13.06.2019

Американский палубный истребитель f a 18. Аварии и катастрофы. Крыло и оперение


9 января 1941 года лётчик-испытатель Х. Торн поднял в воздух прототип, имевший бортовой номер BT308, которому суждено было стать самым массовым британским бомбардировщиком.

Успешные испытания "Lancaster" привели к отказу от дальнейшего выпуска "Manchester", вместо которых в июне 1941 года было заказано 454 четырехмоторных бомбардировщика. Головной самолёт впервые поднялся в воздух 31-го октября 1941 года, что было благоприятно воспринято Бомбардировочным Командованием. Первые серийные самолёты поступили на вооружение No.44 Squadron RAF, который ранее летал на "Hampden". Экипажами этого дивизиона был выполнен первый боевой вылет – 3 марта 1942 года три бомбардировщика осуществили постановку мин в Северном море. Этот стало первым шагом на долгом пути самолётов "Lancaster", которые выпускались почти в 20 модификациях и поставлялись на экспорт. К концу 1944 года промышленность поставила своеобразный рекорд, выпуская по 260 бомбардировщиков в месяц.
Рожденный путем компромисса и появившийся из проекта среднего бомбардировщика, "Ланкастер" стал самым удачным английским тяжелым бомбардировщиком периода второй мировой войны. Его разработка началась, когда в Европе уже три месяца шла война, но к тому времени, когда война кончилась, их было построено уже около 7300. "Ланкастер" так интенсивно использовался королевскими ВВС, что около половины этого количества, 3345, числится потерянным на боевых заданиях. "Ланкастеры" Бомбардировочного командования совершили между 1942 и 1945 гг. 156000 вылетов, сбросив свыше 600000 т бомб, включая 9988-кг бомбы глубокого проникновения "Грэнд Слэм", которые не мог нести ни один другой серийный самолет времен войны, 5448-кг бомбы "Тэллбой" и известные бомбы Уоллиса для разрушения плотин.

Боевое применение

Бомбардировщиков "Lancaster" постепенно стали основной ударной силой Бомбардировочного Командования, потеснив в количественном отношении НР.57 "Halifax" и практически полностью вытеснив двухмоторные самолёты аналогичного назначения. На счету "Lancaster" такие операции, как разрушение дамб в Западной Германии (май 1943 г.), удары по линкору "Tirpitz" (1943-1944 гг.), налёты на базы подводных лодок и бомбардировки стратегических объектов на оккупированных территориях. Некоторое количество "Lancaster" было отправлено на Дальний Восток, но до конца войны на этом ТВД они не сыграли существенной роли. Кроме того, весной 1945 года бомбардировщики привлекались для заброски продовольствия на территорию Голландии и Дании. После завершения боевых действий в Европе "Lancaster" использовались при эвакуации 75000 военнопленных из Германии и Норвегии.
Большинство вылетов обходилось без больших потерь, но были в истории "Lancaster" откровенно "черные дни". В качестве примера можно привести дневной налёт 17-го апреля 1942 года на верфи фирмы MAN в Аугсбурге, в котором принимало участие 12 самолётов из состава No.44 и No.97 Squadron. Время налёта было выбрано явно неудачно, что позволило немецким зенитчикам и истребителям сбить 7 бомбардировщиков. Знаменитая операция по уничтожению плотин, проведенная 16 мая 1943 года, также не обошлась без крупных потерь – из 19 специально оборудованных самолётов было сбито 8. Утраты были тем более чувствительны, есть учитывать гибель хорошо подготовленных лётчиков, каждый из которых имел налёт не менее 2000 часов. Впрочем, самый неудачный бой с участием "Lancaster" состоялся в ноябре 1943 года, когда один ночной перехватчик Не-219А сбил сразу пять британских бомбардировщиков.
С весны 1945 года "Lancaster" начали приспосабливать для дальней разведки, для чего было выделено 100 самолётов. Этими машинами, получившими обозначение GR.Mk.3, оснастили три дивизиона в метрополии и два на Мальте.


