11.09.2019

Филимоновская игрушка форма и роспись. Особенности филимоновской игрушки. Значение филимоновской игрушки


Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Я тебя полюбил в раннем детстве -
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны расстоянья.
Ты - от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья -
Колокольной Руси перезвон.

Н.Денисов

Монолитное, скупое на детали изображение: неширокая юбка-колокол плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В руках - птичка-свистулька. Скупость формы замечательно компенсируется нарядностью и весёлостью бесхитростного орнамента: разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки… Перед нами образ филимоновской барышни - потомка одной из древнейших (по некоторым данным ей около семисот лет) игрушек России.

Возраст филимоновского чуда достаточно условный. Специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи затейливой глиняной потешки пришло в одоевские края из далекого верхнего палеолита, а при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX - XI векам, с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.

По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона - беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника.

В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки - женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами».

В начале ХХ века производство филимоновской игрушки сократилось настолько, что оставалось лишь несколько мастериц (Карпова Антонина Ильинична, Дербенёва Анна Иосифовна, Масленникова Александра Федоровна), которые не бросали своего ремесла.

Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.

Но истинное возрождение традиции старинного промысла приходится на середину 80-х гг. ХХ века. В этот период, благодаря упорству и подвижничеству Николая Васильевича Денисова, в Одоевском районе была создана творческая группа, объединившая выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомков филимоновских мастериц: Елену Башкирову и Константина Кехаиди, Александра Стукова и Ирину Левитину, Аллу Гончарову, Владимира Першина и Елену Орлову.

В 1986 году в коллективе работали старейшие мастера Елена Ильинична Лукьянова и Елена Кузьминична Евдокимова, у которых молодые художники перенимали секреты мастерства.

Традиционный набор сюжетов в филимоновской игрушке - барыня, всадник, конь, олень и др.. Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной чёрно-синей глины - «синики», встречающейся исключительно в окрестностях Филимоново. При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись анилиновыми красками. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются с более сложными узорами: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко». Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими.

Со временем традиционные народные сюжеты пополнились индивидуальными композициями - «Солдат, кормящий курицу», «Медведь перед зеркалом» (странное существо с гибким худым телом, сидящее на задних лапах, с зеркалом в передних; ничто в его облике не напоминает привычного медведя), «Чаепитие». Очень своеобразны филимоновские солдаты. Это отдельно стоящие фигурки, высокие, длинноногие, в характерных костюмах - френче в талию, с погонами, полосатых или цветных штанах, в шляпе с козырьком или полями, в необычных сапогах на высоком каблуке. Под мыщкой солдаты держат птиц.

Но самым настоящим шедевром стала композиция «Любота».

Сегодня в Одоеве традиции филимоновских мастериц продолжают Масленникова В.Н., Орлова Е.А., Орлов Р.В., Кехаиди Е.И., Кехаиди К.Н. Промысел стал особенно популярен в последние годы также в сердце нашего края - Туле, где с упоением и радостью трудятся Гончарова А.И., Гончарова А.В., Мишина Г. В., Бежина И. Д., Палевская Е.М.. К сожалению, в 2015 году ушли из жизни Марченкова М.Н. и Першин В.Б., оставившие заметный след в истории промысла. Но жизнь продолжается и промысел продолжает развиваться. Молодые мастера Орлова М.С. (жена Орлова Р.В.) и их дети, и Кехаиди Платон (сын Кехаиди К.Н. и Кехаиди Е.И.) перенимают секреты мастерства от родителей и бабушек. Постоянно экспериментируют и работают над формированием своего собственного авторского стиля. Надеемся, что и талантливые ученики Одоевской школы искусств со временем тоже найдут свое место в промысле.

«Жемчужиной народного искусства» называют филимоновскую игрушку. Она поражает своей простотой и, одновременно, изяществом своих форм, красотой и выразительностью орнамента и неповторимостью звучания.

Прикоснуться к этому удивительному миру, больше узнать об истории промысла, можно на родине промысла, в единственном специализированном музее «Филимоновская игрушка» в городе Одоеве Тульской области.

Богайцева Софья

В данном проекте прослеживается история филимоновской игрушки от её возникновения и до сегодняшних дней.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПРОЕКТ по Искусству « Древние образы в произведениях народного искусства. Связь времен». ЖЕМЧУЖИНА НАРОДНОГО ИСКУССТВА. ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА. Выполнила ученица 6 класса МКОУ «СОШ №15» Богайцева Софья Руководитель: Л.А.Сизоненко

Ты откуда пришла к нам такая? Вся простая, без хитрых затей. С длинной шеей и расписная, Для игры и забавы детей. Я тебя полюбил в раннем детстве – Мастерицею бабка была. Ты ко мне перешла по наследству От красивых людей из села. Для тебя не страшны расстоянья. Ты – от предков далеких времен. Эти глиняные изваянья – Колокольной Руси перезвон. Н. Денисов

Из истории Монолитное, скупое на детали изображение: неширокая юбка-колокол плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. Скупость формы замечательно компенсируется нарядностью и весёлостью бесхитростного орнамента: разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки… Перед нами образ филимоновской барышни – потомка одной из древнейших (по некоторым данным ей около семисот лет) игрушек России.

