13.09.2019

Субъекты финансовых отношений. Особенностью оборотного капитала является то, что он не расходуется, не потребляется, а авансируется в различные виды текущих затрат хозяйствующего субъекта. Целью авансирования является создание необходимых материальных зап


Ответы по экзамену по финансовому праву

Понятие и признаки финансовых отношений.

Финансы - экономические общественные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств, публично-правовых образований, т.е. государство, его территориальных подразделений, а также муниципальных образований в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.

Централизованные денежные фонды- денежные средства, которые образуют бюджетную систему РФ.

Децентрализованные денежные фонды- финансы предприятий различных форм собственности, к которым государство и муниципальные образования не имеют никакого отношения.

Признаки финансовых отношений:

· Всегда денежные отношения, т.е. всегда общественные отношения по поводу денежных средств.

· Эти отношения имею распределительный характер

· Биоэквивалентные отношения- одностороннее движение денежной формы стоимости на стадии распределения.

По материальному содержанию финансы - это форма денежных средств, которые мобилизуются и используются государством и органами МСУ для реализации своих функций.

Как юридическая категория финансы - это отношения по поводу совокупности фондов денежных средств, мобилизуемых и используемых публично- правовыми образованиями для осуществления своих задач и функций, в результате которой возникают финансовые отношения.

Финансовые отношения - это экономические отношения между субъектами, которые связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения потребностей государства, предприятий (организаций, учреждений) и граждан. Характер и содержание финансовых отношений определяются характером денежных отношений.
При создании, функционировании и ликвидации хозяйствующие субъекты вступают в различные финансовые отношения с учётом специфики их организационно-правового статуса

Классификация финансовых отношений

Финансовые отношения можно разделить на следующие основные группы:
1. Отношения с другими самостоятельно хозяйствующими субъектами различных форм собственности, возникшими с целью образования и распределения выручки и осуществления внереализационных операций, включая.
2. Отношения самостоятельно хозяйствующих субъектов и физических лиц через акции, облигации и другие ценные бумаги.
3. Отношения предприятия как юридического лица и персонала.
4. Отношения, основанные на трудовых отношениях, внутри предприятия.
5. Отношения головного предприятия (холдинга) с его дочерними предприятиями и филиалами.
6. Отношения предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами, а также фискальными (налоговыми) органами при уплате налогов и обязательных сборов.
7. Отношения предприятия с финансово-кредитными учреждениями (банками, инвестиционными компаниями, фондами).

Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями. А субъект финансового правоотношения - это реальный участник конкретных правоотношение.

Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права: а) государство и его территориальные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты.

В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения) входят: а) Российская Федерация; субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа и автономная область; б) муниципальные образования; в) городские и сельские поселения, входящие в состав муниципального образования; г) административно-территориальные образования особого режима (закрытые административно-территориальные образования, наукограды, свободные экономические зоны).
Закрытые административно-территориальные образования и наукограды - это имеющие органы местного самоуправления административно-территориальные единицы с особым правовым режимом, установленным законодательством. В отличие от обычных муниципальных образований, они вступают в финансовые (бюджетные) правоотношения непосредственно с федеральными органами власти. Свободная экономическая зона отличается особой системой налогообложения (ст. 18 НК РФ).
Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: государственные органы представительной и исполнительной власти; органы местного самоуправления предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации.

Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица - это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну. Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях.

Кругооборот денежных доходов, а стало быть, и финансовые отношения касаются почти всех юридических и физических лиц. В целях определенного упорядочения движения доходов принято выделять в укрупненной форме основных действующих лиц экономической и финансовой деятельности.

Прежде всего надо назвать создателей продукции и доходов. Это реальный сектор хозяйства, т.е. те коммерческие организации, которые производят и реализуют товары и услуги другим организациям и физическим лицам. Обычно они покрывают свои расходы своими доходами.

Следующая крупная группа - это бюджетные и некоммерческие организации. Они, как правило, оказывают услуги за счет внешнего финансирования. Например, начальные школы, существующие за счет государства, благотворительные фонды, органы правопорядка, административный аппарат управления, осуществляющие свои функции за счет общегосударственного денежного фонда.

