08.07.2019

Lightroom не работает develop module is disabled. Lightroom не показывает превью или само фото. Баланс белого, цветовая температура и оттенок


Подготовка фотографий для обработки.

Перед обработкой фотографий, вам нужно отобрать удачные и пометить их каким-либо способом, чтобы их можно было потом легко найти, если, например, обработка затянется на несколько дней. Пометить фотографии можно несколькими способами. Выберите сами тот, который вам больше понравится.

Первый способ заключается в том, что вы при импорте или при отборе, добавляете к каждой фотографии тэг "к обработке" или типа того. Потом можно в фильтре отображения, установить, чтобы показывались фотографии только с этим тэгом. В библиотеке можно создать смарт-коллекцию, в которую должны попадать фотографии только с этим тэгом. После окончания редактирования фотографии, вы удаляете из нее этот тэг и она исчезает из этой смарт-коллекции.

Второй способ - аналогичен, только вместо тэга вы помечаете фотографию цветом (color flag ). Дальнейшие действия аналогичные.

И последний способ - добавить файлы в "Quick Collection ", если там, конечно, пусто. Я пользуюсь последним способом, так как он самый быстрый. При этом, ничего не надо помечать. Просто нажимаете кнопку "B " на фотографии и она сразу добавляется в "Quick Collection ", этой-же кнопкой фото можно удалить оттуда.

Кадрирование и выравнивание


Я выбрал для обработки три фотографии. Начнем с друзей, Бендера и доктора Зоидберга. Здесь налицо две проблемы: затемнение в нижней части фотографии и пониженная общая яркость изображения. Плюс, еще мелкие царапины и ненужные объекты, которые мы удалим позже.

В начале, несколько слов о гистограмме. На ней показано количество цветовой информации в стеах и тенях фотографии, отдельно для каждого канала. Здесь же вы можете попробовать подвигать разные ее части, чтобы быстро отрегулировать свет и тени. У меня получилось совсем плохо, поэтому я не беде сейчас этого делать.

Итак, нажимаем кнопку "Crop Overlay " и сразу видим вот такую кадрирующую рамку:

Ее можно двигать, можно менять ее форму, ее можно поворачивать. Вернее, саму рамку двигать нельзя, можно двигать фото внутри, таким образом, кадрируя его. Обратите внимание на свойства на панели инструментов. Вы можете выбрать инструмент "Aspect " (он выделен желтым на картинке) и нарисовать рамку обрезки вручную. Если вы выберете второй инструмент "Angle " - вы сможете, нарисовав линию, например, на кривом полу, повернуть фотографию, таким образом, выровняв пол.

Конечно, все это можно делать и вручную, поворачивая рамку. Тогда на ней появятся дополнительные направляющие.

В поле селектора, возле иконки с замком, можно выбрать один из стандартных размеров фотографии. Кнопкой "X " можно поменять ориентацию обрезки.

На панели есть еще один параметр: "Constrain To Warp ". Он нужен для того, чтобы скадрировать изображение после корректировки линзовых искажений. Когда мы дойдем до линз, напомните мне об этом =)

Итак, все готово, можете нажать "Enter " для применения изменений. Позже, вы можете в любой момент опять нажать на кнопку "Crop Overlay " и скорректировать или отменить обрезку/кадрирование.

Spot removal

Этот инструмент позволяет убирать пыль, царапины и прочий мусор на изображении. Действует он аналогично инструменту "Healing Brush ", в Photoshop, то есть заменяет фрагмент изображения другим, размывая его края, чтобы было незаметно изменение. Опробуем его в действии.

Щелкните на фотографии, чтобы увеличить ее до 100%, особых изъянов я на фотографии не нашел, так что будем считать, что нам не нужна ручка от дверцы на животе Бендера. Ее и уберем. Выберите инструмент "Spot Removal ", и посмотрите на его появившееся свойства. Не густо, но нам их достаточно. Собственно, тут можно менять размер кисти и ее прозрачность. В данном случае, прозрачность мы оставим на 100, а размер можно менять колесом мыши.

Для начала операции, отрегулируйте размер кисти, чтобы он был раза в два больше ручки, щелкните на ее середине и не отпуская кнопку мыши, тяните ее немного вниз, как показано на рисунке.


Вниз ее нужно тянуть, потому что там цвет почти совпадает с цветом, вокруг ручки.

Точно совместите линию дверцы, затем можете отпускать кнопку мыши. Чудеса, не правда ли?

Таким же образом можно убрать и другие дефекты, регулируя размер кисти, при необходимости. И так-же, как и в случае с обрезкой, вы можете поправить любое из вхождений этого инструмента, поместив мышь примерно в то место, где вы производили действие. Там появится два кружка, каждый из которых можно двигать, менять размер и так далее.

Закончили? Нажимаем "Close " или "Enter " или кнопку инструмента.

Кстати, везде, где это возможно, есть своя кнопка "Reset " для сброса изменений и в левой части панели есть прямоугольный переключатель, который позволяетт временно отключать коррекцию, без ее изменения.

Красные глаза

Назначение этого инструмента не требует объяснений. Проблема в том, где взять фотографию для примера =) попробую порыться в Гугле.

Впрочем, сразу же нашлась замечательная фотография, над которой мы и поработаем. Выберите инструмент "Red Eye Correction " и начинайте рисовать окружность от центра зрачка. Она должна покрыть всю область красного цвета. После отпускания кнопки мыши, эта область автоматически трансформируется, чтобы удалить красноту, а вы можете отрегулировать свойства данного действия, на панели инструментов. Параметров тут тоже немного: размер зрачка и затемнение. Ту же операцию нужно проделать и со вторым зрачком. На этом все с красными глазами.

