13.09.2019

Гражданское судостроение в России: перспективы отрасли. Новые российские судостроительные заводы


Недавно мы обсуждали то, где можно построить российский аналог французского «Мистраля». Сегодня хочется рассказать о том, какие судостроительные заводы появились, появятся или вошли в собственность России за последнее время.

1. Судостроительная верфь на заводе «Пелла» (Петербург). Открыта 18.10.14. Объем инвестиций в реализацию проекта составил более 3 млрд. рублей. Новый комплекс позволит создать в регионе 1500 новых рабочих мест.

2. На стапелях нового судостроительного завода будут строить корабли и оборонного назначения. В интересах ВМФ там будут строить суда технического флота и морскую технику ледового и арктического классов с максимальной спусковой осадкой 6 метров, водоизмещением до 3 тысяч тонн и длиной до 110 метров.

3. Судостроительная верфь Pella Sietas Shipyard (Гамбург, Германия). Приобретена петербургским судостроительным заводом «Пелла» 10.03.14. Верфь строит контейнеровозы, паромы, дноуглубительные суда, балкеры, танкеры, суда для транспортировки и установки ветрогенераторов. Sietas Group с 2011 г. находится в процедуре банкротства.

4. «Пелла» планирует инвестировать в предприятие 15 млн. евро до конца 2016 г. К этому сроку компания также намерена увеличить штат сотрудников завода до 400 человек, в ее планах управлять заводом не менее восьми лет, сообщает Sietas. Sietas обладает хорошей интеллектуальной собственностью, технологиями, это позволит «Пелле» расширить продуктовую линейку, говорит г-н Вайсман. По его словам, Sietas будет функционировать как структурное подразделение завода.


5. Arctech Helsinki Shipyard (Хельсинки, Финляндия). Основана 01.04.11. Является совместным предприятием STX Finland (50 %) и российской Объединённой судостроительной корпорации (50 %). Завод предназначен для строительства ледоколов и других судов ледового класса для работы в арктических регионах. В общем, наши делают корпуса, а финны клепают и насыщают. Плюс 40% рабочих там наши.

6. 19 декабря 2012 года завод подписал заказ с Министерством транспорта Российской Федерации на строительство ледокола стоимостью свыше 100 миллионов долларов. Его первенцем стал ледокол «Балтика» водоизмещением в 10000 тонн.

7. Nordic Yards Wismar (Висмар, Германия). С 2009 года принадлежит росиянину Виталию Юсуфову. Завод занимается строительством танкеров и спасательных судов для северных морей.

8. 22.09.14 на верфи спущены на воду два многофункциональных аварийно-спасательных ледокола мощностью 7 МВт проекта MPSV06, которые строятся по заказу ФБУ «Морспасслужба Росморечфлота».

9. Судостроительный комплекс «Звезда» (Приморский край). Окончательно реализовать проект планируется к 2018 году.

10. Будет выпускать танкеры водоизмещением до 350000 тонн, газовозы до 250000 кубических метров, суда ледового класса, специальные суда спусковым весом до 29000 тонн.

11. Судостроительный завод «Залив» (Керчь, Крым). Перешел под протекторат России весной 2014 года. Обладает сухим доком длина которого составляет 364 метра, ширина 60 метров. Завод имеет две технологические линии постройки военных фрегатов, сухогрузов и балкеров.

12. 05.09.14 завод начал строительство двух новых теплоходов проекта СПМ-150 "Симферополь" и "Керчь", которые будут использоваться для доставки пассажиров на полуостров. В перспективе закладка двух кораблей и совместные проекты с "Зеленодольским судостроительным заводом" из Татарстана.

13. Судостроительный завод «Море» (Крым). Перешел под протекторат России весной 2014 года. 05.11.14 перерегистрирован в российское государственное унитарное предприятие. Завод занимается строительством судов на подводных крыльях и судов на воздушной подушке. Сейчас в кооперации с «Заливом» строит теплоходы. По словам г-на Аксенова, сумма заказов для двух заводов составляет 392 миллионов рублей. В стадии заключения - контракты на сумму 1 миллиард 90 миллионов рублей. Будут снова строиться катера на воздушной подушке.