Старый Одоев

Из истории Есть в Одоевском районе Тульской области деревня Филимоново. По одной из легенд названа она так по имени деда Филимона, беглого каторжника, основавшего поселение. Рассказывают, что дедушка был гончаром «от бога», делал прекрасную посуду и не гнушался лепить свистульки и незатейливые игрушки из глины.

Из истории Остерегались поначалу люди-то его, чужак все-таки, да и странным он показался. Чудак – глину месить начал. Вымажется в ней – всей деревне на посмешище. Только из глины-то той он горшки делал, как потом оказалось, махотки разные и ещё безделушки, чтобы ребятишек тешить. А поделки-то его нужными оказались для воды, для молока и квасу разного. Работу свою он стал на ярмарку в Одоев носить. Всё нарасхват, да ещё просят: «Приноси», да «Приноси свистульки свои, мил человек». Люди ему за это деньги давали. Так на эти деньги Филимон хоромы себе новые справил. Тут мужики местные стали к беглому похаживать да рукоделием его интересоваться. Вся деревня заразилась таким ремеслом – и стар и млад. Зажила деревня, прославилась в округе, особенно игрушками-свистульками. Только не из лёгких дело это оказалось. Ведь глина-то особая нужна, чтобы игрушки-то справить – синика называется.

Из истории Официально же считается, что игрушечный промысел зародился в середине 19 века. Те места богаты особой глиной, « синикой ». Достаточно жирная, пластичная, она идеально подходила для гончарных целей.

ИСТОКИ ФИЛИМОНОВСКОЙ ИГРУШКИ Занимались этим традиционно мужчины-гончары. Но у них были жены и дети, а также оставалась глина, которую жадный до творчества народный ум тут же приспособил для детской забавы. Так произошло разделение труда – мужчины занимались серьезным гончарным промыслом, а изготовление игрушек, которые быстро нашли спрос и популярность в округе, отдали в женские руки. Внучки и дочки мастериц привлекались к этому интересному труду с семилетнего возраста. Девочек, которых любя называли «свистульками», учили лепить фигурки из жирной пластичной « синики ». При высыхании такая глина наиболее подвержена растрескиванию, и ее требуется разглаживать, разравнивать руками в процессе подсушивания. Отсюда «технологично» возникают вытянутые длинные, несколько непропорциональные силуэты традиционных филимоновских народных игрушек. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая удивительно изящную форму. После обжига, изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки. Игрушки, сделанные девочками, продавались на ярмарке, а на вырученные деньги приобреталось приданое. Так что, хорошая «свистулька» помогала стать еще и богатой невестой.

Облик всех этих барынь, мужиков с гусями, да и самих коней, оленей, уток и прочей живности достаточно примитивен, скуп на детали и близок к древним примитивным фигуркам, которые использовались более для культовых целей, чем для развлечения детей.

Роспись игрушки, символы. Заострить внимание стоит на росписи. Она немногоцветна. Для раскраски филимоновской игрушки используются малиновый, желтый и зеленый оттенки. Красота и сила филимоновской игрушки - в языческой древности. За века она не утратила ни одного из своих элементов, которые характеризуют жизнь древних славян. В незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

ЧТО ГЛАВНОЕ В ИГРУШКЕ Главное в игрушке – свисток. В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу. В него свистели на похоронах, его закапывали в могилу вместе с покойником.

Самая популярная форма для глиняной филимоновской игрушки ­ это птицы. Петушки ­ излюбленные свистульки у мастериц. Для древних славян образ Птицы всегда символизировал весну. Птицы - знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – Земли и обязательные спутники женских изображений.

СВЯЗЬ ВРЕМЕН В экспозиции Одоевского музея Тульской области представлены, как филимоновские игрушки, так и образцы из других регионах России и даже из-за рубежа. В музее есть редкие уникальные фото и архивные материалы о жизни и творчестве прежних и нынешних мастеров. Композиции в музее удачно дополняются подлинными предметами крестьянского обихода. Ну и конечно в музее можно не только посмотреть готовые игрушки, но и увидеть процесс ее создания, а при желании и самому попробовать свои силы. Возьмите в руки комок мягкой синей глины, и вы ощутите ее энергию. Прислушайтесь к ее внутреннему голосу и вдохните в нее жизнь, создав коня, уточку или петуха. Здесь можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г. Зайцевой, ласковых зверей А.Г.Карповой, свистульки Е.К. Евдокимовой и других замечательных мастериц. Народная игрушка - явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей.

Народная игрушка - явление в русской культуре очень значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою родную деревню у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего. В наше время промысел испытывает очередную волну интереса. Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры. На ярмарках и фестивалях декоративно-прикладного искусства глиняная диковинка сейчас традиционный и желанный гость. По словам народного мастера России Елены Орловой: «Уникален этот промысел тем, что он никогда не прерывался. Он передается из поколения в поколение».

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Чернятинская средняя общеобразовательная школа №15»

Ефремовского района

Тульской области

«Наше культурное наследие – национальное достояние России».

Проект (творческий)

Жемчужина народного искусства.

Филимоновская игрушка.

Выполнила: Богайцева Софья 6класс

Руководитель: Сизоненко Людмила Анатольевна

Учитель ИЗО

Д.Чернятино 2015

  1. Введение
  • Актуальность выбранной темы
  • Проблема (идея)
  • Цель проекта
  • Задачи, поставленные для реализации проекта
  • Вид проекта
  1. Этапы проекта и ожидаемые результаты
  • I этап –подготовительный
  • II этап – исследовательский
  • III этап – практический
  • IV этап – итоговый
  1. Выводы
  2. Приложение

Актуальность проекта:

Наше национальное русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как же зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Что бы я хотела узнать об этом? Чему бы хотела научиться? Выполняя проект, я поставила перед собой задачу не только ответить на все вопросы, но и узнать много полезного и интересного.

