23.09.2019

Т–058. Техника быстрого лечения фобий. Быстрое лечение фобий


Образ можно "разбить", если лишить его большей части логичных связей. Например, мы легко узнаем знакомую мелодию, даже если человек будет фальшивить и извращать слова, менять тональности. Но если прокрутить ее - даже в оригинале - задом наперед, узнают мелодию единицы: образ разбит, разрушены важные связи.

Как это можно использовать? Если окажется, что тот страх, который испытывает сейчас человек, связан, например, с картинкой, образом, злого отца (из детства), который топает, кричит и буянит - ее можно разбить, просто предложив ее рассматривать детально. "А красные ли были глаза? А нос раздувался? А брызги летели? А руками махал? Вот так? Покажи - как. " - таким образом лишая связей образ, разбивая его на кусочки, которые можно потом сложить по-другому. Поразительно, но накал страха спадает на глазах. Образ страшный рушится, и все - чудо, - он его не боится, начинает смеяться. Удивляется - чего вообще он так пугался? И уже на следующей встрече говорит: "Это чудо. Я не боюсь крика".

Типовая методика

1. Вспомните, когда в последний раз вы перепугались или о том, что случилось, когда у вас появилась .

2. Закройте глаза и представьте себе, что вы сидите посредине кинотеатра и видите черно-белый слайд со своим изображением на экране. Мысленно поднимитесь в будку кинооператора, откуда Вы сможете увидеть себя сидящим в кресле в зале и наблюдающим за черно-белым изображением на экране. Потренируйтесь в своем воображении оказываться в каждом из этих трех мест.

3. Организуйте для себя просмотр черно-белого "фильма". Сейчас вы как бы находитесь в будке кинооператора и смотрите и слушаете черно-белый фильм о себе самом, описывающий самый первый или самый неприятный случай, когда вы испытали эту фобию. Просмотрите и прослушайте этот фильм целиком, начиная с того момента, который предшествовал этому неприятному событию, и до самого конца, когда все снова стало хорошо. Смотрите и слушайте, как наблюдатель со стороны, как вы более молодым проходите через психотравму - так, как будто это случилось с кем-то другим. Когда вы дойдете до того момента, когда все снова станет хорошо, остановите фильм, но оставьте глаза открытыми.

4. Создайте просмотр фильма в обратном порядке. Теперь войдите ("впрыгните") в последний кадр фильма, который вы только что остановили, и очень быстро просмотрите его в обратном направлении в цвете: в течение 2 секунд и до момента начала неприятных событий. Сделайте описанное в п. 3 и 4 несколько раз.

5. Проверка и подстройка к будущему. Попробуйте снова вызвать состояние фобии, задавшись, например, вопросом, что бы случилось, если бы вы оказались в той ситуации сейчас? Если проблемная реакция все же сохранилась, повторите процедуру, делая ее каждый раз все быстрее, пока ничего не останется от фобической реакции.

Страх порождается картинкой страшного, но разум не различает представляемых событий от реальных. После того, как вы в воображении преодолеете страх много раз, вам будет уже значительно легче справиться с этой ситуацией в действительности, ведь на подсознательном уровне уже закрепилась модель событий, когда вы выполняете это действие. Метод самовнушения очень силен. Чтобы ни случилось, вы всегда можете его применить и будете иметь успех. Можно использовать и другие методы самовнушения, но они менее эффективны против страха. Самый лучший - это визуализация. Вы заметите, что даже после однократной пятиминутной визуализации, вам будет уже значительно проще справиться со страхом.

Александр Любимов


В нашей жизни довольно много якорей на сильные состояния: страх, обида, любовь, ненависть, злость. И не все эти якоря нам нужны. Многие совсем наоборот. Так что хотелось бы иметь способ, как от этих сильных якорей избавляться. Вот техника «Быстрое лечение фобий» как раз эти самые сильные якоря и разрушает. Естественно, если это вам нужно.

Не смотря на название, эта техника

может разрушать якоря на любые сильные переживания: страх, злость, восторг, влюблённость, ненависть,

а не только фобии и страхи.

Ричард Бендлер как-то описывал, как придумал эту технику. В классической психотерапии если у вас есть психическое заболевание, вам нужно найти еще десяток - сотню таких же и изучить. Но Бендлер учился у Милтона Эриксона, а тот предлагал действовать наоборот - найти тех, кто с таким заболеванием справился самостоятельно и выяснить, как они это сделали. Вот Бендлер как раз и нашёл пару таких умельцев, справившихся с собственной фобией, смоделировал их и оп-па - у нас есть техника «Быстрое лечение фобий».

Немного о фобиях

Фобия: труднопреодолимый навязчивый страх.

