09.07.2019

Баланс белого в солнечный день. Баланс белого. Что это и с чем это едят? Предустановленные настройки баланса белого


15.05.2016 4066 Справочная информация 0

Вы, наверное, уже неоднократно слышали, что правильная композиция и корректная экспозиция — основные составляющие успешной фотографии. Но в настройках фотокамеры вы обнаруживаете "баланс белого" (ББ, как его часто называют), который начинающие фотолюбители игнорируют и устанавливают в автоматический режим. Автоматика же камеры может допустить ошибку при установке ББ, и портит хороший снимок. Так что же это, загадочный "баланс белого", с чем его едят? Сложно ли понять это? К счастью, нет, и об этом мы сейчас и поговорим.

Баланс белого — это процесс цветокоррекции, в результате которой объекты, которые глаз видит как белые, будут показаны белыми на вашем снимке. Человек видит белый цвет благодаря тому, что мозг корректирует отраженный свет с различными спектрами и при различной температуры. То же самое делает и автоматика фотоаппарат - изменяет цветовую температуру, измеряемую в Кельвинах. Однако человеческий мозг намного точнее автоматического режима ББ любой самой "навороченной" фотокамеры.

Зачем нужен этот параметр и почему он называется именно баланс белого? Вот смотрите. Попробуем с вами провести грандиозный научный опыт. У нас есть окно, день. В комнате - электрическое освещение. Возьмите два одинаковых белых листа бумаги. Поместите один из них в свет, падающий из окна. Другой положите так, чтобы он был освещён электрической лампой. На фотографии ниже один лист находится ближе к камере и освещён уличным светом. (Улица за спиной фотографа). Другой лист, в руках у девушки, освещён электрическим светом. Посмотрите по очереди на каждый лист - они разного цвета!

Почему так важно следить за ББ? Ответ очень прост, выставив правильный ББ вы сможете добиться "правильных цветов" вашего снимка. Например, для портрета, кожа должна иметь натуральный цвет. При не правильной установке ББ, цвет будет с примесью желтизны или еще хуже - с оттенком голубого. К тому же, фотограф лишается возможности получить в изображении ту атмосферу, без которой нельзя создать художественный снимок. Вместе с эмоциональным воздействием может исчезнуть и ощущение места и времени события. Однако не всегда фотохудожник стремится к реалистичности. Иногда можно создавать различные эффекты, отличающиеся от реалистичных, используя ББ в качестве средства художественной выразительности. Например, попробуйте при дневном освещении сделать кадр с установкой ББ "вольфарм".

Итак, чтобы внести в изображение эмоциональную составляющую, необходимо взять под контроль параметры ББ. В своем фотоаппарате вы найдете предустановленные значения цветовой температуры в зависимости от условий: "День", "Облачно", "Вспышка", "Тень", помогут в значительной мере избежать грубых ошибок в цветопередаче. Для более тонкой настройки "продвинутые" камеры дают возможность выставлять непосредственно цветовую температуру от 1000 К (искусственное освещение) до 11000 К (солнечный день) и выше. Таким образом, фотограф имеет возможность выставить точное значение цветовой температуры и добиться реалистичной цветопередачи.

Фотографируя в RAW, есть возможность установить цветовую температуру на компьютере во время работы в графическом редакторе без потери общего качества. Однако, необходимо помнить, что постобработка существует для того, чтобы сделать хороший кадр еще лучше, а не спасать "убитые" и "безжизненные" изображения. Тем более, что, работая за монитором, вам придется отталкиваться от ошибочных установок автоматики, а не от сцены, видимой в реальных условиях освещения.

Из вышеуказанных ручных настроек я бы советовал только три (остальные у меня не востребованы) и режим авто.

Автоматический баланс (AUTO WB). Практически 90% фотографий, которые я делаю - я делаю именно с автоматическим ББ. С обычным дневным освещением, камера никогда не ошибается, проблемы могут возникнуть только тогда, когда у вас разнотипное освещение. К примеру, вы сидите в помещении с искусственным освещением, а из окна попадает дневной свет. Так же, у камеры возникнут проблемы когда есть где-то люминесцентное освещение или свет лампы накаливания. Во всех остальных случаях смело фотографируйте с настройкой авто.

ББ "лампа накаливания". Обычная, всеми любимая лампочка с вольфрамовой спиралью, к которой так мы все привыкли, может запросто испортить нам кадр своим желтоватым оттенком. Поэтому, лучше потратить время и настроить баланс белого, чем потом трудиться и вытягивать фотографию в редакторе.

ББ "люминесцентная лампа" (лампа дневного света). Аналогично лампе накаливания, люминесцентная лампа испортит нам кадр, если мы оставим баланс белого в автоматическом режиме, поэтому я советую не полениться и поменять настройки ББ.

ББ "день" (прямое солнце) . Эта настойка бесполезна, т.к. камера отлично определяет баланс белого в автоматическом режиме.