Само население образует крупнейший сектор финансовых отношений. Оно получает значительную часть и первичных, и вторичных доходов, оно же образует и большую часть конечных доходов. Население формирует основную массу денежных накоплений в обществе. Часть населения может объединяться в различные группы и организации по интересам, осуществляющим свою деятельность за счет самофинансирования. В развитых странах большая часть конечных доходов реализуется именно в соответствии с решениями, принимаемыми отдельными лицами в рамках так называемых домашних хозяйств.

Государство - важнейший участник финансовых отношений. Оно принимает законы, регулирующие эти отношения, получает огромные суммы доходов и осуществляет столь же большие расходы. В основном деятельность государства ограничена сферой перераспределения, но оно может принимать участие и в формировании конечных доходов. Государство как бы уполномочено обществом для регулирования важных вопросов денежного обращения, платежного баланса, валютного курса.

Отдельно следует рассматривать финансово-денежный сектор - как самостоятельный элемент общего денежного хозяйства, обычно его называют финансовым рынком. Кредитная система, финансовые посредники оперируют громадными суммами денег, получают большие доходы. Фактически этот сектор представляет собой денежный рынок с его оборотами и доходами. Считается, что денежный рынок оказывает финансовые услуги обществу, и в этой части он, подобно реальному сектору, участвует в формировании ВВП народного хозяйства. Его доля в ВВП определяется специальными расчетами.

Это обстоятельство следует подчеркнуть, поскольку во времена социализма считалось, что финансовый (денежный) рынок ничего не создает, а его доходы являются перераспределением доходов реального сектора производства.

Это ошибочное мнение, оно просто отражает ту неприязнь, которую испытывали к деньгам и денежным отношениям функционеры централизованного планирования. Опыт всей мировой экономики свидетельствует, что на денежном рынке продаются и покупаются очень важные услуги, соответственно, там возникает самостоятельный доход, который не является вычетом из средств какого-то другого экономического субъекта, а дополняет, увеличивает общую массу доходов народного хозяйства. Также нет никаких оснований именовать денежный капитал, занятый в оборотах на денежном рынке, фиктивным капиталом. Это обычный капитал, но занят он в достаточно специфической сфере, сфере определения направлений выгодного помещения свободных финансовых ресурсов. Для рыночного хозяйства это совершенно естественная деятельность, и, как всякая предпринимательская деятельность, она создает свой продукт и свой доход. Разумеется, деятельность профессиональных биржевых спекулянтов может раздражать, но ведь это не повод для отрицания важности биржи. К тому же на бирже не только выигрывают, но и проигрывают, особенно в случаях биржевых крахов. Потери и убытки от этих крахов вполне ощутимы и наглядны. Так что не очень ясно, почему фиктивный капитал порождает реальные разорения, банкротства и другие экономические неприятности. Дело, видимо, не в фиктивности капитала, а в повышенном риске этой деятельности - "игры" на денежном рынке. Но в рыночной экономике каждый выбирает себе занятие по собственному усмотрению.

Выделенные пять крупных секторов финансовых отношений показывают самую общую структуру финансовых потоков как внутри этих секторов, так и между ними. Границы между этими секторами определяются в некоторых случаях достаточно условно, но в интересах проведения исчерпывающего анализа они должны быть установлены, чтобы показать общую связную картину формирования и использования финансовых ресурсов в обществе. Например, если государство владеет коммерческими предприятиями, то их доходы должны рассматриваться как государственные и т.п. Но эти отклонения от четких определений не могут препятствовать созданию общей характеристики финансовых отношений в обществе, их обоснованной структуризации и их совершенствованию. Возникают часто трудности при различении коммерческих и некоммерческих организаций, при отделении денежного рынка от реального сектора, но это не должно быть препятствием для структуризации хозяйственного (денежного) оборота и для выяснения условий формирования и определения направлений движения основных финансовых потоков в экономике страны.