Страх и фобия

Фобическая реакция - пример "мгновенного" научения. Её можно описать как быстрое создание устойчивого якоря: укусила собака - напугался - теперь пугаюсь постоянно.

То есть за фобией обычно стоит конкретное переживание.

Страх же больше похож на постепенное обучение. Сначала человек учиться бояться немного (началом может послужить даже не конкретная ситуация, а "предположение" о такой ситуации), потом сильнее и сильнее. В конце он может получить вполне интенсивное переживание. В процессе образования страха обычно большую роль играет внутренний диалог (Ад).

Например, человек шёл вечером домой и сказал себе (Ад): "Вот я сейчас иду по тёмной улице, а на меня ведь могут напасть". Потом он начал представлять себе, как это может произойти (В К + А К). И с каждым разом, когда он проходил по тёмной улице, страх становился сильнее. В какой-то момент человек начал бояться тёмных улиц и ходил только по освещённым. Потом вообще тёмных мест. Потом начал бояться спать в темноте. И т.д.

А началось всё с вполне вроде бы безобидной мысли. Но люди существа творческие и могут испортить себе жизнь очень большим количеством способов.

Названия для фобий

Для многих страхов и фобий придуманы красивые научные названия:

агорафобия - страх открытого пространства;

акнефобия - страх перед появлением на коже угрей;

апейрофобия - страх перед бесконечностью;

арахнофобия - страх перед пауками;

бромгидрофобия - боязнь, что окружающие могут заметить дурной запах;

винофобия - навязчивый страх употреблять вино;

гидрофобия - боязнь воды;

гленофобия - боязнь взгляда куклы;

интимофобия - страх перед выключением осветительных приборов;

канцерофобия - страх заболеть раком;

кейрофобия - навязчивый страх у парикмахеров, боязнь порезать клиента;

клаустрофобия - страх закрытых помещений;

ксенофобия - страх незнакомого;

мизофобия - боязнь загрязнения;

микрофобия - страх маленьких предметов;

никтофобия - страх темноты;

тениофобия - боязнь заразиться глистами;

теофобия - боязнь бога, божьей кары, божьего вмешательства в судьбу;

харпаксофобия - боязнь разбойников;

хипенгиофобия - боязнь ответственности;

фотофобия - страх света;

эрейтофобия - страх покраснеть;

эйхофобия - боязнь произносить или выслушивать добрые пожелания.

Если вы немного знаете латыни или древнегреческий, вы тоже можете потренироваться.

Для выполнения техники «Быстрое лечение фобий» нужен один полезный навык: многомерная диссоциация . Я его уже описывал, но могу ещё раз повторить. Мы можем наблюдать за собой - видеть себя в ситуации со стороны - это одномерная диссоциация. А можем наблюдать за собой, наблюдающим за собой - это уже двойная диссоциация. А можем наблюдать за собой, наблюдающим за собой, наблюдающим за собой - это уже тройная диссоциация.

Это всё конечно кажется извращением ума,

но при каждом следующем уровне диссоциации, степень вовлечённость в ситуацию уменьшается.

Так что если вам нужно уменьшить переживания от события, но при этом каким-то образом вспомнить о нём - двух-трёхмерная диссоциация может быть весьма полезной.

Анекдот в тему. Объявление в публичном доме:
«Женщина - 100$. Подглядывание - 200$. Подглядывание за подглядывающим - 400$.”

По шагам

Для выполнения техники вам нужно будет сделать несколько вещей: поставить себе сильный положительный якорь, сделать фильм про объект состояния и научиться его быстро проматывать вперёд и назад, ассоциироваться в этот фильм и пройти ситуацию изнутри задом-наперёд. То есть нужны навыки:

  • умение многомерной диссоциации и диссоциированного просмотр событий задом на перёд;
  • ассоциированное проживание события в обратном порядке;
  • быстрая ассоциация в визуальный образ и быстрая диссоциация из него.

А теперь подробнее.

0. С чем работаем

Определите, якорь на какое состояние вы хотите разрушить - я его буду обозначать Я - .

При этом помните, что разрушается только якорь, состояния как были, так и остаются - то есть, если разрушить якорь на ненависть, то исчезнет ненависть к конкретному «объекту», но способность испытывать ненависть никуда не денется.

С собой можно работать с якорями практически на любые сильные состояния, как положительные, так и отрицательные: влюблённость, злость, восхищение, восторг, злость, ненависть. А вот если у вас что-нибудь «парализующее» - фобия, сильный страх, ужас - то тут уже потребуется оператор.

1. Создание мощного ресурсного якоря

Поставьте себе якорь на сильное положительное состояние или состояния: счастье, радость, спокойствие… Можно использовать набор состояний из «Круга совершенства». Главное условие: якорь должен быть кинестетический - сжатие кулака, прикосновение к бедру, соединение пальцев. Здесь он будет обозначен как Я + .