ББ "вспышка" . Вовсе забудьте об этой настройке, потому что при включенной вспышке авто баланс белого сам переключается в этот режим.

ББ "облачно" . При этой настройке, все цвета уходят в теплый тон, я иногда использую этот баланс белого, но очень редко.

ББ "тень" . А вот с этим режимом я дружу, мне нравится тот оттенок, который я в итоге получаю, когда объект находится в тени.

Если вы никак не можете самостоятельно определить баланс белого, измерьте ББ по белому листу (или не обязательно по листу, просто по белому участку) с помощью функции "Предустановленный баланс белого", а камера самостоятельно определит баланс белого. Только с этой функцией хорошо на дорогих зеркалках, а вот на мыльницах и любительских камерах это работает не всегда.

Резюме

Вам решать, настраивать баланс белого в редакторе или делать это на месте, установив его в камере. Но это делать однозначно нужно, особенно, когда у вас люминесцентное освещение или обычная лампа накаливания. Во всех остальных случаях вы смело можете фотографировать с автоматическими настройками баланса белого.

И еще один совет. Экспериментируйте. Фотографируйте, используя разные пресеты ББ. Со временем вы "набьёте руку" и "наметаете глаз". А не будет получаться или у вас нет возможности переснять кадр, а баланс белого оставляет желать лучшего - можно просто перевести фотографию в монохром.

Всего вам фотографического!

Наилучшим образом настроить баланс белого позволяет серая карта. Что это такое и как настраивать баланс белого вы узнаете из статьи. Настраивать баланс белого совсем не сложно. Гораздо сложнее осознать зачем это делается и по каким причинам баланс белого может быть неправильным.

На правой картинке снимок сделан с автоматическими настройками баланса белого. Камера не смогла справиться с флуоресцентным освещением. Специальный режим «Флуоресцентная лампа» на левом снимке демонстрирует более качественный результат. Цвета стали естественней. Кроме того, стоит обратить внимание на белую ткань. На правом снимке она не белого цвета. Это неправильно.

Условия освещения влияют на цвет объекта. То, как видит камера нельзя сравнивать с человеческим зрением. Мозг человека адаптирует то, что мы видим и белый всегда кажется белым, хоть таковым он и не является. Можно сказать, что наш мозг способен идеально настраивать баланс белого в автоматическом режиме. С камерой всё иначе. Её мозг не настолько хорош, поэтому нам приходится помогать ей.

Автоматика камеры считывает температуру цвета объектов в кадре и подбирает подходящую настройку баланса белого из запрограммированных. Это работает в нормальных условиях съемки с равномерным освещением.

Если камера не может справиться с автонастройкой баланса белого или вы хотите быть уверены в качестве полученного снимка, то стоит настроить баланс белого вручную. Среди предустановленных режимов обычно бывают: «Лампа накаливания», «Вспышка», «Флуоресцентная лампа», «Тень», «Облачно», «Солнечно», «Ручная настройка» и PRE.

В каких случаях использовать предустановленные режимы?

Для домашнего освещения чаще всего подходит режим «Лампа накаливания», хотя в домах всё чаще начинают применяться светодиодные и газоразрядные лампы, поэтому стоит думать, прежде чем выбирать этот режим. «Флуоресцентная лампа» избавляет снимок от зеленоватого оттенка, даваемого такими лампами. Режим «Облачно» делает снимок немного теплее. В режиме «Вспышка» на фотографию добавляется агрессивный теплый оттенок. Он смягчает жесткие тени от вспышки. В тени объекты получают синеватый оттенок. Режим «Тень» добавляет розовый тон для компенсации синего. В режиме «Солнечно» температура цвета на снимке изменяется до 5000 градусов по Кельвину.

В режиме «Ручная настройка» камера анализирует температуру в реальном времени. В режиме Live View можно видеть результат в реальном времени и настроить любую температуру.

Режим PRE - это режим настройки по серой карте. Нужно расположить карточку перед объективом и нажать кнопку спуска затвора. Фотоаппарат захватит отраженный от карты цвет и добавит его в блокируемые цвета. Этот режим настройки баланса белого отлично подходит для условий смешанного освещения.

Если вы неправильно настроите баланс белого при съемке в формате RAW, то исправить ситуацию можно в графическом редакторе, но если вы снимаете в Jpeg, то корректировка не даст хороший результат. Всегда проверяйте снимки на дисплее камеры и в случае необходимости вносите корректировку. Подумайте также о том, что лучше сразу настроить баланс белого и сделать несколько сотен хороших снимков, чем потом исправлять баланс на сотне фотографий в графическом редакторе. Это будет хлопотно даже с учетом возможности пакетной обработки.

