15.06.2019

Как работает южмаш в апреле года. Крах украинского «Южмаша»: лучшие работники завода спасаются бегством в РФ. Запорожский автомобильный завод


17.07.2017 12:00

Три украинских завода-гиганта, «Южмаш», «Мотор-Сич» и «Заря Машпроект» наиболее ярко иллюстрируют, что происходит с промышленностью страны.

Эти три промышленных монстра были флагманами отечественной промышленности. С приходом новой, якобы проевропейской, власти заводы не только не получили толчок к развитию, но и фактически оказались на грани уничтожения.

«Южмаш» производил ракеты «Зенит», считающиеся одними из лучших в мире. Илон Макс недавно заявил, что после его «Фальконов», «Зенит» - лучшая ракета в мире. Была… Более половины комплектующих этой ракеты производилось в России. Решив мощно ударить санкциями по России, мы прекратили покупать комплектующие в РФ. Чем это закончилось? За три года после Майдана-2 долги «Южмаша» только за использование электроэнергии достигли 400 млн.грн. Долги по зарплате – более 100 млн.грн. Забастовки сотрудников не утихают. Полигоны сданы в аренду фермерам. Сотрудники уникального в мировом масштабе производства постепенно эмигрировали в Россию на такие предприятия, как ООО «Илек», АО «Промтехкомплект», АО «НПЦ Лавочкин-Инвест» – предприятия, производящие комплектующие для российской космической отрасли.

«Подарок», принятый в бюджете Украины в начале июля, 50 млн.грн на погашение долгов «Южмаша» перед сотрудниками, ничего не решит. Завод умирает. Попытку произвести 12 ракет для России и реанимировать работу предприятия националисты тут же окрестили предательством и забросали говном директора.

По сути, мы сами помогли создать в России недостающую отрасль в сфере покорения космоса.

Аналогичная ситуация произошла с заводом «Мотор-Сич». На этом предприятии производились двигатели для всех (!) российских вертолетов. Для военных крылатых ракет (не украинских, понятно, в Украине их нет), для ряда самолетов. Это производство высочайшей точности и технологичности. С приходом псевдопроевропейской власти поставки этих вертолетных и самолетных двигателей в Россию запрещены. Завод умирает. Жиденькие новости в СМИ о будущих поставках этих двигателей для самолетов в Австрию и Китай – чистой воды пиар. Это совершенно не те двигатели: не той технологической сложности, мощности и стоимости, нежели производимы ранее для российского рынка. А специалисты, также, как и в ситуации с «Южмашем», потихоньку эмигрируют в Уфу на работу в «Уфимское моторостроительное производственное объединение», где уже несколько лет Россия формирует собственное производство двигателей для вертолетов. Вкладывает миллиарды рублей в него. Старт их массового производства намечен на 2019 год. Даже с учетом вездесущей коррупции и срывов сроков уже через пару лет украинский «Мотор Сич» не будет нужен никому. Русское лобби быстро «выдавит» на международном рынке нашу продукцию. Тем более, что её разрабатывают наши же, запорожские специалисты.

«Зоря-Машпроект», г.Николаев. На двигателях этого предприятия ходили практически все суда военно-морского флота Украины и России. С приходом новой власти после Майдана 2 завод, естественно, оказался на грани банкротства. Россия, также, как и с двигателями для вертолетов, активно строит собственную целую промышленную отрасль – производство газотурбинных двигателей для флота. Рыбинское НПО «Сатурн» заканчивает производство двигателей для русских фрегатов типа 11356, которые отказалась поставлять «Заря-Машпроект» не по экономическим, а по дурацким политическим причинам. Оставив без работы сотни семей. Спасает предприятие лишь сервисное обслуживание и ремонт газотурбинных установок на украинской ГТС. Но это, вероятно, ненадолго.

Сырьевой придаток Европы – вот, что ждет Украину в ближайшем будущем. И это не через десятилетия, а через два-три года случится окончательно.

Владимир Охрименко

На момент распада СССР независимая Украина оказалась наиболее промышленно развитым осколком огромного государства – а значит, и наиболее экономически перспективным. Теперь, 27 лет спустя, на месте многих украинских заводов одни руины, другие стремительно разоряются, и особенно этот процесс усилился после 2014 года. Кто пострадал сильнее всего?

Со временем на Украине будет «добит» весь военно-промышленный комплекс, считает бывший министр экономики Украины Виктор Суслов. Он уверен, что Запад целенаправленно приводит в упадок ведущие украинские предприятия, доставшиеся ей после распада СССР. Суслов напомнил слова бывшего посла США на Украине Джефри Пайетта, который в 2016 году заявил, что Вашингтон видит в Киеве лишь «аграрную сверхдержаву».

«До свидания, украинцы. Ваша задача — пахать и сеять, но не развивать промышленность. Понятно, почему не будет никаких инвестиций в высокотехнологичные сферы, потому что ни Европе, ни США не нужна конкуренция со стороны развитой Украины», — заявил Суслов в эфире телеканала NewsOne.

