07.07.2019

Дворцово вотчинная система управления возникновение и развитие. Формирование дворцово-вотчинной системы управления. До конца XI в. вся эта восточная окраина Киевской Руси представляла собой глухой и малонаселенный край


Со временем десятичная система уступает место дворцово-вотчинной, которая вырастает из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. Хозяйственное дворцовое управление делилось на наряды - ведомства по управлению хозяйством, которые возглавлялись близкими к князю боярами. Со временем князья стали поручать им вести определенные дела в масштабах всего государства, наделяя их соответствующими полномочиями.

Известны некоторые должности, которые относились к управлению уже в период Киевской Руси:

  • * дворский (позднее дворецкий) -- высший чин, ведал всем княжеским хозяйством и целым рядом лиц, которые назывались “слугами что под дворским”;
  • * конюший -- отвечал за княжеские конюшни;
  • *стольник -- ведал организацией снабжения княжеского двора продовольствием, прислуживал князю во время торжественных пиров, сопровождал князя в походах, нередко назначался на воеводские и посольские должности;
  • *меченоша -- был оруженосцем самого великого князя;
  • *окольничий -- помогал князю в управлении войском;
  • *покладник (позднее постельничий) -- ведал внутренним распорядком, отдыхом князя, заботился о покоях князя;
  • *казначей -- главный управитель княжеской казны;
  • *ловчий -- руководитель охоты.

Более мелкими должностными лицами были тиуны и старосты.

Разделение княжеств на административные единицы не было четким. Летописи упоминают о волости, погосте. Местное управление в городах и волостях князья осуществляли через посадников и волостелей, которые являлись представителями князя.

Посадники (а позднее наместники) и волостели из бояр и детей боярских были на кормлении, т.е. получали доход не от государства, а непосредственно с управляемого населения. Посадник сидел на кормлении в городе, волостель -- в волости. Посадник судил городских и посадских людей, а также детей боярских, волостель -- волостных, черных людей. Впрочем, допускались исключения. Иногда посадник получал в кормление не один город, а город с волостями. Иногда в волости сидело на кормлении два волостеля, суд у них мог быть совместным или раздельным.

Компетенция волостеля была несколько уже компетенции посадников. Это указывает на более высокое положение посадника, как сидящего на кормлении в городе и имеющего право (как это видно из уставных грамот) судить «лихие дела» (душегубство, разбой и татьбу с поличным), этого права волостели, как правило, не имели.

Посадники и волостели держали для суда своих тиунов, которые, судя по терминологии судебников, были их холопами, хотя и не всегда. Кроме тиунов, у волостелей были доводчики, праветчики, пошлинники, пристава, недельщики, дьяки. Все это так называемые волостелины люди («дворяне», как выражается Двинская уставная грамота).

Кормления, дававшиеся служилым людям, были преимущественно наградой после тягостей военной службы. Посаженные на кормление в волость волостели обязывались уплачивать в княжескую казну определенный процент с волостного дохода, норма которого приблизительно высчитывалась княжеским правительством. Кормленщики должны были при этом иметь ввиду прежде всего личные, а не общественные или государственные интересы.

Кормленщики назначались обыкновенно на срок, но это вовсе не обязывало их сидеть на кормлении все назначенное им время; они могли ехать с кормления раньше срока, так как вообще по своему социальному положению они пользовались правом отъезда (перехода) от одного князя к другому.

В подчинении у посадников и волостелей были должностные лица:

  • * тиуны,
  • * мытники (взимали торговую пошлину -- «мыть»),
  • * вирники (взимали виру -- штраф за убийство),
  • * данщики (сборщики дани),
  • * пятенщики (взимали пошлину за продажу лошадей -- «пятно») и др.

Должностные лица местной администрации не получали жалования от Великого князя, а содержались за счет поборов с населения. Такая система получила название системы кормлений.

Органом местного крестьянского самоуправления была вервь - сельская территориальная община, выполнявшая, в частности, административные и судебные функции.

Власть князя и его администрации распространялась на города и население земель, которые не были собственностью бояр. Боярские вотчины постепенно приобретают иммунитет и освобождаются от княжеской юрисдикции. Население этих вотчин становится полностью подвластным боярам-собственникам.

Средоточием первого порядка удельных учреждений был дворец князя в широком смысле этого слова: это было обширное хозяйственное ведомство, в котором предметами управления были, во первых, дворцовые земли, села, деревни и различные угодья с предметами дворцового потребления, потом дворцовые слуги и деловые люди с их разнообразными службами и изделиями на дворец. В этом ведомстве надо различать два главных отделения, между которыми, довольно своеобразно, распределялись обозначенные сейчас статьи княжеского дворцового хозяйства: одним был дворец в тесном смысле, состоявший под управлением дворецкого; другое отделение составляли дворцовые пути, т.е. были дворцовые ведомства, между которыми была разделена эксплуатация принадлежавших княжескому двору хозяйственных угодий. Управители дворцовых путей вместе с дворецким всего чаще являются при князе как его правительственные сотрудники. К ним можно разве присоединить еще казначея с печатником, да тысяцкого с наместником, где они были. В этом поглощении центрального управления княжеским дворцом всего явственнее сказался политически характер северного удельного князя, хозяина землевладельца, для которого дворцовое хозяйство стало главным предметом правительственных забот.

Местные общины, как городские, так и сельские, под наблюдением посадника вели свои собственные дела через выборных должностных лиц.

Шпаргалка по истории государства и права России Дудкина Людмила Владимировна

15. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления

Под дворцово-вотчинной системой управления понимается деление органов управления в зависимости от территории. При этой системе управления органы управления во дворце являлись одновременно органами управления в государстве.

Вся территория удельной Руси, а позднее и Московского государства (в XV–XVI вв.) делилась на следующие территории :

1) княжеского дворца;

2) боярской вотчины.

Такая система была удобна и сложилась в период феодальной раздробленности. Она пришла на смену десятичной системы управления, при которой выделялись тысяцкие, сотские, десятские.

Княжеский дворец являлся центром удельного управления, вотчиной князя. Эта территория управлялась единолично князем.

Вотчина бояр – это территория, на которой дворцовое (княжеское) управление и хозяйство поручалось отдельным боярам, вольным слугам или холопам.