Доводилось ли Вам слышать от знакомых, приобретших цифровой фотоаппарат подороже, недовольство в адрес производителя? Мне — часто, да что там производителя — был виноват даже продавец, который предложил модель. На вопрос — что же произошло, как правило, отвечали — выкинули кучу денег, а фотографии получаются — хуже, чем на дешевой мыльнице: нечеткие, размытые, с отвратительной цветопередачей.

Не нужно, я думаю долго объяснять, что зачастую «виновниками» всех бед были некорректно выставленные настройки. Одной из настроек которой обязательно следует пользоваться - настройка баланса белого. Думаю, каждый знаком с тем, что на фото цвет лица выходит серовато-розовым, а нежно-розовые цветы становятся, почему то желтыми. Что же происходит?

Начну с вопроса, — какого цвета спелая клубника? Красного — ответите вы. Тогда второй вопрос, а откуда вы ЗНАЕТЕ, что этот цвет красный? В этом то и загвоздка. Когда то люди договорились этот цвет называть красным. И в детстве ЗНАНИЕ о цвете нам преподнесли как аксиому, не требующую доказательств. Второй пример, какого цвета снег? Белого? Хорошо, выходите вы в зимнюю ночь, светит галогеновый синий фонарь, какого теперь цвета снег? Выглядит он синим, но вы же ЗНАЕТЕ что он белый. Следующий вопрос, как объяснить фотоаппарату какой цвет правильный? С помощью функции «Регулировка баланса белого».

Суть функции следующая — если при определенных условиях освещения белый лист бумаги на дисплее фотоаппарата выглядит белым, то все остальные цвета будут переданы, верно. Объяснить это можно вспомнив курс физики, была там такая «оптика». Итак, белый цвет, или цвет который наш глаз воспринимает как «белый» (потому, что люди так ДОГОВОРИЛИСЬ) состоит из всех цветов спектра (если пропустить белый цвет сквозь призму — увидим радугу). Каждому цвету соответствует определенная длина волны, например, наша клубника красная потому, что отражает только световые волны такой длины, которые наш глаз воспринимает как «красный». Предметы белого цвета отражают огромное количество световых волн разной длины, «собирают» весь спектр, в результате мы видим белый. Белый цвет — является, как бы базовым для остальных цветов. Другими словами, посредством этой функции мы можем регулировать восприятие фотокамерой цветов.

Настройка баланса белого

Итак, баланс белого решает вопрос верной цветопередачи снимаемого объекта, кроме того, помогает решать вопросы съемки при различных условиях освещения: на ярком солнце, в тени, под лампой накаливания и люминесцентной лампой, при использовании нескольких источников света. Сегодня все цифровые камеры оснащены этой функцией. Автоматическим режимом пользоваться проще всего: сложнейшая система алгоритмов проанализирует источники света и осуществит «спектральный сдвиг». У каждого производителя эти алгоритмы свои, поэтому один и тот же сюжет, снятый разными камерами при одинаковых настройках, будет иметь разную цветопередачу.

В дополнение к автоматическому режиму, как правило, в камерах существуют так называемые, предустановки для съемки в различных условиях освещения. Это, как правило, «лампа накаливания», «люминесцентная лампа», «облачность», «тень» и другие. В наиболее продвинутых камерах (профессиональных и полупрофессиональных) существует возможность более точной, ручной настройки функции. Это позволяет настраивать функцию пошагово — то есть сдвигать цветопередачу в более теплую или более холодную часть спектра.

источник: http://alexleoshko.com

Сама по себе настройка - это лишь несколько нажатий кнопки: вам предстоит определиться с эффектом, который хочется получить, войти в настройки баланса белого, выбрать нужный режим и начать фотографировать.

Посмотрите, что происходит на фото, если использовать разные режимы.
Во время эксперимента небо затянуто облаками, хороший мягкий свет - прекрасно с точки зрения правильной цветопередачи.

Режим "Облачно" сделал кадр теплее, а оба "лампочных" режима - холоднее. Последняя вообще будто ночью сделана. Т.е. изменяя баланс белого(ББ), мы своего рода меняем оттенки на фото в теплую или холодную сторону.

Цель каждого из режимов - исправить недостатки освещения, ну или художественно подчеркнуть настроение, которое нам хотелось бы передать.
А теперь посмотрим, как это выглядит на практике.

В качестве источника света лампочка накаливания. Первую фотографию делаю с автоматическим ББ, для второй устанавливаю режим "Лампа накаливания".



В автоматическом режиме фото получается с желтоватым оттенком. Надо отметить цвета вполне соответствуют реальности, т.е. в свете этой лампы бумага имеет желтый оттенок.


Режим "Лампа накаливания" компенсирует избыток желтизны, заметно добавив холода. Так будто из теплой красной части мы перетащили фотографию в холодную синюю часть. И в итоге мы видим конверт таким, каким бы он был при свете дня.

А эти фотографии сделаны в свете люминесцентных ламп.

