20.06.2020

Научно-технический прогресс и культура. Презентация на тему "научно-технический прогресс" Экономические последствия НТР



Атомистическое строение вещества встало на экспериментальную основу. Первые попытки определить атомный вес. Обнаружение изомерии. Созданы модели молекулярных структур. Развитие синтетической органической химии. Создание Периодической системы химических элементов.












Основоположник О. Конт. Для его представителей характерно преклонение перед всемогуществом научного знания. «Закон трех стадий» 1. Теологическая 2. Метафизическая 3. Позитивная. Основоположник К. Маркс. Представлял развитие общества как смену общественно – экономических формаций.







Век начался как «век пара» и закончился переходом к энергетике электричества. Широкое развитие медицины. Новые средства диагностики. Научная школа бактериологии Р. Коха Предохранительные прививки Л. Пастер Санитарно-гигиеническая профилактика. Эффективные медикаменты. Улучшилось питание. Развитие консервирования.


В обиход каждой семьи вошла мебель. Вытеснение национальной одежды. Нравственный долг. Керосиновые лампы, электродуговые лампы, лампы накаливания. Семья утратила функцию производственной единицы. В производство втягивались женщины. Активизировалось феминистское движение в США. Доминирование современной семьи.



Научно-технический прогресс и общество в 19 веке Подготовила учитель истории и обществознания ФГОУ сош № 4 МО РФ Латыпова О.Ш. НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРОЕНИИ ПРИРОДЫ. В 19 веке умозрительные представления об атомистическом строении вещества стали на твердую экспериментальную основу. Ученые нашли атомный вес многих химических элементов, создали модели, обнаружили явлении изомерии химических элементов молекулярных структур, ввели понятие валентности. Началось развитие синтетической органической химии

Дж.ДАЛЬТОН (1766–1844)

Английский физик и химик, сыгравший большую роль в развитии атомистических представлений применительно к химии, открыл несколько новых эмпирических закономерностей: закон парциальных давлений (закон Дальтона), закон растворимости газов в жидкостях (закон Генри-Дальтона) и, наконец, закон кратных отношений (1803). Он ввел понятие атомной массы и, приняв за единицу массу атома водорода, в 1803 составил первую таблицу относительных атомных масс элементов

Д.И.МЕНДЕЛЕЕВ (1834 - 1907)

Великий русский ученый; открыл периодический закон химических элементов, являющийся естественно-научной основой современного учения о веществе. Опубликовал за свою жизнь 431 научную работу, в том числе 99 работ были посвящены различным областям техники.

Он изобрел новый вид пороха, защитил докторскую диссертацию организовал Главную палату мер и весов в России, писал работы по воздухоплаванию, метеорологии, экономике, сельскому хозяйству, народному просвещению. Но свое самое знаменитое открытие Д.И.Менделеев совершил в 1869 году, он открыл Периодический закон, который принес ему всемирную славу.

Д.К. МАКСВЕЛЛ

Выдающийся английский физик, является создателем теории электромагнитного поля и электромагнитной теории света.

Теория электромагнетизма Максвелла получила опытное подтверждение и стала общепризнанной классической основой современной физики.

Русский физиолог и просветитель публицист, мыслитель-рационалист, создатель физиологической школы, учёный-энциклопедист, биолог-эволюционист, психолог, антрополог, анатом, гистолог, патолог, психофизиолог, физико-химик, эндокринолог, офтальмолог, гематолог,нарколог, гигиенист, культуролог, приборостроитель, военный инженер

И.М. СЕЧЕНОВ

В классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) он дал естественно-научное объяснение сознательным и бессознательным проявлениям деятельности человека. Рефлексы он трактовал как автоматизированную стереотипную реакцию организма на внешние раздражения и делил их на безусловные (врожденные) и условные (приобретенные)

ЭВОЛЮЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА Развитие научной мысли в 19 веке коренным образом изменило представление людей об окружающем мире. Строение живой и неживой материи и живых организмов, закономерности природных явлений и общественного развития- это и многие другие эволюционные подходы к пониманию природы и общества все шире вводились в научный оборот.

