23.09.2019

Примеры проблемных ситуаций в образовательной области технология. Анализ проблемной ситуации


Примерная последовательность

и структура описания проблемной ситуации

В социальной работе под проблемной ситуацией понимается противоречие между знаниями о потребностях людей в конкретных практических или теоретических действиях и незнание путей и средств их реализации. Решение проблемы - это получение нового знания или создание теоретической модели, которая объясняет явление, помогает выявить факторы, которые могут воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.

Со времен изучения аномалий общественного развития, проблемные ситуации стали изучаться все тщательнее и пристальнее. Перечень социальных проблем представлен в классическом труде Ч. Бута. Анализ проблемной ситуации направлен на классификацию и описание проблем как отклонений от стандарта нормальности.

Поэтому еще одно определение проблемной ситуации может звучать так: это более или менее напряженное несоответствие индивидуальных или групповых ожиданий среде жизнедеятельности. При этом граница между системой действия и средой полагается «изнутри» и зависит от локуса контроля, например, проблемная ситуация может возникать как несоответствие требований индивида к самому себе.

Примерная структура проблемной ситуации:

1. В проблемной ситуации не представлена проблема в некоторой конкретной форме, которая выбирается исследователем. Чаще всего эта ситуация из нескольких проблем, в которой нужно выделить основу или первоначальный элемент. Т.М. Дридзе предложено понятие «жизненной ситуации» как совокупности значимых событий и обстоятельств, оказывающих влияние на мировосприятие и поведение в определенный период жизненного цикла индивида. Жизненная ситуация становится «проблемной» только тогда, когда нарушается упорядоченность течения жизни, а необходимость решать ту или иную проблему (или несколько проблем одновременно) требует от человека повышенной целенаправленной активности, выработки жизненно важных решений, создавая при этом определенное напряжение. Принципиальным здесь является то обстоятельство, что проблемная жизненная ситуация охватывает все значимые проблемы индивида и влияющие на них жизненные условия.

2. После уточнения и конкретизации проблемы переходят к симптомам этой проблемной ситуации. Признаки ситуации с точки зрения разных специалистов трактуются по-разному.

3. Проблемная ситуация характеризуется неопределенностью в ее структуре. Данный признак и позволяет рассматривать проблему с точки зрения различных подходов и различными специалистами. И чем шире обзор проблемы, тем точнее ее решение. Вопрос о генезисе проблемных ситуаций остается неясным - они могут возникать вследствие ухудшения среды, но могут порождаться и самим субъектом, являясь одним из следствий опережающих ожиданий и относительной депривации. Хотя проблемные ситуации различаются разной степенью сложности, они достаточно типичны, чтобы описать их с помощью стандартных наборов переменных. В понятие проблемной ситуации включаются также целеполагание, представление о ресурсах, необходимых для достижения цели, техники решения задач.

4. Проблемная ситуация проявляется в том, что объяснение и прогноз состояния объекта становится неудовлетворительным и требуют новых решений, затрат энергии и творческих сил. Проблемная ситуация проявляется в том, что существующие методы управления объектом становятся неэффективными.

5. Проблемная ситуация всегда связана с объектом исследования и является импульсом для творческой деятельности исследователя. Анализ проблемной ситуации заключается в ее описании с выбранной исследователем позиции (подхода), подобрать соответствующие методы анализа и исследования. В соответствии с этим определяется язык описания проблемной ситуации.

К примеру, описание проблемной ситуации может выглядеть следующим образом:

На основе описания проблемной ситуации необходимо осуществить описание проблемного поля. Исследователю приходится конструировать «проблемное поле» с помощью специального опросного инструмента. Методологические трудности исследования проблемных ситуаций не сводятся к эмпирической регистрации данных. Необходима разработка концептуальной модели проблемной ситуации как объекта исследования.

Анализ проблемного поля позволит провести описание проблем и проранжировать их.

Установить взаимосвязи между симптоматикой проблемной ситуации проблемным полем и аргументировать их.

