20.09.2019

Игра «Сердце. Ролевая игра «Распределение сердец


Задачи упражнения :

Развитие толерантности при ответственном выборе,
- развитие саморегуляции эмоционального фона в стрессовой ситуации во время принятия ответственного решения.

Инструкция : «Представьте себе, что вы бригада хирургов, которой предстоит сделать операцию по пересадке сердца. У вас есть одно донорское сердце на 10 человек и 15 минут на принятие решения, кого именно вы будете оперировать. Решение должно быть принято единогласно, в противном случае операция не состоится, и пациенты могут погибнуть.» Каждая подгруппа получает список кандидатов на операцию.

Список кандидатов:

  1. Бывший чемпион, 28 лет. Защищал честь страны. Мастер спорта международного класса. Пострадал в автомобильной аварии в состоянии алкогольного опьянения. Холост.
  2. Женщина, 52 года. Мать пятерых взрослых детей.
  3. Священник, 27 лет.
  4. Мужчина, 40 лет, отец двоих детей. Бывший сотрудник КГБ, бывший депутат, сейчас бизнесмен.
  5. Девочка, 5 лет. Задержка психического развития.
  6. Студент, 20 лет, депрессия, две попытки суицида.
  7. Мужчина, 48 лет, врач-онколог, ученый, разрабатывает лекарство от рака. Близок к решению проблемы. Гомосексуалист.
  8. Женщина, 25 лет, мать одного ребенка, ВИЧ-инфицирована.
  9. Женщина, 30 лет, работница коммерческого секса.
  10. Мальчик, 8 лет, единственный ребенок в семье, болен диабетом.

По окончании обсуждения каждая подгруппа озвучивает свое решение и аргументирует его. Вопросы для обсуждения: Пожалуйста, ответьте на три вопроса: Легко ли было принимать решение? Что повлияло на принятие решения? В чем вы видите смысл упражнения?

Вывод из упражнения:

При выборе кандидата на операцию вы руководствовались разными аргументами. Было видно, что вы старались быть справедливыми. И все-таки, может быть, невольно, вы поставили «оценку» каждому человеку. А ведь врачи не имеют права ставить моральные оценки. Они руководствуются совсем другим. Их выбор в данном случае будет основан на совместимости донорского органа и реципиента. Принятие решения должно быть основано на объективных фактах, а не социальных оценках. Также бывает в жизни. Мы хотим быть справедливыми и при этом забываем, что не вправе судить других людей. Нам могут не нравиться их поступки, их стиль жизни. Мы даже можем решить, что не хотим дружить с ними, но мы не можем судить их. Если нам не нравятся их привычки, мы будем вести себя по-другому. Если нам не нравится, как человек строит свою жизнь, мы будем строить свою жизнь по-другому. Но это нам не нравится. А они имеют право. Когда мы принимаем решение, мы не должны принимать на себя роль судьи. Решения всегда лучше принимать, исходя из объективных обстоятельств, оставаясь терпимыми и толерантными к разным людям.

В общем, смысл был такой.

Вам рассказывают примерно про десятерых людей, а в конце говорят, что Вы хирург, а всем людям, про которых Вам рассказали - нужна операция по пересадке сердца. Загвоздка в том, что сердце всего одно, и выживет только один человек.

И вот так группа людей должна была договориться, каждый привести свои доводы, и в общем спасти только одно человека.

Идея состоит в том, чтобы люди научились идти на компромисс и т.д. По сути, кого не выбери в качестве спасенного, разницы нет.

Пример игры.

Итак, на Ваше внимание предлагаются люди, а точней их фотографии. Они являются довольно стереотипными. Ваша задача, посмотреть на них, и высказать свою точку зрения, кому из них стоит отдать сердце (все остальные - умирают). Сердце только одно! Обратите внимание на фотографии.

Необходимо высказать достойные аргументы. Решайте вместе - кого спасать! И помните, что иметь мнение, и постесняться его высказать - признак слабого человека

После того как все досмотрели до конца, усложняем задачу. И это будет второй вопрос. У вас есть много сердец, но одному не хватит...Кому?

Итак два ответа. Кто один выживет , и кто один не выживет .

Эта активность требует высокого профессионализма со стороны ведущего. Следует учесть, что выполнение задания может вызвать сильные чувства участников. Уделите много внимания обсуждению.

1. Разбейтесь на группы по пять человек.

2. Вам предстоит серьезная жизненно важная задача. Вы – хирурги, прекрасно владеющие техникой пересадки сердца. На операционных столах перед вами лежат пять человек – все они нуждаются в операции. Но вы имеете только одно донорское сердце. Группой вы должны прийти к одному решению: кому жить из ваших пациентов. Когда время истечет, один человек от каждой группы расскажет, кого из пациентов вы выбрали, а тех, кого вы не выберете, расположите в приоритетном порядке. Если во время операции поступит еще одно донорское сердце, кому оно достанется в первую очередь, и остальные возможные сердца: во вторую, в третью очередь и т.д.

Люди, нуждающиеся в пересадке сердца:

  1. Молодая женщина – проститутка, ожидающая ребенка. 17 лет
  2. Гомосексуалист. 31 год
  3. Девочка – скрипачка. Гениальна. Японка. 12 лет
  4. Профессор, который стоит на пути изобретения лекарства от СПИДа. 54 года
  5. Женщина – официантка. На ее попечении пожилые родители. 35 лет

3. Время – 10 минут. При необходимости продлить (максимум – 30 минут).

4. Обсуждение должно быть полноценным, все участники должны рассказать о своих ощущениях.

  • Ощущения.
  • Что происходило?
  • На что это похоже?
  • Какие выводы вы можете сделать?