2. Диссоциация

На этом этапе вам нужно создать диссоциированный фильм об объекте, вызывающем состояние. Напоминаю, что диссоциированный - это такой, в котором вы видите себя со стороны.

а) 1-я ступень

Вспомните два события - одно до «включения» Я - , когда ещё всё хорошо, - и другое - после «выключения» Я - , когда уже всё хорошо. Например, если вы на кого-то злитесь, то первое событие - когда вы ещё не злитесь , второе - когда вы уже не злитесь. Сделайте фотографии этих событий - чёрно-белую первого и цветную второго, будем их называть слайд №1 и слайд №2.

б) 2-я ступень

Представьте, что вы сидите перед телевизором, по которому будут показывать фильм про вас. А теперь шагните ещё назад - и вы видите себя, сидящем перед телевизором, по которому показывают фильм про вас. И у вас в руках пульт от видеомагнитофона, в который вставлена кассета с записью этой ситуации - и вы можете ускорить её, замедлить, остановить или вообще выключить.

Можно взять любую другую метафору управления просмотром фильма - вы киномеханик в будке, вы смотрите фильм на экране и у вас пульт управления от проектора и т.д.

3. Быстрый просмотр черно-белого фильма

Запустите положительный ресурсный якорь Я +

Теперь можно собрать и весь фильм - начинаться он будет с чёрно-белой фотографии первой ситуации, слайда № 1,

потом чёрно-белый фильм про ситуацию с объектом, вызывающим нежелательное состояние Я - ,

последний кадр - цветная фотография второй ситуации, слайд № 2.

Весь фильм черно-белый, за исключением слайда №2 - он цветной!

Находясь во 2-й ступени диссоциации просмотрите черно-белый фильм, удерживая якорь Я + , начинающийся со слайда №1 и заканчивающийся слайдом №2. Просмотрите фильм несколько раз, с каждым разом увеличивая скорость просмотра. Повторяйте просмотр до тех пор, пока не научитесь делать его очень быстро.

1. Запустите положительный ресурсный якорь Я + и удерживайте его во время просмотра фильма.

2. Находясь во 2-й ступени диссоциации очень быстро просмотрите черно-белый фильм , от чёрно-белого слайда № 1 до цветного слайда №2.

3. После чего ассоциируйтесь с цветным слайдом №2 - то есть «войдите» в него.

4. После ассоциации со слайдом №2, быстро ассоциированно проживите все события задом на перёд от слайда №2 до черно-белого слайда №1 .

5. Дойдя до слайда №1 вернитесь обратно во 2-ю ступень диссоциации .

6. После этого погасите экран .

Порядок просмотра:

Диссоциация

Быстрая диссоциация
Экран гасится

Пройдите этот процесс несколько раз, пока не получится достаточно быстро.

5. Проверка работоспособности

Вспомните объект, раньше вызывавший нежелательное состояние и откалибруйте собственную реакцию. Сделайте, по возможности, поведенческую проверку. Если не сработало - вернитесь на первый шаг и пройдите процесс заново, при этом проверьте, что:

  • Проверьте Я + - якорь должен быть достаточно «мощным» и его нужно удерживать во время каждого просмотра фильма.
  • Прокрутка фильма должна быть максимально быстрой.
  • Во время диссоциированного просмотра фильма вы находитесь во 2-й ступени диссоциации - видите себя, сидящего перед телевизором и смотрящего фильм про себя.
  • Перепроживание ситуации должно быть ассоциированным, очень быстрым и задом-наперёд.

6. Подстройка к будущему

Представьте себе возможную встречу в будущем с объектом нежелательного. Найдите точную сенсорной информацию о "критериях осторожности" : как вы будете понимать, что ситуация безопасна, а когда стоит быть осторожным и аккуратным.

Демонстрация работы с негативными эмоциями

При работе с собой просто придётся регулярно переходить из состояния «Клиент» в состояние «Оператор». Этот вариант годится для работы с сильными эмоциями, вроде обиды, злости, влюблённости, раздражения и т.д.

Тренер: - С чем будем работать?

Клиент: - Злюсь.

Т: - На кого или что ты злишься?

К: - На себя я злюсь.

Т: - На себя вообще или на себя в какой-то ситуации?

К: - Была ситуации, где я мог бы поступить по другому. Но не поступил. И из-за этого до сих пор на себя злюсь.

Т: - Давно это было?

К: - Несколько лет назад.

Т: - И до сих пор злишься?

К: - Да.

Т: - А как ты узнаёшь, что пора вспомнить об этой ситуации.

