23.08.2019

"Кузнецов" уходит в отпуск. Каким станет российский авианосец после ремонта. Четвертая потеря палубной авиации 


«Адмирал Кузнецов» - тяжелый авианесущий крейсер (фактически - полноценный авианосец), входящий в состав флота РФ. Заложен в 1982 году под названием «Рига», во время постройки переименован в «Леонид Брежнев», а при спуске на воду в 1987 получил название «Тбилиси». На завершающем этапе испытаний в 1990 году назван «Адмирал Кузнецов». Водоизмещение корабля 58,6 тыс. тонн. Экипаж 1960 человек.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» в море.

Постройка и эксплуатация

Проектирование нового авианесущего крейсера советского флота было выполнено в Невском ПКБ под руководством конструктора Сергеева. От четырех уже построенных к тому моменту аналогичных кораблей (проекта «Киев») он отличался наличием взлетного трамплина и увеличенной палубой, и должен был стать первым в новом классе авианесущих крейсеров.

Закладка корабля произошла 1 сентября 1982 года. Он строился на верфях Черноморского судостроительного завода в городе Николаеве, производством оборудования для него занимался ленинградский Пролетарский завод.

Спуск корабля на воду был осуществлен 4 декабря 1985 года, после чего дальнейший монтаж оборудования и установка вооружений производились уже на плаву. К 1989 году, когда готовность корабля составляла 71%, начались его ходовые испытания, в том числе посадка и взлет самолетов. В декабре 1991 года крейсер, обогнув Европу, выполнил переход из Черного моря на базу Видяево (Мурманская область) и присоединился к Северному флоту России.

Дооснащение корабля и его испытания продолжались. Первую постоянную авианосную группу (истребители Су-33) он получил в 1993 году. В декабре 1995 года «Адмирал Кузнецов» совершил первый самостоятельный 90-дневный поход в Средиземное море с 13 Су-33 и 11 вертолетами на борту.

До 1998 года был в ремонте. В 2004 и 2007 годах в составе группы кораблей совершил походы в Атлантику и Средиземное море. В 2008 подвергся новому ремонту и модернизации. В 2014 авиагруппа крейсера получила новые самолеты МиГ-29К. В октябре 2016 был направлен в Средиземное море к побережью Сирии.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» до ремонта.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» после ремонта.

Особенности конструкции

Корпус ТАВКР «Адмирал Кузнецов» состоит из семи палуб и включает большое количество переборок, способных выдерживать воздействие 400-кг боеприпасов (в тротиловом эквиваленте), что повышает живучесть корабля. От большинства обычных авианосцев он отличается использованием взлетных трамплинов, силовой установкой и наличием комплексов противокарабельных ракет «Гранит».

Отказ от катапульт и применение взлета с трамплина сделали возможной экономию по массе и энергетическому обслуживанию корабля, одновременно снижая вероятность невозможности применения самолетов из-за отказа оборудования катапульт. С другой стороны, такое решение осложняет взлет и посадку самолетов - они возможны лишь с одной стороны палубы и в одном направлении.

Силовая мазутная установка «Адмирала Кузнецова» отличается повышенным образованием дыма в процессе работы, но использование мазута в качестве топлива значительно снижает расходы на содержание корабля и его ремонт. Кроме того, мазут, хранящийся в двойном корпусе крейсера, является частью противоторпедной защиты.

На носу корабля расположены пусковые шахты ПКР «Гранит», способные поражать цели на расстоянии до 700 км. С их помощью «Адмирал Кузнецов» может уничтожать корабли противника и обстреливать береговые цели не поднимая самолеты авиакрыла. При ведении стрельбы «Гранитами» взлет самолетов с палубы невозможен.

МиГ-29К взлетает с палубы авианосца «Адмирал Кузнецов».

МиГ-29К взлетает с палубы авианосца «Адмирал Кузнецов».

Вооружение ТАВКР «Адмирал Кузнецов»

Основным оружием корабля является его авиагруппа. Она включает в себя 14 истребителей Су-33 и 10 МиГ-29К. Кроме того, на борту находятся 15 многоцелевых вертолетов Ка-27 и 2 разведывательных Ка-31 (вертолёт радиолокационного дозора).