Княжеские должностные лица : воевода, тиуны, огнищане, старосты, стольники и др.

Складывалась самостоятельная система административных ведомств в княжеских землях.

Центральное управление этой системой осуществляли бояре, важнейшие вопросы хозяйства княжеской вотчины поручались совету бояр.

Система дворцового управления :

1) дворец – управлялся дворецким (дворским);

2) ведомство дворцовых путей (преимуществ, доходов); пути: сокольничий, ловчий, конюший, стольничий, чашничий и др.

Пути – это административные и судебные органы власти, они возглавлялись «путными боярами».

Название управляющего тем или иным путем зависело от названия самого пути. Например, сокольничий заведовал сокольниками и другими служителями птичьей охоты, конюший – конюшнями Великого князя, стольничий – бортными леса и т. д.

Удел князя, ближайший к Москве, назывался «дворцом», туда посылался дворецкий (наместник Великого князя Московского), в то время как удельные князья отправлялись на службу в Москву.

Назначение наместником – «пожалование» . Пожалование даровалось нередко бывшим князьям в их родном уделе на срок до 3-х лет.

В помощь наместнику формировался круг ближайших людей – изба . Изба ведала судом и финансами.

Система кормления в местном самоуправлении получила широкое распространение в период дворцово-вотчинной системы государственного управления (до середины XVI в.).

Кормление – это жалование Великого князя за службу, право пользоваться наместническими доходами в волости, по «наказному» или «доходному» списку.

Кормление получали наместники в городах или волостях.

Кормления даровались на основании грамот на кормление. Но они были ограничены таксой в этих грамотах. Такие ограничения устанавливались для каждого уезда дифференцированно.

Грамоты на кормление давали наместникам право управления, суда и корма. Корм состоял из :

1) «въезжего корма» (при въезде наместника на кормление);

2) периодического (на Рождество, Пасху, Петров день);

3) пошлин торговых (с иногородних купцов);

4) судебных брачных («выводной кузницы»).

За превышение таксы полагалось наказание.

В период образования единого государства власть кормленщиков на местах стала ослабевать. Появились уставные грамоты – Двинская 1397 г. и Белозерская 1488 г. – которые ограничили власть кормленщиков тяглым населением.

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

31. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система Во Франции существует смешанное (или полупрезидентское) республиканское правление. Система органов власти во Франции построена на принципе разделения властей.Современная Франция

Из книги Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации автора Ерохина Татьяна Вячеславовна

43. Система высших органов государственной власти и управления Китая Система высших органов государственной власти и управления Китая основана на Конституции КНР и представляет собой систему органов: Председатель КНР, Всекитайское собрание народных представителей с

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

§ 2.2. Понятие и система органов управления здравоохранением Как известно, начало государственной медицины России было положено в 1581 г. Первым органом государственного управления медицинским делом в России стал созданный тогда Аптекарский приказ, который

Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна

5. Система государственных и муниципальных органов управления образованием и их компетенция Федеральное Собрание Российской Федерации создает законодательную базу в области образования, утверждает соответствующие статьи бюджета и контролирует выделение

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

2. Система органов управления здравоохранением и их компетенция В соответствии со ст. 72 Конституции РФ здравоохранение является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, поэтому отраслью здравоохранения управляют федеральные и субъектов

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

29. Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии Приказы – органы системы централизованного управления, которые первоначально развились из единоличных и временных правительственных поручений, издаваемых

Из книги История государства и права зарубежных стран. Шпаргалки автора

86. Cудебная система и система правоохранительных органов по «Основам законодательства СССР и союзных республик» 1958 г Уже с 1948 г. процессуальное законодательство СССР и республик претерпело значительные изменения:1) народные суды стали выборными;2) суды стали более

Из книги История государства и права России. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

44. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система Франция является смешанной (полупрезидентской) республикой, система органов власти которой основана на принципе разделения властей.Франция сегодня – это республика с сильной

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

68. Система высших органов государственной власти и управления К системе высших органов государственной власти и управления относятся Всекитайское собрание народных представителей, его Постоянный комитет, Председатель КНР, Государственный совет, Верховный народный

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Из книги автора

Из книги автора

110. Система управления Германской империей в конце XIX в. Создание системы управления империей в конце XIX в. связывают с именем канцлера 0. Бисмарка. Он проводил политику, названную в литературе «революцией сверху», «бонапартизмом» и предполагавшую социальное

Из книги автора

83. Система управления народным хозяйством во время нэпа В 1920 г. был принят Закон о концессиях для привлечения в страну иностранного капитала. С весны 1921 г. разрешили открывать или брать в аренду мелкие и средние предприятия, что привело к созданию акционерных

Из книги автора

Система объективного (позитивного) права и система законодательства: соотношение понятий Система объективного (позитивного) права это внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и институты в соответствии с предметом и методом правового

Дворцово-вотчинная система управления. Продолжая оставаться раннефеодальной монархией, Московское государство унаследовало от предыдущего периода и органы центрального управления, постро­енного по дворцово-вотчинной системе. Однако расширение терри­тории государства и усложнение его деятельности приходят в стол­кновение со старыми формами управления, подготавливают постепен­ное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового, приказного управления.
Преобразование старой системы начинается с ее усложнения. Она подразделяется на две части. Одну составляет управление дворца, во главе которого стоит дворецкий (дворский), имеющий в своем распо­ряжении многочисленных слуг. Дворецкий ведал и пашенными кня­жескими крестьянами. Другую часть образовывали так называемые пути, обеспечивающие специальные нужды князя и его окружения. О назначении путей красноречиво говорят сами их названия: Сокольни­чий, Ловчий, Конюшенный, Стольничий, Чашничий. Для выполне­ния их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути не ограничивались сбором тех или иных про­дуктов и всяких благ с выделенных мест. Они выступали и как адми­нистративные и судебные органы. Руководители их именовались пут­ными боярами.
Вслед за усложнением системы дворцово-вотчинных органов воз­растали их компетенция и функции. Из органов, обслуживавших в первую очередь личные нужды князя, они все больше превращались в общегосударственные учреждения, выполнявшие важные задачи по управлению всем государством. Так, дворецкий с XV в. стал в извест­ной мере ведать вопросами, связанными с землевладением церковных и светских феодалов, осуществлять общий контроль над местной ад­министрацией. Вместе с тем выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении теряло прежний характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную службу. Услож­нение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата. Чины дворца - дьяки - специализиро­вались в определенном круге дел. Из состава дворцовой службы выде­лялась великокняжеская казна, ставшая самостоятельным ведомством. Была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными под­разделениями.
Все это подготавливало переход к новой, приказной системе уп­равления, выраставшей из прежней. Такое перерастание началось в конце XV в. Но как система приказное управление оформилось толь­ко во второй половине XVI в. Тогда же утвердился и сам термин «при­каз». Первыми учреждениями приказного типа были Большой Дво­рец, выросший из ведомства дворецкого, и Казенный приказ. Конюшенный путь превратился в Конюшенный приказ, теперь не только обслуживавший личные потребности князя, но и связанный с разви­тием конного дворянского ополчения. В начале XVI в. сложился Раз­ряд (Разрядный приказ), ведавший учетом служилых людей, их чинов и должностей. Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказ­ную явилось одним из показателей централизации Русского государ­ства, ибо дворцовые органы, ведавшие ранее по существу лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководящими всем громадным Русским государством.

