05.11.2019

Почему люди делают то не хотят. Делать то, что хочется — единственный способ прожить жизнь правильно. Они не чувствуют себя побежденными, когда им приходится пересматривать свои взгляды


Так получилось, что тесть и теща у меня доктора педагогических наук. Что приводит к тому, что волей-неволей начинаешь постигать различные полезные методики:)

Однажды, после какого-то ученого совета за виски чаем на кухне тесть говорит: Саш, а вот как ты считаешь, почему люди чего-то не делают?

Честно сказать, вопрос поставил меня в тупик. Я начал фантазировать: ну, обстоятельства мешают, черты характера, недостаток опыта…

Не-не, сказал, тесть, все не так. Если люди чего-то не делают, для этого может быть 4 причины. После чего мой арсенал управленческих инструментов пополнился еще одним. И именно об этом инструменте мы сегодня поговорим, а заодно разберем несколько историй из реальной жизни:

  • Почему менеджеров проектов надо пересаживать в отдельное здание
  • Что делать, когда ваш заказчик не пользуется вашей системой отчетов
  • Как раскачать low-performer’а

Итак, если человек не делает того, что вы от него хотите (или делает не то, или не так), не надо сразу кидаться его убивать решать проблему. Давайте возьмем паузу. Ведь если человек ведет себя не так, как мы от него хотим, для этого всегда может быть одна из 4 причин:

1. Нечеткая цель (понял по-своему)

Помню, еще в Intel говорю своему сотруднику: Макс, посмотри статические анализаторы. Макс говорит, мол не вопрос, и уходит. Приходит через 3 дня. Я:
- Ну как?
- Посмотрел.
- И…?
- Вот таблица…

Я чуть его не убил. Мне нужно было, чтобы человек нашел бесплатный статический анализатор Java кода и прикрутил его к нашей системе контроля версий.

Макс понял задачу по-своему - что нужно провести сравнительный анализ доступных статических анализаторов. Человек скачал и установил все эти анализаторы, придумал метрики для сравнения, нашел тестовые примеры. Три дня он занимался довольно осмысленной деятельностью. А я, как его менеджер, в итоге остался недоволен.

Если я сейчас спрошу вас, кто виноват в этой ситуации, вы, вероятно, обвините меня. И здесь позвольте не согласиться:)

В нечетких задачах можно обвинять менеджера, когда вы являетесь сотрудником. Но когда задачу ставят вам, не всегда можно сказать своему начальнику потом: ну ты там как-то соберись, научись нормально задачи-то ставить…

Делегирование задачи - это всегда игра двух или большего количества людей. И если бы я уточнил у Макса, как он понял задание, этой ситуации бы не возникло. Но если бы Макс сам переуточнил бы у меня постановку задачи - этой ситуации тоже бы не возникло.

2. Не умеет (сюда же отнесем: не знает)

Человек может не уметь делать то, что мы от него хотим. При этом он может добросовестно заблуждаться, что он умеет (“в крайнем случае разберусь”). “Если я писал виртуальные машины, неужели я презентацию в PowerPoint’е не сделаю?..” - и ведь сделает. Другое дело, что ее никому нельзя будет показывать, но это другая история…

Есть ровно один случай, когда мы на 100% можем быть уверены, что человек умеет что-то делать. Если он уже неоднократно успешно (тут важны оба слова) делал аналогичные задачи, и вы это видели.

Если человек может рассказать, как делать задачу - это безусловно лучше, чем если он не может рассказать. Но это не является гарантией того, что он умеет. Я могу достаточно подробно рассказать. как ломать кирпичи рукой. Но в реальности, боюсь, победит все равно кирпич.

Поэтому если вы не видели, как человек делает задачу, то на этапе постановки хорошо бы договориться о виде и частоте контроля. “Дружище, мы с тобой задачи такого типа раньше не делали, поэтому давай я к тебе будут заходить каждые 3 минуты два дня и будем смотреть, что получается и как движемся?”

3. Не может

Здесь речь идет о нехватке ресурсов. Прежде всего, времени. Например, вы поставили задачу человеку, а он работает в нескольких проектах. И вот вы ушли. После вас к нему заглянули еще два менеджера, и сильно намотивировали человека на исполнение именно их задач. Вы приходите -ваша задача не сделана. Почему, ведь “мы же договаривались” и “ты же обещал”? Не хватает ресурса.

Или если предложить инженеру поотлаживать сурового корпоративного Enterprise монстра на 386 компьютере, где монстр только запускается 20 минут - вероятно, тоже задача будет двигаться не быстро.

4. Не хочет

По какой-то причине человек не хочет делать задачу. Может быть, вы ему не нравитесь. Или он искренне не понимает, зачем нужно делать эту задачу. Или он не согласен с принятым решением. Тут причин может быть много.

Как пользоваться инструментом?

Интуитивно, мы часто начинаем с 4-й причины и пытаемся найти решение по ней. “Как бы мне замотивировать сотрудника делать A, B и C” - вероятно, самый популярный запрос на наших тренингах.

Эй, погодите, вопрос-то точно в мотивации? Давайте вначале закроем первые 3 причины. Если они не закрыты (нет у вас такой уверенности) не надо пока идти и решать “не хочет”. Это непросто, и на эту тему есть другие инструменты (раз и два).

Но иногда доходит до смешного.

Случай из жизни. Звонит как-то технический директор одной крупной компании:

Саша, есть вопрос, хочу посоветоваться. У меня менеджеры проектов не думают о стратегии своих проектов. Я их по этому поводу хочу пересадить в соседнее здание и вот решил с тобой посоветоваться, поможет или нет.

В этот момент мой мозг развалился напополам. Помните, как в КВН?

Выбегает человек на сцену:
- Мужики, там Леша в лифте застрял, дайте 500 рублей!
- Не вижу связи…
- А и не надо… “Леша в лифте застрял” - информация, “дайте 500 рублей” - просьба.

Начинаем разбираться. Ситуация получается примерно следующая. В компании были команды исследований и разработок. В каждой команде были инженеры и были самые инженеристые инженеры - технические лидеры. Этих лидеров теперь сделали менеджерами проектов. Они отвечают за команду исследований, команду продуктизации, валидации + заведуют техническим писателем, системным аналитиком и кем-то там еще в рамках своего проекта.

И вот, говорит, проблема! Они сидят, как и сидели, в одной комнате со своими инженерами. И те отрывают их по своим инженерным вопросам. В итоге, менеджеры не думают о стратегии проекта. Я хочу пересадить их в отдельное здание.

Хмм, картина становится более понятной… И вот тут я неожиданно вспоминаю про 4 причины.

Подожди, говорю, если менеджеры не думают о стратегии проекта, для этого может быть одна из четырех причин:

1. Они не понимают, чего ты от них хочешь. Ты им говоришь: думайте о стратегии проекта? Что им делать? Им надо как-то напрячься, покраснеть, припотеть? Как ты поймешь, что они думают о стратегии? По каким признакам?

Ты можешь хотеть от них план стратегического развития проекта. Это четкий запрос. Или ты хочешь, чтобы они время от времени приносили тебе идеи о стратегическом развитии проекта? Это другой запрос. Ты чего от людей конкретно хочешь, ты им озвучивал?

Может быть, имеет смысл им какую-то книжку подарить на эту тему? Или семинар провести? Или ты сам им расскажи. как писать стратегические планы, если ты сам умеешь.

3. Как у людей с загрузкой по времени? Раньше они руководили пятью инженерами, теперь у них в подчинении целая толпа. И ты, наверное, от них еще релизов каких-то требуешь? Как у них со временем?

4. Люди вообще хотели быть менеджерами проектов? Или не смогли тебе отказать?

Тяжело отказывать начальнику, который приходит и говорит: “Друзья, у нас грядет важнейшее преобразование в компании. Единственные люди, на кого я могу положиться - это вы!” Вряд ли кто-то в этот момент скажет: “Да ну нафиг!” Люди молча вздыхают и идут тянуть новую лямку.

В итоге, перед переездом в новый офис нашлось много тем для обсуждения. :)

Или вот еще случай:

Случай из жизни. Подходит человек после конференции в Новосибирске:

Александр, такой вопрос. Мы тут три месяца писали новую систему отчетности. В итоге написали. В ней есть все: 28 страниц, на каждой по 10 вкладок. Там есть вся информация - вообще вся.
- Поздравляю, а в чем проблема?
- Наша немецкая заказчица ей не пользуется. Она вместо того, чтобы зайти в систему и получить данные, звонит каждому нашему инженеру и спрашивает у него, что он делал. Как нам ее замотивировать пользоваться нашей системой отчетности?