24 августа 2018 года на судостроительной площадке АО «КАМПО» состоялась торжественная церемония закладки большого гидрографического катера БГК проекта 23370г (зав. № 501) и катера-бонопостановщика проекта 03570 (зав. № 601), в процессе которой на закладных секциях будущих катеров были укреплены памятные закладные доски. Большой гидрографический катер предназначен для выполнения лоцмейстерских и гидрографических работ, в том числе постановки, съемки и обслуживания плавучих...

04 июня 2018 года АО “КАМПО” заключило трехлетний государственный контракт на строительство трёх гидрографических катеров проекта 23370г. Катер проекта 23370г предназначен для выполнения лоцмейстерских и отдельных видов гидрографических работ в том числе: постановка (съемка) и обслуживание плавучих предостерегательных знаков (ППЗ); доставка обслуживающего персонала, ремонтных бригад, продовольствия, топлива и других грузов на береговые объекты средств навигационного оборудования (СНО), в том числе...

Модульная понтонная система (МПС) является плавсредством, сформированным из унифицированных понтонных модулей (понтонов), оборудованных быстроразъемными замковыми креплениями «Дуплекс» собственной разработки АО «КАМПО». МПС предназначены для формирования сборно-разборных корпусов плавучих сооружений различного назначения, например таких как: модульный плавучий причал, модульный плавучий пирс, плавучая опора моста, плавучая платформа, плавучая рабочая площадка, дебаркадер, судно-площадка, модульный плашкоут, самоподъемная платформа, плавучая вертолетная площадка и др. Быстроразъемные...

Предлагаю Вашему вниманию итоговый отчёт, посвящённый вспомогательным судам и катерам, пополнившим состав ВМФ России в 2017 году. 1. Дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» проекта 21180. Построен ОАО «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург). Заводской № 02470 - спущен 10.06.16 - подъём флага 30.11.17 Проектант - ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород) Технические характеристики: Водоизмещение: 6000 т. Главные размерения: длина - 85 м, ширина - 19.2 м, осадка - 6.6 м. Максимальная скорость хода: 15 узлов Мощность: 8 ...

Модернизированные производственные мощности, «раскрученные» мозги и таланты нужно использовать не только в оборонке, но и в гражданском производстве, подчеркнул Дмитрий Рогозин на военно-промышленной конференции в Санкт-Петербурге. О том, почему санкции оказались полезными для отечественной экономики и как достижения ОПК можно использовать в гражданской сфере – в материале profiok.com. Санкции – на пользу? Во время «Прямой линии» 15 июня Владимира Путина спросили, ...

Балтийский завод 30 декабря 2016 года спустил на воду ледокол «Виктор Черномырдин». Как сообщил корреспондент «Российского судоходства» с церемонии, ледокол, закладка которого состоялась 10 октября 2012 года, должен начать работу в 2018 году. Ледокол проекта 22600 мощностью 25 МВт (ЛК-25, заказ 05620) – дизель-электрический ледокол с широким набором функциональных возможностей. Он был запланирован к постройке в рамках программы обновления государственного...

21 декабря 2016 года в Беломорской военно-морской базе Северного флота – в Северодвинске (Архангельская область), состоялась торжественная церемония подъёма Военно-морского флага на большом гидрографическом катере БГК-2154 проекта 19920, который был построен на ССЗ «Вымпел». Судно официально вошло в состав Северного флота. Постоянным пунктом базирования катера стала Беломорская ВМБ СФ. Церемония подъема Андреевского флага прошла под руководством командира Беломорской военно-морской базы...

29 марта на Северной верфи в Санкт-Петербурге прошла церемония закладки третьего по счёту ярусолова-процессора проекта МТ1112XL.

