24.09.2019

Как сделать пинхол-камеру своими руками: подробная инструкция


Зачем тратить $3,000 на новейшую и наилучшую камеру, когда вы можете собрать свою дома, в то же время поучаствовав в многовековой традиции создания изображений? Хорошо, это возможно, и для начала вам следует задать себе один вопрос. Что такое камера? На самом базовом уровне, камера - это светонепроницаемый ящик со средствами контролируемой передачи света из внешнего мира на светочувствительный носитель в целях получения изображения. Данное определение звучит немного сложно, но когда вы разбиваете его на части, все достаточно просто.

В данной статье вы узнаете, что такое пинхол-фотография, историю ее появления, разницу между съемкой с объективом и пинхол-фотографией, а также я покажу вам, как собрать свою собственную пинхол-камеру!

Что такое пинхол-фотография?

Объяснить, что такое пинхол-фотография, довольно просто. Она представляет собой то же самое, что и любой другой вид фотографии, но для проецирования изображения на пленку или другой светочувствительный материал вместо объектива в ней используется очень маленькое отверстие. К этому немногое можно добавить. Пинхол-фотография не ограничена каким-то определенным набором объектов для съемки, хотя некоторые вещи снимать проще, чем иные. Пинхол-камеры могут выглядеть, как любая камера. Крупноформатные камеры с мехами могут быть оснащены отверстием вместо объектива, то же самое касается и SLR камер. Но поскольку в них не используется объектив, пинхол-камеры также могут быть собраны из коробки из-под овсянки, бумаги, кусочков дерева и иных предметов домашнего обихода.

История

Люди, знакомые с фотографией, могли слышать о «камере-обскуре». С ее помощью были созданы первые пинхол-изображения. Но на самом деле это была не камера в современном понимании данного слова. Несколько столетий назад люди обнаружили, что свет распространяется по прямым линиям. Это было обнаружено также потому, что если сделать маленькое отверстие в стене темной комнаты, изображение снаружи будет спроецировано на стене напротив отверстия. Художники начали использовать эту технологию, чтобы проецировать изображения пейзажей и людей на их холсты, что позволяло им быстро и легко воссоздавать изображение. Это работало как копировальная машина и совершило революцию в сфере портретной живописи.

Немного позже люди изобрели светочувствительные пластины, на которых фиксировалось проецируемое на них изображение. Данная техника нашла свое применение и здесь. Но пинхол-фотография всегда играла второстепенную роль, поскольку люди изобрели объективы до того, как разработали пленочную технологию. Рисунок ниже - это, возможно, первая опубликованная иллюстрация камеры-обскуры, которую Гемма Фрициус использовал для наблюдения за солнечным затмением в 1544 году.


Отличия

Теперь, прежде чем вы решите, что столкнулись с самой выгодной сделкой века, подумайте о том, что между съемкой с объективом и без него есть огромная разница. Самое главное отличие между двумя этими полюсами - экспозиция. Но существуют также и преимущества, касающиеся глубины резкости и искажений.

Определение экспозиции

Первая вещь, которую стоит рассмотреть, это экспозиция. Представьте себе объектив фотоаппарата, диафрагма которого закрыта до предела. Это частично напоминает пинхол. При прочих равных условиях, если вы снимаете на максимально узком отверстии диафрагмы, выдержка должна быть больше. В случае с пинхол-камерой данный эффект только усиливается.

Для большинства пинхол-камер экспозиция при ярком солнце может занять 5 секунд или больше. При более темных условиях - от 15 минут и дольше. Если вы покупаете пинхол, производитель должен предоставить вам точное значение апертуры вашей камеры. Но если вы делаете аппарат сами, это определить не так просто. Существуют математические формулы для определения диафрагмы, но вы можете также отснять тестовую пленку, что я нахожу немного более простым способом и более интересным.

Хороший способ для начала тестирования - взять экспонометр или камеру с экспонометром и определить, какая выдержка будет у вас на значении диафрагмы f/5.6, а затем умножить это значение на 1000. Так, если экспонометр показывает вам выдержку в 1/125 секунды, то значение для пинхола составит 8 секунд. Если вы математически определяете вашу апертуру при помощи расстояния от отверстия до пленки и физического размера отверстия, вам нужно учитывать фактор «взаимозаместимости». Этот термин в фотографии относится к идее, что экспонирование дольше одной секунды работает не точно по правилам. Если все математические расчеты показывают экспозицию, скажем, в 10 секунд, то по факту она должна быть дольше.