12 комплексов ПКР «Гранит» составляют ударное вооружение крейсера. Для противодействия авиации противника он оснащен 24 пусковыми установками зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» и 8 ЗРАК «Кортик».

21:46 — REGNUM

Российский тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» осенью будет переброшен в Средиземное море, к берегам Сирии. Согласно данным военного источника, авиагруппа корабля будет наносить удары по позициям боевиков ИГИЛ («Исламское государство» — террористическая организация, запрещённая в РФ) и других бандформирований на территории Сирии с октября 2016 по январь 2017 года. Интересно, что слухи об отправке «Адмирала Кузнецова» на своё первое боевое задание появлялись и раньше, однако были опровергнуты после частичного вывода российской боевой авиации с авиабазы «Хмеймим» в Сирии. Теперь же планы, по-видимому, снова поменялись.

«Сложный» корабль требует обкатки перед глубокой модернизацией

«Адмирал Кузнецов», вошедший в состав ВМФ в 1991 году, изначально получился достаточно проблемным кораблём. Во многом из-за того, что корабль был задуман многофункциональным — он выполняет функции как ракетного крейсера («Кузнецов» несёт 12 тяжелых противокорабельных ракет П-700 «Гранит»), так и авианосца. По сравнению с теми же американскими авианосцами класса Nimitz российский аналог обладает заметно меньшим водоизмещением (59 тысяч тонн против 101 тысячи тонн) и меньшим авиакрылом — 50 машин (вертолёты и самолёты) против 66 (однако, при надобности оно может составлять и 90 единиц).

Помимо этого, отказ от паровой катапульты в пользу трамплина на «Адмирале Кузнецове» привёл к тому, что авианосец не получил самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО), из-за чего «контролирует» намного меньшую площадь, чем американские авианосцы. Ну и самая главная проблема единственного российского авианосца — это его силовая установка. В отличие от Nimitz, оснащённых атомным реактором, на «Кузнецове» использована котлотурбинная установка, которая к тому же показала себя крайне ненадежной. Бесконечные поломки и долгие ремонты давно вошли в привычку, если речь идёт об этом корабле. Проблема ненадежной силовой установки заключается ещё и в том, что корабль неспособен долгое время удерживать «полный ход», что необходимо для взлёта боевой авиации с полной подвеской оружия и топлива. В итоге самолёты взлетают либо с ограниченным запасом топлива, либо с уменьшенным боезапасом.

Ко всему прочему, авиакрыло авианосца так никогда и не приближалось по численности к «штатному» — как правило, на корабле находится не более 7−8 тяжелых палубных истребителей Су-33. А сами эти истребители на данный момент способны решать лишь задачи завоевания господства в воздухе, а по наземным целям они могут применять лишь свободнопадающие бомбы и неуправляемые авиационные ракеты, так как их бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) соответствует базовой модели истребителя Су-27, а реальной модернизации бортов пока не проводилось.

Несколько ситуацию исправляет лёгкий истребитель МиГ-29К, который изначально был разработан под требования индийский военных, а позже заказан и для российского флота. Эта машина оснащена современным БРЭО, которое позволяет применять большую номенклатуру оружия воздух — поверхность. По данным военных источников, в Сирию «Адмирал Кузнецов» отправится с авиакрылом из 15 самолётов (видимо, 8 Су-33 и 7 МиГ-29К) и примерно 10 вертолётов (штурмовые Ка-52К, многоцелевые Ка-27 и вертолёты ДРЛО Ка-31). В такой конфигурации, корабль «заполнен» авиацией примерно на 50−60% от штатных тактико-технических характеристик, что позволит провести хотя бы учебно-боевую операцию в Сирии. Малое количество бортов объясняется во многом отсутствием достаточного количества лётчиков палубной авиации.

