25.06.2019

Из чего делали краски в древней руси. Учебный проект «История краски. Окрашивание в фиолетовый цвет


Экология потребления. Лайфхак: Крашение известно человечеству с незапамятных времен, как считают археологии – не менее 30 тысяч лет. Химических заводов тогда, как вы понимаете, не было, но предки наши...

Крашение известно человечеству с незапамятных времен, как считают археологии – не менее 30 тысяч лет. Химических заводов тогда, как вы понимаете, не было, но предки наши были весьма изобретательны в подборе средств, позволяющих разнообразить цветовую палитру тканей и пряжи.

Арабские купцы, например, завезли из Индии краситель, который самим названием выдает происхождение – индиго. Его изготавливали из стеблей и листьев растений рода индигофера. Только представьте себе: для получения 3 кг продукции необходимо было переработать целый центнер растительного сырья! Кстати, басму и в наши дни производят из листьев индигоферы.

Весьма распространенным был ализарин, который добывали из корней марены ещё в древних Египте, Персии и Индии. Другим древнейшим красителем был пурпур. Тирийский пурпур добывали из улиток-багрянок, измельчая их с водой. Полученной смесью пропитывали ткань и высушивали на улице, в смысле – не в помещении. Только после этого материал приобретал пурпурную окраску.

Это был колоссальный труд, ведь всего-навсего на один грамм красителя надо было истолочь ни много ни мало – 10 тысяч хрупких созданий. Но в Венеции сырьем для местного пурпура был какие-то высушенные жучки (правда, венецианский пурпур ценился меньше).


Обзор мировой истории красителей текстиля можно было бы продолжить, но поскольку «это присказка, а сказка… сказка будет впереди», то давайте лучше остановимся на этом и перейдем к вопросу о том, что использовали для крашения русичи . Оказывается, они были очень хорошо осведомлены о возможностях, которые предоставляет для этого растительный мир, и с учетом этих возможностей получали разные цвета.

Желтый и коричневый

Задумав получить солнечную окраску, наши предки могли использовать более двух десятков растений. Некоторые из них применялись целиком: это бессмертник, вереск, манжетка, пупавка, череда. А в роду дроков, кустарников и полукустарников семейства бобовых, так и вовсе есть вид, который прямо так и называется – красильный.

С этой же целью применялись цветы и листья золотарника (именуемого также золотой розгой), прыгуна (тоже имеющего второе название – недотрога), трава серпухи. Только цветы брались, если речь шла о ястребинке зонтичной и, как ни странно, луговом васильке, а еще лядвенце рогатом. Кстати, в ход шли листья березы и чернотала (или верболоза).

О корневой системе растений рачительные хозяева тоже не забывали: здесь полезными оказывались щавель, ирис (он получил очень ласковое прозвание – касатик). А у орешника и дикой яблони в красительных целях брали кору. Иногда определенные части растений выбирались с учетом материала, который нужно было окрасить. Так, листья и стебли плауна (он же баранец), а также цветы сурепицы брались в расчет при работе с шерстью, а купальницу применяли только для холста.

Как желтый, так и коричневый тон можно получить на основе коры, листьев и ягод крушины ольховидной. Как отмечают специалисты, краситель из этого растения отличаются очень высокой устойчивостью к выцветанию.

Оранжевый и красный

Чтобы полотно «порыжело», народных способов было существенно меньше. Это могла обеспечить кора ольхи черной. А чтобы добиться нужного результата с помощью чистотела, к нему добавляли квасцы.

В красном диапазоне возможностей было побольше и, в основном, в качестве красителей использовались корни растений, в частности, сабельника (называемого также пятилистником и серебряком), гречишника (т.е. раковых шеек), подмаренника мягкого (это дерябка, косма-трава) подмаренника настоящего (речь идет о сычужнике – желтой кашке). Если материал был шерстяной, то пользовались корнями зверобоя четырехгранного. Но была и наземная часть травки, благодаря которой ткани «краснели»: это марь белая, а проще говоря – лебеда.

