12.03.2019

Относится ли автобус к грузовому транспорту. К какому классу и почему относятся пикапы


Пикапы сейчас широко распространены во всем мире. Производством автомобилей данного класса занимаются, или пытаются заниматься с разной степенью успешности, самые известные автопроизводители. Становление пикапов началось в США, и нужно отметить, что масштабы пикапомании в этой стране до сих пор не уменьшаются. Но вот вопрос: пикап – это легковой или грузовой автомобиль, — остается актуальным и по сей день, особенно, применительно к российским реалиям.

Наверное, чтобы лучше разобраться в данном вопросе, необходимо немного коснуться истории становления и развития пикапов.

Типы современных пикапов

Всего их выделяют 5:

  • Легковые. Собственно, пикапы, которые созданы на базе массовых легковых автомобилей. Если говорить применительно к России, то можно вспомнить пикапы от Lada. В Европе делают Dacia Logan Pickup – то же самое, что Рено Логан.
  • Компакты. Типичным представителем данного типа является легендарный Ford Ranger. После упоминания данной конкретной модели больше добавить и нечего.
  • Среднеразмерные. Долгое время машины данного типа были промежуточным звеном между компактными пикапами и полноразмерными. Сейчас, компакты догнали среднеразмерников, и последние, по сути, престали существовать, как тип. Характерными представителями, чтобы понимать, являются Шевроле Колорадо и Додж Дакота.
  • Полноразмерные. Характеризуются серьезными габаритами: длина – от 5 до 7 метров, ширина – более 2 метров, вместительной кабиной и грузовой частью. В основном, машины данного типа производились и производятся в США всеми теми автостроителями, которые стояли у истоков истории пикапов. По массе и габаритам некоторые пикапы данного типа превосходят небольшие грузовики.
  • Гиганты. Автомобили, выпускаемые ограниченными партиями в маркетинговых целях. Характеризуются очень серьезными габаритами и большой массой – свыше 6 тонн.

Кстати, раз уж речь пошла о массе, то может стоить причислять пикапы к легковым или грузовым машинам, исходя из их характеристик?

Американский «Король дорог» Ford F-650 — самый большой пикап

Так как в России пикапов почти не производят. То стоит обратить внимание на правила растаможки машин данного класса, ввозимых в страну из заграницы.

Что говорят правила?

Таможенники следуют общему правилу: масса более 3,5 тонн или у машины более 2 осей – грузовик. К грузовикам причисляются и пикапы, у которых:

  • площадка для перевозки грузов превышает более чем на половину длину колесной базы;
  • верна формула: Р — (M+Nx68)>Nx68. Р – технически допустимая максимальная масса ТС с грузом, М – масса снаряженного ТС, N – число пассажирских мест.

В остальных случаях, пикап в документах фигурирует, как грузовая машина, управлять которой можно, имея права категории B.

В этом плане показателен ответ МВД департаменту транспорта Москвы. Указанный департамент просил МВД выделить пикапы в отдельную категорию ТС. На это был получен отрицательный ответ. В нем, в частности говорилось, что владельцы пикапов могут в частном порядке перерегистрировать свои машины, как легковые.

Впрочем, нормативные акты и официальные письма министерств и ведомств не всегда учитываются на практике. На форумах владельцев легковых грузовиков можно встретить обсуждение рассматриваемого в данной статье вопроса. Многие выкладывают фотографии своих свидетельств о регистрации ТС, в которых сотрудники ГИБДД что только не пишут в отношении пикапов:

  • легковые прочие;
  • легковой автомобиль пикап;
  • грузовой-бортовой и многое другое.

Так кто ж ты, наконец?

На этот резонный вопрос из произведения Гёте, основываясь на изложенном, можно ответить таким образом: пикапы – неоднородная группа автомобилей. Не даром выделяют целых 5 типов пикапов. Некоторые из них, учитывая их небольшие габариты, малую мощность и прочее, можно считать больше легковыми автомобилями, чем грузовыми. Другие – чистые грузовики.

