и предприниматели как на основной, так и на упрощенной системе налогообложения, должны успеть установить и приступить к эксплуатации онлайн-касс. Данное требование введения новых кассовых аппаратов с 2017 года не позже 1 июля не коснется только ИП на патенте, а также всех компаний с ЕНВД. Последним обозначен другой дедлайн – 1 июля 2018 года.

ФНС пошла навстречу компаниям, упростив процедуру регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники. Уже сейчас это можно сделать на сайте налоговой

Навигация по статье:

Российским бухгалтерам и предпринимателям от «взбесившегося принтера» – привет! Очередная «инновационная модернизация» добавит этим категориям людей новых забот и трат. Впрочем, в сердцевине принятого закона об онлайн-кассах есть, конечно, и здравое зерно. Давайте разберемся.

Чем онлайн-касса отличается от обычной?

  • Основное отличие онлайн-кассы от привычных российскому бизнесу ККТ – возможность отправлять отчетность в проверяющие органы сразу и в электронном виде .
  • Более того, чеки для потребителей также могут формироваться в электронном виде и высылаться им на электронную почту или по SMS .
  • При этом старых своих возможностей – печати обыкновенных бумажных чеков – новые ККМ не теряют.
  • Вместо классической электронной ленты, на которой сохраняется информация о проведенных операциях, в новых ККТ должен быть установлен особый «фискальный накопитель», защищенный шифрованием .
  • ККТ, предназначенная для передачи фискальных данных в режиме онлайн, обязательно должна иметь одну из возможностей для подключения к Интернету. К счастью, у владельцев онлайн-касс остается выбор варианта, наиболее удобного для их условий . Это может быть:

    • проводное подключение к Сети;
    • соединение через Wi-Fi;
    • встроенный 3G-модем.
  • Еще один весьма разумный элемент закона: онлайн-касса не обязательно должна быть подключена к Интернету непосредственно в момент оплаты и формирования чека . В противном случае перебои со связью приводили бы либо к параличу предприятия, либо к серьезным штрафам. По принятому закону онлайн-кассы могут придерживать фискальные данные и отправлять их, когда соединение будет восстановлено. Однако следует учесть: задержка данных более чем на три дня считается нарушением и ведет к штрафу .

Этапы перехода на онлайн-кассы с 2016 по 2018 годы

Одна из главных вещей, которые вам следует знать, чтобы не попасть впросак. Сейчас мы разберемся с датами, указанными в законе, чтобы понять, до какого времени вам нужно успеть перейти на онлайн-ККТ и как использовать их в различные годы.

15 июля 2016 года – новый закон о кассах вступает в силу

Да, звучит пугающе – ведь это произойдет вот-вот. Однако не стоит слишком волноваться – закон вступает в силу «кроме отдельных положений», а в этих «отдельных положениях» – вся суть.

По большому счету, непосредственно 15 июля меняются только штрафы за неприменение ККТ – пугающие и жестокие штрафы, которые мы подробно обсудим .

С этого же момента новоприобретенные кассовые аппараты, предназначенные для работы в режиме онлайн, можно будет ставить на учет в контролирующих органах. Однако ККТ, работающие, по старинке, еще можно будет поставить на учет.

1 февраля 2017 года – конец регистрации старых ККТ

Один из переломных моментов для вступления нового закона в силу. До него российские предприниматели смогут зарегистрировать в ФНС как онлайн-кассу, так и аппарат, работающий по-старому.

После него – только онлайн-кассы. Однако следим за руками – работать со старыми кассами все еще можно.

И еще – с этого дня предприниматели продолжают в обязательном порядке выдавать покупателям бумажные чеки, однако по требованию должны предоставить и электронный.

1 июля 2017 года – «день икс»

А вот и «день икс». С этого момента применяются только онлайн-кассы, за применение старых ККТ взимается штраф.

1 января 2018 года – полный поворот

В этот день правила игры переворачиваются с ног на голову. Раньше вы выдавали бумажные чеки по умолчанию, а электронные – по требованию. Теперь по умолчанию будут выдаваться электронные.

