12.02.2019

Досудебные налоговые споры. Какие решения налоговой можно оспорить? Досудебное урегулирование налогового спора


Из интервью с Еленой Суворовой, начальником Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России, вы узнаете об измененном порядке подачи и рассмотрения жалоб, а также о возможности приостановить исполнение обжалуемых решений до принятия итогового решения по жалобе.

Порядок досудебного обжалования несколько изменился. Елена Владимировна, расскажите, пожалуйста, какие новации внесены в процедуру?

Компетентные органы заинтересованных государств-членов приняли жалобу, поданную заинтересованным лицом, но не достигли соглашения о том, каким образом спорный вопрос был разрешен по взаимному согласию в течение срока, установленного в Статье 4 (1). Один представитель каждого соответствующего компетентного органа. В случае согласия компетентных органов число таких представителей может быть увеличено до двух представителей каждого компетентного органа.

Один признанный независимый человек, назначенный каждым компетентным органом заинтересованных государств-членов из списка, указанного в статье, если компетентные органы согласны с этим, число таких лиц может быть увеличено до двух для каждого компетентного органа.

Действительно, Федеральным законом «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ (далее — Закон № 130-ФЗ)) внесены изменения в отношении досудебного урегулирования налоговых споров, которые начали действовать с 2 июня 2016 года.

Правила назначения признанных независимых лиц согласовываются между компетентными органами соответствующих государств-членов. После назначения аккредитованных независимых лиц каждая из них назначается в соответствии с правилами назначения независимого лица в случае, если независимые лица не могут выполнять свои обязанности. Если правила назначения признанных независимых лиц не были согласованы в соответствии с пунктом 2, назначение таких лиц производится на основе розыгрыша. За исключением случаев, когда признанные независимые лица назначаются компетентным судом или национальным уполномоченным органом, упомянутым в статье 7 (1), компетентный орган любого из заинтересованных государств-членов может возражать против назначения любого особо признанного независимого лица, где соответствующие компетентные органы договорились заранее или по любой из следующих причин.

Основным концептуальным положением является установление возможности приостановить исполнение обжалуемых решений до итогового решения по жалобе при предоставлении банковской гарантии (п. 5 ст. 138 НК РФ). Эта норма позволяет налогоплательщикам до урегулирования налогового спора в досудебном порядке на всех стадиях инициировать приостановление действий налогового органа по взысканию доначисленных налогов, пеней, штрафов.

Указанное лицо является или находится в состоянии такого статуса или находится в нем в любое время в течение предыдущих трех лет. Это лицо имело или имело существенное право на владение или голосование в любом из заинтересованных лиц или являлось или являлось сотрудником или советником в любое время в течение предыдущих пяти лет до даты его назначения.

Это лицо не предоставляет достаточных гарантий объективности в урегулировании спора или споров, в которых или в которых оно должно быть решено. Указанное лицо является сотрудником предприятия, которое предоставляет налоговые консультации или иным образом самостоятельно осуществляет налоговую консультационную деятельность или находится в таком положении в любое время в течение предшествующего по крайней мере трех лет до даты его назначения.

Также для налогоплательщиков введена новая возможность: подача жалобы через личный кабинет налогоплательщика (ст. 139.2 НК РФ). Это предоставляет налогоплательщикам более широкие возможности для коммуникации с налоговыми органами, упрощает процедуру подачи жалобы и позволяет оперативно получить по ней ответ в электронном виде непосредственно в личном кабинете.

Компетентный орган любого из заинтересованных государств-членов может потребовать, чтобы признанное лицо, назначенное в соответствии с параграфом 2 или 3, или его заместитель предоставило информацию о любых интересах, отношениях или вопросах, которые могут повлиять на независимость или беспристрастность этого лица или могут разумно повлиять появление предвзятости во время разбирательства. В течение двенадцати месяцев после вынесения решения Консультативного комитета признанное независимое лицо, которое является членом указанного Консультативного комитета, может не оказаться в ситуации, которая заставила бы компетентный орган возражать против его назначения по этому пункту, если, ситуация на момент назначения в этот Консультативный комитет.

По моему мнению, принятие Закона № 130-ФЗ позволит значительно сократить количество налоговых споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Вернемся к вопросу о приостановлении исполнения обжалуемых решений до итогового решения по жалобе. Каким образом поправки помогут отсрочить уплату налогов по претензиям на время их досудебного обжалования?