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Организация пространственно-предметной среды: кабинет, пригодный в качестве игровой аудитории; свободно передвигающиеся стулья, аппаратура для показа мультимедийного материала, чистые листы бумаги, ручки или карандаши, секундомер, мусорное ведро, белая доска и к ней маркер.

Минимально необходимые требования к оборудованию: карточки для упражнения № 2 “Пересадка сердца”.

Количество времени: 45 мин.

Количество участников: 10–12 человек.

Возраст участников: 14-16 лет.

Пояснительная записка: данный тренинг используется в программе организации досуга социально-педагогической направленности объединения “Перекресток” в модуле “Курс выживания подростков” и является первой частью тренинга, рассчитанного на несколько занятий “Антистресс”. Эта программа рассчитана на два учебных года и состоит из пяти модулей: “Познай себя” (активизация процесса самопознания), “Курс выживания подростка” (профилактика аддиктивного и преступного поведения), “Какую дверь открыть?” (формирование профессионального самоопределения), “В мире людей” (формирование толерантного сознания) и “Мосты понимания” (развитие коммуникативных навыков). Подростки, вступившие в пору серьезного возрастного кризиса, сталкивающиеся при этом с валом школьных и внешкольных обязанностей, с острой нехваткой времени, часто конфликтующие друг с другом, с родителями и учителями, не имеющие достаточного жизненного опыта, чтобы владеть своими эмоциями и предвидеть последствия собственного поведения, - являются мишенью сильнейшего стресса. Этот стресс, незаметный на первый взгляд, становится постоянным фоном их жизни и разрушает их здоровье. Как часто приходится сталкиваться с раздражением, агрессивностью, вспыльчивостью или, наоборот, с замкнутостью, плаксивостью, апатией подростков. Мы привыкли списывать это на “трудный возраст”. Слыша от взрослых замечания по поводу своей лени, плохого поведения, низкой успеваемости, отсутствия интересов, дети верят в то, что они ленивые, нерадивые... и думают, что во всем виноваты сами. Часто они не обращаются за помощью, считая, что им не поверят. Иногда они просто не могут сформулировать, в чем их проблема. А между тем “результатом плохой адаптации к стрессу являются физические и психологические осложнения. Они могут носить весьма серьезный характер и преследовать детей до взрослого возраста”. Опыт, который подростки приобретут на занятии, поможет им научиться справляться со стрессом, прогнозировать результаты своего поведения, конструктивно взаимодействовать с окружающими. В занятиях в интерактивной форме дается доступный теоретический материал и прорабатываются ситуации, связанные со стрессовыми переживаниями.

Цель: профилактика депрессивных состояний в подростковой среде.

1. Актуализировать стратегии поведения в стрессовых ситуациях.

2. Сформировать навыки саморегуляции.

3. Сформировать навыки конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Предполагаемый результат: приобрести навыки управления стрессом в жизненных ситуациях.

Структура тренинга:

1 этап

(организационный) 5 мин.

Задачи этапа:

Напомнить правила работы в группе;

Повысить эмоциональный фон группы;

Создать условия для дальнейшей работы на занятиях.

Ритуал приветствия: все хором “Всем привет!” (Слайд № 1)

Правила поведения на тренинге:

1. Один говорит – все слушают.

2. На тренинге никто не осуждается.

Снежный ком (5 мин.)

Участники группы садятся в круг.

Инструкция: “Здравствуйте. Начнем нашу работу: каждый по очереди будет называть свое имя и то, что его больше всего раздражает. Не забываем, что первый говорит свое имя и нужную причину негативного настроения (поясняя причину), затем следующий говорит сначала имя и ситуацию первого человека, а потом свою и так до конца. Последний участник сначала перечисляет всех и только потом рассказывает о себе ”.

Комментарии к упражнению: такое представление требует от участников внимательности. Это упражнение является ритуалом на каждом занятии, изменяется только тема – что позволяет участникам группы побольше узнать друг друга, а также способствует сплочению группы.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие возникли трудности в ходе данного упражнения?

2. Какие ситуации было трудно пояснить?

2 этап

(основная часть)

Теоретический блок (5 минут).

Понятие “стресс” давно и прочно вошло в повседневный обиход. Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно выслушиваем рекомендации по борьбе с ним с экранов телевизоров; знаем, что к нему приводит обилие информации. А что же это такое - стресс?

(Слайд № 2) Стресс - негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации.

Знаменитый канадский исследователь Ганс Селье рассматривал стресс как реакцию на изменение обстоятельств.

В 1960-х годах американскими психологами Холмсом и Рейхом была разработана шкала перемен, оказывающих стрессовое воздействие на человека. (Слайд № 3). В соответствии с этой шкалой, в которой более 40 позиций, смерть близкого человека соответствует 100 баллам, развод - 73, болезнь или травма - 53, изменение состояния здоровья у одного из членов семьи - 44, начало или окончание учебы в школе - 26, смена школы - 20, отпуск или каникулы - 13 и т.д.

А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в интересную игру.

Упражнение № 1

“Чепуха” (5 мин.)

Задачи упражнения:

Способствовать развитию творческого потенциала,

Эмоциональный разогрев.

Участники садятся в круг.

Инструкция: “Каждый участник получает лист бумаги и пишет на нем ответ на вопрос преподавателя, после чего загибает лист таким образом, чтобы его ответ не был виден, и передает своему соседу. Тот письменно отвечает на следующий вопрос, вновь загибает лист, передает дальше и т.д. Когда вопросы закончились, каждый участник разворачивает лист, читает записанные на нем ответы.

(Слайд № 4) Перечень вопросов:

  1. С кем?
  2. Чем занимались?
  3. Как это происходило?
  4. Что запомнилось?
  5. И что в итоге получилось?

Комментарии к упражнению: внешне упражнение напоминает шутку, однако получившиеся тексты иной раз оказываются весьма неожиданными и заставляются задуматься над теми проблемами, которые значимы для участников.

