23.06.2020

Примеры написания гранта на музей. Социальный проект – что это, их виды, цели, темы, идеи, примеры, как выиграть грант? Какие количественные и качественные результаты указывать в грантовой заявке


Где взять средства на открытие бизнеса, если у вас есть только идея? Получите финансовую помощь от государства или специальных фондов. Для этого подайте заявку на грант. Рассмотрим, как увеличить шансы ее одобрения, какие документы подготовить и нюансы, сокращающие срок принятия решения.

Возможность безвозмездно получить средства на реализацию дела привлекает начинающих бизнесменов. Однако не все виды запускаемых стартапов подходят под получение грантов - для этого они должны отвечать определенным критериям:

  • Новизна . Речь не о запуске еще одного бизнеса, а о новаторском характере идеи.

Однако есть и различия:

  1. В заявках на получение гранта не всегда уделяют внимание коммерческой части. Как правило, цель проекта - достижение нематериальных выгод, а финансовой отдачи может не быть вовсе.
  2. Гранты - это «спонсорская» помощь, которая оказывается безвозмездно , и при подаче заявки не приходится обосновывать возможности по возврату заимствованных средств.
  3. Огромное значение имеют «нематериальные» разделы - цель проекта, его значимость . Соответствие этой информации сути грантовой программы - залог получения субсидии.

У специалистов должно возникнуть правильное (и положительное) представление о проекте, его реалистичности и пользе. Корректное оформление разделов немаловажно.

Образец заполнения основных пунктов

Вне зависимости от фонда, который предлагает спонсорскую помощь и формы документации, любая заявка содержит ряд ключевых разделов . Мы приводим краткие рекомендации по их заполнению.

  • Рабочий план реализации - конкретика. Расписываете все шаги и операции, которые будут произведены на пути к целям. Отнеситесь к нему серьезно, ведь ошибки или нелогичность расчетов и выводов создадут о вас негативное впечатление.
  • Конкретные результаты - фиксированные показатели (качественные или количественные), по достижении которых вы заявите об успехе проекта.
  • Механизм оценки результатов также важен. Покажите, как грантодатель проконтролирует успех реализации идеи, в которую вложены средства.
  • Дальнейшее финансирование и перспективы. Многие некоммерческие грантовые проекты «закрываются» по достижении поставленных целей и расходовании бюджета.
  • Финансовый план - как истратите полученные грантовые средства. Этот раздел должен быть максимально обоснованным, прозрачным и учитывать все нюансы налогообложения предприятия, юридические и бухгалтерские тонкости.

Как подать и какие документы еще могут потребоваться

Претендующая на грант организация обязана передать в фонд пакет документов. В зависимости от идеи комплект может разниться, но основные бумаги остаются неизменными.

  • Учредительные документы ИП или ООО - свидетельства о регистрации, устав, приказы о назначениях, коды статистики и подобное.
  • Копии финансовой отчетности за последний период (баланс, ).
  • Аудиторские заключения .
  • Данные основных должностных лиц организации с краткими сведениями .

Большим плюсом в биографии директора или учредителя будет подтвержденная информация о его достижениях в выбранной области.

  • Рекомендации, письма поддержки . Если проект реализуется в социальной сфере, заручитесь одобрением соответствующих фондов и органов. Их компетентные заключения с контактами доверителей прикладывайте к заявке.
  • Документы на право пользования имуществом , транспортом, которые будут задействованы - свидетельства о собственности, договоры аренды.

Заявку подать не сложно: достаточно правильно оформить идею и собрать необходимые документы.

При составлении заявки претенденты сталкиваются с трудностями. Мы собрали практические советы, которые упростят задачу:

  • Прежде чем начинать трудоемкую работу по написанию документа, убедитесь, что цели выбранного фонда соответствуют вашим .
  • На стадии разработки и заполненияконсультируйтесь с грантодателем . В большинстве фондов и госслужб действуют центры по работе с заявителями, где бесплатно предоставляют серьезную информационную поддержку и обучение.

Так, даже в рамках одной системы сильно отличается, и если не знать нюансов, можно внести в финансовый план некорректные данные.

  • Общая стоимость реализации не может быть меньше суммы запрашиваемых средств. Для коммерческих организаций оптимально, если бюджет проекта по превышает размер субсидии - так вы покажете, что готовы вкладывать свои средства. Для некоммерческих проектов можно производить реализацию в рамках размера гранта.
  • Главное при получении субсидии - вызвать доверие специалистов фонда к идее . Заявка должна быть логичной, лаконичной и идеально структурированной, а обоснования - убедительными и без двояких толкований.
  • Опыт в выбранной области - первое, на что смотрит грантодатель. Имея об объекте приложения сил поверхностные знания, почерпнутые из литературы, не рассчитывайте на субсидию.

Заключение

Первое, что видят специалисты государственных органов, фондов при рассмотрении проекта - это заявка. Какой бы дар убеждения ни имел предприниматель, впечатление складывается при ее изучении. Если документ не отражает реальных целей, не раскрывает процесс реализации, до «очной» защиты может и не дойти.

Уважаемые читатели! Если у вас появились вопросы или уточнения по теме статьи, пожалуйста, оставляйте комментарии! Мы постараемся в будущем раскрывать самые актуальные для вас темы. Ждем ваших оценок и мнений!

Эта статья является логическим продолжение первой части, посвящённой различным аспектам получения гранта. Сегодня мы подробно разберём оставшиеся вопросы: как написать проект для участия в конкурсе на получение гранта, как подготовить сногсшибательную защиту проекта и каким образом эффективно израсходовать грантовые деньги, при этом отчитавшись за каждый потраченный рубль. Итак, начнём.

Как получить грант на реализацию проекта?

Напомню тебе, дорогой друг, что в предыдущей статье мы исходили из плана, используя который, ты сможешь довольно легко заполучить грантовые средства (если, конечно, тобой будет должным образом проработан каждый пункт плана).

План получения гранта

1. Определяемся с проблемой.

2. Ищем потенциальных грантодателей.