Опять же, очень сложно точно определить данный показатель математически. Но если вы работаете методом проб и ошибок, идите этим путем. Выберите сцену с постоянным уровнем освещенности. Определите выдержку при помощи экспонометра или другой камеры для значения f/4, а затем умножьте результат на 1000. Затем повторите то же самое на других диафрагмах, f/5.6, f/8, f/11 и т.д. Когда вы проявите пленку, вы поймете, какая экспозиция наиболее удачна, и всегда сможете легко воспроизвести ее. Стоит также отметить, что большинство пинхол-фотографов работают с пленкой низкой чувствительности, как например ISO 200, ISO 100 или даже меньше. Чем дольше экспонирование, тем менее чувствителен к ошибкам будет процесс. Экспонирование фотографии ниже заняло примерно 20 минут в темном театре:


Движение

На таких длинных выдержках любое движение приведет к существенному размытию. Это значит, что пинхол-камеры действительно не могут использоваться для типичной быстрой съемки. Большую часть времени вам нужно стабилизировать камеру штативом или чем-то, его заменяющим. Вы можете делать снимки людей, но они должны быть абсолютно неподвижны. Уличные кадры могут быть интересными, поскольку все, что движется, по факту исчезает. Вы также должны быть осторожны с пейзажами, поскольку ветер вызывает движение.

Тем не менее, движение - это не всегда плохо. Размытие от движения может создавать действительно интересные эффекты. Кадр ниже выглядит как двойная экспозиция, но получился он таким потому, что камера была передвинута в середине процесса экспонирования. Движение от перемещения камеры не было зафиксировано, поскольку это произошло очень быстро относительно времени экспонирования.


Глубина резкости

В случае с камерой с объективом, чем меньше диафрагма, тем больше глубина резкости. Чем больше глубина резкости, тем больше диапазон расстояний, в которых предметы попадают в фокус. Маленькая глубина резкости означает, что если вы сфокусировались на 9 метрах от вас, в фокусе могут быть объекты от 8,5 м до 10 м. Если глубина резкости большая, в зону фокуса могут попасть объекты от 6 м до 12 м.

В случае с пинхол-камерой, всё будет в фокусе, или точнее, все будет в одинаковой мере сфокусировано. Если отверстие в пинхол-камере недостаточно маленькое или неправильной формы, все будет выглядеть одинаково размытым. Это избавляет вас от необходимости настраивать фокус в зависимости от расстояния до объекта съемки. Это также значит, что если вы фотографируете сцену с объектами, которые расположены очень близко к камере и теми, которые далеко от нее, все они будут в фокусе.


Искажение

Когда вы посмотрите на фотографию, сделанную при помощи широкоугольного объектива, вы заметите, что линии стен или лестниц, или чего угодно прямого, выглядят изогнутыми. Это связано с формой и круговым характером объективов. Этот феномен называется бочкообразная дисторсия. Объектив «рыбий глаз» демонстрирует крайнюю степень бочкообразной дисторсии, но этот эффект не появляется при работе с пинхол-камерой. Все прямые линии остаются прямыми. Это делает архитектуру прекрасным объектом для пинхол-фотографов. Фотографы, снимающие архитектуру, используют очень дорогое программное обеспечение для устранения данной проблемы, но с вашей пинхол-камерой вы будете готовы конкурировать с ними.


Создание собственной камеры

В интернете есть десятки уроков о том, как сделать пинхол-камеру из обувной коробки (или чего-то подобного). Все они могут создавать изображения, но большинство из них имеет серьёзные недостатки. Многие из них используют фотобумагу вместо пленки. С фотобумагой гораздо сложнее работать, чем с пленкой, и её гораздо сложнее раздобыть. Многие из конструкций в интернете снимают только один кадр, а затем вы должны разделить их и проявить бумагу или пленку, и, на мой взгляд, большинство из них имеют серьезные проблемы с долговечностью.

Я хотел создать дешевую, но более продвинутую камеру, которая имела бы надежный затвор, работала с 35мм пленкой, могла бы заряжаться и разряжаться при ярком освещении, и могла бы использоваться долгое время, не разваливаясь. И вот она!


Необходимые материалы:

  • Большой кусок пенокартона (пенокартон иностранного производителя может маркироваться как «foamboard» - прим. пер .) толщиной 5мм
  • Плоский кусок тонкого металла 2 см х 2 см из консервной банки
  • Три катушки от 35 мм (попросите вашего местного проявщика дать вам использованные пленки, из которых вы можете вытащить катушки)
  • Пластиковая дешевая шариковая ручка цилиндрической формы (трубка будет отрезана и использована в камере)
  • Черная акриловая краска
  • Хороший клей для творчества (Craft Glue)
  • Острый нож для резки пенокартона
  • Линейка
  • Иголка
  • Мелкозернистая наждачная бумага
  • Лампа или электронный фонарик
  • Металлическая прямая линейка для помощи в резке


Подписи на картинке:

  • Outer shell - Внешняя оболочка
  • Take-up Spool/Film Advance - Приемная катушка/Перемотка пленки
  • Rewind Knob Slot - Слот для головки обратной перемотки
  • Rewind Knob - Головка обратной перемотки
  • Shutter - Затвор
  • Pinhole Side - Сторона с отверстием

Сборка внешней оболочки

Камера после завершения может быть разделена на две основные части. Я буду назвать их сторона с отверстием и внешняя оболочка. Ниже два изображения. Первое - это не масштабированная схема для всех частей внешней оболочки. Второе показывает готовую внешнюю оболочку с подписанными деталями. Все кусочки соединены при помощи клея.

