13.06.2019

Тайфун самолет второй мировой войны. Eurofighter Typhoon. Многоцелевой истребитель. (ЕС). Вооружение Еврофайтер Тайфун


Успех истребителя Хоукер «Харрикейн» был в определенной степени неожиданным даже для его создателя С. Кэмма - ведь он рассматривал «Харрикейна» лишь как промежуточное решение до принятия на вооружение истребителя с более высокими летными качествами.

Уже в конце 1936 г. с министерством авиации были согласованы требования к такой машине, сформулированные в спецификации F. 18/37. Она предусматривала создание цельнометаллического одноместного истребителя, способного развить скорость 640 км/ч и вооруженного 4 20-мм пушками или 12 7,7-мм пулеметами. Предусматривалось установить на самолет новый 24-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения. К разработке таких моторов приступили фирмы «Роллс-Ройс» («Валчер») и «Нэпир» («Сэйбр»). Соответственно авиаконструктор Кэмм проектировал новый истребитель в двух вариантах: R (позже получивший название «Торнадо») под мотор «Валчер» и N («Тайфун») - под «Сэйбр».

Прототип «Тайфуна» впервые поднялся в воздух 24 февраля 1940 г. - спустя почти пять месяцев после облета «Торнадо», но последний в серию так и не попал. Причиной стала загруженность «Роллс-Ройса» производством и модернизацией «Мерлина» - наиболее востребованного в Великобритании авиамотора. Из-за этого программу создания «Валчера» пришлось свернуть. Доводка «Тайфуна» тоже замедлилась после «шока Дюнкерка» - Королевским ВВС требовались прежде всего уже проверенные и .

Второй прототип, получивший вооружение из 4 20-мм пушек, вышел на испытания лишь 3 мая 1941 г., а 27 мая поднялась в воздух первая серийная машина. Хотя пушечное вооружение к тому времени однозначно доказало свое превосходство над пулеметами, из-за недоведенности механизма подачи снарядов пришлось выпустить серию «Тайфунов» с пулеметным вооружением.

Производство самолетов продолжалось до мая 1945 г. Построено 3317 «Тайфунов», причем завод «Хоукер» в Лэнгли выпустил, помимо прототипов, лишь 15 серийных машин в ноябре-декабре 1941 г. Остальные были построены заводом фирмы «Глостер» в Хакклкоте.

Основные модификации Хоукер «Тайфун»

  • «Тайфун» Mk .IA - двигатель «Сэйбр» I (2100 л.с). Вооружение - 12 7,7-мм пулеметов «Браунинг» в крыле. Построено 110 машин, часть из которых впоследствии перевооружена пушками.
  • «Тайфун» M k . I B - двигатель «Сэйбр» I. Вооружение - 4 20-мм пушки «Бритиш Испано» Mk.II . Самолеты могли нести две авиабомбы калибром до 454 кг, либо 8 76,2-мм НАР, или же два 175-л ПТБ. В ходе выпуска вносились изменения в конструкцию. В частности, самолеты получили каплевидный фонарь вместо фонаря «автомобильного типа» (с боковой дверкой), существенно улучшивший обзор. Устанавливались более мощные двигатели «Сэйбр» IIА и IIВ (2180 л.с), а в самом конце серийного выпуска - «Сэйбр» IIС (2260 л.с.) с четырехлопастным винтом вместо трехлопастного.

В серийное производство не внедрялись ночной истребитель «Тайфун» NF Mk.IB с РЛС Al Mk.VI, а также разведчик «Тайфун» FR Mk.IB с АФА в левой консоли крыла (вместо ближней к фюзеляжу пушки).

Технические характеристики самолета Хоукер «Тайфун» Mk.IB

  • Двигатель: Нэпир «Сэйбр» II
  • мощность, л.с.: 2180
  • Размах крыла, м.: 12,67
  • Длина самолета, м.: 9,74
  • Высота самолета, м.: 4,67
  • Площадь крыла, кв. м.: 25,90
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 3992
  • взлетная: 5216
  • максимальная взлетная: 5850
  • Максимальная скорость, км/ч / на высоте, м.: 663/5880
  • Время набора высоты 4572 м, мин.: 5’50»
  • Практический потолок, м.: 10730
  • Дальность полета, км. (с ПТБ): 820* (1580)

* с двумя 227-кг авиабомбами.

Боевое использование Хоукер «Тайфун»

Техническое обслуживание самолета Хоукер "Тайфун"

Первой эскадрильей, получившей «Тайфуны» в сентябре 1941 г., стала 56-я АЭ. Начало эксплуатации самолета сопровождалось многочисленными проблемами, связанными, главным образом, с винтомоторной установкой. Поэтом к апрелю 1942 г. было перевооружено ещё только две АЭ, а три эскадрильи получили «Тайфуны» в течение лета. В тот период главной задачей новых истребителей стало противодействие налетам Люфтваффе на порты Южной Англии и корабли в Ла-Манше. Первая воздушная победа была зафиксирована только в августе 1942 г. До середины 1943 г. на счету истребителей «Тайфунов» было уже 60 побед, 40 из них - над . Британский истребитель показал себя достойным противником «Фокке-Вульфа» в боях на малых высотах.