Наверное, наше МВД поступило, все же, не совсем правильно, отказавшись выделять пикапы в отдельную категорию. Понятно, что лишняя бумажная волокита, которая бы образовалась в случае официального закрепления нового класса автомобилей, никому не нужна. Но так было бы правильнее. Тем более, что понятие пикап устоялось во времени, его приняли автолюбители, и фигурирует оно везде, кроме официальных документов.

Экскурс в историю

Как уже было отмечено, первые пикапы появились в США в начале 20-го века. Они были создавались ведущими компаниями, известными и популярными по сей день: Ford, Chevrolet, Dodge. Строились данные автомобили на базе легковых машин. И это аргумент в пользу того, что пикап – автомобиль легковой. Но смущает тот факт, что их прямое изначальное назначение было таково: перевозка грузов. Первые пикапы – это машины для фермеров и строителей. Суровые, утилитарные.

Только к 80-м годам прошлого века начали создавать пикапы, рассчитанные на молодых автолюбителей. Молодежи всегда был интересен автоспорт, и пикапы стали спортивными машинами, на которых можно устраивать гонки по пересеченной местности. Соответственно, класс пикапов очень сильно приблизился к классу внедорожников: наличие рамы, полный привод и прочее.

В Европе гражданские пикапы начали массово производить после войны. Европейский пикап – это машина, созданная на базе легковушки. А вот азиатские пикапы, в основном японские – это внедорожники. Они, как и японские машины других классов, сразу же начали захватывать американский рынок, скрываясь под псевдонимами. Isuzu Pickup, например, выпускался как Chevrolet LUV.


В СССР все пикапы, серии которых были в основном ограниченными, выпускались на базе легковых автомобилей. Были свои внедорожные разработки у Ульяновского завода, но серийного производства запущено не было. На сегодняшний день, в России производится UAZ Patriot Pickup.

Таким образом, пытаясь определить, к какому классу отнести пикапы, можно выделить два исторически сформировавшихся подхода:

  • в США и Японии пикап – это, как минимум, внедорожник, а может даже и грузовик;
  • в Европе пикап – это модификация легковущки, часто малолитражки.

Чтобы понять двойственную сущность пикапов, исторического экскурса недостаточно. Требуется рассмотреть еще и основные типы современных пикапов.

Автомобиль "Газель" принадлежит организации (далее - Организация) на праве собственности и учтен на балансе как основное средство. Организация находится и уплачивает транспортный налог в Кемеровской области. Согласно данным ПТС марка, модель ТС - 2747-0000010, наименование (тип ТС) - автофургон, категория ТС - "В", мощность двигателя - 106,8 л.с. (78,5 кВт), рабочий объем двигателя - 2890 куб. см, разрешенная максимальная масса - 3500 кг. Автомобиль используется для перевозки грузов. В автомобиле "Газель" имеются кабина с 3 пассажирскими местами и грузовой отсек в виде фургона (без пассажирских кресел).
Какую ставку транспортного налога в данном случае применять - для легкового или грузового автотранспорта?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Из совокупного толкования показателей типа ТС и наименования модели автомобиля "Газель", а также из наличия грузового отсека вытекает признание данного ТС грузовым автомобилем. Такая позиция позволяет исключить налоговые риски.
Однако ввиду отсутствия однозначных определений в нормативных документах Организация может принять решение считать данный автомобиль легковым. Одним из аргументов может быть ссылка на НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Однако эту позицию, скорее всего, придется защищать в суде.