Содержание
Введение………………………………………………………… ……….3
1. Дворцово-вотчинная система управления и ее особенности………………………………………………… ……………4

      Необходимость смены системы управления……………………….7
      Усложнение дворцово-вотчинной системы………………………...8
2.Приказная система управления …..………………………………….11
2.1 Почему дворцово-вотчинная система управления изжила себя...12
Заключение…………………………………………………… ………..19
Список используемой литературы………………………….......... ....20

Введение
Изучение систем центрального управления предшествующих эпох имеет важное значение для понимания особенностей эволюции государственного механизма. Анализ исторических особенностей функционирования органов государственной власти имеет особое значение в современных условиях на этапе проведения реформ, становления и адаптации механизма государства современной России. В эпоху проведения реформ органов государственной власти следует отдавать отчет о важности исторического прошлого во всем последующем развитии государства и общества. По справедливому замечанию П. И. Новгородцева, «чтобы обладать жизненным значением, они (принципы и институты) должны иметь корни в действительности и хотя бы частично проявиться в истории» . Сказанное означает учет тех особенностей организации системы управления и недостатков, которые проявлялись в практической, правоприменительной и иной деятельности приказов и при осуществлении права гражданами государства.
Цели и задачи:
-рассмотреть особенности дворцово-вотчинной системы управления;
-определить основные причины неэффективности дворцово-вотчинной системы управления, ее несоответствия исторической действительности;
-проанализировать процесс перехода к приказной системе управления;
-уяснить особенности,присущие приказной системе управления;
-определить ее роль в развитии государства.