Градиентный фильтр

Вернемся к доктору Зоидбергу. Сейчас нам нужно устранить затемнение фото в нижней части. В этом нам поможет градиентный фильтр. Выбираем его на панели инструментов и щелкнув в нижней части фото, тянем вверх, до самого верха фотографии.

Получилась вот такая рамка с центром посередине, а на панели инструментов появились свойства данного фильтра. В выпадающем селекторе можно выбрать какой-то один параметр, либо просто отрегулировать нужный. Нас, в данный момент интересует параметр "Exposure " или "Brightness ". В данном случае, они действуют одинаково. Увеличиваем немного один из них и остаемся довольными результатом.

Длину градиента можно регулировать, потянув за его верхний или нижний его край, а положение - перемещая центральную его точку. Если поводить мышью рядом с ней, вы увидите инструмент поворота фильтра.

Подобных фильтров может быть несколько. На практике, они применяются, например, для затемнения неба, если оно слишком пересвечено, либо, как в нашем случае, для исправления недостаточного нижнего освещения объекта съемки.

Нажимаем "Close " или "Enter " или кнопку инструмента.

Filter brush

Действие этого инструмента аналогично предыдущему, разница в способе применения фильтра. Если там был градиент на весь размер фотографии, то здесь вы можете рисовать кистью произвольные области. У кисти регулируется размер, жесткость, прозрачность и плотность. инструмент настолько простой, что я не вижу особого смысла подробно описывать работу с ним. Если что непонятно, спросите в комментариях.

Баланс белого, цветовая температура и оттенок

Вот мы и закончили разбираться с панелью инструментов модуля "Develop ", теперь перейдем к нижней ее части, то есть, к тональным и цветовым регулировкам. (и к регулировкам четкости, шумоподавления, линзовым искажениям и прочее..)

Для начала посмотрим, что можно сделать с балансом белого. Есть такая фотография. В принципе, цвет ее меня устраивает, но он не совсем правильный, так что попробуем его исправить.

В разделе "Treatment" данной панели есть переключатель "Color " и "Black & White ", то есть, вам надо выбрать, останется ли ваша фотография в цвете или она станет черно-белой. Я решил оставить ее в цвете.

Далее - часть, касающаяся баланса белого, с пипеткой слева. Пипетку можно взять и установить баланс белого по изображению. Для этого надо ткнуть на цвете, который был белым при съемке. Или серым. Имейте в виду, что цвет должен быть чистым, без примесей и участок не должен быть пересвечен. Пересвет легко заметить, цветовые индикаторы в этом случае будут все по 100%.

Когда вы выберете белый цвет на фотографии, ее цветовая гамма сразу изменится. Но есть и другой способ. И даже не один.

Первый способ (вернее, уже второй) - выбрать установки баланса белого в выпадающем селекторе "WB ", второй - вручную установить ползунками параметры "Temp " и "Tint ", то есть, цветовую температуру и оттенок.

Хочу заметить, что для большинства случаев, подходит установка "Auto ", с возможной последующей небольшой ручной коррекцией. Но не всегда этого достаточно. В результате моих настроек получился вот такой цвет:

Экспозиция, Recovery, заполняющий свет и blacks

Теперь нужно отрегулировать яркость и контраст. Вообще, конечно, сначала нужно регулировать яркость и контраст, а только потом - цвет. Ну да ладно, все равно, фотография будет другая.

На этой фотографии явная ошибка экспозиции. В любом другом случае, я ее выбросил бы, но так она была снята в формате RAW, это дает ей шанс. Итак, этот снимок сделан с прямой вспышкой, с близкого расстояния, потому фон получился темный, а передний план пересвечен. Я снимал с самодельным кольцевым рассеивателем вспышки, поэтому автоматика ошиблась. Попробуем исправить наши с ней ошибки.

Можно попробовать нажать кнопку "Auto ", в разделе "Tone ". Результат не очень радует.

Нажимаем "Reset " и начинаем все заново. Для начала нужно убавить значение "Exposure " для того, чтобы появились детали в пересвеченных областях. Затем, увеличить значение заполняющего света - "Fill Light ", чтобы немного высветлить фон. Полезной информации там немного, просто для для уменьшения контраста. Еще бы я немного увеличил значение "Blacks ", чтобы усилить контрастные детали. И после этого опять нужно увеличить значение "Fill Light ", потому что фон опять провалился.

Разница с предыдущим снимком небольшая, но все-же есть. И последний штрих: я немного увеличил значение параметра "Recovery ", чтобы немного сгладить контраст.

Вообще, этот инструмент занимается тем, что пытается восстановить детали в пересвеченных областях. Если вы обрабатываете пересвеченную фотографию в формате, отличном от RAW - он вам очень пригодится.

Еще на этой панели есть два параметра: "Brightness " и "Contrast ". Непонятно, что они тут делают вместе с такими мощными инструментами тоновой коррекции.

Presence (clarity, vibrance, saturation)

Следующие три параметра отвечают за контрастность и цветовую насыщенность снимка. Попробуйте покрутить их и увидите, что произойдет.

"Clarity " добавляет объем, повышая локальный контраст. То есть, делает контрастные элементы еще контрастнее.

"Vibrance " - пытается повысить насыщенность цвета у тех пикселей, где ее мало.

"Saturation " - повышает общий уровень контрастности.

Вот результат моих манипуляций с этими параметрами:

Tone curve

Тональная кривая - это ни что иное, как Curves, мигрировавшие из Photoshop. Только тут нельзя регулировать отдельно цвета, но зато есть точка-пипетка, которой можно выбирать отдельную точку на изображении и регулировать его относительно ее значения.

