19.09.2019

Конспект семинара практикума для педагогов. Методическая разработка на тему: Конспект семинара


Данный семинар - практикум предназначен для психологов и методистов ДОУ. Он раскрывает вопросы эффективного общения педагогов с родителями, детьми и колегами. Сам семинар выстроен в виде тренинга, что позволяет за короткое время решить много вопросов. педагоги с удовольствием выполняют задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

Цель семинара :

Задачи:

способностей

умений

Предварительная работа :

Ход мероприятия:

Знакомство-приветствие

Педагог-психолог:

1. Игра «Имя +»

Педагог – психолог:

Педагог – психолог:

Педагог-психолог:

Педагог-психолог: продолжить фразу ) продолжить фразу ) », только … (количество фишек )

Педагог – психолог: Общение -

4. Самостоятельная работа.

Педагог-психолог

5. Упражнение «Цитаты» (работа в команде )

Педагог – психолог:

6. Игра «Цвета»

Педагог – психолог:

Название фруктов, овощей (

Педагог-психолог:

  1. Умение слушать и слышать.

Варианты вопросов:

  1. Ты не хочешь поесть?

(Ответы участников)

Педагог – психолог:

уметь быть наблюдательным и внимательным

9. Самопрезентация

Педагог – психолог:

  1. деление по цвету бейджиков )

10. Подведение итогов.

Педагог-психолог:

Цель:

Педагог – психолог:

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

для педагогов дошкольных групп «Эффективное общение»

(в форме психологического тренинга)

Цель семинара : формирование у педагогов умений, являющихся базовым в реализации коммуникативной компетентности.

Задачи:

1. Обобщить методический и практический материал по проблеме для осуществления развития умений эффективного общения.

2. Предоставить возможность педагогам провести самооценку коммуникативных

способностей

3. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативных

умений

4. Способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством практических упражнений.

5. Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы.

6. Применить различные виды работы группы для достижения задач семинара

Предварительная работа :

Всем участникам предлагается подойти к стенду и «оценить свое умение общаться». Для этого к листочкам с обозначением коммуникативных способностей каждый участник прикрепляет 1-2 флажка. Это будет означать, что данные способности в педагоге хорошо развиты.

Ход мероприятия:

Перед началом занятия каждому участнику раздаются бейджики с вкладышами, на них они пишут свои имена маркерами. Участники рассаживаются в полукруг.

Знакомство-приветствие

Педагог-психолог: добрый день, уважаемые педагоги! Нашу встречу мне хотелось бы начать со знакомства. Перед началом занятия каждый из вас на бейджике написал свое имя. Это значит, что участнику будет удобнее, если его будут называть именно так.

1. Игра «Имя +»

Педагог – психолог: тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, Наталья – настойчивая; Светлана – сострадающая, стеснительная, самостоятельная; Галина – главная, героическая и т.д.

2. Упражнение « Пожелание друг другу»

Педагог – психолог: а сейчас мы продолжим работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно, в одно- два слова. Вы бросаете мяч тому, кому хотите что-то пожелать и одновременно говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

А сейчас я предлагаю разбиться на команды по цвету бейджиков и занять свои места за столами.

(педагоги рассаживаются за столы)

Педагог-психолог: Каждому из вас перед началом семинара – практикума было предложено оценить свои способности в общении. Предлагаю подвести результаты.

(участники отметили специальным знаком только те способности (не больше

2-х), которые у них очень хорошо развиты. Подсчитывается количество флажков, выбирается наиболее развитая «способность» по мнению группы.)

Педагог-психолог: Данные экспресс – диагностики показывают, что наиболее развита « способность … (продолжить фразу ) ». А также наибольшую трудность вызывает « способность … (продолжить фразу ) », только … (количество фишек ) отметили ее высокий уровень развития. Таким образом, можно обозначить актуальность данного семинара- практикума в связи с тем, что какой бы общительный человек не был, всегда есть чему еще поучиться. Не случайно выбрана тема нашего семинара – практикума «Эффективность общения». Что же такое «Общение»?

3. Раскрытие понятия «эффективное общение»

Педагог – психолог: Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Проблемный вопрос: что такое « Эффективное общение?» Что вкладывается в это понятие?

Предлагаю вам самостоятельно выполнить задание.