Английский натуралист и путешественник, одним из первых пришел к выводу и обосновал идею о том, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов», основным механизмом эволюции Дарвин назвал естественный отбор. Позднее развивал теорию полового отбора. Ему также принадлежит одно из первых исследований о происхождении человека

Ч. Р. ДАРВИН (1809 - 1882)

В работе «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) установил основные факторы эволюции живого мира и ее закономерности. В другом своем труде, «Происхождение человека и половой отбор», он обосновывал теорию происхождения человека от обезьяноподобного предка. Дарвинская концепция жизни - это представление о

движении ее форм от

простейших к более

сложным и совершенным.

Российский биолог и патолог

один из основоположников

патологиэволюционной эмбрио

логии и иммунологии, создатель

научной школы, основал (1886)

первую в России бактериологиче

скую станцию,

изложил фагоцитарную теорию

иммунитета. Создал теорию

происхождения многоклеточных

организмов. Ему принадлежат

труды по проблеме

старения. Лауреат Нобелевской

премии (1908)

И.И. МЕЧНИКОВ (1845-1916)

Французский философ сформулировал «закон трех стадий».

Первая стадия-

теологическая, когда все явления объясняются на основе религиозного взгляда на мир. Вторая- метафизическая, когда объяснения приобретают абстрактный характер. Третья стадия- позитивная, т.е. научная. На ней становится возможным изучение общества и его рациональная организация.

О. КОНТ (1798-1857)

Немецкий философ, социолог, экономист, писатель, общественный деятель, основатель диалектического и исторического материализма. Марксизм представлял развитие общества как смену общественно-экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической)

К.МАРКС 1818-1883

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. На протяжении всего 19 веке шел процесс отделения школьного образования от церкви, становления светской школы. Обязательным обучением охвачены дети от 6 до 12-13 лет. В начальном образовании осуществлен переход к государственной школьной системе.

Развивалась сеть средних общеобразовательных школ, которые в большинстве стран назывались гимназиями или лицеями. В них преподавались предметы гуманитарного цикла и естественнонаучных дисциплин.19 век положил начало массовому женскому образованию. Массовая грамотность и рост интеллигенции стали фактором прогресса и изменили лицо мира.

СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В 19 веке источником информации стали газеты.Во второй половине 19 века ежедневные газеты стали издаваться почти во всех странах мира. Широкое распространение получили различные журналы (литературные, научно-популярные и др»
  • «. Рейтер»
  • опулярные)

Газета «Нью-Йорк Таймс»

Информационное агентство

«. Рейтер»

В 19 веке шла дифференциация книжного дела. Наибольшими тиражами выходили художественная литература и учебники. Большим спросом во второй половине 19 века стала пользоваться научно-популярная литература.

Энциклопедия «Британника».

Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Эфрона.

Библиотека конгресса США

Публичная библиотека в Петербурге

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ОБЩЕСТВО 19 век начался как « век пара», а закончился переходом от энергетики пара к энергетике электричества и двигателей внутреннего сгорания.Расширились энергетические возможности передовых стран и возможности, связанные с внедрением новых технологий в производство Повысился жизненный уровень населения, увеличилась продолжительность жизни. НТП сказался и на бытовой культуре.

Русский электротехник, военный инженер, изобретатель и предприниматель. Известен разработкой дуговой лампы (вошедшей в историю под названием «свеча Яблочкова») , которой положил начало первой практически применимой системе электрического освещения

П.Н.ЯБЛОЧКОВ

Первый опыт показал большое преимущество свечи в сравнении с газовым освещением

„Русский свет" появился в столицах: Париже, Лондоне, Мадриде, Берлине, Неаполе - и распространился на восток. В Европе начали возникать компании по эксплуатации свечи Яблочкова. .

