07.07.2019

Формирование дворцово вотчинной системы управления относится к. Дудкина Л.В. История государства и права России Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления. Что будем делать с полученным материалом


А.Н. Косыгиным сразу же были предложены меры по экономическим преобразованиям, в основе которых лежали новые методы планирования и новые принципы экономического стимулирования.

Хозяйственная реформа разрабатывалась группой экономистов под руководством Либермана. Дать толчок дальнейшему развитию производства, должна была интенсификация и введение на предприятиях элементов хозрасчета. Было прекращено давление на предприятия сверху, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, создавались фонды материального стимулирования, выдавались кредиты для финансирования промышленного строительства, не допускалось изменение планов без согласования с предприятием.

На первом этапе были достигнуты значительные результаты. Восьмая пятилетка стала самой успешной за послевоенные годы. Объём производства вырос в 1,5 раза, построено 1900 крупных предприятий.

В 1972 году основные средства от легкой промышленности стали направлять на развитие оборонного комплекса. Делались попытки внедрения новых методов работы (бригадный подряд), закупалось импортное оборудование.

Для успешного продолжения реформ требовались новые подходы. Но большинство лидеров экономики не могли отказаться от привычных методов управления, что привело к свертыванию преобразований.

Система отторгала все инициативы «снизу» оживить экономику. Многие хозяйственники заботились не об умножении национального достояния, а о том, чтобы в изделие вложить максимум труда и материалов и подороже продать его государству.

Существующий механизм хозяйствования противодействовал внедрению достижений науки и техники в производство.

Срок освоения новой продукции растягивался на десятилетия. Нарастали дефицит государственного бюджета, внешний финансовый долг. Сказывалась непоследовательность в проведении реформирования.

В 70-е годы приток «нефтедолларов» сглаживал провалы в экономическом развитии. Это позволило оставить в неприкосновенности систему директивного управления.

В дальнейшем падение спроса на природное топливо привело к падению цен на нефть и газ, что ударило по советской экономике. Темпы роста упали в 3 раза, к началу 80-х гг. экономика страны находилась в критическом состоянии.

Руководство страны предпринимало усилия по стабилизации положения в сельском хозяйстве. Перераспределялся национальный доход в пользу села, списывались долги, повышались закупочные цены, проводилась комплексная механизация, химизация и мелиорация земель.

В 70-е гг. была сделана ставка на агропромышленную интеграцию – кооперирование колхозов и совхозов в АгроПромОбъединения с обслуживанием их отраслями промышленности. Для этой цели в 1985 году создали ГосАгроПром. Несмотря на все усилия, сельское хозяйство оставалось слабейшей отраслью экономики. Потери продукции составляли до 40 %. Экономический кризис села усугублялся несправедливым обменом между городом и деревней. Жесткое бюрократическое управление гасило инициативу крестьян.

Процесс изменения уровня жизни народа в этот период протекал противоречиво. С одной стороны, существенные успехи были достигнуты в решении жилищной проблемы. К началу 80-х гг. 80% семей имели отдельные квартиры, с другой, – резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Значительно урезаны расходы на здравоохранение. Была выпущена огромная денежная масса, не подтвержденная качественными товарами. В результате сложился дефицит на товары.

Но, несмотря на большие издержки, в стране было достигнуто относительное благополучие по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это создало видимость социальной стабильности.

Внешняя политика СССР в 1960 – 1980 гг. Советское руководство в области международных отношений и внешней политики последовательно придерживалось решения трёх важнейших задач:

Задача 1. Устранение угрозы распада социалистического лагеря и его тесное сплочение в политическом, экономическом и военном отношении. Реализация этой внешнеполитической задачи осуществлялась в соответствии с доктриной ограниченного суверенитета, получившей на Западе название «доктрина Брежнева». Её сущность заключалась в том, что в случае возникновения опасности для социализма со стороны империалистических сил все социалистическое содружество должно выступить единым фронтом и оказать слабому социалистическому звену, то есть конкретной стране, братскую помощь, в том числе и военную.

Эта доктрина была использована в период кризиса в Чехословакии, когда войска Организации Варшавского договора (ОВД) в августе 1968 года вошли на её территорию, нейтролизовали антисоциалистические выступления и приостановили демократические преобразования.

Сложные отношения были с Китаем. В конце 1960-х гг. они стали просто напряжёнными, что привело к пограничным конфликтам. Наиболее серьёзное военное столкновение произошло в марте 1969 года на острове Даманский на Дальнем Востоке, где наши потери составили более 150 человек. Всё это заставило СССР держать крупные вооружённые формирования около советско-китайской границы.

Задача 2. Поддержка коммунистических, национально-освободительных и просоветских движений и режимов. Брежневское руководство пыталось продолжить линию на объединение международного коммунистического движения. В Москве прошли два совещания коммунистических и рабочих партий (1965, 1969), цель которых заключалась в выработке единой стратегии классовой борьбы против мира капитала. Но кризис мирового социализма показал истинное положение вещей, что резко уменьшило привлекательность коммунистического движения в капиталистических странах. Отчетливо это проявилось в конце 1980-х гг., так как не стало ни силы примера, ни материальной подпитки из СССР.

Советский Союз стремился расширить своё геополитическое влияние за счет стран «третьего мира». Оказывалась военная и экономическая помощь режимам Ливии, Сирии, Ирака, Эфиопии, Анголы, Мозамбика, Южного Йемена, которые заявляли о своей социалистической и просоветской ориентации.

В контексте мировой политики такая деятельность рассматривалась как перманентная борьба двух систем в рамках холодной войны и расширение социалистического влияния на земном шаре. Как и международное коммунистическое движение, эти действия впоследствии окажутся иллюзией.

