28.08.2019

Из днепра — в пхеньян: поставляла ли украина ракетные двигатели кндр. США решили покупать ракетные двигатели у Украины. (1 фото)


Сотрудники центра International Institute for Strategic Studies изучили фотографии Ким Чен Ына, осматривающего новые ракетные двигатели. По информации издания The New York Times, аналитики пришли к выводу, что двигатели, вероятно, являются модификацией моделей, которые производились в Советском Союзе на нескольких заводах, в частности в Днепропетровске (нынешний Днепр на территории Украины).

Днепровский «Южмаш» оставался главным производителем двигателей для российских ракет даже после того, как Украина стала независимым государством. После смены власти на Украине для «Южмаша» настали непростые времена в связи с потерей российских оборонных заказов, и сейчас предприятие всё глубже погружается в долги.

Автор исследования Майкл Эллеман утверждает, что ещё шесть лет назад Северная Корея предпринимала попытку похищения ракетных технологий с предприятия, причём два представителя КНДР были задержаны. Тогда северокорейцев интересовали ракетные системы, жидкостные моторные двигатели, системы космических аппаратов и ракетные топливные системы.

По мнению экспертов, «Южмаш» является наиболее вероятным источником поставок в КНДР ракетных двигателей, благодаря которым этой стране удалось успешно провести испытания баллистической ракеты. При этом двигатели могли быть приобретены на чёрном рынке. «Вполне вероятно, что эти двигатели поступали с Украины. Скорее всего, незаконно», — заявил Эллеман.

Во всём виноват Кремль!

На статью в The New York Times уже отреагировал глава Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов, который немедленно обвинил во всём Россию.

«Украина не поставляла ракетные двигатели и любые ракетные технологии в Северную Корею. Считаем, что эта антиукраинская кампания спровоцирована российскими спецслужбами для прикрытия своего участия в северокорейских ядерных и ракетных программах», — заявил Турчинов.

По его словам, Украина считает северокорейский режим «тоталитарным и непредсказуемым» и поддерживает все санкции в отношении этой страны.

Обвинил Россию в подготовке «провокации» и бывший заместитель главы СБУ Александр Скипальский, который назвал публикацию в американском издании «российской спецоперацией».

А заместитель министра информации Украины Дмитрий Золотухин обвинил в распространении этой информации самого эксперта Эллемана. По словам Золотухина, Эллеман якобы раньше работал на российские спецслужбы, при этом замминистра не предоставил никаких доказательств.

Не осталась в стороне и известный украинский политик Юлия Тимошенко, лидер партии «Батькивщина».

«Если это подтвердится, то против Украины могут ввести санкции, а значит, мы останемся без какой-либо помощи со стороны цивилизованного мира. Это катастрофа для нашей страны. Такая ситуация является прямым следствием непрофессионализма и преступных намерений президента Петра Порошенко и премьер-министра Владимира Гройсмана. Такая власть уничтожает Украину!» — написала Тимошенко на своей странице в Facebook.

  • Юлия Тимошенко
  • globallookpress.com
  • Sergii Kharchenko

На сайте предприятия «Южмаш» появилось официальное заявление о непричастности завода к передаче ракетных технологий Северной Корее.

«Южмаш» никогда ранее не имел и не имеет сейчас никакого отношения к северокорейским ракетным программам космического или оборонного характера. Ракеты и ракетные комплексы военного назначения в годы независимости «Южмашем» не выпускались и не выпускаются», — сказано в заявлении.

В нагнетании обстановки завод обвинил некомпетентных экспертов и украинские СМИ.

«Кольчужное дело»

Это уже не первый скандал, связанный с возможной передачей Украиной военных технологий одиозным режимам. В начале 2000-х годов была опубликована запись разговора тогдашнего президента Украины Леонида Кучмы с главой государственной компании «Укрспецэкспорт» Валерием Малевым.