Важнейшим условием обеспечения процесса расширенного воспроизводства является рост объема финансовых ресурсов, направляемых на экономическое и социальное развитие страны. Это предполагает, что формирование и использование денежных фондов всеми субъектами финансовых отношений должно осуществляться на расширенной основе с каждым новым экономическим (хозяйственным) циклом. Обеспечение такой динамики не только создает базу постоянного прироста объема валового внутреннего продукта и национального дохода, но и позволяет расширять охватываемую финансами сферу распределительных и перераспределительных денежных отношений между экономическими субъектами.

Таким образом, можно сделать вывод, что обеспечение условий эффективного осуществления процесса расширенного воспроизводства является не только главной целью финансов, но и важнейшей предпосылкой расширения сферы финансовых отношений в стране.

Рассмотрение наиболее важных сущностных характеристик категории финансов позволяет следующим образом сформулировать ее содержание: "Финансы представляют собой объективную экономическую категорию, характеризующую организуемую государством совокупность распределительных и перераспределительных денежных отношений между отдельными экономическим субъектами.

1.2 Субъекты финансовых отношений и структура финансов

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Финансовые отношения могут возникать между:

1. государством и юридическими, физическими лицами (уплата налогов);

2. между физическими и юридическими лицами (оплата студента за обучение);

3. между юридическими лицами (аренда одного предприятия здания, принадлежащему другому предприятию);

4. между отдельными государствами (международные финансовые отношения).

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.

1.3 Черты, признаки и значение финансов

Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой - контроль за этим распределением.

Распределительная функция финансов связана с распределением валового внутреннего продукта и его основной части - национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.

Финансовые отношения возникают, на стадиях распределения и перераспределения национального дохода. Первичное распределение осуществляется по месту создания национального дохода, т.е. в сфере материального производства. Например, предприятие получило выручку от реализации. Это обезличенная денежная сумма, из которой отнюдь не вытекает порядок ее распределения на составные элементы (возмещение израсходованных средств производства, заработная плата, прибыль и т.д.). Распределение происходит посредством финансов на основе ряда параметров, устанавливаемых государством: ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т.д. В результате первичного распределения национального дохода среди участников материального производства образуются следующие виды доходов: зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства, а также доходы предприятий сферы материального производства.

Цели и инструменты финансовой политики.

Структура финансовой системы.

Лекция 1. Финансы и финансовая система: сущность и содержание.

Учебные вопросы:

1. Сущность финансовых отношений и задачи финансовой системы.

Термин финансы (от лат. financia –платеж, наличность, доход) возник в XI-XV вв. в торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем он получил международное распространение, начал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Финансы являются инструментом, обеспечивающим образование, распределение и использование денежных средств субъектов хозяйствования в процессе производства, распределения и использования валового внутреннего продукта. Эта сфера экономического устройства общества посредством финансовых операций обслуживает производство, реализацию и потребление товаров и услуг. В основе финансов лежат деньги и их движение. Финансы организуют денежные потоки и обеспечивают потребности предприятий, государства, домашних хозяйств и других субъектов в формировании и расходовании фондов денежных средств. В этой связи финансы отражают взаимоотношения всех юридических субъектов хозяйствования и домашних хозяйств, связанные с образованием и движением денежных средств.

Финансы как экономическая категория, выражают отношения, связанные с образованием, распределением и использованием финансовых (денежных) средств, т.е. финансы не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределениям и использования фондов денежных средств.

Финансовые отношения складываются:

1. между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации товаров и услуг;

2. между предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

3. между государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и во внебюджетные фонды;

4. между государством и гражданами при внесении ими налогов и других платежей и получении трансфертов;

5. между отдельными уровнями бюджетной системы;

6. между органами имущественного и личного страхования и предприятиями и гражданами при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая.

По своему материальному содержанию финансы − это целевые фонды денежных средств, в совокупности, представляющие финансовые ресурсы страны. Главным материальным источником финансовых ресурсов является национальный доход.