С учётом того, что весной 2017 года «Адмирал Кузнецов» отправится на долгий капитальный ремонт с модернизацией, операция в Сирии станет хорошим полигоном для того, чтобы выявить наиболее слабые места корабля. Полученный опыт позволит оптимально провести модернизацию корабля и авиакрыла. Боевой опыт для лётчиков тоже очень важен. Тем же самым можно объяснить и появление на «Кузнецове» штурмовых вертолётов Ка-52К, которые изначально были построены для злополучных «Мистралей» и мало подходят для полноценного авианосца — просто имеется задача максимально испытать технику в боевых условиях.

С учётом того, что количество боевых самолётов на авиабазе «Хмеймим» сейчас заметно ниже, чем в начале операции, удары МиГ-29К могут оказаться некоторым положительным вкладом в общий расклад сил, однако, никакого перелома ждать не стоит. Что касается Су-33 — то они будут оказывать авиационное прикрытие для ударных машин. Их собственный ударный потенциал мало подходит для сирийского конфликта.

В том состоянии, что сейчас, тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» является очень малоэффективной силой. Учитывая то, что даже теоретических перспектив получить новый авианосец раньше, чем к середине 2030-х, не имеется (строительство вряд ли начнется до 2025 года, а продлится при этом около 10 лет), очень важно привести в боеспособное состояние хотя бы единственный «Кузнецов». Даже если только с целью сохранить кадры, способные обслуживать такой корабль и воевать на нём. При правильном же подходе возможно сделать из «Адмирала Кузнецова» корабль, способный краткосрочно решать боевые задачи на уровне контингента ВКС РФ на авиабазе «Хмеймим» в любой точке мира. Для этого необходимо сделать несколько основных шагов во время модернизации:

1) Заменить силовую установку корабля. Идеальным было бы использование ядерного реактора. Это позволит кораблю без проблем удерживать «полный ход», что позволит самолётам взлетать с полной боевой загрузкой, а также в разы повысит надежность.

2) Провести глубокую модернизацию имеющихся истребителей Су-33, с установкой современного БРЭО, соответствующего таким машинам, как Су-30СМ или Су-35С. В такой конфигурации 14 Су-33 и 12 МиГ-29К смогут выполнять как ударные задачи, так и завоевывать превосходство в воздухе.

3) Несколько «разгрузить» корабль, убрав с него пусковые установки ПКР П-700 «Гранит», которые, по некоторой информации, после одного из происшествий на корабле и вовсе находятся в нерабочем состоянии. Лучше, чтобы авианосец был авианосцем.

4) Установить на корабль современное радиоэлектронное оборудование.

5) За время ремонта и модернизации обучить достаточное количество лётчиков палубной авиации, а также «привести в порядок» корабли снабжения. Иначе развернуть на корабле штатные 50 летательных аппаратов будет невозможно.

Такая программа модернизации продлится не менее 4 лет, однако на выходе будет получен практически новый боевой комплекс. С учетом очень и очень смутных перспектив строительства новых авианосцев (помимо всего прочего, имеются большие вопросы по целесообразности такого проекта на данный момент, учитывая состояние судостроительной отрасли и географическое положение России), можно сделать из «сырого» «Адмирала Кузнецова» корабль, который сможет решать боевые задачи ещё до 40 лет.

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

Прежние названия - в порядке присвоения:

-«Леонид Брежнев» (спуск на воду),
-«Тбилиси» (испытания)

Единственный в составе Военно-Морского флота Российской Федерации в своём классе (по состоянию на 2015 год). Предназначен для уничтожения крупных надводных целей, обороны морских соединений от нападений вероятного противника.

Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза.

Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе.

Входит в состав Северного флота. На крейсере во время походов базируются самолёты Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования - Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования - Североморск-1).

Постройка

Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер СССР - «Рига» был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года. От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25 . Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.

Ещё до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в «Леонида Брежнева». Спуск на воду состоялся 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву.

Погрузка и установка вооружения на авианосец (кроме зонального блока пусковых установок ПКРК «Гранит»), электрооборудования, авиационно-технических средств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также оборудование помещений происходили на плаву, при достройке корабля у Северной набережной Большого ковша.