Наглядной иллюстрацией к этому тезису служит список десяти наиболее известных и крупных украинских предприятий в разных сферах промышленности, которые либо исчезли, либо близки к полному разорению в результате политики, проводимой сегодня киевскими властями.

1. «Южмаш»

После 2014 года гигантское ракетно-космическое предприятие, работавшее в теснейшей кооперации с Россией, оказалось на грани исчезеновения. Ведь кроме России ее продукция — а это в главным образом ракетная техника — мало кому нужна. Спрос в мире может быть разве что на старую (еще советского времени) интеллектуальную собственность украинской корпорации.

Неудивительно, что в СМИ стали появляться слухи о воровстве (продаже) украинских (старых советских) технологий третьим странам. В прошлом году разгорелся скандал: некий бывший советский специалист по ракетам сделал исследование и опубликовал его в лондонском International Institute for Strategic Studies. В нем говорится, что ракетные двигатели, используемые Пхеньяном, основаны на разработках, к которым имеют отношение лишь несколько бывших советских заводов. Газета New York Times опубликовала исследования о том, что КНДР могла получить двигатели украинского производства для своих баллистических ракет.

Как бы то ни было, без российских заказов на ракету «Зенит» «Южмаш» оказался в запустении. Еще в августе 2017 года журналистка Reuters Алесандра Прентис, побывав на заводе «Южмаш», описала удручающую картину: «Забор ракетного завода «Южмаш»… местами зарос бурьяном», «рабочий день на заводе сокращен, зарплату задерживают».

Единственный луч света — это реанимация частной российской компанией S7 проекта стартов с плавучего космодрома «Морской старт». Под него S7 готов заказать 12 «Зенитов», это продлило бы жизнь заводу как минимум до 2023 года. Однако у проекта изначально столько проблем, что вероятность коммерческого успеха не слишком высока.

2. «Антонов»

Это единственное на Украине предприятие полного цикла создания самолета. Сегодня мало кто помнит, что ОКБ под руководством Олега Антонова было изначально создано в Новосибирске сразу после Великой отечественной, и только в 1952 году бюро перевели в Киев.

До 2014 года концерн «Антонов» был по всем показателям лучшим в украинском авиапроме — как раз благодаря российским заказам. В 2011 году «Антонов» выпустил 9 самолетов против четырех в 2010 году — пять Ан-148, один Ан-158 и три Ан-32 — и все это на российские деньги. В те годы «Антонов» с каждым годом наращивал прибыль и расширял производство. Прежний руководитель концерна «Антонов» Дмитрий Кива считал Россию главным стратегическим партнером — ведь потребности российского рынка в Ан-148 и Ан-178 исчислялся 400-600 самолетами. Однако после 2014 года Киву уволили. «Антонов» - чемодан без ручки или кошелка на колесах

После прекращения Киевом военно-технического сотрудничества с Москвой на украинском предприятии закончился запас российских комплектующих, а в 2016 году завод не выпустил ни одной новой машины. Завод выживал только за счет ремонта и модернизации подержанной авиатехники. Предприятия пыталось заманить новых инвесторов и заказчиков, говорило о желании строить самолеты в кооперации с американцами, китайцами, да с кем угодно. Но китайцам нужны были только чертежи и интеллектуальная собственность, а американцы и вовсе оказались к заводу равнодушны.

Единственное, что «Антонову» удалось сделать без России — вместе с саудовцами запустить летом 2017 года самолет демонстратор Ан-132D с иностранными комплектующими. Но это лишь спасло от самого худшего.

Правительство Украины окончательно ликвидировало легендарный концерн «Антонов» — формально в связи с переходом его в состав «Укроборонпрома». Однако, не исключено, что это лишь позволит спрятать неминуемую кончину завода. По крайней мере, пассажирские самолеты Украина производить вряд ли когда-либо уже будет.

3. Николаевский судостроительный завод

На этом знаменитом заводе когда-то был создал флагман Черноморского флота ВМФ России — ракетный крейсер «Москва». Но далеко не только он — многие другие крупнейшие корабли советского времени.

После СССР на Украине остался целый судостроительный кластер из 11 современный заводов мирового класса, которые могли строить новейшие суда всех типов. Украина обладала 15% мировых мощностей судостроения, сейчас производит 0,5% мировой продукции этой отрасли. За годы украинской независимости эти заводы переходили из рук в руки. Многое разворовали, другое сдали на металлолом.

После госпереворота в 2014 году ко дну пошел и последний из могикан. Уволенный не так давно глава «Укроборонпрома» (куда входит Николаевский судостроительный завод), Роман Романов ранее без прикрас объяснил причину огромных долгов по зарплате на заводе: это отсутствие заказов уже более десяти лет и отлучение ресурсов на финансирование крейсера. Речь идет о ракетном крейсере-долгострое «Украина», который стоит на заводе, съедает последние заводские деньги и ржавеет.