В социальной работе доминируют три основные социологические парадигмы: интеракционализм, функционализм, теория конфликтов. В описании проблемной ситуации каждая из них представляет свои концепты.

Интеракционистская парадигма видит социальную жизнь как процесс взаимодействия между индивидами. Проблемной ситуацией здесь выступает взаимодействие между людьми, поэтому и весь анализ будет строиться на данной основе.

Функциональная парадигма (социальных систем) концентрируется на конституционной структуре социальной жизни: каковы компоненты общества и как эти компоненты соотносятся. Функционализм выполняет роль «прикрепляющих» теорий, позволяющих сводить все многообразие случаев клиентов к теориям, связанным с психоаналитической и бихевиористской традициями.

Конфликтная парадигма описывает социальную жизнь как борьбу между соревнующимися индивидами.

Для описания полной (комплексной) проблемной ситуации Т.М. Дридзе предложено три операциональных модели.

В ходе анализа проблемы:

Она разбивается на множество отдельных частей;

Выделяются основные и второстепенные характеристики проблемы;

Выявляются возможные взаимоотношения и взаимозависимости между ними;

Распознается вся совокупность причин и следствий;

Определяются закономерности возникновения и существования проблемы;

В рамках функции анализа менеджер стремится конкретизировать стоящую перед ним проблему, обработав максимально большой объем имеющей отношение к проблеме информации.

Проблемная ситуация представляет собой совокупность обстоя­тельств (условий), возникающих под влиянием внутренних и внешних воздействий, которые нарушают заданное функциони­рование системы, требуют перевода ее в новое состояние. Проблема в буквальном переводе с греческого означает преграду, трудность, задачу. Это несоответствие реальной комбинации факторов той, которая желательна или является оптимальной с точки зрения имеющихся характеристик объекта. Проблемная ситуация может нести в себе несколько проблем.

Главным характеризующим признаком любой проблемной ситуации является частота возможного появления. Возможно выделить две категории проблемных ситуаций:

стереотипные ;

уникальные , которые подразделяются на:

○ формализуемые проблемные ситуации;

○ слабоформализуемые проблемные ситуации.

Стереотипность ситуаций означает их частую повторяемость. Сле­довательно, появляется возможность накопления опыта подготовки вари­антов замысла и решений. При этом допустимо применение некоторых стереотипов в отработке замысла и решения, что позволяет формализовать и технологизировать процедуру подготовки вариантов выхода из ситуации.

Суть управленческой аналитики в данном случае – классификация проблемных ситуаций и отыскание для каждого класса ситуаций такого варианта управленческого решения, ко­торое в каждой ситуации данного класса не очень отличалось бы от опти­мального, а полученное отклонение было бы приемлемо в данной ситуа­ции. Описание признаков ситуаций каждого класса и соответствующих оптимальных в среднем для класса решений образует базу знаний органа управления по определенной проблеме. Ясно, что на каждом значительном временном отрезке база знаний по данной проблеме имеет свой уровень полноты и завершенности.

Уникальные – это такие ситуации, которые в целом не встречались в прошлом. Могли раньше иметь место какие-то части проблемы, но в це­лом она выглядит другой. Применение стереотипных решений может иметь непредсказуемые последствия.

Однако этим все многообразие проблемных ситуаций не исчерпывается. В процессе деятельности в различных звеньях организации постоянно возникают самые разные и непредсказуемые ситуации. Классифицировать их можно по-разному (рис. 6.1). Например, их можно условно разделить на три группы: внутренней среды, внешней среды и ситуации взаимодействия внутренней и внешней среды. Ситуации могут иметь общесистемный характер, касаться отдельных подсистем или элементов системы, носить ярко выраженный производст­венный, организационный, экономический, социальный или психологический характер. Значительно чаще они носят ком­плексный характер и требуют всестороннего исследования на основе использования системного подхода.