3. Изучаем предъявляемые требования.

4. Пишем проект.

5. Готовим защиту.

6. Получаем грант.

7. Делаем отчёт об израсходованных средствах.

Первые 3 пункта плана (определение ключевой проблемы, поиск потенциальных грантодателей, изучение предъявляемых требований для участия в конкурсе на получение гранта) мы довольно подробно рассмотрели в первой части. Настало время уделить особое внимание оставшимся пунктам.
Итак, начнём.

4. Пишем проект.

Проект – это основная работа, которую ты представляешь на суд комиссии, которая распределяет гранты среди участников конкурса. Более подробно о написании проекта я рассказывал вот в этой статье: С чего начать писать проект?

Обязательно почитайте её, т.к. там описаны основные компоненты грамотного проекта. Здесь же я хочу рассказать тебе о тех «фишках», которые помогут тебя победить в конкурсе на получение гранта. Эти «секреты» были «рассекречены» мной и многими другими участниками подобных конкурсов в ходе практической деятельности.

На самом деле, никаких «супер-мега-секретов» нет, однако существуют определённые моменты, на которые стоит обратить самое пристальное внимание.

Секреты написания проекта для получения гранта

1. Досконально изучите проблему, на которой базируется проект .

Хоть поверьте, хоть проверьте, но ты должен ДОСКОНАЛЬНО знать о каждом нюансе, каждом аспекте своего проекта. В список must have (обязательного досконального знания) входят:

— статистика по проблеме;

— заинтересованность целевой группы;

— материальная обеспеченность;

— физическая возможность реализовать проект.

А теперь по-порядку. Что касается статистики по проблеме , то ты должен обязательно знать, сколько человек нуждаются в твоём проекте, кто это вообще (необходимо понимать свою целевую группу, на которую направлен проект) и другие подобные аспекты.

Люди правомерно полагают, что ты являешься экспертом в данной области, раз собрался решать соответствующую проблему. Дак, вот и покажи себя во всей красе, «убей» всех своим знанием проблематики!

Также очень важно заранее узнать заинтересованность целевой группы в проекте. Об этом мы уже немного говорили в первой части. Член комиссии по выдачи гранта может спокойно тебя спросить: «А вы проводили какие-либо социологические исследования с целью выявления заинтересованности в вашей идеи?»

Ты, естественно, должен говорить, что да, проводил. Лучше на самом деле провести хотя бы небольшое исследование, чтобы быть уверенным в том, что игра стоит свеч, что потраченные усилия не пропадут даром.

Кроме того, очень часто, анализируя проект участников конкурса, члены комиссии спрашивают про материальную обеспеченность проекта. Ведь, практически всегда деньги выдаются при том условии, что у вас:

а) уже есть какое-либо помещение и необходимое оборудование для работы;

б) прописано в смете проекта соответствующая статья на расходы, связанные как раз-таки с материальной базой.

Если ничего этого у тебя в проекте не отражено, то вряд ли тебе дадут грант. Некоторые из членов комиссии могут даже пошутить примерно так: «А на что вы рассчитываете? Мы дадим вам деньги, а осваивать вы их будете в чистом поле?»

Поэтому, в любом проекте (некоммерческом, и, особенно, в коммерческом), во-первых, делайте смету (она обязательна!), а, во-вторых, не забывайте оговаривать момент с обеспеченностью материальной базой.

Что касается физической возможности реализовать проект, то тут примерно такая же ситуация, что и с материальной базой. Ты можешь замахнуться на грандиозный проект, который самостоятельно реализовать не сможешь. Поэтому соотноси свои силы и возможности с устремлениями сделать этот мир лучше. Начни с малого, а там уже видно будет !

2. Будь готов разъяснить любой момент в своём проекте.

Практически каждый раз у членов комиссии появляются вопросы, которые, с твоей точки зрения, практически на прямую не касаются проекта, однако которые с упорством осла задают эксперты. Человеку из комиссии может быть не понятна какая-нибудь цифра в расчётах сметы или какой-нибудь специфический термин, или ещё что-нибудь.

По сути, этот пункт является логическим продолжением предыдущего. Однако, к нему также следует относиться с повышенным вниманием.

Обычно, когда проект пишешь сам, то ты его знаешь действительно досконально, так, что особых проблем ответить на коварные вопросы по проекту не составляет труда. Однако, когда проект пишется группой людей, то часть проекта ты можешь знать отлично, а другую часть – так себе, ввиду того, что ты её не писал.

В связи с этим, сколько бы человек не писало проект, каждый член команды должен знать все части проекта на зубок, так, чтобы, даже, если ночью разбудят, то человек должен ответить на все вопросы.

Конечно, не всегда бывают такие проблемы, иногда всё проходит легко и просто. Однако я тебе даю рецепт на любой случай жизни, чтобы ты был готов к любым «перегрузкам» со стороны членов комиссии, принимающей решение по поводу выдачи гранта.

3. Если есть возможность, узнайте заранее, кто будет сидеть в комиссии.

Большим преимуществом для тебя, дорогой друг, будет информация о том, кто будет сидеть в комиссии. Причём, получить данные сведения вполне возможно. Наверняка твой проект, который ты пишешь на грант, будет курировать какой-то наставник (например, преподаватель в вузе, или работник местной городской администрации).

Твой ментор, в силу своей профессиональной деятельности, скорее всего, уже неоднократно посещал подобные конкурсы. В связи с этим он наверняка знает (или даже знаком лично) с членами конкурсной комиссии.

В связи с чем поинтересуйтесь у своего наставника подобной информацией. Чем эта информация будет для тебя полезной? Всё дело в том, что каждый член комиссии, скорее всего, помимо своих обязанностей в качестве участника комиссионной группы, также, в остальное рабочее время работает по своим прямым обязанностям.

Обычно в подобные конкурсные комиссии входят представители или различных комитетов (если это государственный конкурс, соответственно, выделяемые средства идут из бюджета), или работники какого-либо отдела (если это грант какой-либо организации). У каждого члена комиссии есть свои профессиональные интересы, свои пристрастия в чём-то.