В автоматическом режиме цвета получились слишком холодными.
ББ "Люминесцентная лампа" делает цвета более теплыми, цветопередача не верная на все 100%, но близкая.

Режимы "лампы" дают самые ощутимые результаты, исправляют цветопередачу. Остальные добавляют "теплоты" в разной степени, и полезны для фото-сессий с участием людей и не только. Например, в хмурые пасмурные дни, когда хочется добавить чуточку теплых оттенков.
Как здесь:



Готовые настройки - это здорово и удобно. Но в какой-то момент их становится недостаточно или они не всегда справляются со своей задачей. Вы сами это поймете, если поэкспериментируете и будете ими пользоваться.
Однако, если в вашем арсенале "мыльница", то, скорее всего ваши возможности настройки баланса белого на этом заканчиваются.

У счастливых обладателей более серьезных фотоаппаратов все под контролем.

Здесь есть ручная настройка и (см. инструкцию к вашему фотоаппарату) возможность сохранять фотографии в "сыром" виде, т.е. в RAW формате.


Одно место, тот же свет, но разные настройки.

источник: http://ravliki.blogspot.r u

Серая карта для баланса белого

Сегодня говорим о настройке баланса белого (ББ) по серой карте. Большинство профессиональных фотографов избегают настраивать ББ по белому листу. Это происходит потому, что при производстве белой бумаги разными производителями используются разные отбеливатели, таким образом, белые листы отличаются оттенками, соответственно это приводит к нарушению цветового баланса. В последнее время, в цифровом фото широко используется серая карта для баланса белого . Производители серой карты (СК) гарантируют, что ее цвет есть сочетание белого и черного цветов в определенных заранее пропорциях (любые цветовые оттенки отсутствуют).

Наиболее популярная у фотографов, серая карта Kodak (18%) представляет собой две большие карты, размером приближенные к А4 и одну малую — приближенно к размеру А6. Карты двухсторонние — одна сторона серая (отражает 18% падающего света), вторая матовая белая (отражает 90%). Карты используются как для замера экспозиции, так и для настройки ББ. Кроме того в продаже имеются карты Canon (32% и 90%). В последнее время, производители стали выпускать карты, исключительно для настройки ББ в цифровом фото, например WhiBal — серая карта для баланса белого, на которую добавлены черные и белые вставки (кроме серого, можно регулировать еще и черный и белый цвет), а так же линейка с лучами по которой определяют уровень резкости и размеры. Из сравнительно недавнего ноу-хау — самоклеющиеся серые кружки и самосворачивающиеся карты.

Использование при фотографировании серой карты позволяет, как настраивать ББ в цифровой камере, так и корректировать цветовой баланс при последующей обработке кадра.

Использование серой карты для фотографирования.

Серую карту помещают рядом с объектом фотографирования. Очень важно, чтобы карта была освещена точно так же как и объект. Делаем один кадр, так, чтобы карта заполнила большую часть кадра. Далее, в меню камеры находим пункт «Баланс белого» («Пользовательский ББ»), камера предлагает выбрать кадр, по которому будут произведены настройки, выбираем кадр с нашей серой картой, следуя указаниям меню, по этому кадру выставляем «Пользовательский баланс». Наконец заходим в меню в перечень установок ББ, из всех вариантов выбираем «Пользовательский ББ» (его значок — два соединенных треугольника). С этого момента заданные вами настройки применяются для всех кадров. Следует помнить, что при изменении условий освещения, следует всю процедуру повторять. Вот почему настройки камеры с использованием серой карты применяют в основном при студийной съемке, когда для серии снимков свет выставляется один раз.

Использование серой карты при обработке в Photoshop. Делаем опять же кадр, размещая в нем серую карту. Следим за тем, чтобы свет на карту падал так же, как и на объект съемки. После чего делаем серию снимков для этих условий освещения. Сохраняем фотографии в формате RAW. Обрабатывая кадры в Photoshop, работаем с пипеткой «Баланс белого», пипеткой нужно «ткнуть» в серую карту на снимке. При этой процедуре карта на снимке становится действительно серой, «освобождается» от лишних оттенков. Следующим этапом — сохранение настроек: правой клавишей мыши кликнем на настроенный кадр, и выбираем в выпавшем меню «Скопировать настройки RAW». Сохраненные настройки можем применять ко всем снимкам серии (сделанным при одинаковых условиях освещения): выбираем нужный снимок, кликнем правой клавишей мыши и в выпавшем списке выбираем «Применить настройки RAW».

В заключении хочу подытожить:

1. Использование СК дает возможность более верно передать цвета и оттенки, нежели при использовании для настройки белого или черного цвета.
2. Использовать СК наиболее оптимально в условиях студийной съемки.
3. Для каждой серии снимков, сделанных при разных условиях освещения необходимо делать новый эталонный кадр с использованием СК.
4. СК можно использовать как для настройки камеры, так и для коррекции цветопередачи при обработке кадра.