1. Дворцово-вотчинная система управления и ее особенности:
Феодальная раздробленность не была исключительно русским явлением. Данный этап являлся признаком прогресса, который позволил сблизить уровни экономического,социального, политического развития различных регионов для последующего их объединения на более высокой ступени развития.Дворцово-вотчинная система управления – система государственного управления, при которой бывшая дружинная знать руководила отдельными княжескими имениями. Главой Русского государства являлся великий князь, обладавший широким кругом прав:издавал законы, осуществлял руководство государственным управлением,имел судебные полномочия.Но содержание княжеской власти с течением времени менялось в сторону большей полноты. Эти изменения шли в двух направлениях внутреннем и внешнем.Первоначально свои законодательные, административные и судебные правомочия великий князь мог осуществлять лишь в пределах собственного домена. Даже Москва делилась в финансово-административном и судебном отношениях между князьями-братьями. В 15-16 вв. великие князья оставляли ее своим наследникам на правах общей собственности. С падением власти удельных князей великий князь стал абсолютно управлять всей территории государства. Иван III и Василий III использовали разные методы,например, бросали в тюрьму своих ближайших родственников – удельных князей,которые пытались противоречить их воле. Постепенно изменилась юридическая природа отношений между великим и удельными князьями в пользу великого князя. Эти отношения раньше основывались на грамотах и договорах,которые предусматривали службу князю за вознаграждение. Позже она стала связываться с владением, князья становились вассалами, а владения - вотчинами. уже в начале 15 в. установился порядок, по которому удельные князья были обязаны подчиняться великому князю в силу его положения. Централизация государства стала внутренним источником усиления великокняжеской власти. Внешним источником ее усиления-падение Золотой Орды. Сначала московские великие князья были вассалами ханов, и из их рук они получали право на великокняжеский “стол”. После Куликовской битвы зависимость стала формальной, а после 1480 г. московские князья стали юридически независимыми, суверенными государями. Новому содержанию великокняжеской власти соответствовали иные формы. Начиная с Ивана III московские великие князья именовали себя “государями веся Руси”. Иван III и его преемник пытались присвоить себе царский титул. Дворянские историки, начиная с Н. М. Карамзина, считали, что с Ивана III в России устанавливается самодержавие. Это можно считать верным,потому что Иван III, завершивший освобождение Руси от татар, “сам держал” свой княжеский стол, независимо от Орды. Однако говорить о самодержавии в полном смысле слова еще не приходится. Власть монарха была ограничена другими органами раннефеодального государства, прежде всего Боярской думой, которая произросла из боярского совета при князе. Боярский совет при князе - постоянный совет при князе, в который входили ближайшие его соратники.Как правило, князь не предпринимал никакого серьезного дела, не обсудив его со своими боярами. Нередко в княжеских думах участвовали и представители духовенства, однако их участие не было постоянным. Во всех княжествах Киевской Руси действовали княжеские думы, а затем совет при великом князе был преобразован в Боярскую думу, чему способствовало укрепление централизации. Феодальные съезды. Снем-орган государственной власти феодалов, решавший важнейшие вопросы общественной организации, государственного строя и внешней политики Древней Руси. Съезды имели тот же характер, что и во времена Киевской Руси, но по мере укрепления централизации государства постепенно отмирали. В подчинении великого князя в качестве военной силы и защиты находилась постоянная дружина, как завелось со времен Древней Руси. Историк С.М. Соловьев говорит, что название «дружина» заключает в себе понятие товарищества, компании, и что в этой форме, в форме товарищества или братства с военным характером, появилась она на русской земле и существовала несколько веков. Посадником называлось должностное лицо, имевшее значение княжеского наместника. В Новгороде уже во второй половине 12 в. эта должность стала выборной. Посадник становится посредником между народом и князем, и без него князь не может без него ни судить, ни управлять.Посадник ко всем грамотам прикладывал печать, его выбирали из самых знатных бояр и назначали степенным посадником, пока он занимал должность, когда посадника лишали должности, продолжали именовать посадником, он сохранял свою значиомсть в совете при князе. При присоединении удела князя к Москве территория его удела превращалась в “дворец”, куда посылался дворецкий - наместник великого князя московского. Вокруг такого наместника образовывался круг ближайших помощников, которые позже составили его избу. Характер дел, которыми ведала такая изба, был публичный: суд и финансы. Назначение наместником называлось “пожалованием”. Такое пожалование могли получить в своем бывшем уделе и прежние местные князья (ростовские). Точно также татарские служилые цари получали свои провинции (в Кашире и Касимове). Пожалование было краткосрочным (до 3 лет). Волостью или городом управляли несколько наместников. Цель назначения наместника: - частная - кормление; - государственная - управление. Но кормления были ограничены таксой в установленных грамотах для каждого уезда и в книгах центрального правительства. Корм состоял из “въезжего корма” (при въезде наместника на кормление), периодических (на Рождество, Пасху, Петров день), пошлин торговых (с иногородних купцов), судебных брачных (“выводной кузницы”). За превышение таксы полагалось наказание. Наместник отправлял суд через холопов - тиунов и доводчиков. Наместник делил между ними станы и деревни уезда. Ответственность за деятельность тиунов и доводчиков лежала на наместнике.Число тиунов и доводчиков определялось уставной грамотой. Наместники обладали разной компетенцией: некоторые были наместники “с боярским судом” и “без боярского суда”. Первые сами решали дела по холопству (укрепление и освобождение) и уголовные дела, вторые отправляли их к докладу в Москву. Власть наместников не распространялась на служилых, церковные учреждения, “слободы” и дворцовые вотчины. Лишь с уничтожением тарханов в 16 веке их власть расширилась.Цель введения наместничества - осуществление связи государства с провинцией. Внутреннее управление провинцией было второстепенной задачей. Для последней цели в каждом уезде была своя выборная система органов самоуправления: сотские и старосты. Управление налогами и полицией находилось как раз в руках выборных. Они также участвуют в суде вместе с наместником. В подразделениях провинции были также выборные подчиненные органы (50-кие, десятские). Русское государство подразделялось на уезды - наиболее крупные административно- территориальные единицы. Уезды на станы, а станы делились на волости. Но полного единообразия,а также четкости в административно- территориальном делении еще не выработалось. Наряду с уездами кое-где дажке сохранялись земли. Существовали разряды - военные округа, губы судебные округа. Во главе отдельных административных единиц стояли должностные лица - представители центра.Уезды, как уже отмечалось, возглавлялись наместниками, а волости - волостелями. Эти должностные лица содержались за счет местного населения - получали от него «корм», т. е. проводили натуральные в денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины. Кормление было одновременно государственной службой,а еще и формой вознаграждения княжеских вассалов за их военную и иную службу.
1.1.Необходимость смены системы управления, пережитки дворцово-вотчинной системы:
Дворцово-вотчинная система управления соответствовала раннефеодальной монархии. Зарождающееся Московское государство унаследовало от предыдущего периода органы центрального управления, построенные по дворцово-вотчинной системе. Но расширение территории государства и усложнение его деятельности привело к столконовению со старыми формами управления,Начинается подготовка к зарождению приказного управления.
1.2.Преобразование старой системы начинается с ее усложнения.
Выделяется 2 части: Первую состовляет управление дворца, во главе которого стоит дворецкий (дворский), имеющий в распоряжении многочисленных слуг. Другую часть образовывали так называемые “пути”, который обеспечивали определенные нужды князя и его окружения.Об этом говорят их названия:Сокольничий, Ловчий, Конюший, Стольничий, Чашничий. Для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути еще и выступали как административные,а также как судебные органы. Руководителями назывались –путные бояре. Усложнение дворцово-вотчинной системы управления привело к возрастанию функций органов их компетенции.Получалось,что органы,которые обслуживали нужды князя,позже начинали превращаться в общегосударственные учреждения,выполняющие важные функции по управлению государством.Например, дворецкий стал ведать вопросами, связанными с землевладением церковных и светских феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Вместе с тем выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении торило прежний характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную и достаточно определенную службу. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата. Чины дворца - дьяки - специализировались в определенном круге дел. Из состава дворцовой службы выделялась великокняжеская казна, позже ставшая самостоятельным ведомством. Была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными подразделениями.Кормленщики были обязаны управлять соответствующими уездами и волостями собственными силами, т. е. содержать свой аппарат управления (тиунов, доводчиков и др.) и иметь свои военные отряды для обеспечения внутренней и внешней функций феодального государства. Присылаемые из центра, они не были лично заинтересованы в делах управляемых ими уездов или волостей, тем более что их назначение было обычно сравнительно краткосрочным - на год-два.Все интересы наместников и волостелей были сосредоточены преимущественно на личном обогащении за счет законных и незаконных поборов с местного населения. Система кормления была не способна в условиях классовой борьбы обеспечить соответствующее подавление сопротивления восстающего крестьянства. От этого страдали мелкие вотчинники и помещики, которые были не в состоянии самостоятельно обезопасить себя от «лихих людей». Развивающееся дворянство же было недовольно системой кормления по другой причине. Его не устраивало, что доходы от местного управления шли в карман бояр и кормление обеспечивало боярству большой политический вес. В 17 в. происходит реорганизация местного управления: земские, губные избы и городские приказчики стали подчиняться назначенным воеводам, которые приняли на себя административные, полицейские и военные функции.Но этот процесс протекал постепенно, поэтому система кормлений отмирала не сразу. Наместники и волостели (в уездах и волостях) назначались великим князем и в своей деятельности опирались на штат чиновников (праведчиков, доводчиков и др.). Они ведали административными, финансовыми и судебными органами, отчисляя часть сборов с местного населения себе. Срок пребывания в должности не был ограничен.Слишком независимые кормленщики к концу 15 в. становятся неприемлемы для центральной власти, постепенно сокращаются сроки их деятельности, регламентируются штаты и нормы податей, ограничиваются судебные полномочия (в состав их суда вводятся местные "лучшие люди", земские дьяки протоколируют процесс, судебные документы подписывают целовальники и дворские). Перестройка системы кормлений, начиная с конца 15 в. идет по двум линиям: по линии постепенного ограничения кормлений и установления более строгого контроля со стороны центрального правительства за деятельностью наместников и волостелей с целью ограничения их произвола; с другой – по линии создания новых органов управления, дворянских по своей природе. Государственная централизация потребовала проведения ряда реформ в административной областях. Становление приказно-воеводской системы управления означало централизацию всего управления и ликвидацию остатков дворцово-вотчинной системы.
2. Приказная система управления:
Структура управления Приказы - органы центрального управления в России 16 - начале 17 в. Их наименование произошло от термина «приказ», употребляемого в смысле особого поручения. Складывание приказной системы управления явилось одной из сторон процесса формирования Русского централизованного государства и было вызвано усложнением задач, стоявших перед молодой самодержавной монархией. В отличие от временных «путей» (формы управления периода феодальной раздробленности) приказы были постоянно действующими учреждениями. Каждый приказ был организационно оформлен, ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Появление приказов связывают с Перестройкой великокняжеского дворцово-вотчинного управления, в результате которой были созданы дворцовые учреждения - Казна и Большой дворец. приказы выросли непосредственно из личных поручений, которые давались великими князьями отдельным должностным лицам. Основой создания приказов послужили дьяческий штат Казны и временные боярские комиссии, создававшиеся для решения отдельных вопросов. Специализация дворцовых дьяков по отдельным вопросам государственного управления приводила к выделению этих вопросов в отдельные ведомства, а затем в самостоятельные учреждения. Они получили название дьячьих изб, а позднее - приказов. В складывании приказной системы важную роль сыграли преобразования середины 16 в. В это время сложилась основная сеть постоянных приказов, число которых к концу 16 в. достигло 22.В первой половине 16 в. был окончательно ликвидирован вассалитет феодалов и князей в отношениях с царской властью. Его заменили отношения подданства монарху. Аристократия и дворянство обязаны были служить государю.Царь сосредотачивал в своих руках всю полноту верховной власти, единолично распоряжался жизнью и имуществом подданных, рассматривая их в качестве своих холопов. Являясь верховным исполнителем военных, дипломатических, судебных и иных функций, русский монарх широко использовал в качестве совещательного органа Боярскую думу, выросшую из прежнего совета бояр. Уже Дмитрий Донской, умирая, давал такой наказ своим детям: В 15 в. Дума окончательно оформила свой юридический статус.В её составе выделились служилые чины: боярин, окольничий, думный дьяк. Численность членов Думы была невелика – до 20 человек. В течение 16 в. между Думой и великокняжеской властью шел довольно бурный «диалог» за приоритет, за право участвовать в управлении, ограничивать самовластье единодержавного монарха. Править единовластно пытался Василий III.Права Боярской думы определялись правом. Как орган верховной власти она обладала правом назначения центральных и местных начальников (воевод, судей, приказных чипов и др.). Боярская дума руководила приказами и другими органами управления. В Боярской думе сосредоточивались судебные дела (по Докладу и по апелляции). Принадлежала ей и законодательная инициатива, как и право принимать и утверждать законы. Судебник 1497 г. отводит Думе такую роль в процессе законотворчества: «А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, и те дела в сем Судебнике приписывати». Заседала Боярская дума в царском дворце. К концу 17 в. Дума разрослась, достигнув 167 человек. Как принадлежность патриархальной старины была ликвидирована Петром I. Земский собор. Органом сословного представительства стали Земские соборы, действовавшие в России чуть более ста лет (первый – в 1549 г последний – в 1653 г.). В основе их деятельности лежала идея соборности, то есть общественного согласия всего населения страны. От его имени Земский собор принимал решения по важнейшим проблемам текущей жизни, а затем цари приводили эти решения, как бы санкционированные всеми сословиями, в исполнение.