Рис. 6.1. Классификация ситуаций, возникающих

в деятельности предприятий

Управленческие ситуации могут быть: простыми и сложны­ми, хорошо просматриваемыми и с трудом поддающимися анализу. Они могут требовать кратковременных, долгосрочных, глобальных, частичных, комплексных программ действий или разовых мер.

Следует иметь в виду, что отдельный участок управления в организации находится всистеме общей управленческой си­туации, которая включает состояние организации и людских ресурсов, уровень основных задач и проблем развития. Общая управленческая ситуация определяет оценку конкретной ситуа­ции, выбор первоочередных задач, планирование времени ру­ководителя, труда сотрудников.

Каждую ситуацию можно разделить на отдельные элементы по степени их влияния на достижение основных целей и задач. Эти элементы бывают переменными и постоянными. Руководи­тель должен уметь быстро и четко выделить существенные, важные элементы ситуации, среди которых:

Состояние выполнения намеченного плана, программы в на­стоящее время (за прошлый период);

Потенциал кадров, производительность труда;

Состояние материально-технической базы, ее возможные изменения;

Цели и задачи управления на конкретном участке, их пер­спектива;

Соотношение между материальными ресурсами (объем, структура, ограничения, условия увеличения) и поставленными целями и задачами; резервы и условия их выявления;

Масштабы оперативного простора, возможность его четкого фиксирования и вероятных изменений;

Основные факторы регулирования (поведение, организация);

Временные условия (сроки, ход производственного процес­са) и другие ограничения, которые необходимо учитывать при выполнении задачи;

Условия окружающей среды и качество отношений с нею;

Внутренний и внешний рынок покупателей и поставщиков, инфраструктура в месте расположения предприятия;

Материальные, моральные стимулы и их эффективность;

Работоспособность менеджеров;

Проблемы как задачи, требующие решения, являются со­ставным элементом управленческой ситуации. Внутреннюю структуру проблемы могутсоставлять такие элемен­ты, как:

Предмет (характеризует возникшее противоречие, которое выражается в вопросе: «В чем суть проблемы?»);

Объект (отвечает на вопрос: «Где возникла проблема?»);

Субъект (тот, кто связан с проблемой, ее социальный, интеллектуальный элемент);

Связи (характеризуют как структурные межэлементные связи (ограничения), так и отношения с другими проблемами. Они отражаются в вопросе: «С чем связана проблемa?»);

Цель решения проблемы (выражается в вопросе: «Для чего необходимо решать проблему?»).

Возможна иная структуризация проблемы (рис. 6.2).


Рис. 6.2. Круговая диаграмма структуры проблемного поля

Проблемы различаются по содержанию, уровню решения, временному фактору, используемым методам (рис. 6.3).


Рис. 6.3. Классификация проблем

Существуют и другие классификации проблем. Так, напри­мер, выделяются:

По назначению – познавательные (теоретические) и проблемы реализации решений (поведенческие);

По отношению к организации – внешние и внутренние ; прямые и косвенные ;

По временному фактору – долговременные и краткосрочные .

Делятся также проблемы на планируемые и не планируемые, экстенсивно и интенсивно решаемые и т. д.

Н. Н. Тренев предложил классификацию проблем типового предприятия, предполагая, что у государ­ственных и коммерческих предпри­ятий они общие (рис. 6.4).


Классифицировать проблемы возможно в зависимости от степени определенности их эле­ментов:

1. С полностью управляемыми и предсказуемыми параме­трами . Подобные проблемы обеспечивают при своем ре­шении детерминированный результат и разрешаются адаптивным методом. В управленческой деятельности такая ситуация распространена не слишком широко и в основном характерна для тактических ситуаций.

2. С частично (на 40–80 %) управляемыми и прогнозируе­мыми параметрами . Они наиболее часто встречаются на практике, что связано с эволюционными изменениями в условиях хозяйствования. При решении этих проблем ис­пользуются все имеющиеся методы в разных сочетаниях.