Национальный доход − величина доходов всех граждан страны, включая доходы от принадлежащих им факторов производства за рубежом.

Движение потоков финансовых ресурсов по многочисленным каналам обращения в процессе общественного воспроизводства формируют финансовую систему народного хозяйства.

В условиях рыночной экономики главной целью финансовой системы является обеспечении при помощи своих специфических методов и инструментов макроэкономической стабильности, или другими словами, создание таких финансовых условий, при которых воспроизводство национального продукта будет осуществляться при полной занятости населения и низком уровне инфляции.

В процессе достижения этой стратегической цели финансовая система должна решать следующие задачи:

1. осуществлять эффективный обмен товаров и услуг;

2. создавать капитал в денежной форме, соответствующий потребностям экономики;

3. способствовать превращению потребностей в реальные блага.

Сущность финансов наиболее полно раскрывается в выполняемых ими функциях. Однако трактовка функций финансов в различных учебниках не одинакова. Так, в учебнике под редакцией В.К. Сенчагова и А.И. Архипова рассматриваются такие функции: распределительная, стимулирующая, контрольная. Несколько иной подход дан в учебниках под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской и Г.Н. Белоглазовой. Они в отличие от вышеназванных авторов считают, что необходимо под функциями понимать не «работу», выполняемую финансами, а общественное назначение, присущее именно данной категории, которое выражается в следующих функциях: формирование денежных фондов (доходов); использование денежных фондов (доходов); контроль (с определенными оговорками) над процессами образования и использования, осуществляемый отдельными лицами или органами.

Другая трактовка заключается в том, что функции финансов − распределительная и контрольная, а остальные являются производными от распределительной функцию.

Распределительная функция −объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в денежном выражении.

Стадия распределения начинается с распределения новой стоимости и заканчивается формированием первичных доходов (заработная плата, прибыль). Стадия перераспределения – многоступенчатый этап, на котором формируется общегосударственные фонды: госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковские фонды и фонды предприятий. Перераспределительная стадия отличается от распределительной тем, что на этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы.

Осуществлением соблюдения пропорций в распределительном процессе занимается контрольная функция финансов. Пропорции для разных отраслей различны и складываются при разных условиях и, следовательно, они объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс. Главной же контролируемой пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления.

Мы полагаем, что функции финансов можно представить в следующем виде (схема 1):

1. Обеспечение деятельности государства, которая направлена на аккумулирование денежных ресурсов для проведения внутренней и внешней политики, включая расходы на социальные нужды и проведение финансово-экономической политики на макроуровне.

2. Воспроизводственная функция − накопление необходимого количества денежных фондов (в том числе капитала) для осуществления расширенного воспроизводства.

  1. Распределительная функция, которая заключается в распределении и перераспределении валового внутреннего продукта, в том числе национального дохода между отдельными сферами, отраслями, социальными слоями и группами.
  2. Стимулирующая функция − государство создает условия для ускоренного развития национальной экономики (через регулирование налогов, льгот и др.).
  3. Функция стабилизации экономики − регулирование государством с помощью финансов процесса развития экономической системы (например, капитальные вложения в расширение производства).
  4. Контрольная функция, которая предусматривает контроль государства за порядком аккумулирования и распределения денежных средств предприятиями, финансово-кредитными институтами и организациями.

Для реализации своих функций финансовая система должна создавать и внедрять финансовые инструменты, использование которых позволит эффективно распределять и перераспределять потоки финансовых ресурсов в стране.

В качестве таких инструментов выступают:

Ø эмиссия (создание и выпуск в обращение) денежных знаков и ценных бумаг;

Ø различные виды ценных бумаг (акции, облигации и др.);

Ø аккумулирование сбережений (открытие различных видов депозитов);

Ø кредитование и т.п.