С сентября 1942 г. самолеты 181-й и 182-й АЭ начали систематически привлекаться для нанесения бомбо-штурмовых ударов по целям во Франции, Бельгии и Голландии. Атакам подвергались вражеские аэродромы, заводы, объекты железнодорожной сети, а с конца 1943 г. приоритетными целями стали стартовые позиции самолетов-снарядов V-1. С октября 1943 г. помимо бомб «Тайфуны» начали применять НАР. Теоретически на любом «Тайфуне» бомбодержатели можно было в зависимости от задания заменять направляющими для НАР, но на практике в каждой эскадрилье часть самолетов постоянно несла бомбодержатели, а часть - направляющие. Поначалу применялись бомбы калибров 250 и 500 фунтов (113 и 227 кг), а с апреля 1944 г. - и 1000-фунтовые (454-кг).

К июню 1944 г. Королевские ВВС насчитывали 20 эскадрилий «Тайфунов», 18 из них привлекли к операции «Оверлорд». Ещё до начала высадки «Тайфуны» наносили удары по германским РЛС на побережье Франции. Впоследствии главным способом боевого применения таких самолетов стали действия «по вызову» - одиночные «Тайфуны» патрулировали определенные районы. При обнаружении противника они обозначали цели дымовыми сигналами и вызывали наряд самолетов с бомбами и НАР. В частности, 7 августа 1944 г. «Тайфуны» нанесли удар по германским танковым частям, выдвигающимся к Нормандии, записав на свой счет 84 уничтоженных и 56 поврежденных танка. Впоследствии, перебазировавшись на аэродромы Голландии, эскадрильи «Тайфунов» вплоть до конца войны действовали в качестве истребителей-бомбардировщиков. Однако послевоенная служба их оказалась очень короткой - уже в сентябре 1945 г. «Тайфуны» были сняты с вооружения, и к 1947 г. отправлены на слом.

Задуманный как «чистый» истребитель, призванный заменить «Харрикейны» и «Спитфайры», «Тайфун» довольно ограниченно использовался в своей первой ипостаси - гораздо шире он применялся в качестве истребителя-бомбардировщика. После высадки союзников в Нормандии «Тайфун» в Королевских ВВС стал своего рода аналогом Ил-2. Характерно, что «Тайфун» сошел со сцены даже раньше, чем «Спитфайр», которого он должен был заменить - в классе тяжелых истребителей-бомбардировщиков его вытеснил более совершенный «Темпест», создававшийся изначально как модификация «Тайфуна».

Во второй половине 20 века по Европе бродил призрак уже не коммунизма, а объединения. Казалось, что эпоха межнациональных трений отступает, а бывшие «исконные враги» наконец станут друзьями. Формировались общеевропейские сообщества и предприятия. Они касались и военной промышленности.

В начале 80-х годов стартовал проект по созданию общеевропейского истребителя, который так и назвали – Eurofighter (евроборец). Совместные разработки европейские производители проводили и до этого, но именно Еврофайтер должен был стать символом выхода на новый уровень интеграции.

История создания

Большинство «корней» истребителя «Тайфун» (Eurofighter Typhoon, не путать с Hawker Typhoon) уходило в Британию. Искать замену ударным самолётам «Ягуар» (совместной с Францией разработки) и «Фантом» (американской разработки) в Европе начали ещё в 70-е. Уже тогда попытались разделить расходы на разработку с Германией и Францией, но требования к перспективным истребителям не совпадали.

Если Королевские ВВС хотели получить ударный самолёт, способный также служить истребителем ПВО, то «люфтваффе» нужен был «чистый» истребитель, а французы собирались просто заменить «Ягуар».

В 1979 году вновь стартовала программа исследований «Европейского Боевого Самолёта», в рамках которой британская фирма «Бритиш Аэроспейс» предоставила проект P.106 –одномоторный самолёт с треугольным крылом, выполненный по схеме «утка».

В 1983 году к программе по разработке перспективного истребителя присоединились Италия и Испания. Британцы к этому времени построили демонстратор технологий EAP, внешне очень напоминающий будущий «Тайфун».

Хотя исследования к середине 80-х годов наконец определили комплекс требований к самолёту и его предназначение, между разработчиками вновь возникли разногласия. Французы, имеющие авианесущие корабли, желали использовать перспективный самолёт в качестве палубного.


Британцам (которые перевели палубную авиацию на самолёты вертикального взлёта) и другим участникам проекта (не имеющим авианосцев) такое усложнение конструкции было ни к чему. Франция покинула проект, и в консорциум «Еврофайтер» вошли четыре страны. Строительство прототипов истребителя началось в 1989 году.

Планы скорректировали распад Организации Варшавского Договора и коллапс Советского Союза.

Финансирование вооружённых сил сокращалось. Европейские страны, не имевшие авиационной промышленности, интерес к проекту потеряли. Германия, получившая «в наследство» от ННА ГДР парк истребителей МиГ-29, тоже охладела к разработкам. Программу «Еврофайтер» тормозили также и попытки проектирования удешевлённых вариантов.

В итоге немцы просто урезали планы по закупкам. Cмягчили требования к лётным характеристикам самолёта, упростили радиоэлектронное оборудование и отказались оснащать самолёт защитой от электромагнитных импульсов. Сама программа получила уточнённое название – «Eurofighter 2000». Из индекса следовало, что поступить на вооружение истребитель должен в 2000 году.

В 1994 году два прототипа «Еврофайтера» (один был построен в Германии, второй – в Британии), оснащённые моторами RB199, совершили первые полёты. Третий самолёт итальянской сборки получил запланированные проектом двигатели EJ2000 и взлетел в 1995 году. О начале серийного производства истребителя было объявлено в 1998 году, и тогда же самолёт получил окончательное название – «Eurofighter Typhoon», первоначально применявшееся к экспортным истребителям.