Подписи на картинке:

  • Back - cut one - Задник - вырежьте один
  • Top - cut one - Верхушка - вырежьте одну
  • Bottom - cut one - Дно - вырежьте одно
  • Short sides - cut two - Короткие боковые части - вырежьте две


Сборка головки обратной перемотки

Эта головка может быть полностью отделена от камеры, когда внешняя оболочка и сторона с отверстием отделены друг от друга. Но слот для головки обратной перемотки, как показано на схеме сборки внешней оболочки, закрепляет ее на месте, когда внешняя оболочка и сторона с отверстием соединены.


Подписи на картинке:

  • Film Spool - Катушка от пленки
  • Cut here - Отрезать здесь
  • Ball Point Pen Barrel - Трубка из шариковой ручки
  • Notches - Выемки
  • * 21 мм должно быть видно, но сам обрезок от ручки должен быть длиннее, чтобы его можно было приклеить изнутри катушки.

Сборка стороны с отверстием

Это наиболее сложная часть камеры. Первоначальная конструкция напоминает внешнюю оболочку, но с приемной катушкой, самим отверстием и затвором. Изображения ниже показывают не масштабированную схему для всех частей, необходимых для первоначальной конструкции, и собранные и подписанные части.

Подписи на картинке:

  • Front - Cut one - Передняя часть - вырежьте одну
  • Hole in the center - Отверстие по центру
  • Top - Cut one - Верхняя часть - вырежьте одну
  • Toward the front - К передней части
  • Bottom - Cut one - Нижняя часть - вырежьте одну
  • Sides - Cut two - Стороны - вырежьте две
  • Spacers - Cut two - Распорки - вырежьте две
  • Take - up Spool Spacer - Cut one - Прокладка для приемной катушки - вырежьте одну
  • Film Canister Blocks - Cut two - Блокаторы для кассеты с пленкой - вырежьте две


*Detail of the inside of the bottom - Детали внутренней стороны нижней части

Установка приемной катушки

Это самая хитрая часть всей конструкции. Вы должны склеить две части вместе через дырку на стороне с отверстием. Используйте клей экономно, потому что вам нужно, чтобы катушка могла свободно вращаться в данном отверстии. Вам не нужно, чтобы приемная катушка случайно приклеилась к самой камере.


Подписи на картинке:

  • Cut here - Отрезать здесь
  • The ends need to be sanded down so this gap is 11mm wide - Концы необходимо отшлифовать так, чтобы этот пробел составил 11 мм
  • This is a small piece of foam core board with glue on both ends. This gap should be squeezed shut and is open in the photo only for display purposes. - Это маленький кусок пенокартона с клеем на обоих концах.Этот зазор должен быть сжат, и открыт на этой фотографии лишь для демонстрационных целей.

Изготовление и установка пинхола

В кусочке металла 2 см х 2 см вам нужно сделать маленькую дырочку при помощи иголки. Это отверстие должно быть настолько маленьким, насколько это возможно. Если вы используете стандартную швейную иглу, это значит, что вам нужно пропустить через металл только самый ее кончик. Используйте маленький молоток и подложите что-нибудь под металл, чтобы защитить рабочую поверхность. Когда вы сделаете отверстие, обработайте его края с обеих сторон при помощи наждачной бумаги. Это не только выровняет отверстие, но и сделает металл тоньше, что также хорошо. После этого приклейте металл изнутри стороны с отверстием между двумя распорками так, чтобы он полностью закрывал квадратную дыру.

Изготовление и установка затвора

На первом изображении ниже показаны не масштабированные детали, необходимые для затвора. Две маленьких, изогнутых прокладки и кольцо будут приклеены на камеру. Сам затвор ни к чему не приклеивается. Затвор и две прокладки могут быть вырезаны из круглого куска такого же размера, как и кольцо, но не забудьте оставить с краю пространство для ручки. После приклеивания прокладок и кольца, дайте клею высохнуть, прежде чем вставлять затвор. Если затвор задвигается слишком плотно, не бойтесь немного его подрезать, или сильно сжать, чтобы сделать его тоньше. Второе изображение иллюстрирует установленный на камеру затвор с подписанными деталями.