Ну что, давайте разбираться. Если заказчица не пользуется вашей системой отчетности, для этого может быть один из 4 причин:

1. Она вообще понимает, что ей надо пользоваться этой системой? Или вы ей написали письмо на 5 страниц с неясным заголовком, а она такая: “О, ребята - молодцы, чего-то делают… будет время, почитаю.”

2. Она умеет пользоваться этой системой? Почему вы в этом уверены? Сколько времени у нее занимает найти нужную ей информацию? Может быть, она честно попробовала раз, два, три - зарылась в системе, ничего не нашла, и решил по-старинке - звонить инженерам. Они-то всегда отвечают что нужно.

3. У нее вообще есть доступ в систему? Может быть. она туда зашла первый раз, ее не пустило, и она решила, что система еще не доработана. А пока она дорабатывается, буду-ка я звонить инженерам…

4. Может быть, человеку просто нравится общаться с вашими инженерами? Или она не доверяет данным в системе и перепроверяет информацию.

Хорошо бы перед разговором с ней подумать насчет этих причин - и так по ним и идти.

Основная сложность использования инструмента

Основная сложность в использовании этого инструмента - это вовремя о нем вспомнить. Серьезно, он кажется настолько тривиальным, что вспоминается не всегда.

Случай из жизни. На одном из тренингов у слушателей возник такой вопрос: как раскачать low-performer’а? В команде есть пара очень крутых ребят, несколько середнячков. И есть один человек, которые делает все существенно медленнее других. Как его раскачать. чтобы он начал делать больше и быстрее?

Мы уже набрали в грудь воздуха, чтобы начать давать советы, как вспомнили, что вначале ситуацию надо прояснить. Ведь если человек работает существенно меньше и медленнее остальных, для этого может быть одна из 4 причин:

1. Он не понимает, что то, как он работает - это плохо. Да, он видит, что медленно. Но зато качественно! Не то, что эти - наколбасили кода и бросили. А тут системный подход, юнит тесты, само-ревью и пр., и пр.

Менеджер когда-нибудь прямо говорил человеку, что он не доволен количеством его работы? Или менеджер человеку посылает скорее невербальные сигналы? Перестает давать интересные задачи, начинает с ним реже общаться и т.д.

2. Человек умеет работать быстрее? Было когда-нибудь такое, что он работал быстро?

3. Что еще человек делает? Может быть, в скайпе отвечает на вопросы новичком? Или сейчас у него в семье проблемы, не до того ему.

4. Чего он вообще хочет? Стабильности? Или развития? Денег? Стать тех.лидом? И тогда наши аргументы мы сможем привязывать к его хотелкам .

Может быть, он вообще не согласен с тем решением, на котором мы сейчас работаем. И своим поведением показывает, что решение неправильное.

Тут надо разбираться, думать перед разговором и общаться с человеком. Не надо раскачивать, надо разбираться.

Напоследок - попробуйте поискать причины

Чтобы это все не прошло даром и не превратилось только в чтение баек:), можете прямо сейчас взять ситуацию, когда кто-то делает не то, что вы хотите, и попробовать прикинуть, какими могли бы быть его 4 причины.

Лишний раз подумать всяко не помешает. И совершенно точно, это будет нескучно. :)

P.S. Предыдущие статьи из серии управленческие инструменты.

Альфрид Лэнгле , известный австрийский психотерапевт, профессор, один из основателей экзистенциального анализа, прочитал в Москве лекцию на тему «Почему я не делаю то, что хочу? Принятие решения, метод укрепления воли». Интернет-издание Матроны.ру публикует полный текст лекции.

Тема воли - это та тема, которой мы занимаемся ежедневно. Мы даже не уходим от этой темы. Каждый человек, который здесь присутствует, находится здесь потому, что он хочет быть здесь. Никто не пришел сюда недобровольно. И что бы мы ни делали в течение дня, это связано с нашей волей. Едим ли мы, ложимся ли мы спать, ведем ли мы какую-то беседу, решаем ли какой-то конфликт, мы делаем это только в том случае, если мы приняли решение в пользу этого и у нас есть воля к этому.

Может быть, мы даже не осознаем этот факт, потому что мы не говорим так часто «я хочу», а облекаем это в такие выражения: «мне бы хотелось», «я бы сделал». Потому что формулировка «я хочу» транслирует что-то очень важное. И воля - это действительно сила. Если я не хочу, ничего нельзя сделать. Никто не обладает властью надо мной, чтобы изменить мою волю, - только я сам. В большинстве случаев мы этого даже не осознаем, но интуитивно у нас есть чутье, что здесь подразумевается именно воля. Поэтому мы говорим более мягко «я хотел бы», «я желал бы» или просто «я пойду туда». «Я пойду на этот доклад» - это уже решение. Чтобы завершить эту мысль, которая была неким вступлением, скажу: часто мы даже не осознаем, что каждую минуту чего-то хотим.

Я хотел бы разделить свой доклад на три части: в первой части описать феномен воли, во второй части поговорить о структуре воли, а в третьей части коротко упомянуть метод укрепления воли.

Воля каждый день присутствует в нашей жизни. Кто есть тот человек, кто хочет? Это я. Только я распоряжаюсь волей. Воля - это нечто абсолютно мое собственное. Я себя идентифицирую с волей. Если я чего-то хочу, то я знаю, что это я. Воля представляет собой автономию человека.

Автономия означает, что я сам устанавливаю для себя закон. И благодаря воле в нашем распоряжении находится само детерминирование, через волю я определяю, что я буду делать в качестве следующего шага. И это уже описывает задачу воли. Воля - это способность человека давать самому себе задание. Например, я хочу сейчас продолжать говорить.

Благодаря воле я освобождаю свою внутреннюю силу для какого-то действия. Я инвестирую какую-то силу и уделяю этому время. То есть, воля - это поручение совершить какое-то действие, которое я даю самому себе. Собственно говоря, это все. Я даю себе поручение что-то сделать. А так как я этого хочу, то я переживаю себя в качестве свободного. Если какое-то поручение мне дает мой отец или профессор, то это задание другого рода. Тогда я уже не являюсь больше свободным, если следую этому. Если только я не присоединяю их поручение к своей воле и говорю: «Да, я сделаю это».

В нашей жизни воля выполняет абсолютно прагматичную функцию - чтобы мы пришли к действию. Воля - это мостик между центром команды во мне и поступком. И оно привязано к Я - потому что у меня есть только моя воля. Привести эту волю в движение - это задача мотивации. То есть, воля очень тесно связана с мотивацией.

Мотивация в своей основе означает ни что иное, как приведение воли в движение. Я могу мотивировать своего ребенка, чтобы он выполнил домашнее задание. Если я скажу ему, для чего это важно, или пообещаю ему шоколадку. Мотивировать - это означает привести человека к тому, чтобы он что-то захотел сделать сам. Сотрудника, друга, коллегу, ребенка - или самого себя. Как я могу сам себя мотивировать, например, чтобы готовиться к экзамену? В принципе, такими же средствами, какими я мотивирую ребенка. Могу подумать, для чего это важно. А могу пообещать себе шоколадку в награду.

Резюмируем. Во-первых, мы видели, что воля - это задание что-то сделать, которое человек дает себе. Во-вторых, автор воли - это я сам. Есть только одна моя персональная воля, во мне. «Хочет» никто иной, как я. В-третьих, эта воля находится в центре мотивации. Мотивировать означает приводить волю в движение.

И это ставит человека перед нахождением решения. У нас есть какое-то предположение, и мы стоим перед вопросом: «Хочу я или нет?». Я должен принять решение - потому что у меня есть свобода. Воля - это моя свобода. Если я что-то хочу, когда я свободен, я сам решаю, я сам себя закрепляю в чем-то. Если я чего-то хочу сам, меня никто не принуждает, я не вынужден.

Это другой полюс воли - несвобода, вынужденность. Быть вынужденным со стороны какой-то большей силы - государства, полиции, профессора, родителей, партнера, который меня накажет в случае чего, или потому что это может иметь нехорошие последствия, если я не сделаю что-то, что хочет другой. Также меня может вынуждать психопатология или душевные расстройства. Это как раз характеристика душевной болезни: мы не можем сделать то, чего хотим. Потому что у меня слишком много страха. Потому что я депрессивен, и у меня нет силы. Потому что я нахожусь в зависимости. И тогда я снова и снова буду делать то, что не хочу делать. Душевные расстройства связаны с неспособностью следовать своей воле. Я хочу встать, заняться каким-то делом, но у меня нет желания, я настолько плохо себя чувствую, я так подавлен. У меня возникают угрызения совести, что я снова не встал. Таким образом, депрессивный человек не может следовать за тем, что он считает правильным. Или тревожный человек не может пойти на экзамен, хотя хочет.