Конструкция

«Еврофайтер Тайфун» – двухмоторный низкоплан с треугольным крылом, горизонтальное оперение расположено по схеме «утка», которая позволяет получить лучшую манёвренность и грузоподъёмность. Фюзеляж – полумонокок и крыло с развитой механизацией (отклоняемые носки, элевоны, флапероны) выполняются из большого количества углепластика и литиевых сплавов.

Технологии «стелс» при разработке и строительстве истребителя не использовались, однако утверждалось, что малая заметность «Тайфуна» всё же была достигнута.

Вертикально оперение «Еврофайтера» однокилевое, хотя опытный самолёт EAP имел два киля. В корне киля «Тайфуна» находится воздухозаборник для теплообменника системы охлаждения авионики.

Истребитель оснащён двумя турбовентиляторными двигателями Eurojet EJ2000, разработанными специально для самолёта на базе демонстратора технологий Rolls-Royce XG-40. Двигатели «Тайфуна» имеют трёхступенчатый компрессор низкого давления, пятиступенчатый компрессор высокого давления, монокристаллические турбины и регулируемое (но не отклоняемое) сопло. Управление моторами – цифровое, есть система самодиагностики. Воздух поступает через подфюзеляжный воздухозаборник, состоящий из двух отдельных каналов.

Четыре протектированных топливных бака находятся в фюзеляже «Еврофайтера», за кабиной пилота. По два – в передней и задней частях каждого крыла. Дополнительные баки могут подвешиваться под крыльями (ёмкостью по 1000 литров) и под фюзеляжем (1500-литровый). В воздухе «Тайфун» дозаправляется с помощью выдвижной штанги.

Система управления «Тайфуна» – электродистанционная, с четырёхкратным дублированием, но не имеющая резервной механической системы. Она обеспечивает аэродинамически нестабильному самолёту «устойчивость», блокирует выходы на критические режимы, и автоматически выводит самолёт в безопасный режим полёта, по нажатию «панической кнопки». Для управления некритическими функциями истребителя могут использоваться голосовые команды, отдаваемые пилотом «Тайфуна».

В кокпите «Еврофайтера» установлены три многофункциональных дисплея, традиционные приборы отсутствуют. На широкоугольный индикатор на лобовом стекле «Тайфуна» может выводиться «картинка» с системы инфракрасного обзора. Предусмотрена и система нашлемной индикации, используемая, в частности, для прицеливания. При этом на «Еврофайтере», в отличие от многих современных аналогов, ручка управления размещена традиционно – в центре кокпита.

Аварийная эвакуация лётчика «Еврофайтера» обеспечивается креслом-катапультой Mk-16A.

Интересно, что кресло с большим, чем традиционный, углом наклона спинки отказались, в частности, потому, что для этого понадобилось бы установить боковую ручку управления.

«Еврофайтер» имеет как инерциальную систему навигации, так и GPS. «Тайфун» оснащён системой инфракрасного обзора PIRATE. Единственный глаз «пирата» расположен с левой стороны перед лобовым стеклом «Тайфуна», и позволяет обнаруживать и сопровождать до 500 как наземных, так и воздушных целей. Дальность обнаружения не разглашалась, но ходят слухи, что больше 90 км.

Допплеровский радар CAPTOR модульной конструкции установлен в носу самолёта. Предположительно, он может отслеживать до 20 целей и атаковать 6. Ранние проекты «Еврофайтера» предусматривали возможность атаки десяти целей, но возможности пришлось снизить ради удешевления.


Система DASS (позже названная Praetorian) служит для сбора и оценки данных от бортовых систем наблюдения, предупреждает пилота «Тайфуна» об угрозах, а также автоматически задействует средства активной защиты. Устройства для отстрела инфракрасных ловушек размещены в крыльях истребителя. В контейнерах, расположенных на законцовках крыльев «Еврофайтера», находятся антенны средств радиоэлктронной борьбы и выпускаются ложные буксируемые цели.

Стоит отметить, что датчики, сигнализирующие об облучении лазером, получили только британские «Тайфуны». Также для пилотов «Еврофайтера» разработали противоперегрузочный костюм – огнеупорный, со встроенным спасательным жилетом и обеспечивающий защиту от оружия массового поражения.

Модификации

Производственные серии истребителя «Еврофайтер Тайфун» именовались «траншами» и могли отличались по оснащению. Самолёты каждого «транша» делились, в свою очередь, на несколько производственных «блоков».

«Тайфуны» первого «блока» не имели системы DASS, вооружение могли применять лишь ограниченно, и использовались, в основном, для подготовки лётчиков.

Второй «блок» «Еврофайтеров» получил более развитую авионику и базовую версию системы DASS. Эти «Тайфуны» уже считались ограниченно боеспособными. Блок под номером 5 (3 и 4 не было) получил возможность использования оружия класса «воздух-поверхность» – это были первые полностью боеспособные «Еврофайтеры».

Истребители второго «транша» отличаются более мощными бортовыми компьютерами и возможностью применять перспективное вооружение. «Блок» 10, например, может использовать бомбы, наводимые по данным системы GPS. «Еврофайтер» 15 «блока» получил новые ракеты класса «воздух-воздух» «Метеор» и «Бримстоун» класса «воздух-поверхность».


«Тайфун» третьего «транша» имеет радар нового поколения, оптоволоконную проводку и усовершенствованные подвесные топливные баки. Двухместная модификация «Еврофайтера» в принципе может использоваться, как боевой самолёт, но обычно применяется только в учебно-тренировочных целях.