Подписи на картинке:

  • Inner Diameter - Внутренний диаметр
  • Outer Diameter - Внешний диаметр
  • Ring - Кольцо
  • Spacers - Прокладки
  • Shutter - Затвор
  • Ring - sized Circle - Круг размером с кольцо
  • Cut here - Отрезать здесь
  • Leave tab - Отставьте зазор под ручку


Подписи на картинке:

  • Spacers go under the ring here - Прокладки расположены здесь под кольцом
  • Ring - кольцо
  • Shutter (Not glued to anything ) - Затвор (не приклеивается ни к чему)

Завершение камеры

Возьмите фонарик и камеру в темную комнату. Используйте свет, чтобы проверить все склеенные части. Есть шанс, что свет будет проходить, по крайней мере, через некоторые из них. Не беспокойтесь. Используйте черную краску, чтобы заполнить трещины и закрыть места утечки света. Для этого может потребоваться несколько слоев. Для особенно больших трещин используйте клей, чтобы заполнить их перед покраской.

Как вы можете видеть, я также декорировал мою камеру. Я очень лоялен к одному бренду, поэтому я добавил небольшую характерную черту данной компании на мой пинхол. Попробуйте идентифицировать бренд в комментариях!


Заправка пленки

Чтобы заправить пленку в камеру, положите камеру вниз стороной с кольцом так, чтобы верхняя часть была направлена от вас. Поместите катушку пленки 35мм в левую часть так, чтобы плоская сторона кассеты была сверху. Протяните пленку к приемной катушке и используйте ленту, чтобы закрепить ее. Проверните приемную катушку пару раз, чтобы убедиться, что она работает. Вставьте головку обратной перемотки, убедившись, что выемки сцепляются с катушкой пленки. Вы должны иметь возможность промотать некоторую часть пленки обратно в кассету посредством вращения этой головки, и когда вы вытягиваете пленку на приемную катушку, головка обратной перемотки должна вращаться.

Поместите сторону с отверстием во внешнюю оболочку камеры, и вы будете готовы к съемке. Когда вы закончите снимать, вы должны иметь возможность заправить пленку обратно в кассету, используя рычаг обратной перемотки. Если во время протяжки или обратной перемотки пленки возникает сильное трение, попробуйте вращать обе головки в одном направлении.


Съемка на вашу камеру

Вы можете закрепить эту камеру на штативе при помощи веревки или резинки. Вы также можете просто поместить ее на любую твердую поверхность. При коротких выдержках дрожания камеры во время вытаскивания затвора действительно достаточно, чтобы повлиять на качество вашего изображения. В подобных ситуациях возьмите камеру сверху, закрывая отверстие пальцами. Вытащите затвор. Поставьте камеру в необходимое место так, чтобы когда вы ее отпустите, она не тряслась. Затем быстро уберите руку от отверстия. Чтобы завершить экспонирование, проделайте все эти действия в обратном порядке.

Действуя таким образом, вы, по сути, используете руку как затвор. Корректное перекручивание кадра между каждым экспонированием может быть сложным, но я обнаружил, что если вы поворачиваете приемную катушку на один с половиной оборот, все должно быть в порядке. Межкадровое расстояние не будет точным и будет становиться больше по мере продвижения пленки, но вы избежите наложения кадров.

Я поставил точку на ручке для перемотки, так стало легче контролировать, как сильно я ее поворачиваю. Если вы собираетесь перекрутить пленку, и ручка поворачивается очень легко, возможно, пленка провисла и вам надо ее подтянуть перед перемоткой, просто держите это в уме во время работы с этой камерой. Фотография ниже демонстрирует технику с перекрыванием отверстия рукой.

Ну а теперь вперед, веселитесь и пробуйте!

Что такое пинхол фотография и что такое Всемирный день пинхол фотографии

Камера Киев 60 с пинхолом. 28.04.2013г. Музей Дом И.А. Гончарова

(Worldwide Pinhole Photography Day)? Про пинхол – чуть ниже, а сейчас немного о самих приверженцах этого способа фотосъемки и мотивах необычного явления. Некоторым может показаться, что просто наиболее экстравагантная часть фотографов решила как-то выделиться, отказавшись от современных технологий фотографирования, но это не так. У меня есть некоторые соображения по этому поводу.

В человеке глубоко заложено чувство стремления к природе. Мы время от времени с невероятной силой и изобретательностью стремимся вырваться из нашей повседневности, из наших каменных джунглей города к реке, озеру, в горы. Вернуться к первозданной природе, ощутить ее дыхание. Подставить свое лицо суровому морскому ветру, а не легкому дуновению кондиционера. Это общение освежает мысли, очищает душу.