Подробно рассказывать, как пользоваться кривыми - не буду, потому что сам толком не знаю. В принципе, тех регулировок яркости и контраста, что были ранее, мне вполне хватает. Если все-же интересно, как они работают, почитайте Дэна Маргулиса. Он подробно все описывает.

Color adjustment

Этот инструмент позволяет корректировать оттенок, яркость, и насыщенность для отдельных цветов. Это бывает полезно, когда вы корректируете фотографию с яркими цветными объектами, я взял фрукты для примера.

Задача: сделать фрукты (которые на самом деле овощи) поярче, а фон - побледнее. Для этого нужно подобрать цвет объекта и прибавить ему параметр "Saturation ", например. Можно сделать проще. Слева от названия "Saturation " есть такая точка, ткнув на которую, получаете подобие пипетки. Если этим подобием щелкнуть на самом желтом месте перца, можно регулировать его насыщенность. Затем, ткнув на втором, отрегулировать и его насыщенность. То же самое сделать и с фоном, только наоборот.

Таким же образом можно регулировать остальные два параметра. При этом сразу видно, как меняются значения на ползунках.

Это первый способ. Он называется "HSL ", то есть "Hue ", "Saturation ", "Luminance ", то есть "Оттенок ", "Насыщенность ", "Яркость ". Так и написано в заголовке панели. Кстати, прямо под заголовком есть несколько кнопок, с помощью которых можно выбрать какой-либо один параметр для изменения. Либо выбрать несколько, удерживая кнопку "Shift ".

Второй способ цветовой коррекции - "Color ", это, в общем-то и не способ, а просто другой вид того-же самого. Под заголовком можно выбрать нужные цвета для регулировки. Несколько - с шифтом.

Я нарочно не касаюсь третьего способа, поскольку он подразумевает коррекцию в черно-белом режиме. Перевод цветного изображения в черно-белое, вернее, коррекция цветов при этом - это настолько тонкий процесс, что, возможно, в будущем я напишу об этом отдельную статью.

Split toning

А работает этот способ так: вам нужно выбрать два цвета. Один для светов ("Highlights "), другой для теней ("Shadows "), затем у них можно регулировать оттенок и насыщенность. Ну и баланс между ними. Практическое применение: например, у вас есть фотография, в которой очень завален баланс белого и при исправлении его, в тенях все оказывается красным. Вот этим инструментов, в комплексе с остальными, этот ужас и можно исправить почти полностью.

Резкость и подавление шумов

Возьмем опять Бендера для наших экпериментов. На этот раз мы будем повышать ему резкость и убирать шумы. Для этого служит вот эта панель:

Для начала, щелкнем на изображении для увеличения его на 100%. Теперь все стало предельно ясно. Вернее, шумно. Тем не менее, резкости этой фотографии не хватает. Попробуем ее повысить немного. Для этого увеличим параметр "Amount " на панели "Sharpness ". Вместе с этим, нужно торегулировать параметр "Radius " - это размер точки, которая используется для увеличения резкости. Чем этот параметр меньше, тем четче будет граница резкости. Слишком увлекаться наведением резкости не стоит, так как это увеличивает количество шумов, которых тут и так достаточно.

Следующий параметр "Detail " увеличивает резкость деталей, а еще один "Masking " - пытается повысить резкость только в контрастных областях.

Вот, что у меня получилось:

Теперь попытаемся снизить количество шумов. Делать это можно либо в канале яркости, то есть, убирать шумы на всем изображении, либо давить их в цветовых каналах. Рассмотрим сначала первый способ.

Тут все просто. Параметр "Luminance " отвечает за величину шумоподавления, параметр "Detail " увеличивает резкость деталей (и это на фоне всевозможного подавления шумов-то!), а последний параметр - "Contrast " пытается увеличить контрастность этих самых деталей.

Вот результат:

Шумов мало и все они цветные. Собственно, с этим и борется второй фильтр. Параметров у него еще меньше: "Color " - уменьшает количество цветных шумов, хотя, скорее, просто их обесцвечивает, что тоже хорошо. Параметр "Detail " пытается увеличить резкость деталей. Удается это ему с трудом, надо сказать.

Вот итог:

В данном случае, я отказался от увеличения резкости и просто подавил шумы, что и видно из настроек фильтра. По умолчанию, резкость уже немного увеличена в этом фильтре. Убедиться в этом можно, сбросив все настройки.

Вообще, лучше учиться правильно наводить резкость при съемке, так как восстановить ее программными средствами невозможно. Можно немного увеличить, но не более.

Коррекция искажений линзы

Панель "Lens Correction " позволяет исправить искажения, полученные от линзы. У нее есть переключатель о двух положениях: "Profile " и "Manual ". В первом можно выбрать производителя и модель объектива, затем немного покрутить параметры:

"Distortion " - исправляет подушкообразные искажения. От этого страдают все линзы, в разной степени. Вернее, страдают фотографии, а для оптики - это конструктивная особенность.

"C. Aberration " - Устранение хроматических аберраций. Это такой цветной ореол, который возникает на особо контрастных участках, если они граничат с очень светлыми областями. Например, крыша дома на фоне неба. Ореол этот голубого цвета, потому и "C " в названии. Это значит - Cyan.

"Vignetting " - устранение затемнения по углам кадра ("виньетирования"). Это тоже особенность круглых линз.

И в верхней части есть галка "Enable Profile Corrections ", которая разрешает коррекцию по профилю вообще и под действием которой эта коррекция прибавляется к ручной.

В положении "Manual " - настроек побольше. Уже знакомые нам параметры "Distortion ", "Lens Vignetting " с дополнительным параметром "Midpoint " для регулировки величины виньетирования и "Chromatic Aberration ", в котором можно подкрутить цвета и выбрать, на каких гранях убирать аберрации. За это отвечает параметр "Defringe ". Он имеет три значения: "Off " - при котором ничего не происходит, "Highlight Edges " - обрабатывать только грани, соседствующие с контрастными областями и "All Edges " - обрабатывать все грани.