Раньше завод способен был спускать на воду по десятке крупнотоннажных судов и кораблей в год. Сегодня он может производить разве что нескольких катеров, и то теоретически. Смешно, но вместо крейсеров и фрегатов на Николаевском судостроительном заводе в последнее время было освоено производство печек-буржеек для ВС Украины. Финансовые проблемы привели к тому, что в октябре 2017 года завод остановил работу из-за прекращения финансирования.

4. Кременчугский сталелитейный завод

Металлургическая отрасль ранее приносила Украине треть валютных поступлений, теперь — скатилась до уровня двадцатилетней давности. Потому что денег нет: на обновление вагонов и локомотивов требуется 10 млрд долларов, на обновление железнодорожных путей — еще 13 млрд. Этого бы хватило, чтобы возродить металлургические заводы в стране. Но заказов нет и предприятия не выживают.

Кременчугский сталелитейный — в числе первых, кто остановил работу. Причина остановки завода проста. Треть продукции выпускалась для продажи на рынках СНГ. Однако этого рынка с 2014 года не стало, и производство в тот год сразу упало почти в шесть раз, а затем объявили и о банкротстве. Одновременно с внешним резко упал и внутренний спрос: главный заказчик «Украинские железные дороги» сам переживает серьезный кризис. На заводе хотели бы вернуться на рынок стран СНГ, однако Украина отказалась от Таможенного союза, который теперь не дает украинцам сертификат на продажу кременчугской стали.

5. Азовмаш

Один из крупнейших машиностроительных комплексов Украины — «Азовмаш», включающий «Мариупольский завод тяжелого машиностроения», «Азовэлектросталь», «Мариупольский термический завод», «Полтавхиммаш», после 2014 года начал просто на глазах таять. А ведь это известный на мировом рынке поставщик железнодорожных грузовых вагонов и платформ, автотопливозаправщиков, автоперевозчиков, металлургического, горнорудного и кранового оборудования. Однако потеря главных рынков сбыта — в странах СНГ — привела к существенному спаду уровня продаж и объему производства.

Если в один из самых успешных годов — 2012-й — производство компании достигало почти 10 млрд грн, а выпуск вагонов превышал 16 тыс. штук, то в 2014 году было выпущено всего 623 вагона. В 2014-2016 годах финансовое состояние холдинга значительно ухудшилось. Долги по зарплате росли, с кредиторы требовали возврата заемов, а платить было нечем. В итоге в холдинге начали происходить странные вещи: самые закредитованные компании банкротятся, а в рамках реструктуризации долгов начинаются долгие судебные процессы, чтобы не платить.

7. Запорожский автомобильный завод

Легендарный и крупнейший производитель легковых автомобилей — ЗАЗ — уже в 2018 году может не выпустить ни одного автомобиля и стать банкротом, говорил СМИ владелец завода.

В самом удачном для себя 2007 году ЗАЗ выпустил 280 тыс. автомобилей. Но уже в 2008 году объемы выпуска упали до 40-50 тыс. штук в год. Но оказалось, и это далеко не предел: в 2014 на заводе было выпущено 13 тыс. машин, а в 2015 году — меньше 4 тыс. штук. Для предприятия мощностью 150 тыс. авто в год это означает многомиллионные убытки. В 2017 году завод собрал всего 1,6 тыс. машин. Долги по кредитам растут, а продажи и производство — падают.

6. Кременчугский автосборочный завод

Еще один автозавод, на котором собиралось ежегодно около 10 тыс. автомобили российских брендов ГАЗ, ВАЗ и УАЗ, а также иностранные машины (SsangYong и другие), прекратил работу еще летом 2014 года. И такая судьба ждет все автоконцерны Украины.

Украинский автопром в целом скорее мертв, чем жив. Эта отрасль почувствовала последствия дезинтеграции с СНГ, наверно, одной из первых. Потому что основной рынок сбыта — российский. Однако разорвав зону о свободной торговле в рамках СНГ, украинские автомобили стали сразу облагаться утилизационным сбором, как и другие импортные машины, поступающие в Россию. Российский рынок для украинских автозаводов фактически закрылся, ибо украинские машины стали абсолютно неконкурентоспособными. Понятно, что в ЕС продукция «украинского» автопрома никому не нужна.

8. Одесский припортовый завод

Это одно из крупнейших и современных предприятий химической промышленности Украины. Его основное дело — перегрузка химической продукции, поступающей из стран СНГ на экспорт. В частности, оно занимается приемом, охлаждением и перегрузкой аммиака.