3. Нормализация отношений между Востоком и Западом, получившая название «разрядка международной напряженности». В значительной степени это базировалось на военном паритете СССР – США, ОВД – НАТО и осознании мировыми политиками невозможности победы в атомной войне.

В начале 1970-х гг. советское руководство выдвинуло Программу мира, в которой содержались предложения о запрещении оружия массового поражения, сокращении запасов ракетно-ядерных вооружений, ликвидации военных очагов и прекращении военных конфликтов в различных регионах мира, обеспечении безопасности в Европе, решении спорных вопросов между государствами только путём переговоров.

Основными дипломатическими компонентами разрядки были:

- подписание в 1970 году договора между СССР и ФРГ о нормализации отношений;

- заключение в 1971 году четырёхстороннего соглашения по Западному Берлину, согласно которому подтверждалась необоснованность территориальных и политических претензий ФРГ на Западный Берлин;

- улучшение взаимоотношений между СССР и США. В 1968 году был подписан договор о нераспространении ядерного оружия, к которому присоединились большинство государств. Кроме того, СССР и США заключили договор об ограничении систем противоракетной обороны (1972), а также два соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений ОСВ-1 в 1972 году и ОСВ-2 в 1979 году;

- успешное проведение в 1972 – 1975 гг. многоэтапного Европейского совещания по безопасности и сотрудничеству, завершившегося 1 августа 1975 года подписанием в столице Финляндии Хельсинки Заключительного акта руководителями 33 государств Европы, а также США и Канады. В нём были зафиксированы принципы равноправия, нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела, приоритета прав человека, свободы информации и передвижения.

Следует отметить, что последние положения стали международно-правовой базой диссидентского движения в СССР и активно поддерживались Западом.

В конце 1970-х – начале 1980-х гг. разрядка сменилась новым обострением международных отношений и конфронтацией. Это объяснялось сохранением противоборства между Востоком и Западом и гонкой вооружений, вводом в декабре 1979 года советских войск в Афганистан, размещением в Европе нового поколения советских и американских ракет среднего радиуса действия, выдвижением США стратегической оборонной инициативы (СОИ), или программы «звёздных войн».

Повлиял на это и инцидент, который произошел в районе Сахалина, где в ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 года был сбит южнокорейский пассажирский самолет, нарушивший воздушное пространство СССР. Президент США Рональд Рейган объявил СССР «империей зла», и противостояние резко усилилось. Таковы были реалии продолжавшейся холодной войны.


Похожая информация.


Авторитет Хрущева был подорван экономическими неурядицами и бесконечными реорганизациями управления. Введенные XXII съездом в 1961 г. предельные сроки пребывания в партийных органах не устраивали руководителей. От некоторых из них Хрущев без труда избавлялся. В результате руководство партии взбунтовалось и составило заговор против Хрущева. 13 октября 1964 г. он был вызван из Пицунды, где отдыхал, в Москву и прямо отправился в Кремль на заседание Президиума ЦК. Его подвергли жесткой критике, обвинили в создании культа личности, в экономическом авантюризме, в бессмысленных реорганизациях, грубости и хамстве, припомнили его экстравагантные выходки - угрозы "перебить" немцев и "закопать" американцев, стук ботинком по столу на заседании Генеральной Ассамблеи ООН. 14 октября состоялся пленум ЦК, который сместил Хрущева со всех постов. Первым секретарем ЦК избран Л. И. Брежнев, председателем Совета Министров А. Н. Косыгин. Официально было объявлено об отставке Хрущева "по собственному желанию", "в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья". Заодно выявилось, что при Хрущеве в политическую жизнь были внесены элементы законности, и это спасло его самого. При Сталине политическая борьба велась по законам уголовного мира, и поражение означало смерть, теперь же оно влекло за собой только конец карьеры. Хрущев лишился должностей, но оставался на свободе.

Смена власти положила начало новому периоду в жизни советского общества, который вошел в историю как период застоя. В окружение Брежнева вошли Н. В. Подгорный, А. Н. Кириленко, М-С.Суслов, А. Н. Шелепин и-другие. Речь шла не просто о персональном изменении в руководстве, а о смене курса, отходе от идей XX съезда КПСС, повороте в сторону консервации административно-командной системы управления. С реанимацией просталинских позиций нового руководства напрямую связано нарастание застойных явлений во всех сферах жизни общества 1964-1985 гг.

Поворот в политическом курсе брежневского руководства наметился не сразу же после прихода его к власти. Вначале оно действовало под лозунгом исправления волюнтаристских ошибок Н. Хрущева, обеспечения коллективности руководства и "стабильности", на деле означающей отказ от радикальных перемен. Явный поворот к политике консерватизма наметился в 1968 г., когда в Чехословакии предпринималась попытка реформирования экономики, демократизации общественной жизни, превращения социализма в общество "с человеческим лицом". Это напугало советское руководство, и оно решило пресечь опасный процесс, который мог перекинуться и на другие социалистические страны, в т.ч. СССР. В суверенную Чехословакию были введены войска пяти стран-членов Организации Варшавского договора.

Тем временем хрущевские новшества были ликвидированы, промышленные и сельские обкомы и райкомы слиты, совнархозы заменены министерствами. В 1965 г. началась реформа, предполагавшая расширение материального стимулирования и самостоятельности предприятий, а также введение хозрасчета. При этом, однако, не шла речь о реставрации рыночных отношений, пусть даже в форме "социалистического рынка", проповедуемого тогда чешскими и венгерскими экономистами, а также о самоуправлении по югославскому варианту. На предприятиях были введены новые показатели - объем реализованной продукции, прибыль, рентабельность. но они не давали желаемых результатов. Поощрительные фонды не смогли должным образом стимулировать рабочую силу из-за недостаточности их объемов, а использование фонда на социальные нужды затруднилось из-за неразберихи в планировании.