Проблема проекта

Что же такое филимоновская игрушка? Сувенир? Детская игрушка? Магический предмет? Её лепят в детском саду и в школе, её можно встретить в сувенирных магазинах, увидеть на фотографиях, в журналах, в музеях народного творчества. Филимоновская игрушка входит в нашу жизнь под маркой "традиционное русское народное", но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять "изюминку" своеобразной манеры росписи и лепки.

Цель проекта:

  1. Познакомиться с народным промыслом «Филимоновская игрушка» (возникновение народного промысла в Филимоново, основные сюжеты игрушки, что главное в игрушке, почему такая форма, история промысла, современная жизнь игрушки).
  2. Научиться выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, сочетания, колорит, чередование.


Задачи проекта:

  1. Изучить истоки филимоновской игрушки.
  2. Выявить разнообразие росписи, символов, цветовую гамму.
  3. Развивать художественный вкус, умение видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности.
  4. Воспитывать интерес к народному творчеству и бережное отношение к традициям народа.

Вид проекта:

Творческий.

Формы работы:
1. Подбор литературы о народном промысле "Филимоновская игрушка", иллюстраций.

2. Рассматривание иллюстраций изделий мастеров филимоновской игрушки.
3. Чтение стихотворений о филимоновских игрушках.
4. Роспись игрушки.

Этапы проекта

I этап –подготовительный

Подобрать необходимую литературу, иллюстрации, наглядные пособия.

Создание презентации «Филимоновская игрушка».

II этап –исследовательский

Узнать историю зарождения народных промыслов на Руси.

Изучить историю филимоновской игрушки, проследить её развитие.

Изучить узоры при росписи игрушки.

III этап – практический

Применить знания об узорах при росписи игрушки.

Нарисовать эскизы игрушек.

IV этап – итоговый

Обобщение результатов работы.

Ожидаемые результаты:

Овладеть знаниями и умениями по теме проекта.

Уметь выделять характерные средства выразительности элементы узора, колорит, сочетание цветов.

Уметь использовать при росписи игрушки знания об узорах.

Уметь последовательно вести работу.

Воспитание художественного вкуса, трудолюбия.

Доказать, что в наше время игрушка, сделанная своими руками, может принести радость и быть полезной.

Выводы:

В магазинах продается достаточное количество игрушек, но самой любимой становится та, что сделана своими руками. Пусть она не так совершенна, но она нравится детям и взрослым.

Народная игрушка - явление в русской культуре очень значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская игрушка, прославившая свою родную деревню у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего. Это очень великая и удивительная вещь в генетике этого промысла. Передается и сохраняется. Мне кажется игрушка нужна, она несет радость.

Данный проект получился ярким, познавательным, практическим и результативным.

Были прочитаны стихи об игрушке, изучена история игрушки, техника росписи.

Считаю, что проект достиг цели.

Информационно-методическое обеспечение

  1. Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. - М.: Искусство, 1975.
  2. П. И. Уткин, Н. С. Королева. Народные художественные промыслы. Москва: Высшая школа, 1992.
  3. Большой Энциклопедический словарь. Филимоновская игрушка.
  4. http://www.viktur.ru/regions/tula-region/filimonovo-3513-936.html
  5. http://www.rukukla.ru/article/gigr/vid/filimonovckaa_igru6ka.htm
  6. Фотографии с сайта: http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html
  7. http://www.filimonovo-museum.ru/toy/history.html
  8. http://www.71r.ru/novosti/kultura/921/
  9. Стихи с сайта:http://www.comgun.ru/repair/4883-filimonovskaya-igrushka.html

Приложение №1 Истоки филимоновской игрушки .
Игрушка – одно из красочных проявлений народной, массовой культуры, ее самобытности и колоритности. Традиции искусства делать игрушки переходят из поколения в поколение; через игрушку передаются познания о мире, о жизни, труде и красоте. Игрушку можно смело назвать фольклорным элементом. Этот вид изделия из керамики известен человечеству с незапамятных времен, такие изделия из глины встречаются во многих странах.
Русская глиняная игрушка рассказывает нам об особенностях русского народного творчества. Изучая народную игрушку, можно понять, как тесно ее создатели были связаны с землей, природой, деревенским трудом. В России наивысшего расцвета производство глиняной игрушки достигло в 18-19-ом вв., когда игрушка стала доступна не только для богатых, но и для простых людей.
Часто символы и орнаменты игрушки или росписи могут без единой буквы рассказать нам много интересного, гораздо больше, чем даже письменные книги. Как же нам не беречь и не хранить эти уникальные произведения искусства?
Филимоновская игрушка - один из старейших промыслов русской глиняной пластики, широко известный и популярный и России и за рубежом.