4. Самостоятельная работа.

На обдумывание дается 1-2 минуты. Участники записывают мысли на листочках.

На доске вывешивается ватман со словами ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ. Участники делятся своим восприятием данного понятия, высказывая свое мнение, листочки наклеиваются на ватман, получается СБОРНОЕ понятие.

Педагог-психолог : действительно, ЭФФЕКТИВНОСТЬ общения зависти от всего, перечисленного вами: психологического комфорта на рабочем месте, интереса к работе и позитивного настроя, творчества в труде.

Готовясь к семинару, я нашла несколько цитат об общении. Предлагаю вам в небольших группах обсудить их и прокомментировать свое восприятие этих слов для всех присутствующих. Делиться на группы предлагаю по цвету ваших бейджиков.

5. Упражнение «Цитаты» (работа в команде )

Для каждой группы предлагается лист с цитатой. За 5 минут необходимо прочитать цитату и подготовить краткий комментарий к ней.

1. «Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение».

2. «Важно не то, что говорят, а важно то, что окружающие слышат в словах говорящего».

3. «Нет никаких гарантий, что ваш собеседник слышит то, что вы хотели бы ему сказать».

4. «Настраивайтесь на человека, а не на сообщение».

5. «Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо.

(После подготовки каждая группа педагогов представляет свои комментарии.)

Педагог – психолог: а сейчас я предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Выходите и вставайте в круг.

6. Игра «Цвета»

Педагог – психолог: сейчас я раздам вам карточки с названиями цветов, которые повторяются несколько раз, т.е. если вам, например, досталась карточка, на которой написано «красный», то вы знайте, что еще у кого-то есть такая же карточка. Я буду перечислять названия овощей и фруктов, и каждый раз должны вставать те цвета, которые соответствуют названным фруктам и овощам. По ходу упражнения внимательно следите за действиями остальных участников группы. Постарайтесь понять, у кого какой цвет.

Название фруктов, овощей (задание повторяется несколько раз, пока педагоги не поймут, где их пара)

А теперь нужно объединиться в группы тем, кому достались одинаковые цвета. Делать это нужно молча, не показывая цвета. Теперь каждая группа называет свой цвет.

Молодцы! А теперь я предлагаю вам снова занять свои места.

7. Методы эффективного общения.

Педагог-психолог: предлагаю далее рассмотреть методы, которые помогают налаживать эффективное общение при взаимодействии.

  1. Умение слушать и слышать.

Для человека очень важно, чтобы его слушали, слышали и понимали, и если мы научимся быть хорошими слушателями, успех в общении нам обеспечен. Во время слушания решаются задачи: воспринимается содержание сообщения и улавливается эмоциональное состояние собеседника.

Эффективность общения зависит от правильной постановки вопроса.

Вопросы: Открытые (призваны помочь ребенку прояснить его проблемы)

Закрытые (лишь подразумевают ответы « да» или « нет»)

(Далее участникам предлагается потренироваться в правильной постановке вопроса, предполагающего мотивацию ребенка к продолжению своего рассказа. Далее зачитывается закрытый вопрос, участники «делают» его открытым.)

Варианты вопросов:

  1. У тебя сегодня был хороший день?
  2. Ты сегодня плохо вел себя в детском саду?
  3. Ты не хочешь поесть?
  1. Умение быть наблюдательны и внимательным ко всем членам группы

Вопрос: Каким образом эта способность помогает нам устанавливать эффективное общение?

(Ответы участников)

8. Упражнение «Деление группы на подгруппы по определенному признаку»

Педагог – психолог: сейчас один из участников выходит за дверь, находится там какое-то время. Мы тем временем разделимся на группы по какому-то выбранному нами признаку. Признак должен визуально фиксироваться и однозначно делить группу на две части. Группы располагаются в разных местах так, чтобы они были отделены пространственно. Вернувшийся участник должен определить, по какому признаку группа разделилась на две части.

(выбирается признак, выстраиваются команды. Игра повторяется вновь с другим участником, но группа делится по другому признаку. Можно делиться, например, по цвету волос; по фигуре; по наличию брюк или юбки; по возрасту.

В ходе развития коллектива возникают и закрепляются определенные групповые нормы, которые в той или иной степени должны разделять все его участники. Если человек не принимает их, то он рискует оказаться отвергнутым группой. Чтобы не оказаться отвергнутым, необходимо уметь быть наблюдательным и внимательным ко всем членам группы, к их взаимоотношениям.)