3. С неуправляемыми и непредсказуемыми (свыше 90 % неуправляемых параметров) параметрами , родившими­ся из революционных преобразований в технике, техно­логии, управлении. Как правило, у руководителя не мо­жет быть алгоритмов выхода из подобных ситуаций.

Проблемы можно классифицировать по источни­кам их возникновения:

Первая группа проблем (проблемы функционирования ) связана с тем, что фактические результаты деятельности не достигли требуемого уровня;

Вторая группа (проблемы развития ) означает расхождение между потенциальными возможностями и целями, которые были поставлены.

Необходимо отличать проблемы от «псевдопроблем». Первые носят конструктивный жизненный характер, вторые обла­дают лишь кажущейся значимостью.

Последовательность аналитических рассуждений при рассмотрении проблемных ситуаций содержит следующие этапы (рис. 6.5):


Сис­темные архетипы помогают менедже­рам эффективно и удобно решать проблемы структуризации, систематизации и накопления знаний и умений. Замечательные свойства архетипов заключаются не только в том что они позволяют концентрировать сложный управленческий опыт, но и в том, что позво­ляют менеджерам при разрешении проблемных ситуаций применять зна­ния смежных дисциплин: психологии, когнитологии, математики, экологии, физики, антропологии, генетики, соци­ологии.

Архетип – это что-то знакомое. Опыт работы накапливается, со временем закономерность осознается, формиру­ется архетип ситуации, который впоследствии применяется на практике. В условиях динамично изменяю­щейся рыночной обстановки архетипное видение проблем становится незаменимым средством менеджера для того, чтобы укладываться в минимальное для решения проблем время.

Очевидно, что дешевле периодически проводить комплексную диагностику организации и отдельных ее составляющих (подразделений, направлений деятельности, отдельных сотрудников, проектов, ресурсов), чем запу­стить проблемы, превратив их в хро­нические. На ранней стадии многие проблемы являются еще игрушечными и их реше­ние не требует значительных усилий. Запущенные же проблемы могут по­ставить под угрозу само существова­ние организации.


Рис. 6.7. Вариант комплексной диагностики предприятия

В последнее время в теории и практике доказана целесообразность и перспективность использования такого средства обучения как педагогическая ситуация.

Беспалько В.П. трактует педситуацию, как «совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами».

Учебная педагогическая ситуация будет выступать в роли средства обучения, если она будет создаваться учителем целенаправленно и решать дидактические задачи.

Проблемная ситуация (Векслер С.И., Махмутов М.М., Матюшкин А.М.и др.)

Существенной чертой проблемного обучения является *постановка проблемных вопросов, *постановка проблемных задач и *создание проблемных ситуаций, что в совокупности позволяет не только усвоить необходимые знания и умения в процессе обучения, но и развивает самостоятельность, творчество, активность, и главное – позволяет усвоить сам процесс получения знаний, их анализ и систематизацию.

Вопросы являются проблемными , если вызывают у учащихся интеллектуальное затруднение, и ответ на них не содержится в прежних знаниях ученика. Его нужно найти самостоятельно.

Проблемная задача – это познавательная задача , содержащая интеллектуальное затруднение в поисках неизвестного способа действия. Она содержит: *условие задачи, *указание на неизвестное, а также *неизвестен и способ действий.

Виды проблемных задач : *задачи с несформулированным вопросом,

*с недостающими данными, *с излишними данными, *с несколькими решениями, *с меняющимся содержанием, *задачи на доказательство, *на сообразительность, *логические задачи.

Сутью проблемной ситуации является столкновение имеющихся у учащихся знаний с незнанием, пробел между которыми необходимо восполнить самостоятельно. Основные типы возникновения проблемных ситуаций:

1)- если учащиеся не знают способов решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации;

2) – при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;

3) – если имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа;

4) – когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием учащихся знаний для теоретического обоснования.

Способы создания проблемных ситуаций и организации проблемного обучения:

1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.