Нечто подобное происходит с фотографами, когда они, отказавшись от современных «умных» камер, пытаются получить фотографию простейшими природными средствами.

Одно из таких средств представляет собой пинхол фотография. Собственно слово «pinhole» получилось из двух английских слов: pin – булавка, hole – отверстие. Камера для фотосъемки представляет собой светонепроницаемый контейнер (коробку, банку, спичечный коробок) с маленьким отверстием на одной из стенок и светочувствительным материалом внутри.

Для таких «фотокамер» характерна огромная глубина резкости, необычное изображение перспективы, длительная экспозиция. Вы становитесь избирательнее в выборе объекта съемки. Это заставляет Вас подходить к процессу фотографирования творчески, а также позволяет понять, что чувствовал фотограф на заре рождения фотографии.

Уже достаточно много лет существует Всемирный день пинхол фотографии. Это последнее воскресенье апреля. В 2013 году он прошел 28 числа. В фотоцентре «Белый формат» специально для этого дня были изготовлены пинхол камеры и пинхолы на обычные пленочные камеры. С этим необычным оборудованием фотографы вышли на улицы города и провели съемку. Пленки были обработаны в фотолаборатории фотоцентра «Белый формат». Там же выполнено сканирование для отправки на сайт, посвященный этому событию, а также отпечатаны фотографии.

Вот что получилось снять безлинзовыми фотоаппаратами:

Фото: 1 и 2 – Г. Иванов (Киев 60 с пинхолом), 3 – А. Лунев (самодельная камера с пинхолом), 4-7 – А.Дурнов (кадры 4 и 6 сделаны с помощью пинхол-камеры, сделанной из банки от растворимого кофе), 8 – Юлия, 9 и 10 – В.Павлинов, 11 и 12 – А. Слетков.

Еще пару слов о пинхол-камере, сделанной из банки. Мы привыкли, что объектив в фотоаппатах располагается перед пленкой так, чтобы свет падал на пленку под прямым углом. В камере, которой сняты кадры 4 и 6, пленка была расположена кольцом по окружности банки, а отверстие для экспонирования было сделано в дне банки. Так что световая ось этого “объектива” была параллельна пленке, что и дало такой неожиданный результат! Мне лично кадр 6, где снята колоннада внутри Ленинского Мемориала, очень понравился. А Вам? Напишите в комментариях.

Специально для Радоживы и для всех читателей статья о том, как фотографировать на консервную банку . Да, именно на консервную банку можно фотографировать, и это еще раз доказывает, что , а не какими средствами.

И так начнем. Нам понадобится, конечно же, консервная банка, содержимое можно скушать самому, либо угостить кошку, собачку и еще несколько простых вещей. В чем суть? Суть в том, что можно попытаться сделать пинхол (pin – острие, hole – дырка).

Вид пинхола на камере. Объектив «консервная банка»

Как делать:

  1. Нужно взять твердый материал, желательно что-то железное и чем толще будет металл, тем лучше.
  2. Сделать там маленькое отверстие. В идеале, отверстие должно быть сделано в прочном черненном материале лазером с диаметром меньше 0,15мм. Чем меньше диаметр отверстия — тем, в большинстве случаев, будет резче изображение.
  3. Нацепить полученный кусочек материала с отверстием вместо объектива на камеру.

Как сделал я :

Отрезал донышко консервной банки, прочертил две линии. Пересечение линий дало точный центр. В центре маленьким шурупом пробил маленькое отверстие. Иголкой выровнял края отверстия. Зачернил отверстие маркером . Посадил крышку на хвостовик КП-А\Н с помощью клея, чтобы он сел на камеру. Чуть изогнул края банки. Нацепил на камеру. Во время съемок была везде 30 секуд. Вспышка работала в режиме стробоскопа 30 импульсов по 1\16 мощности .

Недостатки установки :

  1. В силу малого диафрагмового числа на матрице будет видны почти все пылинки и любая грязь.
  2. Установка требует как физических так и интеллектуальных усилий, чтобы ее собрать, а потом пользоваться.
  3. Низкий контраст и детализация картинки.
  4. Невозможность фокусироваться. Причем, это означает, что до спуска затвора не видно в видоискатель компоновки кадра.
  5. Длительность процесса. Без вспышки такая установка требует нескольких минут .
  6. Для съемки нужна сама камера (body). Можно сделать и пленочный вариант без камеры, но это чуть сложней.