Реформа была свернута уже в конце 60-х годов после чехословацких событий. Руководство опасалось, что экономическая либерализация может повлечь за собой политическую. Оно выступало за укрепление нейтралистских начал, министерств и ведомств, которые превратились в монополии и сверхмонополии, превыше всего ставили отраслевые интересы. Это особенно ярко проявилось в искусственном завышении цен на продукцию подчиненных им предприятий. В результате маховик затратного механизма вновь был запущен на полный ход.

Тем не менее, даже такая половинчатая попытка использовать экономические методы хозяйствования позволяла несколько улучшить показатели развития народного хозяйства в восьмой пятилетке (1965-1970гг.). А после того, как реформа была свернута, задания последующих пятилеток чаще не выполнялись, ухудшались все показатели экономического роста. Экономика держалась за счет сырьевых отраслей, прежде всего нефтяной. Экспорт нефти давал более половины дохода от всего советского экспорта. Нефтедоллары позволяли закупать промышленное оборудование на Западе одежду, обувь, мебель в Восточной Европе. Огромные средства вкладывались в сельское хозяйство с тем, чтобы держать на плаву колхозы и совхозы. Показательно, что на приусадебных участках, занимавших 2% обрабатываемых земель, производилась четверть продукции аграрного сектора (кроме зерновых). Не хватало самого необходимого. Дефицит и очереди были повседневным явлением. Несравнимо лучше снабжалась Москва, поэтому изо всех уголков страны люди ездили в столицу за товарами и продуктами.

В живучести административно-командной системы немалую роль сыграли идейно-теоретические факторы. Несмотря на явное отставание, брежневское руководство стремилось абсолютизировать социалистические формы организации общества. В этих целях была выдвинута концепция развитого социализма, представляющая собой апологетику существующего порядка, объявившего его высшим достижением социального прогресса. Концепция обходила стороной недостатки и противоречия системы, стала источником догматизма в теории и застоя в общественной практике. Заявлялось, что в нашем обществе достигнуто "гармоническое развитие всех его сторон: экономической, социально-политической и идеологической". Показное благополучие уводило общество в сторону от наболевших проблем, способствовало консервации пороков существующей системы.

Административно-командная система, экстенсивный путь развития не отвечали потребностям развития общества в эпоху научно-технической революции. Они могли обеспечивать относительный успех в период индустриализации страны, теперь же развитие за счет количественных изменений исчерпало себя. Нельзя сказать, что в советском руководстве этого не понимали. О необходимости интенсификации экономики говорилось на всех съездах КПСС, в постановлениях правительства 70-80-х годов. Проблема интенсификации, увеличения объема производства и национального дохода на каждую единицу затрат - трудовых, материальных и финансовых, могла быть решена прежде всего на пути ускорения НТР. Однако этого не случилось, так как директивная экономика оказалась невосприимчивой к использованию достижений НТР. Поэтому поворота к интенсификации не произошло. Технологическая основа промышленности менялась крайне медленно. Слабым звеном оставалась связь науки с производством. Предприятия не были заинтересованы во внедрении новшеств, им выгоднее было продолжать выпуск ранее освоенной продукции.

Борьба шла не столько за интеграцию науки и производства, сколько за выполнение текущих заданий, нередко любой ценой. Оборудование обновлялось медленно, нарастал процесс старения основного фонда. Страна фактически прозевала очередной виток НТР. Поэтому показатели эффективности производства мало изменялись или даже ухудшались. Среднегодовые темпы роста производительности труда в народном хозяйстве снижались с каждой пятилеткой: они составляли в восьмой пятилетке (1966-1970гг.) 6,8%, девятой (1971-1975 гг.) - 4,6, десятой (1976-1980 гг.) - 3,4, одиннадцатой (1981-1985 гг.) - У/о. Падали темпы роста национального дохода, снижалась фондоотдача.

Причем проблемы эти глубокому анализу не подвергались. У руководства явно не хватало воли и целеустремленности для реализации намеченного курса на интенсификацию. При их обсуждении на XXV съезде КПСС (1976 г.) превалировало благодушное настроение, парадный тон. Признаком явного бессилия стал бессодержательный лозунг, провозглашенный Брежневым на XXVI съезде (1981 г.): "Экономика должна быть экономной", дискредитировавший программу хозяйственной деятельности. Как памятники периода застоя появились грандиозные "проекты века" - подъем российского Нечерноземья, строительство БАМа, поворот северных рек; разрабатывались впечатляющие программы - продовольственная, энергетическая, мелиоративная и др. Но решающих перемен в жизни не происходило. Многие решения и постановле-. ния правительства принимались формально, в лучшем случае из десяти выполнялось одно-два. ,

В результате к началу 80-х годов появились признаки кризисного состояния экономики. Среднегодовые темпы прироста национального дохода составляли: в восьмой пятилетке - 7,7%, девятой -5,7, десятой - 4,2 , одиннадцатой - 3,5% , то есть темпы экономического роста в эти годы едва покрывали прирост населения, а к середине 80-х годов они снизились почти до нуля.