Например, если до тебя дойдёт информация, что председатель конкурсной комиссии также является членом организации по защите животных или просто спонсирует подобные организации, а твой проект хотя бы каким-то боком подходит под тему животных, то было бы неплохо, если бы ты сделал акцент на том, что твой проект позволит уберечь животных от… Тут уж сам придумывай .

Твоя основная задача – найти такую информацию о члене конкурсной комиссии, которая позволит тебе её использовать для выигрыша гранта. Только не стоит выяснять какие-то личные моменты жизни членов комиссии – шантажом заниматься не стоит – это не наш метод:).

Конечно есть и другие «фишки», которые также способствуют увеличению вероятности получения гранта, однако я рассказал тебе о наиболее эффективных. Как говорится, только бери и получай результат!

5. Готовим защиту.

После того как ты напишешь проект, следующим шагом будет подготовка речи для его защиты. Тут всё стандартно: можно распечатать речь на листах А4 и читать соответственно с них, однако лучше распечатать речь, запомнить основные моменты и в форме импровизации рассказывать про свой проект, лишь иногда подсматривая в текст выступления. Такая защита лучше воспринимается на слух, что, в конечном счёте, благоприятнее сказывается на конкурсной комиссии.

Если всё-таки ты боишься рассказывать про свой проект «без бумажки», тогда тебе необходимо знать определённые стандарты на размер текста. Максимальная длина текста защиты примерно равняется 3 листам А4 при межстрочном интервале в 1.5, 14 кеглем (размером) шрифта Times New Roman.

Сократи текст. По большому-пребольшому секрету скажу, что во время выступления часто случаются непредвиденные истории, которые «съедают» твоё время (может фотограф отвлечь своими вспышками, может кто-нибудь зайти и извиниться, что помешал и т.д.).

Поэтому, мой тебе совет – делай текст защиты минимальным. Оставь только самое основное. Что обязательно должно быть отражено в защите? Было бы очень хорошо, если бы при защите ты упомянёшь о целях и задачах проекта, целевой группе, сроках реализации проекта, смете проекта, участниках проекта.

Также сделай презентацию для своей защиты. Её можно использовать в качестве подсказки при выступлении, если ты всё-таки будешь выступать «без бумажки». Опираясь на слайды, можно вполне рассказать о своём детище, если конечно ты досконально знаешь все нюансы проекта (см. выше).

Итак, подытожим. Для грамотной защиты тебе необходимо составить речь защиты + сделать презентацию. Во время защиты лучше всего рассказывать про свой проект, нежели зачитывать текст с листа.

6. Получаем грант.

Ура! Ты выиграл гран, поздравляю! Ещё как выиграешь, раз прочитал эти статьи, со всеми хитростями и секретами:). Однако, пока рано радоваться. Нужно ещё эти самые средства получить.

Сегодня, практически все грантовые деньги перечисляют на расчётный счёт в банке. Поэтому, если ты являешься представителем какой-либо организации, то не забудь правильно указать все банковские реквизиты.

Если же ты являешься просто физическим лицом, то тут ситуация немного другая. Просто так, наличные в руки тебе никто не даст. Поэтому для того, чтобы получить грант, тебе, либо придётся создать свою организацию, либо на время «примкнуть» к какой-либо организации. Все эти моменты оговариваются ещё на предварительном этапе, поэтому будь очень внимателен, когда читаешь условия получения грантовой помощи.

Согласись, будет не очень приятная ситуация, когда ты выиграешь грант, а в итоге деньги не получишь из-за своей непредусмотрительности. Не стоит заставлять деньги «повисать в воздухе». Всё должно быть чётко: выиграл грант – получил деньги.

7. Делаем отчёт об израсходованных средствах.

После того как ты получишь грантовые средства на расчётный счёт, настанет время для реализации проекта. Что тут необходимо учитывать? Прежде всего – сохраняй все чеки . Они тебе очень пригодятся, когда ты, или член твоей команды будешь составлять отчёт о потраченных деньгах.

В какой форме следует делать отчёт? Тут опять же всё зависит от грантодателя. Все эти вопросы обычно также прописаны в условиях конкурса на получение гранта. Твоя задача – внимательно, внимательно, внимательно читать условия.

Кроме этого возьми себе за правило записывать каждую операцию сразу же после её совершения . Например, купил необходимый реквизит – записал, заключил договор аренды – записал и т.д. Вообще-то это является одним из основных правил бухгалтерского учёта, однако часто реализацией проекта занимаются люди, которые далеки от бухгалтерского дела.

Поэтому возьми себе на заметку это правило, поверь, применяя его в практической деятельности, ты сильно сэкономишь свои время и нервы.

Вывод : В данной серии статьей я рассказал тебе о том, как получить грант на реализацию своего проекта.

Главные инсайды (ключевые моменты), которые ты должен для себя уяснить:

— пиши проект на актуальную тему;

— строго следуй условиям конкурса на получение гранта;

— узнай как можно больше информации о членах конкурсной комиссии (интересы, увлечения, общественная деятельность);

— составляй корректный отчёт и используй средства по целевому назначению.

Надеюсь, эти советы помогут тебе реализовать не один проект и получить множество грантовой поддержки от различных фондов, благотворительных организаций и других грантодателей. Желаю тебе успеха в получении гранта!

Теперь ты знаешь о том, как получить грант .

С уважением, команда сайта сайт

В первой части данной серии статей я пообещал тебе рассказать о нюансах получения гранта для коммерческих проектов. Вместо информации в виде текста я советую тебе посмотреть это видео. Здесь подробно рассказывается о всех моментах получения гранта для старта своего бизнеса.

От редакции: После юбилейных торжеств тысячелетия крещения Руси, состоявшихся в 1988 году, перед российским старообрядчеством открылись грандиозные возможности. Прекратилось давление государственных и партийных структур. Была отменена цензура. С конца 1980-х государство на долгие годы самоустранилось от какого-либо контроля за богослужебной, издательской и просветительской деятельностью. Казалось бы, наступил новый золотой период, когда старообрядчество могло бы развивать церковные институты, открывать новые приходы и главное спокойно и во всеуслышание проповедовать истину старой веры.