К: - Когда попадаю в похожую ситуацию - вспоминаю, вот я как-то облажался.

Т: - Как ты думаешь - зачем ты злишься на себя, какой в этом смысл?

К: - Может быть это и имело смысл в том, чтобы в другой раз по-другому поступить. Но я вроде как всё понял и действую нормально, а злость не уходит.

Т: - А если злиться перестанешь - это тебе никак не повредит?

К: - Я уже думал - нет, не повредит.

Т: - Хорошо. То есть ты готов прямо сейчас от этого избавиться?

К: - Да. Готов.

Т: - Отлично. Тогда для начала нужно, чтобы ты установил себе мощный положительный якорь. Какие состояния подошли бы для изменения оценки этой ситуации?

К: - Спокойствие, уверенность, радость.

Т: - Что бы ты предпочёл использовать как триггер для якоря?

К: - Якорь должен быть кинестетическим?

Т: - Да, только кинестетическим.

К: - Тогда пусть будет сжатие левой руки в кулак.

Т: - Замечательно. Теперь сделай следующее - вызываешь состояние спокойствия, доводишь до максимума, ставишь якорь. Аналогично с радостью и уверенностью. потом проверь насколько хорошо это всё работает.

К: - Сделал.

Т: - Отлично. Этот якорь нам будет нужен в дальнейшем. Теперь выбери две ситуации - одна, до того, как ты начинаешь на себя злиться и ещё чувствуешь себя хорошо, вторая - после того, как злиться закончил, и уже чувствуешь себя хорошо.

К: - Это события, которые были до и после ситуации, на которую я злюсь?

Т: - Нет, это события которые были до и после того, как ты вспоминаешь ситуацию, на которую злишься.

К: - Да, вспомнил.

Т: - Теперь сделай фотографии первой и второй ситуаций. Фотографию первой ситуации сделай чёрно-белой, второй - цветной. И давай так, чтобы не путаться будем называть их слайд один - это фотография первой ситуации, - и слайд два. И - важно - на этих ситуациях ты видишь себя со стороны.

К: - Да. Сделал.

Т: - Хорошо. Представь, что ты сидишь перед телевизором, на котором тебе демонстрируют последовательно эти слайды.

К: - Представил.

Т: - А теперь представь, что ты стоишь у себя за спиной - то есть видишь себя сидящим перед телевизором - и у тебя в руках пульт от видеомагнитофона, с которого идёт сигнал на телевизор. И ты можешь ускорить запись, остановить, выключить - то есть полностью ею управляешь. Попробуй.

К: - Да, я представил.

Т: - Запускай свой ресурсный якорь - сожми левую руку в кулак. И между первым и вторым слайдом вставь в запись фильм о ситуации, на которую ты злишься.

К: - Сделал.

Т: - Отлично. Теперь ты делаешь следующее: удерживая ресурсный якорь ты просматриваешь фильм, который состоит из первого чёрно-белого слайда номер один, фильма про проблемную ситуацию и заканчивается цветным слайдом номер два. После чего ты гасишь экран. Ты повторишь этот процесс несколько раз, с каждым разом делая его всё быстрее и быстрее, пока не получится сделать просмотр максимально быстрым.

К: - Фильм со звуком?

Т: - Немой. Но ты можешь на заднем плане пустить какую-нибудь весёлую музыку - знаешь, как в итальянских комедиях. Или в немых комедиях.

К: - Да, сделал.

Т: - Следующий шаг - ты просматриваешь быстро этот фильм, как сейчас просматривал, а потом прыгаешь в цветной слайд и ассоциированно проходишь фильм задом наперёд. Когда достигаешь слайда один - выпрыгиваешь обратно в позицию с пультом и гасишь экран. Повторяешь это, увеличивая скорость, пока не получится максимально быстро. Во время всего процесса удерживаешь ресурсный якорь.

К: - Звук там есть?

Т: - Если только музыка от итальянской комедии.

К: - Сделал.

Т: - Замечательно. Давай проверим, насколько хорошо сработало - вспомни ситуацию, в которой ты раньше на себя злился.

К: - Она и не вспоминается теперь. Что-то смутное и нейтральное.

Т: - То есть злости больше нет?

К: - По крайней мере я её не чувствую.

Т: - Отлично. Представь себя в трёх-четырёх ситуациях в будущем, когда ты раньше начинал вспоминать эту ситуацию. Что там изменилось.

К: - Что-то я её там больше не вспоминаю - просто действую нормально и всё.

Т: - Это то, что ты хотел?

К: - Да, вполне.

Т: - Спасибо

Демонстрация работы с фобиями и страхами

Тренер : - Кто хочет избавиться от страха? Желательно, чтобы это был достаточно сильный страх.