В воле мы обнаруживаем решение и реализуем нашу свободу. Это означает, что если я чего-то хочу, и это настоящая воля, то у меня при этом возникает особое чувство - я чувствую себя свободным. Я чувствую, что я не принуждаем, а это мне соответствует. Это снова Я, которое себя реализует. То есть, если я чего-то хочу, я не являюсь автоматом, роботом.

Воля - это реализация свободы человека. И эта свобода настолько глубока и настолько персональна, что мы не можем ее кому-то отдать. Мы не можем перестать быть свободными. Мы должны быть свободными. Это парадокс. На это указывает экзистенциальная философия. Мы свободны до определенной степени. Но мы несвободны в том, чтобы не хотеть. Мы должны хотеть. Мы должны принимать решения. Мы должны все время что-то делать.

Если я сижу перед телевизором, я устал и засыпаю, я должен принять решение, продолжать ли сидеть, потому что я устал (это тоже решение). А если я не могу принять решение, то это тоже есть решение (я говорю, что сейчас не могу принять решение, и не принимаю никакого решения). То есть мы постоянно принимаем решения, у нас всегда есть воля. Мы всегда свободны, потому что мы не можем прекратить быть свободными, как формулировал это Сартр.

А так как эта свобода располагается на большой глубине, в глубине нашей сущности, то воля очень сильна. Где есть воля, там есть путь. Если я действительно хочу, то я найду путь. Люди иногда говорят: я не знаю, как мне что-то сделать. Тогда у этих людей слабая воля. Они не хотят по-настоящему. Если действительно чего-то хочешь, пройдешь тысячи километров и станешь основателем университета в Москве, как Ломоносов. Если я действительно не хочу, никто не может принудить мою волю. Моя воля - это абсолютно мое личное дело.

Я вспоминаю одну депрессивную пациентку, которая страдала от своих отношений. Она постоянно должна была делать что-то, что ее заставлял делать ее муж. Например, муж говорил: «Сегодня я поеду на твоей машине, потому что в моей закончился бензин». Тогда она была вынуждена поехать на заправку и из-за этого опаздывала на работу. Подобные ситуации повторялись вновь и вновь. Было много подобных примеров.

Я спросил ее: «А почему бы не говорить «нет»?». Она ответила: «Из-за отношений. Я спрашиваю дальше:

Но ведь из-за этого отношения не улучшатся? Вы хотите дать ему ключи?

Я нет. Но он хочет.

Хорошо, он хочет. А чего хотите вы?

В терапии, консультировании это очень важный шаг: посмотреть, что есть моя собственная воля.

Мы немного поговорили об этом, и она сказала:

Вообще-то я не хочу давать ему ключи, я же не служанка для него.

И вот уже в отношениях возникает революция.

Но, - говорит она, - у меня нет никаких шансов, ведь если я не дам ему ключи, он сам придет и возьмет их.

Но вы же до этого можете взять ключи в свои руки?

Но тогда он возьмет ключи из моих рук!

Но если вы не хотите, вы можете крепко держать их в руке.

Тогда он применит силу.

Возможно так, он сильнее. Но это не значит, что вы хотите отдать ключи. Он не может изменить вашу волю. Это можете сделать только вы сами. Конечно же, он может ухудшить ситуацию таким образом, что вы скажете: с меня хватит. Все это причиняет такую боль, что я больше не хочу держаться за свою волю. Будет лучше, если я отдам ему ключи.

Это означает, что это будет принуждение!

Да, он вынудил вас. Но волю вы изменили сами.

Важно, чтобы мы осознавали это: что воля принадлежит только мне и изменить ее могу только я, никто иной. Потому что воля - это свобода. А у нас, у людей, есть три формы свободы, и все они играют роль в связи с волей.

Английский философ Дэвид Юм писал, что у нас есть свобода действия (например, свобода прийти сюда или прийти домой, это свобода, направленная вовне).

Есть и другая свобода, которая находится над внешними силами, - это свобода выбора, свобода решения. Я определяю, что я хочу и почему это хочу. Поскольку в этом для меня имеется ценность, потому что это мне соответствует, и, вероятно, моя совесть подсказывает мне, что это правильно - тогда я принимаю решение в пользу чего-то, например, прийти сюда. Этому предшествует свобода решения. Я узнал, какая будет тема, подумал, что это будет интересно, и у меня есть некоторое количество времени, и из многих возможностей провести время я выбираю одну. Я решаюсь, я даю себе задание и реализую свободу выбора в свободу действия, приходя сюда.

Третья свобода - свобода сущности, это интимная свобода. Это чувство внутреннего согласия. Решения сказать «да». Это «да» - откуда оно идет? Это уже не есть что-то рациональное, это идет из какой-то глубины во мне. Это решение, связанное со свободой сущности, настолько сильное, что оно может принять характер долженствования.

Когда Мартина Лютера обвиняли в публикации его тезисов, он ответил: «На том стою и не могу иначе». Конечно же, он мог иначе - он же был умным человеком. Но это бы в такой степени противоречило его сущности, что у него было бы чувство, что это будет не он, если он будет это отрицать, от этого откажется. Эти внутренние установки и убеждения являются выражением глубинной свободы человека. И в форме внутреннего согласия они содержатся в любой воле.

Вопрос воли может быть сложнее. Мы говорили о том, что воля - это свобода, и в этой свободе это сила. Но одновременно воля иногда кажется принуждением. Лютер не может по-иному. И в свободе решения тоже есть принуждение: я должен принять решение. Я не могу танцевать на двух свадьбах. Я не могу одновременно быть и здесь, и дома. То есть, меня принуждают к свободе. Может быть, для сегодняшнего вечера это не представляет такую большую проблему. Но что должна сделать воля, если я одновременно люблю двух женщин (или двух мужчин) и притом одинаково сильно? Я должен принять решение. Какое-то время я могу держать это в тайне, скрывать это, чтобы не было необходимости принять решение, но такие решения могут быть очень трудными. Какое решение я должен принять, если и те, и другие отношения очень ценные? От этого можно заболеть, это может разорвать сердце. Это муки выбора.

Нам всем это знакомо в более простых ситуациях: есть ли мне рыбу или мясо? Но это не так трагично. Сегодня могу съесть рыбу, а завтра мясо. Но есть ситуации единственные в своем роде.

То есть свобода и воля также связаны принуждением, долженствованием - даже в свободе действия. Если я хочу прийти сегодня сюда, тогда я должен выполнить все те условия, чтобы я мог сюда прийти: ехать на метро или на машине, идти пешком. Я должен что-то сделать, чтобы прибыть из пункта А в пункт Б. Чтобы реализовать волю, я вынужден соответствовать этим условиям. А где же здесь свобода? Это типичная свобода человека: я что-то делаю, и меня сжимает «корсет» условий.

Но, может быть, нам стоит дать определение тому, что такое «воля»? Воля - это решение. А именно - решение пойти на какую-то ценность, которую вы выбрали. Я выбираю между различными ценностями этого вечера и выбираю что-то одно, и реализую это, принимая решение. Я решаюсь и говорю этому мое последнее «да». Говорю «да» этой ценности.

Можно еще короче сформулировать определение воли. Воля - это мое внутреннее «да» в отношении какой-то ценности. Я хочу читать книгу. Книга представляет собой ценность для меня, потому что это хороший роман или учебник, который нужен мне для подготовки к экзамену. Я говорю «да» этой книге. Или встрече с другом. Я вижу в этом какую-то ценность. Если я говорю «да», то тогда я также и готов, чтобы совершить какое-то усилие, чтобы увидеть его. Я еду к нему.

С этим «да» в отношении ценности связана какая-то инвестиция, какой-то вклад, готовность за это заплатить, сделать что-то, стать активным. Если я хочу, то я сам иду в этом направлении. Это большая разница по сравнению с просто желанием. Важно провести здесь различие. Желание - это тоже ценность. Я желаю себе много счастья, здоровья, встретить друга, но желать не содержит в себе готовность что-то самому для этого сделать - потому что в желании я остаюсь пассивным, я жду, что это придет. Я желаю, чтобы мой друг мне позвонил, и я жду. Во многих вещах мне только и остается ждать - я ничего не могу сделать. Я желаю тебе или себе скорейшего выздоровления. Уже все сделано, что можно было сделать, остается только ценность выздоровления. Я говорю себе и другому, что рассматриваю это как ценность и надеюсь, что это произойдет. Но это не воля, потому что воля - это дать себе поручение какого-то действия.

