13.06.2019

Миг 31 количество на вооружении. Дорога к возрождению. Состоит на вооружении


Максимальная скорость МиГ-25 - наибольшая скорость, которую способны развивать самолёты семейства МиГ-25 в горизонтальном полёте, без условий, которые позволяют считать этот показатель рекордным. Максимальная скорость МиГ-25 никогда не измерялась. МиГ-25 не совершал полётов на установление рекорда на базе 15-25 км по причине превышения вертикальных колебаний траектории полёта установленного для рекордного полёта значения 0.1 км (за исключением полёта С. Савицкой, в котором была достигнута скорость ~ 2.7 тыс. км/ч, при которой вертикальные колебания МиГ-25 ещё вписываются в установленные пределы), его махометр показывал величину числа Маха до 3-х.

О скорости самолётов МиГ-25 на большой высоте известно следующее :

1 . Ограничение по числу М=2,83 на самолётах МиГ-25 было лишь теоретическим. На бо льших скоростях полёта уменьшаются степень боковой устойчивости и ресурс конструкции, однако в некоторых случаях лётчики в большей или меньшей степени превышали число М=3 без отрицательных влияний на самолёт.

2 . Истребительная модификация МиГ-25П (ПД, ПДС) является наиболее медленной из семейства 25-х. Быстрее летела разведывательная модификация МиГ-25Р. Ещё быстрее - экспериментальная модификация Е-155М (МиГ-25М, E-266M, "Изделие 99 ") с более мощными двигателями.

3 . В качестве максимальной скорости полёта для истребителя указывается максимальная боевая скорость - то есть скорость полёта вооруженного самолета. Скорость полёта истребителей без ракетного вооружения на внешней подвеске на 10-20 % выше, чем скорость полёта с ракетами . Так, экспериментальные советские перехватчики Е-152 ОКБ и Т-37, оснащённые двигателем Р-15, были способны развивать (причём Е-152 реально развивал) скорость более 3 тыс. км/ч. С ракетным вооружением скорость этих самолётов составляет М 2,5 (~ 2.65 тыс. км/ч). Для Су-27 максимальная скорость (т.е. боевая максимальная) указывается 2.5 тыс. км/ч (фактическая на испытаниях около 2.8 тыс. км/ч).

4 . Максимальная скорость полёта 3 тыс.км/ч, указываемая в открытой печати для МиГ-25П, является максимальной скоростью с ракетным вооружением - 4 ракетами Р-40, а модификация РБ летала со скоростью М=2,83 с бомбовым вооружением. То же касается и крейсерской скорости полёта - М 2,35. Р-40 представляет собой очень крупную ракету класса «В-В», весом 0,5 тонн и большим размахом оперения, создающую большое сопротивление. Приведённый снимок даёт представление об соотношении габаритов ракеты Р-40 и МиГ-25. Ещё большее сопротивление создавали бомбы ФАБ-500. Подкрыльевые пилоны для Р-40 были также наиболее крупными из всех пилонов для ракет класса «воздух-воздух» и создавали значительное сопротивление.

Скоростью, ограниченной правилами безопасности, связанными с хорошей управляемостью, для всех типов МиГ-25 также является 2,8 М, то есть 3 тыс. км/ч. И для разведывательной модификации, не несущей вооружения, в качестве максимальной указывается данная скорость.

Та скорость, на которую был способен выйти строевой МиГ-25П без ракет, превышает 3 тыс. км/ч по меньшей мере на 15 % - около 3.5 тыс. км/ч. Эта скорость приблизительно на 200 км/ч. превышает предельную скорость, с которой был способен лететь строевой самолёт SR-71 (около 3,3 тыс. км/ч). Характер полёта самолёта МиГ-25 на такой скорости не позволяет фиксировать скорость полёта в качестве рекордной согласно правилам ФАИ.

Для разведывательной модификации и, тем более, МиГ-25М, предельная скорость полёта составляет не менее 3 600 км/ч. Имеются сведения (с обеих воюющих сторон), что во время разведывательных полётов 1972 г. над Синайским п-овом разведчики МиГ-25 развивали такую скорость. МиГ-25М развивал М=3 c полным ракетным вооружением.

5 . Американские источники безусловно признают, что строевой МиГ-25П (Foxbat-A)- наиболее медленный из всех 25-х - был способен лететь со скоростью М=3,2 . Эта величина указана, в частности, в справочнике США по советскому вооружению. Однако эта способность преподносится как «чрезвычайная», приводящая к потере двигателей. Этому противоречат заявления советских учёных и пилотов-испытателей, свидетельствующих, что 25-е выходили за М=3 без последствий для планера и двигателей. Существуют утверждения, что во всех случаях превышения установленных ограничений по скорости выполнялась внеплановая замена двигателя.