Вооружение

Истребитель «Тайфун» оснащён револьверной пушкой BK-27 калибра 27мм, установленной в корне правого крыла. Ранее это оружие использовалось, в частности, на самолёте «Торнадо» совместной разработки и на шведском истребителе «Грипен». Темп стрельбы пушки достигает 1700 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда – 1100 м/с.

Для орудия разработано большое количество боеприпасов различного назначения – от осколочно-фугасных до бронебойных с разрывным зарядом.

В Швеции созданы многоцелевые «полубронебойные» снаряды, а в Германии – «фрагментирующиеся», которые разрываются на осколки за счёт деформации корпуса, но заряда взрывчатого вещества не имеют.

Боекомплект пушки «Тайфуна» – 150 выстрелов. Британская сторона сочла пушку ненужной и предполагала на истребителях первого «транша» её не использовать, а с последующих серий «Еврофайтера» убрать вообще. Впоследствии от этого решения отказались.

В целом, пушка «Еврофайтера» по своим характеристикам ближе к отечественной ГШ 30-1, чем, например, как американским 20мм «Вулканам». Дополнительная боевая нагрузка «Тайфуна» подвешивается на 13 точках крепления – восьми подкрыльевых и пяти подфюзеляжных.


Ракетное вооружение для поражения воздушных целей на «Еврофайтере» первоначально было представлено копиями американских ракет – «Сайдуиндер» для ближнего боя и AMRAAM для средней дистанции. В Британии первую заменила ракета ASRAAM – с инфракрасным наведением, с дальностью пуска до 25 км. Боевая часть осколочная, взрыватель – лазерный.

Германия, тоже участвовавшая в создании ракет ASRAAM, покинула программу, и разработала собственную ракету IRIS-T. По характеристикам она близка к британской ракете, отличается конструкцией. Используется радиолокационный взрыватель. Для замены ракет AMRAAM разработали ракету большой (свыше 100 км) дальности «Метеор». От аналогов она отличается прямоточным воздушно-реактивным двигателя, наводится с помощью радиолокационной головки самонаведения.

Первым ударным вооружением «Тайфуна» стали корректируемые бомбы «Пэйвуэй» калибра 454 и 907 кг.

Для наведения на цель использовался прицельный контейнер «Litening». Более поздние модификации получили возможность использовать бомбы, наводящиеся по GPS, включая бомбы серии JDAM. Планируется внедрение и бомб GBU-39 SDM.

В число управляемых ракет «воздух-поверхность», которые может применять «Еврофайтер», входят AGM-65 «Мэверик», противорадиолокационные ракеты HARM. Для Королевских ВВС разработана малогабаритная ракета «Бримстоун» с тандемной боевой частью и радиолокационной ГСН, позволяющей поражать даже быстродвижущиеся цели.

Германские «Еврофайтеры» могут нести крылатые ракеты KEPD-350, предназначенные для уничтожения укреплённых объектов, с дальностью запуска до 500 км. Британские «Тайфуны» для решения таких задач используют ракеты SCALP совместной с Францией разработки. Общая масса боевой нагрузки истребителя может доходить до 9 тонн.


Типичный вариант загрузки «Еврофайтера» для борьбы за господство в воздухе – 6 ракет большой дальности, две ракеты ближнего боя, и три подвесных бака. Для оказания поддержки наземным войскам «Тайфун» может нести до 18 ракет «Бримстоун», и шесть ракет «воздух-воздух» для самообороны.

Эксплуатация

В 2003 году первые истребители Eurofughter Typhoon (EF-2000) начали поступать в ВВС Германии и Испании. Итальянские «Еврофайтеры» заступили на боевое дежурство в 2005 году, а в 2011 году приняли участие в операции против режима Муаммара Каддафи в Ливии. В Британии «Тайфуны» достигли боевой готовности в 2007 году, когда ими начли переоснащать 11-ю эскадрилью, ранее эксплуатировавшую «Торнадо». В 2009 году «Тайфуны» разместили на авиабазе на Фолклендах, что заставило аргентинское правительство выразить протест.

В 2011 году британские истребители тоже поучаствовали в нанесении ударов по правительственным войска в Ливии, несмотря на то, что обученных пилотов для «Тайфуна» не хватало, а целеуказание приходилось осуществлять самолётам «Торнадо».

Участие «Тайфунов» в операциях против организации ИГИЛ пришлось отложить из-за задержек в перевооружении «Еврофайтеров» ракетами «Бримстоун», но в конце 2015 года самолёты появились на Кипре. С базы в Акротири истребители вылетали для бомбардировок объектов в Сирии.

В 2007 году закупить 15 «Еврофайтеров» решила Австрия. Через десять лет австрийское министерство обороны подало на производителя в суд – якобы австрийцам предоставили ложную информацию о том, во что обойдётся эксплуатация самолёта. Снять с вооружения австрийские EF-2000 планируется до 2020 года.

С 2008 года «Тайфуны» закупает Саудовская Аравия. Аравийские истребители участвовали во вторжении в Йемен, а в 2015 году – и в бомбардировках Сирии. В Аравии стоимость эксплуатации самолётов нареканий не вызвала, и в 2018 году саудовцы выразили желание закупить ещё 48 истребителей. 12 штук «Еврофайтеров» купили и в Омане. О поставках так же договорились Кувейт и Катар, причём Катар предпочёл самолёты не британской, а итальянской сборки.