Конструкция

«Авро Ланкастер» - четырёхмоторный свободнонесущий цельнометаллический среднеплан, имеющий овальное сечение фюзеляжа. Самолёт собирался из 36 отдельных модулей, имевших буквенно-цифровое обозначение, что упрощало его производство. Фюзеляж - клёпаный полумонокок, состоял из пяти модулей, соединявшихся болтами. Передний (D1) содержал в себе кабину бомбардира и переднюю стрелковую башню, следующий D2 - кабину пилотов и переднюю часть бомбового отсека, F1 выполнялся заодно с центропланом и состоял из кабины штурмана и радиста и основной части бомбоотсека, к D3 крепилась верхняя стрелковая башня, и хвостовая D4 предназначалась для установки стабилизатора, хвостового колеса и задней стрелковой башни. Для транспортировки фюзеляж мог разбираться на 3 части. Бомбовый отсек длиной 10,05 м, доставшийся от «Манчестера», закрывался двумя створками с помощью гидравлики. Вдоль всего фюзеляжа имелся проход, что позволяло оказать помощь при ранении членов экипажа и обеспечивало взаимозаменяемость.

Крыло также состояло из пяти модулей - центральной, интегрированой с фюзеляжем, двух внутренних секций с внутренними двигателями, и двух внешних консолей со своими двигателями. Крыло - двухлонжеронное, с работающей обшивкой. Закрылки - двухсекционные, по секции на внутренней и внешней консолях, с металлической обшивкой и гидроприводом. Внутренние секции закрылков отклонялись вместе с задней частью мотогондол. Элероны с полотняной обшивкой, оснащены триммерами. Хвостовое оперение - двухкилевое с килями овальной формы, стабилизатор - двухлонжеронный. Рули высоты и направления с металлической обшивкой и имели весовую и аэродинамическую компенсацию.

Шасси трёхстоечное, с хвостовым колесом. Основные стойки убирались гидроприводом назад-вверх в мотогондолы внутренних двигателей и после уборки полностью закрывались створками. Амортизация - масляно-воздушная, тормоза пневматические. Хвостовая стойка - неубирающаяся, дополнительное сопротивление, создаваемое ей в полёте компенсировалось меньшим весом из-за отказа от привода.

Источник:

"Ланкастер" строился в больших количествах, но существовал только в четырех серийных вариантах: двух основных и двух менее важных. Этот факт означает, что конструкция с самого начала была совершенно правильной. "Ланкастер" I оставался в производстве до самого конца войны, практически не изменившись с того времени, когда он был внедрен в производство в начале 1942 г. Существенно улучшило характеристики успешное применение последних вариантов "Мерлина". Первоначально стандартным был "Мерлин" XX, дающий 1280 л.с. на взлете при наддуве 0,84 кг/см2 и имеющий максимальную мощность I480 л.с. на высоте 1830 м. С этими моторами максимальный вес был ограничен 27921 кг и "Ланкастер" I в начале своей карьеры имел максимальную скорость 462 км/ч на высоте 3505 м, рабочий потолок 7468 м и дальность 2671 км, если он нес 6356 кг бомб со скоростью 388 км/ч. Внедрение "Мерлина" 22 с наддувом 0,98 кг/см2 при взлете и наборе высоты позволило увеличить максимальный вес до 28602 кг. При таком весе "Ланкастер" I в боевых условиях должен был иметь максимальную скорость 434 км/ч на высоте 5791 м. Его дальность была 3942 км с грузом 8850 кг бомб и 1641 км с 6356 кг. Еще больших весов добились с введением "Мерлина" 24 на поздних "Ланкастерах" I (без изменения обозначения). Эти моторы имели наддув 1,27 кг/см2 для взлета и набора высоты, имея взлетную мощность 1620 л.с., обеспечивая взлетный вес 30872 кг или, в исключительных случаях, 32688 кг.

Характеристики

Технические характеристики

Экипаж: 7 человек
Длина: 21,18 м
Размах крыла: 31,09 м
Высота: 5,97 м
Площадь крыла: 120 м²
Масса пустого: 16 705 кг
Масса снаряжённого: 29 000 кг
Максимальная взлётная масса: 30 845 кг
Силовая установка: 4 × поршневой Rolls-Royce Merlin XX V12
Мощность двигателей: 4 × 1280 л. с.