Вопросы для обсуждения: подробно обсуждать эту процедуру необходимости обычно нет. Достаточно попросить участников высказаться, какой из получившихся текстов показался им наиболее интересным и чем именно.

Теоретический блок (5 минут).

Ведущий говорит участникам о том, что стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями, такими как злость, страх, грусть, и негативными состояниями, такими как раздражение, беспомощность, апатия. Можно попросить участников привести примеры из своего опыта. Подводя итог, ведущий подчеркивает, что никому не нравится переживать эти эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем-то нужна.

(Слайд № 4) Ведущий подводит итог обсуждения. Выводы высвечиваются на экране. Примерные варианты выводов:

– злость - мобилизует нашу энергию, позволяет защититься;

– страх - сигнализирует об опасности;

– грусть - побуждает нас задуматься;

– апатия - дает “передышку”, позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на нее со стороны.

Но так как у нас злиться пока не на кого, мы поиграем в следующую игру.

Упражнение № 2

“Пересадка сердца” (15 мин.)

Задачи упражнения:

Развитие толерантности при ответственном выборе,

Развитие саморегуляции эмоционального фона в стрессовой ситуации во время принятия ответственного решения.

Инструкция: “Разделитесь на группы. Представьте себе, что вы бригада хирургов, которой предстоит сделать операцию по пересадке сердца. У вас есть одно донорское сердце на 10 человек и 10 минут на принятие решения, кого именно вы будете оперировать. Решение должно быть принято единогласно, в противном случае операция не состоится, и пациенты могут погибнуть.

Каждая подгруппа получает список кандидатов на операцию.

Список кандидатов:

  1. Бывший чемпион, 28 лет. Защищал честь страны. Мастер спорта международного класса. Пострадал в автомобильной аварии в состоянии алкогольного опьянения. Холост.
  2. Женщина, 52 года. Мать пятерых взрослых детей.
  3. Священник, 27 лет.
  4. Мужчина, 40 лет, отец двоих детей. Бывший сотрудник КГБ, бывший депутат, сейчас бизнесмен.
  5. Девочка, 5 лет. Задержка психического развития.
  6. Студент, 20 лет, депрессия, две попытки суицида.
  7. Мужчина, 48 лет, врач-онколог, ученый, разрабатывает лекарство от рака. Близок к решению проблемы. Гомосексуалист.
  8. Женщина, 25 лет, мать одного ребенка, ВИЧ-инфицирована.
  9. Женщина, 30 лет, работница коммерческого секса.
  10. Мальчик, 8 лет, единственный ребенок в семье, болен диабетом.

По окончании обсуждения каждая подгруппа озвучивает свое решение и аргументирует его”.

Вопросы для обсуждения: Пожалуйста, ответьте на три вопроса: Легко ли было принимать решение? Что повлияло на принятие решения? В чем вы видите смысл упражнения?

Резюме тренера.

При выборе кандидата на операцию вы руководствовались разными аргументами. Было видно, что вы старались быть справедливыми. И все-таки, может быть, невольно, вы поставили “оценку” каждому человеку. А ведь врачи не имеют права ставить моральные оценки. Они руководствуются совсем другим. Их выбор в данном случае будет основан на совместимости донорского органа и реципиента.

Принятие решения должно быть основано на объективных фактах, а не социальных оценках.

Также бывает в жизни. Мы хотим быть справедливыми и при этом забываем, что не вправе судить других людей. Нам могут не нравиться их поступки, их стиль жизни. Мы даже можем решить, что не хотим дружить с ними, но мы не можем судить их.

Если нам не нравятся их привычки, мы будем вести себя по-другому. Если нам не нравится, как человек строит свою жизнь, мы будем строить свою жизнь по-другому. Но это нам не нравится. А они имеют право.

Когда мы принимаем решение, мы не должны принимать на себя роль судьи. Решения всегда лучше принимать, исходя из объективных обстоятельств, оставаясь терпимыми и толерантными к разным людям.

Теоретический блок (5 минут).

(Слайд № 6). Ситуации, подобные той, которую мы рассмотрели, к сожалению, часто вызывают конфликт. Давайте рассмотрим это понятие. Ведущий дает определение: “Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов”.

Участники обсуждают, возможно ли в жизни полностью избежать конфликтов; если между друзьями возникает конфликт, значит ли это, что дружбе пришел конец.

Ведущему на заметку. Необходимо, чтобы участники поняли: конфликты являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей. При кажущейся на первый взгляд негативной окраске, конфликты часто приводят к созиданию нового, более совершенного способа взаимодействия. Участникам предлагается найти доказательства или опровергнуть утверждение “В споре рождается истина”.

Дается определение понятию “компромисс”, которое также помещается на доску или в центр круга: “Компромисс - это соглашение на основе взаимных уступок”.

Необходимо особо подчеркнуть, что компромисс возможен, если обе стороны проявляют стремление разрешить конфликт мирным путем, в противном случае конфликт может привести к разрыву отношений, к ссоре.

Следует сказать участникам: для того чтобы конструктивно решать конфликты или не допускать их развития, в серьезных областях взаимодействия людей созданы различные правила. Предложить подумать, какие существуют правила на случай конфликтов между: пешеходами и водителями (правила дорожного движения); покупателями и продавцами (правила торговли); работодателями и работниками (должностные инструкции) и т.п. Подчеркнуть, что правила решения житейских конфликтов между близкими людьми (родственниками или друзьями) тоже существуют.

(Слайд № 7) “Беспроигрышный метод решения споров”

1. Выясните как можно точнее, в чем именно дело, какова причина разногласий.

2. Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта.

3. Дайте оценку всем вариантам и выберите тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта, договоритесь действовать в соответствии с ним.

4. Обязательно следуйте достигнутым договоренностям.