Еще, в секции "Transform " остались параметры:

"Vertical " - исправляет вертикальное растягивание.
"Horisontal " - исправляет горизонтальное растягивание.
"Rotate " - вращение.
"Scale " - масштабирование.

И галка "Constrain Crop " - во включенном положении обрезает фотографию при ее повороте, чтобы не торчали углы. (Помнится, в начале я просил о ней напомнить. Вот это оно)

Эффекты

Эффектами это назвать сложно. Однако, настоящему дзен-фотографу и этого покажется лишнего. Все эффекты заключаются в искусственном виньетировании кадра, со множеством параметров и добавлении зерна для имитации пленочной фотографии.

Это результат моих экспериментов с "Split Toning " и эффектами.

Калибровка камеры

Так и хотелось написать: если не знаете, для чего это - ничего тут не трогайте!

В двух словах - в этой панели выбираются настройки параметров отображения и обработки формата RAW. Тут можно установить значения каждого из трех цветов, а так-же оттенок в темных участках изображения. Для этого нужно отснять специальную тестовую таблицу, купить профессиональный монитор и откалибровать его. Если вы не можете выполнить что-то из этого, то настройки эти, в самом деле, лучше не менять.

Использование пресетов

Ну и напоследок, несколько слов о том, как облегчить себе работу, при обработке большого количества фотографий. Совет простой - пользуйтесь пресетами. Найти их можно на левой панели.

Для добавления нового пресета, нажмите плюсик возле заголовка панели. Вы увидите диалоговое окно, в котором можете отметить параметры, которые следует поместить в пресет.

Если вы не хотите создавать пресет, а хотите просто скопировать настройки коррекции на другую фотографию - можно щелкнуть правой кнопкой мыши на фотографии и выбрать в меню пункт Settings > Copy Settings , после чего появится такое-же диалоговое окно, в котором можно отметить нужные параметры для переноса. Затем выберите фото, на которое эти параметры нужно перенести и опять щелкнув на нем правой кнопкой мыши, выберите в меню Settings > Paste Settings .

Так-же можно, без предварительного копирования, просто выбрать команду Settings > Paste From Previous . В этом случае, к текущей фотографии применятся настройки, которые вы делали на предыдущей.

Как и любой другой программой, с Lightroom иногда случаются неприятности. Она может перестать запускаться, начнет жутко тормозить, выдавать какие то ошибки и загадочные сообщения.

Чтобы избежать проблем, во первых не надо делать типичных ошибок при работе с программой, о которых вы можете прочитать в статье « «.

Как быть если Lightroom «сломался»? Главное — не паниковать.

Затем — всегда иметь резервную копию каталогов. Вы наверняка замечали, что Lightroom периодически просит сделать вас back up каталогов. Вы закрываете это окошко или делаете то что вам рекомендовано? Может пора таки обратить внимание на совет, пока не стало поздно?

В идеале, кроме бекапа каталогов, стоит делать резервную копию исходников, но при большом количестве снимков, это может стать проблематично.

Зато имея резервные копии каталогов и исходников, можете спать спокойно. Что бы не случилось, вы не потеряете свои снимки.

Теперь рассмотрим список наиболее типичных проблем, возникающих с Lightroom и что с этим делать.

Lightroom не открывается

Варианты решения. Во первых, банальная перезагрузка компьютера. Может и смешно, но помогает.

Если не помогло, то в первую очередь удалите файл с расширением.lock, который блокирует каталог, пока вы с ним работаете.
В обычной ситуации, файл удаляется автоматически, после закрытия Lightroom. Но иногда, если работа была завершена некорректно, может остаться и мешать запуску.

Узнайте больше на сайт

Данный файл находится там же, где и все файлы текущего каталога. По умолчанию это

  • Windows: \Users\[имя пользователя]\Pictures\Lightroom
  • Mac OS: /Users/[имя пользователя]/Pictures/Lightroom

Если файла.lock не было или удаление не помогло, попробуйте удалить файл с настройками Lightroom

Искать его нужно здесь:

  • В Mac OS X: /Library/Preferences
  • В Windows: c:\Users\[имя пользователя]\AppData\Roaming\Adobe\Lightroom\Preferences\

В Windows это файлы с расширением.agprefs в Mac — .plist

Если каталог по прежнему не открывается и у вас есть резервная копия, попробуйте ее открыть вместо текущего каталога.

На худой конец, попробуйте полностью удалить Lightroom и установить заново. При это желательно установить самую последнюю версию.

Lightroom тормозит

Оптимизация работы лайтрум под максимальное быстродействие — это отдельная тема. Но основные советы следующие.

Узнайте больше на сайт

Первым делом попробуйте оптимизировать каталог File -> Optimize Catalog.
Увеличьте размер кеша для Lightroom. Кроме того, будьте уверены, что на диске, где расположен файл кэша достатчно свободного места.
Узнать где расположен кэш и изменить его размер можно в меню Edit->Preferences (Lightroom->Preferences на Mac) на закладке File Handling

Лайтрум довольно требователен к ресурсам компьютера. Поэтому для быстродействия — закройте все ненужные программы, обновите лайтрум до последней версии, а так же будьте уверены что с оперативной памятью компьютера все в порядке.

Lightroom показывает ошибку при экспорте

Самое простое, для начала попробовать перезапустить Lightroom. Если вы используете какие либо плагины, которые были применены в процессе обработки, убедитесь в том, что плагины работают корректно.
Не используйте неофициальные русификаторы для лайтрум — кто их сделал и как, никому не известно. Удалите файл настроек, как было написано выше.