11 августа 1987 года переименован в «Тбилиси». 8 июня 1989 года стартовали его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года - заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В ходе данных испытаний были осуществленны первые взлёты и посадки самолётов на него. 1 ноября 1989 года осуществлены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После окончания цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.

4 октября 1990 года переименован в очередной раз (4-й) и стал называться «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Технические характеристики

Размеры

Длина - 305,0 м
-Длина по ватерлинии - 270 метров
-Ширина наибольшая - 72 метра
-Ширина по ватерлинии - 35,0 м
-Осадка - 10,0 м
-Стандартное водоизмещение - 43 тыс. тонн
-Полное водоизмещение - 55 тыс. тонн
-Максимальное водоизмещение - 58,6 тыс. тонн

Энергетическая установка

Паровые турбины - 4 х 50 тыс. лошадиных сил
-Количество котлов - 8
-Количество винтов - 4
-Мощность турбогенераторов - 9 х 1500 киловатт
-Максимальная скорость - 29 узлов
-Дальность плавания на максимальной скорости - 3850 миль при скорости 29 узлов
-Экономическая скорость - 18 узлов
-Максимальная дальность плавания - 8000 миль при скорости 18 узлов
-Автономность - 45 дней

Вооружение

На 2014 год в составе авиакрыла находятся 20 самолётов и 17 вертолётов.

МОСКВА, 23 авг — РИА Новости, Андрей Коц . Единственный в России "плавучий аэродром" — тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) "Адмирал Кузнецов" — . Самому большому кораблю отечественного ВМФ в декабре исполняется 30 лет — возраст для стальной махины, бороздящей океан, более чем почтенный. Некоторые узлы и агрегаты "Кузнецова" давно требуют замены. Авианосец как следует подлатают и модернизируют, после чего в 2020-2021 годах он вернется в боевой состав Северного флота. Предполагается, что после заслуженного "санаторно-курортного отпуска" корабль останется в строю еще около 20 лет и параллельно с боевой службой будет использоваться для тренировки летчиков палубной авиации. А за это время, будем надеяться, в составе флота уже появятся .

Котлы и ракеты

Напомним: последний раз "Адмирал Кузнецов" попал в прицел мировой прессы в ноябре 2016-го — феврале 2017 года, когда ТАВКР в составе оперативного соединения ВМФ России выполнял боевые задачи у берегов Сирии. Западные СМИ необычайно развеселил густой черный дым, которым чадил в небо корабль, проходя вдоль европейского побережья. Его называли "дряхлым", "устаревшим", шутили, что он потонет на полпути. За авианосец тогда вступились моряки. В частности, экс-командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов сообщил, что "только дилетанты не знают, что двигательная установка, работающая на таком дешевом топливе, как мазут, всегда отличается повышенным дымообразованием". Несмотря на насмешки, "Кузнецов" дошел до места назначения, выдерживая заданную скорость. И спустя пару месяцев благополучно вернулся в пункт базирования после выполнения боевых задач.

Черный дым на ходовые качества корабля никак не повлиял. Тем не менее известно, что в ходе грядущего ремонта на авианосце заменят четыре котла силовой установки из восьми. Два из них уже изготовлены на Балтийском заводе. Кроме того, ТАВКР получит новейшие средства связи, навигации, боевого управления и системы РЭБ. Сообщалось, что морякам обеспечат автоматизированные рабочие места, которые будут оборудованы в том числе видеосвязью.

Как сообщал в начале года глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, на корабле будет изменен состав вооружения. Возможно, речь идет о замене противокорабельных ракет "Гранит", принятых на вооружение еще в 1983 году, на более современные, например морские "Калибры" с проникающей боевой частью фугасного действия. Эти меры, впрочем, могут потребовать перестройки корабельных пусковых шахт — габариты у "Калибров" и "Гранитов" разные. В то же время состав авиакрыла ТАВКР из истребителей Су-33 и МиГ-29К менять пока не планируется.
Впрочем, не все специалисты считают, что "Адмиралу Кузнецову" нужно противокорабельное вооружение. Этот корабль в современных реалиях играет скорее оборонительную, нежели ударную роль.