6 . Сбежавший из СССР лётчик Беленко, перегнавший в Японию в 1976 году МиГ-25П , сравнивая штатные режимы полётов МиГ-25 и SR-71, указал на большую скорость и высоту полёта американского самолёта. Эта разница, по словам Беленко, явным образом проявлялась во время полётов SR-71 вдоль границ СССР. Действительно, в штатном режиме МиГ-25П, вылетавшие на перехват SR-71, летали со скоростью до 3 тыс. км/ч на высоте до 20,6 км, т.е. на 300 км/ч медленнее и на 3-4 км ниже. Однако, выступая в документальном фильме Discovery о МиГ-25 в роли комментатора, он подтвердил способность МиГ-25 догнать SR-71 при полёте на предельной скорости, без учёта эксплуатационных ограничений, если время полёта на такой скорости составляет до 10 минут.

Часть заявлений Беленко носит неправдоподобный характер - в частности, он является автором слухов о том, что двигатели Р-15 не выдерживают более одного полёта при скорости М 3,2, а также он утверждал, что ракете Р-40 не хватает скорости для того, чтобы догнать SR-71. Р-40 при пуске с МиГ-25 превышает скорость звука в 5 раз.

7 . Во время полётов на установление рекордов по скороподъёмности самолёт Е-155М (зарегистрированный в ФАИ как Е-266М) достигал скорости 3 М приблизительно через 2 минуты после отрыва от взлётной полосы. Время подъёма на высоту 35 км составило 4 минуты 11 секунд.

8 . Результаты, показанные самолётами МиГ-25 на 1000 и 500-км. замкнутых маршрутах - 2920 и 2981,5 км/ч соответственно - не являются скоростью полёта , а представляют собой скорость прохождения замкнутой траектории, описанной вокруг замкнутого контура соответствующей протяжённости. Реальная скорость в этих полётах составляла от 2.5 (в точках разворота) до 3.5 (на прямых участках) тыс. км/ч, а средняя - 2,9 - 3 М. Эти рекорды, как и все рекорды 1973 года, установлены самолётами Е-266 с двигателями Р-15-300 первой модификации, с тягой на форсаже 10.200 кгс . , тогда как на всех серийных самолётах устанавливались двигатели с тягой 11.200 кгс, а на МиГ-25М - двигатели с тягой 13.500 кгс.

Когда рядом с тобой на летном поле стоит МиГ-31, то первым делом отмечаешь, насколько он велик. От легкого истребителя МиГ-29 его отделяют всего две единицы в индексе, но 31-й на 5 м длиннее и в два раза тяжелее. Эту величавую птицу сконструировали в 1970-е годы, а одним из ее «отцов» был знаменитый Глеб Лозино-Лозинский — творец «Бурана». И это не случайно — МиГ-31 гораздо ближе к космосу, чем все другие боевые самолеты. Принятому на вооружение в 1977 году всепогодному истребителю-перехватчику дальнего радиуса действия предстояло работать в диапазоне высот от предельно малых до стратосферы (20 000 м и более). Большой практический потолок потребовался для того, чтобы, во‑первых, иметь возможность стремительно перемещаться на крейсерском сверхзвуке (2500 км/ч) в относительно экономичном режиме и, во‑вторых, иметь как можно больший обзор для поиска целей. Главной задачей МиГ-31 стало прикрытие наших обширных арктических территорий от атаки дозвуковых крылатых ракет, в том числе от низколетящих типа «Томагавка» (в 1970-е как раз шла разработка этого оружия). Для борьбы с воздушными целями самолет оснастили четырьмя управляемыми ракетами большой дальности класса «воздух-воздух» Р-33.

Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» имеет давнюю историю: он приступил к работе 1 февраля 1932 года. Первым детищем предприятия стал истребитель-биплан И-5. В цехах завода до сих пор можно увидеть исторические панно и плакаты.

Дорога к возрождению

Поскольку наша арктическая зона весьма протяженна, самолетов для прикрытия севера от ракет было изготовлено более 500 единиц. На самом деле по советским меркам это немного — истребители тиражировались тысячами, но надо помнить, что речь идет о необычном самолете. Впрочем, в 1990-х и такое количество оказалось чрезмерным. В этот период, сложный для армии и оборонки, МиГ-31 фактически был выведен из эксплуатации. Налет по отдельным машинам составлял 10−15 часов в год. Части, в которых находились МиГи, переформировывались и расформировывались, некоторые самолеты были попросту списаны. Правда, уже в 1998 году была разработана программа модернизации — основная серийная модель МиГ-31-Б преобразовывалась в МиГ-31БМ. Активные работы по радикальному переоснащению высотного истребителя-перехватчика начались, однако, только несколько лет назад на Нижегородском авиастроительном заводе «Сокол», где нам и довелось недавно побывать. Приходящие на капитальный ремонт и модернизацию МиГи здесь разбирают едва ли не до винтика, и по внешнему виду отдельных комплектующих, еще не подвергнутых ремонту, можно заключить, что некоторые машины прибывают на завод в состоянии далеком от идеального. На выходе же МиГи выглядят как новые. Но насколько «созвучна времени» конструкция 1970-х?


