24.08.2019

Китай представил новый пассажирский самолет C919. Китайский авиалайнер C919 впервые поднялся в небо


5 мая 2017 года первый китайский магистральный двухмоторный самолет С919 вылетел из шанхайского международного аэропорта Пудун с пятью членами экипажа не борту, но без пассажиров.

Взлет был совершен в 14.00 по местному времени (9.00 мск). Предполагается, что авиалайнер пробудет в воздухе более часа, передает Центральное телевидение Китая (CCTV). Согласно планам, во время полета самолет должен подняться на высоту 3 000 метров. Экипаж авиалайнера состоит из пяти человек: командира воздушного судна 41-летнего капитана Цай Цзюнь, его помощника, эксперта-наблюдателя и двух инженеров.

Напомним, Китай представил первый пассажирский лайнер еще в ноябре 2015 года. C919 – проект первого китайского магистрального авиалайнера вместимостью 158 мест экономкласса и дальностью полета до 5 500 километров . Новинка, собираемая на заводе в Пудуне, является второй моделью компании Comac после регионального самолета ARJ-21 Xiangfeng, которому потребовалось 7 лет тестирования и доработок, прежде чем стать коммерческим продуктом.

Статус программы МС-21 >>

Самолет по конструкции представляет свободнонесущий моноплан с низкорасположенным стреловидным крылом и двумя, подвешенными на пилонах, реактивными двигателями. Шасси трехопорное, с передней стойкой, имеет стандартную аэродинамическую компоновку и аналогичен собратьям по классу – лайнерам A320, Boeing 737 и МС-21.

C919 рассматривается как любимый проект Си Цзиньпина, который еще в 2014 году во время визита на завод Comac сказал инженерам, что большой реактивный самолет, сделанный в Поднебесной, является частью его китайской мечты. «Хотя это может быть долгий путь, но мы будем усердно работать, чтобы прийти к этой цели», - сказал товарищ Си. Очевидно, что Китай не будет жалеть средств на эту цель.

Главный конструктор С919 У Гуанхуэй заявил, что официальная передача С919 заказчику не только принесет огромную выгоду авиационной промышленности Китая, но и будет способствовать общему развитию авиационной индустрии КНР. В настоящее время, в производство и сборку С919 включены сотни предприятий из центральных городов - Шанхая, Сианя, Шэньяна и др., цепочка промышленности включает авиапроизводство, новые материалы, обработку металлов, бортовое оборудование, высокоточные измерительные приборы и т.д., тенденции кластерного развития авиапромышленности уже очень понятны.

Китай принял на вооружение собственный военно-транспортный самолет >>

Например, большинство элементов крыла самолета, в том числе закрылки и элероны производятся в городе Сиань. Секции фюзеляжа выпускаются в городе Наньчан. Большая часть конструкций самолета выполнена, преимущественно, из алюминия, хотя часть центроплана изготавливается из карбоновых композитов.

По сообщению компании СОМАС, основные запчасти С919 производятся такими компаниями как "Shenyang Aircraft Corporation" (SAC), "Xian Aircraft Industry (Group) Co., Ltd." (XAC), "Harbin Hafei Industry Co., Ltd.", "Sichuan Chengfei Integration Technology Co., Ltd." (CITC), "Jiangxi Hongdu Aviation Group", а затем передаются в Шанхай на сборку, которая осуществляется СОМАС.

Указанные выше компании расположены в городах Шэньян, Сиань, Чэнду, Харбине, Наньчане, они уже стали центральными городами авиапромышленности Китая. Вслед за производством и передачей в эксплуатацию С919 будут сформированы пять крупных кластеров авиационной промышленности с центрами в указанных городах, а также в Шанхае: на Востоке, Северо-Востоке, Северо-Западе, Юго-Западе и в Центральном Китае.

Новый российский двигатель ПД 14 >>

Буква "С" в названии авиалайнера представляет как Китай, так и КККС, в то же время цифра 9 символизирует "вечность" в китайской культуре, а 19 намекает на максимально возможное количество посадочных мест в самолете - 190. Этот узкофюзеляжный авиалайнер, стандартная дальность полета которого составляет 4075 км, сравним с модифицированной версией Airbus A320 и новым поколением самолетов Boeing 737, что сигнализирует о выходе Китая на глобальный авиационный рынок , занятый концернами Boeing и Airbus.