9. Самопрезентация

Педагог – психолог: умение формировать у других благоприятное впечатление о себе, то есть « подать себя» в выгодном свете очень важно в жизни. В разной степени мы постоянно управляем впечатлениями, которые создаем. Мы всегда играем перед аудиторией: если хотим произвести благоприятное впечатление, или запугать собеседника, или показаться беспомощным. В знакомых ситуациях это происходит без сознательных усилий. В незнакомых – мы точно осознаем, какое впечатление производим. Самопрезентация относится к нашему стремлению представить желаемый образ, как для других людей, так и для себя.

  1. Упражнение « Визитная карточка» (деление по цвету бейджиков )

Группа участников оформляет свою визитную карточку на тему: « Речь педагога». В ней отражено общее мнение о речи педагога, как факторе развития речи детей. (на визитной карточке должна быть нарисована эмблема, характеризующая данную тему, которую можно дополнить высказываниями, словами, за исключением своих имен)

Время на выполнение – 10 минут

Затем группы представляют свои визитки. Для облегчения процесса самопрезенцации участникам предлагается план-схема рассказа.

1. Что изображено на вашей визитной карточке?

  1. Сложно ли было придти к единому решению?
  2. Каким образом определился человек для представления итога групповой работы?

10. Подведение итогов.

Педагог-психолог: процесс общения – очень сложный процесс. Мы каждый день взаимодействуем друг с другом, обмениваемся информацией, общаемся, порой не задумываясь о том, где и как применять определенные приемы, повышающие эффективность этих процессов. Сегодня на семинаре-практикуме вы познакомились с основными методами эффективного общения. Но совершенствовать свои коммуникативные навыки надо постоянно. А значит тема коммуникативной компетентности остается актуальной на всех этапах, поэтому наша встреча по данной теме не последняя.

11. Заключительная игра « Солнышко»

Цель: вызвать у участников положительные эмоции.

Педагог – психолог: сейчас на листах бумага вам нужно будет нарисовать солнышко с лучиками. Лучиков должно быть равно количеству участников за исключением вас самого. В центре солнышка вы пишете свое имя. Сейчас мы будем передавать солнышко по кругу и на лучиках будем записывать пожелания, комплименты своим коллегам, пока ваш листочек с солнышком не вернется к вам обратно.

(участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, исключая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты своим коллегам на лучиках. Лист, пройдя круг, возвращается к своему хозяину.)


Афанасьева М. Е. – педагог-психолог

дошкольного учреждения № 99 «Жемчужинка»

КГУ «Научно-исследовательского специализированного центра-школы

комплекс развивающего обучения «Восток» для одаренных детей»

г. Усть-Каменогорск 2016 г.

Семинар-практикум для педагогов на тему:

«Составляющие процесса игротерапии»

Задачи:

    показать педагогам важность и значимость игротерапии;

    познакомить педагогов с направлениями, методами, приемами игротерапии;

    способствовать приобретению практических знаний об использовании приемов и методов игротерапии.

Вопросы для обсуждения: понятие «игротерапия»; методы и приемы игротерапии;

Подготовительная работа: подбор материала по теме; подготовка презентации “ Составляющие процесса игротерапии ”; подготовка памятки;

Ход мероприятия:

СЛАЙД 1.

Добрый день, уважаемые педагоги и воспитатели! Сегодня мы с вами поговорим о понятии и об основных составляющих процесса игротерапии.

Для того, что бы нам стало легче общаться, давайте поиграем в одну небольшую игру:

Приветствие. Каждый по кругу здоровается с участниками группы, по своему, по разному, например: «Здравствуйте, я очень рада вас всех видеть».

Упражнение - приветствие “Эхо”

Каждый по кругу называет свое имя, сопровождая его жестом или движением всего тела, а группа, как эхо, повторяет это все за ним.

Теоретическая часть

А теперь, мы с вами перейдем к теоретической части.

СЛАЙД 2.

Игротерапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.

В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.