Кучма, предположительно, выражал согласие на продажу в обход санкций радарных комплексов «Кольчуга» через Иорданию Ираку, правителем которого на тот момент являлся Саддам Хуссейн. Этот скандал был назван «кольчужным делом». Комплексы «Кольчуга» могли обнаруживать американские самолёты-разведчики, невидимые для радарных систем, стоявших на вооружении Ирака.

Госдеп США тогда заявил, что не сомневается в аутентичности записей, однако в дальнейшем скандал развития не получил. Ряд украинских СМИ уже назвали информацию о вероятных поставках вооружений КНДР «новым кольчужным скандалом».

Двигатели, установленные на северокорейских стратегических ракетах, очень похожи на те, что когда-то производились на украинском заводе «Южмаш», утверждают эксперты и американская пресса. Украина оправдывается, привычно кивая на соседа.

В начале 90-х от высокопоставленных источников на российском военном флоте доводилось слышать о попытках латиноамериканских посредников за сущие гроши приобрести прошедшие фиктивное списание миниподлодки «Пиранья» — для перевозки наркотиков, и вооруженные малые корабли — для их охраны.

Нечто подобное происходит сейчас в связи со скандалом вокруг северокорейских стратегических ракет, нацеленных, по утверждению Пхеньяна, на базу США на Гуаме. Центр тяжести общественной дискуссии сдвинулся на данные о происхождении двигателей для этих ракет, которые приводятся в находящихся в свободном доступе докладах Международного института стратегических исследований (IISS) и немецкого ученого Норберта Брюгге. Максимальное распространение эти доклады получили после выхода описывающей их статьи в «Нью-Йорк Таймс» .

На сегодня украинские участники событий дали американской прессе ответ. Турчинов, глава СНБО Украины, сообщил, что

информация придумана российскими шпионами и пропагандистами, дабы опорочить движущуюся к демократии страну. Мнение это, прямо скажем, не от великого ума.

Поскольку расследования, приведшие на украинский «Южмаш», вели крупнейшие американские и европейские аналитические и разведывательные организации. Получается, что все они работали на Россию.

Украинское телевидение продемонстрировало рассказ ветерана отрасли, который сообщил, что такие двигатели на «Южмаше» никогда не производились. Каково содержание беседы до монтажа видеосюжета неизвестно. Но трудно предположить, что пенсионер не узнал РД-250 (этот двигатель опознали западные эксперты на пропагандистском видео Пхеньяна), которые еще в мае 1964-го, когда он был юношей, прошли на его родном заводе более 140 огневых испытаний. Официальный ответ компании на расследование заключается в том, что после распада СССР такие двигатели на Украине не производились. Строго говоря, руководство «Южмаша» могло сказать чистую правду, не упомянув при этом, что двигатели могли храниться на предприятии (как это всегда и было) в больших количествах.

Американские эксперты считают, что в России, на заводе «Энергомаш», и на Украине хранятся сотни РД-250. Главная характеристика двигателя в нашей истории: он двухкамерный, то есть имеет два сопла с одним общим турбонасосом, хорошо видным на снимках. Ниже я поясню, почему это важно.

Разумеется, никто не считает правительства наших стран причастными к утечке двигателей. Главная версия американцев и англичан — тайная покупка со складов и контрабанда РД-250 в Северную Корею преступными организациями. Изрядная часть голливудских боевиков использует этот сюжет в разных вариантах. И действительно

в 2012 году два северокорейских агента были арестованы на «Южмаше» якобы при попытке купить чертежи и образцы двигателей.

Образцы баллистических ракет первого поколения в музее Военной академии ракетных войск. Фото: РИА Новости

По мнению Международного института стратегических исследований (IISS), передача двигателей (или технологии их производства) Пхеньяну произошла в течение последних двух лет. Американские и немецкие эксперты исключают возможность самостоятельного создания аналогичных двигателей в КНДР в такие короткие сроки.