Представители компетентных органов и признанных независимых лиц, назначенных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, избирают председателя из списка лиц, указанных в статье 9. Если не согласовано иное, представитель каждого компетентного органа и признанное независимое лицо является Президентом Суда. Статья 9 Список признанных независимых лиц Список признанных независимых лиц состоит из всех признанных независимых лиц, назначаемых государствами-членами. Каждое государство-член назначает для этой цели не менее трех человек, которые компетентны, независимы и способны действовать беспристрастно и честно.

Важным положением Закона № 130-ФЗ является установление возможности приостановить исполнение обжалуемых решений до итогового решения по жалобе при предоставлении банковской гарантии.

При этом действующий порядок вступления в силу решений по налоговым проверкам не изменяется. В вышестоящий налоговый орган налогоплательщики обжалуют как не вступившие, так и вступившие в силу решения инспекции. Кроме того, налогоплательщики после вынесения решения вышестоящим налоговым органом и вступления в силу решения могут обратиться в Федеральную налоговую службу.

Государства-члены уведомляют Комиссию об именах признанных независимых лиц, назначенных ими. Они также предоставят Комиссии полную и актуальную информацию об их профессиональном и академическом образовании, компетентности, опыте и потенциальных конфликтах интересов. Государства-члены могут указать в своем уведомлении, кто из назначенных лиц может быть назначен председателем. Государства-члены незамедлительно информируют Комиссию о любых изменениях в этом списке независимых лиц. Каждое государство-член устанавливает процедуры исключения любого лица, выдвинутого им из списка признанных независимых лиц, в случае, если лицо перестает быть независимым.

Порядок приостановления взыскания доначисленных сумм налогов (пеней, штрафа) распространяется только на решения налоговых органов по результатам налоговых проверок, которые вступили в законную силу. Это либо решения, по которым налогоплательщиком пропущен месячный срок на обжалование, либо обжалуемые в ФНС России после вынесения вышестоящим налоговым органом в отношении них решения.

Если какое-либо государство-член, учитывая соответствующие положения настоящей статьи, имеет разумные основания возражать против признанного независимого лица, оставшегося в вышеупомянутом списке из-за отсутствия независимости, оно информирует об этом Комиссию и предоставляет соответствующие доказательства своих опасений. Комиссия впоследствии информирует государство-член, которое назначило это лицо в отношении возражений и доказательств. В результате это государство-член в течение шести месяцев предпринимает необходимые шаги для расследования жалобы и принятия решения о том, оставить ли это лицо в списке.

Следует учитывать, что данный институт используется налогоплательщиком в качестве защиты своих имущественных интересов, является добровольным и не связан с действиями налоговых органов или с обязательностью обжалования до суда актов налоговых органов.

Какой процент споров урегулируется в рамках досудебного обжалования? Имеет ли значение сумма спора? По каким спорам чаще всего дело передается дальше в суд?

Он незамедлительно информирует Комиссию о своем решении. Статья 10 Разрешение споров ДОПОГ Компетентные органы заинтересованных государств-членов могут договориться о создании Консультативного комитета ДОПОГ вместо консультативного комитета, который в соответствии со статьей 14 выносит заключение о том, как решить проблему. Компетентные органы государств-членов могут также договориться о создании Комитета ДОПОГ в форме комитета прочного характера. За исключением правил о независимости своих членов, изложенных в Статьях 8 (4) и (5), Совет по урегулированию альтернативных споров может в своем составе и форме отличаться от Консультативного комитета.

В 2015 году по Российской Федерации поступило на 5,3 процента жалоб меньше, чем в 2014 году. Общая тенденция снижения количества жалоб обусловлена ведущейся ФНС России на постоянной основе аналитической работой, повышением качества налогового администрирования, а также выработке и доведению до налогоплательщиков единой правовой позиции по сложным методологическим вопросам посредством сервисов ФНС России «Решения по жалобам» и «Письма, направленные в адрес территориальных налоговых органов».

Совет по разрешению альтернативных споров ДОПОГ может, при необходимости, применять любые другие процедуры или процедуры урегулирования споров в целях решения рассматриваемой проблемы. В качестве альтернативы процедуре урегулирования споров, применяемой Консультативным комитетом в соответствии со статьей 8, то есть независимой процедурой рассмотрения, компетентные органы заинтересованных государств-членов согласно настоящей статье могут договориться о любой другой процедуре разрешения споров, включая арбитраж на основе предложения, который будет использоваться Комиссией по альтернативным вопросам разрешения споров.