Судно, получившее имя «Гандвик-3», строится по заказу Рыболовецкой компании «Вирма» (входит в ГК «Карельский рыболовный флот»). Сдача заказчику судна «Гандвик-3» запланирована на третий квартал 2021 года. Ярусолов должен вести промысел трески и пикши в северных районах Атлантического океана, Баренцевом и Норвежском морях.

Всего Северная верфь по проекту МТ1112XL строит четыре ярусолова-процессора для рыбодобывающих компаний (три — для РК «Вирма» и один — для ООО «Глобус»). Кроме того, завод заключил контракты на строительство десяти траулеров-процессоров для Группы Норебо. Корпуса двух траулеров, «Капитан Соколов» и «Капитан Геллер», формируются в эллинге предприятия.

  • Фото из открытых источников
  • Сегодня в Санкт-Петербурге на АО «Адмиралтейские верфи» спущена на воду дизель-электрическая подводная лодка Б-274 «Петропавловск-Камчатский» — седьмая ДЭПЛ проекта 06363 и первая из шести лодок этого проекта, предназначенных для Краснознамённого Тихоокеанского флота.


  • sskzvezda.ru
  • Дноуглубление в акватории бухты Большой Камень позволит Судостроительному комплексу «Звезда» организовать подходной канал и обеспечить нужную глубину у гидротехнических сооружений: причалов, набережных, пирса и сухого дока. Нынешняя глубина бухты колеблется от 6 до 7 метров, а после дноуглубления она составит от 12 до 30 метров. Проведенные работы позволят строить и спускать на воду суда без ограничений их тоннажа и осадки.Судоверфь получила все необходимые для проведения дноуглубительных работ согласования. Разработало проект ООО «ДПИ «Востокпроектверфь».

    На данный момент суда компании-подрядчика уже заходят в акваторию: это два фрезерных и два грейферных земснаряда. Именно они займутся непосредственно дноуглублением. Вспомогательные суда осуществят транспортировку полученного грунта к местам утилизации в нескольких километрах от бухты Большой Камень.


  • flotprom.ru
  • Предприятие «Винета» завершило очередной этап испытаний нового композитного маломерного судна — высокоскоростного глиссирующего катамарана. Он построен на основе перспективной многофункциональной платформы катамарана — МПК-9.6 проекта 08611. Судно модульной конструкции можно конфигурировать в соответствии с требованиями заказчика, в качестве которого рассматриваются силовые, гражданские ведомства, а также любители водного спорта и туризма.


  • aoosk.ru
  • Центр судоремонта «Звёздочка» (входит в Объединённую судостроительную корпорацию) завершил научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по теме «ДРК9000». Опытный образец движительно-рулевой колонки (ДРК) мощностью 9 МВт высокого ледового класса Icebreaker 7 успешно прошел все испытания.

    Разработка перспективного движительного комплекса выполнялась в рамках программы замещения импортных поставок судового оборудования, реализуемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. «Звёздочка» стала первым в России и третьим в мире поставщиком высокомощных движительно-рулевых колонок механического типа.


  • screenshotscdn.firefoxusercontent.com
  • В Санкт-Петербурге, на территории Крыловского научного центра приступили к тестированию модели атомного ледокола «Лидер», который в перспективе станет самым большим и мощным судном подобного класса в мире.

    Для испытаний нового ледокола используется пятиметровая модель разработанного судна. Корабль в миниатюре крушит ледяной покров в 4 см, что соответствует 1,5-метровым льдам океана. Благодаря таким испытаниям определяются приемлемые для сложных условий обводы корпуса. Проведение подобных мероприятий обязательно для всех кораблей ледового класса, поскольку в процессе экспериментов удается определить возможность формирования кораблями ледовых условий.

    Испытания должны подтвердить актуальность тех решений, которые заложили в проекте конструкторы.


  • www.rosatom.ru
  • 21 марта атомный контейнеровоз «Севморпуть» Росатомфлота вышел из морского порта Архангельск в направлении Гыданского полуострова. На борту судна — более 25 тыс. фрахтовых единиц разнородного генерального груза для проекта «Арктик СПГ-2».