В ряду потенциальных покупателей «Тайфуна» всё ещё числятся Бельгия, Болгария, Польша, Сербия и Финляндия, решившие обновить парк истребителей, но так и не определившиеся с выбором. Проявили интерес к самолёту «Еврофайтер» азиатские страны – такие, как Малайзия, Индонезия, и Вьетнам.

В Южной Америке желание обзавестись подержанными «Еврофайтерами» выразили Перу и Колумбия.

Впрочем, список стран, которые успели отказаться от «Тайфуна», достаточно широк – в Европе такими странами были Швейцария, Норвегия, Греция и Дания. Азиатские «отказники» – Япония, Индия и Сингапур. Не удалось продать «Тайфун» и Турции, и Объединённым Арабским Эмиратам.

Лётно-технические характеристики

По основным параметрам «Еврофайтер Тайфун» схож с такими истребителями, как французский «Рафаль», американский F-35 и позднейшие модификации МиГа-29, это МиГ-35. С ними он обычно и конкурирует.

Eurofighter Typhoon DassaultRafale Lockheed-Martin F35A Миг-35
Максимальная масса, т 23,5 24,5 29 29,7
Длина, метров 15,9 15,3 15, 5 17, 3
Размах крыла, м 10, 9 10, 9 10,6 12
Максимальная скорость, М 2,3 1,8 1,6 2,0
Практический потолок, км 19,8 15,2 18,2 17,5
Боевой радиус, км 1389 1800 1080 1000
9 9 9,1 6

Сравнение цифр может показать, что F-35, например, уступает конкурентам по скорости, МиГ-35 может нести наименьшее количество бомб и ракет, ну а «Тайфун», в целом, никак не выглядит хуже конкурентов. Да и его определённая популярность может служить хорошим знаком (если не считать австрийский опыт чем-то вызванным именно качествами самолёта).


Интереснее другое, по характеристикам приближающийся к тому, что принято называть «пятым поколением», но по сути являющийся глубоко модернизированным самолётом разработки ещё 70-х годов.

F-35 – машина, которая создавалась уже в 90-е, и имеет, по крайней мере теоретически, большой потенциал для будущих модернизаций. «Тайфун» же (как, кстати, и «Рафаль») – самолёт, создававшийся в рамках концепций, актуальных в 70-е (вспомним что экспериментальный EAP полетел уже в начале 80-х). Да, истребитель адаптировали под новые условия, применили ряд передовых решений. Но при этом возможности улучшения «Тайфуна» сводятся к установке новой электроники и обеспечения совместимости с другим ракетно-бомбовым вооружением.

Двигатели «Еврофайтера» могут быть модернизированы реализацей управляемого вектора тяги, но, насколько известно, речь о таких улучшениях не велась. А значит – по маневренности «Тайфун» уступает всем конкурентам, у которых отклоняемые сопла предусмотрены. По радарной незаметности «Еврофайтер», в свою очередь, хуже машин, которые строились с широким применением стелс-технологий.

Были сообщения, что в начале 2000-х годов «Тайфуну» в ходе учебного поединка удалось «поразить» два американских истребителя.

Но то были F-15, которые сложно назвать сверхсовременными. А бомбардировки позиций, не имеющих адекватной ПВО, не позволяют собрать достаточной информации о боевых качествах «Еврофайтера».

Самолёт получился вполне адекватным задачам, которые перед ним ставятся, и его экспортные успехи заслужены, нодальнюю перспективу разработчики «Еврофайтера» явно просчитали неудачно. И относительно малые возможности модернизации «Тайфуна» могут привести к тому, что некоторых конкурентов он не переживёт.

«Еврофайтер» так и не стал по-настоящему общеевропейским истребителем. А выход Британии из Евросоюза и начало масштабных закупок американских F-35 ставят под сомнение возможность дальнейших совместных разработок. Есть мнение, что именно «совместность» сыграла злую шутку, и «Тайфун» мог бы стать дешевле, если бы все участники консорциума не считались бы полноправными. Символом объединения этот истребитель не стал и уже точно не станет.

Видео

Воздушное патрулирование в небе над Прибалтикой. Для этих целей ВВС Великобритании, Германии, Италии и Испании используют истребители Eurofighter Typhoon.

Американский эксперт Дэйв Маджумдар оценил возможности истребителей Су-35 и Eurofighter Typhoon в случае, если им придется противостоять друг другу. Хотя возникновение такой ситуации Дэйв считает маловероятной.

Eurofighter уже приходилось сталкиваться с российскими машинами в бою, но только в учебном.


Эксперт, вспоминая о недавних маневрах индийских Су-30МКИ и британских Eurofighter Typhoon, рассказывает, что российские машины произвели положительное впечатление на английских летчиков. В частности, командир 3-й истребительной эскадрильи подполковник авиации Крис Мун отметил, что Су-30МКИ «великолепный самолет, и работать вместе с ним на нашем „Тайфуне“ — это привилегия».

По словам Дэйва, индийцев «Тайфун» тоже впечатлил, и они заметили, что обе машины примерно равны по возможностям. При этом эксперт умолчал о том, что по результатам маневров индийские Су-30 МКИ победили британские Eurofighter Typhoon со счетом 12:0.


Кабина Eurofighter Фото: wikimedia.org

В качестве преимущества Су-35 Маджумдар называет отличную управляемость на низких скоростях благодаря управляемому вектору тяги, что сводит на нет такие преимущества «Тайфуна», как очень высокая угловая скорость разворота и отличная тяговооруженность.