В игре ребенок чувствует себя естественно, адекватно своей человеческой природе, так как естественное состояние человека – это состояние деятеля, инициатора собственного развития.
Ребенок включается в игру целиком: всем своим интеллектуальным, личностным, эмоциональным потенциалом, своим жизненным опытом и творческими ресурсами. Игра способствует созданию близких отношений между участниками, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Игра для ребенка – это одна из форм самотерапии, благодаря которой могут быть отредактированы различные конфликты и неурядицы. Нередко для ребенка, игровая терапия - единственный путь помощи.

СЛАЙД 3 .

Основные задачи игровой терапии:

1. облегчение психологического страдания ребенка;

2. укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;

3. развитие способности эмоциональной саморегуляции;

4. восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»;

5. коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции;

6. коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

Игротерапия: методы и направления

СЛАЙД 4.

Методы игротерапии включают в себя множество инструментов, начиная с обычного рисования . Изотерапия использует символический язык рисунка, который точнее, чем слова передает содержание внутреннего мира личности, снимает психологическое напряжение, ребенок рисует свой дом или свою семью, высказывая таким образом то, что не способен пока выразить словами: это и страхи, и психологические травмы, и текущее эмоциональное состояние. До сих пор рисунок применяется как отличный терапевтический метод контроля эмоционального настроения ребенка.

Кроме рисования известны и широко применяются другие игротерапевтические методики

СЛАЙД 5.

Сегодня еще одной из самых действенных методик является . Тем более что песочница – важное для детей место: именно там начинаются широкие коммуникации с другими детьми: малыши начинают дружить со сверстниками, происходят первые драки из-за ведерок и совочков. Песок привлекает детей своей необычной структурой, новыми ощущениями, которые они могут испытать, прикасаясь к нему. Поэтому так важно дать ребенку возможность проводить время в песочнице, пересыпая песок, что успокаивает и расслабляет, лепя из него всевозможные фигурки, здания, города, что пробуждает фантазию и развивает мелкую моторику рук, отыскивая зарытые сокровища, что повышает заинтересованность ребенка, сочиняя сказки и рисуя их, что позволяет творчески дать выход существующим проблемам.

СЛАЙД 6.

Но и другие методы игротерапии очень полезны для развития ребенка! Игры помогают детям научиться правильно строить диалог, кроме того, с помощью игр можно влиять на психику ребенка, снизить его агрессивность или гиперактивность.

Основной, самой простой, доступной и эффективной среди игровых терапий считается ролевая или, проще говоря, игра в . Дети дают куклам имена, нередко это имена реальных окружающих их людей, чаще всего членов своей семьи. Если ребенок называет кукол «мама» и «папа», то, наблюдая за ходом игры, сделать определенные выводы может не только психолог, но и сам родитель: если «мама» с «папой» спорят, дерутся или же ребенок не хочет с ними дружить – это повод задуматься о возможном конфликте в семье; если же куклы и ребенок дружны, то скорее всего эмоциональная обстановка в семье благоприятная.

СЛАЙД 7.

Таким образом, игра, наравне со , это одна из лучших практик для развития детей, независимо от их физических и умственных способностей. Играя, ребенок учится гибче мыслить, принимать самостоятельные решения, общаться с окружающими. Покупая ребенку игрушки, мы на самом деле покупаем ему его ум, логику, активность и даже физическое развитие, так как тренировка пальцев, рук и всего тела лучше всего проходит именно в игровой форме.

СЛАЙД 8.

Музыкотерапия . Она включает в себя четыре основных направления лечебного действия: эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии; развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и особенностей); регулирующее влияние на психовегетативные процессы; повышение эстетических потребностей.

СЛАЙД 9.

Глинотерапия. Глина восприимчива к чувствам и может эффективно помочь отреагировать гнев, агрессию, страх, тревогу, вину, тем самым снижая вероятность проявления их в реальной жизни. Пластичность глины позволяет вносить изменения в работу и «исправлять» эмоциональное состояние. Показателями реабилитационной эффективности глинотерапии, служат развитие интеллекта, мелкой моторики, овладение навыками профессионального мастерства

СЛАЙД 10.

Трудотерапия. Общеукрепляющая терапия направлена на отвлечение мыслей ребенка от болезни, на улучшение его моторики, развитие умелости, повышение жизнедеятельности организма.

СЛАЙД 11.

Психогимнастика. Это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.

СЛАЙД 12.