2.1. Изжитие дворцо-вотчинной системы:
Дворцово-вотчинная система управления не отвечала потребностям единого государства, но она явилась основой формирования новых органов центрального управления.В дворцовом ведомстве, находившемся под руководством дворецкого и его тиунов, казначеев, дьяков, выделились поначалу особые хозяйственные комплексы (или пути): сокольничий, конюший, стольничий, чашничий, ловчий, постельничий, судный. Их возглавляли путные бояре. они распространяли свои властные полномочия и за пределы дворца. Кроме «путей» уже в 15 в. стали выделяться особые отрасли управления (дела), которые в каждом конкретном случае поручались (приказывались) какому-нибудь дьяку или боярину, и те самостоятельно, независимо от путных бояр, исполняли поручение (приказ), привлекая к делу других людей, создавая свою канцелярию и делопроизводство. Так возникли приказы – новые органы управления. По мере усложнения хозяйственных и административных функций особые дьячьи избы (новые отделы) выделяются и в системе дворцового управления. Они тоже получают название «приказов». (Казенный – ведавший личным имуществом великого князя, его казной; Дворцовый; Конюшенный; Посольский – ведомство иностранных дел и пр.). Во главе приказа стоял боярин или думный дворянин, руководивший штатом чиновников, состоявшим из дьяков, подьячих и других должностных лиц. Подьячие возглавляли канцелярию приказа, делившуюся, в свою очередь,на столы и повытъя по ветвям управления. Созданием централизованной приказной системы, в деятельности которой главную роль играло служилое дворянство, государство ограничило роль феодальной верхушки и свело на нет систему вотчинного управления. Эта же тенденция – увеличение роли государства с опорой на формирующееся третье сословие – прослеживается и в реформе местного управления. Местное управление. Появление выборных органов местного самоуправления.Система кормлений изжила себя к середине 16 в. и была реформирована либеральным правительством. Самим гражданам предоставлялось право избирать органы местного самоуправления, что было значительным шагом по пути демократизации государственного строя. На территории страны создавались два типа учреждений – земские и губные избы. К деятельности и этих органах привлекались свободные, неопороченные по суду граждане, избираемые населением.Земские избы действовали в волостях, иногда и в уезде, в их состав входили излюбленные головы (позднее старосты), земский дьяк и лучшие люди (целовальники или земские судьи), от 2 до 10 человек (в зависимости от размеров волости или уезда). Избирались они на неопределенный срок, чаще всего на 1–2 года (хорошо работал – оставался, плохо – смещали). Компетенция земских органов была обширной: все ветви управления – полицейское, финансовое, судебное – сосредоточивались в их руках.Особенно интенсивно земская реформа проводилась на черносошном севере, где рано развились товарный обмен, крестьянское предпринимательство и торговля. Предпринимательские слои и составляли костяк новой земской администрации, которая в свою очередь опиралась на выборных представителей общин: сотских, старост и др. Губные органы стали устанавливаться с 30-х гг. 16 в ещё при наместничьем правлении, уничтоженном в 1555 г. Эти выборные органы вводились сначала не везде, а только в ряде мест, по просьбам населения («по грамотам»), для борьбы с профессиональными разбойничьими шайками, наводнившими страну во время малолетства Ивана Грозного. С середины 16 в. были выделены губные округа, в которых избирались губной староста (из грамотных дворян или детей боярских), губной дьяк и до 4 целовальников, составлявших штат губной избы. В их ведении находились уголовные дела, в том числе полицейские (поимка преступников), судебные, заведование тюрьмами. Впоследствии, в ряде мест, в особенности в центральных уездах, где сильна была поместно-вотчинная система, губные органы сосредоточили в своих руках все местное управление. Во второй половине 16 в. в некоторых областях, преимущественно пограничных, вводится воеводское правление. После Смуты оно становится всеобщим, соединяя в своих руках административную и военную власть, а также контрольные функции по отношению к местному самоуправлению. Согласно царским наказам воеводы должны были «беречь накрепко, чтоб мужики – горланы богатые середним и молодчим людем продажи ни чинили и лишних поборов не сбирали». Контроль перерастает постепенно в подчинение губных властей воеводскому правлению. Назначенный царем воевода еще и дублирует действия губного старосты. Правительство некоторое время колебалось, немогло решить, какой из этих форм управления отдать предпочтение. Итак, централизация государства повлекла за собой серьезные изменения в аппарате управления, дворцово-вотчинная система полностью себя изжила, а приказная способствовала укреплению власти государя, готовила государство к периоду абсолютизма. Приказы возникли без законодательной основы,то есть спонтанно, по мере надобности. Они исчезали и появлись, дробились и выделялись в самостоятельные приказы,за 17 в. Было зафиксировано до 80 приказов, постоянно действовали до 40.Также не было строгого разграничения между приказами,помимо этого,все приказы являлись еще и судебными.Пркиазы делились по роду дел,классам лиц и территории на 6 групп:Первую группу составляли органы дворцово-финансового управления: уже упомянутые Дворцовый (или приказ Большого Дворца) – ведомство бывшею дворецкого, управлявший людьми и территориями, обслуживавшими дворец; Приказ Большой Казны, осуществлявший сбор прямых налогов и ведавший монетным двором, Конюшенный; Ловчий и др. Позже добавились ещё 2 важных приказа: Приказ Большого Прихода, собиравший косвенные налоги (торговые пошлины, мостовые и прочие деньги), и Приказ счетных дел – своеобразное контрольное ведомство. Вторую группу составляли органы военного управления: Разрядный приказ, ведавший служилым населением, который разделился вскоре на: Стрелецкий, Казачий, Иноземный, Пушкарский, Рейтарский, Оружейный, Бронный и др. В третью группу входили: судебно-админичтративные, для которых судебная функция была главной: Поместный приказ (распределение и перераспределение поместий и вотчин, тяжбы по имущественным делам); Холопий: Разбойный (с 1682 г. Сыскной) уголовно-полицейские дела, тюрьмы; Земский осуществлял полицейское и судебное руководство населением Москвы. К четвертой группе отнесем органы областного управления, создававшиеся по мере присоединения к Москве новых территорий: в XVI в. Московская, Владимировская,Дмитровская. Рязанская четверти (по числу 4), в XVII в. их число увеличилось до 6 и более, к ним прибавились наряду с другими Сибирская четверть (Сибирский приказ), приказ Малороссийский. Органы специальных ветвей управления могут быть объединены в пятую группу: Посольский, Ямской (почтовая гоньба), Каменный (каменное строительство и каменные сооружения),Книгопечатный (со времен Ивана Грозного), Аптекарский, Печатный (государственная печать) и др. Наконец, последнюю, шестую, группу составляли ведомства государственно-церковного управления: Патриарший двор. Приказ церковных дел, Монастырский приказ. В свою очередь, Н.В.Устюгов делит приказы в зависимости от выполняемых функций и компетенций на государственные и дворцовые. Первые он подразделял на приказы, осуществлявшие задачи внутренней и внешней политики. Приказы, осуществлявшие задачи внутренней политики он делит на приказы с общегосударственной и областной компетенцией. Приказы с общегосударственной компетенцией в свою очередь делятся на административные, финансовые и судебные. Возникшие в конце 15 и в первой половине 16 в. приказы отражали определенные тенденции в развитии государства. Все приказы обладали финансовой компетенцией (сбор и расходование государственных средств).Исключительная компетенция в финансовой сфере и в вопросах управления государственным имуществом принадлежала только трем приказам (Казенному, приказам Большого прихода и Большого дворца). Особенность юридического статуса последнего ведомства заключалась в том, что Большой дворец распоряжался поступлениями и расходованием средств на обеспечение лично царя и членов его семьи. В компетенцию Разбойного и Земского приказов, возникших в ходе реформ 30-50-х гг.16 в входило расследование тяжких уголовных преступлений, суд и исполнение приговоров по ним на территории всего государства и в Москве. Разрядный приказ обеспечивал планирование, учет и осуществление назначений должностных лиц на территории всего государства, являясь своеобразным «отделом кадров» государства. Наконец, приказ Холопьего суда обеспечивал защиту прав холопов, древнейшего непривилегированного сословия, и холоповладельцев. Создание приказа отражает важное направление в развитии государства - регулирование отношений между сословиями. Приказы, созданные во второй половине 16 - начале 17 вв в большей степени характеризуют определенные тенденции в развитии государства, носят более системный характер. Особым юридическим статусом был наделен Челобитный (Челобитенный) приказ, осуществлявший функции высшей аппеляционной инстанции по судебным и административным делам, решенным в любом другом приказе. Обращение в Челобитный приказ было равносильно обращению непосредственно к монарху.Принципы устройства приказа и основы его деятельности не отличались от любого прочего приказного ведомства. Во второй половине XVI в. были созданы два новых финансовых приказа: приказы Новой и Новгородской четвертей. Новым элементом в компетенции этих приказов стали ограничение сбора налогов определенной территорией и сословно-наградной принцип расходования средств. Сословный принцип стал более последовательно использоваться при формировании приказной системы.Рост значения сословного признака в разграничении компетенции приказов характеризует увеличение роли государства в регулировании общественных отношений. В первой половине 17 в. появляются новые финансовые приказы: приказ Большой казны и новые четвертные приказы. Приказ сбора пятинных и запросных денег обладал особым юридическим статусом. Он формировался согласно решениям Земского приказа о сборе чрезвычайных налогов; ему же приказ был подотчетен. Руководителями приказа,которых назначали на Земском соборе были только его члены. Важное общегосударственное значение имел приказ «что на сильных челом бьют». Приказ имел исключительные функции рассмотрения жалоб на высокопоставленных должностных лиц, проведение следственных мероприятий, судов, и исполнение приговоров. Важнейшим сословным приказом, возникшим в первой половине 17 в стал Иноземский приказ, осуществлявший функции управления, обеспечения (денежного и поместного) и суда над иностранными подданными и лицами, перешедшими в русское подданство, а также координировал действия других приказов в отношении указанных лиц. Компетенция приказов ограничивалась управлением церковным имуществом и судом над церковнослужителями. Новые приказы, возникшие во второй половине 17 в связаны не только с конкретными историческими событиями, но и отражают общие тенденции в развитии государственного механизма. Активная внешнеполитическая деятельность России во второй половине 17 в длительная русско-польская война (1654-1667 гг.), присоединение Украины - все это стало причинами появления ряда приказных учреждений, компетенция которых состояла в управлении определенной территорией. Указанные причины обусловили создание ряда новых военных отраслевых приказов. Социальные функции государства были реализованы в создании в 1670 г. приказа строительства богаделен. Абсолютистский характер власти наиболее ярко проявился в создании в 1654 г.Тайного приказа. Приказ занимал особое место в структуре управления. Приказ «тайных государевых дел» не имел определенной компетенции. Тайный приказ занимался теми вопросами, которые на данный момент интересовали лично царя,являлись своеобразной «личной канцелярией царя». Административно-судебная компетенция Тайного приказа распространялась на дела о политических и религиозных преступлениях. Анализ динамики создания новых приказов на протяжении 16 - 17 вв. выявляет тенденции к усилению государственного регулирования различных сторон жизни общества. Важным представляется то, что к концу 17 в. среди вновь созданных приказов нет таких ведомств, компетенция которых определялась бы признаком принадлежности к определенному сословию.