Обоснование позиции:
Транспортный налог устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ ( НК РФ). Ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ, соответственно, в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства (ТС) в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в размерах, указанных в НК РФ. При этом налоговые ставки, указанные в НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно ( НК РФ).
Из указанной нормы также следует, что, помимо мощности двигателя, ставки транспортного налога дифференцируются в зависимости от типа ТС (в том числе автомобили легковые, автомобили грузовые, автобусы, другие самоходные ТС.
На территории Кемеровской области транспортный налог установлен и введен в действие Кемеровской области от 28.11.2002 N 95-ОЗ "О транспортном налоге" (далее - Закон Кемеровской области), который определил ставки налога, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы и основания для их использования (ст. 1 Закона Кемеровской области). В ст. 2 Закона Кемеровской области для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт включительно) определена налоговая ставка 40 рублей на одну лошадиную силу мощности двигателя. Для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт включительно) налоговая ставка составляет 14 рублей на одну лошадиную силу мощности двигателя.
В то же время налоговым законодательством не установлены критерии, исходя из которых возможно отнесение ТС, в частности, к категории легковых или грузовых автомобилей. В связи с этим довольно часто возникают споры между налогоплательщиками и налоговыми органами, которые, учитывая фискальный характер их деятельности, стремятся отнести ТС к той категории (типу), по которой определяется наибольшая ставка налога.
В отличие от показателя мощности двигателя, точные сведения о значении которого можно получить из регистрационных документов на ТС (свидетельство о регистрации и ПТС), абсолютно точно определить показатель категории (типа), к которой принадлежит ТС, не всегда возможно.
Для целей администрирования транспортного налога согласно НК РФ сведения о ТС и лицах, на которых ТС зарегистрированы, поступают в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию ТС, по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В форме сведений о зарегистрированных транспортных средствах, утвержденной Приложением N 1 к Федеральной налоговой службы от 25.11.2015 N ММВ-7-11/545@, предусмотрены показатели "Тип транспортного средства" и "Назначение (категория) транспортного средства", указанные в ПТС.
Налоговая ставка определяется на основании представляемых уполномоченными органами (подразделениями ГИБДД) в налоговые органы сведений о типе транспортного средства (например, легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили и т.д.) ( ФНС России от 02.06.2016 N БС-3-11/2508@).
Для прояснения ситуации попробуем обратиться к Методическим рекомендациям по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй НК РФ, утвержденным приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 (далее - Методические рекомендации), которые в настоящее время действуют в части, не противоречащей НК РФ. Следует учитывать, что Методические рекомендации не относятся к актам законодательства РФ о налогах и сборах, но вместе с тем, являясь внутриведомственными документами, обязательны для исполнения налоговыми органами ( НК РФ, ФАС Центрального округа от 03.04.2006 N А68-АП-279/12-05).
Пунктом 16 Методических рекомендаций предусмотрено, что при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться:
- Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (отменен с 01.01.2017, вместо него в действие введен Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008));
- Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII (далее - Конвенция).
Впрочем, финансовые органы и суды считают, что определить категорию ТС на основании ОКОФ не всегда представляется возможным, так как данный классификатор не предназначен для целей налогообложения и не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем ТС к соответствующим категориям, предусмотренным НК РФ ( Минфина России от 13.08.2012 N 03-05-06-04/137, от 22.11.2005 N , ФАС Северо-Западного округа от 27.06.2013 N Ф07-3229/13 по делу N А56-51178/2012, ФАС Поволжского округа от 08.02.2012 N по делу N Ф55-13540/2011).
Вернемся к упомянутой выше Конвенции. В п. 5 приложения 6 Конвенции перечислены категории ТС. В частности, автомобили, за исключением относящихся к категории А, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, отнесены Конвенцией к категории В.
Совместным МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192 и Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (Приложение 2) утверждена форма паспорта транспортного средства (ПТС), этим же документом утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (Приложение 1) (далее - Положение о ПТС).
В соответствии с п. 28 Положения о ПТС в строке "4. Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)" паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации ТС, установленной Конвенцией.
В строке 2 ПТС "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение ТС, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении типа транспортного средства (ОТТС), Свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного ТС буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других ТС, например ГАЗ 2747 (п. 26 Положения о ПТС).
Согласно п. 27 Положения о ПТС в строке "3. Наименование (тип ТС)" указывается тип транспортного средства. При этом предусмотрено, что под типом транспортного средства понимается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.
Единого мнения насчет того, какие сведения из ПТС необходимо учитывать при определении категории автомобиля в целях уплаты транспортного налога и ставки транспортного налога, нет.
Ранее существовало и в 2007 году поддерживалось Минфином России (смотрите письмо от 29.03.2007 N 03-05-06-04/17) мнение, что принадлежность ТС к категории В автоматически означает, что данное ТС является легковым автомобилем. Такое мнение в прошлом поддерживалось некоторыми судами (смотрите, например, ФАС Западно-Сибирского округа от 03.06.2009 N Ф04-3338/2009, ФАС Московского округа от 03.06.2009 N , от 08.12.2008 N , ФАС Волго-Вятского округа от 15.05.2009 N , ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.03.2009 N А58-3798/08-Ф02-869/09, ФАС Уральского округа от 24.07.2007 N Ф09-5697/07-С3, ФАС Северо-Кавказского округа от 25.12.2006 N Ф08-6558/2006-2712А).