2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве. Проблемная ситуация возникает при попытке учащихся самостоятельно достичь поставленной перед ними практической цели.

3. Расстановка учебных проблемных заданий на объяснение явлений или поиск путей практического решения. Например, исследовательская работа на опытном участке, в мастерских и т.д.

4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, в которых проявляется противоречие между житейским представлением и научным объяснением фактов и явлений.

5. Выдвижение предположения (гипотезы), формулировка выводов и их опытная проверка.

6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил в результате которых возникает проблемная ситуация.

7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.

8. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер, и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы.

9. Организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации, и тогда «выручают» других наук.

10. Варьирование задач, переформулировка вопросов.

СРС 6: на материале предмета подготовьте к проигрыванию примеры проблемных а)вопросов, б)задач, в)ситуаций.

Гуманитарно ориентированные ситуации (Данильчук В.И. Симонов В.М. и др.).

Ситуация, создаваемая учителем, в которую закладываются ценностно-смысловые и ценностно-эмоциональные аспекты независимо от предметного содержания. Подобная ситуация становится той обучающей средой, в которой ученик становится востребованным как субъект, как личность, выполняющая любую деятельность осмысленно. При этом, есть несколько способов введения гуманитарного компонента в создаваемую ситуацию:

Явный – непосредственное использование текстов и материалов гуманитарного характера,

Неявный – через косвенные процессуальные способы включения обучаемого в эмоционально- ценностное восприятие и переживание изучаемого материала.

Выделяют:

1) Предметно-ориентированные гуманитарные ситуации.

Они направлены на освоение учениками знаний и умений их применять. При этом,- формируется ценностно-смысловое отношение к знаниям, знания «преломляются» через себя, собственный опыт и отношение. Формируется внутренняя мотивация, личностный познавательный интерес. Возникает осознание необходимости межпредметной интеграции знаний.

2) Практико-ориентированные гуманитарные ситуации.

Это ситуации, в которых осмысливается возможность использования знаний в реальной жизнедеятельности. Создаётся некая модель действительности (экономической, профессиональной и пр.), и нужно в составе учебной группы решить проблему, принимая на себя условную роль.

3) Поисково – ориентированные гуманитарные ситуации.

Включение учащихся в поисковую, экспериментальную деятельность.

4) Гуманитарно ориентированные ситуации.

Направлены на осознание учащимися свободы действия и ответственности за свои поступки, дают возможность осознать самоценность человека и природы и т.д. Необходимо: - давать интегративное межпредметное знаниевое содержание; -организовывать коллективно-индивидуальную деятельность для решения задачи; -предусматривать возможность самореализации каждого ученика. Можно использовать задания-проекты, задачи с мысленным экспериментом и пр

СРС 7: Познакомьтесь с особенностью организации групповой проблемной работы в сфере воспитательного взаимодействия:

Поляков С.Д. Технологии воспитания.-М.:2002, С.46-58. Сделайте выписки, подготовьтесь к дискуссии или проигрыванию.

Пример описания проблемной ситуации

a) Внутри цеха имеется пневмотранспорт с диаметром трубы 300 мм, который периодически доставляет на рабочие места порошок и мелкие пластмассовые заготовки. Цех перевели на изготовление новой продукции, для производства которой на рабочие места требуется подавать еще и крупные заготовки с габаритными размерами, значительно превышающими диаметр трубопровода.

b) Необходимо обеспечить механизированную подачу крупных заготовок от склада до рабочих мест.

c) Крупные заготовки нельзя доставлять пневмотранспортом из-за малого диаметра труб. Внутри цеха отсутствуют транспортные дорожки, что затрудняет использование колесного транспорта. В верхней части нет свободного пространства для установки и работы кранового оборудования.

d) Решение задачи позволит исключить ручное транспортирование заготовок в данном цехе и в других аналогичных случаях.