    Для проекта «Арктик СПГ-2» «Севморпуть» доставит продукцию российских предприятий: трубы, металлоконструкции, контейнеры и строительную технику. «Переход из Архангельска к месторождению „Утреннее“ в Обской губе займет не больше пяти суток, — отмечает капитан атомного контейнеровоза „Севморпуть“ Фарид Габбасов. — Груза очень много. Он достаточно объемный. Потребуется много подъемов кранов для выгрузки на припай. Работа нам хорошо знакомая». После завершения работ на месторождении «Утреннее» атомный контейнеровоз «Севморпуть» вновь направится в порт Архангельска, чтобы встать под погрузку второй партии снабжения для проекта «Арктик СПГ-2».


  • sudostroenie.info
  • На «Северной верфи» началось строительство второго морозильного траулера-процессора проекта 170701 для «Группы «НОРЕБО».

    Траулеру присвоено имя «Капитан Геллер» в честь С. И. Геллера (1936 — 2006 г.), проработавшего около тридцати лет на судах рыбопромыслового флота Мурманской области. Ранее стороны подписали еще один контракт на строительство четырех траулеров для лова рыбы на Дальнем Востоке. Напомним, что первый траулер «Капитан Соколов», был заложен 3 ноября 2018 года. Таким образом, количество заказанных траулеров проекта 170701 увеличилось до десяти.

    Заложенный сегодня траулер должен быть передан «Рыбпроминвесту» в начале 2021 года. Как и «Капитан Соколов», он будет вести лов трески и пикши в Северо-Восточной Атлантике.

    На судостроительно-судоремонтном заводе «Риф» (г. Ростов-на-Дону) в настоящее время ведется строительство оборудования для мидийных ферм, которые устанавливаются в Крыму в открытом море на расстоянии 1 километра от берега около озера Донузлав.


  • zao-rif.com

  • rosmorport.ru
  • Новый лоцмейстерский катер ледового класса «Фортуна» проекта 02780М пополнил флот Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».


  • gov39.ru
  • 14 марта 2019 года в Калининградской области в городе Светлом на СЗ «Межколхозная производственная база» состоялась закладка малого рыболовного сейнера-траулера проекта 174610.

    Малый рыболовный траулер строится по заказу группы компаний — одного из лидеров рыбодобычи в Балтийском море и предназначен для круглогодичного промысла мелкосельдевых видов. Инвестиции в судно составили 262 миллиона рублей.

  • Сегодня в Шлиссельбурге (Ленинградская область) на «Невском судостроительно-судоремонтном заводе» заложили головное грузопассажирское судно ледового класса проекта PV22 для компании «Сахалинлизингфлот». Проект судна разработан Морским инженерным бюро (Украина).

    Технические характеристики:

    Главные размерения: длина — 75 м, ширина — 16 м, осадка — 5 м.

    Скорость хода: 14 узлов

    Автономность: не менее 15 суток

    Экипаж: 22 человека

    Пассажировместимость: 146 человек

    Объём грузового трюма: 895 м³

    На верхней палубе можно разместить 6 легковых автомобилей

    Судно имеет ледовый класс ARC 4

    На судостроительном заводе «Экспериментальная верфь» (г. Тюмень) в настоящее время ведется строительство двух буксиров-толкачей.


  • www.youtube.com

  • minvr.ru
  • Научно-производственное объединение «Электротехническая Корпорация» наладило выпуск алюминиевых лодок и щитового оборудования. Проект резидента свободного порта Владивосток реализован по соглашению с АО Корпорация развития Дальнего Востока". На новом предприятии, объем вложений в которое превысил 9 млн рублей, создано 27 рабочих мест.

    Производственный комплекс общей площадью более 1170 квадратных метров расположен на территории города Артёма в Приморском крае. Ассортимент производимой продукции включает лодки-плоскодонки, катера и боты разных модификаций. Вторым направлением деятельности компании является производство трансформаторных подстанций, щитов освещения, пунктов коммерческого учёта.

