05.07.2019

Что такое желание? Роль желания в нашей жизни. Откуда появляются добрые и злые желания людей? Не нужно навязываться людям, и ты поймешь, нуждаются ли они в тебе


Благодаря общению, мы учимся разговаривать, правильно преподносить свои мысли и чувства, высказываем свое мнение, решаем многие проблемы и просто отдыхаем. Без общения человек теряет духовное и физическое равновесие. У него ухудшаются взаимоотношения с окружающими, что зачастую сказывается на его здоровье.

Мы созданы так, что стремимся и мечтаем иметь много друзей и быть им нужными и полезными. Наличие большого круга общения положительно влияет на нашу удовлетворенность жизнью и помогает решать наши многие проблемы.

К сожалению, многим из нас может в какой-то момент показаться, что мы недостойны чужого внимания и не интересны людям. Это не так. Всегда необходимо учитывать, что другие люди имеют те же страхи, и порой испытывают те же чувства несостоятельности и никчемности. Они также могут считать, что не интересны окружающим.

Эти пять истинных законов жизни, которые помогут осознать принципы взаимоотношений с окружающими.

Итак, вот 5 истинных законов жизни:

1. Не нужно навязываться людям, и ты поймешь, нуждаются ли они в тебе

2. Не нужно верить словам - в наше время они ничего не стоят

Сердце человека коварно и испорчено с детских лет. Многие могут говорить приятные слова, при этом держать кулак за пазухой. Им ничего не стоит словами ввести человека в заблуждение, при этом они испытывают чрезмерное удовольствие. Доверяя каждому встречному, вы попадетесь на удочку как маленькая рыбка, а обдумывая каждый свой шаг самостоятельно – строите счастливое будущее. Не веря «пустым» словам, вы обезопасите свою жизнь и увеличите количество счастливых дней.

3. Цени тех, кто тобой дорожит и не держи тех, кому ты не нужен

Для того чтобы быть счастливым – окружи себя счастливыми людьми. А люди, которым ты не нужен, никогда не смогут быть счастливы с тобой.

4. Не верь отговоркам - если у человека есть желание, он сделает это при любых обстоятельствах

Человек имея желание, при любых обстоятельствах, будет ценить ваше общение и уважать ваши интересы. Этим он покажет, что ваше мнение ему важно и ваш совет ценен.

5. Не суди людей по себе, они не способны ради тебя сделать то, на что ты готов был ради них

Люди могут оказаться слабыми и неспособными на настоящую дружбу. Но не теряй достоинство, продолжай делать добро и относиться с пониманием даже к слабым. Это и будет твоей победой. Помни, самая удобная подушка – чистая совесть.

Почему желания людей могут быть как добрые, так и злые? Откуда вообще в человеке появились желания? Какую роль играют желания в жизни человека? Для чего они ему даны? Быть может лучше, если бы у нас вообще никаких желаний не было? Желания вносят в жизнь человека беспорядок и неразбериху, толкают нас на те или иные поступки. Они являются причиной боли и зла. Многие люди выбирают путь отказа от желаний, занимаясь медитацией и отрекаясь от мирских потребностей. Но правильно ли это? Есть ли альтернатива?

Чтобы разобраться с этими вопросами, нам, прежде всего, необходимо понять, для чего нам даны наши желания? Ответ на этот вопрос лежит в понимании цели, ради которой нас создал Бог.

Духовные и физические желания людей

Мы были созданы как Его дети и полноценные партнеры в отношениях. Если бы у человека вообще не было желаний, то не было бы и самой жизни. Для того, чтобы продолжать жить, человеку необходимы определенные условия, а значит, ему просто необходимы желания иметь эти условия. Наши физиологические потребности рождают естественные физические желания : желание комфорта, сексуальное желание, желание еды и сна. И эти желания дают человеку возможность выжить в окружающей среде, сохранить здоровье тела и преумножиться через рождение детей.

Помимо этого человек также имеет духовное начало, а значит и духовные желания , которые призваны помочь нам выжить духовно. Человек не смог бы жить без любви, потому что именно любовь является основой взаимоотношений Бога и человека, а также взаимоотношений между людьми. Поэтому желание любви является самым основным для нас. Мы хотим любить и быть любимыми, и эта потребность живет в нас с самого рождения. Естественным проявлением любви является красота. Поэтому человек наделен восприимчивостью к красоте и стремлением к красоте, стремлением преумножить красоту. Еще одним выражением любви является гармония и порядок. Поэтому люди стремяться к познанию и поиску гармонии в окружающем мире. Кроме того, человек наделен желанием авторитета и власти как хозяин и господин этого мира. Любовь, красота, знания и авторитет – это естественные стремления нашего сердца.