Андрей Ионин, признанный эксперт в области ракетостроения, подтвердил «Новой газете» всю серьезность ситуации. По его словам, «Южмаш» не умеет проектировать крупные двигатели, но всегда занимался их производством. При этом изготовление однокамерного двигателя из двухкамерного (если особо не заботиться об эффективности) — задача не такая уж сложная и вполне по силам такому предприятию. Например, современные двигатели для ракет «Ангара» происходят от четырехкамерного двигателя и тоже получены путем разделения. Возможность контрабанды двигателей из России Ионин не рассматривает даже как запасную гипотезу, так как хаотическое состояние, в котором случаются подобные утечки, мы прошли 20 лет назад — современное состояние отрасли такое исключает.

В отличие от западных коллег, Ионин считает возможным самостоятельное производство аналога РД-250 в КНДР при наличии чертежей и нескольких образцов. Но для этого необходимы живые специалисты на месте, чтобы организовать производство. Самостоятельно скопировать такое изделие в такие сроки корейцы вряд ли смогли. Однако отследить судьбу нескольких сотен обладающих соответствующими компетенциями специалистов вполне возможно. Главное, чтобы этим кто-то все-таки занимался.

В качестве уникальных маркеров, которые позволяют идентифицировать двигатель, Андрей Геннадьевич называет сочетание внешних обводов, габаритных размеров и конфигурации турбонасосной группы, которая определяется выбранными техническими решениями конкретного КБ и нигде в мире не повторяется. Точность идентификации он полагает близкой к абсолютной. Заметим, что именно этими параметрами и оперировали западные эксперты, определяя марку двигателя по видеосюжету с испытаний, показанному КНДР.

Таким образом, в расследовании есть позиции, которые твердо считаются доказанными (в том числе и российскими специалистами). Двигатель северокорейских стратегических ракет, угрожающих США, — РД-250 советской разработки, переделанный из двухкамерного (и за всю историю советской космонавтики он существовал только в таком виде, в России не производился вовсе) в однокамерный. Западные эксперты посетили «Южмаш» в 2016-м, где им продемонстрировали уже местную разработку: однокамерный двигатель на базе РД-250.

Старый советский двигатель РД-250. Фото: www.b14643.de И его северокорейская реинкарнация на огневых испытаниях. Фото: www.b14643.de

Либо Пхеньян в обход всех запретов закупил их целую партию, достаточную для испытаний и комплектации боевых ракет, либо ввез чертежи, описание технологии, несколько действующих образцов и хотя бы одного инженера, согласившегося организовать производство на месте. Наиболее вероятной страной утечки РД-250 названа Украина. Авторы расследования связывают это с критическим финансовым положением «Южмаша» и общим ослаблением контрольных функций государства после свержения президента Януковича в 2014 году и последовавшего за этим периода политического и управленческого хаоса.

Межконтинентальные ракеты с ядерными боеголовками на стартовых площадках в КНДР — ночной кошмар любого американского президента,

независимо от цвета кожи и политических убеждений. По мнению Андрея Ионина, самое страшное обстоятельство — не утечка двигателя 60-х годов. КБ «Южное» самостоятельно спроектировало и произвело систему разведения боевых блоков боеголовки знаменитой «Сатаны», самой мощной стратегической ракеты на вооружении России. Мало создать ракету, которая долетит до США. Надо еще создать боеголовку, которая гарантированно сработает над целью, пройдя невероятные физические нагрузки после входа в атмосферу с космической скоростью. Некоторые задачи, которые для этого надо решить, сложнее создания ракетного двигателя. И на «Южмаше» есть готовое современное решение, позволяющее преодолевать даже нынешнюю систему противоракетной обороны США.

Я советую всем прочесть очень добросовестное исследование The Carnegie Endowment for International Peace «Сохранение оборонной промышленности Украины» от 30.07.2014 года .