источник: http://alexleoshko.com

НАСТРОЙКА БАЛАНСА БЕЛОГО. ПРОСТОЕ РУКОВОДСТВО

На бб можно повлиять с помощью изменений настроек фотоаппарата. Рассмотрим данные настройки на примере меню фотоаппаратов фирмы Canon. А точнее - на примере фотоаппарата Canon 600D - его меню во многом аналогично меню таких популярных моделей как 400D, 450D, 500D. 550D.

Как видно на картинке - с помощью данного меню Вы сможете сменить бб - либо пользуясь готовыми предустановками, либо выбрав собственные параметры этого значения. Не стоит использовать имеющиеся предустановки баланса белого цвета - без сильной на то необходимости, т.к. чаще всего фотоаппарат корректно работает с данным параметром - в автоматическом режиме, особенно на природе - при естественном освещении - учитывая все его нюансы.

Однако существует возможность настройки баланса белого цвета - вручную! Чаще всего этот тип настройки называют настройкой баланса белого цвета «по белому листу». Это дает возможность точно «подстроиться» под конкретный источник света. Вот как эта процедура описана в инструкции к фотоаппарату Canon 600D:

О том, как использовать аналогичную возможность на фотоаппаратах других фирм или моделей - вы сможете найти в инструкции по эксплуатации Вашего аппарата.

Но и это еще не все! Некоторые фотоаппараты (например, тот же Canon 600D) имеют возможность корректировать цветовой тон фотографии - без применения белого листа! В этом случае эффект получается подобным тому - как будто Вы перебираете цветные светофильтры. Следующая иллюстрация демонстрирует пример подобной настройки:

Некоторые фотоаппараты имеют также еще и «брекетинг баланса белого», это означает - что три фотографии сделанные подряд - будут иметь разный баланс белого (если Вы это разрешите в настройках) - для того чтобы по крайней мере хотя бы один из кадров «попал в точку». Этот режим применяется тогда, когда Вы не уверены в правильности настройки бб.

Но… и это еще не все! Если Вы фотографируете зеркалкой, то в нем наверняка есть функция съемки в формат RAW! Этот замечательный формат отличается тем, что снимая в него - по ходу съемки о балансе белого цвета можно не беспокоиться, ибо его можно будет как угодно изменить - позже, с помощью специальной программы. Обычно такие программы входят в комплект поставки любого зеркального фотоаппарата. Рекоендую использовать программу Adobe Camera Raw ( ACR )

Знакома такая картина, когда фотография выглядит неестественно и цвета на картинке сильно искажены? О чём это говорит? Это говорит о том, что регулировка баланса белого в фотоаппарате не произведена и цифровой автоматический замер баланса допустил ошибку, он не правильно определил цветовую составляющую кадра и исказил цветовые настройки.


Если в программе фотошоп или в любом другом графическом редакторе выбрать условно белую область, которая нашим глазом в привычной среде воспринимается как область белого цвета (у синички Лазоревки - это "щёки"), то можно будет заметить, что цветовая составляющая по трём каналам цвета RGB будет иметь одинаковые значения - R:218, G:218, B:218 (у фотографии с правильным балансом белого). На нижней же фотографии эти значения будут заметно отличаться R:162, G:186, B:237 (фотография с неправильным балансом белого, с явным преобладанием синего цвета).



Если таких белых фрагментов будет много в кадре, то процессор фотоаппарата сможет опираясь на эти участки самостоятельно, в автоматическом режиме определить баланс и правильно передать цвета, а если таких белых фрагментов в кадре мало или их вовсе нет, то процессор начинается "путаться" и передаёт оттенки красок ошибочные. Всё это, конечно же условно, процесс измерений в фотоаппарате гораздо сложнее и процессору фотоапапата в этом можно помочь.

Как это исправить и выставить правильный баланс белого?

Теоретически таких способов два:
1) до съёмки научить фотоаппарат понимать баланс белого;
2) после съёмки обрабатывать изображение в графическом редакторе.

Многие считают, что обработка фотографий в графическом редакторе после фотосъемки проще и быстрее, чем выставлять ручной баланс белого в фотоаппарате до начала самой съёмки, особенно если снимать не в JPEG, а в RAW(NEF). Для RAW(NEF) можно согласиться только при некоторых условиях:

1) снимать нужно именно в RAW(NEF), а не в JPEG;
2) на снимках должны содержаться опорные фрагменты условно белого (как щёки у синицы);
3) количество фотографий для обработки не должно превышать 20-50 шт., т.к. это довольно монотонное и нудное занятие.

Если вы не умеете работать с RAW(NEF), если на снимках вдруг не окажется фрагментов белого, если объём фотографий очень большой, то обработка в графическом редакторе превратится в муки и отнимет уйму времени, а в некоторых случаях из JPEG вытащить правильный баланс белого будет крайне затруднительно или почти невозможно.