Голубой, синий и зеленый

Голубизну полотну придавали с помощью коры ясеня, а если требовалось окрасить шерсть, цветы василька или гречавки. Птичья гречиха (в народе зовется травкой-муравкой) способна окрашивать материал в синий цвет, при этом растение используется целиком, как и вайда, у которой еще несколько выразительных названий: синячник, синиль, синильник, да вдобавок еще и крутик. Этот самый вайда-крутик применялся в качестве красителя шерстяных материалов и весьма ценился в кустарном производстве ковров. Ягоды черники использовались для окрашивания льна в голубой цвет, а шерсти – в синий.

Кстати, только что упомянутая вайда-крутик применялась и для получения зеленого цвета. Впрочем, наряду с другими растениями. Так, в частности, стебли и листьями хорошо всем знакомой крапивы двудомной и вахты, т.е. трилистника, листья плауна булавидного, корни пижмы (дикой рябинки).

Черный

Для того чтобы добиться черного тона материала, использовались несколько растений. В их числе ягоды и корни воронца (воронка), коры таволги вязолистной, листьев и стеблей подбела, листьев толокнянки (по-другому – медвежьих ушек) и сока травы с забавным названием зюзик блестящий. У него целый ряд народных названий: водяная шандра, волчья нога (или лапа), дикий маточник, конопель лесной, крапива болотная, крапчатка, сердечная трава, чистец).

«Разноцветные способности» растений

По ходу рассказа уже вскользь упоминалось, что некоторые представители земной флоры способны при разных технологиях получать различные тона. И первое, что приходит на ум, это всем известная луковая шелуха и свекла. Но они вовсе не единственные в этой группе.

Так, используя цветы и листья яблони, либо ее кору с добавлением квасцов, можно добиться как красной, так и зеленой краски. Из цветов и листьев зверобоя обыкновенного ткань и при соответствующей обработке может стать либо красной, либо желтой. Плаун обоюдоострый (иначе: зеленка, собачка) способен «расцветить» полотно зеленью, желтизной и краснотой.

Ягоды ежевики способны придавать тканям малиновую и фиолетовую окраску, а кора дуба с добавлением ржавого железа – от темно-синей до черной. Если дикий калган дополнить тем же ржавым железом, либо квасцами, получится тот же эффект. Ольха белая и вовсе может окрасить материал в цвета от желтого до черного, если добавлять к ней то – опять же – проржавевшее железо, то… еловые шишки.

Завершая этот краткий обзор, хотелось бы высказать две мысли. Во-первых, порадоваться тому, как доброхозяйски использовали растительные дары наши предки, какой огромный труд они совершали, собирая, заготавливая и их и производя красители и как обширны и глубоки был накаливаемые веками знания о свойствах растений. Во-вторых, как велики возможности растительного царства и насколько мы должны быть ему благодарны! Конечно же, ручное и кустарное крашение сейчас используется редко, да ведь не в этом дело… Хочешь попробовать? опубликовано

В общем, краски можно определить, как совокупность веществ, предназначенных для изменения цвета предмета. В жизни человека краски встречаются на каждом шагу, будь то свой дом или дачный посёлок. Даже не задумываясь о том, мы видим результат «деятельности» краски везде: от живописных картин, написанных великими художниками, до крашеных фасадов домов и заборов. Любой из нас, немного задумавшись, может назвать больше десяти наименований красок, использующихся в разных сферах жизни.

Роль краски сложно переоценить. Без ярких цветов мир и предметы были бы очень скучными и унылыми. Недаром человек старается подражать природе, создавая чистые и сочные оттенки. Краски известны человечеству с первобытных времён.

Первобытные времена

Яркие минералы притягивали взор наших далёких предков.

Именно тогда человек догадался растирать такие вещества в порошок и, добавляя некоторые элементы, получать первые в истории краски. Цветная глина также шла в ход. Чем больше развивались люди, тем больше становилась потребность запечатлеть и передать свои знания. Сначала для этого использовались стены пещер и скал, а также самые примитивные краски. Считается, что самым древним из обнаруженных наскальных рисунков уже более 17 тысяч лет! При этом живопись доисторических людей довольно хорошо сохранилась.

В основном первые краски изготавливались из железистого природного минералы охры. Название имеет греческие корни.