«В конце концов самолет — это транспортная платформа, которая должна доставить груз из точки А в точку Б. А груз может быть различным, — говорит Владимир Кирасиров, первый заместитель технического директора НАЗ «Сокол». — В процессе проектирования этого самолета в него были заложены такие возможности для модернизации и такой запас прочности, что его можно эксплуатировать и 20, и 30 лет. Электроника и бортовое оборудование меняются сейчас с необыкновенной частотой, так что, устанавливая новое БРЭО, мы получаем совсем иное качество самолета».

Пять штук на Францию

МиГ-31 барражирует над Арктикой, высматривая возможные цели, — мчатся ли они в стратосфере, идут на средних высотах или крадутся у поверхности, а значит, главное для него — бортовая РЛС, способная обнаружить все эти цели. Поэтому ключевым моментом модернизации высотных перехватчиков стало оснащение их новой РЛС «Заслон-М» с фазированной антенной решеткой. Таким образом, значительно (до 320 км) повысилась дальность обнаружения ЛА вероятного противника, со 120 до 280 км выросла дальность поражения. Теперь самолет может одновременно отслеживать 24 цели и атаковать восемь из них. МиГ-31 вполне готов к «сетецентрической» войне, так как имеет возможность работать с наземной автоматизированной системой управления «Рубеж» и координировать свои действия с другими боевыми объектами. Например, обнаружив далекую цель, экипаж перехватчика способен передать ее координаты многофункциональным истребителям, не имеющим РЛС с таким дальним обзором, или другому МиГ-31. При этом один перехватчик может контролировать небо на фронте 500 км и более. Как говорят на заводе, достаточно пяти МиГ-31, чтобы прикрывать с воздуха территорию размером с Францию. В рамках модернизации самолет также оборудуется новой кабиной с современной индикацией. Точнее, кабинами: экипаж самолета состоит из двух человек — командира и штурмана. Обновлен навигационный комплекс — теперь в нем есть система спутниковой навигации и международная система посадки.


Немного о родстве

В том же, что касается планера, МиГ-31 обнаруживает родство с МиГ-25. Оба самолета — высотные сверхзвуковые перехватчики, оба имеют цельносварной корпус с широким применением деталей из стали и титана. Использование этих металлов вместо более традиционных алюминиевых сплавов связано с необходимостью придать корпусу высокую термостойкость — при движении на сверхзвуке корпус подвергается интенсивному аэродинамическому нагреву, вплоть до того, что кромки воздухозаборников начинают светиться.

«С МиГ-25 определенно есть преемственность, — говорит ведущий инженер-конструктор ОКБ Нижегородского авиастроительного завода «Сокол» Виктор Степанов, — и в плане материалов, и во внешнем виде, и в аэродинамике, но самолет это другой, с другим БРЭО, другими двигателями, сделанный под другие задачи».


Характерные черты модернизированного МиГ-31 — РЛС с большей дальностью обнаружения, повышенное быстродействие всего комплекса БРЭО, прогрессивные средства навигации. На базе старой, проверенной временем платформы появляется современный самолет с новыми задачами.

МиГ-25 начинали разрабатывать еще в 1950-х годах в ответ на планы США создать сверхзвуковые бомбардировщики (типа North American Valkyrie) и сверхзвуковые высотные разведчики SR-71. Поэтому приоритетом была скорость, и МиГ-25 мог разгоняться до 3,2 Маха. Для МиГ-31, как уже говорилось, главной задачей считается патрулирование арктического воздушного пространства и прикрытие его от крылатых ракет. В связи с этим для барражирования перехватчику потребовался экономичный дозвуковой режим. И если на МиГ-25 стояли турбореактивные Р15Б-300, то МиГ-31 оснастили силовыми установками Д-30Ф6. Это более экономичный (в силу двухконтурности) двигатель, построенный на основе Д-30, который устанавливали на гражданские самолеты (в частности, на Ту-134). Для сверхзвукового режима двигатель получил форсажную камеру.


«МиГ-31 — чисто оборонительный самолет, самолет, охраняющий мир, — говорит ведущий инженер по летным испытаниям НАЗ «Сокол» Яков Исаенко. При этом задачи у 31-го гораздо сложнее: он должен обеспечивать перехват целей в диапазоне от минимальных и до максимальных высот. Машина устойчивая, хорошо пилотируется. В барражирующем режиме самолет использует механизацию крыла. Изменившиеся аэродинамические параметры позволяют увеличить подъемную силу и летать во время дежурства на большой высоте с меньшей скоростью».