5. Обсудите, что вы предпримете, если дела пойдут не так, как вы хотели.

Упражнение № 5 “Мусорное ведро” (5 мин.)

Задачи упражнения:

Повышение эмоционального фона группы;

Профилактика депрессивных состояний.

Инструкция: “Участникам раздается бумага и ручки, а также дается время на то, чтобы они нарисовали или написали все, что их раздражает в большой степени. Дается не более 5 минут”.

После чего по желанию участники могут рассказать что они изобразили или написали на своих рисунках. Затем посередине круга ставиться мусорное ведро, участникам предлагается порвать на маленькие кусочки свои листы бумаги так, чтобы не осталось ни одного целого слова или картинки и выбросить в мусорное ведро.

3 этап (заключительный)

(5 мин.)

Рефлексия.

Участники сидят в кругу. Педагог подводит итог занятия: перечисляются новые понятия и приобретенные навыки.

Каждый участник по часовой стрелке делится своими впечатлениями, эмоциями о пройденном тренинге и прощается.

Ритуал прощания.

Все хором “Всем до скорого” (слайд № 8) .

Литература

  1. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008. – 190 с.
  2. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008. – 336 с.
  3. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с.
  4. Родионов В., Ступницкая М., Ступницкая К. Антистресс. // Школьный психолог, № 20-24, 2005 г.; № 1, 2006 г.

Евплова Е.В. Как развить коммуникативные навыки у студентов? [Текст] / Е.В. Евплова. – Актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2014. – № 1. – С.41–45.

Аннотация. В статье представлены описание навыковых тренингов по развитию коммуникабельности – «Спасение человека», «Рисование фигур», «Перефразирование», «Глухой телефон», «Пересказ», «Игра слов» и др. Размещенной в статье информации достаточно, чтобы провести вышеперечисленные тренинги не обращаясь к дополнительной литературе.
Ключевые слова: коммуникабельность, тренинг, навыки, ведение переговоров, игра, командное взаимодействие и др.

Для успеха в жизни умение общаться с людьми
гораздо важнее обладания талантом .
Джон Леббок

Коммуникабельность – это слово мы слышим все чаще и чаще... Ее требуют при приеме на работу, о ней говорят с экранов телевизора и много пишут про нее в интернете. По развитию коммуникативной компетентности написано не одно научное исследование. Однако практический аспект настоящей темы зачастую страдает.

Не вдаваясь в теоретические дебри, посвятим данную статью описанию весьма интересных и эффективных навыковых тренингов для развития коммуникабельности.

Тренинг «Донорское сердце»
Данный тренинг способствует диагностике лидерства, отработке командного взаимодействия и навыков ведения переговоров, развитию навыка разрешения конфликтов, развитию способности слышать и слушать собеседника и многому другому.
В тренинге участвуют 3–5 команд по 2–5 человек, которым дается одинаковое задание.
После распределения участников по командам, ведущий озвучивает правила тренинга и раздает подготовленный заранее раздаточный материал.

Условия тренинга: представьте себе, что Вы кардиохирурги, профессионалы высокого класса. У Вас есть список пациент, которым в равной степени срочно необходимо провести операцию по пересадки сердца. Но на данный момент в клинике всего одно донорское сердце. Вам необходимо рассмотреть каждый случай и принять общее и единогласное командное решение.

Краткая характеристика пациентов (в виде раздаточного материала):
9. Учительница 44 лет, мать двоих детей, которая недавно похоронила мужа, погибшего в автомобильной катастрофе.
10. Женщина, 32 года, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешно проведенных операций на сердце.
11. Мужчина 35 лет, отец троих детей в возрасте трех, пяти и семи лет. Воспитывает детей один.
12. Девочка 12 лет, выдающаяся пианистка.
13. Женщина-врач 33 лет, под ее руководством разрабатывается эффективное лекарство против рака крови.
14. Олимпийский чемпион по бегу, 25 лет.
15. 16-летняя беременная девушка, сирота.
16. Священник, 45 лет, известный проповедник, пользующийся заслуженным уважением в стране.

Следите, чтобы сохранялась подобная нумерация (не с первого пункта), т.к. в последствие это будет иметь решающее значение.

После того как участники узнали условия тренинга, получили раздаточный материал и сделали выбор пациента на донорское сердце, каждая команда озвучивает свое решение и кратко его характеризует.

Как правило команды выбирают разные варианты решения.

После этого наступает второй этап тренинга. Ведущий объявляет, что группам необходимо принять одно общее решение.

Как показал опыт, участники тренинга ведут себя по-разному. Некоторые соглашаются на усредненный вариант решения проблемы (выбирают вариант, который не выбрала ни одна из команд), другие спорят, доказывая правоту лишь своего выбора, третьи соглашаются с выбором другой команды и т.д.

Истина находится в тот момент, когда кто-то из участников обращает внимание на нумерацию списка потенциальных претендентов на донорское сердце и понимает, что врачи - беспрестанные специалисты своего дела, которые руководствуются не эмоциями, а сухими данными. В данном случае, списочным составом претендентов, которые претендуют на донорское сердце в порядке очередности.

Студенты не обязаны «докопаться» до истины. Единственно верный ответ в решение данной проблемы необходим, прежде всего, для того, чтобы после проведения тренинга у участников не осталось негативного отношения друг к другу и данное игровое взаимодействие не переросло в конфликт.

Тренинг "Спасение человека "
Данный тренинг немного напоминает предыдущий, однако имеет определенную специфику.
Суть тренинга заключается в следующем: необходимо спасти после атомной катастрофы трех человек из восьми претендентов.

Тренинг состоит из двух и более раундов. Тренер самостоятельно решает, какое количество раундов будет в тренинге и сколько по времени будет длиться каждый раунд.

