29.07.2019

Предрейсовый техосмотр: новые требования


Проблема

Анонимно 6 июня 2016, 15:17

Здравствуйте!

После проверки школы УГАДН (и получения предписания), возник такой вопрос:

Кто может проводить пред рейсовый контроль технического состояния транспортного средства (легковой автомобиль) школы? Механика в селе нет. Предприятий, где таковые имеются - тоже. У школы заключен договор на техническое обслуживание транспорта с предприятием в районном центре. А "перед выездом на линию"? Может ли это делать сам водитель (водительский стаж - 30 лет, включая большегрузы и автобусы)? Если нет, то кто тогда в описанных условиях?

Решение

Здравствуйте,

В соответствии с ч.4 ст.20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

Исключений нет.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 04.10.2013) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") статья 2 «Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов».

Путевой лист должен содержать обязательные реквизиты, которые указаны в Приказе Министерства Транспорта РФ от 18 сентября 2008 года №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».

Выпуск автомобилей на линию всегда должен сопровождаться предварительным осмотром машины механиком ОТК. Отметка о прохождении предрейсового технического осмотра автомобиля - это подпись механика на путевом листе.

Требования к обучению и аттестации механика ОТК изложены в приказе Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11 марта 1994 г. N 13/11"Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов". Аттестация проводится один раз в пять лет.

В связи с изложенным, к сожалению, вариантов решений у Вашей организации немного:

1. ввести вштат должность механика, принять на нее работника (должность может совмещаться другим сотрудником при условии обучения и аттестации).

2. обеспечить предрейсовый осмотр перед каждым рейсом на месте по договору со специализированной организацией.

3. отказаться от использования транспорта.

4. нарушать требования закона с перспективой административной ответственности за это в каждом случае.

Решение

Здравствуйте!

Я была менеджером по персоналу 4 года в транспортной компании. У нас тоже не было механика, но у директора есть замдиректора, который по свои ДИ отвечает за техническую сторону автотранспорта. И соответственные к заместителю директора требования к опыту работу и образованию:

На должность Заместителя директора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и опыт работы по профилю не менее 3 лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по организации транспортного обслуживания не менее 5 лет.

ДИ зам.директора вам подарю. Только учтите, что эта ДИ составлялась три года назад, а поэтому рекомендую, с учетом изменений в законодательства провести анализ, и корректировку.

На момент выполнения водителем своих должностных обязанностей является в настоящий момент обязательным фактором качественной и надежной работы службы такси, авто- и пассажироперевозок.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа! Это быстро и бесплатно !

Вконтакте

Общая информация

Конечной целью данных проверок является обеспечение безопасности всем участникам дорожного движения, предотвратив по возможности возникновение автокатастрофы по причине технической неработоспособности автомашины и иных автотранспортных средств.

Законодательным актом Российской Федерации устанавливается обязанность индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, пользующихся для коммерческого извоза автопассажиров и багажа транспортные средства обеспечить профессиональное наблюдение за технической работоспособностью автомашины и регулярно проводить предрейсовый технический осмотр транспортных средств.

Автомобильный транспорт, который зачастую используют в автокоммерческих целях, испытывает повышенную нагрузку, его детали изнашиваются с повышенной скоростью, и поэтому необходимо обеспечить техническую исправность грузовых автомобилей, автобусов, такси и постоянно наблюдать их исправность с повышенной тщательностью.

Существующие на сегодняшний день законы, действующие в сфере наблюдения за технической исправностью состояния автотранспортных средств, довольно запутан и в нём есть нормы, которые друг друга опровергают.

Cотрудники автотранспортного контроля очень часто стараются воспользоваться даже недействующими или же изжившими себя нормами законодательства.

Поэтому возникновение спорной обстановки, вероятно, даже при ежедневном и аккуратном осуществлении автотехнических осмотров и обследованием перед выездом транспортного средства на линию.

Кто обязан проходить?

Главным образом обязанность осуществлять предрейсовый технический осмотр автомобиля в преддверии каждого без исключения трудового дня в первую очередь ложится на плечи компаний, практикующих предоставление населению услуг извоза пассажиров -такси.

Кроме этого прохождение предрейсового технического осмотра предписано и всем без исключения компаниям, работающим в сфере транспортировки грузов и перевозки пассажиров.

Прохождение до рейсового технического обслуживания подтверждается записью в обязательной для каждого шофера при выходе на маршрут следования или в рейс путёвке .

Право провести технический до рейсовый осмотр автомобиля даётся автомеханику, прошедшему профессиональную оценку в Российской транспортной инспекции.