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново.
В глубокой древности (исследователи пишут об эпохе верхнего палеолита) в этих местах были поселения древних людей, которые использовали местную глину для создания ритуальных фигур, это подтверждают археологические находки.
О том, что в деревне Филимоново существует гончарное производство, упомянуто в 1871 году в «Тульских губернских ведомостях»: «Жители подгородных селений казенного ведомства: Красенок, Татьева, Филимонова, Нестерова, Апухтина, кроме хлебопашества, занимаются плотничеством и гончарством…

Филимоновской игрушке более 700 лет.
Об истории создания филимоновской игрушки почти ничего неизвестно. Местные жители на вопрос об ее происхождении, отвечают, что игрушки у них в деревне делают испокон веков.
Существует красивая легенда о гончаре Филимоне. Считается, что именно он и дал начало истории филимоновской игрушки.
В деревеньке Анастасова монастыря люди беднёхонько жили – земли здесь были мало плодородными, какой хлеб посеют, всё хилый урождался, потому что кругом глина была, да на диво всем разноцветная. Только в местных лесах грибов да ягод много было, да речка Упа люд местный рыбкой отменной баловала, на всех хватало. Тем и жили люди те.
Появился однажды в тех местах мужик беглый, Филимоном его кликали. Остерегались поначалу люди-то его, чужак все-таки. А он и взаправду странным оказался. Чудак – глину месить начал. Вымажется в ней – всей деревне на посмешище. Только из глины-то той он горшки делал, как потом оказалось, махотки разные и ещё безделушки, чтобы ребятишек тешить. А поделки-то его нужными оказались для воды, для молока и квасу разного. Работу свою он стал на ярмарку в Одоев носить. Всё нарасхват, да ещё просят: «Приноси», да «Приноси свистульки свои, мил человек». Люди ему за это деньги давали. Так на эти деньги Филимон хоромы себе новые справил.
Тут мужики местные стали к беглому похаживать да рукоделием его интересоваться. Вся деревня заразилась таким ремеслом – и стар и млад. Зажила деревня, прославилась в округе, особенно игрушками-свистульками. Только не из лёгких дело это оказалось. Ведь глина-то особая нужна, чтобы игрушки-то справить – синика называется.
Игрушечный промысел всегда считался исключительно женским промыслом, потому что более тяжелой работой, а это производство горшков и другой посуды, в Филимоново занимались мужчины. Керамическая посуда выполняла разнообразные функции – умывальные, кадушки для хранения молока, плошки для приготовления пищи, горшки для хранения соли, крупы, миски, сосуды для питья. Это все были глиняные изделия. Этим занимались мужчины. А женщины занимались игрушкой. Жители окрестных деревень прозвали их «свистулечницами», потому что игрушки делались со свистками.

Приложение № 2 Технология изготовления игрушки

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины - «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная и сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне того большого оврага, что разделяет две деревни, строили из кирпича печи, в которые плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Закрывали все сверху черепицей, обкладывали березовыми дровами и поджигали. По рассказам очевидцев, обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая добела раскаленные горшки и игрушки.

Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием - итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые мужики, бабы, ребятишки. Все ожидали чуда - появления преображенных огнем глиняных изделий. И это чудо возникало перед их восхищенными взорами в виде игрушечных коней, медведей, всадников, во время обжига поменявших свой естественный серо-синий цвет на нежно-белый с розовым или желтоватым отливом. Игрушки открывались во всей своей первозданной красоте: великолепная длинная шея с маленькой головкой плавно переходит в упругое, крепкое туловище зверя с высокими ножками и вздернутой вверх укрупненной задней частью с коротким хвостиком-свистком.

Но почему все-таки столь длинная шея у филимоновских зверушек? Дело в особых свойствах местной глины, которую за свой цвет прозвали "синикой". Глина эта удивительно пластична и податлива. Быстрыми движениями игрушечница сминает, вытягивает, сглаживает формы будущей свистульки. То из короткого толстого куса прямо на большом пальце формует юбку-колокол для барыни, а затем и всю ее фигурку ловко лепит из оставшегося сверху материала. То так изгибает жгут, что получается туловище животного, из которого вырастают четыре ножки и длинная шея с маленькой приплюснутой головкой на конце, а в полом утолщении задка острой палочкой-"пичужкой" протыкает две дырочки для свистка. Затем во время первоначальной просушки мастерица то и дело подправляет, удлиняет просевший и подсохший материал. Фигурки становятся от этого еще более изящными и легкими с виду.

Но красота и оригинальность не только в особых качествах местной глины, пластичность которой мастерицы прекрасно используют. Народные художники не просто видят в игрушке какого-то конкретного зверя или птицу, но пытаются через свои творения выразить особое отношение ко всему на свете. И в этом - глубокие традиции крестьянского искусства. Своим фантастическим обликом свистульки деревни Филимоново дают людям возможность увидеть повседневную жизнь в другом - праздничном и сказочном виде.

Приложение № 3 Роспись филимоновской игрушки и символы.

Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. До сих пор игрушечницы пользуются для росписи куриными и утиными перышками, "ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно",- говорят женщины. Поначалу краску разводили "на полном яйце", и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон - краски стали более прочными, но и яркими, даже несколько пронзительно-ядовитыми.

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись.
Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:
сначала накладывают желтые полосы и пятна;
потом их обводят красным;
затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.
Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным. В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.

Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.
В филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца. Знак воды – полосы в виде треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями.
В филимоновской росписи мастера по-своему показывают близость к природе. Они пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира

Приложение №4 Стихи о филимоновской игрушке.

Филимоновской игрушке

Ты родилась на свет давно,
никто не знает точно,
но дорога ты всё равно
и память держит прочно.