Развивающие компьютерные игры. Преимущества компьютера, как инструмента, состоят в том, что с его помощью становится возможным:

1. мотивировать детей к трудным для них видам деятельности;

2. моделировать предметное содержание сложных и скрытных от непосредственного наблюдения объектов познания в любых необходимых знаковых формах, свободно переходя от одной к другой;

3. моделировать продуктивные виды групповой и индивидуальной деятельности детей (конструирование, экспериментирование, прогнозирование, классификация и др.);

СЛАЙД 13.

Гарденотерапия - это особое направление психосоциальной, трудовой, профессиональной игры при помощи приобщения к работе с растениями. Эта деятельность напрямую связана с положительным терапевтическим воздействием энергетики земли, растений. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически балансирует и успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет использовать его при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств, для улучшения психоэмоционального состояния (работа в зимнем саду, на приусадебном участке, изготовление поделок в студии флористики и фитодизайна).

СЛАЙД 14.

Техника "Фототерапия" . Применение фотографии для решения разного рода психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности.

Методики фототерапии: фотоальбом, фотоколлаж, составление плаката. Для развития социальной компетентности рекомендуется: составление карт района или города, дома, сада, магазина. Для укрепления образа Я, осмысления или переоценки смысла жизни, осмысления и актуализации свойств и ролей личности можно использовать, например, полоску бумаги (конус): "жизненный путь", "линия жизни", "воспоминания детства", "грани моего детства".

СЛАЙД 15.

Новое игровое направление (технология) Мозартика представляет собой синтез игротерапии, арттерапии и психоанализа. Мозарт - развитие помогает ребенку узнать и освоить цвет, форму, счет, анализ, синтез, моделирование. Задания так же направлены на произношение трудных звуков, на развитие речи, развития воображения, умение фантазировать, сочинять, и т. д .

«Ролевая гимнастика» (Т. Мазепина)

Цель : эмоциональное оживление, расширение поведенческих ситуаций у ребенка.
а) Расскажи стихотворение (на выбор ребенка) следующим образом:
очень быстро;
шопотом;
со скоростью улитки;
как иностранец;
как робот.
б) Походи, как:
младенец;
лев;
пожилой человек.
в) Улыбнись как:
кот на солнышке;
само солнышко.
г) Посиди, как:
пчела на цветке;
наездник на лошади.
д) Попрыгай, как:
кузнечик;
козлик;
кенгуру.
е) Нахмурься, как:
осенняя туча;
рассерженная мама;
разъяренный лев.

«Мимическая гимнастика» игра (Н. Яковлева)

Цель: расслабление мимических мышц лица ребенка.

Предложите участникам выбрать следующие мимические упражнения: сморщить лоб – расслабиться. Поднять брови – расслабиться. Сморщить лоб – поднять брови – расслабиться. Закрыть глаза – открыть и расширить глаза – поднять брови – раскрыть рот – расслабиться. Сморщить нос, расширить ноздри – расслабиться. Улыбнуться.

«Угадайте, это кто?» игра (Е. Лебеденко)

Цель : оценить психоэмоциональное состояние; прояснить самооценку ребенка; формировать позитивное отношение к себе и окружающим.
Психолог предлагает детям догадаться, о ком он будет говорить. Затем давая описание внешности каждого ребенка, подчеркивает позитивные черты. Например: «У этой девочки светлые волосы, аккуратная прическа, красивые голубые глаза, родинка на щеке, милая улыбка» и т. д.

Упражнение разминки "Мусорная корзина"

Цель: Высвобождение негативных эмоций ребенка.

СЛАЙД 16.

Игра медитация

Сядьте на стул, расслабьте плечи, руки, ноги, живот, закройте глаза

"Представь себе, что мы сидим в комнате и смотрим в окно, а там синее-синее небо. По небу неторопливо плывут облака. Очень красиво. Вдруг мы видим, что одно пушистое облако приближается к нашему окну. Его форма напоминает пони. Мы залюбовались этим зрелищем, а облако подплыло совсем близко к нам. Смотри, оно машет нам лапкой, как будто приглашает присесть! Мы осторожно открываем окно и усаживаемся на теплое облако. Устраивайся поудобнее, ощути, как здесь мягко и уютно. Можно даже полежать. Куда же мы полетим? Наверное, надо подумать о месте, где тебе всегда хорошо. Подумай о таком месте.