Вот, что получилось в миниатюрах:

Достоинства установки :

  1. Дешевизна . Объектив класса pinhole я сделал дешевле, чем за 1.у.е, консервы нынче дешевые.
  2. Никакого искажения перспективы . Так как в установке нет линз, нет и искажений.
  3. Огромная ГРИП (глубина резкоизображаемого пространства). Чем больше значения диафрагменного числа, тем большая глубина резкости. В данном случае можно добиться огромной ГРИП, так как в пересчете на значения получим где-то F40-F90.
  4. Патриоты любой страны могут пользоваться объективом произведенным именно на их родине. Вряд ли сейчас можно найти объективы, которые делают в Украине, но вот консервные банки очень популярны. Потому, можно гордо дописать Made in Ukraine или в любой другой стране и иметь уникальный объектив. Но, а если шутки отбросить в сторону, то доступность такой установки .

Особенности, на которые стоит обратить внимание :

Пинхол можно посадить на кольца для макросъемки, тем самым сделав угол обзора уже и добиться более длинного фокусного расстояния, либо наоборот, утопить в байонет поближе к зеркалу, сделал угол шире. Самый простой способ сделать пинхол – это просверлить крышку байонета для камеры. Я посадил кусок металла от консервной банки на хвостовик КП-А\Н, который валялся у меня без дела. Чем меньше дырочка — тем будет резче изображение, правда, тоже, до определенного предела. На глаз у меня получилась дырка диаметром в 0.5мм, но и это слишком много. В конце работы, я чуть расширил отверстие и получил вообще смазанные кадры.

Так что после прочтения данной статьи, можете быть твердо уверенными, что снимать можно даже на консервную банку, правда добиться хорошего результата будет сложновато.

Вывод :

Пинхол (камера-обскура) – интересный и очень дешевый вариант самого простого объектива с которым можно проводить фото эксперименты. Его не обязательно делать из консервной банки . Такого рода эксперименты дают понимание о работе камеры в целом и служат хорошим уроком начинающим фотографом. Да и сказать кому-то, что можно снять на консервную банку… не поверят ведь.

Буду признателен за +1, твит или лайк. Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

Видеокамеры с пинхольным объективом довольно популярны, т.к. они миниатюрны и хорошо подходят для скрытого видеонаблюдения. В последнее время в продаже даже стали появляться мегапиксельные .

Давайте рассмотрим что же такое пинхольный объектив или объектив пинхол? Этот термин произошел от английского слова Pinhole - крошечное отверстие, или буквально pin - булавка, hole - отверстие, дыра. Понятие пинхола пришло в область видеонаблюдения из фотографии. Классическое определение пинхола звучит так: «фотографическая камера с очень маленьким отверстием вместо обычного объектива»

Возможность фокусировки без линз была открыта еще в давние времена, и восходит корнями еще к научным изысканиям Аристотеля. В XIII веке Роджер Бэкон построил первую пинхольную камеру. Его камера представляла собой комнату с отверстием в стене. Леонардо Да Винчи описывал это удивительное явление так: «Когда изображения освещенных объектов проходят через маленькое круглое отверстие в очень темную комнату…, Вы будете видеть на бумаге все те объекты в их естественных формах и цветах…». Он же писал о возможности использовать пинхола для зарисовок.

И по сей день фотографами всего мира используется удивительное свойство пинхола. На обычный фотоаппарат надевается вместо объектива некая заглушка с крошечным отверстием, проделанным кончиком иголки.

Фотографии, сделанные таким «пинхольным объективом» отличаются повышенной глубиной резкости, отсутствием геометрических искажений и видимостью в широчайшем диапазоне длин волн излучения (от теплового излучения до мягкого рентгена). Знаю даже фотографа, который до сих пор проводит фотосессии в Самаре с помощью такого объектива.

Пример фотографий сделанных пинхольным объективом:

Подобные видеокамеры используются в основном там, где нужно организовать .

В настоящее время в продаже стали появляться . В некоторые из них встроен микрофон и даже модуль WIFI, что позволяет организовать беспроводное аудио - видеонаблюдение.

Пинхольного объектива видеокамер как правило 3,7 мм, что на матрице 1/3 соответствует углу обзора по горизонтали в 62 градуса.

Пинхольные объективы на видеокамерах бывают 3-х видов - полный конус (обозначается буквенноцифровым символом P4 на конце артикула камеры), усеченный конус - P1 и плоский пинхол P3.

С недавнего времени (2000 год) видеокамеры с пинхольным объективом к открытой продаже запрещены, так как относятся с средствам СТС (Специальных Технических Средств) и могут использоваться только спецслужбами. Вопрос этот довольно спорный и вызывает массу дискуссий на эту тему. Например, во всех вызывных панелях видеодомофонов используются видеокамеры с пинхольным объективами, а также в фото- и видеокамерах мобильных телефонов тоже установлены объективы с «игольное ушко»

Также открытым остается вопрос законности использования видеоглазка, закамуфлированного под обычный дверной глазок, и хотя подобные видеокамеры не имеют пинхольного объектива, однако же, могут расцениваться как элемент скрытого видеонаблюдения. Однако, следует отметить, что подобные устройства видеонаблюдения неоднократно помогали правоохранительным органам в поиске преступников, а их владельцам в выявлении различных злоумышленников. Очень показательным является следующий видеоролик, на котором записана попытка взлома соседской квартиры.