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 450 км/ч
Практическая дальность: 4600 км
Практический потолок: 8160 м
Скороподъёмность: 320 м/мин
Нагрузка на крыло: 168 кг/м²
Тяговооружённость: 130 Вт/кг
Вооружение

Стрелково-пушечное:
8 пулемётов Браунинга кал. 7,7 мм (.303 British)

Боевая нагрузка: максим. 10 000 кг
нормальная 6400

Послевоенная служба

С весны 1945 года "Lancaster" начали приспосабливать для дальней разведки, для чего было выделено 100 самолётов. Этими машинами, получившими обозначение GR.Mk.3, оснастили три дивизиона в метрополии и два на Мальте.
В послевоенные годы "Lancaster" стали передавать в состав гражданской авиации, без военного оборудования и вооружения. Массовым стал спасательный вариант на основе Mk.III, который нес радар ASV Mk.VII и сбрасываемую лодку "Uffa Fox" в бомболюке – всего было переоборудовано 112 самолётов.
По состоянию на март 1950 года, когда "Lancaster" было решено перевести во вторую линию, этими бомбардировщиками всё ещё были оснащены восемь дивизионов в Великобритании, два в Индии и три на Ближнем Востоке. Последний самолёт, эксплуатировавшийся в метрополии, выполнял полёты до октября 1956 года в Школе морской разведки.
Дольше всего "Lancaster" использовались в Канаде, где все бомбардировщики переоборудовали для других целей: 10BR (бомбардировщик-разведчик), 10MR (морской разведчик), 10MR (морской патрульный), 10SR (морской спасательный), 10Р (фоторазведчик) и 10N (тренировочный для штурманов). Последний из этих самолётов был списан только в 1964 году.

Экспортные поставки оказались незначительными и, по большому счету, стали следствием политики избавления RAF от избыточного количества самолётов. Так, в 1948 году 15 бомбардировщиков было продано Аргентине и ещё 9 оставили в Египте, когда RAF свёртывали там своё военное присутствие. В основном эти бомбардировщики использовались в качестве военно-транспортных самолётов. По крайней мере, об их использовании по прямому назначению в ходе первой арабо-израильской войны ничего неизвестно.
Наибольшее количество "Lancaster" досталось Франции, которая всеми силами стремилась восстановить не только собственные ВВС, но и влияние в колониальных владениях. В течении 1952 года британцы передали 32 Mk.I и 22 Mk.VII в разведывательном варианте, которые поступили на службу морской авиации. Эти самолёты служили не только во Франции, но также базировались в Алжире и на базах в Тихом океане. Последние французские "Lancaster" были выведены из эксплуатации в 1964 году.

Источник:

Интересные факты

Появление на свет модификации «Ланкастер» В. Mk I (Special) было прямо связано с принятием на вооружение Королевскими ВВС 10-тонной бомбы «Грэнд Слэм» - самой крупной, из применявшихся во время Второй Мировой войны. Самолеты просто «распотрошили», чтобы они могли нести этот тяжелый груз. Створки бомбоотсека были сняты, а сам он получил небольшие обтекатели спереди и сзади. Были установлены более мощные моторы «Мерлин» 24 и усилены стойки шасси. Наземные и летные испытания новой бомбы проводились на бомбардировщиках с серийными номерами PB529/G и PB995/G. Эти машины имели полный комплект оборонительного вооружения, характерный для Mk I, но на доработанных Special-самолетах передняя и верхняя турели демонтировались, а вооружение хвостовой сокращалось до пары 7,69-мм пулеметов. При взлетном весе 33112 кг (запас топлива был уменьшен до 6340 литров) эти «Ланкастеры» имели дальность полета 2655 км, что было вполне достаточно при взлете с баз на территории континентальной Европы. Боевой дебют нового оружия состоялся в марте 1945 года. Даже значительно облегченные машины не могли поднять «Грэнд Слэм» на высоту более 5180 м - гораздо ниже, чем планировал ее создатель, Варне Уоллис. Тем не менее, при практическом применении (до конца войны успели сбросить 41 бомбу) результаты оказались превосходными - все цели были либо стерты в порошок, либо серьезно разрушены.
- На сегодняшний день сохранились два летающих экземпляра - PA474 (Мемориальная эскадрилья британских ВВС) и Avro Lancaster X - Canadian Warplane Heritage Museum, Hamilton, Ontario - Канадский музей военных самолётов