Примерно 60 процентов от числа рассмотренных жалоб составляют жалобы на решения по налоговым проверкам, остальную часть — жалобы на акты налоговых органов ненормативного характера и действия (бездействие) их должностных лиц.

В целом по России в 2015 году удовлетворено 33,8 процента жалоб от общего числа рассмотренных. Повышение доверия к системе налоговых органов в части объективного пересмотра собственных результатов работы привело к тому, что налогоплательщики вместо обращений в судебные органы стали чаще пользоваться возможностью обжалования актов ненормативного характера налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц в Федеральную налоговую службу.

Компетентные органы заинтересованных государств-членов согласовывают правила работы в соответствии со статьей. Правила функционирования Консультативного комитета или Комиссии по альтернативной разрешению споров. Дата, на которую будет принято решение для решения рассматриваемого вопроса.

Ссылки на применимые положения национального законодательства государств-членов и применимых договоров или конвенций. Компетентные органы государств-членов, участвующих в споре, подтверждают настоящие рабочие правила своей подписью. В частности, должны применяться правила работы.

Так, количество судов первой инстанции по заявлениям (искам) налогоплательщиков, предъявленных к налоговым органам, снизилось в 2015 году на 7,7 процента в сравнении с 2014 годом.

При этом причиной снижения количества споров с налогоплательщиками в судах стала не только выработка налоговыми органами единой правоприменительной позиции, доводимой до налогоплательщиков, но и оценка налогоплательщиками результатов рассмотрения споров в налоговых органах как объективных и не требующих дальнейшего судебного обжалования.

Описание и основные особенности рассматриваемого вопроса. Начальные условия, на которых компетентные органы государств-членов соглашаются решать юридические и фактические вопросы, подлежащие разрешению. Форма Органа урегулирования споров, которая является либо Консультативной комиссией, либо Советом по разрешению альтернативных споров, а также типом Альтернативного процесса разрешения споров, если эта процедура отличается от процедуры, основанной на независимом мнении Консультативной комиссии.

Временные рамки для урегулирования споров. Состав Консультативного совета или Комиссии по рассмотрению альтернативных споров. Правила участия заинтересованного лица и третьих лиц в разбирательстве, взаимная передача записей, информации и доказательств, издержки, тип процедуры разрешения споров, которые будут использоваться, и любые другие важные процедурные или организационные вопросы.

Поэтому я, пользуясь случаем, хочу обратить внимание налогоплательщиков на наши сервисы. Хотела бы посоветовать интересоваться вопросами налогообложения и складывающейся судебной практикой, которые регулярно представляются на сайте Федеральной налоговой службы, занимать более активную позицию и использовать всевозможные способы обратной связи, так как нам важно ваше мнение.

Логистические меры для обсуждения в Консультативной комиссии и выработки ее мнений. В соответствии со вторым подпунктом пункта 2 настоящей статьи Комиссия посредством нормативных актов устанавливает стандартные рабочие правила. Эти стандартные рабочие правила применяются, если правила работы являются неполными или правила эксплуатации не были уведомлены заинтересованному лицу. Эти исполнительные акты принимаются в соответствии с процедурой, указанной в статье 20. Если компетентные органы не могут уведомить соответствующее лицо о правилах работы, указанных в пунктах 1 и 2, признанные независимые лица и председатель дополняют правила работы в стандартной форме, упомянутой в пункте 3, и в течение двух недель с даты создания консультативной комиссии или альтернативная комиссия по разрешению споров направляется соответствующему лицу.

Для того чтобы обжаловать решение налоговых органов или действие (бездействие) их должностных лиц, с 2014 года предусмотрен обязательный досудебный порядок: сначала необходимо подать жалобу в вышестоящий орган и только потом, если не будет получен ожидаемый результат, следует обращаться в суд. Если не предпринимать попыток обжаловать налоговые споры в досудебном порядке, а сразу обратиться в суд, то жалоба останется без рассмотрения. Согласно ч. 1 ст. 148 АПК РФ, суд не может рассматривать заявление, если не был соблюден установленный федеральным законодательством досудебный порядок урегулирования спора в арбитражном процессе.

Если независимые лица и председатель не согласны с правилами эксплуатации или уведомляют заинтересованное лицо, то лицо или заинтересованные лица могут обратиться в компетентный суд в одном из заинтересованных государств-членов для получения распоряжения, устанавливающего правила работы. Статья 12 Расходы на производство За исключением случаев, предусмотренных в пункте 2, если компетентные органы заинтересованных государств-членов не договорились об ином, следующие расходы распределяются между государствами-членами поровну.