Участникам выдается список претендентов на выбор:
1. Женщина 45 лет, мать троих детей, которая недавно похоронила мужа.
2. Женщина, 36 лет, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешно проведенных операций на сердце.
3. Бизнесмен 35 лет, отец троих детей в возрасте трех, пяти и семи лет. Воспитывает детей один.
4. Девочка 12 лет, выдающаяся скрипачка.
5. Женщина-врач 33 лет, под ее руководством разрабатывается эффективное лекарство против рака крови.
6. Олимпийский чемпион по бегу, 25 лет.
7. 16-летняя беременная девушка, сирота.
8. Священник, 45 лет, известный проповедник, пользующийся заслуженным уважением в стране.

Второй раунд начинается с того, что участники узнают дополнительную информацию о пациентах, например:
1. Женщина 45 лет, мать троих детей, которая недавно похоронила мужа, погибшего от передозировки наркотических веществ. Женщина сама регулярно употребляет наркотики, имеет судимость, однако любит своих детей.
2. Женщина, 36 лет, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешно проведенных операций на сердце. Врач имеет группу учеников и сотрудников, которые владеют уникальной технологией проведения операций по разработанной ей системе.
3. Бизнесмен 35 лет, отец троих детей в возрасте трех, пяти и семи лет. Воспитывает детей один. Мужчина разведен и не допускает мать детей к общению с ними. Занимается незаконной предпринимательской деятельностью, однако дети полностью обеспечены всем необходимым, хорошо питаются, часто выезжают отдыхать в другие страны и т.д.
4. Девочка 12 лет, выдающаяся скрипачка. Ее мать – женщина 45 лет, год назад похоронила свою старшую дочь. Мать девочки не работает, т.к. является инвалидом II группы. Благодаря своим выдающимся способностям девочка обеспечивает свою семью (себя, маму и бабушку) самостоятельно, благодаря заработанным на концертах деньгам.
5. Женщина-врач 33 лет, под ее руководством разрабатывается эффективное лекарство против рака крови. Разработка лекарства пока находится на первоначальном этапе. Лекарство еще не создано и не проведены исследования по его эффективности.
6. Олимпийский чемпион по бегу, 25 лет. Молодой человек участвует в олимпиадах, защищая интересы своей страны. Каждое участие в олимпиаде заканчивает его победой. При этом в настоящее время, в стране нет бегунов, способных показать аналогичные результаты.
7. 16-летняя беременная девушка, сирота. Девушка вынашивает ребенка в столь раннем возрасте, поскольку участвует в Международном исследовании по выявлению генетических заболеваний у плода.
8. Священник, 45 лет, известный проповедник, пользующийся заслуженным уважением в стране. Женат, имеет четырех детей в возрасте 25, 20 и 4 лет.

Тренинг «Рисование фигур»
Данный тренинг способствует сплочению участников группы, развитию способности слышать и слушать собеседника, расширяет словарный запас участников и многому другому.

Участники тренинга садятся попарно спина к спине. Одному из образовавшихся пар выдается лист бумаги с изображениями фигур, линий и т.д. (рис.1) Участник, держащий рисунок должен словесно описать, что изображено на его листе, а партнер попытаться воспроизвести оригинал. По окончанию упражнения необходимо сравнить оригинал с копией. После чего участники могут поменяться ролями.

Сложность упражнения заключается в том, что участникам запрещается называть названия фигур. Они могут заменять названия фигур какими-либо синонимами. Например, круг - солнце без лучей, треугольник - крыша дома и т. д.

Тренинга «Перефразирование»
Данный тренинг направлен на развитие словарного запаса, нестандартности мышления и т.д.

Группа делится на команды. Каждая команда должна вспомнить какое-либо четверостишие из известно стихотворения. При этом необходимо перефразировать строфу таким образом, чтобы каждое слово в ней передавалась иным словом или словосочетанием.
Например, строчка из стихотворения: «Идет бычок, качается, вздыхает на ходу» будет после выполнения задания выглядеть, возможно, так: «Двигается подросток млекопитающего мужского пола, вибрирует телом и сокращается по мере перемещения пешком».

По итогам выполнения задания осуществляется презентация результатов каждой команды, а затем выбор стихотворения «на бис».

Тренинг «Глухой телефон»
Данный тренинг направлен на развитие словарного запаса, формирует навык слушать и слышать собеседника, объяснять и правильно формулировать свои мысли.
Участники тренинга по цепочке передают на ухо друг другу понятие или определение данного понятия.

Например, первый участник получает какое-либо понятие и передает определение данного понятия другому участнику, второй участник, в свою очередь, прослушав определение, передает третьему участнику игры понятие, которое, как он считает наиболее соответствует данному определению.

После того как каждый участник поучаствует в игровом взаимодействии сравнивается запущенное слово и образовавшиеся благодаря групповому взаимодействию.

Тренинг «Пересказ»
Тренинг формирует навык пересказывать информацию, слушать и слышать собеседника, демонстрирует на практике степень влияния коммуникативных барьеров на эффективность общения и др.

Одному из участников группы выдается текст с какой-либо информацией. Примерный объем текста - одна страница формата А4 (1860 символов с пробелами). Желательно, чтобы текст был интересен для данной целевой аудитории и содержал как словесную, так и цифровую информацию.

Участник, которому первому достался текст знакомится с его содержанием и готовится пересказать его следующему участнику. При этом необходимо организовать работу таким образом, чтобы участники не слышали пересказ текста пока до них не дойдет очередность, либо вывести всех участников из аудитории и приглашать в аудиторию по одному. Второй вариант решения проблемы наиболее целесообразен, т.к. при этом участники будут слышать как пересказывают текст после них и сравнивать данный пересказ со своим.
Ведущий тренинга не должен противиться тому, что участники начнут конспектировать материал, уточнять информацию, задавать наводящие вопросы, просить повторить материал и т.д., т.к. подобные действия свидетельствуют о мастерстве коммуникации и находчивости участников тренинга.