Однако его судьба оказалась на волоске от гибели. Завод постоянно окружают странные истории. В 2015 году на заводе разгорелся коррупционный скандал, который спровоцировал Михаил Саакашвили. На заводе прошли даже обыски. Затем холдинга Ostchem Дмитрия Фирташа стал требовать от завода возврата 300 млн долларов за поставки в 2013 году газа. Государство тем временем два раза пыталось продать свою долю в заводе в 2016 году, однако претендентов не находилось. Национализация Одесского НПЗ: история гибели одного завода

Завод то останавливается, то восстанавливает работу, а скоро может стать и вовсе металлоломом, так как оказался не в состоянии в октябре-ноябре 2017 года нормально возобновить работу из-за технических и экономических проблем. Так, 1 ноября из строя вышел ключевой компрессор на агрегате по производству аммиака. Это заставило остановить все производственные мощности. За 20 дней производство пытались перезапустить трижды. Но неисправность повторялась, и в четвертый раз запускать не стали.

9. Львовсельмаш

Казалось бы, расцвет аграрного производства на Украине должен спровоцировать спрос на местную сельхозтехнику. Однако без дотаций государства производители такой техники не выживают. «Львовсельмаш», который производит, в частности, машины для обработки почвы, опрыскиватели, культиваторы, грабли и машины для картофелеводства, признан банкротом.

10. «Киевский завод безалкогольных напитков «Росинка»

Это один из крупнейших и старейших на Украине производителей безалкогольных напитков, который находится в Виннице. Завод признали банкротом и начали процесс ликвидации еще в 2016 году из-за претензий кредиторов. Инициатором банкротства выступила компания, которая занимается выпуском тары из пластмассы и заодно владеет компании Nemiroff.

Украина.ру на Youtube

В Москве обсудили второй тур выборов на Украине - видео

Российская компания S7 Sea Launch еще в конце апреля заключила контракт с «Южмашем» на закупку 12 ракет-носителей «Зенит». Об этом на днях сообщило украинское предприятие.

— 28 апреля этого года был заключен контракт между «Южмашем» и компанией S7 Sea Launch Limited на производство и поставку ракет-носителей серии «Зенит». В целом, контракт предусматривает изготовление 12 ракет-носителей для использования в программах «Морской старт» и «Наземный старт» для исследований и использования космоса в мирных целях в рамках международных космических проектов, — говорится в распространенном недавно релизе.

В настоящий момент в производстве находятся две ракеты «Зенит-3SLБ» и «Зенит-3SL». «Подписанием этого контракта сделан большой шаг в преодолении глубокого кризиса, в котором пребывал „Южмаш“, начиная с 2013 года», — отмечается в сообщении.

В компании пояснили, что кризис произошел из-за обвального сокращения объемов производства. В то же время «Южмаш» отмечает, что портфель заказов предприятия на ближайшие годы превышает 350 миллионов долларов, среди основных заказчиков — компании из США, Италии, Индии и Южной Кореи. Однако в российской ракетно-космической корпорации «Энергия» скептически отнеслись к возможности производства украинским предприятием «Южмаш» ракет-носителей для международных проектов «Морской старт» и «Наземный старт».

— Проще им полететь на метле, чем на ракете без российских двигателей, — прокомментировал сообщение «Южмаша» гендиректор РКК «Энергия» Владимир Солнцев .

Ранее Солнцев, после сообщения о покупке российским авиахолдингом S7 Group «Морского старта» в сентябре 2016 года, обещал, что предприятие создаст для плавучего космодрома ракету «Сункар» (в переводе с казахского — «Сокол») по ОКР «Феникс» для замены украинских «Зенитов». А глава Роскосмоса Игорь Комаров сообщал, что после 2022 года с «Морского старта» будет запускаться и новая российская ракета среднего класса «Союз-5».

По мнению экспертов, эти новости еще сильнее запутали ситуацию как вокруг «Зенитов» и «Морского старта» (историю проекта читайте в справке «СП»), а в соцсетях их восприняли «как помощь России украинскому предприятию».

Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев называет информацию о возобновлении производства 12 ракет «Зенит» «неожиданным поворотом в туманной ситуации» вокруг «Морского старта».

— Мотивы покупки космодрома S7 Group абсолютно непонятны, поскольку в любом случае сделка, оцениваемая в 160 млн. долларов, экономически невыгодна. Скажем, около 10 млн. долларов в год надо платить только за стоянку комплекса (включает корабль Sea Launch Commander, платформу Odyssey вместе с ракетным оборудованием, инфраструктуру в американском порту Лонг-Бич в Калифорнии), а когда для него появится хоть какая-либо ракета — неизвестно. Нынешняя история про возобновление производства «Зенитов» тоже весьма странная, поскольку, судя по реакции представителей РКК «Энергия», с двигателями РД-171 вопрос не решен. Поэтому тут надо ждать подробностей от Роскосмоса — госкорпорация хотя и не сторона договоренностей, но ключевой игрок именно из-за двигателей.