Однако мы не считаем данную точку зрения достаточно обоснованной. Так, в приведенной классификации не употребляются такие понятия, как "легковой автомобиль", "грузовой автомобиль", "автобус" и т.д. Следовательно, однозначно сказать, что, например, фургон не может быть включен в категорию В, нельзя. В Положении о ПТС расшифровка данных понятий также отсутствует, а в Конвенции указанные термины вообще не встречаются.
Финансовое ведомство в настоящее время считает, что категория ТС, устанавливаемая для целей налогообложения, определяется исходя из типа ТС и его назначения (категории), указанных в ПТС на основании ОТТС. При этом основным показателем для целей обложения транспортным налогом принимается тип ТС, указанный в ПТС, так как автотранспортные средства, имеющие одну и ту же категорию, могут иметь разный тип в зависимости от назначения (легковой, грузовой автомобиль или автобус). Смотрите, к примеру, Минфина России от 10.12.2013 N 03-05-06-04/54111, от 13.08.2012 N , от 21.10.2010 N , от 19.03.2010 N , от 01.07.2009 N , от 07.02.2008 N , от 17.01.2008 N .
Существует и судебная практика со схожими выводами (апелляционные определения Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 29.04.2014 по делу N 33-660/2014, СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 08.11.2013 по делу N 33-7121/2013, СК по гражданским делам Липецкого областного суда от 17.07.2013 по делу N 33-1780/2013). В апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 29.04.2014 по делу N 33-660/2014 было отмечено, что категория транспортного средства В в равной степени может быть присвоена как легковым, так и малотоннажным грузовым автомобилям массой до 3,5 тонн. Только по категории нельзя определить принадлежность ТС, в частности, к "грузовым" или "легковым" автомобилям.
Таким образом, мы видим, что для определения категории какого-либо ТС в целях налогообложения следует учитывать совокупную информацию как о типе ТС, так и о его назначении ("категории"), указанных в ПТС.
Можно также обратиться к используемой в настоящее время отраслевой нормали ОН 025 270-66, регламентирующей классификацию и систему обозначения автотранспортных средств. В соответствии с ней подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава. Применение таких заводских реестров практикуется до настоящего времени для ряда моделей, включая автотранспортные средства специализированного и специального назначения ( ФНС России от 15.04.2008 N СК-6-5/281 "О направлении Методических рекомендаций").
Согласно ОН 025 270-66 вторая цифра в обозначении ТС обозначает тип (вид автомобиля):
1 - легковой автомобиль;
2 - автобус;
3 - грузовой бортовой автомобиль или пикап;
4 - седельный тягач;
5 - самосвал;
6 - цистерна;
7 - фургон;
8 - резервная цифра;
9 - специальное ТС.
Из приведенной классификации следует, что рассматриваемое транспортное средство относится к фургонам (вторая цифра - 7), что заставляет нас склониться к мысли, что с большей вероятностью автомобиль следует считать грузовым. Здесь же приведем п. 3 Положения о ПТС (из которого усматривается, что оборудование загрузочного пространства как фургон свойственно грузовым автомобилям): в целях настоящего Положения к полнокомплектным транспортным средствам относятся транспортные средства:
а) грузовые автомобили, оборудованные кабиной, двигателем, кузовом или имеющие иное исполнение загрузочного пространства (седельно-сцепное устройство, кузов-фургон, крановая установка и т.п.);
б) легковые автомобили и автобусы, оборудованные кузовами и двигателями.
Однако в отношении применения отраслевой нормали ОН 025 270-66 при решении вопроса о выборе ставки по транспортному налогу сложившаяся арбитражная практика противоречива и неоднозначна.
Некоторые суды указывают, что отраслевая нормаль ОН 025 270-66 разработана для применения на предприятиях автомобильной промышленности, а не для целей налогообложения, поэтому при определении ставки транспортного налога эта нормаль учитываться не должна (смотрите, например, ФАС Северо-Западного округа от 28.05.2007 N А56-25389/2006, от 18.12.2006 N , от 13.11.2006 N , от 30.05.2006 N , Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2008 N 13АП-3361/2008, решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2008 N А56-33426/2007, Арбитражного суда Рязанской области от 20.11.2006 N А54-4020/2006С8).
Другие суды при вынесении решений принимают отраслевую нормаль ОН 025 270-66 во внимание, правда, сведения, полученные из данного документа, используются судами в совокупности со сведениями, полученными из ПТС и с учетом классификации категорий ТС (А, В, С, D, прицеп) (смотрите, например, от 19.03.2010 N , от 01.07.2009 N , от 07.02.2008 N , от 17.01.2008 N ) приводят ссылки на отраслевую нормаль, но конкретных выводов о возможности ее применения для рассматриваемых нами целей не делают. А в ФНС России от 07.04.2016 N СА-4-7/6024@ со ссылкой на нормаль и Положение о ПТС сделано такое заключение: тип транспортного средства определяется совокупностью одинаковых конструктивных признаков, зафиксированных в технических описаниях, и установленным производителем назначением транспортного средства. При выборе налоговой ставки, по которой следует исчислять транспортный налог для конкретного транспортного средства, необходимо руководствоваться типом объекта налогообложения, сведения о котором переданы регистрирующими органами.
Отметим также, что в от 21.10.2010 N 03-05-06-04/251 Минфин России сообщал, что в соответствии с определением ВАС РФ от 14.10.2010 N ВАС-11908/09 транспортное средство ГАЗ 2705 относится к категории грузовых автомобилей.
В целом, считаем, что из совокупного толкования показателей типа ТС и наименования модели автомобиля "Газель", а также из наличия грузового отсека вытекает признание данного ТС грузовым автомобилем. Тем более что автомобиль используется для перевозки грузов. Такая позиция позволяет исключить налоговые риски.
Однако ввиду отсутствия однозначных определений в нормативных документах Организация может принять решение считать данный автомобиль легковым. Одним из аргументов может быть ссылка на НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Полагаем, что эту позицию, скорее всего, придется защищать в суде.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании НК РФ и , НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