Однако оказалось, что за годы советской власти многое было утрачено. В частности, были уничтожены классы, составляющие экономическую основу старообрядчества. Купцы-меценаты были истреблены или изгнаны сразу после Октябрьской революции. В начале 90-х годов практически не оказалось людей, готовых оказывать финансовую и организационную помощь в церковном строительстве и просветительской деятельности. К счастью, в последние полтора десятилетия ситуация стала меняться. Появились благотворители, государство стало оказывать более активную помощь старообрядческим согласиям. Так, в Москве в 2007-2014 годах благодаря содействию городских властей реконструирована значительная часть Рогожского историко-архитектурного ансамбля.

Одним из новых инструментов по поддержке просветительских инициатив стала система федеральных грантов . За счет этих субсидий появилась возможность решать ряд задач, связанных с просветительской деятельностью. Среди них — издательская деятельность, проведение ярмарок и концертов духовной музыки, создание интернет ресурсов, музеев и многое другое. В последние годы государством выделены десятки и сотни миллионов рублей на подобные цели. Открывшиеся возможности позволили представителям старообрядческих согласий реализовать немало важных проектов.

Однако успехи в этой области нельзя назвать однозначными. За несколько лет накопилась статистика негативного опыта. Подчас невнятные цели грантовых проектов, слабая проработка механизма реализации поставленных задач, невысокая квалификация исполнителей, отсутствие взаимодействия со средствами массовой информации приводят к тому, что «коэффициент полезного действия » грантовых субсидий остается на низком уровне. У сторонних наблюдателей порой создается впечатление, что целью гранта является не столько воспитание и просвещение общества, сколько желание поправить материальное положение участников проекта.

О наиболее частых ошибках при оформлении грантовых заявок и каким образом их можно избежать, нам сегодня рассказывает — член старообрядческой общины г. Кирова, кандидат культурологии, доцент кафедры журналистики и интегрированных коммуникаций ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет ». Победитель грантов Президента РФ, РГНФ, Министерства образования и науки РФ. Федеральный эксперт Всероссийского конкурса молодёжных проектов (Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодёжи).

С 1 ноября 2018 г. под руководством Елены Васильевны реализуются два гранта: «Сохранение, популяризация и исследование старообрядческой книжной культуры » и «Просветительская мобильная выставка древнерусского иконописного наследия к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума “Духовный свет русского православия” ».

***

Для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, оказания юридической помощи, а также для иных целей, направленных на достижение общественных благ, государство оказывает всестороннюю поддержку социальным проектам в виде грантов. Основной грантодатель в России для НКО — это Фонд президентских грантов (президентские гранты.рф).

Социальный проект — это комплекс мероприятий, направленный в своём результате на решение социальной проблемы. Социальный проект сглаживает или нейтрализует общественные проблемы и способствует гармоничному развитию гражданского общества.

Какова структура социального проекта?

Как правило, обязательными элементами проекта являются:

  1. Название проекта.
  2. Аннотация проекта, то есть краткое описание проекта, включающее «1) описание основной идеи и конкретных действий по реализации проекта (без обоснования актуальности и социальной значимости); 2) указание целевой аудитории; 3) наиболее значимые ожидаемые результаты; 4) для долгосрочных проектов — обоснование выбора срока реализации (почему реализация проекта невозможна или нецелесообразна в более короткие сроки)» (по рекомендациям Фонда грантов Президента РФ).
  3. География проекта.
  4. Срок реализации проекта.
  5. Обоснование социальной значимости проекта.
  6. Целевые группы проекта.
  7. Цель и задачи проекта.
  8. Ожидаемые количественные и качественные результаты проекта.
  9. Бюджет проекта
  10. Дорожная карта проекта (календарный план).
  11. Команда проекта.
  12. Информация об организации, от которой подаётся заявка на грант.

Что такое проблема и как её сформулировать?

Проект лучше начинать не с поиска идеи (например, у меня возникла идея создать курсы повышения квалификации для преподавателей воскресных школ), а с поиска конкретной проблемы в социуме .

Социальная проблема — социальная ситуация, которая идентифицируется обществом как трудная и нежелательная. Проблему нужно решать. Проблема, как правило, ограничена кругом благополучателей и географической территорией. Поэтому в формулировке и/или описании проблемы желательно указать целевую аудиторию и географический охват (см. об этом подробнее в следующих разделах инструкции).

Проблема — негативное явление. Поэтому формулировка проблемы должна включать такие слова, как «нет», «отсутствует», «недостаточно», «низкий уровень» и пр.

Некорректно сказать, что «мы занимаемся проблемой популяризации русского языка », так как распространение и продвижение родного языка — это не проблема. Проблемой может стать: недостаточно развитое единое открытое русскоязычное образовательное пространство; снижение популярности и престижа русского языка и образования на русском языке в мировом пространстве; уменьшение уровня владения русским языком как государственным языком и сужение сферы его функционирования как средства международного общения; ухудшение уровня преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного и пр.