Применение свечи Яблочкова вызвало новые изобретения и усовершенствования. Свечи Яблочкова включались в цепь последовательно в количестве 4 - 5 штук. Вместо старых регуляторов Яблочков применил трансформаторы

Всемирно известный

американский

изобретатель. Только в США Эдисон получил 1908 патентов и около 3 тысяч в других странах

мира. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру,разработал один из первых успешных вариантов электрической лампы накалива

ния,создал сверхмощный электрогенератор и участвовал в сооружении и пуске в Нью-Йорке первой в мире центральной тепловой электростанции с разветвленной сетью подачи электроэнергии (1881 г)

Т. А.ЭДИСОН

Эдисон изобрел щелочной железо-никелевый аккумулятор, предохранитель, поворотный выключатель, мегафон.

Участвовал в создании лекарственных препаратов, красителей и других материалов, разработал процесс получения синтетического фенола и жидких продуктов перегонки каменного угля.

Положил начало электронике и изобрел собственный способ обогащения железной руды.

Н. И. ПИРОГОВ

Русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии.

Н. И. Пироговым «были созданы новые методы исследования в изучении анатомии, новые методы в клинической медицине, была также создана военно-полевая хирургия. В этих работах в философско-научной части он дал метод, утвердил господство метода и явил пример использования этого метода. В этом Пирогов нашел свою славу»(Н. Н. Бурденко, К исторической характеристике академической деятельности Н. И. Пирогова (1836-1854).

Заслуженный российский профессор, директор Императорского клинического института великой княгини Елены Павловны в Санкт-Петербурге, автор трудов по военно-полевой хирургии брюшной полости.

Н.В.СКЛИФОСОВСКИЙ

Французский микробиолог и химик, доказал, что брожение – биологический процесс, обусловленный деятельностью микроорганизмов,предложил способ сохранения пищевых продуктов с помощью тепловой обработки. Л.Пастер изучал заразные болезни (сибирскую язву, бешенство, куриную слепоту, краснуху и др.). Предложил метод прививок против этих и других инфекционных заболеваний с использованием ослабленных культур соответствующих микроорганизмов-возбудителей. Предложил назвать ослабленные культуры вакцинами, а процедуру их применения – вакцинацией. В 1880 Пастер установил вирусную природу бешенства.

Немецкий микробиолог, один из основоположников современной бактериологии и эпидемиологии. Труды по выявлению возбудителей инфекционных болезней и разработке методов борьбы с ними. Сформулировал критерии этиологической связи инфекционного заболевания с микроорганизмом (триада Коха). Открыл (1882) возбудителя туберкулеза («палочка Коха»). Впервые выделил чистую культуру возбудителя сибирской язвы, доказал ее способность к спорообразованию. Предложил способы дезинфекции. Нобелевская премия (1905).

Использованная литература

http://class-fizika.narod.ru/port5.htm

http://www.artscroll.ru/page.php?al=Portret_D_I__Mendeleeva_1885__56201_kartina

http://www.medical-enc.ru/topographic_anatomy/pirogov.shtmlhttp://www.runivers.ru/philosophy/lib/authors/author152827/

http://www.bio.msu.ru/doc/index.php?ID=81

https://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%9F%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%2C_%D0%9B%D1%83%D0%B8

http://www.e-reading.club/chapter.

php/83377/32/Gricak-Populyarnaya_istoriya_mediciny.html

http://bono-esse.ru/blizzard/RPP/O/Hystory/mechnikov.html http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/197026/%D0%9C%D0%95%D0%A7%D0%9D%D0%98%D0%9A%D0%9E%D0%92

https://www.etsy.com/search?order=most_relevant&page=4&q=encyclopedia%20book

http://kervansaraymarmaris.com/?p=3116

Научно-технический прогресс (НТП) стал возможным благодаря научно-технической революции (НТР), произошедшей в 40-50-х гг. ХХ века. НТП повлиял на все сферы жизни общества. Основным достижениям НТП посвящён данный урок.