Быть может, старый Филимон,
идя сквозь лес широкий,
решил построить себе дом,
где был овраг глубокий.

Деревни строили тогда
в местечках неудобных
и где скрывались иногда
от войн междоусобных.

И вот построил он свой дом,
решил сложить и печку.
Пошёл в овраг, где видел он
ручей, бегущий в речку.

На берегу ручья нашёл
он то, что нужно было.
Нашёл он глину и пошёл
кусочек мня, как мыло.

И вдруг из этого куска,
что мял он неумело,
вдруг появилась голова,
потом рука и тело.

А рядом внук его бежал,
и он просил уж деда:
" Дед, я свирель свою сломал,
ты можешь что-то сделать?"

И дед ни слова не сказав,
проделал в глине дырку,
потом другую, послюнявив,
глядя на ту поделку.

И вот бежит, свистит внучок,
в что дед из глины сделал,
почти, как маленький сверчок,
что ночью дома бегал.

И получилась у него
забавнейшая штука:
"Хоть не свирель, а всё ж свистит",-
порадовал он внука.

И вот ту синюю "свирель",
что дед случайно сделал,
забрал с собою внук в постель,
к печи, что дед приделал.

А утром бабушка взяла
игрушку внука смело
и в печку жаркую клала,
чтоб крепче её сделать.

Тогда ведь делали горшки
и обжигали в печке,
чтоб были прочными они,
варить уху из речки.

Когда же внук свирель искал,
проснувшись лишь к обеду,
игрушку жаркую достал
и подал её деду.

Игрушка белая была,
и синь её пропала,
и стала крепкою она,
заливисто свистала.

Вот так игрушка и пошла
по всей Руси Великой,
и филимоновской она
явилась многоликой.

А ведь свистком пугали зло,
что век жило на свете,
не потому ль сейчас темно
в душе от злости этой?!

Давайте вместе посвистим,
назло всем тёмным силам,
и будет солнце на Руси,
а человек - счастливым!!!

Приложение № 5 Связь времен

В начале ХХ века производство филимоновской игрушки сократилось настолько, что оставалось лишь несколько мастериц (Карпова Антонина Ильинична, Дербенёва Анна Иосифовна, Масленникова Александра Федоровна), которые не бросали своего ремесла.
Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло. Но истинное возрождение традиции старинного промысла приходится на середину 80-х гг. ХХ века. В этот период, благодаря упорству и подвижничеству Николая Васильевича Денисова, в Одоевском районе была создана творческая группа, объединившая выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомков филимоновских мастериц: Елену Башкирову и Константина Кехаиди, Александра Стукова и Ирину Левитину, Аллу Гончарову, Владимира Першина и Елену Орлову.

Денисов
Николай Васильевич

Дербенева
Анна Иосифовна

Зайцева
Анна Гавриловна

Евдокимова
Елена Кузьминична

Лукьянова
Евдокия Ильинична

Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.
В 1960-70-х годах деревенские мастерицы стали членами Союза художников, а затем и Заслуженными художниками, в Филимонове была открыта мастерская по производству керамической игрушки, которая позже стала отделением Тульского творческо-производственного комбината. К сожалению это не спасало народную филимоновскую игрушку от забвения, когда волна первого большого интереса стала постепенно гаснуть. А мастерицы становились старше, подступали болезни, деревенская жизнь становилась все труднее, деревни попросту умирали, а вместе с ними уходило и крестьянское народное искусство.
В 1984 году началось постепенное возрождение филимоновской игрушки выпускниками Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомками филимоновских мастериц: Еленой Башкировой и Константином Кехаиди, Александрой Стуковой и Ириной Левитиной, Аллой Гончаровой, Владимиром Першиным и Еленой Орловой под руководством художника и искусствоведа Н.В. Денисова, но уже не в деревне, а в 14 км от нее, в соседнем Одоеве - поселке городского типа, а вернее сказать небольшом, но древнем городке.
Игрушка выжила и дошла до наших времен и вот сейчас её лепят в Одоеве совсем немного людей. «А дело-то это не столь грязное, сколь доброе, светлое и чистое, - говорит Елена Кехаиди. - Ведь помнить мы должны, да и другим сказывать, как предки наши жили, чем занимались, хобби, значит, какое у них было. Интересно же. Да и поучительно. Душа-то от этой работы чище становится, ведь от игрушки-то добром веет, душу она человеческую согревает».

Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик.
С 1998 года вблизи Филимонова проводится ставший с тех пор традиционным фестиваль народного творчества «Поляна», собирающий учащихся, студентов, художников и народных мастеров из разных уголков страны. Фестиваль «Поляна» выполняет важную роль в сохранении наших культурных традиций, сберегая знания народных промыслов, существовавшие, с незапамятных времен, на территории нашего многонационального государства.
Музей «Филимоновская игрушка» - единственный специализированный музей, посвященный одноименной игрушке.
Основу экспозиции составляют работы старых прославленных мастериц А.Г. Зайцевой, А.Г. Карповой, А.И. Дербенёвой, Е.И. Лукьяновой и Е.К. Евдокимовой, а также современных мастеров - В.Н. Масленниковой, Е.А. Орловой, В. Б. Першина, Р. В. Орлова, К. Н. и Е. И. Кехаиди и их сына Платона, М.Н. Марченковой, А.И. Гончаровой и ее дочери Анны, Г.В. Мишиной, И.Д. Бежиной, Е.М. Палевской.
В музее представлены редкие уникальные фото и архивные материалы о жизни и творчестве прежних и нынешних мастеров. Ну и конечно в музее можно увидеть процесс создания игрушки, а при желании и самому попробовать свои силы. Возьмите в руки комок мягкой синей глины и вы ощутите ее энергию. Прислушайтесь к ее внутреннему голосу и вдохните в нее жизнь, создав коня, уточку или петуха.
Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры. На ярмарках и фестивалях декоративно-прикладного искусства глиняная диковинка сейчас традиционный и желанный гость. По словам народного мастера России Елены Орловой: «Уникален этот промысел тем, что он никогда не прерывался. Он передается из поколения в поколение».