Для воли всегда есть серьезная причина. У меня была серьезная причина, чтобы сюда прийти. А что является основой или причиной, чтобы сюда прийти? Это как раз и есть ценность. Потому что я вижу в этом что-то хорошее и ценное. И это является для меня поводом, согласием, чтобы пойти на это, может быть, рискнуть. Может быть, выяснится, что это очень скучный доклад, и тогда я зря потратил на это вечер. Делать что-то с волей всегда включает какой-то риск. Поэтому воля включает экзистенциальный акт, потому что я иду на риск.

В отношении воли распространены два момента недопонимания. Волю часто путают с логикой, рацио - в том смысле, что я могу хотеть только того, что является разумным. Например: через четыре года обучения разумно пойти учиться пятый год и закончить учебу. Нельзя же хотеть через четыре года прекратить обучение! Это же настолько иррационально, так глупо. Может быть. Но воля не является чем-то логичным, прагматичным. Воля проистекает из таинственной глубины. У воли гораздо больше свободы, чем в рациональном начале.

И второй момент недопонимания: может показаться, что можно привести в движение волю, если дать себе задание - хотеть. Но откуда проистекает моя воля? Она не проистекает из моего «хотеть». Я не могу «хотеть хотеть». Я также не могу хотеть верить, я не могу хотеть любить, я не могу хотеть надеяться. А почему? Потому что воля является поручением что-то сделать. Но вера или любовь - это же не действия. Я же это не делаю. Это есть что-то, что во мне возникает. Я здесь ни при чем, если я люблю. Мы не знаем даже, на какую почву падает любовь. Мы не можем это контролировать, мы не может это «сделать» - поэтому мы не виноваты, если мы любим или не любим.

В случае с волей происходит нечто подобное. То, что я хочу, вырастает где-то во мне. Это не есть что-то такое, где я могу дать себе поручение. Это растет из меня, из глубины. Чем больше воля соединяется с этой большой глубиной, чем больше я переживаю свою волю как что-то, что мне соответствует, тем больше я свободен. А с волей связана ответственность. Если воля перекликается со мной, тогда я живу, будучи ответственным. И лишь тогда я по-настоящему свободен. Немецкий философ и писатель Маттиас Клаудиус однажды сказал: «Человек свободен, если он может хотеть то, что он должен».

Если это так, то тогда с волей связано «оставить». Я должен свободно оставить мои чувства - для того чтобы я мог ощущать, что во мне растет. Лев Толстой однажды сказал: «Счастье заключается не в том, чтобы ты мог делать то, что ты хочешь…». Но ведь свобода означает, что я могу делать, что я хочу? Это так. Я могу следовать за своей волей, и тогда я свободен. Но Толстой говорит о счастье, а не о воле: «…а счастье заключается в том, чтобы всегда хотеть то, что ты делаешь». Другими словами, чтобы у тебя всегда было внутреннее согласие по отношению к тому, что ты делаешь. То, что описывает Толстой, - это экзистенциальная воля. Как счастье я переживаю то, что я делаю, если я переживаю в этом внутренний отклик, внутренний резонанс, если я говорю этому «да». А внутреннее согласие я не могу «сделать» - я могу только вслушаться в себя.

Какая структура у воли? Хотеть я могу только то, что я могу сделать. Нет смысла говорить: хочу убрать эту стену и пройти по потолку. Потому что воля - это поручение к действию, и она предполагает, что я также и могу это сделать. То есть, воля реалистична. Это первая структура воли .

Если мы серьезно к этому отнесемся, тогда мы не должны хотеть больше, чем мы можем, - иначе мы больше не будем реалистами. Если я не могу больше работать, я не должен этого от себя требовать. Свободная воля способна также оставить, отпустить.

И в этом заключается причина того, почему я не делаю того, что хочу. Потому что у меня нет силы, нет способности, потому что у меня отсутствует средства, потому что я наталкиваюсь на стены, потому что я не знаю, как это сделать. Воля предполагает реалистичный взгляд на то, что имеется, на данности. Поэтому я иногда не делаю то, что хочу.

Также я что-то не делаю и по той причине, что я испытываю страх - тогда я отодвигаю и откладываю это. Потому что мне может быть больно, и я боюсь этого. Ведь воля - это риск.

Если эта первая структура не исполнена, если я действительно не могу, если у меня нет знания, если я испытываю страх, то это мешает мне.

Вторая структура воли . Воля - это «да» в отношении ценности. Это означает, что я должен также и видеть ценность. Мне нужно что-то, что будет меня также привлекать. Мне нужно переживать хорошие чувства, иначе я не могу хотеть. Мне должен нравиться путь, иначе цель будет далека от меня.

Например, я хочу похудеть на 5 килограмм. И я решил начать. На 5 килограмм меньше - это хорошая ценность. Но у меня также есть чувства в отношении пути, который туда ведет: мне должно также и нравиться, чтобы я сегодня меньше ел и занимался спортом. Если мне это не нравится, я к этой цели не приду. Если такого чувства у меня не будет, тогда я снова не сделаю то, что я хочу. Потому что воля не состоит исключительно и только из разума.

То есть в итоге к той ценности, к которой я иду в воле, у меня должно быть также и чувство. И, конечно же, чем депрессивнее человек, тем меньше он может сделать того, чего хочет. И тут мы снова попадаем в сферу душевных расстройств. В первом измерении воли это страх, различные фобии. Они мешают человеку следовать своей воле.

Третье измерение воли : чтобы то, что я хочу, соответствовало моему собственному. Чтобы я видел, что это также важно для меня, чтобы это соответствовало мне персонально.

Допустим, человек курит. Он думает: если я курю, то я что-то из себя представляю. Мне 17 лет, и я взрослый человек. Для человека на этой стадии это действительно то, что ему соответствует. Он хочет курить, ему это нужно. А когда личность становится более зрелой, то для самоутверждения сигарета, может быть, ему уже и не нужна.

То есть, если я себя с чем-то идентифицирую, то тогда я могу также и хотеть. Но если что-то для меня персонально не является важным, тогда я скажу: да, я это сделаю, но на самом деле не сделаю или сделаю с задержкой. По тому, как мы что-то делаем, мы можем определить, что для нас является важным . Это диагностика структур, которые лежат в основе воли. Если я себя не идентифицирую, или если я обхожу то, что нахожу важным, я вновь не буду делать те вещи, которые, собственно говоря, я хотел бы делать.

И четвертое измерение воли - это включение воли в больший контекст, в большую систему взаимосвязи: то, что я делаю, должно иметь смысл. Иначе я не могу это делать. Если отсутствует больший контекст. Если это не ведет к чему-то такому, где я вижу и чувствую, что это является ценным. Тогда я снова что-то не сделаю.

Для настоящего «хотеть» нужны 4 структуры: 1) если я это могу, 2) если мне это нравится, 3) если мне это соответствует и является для меня важным, если я имею право это сделать, если это разрешено, позволено, 4) если у меня чувство, что я должен это сделать, потому что из этого родится что-то хорошее. Тогда я могу это сделать. Тогда воля хорошо укоренена, обоснована, и она сильная. Потому что она связана с реальностью, потому что эта ценность является для меня важной, потому что я себя в ней обнаруживаю, потому что я вижу, что из этого может получиться что-то хорошее.

С волей связаны разные проблемы. Практических проблем с волей у нас нет, если мы действительно что-то хотим. Если у нас в нашем «хотеть» нет полной ясности в аспекте одной или нескольких перечисленных структур - тогда мы стоим перед дилеммой, тогда я хочу и все же не хочу.

Я хотел бы упомянуть здесь еще два понятия. Нам всем известна такая вещь, как искушение. Искушение означает, что направленность моей воли изменяется и движется в направлении чего-то, что я, собственно, не должен был бы делать. Например, сегодня показывают какой-то хороший фильм, а мне нужно учить материал - и вот, это искушение. На столе лежит вкусный шоколад, но я хочу похудеть - снова искушение. Последовательное направление моей воли отклоняется от курса.

Это знакомо каждому человеку, и это абсолютно нормальная вещь. Тут включаются другие привлекательные ценности, которые тоже имеют важное значение. При определенной интенсивности искушение превращается в соблазнение. В искушении еще есть воля, а когда есть соблазн, тогда я начинаю действовать. Эти две вещи становятся сильнее. чем больше во мне растет потребность. Если мое желание жить слишком мало подпитывается, если я переживаю мало хорошего, тогда искушения и соблазны становятся сильнее. Потому что нам нужна радость жизни, в жизни должна присутствовать радость. Мы не должны только работать, мы должны также испытывать удовольствия. Если этого недостаточно, тем легче меня соблазнить.