Главный вопрос — действительно ли подписан контракт на 12 «Зенитов»? Здесь одно из двух: либо «Южмаш» подписал с S7 только соглашение о намерениях, с которым дальше пойдут в Роскосмос договариваться насчет двигателей, при этом разрешение на такого рода сделку должно дать высшее руководство. Либо контракт уже заключен, но о нем мало кто знает.

«СП»: — А какое отношение S7 может иметь к «Наземному старту», который фигурирует в пресс-релизе «Южмаша»?

— Проект «Наземный старт» менее известен — платформа расположена на Байконуре и с нее запускали «Зениты» в основном в коммерческих целях (с 2008 по 2013 годы выполнено шесть запусков космических аппаратов). S7 пока никакого отношения к этому проекту не имеет, но при наличии ракеты осуществить пуск с «Наземного старта» намного легче, чем с «Морского». При реальном интересе стороны могут договориться. Вообще подобная сделка — о возобновлении производства «Зенитов» — выгодна для всех игроков. Если, конечно, она существует, поскольку здесь уже могли вмешаться политические аспекты.

«СП»: — Решение о строительстве новой ракеты по ОКР «Феникс» принято — ее разработка заложена в действующую Федеральную космическую программу на 2016−2025 годы.

— Но это вовсе не прибавило ясности в отношении судьбы «Морского старта». Сама по себе ракета «Сункар»подходит для проекта, правда, придется потратиться на дооборудование и переоборудование платформы. Да, решение по ускорению работ над новой ракетой объявлено, и она должна полететь через пять лет. Еще примерно два года потребуется на адаптацию ее к «Морскому старту». Но это — оптимистичный сценарий при соблюдении всех сроков. При этом семь лет придется платить за стоянку комплекса, а у платформы Odyssey, к тому же, есть ограничения по сроку службы. Так что, приобретение «Морского старта» вызывает множество вопросов, на которых никто не спешит давать ответы.

«СП»: — С украинскими ракетами или без них, непонятно, какие нагрузки собираются выводить эксплуататоры…

— Нам на рынке запусков на пятки наступают не только французская Arianespace и американский SpaceX, но индийские, китайские, японские провайдеры, которые фактически полностью закрывают весь спектр запусков. А у «Морского старта» экономические проблемы начались еще до украинского кризиса. Во-первых, было несколько аварий при запуске, что для «Зенитов» очень много. Во-вторых, трудности были не только с заказами, но и акционерами — с тем же американским концерном Boeing. По мировому соглашению с Boeing относительно реструктуризации долга в 330 миллионов долларов РКК «Энергия» будет запускать американских астронавтов на МКС.

— Я с большим уважением отношусь к «Южмашу» и считаю, что в советское время КБ «Южное» было самым сильным конструкторским бюро в СССР, но не верю, что сегодня предприятие способно собрать «Зениты», — говорит член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин . — Оно находилось в сложном экономическом положении еще до всех этих «перемог» и «революций гидности», и обеспечение более-менее серийного производства ракеты — непосильная задача.

Я участвовал во всех летных испытаниях ракеты-носителя «Зенит» и могу сказать, что с точки зрения технологий и технический решений она является лучшей РН в своем классе. Но оборотной стороной ее являются высочайшие требования к качеству производства. А в 90-е годы и «нулевые» качество производства и сборки в России и на Украине существенно снизилось, что привело к тем авариям, которые настигли проект. Россия находится в несравненно лучшем экономическое и морально-психологическом состоянии, но и у нас сейчас есть проблемы с качеством производства, а что тут говорить про Украину. Это во-первых.

Во-вторых, мы же видим, что происходит с российским бизнесом на Украине. Я не могу себе представить, как в интересах российской компании там может быть обеспечено сложное и высокотехнологичное производство. Ракету делают полтора-два года, и за это время можно ожидать все, что угодно, учитывая, настроения тамошних националистов.

В-третьих, S7 — оператор, но главную роль играет Роскосмос. Его позиция крайне важна: ракета окончательно собирается на Украине, но большая часть ключевых комплектующих типа двигателя первой ступени и системы управления — российские. Кроме того, у нас создается своя ракета «Сункар».

В-четвертых, проект «Морской старт» появился в 90-х годах на волне ожидания роста запусков в космос. Но бума не получилось, а дважды в одну реку войти нельзя. Сейчас также говорят об очередном росте спроса на запуски спутников в связи с развитием интернета, однако ценник пуска уже совсем другой — не 100 млн. долларов, а 50 млн. и даже меньше. А если пытаться продать на прежнем уровне, то, по сравнению с компанией Илона Маска , это будет неконкурентоспособно.

Таким образом, видимо, речь идет об очередном амбициозном заявлении украинской стороны, которых за последние 10−15 лет было очень много и ни одно из них не реализовалось.