Настраиваем фотоаппарат до начала съёмки

Во всех инструкциях пишут (да и сами фотографы рекомендуют) проводить настройку баланса с белым листом бумаги. Многих новичков это приводит в замешательство, особенно в тех случаях, когда съёмка происходит вне дома/офиса. Где этот лист бумаги взять и как его с собой носить? Забываем про белый лист бумаги!

Берём обычный продуктовый пакет из магазина. Пакет должен быть белый, полупрозрачный на столько, чтобы пропускать через себя часть света и не должен содержать цветных примесей. Если стенки пакета имеют такую прозрачность, которая позволяет отчётливо прочесть надпись на ремешке фотоаппарата, то таких пакетов понадобится два, чтобы сквозь слои двойного пакета читать надпись было затруднительно. Далее, на объективе переключатель AF-MF временно ставим в положение "MF" и одеваем пакет на объектив так, чтобы передняя линза объектива была полностью закрыта пакетом и на этом месте на пакете не было ни надписей, ни рисунков. Затем наводим фотоаппарат в ту сторону где расположен наш объект съёмки и делаем один снимок. Возвращаем переключатель на объективе в режим "AF" и переходим в меню фотоаппарата.

В меню фотоаппарата находим и выбираем опцию "Ручной ББ" (Ручной Баланс Белого), в качестве эталонного белого снимка выбираем наш последний кадр с пакетом и нажимает подтверждение "SET". Затем в Меню находим опцию "Баланс Белого" и меняем "Авто" на "Ручной" как показано на рисунке.


Убираем пакет в карман и делаем снимки ровно до тех пор пока не изменится освещение того места, где вы проводите съёмку, к примеру Солнце зашло за тучи, вместо ламп накаливания включили люминесцентные лампы, с солнечной полянки вы зашли в густую лесную чащу и т.д. В этом случае повторяете всю процедуру заново:

1) объектив -> "MF";
2) одели пакет на объектив;
3) направили камеру на объект, сняли кадр;
4) убрали пакет и объектив обратно "AF";
5) в Меню -> "Ручной ББ";
6) выбрали последний кадр с пакетом;
7) в Меню проверяем -> "Баланс Белого", "Авто" -> "Ручной".

Теперь можно снимать как в RAW(NEF), так и в JPG, процессор будет иметь у себя в памяти опорный, эталонный снимок белого пакета в качестве образца и будет уже его применять в своих вычислениях, заменяя белые щёки синицы белым пакетом.

Как исправить баланс белого в фотошопе?

Если у вас что-то не получилось или вы забыли включить ручной баланс в фотоаппарате, то ситуацию всегда можно исправить если вы снимаете в RAW(NEF). Достаточно открыть файл RAW(NEF) в режиме редактирования, выбрать опцию White Balance Tool (I), комбинация клавиш Ctrl + I, появится инструмент в виде пипетки, ею остаётся ткнуть в область щёки синицы, в ту самую область, которую наш глаз в реальной жизни воспринимает как область белого. Как только вы это проделаете вся фотография сразу же изменит свой цвет, а значения RGB станут равны между собой - R:218, G:218, B:218. В моём случае это значение 218, у вас может быть 224 или 188 или любое другое, главное, чтобы все значения RGB были одинаковые - R:224, G:224, B:224 или R:188, G:188, B:188.

Что делать если на фотографии нет белых объектов?

Если на фото нет ни одного объекта, который бы содержал условно белый цвет, тогда нужно искать фрагменты всего спектра серого, то, что в реальной жизни наш глаз воспринимает как чистый серый, без примесей других цветов - это может быть, и асфальт, и бетон, и камни, если мы говорим о пейзаже и в кадре нет человека. Если речь идёт о портретах людей и на одежде нет ни одного участка белой или серой ткани, то в крайнем случае можно использовать фрагмент белой области глазного яблока. Если и это не помогло, наша модель прилетела с другой планеты и у неё глаза жёлтые, то переходим к плану "Б".

План "Б" потребует от вас базовых знаний, что такое цветовая температура и какие бывают значения в условиях фотосъёмки с типовым освещением или близким к типовому. Ниже представлена таблица с описанием освещения и цветовой температура в Кельвинах. Значения из таблицы дадут вам на первых порах числовые ориентиры, по которым можно корректировать значение параметра "Temperature" и изменять баланс белого, близкий к условиям на момент съёмки. От 5000К до 6000К - цветовая температура для типичной уличной съёмки, от 2200К до 2800К - съёмки посиделок на кухне при свете ламп накаливания, от 3500К до 4500К - съёмки в офисе, где горят люминесцентные лампы светильников армстронг и т.д. Выбирая одно из табличных значений под тип освещения вы сможете цветовой баланс привести к наиболее естественному, к тем цветам, которые наш глаз воспринимал в окружающей среде на момент съёмки.

Что делать если я снимаю в JPEG?