Серьезным признаком застоя в экономике было неэффективное использование материальных, сырьевых и энергетических ресурсов. В отличие от развитых стран наше государство не сумело приспособиться к новой экономической ситуации, осуществить переход к энергосберегающим технологиям. На производство единицы национального дохода в СССР расходовалось в 2 раза больше сырья и материалов, чем в развитых странах. Оставалась низкой производительность труда: она была ниже, чем в США, в промышленности в 2 раза, сельском хозяйстве - в 5 раз. Страна имела заметные успехи лишь в военной промышленности, всегда являвшейся приоритетной.

Сложная ситуация сложилась в сельскохозяйственном производстве. Начиная с 1965 г. прилагались определенные усилия к развитию сельского хозяйства: резко возросли ассигнования, в два раза поднялись закупочные цены на сельхозпродукцию, возросла энерговооруженность труда, введено пенсионное обеспечение колхозников. Темпы роста валовой продукции здесь несколько улучшились и составили в восьмой пятилетке 21%, затем они снизились в девятой до 13%, десятой - до 9, одиннадцатой - до 6%. При всех поворотах государство сохраняло за собой механизм изымания из аграрного сектора потребных ему средств путем повышения цен на технику, удобрения, комбикорма и т.д. Производство всех видов животноводческих продуктов, кроме яиц, было для хозяйств убыточным.

Сохранение приоритета промышленности вело к разорению не только колхозов и совхозов, но и страны, которая вынуждена была в больших размерах закупать продовольствие за рубежом. За 1970-1987гг. импортные закупки мяса и мясопродуктов возросли в 5,2 раза, рыбы и рыбопродуктов - в 12,4 , растительного масла- в 12,8, зерна - в 13, 8, сахара - в 6,9 раза.

Дефицит сельскохозяйственной продукции усугублялся её огромными потерями на всем пути от поля до потребителя. Потери зерна составляли 20%, картофеля - 40%, овощей - 1/3 от произведенного объема.

С особой силой кризисная ситуация проявилась в социальной области. В руководстве советским обществом укреплялся технократический подход, при котором главное внимание уделялось производственным задачам, а социальные проблемы отодвигались на задний план. Утвердился остаточный принцип выделения средств на социальные нужды, то есть те ресурсы, которые оставались после чисто производственных затрат.

При распределении капитальных вложений между отраслями допускалась диспропорция в пользу тяжёлой промышленности. Так было во всех пятилетках. Производство товаров народного потребления всегда отставало. Конечно, некоторый рост благосостояния советских людей имел место. Условия жизни людей по большинству показателей улучшались. В первой половине 70-х годов заработная плата повысилась у 31 млн. рабочих и служащих. В среднем советские люди стали зарабатывать к началу 80-х годов по 150-200 рублей в месяц, вместо 60-70 рублей в начале 50-х годов. Было несколько улучшено обеспечение населения выплатами и льготами за счет общественных фондов потребления.

Однако инфляционные тенденции в экономике привели к повышению розничных цен не только на престижные товары, но и на многие товары массового спроса. Одновременно возрос общий дефицит предметов потребления, обострилась проблема обеспечения спроса на мясные и молочные продукты, легковые автомобили, строительные материалы и т.д. За 1970-1985 гг. денежная масса в обращении увеличилась в 3,1 раза, в то время как производство товаров народного потребления - всего лишь в 2 раза. В целом происходило реальное повышение уровня жизни людей, но оно отставало от роста потребностей и запросов населения, которые росли более ускоренными темпами.

Одной из самых острых оставалась жилищная проблема. В 70-е годы значительно возрос жилищный фонд страны. Однако очереди на получение жилья не уменьшались. Еще меньше средств направлялось на сооружение социально-бытовых объектов. В запущенном состоянии оставалось здравоохранение. Здесь также уменьшалась доля расходов в бюджете, снижалось качество медицинского обслуживания. Общество "развитого социализма" к началу 1980 г. оказалось на 35-м месте в мире по продолжительности жизни. Почти 50 стран имели более низкую детскую смертность, чем наша страна.

На здоровье населения отрицательное влияние оказывало разрушение природной среды. Диктат центральных ведомств, озабоченных наращиванием новых производств, породил в ряде районов страны чрезмерную концентрацию опасных для здоровья людей объектов. В Башкортостане, например, создавалось большое число химических предприятий, отравляющих ядовитыми выбросами воздух, почву и воду, а через них и жителей гг. Уфы, Стерлитамака и Салавата. 37 городов Российской Федерации были определены как критические для жизни населения.

Заметных изменений к лучшему не произошло и в условиях труда. Численность рабочих, занятых ручным неквалифицированным трудом, оставалась на одном уровне и составляла значительную цифру - около 40% в промышленности, а в строительстве ещё выше.

В национальных отношениях также обострялись противоречия, связанные с нарушением экономических основ равноправия наций, с субъективным подходом к судьбам народов, неучетом национальных условий и традиций, нарушением экологии, ростом числа безработных (Средняя Азия, Казахстан). Рост национального самосознания, повышение интересов к истории своего народа, к его традициям выдавались за национализм. В идеологии господствовало представление о решенности национального вопроса, что порождало благодушие и успокоенность. Теоретические установки на форсированное сближение наций вели к игнорированию национальной культуры, к свертыванию обучения в школах на родном языке и повсеместному переходу на русский язык.

Кризисные явления затронули и политическую сферу. К началу 70-х годов заглохли всякие попытки либерализации режима, напротив, усилилась жесткая регламентированность всей политической жизни. Утвердилась практика прямого партийного командования и подмены функций государственных органов. Политическая система была оформлена новой Конституцией СССР 1977 г. В статье 6 закреплялась руководящая роль КПСС в обществе, что означало её фактическую монополию на власть, порождало у партийных работников представления о своей вседозволенности и непогрешимости. Объявлялось о непрерывном возрастании руководящей роли партии как закономерности развития советской системы.