Еще одним важным отличием от одноместного МиГ-25 можно считать экипаж из двух человек. Управление системами самолета и прицеливанием настолько сложно, что несовместимо с пилотированием. Обычно двухместные истребители («спарки») — это учебно-боевые самолеты, в которых предполагается дополнительное место для инструктора, и только в МиГ-31 два расположенных тандемно кресла — это и есть стандартная боевая комплектация.


Посреди неподвижности

«МиГ-31 с максимальной взлетной массой свыше 46 т уже подходит под классификацию «корабль», — добавляет заслуженный летчик-испытатель Сергей Томбак. — Если сравнивать с легким истребителем типа МиГ-29, у которого усилие на ручке не превышает 3,5 кг, то на МиГ-31 это значение может доходить до 15 кг. То есть 31-й определенно не пилотажная машина. Однако в целом управлять самолетом легко. Мой отец, тоже летчик-испытатель, шутя называл МиГ-31 «самолетом для пенсионеров»: в нем много автоматики, отличная навигация, сам приведет к полосе — только выровняй машину и садись. Конечно, для высшего пилотажа этот перехватчик мало подходит, хотя несложные фигуры можно выполнять и на нем. Вот только петля Нестерова получится гораздо больше, чем у пилотажного самолета. Ну и, разумеется, воздушный бой не стихия МиГ-31, хотя на всякий случай 23-мм автоматическая пушка на борту имеется».

«Особенности пилотирования МиГ-31 проявляются и во время полета в стратосфере. Когда ты несешься там на больших скоростях, стихает шум и появляется ощущение, что все вокруг абсолютно неподвижно. МиГ-31 — это очень надежный самолет. Он и сегодня способен противостоять любым силам и средствам воздушного нападения», — говорит Виктор Степанов.

МиГ-31 — это сверхзвуковой перехватчик-истребитель четвертого поколения. В НАТО его назвали “Foxhound” — “лисья гончая”. Самолет разработали в ОКБ МиГ в 1970х годах. Его предназначение — уничтожение целей в воздухе на разных высотах и в любых погодных условиях. Четыре МиГ-31 могут брать под контроль пространство шириной 1100 км.

Это первый в мире истребитель с радиолокационной станцией, который производился серийно. Он пришел на смену устаревшему Ту-128. МиГ-31 все еще сохраняет пальму первенства и по скорости, и по высоте полета. Всего было изготовлено около 500 моделей. О технических характеристиках самолета МиГ-31 будет рассказано ниже.

В 60х годах было принято решение и проектировании истребителя нового поколения, который пришел бы на смену перехватчику Ту-128. В начале 70х годов был выбран проект, представленный ОКБ МиГ, с системой “Заслон”. Производство было начато почти сразу после утверждения проекта. Первая испытательная модель была представлена в 1975 году.

За основу для разработки МиГ-31 был взят другой истребитель — МиГ-25. Отличие состояло в том, что экипаж на первом состоял из двух человек — и штурмана.

К концу 80х годов испытания самолета были полностью закончены и очень успешно. Истребители начали выпускать серийно для строевых частей авиации войск ПВО. Год спустя стали поступать модели с системой “Заслон”. Уже в 1983 году истребители поступили в распоряжение войск на Дальнем Востоке.

Сейчас самолеты МиГ-31 используются армиями России и Казахстана.

Характеристики и особенности

Планер этого военного самолета был выполнен по типу МиГ-25. — в форме трапеции и расположено высоко. Оперение — двухкилевое вертикальное и горизонтальное цельноповоротное. В середине фюзеляжа установлено семь топливных баков. Около крыльев и киля есть еще шесть дополнительных баков для . Самолет может брать на борт топлива до 17 330 кг.

Носовая часть выполнена из алюминиевых сплавов . Остальной корпус сделан из титана и стали. Если вы посмотрите на фото кабины МиГ-31, то заметите, что она разделена на две части. Впереди садится пилот, а сзади — штурман-оператор. Обе — герметичные. Для обеспечения безопасности летчиков установлены катапультируемые кресла.

Фото кабины Миг-31.

Максимальная скорость МиГ-31 на малой высоте — 1500 км/ч, а на большой — 3000 км/ч. Дозвуковая крейсерская скорость составляет 950 км/ч , а сверхзвуковая — 2500 км/ч . Что касается прочих характеристик МиГ-31, то его габариты следующие: длина — 22,69 м., размах крыла — 13,46 м., а высота — 6,15 м. Масса пустого самолета — 21 820 кг.

Схема МиГ-31.

Истребитель перехватчик МиГ-31 может летать на расстояние — до 5400 км всего с одной дозаправкой. В воздухе может находиться 3,3 часа.

Рекорд высоты МиГ-31 — 20 600 м. , а динамический потолок высоты полета МиГ-31 составляет 30 000 км. Это означает, что может подниматься на уровень стратосферы, откуда хорошо видна круглая планета Земля.