Заключение
Переход к сословно-представительной монархии ознаменовался существенными изменениями в государственном аппарате, связанными с централизацией государства и сосредоточением власти в лице государя. Важнейшим из них было возникновение представительных органов и переход к новой приказной системе управления. Приказная система управления оказала заметное воздействие на традиции российской государственности. Система приказов - органов центрального отраслевого управления продолжала развиваться и усложняться. Постепенно сложилась разветвленная система приказов. Их число значительно увеличилось, выросли штаты, более четко определились компетенция, порядок делопроизводства. Дворянская чиновная бюрократия, специальный (общегосударственный) аппарат управления, становившийся громоздким, начинал играть все более важную роль в политической жизни страну. В первой половине 17 века возросла роль и компетенция земских соборов. В них участвовали царь, боярская дума, церковный собор. Представительство групп населения в них было по призыву (без выбора) и по выбору.Сословия делились на разряды, разряды на статьи. Но самостоятельного значения эти соборы не имели. Поэтому не было и классической сословно-представительской монархии западного образца. Существовавшая в России сословно-представительная монархия с Боярской думой, приказами и воеводами к концу 17 века не соответствовала социально-экономическому строю страны. Задачи внешней политики, развитие мануфактурной промышленности, внутренней и внешней торговли,борьбы с преступностью требовали неограниченной самодержавной власти, более стройной и гибкой системы бюрократического аппарата государства в центре и на местах.