В условиях отсутствия гласности, контроля за деятельностью аппарата усилились бесконтрольность и безнаказанность чиновников, широко распространились -хищения и взяточничество, приписки и очковтирательство, создались благоприятные условия для роста черного рынка. Капиталы теневой экономики оценивались в 70-80 млрд. рублей. Наиболее пораженными коррупцией и злоупотреблениями оказались торговля, сфера обслуживания, система заготовки, мясная, рыбная промышленность, переработка хлопка, предприятия автосервиса, общественного питания и т.д.

На основе подкупа должностных лиц происходило сращивание уголовного мира с представителями аппарата власти, управления, правоохранительных органов, которые за огромные взятки покрывали преступников, устраняли неугодных и неподкупных лиц. Коррумпированные элементы разложившихся эшелонов власти и управления становились крышей преступных структур. Страну взбудоражили громкое судебное дело фирмы "Океан", по которому был осужден к расстрелу один из заместителей министра рыбного хозяйства СССР; дело бывшего заместителя министра внешней торговли Сушкова и его сообщников; дела бывших руководителей Узбекской ССР Усманходжаева и Худайбердыева; дела бывшего заместителя председателя Совета Министров Молдавской ССР Вышку, некоторых министров и др. Все это вело к падению престижа управленческого аппарата, способствовало нарастанию правового нигилизма, преступности, главное, социальной апатии масс.

Застойные явления, охватившие общество, сопровождались кризисом доверия к власти, крушением официальных идеалов, нравственной деформацией. 50-60-е годы дали импульс духовному очищению, разрушая культовый стереотип массового мышления. В период хрущевской "оттепели" общественное сознание переживало серьезную перестройку, произошло крушение авторитетов. Однако консолидации на базе демократизации и реформирования не произошло, поскольку последние прекратились, и власти начали проводить линию на свертывание либерализации, реабилитацию Сталина, гонения на "инакомыслящих". В этих условиях "шестидесятники" не смогли по своему образу мысли и характеру поступков органически вписаться в существующую систему и вошли в противоречие с приверженцами административно-командной системы. Так углубился духовный раскол общества, возникла духовная оппозиция к власти - диссидентство ("несогласные"). Оно развивалось в условиях, когда были практически перекрыты все возможности легально отстаивать свою точку зрения, идущую вразрез с официальной идеологией. Власти воспринимали диссидентство как опасное течение, "порочащее советский государственный строй", а уличённых в нем лиц привлекали к ответственности по |Е статье 70 УК (агитация и пропаганда с целью подрыва советской власти...).

Оказывая духовное, нравственное сопротивление официальной власти, её идеологии, диссиденты придерживались независимой мысли, самостоятельно осмысливая действительность. А. Солженицын писал: "Наш путь - ни в чем не поддерживать лжи сознательно!" Выражать несогласие, оказывать сопротивление идеологической машине, выступать за соблюдение прав человека было равносильно призыву к свержению режима, так как коммунистический режим неспособен был допускать все это. КГБ под председательством Андропова ответил систематическими репрессиями: одних уволили с работы, других отправили в тюрьмы, лагеря и психиатрические больницы, третьих вынудили эмигрировать под угрозой ареста.

У движения были различные течения и направления, активные и менее активные формы. Наибольшую активность проявляли незначительная часть творческой интеллигенции, некоторые верующие и представители национальных меньшинств. Так, в сентябре 1965 г. были арестованы писатели А. Синявский и Ю- Даниэль за публикацию за границей своих произведений. В феврале 1966 г. они были приговорены к нескольким годам лагерей. Это был первый открытый политический процесс в послевоенный период, задуманный как пример и предупреждение. Последовала реакция в кругах интеллигенции: 63 члена Союза писателей и 200 других представителей интеллигенции обратились с письмом к XXIII съезду, требуя освободить писателей и отдать их на поруки. Так дело Синявского-Даниэля положило начало открытому диссидентскому движению.

За этим процессом последовали другие аресты и осуждения. Были арестованы: А. Гинзбург, который составил "Белую книгу" из протестов против февральского процесса 1966 г.; П.Литвинов и Ю. Галансков, основатель "самиздатовского" журнала "Феникс";

А. Марченко, автор первой книги о лагерях хрущевского периода. С апреля 1968 г. движению удалось начать издание "Хроники текущих событий", которая подпольно выходила каждые два-три месяца. Мужественным был поступок восьми молодых людей во главе с П. Литвиновым, внуком покойного наркома, протестовавших 25 августа 1968 г. на Красной площади против ввода войск СССР и других соцстран в Чехословакию. Они тут же были арестованы и осуждены.

В конце 60-х годов основные течения диссидентов объединились в "Демократическое движение", где были представлены и "подлинный марксизм-ленинизм" (Рой и Жорес Медведевы), и либерализм в лице А. Сахарова, и "христианская идеология" (А. Солженицын). Благодаря двум выдающимся личностям - Сахарову и Солженицыну - диссидентство нашло большее признание за границей, чем в собственной стране. За несколько лет (1967-1973 гг.) благодаря Сахарову и другим личностям вопрос о правах человека в СССР стал международной проблемой первой величины, долгие годы определявшей неприглядный образ СССР в мире. Правозащитное движение стало доминирующим в диссидентстве, и КГБ повел жестокую борьбу против правозащитников.