Таким образом, сами по себе желания людей не являются ни злыми, ни добрыми . Мы имеем их просто потому, что так нас создал Бог. Мы, люди, обладаем душой и телом. И существуют благодаря тому, что в нас генетически заложены желания и стремления. Не будь их – не было бы ни жизни, ни развития человечества.

Как отличить добрые и злые желания?

Тогда что же делает наши желания добрыми или злыми? Можно назвать это одним словом – мотивация. Что мы ставим в центр нашего желания? Эгоизм или заботу о благе других людей? В целом можно сказать, что наше тело является более эгоистичным, чем наша душа. Причина этого в том, что тело дано человеку для того, чтобы он поддерживал собственное существование. В то время как душа дана нам для того, чтобы мы вступали в отношения с другими людьми, могли заботиться о них. Очень важно ясно понимать предназначение и позиции души и тела. Что из них является главным, а что занимает второстепенное положение. Мы не животные обладающие сознанием, а духовные существа, наделенные телом. Поэтому и желания тела у людей должны быть подчинены желаниям души.

Например, сексуальное желание не является злом само по себе, но оно должно быть четко заключено в рамки духовной любви. Оно должно служить глубочайшим выражением любви к нашему единственному супругу. Если оно выходит за эти рамки, то становится похотью. Желание комфорта также не является злом само по себе. Но если человек желает комфорта только для себя и за счет других, то это уже воровство. Также желания сна и еды не должны быть бесконтрольными. Мы должны использовать нашу власть и авторитет, а также наши знания ради блага окружающих людей, а не для собственного удовлетворения и комфорта.

Другими словами, добрые и злые желания отличаются направлением . Если они направлены на благо других людей, на осуществление цели, ради которой мы были созданы, ради создания близких взаимоотношений с Богом, со своей семьей и с окружающими нас людьми, направлены на преумножение красоты в этом мире, то такие желания добрые. Если же они противоречат этим целям – то они злые. Понимание этого простого момента поможет нам разобраться в своих желаниях. Вместо того чтобы игнорировать и отрицать желания, мы сможем успешно контролировать и направлять их.

Экология познания. Психология: В философии и мотивационной психологии есть множество моделей, описывающих поведение человека. Зачастую они предлагают сводить всё многообразие побуждений к нескольким основным мотивам, порой к нескольким десяткам. Иногда они сводят все желания человека к одному (например, к стремлению к счастью) или двум (например, поиску эмоционального вознаграждения и избеганию страданий).

Cо временем мне стали чужды
все человеческие нужды

- К. Лощевский

В философии и мотивационной психологии есть множество моделей, описывающих поведение человека. Зачастую они предлагают сводить всё многообразие побуждений к нескольким основным мотивам, порой к нескольким десяткам. Иногда они сводят все желания человека к одному (например, к стремлению к счастью) или двум (например, поиску эмоционального вознаграждения и избеганию страданий).

В дневниках Даниила Хармса есть записи о земном интересе - пища, питьё, тепло, женщина - и небесном. Небесный интерес заключается в поиске бессмертия, которого люди пытаются достичь, в свою очередь, одним из трёх способов: продолжить род, обессмертить имя или достигнуть вечной жизни через святость.

Широкую известность получила «пирамида Маслоу». Маслоу предположил, что у человека существуют потребности физические, социальные и потребность в самореализации. Маслоу полагал, что, удовлетворив потребность в пище, сне, тепле, человек затем озадачивается половым вопросом и социальным признанием, после чего достигает уровня, в котором можно заняться уже самоактуализацией.

Недостатком модели Маслоу служит то обстоятельство , что люди могут, нарушая его схему, пренебрегать «низшими» потребностями ради «высших», например, недосыпать ради получения образования или рисковать жизнью и здоровьем ради власти.

Другой важный недостаток : пирамида Маслоу описывает некоего универсального человека, пренебрегая тем важным обстоятельством, что приоритеты различных людей могут значительно отличаться. Райсс называет себя последователем Абрахама Маслоу в том смысле, что главной заслугой последнего является попытка вообще рассматривать человеческую природу с мотивационной точки зрения.