    Инвестор отмечает, что лодки из алюминия успешно конкурируют с лодками из полимерных материалов благодаря своей прочности при истирании и ударных нагрузках. На российском рынке маломерных судов в последнее время произошло заметное замещение импортных плавательных средств на отечественные металлические.


  • flotprom.ru
  • Все серийные пограничные сторожевые корабли проекта 22100, шифр «Океан», получат отечественные телескопические ворота для вертолетных ангаров. Об этом Mil.Press FlotProm рассказал главный конструктор ЦМКБ «Алмаз» Борис Лейкис.

    Шеф-монтаж первого импортозамещенного изделия провели в сентябре 2018 года на втором ПСКР этого типа — «Петропавловск-Камчатский». Его строит Зеленодольский завод имени Горького (входит в холдинг «Ак Барс»).

    По словам конструктора корабля, речь идет о замене продукции голландской фирмы Mafo. На головном ПСКР «Полярная звезда» установлены иностранные ворота, отечественными изделиями оснастят все последующие корабли серии. Таким образом элементы вертолетного ангара корабля стали полностью российскими.

  • 28 февраля 2019 года на «Окской судоверфи» (г. Навашино, Нижегородская область) спущен на воду многоцелевой сухогруз «Навис-2», строящийся по проекту RSD32M (стр. номер 3202).


  • meb.com.ua

  • sskzvezda.ru
  • Судостроительный комплекс «Звезда» начал резку металла для третьего в серии танкера типа «Афрамакс» дедвейтом 114 тыс. тонн. Начало строительства судна осуществляется в блоке корпусных производств на высокотехнологичном газо-плазменном станке.

    Головное судно из серии танкеров класса «Афрамакс» было заложено на стапеле «Звезды» в сентябре прошлого года. Постройка «Афрамаксов» позволяет «Звезде» осваивать современные технологии создания крупнотоннажных судов. Танкеры «Афрамакс» станут первыми судами такого типа, построенными в Российской Федерации.

    Серия танкеров «Афрамакс» включает 12 судов; изготовление и сборка секций первых двух судов сейчас ведется в цехах и на стапеле предприятия. Сдача первого танкера запланирована на будущий год.


  • www.korabel.ru
  • В Амурской области, на стапеле судостроительного завода имени Октябрьской революции состоялась торжественная церемония закладки Большого гидрографического катера «Александр Анищенко».

    Судно «Александр Анищенко» будет предназначено для выполнения гидрографических и лоцмейстерских работ в прибрежных районах. Так же катер может доставлять научные группы и спецоборудование до 15 тонн на необорудованное побережье.


  • tass.ru
  • Сегодня на Зеленодольским судостроительном заводу заложили очередной МРК проекта 22800 «Каракурт». Корабль стал одиннадцатым по счету в серии МРК проекта 22800.


  • krsormovo.nnov.ru
  • На заводе «Красное Сормово» (входит в ОСК) состоялся спуск на воду первого в серии из четырёх сухогрузных теплоходов проекта RSD59 судна под названием «ИДЕЛЬ 1». Сухогруз построен по заказу российской судоходной компании «Пола Райз».

    1. Введение

    Судостроение - отрасль промышленности, производящая постройку судов всех типов и назначений. Что за скупая формулировка для такого богатого понятия! Ведь за этими несколькими словами, пусть предельно правильными и конкретными, стоит огромный, волшебный мир.

    Это мир гигантских кораблей, искрящегося металла, бурлящей воды и сильных людей - настоящих мужчин. Кораблестроители стоят на рубеже двух стихий: суши и моря, - и это добавляет особую важность и особую романтику в их работу. Соприкоснувшись с этим миром однажды, невозможно не полюбить его. Однажды почувствовав теплый воздух с запахом железа и масла сборочного цеха, вы уже никогда не забудете этот аромат.