Новый самолет, тем не менее, имеет шансы на успех, т.к. концептуально намного моложе главных конкурентов (Boeing 737 впервые взлетел в 1967 году, а A320 в 1987 году). При этом, составом оборудования, авионики и двигателями он будет им аналогичен. Кроме того, Comac предлагает свой самолет по более низкой цене: около $68 млн. за самолет (стоимость Boeing 737MAX начинается с $80 млн., а A320NEO с $75 млн.). Таким образом, в соотношении количества новшеств (возраста модели) и стоимости самолет, вероятно, станет прямым конкурентом российскому МС-21 ($ 70-72 млн. с двигателями Pratt & Whitney , с ПД-14 нет данных).

Появление С919 может стать неприятным сюрпризом для МС-21 . За семь лет промышленность Китая изготовила два самолёта (машину с индексом 101, предназначенную для наземных испытаний, и 102, готовящуюся к испытательному полёту), тогда как российский самолёт создавался, по меньшей мере, 14 лет.

Заменить украинские двигатели >>

Авиастроительная промышленность «Поднебесной» получила доступ к технологиям за счёт создания совместных предприятий с иностранцами , тогда как Россия напрямую закупает за рубежом ряд комплектующих. Кроме того, их получение осложняется западными санкциями.

Также МС-21 на 37% состоит из композитных материалов , что, безусловно, превосходит С919, в котором таких материалов всего 12%. Однако, в китайском случае, в отличие от российского, все композитные материалы – отечественного производства.

С другой стороны, многие компоненты иностранного производства также играют в новом самолёте ключевую роль:

Двигатели изготавливаются совместным американо-французским предприятием CFM International – модель CFM LEAP-1C (тем не менее, Comac не скрывает своих планов по созданию для лайнера, в перспективе, китайского двигателя, предполагается двигатель Comac CJ-1000A "Янцзы", который будет сертифицирован не ранее 2022 года);

Шасси и системы вентиляции являются германскими технологиями.

Двигатель SaM146 отработал 100 тысяч циклов на мексиканских SSJ100 >>

Статистические данные китайской авиационной промышленности показывают, что по состоянию на конец 2015 года, число ежегодных перелетов на душу населения в Китае достигло 0,32 раза, за 10 лет рост составил 167%. По прогнозам экспертов, в ближайшие 20 лет китайскому рынку воздушных перевозок еще потребуется более 7 тысяч самолетов, он станет первым в мире рынком масштабом более триллиона долларов США! А к 2030 году по всему миру будет спрос на 14,5 тысяч узкофюзеляжных лайнеров С919, в Китае это количество будет составлять около 2650. По прогнозу СОМАС, рынок С919 превысит 100 млрд долларов США (около 690 млрд юаней).

Запуск специального проекта по созданию авиационных двигателей будет способствовать быстрому развитию авиапромышленности Китая и как ожидается, в период "тринадцатой пятилетки" масштабы производства авиационных двигателей Китая превысят 70 млрд юаней.

На рынке авиационных двигателей наблюдается огромный спрос, но в настоящее время в мире есть всего несколько компаний которые обладают технологией полного цикла создания ТРД. Это американские General Electric, Pratt & Whitney и Honeywell, английская Rolls-Royce и французская Snecma. В России разработкой и производством ТРД, в том числе и двигателей ПД (Перспективный Двигатель), занимаются предприятия Объединённой двигателестроительной корпорации. В 2016 году уже изготовлено пять двигателей ПД‑14, сейчас они проходят лётные испытания. Идет их адаптация к МС‑21, и на четвёртый лётный самолёт поставят ПД‑14. Планируется, что ими будут комплектоваться практически все отечественные самолёты и вертолёты гражданской авиации.

"ТАСС/Reuters "

ШАНХАЙ, 5 мая. /Корр. ТАСС Иван Каргапольцев/. Китайский пассажирский реактивный узкофюзеляжный авиалайнер C919, впервые поднявшийся 5 мая в воздух с одной из взлетно-посадочных полос шанхайского международного аэропорта Пудун, успешно совершил посадку. Таким образом завершились первые летные испытания авиалайнера, который пробыл в небе около полутора часов, поднявшись на 3 тыс. метров.