Для светлых оттенков использовали чистое вещество, для получения более тёмных добавляли в смесь чёрный древесный уголь. Все твёрдые вещества растирались вручную между двумя плоскими камнями. Далее непосредственно краску замешивали на животных жирах. Такие краски хорошо ложились на камень и долго не высыхали из-за особенности взаимодействия жира с воздухом. Получаемое покрытие, как уже было сказано ранее, было очень прочным и стойким к разрушительным воздействиям окружающей среды и времени.

Для наскальной росписи использовалась преимущественно жёлтая охра. Красноватые оттенки оставляли для ритуальных рисунков на телах умерших жителей племени.

Предположительно, именно эти обряды дали современное название минералу красный железняк - гематит, с греческого языка переводимого как «кровь». Красный цвет придаёт минералу безводная окись железа.

Древний Египет

Шло время, и человечество открывало для себя новые виды и способы производства красок. Примерно пять тысяч лет назад появилась киноварь - ртутный минерал, придающей краске алый цвет. Наибольшую популярность киноварь завоевала у древних ассирийцев, китайцев, египтян, а также в древней Руси.

Египтяне на заре расцвета своей цивилизации открыли секрет изготовления пурпурной (фиолетово-красной) краски. Из особого вида улиток выделяли секрецию, которую потом добавляли в стандартный состав красящих веществ.

Для создания белой краски с древнейших времён люди использовали известь, которая является конечным продуктом сжигания известняковых минералов, устриц, мела и мрамора. Такая краска была одной из самых дешёвых и простых в изготовлении. Кроме того, белая известь может поспорить с охрой в вопросе древности рецепта.

Египетские гробницы и пирамиды фараонов перенесли из времён расцвета египетской цивилизации удивительно красивый и чистый оттенок - ляпис-лазурь, натуральный ультрамарин. Даже спустя несколько тысяч лет рисунки не потеряли своей яркости и не потускнели. Основным красящим пигментом в такой краске является порошок минерала под названием лазурит. В Древнем Египте лазурит был очень дорог. Чаще всего бесценную краску применяли для изображения священного символа египтян - жука-скарабея.

Надо сказать, что с древнейших времён методы производства краски не претерпели значительных изменений. Твёрдые вещества также перетирают в порошок, правда, используя при этом специальные установки. Вместо натуральных жиров сейчас используют полимерные вещества. А вот для получения тёмных оттенков всё так же применяют сажу, но уже очищенную современными способами.

Древний Китай

Китайской цивилизации принадлежит пальма первенства в создании бумаги. Здесь же, за Великой Китайской стеной, появились лёгкие акварельные краски. В их состав, помимо красящих веществ и масел, входят мёд, глицерин и сахар. Для создания картин из акварельных красок нужна подходящая основа. Холсты, древесина, камни и другие традиционные предметы, на которые наносятся краски, не могут быть использованы для этой цели: акварель не ляжет на них хорошо. Поэтому при рисовании акварельными красками применяют только бумагу. Это объясняет факт появления таких красок именно в Китае, который является прародителем бумажного производства.

Средние века

Средневековье подарило миру масляные краски. Их преимуществом стали большая стойкость и надёжность, а также сравнительно малое время высыхания. Основой для таких красок служат натуральные растительные масла: ореховое, маковое, льняное и другие.

Во времена Средневековья люди научились накладывать масляные краски именно тонкими слоями. Получившаяся картина приобретала за счёт этого глубину и объем. Улучшалась и цветопередача.

Однако далеко не все мастера средневековой живописи создавали свои краски на основе растительных жиров. Кто-то замешивал красящие вещества на яичном белке, кто-то - на казеине, являющимся одной из производных молока.

Из-за уникальных особенностей производства разных красок не обошлось без исторических казусов. «Тайная вечеря», созданная знаменитым средневековым мастером Леонардо да Винчи, начала разрушаться ещё при жизни художника. Это произошло потому, что масляные краски на основе растительных жиров были смешаны с красками на основе разведённого в воде яичного белка. Химическая реакция, возникшая при этом, помешала надёжности покрытия и сохранности картины.