Филимоновская роспись – один из видов народного творчества родом из Тульской области, а именно из деревни Филимоново, где активно развивалось гончарное дело. Глина в этих местах очень пластичная и жирная. Изначально она черно-синего цвета, а после обжига становится белой или чуть розовой. Мастера делали посуду, мастерицы – игрушки-свистульки. Получившиеся глиняные изделия расписывали особым образом желтыми, красными и зелеными полосками.

Филимоновская игрушка отличается своими вытянутыми формами. Все животные – собаки, олени, козлики, петухи, лошади – имеют длинные шеи и тонкие ноги. Отличаются животные между собой только формой головы, рогами и ушами. Из людей основные персонажи – барыни, солдаты, всадники, редко изображали крестьянок. Люди тоже имеют непропорционально вытянутые формы. Почти все игрушки – свистульки. Свисток расположен у животных в хвосте, а у людей – в курице, которую они несут подмышкой.

До сих пор сохранились общества мастеров в Тульской области, которые промышляют игрушкой, придумывая новые сюжеты, но по-прежнему придерживаясь традиционной росписи.


Учимся технике

Этот мастер-класс будет интересен не только детям, но и взрослым, интересующимся историей и народным искусством. Освоить элементы росписи не составит труда. Для начала нужно разобраться, какие отличительные особенности имеет именно эта роспись.

Чтобы потренироваться в росписи, необходимо подготовить лист бумаги и желтую, зеленую и красную краску (гуашь или акварель).

Эти цвета выбраны неспроста. Желтый цвет символизирует солнце, зеленый – возрождение жизни и молодость, а красный – символ земли и огня. Можно предположить, что мастера из Филимоново очень любили жизнь и радовались каждому дню. Именно поэтому игрушки получались такими яркими.

Дополнительными цветами являются фуксия и бирюзовый. Нередко можно увидеть барынь в малиновых кофтах или петушков с малиновыми гребнями, а всадников в бирюзовых шапках. Для росписи также понадобятся кисточки разной толщины, так как широкие полоски, как правило, чередуются с более тонкими.

Когда все будет подготовлено, можно приступать к работе. Для того чтобы понять принцип росписи, следует поэтапно выполнять следующие действия:

  1. Взять толстую кисть, окунуть в желтую краску и провести на бумаге несколько широких полос друг под другом через равное расстояние;
  1. С помощью тонкой кисточки малиновой, красной или зеленой краской сделать тонкие полосы по краям желтой (краски можно чередовать);
  1. Провести полосы посередине желтых и белых полос;
  1. Попробовать сделать и другие узоры, характерные для барских юбок: «веточки», штриховку, косые линии, «солнышко».

Главная особенность этой росписи – полосы желтого и белого цветов являются основными, они задают фон будущему рисунку, поэтому они должны быть достаточно широкие. Все остальные полоски разных цветов делаются тонкими и чередуются.

Кроме того, необходимо соблюдать толщину всех полосок и расстояние между ними, они не должны «сползать» или перекрывать друг друга полностью.

Также из бумаги можно вырезать шаблон игрушки, чтобы было интереснее и понятнее наносить роспись, особенно детям. Контурный рисунок традиционной игрушки из деревни Филимонова можно скачать и распечатать, перерисовать с монитора или использовать уже готовые раскраски.

Когда роспись на бумаге будет хорошо получаться и напоминать традиционную, можно приступать к росписи глиняной игрушки, например, лошадки. Опираясь на инструкцию и картинки ниже, раскрасить игрушку не составит труда.

Пожалуй, самое сложное – наносить ровные полоски по всему объему. Для этого нужно крепко придерживать игрушку и следить за ровными движениями кисти.

Для росписи понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • игрушка-свистулька в виде лошадки;
  • акриловая или гуашевая краска желтого, малинового и сине-зеленого цветов;
  • кисти разного размера;
  • вода в баночке;
  • тряпка для рук и кистей.

Как раскрашиваем:

  1. Широкой кистью делаем поперек туловища две-три желтые полосы через равные расстояния (должны остаться белые полосы примерно такой же ширины);

  1. На ножках делаем подобные полосы, а затем на шее;

  1. От поперечной полосы на туловище проводит полоски вдоль к хвосту;


  1. Меняем кисть на более тонкую и начинаем рисовать малиновые полоски рядом с желтыми по двум сторонам;


  1. Раскрашиваем мордочку и ушки;

Филимоновская игрушка - д.Филимонова, г.Одоев Одоевского района Тульской области.

Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками.