После взлета экипаж самолета и технические специалисты провели целый ряд тестов по проверке функционирования ключевых систем авиалайнера. В первом полете C919 сопровождал второй небольшой самолет, который взлетел раньше авиалайнера. В его задачу входил мониторинг погодных условий, наблюдение за C919 и координация хода испытаний с наземными службами. За штурвалом C919 находился командир экипажа Цай Цзюнь - бывший пилот Восточнокитайских авиалиний (China Eastern Airlines), который сейчас входит в состав команды пилотов центра испытаний Китайской корпорации коммерческой авиации (COMAC).

Характеристики авиалайнера

Разработкой и производством авиалайнера с 2008 года занималась Китайская корпорация коммерческой авиации (COMAC). Первый образец сошел с конвейера на сборочном предприятии в Шанхае в ноябре 2015 года. В его разработке и производстве на разных этапах принимали участие свыше 200 различных предприятий и 36 научно-исследовательских центров из 22 провинций страны.

Самолет может выпускаться в нескольких модификациях с разным количеством посадочных мест (от 158 до 190). Средняя дальность полета C919 составит порядка 4075 км, максимальная - 5000 км. Авиалайнер может совершать полет на высоте до 12,1 тыс. метров.

Конкуренция на авиарынке будущего

Со строительством этого самолета высшее руководство страны связывает свои надежды на снижение зависимости рынка воздушного транспорта КНР от иностранных производителей. По оценкам экспертов, C919 будет стоять в одном ряду с Boeing 737 и A320, но при этом отличаться некоторыми характеристиками. В частности, ожидается, что китайский авиалайнер будет более экономичным.

Даже в самом названии авиалайнера C919, согласно официальным заявлениям производителя, заложено амбициозное стремление Китая составить конкуренцию компаниям Boeing и Airbus, названия самолетов которых также начинаются с той же буквы, что и названия компаний (C919 - СOMAC). Что касается значения цифр, то девятка здесь символизирует "вечность", а 19 - максимальное число посадочных мест в салоне, которое составляет 190.

На прошлой неделе генеральный директор COMAC Хэ Дунфэн сообщил, что корпорация уже получила 570 заказов на C919 от 23 компаний внутри страны и из-за рубежа. При этом доля иностранных заказов составляет порядка 10%. К этому авиалайнеру проявили интерес, в частности, немецкая авиакомпания PuRen Airlines, тайская City Airways, а также ряд компаний из стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Африки. Коммерческая эксплуатация нового самолета, полагают эксперты, может начаться не раньше 2020 года.

В настоящее время ведется работа по сертификации C919 в Китае. Что касается выхода на зарубежные рынки, то такие планы у Китая есть, однако для этого предстоит пройти длительную процедуру сертификации. По словам гендиректора COMAC, вопрос получения разрешения на полеты данного самолета в страны ЕС будет подниматься на переговорах с Европейским агентством авиационной безопасности (EASA). Поставлена также задача получить разрешение на полеты от Федерального управления гражданской авиации США (FAA), переговоры с США и ЕС по этому вопросу могут начаться уже в этом году.

Ключевые технологии

На сошедшем с конвейера первом образце, который впервые поднялся в воздух, часть оборудования, включая ключевые узлы и двигатель, были закуплены Китаем за рубежом. На авиалайнере сейчас установлен двигатель LEAP-X1C компании CFM International. Силовые установки той же серии используются на самолетах Boeing 737 и A320. Доля оборудования и различных компонентов китайского производства в авиалайнере составляет чуть больше 50%.

В будущем разработчик рассчитывает перейти на использование двигателя собственного производства. Работы в этом направлении корпорация COMAC уже начала. По поступившей в СМИ информации, собственный двигатель у C919 может появится не раньше чем через восемь лет.

После первого образца лайнера COMAC намерена собрать еще шесть самолетов, которые также пройдут различные полетные тесты, необходимые для получения лицензии в Китае.