Клиент : - Я боюсь машин.

Т : - И давно это у тебя?

К : - Около года.

Т : - Оля, а насколько сильно ты их боишься?

К : - Я стараюсь на них не ездить.

Т : - А как же ты сюда добралась?

К : - На метро.

Т : - То есть ты боишься только ездить на легковых машинах?

К : - Не столько ездить - я к ним и подходить опасаюсь.

Т : - А автобусы, троллейбусы, трамваи?

К : - С ними всё нормально.

Т : - Грузовики?

К : - Тоже всё нормально.

Т : - И давно это у тебя?

К : - Около года.

Т : - Итак, правильно ли я понимаю ситуацию - ты боишься ездить и даже приближаться к легковым машинам. И ты хочешь это изменить?

К : - Да, я хочу это изменить.

Т : - А как ты их боишься? Ты вообще ими не пользуешься, или боишься только подходить?

К : - Я боюсь именно подойти к ним. [Тренер устанавливает К якорь Я - ]. Муж меня возит на машине, но сама я к ней не подхожу.

Т : - Хорошо. Посмотри вокруг. [Проверяет якорь Я - ]. Хорошо. Оля, для начала подумай о чём-то приятном. О чём-то действительно комфортном. Прочувствуй это максимально сильно. … [Ставит К якорь Я + ] Отлично! Вернись сюда, в эту комнату. [Проверяет якорь Я + ]. Что это было?

К : - Я бы назвала это комфортом.

Т : - Прежде чем ты научишься относиться к легковым машинам так, как они этого действительно заслуживают, мне бы хотелось узнать - что именно в них такого опасного? Чего стоит опасаться?

К : - Ну. Я … Они могут тебя сбить.

Т : - То есть ты опасаешься, что легковая машина может тебя сбить? Ты знаешь, я тоже этого опасаюсь. Правда это не мешает мне на них ездить.

К : - Я головой понимаю, что бояться так сильно их не стоит. Но я ничего не могу с собой сделать.

Т : - Ничего, сегодня ты разберёшься с отношением с легковыми автомашинами. Ты сможешь подобрать переживание, которое тебя вполне устроит. Но подумай, что ещё тебе даёт то, что ты избегаешь легковых машин? Что ты ещё от этого получаешь?

К : - Первое, что приходит в голову - я могу не обучаться водить машину. И не водить. Муж сам отвозит утром детей в школу. И меня подбрасывает к метро.

Т : - И что это такое для тебя - когда муж отвозит детей в школу и подбрасывает тебя к метро?

К : - Проявление внимания, забота. Да, проявление внимания.

Т : - Итак, ты получаешь проявление внимания со стороны мужа. А что ещё?

К : - Так как я стараюсь не ездить на машинах, я не попаду в трудную ситуацию. Ну, знаете, поймала машину. А тебя завезли не туда. Изнасиловали. Ну и так далее.

Т : - И что ты получаешь, от того, что не попадаешь в трудную ситуацию?

К : - Это понятно - безопасность.

Т : - Итак, своё опасение машин ты можешь использовать для получения внимания от мужа и для обеспечения собственной безопасности? Есть ещё что-то?

К : - Нет, это наверно всё.

Т : - А может тогда всё так и оставим - столько пользы?

К : - А можно пользу оставить, а страх убрать?

Т : - Хорошо, давай попробуем. Как я понимаю, ты хочешь не просто избавиться от страха, а научиться определять степень опасности конкретной ситуации?

К : - Да, наверно так. Когда я боюсь переходить дорогу с несущимися машинами или садиться в машину с парой здоровых мужиков - это имеет смысл. А если я опасаюсь переходить дорогу на зелёный свет, когда машины стоят - это просто глупо. Или садиться в машину с мужем.

Т : - Ну что же. Давай сначала избавимся от страха. А потом подберём те варианты поведения, которые тебя больше устроят в конкретных ситуациях.

Сначала нам нужно сделать небольшой фильм. Возьми ситуацию, когда ты последний раз боялась легковых машин.

К : - Когда сюда шла - я боялась переходить улицу.

Т : - Вспомни момент до перехода улицы, когда ещё всё хорошо.

К : - Да, я иду от метро.

Т : - Сделай фотоснимок: Оля идёт от метро. То есть, ты видишь себя со стороны. И пусть это будет чёрно-белый снимок.

К : - Да, я сделала. Такая чёрно-белая фотография.

Т : - Теперь подумай о ситуации, когда ты уже не боялась. И сделай цветную фотографию этого момента.

К : - Да. Вхожу в здание.

Т : - Замечательно. Следующее. Наверняка, у тебя есть видеомагнитофон.

К : - Да, есть.