Для того, чтобы подняться на такую высоту, летчики надевают специальные гермошлемы и высококомпенсирующие костюмы. Это защищает их от нехватки кислорода. Видео полета МиГ-31 в стратосферу вы можете посмотреть чуть ниже.

Схема управления истребителя — механическая. Он оснащен двумя Д-30Ф6.

На вооружение МиГ-31 может брать бомбы и ракеты общей боевой нагрузкой до 3000 кг.

Заключение

МиГ-31 — это истребитель четвертого поколения, который может подниматься даже в стратосферу. Он был разработан в 70х годах прошлого века и пришел на смену устаревшему перехватчику Ту-128. Его цель — уничтожение воздушных целей на разных высотах, в любых условиях. Производство было остановлено, но истребители все еще используются в ВВС России и Казахстана.

Истребитель-перехватчик относится к самолетам четвертого поколения. Первый полет МиГ-31М состоялся 21 декабря 1985 г. Самолет имеет несколько модификаций, различие - в выборе силовой установки, вооружения, бортового оборудования. Конструкция самолета дает возможность осуществлять модернизацию.

Экипаж состоит из двух человек - летчика и оператора.

Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажной камерой ТРДДФ Д-30Ф-6, тяга каждого 9500 кг без форсажа и 15 500 кг на форсаже.

История создания

Создание нового перехватчика-истребителя МиГ-31 началось в конце 60-х годов в ОКБ им. Микояна. Главным конструктором на первых этапах проектирования самолета был А. А. Чумаченко. Позже его заменил на должности Г. Е. Лозинский. Получив должность в разработке «Бурана», Глеба Евгеньевича сменил Васильченко Константин Константинович.

В ходе разработки планировалось существенно увеличить боевые возможности самолета, используя новейшее электронное оборудование, такое как РЛС с фазированной пассивной антенной решеткой. Строение МиГ-31 проводилось на базе самолета МиГ-25, но предполагало вместимость экипажа из двух человек – штурмана и летчика, места для которых в истребителе размещались по схеме «тандем». Первый пробный полет нового МиГ-31 был совершен летчиком-испытателем А. В. Федотовым 16 сентября 1975 г. Полноценные испытания ходовых и боевых способностей истребителя начались 22.05. 1976 года и завершились в конце 1980 г.

На вооружение МиГ-31 с ракетами класса Р-33 был принят 6.05.1981 г.

В основе системы управления вооружения самолета МиГ-31 находится импульсно-доплеровский радиолокационный аппарат с пассивной фазированной антенной решеткой. Данный самолет стал первым на планете истребителем, оснащенным ПФАР, и оставался единственной серийной моделью с 1981 по 2000 г. до поступления на вооружения Rafal. МиГ-31 – единственный перехватчик, способный самостоятельно запускать дальнобойные ракеты. Также истребитель способен перехватывать объекты, движущие со скоростью свыше 700 км/час.

В химическом составе корпуса летательного аппарата 50% стали, 33% алюминиевых сплавов и 16% титана.

Двигатели МиГ-31

Самолет комплектуется модульными двигателями Д-30Ф6, разработанными на базе гражданского Д-30, который комплектовался в Ту-134 (1967 г.) с соплом и форсажной камерой. В форсажной камере двигателя применяется метод впрыскивания топлива «огневая дорожка». При тестировании двигателей было замечено виброгорение внутри форсажной камеры. Для устранения проблемы установили пятый объединенный коллектор. Двигатель изготовлен из сплавов никеля, железа и титана. Сухая масса двигателя – 2416 кг.

Бортовая радиолокационная система МиГ-31

Истребитель МиГ-31оснащается приборами радиоэлектронной борьбы инфракрасного и радиолокационного диапазонов. Самолет готов выполнять боевые задачи при поддержке автоматизированной наземной цифровой системы управления (АСУ «Рубеж). Система может совершать координаторскую поддержку с наведением цели и предоставление координат одновременно с 4 самолетами, при этом расстояние между истребителями может достигать до 200 км. МиГ-31 – единый в своем роде самолет, который легко перехватывает низколетящие малоразмерные крылатые ракеты. Такие способности делают МиГ-31 не рядовым перехватчиком, а постоянной боевой единицей на вооружении в штабах ВВС и ПВО.

Дальность полета

МиГ-31 укомплектован четырьмя ракетами и двумя подвесными баками, сбросом ракет на полпути и подвесных баков по окончании их выработки, способен пролететь расстояние в 3000 км за 3 часа 38 мин.

Продолжительность и дальность полета с убранной ПМК, без подвесных баков и ракет:

    не включая ракеты, 2480 км – дальность, 2 часа 44 мин. – продолжительность;

    4 ракеты, спущенные на полпути, 2400 км – дальность, 2 часа 35 мин. – продолжительность;

    4 ракеты, 2240 км – дальность, 2 часа 26 мин. – продолжительность.