Конечно, это очень скользкая тема и мы ни в коем случае не беремся брать на себя ответственность давать оценку подобным постановлениям правительства. С законом лучше дружить, а для этого закон нужно знать.

Самый главный документ в нашем случае это Уголовный кодекс от 13.06.1996 г. РФ №63-ФЗ. Разберемся о чем он говорит:

  1. Статья 137 . Говорит о том, что в России наказуем сбор и распространение сведений о частной жизни человека без его согласия, которые являются его личной тайной или тайной его семьи.
  2. Статья 138. Говорит о том, что в России наказуемо нарушение тайны телефонных переговоров, переписки, почтовых, телеграфных или иных сообщений.
  3. Статья 138.1. Говорит о том, что в России нельзя незаконно покупать, изготавливать и продавать специальные технические средства, которые предназначены для получения негласной информации (то есть без предупреждения тех людей, которых вы записываете с помощью средств скрытого видеонаблюдения) и за нарушение этой статьи грозит максимальное наказание лишение свободы до четырех лет (или штраф до трехсот рублей).

В Постановление Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 214 дается разъяснение, как ввозить, вывозить специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, и дается их список. Тут-то мы и находим в одном из десяти разделов, что под спец. средствами негласного получения информации подразумеваю оборудование, имеющее хотя бы один из перечисленных признаков:

  • записывающие видеоустройства, которые закамуфлированы под бытовые предметы;
  • фото и видеокамеры, которые имеют вынесенный зрачок входа (PINHOLE);
  • видеокамеры, которые могут работать при освещенности объекта 0,01 лк и менее, или которые могут работать при освещенности на матрице 0,0001 лк и менее.

Формулировка «вынесенный зрачок входа» довольно неоднозначна, однако контролирующими органами все видеокамеры с объективом пинхол воспринимаются как запрещенные к открытой продаже СТС. Поэтому при покупке, продаже, установке и использовании подобных видеокамер нужно быть весьма осторожным, дабы не попасть под осуждение этим законом.

Меня давно интересуют различные фотографические процессы и пинхол в частности,
поэтому решила сделать с друзьями мастер-класс по этой теме. В процессе которого мы сделали из банок камеры и пофотографировали ими.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Что такое фотография? фото - от др.-греч. фото/фотос - свет, граф - пишу.
Так и есть, все что мы видим - это свет, отраженный от предметов. В фотографии свет(изображение), проходя через объектив попадает на светоулавливающий элемент(раньше пленка, а сейчас матрица).

Но как свет попадает в объектив? Это кажется совершенного логичным, поскольку наш глаз видит по тому же принципу.

Все замечали, что зрачки становятся больше в темноте и уменьшаются при ярком свете, подобно диафрагме? =D

Леонардо да Винчи в 16-ом столетии дал описание эффекта: "Когда изображения освещенных объектов проходят через маленькое круглое отверстие в очень темную комнату..., Вы будете видеть на бумаге все те объекты в их естественных формах и цветах"

Благодаря этому свойству света была изобретена революционная вещь, послужившая основой для создания фотоаппарата - камера обскура.

Способность крошечного отверстия формировать изображение бала известна тысячи лет назад кочевым племенам Северной Африки, которые жили в палатках из кож животных. Крошечное отверстие в палатке проецировало изображение снаружи.

Камера обскура (лат. camera obscūra «тёмная комната») - простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов.

Наблюдать этот эффект, как делали древние философы и ученые, мы можем и в своей комнате . Для этого нужно затемнить комнату(заклеить окна светонепроницаемым полиэтиленом) и сделать небольшое кругое отверстие. И наслаждаться проекцией перевернутого вида из окна на своей стене. Очень красивую серию фотографий на эту тему сделал Абелардо Морелл:


Видео иллюстрирующие процсесс и сам эффект

Художники использовали камеру для правильной передачи перспективы, сначала как рисовальные "комнаты",
позднее появилась портативные (и не очень) рисовальные камеры обскуры из дерева, с простейшим объективом для улучшения резкости, зеркальцем переворачивающим изображение,и стеклом, на которое клалась бумага. Такой большой видоискатель =)



Рисовальные камеры пользовались огромной популярность и их разновидностей существовало бесчисленное множество.
Вот, панорама нарисованная по частям, с использованием камеры.