В разгар грандиозного сражения под Саур-Могилой в Донбассе эксперты Карнеги призвали Россию и США предотвратить утечку ракетных и ядерных технологий из попавших в тяжелое положение ракетных предприятий Украины, описывая ситуацию на близком к краху «Южмаше» следующим образом: 250 тысяч рабочих производят и экспортируют оружие на 300 предприятиях. Единой системы контроля не существует. Никто не знает в подробностях текущие процессы. Инженеры увольняются или не получают зарплату месяцами. Заказы почти потеряны. Экспорт падает стремительно. Директора привыкли к полной самостоятельности, которая является оборотной стороной общей слабости государства и десятилетней практикой выживания, когда ради сохранения коллективов и технологий оборонные заводы Украины пускались во все тяжкие, экспортируя значительную часть продукции на сером и черном рынках. Для этого предприняты попытки продавать технологии даже Бразилии, но безуспешно. Вывод: если в ближайшее время не дать инженерам работу, а предприятию — нового профиля экспорта, возможность утечки двигателей стратегических ракет и технологий их производства вырастет до критического уровня.


Российская мини-подлодка «Пиранья» очень интересовала наркокартели Южной Америки. Фото: navy.su

…В начале 90-х предотвратить продажу миниподлодок «Пиранья» удалось буквально на последнем этапе. Это говорит о том, что

в охваченной коррупцией бедной стране со слабым контролем центрального правительства купить можно все что угодно. Это относится ко всем странам. Прошла через такое и Россия.

Понятно, почему НАТО и США заинтересованы в укреплении власти закона в любой державе, обладающей ракетными и ядерными технологиями. Расследование происхождения северокорейских двигателей еще только начинается. Основные данные будут получены уже с помощью разведки и обязательно станут предметом неофициальных переговоров. То, что Россию привлекут к ним в числе первых, не вызывает сомнений.

UPD. 16 августа пранкеры Вован и Лексус (Владимир Кузнецов и Алексей Столяров) опубликовали аудио телефонного разговора, в котором гендиректор «Южмаша» рассказал о поставках украинских ракетных двигателей в КНДР.

14 августа американское издание The New York Times опубликовало расследование, в котором сказано, что украинский завод Южмаш может иметь отношение к испытаниям межконтинентальной баллистической ракеты КНДР. InfoResist решил рассказать, чем известен украинский завод Южмаш, и чем он занимается сегодня.

Завод Южмаш: история

Завод Южмаш был образован в 1944 году. Изначально его хотели использовать как машиностроительный завод. А уже в 1948 году по улицам Днепропетровска (сейчас Днепра) проехал первый автомобиль ДАЗ-150.

В 1951 году завод сменил профиль и начал выпускать ракеты. А спустя три года началось производство баллистических ракет стратегического назначения.

Ракета Р-12, созданная на Южмаше, стала самой массовой баллистической ракетой в СССР. После началось производство ракеты Р-14. К слову, на тот момент она была самой мощной одноступенчатой ракетой в мире.

Начиная с 60-х годов Южмаш выпускал ряд уникальных космических носителей, а также космических аппаратов.

На Днепропетровском заводе были созданы ракеты Р-36, которые в то время были самыми мощными в мире, легендарный ракетный комплекс SS-18 или «Сатана» и ракетный комплекс SS-24. При чем, два последних не имеют аналогов до сих пор.

Самой знаменитой ракетой, выпущенной на заводе, стала легендарная СС-18 или как ее называли «Сатана». Она способна нести 16 боеголовок и поражать цель на расстоянии более 10 тысяч километров. К слову, это расстояние как от Киева до Нью-Йорка.

Всего на Южмаш разработали и воплотили 13 типов военных и 7 гражданских космических ракет.

Интересно, что ракеты выпускали с 51 по 90-е года. И в это время город был закрыт для иностранцев. А для прикрытия здесь выпускали тракторы и бытовые приборы.

Южный машиностроительный завод сегодня

Начиная с 2013 года Южмаш находился в глубоком кризисе из-за обвала сокращения объемов производства.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Завод "Мотор Сич" производит двигатели для транспортных самолетов и вертолетов

Украинские власти планируют прекратить военное сотрудничество с Россией, заявил в пятницу первый вице-премьер Украины Виталий Ярема.

В конце марта, как сообщали украинские СМИ, поставки оружия и военной техники в Россию уже заморозил концерн "Укроборонпром".