Модификации МиГ-31

После выпуска первого МиГ-31 были произведены различные модификации истребителя:

    МиГ-31 Б – серийный самолет, оснащенный системой подзаправки в воздухе, на вооружение стал в 1990 году;

    Миг-31 БС – модернизированный до МиГ-31Б, не включая штангу подзаправки в воздухе;

    МиГ-31БМ – модернизированная модель 1998 года, современный истребитель, спроектирован специально для ВВС России. До 2020 года планируется усовершенствование радиолокации в плане обнаружения дальности цели до 320 км и одновременного сопровождения до 10 воздушных судов;

    МиГ-31Д – экспериментальная модель, может нести на себе противоспутниковые ракеты 79М6 «Контакт»;

    МиГ-31И – истребитель, который может запускать небольшие космические аппараты;

    МиГ-31М – модернизация самолета 1993 г. с усиленными РЛС, БРЭО и вооружением;

    МиГ-31Ф – универсальный фронтовой истребитель-перехватчик, предназначенный для уничтожения наземных целей (кардинально новая комплектация);

    МиГ-31 ФЭ – экспортная модель истребителя МиГ-31БМ;

    МиГ-31Э – экспортный самолет с облегченным БРЭО;

    МиГ-31ДЗ – серийный самолет, который комплектуется системой подзаправки в полете (отличается от МиГ-31Б местом расположения штанги дозаправки и некоторыми различиями в строении кабины);

    МиГ-31БСМ – модернизированный истребитель 2014 г. на базе МиГ-31БС без штанги подзаправки в воздухе.

Эксплуатация МиГ-31

Впервые самолеты были приняты на вооружение ПВО в 1980 г. А в 1981 г. началось их серийное изготовление в Горьком. В первой серии было выпущено 2 самолета, во второй – 3, в третьей – 6. Предназначались все для осуществления летных испытаний. Новые истребители-перехватчики на вооружение ПВО поступили в 1983 г. Эти модели размещались на военных базах в Правдинске и Савалейске. МиГ-31 заменили устаревшие Ту-128 и Су-15.

Новые перехватчики в сентябре 1984 г. поступили на военные базы на Дальнем Востоке – о. Сахалин (аэродром «Сокол»).

Серийное производство МиГ-31 прекратилось в 1994 г. За это время было выпущено более 500 боевых единиц.

Самолеты МиГ-31 использовались во время второй чеченской войны над воздушным пространством Чеченской республики.

В настоящее время происходит модернизация истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ, которые находятся на вооружении, первые два сошли с конвейера в 2008 г. В этом же году закончились государственные летные испытания модернизированных самолетов. Согласно словам руководства Вооруженных Сил страны, 60 Миг-31 планируется модернизировать до версии БМ, 40 – до модификаций ДЗ и БС, 150 шт. спишут с вооружения.

В августе 2014 г. после посещения авиастроительного завода в г. Нижний Новгород вице-премьер-министром России Дмитрием Рогозиным поступило предложение возобновить изготовление легендарного истребителя.

Аварии и катастрофы МиГ-31

    20.09.1979, аэродром Ахтубинск − возникновение пожара двигателей по причине утечки топлива. Самолет полностью разрушен. Экипаж в составе пилота и штурмана катапультировался.

    1984 г, аэродром «Сокол» (Сахалин) – две аварии. Первая вызвала гибель экипажа, во время второй – удачное катапультирование на территории аэродрома.

    20.12. 1988 г., аэродром Семипалатинск – пожар в левом двигателе и неудачная посадка в сложных метеоусловиях. Гибель всего экипажа.

    26.09.1990 г., Мончегорск – катастрофа после взлета с гибелью экипажа.

    12.07.1996 г, аэродром Комсомольский – во время посадки самолета с отключенным двигателем произошло столкновение с наземной системой навигации. Пилот при катапультировании погиб.

    15.06.1996 г., аэродром Комсомольский – гибель летчика из-за потери контроля над высотой.

    05.05.2000 г. – крушение МиГ-31 в Архангельской области.

    01.05.2005 г., Тверская область – МиГ-31 сошел с полосы и сгорел в результате пожара. Пилот и штурман уцелели.

    16.02.2007 г., Казахстан – крушение истребителя с летальным исходом для его экипажа.

    10.03.2010 г., аэродром Котлас (Архангельская обл.) – во время приземления на полосу МиГ-31 перевернулся. Ущерб оценен в 86 млн. рублей. Пилот и штурман получили многочисленные травмы.

    19.10.2010 г., Пермский край – попадание самолета в штопорное состояние из-за технических неисправностей. Место крушения – 60 км на северо-восток от аэродрома. Экипаж успешно катапультировался.