Облако стало двигаться. Вот уже наш дом кажется крошечным вдалеке, ниже пролетают стаи птиц. Удивительно хорошо. Вот, кажется, мы начинаем снижаться. Облако опускает нас на землю. Теперь ты можешь идти. Мы там, где ты спокоен и счастлив, где тебе очень хорошо. Посмотри, что там вокруг? Какие в этом месте запахи? Что ты слышишь? Есть ли здесь кроме тебя какие-то люди или животные? Тут ты можешь делать все, что хочешь. Побудь в этом месте еще немного, пока я посчитаю до десяти, а потом снова пойдем к облаку (медленно считайте от одного до десяти). Ну вот, нам пора возвращаться, залезай на облако. Мы снова летим по самому синему небу. Вот уже показался наш дом. Облако аккуратно подплывает к самому окну. Мы с тобой залезаем в нашу комнату прямо через окно. Мы благодарим облако за чудесную прогулку и машем ему рукой. Оно медленно уплывает вдаль. Когда я посчитаю до пяти, оно растворится в небе, а ты раскроешь глаза (считайте до пяти)".

Упражнение “Пожелание по кругу”

Все сидят в кругу, и каждый по кругу высказывает свои пожелания по кругу все участники.

Ольга Крашенинникова
Конспект семинара-практикума для воспитателей «Если ребенок не слушается»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 10 «Солнышко»

Конспект семинара-практикума для воспитателей

«Если ребенок не слушается »

Провела :

Педагог-психолог

Крашенинникова О. Е.

Цель : развитие компетентности педагогов в вопросах поддержания дисциплины.

Задачи :

1. Познакомить воспитателей с основными причинами непослушания детей , способами конструктивного непослушания ;

2. Развить умение реагировать на конкретные ситуации, подбирать наиболее эффективные методы регулирования поведения ребенка ;

3. Формировать умение видеть положительные качества детей.

Ход занятия

У всех нас часто возникает вопрос, «что делать, если ребенок не слушается . Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала определить причины непослушания ребенка .

Давай те попробуем с Вами вспомнить одну из недавних ситуаций непослушания . Поэтапно опишите свои эмоции и действия. А теперь постарайтесь определить главное, какое у Вас преобладавшее чувство, которое вы тогда испытывали (гнев, обиду, отчаяние, раздражение или другое чувство) . Существует гипотеза, по которой можно определить причину непослушания ребенка , для этого нужно определить чувство, которое Вы испытывали при непослушании ребенка .

Если вы испытываете раздражение, то непослушание , скорее всего, вызвано борьбой за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и благополучия, то он находит свой способ его получить - непослушание .

Чтобы разрешить данную проблему нужно уделять ребенку достаточное количество внимания, находить для него интересные занятия, которые бы увлекали его. Родителям необходимо завести правило выделять некоторое время, пусть не очень продолжительное, исключительно для общения с ребенком .

У вас возникает гнев? Тогда, скорее всего, причиной непослушания является борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки. Детям особенно трудно, когда родители общаются с ними в основном в форме замечаний, опасений, указаний. Ребенок начинает восставать . Он отвечает упрямством, действиями наперекор.

Чтобы решить эту проблему, необходимо проанализировать свое поведение и отношение к ребенку и дать ему больше свободы и прав.

Если чувство - обида , то причина непослушания - желание отомстить . Дети часто обижаются на родителей. К примеру : родители более внимательны к младшему; родители разошлись; в доме появился отчим; родители часто ссорятся и т. д. Много единичных поводов : резкое замечание, несправедливое наказание. В глубине души ребенок переживает , а на поверхности - протесты, непослушание , неуспеваемость в школе.

Чтобы устранить данную проблему, необходимо выяснить, за что именно ребенок держит на вас злость, и постараться исправить ситуацию.

Если Вы попадаете во власть чувства безнадежности, а порой и отчаяния - в этом случае причиной непослушания является потеря веры в собственный успех. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребенок теряет уверенность в себе, у него формируется низкая самооценка.

Для решения данной проблемы необходимо помочь ребенку повысить у него самооценку.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Работа над педагогическими ситуациями : прочитайте ситуацию, выявите причину непослушания ребенка , постройте алгоритм действий.