Ну, что тут скажешь? Остаётся только позавидовать, у вас всё ещё впереди! Предстоит очень увлекательный путь освоения трудов Дена Маруглиса, я бы сказал Библий по фотошопу: "PHOTOSHOP для профессионалов" и "Photoshop LAB Color". Объём информации этих трудов не представляется возможным отразить в рамках данной статьи, мало того для освоения этих методик у вас должен быть профессиональный откалиброванный монитор от 24" с матрицей не хуже IPS и свободное время для учёбы от 1 до 6 месяцев.

В любом случае - выбирать вам между обычным пакетом из магазина и освоением целой науки под названием "Цветовые пространство ", хотя можно не заморачиваться и оставить всё как есть, синичке всё равно какого цвета её щёки на ваших фото:)

Баланc белого - это настройка, которая необходима для обеспечения правильной цветопередачи на фотоснимке. Вероятно, вы обращали внимание, что фотографии, сделанные без вспышки дома при свете люстры, часто заметно отдают в желтизну, а фотографии в яркий солнечный день - наоборот, в синеву. Очень наглядно можно увидеть разницу в цветовом оттенке во время заката солнца и после заката:

Обратите внимание на цвет асфальта - на первой фотографии он чуть окрашен в желтизну, так как освещается закатным солнцем, на втором - преобладают синие оттенки, так как солнце ушло и основным источником света является голубое небо.

В чем измеряется баланс белого?

На самом деле, вопрос поставлен некорректно, однако именно такую трактовку часто приходится слышать. Баланс белого не является самостоятельной физической величиной - это что-то вроде компенсации цветового оттенка, точно также как экспокоррекция меняет уровень экспозиции снимка.

Баланс белого тесно связан с таким понятием как цветовая температура источника света. Вы когда-нибудь пробовали поднести иголку к пламени газовой плиты? Иголка нагревается и начинает светиться. Сначала этот свет едва заметный и имеет темно-красный оттенок, затем иголка становится ярко красной, оранжевой. Если еще сильнее поднять температуру, свет становится желтым, затем белым и, наконец, голубым. На газовой плите довести иголку до "белого каления" вряд ли получится, тем не менее, принцип понятен - при нагреве до разных температур тело светится разными цветами. Это и есть "цветовая температура", а измеряется она в Кельвинах.

Каждый источник света имеет свою цветовую температуру. Вероятно, вы обращали внимание, что на энергосберегающих лампах есть надписи вроде 2700К ("теплый свет"), 4200K ("дневной свет") или 5500К ("холодный свет").

Вот краткий перечень цветовых температур для разных источников освещения (источник - Википедия):

  • 1500-2000 К - свет пламени свечи;
  • 2200 К - лампа накаливания 40 Вт;
  • 2680 К - лампа накаливания 60 Вт;
  • 2800 К - лампа накаливания 100 Вт (вакуумная лампа);
  • 3400 К - солнце у горизонта;
  • 4000 К - люминесцентная лампа холодного белого света;
  • 4300-4500 К - утреннее и вечернее солнце ("режимное" время);
  • 5000 К - солнце в полдень;
  • 5500 К - облака в полдень;
  • 5500-5600 К - фотовспышка;
  • 6500 К - стандартный источник дневного белого света, близкий к полуденному солнечному свету;
  • 6500-7500 К - облачность;
  • 7500 К - дневной свет, с большой долей рассеянного от чистого голубого неба;
  • 7500-8500 К - сумерки;
  • 9500 К - синее безоблачное небо на северной стороне перед восходом Солнца;
  • 15 000 К - ясное голубое небо в зимнюю пору;
  • 20 000 К - синее небо в полярных широтах.

Как выставить правильный баланс белого?

Чтобы обеспечить "нейтральную" цветопередачу мы должны выставить в своем фотоаппарате такой баланс белого, который максимально бы соответствовал цветовой температуре источника освещения. Как правило, функция "баланса белого" имеет несколько предустановок - солнечно, пасмурно, тень, лампа накаливания и так далее. Каждой предустановке соответствует определенная цветовая температура. Только вот в чем проблема - одной предустановкой невозможно охватить все тонкости и нюансы данных условий освещения. К примеру, установка "лампа накаливания" даст приемлемую цветопередачу, если мощность ламп составляет 100 Вт, но при освещении "сороковками" картинка заметно уйдет в желтизну. Как быть? Есть несколько вариантов...

Задать цветовую температуру вручную

Это, по сути, самый правильный метод. Если помещение освещено лампами на 5500K, устанавливаем в фотоаппарате баланс белого на 5500К и получаем "беспристрастную" цветопередачу, при которой цвета на фотоснимке будут максимально приближены к реальности - как при съемке днем на улице.

Этот метод имеет много плюсов:


При всех своих плюсах, у данного метода установки баланса белого в Кельвинах есть и недостатки.