Государства-члены не несут расходы, понесенные заинтересованным лицом. Он направляет уведомление об отзыве жалобы в соответствии со статьей 3 (6) или. Он представляет запрос в соответствии со статьей 6 (1) после отказа в соответствии со статьей 5 (1), и Консультативный комитет принимает решение о том, что отклонение жалобы соответствующими компетентными органами является правильным.

Важность этого этапа показывает мировая практика решения налоговых споров: в США, например, более 85% налоговых споров урегулируются в досудебном порядке, а до суда доходит лишь каждое 20-е налоговое дело. В Австралии, Германии и Великобритании также отмечается очень высокий уровень «досудебных» налоговых споров, благодаря чему в суде рассматривается менее 10% от первоначального числа налоговых конфликтов. Очевидно, что при таком подходе к урегулированию налоговых споров выигрывают все: государственный бюджет экономит на значительном количестве судебных процессов, которых удается избежать, а налогоплательщики добиваются отмены необоснованных решений налоговых органов быстрее и без существенных судебных издержек.

Если компетентные органы заинтересованных государств-членов согласны, заинтересованные лица могут в целях разбирательства, упомянутого в статье 6, представить Консультативному комитету или Комитету ДОПОГ любую информацию, доказательства и доказательства, которые могут иметь отношение к его решению. Соответствующие лица и компетентные органы заинтересованных государств-членов предоставляют любую информацию, доказательства или доказательства по просьбе Консультативного комитета или Совета по разрешению альтернативных споров.

Однако соответствующие компетентные органы могут отказать в предоставлении Консультативному комитету информации в следующих случаях. Получение информации требует осуществления административных мер, противоречащих национальному законодательству. Информация не может быть получена в соответствии с законодательством соответствующего государства-члена.

Перенимая этот положительный опыт, российская налоговая служба ввела обязательный порядок досудебного урегулирования споров в арбитражном процессе сначала только для оспаривания решений о привлечении к ответственности по результатам налоговых проверок. Опыт оказался довольно успешным, и теперь досудебный порядок урегулирования налоговых споров действует практически при любых видах таких споров.

Для успешного досудебного урегулирования налоговых споров крайне важно правильно подать апелляционную жалобу, пока оспариваемое решение еще не вступило в силу. Срок для этого – ровно один месяц со дня вручения решения. Кроме того, несмотря на то, что жалоба адресуется в вышестоящий налоговый орган, подавать ее, согласно п. 1 ст. 139.1 НК РФ, следует в ту же налоговую инспекцию, которая вынесла решение. В этом случае урегулирования спорного вопроса можно добиться максимально быстро и неправомерное решение налогового органа о привлечении к ответственности будет отменено еще до его вступления в законную силу.

Но и после вступления в силу акта налоговой инспекции, его также можно обжаловать в порядке досудебного налогового спора – для этого достаточно подать жалобу по правилам ст. 139 НК РФ в течение года со дня вынесения решения. Однако при этом способе решения налогового спора обжаловаться будет решение, вступившее в законную силу – это означает, что несмотря на несогласие налогоплательщика с решением налогового органа, ему придется сначала исполнить все требования (уплатить штрафы, пени и доначисления по налогам), а потом добиваться отмены неправомерного акта и возврата переплаты. Если этого не сделать, налоговая инспекция вправе после выставления требования об уплате налогов и санкций заблокировать расчетные счета компании и арестовать принадлежащее ей имущество (в том числе и переданное в аренду, например). В таких условиях довольно сложно продолжать нормальную хозяйственную деятельность, даже после добровольной уплаты значительных сумм в бюджет, поэтому лучше оспаривать такие претензии в апелляционном порядке, не затягивая до момента вступления решений в силу.

Защита интересов компании в арбитражном процессе и в досудебном урегулировании спора строится главным образом на оспаривании доводов и аргументов налоговой инспекции. При этом юристы используют не только нормы налогового, гражданского и процессуального законодательства, но и гораздо более обширную судебную практику, которая сегодня служит практически единственным способом решения ситуаций, не имеющих прописанных в законе четких правил. Наши юристы постоянно занимаются решением налоговых споров как в досудебном порядке, так и в арбитражном процессе, благодаря чему мы можем предложить нашим клиентам надежную защиту практически в любом налоговом споре.


Мы будем рады ответить на ваши вопросы по телефону: ‎+7 495 929-70-50

Первичные консультации по защите бизнеса - бесплатные .