И в завершение я хотел бы представить метод, с помощью которого мы можем укреплять волю. Например, в каком-то деле нам нужно выполнить домашнее задание. И мы говорим: я сделаю это завтра - сегодня пока еще нет. А на следующий день ничего не происходит, что-то случается, и мы откладываем.

А что я могу сделать? Мы действительно можем укреплять волю. Если у меня есть какая-то проблема, и я не могу начать действовать, то я могу сесть и спросить себя: какой ценности я говорю «да»? Для чего это хорошо, если я напишу эту работу? Какие преимущества с этим связаны? Я должен четко видеть, для чего это хорошо. В общих чертах эти ценности известны, хотя бы головой их понимаешь.

И вот тут второй шаг - рискованный, а именно: я начинаю спрашивать себя «а какие есть преимущества, если я этого не сделаю?». Что я приобрету, если не напишу эту работу? Тогда у меня не было бы этой проблемы, в моей жизни было бы больше удовольствия. И может так статься, что я найду столько ценного, что со мной случится, если я эту работу не напишу, что я действительно не буду ее писать.

Будучи врачом, я много работал с пациентами, которые хотели бросить курить. Каждому из них я задавал этот вопрос. Ответ был такой: «Вы что, хотите меня демотивировать? Когда вы меня спрашиваете, что я выиграю, если не буду бросать курить, то у меня столько идей!» Я отвечал: «Да, это и есть причина, по которой мы здесь сидим». И были пациенты, которые после этого второго шага говорили: «Мне стало понятно, я буду продолжать курить». Значит ли это, что я плохой врач? Я двигаю пациента в том направлении, чтобы они бросили курить, и я должен их мотивировать, чтобы они бросили - а я двигаю их в противоположном. Но это малая беда, если человек скажет: «Я буду продолжать курить», чем если он будет раздумывать три недели, а дальше все равно будет продолжать курить. Потому что у нет сил бросить. Если те ценности, которые он реализует благодаря курению, привлекательны для него, он не может бросить.

Такова реальность. Воля не следует за разумом. Ценность нужно чувствовать, иначе ничего не получится.

А потом следует третий шаг - и это сердцевина этого метода. Допустим, на втором шаге кто-то решит: да, это будет более ценно, если я буду писать эту работу. Тогда речь идет о том, чтобы усилить ценность того, что вы будете делать, сделать это своим собственным. Мы как терапевты можем спросить: ты когда-то переживал это - писать что-то? Может быть, этот человек уже однажды написал что-то и испытал чувство радости? Это можно привести в пример и спросить: а что тогда в этом было хорошего? У меня в практике было много примеров подобной ситуации. Многие рассказывали мне о писательстве с негативной стороны: «Такое чувство, что за моей спиной стоит профессор, смотрит, что я пишу и говорит: «О, Господи!»». И тогда люди демотивированы. Тогда нужно отделить книгу от профессора и писать для себя самого.

То есть сердцевина - это та ценность, о которой идет речь. Нужно прочувствовать ее, как бы внести в себя вовнутрь и соотнести с предыдущим опытом. И искать ценности в конкретном способе действия.

И четвертый шаг: а для чего это, собственно говоря, хорошо? Какой это имеет смысл? Для чего я вообще это делаю? Для чего я учусь? И конкретная ситуация выходит в более крупный контекст, на более широкий горизонт. Тогда я могу переживать усиление своей собственной мотивации - или же не переживать.

У меня был знакомый, который после долгой работы над диссертацией, неожиданно заметил, что нет смысла в том, чтобы написать эту диссертацию. Он был педагогом, и оказалось, что никакого интереса к педагогике он не испытывал - просто хотел получить академическое звание. Но для чего жертвовать таким количеством времени ради того, что не имеет смысл? Поэтому он внутренне неосознанно блокировал работу над диссертацией. Его чувства были умнее, чем его разум.

Какие тут можно сделать практические шаги? Нельзя ожидать от себя, что ты сразу можешь быстро все написать. Но можно начать с одного абзаца. Можно взять что-то из какой-то книги. То есть мы видим, что мы можем формировать свою жизнь. Мы видим, то важно взять свою жизнь в свои собственные руки. В проблемах, связанных с волей, мы тоже можем что-то сделать. А именно: посмотреть на структуру воли. Потому что если структуры не выполняются, тогда с волей ничего не получится. Также мы можем в отношении какого-то задания задать себе открытый вопрос: а что говорит против этого? должен ли я действительно это делать? или должен освободить себя, оставить эту задачу? Именно в контексте «оставить» может возникнуть настоящее «хотеть». До тех пор пока я буду себя заставлять, я буду вызывать парадоксальную реакцию.

Человек настолько свободен, что мы хотим перед самими собой оставаться свободными. Большое спасибо вам за внимание.

Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

Полезные советы

Умный человек понимает свои эмоции и умеет с ними справляться.

Секрет этого навыка заключается не только в том, что он делает для этого, но и в том, что он не делает.

Такие люди восхищают окружающих тем, что они в любой ситуации могут сохранить самообладание, спокойствие и душевное равновесие.

Читайте также: 12 признаков того, что у вас ВСЕ ХОРОШО, даже если вы так не думаете

Наверное, это и есть мудрость , к которой стремится каждый человек.

Как оказалось, многое зависит от нашего умения избегать определенных типов поведения, мешающих человеку двигаться вперед и быть счастливым.

1. Умный человек не разрешит испортить себе настроение



Если ваше настроение и самооценка находится в прямой зависимости от того, как вас оценивают окружающие, и как вы выглядите на их фоне, то, к сожалению, вам не принадлежит ваше счастье. Когда умный человек радуется своим победам и успехам, он не разрешит чужому мнению затмить свою радость.

Не имеет значения, что другие люди делают и думают. Это ни в коей мере не должно оказывать влияние на ваше о себе мнение. Что бы о вас не думали окружающие, это всегда субъективная точка зрения, которая не в состоянии отразить реальное положение вещей.

2. Умный человек не забывает



Эмоционально грамотный человек легко и быстро прощает обиды, но это вовсе не означает, что он о них забывает. Прощение означает, что человек просто отпускает всё неприятное и движется дальше. Однако, это совсем не значит, что обидчик получает второй шанс.

Умный человек не хочет увязнуть в результатах чужих ошибок, по этой причине он, конечно же, прощает, но затем усиленно работает над тем, чтобы в будущем обезопасить себя от подобного.

Умный не делает

3. Умный человек не пойдёт на танк с ножом



Умные люди прекрасно знают, насколько важно себя беречь, ведь завтра новый день и новая борьба. Во время конфликта мы зачастую быстро теряем контроль над собой и своими эмоциями и несемся сломя голову в драку, в которой поражение заведомо очевидно. Если вы понимаете свои эмоции и умеете ими управлять, то вы сможете адекватно оценить ситуацию и настоять на своём, когда нужно, а также оценить, в какие противостояния лучше не вступать.

4. Умный человек не бегает за идеалом



Если вы эмоционально зрелый человек, то вы не поставите во главе всего недостижимый идеал, ведь его не существует. Любой, кто стремится к абсолютному совершенству, в итоге всегда испытывает разочарование.

Результат один – вы начинаете изводить себя, что не сумели добиться желаемого, и бесконечно рассуждать, что же вы сделали не так. Умный человек вместо этого получает удовольствие от того, что он смог достичь.

Что не делает умный человек

5. Умный человек не живёт прошлым



Чаще всего поражение – это попытка добиться его-то очень сложного и результат серьезного риска. Но умный человек знает, что успех не в последнюю очередь зависит от того, умеете ли вы проигрывать и идти дальше. Но это невозможно, если продолжать перемывать и не отпускать свои старые ошибки. Если вы живете прошлым, то оно неминуемо становится вашим настоящим, а, следовательно, вы лишаетесь будущего.

6. Умный человек не зацикливается на проблемах



Ваша эмоциональное состояние находится в прямой зависимости от ваших мыслей. Если вы целиком погружаетесь в свои текущие проблемы, вы утопаете в стрессовом состоянии и негативных эмоциях. Эмоционально зрелый человек прекрасно знает, что необходимо концентрироваться на способах решения проблемы, а не на ней самой.

7. Умный человек избегает общения с нытиками



Те, кто любит жаловаться и без конца ныть, могут смаковать свои проблемы бесконечно. Они чувствуют себя лучше, когда находятся сердобольные слушатели, которые готовы их пожалеть. Старайтесь держаться от таких людей подальше, иначе рано или поздно вы обнаружите, что погрязли в их негативе полностью.