Проблема должна быть актуальной, ненадуманной, подлинной. Соответственно, её нужно обосновать, то есть доказать . Неверно для обоснования значимости пользоваться общими размытыми фразами, такими, например, как: «Социально-общественная и научно-педагогическая значимость проекта связана с всё увеличивающейся в условиях международных политических, социально-экономических и культурных трансформаций потребностью в сохранении, укреплении и распространении русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентификации, культурного и научно-образовательного единства многонациональной России, межгосударственного диалога и цивилизационного сотрудничества». Вместо неконкретных формулировок нужен набор аргументов. Ими могут стать:

1. Опрос (анкетирование, интервьюирование) целевой аудитории. Мнение благополучателей поможет подтвердить наличие проблемы, а также, вероятно, подскажет способы преодоления противоречий.
2. Анализ нормативно-правовых документов. В целевых программах можно найти формулировки проблем, алгоритмы их решения. Например, для обоснования актуальности проекта «Создание цифровой образовательной эдьютейнтмент-среды по русскому языку» может помочь штудирование Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы.
3. Статистические данные. Например, таких ресурсов, как:

  • Федеральная служба государственной статистики (www.gks.ru/). На сайте содержится официальная статистическая информация обо всех сторонах жизни российского общества, информационно-аналитические материалы, характеризующие различные аспекты экономики и социальной жизни страны.
  • Статистика.RU. Справочный и аналитический веб-ресурс Госкомстата. Содержит таблицы с данными и текстовые публикации, новости статистики по вопросам социальной, экономической жизни, экологическим проблемам, криминологии и т. д.
  • Мультистат. Многофункциональный статистический портал (www.multistat.ru/). Веб-ресурс Главного межрегионального центра обработки и распространения статистической информации Госкомстата.
  • Статистика российского образования (http://stat.edu.ru/). Сайт содержит информацию об уровнях образования, результатах ЕГЭ, региональные данные, международные сопоставления, статистические материалы для СМИ.

4. Научные исследования. Например, изыскания учёных по социологии, истории, культурологии и других направлений гуманитаристики.
5. Поиск в средствах массовой коммуникации интервью отраслевых экспертов, лидеров общественного мнения и пр.
6. Высказывания государственных служащих, представителей власти. Однако прямого цитирования лучше избегать.
7. Изучение опыта решения проблем других регионов и стран.

И другие факты-доводы, подтверждающие важность и злободневность обозначенной проблемы, острую необходимость её решения.

Как поставить цель и обозначить задачи?

После того, как проблема сформулирована и обоснована, нужно обозначить цель и задачи проектной деятельности. Цель — это конкретный ожидаемый результат, на достижение которого направлен проект, то есть цель — наивысшая точка желаемого, решение проблемы.

При формулировке цели нужно обратить внимание на несколько аспектов. Во-первых, цель всегда одна . Эффективнее, легче и реалистичнее работать над достижением единого результата, нежели пытаться сосредотачиваться на нескольких предметах устремления. Одна цель помогает выстроить понятную и посильную логистику. Образно выражаясь, можно сказать, что, на двух стульях усидеть сложно и в погоне за двумя зайцами не каждый может поймать хотя бы одного.

Во-вторых, цель — это всегда законченное действие, а не процесс . Цель ограничена во времени . Соответственно, некорректно будет сказать, что «целью проекта является воспитание патриотизма у молодёжи», так как воспитание — это процесс, который может растянуться на долгие годы. Вместо этого стоит назвать конкретное действие (мероприятие, событие), которое направлено на патриотическое воспитание: например, «цель — проведение акции «Свеча памяти»».

Хорошим подспорьем при формулировании цели может стать постановка цели по SMART. Данный метод постановки цели включает пять критериев, которые и создают аббревиатуру S.M.A.R.T.:

  1. S - Specific : цель конкретна. Цель понятна и достижима; это конкретное законченное действие, которое можно оценить, а не мечтательные формулировки. Например, цель не улучшение физического здоровья детей, а организация ежедневных уличных тренировок.
  2. M - Measurable : цель измерима. Показатели могут быть качественными и количественными. Единицы измерения должны быть адекватно подобраны, в цифрах должен быть заложен смысл. Например, правильнее сказать не «цель — совершенствование профессиональных компетенций преподавателей-русистов в области русского языка как иностранного», а «цель — проведение обучения 350 преподавателей в рамках Международных дистанционных курсов повышения квалификации «Современные эдьютейнтмент-технологии обучения русскому языку как иностранному»».
  3. A - Achievable : цель достижима. Нужно отказаться от необоснованных амбиций и мечтательного оптимизма, а показать, что выполнение данной цели возможно. Это объясняется за счёт указания, с помощью каких ресурсов (материальных, финансовых, кадровых и пр.) планируется достигнуть цели. Например, если у вас 80 граблей и лопат, целью не сможет стать организация экологического субботника на тысячу человек.
  4. R - Relevant : цель релевантна, то есть адекватна; соответствует другим приоритетным направлениям развития социума; актуальна. Цель не должна противоречить здравому смыслу, иным мероприятиям по решению обозначенной проблемы и пр., иначе масштабная сверхцель по формированию гармоничного гражданского общества не будет решена. Например, не вполне приемлемо будет выбирать целью создание спортивно-тренировочного корта на особо охраняемой природной территории.
  5. Т - Time-bound : цель ограничена сроком, измерима во времени. Мечтать можно сколько угодно, но для эффективного планирования нужно иметь временную точку достижения целей. Например, можно сказать «… до конца 2018 г. обучить 500 детей с ЗПР по программе…».

Стоит сказать, что при формулировке цели для социальных проектов, кроме пяти SMART-критериев, можно указать сверхмиссию. Примером SMART-цели с миссией может быть такое целеполагание: «Формирование проектной культуры посредством проведения online-обучения трёх тысяч старообрядцев до конца 2018 года».

Задачи — конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели. Решение задач должно неизбежно приводить к достижению поставленной цели. Задачи отражают стратегию реализации проектной идеи.

Признаками верного формулирования задач являются:

  1. Логичное и последовательное решение проблемы.
  2. Взаимосвязь с деятельностью по проекту (каждое мероприятие проекта должно быть связано с одной из задач).
  3. Чёткие и конкретные формулировки задач, выраженные не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта.

При формулировании задач проекта рекомендуется не применять такие слова, как «поддерживать», «улучшать», «усиливать», «содействовать», «координировать», «перестраивать». Лучше сказать: «подготовить», «распределить», «увеличить», «уменьшить», «организовать», «установить порядок». Иначе говоря, лучше избегать глаголов несовершенного вида и применять глаголы совершенного вида, так как именно они демонстрируют нацеленность грантозаявителя на результат.

На что обратить внимание при описании механизма реализации проекта?