Предыстория

Главная характеристика научно-технической революции (НТР) второй половины XX в. - превращение науки в главный фактор социально-экономического развития. Таким образом, НТР способствовала трансформации индустриального общества в постиндустриальное.

Постиндустриальное общество - общество, в котором наука становится фактором производства, а преобладающим типом труда - занятость в сфере услуг (в отличие от индустриального общества, в котором доминирует работа на заводах, и доиндустриального, в котором преобладал сельскохозяйственный труд).

Такие изменения были возможны только благодаря техническому развитию, которое позволило заменить человека на заводах машиной (автоматизированное, управляемое компьютерами производство).

События

1942 г. - создан первый атомный реактор в США.

1953 г. - изучена молекулярная структура ДНК , в которой хранится генетический код. Это открытие положило начало развитию генной инженерии .

1957 г. - запуск в космос первого спутника (СССР).

1961 г. - первый полет человека в космос (СССР).

1965 г. - первый выход человека в открытый космос (СССР).

1969 г. - полет человека на Луну (США).

1953 г. - расшифровано строение молекулы ДНК.

1976 г. - появился персональный компьютер.

В 1960-1990-е гг. особым успехом отличались опыты в физике, химии, инженерии и проч. С 1970-х гг. ускоренным темпом развивалась электроника и компьютеризация . Смысл состоял в том, что все достижения науки так или иначе перерабатывались и служили человеку. Химия поставляла человеку новые ткани, лакокрасочные материалы и проч., физика и инженерия - телевизоры, приёмники и т.д.

Начиная с 1980-х гг., НТП стал протекать в новой форме. Та «революционная база» 1950-1970х гг., которая была поистине прорывом, стала использоваться для усовершенствования и развития нового. Так, от примитивных огромных мобильных телефонов к началу нового тысячелетия мир пришёл к почти невидимым устройствам (Рис. 2). От мощных, занимающих целые этажи компьютеров - к переносным гаджетам.

Рис. 2. Мобильные телефоны за последние 40 лет ()

Основной упор на современном этапе научно-технического прогресса делается на т.н. нанотехнологии , новые источники энергии, на всеобщую автоматизацию и проч.

Мир вступил в эпоху постиндустриального общества. Это общество характеризуется первостепенностью высоких технологий, информатизацией и компьютеризацией всех сфер жизни общества. Высокие технологии должны ещё больше облегчить повседневный быт и труд человека. Интернет стал неотъемлемой частью человеческого общества. Появился новый способ общения. Жизнь человека практически перестала составлять какую-либо тайну от окружающих. Информационное общество - это общество XXI века и последующих за ним веков (Рис. 3).


Рис. 3. Информационное общество ()

Наступившее в настоящее время постиндустриальное общество характеризуется не только всеобщей информатизацией, но и тем, что главным своим ресурсом признает человека, вернее, его интеллектуальные способности. Именно учёные, а не военные стали более цениться на современном этапе человеческого развития.

С другой стороны, нельзя не отметить и минусы НТП. Наука не только стала обслуживать человека, но и стала служить военным. Именно в ХХ веке мир «познакомился» с такими новыми видами вооружения, как атомная, водородная и нейтронная бомба. Появилось ядерное оружие. С развитием техники появились новые виды «устройств для убийства».

Таким образом, НТП помогает людям (хотя многие считают, что такая помощь приведёт к окончательной замене человека машиной), и в то же время может и погубить его.

1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века. - М.: Мнемозина, 2011.

2. Загладин Н.В. Всеобщая история. XX век. Учебник для 11 класса. - М.: Русское слово, 2009.

3. Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В. Всеобщая история. 11 класс / Под ред. Мясникова В.С. - М., 2011.

1. Охарактеризуйте информационное общество.