Справка «СП»

Напомним, что международный консорциум «Морской старт» был создан в 1995 году для коммерческих запусков из экваториальной акватории Тихого океана. Это первый в истории коммерческий международный проект ракетно-космического комплекса океанского базирования, который оказывал услуги по запуску космических аппаратов с плавучей платформы. Точка старта располагается в экваториальной зоне Тихого океана, где имеются наилучшие условия для пуска за счет эффективного использования скорости вращения Земли. Учредителями компании «Морской старт» стали американская компания Boeing, российская РКК «Энергия», судостроительное предприятие Норвегии Kvaerner (в настоящий момент Aker Solutions), украинские компании - КБ «Южное» и «Южмаш».

В 2009 году компания «Морской старт» объявила о банкротстве. В 2014—2015 гг. российской стороной проводились переговоры о продаже проекта с США, Китаем, Бразилией, ОАЭ и Австралией. Проходила информация об интересе к нему Израиля. В сентябре 2016 года S7 Group объявила о покупке морской платформы Sea Launch за $ 160 млн. у РКК «Энергия». «Приобретение космодрома — это „входной билет“ для нас (S7 Group — „СП“) в космическую индустрию», — говорил тогда основной владелец компании Владислав Филев . «Космическая инфраструктура развивается очень стремительно, это очень интересное направление бизнеса, которое имеет хорошие долгосрочные перспективы», — отмечал он.

Ракеты «Зенит-3SL» и «Зенит-3SLБ» предназначены для запуска полезной нагрузки в рамках проектов «Морской старт» (с плавучей платформы проекта Sea Launch) и «Наземный старт» (с площадки на космодроме Байконур) соответственно. Первая ракета семейства полетела в 1985 году, фактически она представляет собой боковой ускоритель советской сверхтяжелой ракеты «Энергия».

На «Зенит-3SL» и «Зенит-3SLБ» устанавливается РД-171 - самый мощный в мире жидкостный ракетный двигатель. Ближайшим конкурентом «Зенитов» можно считать Falcon 9 . С приэкваториальной площадки «Зениты» могут выводить на геостационарную орбиту больше полезной нагрузки, чем «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» (4 тонны против 3,7). Именно «Зениты» должны были прийти на смену ракетам семейства Р-7, производимым самарским . Под них современной подмосковной на смену пилотируемым кораблям «Союз» проектировалась «Заря». Перспективы у «Зенитов» были замечательные.

Все изменилось после распада СССР. Россия продолжала реализовывать пилотируемую космонавтику на старых технологиях и занялась разработкой ракет семейства «Ангара». Космическая отрасль Украины, ориентированная практически исключительно на советский рынок, существовала благодаря заказам из России.

Соглашение о строительстве единственного в мире плавучего космодрома «Морской старт» было подписано в 1995 году. К 26 мая 2014 года было осуществлено 36 запусков: 32 успешных и четыре - нештатных. В рамках «Наземного старта» к 1 сентября 2013 года все девять пусков «Зенитов» были успешными. Статистика оставляет желать лучшего по традиционной причине - человеческий фактор.

Хотя «Зениты» были разработаны в Днепропетровске, в КБ «Южное», и собирались там же на заводе «Южмаш», они более чем на 70 процентов состоят из российских комплектующих. Двигатель РД-171 первой ступени «Зенита», разгонный блок и система управления делались в России. Украинское участие сводилось к производству первых двух ступеней ракеты и двигателя второй ступени.

События 2014 года положили конец запускам «Зенитов». 22 августа 2014 года «Морской старт» объявил о приостановке своей работы, а 24 декабря того же года вице-премьер сообщил о невозможности продолжения сотрудничества по проекту «Морской старт» с «Южмашем».

«Морской старт» в Калифорнии фактически принадлежал РКК «Энергия». Космодром российская корпорация использовать не могла, поскольку с , одним из бывших соучредителей консорциума, по вопросам кредитных обязательств. Конфликт удалось разрешить в августе 2016 года. Российская сторона должна погасить задолженность, оцениваемую в 330 миллионов долларов, предоставлением услуг и участием в совместных проектах, часть долга спишут. Фактически РКК «Энергия» расплатилась с Boeing местами на кораблях «Союз». Сделка была взаимовыгодная. В частности, благодаря ей американская компания выполнит свои обязательства перед по доставке астронавтов на МКС.

Судебные разбирательства между совладельцами Sea Launch касались выполнения «Соглашения о создании компании Sea Launch» 1995 года и «Соглашения о гарантиях и обеспечении» 1996 года. При создании консорциума в 1993 году 40 процентов компании находилось у Boeing, 20 процентов - у Aker Kvaerner (Норвегия), 25 процентов - у «Энергии», 5 процентов - у КБ «Южное» (Украина) и 10 процентов - «Южмаша».

В «Соглашении о гарантиях и обеспечении» говорилось о пропорциональной ответственности для каждого акционера за взятые компанией кредитные обязательства. В 2004 году Sea Launch привлекла 270 миллионов долларов, в 2005 году - 200 миллионов долларов. В 2009 году Sea Launch подошло время выплат, которые компания самостоятельно сделать не смогла.