"Ланкастер" в Красной Армии

В сентябре 1944 г. советское и английское командования предприняли совместную операцию "Параван" против немецкого линкора "Тирпиц", отстаивавшегося в Альтен-фьорде на побережье Норвегии. Линкор ранее был несколько раз поврежден, но продолжал оставаться потенциальной опасностью на пути северных конвоев из Англии в Советский Союз. В ходе операции 38 "Ланкастеров", 2 транспортных "Либерейтора" и один разведчик "Москито" направили на аэродром Ягодник в Архангельской области.
Соединение, собранное из самолетов 6 17-й и 9-й бомбардировочных эскадрилий королевских ВВС, было укомплектовано "Ланкастерами" модификаций I (с моторами Роллс-Ройс "Мерлин 24") и III (с моторами Паккард "Мерлин 224"), специально приспособленными для подвески сверхтяжелых бомб весом 12000 фунтов (5450 кг). Внешне они отличались от стандартных углубленным "пузатым" бомбоотсеком и отсутствием верхней турели FN50.
С 6 часов утра 12 сентября английские самолеты начали садиться на аэродромы архангельского узла. По различным причинам 10 бомбардировщиков совершили вынужденные посадки в Онеге, Беломорске, Кегострове, Молотове (Северодвинске) и просто в тундре. Одна машина села в столь неудобном месте, что пришлось сбросить парашютиста-проводника, который вывел экипаж к реке, где ждала летающая лодка МБР-2. 7 самолетов были повреждены, один из них наши и английские специалисты отремонтировали.
15 сентября 27 "Ланкастеров" (включая отремонтированный) отбомбились по "Тирпицу". На цель их вели наши штурманы. Советские самолеты также вели предварительную разведку и затем фотографировали результаты налета. Из 21 сверхмощной бомбы "Теллбой" (шесть машин несли обычные бронебойные бомбы по 224 кг) одна попала прямо в линкор, также в цель угодили и несколько более мелких. Однако, "Тирпиц" остался на плаву. Англичане потерь не имели.
С 16 по 28 сентября все исправные "Ланкастеры" вернулись на свои базы в Великобритании. Впоследствии им все-таки удалось добить "Тирпиц", который немцы перевели на новое место - у о.Ха-ак.
На советской земле осталось шесть поврежденных "Ланкастеров" - один "Ланкастер" III и пять "Ланкастеров" I. Четыре из них были исследованы на предмет возможного восстановления. Два наименее поврежденных доставили в Кегостров, где в мастерских ВВС Беломорской военной флотилии под руководством главного инженера Кирьянова занялись их ремонтом и переделкой.
Все вооружение с них сняли, заднюю турель зашили листами дюраля. Поврежденную носовую часть изменили: старый "ступенчатый" нос со стрелковой установкой заменили новым прозрачным обтекателем. Окраска осталась прежней, английской (коричнево-зеленый верх и черный низ), только опознавательные знаки закрасили нашей зеленой краской (отличавшейся по тону) и сверху нанесли красные звезды в черной окантовке. Обе машины переделывались однотипно.
Одна из них, с номером "01", досталась 16-му транспортному отряду (трао), где эксплуатировалась с конца января 1945 г. (предположительно это был самолет с номером МЕ559, выпущенный фирмой "Мэтрополитэн-Виккерс"). Командиром самолета был В.Ш.Евдокимов, штурманом - В.Я.Андреев. 16-ый трао являлся наследником известной 2-ой отдельной авиагруппы И.Т.Мазурука, сформированной в начале войны из полярных летчиков. Хотя он и назывался транспортным, но использовался не только и не столько для перевозки людей и грузов, сколько для сопровождения конвоев, ледовой разведки, патрулирования. "Ланкастер" тоже летал ∙на поиск подводных лодок (хотя не нес ни бомбового, ни стрелкового вооружения), на разведку отдаленных районов, где была очень ценна его большая дальность и продолжительность полета. Например, 24 января "Ланкастер" провел ледовую разведку участка губы Белужья (Новая Земля) - Нарьян-Мар.
Экипаж "Ланкастера" у нас составляли 4-5 человек: один или два пилота, штурман и два механика.
В августе 1945 г. эту машину направили на Тихий океан, но в Красноярске она застряла из-за нехватки горючего. Пока ждали бензин, война с Японией кончилась. Летом 1946 г. этот "Ланкастер" перегнали в Ригу, в авиатехническое училище, как наглядное пособие. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Второй восстановленный "Ланкастер", с номером "02", попал в 70-й отдельный транспортный полк (отрап) ВВС Северного флота. Командиром этой машины был И.И.Дубенец. После расформирования 16-го трао в 1946 г. оба самолета недолго находились вместе в 70-м мотрап, "02" после войны разбили при посадке на аэродроме в Измайлове, в Москве. Бомбардировщик выкатился за пределы летного поля, подломал шасси и изуродовал носовую часть. Восстанавливать еще раз его не стали - списали.
Конечно, два самолета не могли изменить ход войны. Тем не менее, надо указать, что в отличие от В-17 и В-24, так и не принявших участия в боевых операциях с советскими экипажами, "Ланкастеры" с красными звездами успели совершить значительное количество боевых вылетов, хотя и не встречались с врагом "лицом к лицу", и таким образом внесли свой вклад в общую победу.