Исполняющий обязанности главы концерна Юрий Терещенко признал, что Украина понесет экономические потери, однако задался в этой связи вопросом: "Но разве разумно вооружать армию противника?".

В пятницу Ярема говорил о том же: "Выпускать продукцию для России, которая будет потом направлена против нас, - это полное безумие".

В то же время далеко не вся продукция военного назначения, которую Россия выпускает в кооперации с Украиной, может быть использована Москвой в случае конфликта с южным соседом. Трудно представить, например, что Россия сможет задействовать в нем межконтинентальные баллистические ракеты РС-20В "Воевода" ("Сатана" по классификации НАТО).

Последние производились на заводе в Днепропетровске, и их до сих пор обслуживают украинские специалисты. Эти ракеты все еще являются основой ядерного щита России.

Пример с "Воеводой" демонстрирует, что прекращение Украиной военно-технического сотрудничества с Россией может стать для Москвы болезненным.

Запорожские и николаевские моторы

Что Украина поставляет и чинит для российского ВПК

  • межконтинентальные баллистические ракеты РС-20В "Воевода" ("Сатана" по классификации НАТО)
  • вертолетные двигатели (до 70% потребности российских ВВС)
  • газотурбинные моторы для военных кораблей

При этом эксперты по-разному оценивают зависимость России от украинского ВПК в том, что касается обслуживания "Воевод". По мнению директора Центра общественно-политических исследований Владимира Евсеева, эта зависимость весьма велика.

В интервью "Независимой газете" он заявил, что если отношения с Украиной будут разорваны, то придется либо самим заниматься обслуживанием самой мощной российской МБР, либо искать замену этим ракетам.

С другой стороны, в случае "Воеводы" сотрудничество с украинцами уже в любом случае близится к завершению, так как срок службы ракет подходит к концу, и им на смену готовятся МБР российской разработки.

По мнению заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, российские специалисты вполне смогут заменить своих украинских коллег в том, что касается обслуживания "Воевод".

Многие российские эксперты полагают, что наиболее чувствительное место в военном сотрудничестве России и Украины - это не выпускавшиеся в Днепропетровске баллистические ракеты, а производимые в Запорожье двигатели для российских вертолетов и транспортных самолетов, а также выпускаемые в Николаеве газотурбинные моторы для российских военных кораблей.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption "Воеводы" в российской армии до сей поры обслуживаются специалистами из Украины

Как подчеркивает Макиенко, запорожское предприятие "Мотор Сич" выпускает до 70% всех двигателей для российских вертолетов.

В то же время, как отмечает военный эксперт Илья Крамник, завод более половины своих комплектующих получает из России, а российский рынок является для предприятия одним из основных.

Похожая ситуация, по его словам, наблюдается и в случае с николаевским заводом "Зоря" - "Машпроект": здесь налицо как зависимость российских корабелов от украинской продукции, так и заинтересованность украинских двигателестроителей в заказах из России.

Обоюдоострая угроза

Российские эксперты признают, что в случае разрыва Киевом военного сотрудничества ситуация с двигателями для вертолетов и военных кораблей будет для России болезненной.

По оценкам Макиенко, для того, чтобы заменить продукцию "Мотор Сич" российскими аналогами потребуется 3-4 года и миллиардные инвестиции.

При этом эксперт отмечает, что найти быструю замену украинским двигателям будет невозможно, и возникнет очень тяжелая ситуация. Илья Крамник также полагает, что российским вертолетостроителям не останется ничего другого, как снизить объемы выпускаемой продукции.

Однако российские аналитики уверены, что украинские власти не пойдут дальше деклараций. Эксперты из России подчеркивают, что разрыв военного сотрудничества будет иметь обоюдоострый характер, и социальная цена за разрыв связей с Россией в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры может оказаться неприемлемо высокой.