За каждым отдельным автомехаником посредством приказа закрепляется должностную нагрузку по выпуску определённого автомобиля на маршрут и осуществление до рейсового технического обслуживания.

Малые компании зачастую прибегают к слугам сервисных центров.

В случае если для осуществления до рейсового технического осмотра автомобильного транспорта компания использует услуги сервисного центра, учреждение, которому доверили произведение этой услуги, привязывает к автомобилю своего штатного автомеханика, в обязанности которого входит ежедневный осмотр автомобиля.

Такой вариант удобен в двух случаях:

  1. Не нужно оплачивать содержание своего штатного профессионала.
  2. И случае какого-либо происшествия, ставшего последствием низкокачественного осмотра всю ответственность, несёт обслуживающий сервисный центр , а не юридическое лицо.

Что будет при отсутствии отметки?

Часть 3. Статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за выполнение перевозок пассажиров и транспортировку багажа без предварительного проведения до рейсовой проверки технической исправности автотранспорта в следующих величинах:


  • 3 тысяч российских рублей для физических лиц;
  • 5 тысяч российских рублей – для должностных лиц (при этом штрафные санкции применяются к руководителю или отвечающему за отправку автомобиля на маршрут лицо);
  • 30 тысяч рублей – для юридических лиц.

Индивидуальные предприниматели несут на себе такое же поручительство, как и юридическое лицо.

В большей части случаев штрафом облагается наравне с юридическим лицом ещё и государственный служащий , который по должностным инструкциям был ответственным за предыдущий рейсу контроль автотранспорта.

При обращении в страховую компанию сотрудник, к которому вы обратитесь непременно выдвинет требование предоставить ему путевой лист транспортного средства которое попало в дорожно-транспортное происшествие.

При отсутствии в путёвке всех обязательных отметок или же если записи в ней не совпадают с истинным состоянием, эти факторы будут весомыми доводами для .

Оспорить отрицательный вердикт страховой компании возможно обратившись в суд , так как выполнять осуществление надзора за технически годном автотранспортом предписано самому юридическом улицу, при этом заполнение путёвки не входит в перечень обязательных документов, которые нужны, чтобы подтвердить наступление страхового случая.

При всём нежелании оплачивать страховой случай без предоставления путевого листа участнику ДТП, суд вынесет своё заключение в пользу юридического лица .

Неправильное заполнение путёвки станет весомым поводом для затягивания страховых выплат .

Cерьёзнейшим последствием отсутствия какой-либо отметки о проделанном техобслуживании в путевом листе для владельца автотранспорта, станет категорический отказ от страховых компенсаций.

Во избежание неприятных сюрпризов от страховых компаний будет нелишним уделить усиленное внимание организации до рейсового контроля за выпущенным на маршрут автотранспортом.

Кроме того, не нужно забывать о том, что в ситуации с отсутствием путевого листа или при заполнении его с нарушениями и даже незначительными ошибками ваша страховая компания в большинстве случаев откажет вам в возмещении ущерба и дело придётся решать обращением в суд.

Полезное видео

Как проводится ежедневный предрейсовый технический осмотр с использованием новых технологий, смотрите в видео ниже.

Механик осматривает транспортное средство, после чего, оформляет путевой лист согласно законодательству.

У автотранспортных средств проверяют техническое состояние автотранспортных средств на соответствие требованиям правил дорожного движения, правил технической эксплуатации и других нормативно-технических документов. Автотранспортные средства, соответствующие требованиям безопасности по результатам осмотра, допускаются к осуществлению таксомоторных автомобильных перевозок пассажиров и багажа такси. Выпуск машин на линию осуществляется обученным механиком, имеющего удостоверение специалиста по безопасности дорожного движения.

В случае необходимости, мы готовы организовать работу нашего персонала на Вашем предприятии семь дней в неделю, или наоборот согласовать гибкий график работы, предоставляя услуги нашего сотрудника в то время, когда Вам необходимо проводить медосмотр.

Почему нужно проходить осмотры:

Согласно Федеральному закону № 69-ФЗ от 21 апреля 2011 года, с 01.09.2011 г. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны:

а) обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси;
б) проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию;
в) обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра

Одним из основополагающих факторов обеспечения безопасности дорожного движения является состояние здоровья водителя. Высокая интенсивность дорожного движения за счет значительного роста количества автотранспортных средств, предъявляет к водителям повышенные требования в плане состояния здоровья. Своевременно определить нарушения и отклонения в состоянии здоровья водителей возможно лишь при регулярном прохождении ими медицинских осмотров. Правильная организация проведения предрейсовых медицинских осмотров является одним из ключевых звеньев профилактики дорожно-транспортных происшествий. Управление автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения является одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно около 20% происшествий происходят из-за нарушений правил дорожного движения водителями в состоянии опьянения. Своевременное выявление у водителей автотранспортных средств физиологических и функциональных отклонений, возникающих при потреблении различных алкогольных и психоактивных веществ, является одной из важнейших задач в обеспечении безопасности дорожного движения.
В случае выявления указанных признаков водители не допускаются к управлению транспортными средствами.