Райсс посчитал, что необходимо объединить достижения психологии (в основном, методики) и философии (смысловые концепции) для разработки наиболее адекватной теории мотивации

В 1998 году американский психолог Стивен Райсс предложил собственную модель, в которой человек рассматривается в фокусе шестнадцати первичных потребностей, каждая из которых действует независимо от других, и индивидуальный набор силы проявления которых разнится от одного к другому.

Число «16» не должно вводить в заблуждение, базовые желания - не психотипы, и Райсс рассматривал варианты с 10-ью или 17-ью основаниями, но нашёл их менее функциональными.

Профессор Райсс создал свою теорию после выхода из больницы, где ему поставили смертельно опасный диагноз.

Когда мы сталкиваемся с трагедией, мы пересматриваем, что нами сделано, размышляем, что могли бы сделать, и задаёмся вопросом, что это значит. Мы узнаём, кто мы есть и что мы в действительности ценим.

Так, размышляя о смерти, эгоизме и долге, он пришёл к выводу о неудовлетворительности концепции, согласно которой человеком руководит просто «принцип удовольствия». Ведь один человек предпочитает задержаться на работе, а другой - провести время с семьёй, и то, что оба они руководствуются желанием чувствовать себя хорошо и избегнуть неприятностей, никак не помогает нам понять, почему же они в итоге принимают противоположные решения.

Изучив историю вопроса, Райсс обнаружил, что, по Платону, человеком движет стремление к истине, во фрейдизме - Эрос и Танатос, у Юнга - воля к жизни, у Адлера - превосходство и власть. Карл Роджерс предполагал, что два основных желания: самореализация и самопризнание.

Джеймс создаёт уже более подробный перечень основных инстинктивных желаний: бережливость, созидание, любознательность, самолюбование, семья, охота, порядок, игра, секс, стыд, боль, стадность и месть.

В дальнейшем МакДугалл расширяет этот список и продолжает исследования, а Мюррей отталкивается от него в разработке собственного перечня и в 1938 предлагает свой Тематический апперцептивный тест (TAT).

Однако теории Джеймса и МакДугалла не нашли отклика ни в лагере психоаналитиков, ни в лагере бихевиористов. Первых не устраивало чересчур сложная схема множества инстинктов, а вторых - возможность унаследования степени их выраженности.

Райсс посчитал, что необходимо объединить достижения психологии (в основном, методики) и философии (смысловые концепции) для разработки наиболее адекватной теории. Для этого было сформулировано 328 изначальных целей, сведённых путём факторного анализа к 16, так как именно 15 – 16 категорий охватывали цели с наибольшей степенью полноты и точности.

Важным моментом было то, что жизненно важные потребности, которые не имеют индивидуального проявления (например, потребность в воде), были исключены. Было обследовано 6000 человек.

Эффект самообнимания   - склонность проецировать на других собственную мотивационную модель, ожидая, что другие должны» руководствоваться тем же, что и вы

Важным понятием теории является эффект самообнимания. Эффект самообнимания заключается в склонности людей проецировать на других собственную мотивационную модель, ожидая, что другие «должны» руководствоваться тем же самым. Эта проблема - одна из глубоких причин непонимания и конфликтов в человеческом обществе, столкновения с Другим.

Райс пишет об этом:

Ваш босс испытывает основные желания совершенно иначе, чем вы. Родители испытывают основные желания совсем не так, как их дети. Жены испытывают основные желания совершенно иным образом, нежели их мужья. Секс одним людям доставляет значительно большее удовольствие, чем другим, что частично связано с индивидуальным разнообразием в генах, которые стимулируют интерес к сексу.

Точно так же отцовство и материнство доставляют намного большую радость одним по сравнению с другими. Поскольку мы не можем сами пережить степень того удовольствия, которое другой человек получает от секса или от отцовства/материнства, мы иногда не можем определить, в какой мере эти желания являются или не являются мотивационными для других людей. Мы зачастую не понимаем, почему некоторые люди реагируют на секс или на отцовство/материнство отлично от нас, потому что мы не представляем себе, как генетические различия между нами порождают различную интенсивность удовольствия.

«Каждое из 16 желаний в действительности представляет собой группу взаимосвязанных мотиваций », - пишет Райсс.

Итак, вот 16 базовых желаний по Райссу с учётом эффекта самообнимания:

Признание - потребность в одобрении, присоединении к группе.