Натуральные компоненты вкупе с ручным производством делали краски довольно дорогим материалом. Особенно это касалось натуральной ляпис-лазури. Минерал лазурит, используемый при изготовлении ультрамариновой краски, импортировали в Европу из стран Ближнего Востока. Минерал был очень редким и, соответственно, дорогим. Художники применяли ляпис-лазурь только тогда, когда заказчик произведения заранее оплачивал краски.

Новые открытия

Ситуация начала меняться в начале 18 века. Немецкий химик по фамилии Дисбах занимался улучшение качества красной краски. Но однажды учёный получил вместо ожидаемого алого цвета краску оттенка, очень близкого к ультрамариновому. Это открытие можно считать революцией в производстве красок.

Новую краску назвали «берлинской лазурью». Её стоимость была в разы ниже, нежели у натуральной ультрамариновой краски. Неудивительно, что берлинская лазурь быстро завоевала популярность у художников того времени.

Век спустя во Франции появилась «кобальтовая синька» - краска, получившаяся ещё более чистой и яркой, чем берлинская лазурь. По внешним качествам кобальтовая синька оказалась ещё ближе к натуральной ляпис-лазури.

Вершиной деятельности учёных и исследователей в этой области стало изобретение абсолютного аналога натуральному ультрамарину. Новая краска, которую получили во Франции почти четверть века спустя после кобальтовой синьки, получила название «французский ультрамарин». Теперь чистые синие цвета стали доступны всем художникам.

Однако существовало одно немаловажное обстоятельство, которое значительно понижало популярность искусственных красок. Компоненты, используемые в их составе, нередко были вредны или даже смертельно опасны для здоровья человека.

Как было выяснено в 70-х годах 19-го века, особенно большую угрозу представляла изумрудно-зелёная краска. В её состав входили уксус, мышьяк и окись меди - действительно, страшная смесь. Существует легенда, что на самом деле бывший император Наполеон Бонапарт умер, отравившись парами мышьяка. Ведь стены в его доме, находящемся на острове Святой Елены, где Бонапарт пребывал в ссылке, были покрыты именно зелёной краской.

Массовое производство

Как уже известно, краски использовались ещё пещерными людьми при создании наскальных рисунков. Однако массовое производство красок было начато менее двух веков назад. Раньше все краски изготовляли вручную: растирали в порошок минералы, смешивали их со связующими веществами. Такие краски не хранились долго. Уже спустя сутки они становились непригодными для использования.

На заре развития лакокрасочной промышленности в продаже были и готовые к непосредственному использованию краски, и сырьё для их ручного изготовления, так как многие люди придерживались консервативных взглядов и делали краски «по-старинке». Но с развитием промышленности и новых технологий готовые краски постепенно вытеснили ручное производство.

С развитием лакокрасочной промышленности краски становились всё лучше и безопаснее для использования.

Многие вредные вещества - например, мышьяк и свинец, входившие в состав киновари и красного сурика соответственно - были заменены на менее опасные синтетические компоненты.

Неорганические вещества придают краске устойчивость к разрушению, а также помогают сохранить яркость цвета за счёт постоянного состава, что немаловажно при производстве краски в промышленных масштабах.

Однако в последнее время возвращается спрос на натуральные краски. Скорее всего, это связано с их экологичностью и безопасностью благодаря входящим в состав природным компонентам. Переход на экологически чистые технологии обусловлен общей экологической ситуацией на планете.

Так часто, разглядывая картины гениальных художников, у многих начинают «чесаться руки». Хочется самому создать гениальный шедевр живописи, пусть и в масштабе своей семьи. Душа требует красоты, а руки - холста и кисти.

Синие красители

Тирийский (античный) пурпур - красновато-фиолетовый краситель, источником получения которого служили средиземноморские моллюски Murexbandaris. Пурпур использовали для крашеная шелка, шерсти, а также льняных тканей. Окраска пурпуром отличается необыкновенной прочностью. Красильщики измельчали тела улиток, размешивая с водой, и полученным раствором пропитывали ткань, которую развешивали на воздухе. Благодаря световой энергии (как выяснилось при современных исследованиях, аналогичное действие оказывает и соляная кислота) проявляется красный цвет пурпура (причем тот же эффект достигается и в инертном газе в отсутствие кислорода). Красный цвет образуется постепенно. Свежий желтоватый сок улитки приобретает зеленый, затем синий и, наконец, красный цвет, причем появляется запах чеснока. Кроме красного красителя в пурпуре содержится я синий (индиго), и именно смесь этих двух красителей дает пурпурный цвет. Из 12000 улиток можно было добыть чуть более 1 г красителя. Понятно, что это был самый дорогой краситель древности. У римлян пурпурные одежда носили только самые важные сановники - purpurali.