Тренинг «Игра слов»
Тренинг направлен на развитие словарного запаса, а а также навыков вербальной креативности.

Участникам предлагается придумать как можно больше предложений по формуле «НГОК», т.к. каждое слово в предложении начинается на одну из указанных букв. Предложения должны иметь смысловую нагрузку и быть стилистически грамотными. Время на выполнения упражнения - три минуты. По прошествии трех минут руководитель усложняет задание. Теперь необходимо придумать рассказ по формуле «НГОКНГОК…». Время на выполнения упражнения - пять минуты.

Упражнение. Каждый участник по кругу называет предложение, но таким образом, чтобы его предложение было смысловым продолжение предложение предыдущего участника. Таким образом, происходит попытка сочинить общий рассказ. При выполнении данного упражнения сразу можно определить участников с коммуникативными проблемами.

Упражнение. Бросая мяч, участник называет какой-либо предмет, например, барабан, монетка и т.д. и действия с ним (упал, сгорел, пропал и т.д.). Участник, которому попал мяч продолжает фразу по аналогии с шутливой приметой: упал нож – придет мужчина. Участники должны придумать такие приметы, которые можно было-бы объяснить.
Помимо всего прочего данные упражнения направлены на развитие гибкости, оригинальности мышления.

Из собственного опыта проведения вышепредставленных тренингов и упражнений можно отметить, что они всегда проходят активно и интересно, участники получают хорошие коммуникативные навыки и выявляют сильные и слабые стороны своих коммуникаций.
Эффективность тренингов и упражнений будет выше, если после их проведения осуществить рефлексию с высказыванием мнений, обсуждением проблем и т.д.


ТРЕНИНГ «ДОНОРСКОЕ СЕРДЦЕ»

В тренинге участвуют 3–5 команд по 2–5 человек, которым дается одинаковое задание.

После распределения участников по командам, ведущий озвучивает правила тренинга и раздает подготовленный заранее раздаточный материал.

Условия тренинга, которые озвучиваются участникам: представьте себе, что Вы кардиохирурги, профессионалы высокого класса. У Вас есть список пациент, которым в равной степени срочно необходимо провести операцию по пересадки сердца. Но на данный момент в клинике всего одно донорское сердце. Вам необходимо рассмотреть каждый случай и принять общее и единогласное командное решение.

Краткая характеристика пациентов (в виде раздаточного материала):

9. Учительница 44 лет, мать двоих детей, которая недавно похоронила мужа, погибшего в автомобильной катастрофе.

10. Женщина, 32 года, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешно проведенных операций на сердце.

11. Мужчина 35 лет, отец троих детей в возрасте трех, пяти и семи лет. Воспитывает детей один.

12. Девочка 12 лет, выдающаяся пианистка.

13. Женщина-врач 33 лет, под ее руководством разрабатывается эффективное лекарство против рака крови.

14. Олимпийский чемпион по бегу, 25 лет.

15. 16-летняя беременная девушка, сирота.

16. Священник, 45 лет, известный проповедник, пользующийся заслуженным уважением в стране.

Следите, чтобы сохранялась подобная нумерация (не с первого пункта), т.к. впоследствии это будет иметь решающее значение.

После того как участники узнали условия тренинга, получили раздаточный материал и сделали выбор пациента на донорское сердце, каждая команда озвучивает свое решение и кратко его характеризует.

Как правило, команды выбирают разные варианты решения.

После чего наступает второй этап тренинга. Ведущий объявляет, что группам необходимо принять одно общее решение.

Как показал опыт, участники тренинга ведут себя по-разному: некоторые соглашаются на усредненный вариант решения проблемы (выбирают вариант, который не выбрала ни одна из команд), другие спорят, доказывая правоту лишь своего выбора, третьи соглашаются с выбором другой команды и т.д.

Истина находится в тот момент, когда кто-то из участников обращает внимание на нумерацию списка претендентов на донорское сердце и понимает, что врачи - беспрестанные специалисты своего дела, которые руководствуются не эмоциями, а сухими данными. В данном случае, списочным составом претендентов на донорское сердце, которые претендуют на него в порядке очередности.

Студенты не обязаны «докопаться» до истины. Единственно верный ответ в решение данной проблемы необходим, прежде всего, для того, чтобы после проведения тренинга у участников не осталось негативного отношения друг к другу и данное игровое взаимодействие не переросло в конфликт.

ТРЕНИНГ «СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА»


Данный тренинг немного напоминает предыдущий, однако имеет определенную специфику.

Суть тренинга заключается в следующем: необходимо спасти после атомной катастрофы трех человек из восьми претендентов.

Тренинг состоит из двух и более раундов. Тренер самостоятельно решает, какое количество раундов будет в тренинге и сколько по времени будет длиться каждый раунд.

Участникам выдается список претендентов на выбор:

1. Женщина 45 лет, мать троих детей, которая недавно похоронила мужа.

2. Женщина, 36 лет, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешно проведенных операций на сердце.

3. Бизнесмен 35 лет, отец троих детей в возрасте трех, пяти и семи лет. Воспитывает детей один.

4. Девочка 12 лет, выдающаяся скрипачка.

5. Женщина-врач 33 лет, под ее руководством разрабатывается эффективное лекарство против рака крови.

6. Олимпийский чемпион по бегу, 25 лет.

7. 16-летняя беременная девушка, сирота.

8. Священник, 45 лет, известный проповедник, пользующийся заслуженным уважением в стране.

Второй раунд начинается с того, что участники узнают дополнительную информацию о пациентах, например:

1. Женщина 45 лет, мать троих детей, которая недавно похоронила мужа, погибшего от передозировки наркотических веществ. Женщина сама регулярно употребляет наркотики, имеет судимость, однако любит своих детей.