    Впервые лицом к лицу с судостроением я столкнулся, когда мне было одиннадцать лет. На АСО "Вымпел" в Рыбинске я своими глазами увидел, как корабль спускают на воду. Корпус корабля с неподключенными силовыми установками и электросистемой с грохотом сходит со стапельных рельс и обрушивается в воду, поднимая невообразимое количество брызг. Все это произвело на меня неизгладимое впечатление, и уже тогда я решил хоть как-то связать свою судьбу с кораблестроением.

    С детства меня окружала атмосфера, связанная с кораблями, флотом, наполненная рассказами о море, об отважных моряках, служащих на огромных военных судах. Ведь я, сказать по правде, должен был стать потомственным моряком-подводником в третьем поколении. Мой дед, Ракип Рашитович Азизов, капитан I ранга, прошёл войну на дизельной подлодке "Щука" в звании старшего лейтенанта. Затем стоял у истоков создания советского военного атомного подводного флота. Мой отец, капитан I ранга Олег Ракипович Азизов служил уже на современных крейсерских атомных торпедных подводных лодках проекта 671. Сейчас он работает в ГК "Росвооружение" и работа его очень тесно связана с судостроением. Благодаря этому мне и удалось воочию увидеть работу судостроительного завода.

    Очевидно, что и мне предстояло стать военным моряком, и в детстве я даже хотел идти в Нахимовское военное училище. Так что теперь, в начале семестра с выбором темы у меня проблем, конечно не было.

    Безусловно, не только причины личного свойства заставили меня остановить свой выбор на теме судостроения. Водный транспорт выполняет перевозку около 6% всех грузов России, и на него приходится 10,5% всего грузооборота нашей страны. По грузообороту судоходный транспорт уступает лишь железнодорожному и трубопроводному, и уже поэтому является одним из важнейших. Кроме того, только водным путем доставляются грузы в самые труднодоступные уголки нашей страны, где использование других видов транспорта практически невозможно. Также необходимо сказать, что морским транспортом осуществляется основной грузооборот в международной торговле России. Поэтому отрасль промышленности, обеспечивающая создание технической базы для такого стратегически важного для экономики вида транспорта, и сама приобретает чрезвычайно важное значение для страны. Ещё следует отметить незаменимость судостроительной промышленности в структуре российской экономики: широко используя кооперирование с другими отраслями промышленности, судостроение стимулирует производство в этих отраслях, создает огромное количество рабочих мест и приносит высокий доход от продажи судов как на внутреннем, так и на международном рынках.

    Кроме важности предмета анализа моей работы, саму тему работы нельзя упрекнуть в неактуальности. Сегодня, когда вся отечественная промышленность находится в глубоком кризисе, когда продолжается спад производства, судостроение, как никакая другая отрасль, страдает от разрыва связей кооперирования и от недостатка финансирования. В интересах всей страны решить эти проблемы и вывести судостроительную промышленность из того бедственного положения, в каком она сейчас находится.

    Целью своей работы я ставлю не только показать инфраструктуру судостроения, механизмы его функционирования, показать специфику этой отрасли промышленности, но и привлечь внимание к её сегодняшнему тяжелому положению и, возможно, как-то повлиять на дальнейшую судьбу российского судостроения. Кроме того, как я уже сказал, эта работа имеет для меня очень большое личное значение, и я постараюсь передать романтику и неординарность этой темы.

    При работе мною были использованы самые различные источники, как-то: периодические издания "Коммерсант-Daily" и "Сегодня", учебные пособия для судостроительных вузов, книги по истории судостроения и судоходства. Очень ощутимую помощь оказал мне мой отец, дав очень ценные материалы и советы специалиста высочайшего класса.

    Для более легкого прочтения и понимания работы я придерживался следующей структуры работы.

    После введения, чтобы предварить дальнейшее описание непосредственно судостроения, я счел нужным более глубоко рассмотреть значение судостроительной промышленности для экономики страны в связи с другими отраслями промышленности, не замыкаясь только на строительстве кораблей.