Репрессии обрушились после ввода в Афганистан в 1979 г. советских войск. Были арестованы члены Комитета в защиту гражданских прав, основанного в 1970 г. А. Сахаровым, члены группы наблюдения за выполнением Хельсинкских соглашений, созданной в 1975 г. по инициативе Ю. Орлова и участники национальных движений Украинской, Армянской, Грузинской и прибалтийских республик. Применялись такие репрессивные меры, как помещение диссидентов в психиатрические клиники ("Дело Григоренко 1969 г.", "Дело Плиуч 1972 г.", "Дело Щаранского 1978 г.); домашний арест А. Сахарова (1980 г.); ссылка и затем изгнание А. Солженицына (1974 г.), последовавшие за исключением его из Союза писателей и присуждением Нобелевской премии по литературе.

Существенный резонанс имели скандалы, вызванные советскими артистами-невозвращенцами, оставшимися во время гастролей за границей и лишенными советского гражданства (Ростропо-вич, Любимов, Нуриев и др.). Значительный масштаб приобрел вопрос об ограничении прав советских евреев на эмиграцию из СССР, в частности, в советско-американских отношениях. Недовольство выражала также часть национальной интеллигенции в республиках, озабоченная политикой русификации.

Боролись лишь диссиденты, они сознательно шли на самопожертвование ради благородных целей - достижения свободы и достойной жизни в обществе. Примеры тому - академик Сахаров, генерал Григоренко, физик Орлов, ученый Ковалев, писатель Солженицын и сотни других. Например, у генерала Петра Григоренко, героя войны, профессора академии Генштаба в личной жизни все было благополучно. После массового расстрела в Новочеркасске в 1962 г. он с другими единомышленниками распространил тысячу листовок за подписью "Голос народа". В феврале 1964 г. его арестовали, направили в психиатрическую больницу, объявили невменяемым, разжаловали из генералов в рядовые.

Генерал протестовал против любого произвола властей, писал ходатайства, требования- Он отстаивал права крымских татар, немцев Поволжья. В 1968 г. он и его друзья в день Конституции (5 декабря) пришли к памятнику Пушкину, молча демонстрируя протест против беззаконий и солидаризируясь с политическими заключенными (с тех пор такие демонстрации стали традицией). В апреле 1969 г. Григоренко поехал в Ташкент на процесс борца за права крымских татар Мустафы Джемилова. Там был он арестован и в этот раз почти шесть лет пробыл в психиатрических лечебницах. Лишь после многочисленных ходатайств, требований и протестов, поступавших из многих стран, в 1974 г. он был освобожден. Выезд в США для лечения был использован властями для лишения Григоренко советского гражданства.

Неравная борьба горстки самоотверженных людей при неведении и безучастности народа велась против огромной государственной машины, имеющей вековые традиции и приемы размалы-вания человеческих жизней. Диссидентское движение, не поддержанное народом, малочисленное, было подавлено. Шансов выжить было мало, но они продолжали неравную борьбу четверть века. Уже в 80-е годы, когда власти заявили на весь мир, что в СССР политзаключенных нет, чекисты поняли это как сигнал к их уничтожению (избивали, прививали туберкулёз, вынуждали пойти на самоубийство).

Западные государства оставались сторонними наблюдателями борьбы правозащитников в СССР. Неподдержанные своим народом, а иногда травимые от его имени, правозащитники много лет в одиночестве подтачивали власть. Когда началась модернизация социалистического общества, правозащитники в восточноевропейских странах пришли к власти (Гавел в Чехословакии, Валенса в Польше, Желев в Болгарии), а в России же борцы с тоталитаризмом оказались не востребованными, тогда как они были нужны как мера совести и как гаранты от произвола властей.

Что из себя представляла власть, которая преследовала лучших своих граждан? Власть дряхлела и в переносном, и в прямом смысле слова. Физическое состояние престарелых руководителей - членов Политбюро (средний возраст их в 1980 г. составлял 71 год) как бы персонифицировало разложение существующего режима. Брежнев после перенесенной им клинической смерти в 1976 г. был тяжелобольным человеком, страдавшим астенией (нервно-психической слабостью) и атеросклерозом мозговых сосудов. Работать он мог лишь час-два в сутки. После обеда он шел спать в специально оборудованную при его кремлевском кабинете спальню, затем смотрел телевизор и т.д.

Прогрессирующая болезнь и абсолютная власть лишили Брежнева способности к критической самооценке. Не управление государством, а коллекционирование наград и титулов стало его главной страстью. Чтобы увековечить его правление, была принята новая Конституция 1977 г., откровенно демагогическая. Мемуары Брежнева, написанные за него журналистами, - "Малая земля", "Возрождение", "Целина" издавались миллионными тиражами и подлежали обязательному и всеобщему изучению и удостоились Ленинской премии. Он получил звание Маршала Советского Союза, в мирное время 5 золотых звезд Героя, высший военный орден "Победа", 8 орденов Ленина и т.д. Брежнев стал героем всех социалистических стран, трижды Героем Болгарии, трижды Героем Чехословакии. Всего он имел только золотых звезд 34, звезд и орденов - около полутора сотни. В народе Брежнева обоснованно прозвали "Звездным Генсеком". Болезнь и беспомощность не ослабили позиций Брежнева в высших органах власти, так как держались они вместе, жили при "коммунизме", видели в его имени залог стабильности своего положения, боялись перемен и всячески укрепляли свою власть.