Как стать мастером общения с любым человеком, в любой ситуации. Все секреты, подсказки, формулы Нарбут Алекс

Каждый человек делает только то, что он хочет, а не то, чего хотят от него другие

Самая большая ошибка, которую совершают практически все люди, состоит в следующем: если мы хотим что-то получить от другого или побудить его сделать то, что нужно нам, – мы начинаем ему рассказывать, почему мы этого хотим, и как это для нас важно.

Неужели мы думаем, что аргумент: «Я этого хочу!» достаточен, чтобы другой человек все бросил и начал исполнять наши желания? Почему, собственно, он должен делать это? Тем более если у него тоже есть желания, и они, возможно, совсем не совпадают с нашими.

Сами того не замечая, мы следуем абсурдной логике, согласно которой «если я хочу – то ты мне должен». И обижаемся, сердимся, злимся, когда эта логика не работает. А она и не должна работать – ведь она абсурдная!

Очень часто родители пытаются добиться чего-то от детей таким вот, абсолютно неэффективным способом. Например, мать говорит ребенку: «Ты должен есть кашу!» Ребенок не хочет каши, и тогда мать начинает его насильно заставлять есть, принуждая к этому руганью или запугиванием. Ребенок капризничает еще больше, и в итоге мать винит его в непослушании, в том, что он «плохой», и т. д.

Но если маленького беспомощного ребенка еще можно принудить к чему-то силой (хоть и создавая ему таким образом неизбежные психологические проблемы в будущем), то со взрослыми этот «номер» чаще всего не проходит совсем.

Это вовсе не значит, что мы должны отказаться от своих намерений в отношении других людей и вообще перестать чего-либо хотеть от них. Мать, любящая свое дитя, не может просто сказать ему: «Не хочешь – не ешь», и оставить ребенка голодным. Но она может попробовать найти к нему другой подход. А именно – вместо того, чтобы объяснять ему, что он должен есть кашу (потому что она так хочет!), мама может задуматься о том, а чего, собственно, хочет сам ребенок. И использовать его (а не свои) желания в качестве побудительного мотива к трапезе.

Может быть, он хочет поскорее вырасти? А может, он хочет стать самым сильным во дворе, и дать отпор соседскому мальчишке – отъявленному драчуну? А если это девочка, может, она мечтает о том, чтобы скорее стать взрослой и красивой? Умная мама расскажет ребенку, что как раз в этом и поможет ему та самая «ненавистная» каша. И еще разные другие блюда, которые просто необходимы ребенку для достижения его (а не маминых!) целей.

Таким образом на смену абсурдной логике («я хочу – поэтому ты должен») придет нормальная, правильная и эффективная логика: «Если ты хочешь – то ты должен» .

Такая логика эффективна как в отношении детей, так и в отношении взрослых и безотказно действует в любой ситуации.

Суть в том, чтобы пробудить в другом человеке добровольное желание сделать то, чего вы от него хотите. Так, чтобы это стало действительно его собственным желанием.

Если у него нет своего собственного мотива, интереса и желания делать то, что вы от него хотите, – он не будет это делать, если только вы не начнете его принуждать, оказывая давление. Но это уже нецивилизованный способ общения, несовместимый с хорошими отношениями между людьми.

Существует только один путь под небом убедить кого-либо что-либо сделать. Приходилось ли вам задумываться над этим? Да, один-единственный путь – это заставить другого человека захотеть сделать это.

Запомните: другого пути нет.

Конечно, вы можете заставить человека «захотеть» отдать вам часы, ткнув под ребро револьвер. Вы можете принудить служащего к разовому акту повиновения – пока вы не отвернулись от него – пригрозив ему увольнением.

Вы можете ремнем или угрозой заставить ребенка сделать то, чего вы хотите.

Но эти грубые методы имеют крайне нежелательные последствия.

Единственный способ, которым могут убедить вас что-либо сделат, ь – это предложить вам то, чего вы хотите.

Дейл Карнеги. «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей»

Отчего же мы действуем согласно ошибочной логике, пытаясь принуждать других к выполнению наших желаний, вместо того чтобы мягко подводить их к этому, формируя у них соответствующие мотивы, интересы и желания? Потому что с самого детства именно так поступали с нами, а мы просто переняли усвоенные с малых лет ошибочные приемы в общении.

И еще потому, что очень часто мы не отдаем себе отчет в том, что каждый наш поступок в жизни был совершен именно потому, что мы этого хотели. Часто нам кажется, что мы действовали под влиянием обстоятельств или под давлением других людей. И не понимаем, что без нашего на то желания никто и ничто не заставило бы нас и пальцем пошевелить. А если мы совершаем какое-то действие – значит, мы так или иначе сами сделали такой выбор. Даже если на нас повлияли обстоятельства или другие люди – это все равно наш и только наш выбор. Очень важно осознать это! Осознав, что все в вашей жизни – результат вашего выбора, вы почувствуете себя хозяином своей жизни, вы выйдете из роли жертвы и поймете, что свободны в своих решениях и действиях.

После этого вы сможете дать право на такую свободу и другим людям. И тогда вы уже не будете пытаться силой принуждать их что-либо делать. Вы поймете, что гораздо выгоднее действовать мягко, побуждая человека действовать исходя из его интересов, а не из ваших, и демонстрируя его собственную выгоду от того рода действий, которых вы от него ждете.

И никогда не будете требовать от другого человека, чтобы он делал для вас то, в чем нет никакой выгоды и никакого интереса для него самого.

Следующее упражнение поможет вам осознать, что у каждого вашего поступка (даже у того, который вам кажется совершённым по чужой воле) есть позитивный мотив – то есть, совершая его, вы хотели получить что-то хорошее для себя.

Соответственно, вы осознаете, что и другой человек не станет ничего делать, если не увидит в этом действии нечто хорошее для себя.

Из книги Моральное животное автора Райт Роберт

Из книги Женщина. Бери и пользуйся автора Виталис Вис

Из книги ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть. автора Гагин Тимур Владимирович

2. ЧЕГО ХОТЯТ ЖЕНЩИНЫ Чего хочет женщина – того хочет бог. Следовательно, бог хочет новых шмоток и замуж. Djavol ([email protected]) Сами женщины говорят, что прекрасно знают, чего они хотят. Хотят они любви… а больше им ничего и не нужно. Типа, такие вот они нежные и духовные, что все

Из книги Азбука для несовершеннолетних: Сборник автора Автор неизвестен

Вторая пресуппозиция: Каждый делает лучший выбор из тех возможностей, которые считает доступными Человек, который кончает жизнь самоубийством, тоже делает лучший выбор из тех возможностей, которые СЧИТАЕТ доступными. Он считает, что у него есть возможность прожить жизнь

Из книги Техники точечного массажа: избавление от психологических проблем автора Галло Фред П.

Знают, чего хотят В отличие от множества прочих, которые в лучших случаях знают лишь, чего не хотят. Самое тяжелое положение у тех, кто не знает, чего хотеть от себя. Заметил: счастливые хотят, только то, что имеют – в реальности или в возможной

Из книги Дочковедение. Отцы, воспитывающие дочерей автора Латта Найджел

Из книги. Матери, воспитывающие сыновей автора Латта Найджел

2 Чего хотят папы Когда я писал подобную главу для «Сынологии», она оказалась намного длиннее. Причина в том, что в деле воспитания детей матери хотят гораздо большего, чем отцы. Это не значит, что они любят их больше, чем мы, – просто мамы чаще волнуются по самым разным

Из книги Верьте мне – я лгу! автора Холидей Райан

2 Чего хотят мамы - Чего же вы хотите? - спросил я у Салли.Ее муж Джефф сидел с таким видом, который означал для меня следующее: «Не представляю, зачем мы сюда пришли, поэтому пусть лучше говорит она». Некоторые могут счесть эту позу проявлением нежелания выполнять

Из книги Как научиться понимать своего ребенка автора Исаева Виктория Сергеевна

Из книги Женщина как реальность [Особенности женского интеллекта] автора Весельницкая Ева Израилевна

Чего хотят дети? Да, да! Не смейтесь, но у малышей тоже есть свои потребности! Кстати, не менее серьезные, чем у взрослых. Вот только рассказать о них кроха пока не может. Но, к счастью, рассказать об этих первых потребностях можем мы! Все, что вам останется, – ориентироваться

Из книги Все виды манипуляций и методы их обезвреживания автора Большакова Лариса

Чего хотят от женщин? Есть одно замечательное правило, которым не следует пренебрегать. Если мы оказываемся в новой ситуации: устраиваемся на новую работу, переселяемся жить в другую страну, знакомимся с семьей любимого человека, то предполагается, что мы знаем, зачем мы

Из книги Психология мотивации [Как глубинные установки влияют на наши желания и поступки] автора Хэлворсон Хайди Грант

Чего хотят от вас манипуляторы Многое зависит от сферы, в которой осуществляется манипуляция. Если это сфера обслуживания и торговли, как правило, они хотят ваших денег. В сфере политики интересны могут быть ваш голос как избирателя, ваша поддержка или отсутствие

Из книги Новые размышления о личном развитии автора Адизес Ицхак Калдерон

Дать им то, чего они хотят? Вероятно, самое знакомое всем ощущение «соответствия» возникает, когда наши потребность или желание совпадают с тем, что нам может дать идея, действие или продукт. (Для Джона и Рэя грант от ННФ «соответствует» их насущной потребности в

Из книги Королева мужских сердец, или Из мышек в кошки! автора Тасуева Татьяна Геннадьевна

Чего хотят женщины и чего – мужчины Женщины хотят любви, мужчины – уважения.Не помню, где прочел эту мысль, но с тех пор она засела у меня в голове и я все время о ней думаю. А что думаете по этому поводу вы?Заметьте, я не считаю, что женщинам не нужно уважение.