Механизм реализации проекта должен быть синхронизирован с задачами, скрупулёзно детализирован и по возможности включать инновационные методики .

Если говорить подробнее, то каждое мероприятие календарного плана (дорожной карты) должно быть направлено на решение задач, приведённых в описании проекта. Описание мероприятия должно включать подробную информацию о том, каким образом оно будет реализовано, для какой целевой группы. Необходимо указание сроков и конкретных результатов (согласно количественным показателям) по итогам каждого мероприятия.

Если вы предлагаете принципиально новые и свежие механизмы решения проблемы, то это сможет стать хорошим бонусом при оценке экспертами вашей проектной идеи. При этом нововведения должны обеспечивать эффективное сглаживание или нейтрализацию проблем. Например, если ваша цель — формирование экологического сознания путём проведения природоохранных мероприятий, то малопродуктивными будут традиционно предлагаемые мероприятия по очистке берегов рек от мусора или проведение мастер-классов по экологии. Данные работы нужны, но они не решают проблемы: после уборки территории её загрязняют вновь. Оригинальным решением, способствующим большей результативности в устранении экологической катастрофы, может стать обмен собранного мусора на саженцы деревьев и их посадка.

Какие количественные и качественные результаты указывать в грантовой заявке?

Качественные результаты должны включать в себя индикаторы, характеризующие изменения в целевой группе благодаря реализации проекта.

Количественные показатели — цифры, с помощью которых можно определить соразмерность запрашиваемой суммы гранта и результатов проекта . Ориентироваться удобнее всего на мероприятия проекта в календарном плане.

  • «Адекватность (показатель характеризует реальную ситуацию в результате достижения цели или решения задачи);
  • достижимость (значения этого показателя реалистично получить в рамках реализации проекта);
  • достоверность (способ сбора и обработки исходной информации можно будет подтвердить документально);
  • измеримость (у показателя должны быть числовые значения);
  • объективность (не допускается использование показателей, которые могут улучшаться при ухудшении реального положения дел);
  • однозначность (смысл показателя не должен вызывать разночтений, поэтому следует избегать сложных формулировок)».

Примером планируемых количественных и качественных показателей, обоснования их достижимости для проекта по созданию цифровой образовательной эдьютейнтмент-среды по русскому языку может послужить следующий отрывок из грантовой заявки.

Реализация предусмотренных в проекте цели и задач обеспечит достижение следующих показателей:

качественных показателей :

  • создана доступная, бесплатная и основанная на современных цифровых эдьютейнтмент-методах и технологиях обучения система изучения и преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного;
  • сформирован устойчивый интерес к освоению русского мира и совершенствованию языковой культуры,
  • налажены диалоговые межнациональные взаимоотношения.

количественных показателей :

  • в единой цифровой образовательной эдьютейнтмент-среде для организации обучения русскому языку и на русском языке на всех уровнях подготовки разработано семь мультимедийных и интерактивных онлайн-курсов,
  • создана ежедневно обновляющаяся база учебно-тренировочных, игровых, мультимедийных методических материалов для изучения русского языка как родного, неродного и иностранного, в том числе издан печатный сборник эдьютейнтмент-упражнений по русскому языку для иностранцев;
  • численность прошедших онлайн-курсы - не менее 2,5 тыс. человек,
  • в Интернет-олимпиаде по русскому языку для одарённых детей поучаствовали не менее 250 школьников;
  • осуществлено повышение квалификации не менее 250 преподавателей;
  • более 350 лиц с ограниченными возможностями здоровья смогли пройти обучение с учётом специальных условий и требований.

Достижимость программных индикаторов и показателей

Как грамотно оценить ресурсы проекта?

Прежде чем запрашивать определённую сумму денег у грантодателя, нужно оценить имеющиеся ресурсы. Как правило, адекватная оценка ресурсной базы позволяет существенно снизить финансовые запросы и сделать бюджет проект соизмеримым результатам.

Ресурсы проекта:

  1. Материальные ресурсы . Например, наличие ноутбуков, помещения для проведения мероприятий, лопат, мешков для мусора и пр.
  2. Кадровые ресурсы . При описании команды проекта нужно показать, что она справится с решением задач, указанных в заявке, что она обладает достаточными знаниями, опытом и компетенциями для качественной реализации проекта. Важно объяснить: кто именно и какие задачи будет выполнять, какой у каждого члена команды имеется практический опыт. Фонд грантов Президента РФ рекомендует указывать 5-7 ключевых членов команды (всего возможно добавить до 15 человек).
  3. Административные ресурсы . При реализации проектов при государственной поддержке желательно заручиться поддержкой властей. Внимание местной власти к проекту и его поддержка будет не только способствовать реализации проекта, но и одновременно свидетельствовать о значимости решаемой проблемы.
  4. Информационные ресурсы . Ваша организация должна быть информационно открыта: иметь аккаунты в соц. сетях и мессенджерах, по возможности — сайт. Публиковать в медиа и СМИ информацию о своей деятельности. Эксперту, а затем и обществу, должно быть понятно, что госфинансирование досталось не случайным заявителям, а положительно зарекомендовавшим себя организациям.
  5. Финансовые ресурсы . Это один из важнейших пунктов грантовой заявки. При формировании бюджета необходимо подробное финансово-экономическое обоснование проекта. Ознакомиться со всеми нюансами бюждетирования можно на сайте Фонда грантов Президента РФ, расположенном по адресу https://президентскиегранты.рф/public/home/documents.

Как охарактеризовать целевую аудиторию и географическую территорию проекта?

Целевая аудитория — это благополучатели, социальная группа, ради которой делается проект. Чем более точный портрет целевой аудитории имеется, тем проще выявить её проблемы, найти способы решения проблем.