Близ городов Тира и Сидона обнаружены залежи скорлупы пурпурных улиток, оставшихся от древних финикийских красилен.

Колонии пурпурных улиток были истреблены в ХIV веке. В средние века искусство крашения пурпуром было утрачено.

Интересно, что в Никарагуа и Коста-Рике аборигены красили ткани даже в начале XX века пурпуром, добываемым из улиток Purpura petula и Purpula lapillus.

Химический аналог пурпура древности - 6, 6-даброминдиго -был получен синтетическим путем, однако он не дал окраски ожидаемой красоты и прочности, которая присуща натуральному красителю.

Индиго - самое древнее и самое денное красящее вещество; название его происходит от латинского слова indicus, что значит индийский. Растений, из которых можно получить индиго, до-вольно много; они принадлежат к различным ботаническим семействам. Важнейшим среди них является индигоноска красильная (Indigo£erа teinctcria). Будучи родом из Индии, индигоноска культивировалась во всех жарких странах Африки и Центральной Америки. В центральной Европе издавна возделывалась вайда (Isatis tinctoria) - двухлетнее растение из семейства крестоцветных, в котором также содержится индиго. Значительно меньшее количество индиго содержится в гречихе красильней (Polygonum tinotorium) Тем не мeнее и ее до начала XX века охотно применяли красильщика Манжурии и Китая. Во всех этих растениях содержатся особый глюкозид индикан, распадающийся при брожении на глюкозу и индоксил; последний кислородом воздуха окисляется в синее индиго, или индиготин.

В Европу индиго проникло не ранее XVI века, а в промышленную практику у французских красильщиков вошло только около середины ХVIII века. Из—за суеверных предрассудков, а также во избежание уничтожения вайды, которая возделывалась в Англии, Франции и Германии, правительствами этих стран было запрещено употреблять индиго даже под страхом смерти. Запрет на индиго, называемое "кормом дьявола", существовал в Германии с 1577 года в течение двух столетий, а во Франции с 1609 по 1733 год.

В России в XIX веке также делались попытки культивирования индиго в Закавказье (в Батумском округе), которые дали вполне удовлетворительныерезультаты.

Способ добывания натурального индиго состоял в том, что свежие листья индигоносных растений загружали в ямы я замачивала водой. Экстрагируемые вещества аз листьев сбраживались в течение нескольких часов, в результате чего в растворе наряду с другими веществами образовывался индоксил. Последний при взбивании раствора лопатами окислялся под действием кислорода воздуха в индиго, которое в виде хлопьев синего цвета оседало на дне. Осадок отжимали и разрезала на куски. Содержание индиго (индиготина) в про— далеких кусках колебалось от 10 до 90%в зависимости от вида растения и места его произрастания. Подученный краситель содержал индиготин, а также ряд примесей: коричневое индиго, индорубин, смолы, жиры, индиговый клей, минеральные вещества.

Из вайды индиго не извлекали, а использовали для крашения непосредственно листья и другие части растения.

Индиго нерастворимо в воде, но легко восстанавливается в лейкоиндиго (белое индиго), которое растворяется в водных растворах щелочей и снова способно окислиться до индиго. На этом основан процесс крашения индиго, заключающийся в тон, что ткань пропитывают щелочным раствором лейкоиндиго и затем подвергают окислению на воздухе. Ткань приобретает синюю окраску. Щелочные растворы лейкоиндиго получили название кубов , а сам процесс крашения индиго - название кубового . Индиго применялось для окрашивания хлопка, льна, шерсти и шелка в синий цвет.

Лучшим сортом считалось бенгальское индиго, содержащее до 85% индиготина.