Узнайте больше на сайт

Lightroom не показывает превью или само фото

Во первых попробуйте удалить папку с превью ваших снимков. Она находится там же где и все файлы каталога. В Windows - это папка с названием каталога и.lrdata на конце, в Mac — файл с таким же названием. Попробуйте обновить драйвер видеокарты и профиль монитора.

Lightroom ведет себя странно

Тут может быть большое количество «странностей», но их лечение в основном происходит шаманскими методами. Проверьте наличие достаточного месте для кэша Лайтрума, обновите драйвера видеокарты и профиль монитора, будьте уверены что с жестким диском и оперативной памятью все в порядке.

Универсальный способ решения проблем

Не забывайте обновлять лайтрум. Как правило в обновления включены не только новые камеры, о чем пишется в официальных пресс релизах, но и множество найденных и исправленных ошибок в самой программе. Поэтому есть вероятность того, что в очередном обновлении ваша проблема будет уже решена.

Недавно прокачал свои скиллы, и перевёл мастеркласс по Adobe Lightroom в формат курса из 6 занятий. Это - несколько иной уровень подачи информации, рассчитанный на максимально широкую по стартовому уровню подготовки аудиторию. В этой связи решил написать серию небольших по объёму публикаций, которые будут полезны моим студиозусам. И, надеюсь, не только им.

Данная публикация содержит несколько простых советов о том, как сделать работу в модуле Develop (модуль обработки изображений) максимально эффективной.
Но сделаю это Два вводных соображения:

1. Учитывая ограниченный размер мониторов (особенно в ноутбуках), и то, что одновременное присутствие на экране нескольких панелей с инструментами не имеет смысла, важно держать открытой только ту, с которой вы работаете в настоящий момент.

2. Эффективность работы в конвертере тем выше, чем меньше нажатий клавиш/кликов мыши вам приходится делать для достижения желаемого результата.

Важность первого соображения особенно видна при работе в модуле Develop. В нём на правой панели Lightroom сосредоточены все инструменты конвертера. Их много, и для удобства они сгруппированы на отдельных вкладках: Basic, Tone Curve, HSL и т.д. Если одновременно открыть несколько из них, то они не умещаются в размер экрана, и для доступа к некоторым инструментам изображение приходится скроллировать (прокручивать), что заметно снижает скорость работы.

Кроме того такой режим бесполезен, т.к. работать сразу на нескольких вкладках невозможно в принципе.

Для устранения этого в интерфейсе Lightroom предусмотрена очень удобная возможность.
Если щёлкнуть по названию любой вкладки правым кликом, то откроется меню, в котором перечислены названия всех вкладок с инструментами, доступных в Lightroom (см. рис. 02). Сняв галочку перед названием любой из них, можно полностью скрыть её. Только смысла в таком действии я не вижу.

Зато опция "Solo Mode", наоборот, очень полезна. Активируйте её, установив галочку перед названием:

02.

Теперь Lightroom не позволит вам открывать несколько вкладок одновременно, и упростит переключение между ними. Например, если, поработав на вкладке Basic, вы решите подкорректировать цвет во вкладке HSL, вам достаточно один раз кликнуть мышью по названию вкладки HSL. При этом предыдущая вкладка Basic закроется автоматически, а вместо неё откроется нужная - HSL. Т.е. смена рабочей вкладки будет осуществляться без скроллинга, одним кликом мыши.

В Lightroom, как и в Photoshop, существует очень полезная возможность сохранять целые наборы настроек в виде т.н. пресетов (Presets. Аналог в Photoshop - экшены (Actions)). Использование удачно составленных пресетов заметно ускоряет работу. В пятом занятии курса мы подробно рассмотрим создание и упорядочивание пресетов и их применение при редактировании. Но, в отличие от Photoshop, Lightroom не позволяет назначить пресету клавиатурную комбинацию для ускоренного вызова.

Названия всех доступных пресетов группируются на вкладке Presets левой панели Lightroom:

В результате, когда при обработке кадра вы собираетесь активировать тот или иной пресет, вам приходится:

1. кликом мыши (либо нажатием шорткея с клавиатуры) открыть левую панель;
2. щелчком мыши активировать нужный пресет;
3. кликом мыши (либо нажатием шорткея с клавиатуры) закрыть левую панель.

Такое обилие действий удручает, но в интерфейсе Lightroom предусмотрена полезная возможность - задать автоматический режим открытия/закрытия каждой из панелей.
Щёлкнув по самому левому краю экрана правым кликом мыши, мы открываем меню (рис. 04), в котором активируем опцию "Auto Hide & Show".

04.

Теперь для открытия левой панели достаточно просто подвести курсор к левому краю экрана. Панель откроется автоматически, после чего кликом мыши вы запускаете нужный вам пресет. Затем смещаете курсор правее, и левая панель автоматически закроется. Таким образом, вместо вышеперечисленных трёх действий вам приходится сделать одно: курсор влево -> клик по пресету -> курсор вправо.

Следующий совет касается работы с инструментом выставления баланса белого (WB). Lightroom, как и прочие конвертеры, предусматривает две возможности изменения WB:

1. задание цветовой температуры (Temp) и значения оттенка (Tint) вручную;
2. атоматическая коррекция WB с помощью пипетки (WB Selector).

Пипеткой следует кликнуть по той части изображения, которую мы предполагаем нейтральной по цвету. После чего, Lightroom автоматически постарается так скорректировать изображение, что указанный кликом пипетки цвет станет нейтральным.