В Ответ на спецификацию RAF Р. 13/36 на двухмоторный средний самолетах бомбардировщиках фирмы AVRo и «Хендли Пейдж» создали конструкции, оснащенные двигателем «Валте» фирмы «Роллс-Ройс», 24-цилиндровое развитие вполне удачных 12-цилиндровых двигателей «Кестрел» и «Перегрин». Недостатки нового двигателя на самолете стали причиной отказа компании «Хендли Пейдж» как от него, так и от оснащенного им двухмоторного самолета Н.Р.56. В 1937 г. AVRo ynopiio продолжала работу, и в результате появился «Манчестер» Mk I. производство которого и эксплуатация в RAF были начаты в 1940 г. Но в результате проблемы мотора «Валте», далекие от решения, предопределили краткую карьеру «Манчестера».

Как «Хендли Пейдж», так и AVRo проектировали весьма сходные самолеты, оснащенные четырьмя двигателями «Мерлин» фирмы «Роллс-Ройс»: НР56 превратился n I IP. 57 «Галифакс», а «Манчестер» - в «Манчестер» Mk III, позднее переименованный в «Ланкастер». «Галифакс» стал для RAF предпочтительным типом самолета: имеются факты, что Министерство авиации хотело предложить AVRo наладить производство «Галифаксов» у себя. В ответ AVRo заявила, что им проще и быстрее начать производство «Ланкастеров», поскольку’ для этого придется только немного переналадить линии производства «Манчестеров». Получилось, что «Ланкастер» производился в больших количествах и царствовал как наиболее эффективный самолет Бомбардировочного командования в этот период во многом благодаря его бомбовой нагрузке и универсальности. До конца войны было выпущено около 7300 этих самолетов, а в мае 1945 г. 56 эскадрилий были оснащены 745 машинами этого типа и еще 296 машин эксплуатировалось в подразделениях переподготовки.