2. Чем НТР отличается от НТП? Приведите примеры.

3. Почему интеллект стал главным капиталовложением в постиндустриальном обществе?

Сегодня, когда столетие близится к своему завершению, мы получаем возможность обобщить итоги философской и социологической мысли и выявить на основе анализа произведений философов и социологов главные факторы , определившие ход событий и духовную атмосферу времени. Это тем более важно, что эти факторы не утратили своей действенности до сих пор, а влияние многих из них возросло.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

Небывалый прогресс науки и техники во многом определил неповторимое своеобразие XX в. Последствия научно-технического прогресса прослеживаются буквально во всех сферах жизни современного человека. Принято считать, что развитие науки и техники в XX в. явило невиданную революцию, в результате которой наука стала решающей частью технологии, как промышленной, так и всякой иной. Таким образом, речь может идти о технологической революции. Сущность последней усматривается в масштабном применении и распространении технологий, составленных на основе новейших теоретических достижений. Сама технология стала наиболее ценным продуктом. Современное положение лишь с небольшим преувеличением может быть охарактеризовано так: «Кто владеет наиболее передовой в научно- техническом отношении технологией, тот владеет всем».

В XX в. нашел свою полную реализацию процесс превращения науки из формы познания законов мироздания в главное средство

преобразования мира на основе его познания. Положение науки сегодня радикально отлично от предшествующих эпох, когда ученый воспринимался в качестве чудака-одиночки, с жадным любопытством разгадывающего загадки природы. Современную науку делают научные коллективы (что, однако, не исключает роли личности-творца), организованные по универсальным принципам, а к технологиям и их применению имеют отношение все. Новые технологии радикально изменили мир человека и сам характер его бытия. Кроме того, они превратили деятельность человека в один из внутриприродных факторов (например, в фактор геологический), мощь которого сравнима, а порой и превосходит силы самой природы. Многие природные процессы теперь протекают не так, как они могли бы протекать в отсутствие человеческой деятельности. Человек стал геологической силой планетарного масштаба.

У истоков технологической революции лежала научная революция конца XIX - начала XX в. В этот период был сделан ряд выдающихся открытий, радикально изменивших представления о законах природы и облик самой науки. Научная революция породила неклассическую (постклассическую) науку, которая по ряду существенных характеристик отлична от прежнего типа научного знания. Последнее стало теперь восприниматься как классическое.

Классическая наука возникала начиная с XVII в. В ее основе лежали разработанные И. Ньютоном методы классической механики и математического естествознания в целом, базировавшегося на достижениях математики Р. Декарта, Г. Лейбница и др. Такой тип научного знания предполагал определенную картину мира , которую с позиций неклассических (современных) приходится признать упрощенной. Обратим внимание на некоторые ее черты - более подробно этот вопрос будет рассмотрен в последующем.

Во-первых, картина мира классической науки предполагала доминирование в природе однозначных и определенных законов - динамических - и почти не уделяла внимания законам статистическим (вероятностным). Во-вторых, она строилась на предпосылке возможности полного исключения (элиминации) субъекта, т.е. человека, из объекта познания - представимости природы так, «как будто бы человека не было». В-третьих, исходила из понимания самого человека в качестве сугубо или по преимуществу рационального существа - роль иррационального, темного начала в человеке в полной мере не была известна и не учитывалась. Картина мира классической науки создавала почву для веры в достижимость абсолютного торжества научного разума, веры, согласно которой все общественные и человеческие проблемы в скором времени будут решены за счет развития науки. В течение нескольких веков своего развития классическая наука обогатила человеческую мысль рядом блестящих достижений в самых различных отраслях знания.

Постклассическая наука не отвергла достижений научной классики, хотя на первых порах создавалось впечатление, что речь идет именно о разрушении самого фундамента прежнего научного знания. Однако вскоре выяснилось, что необходимо вести речь о радикальном расширении научных горизонтов, о значительном усложнении научной картины мира. Со второй половины XIX в. следует серия научных открытий, знаменовавших собой становление нового, отличного от классического типа научного знания.