В прошлом обскура использовалась для изучения затмений. Иллюстрация камеры обскуры астронома Гемма Фрайзуса De Радио. Он использовал крошечное отверстие в затемненной комнате, чтобы изучить солнечное затмение 1544 года.

Этот же эффект можно наблюдать во время затмения в тенях от листвы деревьев и других предметов с отверстиями =D

Но вернемся к пинхолу. (англ. pin - иголка, hole - отверстие)
Это простейший фотоаппарат без объектива и каких либо линз - что дает 2 преимущества - отсутствие искажения и бесконечную резкость. То есть нет возможности сфокусироваться и чем-то одном.

Есть несколько способов фотографированя - на пленку, сразу на бумагу или же сделать пихол из цифрового фотоаппарата.

СЪЕМКА СРАЗУ НА БУМАГУ

Я с друзьями остановилась на втором способе, поскольку он проще и интереснее.
Что для этого нужно?

СБОРКА ФОТОАППАРАТА

1) банка - наш фотоаппарат.
Есть много банок и от этого зависит сам результат. Если использовать коробку и расположить бумагу параллельно отверстию, кадр получится правильным по пропорциям, как он есть.

Если же скручивать бумагу, использую круглые, конусообразные банки - изображение исказится.
Такие пинхол камеры называются анаморфы.

выбор банки сильно влияет на то, что в итоге получится. Влияет не только форма но и расстояние от отверстия до бумаги.

Итак, у нас было 2 таких банки-анаморфа (крайне удобные!)

и две без крышек, крышки пришлось делать.

Банка красится внутри черным, чтобы стенки не отражали свет. Проделывается отверстие около сантиметра либо в крышке, либо в стенке(в него затем вклеиться пластинка с более мелкой дыркой-объективом). Мы сделали отверстия сверху, посередине крышки. Так же отверстие может быть не одно, а несколько.

Теперь само отверстие для съемки. Примерный размер отверстия должен быть около 0,3 мм. Для него нужна очень тонкий кусочек металла. Чем тоньше,тем лучше будет качество снимка. Самое подходящее - снять металлическую фольгу с греющей свечки. Так же можно использовать более тонкую фольгу, главное суметь проделать в ней аккуратную дырку =Р

Точный оптимальный размер отверстия для каждой камеры вполне можно рассчитать по формуле, предложенной английским физиком и нобелевским лауреатом лордом Рейли (Rayleigh) в 1891 году. Она учитывает волновые свойства света и размеры камеры. По этой формуле до сих пор рассчитывают практически все пинхолисты мира.

D = K * √F * λ

D — диаметр отверстия,
K — коэффициент = 1.9
F фокусное расстояние, в данном случае это расстояние от отверстия до пленки
λ - длина волны света = 0,00055

Вырезаем пластинку и аккуратно проделываем в ней отверстие тонкой иглой, прокручивающими движениями ровняем края отверстия(нужно добиться идеального круга), шлифуя выпирающие неровности мелкой шкуркой.

Как только все нас устраивает (пластинка гладкая, тонкая и отверстие аккуратное и ровное),
можно приклеить наш "объектив" изнутри к банке.

Последнее это затвор. Можно придумать сложный затвор из системы картонок, а можно просто приклеить кучек бумаги на скотч. Главное чтобы закрывал дырку и удобно открывался,особо не сотрясая банку.

Готово! Снимать уже можно, но нужно иметь фотобумагу и химикаты для проявки + красное освещение.

ПРОЯВКА

Бумага - мы взяли сильноконтрастную глянцевую бумагу, высушиваемую в домашних условиях.
Химия - Проявитель и фиксаж Кодак (разбавляются по инструкции, многоразовые)
Ванночки - 2 шт. + ванночка для промывки с проточной водой и окончательной промывки.
Красная лампа - можно самостоятельно изготовить красный "абажур", можно купить красную лампочку, можно купить и покрасить простую лампочку. Главное чтобы цвет был теплый темно-красный.

Процесс проявки я рассматривать не буду, если интересно, то можно так же сделать отдельный пост.

СЪЕМКА

В темной комнате при красном свете(или в абсолютной темноте) вырезаем фотобумагу по форме банки и помещаем внутрь. Лучше предварительно вырезать из простой бумаги нужный размер под банку. В нашем случае бумага скручивалась и закрывала все стенки - это дало удивительный эффект панорамной бесконечности.

Закончив подготавливать банки, мы с ребятами пошли во двор и поставили экспонироваться их в разные места, какие показались нам достаточно интересными. Поскольку было пасмурно, нам пришлось оставить банки на 7-10 минут. (в основном повтыкали в сугробы Х)) При солнечной погоде экспонирование может составлять меньше минуты. Но все это уже проверяется в процессе, поскольку зависит и от отверстия и от банки и от пейзажа.