    06.09.2011 г., аэродром Б. Савино (Пермский край) – катастрофа спустя несколько минут после взлета. Экипажу спасти жизни не удалось.

    23.05.2013 г., Карагандинская обл. – катастрофа во время учебных полетов, причиной которой считают отказ двигателей. Экипаж смог катапультироваться.

    14.12.2013 г. в 26 км от Владивостока разбился МиГ-31Д3. Обошлось без жертв.

    04.09.2014 г. – в ходе тренировок не сработала система выпуска шасси. Пилот и штурман получили серьезные травмы, но остались живы.


Тактико-технические характеристики дальнего истребителя-перехватчика МиГ-31:

    Размах крыла, м 13,46

    Длина самолета, м 22,69

    Высота самолета, м 6,15

    Площадь крыла, м2 61,60

    Взлетная масса, максимальная: без подвесных топливных баков, кг 41 000

    Взлетная масса, максимальная: с двумя подвесными баками, кг 45 500

    Масса нормальная взлетная, кг 36 800

    Масса пустого самолета, кг 21 820

    Масса топлива во внутренних баках, кг 15 500

    Скорость, максимальная, км/ч 3000 (2,83М)

    Скорость на малой высоте, км/ч 1500

    Крейсерская скорость М=2,35

    Практический потолок, м 20 600

    Дальность полета с подвесными топливными баками, км 3020

    Дальность полета перегоночная с подвесными топливными баками, но без вооружения, км 3300

    Боевой радиус действия с четырьмя управляемыми ракетами типа Р-33 (0,85М), км 1200


Вооружение МиГ-31:

    четыре ракеты Р-33;

    до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500

    до восьми КАБ-500

    Пушечная установка с шестиствольной пушкой ГШ-6-23М (23 мм).

    Возможно использование другого вооружения. Боевая нагрузка составляет 9000 кг.

МиГ-31БМ на сегодняшний день является одним из самых универсальных истребителей-перехватчиков в мире. В международной кодификации получил название Foxhound, что означает «лисья гончая». Можно с уверенностью сказать, что МиГ-31 - лучший по всем характеристикам. Он предназначен для обнаружения и уничтожения противника на предельных высотах при любых условиях.

История появления

Проект «МиГ-31БМ» получил утверждение только в начале 1970-х годов. До этого несколько лет созданием ударного истребителя МиГ-31 занимались лучшие военные инженеры Советского Союза под руководством С 1975 года проект возглавил К. Васильченко. На его плечах лежала не только разработка концепции сверхзвукового летательного аппарата, но и его испытания.

Изначально истребитель-перехватчик МиГ-31БМ мог поражать цели в светлое время суток. Постепенно навигационное оборудование совершенствовалось. Весной 1976 года было решено внедрить в программную комплектацию самолета новые электронные средства слежения. Благодаря этому расширились и боевые возможности истребителя. Так, на борту оказалась РЛС с фазированной антенной.

Самолет строился по схеме «тандем», то есть экипаж должен был вмещать только двух человек. На летчика возлагались функции пилотирования, а на штурмана - обработка оперативных данных. Первые успешные испытания самолета прошли в конце 1978-го, а спустя полтора года постановлением правительства СССР проект был завершен.

Характерные отличия серии

МиГ-31БМ имеет ряд важных отличительных особенностей от оригинала МиГ-31. В первую очередь это касается бортового комплекса радиолокации. Благодаря этому оборудованию экипаж способен обнаруживать в считанные секунды до 24 целей. Кроме того, треть из них может быть атакована единовременно.

Также выделяются у Миг-31БМ технические характеристики, касаемые противорадиолокационной системы защиты. В нее входят такие ракетные установки, как Х-25МПУ, Х-29Т, Х-31П и другие. Помимо этого, в отличительные особенности серии можно включить модернизированную систему лазерного наведения.

Для комфорта экипажа была разработана специальная компоновка кабин. Теперь летчик имеет возможность своевременно получать данные о Ранее командир не мог знать, что делает его штурман. Для слежения за обстановкой кабина летчика оборудована многофункциональным индикатором диагональю в 10 дюймов. Штурман, в свою очередь, получил возможность вывода на экран радиолокационной информации.

Конструкция истребителя

Модель планера 31БМ была разработана на основе МиГ-25. При конструировании особое внимание было уделено корпусу, который способен выдерживать подъемную нагрузку на 25% больше, чем предыдущие версии. Оболочка состоит на 50% из стали, 33% из высокопрочного сплава алюминия и 13% из титана. Ракетная установка наполовину зафиксирована в корпусе.

У самолета МиГ-31БМ технические характеристики двигателей схожи с прототипами от Ту-134. Речь идет о движке Д-30Ф6, который был разработан еще в 1979 году. Это мощные модульные двигатели с соплом и форсажной камерой. При запуске истребителя применяется метод «огневой дорожки». Виброгорение автоматически устраняется объединенным коллектором. Сами двигатели изготовлены из титана, железа и никеля.