Одним из первых в этом ряду стало создание Дж. Максвеллом теории электромагнитного поля, потребовавшее введения в основы физики некоторых принципиально новых положений. Затем последовали открытия, связанные с обнаружением радиоактивности (А. Беккерель, М. Склодовская-Кюри и др.), приведшие в дальнейшем к созданию М. Планком квантовой теории. Квантовая теория ввела физику в своеобразный мир элементарных частиц, закономерности которого поражают своей необычностью и странностью в сравнении с закономерностями классической физики. Создание А. Эйнштейном теории относительности, постулировавшей постоянство скорости света и возможность ускорения и замедления течения времени, укрепило уверенность в необычности (неклассичности) тезисов новой науки. К этому следует добавить пересмотр оснований математики, приведший к созданию теории множеств, а также развитие новой логики, существенно отличной от той, которая была заложена Аристотелем и просуществовала без серьезных изменений более двух тысячелетий. Новые теории позволили дать физическую интерпретацию неэвклидовой геометрии Г. Римана и Н. Лобачевского, идеи которых не могут не выглядеть удивительными при сопоставлении с привычной геометрией Эвклида.

Панорама научных достижений первых десятилетий XX в. не исчерпывается, конечно, названными открытиями. Не случайно драматическим событиям в научном мире того времени посвящена обширнейшая литература. Однако и названных достаточно, чтобы сделать вывод о новизне и необычности - неклассичности - новой науки. В течение последующего времени эти достижения развивались и обогащались, осмысливались под различными углами зрения. Вскоре многие из них принесли свои практические результаты, воплотившись в разнообразные технические устройства.

К 40 гг. созрели условия для превращения того, что ранее было лишь теоретическими выкладками, в материальную форму технических достижений. К этому периоду относятся становление электроники, приведшее к созданию первых ЭВМ, применение радиолокации, телемеханики и автоматики, создание ядерного оружия и начало работы над термоядерным, разработка проектов мирного использования энергии атома, экспериментальных реактивных самолетов, в том числе со сверхзвуковой скоростью, широкое внедрение радио, первые шаги телевидения и многое другое.

Технологическая революция XX в. явилась продолжением и качественным развитием промышленной революции XIX столетия. Первый этап технологической революции связан с автоматизацией производственных процессов. Автоматизация стала принципиально новым шагом по сравнению с механизацией , которая являлась характерной чертой промышленной революции прошлого. Механизация означала замену мускульной энергии человека и животных энергией машин. Паровые, а затем электрические машины еще в XIX в. позволили создать крупную индустрию. Автоматизация явилась следующим шагом на этом пути. Теперь человек получил возможность не только использовать энергию машин взамен мускульной, но и создавать и использовать специфические рабочие органы машин , во многом заменявшие человеческую руку. Особенно интенсивно процесс автоматизации пошел после второй мировой войны, начиная с конца 40-50-х гг.

Следующим этапом технологической революции стала информатизация . Информатизация связана с широким внедрением компьютеров и компьютерных сетей в соединении с совершенными средствами связи. Компьютер стал уникальным средством автоматизации интеллектуальной деятельности. Если все прежние средства автоматизации касались лишь сферы материального труда, облегчали работу рук, но не головы, то компьютерно-информационные технологии затронули непосредственно интеллектуальную сферу. Информационные возможности вследствие происшедших перемен не просто возросли многократно, но стали несопоставимы с докомпьютерной эрой.

Значение информационной революции было осознано в 70-80-е гг. С этого времени резко возрастает значение информации как мощнейшего средства воздействия на общественные процессы и человека. Внедрение спутниковой связи и иных способов распространения информации резко увеличивает возможности радио и телевидения, в том числе и их воздействие на массовое сознание, а следовательно, на направленность и ход социальных процессов. Борьба за контроль над средствами массовой информации становится частью политической борьбы, которая ведется как внутри страны, так и на международной арене. Однако информатизация сделала невозможным изолированное существование отдельных стран; стремление отгородиться от процессов, происходящих за пределами страны, стало в полном объеме неосуществимым.