К этому времени из проекта вышел Boeing, заплатив кредиторам 448 миллионов долларов, из которых 179 миллионов долларов приходилось на ее кредитные обязательства. Компания Aker Kvaerner расплатилась с Boeing к 2010 году. «Энергия» и «Южмаш» платить отказались. Первая при этом выкупила контрольный пакет акций Sea Launch.

Через месяц после заключения предварительного контракта между РКК «Энергия» и Boeing , что российская корпорация продаст «Морской старт» компании «С7 космические транспортные системы», сто процентов акций которой принадлежат «Группе компаний С7» (S7 Group). Гендиректор «С7 космические транспортные системы» - , ранее возглавлявший «Авиализинг» и « ». Покупателя на «Морской старт» искали давно, и нет никаких сомнений в том, что решение по проекту было принято только тогда, когда «Энергия» нашла способ дистанцироваться от проблемного проекта.

Стоит отметить, что свои обязательства по «Морскому старту» выполнили все стороны, кроме «Южмаша». Ясно, что украинское предприятие не может в настоящее время самостоятельно выполнить кредитные обязательства. Скорее всего, долговую нагрузку взяли на себя РКК «Энергия» или S7 Sea Launch Limited - представляющая «С7 космические транспортные системы» зарегистрированная в США компания.

Сопов в августе 2016 года, когда РКК «Энергия» и Boeing , презентовал проект в . «К нам было благожелательное отношение», - отмечал российский бизнесмен в интервью . По его словам, «кроме как с РКК "Энергия", с которой у нас подписано соглашение о сотрудничестве, больше ни с кем никаких договоренностей на бумаге не заключено», и «если "Южмаш" не будет производить ракеты, мы возьмем паузу на пять лет и будем вместе с российскими предприятиями делать другую ракету под наш космодром».

Теперь, похоже, планы «С7 космические транспортные системы» прояснились. «С7 ушли от санкций, "Энергия" избавилась от долгов, теперь они попытаются заработать. В этой истории нет победителей и проигравших», - сообщил источник «Ленте.ру». По его мнению, без американского участия и создания S7 Sea Launch Limited сотрудничество между предприятиями Государственного Украины и «Роскосмоса» было бы невозможно, поскольку «обе организации придерживаются официальных линий».

Действительно, обе стороны не в восторге от соглашения между «Южмашем» и S7 Sea Launch Limited. На официальном сайте Государственного космического агентства до сих пор ничего не сообщается о возобновлении производства «Зенитов», последняя новость там на момент написания данной статьи датируется 23 мая 2017 года и посвящена сотрудничеству Украины и Литвы в космической сфере. Между тем, «Южмаш» 31 мая провел пресс-конференцию с говорящим названием «Действия Государственной исполнительной службы уничтожают главного конкурента российских космических предприятий - завод "Южмаш" о блокировании хозяйственной деятельности», видео мероприятия выложено в сеть. Спустя три дня, когда было обнародовано соглашение между «Южмашем» и S7 Sea Launch Limited, украинское предприятие выразило «глубокую благодарность законодательной и исполнительной ветвям власти за предоставленную беспрецедентную нормативную и финансовую поддержку».

В «Роскосмосе» довольно скептически оценивают перспективы сотрудничества с Украиной по производству «Зенитов». «Промышленная кооперация очень важна, один раз выпав из цикла производства в космической отрасли, вернуться очень сложно - происходит замещение. Мы с сожалением видим, что процессы, которые начались в 2014 году, ни к чему хорошему не привели - украинцы сами прекрасно понимают, что сейчас у них нет условий для производства этих ракет. А у "Роскосмоса" нет никаких обязательств по поставке двигателей на Украину», - сказал исполнительный директор «Роскосмоса» по коммуникациям .

Генеральный директор РКК «Энергия» напомнил, что Украина не располагает необходимыми для самостоятельного производства ракет двигателями. «Проще им полететь на метле, чем на ракете без российских двигателей»,- отметил он.

В настоящее время на «Южмаше» собираются два «Зенита», запуски планируется возобновить в 2018 году. О поставках на Украину для новых 12 ракет российских двигателей пока ничего не сообщается. С другой стороны, создаваемая РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс» ракета «Союз-5» (она же «Феникс» и «Сункар») - фактическая альтернатива «Зенита» - будет готова к 2022 году. Вероятно, до этого времени в S7 Sea Launch Limited решили задействовать «Зениты».

В «Южмаше» отмечают, что по состоянию на начало июня 2017 года портфель заказов предприятия на ближайшие годы превышает 350 миллионов долларов США. Среди заказчиков, кроме S7 Sea Launch Limited, называются компании из США и Италии. Для американцев «Южмаш» производит основную конструкцию первой ступени ракеты Antares, для итальянцев - маршевый двигатель РД-843 верхней ступени ракеты-носителя Vega легкого класса. В обозримом будущем США не планируют отказываться от услуг украинской стороны, в Италии этого не исключают.