Интересна история установления строения индиго и попыток открыть технические методы его искусственного получения. Синтезировать индиго удалось в 1883 г. немецкому химику Байеру после непрерывной 18-летней исследовательской работы.

Появление в конце XIX века на рынке синтетического, индиго, более дешевого и более чистого, значительно сократило применение натурального красителя.

Индиго относятся к числу сравнительно прочных красителей: недостатком его является низкая прочность к трению и воздействий хлора.

Вайда - краситель синего цвета, употреблялся в Европе до начала ввоза индиго. В диком состоянии растение вайда встречается в центральной Европе, на Кавказе и Малой Азии. В древности этот краситель имел большое значение и широко использовался в иконописи, для стенной живописи, миниатюрной книжной живописи, окрашивания тканей и пряжи. В России вайда именовалась крутиком, синильником, шарником, фарбовником и т. д. При Петре I эти растения вывозили за границу через Архангельск.

Вайда культивировалась во многих странах, сбор листьев производили 2 раза в год: весной и осенью. Листья измельчали с небольшим количеством воды в однообразное тесто и оставляли его бродить в высоких горшках в течение 15 дней, после чего формовала из него шары и высушивали. Эти шары темно-сине-зеленого или желто-зеленого цвета при растирании с водой давали раствор, окрашивающий ткани в синий цвет. Лучшие сорта красителя готовили на иге Франции, они были, известны под названием "пастель". В вайде содержится всего от 0, 2 до 20% индиготина, т. е. 100 кг вайда. имеют ту же красящую способность, что и 2 кг бенгальского индиго "среднего достоинства".

Кампеш - синее дерево (Hematoxylum compechianum), распространен в Южной и Центральной Америке. В Европу впервые привезен испанцами; в Россию ввозился через Ригу и Петербург. Высота дерева кампеш достигает 12-16 м. Для крашения использовали толченою древесину, подвергшуюся ферментизации для выделения гематоксилина к окисления последнего на воздухе в красящее вещество гематеин.

Кампеш употребляли для получения на шелке, шерсти и хлопке серых и черных оттенков. Как синий краситель применяли только как подцветку в смеси с другими красителями. Для крашения хлопка в серый и черный цвета использовали железные и хромовые соли (вплоть до XX в.). Однако выкраски по шелку оказались нестойкими по всем показателям. Значительно прочнее были хромовые "лаки", которые обычно и получали, особенно при крашении шерсти и шелка.

Берлинская лазурь - первый искусственный краситель, открытый случайно в 1704 году. Берлинская лазурь - ферроцианид железа - обладает высокой дисперсностью, что обеспечивает ей. высокую проникающую способность и глубокое ровное окрашивание. Цвета, даваемые берлинской лазурью, отличаются повышенной яркостью, насыщенностью и некоторой резкостью. С желтыми красителями получаются сочные оттенки зеленого цвета.

Краситель достаточно светостойкий, но непрочный к мокрым обработкам. Под действием щелочи разлагается с совершенной потерей цвета.

Как синий краситель очень широко использовался в Европе в XVIII - первой половине XIX веха в живописи и для окрашивания тканей. В России этим красителем окрашивали в зеленый цвет шелк для знамен.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №88 Г.ТЮМЕНИ

Безопасная живопись

Россия, Тюменская область, г.Тюмень,

МАОУ СОШ №88, 9 класс

Научный руководитель:

Исакова Людмила Георгиевна,

учитель химии

МАОУ СОШ №88 г.Тюмени

г. Тюмень, 2016


Введение . ..3

История возникновения красок ………………………………………………….4

Изготовление красок разных цветов в древности. 4

Современные краски. 6

Химический состав и его влияние на организм человека. 6

Состав красок без химически-опасных элементов. 9

Создание продукта . 11

Вывод . 12

Список используемой литературы .. 14

Приложения . 14


Введение

В современном мире мы сталкиваемся с живописью каждый день, а для многих детей и подростков живопись является основным увлечением. Часто пользуясь красками, я задалась вопросом их безвредности, а также из каких веществ делают современные краски, актуальны ли древние методы изготовления красок и можно ли сэкономить на покупках красок и сделать их самому. Этим и обусловлен выбор темы проекта - «Безопасная живопись »