Эта же потребность выражается в желании быть любимым. При сильной проявленности побуждает людей избегать внимания, критики и публичных выступлений, также трудных задач. Связана с самооценкой и чувством собственного достоинства. Эффект самообнимания для этой потребности проявляется в том, что человек с сильно выраженной потребностью в признании воспринимает себя как ненавязчивого, со слабой - как уверенного. Другой, то есть человек с сильно иной потребностью в признании, будет восприниматься нами как слишком впечатлительный либо, наоборот, самодовольный.

Любопытство, или любознательность, - потребность в обучении, жажда знания.

Райсс подчёркивает, что это не интеллект (способность к лёгкому познания вещей), а то, какие эмоции индивид получает от процесса познания. Кроме того, можно быть любопытным, но не любить интеллектуальные игры (шахматы, бридж), поскольку они не связаны с поиском истины. Любознательные люди чаще других задают вопросы. Эффект самообнимания проявляется так: я (умный / практичный), другой (простоватый / зануда).

Еда - потребность в питании.

Также застольные обычаи и охота. Эффект самообнимания: я (гурман / благоразумный), другой (ограничивающий себя / обжора).

Семья - потребность растить детей, материнские и отцовские инстинкты.

Эффект самообнимания: я (ответственный / независимый), другой (эгоистичный / домосед).

Честь - потребность в верности ценностям этнической группы, клана и родителям.

Связана с патриотизмом. Эффект самообнимания: я (принципиальный / рациональный), другой (бесчестный / ханжа).

Идеализм - потребность в социальной справедливости и равенстве.

Вызывает интерес к благотворительности и политике. Эффект самообнимания: я (сострадательный, справедливый / реалист), другой (циник / мечтатель).

Независимость - потребность в свободе, самоопределении и в том, чтобы полагаться на свои силы.

Эффект самообнимания: я (независимый, самостоятельный / преданный), другой (незрелый / упрямый).

Порядок - потребность в предсказуемом и организованном окружении, в чистоте.

«Каждому человеку присущ свой уровень порядка в качестве наиболее комфортного». Эффект самообнимания: я (организованный / гибкий), другой (неряшливый / педант, перфекционист).

Физическая активность - потребность упражняться.

Люди, занимающиеся спортом, в разной степени делают это для пользы и для удовольствия. Эффект самообнимания: я (активный / спокойный), другой (ленивый, физкультурник).

Власть - потребность проявления воли, желание оказывать влияние на других людей, достигать успеха.

Честолюбие, доминирование. Эффект самообнимания: я (лидер / расположенный к людям), другой (ленивый / властный).

Романтика - потребность в сексе и, одновременно, эстетике.

Эффект самообнимания: я (чувственный / аскетичный), другой (фригидный / гедонист).

Бережливость - потребность что-либо собирать, накапливать.

Связана с такими качествами как скупость, расточительность и склонность к коллекционированию. Эффект самообнимания: я (экономный / наслаждающийся жизнью), другой (расточительный / скряга).

Общение - потребность в общении и друзьях (равных отношениях).

Эффект самообнимания: я (открытый / серьёзный), другой (замкнутый / поверхностный).

Статус - потребность в социальном положении/важности, внимание к репутации и производимому впечатлению, к титулам и наградам, престижу и потреблению premium-класса.

Высокий или низкий уровень этой потребности отражает одновременно самооценку и восприятие окружающих. Эффект самообнимания: я (элита / непредвзятый), другой (незначительный / сноб).

Покой - потребность в безопасности, эмоциональном комфорте.

Эта потребность тесно связана с интенсивностью переживания боли, стресса и страха. Эффект самообнимания: я (осторожный / смелый), другой (авантюрный / боязливый).

Месть - потребность давать сдачи, соревноваться и побеждать.

Связана с гневом и ненавистью. Эффект самообнимания: я (победитель / бесконфликтный), другой (пассивный / агрессивный).

В книге Райсса «16 стремлений к Богу» исследуется психология религии: по его мнению, вера удовлетворяет все шестнадцать базовых потребностей.
(Фото © Tom Dodge)

Каждая потребность у человека может быть выражена в разной степени. Райсс остановился на трёх пограничных значениях: слабая проявленность, средняя и сильная. Схема даёт широкое многообразие людских типажей, поскольку потребности рассматриваются как независимые друг от друга.

14 потребностей могут быть в той или иной степени обнаружены у животных, 12 могут задействоваться в религиозных практиках, что вполне соответствует религиоведческой позиции: религия не может уложиться в рамки нескольких психосоциальных функций и не должна рассматриваться уже, чем «форма культуры».