Т : - Представь, что ты смотришь по телевизору кассету, которую воспроизводит видеомагнитофон. На кассете какой-то фильм про тебя.

К : - Да, представила.

Т : - А теперь представь, что ты наблюдаешь за собой, смотрящей фильм про себя. И в руках у тебя пульт управления видеомагнитофоном. Ты можешь остановить фильм, прокрутить его быстрее или медленнее, вперёд или назад.

К : - Я вижу себя, смотрящую фильм о себе?

Т : - Да, именно так.

К : - Да, представила.

Т : - Поэкспериментируй с пультом управления: ты можешь прокрутить фильм быстрее или медленнее, остановить его и даже выключить видеомагнитофон.

К : - Попробовала.

Т : - Сейчас ты посмотришь фильм о себе, как ты сегодня шла от метро сюда. Фильм будет чёрно-белый: начинается с кадра как ты выходишь из метро, потом переходишь улицу, потом входишь в здание. Последний кадр цветной. И самое главное, ты будешь просматривать этот фильм быстро. Я бы сказал очень быстро. Итак, ставь кассету. [Воспроизводит и удерживает Я + ]. Сейчас пойдёт ускоренный чёрно-белый фильм про то, как Оля идёт от метро. И ты наблюдаешь за собой, смотрящей этот фильм по телевизору. Готова?

К : - Да.

Т : - Запускай.

К : - Да, просмотрела.

Т : - [Снимает Я + ] Насколько комфортно тебе было смотреть?

К : - Достаточно. Но немного чувствовался страх.

Т : - А что помогло бы тебе чувствовать себя более комфортно? Плюс к этому состоянию [воспроизводит Я + ]

К : - Возможно, уверенность в себе. И спокойствие. Расслабленность.

Т : - Почувствуй себя максимально спокойной, на сколько только это можно. Ещё, ещё более спокойной. [Устанавливает Я + ]. Встряхнись, посмотри вокруг. Теперь почувствуй уверенность в себе. Просто гигантскую уверенность в себе. Колоссальную. [Устанавливает Я + ]. Хорошо, вернись сюда. И, расслабленность. Ты совершенно расслаблена. На сколько это вообще возможно. [Устанавливает Я + ]. Отлично. Давай посмотрим, что получилось. [Воспроизводит Я + ]. Как тебе это теперь?

К : - Ух. Хорошо.

Т : - Вернёмся к фильму. Просмотри его ещё несколько раз, с каждым разом увеличивая скорость. В конце ты его должна просмотреть очень быстро. Ты вышла из метро, вжик - и ты входишь в здание.

К : - Да, просмотрела.

Т : - [Снимает Я + ] Было ли тебе достаточно комфортно просматривать фильм.

К : - Да, сейчас вполне нормально.

Т : - Скорость просмотра было большой?

К : - Да, очень.

Т : - [Воспроизводит и удерживает Я + ]. Хорошо, просмотри фильм ещё раз на большой скорости, только задом на перёд. Ты двигаешься спиной, машины едут назад…

К : - Хм, забавно.

Т : - [Снимает Я + ] Сначала я расскажу, а потом ты сделаешь следующее. Сначала ты быстро просматриваешь фильм от того момента как ты вышла из метро и до того момента, как входишь в здание. Потом ты мысленно "впрыгиваешь" в цветную фотографию, где ты входишь в задние, и ты проживаешь этот фильм в обратном порядке изнутри, ассоциированно. Мысленно двигаешься назад, и видишь как едут машины задом на перёд, и вот ты подходишь спиной к выходу из метро… И тут ты выпрыгиваешь из фильма обратно, в себя, с пультом управления в руках. И выключаешь магнитофон. Готова? [Воспроизводит и удерживает Я + ].

К : - Да, я сделала это.

Т : - Это было быстро?

К : - Не очень.

Т : - Делай это столько раз, сколько тебе потребуется сделать это очень быстро.

К : - Теперь очень быстро.

Т : - [Снимает Я + ] Хорошо, подумай теперь о легковых машинах.

К : - Ну, машины как машины.

Т : - [Воспроизводит Я - - реакции нет]. Что ты сейчас чувствуешь, когда думаешь о них?

К : - Да ничего особо.

Т : - Хорошо, теперь подумай о следующем. По-видимому, есть некоторое количество ситуаций с машинами, в которых тебе следует быть бдительной.

К : - Да, например когда даже зажегся "зелёный человечек", следует посмотреть "не едет ли кто?". Да и когда переходишь улицу без светофора. И если я собираюсь ехать в машине - стоит оценить, насколько безопасно мне ехать с данным человеком.

Т : - Что тебе будет сообщать о том, что стоит быть бдительной? Это должно быть что-то достаточно сенсорное.