2. Женщина, 36 лет, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешно проведенных операций на сердце. Врач имеет группу учеников и сотрудников, которые владеют уникальной технологией проведения операций по разработанной ей системе.

3. Бизнесмен 35 лет, отец троих детей в возрасте трех, пяти и семи лет. Воспитывает детей один. Мужчина разведен и не допускает мать детей к общению с ними. Занимается незаконной предпринимательской деятельностью, однако дети полностью обеспечены всем необходимым, хорошо питаются, часто выезжают отдыхать в другие страны и т.д.

4. Девочка 12 лет, выдающаяся скрипачка. Ее мать – женщина 45 лет, год назад похоронила свою старшую дочь. Мать девочки не работает, т.к. является инвалидом II группы. Благодаря своим выдающимся способностям девочка обеспечивает свою семью (себя, маму и бабушку) самостоятельно, благодаря заработанным на концертах деньгам.

5. Женщина-врач 33 лет, под ее руководством разрабатывается эффективное лекарство против рака крови. Разработка лекарства пока находится на первоначальном этапе. Лекарство еще не создано и не проведены исследования по его эффективности.

6. Олимпийский чемпион по бегу, 25 лет. Молодой человек участвует в олимпиадах, защищая интересы своей страны. Каждое участие в олимпиаде заканчивает его победой. При этом в настоящее время, в стране нет бегунов, способных показать аналогичные результаты.

7. 16-летняя беременная девушка, сирота. Девушка вынашивает ребенка в столь раннем возрасте, поскольку участвует в Международном исследовании по выявлению генетических заболеваний у плода.

8. Священник, 45 лет, известный проповедник, пользующийся заслуженным уважением в стране. Женат, имеет четырех детей в возрасте 25, 20 и 4 лет.

ТРЕНИНГ «КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ»


Суть тренинга заключается в следующем: корабль потерпел кораблекрушение, спасательные круги есть только для 1/3 участников. Группе необходимо решить, кто достоин спасения, и как сделать данный выбор. Если команда выделит большее количество претендентов на спасательные круги, то погибнет весь экипаж.

Тренинг состоит из двух раундов по 10 минут. При этом каждый участник участвует в тренинге от своего имени, и защищает свои интересы.
Истинное красноречие состоит в том, чтобы говорить все, что нужно, и ничего, кроме того, что необходимо.
Генрих Гейне
ТРЕНИНГ «РИСОВАНИЕ ФИГУР»
Участники тренинга садятся попарно спина к спине. Одному из образовавшихся пар выдается лист бумаги с изображениями фигур, линий и т.д. (рис. 1). Участник, держащий рисунок должен словесно описать, что изображено на его листе, а партнер попытаться воспроизвести оригинал. По окончании упражнения необходимо сравнить оригинал с копией. После этого участники могут поменяться ролями.


Рис. 1. Пример изображения для тренинга «Рисование фигур»
Сложность упражнения заключается в том, что участникам запрещается называть названия фигур. Они могут заменять названия фигур какими-либо синонимами. Например, круг - солнце без лучей, треугольник - крыша дома и т.д. При этом важно правильно передать не только форму фигуры, но я ее размер, месторасположение, цвет и т.д.
Данный тренинг можно проводить и в другой форме: вызвать одного человека и попросить его описать изображение по вышепредставленным правилам. Затем, роли меняются, и уже вся группа пытается объяснить одному участнику, что изображено на следующем аналогичном изображении. А участник пытается нарисовать его на доске/листе и т.д.

Что вы говорите так громко, что я не слышу, что вы говорите.
Ральф Уолдо Эмерсон
ТРЕНИНГА «ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЕ»


Группа делится на команды. Каждая команда должна вспомнить какое-либо четверостишие из известно стихотворения. При этом необходимо перефразировать строфу таким образом, чтобы каждое слово в ней передавалась иным словом или словосочетанием.

Например, строчка из стихотворения: «Идет бычок, качается, вздыхает на ходу» будет после выполнения задания выглядеть, возможно, так: «Двигается подросток млекопитающего мужского пола, вибрирует телом и сокращается по мере перемещения пешком».

По итогам выполнения задания осуществляется презентация результатов каждой команды, а затем выбор стихотворения «на бис».
Каждый может говорить честно, но говорить логично, разумно и адекватно, это талант, которым необходимо обладать.
Мишель де Монтень

ТРЕНИНГ «РАЗЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»


Одному из участников тренинга предлагается разыграть одну из следующих ситуаций, остальные участники выполняют второстепенные роли в зависимости от конкретной ситуации.
Возможные ситуации:


  1. Вы стоите на остановке. Вам необходимо срочно позвонить, это вопрос жизни и смерти. Но батарея в вашем сотовом телефоне разрядилась. Рядом с вами стоит около двадцати разных людей. Попытайтесь решить данную проблему.

  1. Вы находитесь в незнакомом месте незнакомого города. Внезапно вам очень срочно захотелось в туалет. Вам надо спросить у кого-то из прохожих, нет ли где поблизости туалета. Попытайтесь решить данную проблему.

3. Вы работаете в большой организации. С большинством своих коллег знакомы очень поверхностно: у многих не знаете даже имен и фамилий. Так, иногда приходится где-то пересекаться. На Новый год вас назначили ведущим корпоративного праздника (у вас к этому талант). Еще вам сказали найти соведущего. Никто из коллег, с кем вы хорошо знакомы, не захотел в этом участвовать. Надо обращаться к другим. Имеется в виду, что других людей вы знаете только по внешним проявлениям поведения: манере одеваться, походке, мимике, особенности разговора и т.д. Попытайтесь решить данную проблему.