Крайне редко удаётся сразу найти удачный фрагмент изображения, клик по которому с первого раза даст приемлемый результат. Почти всегда приходится кликать по картинке несколько раз, и вот тут-то нас ожидает засада: в ненастроенном Lightroom пипетка WB после каждого клика автоматически возвращается на панель, и для повторного использования её приходится заново щёлкать мышью. Поверьте мне: это бесит не по-детски!

Чтобы этого не происходило, при активном инструменте WB, сбросьте в левом нижнем углу (см. рис. 05) галочку "Auto Dismiss". Теперь, единожды взяв пипетку, вы работаете ей столько, сколько нужно. И лишь после достижения приемлемого результата, "кладёте" её щелчком мыши по тому месту, где она находится на вкладке Basic.

05.

Следующий совет, строго говоря, не относится к оптимизации. Это просто одна из важных настроек Lightroom, которая незаслуженно игнорируется многими, в том числе и преподами, которые обучают работе в Lightroom. Она касается задания целевого цветового пространства и битности изображений на выходе конвертера.

В случае, когда после Lightroom предвидится доработка в Photoshop:

Окно Preferences, вкладка External Editing. Не стану растекаться мыслью по древу, и советую вам установить в качестве цветового пространства sRGB, а глубину кодирования - 16 бит (рис. 06 и 07). Такие настройки гарантированно позволят избежать некоторых нежелательных ситуаций:

06.

07.

Особо неудачным является сочетание широченного по охвату ProPhoto RGB и глубины кодирования 8 бит.

В случае, когда сразу из Lightroom экспортируется конечный результат в формате JPEG, битность задавать не нужно, т.к. JPEG всегда восьмибитный. В этом случае параметры, задаваемые в окне Export таковы:

08.

P.S. Если JPEG-и готовятся для публикации в Facebook, параметр Quality рекомендую ставить 100%, т.к. Facebook всегда сильно "пережимает" фото (объём в килобайтах уменьшается примерно в 7 раз).

Бесплатно можно загрузить пробную версию Lightroom 4.2 с официального сайта Adobe по адресу http://www.adobe.com/ products/photoshoplightroom/. Она будет работать в течение месяца, а по окончании этого периода, если вы захотите продолжить пользоваться Lightroom, придется приобрести лицензионный ключ.

Мы не будем подробно останавливаться на системных требованиях, Lightroom будет нормально работать на всех более-менее современных компьютерах. Однако для комфортной работы лучше использовать 2- или 4-ядерный процессор и не менее 2 Гбайт оперативной памяти. Однако не забывайте, чтобы использовать более 3,25 Гбайт оперативной памяти вам потребуется установить 64-разрядную версию операционной системы и соответствующую версию Lightroom.

Каталоги Lightroom 3 несовместимы с предыдущими версиями. Если вы раньше пользовались Lightroom версии 2, при установке третьей версии вам будет предложено обновить каталог изображений либо создать новый. Чтобы иметь возможность работать с изображениями в новой версии, выбирайте вариант Upgrade (Обновить). При обнов- лении Lightroom создаст копию каталога, так что вы сможете работать как в старой версии программы, так и в новой.

Наверняка вы слышали о необходимости калибровки монитора - это важный шаг на пути к управлению цветом. Для эффективной калибровки монитора используется специальное устройство - колориметр (рис. 1.8).

Рис. 1.8. Для калибровки монитора используется колориметр

Lightroom 3 является кросс-платформенным приложением, то есть существуют версии и для Windows, и для Macintosh. По большому счету, обе версии идентичны, если не считать небольших отличий в интерфейсе. Поскольку в России платформа Macintosh не слишком распространена, все клавиатурные комбинации и копии экранов в книге даются в версии для Windows. Обладателям же Macintosh вместо Ctrl следует нажимать клавишу Command ; вместо Alt - Option , а вместо щелчка правой кнопкой мыши выполнять щелчок с нажатой клавишей Command .

Модули Lightroom

Как показано на рис. 1.9, в Lightroom имеется пять модулей: Library (Библиотека), Develop (Обработка), Slideshow (Слайд-шоу), Print (Печать) и Web (Веб). В ходе работы вы можете переключаться между этими модулями для решения различных задач.

Модуль Library (Библиотека) представляет собой основу для решения задач по упорядочиванию снимков (рис. 1.9). В этом модуле вы можете импортировать, просматривать и сортировать изображения, удалять брак и отбирать снимки для дальнейшей обработки. В библиотеке можно объединять свадебные снимки в коллекции и подборки, присваивать снимкам рейтинги, метки, проставлять ключевые слова и редактировать метаданные. Наконец, в этом же модуле можно быстро корректировать снимки.

Модуль Develop (Обработка) позволяет выполнять широкий спектр действий по обработке и коррекции изображений (рис. 1.10). Это основной модуль, в котором проводится работа над изображениями. В нем можно выполнять тоновую и цветовую коррекцию изображений, настраивать параметры преобразования цветного изображения в монохромное, повышать резкость изображений, выполнять подавление шумов и корректировать аберрации, применять творческие эффек- ты - тонирование и художественное виньетирование. Кроме того, модуль Develop предоставляет инструменты для ретуши и локальной коррекции изображений. Любые коррекции и на- стройки, примененные к одному изображению, могут быть ско- пированы парой щелчков мыши и применены к другим снимкам.

Модуль Slideshow (Слайд-шоу) позволяет создать из выбранных свадебный фотографий слайд-шоу (рис. 1.11). Полученное слайд-шоу можно сразу просмотреть на компьютере либо экспортировать в формат PDF или MPEG4 для отправки заказчику.
Модуль Print (Печать) служит для вывода изображений на прин- тер (рис. 1.12). С его помощью можно легко печатать как ин- дексные снимки (с миниатюрами различных изображений), так и делать крупноформатные отпечатки. Кроме того, можно про- извольным образом компоновать изображения на странице для экономии бумаги.
Последний модуль Web (Веб) предназначен для быстрого создания интернет-галерей из выбранных вами изображений (рис. 1.13). Вы можете просто выбрать один из имеющихся шаблонов галерей, настроить его по своему усмотрению - и веб-страница со свадебными фотографиями готова. Lightroom 3 может даже автоматически загрузить ее на сервер в Интернете.