Контракт с S7 Sea Launch Limited вряд ли позволит сохранить ракетный потенциал «Южмаша», где активно разворачивается диверсификация производства. В тяжелых экономических условиях другого выхода нет - Украине не нужны космические ракеты, а «Роскосмосу» - украинский «Южмаш». Позиция госкорпорации по этому поводу вполне понятна. С ее точки зрения было бы предпочтительнее, если бы «С7 космические транспортные системы» вкладывались в российскую космическую отрасль, а не поддерживали потенциального конкурента.

На самом деле позиция «Роскосмоса» в вопросе с «Южмашем» - проверка госкорпорации на лояльность к российским частным космическим компаниям. До сих пор «Роскосмос» ее проваливал, однако в этот раз проигнорировать интересы такого крупного игрока, как «С7 космические транспортные системы», будет сложно. В сложившейся ситуации предприятия Государственного космического агентства Украины и «Роскосмоса» выступают не заказчиками, а исполнителями работ, формально выбирать носитель для «Морского старта» предстоит его собственнику - компании «С7 космические транспортные системы».

Нынешняя Украина хорошо иллюстрирует то, что может произойти в российской космической отрасли без ее интеграции в международное сообщество. Главный партнер Украины - Россия, а России - США. Без сотрудничества с НАСА российская пилотируемая космонавтика рискует прекратить свое существование, без контактов с ULA и Orbital ATK ракетное двигателестроение начнет деградировать, в этом случае останется только военная составляющая космической программы.

Состояние украинской экономики, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Однако в космической отрасли положение еще хуже.

Состояние украинской экономики, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Государственный переворот и бесконечная гражданская война не пошли ей на пользу, да и ассоциация с Евросоюзом закономерно не принесла ожидаемых результатов. Однако в космической отрасли положение еще хуже.

В наш век коммерческого использования околоземного пространства ракетостроение - это одна из перспективнейших отраслей национальной экономики любого государства. Пусть даже украинское ракетостроение со времен развала Советского Союза пребывало не в самой лучшей форме, но оно все-таки было. Подавляющее большинство существующих на планете государств и такого не имеют.


Фото: podrobnosti.ua

Тем не менее, во время запусков ракет с украинскими комплектующими произошло несколько аварий. Это подорвало доверие иностранных заказчиков к продукции гиганта украинского ракетостроения - завода «Южмаш». Сотрудничество сохранялось лишь с российскими компаниями, да и то потому, что было выстроено задолго до образования самостоятельного государства с названием Украина. Ну а с объявлением курса на разрыв связей с Россией пропал и этот источник дохода.

При этом есть шансы получить солидные заказы из России. Не так давно компания S7 Group приобрела права на комплекс «Морской старт», который ранее использовал российско-украинские ракеты-носители «Зенит». Тут бы «Южмашу» и радоваться, но на сотрудничество с Россией санкции нет.

Ситуацию усугубляет назначенный новыми властями исполняющий обязанности гендиректора Сергей Войт. Этот талантливый менеджер ухватил общий курс и принялся сваливать проблемы предприятия на государственную казну, вольно распоряжаясь оставшимися скудными доходами.

В результате «Южмаш» накапливает долги по зарплате. Чтобы уменьшить задолженность работников перевели сначала на трехдневную, а затем и на однодневную рабочую неделю. Редкие госзаказы на непрофильную продукцию, вроде крупноузловой сборки троллейбусов, ситуацию не исправили.


Фото: yuzhmash.com

Обладающие уникальной квалификацией кадры «Южмаша» не могут трудиться по профилю. Российские заказы, над которыми они могли бы работать и зарабатывать, подвисают в воздухе. Не удивительно, что с предприятия потянулся ручеек сотрудников в Россию. Причем берут только самых лучших.

По информации украинского журналиста Романа Бочкала, бывшие сотрудники украинского ракетостроительного гиганта устраиваются в основном на заводы, работавшие в связке с «Южмашем». ООО «Илек», государственное АО «НПЦ «Лавочкин-Инвест», АО «Промтехкомплект» и прочие завязанные на космос российские предприятия наращивают локализацию, привлекая к работе квалифицированных инженеров, вынужденных бежать из Украины.

Оставшиеся на родном предприятии рабочие вынуждены ждать, когда вернутся заказы из России, да требовать у государства погашения долгов по зарплате. Параллельно с этим руководство «Южмаша» распродает имущество завода. Сдан в аренду под сельскохозяйственные нужды испытательный полигон предприятия. Ситуация отчетливо напоминает катастрофу 1990-х, вот только вместо советского запаса прочности у «Южмаша» долги по зарплате, деградировавшее производство и отсутствие перспектив при сохранении действующего правительственного курса.

Григорий Романович Ажданин