Нда… Как представлю себе картину: 2 января 2018 года, пять минут до окончания розничной продажи алкоголя. Универмаг. Очередь нервничает. Продавщица уже четверть часа в слезах пытается выяснить у бомжика дяди Феди его e-mail или номер мобильника, чтобы выдать ему обязательный электронный чек за бутылку водки «Сестрица палёнушка». А у дяди Феди ни того, ни другого отродясь не было. Печалька.

ЕНВД и патент vs. онлайн-кассы

Следующая загвоздка заключается в том, что сейчас плательщики некоторых систем налогообложения имеют право обходиться вообще без ККТ. Тем не менее, закон об онлайн-кассах их все-таки не минует.

Итак, когда обязаны будут переходить на онлайн-ККТ плательщики ЕНВД и патентной системы – и не будет ли для них каких-то преференций при переходе?

И при этом расходы на приобретение и подключение онлайн-кассы они имеют право поставить в налоговый вычет.

Неплохо… но совсем без кассовых аппаратов было, конечно, лучше.

Кому можно вообще не использовать онлайн-кассы?

Скоро, скоро российские бизнесмены позавидуют этому парню. Местность труднодоступная — никаких онлайн‑касс.

Бизнес в труднодоступных районах

«Отдаленные и труднодоступные местности», перечисленные в постановлениях региональных властей, будут свободны от онлайн-касс. Однако следует помнить, что города, районные центры и ПГТ будут жить по общим правилам, даже если территориально относятся к этим самым труднодоступным местностям.

Виды бизнеса, которые свободны от касс по текущему законодательству

От использования кассовой техники были законодательно освобождены не только плательщик двух налоговых систем, но и предприниматели, которые оказывают населению услуги определенных видов – вне зависимости от системы налогообложения.

Преференции, связанные с ЕНВД и патентной системой, отменены, однако остальные остаются в силе. Без применения онлайн-касс смогут работать предприятия, занимающиеся торговлей:

  • мороженым и разливными безалкогольными напитками из киосков;
  • пивом, молоком, квасом, растительным маслом, керосином и живой рыбой из цистерн;
  • овощами, фруктами и бахчевыми культурами вразвал;
  • газетами, журналами и сопутствующими товарами (доля продажи газет и журналов в общем товарообороте должна составлять не менее половины);
  • проездными билетами и талонами в городском общественном транспорте;
  • лотерейными билетами;
  • чаем и сопутствующими товарами в поездах дальнего и пригородного сообщения;
  • питанием для учащихся и сотрудников школ, ССУЗов и вузов во время занятий;
  • почтовыми конвертами и марками (только если они продаются без наценки);
  • религиозной литературой и иными предметами культа;
  • лекарственными препаратами (только в сельской местности, в аптеках, расположенных в фельдшерских пунктах);
  • разносная торговля в мелкую розницу;
  • торговля на рынках, ярмарках и выставочных комплексах вне постоянных торговых помещений.

Новые штрафы за контрольно-кассовую технику

А вот эта новость точно никого не обрадует.

Увеличение штрафов за неприменение ККТ

Неприменение контрольно-кассовой техники отныне карается значительно серьезнее, чем раньше.

Штраф на процент от покупки, проведенной вне кассы – это нечто новое.

Особое наказание за рецидив

Раньше за повторные нарушения на ниве неприменения ККТ должностные и юридические лица карались так же, как и за первое. Отныне – нет.

  • Для должностных лиц повторное нарушение может привести к дисквалификации на срок от года до двух.
  • Для юридических лиц и ИП – к административному приостановлению деятельности на срок до девяноста суток.

Использование старых ККТ вместо онлайн-касс

  • Должностные лица – 1,5-3 тысячи рублей.
  • Юридические лица – 5-10 тысяч рублей (может быть заменено предупреждением).

Непередача покупателю чека

Сюда относится как отказ от направления электронного чека, так и отказ от передачи бумажной версии этого документа по требованию.