Из книги Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей автора Карнеги Дейл

Чего хотят мужчины? Милый, любимый, единственный, Ты половинка моя. Милый, любимый, единственный, Как же ты там без меня? Из песни Кати Огонек Наши герои – загадочные и непонятные. Были, есть и останутся таковыми, потому что мы – разные. Недаром говорят: «Мужчины – с Марса,

Из книги автора

Глава 18. То, чего хочет каждый Хотите иметь в своем распоряжении магическую фразу, прекращающую споры, уничтожающую недоброжелательность, пробуждающую добрую волю и побуждающую других внимательно вас слушать?Хотите? Прекрасно. Вот она. Начинайте так: «Я ни на йоту не

В детстве я была творческим, мечтательным человеком, жила в каком-то своем мире фантазий, меня не особо интересовал мир окружающий. Я быстро развивалась, рано начала много читать. У моих дедушки и бабушки была огромная библиотека, и в детско-подростковые годы я прочла ее практически всю. Позднее я поняла, что моя тяга уйти в книжный мир, была продолжением детского стремления уйти в мир своих фантазий. При этом, живя в реальном мире, я не могла избежать его.

Жить, видя несовершенство окружающего мира, было довольно сложно. Часто я ловила себя на мысли, что так жить мне не хочется. Из-за сложных отношений в семье, из-за непонимания близких людей я чувствовала себя одинокой. Попытки мамы, воспитанной на лозунгах и бескомпромиссных догматах, вылепить из меня идеального ребенка не увенчались успехом. Во мне они вызывали только бунт, поэтому все воспитание вскоре свелось к критике – мол, все я делаю не то и не так. Не однажды мне хотелось умереть. Благодарю Господа, что Он уберег меня от того, чтобы перейти последнюю границу, ведущую к суициду…

Неудивительно, что, взрослея, я начала все больше времени проводить на улице. У меня была большая дворовая компания, где я считалась одной из ярких фигур. Мы бродили до ночи, гоняли на велосипедах, позже на мотоциклах. Практически все ребята моей компании были из рабочих семей. Моя дружба с ними стала своего рода вызовом той рафинированной интеллигентной среде, в которой росла я. Мне казалось тогда, что среди простых, более примитивно мыслящих людей можно найти более искренние отношения.
Отношения с родителями в это время еще больше обострились, я приходила домой только ночевать. Поступив в художественное училище, вскоре я вышла замуж – очень уж мне хотелось чьей-то заботы, участия и понимания. В 21 год у меня было уже двое детей. Мой брак был очень странным и тяжелым: мы с мужем любили друг друга, но в то же время постоянно больно друг друга ранили. Позднее я поняла, что ни у него, ни у меня не было перед глазами примера здоровых супружеских отношений между родителями, никто никогда не учил нас правильно строить брак, и мы были просто обречены на развал семьи.

Проблемы в браке способствовали тому, что я стала искать Бога. Много размышляла о том, почему люди часто бывают не властны над собой, непоследовательны в своих поступках и мыслях; почему делают то, чего не хотят делать, и наоборот. Позднее я прочитала в Библии, что апостол Павел тоже задавался этим вопросом: «…Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим.7:15). Уже тогда я научилась отделять моего мужа, причиняющего мне страдания, от некой духовной сущности, которая им руководила, хотя до конца не понимала, что это за сила. Я понимала, что не могу во всем обвинять только мужа, и это давало мне силы прощать его. Если бы я не перевела его из разряда палачей в разряд жертв, эта непосильная ноша, наверное, раздавила бы меня.

Однажды сосед, у которого закончились деньги, предложил мне купить Библию. Она стоила двадцать пять рублей – сумасшедшие по тем временам деньги, особенно для меня, сидящей в декретном отпуске со вторым ребенком и получающей пособие 12 рублей. Не знаю почему, но я сразу согласилась на покупку. Открыв первую главу, стала читать просто, как сказку. Но когда дошла до историй о войнах израильтян, читать стало тяжело, и книга до поры до времени легла на полку. До Нового Завета я не дочитала… Библия тогда не слишком связалась в моем сознании с Богом, незримое присутствие Которого я всегда ощущала. Сколько себя помню, я всегда верила, что Бог есть, но не имела понятия о Нем как о личности. Для меня это был какой-то «высший разум», производящий какие-то сверхъестественные вмешательства в жизнь людей. В моей собственной жизни было много случаев чудесного спасения в ситуациях, в которые я попадала из-за моей тотальной невезучести или из-за ссор с мужем.

Однажды муж в пьяном угаре поднял меня высоко, потом разжал руки, и я упала спиной на пол с высоты примерно полтора метра. Сразу после падения я автоматически перевернулась и осталась на полу, на коленях, прижав к полу лицо. Наверное, я тогда практически умерла, потому что от удара что-то случилось с моими легкими. Я смогла выдохнуть, но не смогла вдохнуть, потом ясно услышала, как перестало биться мое сердце, и ощутила себя летящей по узкому темному туннелю… Очнулась от того, что кто-то резко хлопнул меня по спине. От сильного удара легкие развернулись, «завелось» сердце, я начала дышать и вскоре смогла встать. Оказалось, что моя соседка, сама не зная зачем, вдруг решила зайти ко мне (благо входная дверь была не заперта). Увидев меня в такой странной позе, она, не долго думая, со всего размаха стукнула меня по спине, хотя, по логике, должна была бы попытаться поднять меня с пола. Похожие случаи, когда я была на «шаг от смерти» и меня спасало какое-то сверхъестественное вмешательство, были не единичны.

Через 8 лет брака мы с мужем развелись, но еще 15 лет жили под одной крышей. Следствием всего пережитого явилось то, что я абсолютно перестала чувствовать свою ценность как личности, как человека, как женщины, как члена общества, как специалиста... Я ходила, опустив голову и глядя в землю, вся в комплексах неполноценности, и большую часть времени молчала. Из-за множества сильных переживаний и душевных потрясений у меня атрофировались эмоциональные чувствования, жизнь стала видеться серой и пресной. В 26 лет я ощущала себя абсолютной старухой.
Мне очень хотелось снова начать ощущать вкус жизни, и я решила, что мне нужна сильная любовь, которая раскрасила бы мой серый мир яркими красками. Однажды я попросила Бога дать мне еще хотя бы раз пережить такое чувство, которое окрыляет и дает желание жить.

Вскоре я получила «просимое», познакомившись с молодым человеком. Оказалось, что этот парень в то время лечился от лимфогрануломатоза в онкологической больнице. Я просто летала на крыльях своих чувств, у меня были силы каждый вечер, уложив детей спать, ехать за город в больницу к любимому, чтобы хоть час до отправления последнего автобуса посидеть и поговорить с ним на подоконнике в пустом вестибюле. Чувства, которые просто «накрыли» нас обоих, были очень острыми и высокими. Время, которое мы были вместе, мы прожили так, как будто каждый день был последним. Через полгода мой любимый человек умер на операционном столе. Любовь и боль, которые я пережила, дали мне понимание того, какими могут быть отношения между людьми, когда чувства приходят с неба.