Операция 2. Описание функции (назначения) Технического объекта (ТО) . Описание содержит четкую и краткую характеристику технического средства, с помощью которого можно удовлетворить возникшую потребность. При этом рекомендуется давать сначала качественное, а затем количественное описание функции, которую требуется реализовать с помощью разрабатываемого технического объекта (ТО) (или потребность которую требуется удовлетворить). В таблице представлены примеры описания функций, где для каждого ТО вначале дано качественное, а затем количественное описание функций в виде отдельных компонентов а), б), в), которые следует читать как одно предложение.

Примеры описания функций

Наименование ТО Описание функции
а) действие б) объект в) условия
1. Пневмо-транспорт внутри цеха транспортирует крупные заготовки между складами и рабочими местами
транспортирует крупные заготовки с габаритными размерами 420х275х350 мм между складами и рабочими местами на расстояние до 60 м
2. Бытовая электроплитка нагревает емкость с жидкостью до кипения
нагревает емкость с водой объёмом до 5 л до кипения за время не более 20 мин
3. Подшипник снижает вращающий момент колеса -
снижает вращающий момент колеса до 2,9 Н.м при радиальной нагрузке 7848 Н и частоте вращения 130 об/с

Операция 3. Выбор прототипа и составление списка требований. В описании проблемной ситуации часто указывают прототип, который требуется усовершенствовать. Прототип часто берут за основу при поиске улучшенного решения. Вместе с тем, рекомендуется выбрать еще 1-2 дополнительных прототипа, имеющих определœенные достоинства по сравнению с исходным. При этом в первую очередь используются аналогичные технические решения в ведущем классе технического объекта ТО. Ведущий класс ТО по сравнению с рассматриваемым имеет близкую функцию и более высокий технический уровень. К примеру, для автомобиля ведущим классом должна быть авиация, для строительства – машиностроение и т.д.

Список базовых требований к прототипу составляют исходя из уровня его описания в виде списка требований к принципу действия или техническому решению.

Каждый технический объект должна быть представлен описаниями, имеющими иерархическую соподчинœенность. Описания характеризуются двумя свойствами:

1. каждое последующее описание является более детальным и более полно характеризует технический объект по сравнению с предыдущим;

Пример описания проблемной ситуации - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Пример описания проблемной ситуации" 2017, 2018.

2. Описание проблемной ситуации

Существует несколько технологий, позволяющих провести всесторонний анализ проблемы и ее детализацию. В основном эти технологии используются при разрешении проблем, стоящих перед конкретной организацией и рассматривают ее с точки зрения системы, имеющей как внутренние проблемы, так и внешнее окружение. Например, при анализе сложных проблем и разработке проектов по их устранению используется логико-структурный подход (ЛСП), который еще носит название целевого планирования. В рамках ЛСП используется технология SWOT-анализа. Это достаточно эффективный аппарат, позволяющий учесть все аспекты существующей проблемы.

SWOT-анализ представляет собой инструмент оценки, с помощью которого проводится анализ организации (проблемы) с четырех сторон:

Сильные стороны – внутренние положительные качества организации;

Слабые стороны – внутренние отрицательные черты организации;

Возможности – внешние факторы, улучшающие перспективы организации;

Угрозы – внешние факторы, которые могут подорвать будущий успех организации.

SWOT-анализ проводится, как правило, с привлечением всех заинтересованных сторон. Результаты этого анализа записываются в виде таблицы, состоящей из четырех клеток. Рассмотрим выше приведенную проблему о неэффективности деятельности ЗАО "АКСИТ" (Табл. 1). Построение такой таблицы существенно облегчает понимание проблемы и позволяет учесть все возможные аспекты при ее детализации. Такое представление полезно при построении дерева проблемы (целей), так как позволяет учесть интересы всех заинтересованных сторон.