Охарактеризовать целевую аудиторию можно по следующим критериям:

  1. Возраст.
  2. Количество. Некорректно указывать, например, что благополучателями является вся молодёжь N-ой области. Так как это далёкие от реальности цифры: эксперт посмотрит в Росстате, что в области проживает 20 тысяч молодых людей, а проект рассчитан лишь на 3 тысячи. Лучше указать примерное количество участников будущих мероприятий. Кроме того, среди участников стоит указывать только тех, кто действительно будет задействован в мероприятиях проекта. Не нужно включать тех, кто сможет посмотреть в открытом доступе в Интернете, например, ролики, баннеры проекта, так как найти доказательства того, что это просмотрела именно обозначенная целевая группа, будет проблематично. Пусть благополучателей окажется меньше, но их количество будет соответствовать действительности.
  3. Социальный статус (дети, школьники, пенсионеры, многодетные семьи, студенты, неблагополучные семьи, люди без определённого места жительства и пр.).
  4. География. Географическая территория должна не противоречить той, что указана в уставе НКО.

Каковы критерии оценок проектов?

Критерии оценок проектов могут отличаться у разных грантодателей. Фонд президентских грантов РФ оценивает проекты в зависимости от запрашиваемой суммы по следующим критериям:

  1. Актуальность и социальная значимость проекта.
  2. Логическая связность и реализуемость проекта, соответствие мероприятий проекта его целям, задачам и ожидаемым результатам.
  3. Инновационность, уникальность проекта.
  4. Соотношение планируемых расходов на реализацию проекта и его ожидаемых результатов, адекватность, измеримость и достижимость таких результатов.
  5. Реалистичность бюджета проекта и обоснованность планируемых расходов на реализацию проекта.
  6. Масштаб реализации проекта.
  7. Собственный вклад организации и дополнительные ресурсы, привлекаемые на реализацию проекта, перспективы его дальнейшего развития.
  8. Опыт организации по успешной реализации программ, проектов по соответствующему направлению деятельности.
  9. Соответствие опыта и компетенций команды проекта планируемой деятельности.
  10. Информационная открытость организации.

Участие в грантовой деятельности требует от грантозаявителя желания неустанно совершенствовать мир и решать проблемы общежития, даёт возможность выстраивать гражданское общество страны по законам человеколюбия. А это значит, что участвовать в конкурсе социальных проектов просто необходимо.

В конце 2017 года победителем конкурса президентского гранта стал проект РПсЦ «Развитие научной и культурно-просветительской деятельности в области древнерусской культуры и старообрядчества», направленный на создание комплекса уникальных научно-просветительских и информационных материалов о древнерусской культуре и старообрядчестве с их последующим размещением на официальном сайте РПсЦ — rpsc.ru

03.03.2017

Шаги от «А» до «Я» для новичков и опытных

Проект : комплекс спланированных действий, предпринимаемых для решения проблемы определенной целевой группы, ограниченных по времени и ресурсам, с конкретными результатами.

Социальный проект : программа реальных действий, цель которого направлена на решение актуальной социальной проблемы в обществе, а задачи - на позитивные результаты и изменения в обществе.

Основные требования, которым должен отвечать проект:

актуальность – причина, основания реализации проекта должны соответствовать требованиям времени, отдельной целевой группы или иным аспектам, объясняющим появление идеи проекта;

время – проект должен быть ограниченным по времени;

ресурсы – проект должен иметь четкое описание потребностей;

оценка качества и результатов – шкала оценки эффективности проекта определяется в соответствии с вашими целями, но результаты, к которым вы стремитесь, должны быть четкими, поддающимися анализу и осмыслению.

Проекты бывают простыми и сложными, кратко- и долгосрочными, с ограниченным и солидным бюджетом, рискованными и с вполне управляемыми рисками, с разными результатами. В любом случае проект направлен на решение какой-либо определенной проблемы. Проект должен быть системным, логичным и адекватным, то есть каждый раздел должен соответствовать всем остальным (задачи должны соответствовать цели, механизм – цели и задачам, бюджет – цели, задачам и механизму и т.д.).

Как написать и оформить проект? Шаги от «А» до «Я»


Шаг №1: Определитесь с идеей, проанализируйте проблему.

Что бы вы хотели изменить?

Чего и каким способом (в самом общем плане) бы вы хотели достичь?

Какую проблему хотите решить?

Записали ответ → перешли к определению сферы проектной деятельности, определению проблемы, над которой вы будете работать.
Проанализировали проблему → определили, что хотите изменить → возникла проектная идея → переход к детализации и описанию проекта.

Шаг №2: Пишем цель проекта.

Цель - общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта. Цель - образ действий по достижению желаемого результата.

Цель должна формулироваться так, чтобы её достижение полностью решало возникшую проблему. Формулировка цели должна опираться на формулировку проблемы. Можно сказать, что цель - это проблема наоборот.


Задайте вопросы для цели своего проекта:

Есть ли точное выражение того, что именно должно быть в итоге реализации проекта?

Сможем ли мы увидеть и измерить результаты проекта в целом и его отдельных частей?

Реальна ли поставленная цель? Возможно ли достижение заявленной цели с учетом имеющихся ресурсов?

Какая польза или выгода будет получена в результате достижения цели командой проекта, другими заинтересованными сторонами?

Шаг №3: Пишем задачи проекта.

Задачи проекта - это конкретные шаги, которые необходимо выполнить для изменения существующей ситуации к лучшему, это шаги для достижения цели.

В ажно помнить! Задач может быть несколько, все задачи - шаги к достижению цели, связанные между собой и связанные с целью проекта.

Используйте глаголы . Например, если вам надо построить дом, то задачами будет: заложить фундамент, возвести стены, построить крышу, провести коммуникации, сделать внутреннюю отделку и т.д.

Проверьте . Задачи должны полностью «закрывать» решение проблемы (поставленную цель).

Проанализируйте . Задачи должны быть результативными (в итоге изменения после проекта складываются из конкретных результатов).

Шаг №4: Проверяем цель и задачи по критерию smart.

Смотрим на нашу цель и задачи, проверяем их по критерию SMART, при необходимости корректируем.