  • Ручная установка ББ снижает оперативность при съемке (зато сокращает объем обработки).
  • На глаз точно определить температуру сложно, особенно новичку. Приходится ориентироваться на картинку, которая отображается на экране фотоаппарата, но экран не всегда точно отображает цвета. Я заметил, что у Olympus PEN E-PM2 цвета на экране теплее, чем на фотографии. Canon EOS 5D отображает картинку более точно, но все равно разница с монитором есть.

Устанавливать баланс белого в Кельвинах я могу рекомендовать в следующих случаях:

  • Вам точно известна цветовая температура источников света
  • Вы умеете "видеть кадр до щелчка затвора" и знаете, какой оттенок на фотографии должен преобладать - это приходит только с опытом
  • Ваш фотоаппарат позволяет устанавливать баланс белого в Кельвинах:)

Никто не мешает экспериментировать с балансом белого в Кельвинах новичкам. Цена ошибки в данном случае практически нулевая, если вы снимаете в RAW, можно легко исправить ошибку без потери качества.

Задать баланс белого по серой карте (или белому листу)

Чтобы не морочиться с Кельвинами есть еще один вполне годный алгоритм установки баланса белого вручную - по серой карте. Серая карта - это кусок картона или пластика нейтрально серого цвета. Если ее поместить в наши условия съемки и сфотографировать ее, то по этому фотоснимку легко можно настроить "пользовательский" баланс белого. Серая карта часто заменяется обычным белым листом бумаги - эффект тот же. После этого выбираем настройку "Пользовательский ББ" и фотоаппарат просит указать снимок "серой карты".

В моем случае (Canon EOS 5D) это выглядит так:

Выбираем снимок с серой картой и, следуя инструкции на экране, жмем кнопку SET. Важно, чтобы лист бумаги был освещен равномерно преобладающим источником освещения.

Все, пользовательский баланс белого настроен, осталось только выбрать его среди предустановок. Обозначается он такой пиктограммой:

Достоинства установки баланса белого по листу бумаги:

  • Можно установить баланс белого быстро и точно, безо всяких заморочек с цифрами
  • Функция есть практически во всех фотоаппаратах

Недостатки

  • Не недостаток, а особенность - нужно разобраться, как это работает конкретно на вашей фотокамере
  • Нужно иметь серую карту или, на худой конец, лист чистой белой бумаги. Устанавливать можно и по другим объектам - белым стенам, элементам одежды, но точность при этом будет заметно ниже.
  • Баланс белого выставляется "беспристрастно" - принудительно сделать оттенок чуть теплее или холоднее уже не получится.

Воспользоваться автоматическим баланса белого

При "обычных" условиях освещения этот метод вполне годится и для любительской и для профессиональной съемки. Под "обычными" условиями понимается, скажем, съемка днем на улице или съемка со вспышкой. В этом случае автоматика любой камеры прекрасно справится с задачей установки баланса белого. Однако, есть нюансы...


Еще раз напоминаю, даже если автоматический ББ серьезно промахнулся, его легко поправить, если снимаете в RAW.

Предустановки баланса белого

Это самый плохой вариант! Предустановки не могут учесть всю специфику источников освещения - мощность ламп накаливания, цветовую температуру энергосберегающих и светодиодных ламп. Даже солнце в разных широтах светит по-разному, поэтому применять предустановки ББ я не рекомендую, так как это пустая трата времени, все равно потом с 99% вероятностью придется исправлять баланс белого.

Выводы

Баланс белого - важная, но не критичная настройка, если мы снимаем в RAW. Она позволяет регулировать цветопередачу снимка на этапе съемки, что очень удобно, если снимаете большую серию снимков при одинаковом освещении - один раз правильно настроил и вперед! Количество постобработки будет сведено к минимуму. Даже если ошиблись с настройками - не беда, RAW все стерпит (помните, мы ведь договорились все снимать в RAW ?)

ББ может рассматриваться как один из творческих приемов. Если хотим создать в кадре "теплую и ламповую" атмосферу, можно смело сместить баланс белого на 200-500К в сторону желтизны - этого как правило достаточно для ощущения теплоты и в то же время желтизна не будет бить по глазам. Наоборот, для создания чувства тревожности и драматичности можно чуть сместиться в сторону холодных тонов. "Технически правильный" баланс белого и "творческий" баланс белого - не всегда одно и то же!

Контрольные вопросы и задания

1. Для чего нужен баланс белого?

2. Как баланс белого связан с цветовой температурой источника света?

3. Какую цветовую температуру нужно выставить при съемке днем на улице? Попробуйте разные варианты и выберите лучший.

4. Научитесь выставлять баланс белого по серой карте или листу бумаги.

5. Попробуйте пофотографировать с настройкой ББ "лампа накаливания" при свете ламп на 25, 50, 60, 100Вт и убедитесь, что это не очень хорошая идея:)