СИТУАЦИЯ № 1

Воспитатель просит ребенка пяти лет убрать со стола краски и альбом, т. к. на этом же столе будет подан ужин. Ребенок продолжает заниматься своим делами. Воспитатель повторяет просьбу , ребенок говорит "сейчас" или "да" и продолжает увлеченно раскрашивать. Почему он игнорирует просьбу воспитателя , не обращает на нее внимание?

СИТУАЦИЯ № 2

Ребёнок за завтраком вылил компот на стол. Воспитатель , сдвинув брови, погрозила ему пальцем и отобрала чашку. За обедом ребенок повторяет эксперимент. Но у воспитателя хорошее настроение , она не наказывает ребенка . За ужином – та же ситуация, но воспитатель выходит из себя , выводит ребенка из-за стола и наказывает его.

СИТУАЦИЯ № 3

Воспитатель гуляет с детьми на участке. Ребенок играет в песочнице , вдруг берет горсть песку и кидает в другого ребенка . «Не делай этого. Нельзя!» - говорит воспитатель . Ребенок смеётся и кидает снова. «Не делай этого, а то задам!» - повышает голос воспитатель . Ребенок повторяет еще раз . Воспитатель выводит ребенка из песочницы и сажает на лавку.

СИТУАЦИЯ № 4

Однажды к воспитателю обратилась за советом мать двоих детей (мальчики – 3,5 и 4,5 года) : «Что мне делать? Если дети совершают один и тот же проступок, я их наказываю – запрещаю смотреть любимые мультики. Но при этом один переносит это спокойно и с пониманием вины, быстро отвлекается, находит другое занятие, а другой начинает плакать, кричать, требовать и не успокаивается иногда несколько часов подряд».

Нарисовать портрет послушного ребенка : какими качествами должен обладать послушный ребенок .

Работа с памятками : каждому участнику тренинга раздается памятка.

Памятка «Варианты конструктивного поведения взрослого в разных ситуациях непослушания »

- Если идет борьба за внимание, нужно оказывать ребенку это положительное внимание. Придумать какие-нибудь совместные занятия - игры, прогулки.

- Если источник конфликтов - борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свою включенность в дела ребенка . Для него очень важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач. Больше всего поможет избавиться от лишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка - лишь раздражающая вас форма мольбы : "Позвольте же мне жить своим умом".

Когда вы испытываете обиду, то нужно спросить себя : что заставило ребенка причинить ее вам ? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее исправить.

Самая трудная ситуация у отчаявшегося воспитателя и родителя и разуверившегося в своих силах ребенка . Нужно перестать требовать "полагающегося" поведения, свести к минимуму свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может , у него есть к чему-то способности. Найдите доступный для него уровень задач и начните движение вперед. Помогайте, вместе ищите выход из тупика. При этом ребенка нельзя критиковать ! Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховывать его, избавлять от крупных провалов.

Памятка : «Каким надо быть взрослым, чтобы не провоцировать своего ребенка на еще большее непослушание ».

Быть терпеливыми. Это самая большая добродетель, какая может быть у воспитателей и родителей ;

Уметь объяснять ребенку , ПОЧЕМУ его поведение неправильно, но при этом избегайте занудства, быть предельно краткими;

Уметь отвлечь, предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется;

Не торопиться с наказаниями;

Уметь выражать благодарность ребенку за те хорошие поступки, которые он совершает. Награждайте его. Награды более эффективны, чем наказания. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, вместо того чтобы считать его обычным, то одно и это пробудит в нем желание поступать так и дальше, чтобы еще раз услышать похвалу.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не слушается?» Воспитателю очень тяжело выполнять свою работу, если ребенок не слушается, не желает одеваться, убирать за собой игрушки, и много других.

Физкультурное занятие в рамках семинара-практикума для родителей с детьми Конспект открытого физкультурного занятия инструктора по ФК Гордеевой Ольги Юрьевны "Семинар-практикум для родителей с детьми младшей.

Конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ в рамках программы «Профилактика эмоционального выгорания» Тема: «Тело, эмоции, разум: принципы взаимодействия» Оборудование: музыкальный центр + муз. диск с веселой музыкой, обручи по количеству.

Конспект семинара-практикума для педагогов «Театрально-игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.