Китай представил свой пассажирский самолет C919 в Шанхае. Предполагается, что новый лайнер будет конкурировать на авиастроительном рынке с моделями самолетов от Airbus и Boeing. C919 является одной из нескольких инициатив, выдвинутых правящей Коммунистической партией Китая с целью вывести страну в лидеры высоких технологий, в том числе в области авиации.

Двухдвигательный узкофюзеляжный самолет C919, созданный государственной китайской авиастроительной корпорацией COMAC (Commercial Aircraft Corporation of China), способен вместить до 168 пассажиров и выполнять полеты на расстояния до 5555 км.

Создание китайского пассажирского лайнера началось в 2008 году. Первый полет планировалось осуществить еще в 2014 году, но из-за задержек в разработке и производстве сроки были сдвинуты на 2016 год. Коммерческая эксплуатация, как ожидается, начнется не ранее 2019 года.

Это вторая попытка Китая выйти на авиастроительный рынок.

Предыдущий среднемагистральный пассажирский лайнер, построенный в Китае, Shanghai Y-10, совершил первый полет в 1980 году, но не пошел в серийное производство из-за отсутствия спроса и в связи с тем, что производитель Shanghai Y-10 Шанхайский авиастроительный завод (SAMF) получил лицензию на сборку McDonnell Douglas MD-80 и отказался продвигать проект собственного лайнера.

Нынешний китайский самолет C919 во многом состоит из продукции иностранных поставщиков, мировых лидеров в создании авиастроительных комплектующих. Так, двигатели для C919 поставляет франко-американское совместное предприятие CFM International, а силовую установку и шасси — американская Honeywell. В списке других некитайских поставщиков комплектующих для C919 также значатся Rockwell Collins и Hamilton Sunstrand.

Китай является одним из крупнейших авиационных рынков, а в ближайшие 20 лет Азиатско-Тихоокеанский регион станет лидером по покупкам новых самолетов, считают аналитики Airbus и Boeing.

Общий спрос китайских авиакомпаний на 6300 лайнеров в течение ближайших двух десятилетий составит 5580 самолетов общей стоимостью $950 млрд, согласно последнему прогнозу от Boeing.

«Китай станет крупнейшим в мире авиационным рынком в течение следующих десяти лет, а Азиатский регион и развивающиеся рынки выступят катализатором устойчивого роста воздушного движения», — заявил операционный директор Airbus Джон Лихи. По мнению Airbus, коммерческий пассажирооборот Азиатско-Тихоокеанского региона к 2034 году вырастет с текущих 29 до 36% от общемирового объема.

Но в настоящее время на китайском рынке существует дуополия двух крупнейших мировых поставщиков пассажирских лайнеров — американской корпорации Boeing и европейского концерна Airbus. Проект создания собственного пассажирского самолета во многом ставит перед собой цель развернуть денежные потоки внутрь страны. Делать это вынуждает текущая экономическая конъюнктура: рост ВВП в Китае продолжает замедляться. По итогам 2015 года он уменьшится до 7%, это минимальный показатель экономического роста страны за последние шесть лет. При этом по прогнозам Международного валютного фонда, рост ВВП в 2016 году продолжит замедляться, и показатель упадет до 6,3%. Поэтому заполнить китайские промышленные предприятия является одной из главных задач текущего китайского правительства.

По данным COMAC, уже получены заказы на 517 самолетов C919 от 21 заказчика, в основном от китайских компаний.

Есть и один иностранный заказчик — это GE Capital Aviation Services (GECAS), американо-ирландская лизинговая компания, одна из крупнейших в мире. Компания рассчитывает продать 2000 таких самолетов в ближайшие 20 лет, положив тем самым конец дуополии Boeing и Airbus.

Однако препятствием на пути к достижению этой цели является отсутствие сертификации со стороны международных институтов. Для вывода C919 на мировой рынок необходимы разрешительные документы и от Европейского агентства авиационной безопасности EASA, и от американского Федерального управления гражданской авиации FAA. Процесс получения сертификатов займет несколько лет, так что в ближайшие пять лет вряд ли C919 сможет составить существенную конкуренцию Airbus и Boeing.