К : - Вижу машину или машины на дороге. А в случае, когда я сажусь в машину - оценка водителя. У меня достаточно чёткие представления о том, с кем стоит ехать, а с кем - нет.

Т : - И что ты делаешь, когда видишь машину на дороге? Представь, ты собираешься перейти на другую сторону…

К : - Я чувствую … что-то вроде предупреждения. Какое-то волнение внутри. И начинаю оценивать ситуацию.

Т : - Представь себе, что ты собираешься поймать машину.

К : - Я встаю на дороге. Поднимаю руку. Останавливается машина…

Т : - Что происходит в этот момент внутри тебя?

К : - То же чувство, что и при переходе улицы - только более острое. И я себе чётко говорю: "Нет!", или: "Да, можно". В зависимости от того, кого я вижу за рулём.

Т : - И что ты делаешь?

К : - Если нет - машу, мол, проезжай. А если "Да" - то начинаю договариваться с водителем. Если мне что-то не нравится во время разговора, я тоже могу сказать "Нет".

Т : - Хорошо, теперь подумаем о вождении машины.

К : - Я уже подумала. У нас одна машина, так что у мужа будет возможность проявить внимание и отвезти детей в школу, а меня - к метро. Но зато, если я научусь водить, я смогу ездить по делам.

Т : - Тебя устраивает то, что получилось?

К : - Да, вполне.

Т : - Спасибо.

Вопросы и ответы

- Почему якоря должны быть именно кинестетическими?

Т : - Кинестетические якоря наиболее надёжны в данной ситуации.

- Зачем устанавливать якорь на фобическую реакцию?

Т : - Для проверки эффективности техники. Если фобия разрушена - разрушится и этот якорь. То есть на воспроизведение стимула практически не будет никакой реакции.

- Почему сразу было не установить очень сильный положительный якорь?

Т : - Вы его и устанавливаете достаточно сильным. Но и этого может не хватить. Тогда вы добавляете ресурсов до тех пор, пока Клиенту не будет достаточно комфортно просматривать фильм.

- Обязательно нужно искать намерение и вторичные выгоды?

Т : - Конечно. Фобическая реакция защищает. Вот только не всегда опасность пропорциональна интенсивности реакции. Но проявлять бдительным большинстве случаев всё-таки стоит.

- С какими ещё переживаниями работает эта техника?

Т : - Страхи, влюблённости, раздражение, восторг и так далее

- Но ведь восторг - положительное переживание?

Т : - И что с того, что переживание приятное? Оно может очень сильно вредить в жизни. Например, восторг может быть просто неуместен в определённых ситуациях. Представьте себе мужчину лет сорока, восторгающегося любой девушкой, попавшейся на дороге. Особенно если он идёт с женой.

- Нужна ли многомерная диссоциация в случае восторга?

Т : - Калибруется по состоянию Клиента. Может именно в этом случае вам потребуется трёх- или четырехмерная диссоциация.

Большинство людей, страдающие фобиями, зачастую сами понимают, что их опасения необоснованны. Что самолет вряд ли разобьется, что лифт не застрянет и собака не набросится на них. Тем не менее совладать со своей реакцией у них не получается, они говорят примерно следующее: «Мне кажется, что если я это сделаю, то умру».

При лечении фобий психотерапевты направляют усилия на борьбу с реакциями, которые мешают полноценной жизни. В лечении может применяться комбинированный подход, сочетая несколько методов – групповую терапию, гипнотерапию, погружение, бихевиористскую терапию, экспозиционную терапию, десенсибилизации через движения глаз, репроцессинг, а также медикаментозную терапию.

Бихевиористская терапия предполагает, что от фобии возможно отучиться. Некоторые ученые, приверженцы данной терапии, считают, что фобические реакции можно либо полностью устранить, либо затормозить их развитие.

Экспозиционная терапия может быть умеренной или интенсивной. В ходе лечения пациент подвергается воздействию фобического стимула, который изображен на картинке, либо находится на расстоянии.

Метод погружения - более усиленная форма экспозиционной терапии. Этот метод сравним с тем, как если бы человека, не умеющего плавать, сразу бросили в воду на глубине.

Групповая терапия подразумевает работу не с одним, а с целой группой пациентов, которые подвергаются гипнотическому воздействию.

Десенсибилизация через движения глаз и репроцессинг, также имеет название метода Шапиро, который предполагает мысленный контакт с фобическим стимулом, во время которого специальные движения глаз помогают активизировать мозг и добиваться нужной реакции с его стороны. Этот метод помогает избавиться от посттравматических расстройств и различных стрессовых ситуаций.