Список используемой литературы

1. Байнова, М.С. История государственного управления в России / М.С. Байнова. - М.: Дашков и Ко, 2008. - 235 с.

2. Быстренко, В. И. История государственного управления и самоуправления в России. - М.;Новосибирск: ИНФРА-М;Изд-во НГАЭиУ, 1997. - 90 с.

3. Государственное управление в России / Под ред.А.Н. Марковой. - 2-е изд.,перераб.и доп. - М. : ЮНИТИ-Дана, 2007. - 332 с.

4. Дворниченко, А.Ю. История России / А.Ю. Дворниченко. - М.: Проспект, 2008. - 469 с.

5. Захаревич, А В. История отечества / А.В. Захаревич. - 2-е изд. - М.: Дашков и Ко, 2006. - 755 с.

Расширение территории государства и усложнение его деятельности обусловили постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового приказного управления.

Система управления подразделялась на две части . Одну составляло собственно управление дворца, во главе которого стоял дворецкий (дворский), который ведал также пашенными княжескими крестьянами. Другую часть образовывали так называемые «пути», обеспечивавшие специальные нужды князя и его окружения: сокольничий, ловчий, конюшенный, стольничий, чашничий и т. п. Для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути не только ограничивались сбором тех или иных продуктов, но и выступали как административные и судебные органы.

Возрастали также компетенция и функции системы дворцово-вотчинных органов. Из органов, обслужи-вавших личные нужды князя, они перерастали в общегосударственные учреждения, выполнявшие важные задачи по управлению всем государством. Таким образом, дворецкий с XV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением церковных и светских феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении теряло характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную службу. При этом усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата.

Из состава дворцовой службы выделилась великокняжеская казна, также была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными подразделениями.