Рис. 1.9. Модуль Library программы Lightroom

Рис. 1.10. Модуль Develop программы Lightroom

Рис. 1.11. Модуль Slideshow программы Lightroom

Рис. 1.12. Модуль Print программы Lightroom

Рис. 1.13. Модуль Web программы Lightroom

Рабочее пространство

При первом запуске Lightroom вы попадаете в модуль Library (рис. 1.14). В центре окна Lightroom размещается рабочая область - место, где пользователь просматривает или об- рабатывает изображения. Вы всегда можете увеличить размер рабочей области, скрыв одну или несколько окружающих панелей.

Рис. 1.14. Рабочее пространство Lightroom 3

Рис. 1.15. Панель выбора модулей Lightroom 3

В верхней части окна Lightroom размещается панель под названием Module Picker (Выбор модулей) - мы часто будем называть ее просто верхней панелью (рис. 1.15). В ее правой ча- сти перечислены пять модулей программы; для переключения на желаемый модуль нужно щелкнуть мышью на его названии. Название активного модуля (того, с которым вы работаете) под- свечивается. В левой части верхней панели расположен логотип Lightroom, который при желании можно заменить собственным. Во время выполнения каких-либо операций вместо логотипа отображается индикатор (рис. 1.16).

Рис. 1.16. Индикатор выполнения процессов Lightroom 3

Под рабочей областью находится панель инструментов - ее содержимое зависит от текущего модуля и настроек пользователя. Она обеспечивает быстрый доступ к часто выполняемым операциям, например, в модуле библиотеки с помощью панели инструментов можно переключаться между режимами просмотра, устанавливать флаги и рейтинги, изменять масштаб изображения (рис. 1.17).

Рис. 1.17. Панель инструментов в модуле библиотеки Lightroom 3

В нижней части окна Lightroom располагается панель Filmstrip (Лента снимков), напоминающая фрагмент фотопленки (рис. 1.18). С ее помощью вы в любом модуле можете выбирать требуемые для работы снимки. Кроме того, в верхней левой части ленты располагаются инструменты для быстрого отбора изображений по определенным признакам.

Рис. 1.18. С помощью ленты снимков можно выбирать изображения для работы в любом модуле

Вы можете сами выбрать кнопки, которые будут присутствовать на панели инструментов. Для этого щелкните на треугольной кнопке в правой части панели и в открывшемся меню установите флажки возле нужных вам инструментов.

Верхняя панель и лента всегда выглядят одинаково. Содержимое левой и правой групп панелей меняется в зависимости от выбранного модуля. Как правило, панели левой группы слу- жат для навигации или выбора элементов, а панели правой группы - для выполнения настроек. В верхней части левой группы панелей имеется панель Navigator (Навигатор) или Preview (Просмотр) - на ней отображается миниатюра изображения или вариант выбранного макета презентации. Пользователь сам может управлять содержимым панелей, скрывая ненужные в данный момент компоненты и отображая нужные. Щелкнув мышью на треугольной кнопке между панелью и границей экрана, можно вообще скрыть панель, освободив место на экране.

Организация работы в Lightroom 3

Для эффективной работы с изображениями важно выбрать стратегию рабочего процесса и впоследствии строго ее придерживаться. К счастью, Lightroom изначально создавалась как программа полного цикла обработки свадебных фотографий, поэтому организовать удобный и эффективный рабочий процесс будет несложно.

RAW против JPEG

Еще перед съемкой вам нужно определиться, в каком формате изображений снимать: RAW или JPEG. Слово «raw» в переводе с английского означает сырой, необработанный. Разница между этими форматами огромна: RAW-файлы представляют собой практически необработанные данные, полученные с сенсора фотокамеры, а JPEG-файлы - это изображения, прошедшие обработку в камере и в первом приближении готовые для просмотра или печати.

Чтобы из данных с сенсора камеры получить готовую фотографию, нужно выполнить несколько операций: интерполяцию, установку баланса белого, гамма-коррекцию, повышение рез кости, подавление шумов и некоторые другие. Все эти операции являются необратимыми. Вопрос в данном случае в том, кто будет проводить эти операции - процессор камеры или RAW- конвертер (имеющийся, например, в программе Lightroom). Съемка в формате RAW и последующая конвертация файлов на компьютере дают существенные преимущества.

RAW-файлы часто называют цифровыми негативами, причем каждый такой негатив можно сколько угодно раз «проявлять» с разными параметрами, создавая новые варианты обработки.

RAW-файлы содержат гораздо больше информации, чем JPEG: 12 или 14 бит на пиксел изображения против 8, а это значит, что они гораздо лучше пригодны для обработки. Например, при обработке RAW-файла можно скорректировать экспозицию в пределах одной-двух ступеней без существенной деградации качества снимка. С изображениями формата JPEG такой фокус не пройдет: неизбежно появятся шумы или постеризация.

Использование формата RAW дает свадебному фотографу возможность выставить баланс белого (или цветовую температуру точки белого) уже после съемки. Говоря о балансе белого в бытовом смысле, мы для описания характера изображения используем слова «теплее» и «холоднее». Например, для среднего изображения на рис. 1.19 баланс установлен правильно, и белые лепестки выглядят действительно белыми. Для снимка слева баланс белого смещен в холодную область, в результате белые лепестки приобрели синеватый оттенок. У снимка справа цветовая температура завышена, и снимок выглядит теплее, чем необходимо. Фактически, установка баланса белого влияет на коэффициенты усиления красного, зеленого и синего цветовых каналов в изображении.