Медикаментозная терапия также может использоваться в лечении фобий. Однако как самостоятельное лечение, без применения психотерапевтических воздействий, фармакологическое лечение не эффективно. Как правило, в качестве лечения назначают бензодиазепины и антидепрессанты.

Как избавиться от фобии самостоятельно?

Существует мнение, что фобии иногда исчезают сами или в ситуации, когда забытая травма, всплывет в памяти. Если человек в состоянии вспомнить психотравмирующую ситуацию, он может мысленно перемоделировать, «переиграть» ситуацию, с более позитивным финалом. Подобная работа может дать положительные результаты в устранении фобии. Однако в кабинете психотерапевта на это может уйти существенно меньше времени.

Любой страх легче устраняется, если действие фобического стимула происходит часто за короткое время, нежели при растянутом во времени, длительном воздействии. Был проведен эксперимент на мышах, в ходе которого было обнаружено, что если мышь подвергается стимулу 10 раз за час, то страх исчезает легче и быстрее, нежели если бы стимул возникал 10 раз в течение 10 часов. Ученые предполагают, что если это верно для мышей, то, скорее всего, это будет верным и в отношении людей.

Быстрое лечение фобий

1. Создание мощного позитивного якоря «К+». Разговор с клиентом можно начать с чего угодно приятного и далёкого от самой фобии. Полезно явно или неявно осуществить доступ клиента к состояниям комфорта, уюта, удобства, спокойствия, защищённости, предвкушения чего-то интересного и заякорить их. Всё это может происходить при создании контекста предстоящего просмотра некого интересного фильма.

Когда вы будете полностью уверены в том, что клиент находиться в ресурсном состоянии и что Вы сможете удерживать это состояние на протяжении всей техники можно перейти к следующему шагу. Якорь удерживается на протяжении всей техники!

2. 1-я ступень диссоциации. Попросите клиента вспомнить какой-либо момент ещё до событий (в виде чёрно-белого слайда, помещённого на киноэкран), когда он был спокоен и ни о чём не подозревал. Слайд №1. Затем попросите клиента вспомнить какой-либо момент после событий (в виде цветного слайда, помещённого на киноэкран рядом с 1ым слайдом), когда он пришёл в себя и успокоился. Слайд №2. Информация о том, что было между этими слайдами временно опускается. Будьте аккуратны и внимательны с использованием слов в процессе выполнения данной техники.

3. 2-я ступень диссоциации «В». Предложите клиенту мысленно встать/сесть позади себя, то есть видеть себя со спины, удобно сидящим. (Если Вы проводите технику в контексте кинотеатра, то клиент может представить себя находящимся на последнем ряду или в будке киномеханика.) Очень важно, чтобы на протяжении всей дальнейшей работы клиент видел одновременно и экран со слайдами, и себя самого, комфортно расположившимся перед этим экраном.

В случае если Вы замечаете, что клиенту трудно диссоциироваться, Вы можете установить ему якорь на состояние диссоциации.

4. Находясь на 2-ой ступени диссоциации, клиент просматривает фильм о событиях, повлекших возникновение фобической реакции, начиная со Слайда №1 и заканчивая Слайдом №2. Условия просмотра: чёрно-белый фильм, кроме последнего слайда, и слегка увеличенная скорость. Далее клиент смотрит этот же фильм несколько раз, постоянно увеличивая скорость. Когда Вы поймёте, что клиент научился просматривать фильм предельно быстро, то можете перейти к следующему шагу.

Уже на этом этапе, по мере увеличения скорости, Вы сможете замечать изменение физиологии Клиента, что может служить для Вас первым вариантом проверки результатов проделанной работы.

5. Объясните детально клиенту процедуру выполнения этого шага, прежде чем приступать к нему. Находясь на 2-ой ступени диссоциации, клиент просматривает очень быстро чёрно-белый фильм от Слайда №1 до Слайда №2. Затем он ассоциируется с цветным Слайдом №2 и быстро проживает все события в обратном направлении до чёрно-белого Слайда №1. Дойдя до Слайда №1, клиент диссоциируется от событий, сразу попадая на 2-ю ступень диссоциации. После этого экран гасится. Далее эта процедура повторяется до тех пор, пока клиент не научится делать всё очень быстро.

6. Проверка. Предложите клиенту подумать о бывшем источнике фобической реакции и калибруйте его физиологию. Сделайте, по возможности, поведенческую проверку.

7. Экологическая подстройка к будущему. Предложите клиенту представить возможную встречу в будущем с источником бывшей фобической реакции или подумать о возможности возникновения подобной ситуации и выясните его варианты поведения при этом. Добейтесь от клиента точной сенсорной информации о «критериях осторожности»: как он будет понимать, когда ситуация безопасна, а когда стоит быть осторожным и аккуратным.