Исходя из актуальности и практической значимости темы, можно сформулировать цель данной работы: изучить химический состав современных красок. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить историю создания красок и их химический состав в древности

Изучить состав современных красок

Обобщить собранный материал и определить безвредность современных красок

Собрать информацию о способах изготовления химически-безопасных красок

Изготовить продукт

Процесс создания проекта можно разделить на несколько этапов:

Изучение химического состава разных видов современных красок, определение их влияния на организм человека

Практический этап, включающий подготовку материалов и непосредственно изготовление красок


1. История возникновения красок

Изготовление красок разных цветов в древности

Растительные краски с древности применялись человеком для украшения оружия, одежды и жилища. Сначала это были соки ярких лепестков, листьев, плодов растений. Затем люди научились изготавливать специальные краски из растений. При раскопках египетских пирамид найдены ткани синего цвета, окрашенные индиго (краситель из листьев растения индигофера). В Древней Руси синюю краску добывали из корня горца красильного, желтую - из корней щавеля конского, вишневую - из лишайника степной золотянки, а с помощью ежевики и черники окрашивали ткани в фиолетовые тона. Из манжетки научились получать желтую, зеленую и черную краски, из зверобоя - красную, желтую и оранжевую. Особенно широкую цветовую палитру давала марена красильная. Знаменитые яркостью красок и многоцветием дагестанские ковры ткались из шерсти, окрашенной веществом, которое получали из этого растения.

Желтые краски

Наиболее древним пигментом, известным доисторическим «живописцам» - авторам пещерных росписей, была желтая натуральная земля, называемая греками охрой. Желтые охры - природные земляные краски, представляющие продукт выветривания железной руды и полевого шпата. Месторождения охр встречаются повсеместно. В классическую эпоху охры добывали в разных местах.

Красные краски

С доисторических времен, подобно охрам, известны в живописи красные земли. Красные земли, или красные охры, - натуральные красные земли, представляющие собой преимущественно глины или минералы, окрашенные безводной окисью железа, продукта выветривания красного железняка, разнообразные по цвету: от светлого теплого красного (английская красная) до холодных фиолетовых (капут-мортум) и желтовато-розовых (розовая поцуольская земля).

Красные земли в живописи известны давно. Они применялись в стенных росписях многих пещер эпохи палеолита.

Красный пигмент милтос, который, скорее всего, относится к группе красных железосодержащих и глинистых пигментов, называл Теофраст, различая три его разновидности: очень красный, светлый и средний между ними.

Белые краски

Известь, обобщённое название продуктов обжига - известняков, мела, мрамора, устричных раковин и пр. Известь, как материал живописи, была известна за 25 -15 тыс. лет до н.э.. Известковые белила являлись основной белой краской в египетских фресках эпохи Древнего царства за 3-2 тыс. лет до н.э.. Они применялись в античной стенной живописи древнеэтрусских гробниц.

Свинцовые белила, белая свинцовая краска, относящаяся к наиболее древним. Впервые о них упоминает древнегреческий естествоиспытатель Теофраст (372-287 до н.э.). За свой долгий путь использования в живописи эта краска имела множество названий: у древних греков - psimithium, псимигион, псимитий, псимитиум. У римлян: Ceruse, cerosium, церусса.

Синие краски

Ляпис-лазурь, лазурит или ультрамарин натуральный.Ляпис-лазурь или ультрамарин натуральный принадлежит к древнейшим краскам, применяемым в живописи. Получали пигмент, для краски тонко размалывая минерал лазурит. Лазурит может иметь цвет от ярко-синего до пурпурного и содержать вкрапления пирита, который выглядит как золото. В Древнем Египте лазурит ценился наравне с золотом:, так как он был редким камнем. Напоминая своим видом усыпанный звёздами небосвод, он считался священным камнем жрецов и фараонов. Жрецы-судьи носили амулет на шее из ляпис-лазури с надписью «истина». Синий цвет ляпис-лазури как бы указывает на его небесное происхождение (синий цвет, так же как и золото, считался божественным, символизирующим, прежде всего, бога Амона).

Современные краски


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03