Система кормлений. Во главе административных единиц стояли должностные лица – представители центра. Уезды возглавлялись наместниками – волостелями. Эти должностные лица содержались за счет местного населения – получали от него «корм», т. е. проводили натуральные и денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины. Кормление было одновременно государственной службой и формой вознаграждения княжеских вассалов за их службу.

Кормленщики были обязаны не только управлять соответствующими уездами и волостями, но и содержать свой аппарат управления (тиунов, доводчиков и др.), иметь свои военные отряды. При этом кормленщики не были лично заинтересованы в делах управляемых ими уездов или волостей, поскольку их назначение было сравнительно краткосрочным – на год-два. Все интересы наместников и волостелей сосредоточивались на личном обогащении за счет законных и незаконных поборов с местного населения. От системы кормлений особенно страдали мелкие вотчинники и помещики, которые не могли самостоятельно обезопасить себя от «лихих» людей. Поднимающееся дворянство было также недовольно системой кормления, поскольку доходы от местного управления шли в карман бояр и кормление обеспечивало боярству большой политический вес.

Общая характеристика Псковской судной грамоты

Общая характеристика

Псковская судная грамота датируется концом XV в. В отличие от Русской Правды восполняет существенные пробелы в области гражданского права, что определялось развитием товарно-денежных отношений в Пскове.

Гражданское право. Имущество разделялось на движимое – «живот», и недвижимое – «отчина». Способами приобретения права собственности являлись договоры и наследование, известны также находка и приплод, упоминается давность владения. Право на чужие вещи представлено «кормлей» – пожизненным правом пользования недвижимостью.

Упрощалась процедура заключения договора. Основным способом заключения договора была запись – письменный документ, копия которого сдавалась в архив. Записью оформлялись договоры купли-продажи земли, хранения, займа на большие суммы, поручительство; при помощи записи оформлялось завещание. Оформление договоров на незначительные суммы (займы до 1 рубля) осуществлялось при помощи доски – неформального письменного документа. Сохранялась и устная форма заключения сделок, в этом случае требовалось четыре-пять свидетелей.

При наследовании по закону имущество переходило родственникам умершего, которые совместно с ним вели хозяйство. Завещание оформлялось в письменной форме и удостоверялось священником. При отсутствии близких родственников имущество могло быть завещано дальним, а также людям, не состоявшим в родстве с завещателем.

Уголовное право. Общее понятие преступления расширилось в сравнении с Русской Правдой: преступными считались всякие деяния, запрещенные уголовной нормой. Изменилась система преступлений: появляются государственные преступления, преступления против порядка управления и суда, должностные преступления.

Имущественные преступления существенно расширилась, в то же время значительно меньше, чем в Русской Правде, представлены преступления против личности, вероятно, потому, что в Пскове продолжала действовать и Русская Правда.

Известны только два вида наказания – смертная казнь и штраф, конкретные виды смертной казни не определялись. Штрафы взимались в пользу князя, часть суммы поступала в казну Пскова. Одновременно с выплатой штрафа виновный должен был возместить ущерб.

Процессуальное право. Продолжал существовать состязательный процесс, вместе с тем развивались и следственная, розыскная формы процесса. Существовал институт досудебной подготовки дела – свод, при этом подробно свод не регламентировался, действовали нормы Русской Правды.

На процессе допускалось представительство сторон, при этом запрещалось должностным лицам выступать в качестве представителя стороны.

Большое значение имели доказательства, серьезную роль играли письменные доказательства, а также свидетели. Вводился новый вид ордалий – судебный поединок, «поле», подробно рассматривался порядок проведения поединка, правила замены стороны в нем наемным бойцом. Процесс был устным, но решение выносилось в письменном виде, при выдаче его взимались судебные пошлины.

Судебник 1497 г.

Судебник 1497 г. внес единообразие в судебную практику Русского государства, закрепил новые общественные порядки, внес ограничения в судебную деятельность кормленщиков, положил начало всеобщему закрепощению крестьян.

Гражданское право. Полностью исчезает самостоятельная общинная собственность на землю. Земли общин переходили в руки вотчинников и помещиков, включались в состав княжеского домена. Более четко оформлялось вотчинное и поместное землевладение. Собственник вотчины обладал почти неограниченным правом на нее, в то же время князь мог отобрать вотчину вассала. Поместье же давалось сеньором своим вассалам только на время службы.

Великокняжеский домен разделялся на земли дворцовые – крестьяне которых несли барщину или оброк и управлялись представителями дворцовой власти, и чернотяглые – крестьяне платили денежную ренту и подчинялись общегосударственным чиновникам.

Обязательствам уделяется меньше внимания. Упоминаются договоры займа, купли-продажи и личного найма. Более четко выделяются обязательства из причинения вреда.

Мало изменилось наследственное право. При наследовании по закону наследство получал сын, при отсутствии сыновей – дочери. Дочь получала как движимое имущество, так и земли. В случае, если дочерей не было, наследство переходило ближайшему из родственников.

Уголовное право. Понятие преступления в Судебнике отлично от Русской Правды. Под преступлением – «лихим делом» – понимались всякие действия, которые так или иначе угрожали государству или господствующему классу в целом и поэтому запрещались законом. Холоп рассматривался уже как человек, способный самостоятельно отвечать за свои поступки и преступления. Усложнялась и система преступлений, появились государственные преступления: крамола и подым. Мерой наказания за государственные преступления устанавливалась смертная казнь.

Предусматривалась развитая система имущественных преступлений: разбой, татьба, истребление и повреждение чужого имущества. Из преступлений против личности упоминается убийство (душегубство), оскорбление действием и словом.

В наказании на первое место выступила цель устрашения, появились новые наказания – смертная и торговая казнь (битье кнутом на торговой площади). Предусматривались также лишение свободы и членовредительство (ослепление, отрезание языка).

Процессуальное право. Изменилась система доказательств. Все свидетели именовались послухами, допускается свидетельство холопов. В качестве доказательств допускались разного рода документы. Доказательством по-прежнему считалась присяга, признавалось также «поле» – судебный поединок, однако в XV в. применение «поля» все больше ограничивалось и в XVI в. постепенно прекратило свое существование.

Наряду со старой формой суда (состязательного процесса), предусматривалась и новая форма судопроизводства – розыск. Розыск отличался тем, что суд сам возбуждал, вел и завершал дело по собственной инициативе. Главным способом «выяснения истины» при розыске являлась пытка.