Радиолокационные характеристики

МиГ-31БМ - многофункциональный истребитель нового поколения. Его главным преимуществом перед противником является универсальная БРЛС, в состав которой входят сразу две модернизированные системы.

Первая получила название «Заслон». Она была принята на вооружение еще в 1981 году. Система способна обнаружить наземную цель с вероятностью погрешности в 0,5% на расстоянии до 200 км. Дальность видимости в воздухе составляет 35 км. «Заслон» дает возможность одновременно атаковать 8 каналов. Истребитель способен поражать цели в режиме «мертвой петли».

Дополнительная БРЛС «Заслон-М» поступила на вооружение в 2008 году. Она дает возможность обнаружения летающих целей до 320 км и поражения до 290 км. На данный момент таких характеристик нет ни у одного истребителя в мире. Кроме того, в «Заслон-М» встроен теплопеленгатор 8ТП, способный определять живые цели до 56 км даже в сложных климатических условиях.

В комплектацию входит и система цифровой помехозащиты от МиГ-31.

Описание: тактико-технические характеристики

Длина истребителя версии 31БМ составляет 21,6 м при размахе крыльев в 13,5 м. Масса сверхзвукового аппарата равна 21,8 тонны. Максимальный вес с полной загрузкой - до 47 т. Суммарный объем баков составляет 17 тысяч литров топлива.

Общая тяга двигателей на форсаже равна 31 000 кгс. При этом максимальный порог эксплуатационной перегрузки - 5G. Недаром самым «выносливым» истребителем в мире считается именно МиГ-31БМ.

Технические характеристики бортового оборудования позволяют сверхзвуковому перехватчику достигать скоростного барьера в 3000 км/ч. При этом крейсерский разгон равен 2500 км/ч. Без дозаправки истребитель способен совершать перелет на расстояние до 3000 км. Потолок высоты - 20,5 км. Средняя продолжительность перелета без дозаправки составляет 3,3 часа.

Характеристики вооружения

В комплектацию МиГ-31БМ входит 23-миллиметровая многоснарядная пушка серии ГШ-6-23М, а также управляемые ракеты Р-33, Р-40Т, Р-60 и Р-60М. Стоит отметить скорострельность установки ГШ-6-23М. Она составляет до 80 снарядов в минуту.

Ракетные комплексы расположены на 6 подвесках. Плюс дополнительные две точки для ПТБ. Подвески закреплены равномерно на корпусе и крыльях. включают в себя по 4 ракеты большой и средней дальности поражения. В модернизированных моделях имеется система УР Р-77 с 4 снарядами.

Вооружение истребителя дает возможность экипажу поражать цели с высокой точностью как на земле, так и в воздухе. Бомбардировка осуществляется посредством лазерной навигации. Максимальная масса общей боевой нагрузки - 9 тонн.

Востребованные модификации

С момента реализации проекта «МиГ-31» на свет появилось огромное количество различных вариаций самолета. Самым востребованным из них стал МиГ-31БМ. Этот многофункциональный сверхзвуковой перехватчик способен не только атаковать цели на дальних дистанциях, но и осуществлять разведку благодаря интегрированной БРЛС нового поколения. Упрощенным аналогом версии является МиГ-31Б.

Модели литеры «Д» и «И» предназначены для запуска небольших спутниковых аппаратов. МиГ-31ЛЛ является воздушной лабораторией. Истребитель 31М имеет усиленное вооружение и часто используется в качестве бомбардировщика. Модели «ФЭ» и «Э» представляют собой экспортные варианты.

Применение истребителя

Самолеты поколения МиГ-31 были призваны заменить устаревшие версии Ту-128 и Су-15. Осенью 1984 года истребители поступили в расположение ВВС СССР на острове Сахалин. Спустя 10 лет на балансе России находились порядка трех сотен перехватчиков. Именно эти крылатые аппараты контролировали воздух во время второй Чеченской войны.

В 2014 году правительством страны было принято решение модернизировать все имеющиеся в строю МиГ-31. Ожидается, что через 5-6 лет все устаревшие модели серии будут усовершенствованы до МиГ-31БМ.

На сегодняшний день истребители используются в разведке.

Базирование и экспорт

У самолета МиГ-31БМ технические характеристики, буквально, поражают воображение. Именно поэтому эти истребители столь востребованы и в других странах. Тем не менее, большинство аппаратов находится в расположении ВВС России.

На текущий момент модель 31БМ базируется на 6 военных аэродромах. Больше всего их находится в Елизово - около 30 единиц. Следом идут базы Хотилово (24 шт.) и Центральная Угловая (14 шт.).

Страной-лидером по содержанию экспортных МиГ-31 является Казахстан. На аэродроме Караганды в составе 610-й базы находится 33 истребителя.