Брежнев умер 10 ноября 1982 г., генеральным секретарем ЦК и Председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран Андропов. Он занялся укреплением дисциплины и порядка. В декабре 1982 г. две-три недели сотрудники КГБ и МВД совершали облавы в магазинах, банях, кинотеатрах в поисках прогульщиков. Несколько высокопоставленных чинов были обвинены в коррупции и арестованы. Был снят с должности министр внутренних дел СССР Н. А. Щелоков, лишен звания генерала армии, всех наград и в ожидании суда покончил с собой. Коррупция была широко распространена в высших эшелонах власти, где люди по многу лет занимали свои посты и бесконтрольно действовали. Однако кампания оказалась скоротечной из-за болезни Андропова. Он возглавил государство, будучи смертельно больным, с октября 1983 г. не выходил из больницы и 9 февраля 1984 г. скончался. Его преемник К. У. Черненко был традиционно тяжело больным, его краткое правление ничем примечательным не отмечено. Вместе с неудачами с 184 избранием престарелых генсеков падал и престиж страны. Некоторые члены Политбюро сами поняли, что дальше так продолжаться не может, и в марте 1985 г. Генсеком избрали самого молодого - 54-летнего М. С. Горбачева.

На октябрьском Пленуме ЦК в 1964 г. генеральным секретарем ЦК стал Л.И.Брежнев. Председателем Совета министров А.Н.Косыгиным были предложены меры по экономическим преобразованиям, в основе которых лежали новые методы планирования и новые принципы экономического стимулирования.

Хозяйственная реформа разрабатывалась группой экономистов под руководством Либермана. Дать толчок дальнейшему развитию производства должна была интенсификация и введение на предприятиях элементов хозрасчета. Было прекращено давление на предприятия сверху, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, создавались фонды материального стимулирования, выдавались кредиты для финансирования промышленного строительства, не допускалось изменение планов без согласования с предприятием.

На первом этапе были достигнуты значительные результаты. Восьмая пятилетка стала самой успешной за послевоенные годы. Объем производства вырос в 1,5 раза, построено 1900 крупных предприятий.

В 1972 г. основные средства от легкой промышленности стали направлять на развитие оборонного комплекса. Делались попытки внедрения новых методов работы (бригадный подряд), закупалось импортное оборудование.

Для успешного продолжения реформ требовались новые подходы. Однако большинство лидеров экономики не могли отказаться от привычных методов управления, что привело к свертыванию преобразований.

Система отторгала все инициативы «снизу» оживить экономику. Многие хозяйственники заботились не об умножении национального достояния, а о том, чтобы в изделие вложить максимум труда и материалов и подороже продать его государству.

Существующий механизм хозяйствования противодействовал внедрению достижений науки и техники в производство.

Срок освоения новой продукции растягивался на десятилетия. Нарастали дефицит государственного бюджета, внешний финансовый долг. Сказывалась непоследовательность в проведении реформирования.

В 70-е годы приток «нефтедолларов» сглаживал провалы в экономическом развитии. Это позволило оставить в неприкосновенности систему директивного управления.

В дальнейшем падение спроса на природное топливо привело к падению цен на нефть и газ, что ударило по советской экономике. Темпы роста упали в 3 раза, к началу 80-х гг. экономика страны находилась в критическом состоянии.

Руководство страны предпринимало усилия по стабилизации положения в сельском хозяйстве. Перераспределялся национальный доход в пользу села, списывались долги, повышались закупочные цены, проводилась комплексная механизация, химизация и мелиорация земель.

В 70-е гг. была сделана ставка на агропромышленную интеграцию - кооперирование колхозов и совхозов в Агропромобъединения с обслуживанием их отраслями промышленности. Для этой цели в 1985 г. создали Госагропром. Несмотря на все усилия, сельское хозяйство оставалось слабейшей отраслью экономики. Потери продукции составляли до 40 %. Экономический кризис села усугублялся несправедливым обменом между городом и деревней. Жесткое бюрократическое управление гасило инициативу крестьян.

Процесс изменения уровня жизни народа в этот период протекал противоречиво. С одной стороны, существенные успехи были достигнуты в решении жилищной проблемы. К началу 80-х гг. 80 % семей имели отдельные квартиры, с другой, - резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Значительно урезаны расходы на здравоохранение. Была выпущена огромная денежная масса, не подтвержденная качественными товарами. В результате сложился дефицит на товары.

Однако, несмотря на большие издержки, в стране было достигнуто относительное благополучие по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это создало видимость социальной стабильности.

50. Политическое развитие СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг

В период с 1965 по 1985 гг. в целом завершилось складывание советской бюрократической системы, шло постепенное увеличение численности аппарата. Усиливался процесс централизации партийной организации.

Принятая 7 октября 1977 г. новая Конституция (4-я) устанавливала в 6-й статье монопольное положение КПСС в политической системе страны. Конституция в целом носила демократический характер. Однако зафиксированные в ней права и свободы фактически не могли быть реализованы в СССР.

Внутриполитический курс был основан на тезисе о «построении в СССР развитого социалистического общества» и необходимости совершенствования развитого социализма (неосталинизм).

Внешнеполитический курс СССР в 1965–1985 гг. был основан на положении о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу стран соцлагеря. С 1970-х гг. в отношениях между США и СССР, характеризуемые как «разрядка» напряженности.

В 1972 г. ФРГ и ГДР официально признали друг друга, и в то же время состоялся первый визит президента США Р. Никсона в СССР. В 1973 г. в рамках визита Л. И. Брежнева в США было подписано соглашение о предотвращении ядерной войны. В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе при участии глав 33 государств Европы, США и Канады.

После подавления в августе 1968 г. попытки демократического переворота в Чехословакии (Пражская весна) раскол в социалистическом лагере усилился. Это стало причиной новой политики СССР в отношении «союзников», направленной на усиление военной и экономической интеграции в Восточной Европе, что на деле означало ограничение суверенитета стран «народной демократии».