    Затем, приступая к рассмотрению современного судостроения, нужно, прежде всего, указать место судостроительной промышленности в структуре хозяйства России и дать типизацию продукции судостроения. Это я постарался сделать более наглядно с помощью схем. Также я счел нужным при вести основные технологические схемы и организационные методы постройки судов для более обоснованного дальнейшего рассказа о специфике размещения и специализации производства.

    Завершить и подытожить проделанную работу я решил описанием текущего положения судостроения в России, его проблем и, безусловно, путей их решения. Мнений по этому поводу достаточно много, и я не претендую на правду в последней инстанции, высказывая оптимистичные предположения по поводу перспектив судостроительной промышленности России.

    2. Значение судостроения для экономики России

    Как уже было сказано выше, водный транспорт имеет огромное значение для нашей страны с её обширной речной системой и морским побережьем громадной протяженности. В связи с этим возрастает и значимость судостроительной промышленности. А ведь судостроение производит не только транспортные суда.

    Количественные и качественные характеристики строительства промысловых судов напрямую влияют на пищевую промышленность и в конечном итоге на наши желудки, ведь уловом с шаланды страну не накормишь. От постройки комфортабельных и надежных лайнеров и теплоходов зависит развитие отечественной индустрии туризма. От строительства современных научно-исследовательских судов зависит научный прогресс нашей страны, открытие новых залежей полезных ископаемых, других ресурсов, своевременное предупреждение экологических катастроф и оповещение о надвигающихся стихийных бедствиях.

    Отдельной статьей стоит военное судостроение. От него зависит обороноспособность страны. Мощный военный флот - это гарант неприкосновенности нашей территории. В XX веке оружием, на которое делают основные ставки, стало ядерное оружие. Каждая подводная лодка несет около 20 ракет с ядерными боеголовками и благодаря своей мобильности и невидимости для противника может держать под ядерным прицелом всю вражескую территорию. Однако не только оборона нашей страны зависит от строительства качественных военных судов. Боезапаса одной подлодки хватит, чтобы уничтожить все живое на Земле, таким образом от надежности судостроения зависит безопасность всей планеты.

    Судостроение является материало- и энергоемкой отраслью и требует обширного кооперирования с предприятиями других отраслей. За счет этого судостроение образует некое подобие целого экономического сектора, в который входят металлургические, машиностроительные, деревообрабатывающие, химические предприятия, электростанции, порты, строительные предприятия, страховые компании. Деятельность всех их завязана на судостроении, причем предполагается движение огромных капиталов в этой сфере, что должно приносить доход как государству, так и частным фирмам.

    Кроме высоких доходов, эта инфраструктура обеспечивает создание миллионов рабочих мест, что при нашем текущем уровне безработицы в 9,1% от экономически активного населения (6,7 млн. безработных) чрезвычайно важно.

    С судостроением очень тесно связан и судоремонт, тоже входящий в "судостроительный" сектор экономики. При продаже судна за границу его техническое обслуживание и ремонт всегда осуществляется на заводах страны-производителя, и это приносит существенный дополнительный доход.

    Должно упомянуть и о доходах, связанных с продажей российских судов за рубеж. В мире они считаются одними из самых качественных, современных и надежных и пользуются хорошим спросом. Достаточно сказать, что только Государственная Компания "Росвооружение" благодаря продаже за рубеж военных кораблей и подводных лодок российского производства принесла экономике России более 3 млрд. долларов.

    Таким образом, судостроение стимулирует производство и экономический рост в очень многих отраслях промышленности, является неотъемлемой частью российской экономики и вследствие важности своей продукции имеет общегосударственное значение.

    3. Место судостроения в составе народного хозяйства россии

    4. История судостроения в России

    Для гражданского судостроения в России прошлый год получился относительно удачным. Объемы производства не снизились, а в финансовом отношении зафиксирован рост. Серьезную поддержку оказало правительство, которое поставило перед руководством отрасли задачу нарастить долю присутствия цивильных кораблей во флоте до 40-50% в течение ближайшего десятилетия.