«Ланкастер» унаследовал многие черты «Манчестера», фактически в прототипе, совершившем первый полет 9 января 1941 г., использовалось большое количество агрегатов «Манчестера» Mk 1. Позднее центральная и хвостовая секции фюзеляжа были coxpaнены (за исключением носовой, кормовой и средней пулеметных турелей), новыми были консоли крыла, приспособленные для размещения внешних двигателей. Трехкилевое оперение вскоре было заменено на двухкилевое, как и на «Манчестере» Mk IA.
Министерство авиации выпустило спецификацию на «новую» разработку AVRo (Lancaster I/PI) с требованиями крейсерской скорости 402 км/ч на высоте 4575 м и дальности полета 3218 км с 3405 кг бомб. Максимальная дальность задавалась 4827 км. Большой бомбовый отсек, унаследованный от «Манчестера», позволял использовать различные типы бомб, в том числе одну крупнейшую - бомбу большой мощности «Куки» массой 1814 кг. Показанные прототипом в ходе испытаний высокие летные данные заставили Министерство авиации уменьшить заказ на «Манчестеры» Mk I с 300 до 100, а заказ на «Ланкастеры» Mk I увеличить до 454 машин. Первый произведенный экземпляр совершил первый полет 31 октября 1941 г В сочельник 44-я эскадрилья RAF, базировавшаяся в Эддингтоне, стала первым подразделением, получившим четыре этих новых тяжелых бомбардировщика, а 3 марта

1942 г. вылетели на первую боевую операцию этого типа самолетов - постановку мин у острова Гельголанд. В ночь с 10 на 11 марта самолеты 44-й эскадрильи приняли участие в бомбардировке Эссена. Существование «Ланкастеров- публично не афишировалось, пока 17 августа 1942 г. 12 самолетов из 44-й и 97-й эскадрилий совершили дневной, без сопровождения налет на Аугсбург. Проходивший на малой высоте рейд имел своей целью нанесение удара по заводам дизельных двигателей для подводных лодок, но цена оказалась слишком высокой: семь самолетов были потеряны. Командиры эскадрилий Неттлтон и Шервуд за руководство операцией были награждены Крестом Виктории посмертно. Штаб британских ВВС;, понимая, что такие высокие потери не могут долго продолжаться, перешел к преимущественно ночным операциям. Более двух лег перед этим RAF проводили именно такие атаки.

Некоторые модификации «Ланкастера» доработали после начального периода эксплуатации: упразднили нижнюю стрелковую точку, существовавшую в первых версиях самолета, увеличили обзорный блистер бомбардира и запас горючего, более значительно изменили систему подвески бомб для подвески 3632-кг бомбы «Блокбастер».

Створки бомболюка сделали выпуклыми, а путем последующих внутренних переделок стала возможной подвеска 5448-кг бомбы. Максимальная бомбовая нагрузка «Ланкастера» была увеличена до 6350 кг. Введение всех этих изменений в конструкцию потребовало применения более мощных двигателей. Если первые Mk 1 были оснащены двигателями «Мерлин» XX, мощностью по 1390 л. с. (1037 кВт), то самолеты следующих модификаций имели «Мерлин» 24 мощностью 1610 л. с (1203 кВт), причем новый двигатель не требовал изменения конструкции самолета.

Забота о возможной нехватке двигателей «Мерлин» заставила создать модификацию «Ланкастер» Mk II. совершившую первый полет в ноябре 1941 г. Она отличалась от Мк I оснащением более мощными двигателями, звездо-образными «Геркулесами» фирмы «Бристоль». В общей сложности построили 301 Mk II, но их скорость и практический потолок были на уровне Mk I, а их большее лобовое сопротивление и расхол горючего сводили на нет превосходство в мощности. Когда поставки «Мерлинов» стали гарантированными, эксперимент с Mk И закончился. Последний «Ланкастер» Mk II летал в 514-й эскадрилье 23 сентября 1944 г.

Проблему снабжения двигателями удалось решить путем развертывания производства «Мерлинов» за океаном. В августе 1942 г. «Ланкастер» Mk III был снабжен двигателями «Паккард-Мерлин», американского производства, хотя во многих других отношениях был идентичен Mk I. Фактически (эго не было тайной) Mk I переоснащались «Паккардами» в эксплуатации, (таким образом превращаясь в Mk II - доработанную модификацию).