В ряде государств третьего мира утверждаются просоветские режимы. В конце 1979 г. на территорию Афганистана был введен «ограниченный контингент советских войск» для укрепления советского влияния.

Из книги История. Всеобщая история. 11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 14. Общественно-политическое развитие Запада в 1945 – середине 1980-х гг США после Второй мировой войны. Соединённые Штаты Америки после Второй мировой войны стали экономическим и военно-политическим лидером Запада, заявляя о себе как о защитнике всего свободного мира и

Из книги История России автора Иванушкина В В

45. Внешняя и внутренняя политика СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг В общественно-политической сфере последние годы правления И. В. Сталина (1945–1953 гг.) были ознаменованы укреплением тотального контроля над духовной жизнью страны.В военные годы появилась новое

Из книги История России автора Иванушкина В В

46. Общественно-политическое развитие СССР в 1950-х – середине 1960-х гг После смерти И. В. Сталина (5 марта 1953 г.) наиболее влиятельными фигурами в руководстве СССР были:1) Г. М. Маленков;2) Н. С. Хрущев;3) Л. П. Берия.В итоге политической борьбы (март-июнь 1953 г.) – удалось устранить

Из книги История России автора Иванушкина В В

49. Социально-экономическое развитие СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг Пленум ЦК КПСС признал нецелесообразным совмещение обязанностей Первого секретаря ЦК (им стал Л. И. Брежнев) и Председателя совета министров (А. Н. Косыгин). Следующие 20 лет стали периодом наиболее

Из книги История России автора Иванушкина В В

51. Отечественная культура в середине 1960-х – начале 1980-х гг В области образования наблюдалось постепенное снижение уровня подготовки учащихся. В эти годы впервые обозначилась диспропорция между специалистами среднего и высшего звена. Увеличение числа техникумов не

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

Тема 21. СССР в середине 1960-х – 1980-х годов. Нарастание кризисных явлений 21.1. Новое руководство и внутренние проблемы страны Состоявшийся 14 октября 1964 г. Пленум ЦК партии Первым секретарем ЦК КПСС избрал Л.И. Брежнева, Председателем Совета Министров СССР рекомендовал А.Н.

автора Автор неизвестен

71. РАЗВИТИЕ ПРАВА В СЕРЕДИНЕ 1960-х – СЕРЕДИНЕ 1980-х гг. АДМИНИСТРАТИВНОЕ, ЖИЛИЩНОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО Развитие права в середине 1960-х – середине 1980-х гг. характеризуется масштабными кодификационными работами, прежде всего на общесоюзном уровне.Создаются общесоюзные кодексы

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

72. РАЗВИТИЕ ПРАВА В СЕРЕДИНЕ 1960-х – СЕРЕДИНЕ 1980-х гг. ТРУДОВОЕ, ЗЕМЕЛЬНОЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО Развитие права в середине 1960-х – середине 1980-х гг. характеризуется масштабными кодификационными работами, прежде всего на общесоюзном уровне.В 1970 г. вступили в действие Основы

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

73. РАЗВИТИЕ ПРАВА В СЕРЕДИНЕ 1960-х – СЕРЕДИНЕ 1980-х гг. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ, УГОЛОВНОЕ, ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЕ ПРАВО Развитие права в середине 1960-х – середине 1980-х гг. характеризуется масштабными кодификационными работами, прежде всего на общесоюзном уровне.На основе

автора Барышева Анна Дмитриевна

68 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В СЕРЕДИНЕ 1950-1960-Х ГГ Н. С. Хрущеву для окончательного утверждения пришлось преодолевать противодействие со стороны старой гвардии Президиума ЦК партии – В. М. Молотова, Н. А. Булганина, Л. М. Кагановича

Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

7 °CОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В СЕРЕДИНЕ 1960-1980-Х ГГ После отставки Н. С. Хрущева новым лидером страны стал Л. И. Брежнев (1964–1982 гг.).К середине 1960-х гг. СССР подошел к рубежам такого этапа развития, когда на первый план стали выдвигаться процессы следующей ступени

Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

71 ВНУТРИ– И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В СЕРЕДИНЕ 1960-1980-Х ГГ Новому руководству страны во главе сЛ. И. Брежневым предстояло сделать сложный выбор: либо продолжать радикальный курс ХХ съезда по либерализации социалистического режима, грозящий его дальнейшему

автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 71 Общественно-политическое развитие СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг ПЛАН1. Борьба за наследство Сталина.1.1. Изменения в партийном и государственном руководстве.1.2. Политическое соперничество в партии: Март – июнь 1953 г. – Лето 1953–1955 г.2. Начало процесса

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 73 Внешняя политика СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг ПЛАН1. Изменение приоритетов внешней политики.1.1. Курс на мирное сосуществование государств.1.2. XX съезд КПСС о новых тенденциях в мировой политике.1.3. Усилия по созданию системы коллективной безопасности.1.4.

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 75 СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг ПЛАН1. Смена власти.1.1. Факторы смены руководства: Кризисные явления в общественной жизни. – Волюнтаризм Н. С. Хрущева во внутренней и внешней политике. – Недовольства в руководящем партийно-хозяйственном аппарате. – Борьба в

Из книги Всеобщая история. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень автора Волобуев Олег Владимирович

§ 14. Общественно-политическое развитие Запада в 1945 – середине 1980-х гг. США после Второй мировой войныСоединённые Штаты Америки после Второй мировой войны стали экономическим и военно-политическим лидером Запада, заявляя о себе как о защитнике всего свободного мира и