Что касается постоянства потребностей, то повторные исследования показали крайнюю устойчивость 16 базовых желаний у людей со временем. Похоже, что они обусловлены генетически или формируются уже в раннем возрасте. «Люди могут меняться, но до определённой степени и не очень легко».

Различия полов статистически усредняются из-за частных отклонений. При этом сохраняется тенденция мужчин чаще быть агрессивными и менее нуждаться в покое, хотя сила родительских инстинктов у обоих полов разнится слабо.

Райсс пишет, что не нашлось корреляции между потребностями и этническими группами, но признаёт, что исследованию подвергались только представители Америки, Канады и Японии.

Поэтому он не готов делать выводы о роли культуры и воспитания в формировании потребностей, склоняясь пока к тому, чтобы считать её всё-таки меньшей, чем роль генетики. Во всяком случае, профессиональные тесты выявили, что разные профессии привлекают разных людей.

Разработаны тесты, которые предполагают более сотни вопросов и иногда даже контрольную сверку с использованием анкет наблюдателей, оценивающих со стороны. Простейший же тест состоит из 16 вопросов такого вида: «вы обычно испытываете большую или меньшую потребность в независимости (как пример), чем ваши сверстники?». В таком варианте точность зависит просто от понимания себя и других людей, а также сути каждой потребности.

Модель Райсса представляет собой ценный психологический и социальный инструмент, уже взятый на вооружение кадровыми отделами крупных корпораций и применяющийся в профессиональном спорте.

Однако причины и цель её создания представляли нечто более важное : это посильный вклад автора в понимание природы человека.

Так, Райсс говорит, что на 16 потребностей есть всего 6 сфер их удовлетворения: семья, взаимоотношения, работа, духовная жизнь, спорт и счастье. При этом предлагается различать «чувственное счастье», которое приносит удовольствия в настоящем времени и «ценностно-ориентированное счастье», которое наполняет нашу жизнь смыслом.

Это Вам будет интересно:

Некоторые люди сосредотачиваются на первом, но в какой-то момент могут почувствовать опустошение. И хотя нет причин отказываться от простых радостей, гораздо важнее «ценностно-ориентированное счастье», - тем более, что именно оно поддерживает жизнь в людях, оказавшихся в ситуациях болезней, травм, социальных потрясений и других обстоятельств, которые не всегда можно выбирать. опубликовано

Мы созданы так, что стремимся и мечтаем иметь много друзей и быть им нужными и полезными. Наличие большого круга общения положительно влияет на нашу удовлетворенность жизнью и помогает решать наши многие проблемы.

К сожалению, многим из нас может в какой-то момент показаться, что мы недостойны чужого внимания и не интересны людям. Это не так. Всегда необходимо учитывать, что другие люди имеют те же страхи, и порой испытывают те же чувства несостоятельности и никчемности. Они также могут считать, что не интересны окружающим.

Эти пять истинных законов жизни, которые помогут осознать принципы взаимоотношений с окружающими.

Итак, вот 5 истинных законов жизни:

2. Не нужно верить словам — в наше время они ничего не стоят
Сердце человека коварно и испорчено с детских лет. Многие могут говорить приятные слова, при этом держать кулак за пазухой. Им ничего не стоит словами ввести человека в заблуждение, при этом они испытывают чрезмерное удовольствие. Доверяя каждому встречному, вы попадетесь на удочку как маленькая рыбка, а обдумывая каждый свой шаг самостоятельно - строите счастливое будущее. Не веря «пустым» словам, вы обезопасите свою жизнь и увеличите количество счастливых дней.

3. Цени тех, кто тобой дорожит и не держи тех, кому ты не нужен
Для того чтобы быть счастливым - окружи себя счастливыми людьми. А люди, которым ты не нужен, никогда не смогут быть счастливы с тобой.

4. Не верь отговоркам — если у человека есть желание, он сделает это при любых обстоятельствах
Человек имея желание, при любых обстоятельствах, будет ценить ваше общение и уважать ваши интересы. Этим он покажет, что ваше мнение ему важно и ваш совет ценен.

5. Не суди людей по себе, они не способны ради тебя сделать то, на что ты готов был ради них
Люди могут оказаться слабыми и неспособными на настоящую дружбу. Но не теряй достоинство, продолжай делать добро и относиться с пониманием даже к слабым. Это и будет твоей победой. Помни, самая удобная подушка - чистая совесть.