В экономической жизни каждого государства финансы являются достаточно сложным явлением. С их помощью государство перераспределяет значительную часть ВВП, который выступает главным объектом финансовых отношений. В связи с этим финансы принято рассматривать как систему отношений, которые формируются в обществе в процессе распределения и перераспределения ВВП.
Объектом финансовых отношений является валовый внутренний продукт, т.е. стоимость товаров и услуг, изготовленных субъектами экономических отношений в сфере материального и нематериального производства за определенный период времени.
Субъектами финансовых отношений выступают:
государство;
юридические лица;
физические лица.
В финансовых отношениях принимают участие такие субъекты: государство, регион, субъект хозяйствования и гражданин. В связи с этим различают:
общегосударственные финансы;
местные финансы,
финансы субъектов хозяйствования;
финансы физических лиц;
Общегосударственные финансы – это централизованные денежные фонды, которые формируются с целью концентрации финансовых ресурсов в распоряжении государства и направления их на финансирование общегосударственных потребностей.
Местные финансы включают местные бюджеты и внебюджетные фонды, которые формируются на этой территории.
Финансы субъектов хозяйствования выступают исходным звеном финансовой системы. Они обслуживают сферу материального производства, где создаются ВВП и национальный доход. Источники финансовых ресурсов государства формируются, главным образом субъектами хозяйствования.
Финансы населения включают денежные средства физических лиц. Гражданин, который получает доходы, имеет в своем распоряжении определенную сумму денег, но они еще не являются финансами. Финансами эти деньги станут тогда, когда их собственник создаст соответствующий фонд и вложит их в ценные бумаги, будет кредитовать физическое лицо и т.п.
Права и обязанности субъектов финансовых отношений устанавливаются и регламентируются финансово-правовыми нормами государства.

4. Денежные фонды – материальные носители финансовых отношений
Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые приобретают форму финансовых ресурсов.
Все процессы экономической жизни, где принимают участие финансы, имеют денежное выражение. Экономическая жизнь государства постоянно требует создания денежных фондов для удовлетворения различных потребностей. Размер этих фондов характеризует количественно и качественно масштабами деятельности и финансовыми возможностями государства, хозяйственной структуры, гражданином. Эти фонды являются материальными носителями финансовых отношений.
Необходимость формирования денежных фондов разнообразные назначения возникают как у государства, так и у других субъектов распределительных отношений (предприятий, физических лиц). Эта необходимость предопределяет определенные экономические отношения.
Обеспечение с помощью финансов необходимых условий для создания, распределения и использования валового внутреннего продукта в стране достигается именно благодаря организации разнообразных фондов финансовых ресурсов на всех этапах деятельности государства, предпринимательских структур и каждого гражданина. Фонды финансовых ресурсов, которые обслуживают экономические процессы, отличаются методом создания, направлениями использования, интересами субъектов экономической деятельности и конечными целями соответствующего вида деятельности.
К централизованным денежным фондам относятся: государственный бюджет, местные бюджеты, другие бюджетные и внебюджетные фонды социального назначения, фонды государственного имущественного и личного страхования, государственный кредит, как специфическое звено государственных финансов.
На уровне предприятия формируются децентрализованные денежные фонды – амортизационный, фонды оплаты труда, специальные и прочие.
Существуют отличия в формах и методах образования и использования денежных фондов.
Образование денежных фондов предприятий осуществляется в децентрализованном порядке, то есть предприятия в процессе хозяйственной деятельности самостоятельно формируют и определяют размеры денежных фондов. На предприятиях фонды создаются для обеспечения расширенного воспроизводства, обеспечения мероприятий по экономическому и социальному развитию предприятия.
Общегосударственные финансы формируются путем перечисления средств от предприятий, организаций, учреждений и населения в виде налогов, сборов, обязательных платежей и добровольных взносов. Централизованные денежные фонды создаются с целью получения определенных финансовых ресурсов для финансирования функций государства, предусмотренных Законом «о Государственном бюджете Украины», а также для финансирования государственных экономических и социальных программ.

Еще по теме 3. Объекты и субъекты финансовых отношений:

  1. Структура экономической системы: субъекты, объекты, базовые отношения
  2. 3.1. Сущность отношения собственности. Субъекты и объекты собственности.