При съемке в формате JPEG баланс выставляется в камере (вручную или автоматически), при съемке в формате RAW он задается в конвертере. Важно понимать, что при конвертации RAW-файлов установка баланса белого происходит до гамма- коррекции, поэтому изменить баланс белого в JPEG-файле уже невозможно (хотя, конечно, можно провести некоторую цветовую коррекцию). Установка баланса белого - задача субъективная, и использование формата RAW дает возможность не полагаться на автоматику камеры, а установить его вручную по своему вкусу.

Еще одно преимущество RAW-файлов - возможность применения более совершенных алгоритмов обработки. Маломощный процессор камеры должен успеть преобразовать данные с матрицы в JPEG-файл за считанные секунды, поэтому использует упрощенные алгоритмы обработки, не обеспечивающие наилучшего качества картинки. При конвертации на компьютере таких ограничений нет, и программа может опираться на более ресурсоемкие и более качественные алгоритмы интерполяции, шумоподавления и т. д.

И последнее, немаловажное преимущество - RAW-файл невозможно подделать, поэтому его наличие может служить доказательством вашего авторства снимка.

Разумеется, у формата RAW есть и недостатки. Во-первых, RAW- файлы занимают больше места на карте памяти и впоследствии на жестком диске (хотя диски и карты памяти в последнее время стоят достаточно дешево). Во-вторых, для обработки RAW- файлов требуется компьютер, время и некоторые навыки.

Рис. 1.19. Один и тот же снимок с разными установками баланса белого

После того как снимки сделаны, весь рабочий процесс может выполняться в Lightroom 3. Он состоит из нескольких типовых этапов.

1. Копирование снимков с камеры и импорт в каталог Lightroom. На данном этапе снимки копируются с карты памяти на жесткий диск компьютера; при этом изображения автоматически упорядочиваются, например размещаются в подкаталоги по дате съемки. При желании файлы можно автоматически переименовать. Одновременно желательно выполнить резервное копирование отснятого материала - копии оригинальных снимков достаточно сделать один раз, и этот шаг - самое подходящее время. Резервное копирование также выполняется с помощью Lightroom.

2. Отбор и сортировка снимков . Сразу после импорта нужно заставить себя просмотреть изображения, удалить явный брак и выбрать лучшие снимки. Как бы ни был велик соблазн сразу заняться обработкой каких-то интересных кадров, лучше приучить себя сперва просмотреть всю съемку целиком. Если этого не сделать, велика вероятность того, что вы потратите время на отнюдь не самые лучшие кадры из съемки. В Lightroom вы можете назначить снимкам рейтинг в виде звезд (1 звезда - худший снимок, 5 звезд - шедевр); флаги - снимок пойдет в обработку или его нужно удалить; цветовые метки, значения которых вы можете выбрать сами. После первичного отбора можно удалить явный брак, чтобы он не мешал, и продолжить обработку лучших свадебных фото-снимков.

3. Расстановка ключевых слов . Необязательный шаг, однако если у вас большая библиотека, ключевые слова могут существенно облегчить поиск нужных снимков. Кроме того, ключевые слова можно автоматически присваивать во время импорта (например, вернувшись из Египта, вы можете автоматически присвоить всем снимкам ключевое слово Egypt).

4. Обработка изображений . Самый многогранный, сложный и затратный в плане времени этап. Продолжительность ре- дактирования в значительной степени зависит от двух фак- торов: назначения снимков и качества исходного материала. В Lightroom есть достаточно инструментов для коррекции и творческой обработки изображений. Однако если при редактировании какого-то изображения этих возможностей окажется недостаточно, вы сможете автоматически отпра- вить его в Photoshop и обработать, после чего обновленный снимок появится в библиотеке Lightroom.

5. Резервное копирование каталога . В ходе этой операции вы сохраняете не изображения, а только выполненные ранее изменения и коррекции (копии изображений вы сделали раньше, при импорте). Поскольку объем информации об изменениях относительно мал, копирование каталога выполняется быстро, а значит, его можно проводить регулярно, например раз в неделю. Кстати, можно настроить Lightroom 3 таким образом, что программа сама будет напоминать вам о необходимости этой операции.

6. Экспорт и публикация . На этом этапе вы используете готовые изображения так, как вам нужно: печатаете, помещаете в интернет-галерею или в слайд-шоу. Можно и просто сохранить свадебные фото с нужными разрешением и форматом на жестком диске, а потом отправить по почте, записать на диск или отнести в лабораторию для печати.

Описанные шаги - это общее решение, вы можете выбрать из них те, которые вам необходимы, или добавить какие-то свои. Если вы только начинаете работать с цифровыми снимками, возможно, некоторые шаги могут показаться вам лишними или надуманными. Однако по мере роста вашей библиотеки изображений вы обязательно оцените важность правильной организации рабочего процесса, а использование Lightroom поможет автоматизировать многие нудные операции и свести к минимуму время, необходимое для того, чтобы поддерживать в порядке свою коллекцию.

Прежде чем начать работать с вашими снимками, их нужно импортировать в библиотеку Lightroom. После этого вы сможете просматривать изображения, проводить отбор и сортировку снимков, объединять снимки в коллекции, устанавливать рей тинги, назначать ключевые слова.

Учебник "Adobe Lightroom 3. Практическое руководство фотографа" представлен исключительно для ознакомления, после прочтения вы обязательно должны удалить его, а за покупкой оригинала обратиться к автору или в издательство.

Ваш свадебный фотограф Алексей Рогалев.