ВОПРОС: Относится ли в целях налогообложения транспортным налогом автомобиль ГАЗ 2705 («Газель», грузовой фургон, имеющий семь посадочных мест) к грузовым транспортным средствам, в каком порядке будет исчисляться транспортный налог за использованием указанного автомобиля?

ОТВЕТ: В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ (НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Согласно ст. 358 НК РФ в качестве категорий транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности, легковые и грузовые автомобили.

В целях администрирования транспортного налога согласно ст. 362 НК РФ сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступают в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В формах сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств (утверждены приказом ФНС России от 17.09.2007 г. № ММ-3-09/536@), предусмотрены показатели «тип транспортного средства» и «назначение (категория) транспортного средства».

Установленное главой 28 НК РФ распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении от 08.11.1968 г. Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как легковые и грузовые автомобили, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров. В ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» указано, что допуск транспортных средств для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Так, документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства, подтверждающий в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства (постановление Госстандарта России от 01.04.1998 г. № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»).

Следовательно, тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия). Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 г., в строке 4 «Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно указанному приказу в соответствии со сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

Таким образом, категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства.

Такой вывод содержится в письме Минфина России от 21.10.2010 г. № 03-05-06-04/251. Кроме того, в соответствии с определением Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 14.10.2009 г. № ВАС-11908/09 транспортное средство ГАЗ 2705 относится к категории грузовых автомобилей .

Аналитический отдел Управления ФНС России по КБР.