Просим обратить внимание на то, что организация и проведение осмотров водителей регламентируется следующими нормативными актами:
- Федеральный закон РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (п. 1 ст. ст. 20, 23 Закона N 196-ФЗ)
- Приказ Министерства Здравоохранения РФ № 2510/9468-03-02 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»
- Положениями трудового законодательства (ст. 213 ТК РФ)

Законодательство устанавливает обязанность для предприятий, использующих автотранспорт для перевозки грузов или пассажиров, ежедневно обеспечивать предрейсовый технический осмотр транспортных средств с проставлением отметки в путевом листе.

Ответственность за отсутствие предрейсового техосмотра может быть достаточно серьезной: от штрафа до отказа в выплате страхового возмещения, если ТС попало в ДТП.

Кто обязан проходить ежедневный предрейсовый техосмотр?

Обязанность проходить предрейсовый техосмотр предусмотрена в первую очередь ФЗ «О безопасности дорожного движения» .

Этот законодательный акт устанавливает обязанность юридических лиц и ИП, использующих ТС для перевозки грузов и пассажиров, обеспечивать контроль за технической исправностью транспорта.

Более подробно порядок проведения предрейсового контроля за техническим состоянием транспортных средств регулируется ведомственными инструкциями и приказами Министерства транспорта.

Цель проведения контроля – обеспечение безопасности участников дорожного движения от возможных аварий по причине неисправности автомобилей и других ТС.

Автотранспорт, используемый в коммерческих целях, подвергается интенсивной нагрузке, все узлы изнашиваются намного быстрее, поэтому исправное техническое состояние такси, грузовых автомобилей и других ТС, используемых юридическими лицами в перевозках грузов и людей, необходимо обеспечивать особенно тщательно.


В целом законодательство в сфере обеспечения исправного технического состояния ТС, которые осуществляют перевозку людей и грузов, очень запутанно, многие нормы противоречат друг другу, а транспортная инспекция довольно часто применяет или пытается применить устаревшие и недействующие нормы законодательства , например, Приказ Министерства транспорта № 27 от 09.03.1996.

Поэтому спорная ситуация возможна даже при аккуратном проведении техосмотров перед каждым выпуском ТС на линию.

Обязанность проводить техосмотр перед началом каждого рабочего дня лежит в первую очередь на компаниях, предоставляющих услуги извоза – такси. Также осуществлять предрейсовый техосмотр должны все компании, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками.

Подтверждение проведенного техосмотра – отметка в путевом листе, который обязательно должен быть у водителя при нахождении в рейсе или на маршруте.

Проводить предрейсовый техосмотр автомобиля должен механик, прошедший аттестацию в Российской транспортной инспекции.

Приказом за конкретным механиком закрепляется должностная обязанность по выпуску ТС на линию и проведению предрейсового техосмотра. Небольшие компании часто пользуются услугами сервисных центров.

Если компания пользуется услугами сервисного центра для проведения предрейсового осмотра автотранспорта, предприятие, оказывающее эту услугу, прикрепляет своего механика, который проводит обязательную ежедневную процедуру осмотра.

Этот вариант удобен не только потому, что нет необходимости держать своего специалиста – в случае некачественно проведенного осмотра ответственность ложится не на юридическое лицо, а на сервисный центр .

Что будет при отсутствии отметки о предрейсовом осмотре?

Ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП предусматривает ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа без проведения предрейсового контроля за техническим состоянием ТС в размере:


  • 3 тыс. рублей для физического лица;
  • 5 тыс. рублей – для должностного лица (обычно штрафные санкции налагаются на руководителя или ответственное за выпуск на линию лицо);
  • 30 тыс. рублей – для юридического лица.

ИП несут ответственность так же, как юридические лица. Чаще всего штраф налагается на юридическое лицо и одновременно – на должностное лицо, ответственное за проведение предрейсового контроля.

Но более существенным последствием для юридического лица, осуществляющего перевозки без обеспечения контроля за техническим состоянием ТС, может быть отказ в выплате возмещения в случае ДТП.