    Гражданское судостроение в 2016 году

    По итогам 2016 года, заказчики получили 54 новых судна различной степени сложности. Например, обзавелась ледостойкой платформой, первым проектом которой станет разработка месторождения в Каспийском море. Значительная часть заказов пришлась на сухогрузы и нефтеналивные корабли. Помимо новых объектов, былы отремонтированы десятки барж, буксиров и понтонов.

    Доля гражданского судостроения составила в прошлом году 15-20%. В штучном выражении этот показатель внушительнее. Добиться существенного финансового прогресса мешает то обстоятельство, что класс выпускаемых пока выше. Относительно реальности достижения уровня в 40-50% мнения экспертов расходятся. Одни считают, что цель адекватная, другие сомневаются в таком прогрессе ввиду непростой в стране.

    Главные надежды оптимистов гражданского судостроения России связаны с устареванием . Средний возраст объектов составляет 28 лет, при этом 30% кораблей перешагнули тридцатилетний рубеж. В портовом классе таких «стариков» больше половины. В перспективе эти сегменты могут принести отрасли значительное количество заказов. Вопрос в том, смогут ли владельцы позволить себе обновление.

    Поддержка гражданского судостроения в России

    Если говорить о мировом рынке, то здесь доля РФ составляет лишь немногим более 0,5%. Поставлена задача увеличить этот показатель как минимум в четыре раза. Реализация проектов, ориентированных на экспорт, взята под особый контроль регулирующими органами. Спрос на отечественную продукцию присутствует. Задача в том, чтобы четко определить приоритеты и оказывать поддержку именно перспективным сегментам.

    Одним из направлений, к которым иностранцы проявляют пристальное внимание, является строительство судов на воздушной подушке. В частности, заинтересованность в этом высказали бразильцы. Предприятия гражданского судостроения в России делают подобную технику на протяжении сорока лет, поэтому необходимо лишь обеспечить соответствующие условия.

    Конкуренция на мировом рынке очень серьезная. В плане цены сложно противопоставить что-то цам с их конвейерным крупносерийным производством. Плюсом российской продукции можно назвать традиции и качество, об уровне которого многие зарубежные специалисты отзываются положительно. Насколько успешно будет реализован сегодняшний потенциал, зависит от динамики дальнейшего государственного финансирования.

    Ведущие предприятия

    Лидером отечественного гражданского судостроения считается Выборгский завод, который специализируется на рыбопромысловых объектах. Существует ряд предприятий, способных серьезно потеснить его в ближайшей перспективе. Прежде всего, это калининградский «Янтарь» и питерская «Северная верфь». Есть еще «Окская судоверфь» и «Красное Сормово» - заводы, которые базируются в Нижегородской области.

    Вышеперечисленные компании работают сегодня с максимальной нагрузкой. Они основательно загружены военными заказами, поэтому серьезно увеличить долю производства цивильных судов не получится как минимум до 2020 года. При этом не факт, что к тому времени ситуация изменится. Тем не менее гражданское судостроение в России потихоньку оживает, особенно если сравнивать положение дел с девяностыми годами прошлого века.

    Перспективы

    Рискнем предположить, что главным драйвером в 2017 году станет строительство рыбопромысловых кораблей. Утвержденные недавно поправки к закону «О рыболовстве» устанавливают новые правила игры, настойчиво «стимулирующие» владельцев к обновлению флотилий. Руководство отрасли рассчитывает уже в ближайшее время получить заказ на изготовление 35 единиц техники. В денежном выражении это больше двух миллиардов рублей.

    Пессимисты считают, что в 2017-м гражданское судостроение ожидает падение объемов производства, которое в дальнейшем будет только усугубляться. Технические возможности отечественных заводов пока не позволяют конкурировать с мировыми лидерами. Даже рубля не поможет сформировать предложения, привлекательные для серьезных . Остается рассчитывать на спрос со стороны внутреннего потребителя, которого ограничивает экономическая ситуация в стране.