Конкретность (specific)

Измеримость (measurable)

Достижимость (achievable)

Выгодность (rewarding)

Временные рамки (time bound)


Например: Цель: «Строительство дома» - может быть конкретизирована по критерию SMART следующим образом: «Строительство и сдача в эксплуатацию 2-этажного, 6-квартирного дома для семей молодых специалистов поселка Вычегда ко второму кварталу 2014 года».

Шаг №5. Из задач строим логическую цепочку действий.

Определили цель и задачи → Приступаем к планированию: как все это будет.

Из каждой задачи строим логическую цепочку действий: как мы добьемся результата. Иногда помогает нарисовать всю цепочку действий и заданий, чтобы понять логику проекта по каждому из направлений.

Например, если мы говорим о строительстве дома для семей молодых специалистов, то блоки задач у нас могут быть связаны с:

непосредственно строительством

согласованиями с органами государственной власти

с работой с целевой аудиторией – семьями молодых специалистов

работой с прессой по PR проекта и события в целом.

Эта логическая цепочка поможет нам написать план-график проекта в его логической последовательности.


Шаг № 6. Пишем план действий, график выполнения работ.

План определяет порядок выполнения всех работ: он описывает, что, кто и когда будет делать, в логической последовательности + дает понять, какие ресурсы необходимы. При планировании можно использовать различные формы, графики, планы.

Например: План реализации проекта. Пример №1

План реализации проекта. Пример №2

План реализации проекта. Пример №3

Также полезно будет сделать сетевой план – график.

Шаг №7. считаем, сколько будет стоить наш проект.


Каждый этап реализации проекта требует определенной затраты денежных средств и ресурсов:

сколько денег требуется для реализации проекта? На что они будут потрачены?

из каких источников предполагается получить деньги? Гранты, субсидии, спонсорские средства, иное?

Этот раздел проекта должен очень точно соотноситься с другими разделами проекта, особенно с механизмом реализации и календарным планом проекта.

Возможный вариант сметы расходов в рамках проекта:

Наименование статей и расходов

Расчет суммы затрат

Финансовые затраты по проекту

Имеющиеся средства

Запрашиваемые средства













«Бюджет» (смета) должен быть расписан по статьям.

Основные расходы:

аренда помещений и коммунальные платежи

командировочные и транспортные расходы

оборудование

связь и коммуникации

проведение специальных мероприятий

издательские расходы

расходные материалы

и другие прямые расходы, которые непосредственно идут в рамках вашего проекта.

«Прочие расходы» - это необязательная статья, которая включается в бюджет, если имеются расходы, не получившие отражения в других статьях. Данная статья должна быть особенно тщательно аргументирована.

«Оплата труда» - включает непосредственно заработную плату персонала проекта и привлекаемых на время по договору специалистов, а также “Начисления налогов на доходы” – 35,8% от общего фонда оплаты труда персонала и привлеченных специалистов.

Необходимо обратить особое внимание на три последних столбца в бюджетной таблице: «имеющиеся средства», «запрашиваемые средства», «итого». В столбце «имеющиеся средства» должны указываться те средства, которые вы, ваша организация вкладываете в реализацию проекта. Например: привлечение добровольцев в качестве персонала или привлеченных специалистов - должно быть обязательно отражено в статье бюджета «оплата труда» в столбце «имеется», причем, сумма будет соответствовать тем расходам, которые понесла бы организация, если бы в реализации проекта вместо добровольцев участвовали оплачиваемые специалисты.


Если организация, вы или спонсоры предоставляют для реализации проекта какую-либо оргтехнику, то в столбце «имеется» стоит указать её примерную стоимость с учетом срока эксплуатации.

В столбце «требуется» останется указать размер средств, которых недостает организации для реализации проекта.

Шаг №8. Пишем результаты.

При составлении плана действий и расчете бюджета у нас может возникнуть понимание, что результаты могут быть еще больше, чем мы планировали. Важно, чтобы наши результаты соответствовали цели проекта.

В проекте результаты можно прописывать текстом, здесь мы предлагаем вам заполнить рабочий листок по определению результатов:

Количественный результат (что будет сделано?) - фиксирует количество оказанных услуг, участников мероприятий, получателей конкретной помощи, количество выпущенных книг и т.д.

Качественный результат (что изменится?) - должен отражать позитивные изменения, которые произойдут в результате проведения мероприятий, оказания услуги и т.д.

Эффективность - соизмеримы ли полученные результаты с затраченными усилиями.

Критериями оценки эффективности проекта являются результаты, которые демонстрируют, насколько хорошо разработчики понимают, к чему они стремятся, и как будут этого достигать.

Шаг №9. оформляем проект.

Оформленный проект обычно содержит следующие разделы:

Краткая аннотация проекта: кратко опишите вашу идею (3-5 предложений), цели, результаты (не более 1 листа А4, 12-14 шрифт)

Подробное описание проекта:

Актуальность проблемы, почему именно ваш проект важен и нужен.

Цели и задачи проекта.

Целевая группа проекта: на кого рассчитан ваш проект, для кого вы его делаете.

Механизм реализации проекта: этапы, содержательная деятельность, мероприятия и т.д.

Календарный план реализации проекта (помните про наглядность, графики приветствуются).

Бюджет (смета).

Конкретные ожидаемые результаты (количественные и качественные), критерии и методы оценки результатов, эффект проекта в долгосрочной перспективе.

Возможное дальнейшее развитие проекта, если предполагается.

приложения (фото-материалы, схемы, эскизы и т.д.)

Оформление текста проекта также важно, как и его содержание. Используйте крупный шрифт (не менее 12) и полуторный интервал. Выделяйте главное, структурируйте текст, чтобы его было легче читать, используйте заголовки и подзаголовки, жирные шрифты и подчеркивания, маркированные списки и т.д.


Если вам необходимо сделать презентацию:

на каждый раздел не более 1-2 слайдов;

шрифт должен быть максимально крупным и читаемым даже издалека, заголовок и текст слайдов презентации должны быть напечатаны одним шрифтом, размер шрифта в презентации рекомендуется использовать не менее 20;