Блистательные достижения науки и техники значительно изменили облик мира и человека. Последствия технологической революции многообразны. Очевидно, что техническое могущество открыло широкие возможности для духовного развития в самых разнообразных направлениях. Однако, как выясняется, сама по себе техника автоматически не влечет за собой прогресса в духовно-нравственной и культурной областях. Скорее дело обстоит так, что научно-технические достижения выступают фактором усложнения духовной ситуации, которая с XX в. становится значительно более многообразной и запутанной по сравнению с предшествующими эпохами. Власть техники выдвигает множество острейших проблем, требующих решения. Достаточно назвать проблему ядерной безопасности и экологическую угрозу. Они лишь составная часть целого комплекса проблем, сегодня хорошо известных.

Социальное значение техники столь очевидно, что не оспаривается никем из философов XX в. Различия между философскими направлениями связаны с различиями в оценке этой роли. Часть мыслителей оценивает эту роль как исключительно положительную, связывая с прогрессом техники большие надежды. Такой взгляд следует характеризовать как технократический . Другая часть мыслителей подходит к оценке роли техники более осторожно, указывая не только на преимущества, создаваемые научно-техническим прогрессом, но и на опасности. Этот взгляд следует квалифицировать как гуманитарный. Представители гуманитарного подхода высказывают озабоченность не только относительно проблем, порождаемых научно-техническим прогрессом (типа ядерной и экологической), но главным образом относительно того, что перед лицом технического могущества человеку грозит опасность «утраты собственного лица». Иначе говоря, человек, уверовав во всемогущество технических достижений, может незаметно для себя утратить ценности гуманитарного характера, такие, как способность сочувствовать и сострадать ближнему, ценности добра и красоты. В этом случае возникла бы угроза дегуманизации общественных, межчеловеческих отношений. Эта угроза вполне реальна, и ее реальность можно наблюдать повсюду, в том числе и в нашей стране. Поэтому в дальнейшем изложении мы будем в основном придерживаться гуманитарного подхода.

На протяжении столетия волны технократических настроений и ожиданий возникали неоднократно. Как правило, они были связаны с новым прорывом в области науки и техники. Так, в начале 60-х гг. особые надежды возлагались на автоматизацию. Несколько позже - на решение проблемы термоядерного синтеза, что предоставило бы в распоряжение человечества практически неисчерпаемые источники энергии. В 70-80-е гг. популярны стали упования на прогресс биологической науки, суливший заманчивые перспективы в области генной инженерии и в других направлениях. Характерно, что каждый раз очередное достижение воспринималось как своеобразная «палочка- выручалочка», как волшебный ключ, открывающий дверь к мгновенному решению всех проблем. Сегодня такие же надежды некоторые авторы возлагают на информатизацию и компьютер .

Особое значение имеет то, что технический прогресс характеризуется свойством принципиальной непредсказуемости своих последствий, в ряду которых оказываются и те, которые имеют негативное значение. Человеку, следовательно, необходимо находиться в постоянной готовности, чтобы уметь ответить на вызовы того, что создано им самим: искусственный мир технических устройств способен принести не только пользу, но и нанести непоправимый ущерб человеку и среде обитания.