Выпускать продукцию для России, которая будет потом направлена против нас, - это полное безумие Виталий Ярема,
первый вице-премьер Украины

Они отмечают, что следствием такого шага Киева может стать банкротство ряда украинских предприятий, подчеркивая при этом важность РФ для украинской оборонки: украинский военный экспорт в Россию, составляющий около 40% от общего украинского экспорта военной продукции, по некоторым оценкам, достигает 1 млрд долларов в год.

В России скептически относятся и к заявлениям властей Украины о том, что украинские оружейники смогут переключиться на иные, "восточные", как говорят в Киеве, рынки, указывая, что едва ли украинский ВПК в его нынешней форме способен предложить какие-то новые продукты, помимо обслуживания ранее поставленной техники.

Кому продать?

С такими оценками в Киеве не могут согласиться. По мнению эксперта киевского центра Разумкова Алексея Мельника, несмотря на всю болезненность разрыва военной кооперации с Россией, в создавшихся условиях этому шагу нет альтернативы.

При этом эксперт отмечает, что Россия сама более 10 лет назад взяла курс на создание автономного цикла производства вооружений, так что в какой-то момент кооперация с Киевом для Москвы все равно потеряла бы актуальность.

Мельник считает, что, отказавшись от связей с Россией, Украина вполне сможет утвердиться на новых рынках, включая и страны НАТО.

Эксперт также подчеркивает, что помощь украинскому ВПК в этой непростой ситуации окажут более активные закупки военной техники со стороны министерства обороны Украины, о чем заявляют украинские власти.

Американская компания Boeing договорилась с Украиной о покупке ракет и двигателей, разработанных конструкторским бюро «Южное» и производимых заводом «Южмаш». К соглашению стороны пришли во время визита украинской делегации в США. Договор о сотрудничестве будет подписан, как ожидается, в октябре-ноябре 2015 года в ходе визита делегации НАСА на Украину. Об этом сообщается на сайте ТСН.
По словам руководителя национального космического агентства страны Любомира Сабодаша, американская сторона выдвинула условие, в рамках которого Украина не может сотрудничать с государствами, находящимися под санкциями. Стороны сообщили о возможной реанимации проекта «Морской старт», а также закупке комплектующих для ракет Antares. Кроме того, США могут создать для Украины телекоммуникационный спутник.

В Днепропетровске расположено крупное конструкторское бюро «Южное». Оно производит, среди прочего, ракеты-носители серии «Зенит», «Днепр» (в американской терминологии - «Сатана»), спутники наблюдения над Землей, ракетные двигатели серии РД и другую технику. В том же украинском городе налажен промышленный выпуск аэрокосмической техники на предприятии «Южмаш».

В настоящее время участие Украины в международных программах сводится к производству «Южмашем» маршевого двигателя РД-843 для верхней ступени итальянской ракеты-носителя Vega легкого класса, а также созданию основной конструкции первой ступени ракеты Antares.

Международный консорциум «Морской старт» был создан в 1995 году. В настоящее время 95 процентов его акций принадлежит дочерней компании (Energia Overseas Limited) ракетно-космической корпорации «Энергия». На плавучем космодроме предполагалось осуществлять коммерческие пуски на геостационарную орбиту при помощи носителей «Зенит-3SL».

Двигатель РД-171 первой ступени ракеты-носителя «Зенит-3SL» и ее разгонный блок производятся в России. Система управления ракетой - тоже, в Научно-исследовательском институте автоматики и приборостроения имени Пилюгина. На ракете, собираемой на Украине, в целом установлено до 70 процентов российских компонентов.

22 августа 2014 года «Морской старт» объявил о приостановке своей работы, а 24 декабря вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин сообщил о невозможности продолжения сотрудничества по проекту «Морской старт» с «Южмашем». Сборка ракет «Зенит-3SL» в Днепропетровске в настоящее время приостановлена.

В планах руководства «Южмаша» значится диверсификация производства. В частности, примерно 25-30 процентов мощностей предприятия планируют перенаправить компании «Энергоатом», в ведении которой находятся все четыре атомные станции Украины и сопутствующие предприятия. Ведутся переговоры о переориентации производства для нужд «Нафтогаза» и оборонной промышленности.via