Страховая компания обязательно потребует предоставить путевой лист ТС, попавшего в ДТП. Если в нем не будет всех необходимых отметок или сведения, указанные в документе, не будут соответствовать реальности, это станет основанием не делать выплату по страховому случаю.

Оспорить решение страховщика можно в суде: осуществлять контроль технического состояния ТС, используемых компанией, должно само юридическое лицо, но путевой лист не входит в список документов, необходимых для подтверждения страхового случая.

Суды придерживаются в большинстве случаев мнения о том, что отсутствие путевого листа при ДТП не может быть основанием для отказа в выплате , но процесс получения денег затянется на очень долгое время.

Путевой (маршрутный) лист, оформленный с нарушениями, будет поводом для страховщика затянуть с выплатами на как можно более долгий срок, поэтому на это незначительное, с первого взгляда, условие ведения бизнеса в сфере перевозок пассажиров или грузов следует обратить повышенное внимание.

Подведем итоги

Отказ в выплате страхового возмещения по причине отсутствия в путевом листе отметки о проведенном техническом осмотре – одно из самых серьезных последствий использования ТС без проведения контроля за его техническим состоянием.

Поэтому даже при небольшом масштабе бизнеса следует уделить достаточное внимание организации предрейсового контроля выпускаемых на линию ТС:

  • в штате должен быть механик, прошедший аттестацию для проведения технического осмотра перед каждым рейсом;
  • путевой лист должен быть оформлен надлежащим образом, в нем каждый день проставляются отметки о техосмотре и медицинском осмотре водителя.

Также следует помнить, что при отсутствии путевого листа при ДТП или оформлении этого документа с ошибками страховая компания, скорее всего, откажет в возмещении, и это решение придется оспаривать в судебном порядке.

Видеосюжет о транспортных перевозках без предрейсового осмотра

Российское законодательство установило для транспортных организаций перед выходом в рейсы легковых такси каждый день обеспечивать технический осмотр транспортных средств и проставлять в путевом листе отметки о его прохождении.

За отсутствие отметки в путевом листе предусматривается штраф в размере 3 тысяч рублей для физических лиц, 5 тысяч рублей для должностного лица и 30 тысяч рублей для юридических лиц.

Индивидуальные предприниматели приравниваются по штрафным санкциям к юридическим лицам. Обычно за отсутствие отметки о прохождении технического осмотра наказывают одновременно и должностное лицо, которое ответственно за предрейсовый контроль, и юридическое.

Но для юридического лица более существенным наказанием будет отказ страховой компании в выплате страховки в случае ДТП. В этом случае страховая компания обязательно от транспортной потребует путевой лист. И если в нём не будет отметок, то это для страховой компании будет основанием не выплачивать по страховке.

Чтобы не происходило подобных неприятных случаев, нужно уделить особое внимание организации работы транспортного предприятия, даже если бизнес работает в небольшом масштабе.

Во-первых, в штате должен работать механик, у которого есть аттестация, подтверждающая право проведения ежедневного осмотра технического состояния легкового автомобиля перед рейсом. Этот документ выдает Министерство транспорта РФ на основании соответствующего образования.

Во-вторых, каждый путевой лист должен быть правильно оформлен, и в нем должны стоять ежедневные отметки не только о техническом состоянии транспортного средства, но и о медицинском осмотре самого водителя. Ведь если в случае ДТП путевой лист будет неправильно оформлен, страховая компания также может отказать в возмещении ущерба.

Цель проведения подобного контроля - максимальное обеспечение безопасности на дорогах всех участников движения по причине неисправных транспортных средств. Ведь транспорт, который используют в коммерческих целях, имеет слишком большие нагрузки, поэтому изнашивается намного быстрее, чем личные автомобили.

Транспортная инспекция в первую очередь проверяет такси, и нередко возникают спорные ситуации. Поэтому компаниям, предоставляющим перед началом рабочего дня и выпуском автомобиля на линию обязательно нужно проводить его техосмотр. За аттестованным механиком закрепляется обязанность по проведению предрейсового технического осмотра перед выпуском транспортных средств на линию.

Если транспортная компания пользуется услугами СТО, то предприятие по ремонту авто официально прикрепляет к ней своего механика, в обязанность которого будет входить ежедневное проведение техосмотра. Этот вариант удобен для компаний, имеющих небольшой гараж автомобилей, так как нет необходимости держать еще одного работника в штате, а в случае аварийной ситуации, за не проведённый техосмотр будет отвечать не юридическое лицо.