2.1 SWOT-анализ деятельности ЗАО "АКСИТ"

Таблица 1

Сильные стороны Слабые стороны

3. Способность к инновациям

4. Высокий уровень затрат

5. Слабая материальная база

Возможности Угрозы

1. Рост доходов населения

2. Наличие незанятых сегментов рынка

Но самый главный эффект достигается при использовании основной матрицы SWOT-анализа. Эта матрица позволяет от первой таблицы, описывающей сильные и слабые стороны организации и влияние внешнего окружения, перейти непосредственно к набору мероприятий, которые обязательно необходимо реализовать при решении проблемы. Эта матрица полезна для реализации второго этапа логической схемы системного анализа – выбор путей достижения целей, т.е. определения набора тех работ и мероприятий, реализация которых будет способствовать решению стоящей перед нами проблемы.

Эта матрица целенаправленно ориентирует на генерацию четырех видов обязательных мероприятий (Табл. 2).


2.2 Матрица SWOT-анализа

Таблица 2

Сильные стороны

1. Конкурентоспособность на рынке таких видов бизнеса как производство отделочных работ и производство паркетной доски

2. Высокая квалификация инженерно-технических работников

3. Способность к инновациям

4. Хорошая репутация организации как работодателя

Слабые стороны

1. Отсутствие стратегии развития организации

2. Тяжелое финансовое состояние организации

3. Неконкурентоспособность такого вида бизнеса, как производство оконных блоков

4. Высокий уровень затрат

5. Слабая материальная база

6. Неудовлетворительные отношения со смежниками

7. Возрастание зависимости от заемного капитала

Возможности

1. Рост доходов населения.

2. Наличие незанятых сегментов рынка.

Мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использовать сильные стороны для увеличения возможностей:

1. Выход на новые сегменты рынка с такими видами производств, как отделочные работы и производство паркетной доски.

2. Расширить объемы производства отделочных работ и паркетной доски.

3. За счет высокой квалификации инженерно-технических работников и способности к инновациям расширить ассортимент предоставляемых услуг.

4. За счет хорошей репутации организации как работодателя организовать набор высококвалифицированных работников, что позволит расширить производственную линию

Мероприятия, которые необходимо провести, преодолевая слабые стороны, используя предоставленные возможности:

1. Увеличение ассортимента продукции и выход на новые рынки позволит увеличить объем прибыли предприятия, а следовательно улучшить его финансовое состояние.

2. Сократить производство неконкурентоспособной продукции.

3. За счет расширения производственной линии сократить затраты за счет масштаба производства.

4. Укрепить материальную базу предприятия

1. Возможность появления новых конкурентов

2. Изменение потребностей и вкусов потребителей

3. Увеличение неплатежей между предприятиями

Мероприятия, которые используют сильные стороны организации для избежания угроз:

1. Увеличение выпуска конкурентоспособной продукции, позволит предотвратить появление новых конкурентов.

3. Разработать систему расчета с потребителями, используя систему скидок.

Мероприятия, которые минимизируют слабые стороны для избежания угроз:

1. Снижение издержек производства

2. Заключение постоянных договоров с поставщиками

3. Снижение зависимости от заемного капитала за счет реинвестирования прибыли

4. Укрепление материальной базы предприятия

При принятии решения необходимо использовать разделение факторов на внутренние и внешние, управляемые и неуправляемые. Данное различие можно сделать, используя классификационную матрицу (Табл. 3)

2.3 Матрица классификации факторов проблемной ситуации

Таблица 3

Управляемые Неуправляемые
Внешние

1. Неудовлетворительные отношения со смежниками.

2. Возрастание зависимости от заемного капитала.

1.Конкурентоспособность на рынке таких видов бизнеса как производство отделочных работ и производство отделочной доски.

2. Рост рынка.

3. Возрастающее конкурентное давление.

4. Изменение потребностей и вкусов потребителей.

Внутренние

1. Высокая квалификация инженерно-технических работников.

2. Способность к инновациям.

3. Хорошая репутация организации как работодателя.

Увеличение ассортимента предоставляемых товаров и услуг

Выход на новые сегменты рынка.

Расширение производственной линии

Отсутствие стратегии развития организации.