По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Для филимоновской игрушки и по сей день характерны удлиненные формы и мажорная, необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов. В деревне Филимоново изготовлением игрушек занимались в основном женщины. Мужчины здесь делали посуду: рядом находились залежи особенно пластичной глины. Приемы лепки и росписи передавались от бабушек внучкам. Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что "свистульки" были богатыми невестами.

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

Эта игрушка меньше всего изменилась за последнее время. Искусство филимоновских мастериц (а именно женщины со­здают ее) было и остается крестьянским. Богатые залежи жирной, словно масло, глины-синики как нельзя лучше под­ходили для лепки игрушек. Именно особенности глины при дали столь необычный вид фигуркам: у них вытянутые шеи, удлиненные пропорции. Дело в том, что жирная глина при сушке оседает и трескается, и мастеру приходится несколько раз ее поправлять, пока фигурка окончательно не просохнет. А поправляя, он ее невольно вытягивает - так и родился филимоновский стиль, который не спутаешь с другими.

У филимоновских игрушек мало деталей. У барыни - высокие юбки колоколом, с плавным пологим расширением книзу. Юбка кажется большой по отношению к верхней части туловища. Голова и шея почти одинаковой толщины, на ней шляпка или крестьянский головной убор - повойник.

Мужские фигурки (это чаще всего кавалеры или солдаты) - высокие, длинноногие, в характерных костюмах - мундире с погонами, шляпке с козырьком или полями, в сапогах с каблуком. Каблуки дают дополнительную опору фигурке. Под мышкой солдаты держат птиц.

В отличие от дымковских все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Но свисток никогда не делали в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц, которых давали в руки персонажу. Обожженная игрушка приобретает белый или чуть розоватый цвет. Роспись выполняется анилиновыми красителями, растертыми на яичном желтке или белке, куриным пером. Использовали три главные цвета - малиново-красный, желтый и зеленый. Иногда применяли синий или фиолетовый цвета. Каждому персонажу - свой цвет. Из-за того что роспись велась пером (вернее, верхней его час­тью, а все остальное очищалось), она кажется небрежной, неумелой, словно это детская работа.

Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг - это солнце, треугольник - земля, елочки и ростки - символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Игрушки из Филимонова жизнера­достны, в них сочетаются грубоватость и изящество, выразительность силуэта, юмор и добродушие.

Попробуйте пополнить коллекцию глиняных кукол барыней из Филимонова. Если не удается купить настоящую, попытайтесь сделать сами, глядя на рисунки и фотографии.

Тульская игрушка

Если их расставить на столе, то получится целая городская сценка. Одежда кукол напоминает городские платья середины XIX в. - с рядом оборок, лент, бантов, кружев. Зонтик крепился на металлический штырек, вделанный в тело фигурки. Размеры фигур достигают 28 см.

Роспись соответствовала характеру одежды и велась по побеленной игрушке тонким слоем, чтобы фон «светился» через красочный слой. Применялись нежные пастельные цвета - розовые, серые, зеленоватые, голубоватые, сиреневые.

В отличие от филимоновских игрушек (они все являются свистульками), тульские игрушки свистка не имели, за исключением игрушки «всадник». Эта скульптурная статуэтка больше предназначалась для украшения, нежели для игры, являлась единственной изысканной среди остальных глиняных игрушек, рассчитанная на любование и рассматривание.

Филимоновская игрушка - разновидность национальных художественных промыслов, которыми весьма богата наша страна. Ее родиной является Тульская область, Одоевский район. Деревня Филимоново, где в середине прошлого столетия несколько мастериц возродили традиции едва не утраченного ремесла, дала ему свое имя. Есть также легенда о беглом преступнике Филимоне, который скрывался в этих местах. Он-то якобы и научил односельчан лепить фигурки из глины.

Возникновение промысла

В этих краях начали делать в середине XIX века. Но слава о мастерстве местных гончаров распространилась задолго до этого. Еще в XVI веке белую глину, добываемую здесь, стали использовать для изготовления посуды. Промысел укоренился, появились целые династии, специализирующиеся на гончарном деле. Постепенно сложилось неписаное правило: посуду делали исключительно мужчины. А женщины взяли на себя лепку игрушек и положили начало

Особая форма филимоновской игрушки

Изделия одоевских мастериц славятся на всю страну своими тонкими, изящными формами. Но мало кто знает, что их внешний вид не случаен. Дело в том, что местная глина имеет очень жирную и мягкую текстуру. Во время сушки она начинает трескаться и деформироваться, поэтому мастеру приходится разглаживать и выравнивать фигурки мокрыми руками. От этого игрушки приобретают непропорциональные, вытянутые формы, что и делает их необычными и легкоузнаваемыми.

Филимоновская игрушка. Образы, сюжеты и роспись

Условно филимоновские игрушки можно разбить на четыре тематические группы. Их особенности представлены в таблице ниже.