Оборонительное вооружение самолета также было в центре внимания. Рассматривались различные варианты замены средней верхней т\"рели «Фраш-Назер», на некоторых самолетах применялась кормовая турель «Роуз-Райс», вооруженная спаркой 12,7-мм пулеметов «Браунинг», вместо счетверенного 7,7-мм пулемета. Ближе к концу войны некоторые самолеты были оснащены ТАНП (турелью с автоматической наводкой пулеметов) в задней части фюзеляжа. Под кодовым названием «Виледж Инн» она включала в себя небольшую РЛС для автоматической наводки и спарку 12,7-мм пулеметов «Браунинг*.

Только истребители «Харрикейн» и «Спитфайр» были построены в ходе Второй мировой войны в количествах, больших чем «Ланкастер» (еще до середины 1943 г. производство «Галифакса» было больше, чем «Ланкастера»). К концу 1942 г. 91 «Ланкастер» в месяц производился пятью предприятиями в Британии (AVRo, «Метрополитен-»Виккерс», «Виккерс Армстронг», «Ос-тин-Моторс» и «Армстронг Уитворт»), и планировалось развернуть производство в Канаде «Ланкастера Мк X, на авиационных заводах «Виктори» в Мэлтоне (провинция Онтарио). По существу это был Mk III; первый из этих самолетов прибыл в Британию в сентябре 1943 г., многие его потомки летали в канадских частях бомбардировочного командования.

С середины 1942 г. до Дня Победы «Ланкастер» был главным оружием Бомбардировочного командования RAF в ночных налетах на цели в Германии. В марте 1943 г.. во время битвы за Рур. внимание было сфокусировано на индустриальных центрах этого региона: такие города, как Гамбург и Берлин. Вскоре тоже попали в список целей. В начале 1944 г. линии связи в Северной Франции бомбили при подготовке к «дню Д» высадки, «Ланкастеры» уничтожали тактические цели, поддерживая наземные войска союзников, действовавших на побережье.

Дпя того чтобы хоть немного уменьшить опасность для атлантических конвоев, стоянки немецких подводных лодок и порты подвергались бомбардировкам эскадрильями бомбардировщиков. Статистика тех лет показывает. как «Ланкастеры» вносили свою лепту; с июля на каждый потерянный в операции «Ланкастер» приходилось 132 тонны сброшенных бомб. Для сравнения приведем результаты других четырехмоторных «тяжеловесов» Бомбардировочного командования: 56 тонн приходилось на каждый «Галифакс» и 11041 тонне на каждый «Стирлинг». Некоторые самолеты выполнили более сотни успешных вылетов.

Многие специальные операции производились с использованием возможностей «Ланкастеров» к переоборудованию. Возможно, лучше всего известны их рейды на ряд дамб в Западной Германии в ночь с 1бна 17мая 1943г. (операция «Частис»), Модифицированные самолеты 617-й эскадрильи, вооруженные 4196-кг минами, достигли цели, пробив бреши в двух дамбах из трех, атакованных в смелом полете на малой высоте. Так подрывалась про-
мышленная мощь Рура, и, кроме этого, обеспечивались потрясающая пропаганда и моральное превосходство союзников.

В 1944 г. «Ланкастеры» 617-й эскадрильи выполняли рейды с использованием обтекаемой 5448-кг бомбы «Толлбой» на Сомюрский железнодорожный тоннель, а 9-я эскадрилья - на германский линкор «Тирпиц». Дальнейшие налеты на корабль достигли полного успеха, корабль перевернулся вверх килем 12 ноября. Со многих модифицированных самолетов снимали верхние турели для сохранения веса.

Самой тяжелой бомбой, которую несли «-Ланкастеры», был 9988-кг Грэнд Слэм*. Один из бомбардировщиков, специально модернизированный для этой гигантской бомбы, имел максимальный взлетный вес 32 688 кг против 25 878 кг у«Ланкастера» - прототипа. 13 марта 1945 г. Белефсльдский виадук был разрушен в результате рейда, в ходе которого были сброшены бомбы «Толлбой» и один «Грэнд Слэм». Около 40 этих бомб было сброшено «Ланкастерами» на цели в Европе до конца войны.