"Это достаточно специфический авианосец, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский. — Его авиакрыло состоит только из истребителей, что определяет задачи корабля исключительно как оборонительные. На нем никогда не будет самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, радиоэлектронной борьбы и прочих, необходимых для проведения полноценных экспедиционных ударных операций. Вдобавок на "Кузнецове" установлен комплекс противокорабельных ракет "Гранит". Зачем он этому кораблю нужен — непонятно. В рамках модернизации, на мой взгляд, нужно ударное вооружение с авианосца демонтировать, как это сделали китайцы со своими первыми авианосцами — кораблями, по сути, того же проекта, что и "Адмирал Кузнецов". А за счет освободившихся объемов увеличить возимый запас топлива и боеприпасов авиакрыла".

Не исключено, впрочем, что, говоря об изменении состава вооружения ТАВКР, глава ОСК Алексей Рахманов имел в виду модернизацию зенитно-ракетных систем корабля. На сегодняшний день крейсер от угрозы с воздуха прикрывают четыре пусковые установки ЗРК "Кинжал" и восемь пусковых установок "Кортик". На замену последним в России была разработана морская модификация сухопутного зенитного ракетно-пушечного комплекса "Панцирь-С" — "Панцирь-М". В серийное производство она пошла в 2015 году. Впрочем, как сообщил Рахманов в интервью "Газете.ру" в начале недели, точный объем работ по ремонту и модернизации будет утвержден после окончательного принятия госпрограммы вооружений на 2018-2025 годы.

Босфорский прорыв

Характеристики "Адмирала Кузнецова" и маршрут следования к берегам Сирии Авианосец "Адмирал Кузнецов" во главе группы кораблей Северного флота выполняет задачи в Средиземном море у берегов Сирии. Характеристики тяжелого авианесущего ракетного крейсера и маршрут продвижения группировки МВС России к берегам Сирии - в инфографике сайт.

"Адмирал Кузнецов" был спущен на воду 4 декабря 1987 года (тогда он назывался "Тбилиси"). Стоит вспомнить, что у него с самого начала боевой службы была непростая судьба. Корабль построили на Николаевской верфи, в 1991 году он был приписан к Северному флоту СССР, но первое время оставался в Черном море. В ноябре того же года председатель Верховной рады Украины Леонид Кравчук отправил командиру авианосца Виктору Ярыгину телеграмму, в которой говорилось, что "Адмирал Кузнецов" является собственностью Незалежной и должен оставаться на севастопольском рейде. Капитан первого ранга следовать указаниям отказался: на тот момент Украины как государства формально не существовало, референдум о независимости должен был состояться только 1 декабря.

За день до этого события "Адмирал Кузнецов" снялся с якорей и взял курс на Босфор. Пролив удалось пройти без официального разрешения Турции, чьи власти, впрочем, не решились останавливать могучий корабль. С 1 по 24 декабря 1991 года авианесущий крейсер совершил переход вокруг Европы к месту постоянного базирования в Видяеве Мурманской области. На всем маршруте за ним на почтительном удалении двигались корабли НАТО. А следом за своим кораблем в Россию ушла большая часть летчиков 100-го авиаполка корабельной авиации под командованием легендарного Тимура Апакидзе. Вскоре они составили ядро 279-го полка корабельной авиации России. А пилоты, принявшие украинскую присягу, в скором времени были уволены в связи с расформированием части.

В 1991 году "Адмирал Кузнецов" едва не повторил судьбу второго авианосца серии — ТАВКР "Варяг", который украинцы продали Китаю по цене металлолома (в 2012 году корабль вошел в состав ВМС НОАК под именем "Ляонин"). Увести "Кузнецова" на Северный флот успели буквально в последний момент. С тех пор авианесущий корабль побывал во многих дальних походах и за десятилетия своей эксплуатации не перенес ни одной серьезной поломки. А все ремонтные работы носили исключительно плановый и профилактический характер.