С точки зрения технологий, особых преимуществ у обоих истребителей нет. Ни Eurofighter, ни Су-35 не оснащены антенной решеткой с автоматическим электронным сканированием.


кабина Су-35 Фото: militaryrussia.ru

Правда, у европейского самолета отличная кабина и интерфейс «летчик-машина» гораздо лучше, чем у сегодняшних вариантов «Фланкеров» (Су-30 и Су-35 есть не что иное, как глубокая модернизация истребителя Су-27, по кодификации НАТО: Flanker-B — прим. ред).

Также в преимущества Typhoon эксперт записал управляемую ракету класса «воздух-воздух» большой дальности MBDA Meteor, которая имеет отличные характеристики на конечном отрезке полета.


Подводя итоги, Маджумдар отметил, что российские самолеты отстают по таким аспектам, как приборы обнаружения и интерфейсы «летчик-машина». Вследствие чего у Typhoon больше шансов победить.

В свою очередь российский эксперт Дмитрий Литовкин уверен, что победит Су-35. У российского истребителя большая ракетно-бомбовая нагрузка: Eurofighter нестет шесть с половиной тонн, Су-35 — около 9 тонн боеприпасов.


Фото: army. lv

Возможность обнаружения целей у Су-35 тоже выше — истребитель оборудован радиолокационной станцией с пассивной фазированной антенной решёткой, которая воспринимает чужое излучение, и на это излучение посылает свою ракету, а у Eurofighter — активная фазированная решетка, она излучает. Если противопоставить два локатора, то за Су-35 будет преимущество, он не будет обнаружен, а Eurofighter вызовет огонь противника на себя.


РЛС Н035 Ирбис с ПФАР Фото: wikimedia.org

Дальность обнаружения целей у российского истребителя — 400 км, а европейский видит на 300 км. Кроме того, Су-35 в отличие от Eurofighter оснащен системой предупреждения о пуске ракет, которая дает летчику спасительные несколько секунд, чтобы уйти от атаки.

В преимуществах российского самолета и высокая маневренность, благодаря наличию двигателей с управляемым вектором тяги. Благодаря этому Су-35 может развернуться буквально на месте, на что не способен Typhoon.

«Есть такая фигура „сухой лист“, — рассказывает Литовкин, — когда наш самолет вращается на одном месте в плоскости. И все эти фигуры не для шоу, они нужны, чтобы выжить в воздушном бою».

Подводя итоги, заметим, что оба истребителя примерно равны, и в реальном бою, скорее всего, все решит мастерство летчика.

Играет одну из ключевых ролей. Ведущие военные державы миры имеют развитую авиационную промышленность и способны самостоятельно создавать боевые самолеты. Сегодня существует целый ряд государств (Индия, Турция, Иран), стремящихся в «высшую военно-политическую лигу», все они уделяют огромное внимание авиационной отрасли и стремятся любыми способами получить новейшие технологии в этой области. Умение строить боевые самолеты – это не только вопрос престижа, но и национальной безопасности.

В начале 80-х годов прошлого столетия европейский истребительный парк уже не соответствовал реалиям времени. Машины, созданные в 60-х годах (первого и второго поколения), выглядели явно устаревшими как морально, так и физически. В это же время в США уже началось серийное производство прекрасного многоцелевого истребителя четвертого поколения F-16 , а в СССР работали над МиГ-29 и Су-27. Американцы настойчиво предлагали европейским союзникам F-16, но для Англии, Франции и Германии было позорным не иметь своего современного истребителя.

Кроме амбиций, большую роль сыграло и нежелание терять рабочие места в столь важной области, как авиастроение, да и европейские требования к истребителю четвертого поколения несколько отличались от американских. Поэтому примерно в одно и то же время в разных странах Европы начались работы по созданию нового боевого самолета. Позже они решили объединить усилия, что привело к появлению консорциума EFA, в который первоначально вошли ведущие авиапроизводители из Англии, ФРГ, Франции, Италии и Испании.

Результатом его работы стал европейский истребитель четвертого поколения Eurofighter Typhoon или EF2000. Его серийное производство началось в 2003 году. Сегодня эта машина стоит на вооружении ВВС Англии, Германии, Италии, Испании, Саудовской Аравии и Австрии. Планируется поставка этого самолета в Кувейт и Оман, большой интерес к EF2000 проявляет Индия.

«Еврофайтер Тайфун» выпускается в четырех различных модификациях, по одной для каждой страны, участвующей в проекте.

Отечественные и зарубежные эксперты считают, что на нынешний момент Eurofighter Typhoon – это один из лучших истребителей в мире. Последние модификации EF2000 можно отнести к поколению 4+ или даже 4++. На начало нынешнего года произведено 476 самолетов, стоимость одной машины составляет 123 млн долларов.

История создания

Как уже было сказано выше, в начале 80-х годов Европа имела серьезное отставание от США и СССР в качестве своих истребителей. Самолеты, созданные в США, не слишком подходили для европейцев по своим характеристикам: нужен был истребитель, способный бороться за господство в воздухе и решать задачи ПВО. Американские машины главным образом были ориентированы на решение ударных задач и не могли нести УР класса «воздух-воздух» средней дальности.

Разработкой нового истребителя занимались сразу несколько европейских компаний: Вае в Англии, МВБ и Дорнье в ФРГ и Дассо-Бреге во Франции. Проекты, над которыми они работали, имели сходные характеристики: создавалась простая и дешевая машина, со сравнительно небольшой взлетной массой и хорошей тяговооруженностью. Поэтому неудивительно, что очень скоро европейцы решили объединить свои усилия.