Незадолго до этих событий я познакомилась с женщиной, предложившей работать вместе с ней, занимаясь организацией концертов. Я уволилась из дома культуры, где работала художником, и окунулась в мир шоу-бизнеса. Новая знакомая во многом помогла мне выйти из моего депрессионного состояния. В одну из первых встреч она подвела меня к зеркалу и сказала: «Посмотри на себя! Ты молодая, умная, у тебя грамотная речь. Почему ты смотришь в пол и ходишь, втянув голову в плечи, как старуха? Ты многое можешь в жизни делать успешно!» Эти слова будто перевели меня в другое измерение – я ей поверила. Вскоре я стала зарабатывать неплохие деньги. Но и там проявились проблемы. Моя напарница страдала алкоголизмом и любовью к деньгам. Из-за этого она часто обманывала меня, и я не раз оказывалась под прессингом обид, когда видела, что она откровенно меня использует в своих целях. Я часто просила у Бога помощи, чтобы простить ее, оставалась с ней в деле, потому что жалела ее и помнила, как однажды она помогла мне изменить мнение о себе.

Получилось так, что смерть любимого человека совпала с очередным предательством со стороны подруги. У меня случился нервный срыв, я попала в больницу в отделение неврозов. Там меня закололи уколами, закормили транквилизаторами, и я опять «отморозилась». Вернулась моя жизнь «в сером цвете». Несколько лет я жила, как на автопилоте, и в тот период мне было совершенно все равно, что со мной происходит, какие люди рядом и как они мною пользуются. Я чувствовала, что нужно найти точку опоры, чтобы жить дальше. Знала одно: если не будет якоря – жить я не буду. Часами я ходила по городу и разговаривала с Богом. Я не понимала, Кто Он такой, но понимала, что люди помочь мне не могут. Я спрашивала у Бога, почему у меня «все не как у людей», почему мне не хочется жить в мои 32 года. У меня в сердце была пустота, тоска по кому-то или чему-то, но я не могла понять, по кому и чему.

За 5 предыдущих лет в нашей семье раз в год случались похороны – умер весь папин род. Я поняла, что на нашем роду проклятие. Все чаще приходили мысли, что я следующая, и в какой-то момент я заболела. Симптомы болезни были очень похожи на те, которые предшествовали смерти моего любимого человека – постоянные скачки температуры, слабость, потеря сознания. Врачи не могли поставить диагноз, только говорили, что с такой формулой крови, как в моих анализах, люди не живут. Я легла в больницу, но там тоже никто не мог мне помочь. Я понимала, что умираю, стала жалеть, что оставляю своих детей, – и вдруг отчетливо поняла, что если не прекратить это проклятие, мои дети тоже будут обречены. Я почувствовала, что должна жить ради сына и дочери, что нужно поставить барьер, прекратить вымирание рода! Я захотела жить ради того, чтобы остановилось проклятие. Лежа в палате, однажды ночью я мысленно разговаривала с бывшим мужем, со своей подругой-напарницей, с мамой – с людьми, принесшими мне много страданий, из-за которых я пребывала в глубоком непрощении. Неожиданно я услышала очень добрый голос, отчетливо сказавший мне: «Доченька, если не простишь – ты умрешь». Тогда я заплакала и сказала: «Я хочу простить, но у меня не получается!..» Тот же голос произнес: «Если ты хочешь, Я тебе помогу». Я проплакала всю ночь, повторяя: «Хочу простить, помоги мне, пожалуйста!» Утром я встала и почувствовала, что здорова!

После этого я стала еще больше искать Бога. Я понимала, что Он есть, что Он назвал меня доченькой, что Он помог мне простить! Сама я не смогла бы никогда это сделать.

Однажды та самая подруга, через которую я попала в мир шоу-бизнеса и с которой мы достаточно долгое время не общались, вдруг объявилась и пригласила меня в гости. Приехав к ней, я увидела, что она стала новым человеком. Она рассказала о том, что ходит в церковь, и пригласила пойти вместе с ней. Я отказалась, потому что считала, что у меня есть взаимоотношения с Богом. Затем все-таки согласилась. В первый раз на служении я ничего не слушала, лишь оценивала происходящее профессиональным оком работника шоу-бизнеса. В конце служения пастор призвал к покаянию. Я не очень понимала, что это такое, но знала, что мне нужно это сделать. Выйдя, я повторяла слова молитвы, и в это время у меня было такое чувство, будто на меня выливают теплое приятное масло. Я вдруг мысленно увидела картину: вот дворняга, она родилась и полжизни прожила на улице, питаясь объедками. Ее поливало дождем, жарило солнцем, било градом и снегом. И вдруг ее взяли в дом, а она даже не знала, что такое бывает: что есть дом, и внутрь берут собак. Ее отмыли, положили на коврик, поставили миску с едой. Я чувствовала себя этой собакой, которую взяли в дом. Словами я не могла описать то, что переживала в тот момент, поэтому мое подсознание нарисовало такую картину. Я поняла, что очень многие такие «собаки» всю жизнь проживают на улице и умирают там, не зная о другой жизни.

Масло, пролившееся на меня в духе с неба, исцелило все. Я понимала, что попала в то место, которое долго искала. Я нашла Бога Таким, Какой Он есть. Раньше я тосковала, но не знала о чем. В тот день я нашла это. Общаясь ранее с белорусскими и российскими «звездами» шоу-бизнеса, зная их жизнь, я понимала, что никакой рукоплещущий многотысячный концертный зал не даст им того, что я получила в тот день в церкви.

Мое покаяние стало моим «сдаюсь». Я понимала, что идти мне больше некуда. Но я даже предположить не могла, насколько этот путь будет созидательным для меня! Я была счастлива уже от того, что Бог меня принял, удочерил, дал мне надежду на перемены. Я пришла к Богу от своей внутренней, духовной нищеты – и получила покрытие этой нищеты. Бог дал мне больше, чем я могла мечтать. Он дал мне обеспечение всех моих нужд.

Уйдя из шоу-бизнеса, два года я была безработной. Нужно было содержать двоих детей-школьников. Но мне не хотелось снова возвращаться в тот мир и работать для развлечения людей, которые идут в ад. Я совершенно не представляла, куда еще можно себя приложить. Со временем я начала помогать в церкви чем могла: готовила еду для работников офиса, помогала оформлять документы для поездок. Я была счастлива этим заниматься, при этом Бог чудом восполнял мои материальные нужды. Например, мне стали возвращать старые долги, о которых я совсем забыла и не надеялась их вернуть. Я сказала Богу в молитве: «Господь, Ты видишь, что я Тебя люблю, хочу Тебе служить. Мне нужна такая работа, которая не будет мешать служить Тебе». Однажды я пришла в кадровое агентство, куда устроилась моя сестра. И директор неожиданно предложила мне работать у них. От меня требовалось умение общаться с самыми разными людьми. Эта работа была по мне, поэтому я органично и быстро туда влилась, стала зарабатывать хорошие деньги. В этом я ощутила Божье благословение, потому что смогла обеспечивать свою семью. На сегодняшний день Бог развивает мою карьеру: я работаю в иностранном представительстве, связанном с кадровым бизнесом. У меня хорошая зарплата, а нагрузка стала меньше.

Все, что случалось в жизни, становилось для меня уроком. Я поняла, что, покоясь в Боге, имея Его мир, можно подняться на такую высоту, где тебя не достанут обидные слова, клевета, ненависть. Я поняла, как здорово иметь такое укрытие, и этим надо пользоваться: не опускаться с этой высоты на человеческий, плотской уровень.

Я очень счастливый человек. Бог научил меня быть счастливой независимо от внешних обстоятельств. Испытания приходят, уходят, и это нормально. Я всегда спрашиваю у Бога, чему Он хочет научить меня через те или иные обстоятельства. Стараюсь сохранить мир и покой в сердце, потому что тогда у меня есть шанс услышать, что в этих обстоятельствах мне скажет Бог. Когда начинаешь паниковать, нет шансов понять волю Бога и поступить правильно.
После покаяния я со слезами спрашивала у Бога, почему я потеряла столько лет, живя в проклятиях и не зная Его любви. Господь ответил мне голосом, как когда-то в больнице: «Детка, я верну тебе все годы, которые украл у тебя сатана». И, действительно, я стала ощущать, будто с каждым следующим годом становлюсь моложе, даже исчезли некоторые морщины. Так продолжалось восемь лет. Потом началась обычная жизнь в моих годах. Вспоминая прошлое, я поняла, что особенно тяжелым в моей жизни был период именно длиной в восемь лет. Бог полностью восстановил мое здоровье, сейчас нет никаких проблем, хотя время летит, и на сегодняшний день я уже стала бабушкой.

Я счастлива, что мне не нужно рыдать у кого-то на груди, когда бывает нелегко. Я научилась «залезать на коленки» к своему Небесному Отцу, устраиваться поудобнее, и отдавать Ему все свои тревоги. Он меня ни разу не разочаровал. У Него я всегда нахожу утешение, вдохновение и силу.
С любовью во Христе, Ирина

Технический центр Volkswagen - vw.auto-autoservice.ru - Москва. Ремонт авто.