Типы игрушек
Вид Состав группы Описание
Люди Барыни и кавалеры. У первых в руках птицы или дети, вторые изображаются верхом или с музыкальными инструментами. Фигуры монолитные, с малым количеством деталей, часто имеют конусообразную форму, снизу широкие (барыни - за счет пышной юбки, кавалеры - за счет грубых сапог), далее вытянутые и узкие. Голова составляет единое целое с шеей и украшена затейливым головным убором.
Животные Преимущественно домашний скот (лошади, коровы, бараны). Все животные имеют вытянутые фигуры и тонкую шею, переходящую в непропорционально маленькую голову. Отличить одного зверя от другого можно только по форме рогов: у коровы они торчат полумесяцами, у оленя ветвятся, а у барана - закручены в спираль.
Птицы Павлин, курица, утка, петух и т. д. Птицы, как и животные, отличаются удлиненной конусообразной шеей, заканчивающейся маленькой головой.
Композиции Свидание влюбленных, чаепитие, карусель и т. д. чаще всего изображают сценки из жизни обычных людей: свидание, семейное застолье, посиделки на лавочке, катание на лошадях. Но есть и символические композиции, например, Георгий со змеей, жизненное древо, карусель.

Почти все филимоновские игрушки являются свистульками. Исключение составляют петухи и индюки.

При обжиге местная глина «синька» дает красивый и ровный белый цвет, поэтому грунтовать фигурки перед нанесение узора не требуется.

Для росписи используются анилиновые краски, которые имеют яркие насыщенные цвета. Количество оттенков невелико: желтый, красный, зеленый. Тем не менее, изделия получаются очень пестрыми и веселыми.

Технология росписи филимоновской игрушки довольно проста. Краски наносятся последовательно и никогда не смешиваются. Каждый новый цвет используется только после высыхания предыдущего.

Традиционные узоры

Для разных используются разные элементы филимоновской росписи. У животных и птиц грудь обычно закрашивается одним цветом, чаще всего малиновым или зеленым. Затем по контуру наносится несложный орнамент, состоящий из разноцветных полос, капель, веточек. Головы также могут быть покрыты одним цветом или остаться белыми. Глаза намечаются схематично, могут и вовсе отсутствовать.

Фигуры людей одеты очень нарядно: дамы - в пышные яркие юбки, кавалеры - в пестрые штаны. Рубахи у тех и у других чаще всего однотонные, с орнаментом по периметру, изображающим украшенные вышивкой воротники и широкие пояса. Лица у них остаются белыми, глаза намечаются голубой краской, губы - красной или малиновой.

Символика филимоновских узоров

Особенностью филимоновской игрушки, как и любого другого русского промысла, является ее символичность. Орнаменты выглядят просто и бесхитростно. Однако узоры, которые используются в филимоновской росписи, подразумевают священные для славян образы солнца и дерева.

Круги с расходящимися в разные стороны лучами, а также кольцевые орнаменты с разноцветными треугольниками являются символами солнца, жизни и добра.

Схематично изображенные веточки, елочки обозначают преемственность поколений, неустанный рост.

Глубоко символичны и сами фигурки. Так, барыня ассоциируется с берегиней, хранительницей дома и домашнего очага, всадник изображает воина-защитника или же кормителя семьи - землепашца, птица - символ счастья, конь - богатства и т. д.

История развития промысла

XIX век - время большой популярности игрушек-свистулек и филимоновской росписи. был известен во всей России и за ее пределами. Но в начале XX века наступил период кризиса. Ремесло оказалось почти на грани исчезновения, осталось лишь несколько хранителей, которые не бросили свое дело.

В середине прошлого века интерес к искусству филимоновской росписи начал постепенно возвращаться, достигнув нового пика в 80-е годы. В это время усилиями нескольких энтузиастов была организована творческая группа, в состав которой вошли потомки хранителей ремесла и выпускники художественного училища из Абрамцево.

С начала 90-х годов в Одоевской школе искусств был открыт спецкурс «Филимоновская игрушка». Техника лепки, тайны росписи, символика филимоновских узоров - эти и другие темы освещают на своих занятиях муж и жена Кехаиди. Обучение длится 4 года. Выпускники получают звания мастеров.

В 2009 году состоялось открытие Музея филимоновской игрушки, где хранятся материалы о мастерицах прошлого, некоторые примеры их работ, а также лучшие образцы филимоновского промысла.

Изучение промысла на уроках ИЗО

Следует отметить, что занятия по филимоновской росписи проводятся во многих школах России. Ведь промысел имеет не только местное, но и общероссийское значение, демонстрируя богатство и разнообразие русской культуры.

Элементы росписи дети осваивают легко и с большим интересом. В ней нет узоров, сложных по технике исполнения. Обладая минимальным набором навыков и творческим воображением, можно создать необыкновенно живые и яркие рисунки.

Главное, что должен объяснить педагог, - это то, что роспись делается в несколько этапов:

  1. Сначала фигурку «желтят». Краска наносится на белый фон толстой кисточкой. Отдельные части игрушки можно полностью закрасить желтым, а можно покрыть широкими полосами и большими кругами. Это основа для всего последующего рисунка.
  2. Затем следует взять красную или малиновую краску и более тонкую кисточку. Наносится узор из линий. Широкие желтые полосы можно обвести по периметру, а круги украсить веточками или лучиками.
  3. Зеленый, голубой или бирюзовый цвет наносится в последнюю очередь. Для этого используется тонкая кисть. Узором из линий, точек, капель следует заполнить оставшееся свободным пространство.
  4. Стоит обратить внимание ребят на то, что у людей лица остаются белыми, а у животных могут быть закрашены любой краской. Глаза и рот изображаются схематично.

Этот промысел составляет часть культурного наследия нашей страны. Наряду с дымковскими, каргопольскими, богородскими, филимоновские игрушки отражают дух русского народа, особенности быта и верования славян. Не случайно иностранные туристы любят покупать их в качестве сувениров.