В 1983 году на совещании начальников штабов ВВС Франции, Германии, Великобритании, Италии и Испании было принято решение о создании консорциума «Еврофайтер», который бы занимался разработкой нового европейского истребителя.

Этот самолет в первую очередь планировался как перехватчик, с ракетным и пушечным вооружением на борту, способный наносить удары по наземным целям.

Следует сказать, что еще на этапе формирования тактико-технического задания для будущего истребителя между странами-участницами консорциума возникли серьезные разногласия. Французам нужен был самолет не только сухопутного, но и палубного базирования, поэтому они настаивали на уменьшении веса планера, что не устраивало других участников. По этой причине Франция покинула консорциум в 1985 году и занялась развитием собственной программы «Рафаль».

Евроистребителю нужен был новый двигатель с высокими показателями тяговооруженности. Для его разработки создали еще один консорциум, который получил название «Евроджет», в его состав вошли такие промышленные гиганты Старого Света, как Rolls-Royce, FiatAvio и MTU Aero Engines. Проект нового двигателя для истребителя получил название EJ200.

По мере продвижения работ к ним стали проявлять интерес небольшие европейские государства: Голландия, Дания, Норвегия, Бельгия.

В 1988 году был подписан контракт на проектирование самолета и постройку его первых образцов.

Окончание Холодной войны и распад Советского Союза не мог не отразиться на проекте создания нового самолета. Угроза глобальной войны с сильным противником, которая нависала над Европой почти половину столетия, ушла в прошлое. Стали раздаваться голоса, что программа (весьма недешевая, кстати) должна быть свернута. К тому же, многие эксперты заявляли, что новый самолет серьезно уступает гораздо более дешевому советскому МиГ-29.

Однако программу удалось отстоять, правда, количество заказов для консорциума было уменьшено. В 1991 году начались испытания самолета, а в 1994 – Eurofighter Typhoon совершил свой первый полет.

Изначально планировали построить 620 Eurofighter Typhoon, заказы неравномерно распределили между заводами четырех стран: Англия — 232 истребителя, Германия — 180 единиц, Италии достался 121 самолет. Испании доверили сборку 87 машин.

В 1998 году был подписан контракт на производство опытной партии самолета, а в 2000 году – завершились летные испытания истребителя и он был допущен к эксплуатации.

В 2002 году консорциум подписал контракт с правительством Австрии на поставку восемнадцати самолетов, но потом их количество было уменьшено до пятнадцати.

В 2003 году начались поставки всем странам-участницам консорциума истребителей EF2000 Tranche 1. Весной следующего года самолеты были официально приняты на вооружение. В том же году были подписаны контракты на поставку второй партии (транша) самолетов. Следует отметить, что истребители, относящиеся к Tranche 1 и Tranche 2, имеют существенные различия. На EF2000 Tranche 2 установили новый бортовой компьютер, улучшенный пакет авионики, более совершенную систему вооружения, позволяющую уничтожать наземные цели.

Потребность в создании многоцелевого самолета особенно остро проявилась после начала афганской кампании.

«Еврофайтер Тайфун» модификации Tranche 2 впервые поднялся в воздух в 2008 году. В настоящее время уже существует модификация Tranche 3, которая отличается увеличенной тягой двигателя, топливными баками, более совершенной бортовой ЭВМ, а также РЛС с фазированной решеткой.

Описание самолета

Eurofighter Typhoon – это многоцелевой истребитель, который должен стать основой европейских ВВС в первой трети XXI столетия.

Истребитель выполнен по аэродинамической схеме «утка», переднее горизонтальное оперение – цельноповоротное. Крыло треугольной формы, низкорасположенное, угол стреловидность передней кромки составляет 53 градуса. Для снижения заметности истребителя она выполнена из радиопоглощающего материала.

Закрылки и предкрылки – двухсекционные. Eurofighter Typhoon имеет однокилевое вертикальное оперение.

Тип фюзеляжа – полумонокок. Пилот защищен накладной броней от огня стрелкового оружия. Кабина летчика закрыта цельноформованным бескаркасным фонарем, который обеспечивает пилоту отличный обзор. В кабине установлено катапультируемое кресло, которое позволяет пилоту покидать самолет при любых скоростях и режимах полета.

Корпус EF2000 на 40% состоит из углепластиков, на 40% из различных сплавов алюминия, на 12% — из титановых сплавов. Композитные материалы составляют большую часть поверхности самолета (около 70%), что обеспечивает его низкую ЭПР.

Топливные баки расположены в фюзеляже и в кессонах консолей крыльев. На узлах внешней подвески могут быть размещены несколько подвесных баков. Есть система дозаправки топливом в воздухе.

Eurofighter Typhoon имеет трехопорное шасси с одноколесными стойками. Основные стойки убираются в сторону фюзеляжа, а передняя стойка – вперед. Конструкция шасси позволяет EF2000 садиться и взлетать со взлетно-посадочных полос с невысоким качеством покрытия. Для экстренного торможения самолет оснащен тормозным парашютом.

При создании истребителя EF2000 используются технологии «стелс». Самолет нельзя назвать полностью невидимым, но ЭПР значительно снижена. При разработке самолета перед конструкторами была поставлена задача уменьшить уровень ЭПР по сравнению с самолетом «Торнадо» в четыре раза.