Подобных ситуаций может быть сколь угодно много, главное, чтобы они были проблемными и требовали при решении использование своих коммуникативных способностей.

Общение – человеческое общение – это ключ к личному и профессиональному успеху.
Пол Дж. Майер
ТРЕНИНГ «ПЕРЕСКАЗ»

Одному из участников группы выдается текст с какой-либо информацией. Примерный объем текста – одна страница формата А4 (примерно 1860 символов с пробелами). Желательно, чтобы текст был интересен для данной целевой аудитории и содержал как словесную, так и цифровую информацию, иностранные слова и словосочетание, специальные термины и т.д.

Участник, которому первому достался текст знакомится с его содержанием и готовится пересказать его следующему участнику. При этом необходимо организовать работу таким образом, чтобы участники не слышали пересказ текста пока до них не дойдет очередность. Для соблюдения данного условия можно вывести всех участников из аудитории и приглашать в аудиторию по одному.

Ведущий тренинга не должен противиться тому, что участники начнут конспектировать материал, уточнять информацию, задавать наводящие вопросы, просить повторить материал и т.д., т.к. подобные действия свидетельствуют о мастерстве коммуникации и находчивости участников тренинга, а также снижает негативный эффект от разного рода коммуникативных барьеров.

Примерный вариант текста для пересказа приведен далее.
Apple и Google стали дороже Coca-Cola

Впервые за 13 лет существования рейтинга 100 самых дорогих брендов мира по версии бренд-консалтингового агентства Interbrand его не возглавляет Coca-Cola. Традиционного лидера обогнали бренды Apple, стоимость которого за минувший год выросла на 28% и составляет $98,3 млрд, и Google, выросший на 34% до $93,29 млрд.

Interbrand, которое входит в холдинг Omnicom и специализируется на оценке брендов и составлении рейтингов, включает в 100 самых дорогих мировых брендов только те, которые соответствуют определенным критериям. Так, не менее 30% выручки от бренда должно поступать из-за пределов страны происхождения, он должен присутствовать не менее чем на трех крупных континентах, а также иметь широкий выход на развивающиеся рынки, информация о финансовых показателях бренда должна быть широкодоступна и у него должны быть хорошие перспективы по прибыли. В этот рейтинг не попадают хоть и известные и крупные, но частные компании, не раскрывающие свою финансовую информацию (как, например, Mars и BBC), а также российские компании, не соответствующие критерию глобальности.

Как отмечают авторы рейтинга, Apple, который в 2011 году был на восьмом месте, а в прошлом году уже на втором, «революционизировал наш процесс работы, игры и общения и в совершенстве овладел способностью удивлять и восхищать». Coca-Cola тоже выросла, но всего на 2%: Стоимость этого бренда оценивается в $79,2 млрд.

Еще более активный рост, чем Apple, продемонстрировал в этом году бренд Google. Его стоимость, по версии Interbrand, выросла на 34% и составила $93,29 млрд. Кроме них в первую пятерку вошли также IBM и Microsoft.

Самым быстрорастущим по стоимости признан бренд Facebook: его рост за год составил 43% ($7,73 млрд), бренд поднялся с 69-го на 52-е место. Лидером по сокращению стоимости стал бренд Nokia: он подешевел на 65% и оценивается в $7,4 млрд (падение с 19-го на 57-е место). А бренд Blackberry, который в прошлом году занимал в рейтинге 93-е место, в этом году в него не попал вовсе. Среди брендов, впервые попавших в топ-100, Chevrolet (89-е место) и Discovery (70-е), а Duracell вернулся в рейтинг после двухлетнего отсутствия (85-е). Замыкает рейтинг, как и в прошлом году, GAP, стоимость которого оценивается в $3,9 млрд. Суммарная стоимость всех 100 брендов, входящих в рейтинг, составляет $1,5 трлн, что на 8,4% больше прошлогоднего показателя.

ТРЕНИНГ «ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ»


Участники разбиваются на пары и поочередно «звонят» друг другу с целью провести телефонный деловой разговор. Тема и условия телефонного разговора обговариваются заранее.

Преподавателю необходимо следить за тем, чтобы были соблюдены все этапы телефонного разговора. Особенно внимательно необходимо следить за тем, чтобы звонящий не забыл поздороваться, преставиться, поинтересоваться удобно ли в данный момент разговаривать собеседнику, озвучить примерную продолжительность телефонного разговора, попрощаться с собеседником и др.

После каждого «телефонного» разговора обязательным условием является проведение рефлексии и коллективного обсуждения положительных и отрицательных моментов в каждом телефонном разговоре.
ТРЕНИНГ «ДЕБАТЫ ПО ФОРМУЛЕ «ПОПС»


Проведение дебат позволяет обучающимся приобрести навык отстаивания своей точки зрения, грамотно доказывать свою позицию, а также происходит закрепление навыка культуры ведения спора.

Формула «ПОПС» – это построение своей доказательной базы в определенной последовательности.

«П» – позиция;

«О» – объяснение (или обоснование);

«П» – пример;

«С» – следствие (или суждение).

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать на примере …».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

В качестве примера можно предложить доказательство неизбежности отмены крепостного права в России: « Я считаю, что отмена крепостного права в России была неизбежной. Потому, что оно тормозило развитие всех сфер жизни общества. Я могу доказать на примере того, что Россия значительно отставала от других стран по уровню жизни. Россия позорно проиграла Крымскую войну. Исходя из этого, я делаю вывод, что эта реформа сыграла огромное значение в истории России и дала мощный толчок великим преобразованиям 1860-х годов».

В качестве тем для проведения дебат можно взять любую важную для студентов тему, например: «Переход на двухуровневую систему образования в России: за и против», «Интернет: благо или зло?», «Ранние браки: хорошо или плохо», «Сетевой маркетинг: возможность разбогатеть или разориться?» и т.д.