История философского развития XX в. свидетельствует о напряженных поисках ответов на вызовы техники, о драматической трудности осознания грозящих опасностей, когда на место легкомысленной уверенности в преходящем и незначительном характере трудностей, с одной стороны, и паническому страху перед отрицательными последствиями технического прогресса - с другой, приходит мужественное осознание необходимости неустанной и кропотливой работы. Едва ли хоть один крупный философ XX в. оставил без внимания вопросы осмысления роли техники. Очевидно, что итогом философского осмысления научно-технического прогресса прежде всего следует признать понимание важности постоянного «отслеживания» негативных последствий развития науки и техники. Задача осознания опасности и выработки адекватной реакции, исключающей как неумеренное восхваление техники, так и проклятия в ее адрес, - не есть задача одноразового решения. Она встает вновь и вновь, каждый раз как бы заново. Каждое последующее поколение должно решать ее самостоятельно, впрочем, не забывая об уроках прошлого и думая о будущем.

  • См., например: Авдеев Р Ф. Философия информационной цивилизации. М.,1994.

Слайд 2

Вопросы

  • Какие изменения в нашей жизни вызовет техника ХХI века?
  • Чем грозит обществу разрушение природной среды?
  • Научно-технический прогресс – благо или зло?
  • Слайд 3

    Научно-техническая революция

    Научно-техническая революция - скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.

    Слайд 4

    Научно-техническая революция – скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных взглядов.

    Слайд 5

    • 1-ый этап (60-70 гг.). Автоматизация производства
    • 2-й этап (70-90 гг.). Компьютерная (информационная) революция
  • Слайд 6

    1 этап: 60-70 гг. ХХ в:

    • автоматизация производственных процессов,
    • роботы, станки с программным управлением,
    • гибкие, производственные линии

    Качественные сдвиги в технике, в орудиях производства

    Слайд 7

    С конца 70-х гг. – компьютерная революция:

    • ЭВМ контролирует и управляет машиной, освобождая человека от контакта с ней.
    • Им свойственна недоступная руке человека скорость движения и мысли.
  • Слайд 8

    Слайд 9

    • Решающую роль в производстве стали играть информационно-интенсивные технологии и новое технологическое мышление
    • Изменение принципов производства
  • Слайд 10

    • направления развития современных технологий
    • получение материалов с заданными свойствами
    • биотехнологии (генная инженерия)
    • изменения в предмете труда
  • Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

    • Одно из перспективных направлений – биотехнология
    • Создание новых конструкционных материалов
    • Меняется положение человека в системе производства
    • Изменения в различных сферах общественной жизни
  • Слайд 14

    • Интернет
    • Новая научно-технологическая цивилизация
  • Слайд 15

    Экономическое содержание нового этапа НТР

    • усиление социальной направленности
    • экономического развития
    • Сложность современного производства (экономические причины)
      • высокообразованный,
      • психологически устойчивый
      • волевой работник
  • Слайд 16

    • Переход на экстенсивный путь развития производства
    • Сокращение числа занятых в производстве
    • Сокращение использования сырья и энергии
    • Отказ от территориальной привязки предприятий к источникам сырья.
  • Слайд 17

    • Резкое увеличение капиталовложений в НИОКР
    • Увеличение роли научных исследований
    • Уменьшение сроков замены технологий
    • Появление научно-производственных объединений
  • Слайд 18

    Экономические последствия НТР

    • Переход на интенсивный путь производства
    • Трансконтинентальные компании
    • Капиталовложения в наукоемкие производства
    • Комплексные научно-производственные объединения
  • Слайд 19

    Социальные последствия НТР

    • Быстрое развитие сферы производственных и бытовых услуг
    • Меняется облик рабочего класса:
    • Рост квалификации рабочего класса
    • Сокращаются старые профессии (горняков)
    • НТР вызывает коренные сдвиги в организации производства и труда, в системе управления производства.
  • Слайд 20

    НТР и природная среда

    Рост масштабов хозяйственной деятельности привели к нарушению экологического равновесия на планете, следствием которого является экологический кризис.

  • Слайд 21

    • Возросло потребление природных ресурсов
    • Загрязнение планеты и Мирового океана, и атмосферного воздуха
    • 16-18% территории России – это регионы, где экологический риск для здоровья в 10-100 раз превышает нормы, установленные большинством стран.