Тяжелое финансовое состояние организации.

Неконкурентоспособность такого вида бизнеса, как производство оконных блоков.

Высокий уровень затрат.

Слабая материальная база.

На этапе продумывания существующих проблем необходимо разделить проблемы на части, выделить основные и второстепенные характеристики проблемы, установить причинно-следственные связи по всем возможным вариантам решения проблемы, а также необходимо разработать рекомендации к действиям. Эта информация требуется для того, чтобы установить конкретный перечень факторов, послуживших причиной появления проблемы, для этого необходимо построить "Древо проблем" (Рис.1)

Рисунок 1

Главными задачами системного анализа являются определение и детализация на составные элементы целей и путей их достижения, выявление существующих между ними взаимосвязей, обеспечение определенной логики решения возникшей проблемы (цели - пути достижения целей - ресурсы) Решению этих задач в существенной мере способствует применение метода структуризации. Метод структуризации основан на расчленении исследуемой проблемы на составные элементы с возможной последующей численной оценкой их относительной важности. Такую процедуру часто называют построением дерева целей (Рис.2). Одна из главных задач построения дерева целей состоит в том, чтобы установить полный набор элементов на каждом уровне и определить взаимосвязи и соподчиненность между ними (качественный аспект). Другая задача последующее определение коэффициента относительной важности (КОВ) элементов каждого уровня дерева целей (количественный аспект).

Рисунок 2

Так как для ЗАО "АКСИТ" основной проблемой является ограниченность финансовых ресурсов, необходимо проранжировать предложенные мероприятия. Для этого используем экспертные методы оценки.

Практический опыт использования методов системного анализа показал, что предпочтение, где такое возможно, следует отдавать достаточно простым методам. Это положение относится и к экспертным методам.

Экспертные методы широко используются при определении коэффициентов относительной важности (КОВ) в деревьях взаимосвязей и, вообще, когда необходимо из указанного множества свойств и взаимосвязей отобрать лишь существенные, наиболее важные. Приходиться также прибегать к помощи экспертов, чтобы проранжировать рассматриваемые свойства и взаимосвязи но степени их важности и существенности.

Следует отметить, что при анализе сложных систем некоторые из существенных свойств и взаимосвязей либо вообще не допускают количественного описания, либо не представляется возможным в рассматриваемый момент времени получить о них количественные данные. Поэтому в этих случаях необходимо с помощью экспертов получить информацию качественного характера, основанную на опыте и интуиции специалистов. Такие качественные оценки носят название экспертных оценок.

Для рационального использования информации, полученной от экспертов, необходимо преобразовать ее в форму, удобную для дальнейшего анализа. Возможности формализации информации зависят от особенностей объекта анализа, надежности и полноты имеющихся данных.

Важным для формализации информации является наличие у эксперта системы предпочтений, что означает способность эксперта сравнивать и оценивать возможные значения признаков объекта анализа путем приписывания каждому признаку определенного числа. В зависимости от того, по какой шкале заданы эти предпочтения, экспертные оценки содержат больший или меньший объем информации.

Наиболее распространенными в практике экспертных оценок являются анкетные методы и методы групповой экспертизы. В анкетных методах, в зависимости от используемой шкалы, выделяют метод ранжирования (ранговая шкала) и нормированная (интервальная шкала). В данной работе будет использоваться метод ранжирования.

Метод ранжирования. Наиболее распространенными из анкетных методов являются ранжирование и нормирование. Метод ранжирования состоит в том, что эксперту предлагается присвоить числовые ранги каждому из приведенных в анкете факторов. Ранг, равный единице, приписывается наиболее важному, по мнению эксперта, фактору, ранг, равный двум, присваивается следующему по важности фактору и т.д. Рассмотрим применение экспертных методов для решения нашей задачи.

Экспертам предложено проранжировать предложенные мероприятия и расставить их ранг от 1 до 12. Матрица опроса приведена в Таблице 4.