Для достижения подобных характеристик в конструкции самолета были активно использованы композитные материалы, передние части двигателей маскируются особой конструкцией воздухозаборников, внешние подвески вооружения сделаны полуутоплеными. Начиная с 2018 года, Eurofighter Typhoon оснащается бортовой РЛС, изготовленной на основе фазированной решетки, которая имеет гораздо меньший уровень радиоизлучения.

Силовая установка Eurofighter Typhoon состоит из двух ТРДДФ Eurojet EJ 200, каждый из которых развивает тягу по 9.18 тс. При изготовлении EJ 200 используются самые современные технологии: диски из порошковых материалов, цифровая система управления, способная работать при любых режимах, монокристаллические турбинные лопатки, встроенная система диагностики. Камера сгорания имеет специальное керамическое покрытие, которое значительно увеличивает ее срок службы. Одна из главных особенностей двигателей самолета – их модульная конструкция, на демонтаж необходимо всего 45 минут.

«Еврофайтер» можно назвать одним из наиболее долговечных боевых самолетов. В первую очередь это касается его двигателя, конструкторы довели его ресурс до 10 тыс. часов работы.

Нерегулируемый воздухозаборник EF2000 расположен под фюзеляжем, он имеет криволинейную нижнюю кромку, что также уменьшает заметность самолета на экранах радаров. Воздухозаборник разделен вертикальной перегородкой на два независимых канала, каждый из которых питает один из двигателей.

Eurofighter Typhoon оснащен электродистанционной системой управления полетом (ЭДСУ) без резервной механической подводки. Во многом именно она обеспечивает высокую маневренность самолета, его устойчивость и безопасность пилотирования на предельных режимах.

Система управления вооружением состоит из инфракрасной системы переднего обзора PIRATE и многорежимной когерентной импульсно-доплеровской БРЛС ECR90. Система PIRATE устанавливается на узле внешней подвески и предназначается для поиска и определения воздушных и наземных целей.

Навигационная система истребителя – инерциальная, в ее состав входят кольцевые лазерные гироскопы, нашлемный прицел-индикатор, система анализа, опознавания и определения приоритета внешних угроз и другие компоненты.

Наиболее дорогим компонентом электроники самолета является его оборонная система DASS. Она собирает и анализирует информацию от многих датчиков, которые способны воспринимать лазерное или радиолокационное излучение. Также DASS управляет целым рядом элементов защиты (как пассивных, так и активных), среди которых передатчики помех, отстрел тепловых ловушек и дипольных отражателей, буксируемые ложные цели. Контейнеры с системой РЭБ находятся на концах консолей крыльев.

Истребитель имеет тринадцать узлов внешней подвески. Его обычное вооружение состоит из четырех управляемых ракет средней дальности, расположенных под фюзеляжем, и двух УР малой дальности, которые обычно размещаются на крайних узлах внешней подвески. Всего Eurofighter Typhoon может взять на борт до десяти ракет класса «воздух-воздух». Возможно размещение трех подвесных баков.

Пушечное вооружение «Еврофайтера» состоит из 27-мм автоматической пушки Маузер, она размещается в корневой части правого крыла.

Также самолет может брать на борт до 6,5 тыс. кг различных бомб.

Общая оценка проекта

Оценки истребителя Eurofighter Typhoon весьма противоречивы. Производители самолета не скупятся (это естественно) на самые хвалебные эпитеты по отношению к своему детищу. По их мнению, EF2000 с вероятностью в 82% выйдет победителем из поединка с российским Су-35, а его боевая эффективность равняется пяти самолетам МиГ-29. Также разработчики считают, что «Еврофайтер» по скорости разворота (М<1 и М>1) превосходит Су-35, F-16C, МиГ-29 и французский истребитель «Рафаль» .

Однако существуют и другие оценки EF2000. Несколько немецких авиационных экспертов пришли к выводу, что европейский истребитель уступает МиГ-29М как по возможностям БРЭО, так и по летным характеристикам.

Есть мнение, что истребитель Eurofighter Typhoon концептуально устарел еще до начала своего серийного производства. Такая точка зрения выглядит вполне обоснованно. В США и СССР работы по созданию истребителей четвертого поколения начались еще в середине 60-х годов, и в 80-х эти машины уже пошли в серийное производство. В это время европейцы только приступили к созданию машины.

В 1990 году свой первый полет совершил истребитель пятого поколения – американский F-22 Raptor. Сегодня эта машина выпускается серийно, и по многим параметрам она превосходит любой самолет предыдущего поколения.

Практически по всем характеристикам Eurofighter Typhoon проигрывает российскому истребителю Су-35, который относится к поколению 4++. В 2014 году этот самолет принят в эксплуатацию и выпускается серийно.

Сегодня авиапроизводители начинают задумываться над обликом истребителя шестого поколения , хотя его время наступит еще не скоро.

Несмотря на это, европейский «Тайфун», несомненно, является одним из лучших истребителем современности. Возможно, он и уступает по некоторым параметрам новейшим российским и американским машинам, но все равно Eurofighter Typhoon является весьма грозным противником.

На этом самолете впервые использована система ЭДСУ, рациональное использование технологии «стелс» значительно снизило его радиолокационную заметность, но не сделало его чрезмерно дорогим, Eurofighter Typhoon имеет сверхзвуковую крейсерскую скорость, что приближает его к машинам пятого поколения.

Все это указывает на очень высокий уровень европейского авиастроения. Если когда-нибудь европейцы решат построить истребитель пятого поколения, то их конкурентам (США, России и Китаю) придется несладко.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.