Однако они были основным оружием не только главных сил Бомбардировочного командования, но и групп лидировщиков, где «Ланкастеры» тоже применялись и были хорошо известны. Первая операция группы лидировщиков была проведена в ночь с 18на 19августа 1942 г., когда «Ланкастеры» 83-й эскадрильи обозначили район цели во время рейда на Фленс-бург. В группе лидировщиков (позднее 8-й группе Бомбардировочного командования) «Ланкастеры» оснащались осветительными бомбами для обозначения целей и несли дополнительное навигационное и бомбардировочное оборудование, которыми управляли отдельные члены экипажей,
с помощью которого наводилась на цель основная масса самолетов. С августа многие из самолетов поздних выпусков (однако только те, что не имели выпуклых створок бомболюка) оснащались навигационным и прицельным радиолокатором H2S, размещенным в выпуклом обтекателе в нижней части фюзеляжа. Группа лидировщиков 635-й эскадрильи была в 1944 г. оснащена несколькими экземплярами «-Ланкастера» Mk VI; переделанный из Мк Ш, этот самолет был оснащен двигателями «Мерлин» 85 с двухскоростными, двухступенчатыми нагнетателями, значительно улучшавшими летные данные на высоте. Оборудование радиопротиводействия устанавливалось на этих машинах вместо снятых верхней и носовой турелей.

После «дня Д» «-Ланкастеры» не только продолжали свои ночные налеты на главные города Германии, но также помогали наземным войскам союзников бомбежками германских частей на позициях, в ходе тактических дневных рейдов около Каен (Caen). Одним из последних рейдов «Ланкастеров» в войне был дневной налет на ставку Гитлера в Брехтесгадене 25 апреля 1945 г.Последними вариантами «Ланкастера» были тропические B.Mk I(FE) иB.Mk VJI(IE), позднее усиленные верхней средней турелью «Мартин» и кормовой FN82, обе с 12,7-мм пулеметами вместо 7, 7-мм, остававшихся к тому времени. Оба эти варианта были предназначены для «Сил Тигра», группы бомбардировщиков RAF сверхдалы iero действия, для бомбежек Японии, которая еще продолжала войну. Чтобы увеличить дальность самолета для этих действий, испытания проводились с большими «переметными» топливными баками (которые увеличивали запас топлива почти на 50%) с участием двух «Ланкастеров» Mk I. Эти самолеты летали в Индии на испытаниях в середине 1945 г. Это были не первые «Ланкастеры», которые использовались на Дальнем Востоке; два самолета летали в Индии в 1943 г. на тропических испытаниях и дополнительно летали с планерами «Хорса» и «Гамилкар», в соответствии со взглядами на применение планеров на Индо-Бирманском театре.

Другим типом самолета, предназначенным для «Сил Тигра», был «Линкольн» фирмы AVRo, значительно увеличенная версия «Ланкастера», совершивший первый полет в июне 1944 г., как «Ланкастер» Mk IV. Всего выпущено около 7300 «Ланкастеров», 3345 принимали подтвержденное у частие к боевых действиях, об интенсивности которых можно су-
дить потому, что с 1942 по 1945 г. было выполнено 156 000 боевых вылетов и сброшено 608 612 т бомб. Последние бомбардировки в войне были произведены «Ланкастерами» в апреле 1945 г. В апреле и мае «Ланкастеры» принимали участие в операции «Манна» - доставке по воздуху жизненно необходимого продовольствия жителям Дании, однако последней операцией «Ланкастеров» в войне было использование его в качестве транспортного для 74 000 военнопленных, которые вернулись в Соединенное Королевство в течение мая. Таким образом, военные перевозки, рассматривавшиеся как второстепенные для «Ланкастеров», начали серьезно изучаться в 1944 г., чтобы принести плоды к Дню Победы, но применены они были как основа для послевоенных транспортных конверсий, таких как «Ланкастриан» фирмы AVRo. После войны некоторое количество «Ланкастеров» использовалось ВМФ Франции, они эксплуатировались еще в 60-х годах. Развитие «Ланкастера» также продолжилось в транспортном самолете «Йорк» фирмы AVRo, в котором использовались крылья и двигатели «Ланкастера» плюс центральный киль в дополнение к двум боковым.